Серафима радость моя

Религиозное чтение: молитва начинающаяся словами радость моя в помощь нашим читателям.

>МирТесен

О чём мы думаем то и свершится,…что в мир пошлём, то к нам и вернётся…

ПРОСНУВШИСЬ УТРОМ, МЫСЛЕННО ПРОИЗНЕСИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ СЛОВА ЗАЩИТНОЙ МОЛИТВЫ.

“В сердцах -Господь Бог, впереди -Святой Дух;

Помогите мне с вами день начать,прожить и закончить”

и помилуй меня раба Божьего (имя).

Сними с меня порчу,сглаз и боль телесную навсегда.

Господи милостивый,изгони беса из меня,раба Божьего.

Господи милостивый,исцели меня ,раба Божьего(имя) ” Если у вас появилась тревога за близких,произносите следующую молитву до тех пор,пока не придет спокойствие- Господи,спаси,сохрани,помилуй(имена близких). Все будет у них хорошо. Если у вас на душе тревога и вам кажется,что в жизни все получается не так,как желается, или не хватает сил и уверенности продолжить начатые дела читайте эти защитные молитвы.Они наполнят вас энергией веры и благополучия,окрасят силой небесной и защитят от всех невзгод.Они придадут вам силы и уверенности.

источник Шадрина Галина

Реакции на статью

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Комментарии Facebook
  • © 2007–2017. При использовании материалов упоминание сайта «Познавательный сайт ,,1000 мелочей»» обязательно

С вашего аккаунта зарегистрирована подозрительная активность. Для вашей безопасности, мы хотим удостовериться, что это действительно вы

Молитва Богородице «Нечаянная Радость»

Доброе время суток Всем! Будем рады видеть Вас на нашем видеоканале в ютубе Видеоканал . Подписывайтесь на канал, смотрите видео.

В православии есть большое количество различных образов, которые очень почитаемы и находятся в доме каждого верующего христианина. Но есть и такие, о которых известно не много, но каждая икона несет свой определенный смысл. Для каждой из них есть своя молитва, которую читают в зависимости от сложившейся ситуации. Так, есть молитва иконе «Нечаянная Радость». Она занимает не последнее место среди прочих ликов. Что же нам известно о ней?

Икона Пресвятой Богородицы

С историей данного полотна можно ознакомится в книге «Руно орошенное» Дмитрия Ростовского. Данный рассказ говорит о том, что жил мужчина, который проводил очень греховно свои дни. Тем не менее он ежедневно обращался с молитвой к Богоматери и с глубочайшей верой произносил слова архангела Гавриила «Радуйся, Благодатная!».

Однажды перед выходом из дома на очередное греховное дело он подошел к иконе, чтобы прочитать молитву перед иконой «Нечаянная Радость». Вдруг его тело охватил трепет и он увидел, что изображение начало двигаться. Он присмотрелся к образу и увидел, что у младенца на руках открылись язвы и начали кровоточить. Он обратился с вопросом к Богородице о том, кто это сделал. Она ответила, что он и такие же грешники. И тут грешник начал просить Божью Матерь заступится за него перед своим сыном.

Она дважды обращалась с молитвой к нему, но он оставался непреклонным. Но потом сдался и простил. Грешник поднялся с колен и принялся целовать язвы своего Спасителя. После такого пережитого он начал вести благочестивую жизнь.

Празднования в честь этой иконы происходит 14 мая и 22 декабря. Чаще всего к ней обращаются с такими просьбами:

  • защитить от разных напастей,
  • образумить и поставить на путь истинный сбившихся детей,
  • уладить конфликты и обернуть их к счастливому концу,
  • излечить разнообразные заболевания,
  • помогает найти гармонию внутреннего и внешнего состояния человека,
  • беременным поможет выносить и родить здорового ребенка,
  • о получении давно желаемого,
  • вернуть и отыскать потерявшихся,
  • даровать долгожданных детей и прочие.

Молитва Божьей Матери «Нечаянная Радость»

Есть определенные правила того, как необходимо произносить молитвы:

  • многие говорят о том, что перед началом обращения к лику святого стоит попросить благословения у священника;
  • четких правил для молитвы для молитвы не существует, но есть определенные тексты молитвы, которые желательно знать. Основным требованием есть то, что Вы должны быть сосредоточены на словах, которые произносятся и не отвлекаться на что-либо иное.

О чем просят у святого лика

Перед данным образом можно читать различные молитвы. Каждый найдет ту, которая необходима только ему:

  • молитвенные слова о семье помогутт воссоединится ей, оградится от конфликтов, насилия, вражды,
  • нуждающиеся семьи получат вспоможение,
  • вдовы и скорбящие матери – утешение,
  • обеспокоенные родители – детей, наставленных на праведный путь,
  • от пропавших будет получена счастлива весть,
  • мольба о замужестве поможет отыскать вторую половинку и обрести счастье в браке,
  • молитва о даровании детей поможет забеременеть или принесет счастливую весть о зачатии.

Наиболее часто обращаются с молитвой «Нечаянная Радость» о рождении детей. Многие пары хотят обрести детей, но никак не получается это сделать. Бывает такое, что традиционная медицина бессильна и ничего не помогает. И вот когда уже надежда практически потеряна, на помощь может прийти именно эта икона.

Если же долгожданная беременность сразу не наступает, то не нужно расстраиваться. Может просто родители еще не готовы или время еще не пришло. Но не стоит опускать руки.

«О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим — милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду.

О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым — заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием.

Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй.

Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Бывает такое, что происходит чтение молитвы по соглашению «Нечаянная Радость». Такой ритуал проводят в храмах, а также бывает, что транслируют по телевиденью на определенных каналах. При таком событии каждый может присоединиться и прочитать молитву о том, что его беспокоит больше всего. Такие коллективные прошения также часто приветствуются церквями.

Необходимо помнить о том, что необходимо не только просить о проявлении благосклонности и милости к нам, но и благодарить уже за то, что имеем. Ведь мы часто говорим слова благодарности окружающим нас людям, а вот поблагодарить Господа, порой забываем.

Наша жизнь заключается из цепи небольших радостей. Бывает в погоне за несбыточной мечтой, мы перестаем обращать внимание на окружающих и радоваться жизни. Данный лик поможет пересмотреть свое отношение к жизни и радоваться каждому прожитому дню. Ведь не особо сложно подойти к образу и прочитать молитву. Гораздо сложнее промолчать, когда это необходимо или не нагрубить. Такой образ призван привести человека к духовному перерождению. Именно молитвы, искренняя вера и неустанная работа над собой поможет человеку прийти на путь любви и добра.

Как молиться, чтобы Бог услышал нас?

Жизнь верующего христианина неразрывно связана с практикой молитвы. Вопрос о том, как правильно молиться Богу задают себе и новоначальные православные, и давно уже воцерковленные.

Что такое молитва и зачем она нам нужна?

По мнению святых отцов, молитва — матерь всех добродетелей. Это единственный способ нашего общения с Всевышним. Отличительной чертой христианства является то, что Господь Иисус Христос воспринимается как Живой Бог, как Личность, к которому всегда можно обратиться и который обязательно услышит.

Бог явился людям через воплощение Иисуса Христа, и именно через Христа мы открываем Его для себя. Такое открытие возможно только через молитву.

Важно! Молива — это доступный нам инструмент единения с Богом.

В обыденном понимании молитву часто считают или неким мистическим заговором, или способом выпросить у Бога что-то нужное в земной жизни. И то, и другое понимание принципиально неверно. Святые отцы часто пишут, что во время обращения ко Господу лучше всего вообще ничего не просить, а просто предстоять перед Ним и каяться в своих грехах.

Цель православной молитвы — наладить духовную связь с Всевышним, ощутить Его в своем сердце. Господь знает все наши нужды и потребности, он может их удовлетворять и без нашей просьбы. Конечно, не возбраняется просить у Бога каких-то необходимых житейских благ, но нельзя зацикливаться на таком отношении и делать его целью.

Многие новоначальные христиане часто задаются вопросом, зачем же надо молиться, если Господь сам знает все, что нам нужно. Это действительно так, и многие святые в своих обращениях к Богу совершенно не просили ни о чем земном. Обращаться к Всевышнему нужно не для того, чтобы получить что-то желаемое. Главная цель — соединиться с Богом, быть с Ним каждое мгновение своей жизни.

Когда именно можно молиться?

В Библии есть слова Апостола Павла, который призывает нас к постоянной молитве. Иоанн Богослов утверждает, что обращаться к Христу нужно даже чаще, чем делать вдох. Таким образом, идеал — когда вся человеческая жизнь превращается в постоянное предстояние перед Господом.

Можно с уверенностью сказать, что множество бед произошло именно от того, что человек забыл о Всевидящем Господе. Сложно себе представить преступника, совершающего злодеяние с мыслью о распятом за его же грехи Иисусе.

Важно! Человек попадает под действие греха именно тогда, когда теряет память о Боге.

Поскольку у современных людей нет возможности весь день находиться в молитве, нужно найти для нее определенное время. Так, просыпаясь утром, даже самый занятый человек может найти пару минут, чтобы стать перед иконами и попросить у Господа благословения на новый день. В течение дня можно повторять про себя краткие молитвы к Богородице, Господу, своему Ангелу-Хранителю. Делать это можно про себя, совершенно незаметно для окружающих.

Особое время — перед сном. Именно тогда нужно посмотреть на прожитый день, сделать выводы о том, насколько духовно он был проведен, в чем мы согрешили. Молитва перед сном успокаивает, устраняет суету прошедшего дня, настраивает на тихий мирный сон. Нужно не забывать благодарить Господа за все благодеяния в течение дня и за то, что он был прожит нами.

Новичку может показаться, что для такого делания требуется очень много времени, а оно сейчас у всех в дефиците. На самом деле, каким бы быстрым не был темп нашей жизни, в ней всегда есть паузы, в которые можно вспомнить о Боге. Ожидание транспорта, очереди, пробки и многое другое можно превратить из раздражающих факторов во время, когда мы возносим наш ум к Небу.

Какими должны быть слова молитвы, чтобы Бог их услышал?

Частой причиной, по которой люди не хотят обращаться к Богу является незнание молитв или непонимание сложных церковных текстов. На самом деле, чтобы Господь нас услышал, Ему совершенно не нужны никакие слова. В практике церковного богослужения используется церковнословянский язык, а сам чин службы строго определен. Однако дома, в своем личном молении, можно использовать совершенно разные тексты.

Сами слова не имеют определяющего значения, это не магические заговоры или заклинания. Основа молитвы, которую слышит Бог — чистое и открытое сердце человека, устремленное к Нему. Поэтому личная молитва может характеризоваться такими признаками:

Очень важно во время моления не распылять внимание по сторонам, а сосредотачивать его на произносимом. Это не так просто сделать, поэтому в начале христианской жизни можно выбрать несколько коротких молитв, которые удается прочесть с максимальным вниманием, не отвлекаясь на что-либо постороннее. Со временем, приобретая навык, можно постоянно расширять и увеличивать правило.

Интересно! В Евангелии мы видим образ спасшего свою душу мытаря, молитва которого была предельно краткой: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Конечно же, есть основной перечень молитв, который должен знать наизусть каждый, кто считает себя православным христианином. Это как минимум «Отче Наш», «Верую», «Богородице, Дево, радуйся…», Иисусова молитва. Зная эти тексты на память, можно в любой ситуации призвать на помощь небесные силы.

Зачем нужно молитвенное правило

Если Всевышему настолько не нужны слова, то возникает вопрос, для чего тогда придуманы молитвенные правила и вообще готовые тексты, к тому же, зачастую длинные и сложные? Святые отцы говорят, что это плата за наше нераскаяние и жестокосердие.

Если бы человек мог полностью от чистого сердца произнести самую краткую молитву «Господи, помилуй» — он был бы уже спасен. Но дело в том, что мы не можем настолько искренне молиться. И человеку очень нужно постоянство и особый распорядок молитвенного делания.

Молитвенным правилом называется перечень текстов, которые человек читает регулярно. Чаще всего за основу берут правила из молитвословов, но также можно подобрать индивидуальный перечень для каждого человека. Желательно согласовывать список с духовным отцом или хотя бы священником, который может дать полезный совет.

Соблюдение молитвенного правила помогает человеку организовать себя, выстроить жизнь более четко, спланированно. Не всегда правило будет даваться легко, суета повседневной жизни часто приводит к лени, усталости, нежеланию молиться. В таком случае нужно постараться пересилить себя, понудить.

Важно! В Евангелии есть слова о том, что Царство Божие силою берется — речь идет не о физической силе, а об усилиях в изменении собственной жизни и старых привычек.

Выбирать правило нужно разумно, учитывая свои духовные возможности. Если новоначальному христианину дать в послушание чтение слишком длинного правила, то это быстро приведет к усталости, скуке и невниманию. Человек начнет или механически вычитывать тексты, или вовсе забросит такое занятие.

С другой стороны, давно воцерковленному человеку неполезно налагать на себя слишком маленькое и коротенькое правило, так как это приведет к расслаблению в духовной жизни. Каким бы ни было ваше правило, никогда не надо забывать, что главное условие молитвы, которую слышит Бог — это искреннее расположение сердца молящегося.

В чем отличие домашней и церковной молитвы

Поскольку православный христианин призван постоянно молиться и может это делать практически где угодно, у многих возникает вопрос, зачем нужно молиться именно в храме. Существует определенное различие между церковным молением и личным.

Церковь основана самим Господом нашим Иисусом Христом, поэтому издавна православные христиане собирались в общины для прославления Господа. Церковная соборная молитва имеет большую силу, и есть множество свидетельств верующих о благодатной помощи после службы именно в Церкви .

Церковное общение предполагает обязательное участие в богослужениях. Как молиться, чтобы Бог услышал? Для этого нужно прийти в храм и постараться вникнуть в суть богослужения. На первых порах это может показаться сложным, но со временем все станет понятным. К тому же, в помощь начинающему христианину издаются специальные книги, поясняющие все происходящее в церкви. Купить их можно в иконной лавке.

Молитва по соглашению — что это?

Кроме обычных личных и церковных молитв в практике православной церкви есть понятие молитвы по соглашению. Ее суть заключается в том, что в одно и то же время разными людьми читается одно и то же обращение к Богу или святому. При этом люди могут находиться совершенно в разных точках мира — вовсе не обязательно собираться вместе.

Чаще всего такое делание совершается для помощи кому-то в крайне сложных или тяжелых жизненных ситуациях. Например, при тяжелых болезнях человека его близкие могут объединиться и вместе просить Господа даровать страждущему исцеления. Сила такого воззвания велика, поскольку, по словам самого Господа, «Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я среди них».

С другой стороны, нельзя рассматривать такое обращение к Всевышнему как некий ритуал или способ исполнения желаний. Как уже было сказано, Господь прекрасно знает все наши нужды, и если мы чего-либо просим, то нужно делать это с упованием на Его святую волю. Иногда бывает, что молитва не приносит ожидаемого плода по одной простой причине — человек просит чего-то, что крайне неполезно для его души. В таком случае, может показаться, что Бог не отвечает на просьбу. На самом деле это не так — Бог обязательно пошлет нам то, что принесет пользу.

Мы рады приветствовать тебя на сайте «Радость — моя Жизнь!»

Так хочется, что бы каждый кто зашел сюда, научился радоваться жизни! Каждый миг, каждый день и в любой ситуации! Что бы смог замечать Божью красоту во всем! И воздавать Господу хвалу за то солнышко, что посылает свой теплый и ласковый лучик! И за дождик, который орошает землю и прикасается к тебе своими капельками.! И пению птиц! И цветочку! И ребенку, который делает свои первые шаги! И бабушке, которая прожила длинную жизнь…И каждому новому дню, потому что он новый! И в этот день Господь сотворил для тебя что-то новое…
Мы хотим сказать тебе, что в любой ситуации есть выход!!! Темные тучи сменяются солнечным днем. И за черной полоской обязательно идет белая. И ты не одинок! У тебя есть Тот, кто сильно тебя любит!!! И никогда не покинет и не оставит!!! Это твой небесный Отец! Который создал тебя. Знает тебя (все, все о тебе), и приготовил для тебя все самое лучшее! Потому что Он любящий!!! И Он верный! И Он всегда сдерживает свои обещания! Только поверь Ему! И начни принимать то, что Он хочет творить в твоей жизни…
И если тебе сейчас тяжело, одиноко, или ты не видишь выход, напиши нам! Мы всегда поможем и поддержим Тебя! Ведь помогать другим — это воля Божья для нашей жизни!
А еще мы хотим, что бы на этом сайте мы делились своей радостью, своими улыбками:)
Ведь как говорится в детской песенке: «От улыбки хмурый день светлей…». Давайте вместе будем делится своими улыбками! И тогда все хмурые дни станут светлыми!
Пишите о своей радости! Присылайте жизнерадостные фотографии и картинки! И пусть ваша жизнь от этого еще больше наполняется радостью, ведь ты поделился ею с другими! И быть может, твоя фотка или рассказ, станет для кого то поддержкой или ответом! Так-что вперед!!!
И пусть Радость Божья наполняет Ваши сердца! А Господь творит много, много чудес в твоей жизни и жизни окружающих тебя людей!!!
И еще:) Будем рады видеть тебя здесь снова! И думаем, что каждый раз ты будешь находить здесь что-то новое и интересное для себя:)

Преподобный Серафим Саровский

Снится мне сон: будто в тёмном лесу
Я по тропинке иду меж кустарником.
Тяжкую ношу с собою несу,
И спотыкаюсь о корни я старые,
Тянут деревья мне ветки свои,
Ноги вьюнок оплести мне старается.
В этом лесу не поют соловьи,
Тихо и мрачно в нём кроны качаются.
Вот выхожу я к неспешной реке,
Знаю — Саровкой она называется,
Тучи над нею растут вдалеке,
В глади воды лунный лик отражается.
Чувствую – дальше не в силах идти,
Я опускаюсь на камни холодные,
Кто же сумеет меня провести?
Мысли приходят ко мне безысходные.
Мне умереть в этом тёмном лесу,
Видно, судьбой суждено переменчивой,
Слишком тяжёлую ношу несу
Я лишь обычная слабая женщина.
Вдруг замечаю ко мне старичок
Медленно тропкой лесной приближается,
Короб огромный надет на плечо,
А на груди крест из меди качается.
Старец идёт бодрым шагом ко мне,
Телом согбенный, но ликом сияющий.
Я понимаю вдруг чётко во сне:
То Серафим нас от скверны спасающий.
Чистой любовью сияют глаза,
Он торопливо ко мне приближается,
Кротко навстречу мне старца уста
В доброй заботе своей улыбаются.
Вижу: без слов понимает меня,
Как я устала, как жду утешения.
Божьего искру святого огня
Мне он несёт, как души воскрешение.
Всех в этом мире утешить готов,
Видит душою людей он страдания,
Всех Серафим понимает без слов
Сквозь все препоны и сквозь расстояния.
Руку мне старец свою подаёт,
Хоть и худую, но вовсе не старую
И по тропинке из леса ведёт.
Катятся слёзы мои благодарные.
«Радость моя, — говорит, — не грусти,
Беды даются нам для испытания,
Чтобы не сбиться нам в жизни с пути,
К свету иди, не смотря на страдания,
Вместе пойдём, буду рядом с тобой»
Так мы шагаем, и ноша тяжёлая,
Легче и легче висит за спиной,
Думы уносятся прочь невесёлые.
Старец торопится дух укрепить,
В добрых словах слышу я понимание:
«Радость моя, всех от сердца любить,
Просто, ведь все мы Господни создания»
Учит лишь в сердце богатство искать,
Жить, не заботясь, как птицы небесные,
В трудные годы унынья не знать,
Честно исполнить работу полезную.
Вот и опушка! Мы вышли на свет!
Как же красиво заря разгорается!
Кроме Христа утешения нет.
А Серафим за спиной улыбается.

С.О.Никулина. Добрый батюшка Саровский

Диковин много есть на свете,
И на Руси довольно их,
Но мы о том расскажем, дети,
Как дивен Бог в святых Своих.
В глухом лесу в уединенье
Смиренный старец пребывал.
В труде, молчанье и моленье
Он духом к Небу воспарял.
К нему тянулись птицы, звери,
Он всех любовью усмирял.
Радушно людям отворял.
Все приходили за советом,
Об исцелении моля,
И он сиял небесным светом,
Молитву кроткую творя.
Но кто тот образец смиренья?
И почему он стал святым?
Земли Российской украшенье —
Великий старец Серафим!
Давным-давно в сторонке русской,
Когда был в людях Божий страх,
В семье купца, во древнем Курске
Родился будущий монах.
Родителей благочестивых
Сыночек с детства утешал.
Он рос послушным, неленивым
И кротким сердцем Бога знал.
Один юродивый на людях
Его судьбу определил:
«Блаженна мать. Сын этот будет
Предстателем за целый мир».
Отец его недолго пожил,
Осталась матушка вдовой.
Строительница храмов Божьих
Всегда сынка брала с собой.
И тот однажды с колокольни,
Как птенчик из гнезда, упал.
Агафья — вниз!
— Да жив ли? Больно?
А он целехонький стоял.
И рассказал (душа святая!),
Что ангелы его спасли.
В опасности оберегая,
На легких крыльях донесли.
С тех пор с каким благодареньем
Счастливая молилась мать.
А Прохор рос и стал к ученью
Свое усердье проявлять.
Второе чудо было вскоре.
Наш отрок сильно заболел.
Для матери какое горе:
Ведь с каждым днем сынок слабел!
Но над страдальцем — Неба милость.
Он Божью Матерь стал молить!
Она ему во сне явилась
И обещала исцелить.
Вот чудотворную икону
Несут у дома Мошниных,
И просит матушка с поклоном
Молитв Пречистой и святых.
И Прохор с верой приложился
К иконе. Вскоре видит мать:
Он чудом Божьим исцелился
И стал ученье продолжать.
С какой любовью, умиленьем
Читал Псалтирь и Часослов!
Все — со вниманьем и терпеньем.
Цвела душа от Божьих слов!
Шли дни. Он брату Алексею
В торговой лавке помогал.
Но тосковал душой своею
И участи иной желал.
Он богомыслию предался.
Мирское для него — пустырь.
И матушке своей признался,
Что сердцем рвется в монастырь.
Она его перекрестила:
Благослови тебя Господь!
Пречистой Деве поручила
Отныне дух его и плоть.
И в мыслях о служенье Богу,
Без жажды почестей, наград,
Он отправляется в дорогу
К Печерской Лавре, в Киев град.
Молитву — внутрь, суму — за плечи.
Подвижник юный — у мощей.
Он с мудрым старцем ищет встречи.
И вот он старец — Досифей.
Ему он сердце открывает,
Что к жизни инока готов,
И тот его благословляет
В обитель добрую, в Саров.
Боголюбивый управитель
Его в обители встречал.
Был сам молитвенник, строитель,
Живым примером обучал.
Отец Пахомий терпеливо
Своих монахов наставлял.
Царил здесь дух благочестивый,
И Прохор наш всему внимал.
На многих братских послушаньях
Он в эти годы побывал,
С любовью крестики в столярне
Из кипариса вырезал.
Послушник из него проворный!
Он службы долгие любил,
Читать и петь, иль печь в просфорне —
Во всем он радость находил.
Всегда приветлив был и ласков,
Для всех в монастыре родной.
Глаза его, как в доброй сказке,
Сияли чудной синевой.
Господь дает всем испытанья.
Вот Прохор тяжко занемог.
Три года он лежал в страданьях,
С одра болезни встать не мог.
Распухло тело. Немощь, боли…
Какие слезы проливал!
Но весь, предавшись Божьей воле,
Не жаловался, не роптал.
И было чудо! Знайте, дети!
О, если б видеть вы могли!
Явилась в несказанном свете
Царица Неба и Земли.
Вблизи Апостолы стояли.
Их Прохор явно увидал.
Зрил воспаленными глазами —
На Божью Матерь уповал.
Своей Владычица рукою
Коснулась ран его тогда:
«Он рода нашего». И вскоре
Вся истекла из них вода.
Какое счастье! К жизни новой
Он сердцем пламенел своим.
Давно к монашеству готовый,
Теперь он инок — Серафим.
За восемь лет на послушанье
Он духом зрел и возмужал.
Он цену знал земным страданьям…
И вот на нем духовный сан.
За веру, кротость и терпенье
Он избран. Верить ли очам,
Когда однажды в откровенье
Ему Господь явился Сам?
Какое яркое свеченье!
А в храме молится народ.
Застыл наш батюшка в смущенье
И видит, как Христос идет.
А с Ним — все ангельские лики,
Благоуханье, трепет крыл.
И славит Бога хор великий —
Вот что Господь ему открыл.
Благодаря за все безмерно,
За дар бесценный, дар чудес,
Уходит дивный светоч веры
На подвиги в дремучий лес.
На берегу реки Саровки
Устроил он себе жилье.
По неутерянной сноровке
Обосновался на житье.
Вел огород, дрова готовил,
И пчелы мирно жили с ним.
Трудился, Бога славословил
Наш преподобный Серафим.
Лисицы, волки и медведи —
Все шли к нему. Он их кормил.
И каждый раз своим соседям
Корзинку с хлебом выносил.
Сам черствым хлебушком питался,
А чай варил из сныть-травы.
В уединении старался
Стяжать духовные дары.
Потом с медведем подружился.
Тот мишка мед ему таскал
И у крыльца к ногам ложился,
Чтоб батюшка его ласкал.
В бору сосновом та избушка
Всегда влекла к себе людей.
И от младенца до старушки
Сюда стекались сотни к ней.
Зимой и летом вся одежда
На старце ветхая была,
Но ни жары, ни вьюги снежной
Он не боялся никогда.
Носил в своей котомке камни,
Песок сыпучий за спиной
И обязательно — Евангелие.
Вот он подвижник был какой!
Святую радость Пасхи вечной
Он щедро ближнему дарил.
В любое время людям встречным
«Христос Воскресе!» говорил.
Ко всем, кто с ним в лесу встречался,
Чувств умиленных не тая,
С любовью: «Радость, — обращался
И добавлял всегда: — моя!»
И называл для многих странно
Себя «убогий Серафим».
Всегда молился неустанно,
И пели Ангелы над ним.
Нередко бесы нападали
На Преподобного в глуши.
И тем и этим искушали,
Ища погибели души.
Уже спина в трудах согнулась:
Он раз придавлен был бревном,
И вновь беда его коснулась.
Сейчас расскажем вам о том.
Однажды крадучися «гости»
К нему незваные пришли:
На старца кинулись со злостью,
Сокровищ в келье не нашли.
Избили тяжко, изувечив
На все оставшиеся дни.
Он брел в обитель искалечен.
А там пытают: «Кто они,
Такие ярые злодеи?
Их изловить и наказать!»
Но он, разбойников жалея,
Благословляет: «Не искать».
У тех крестьян сгорели избы —
Они покаялись пред ним.
В ответ — ни зла, ни укоризны:
Отец наш добрый Серафим.
Какие муки от побоев
Пришлось претерпевать тогда!
К кому свои он тянет руки?
Пред ним Пречистая Сама.
Ее опять сопровождают
Святые Иоанн и Петр.
В порфире Царской выступая,
К страдальцу Божья Мать идет.
Вновь исцеленный, перебрался
Отшельник в келию свою.
И новым подвигам предался
В пустынном сладостном раю.
На камне он тогда молился,
и в дождь, и в снег стоял столпом.
И день, и ночь сей подвиг длился,
Тех суток тысяча числом.
Потом молчанью обучался.
И кто к нему ни подойдет,
К земле припавшим оставался,
Пока прохожий не уйдет.
Так жил наш батюшка смиренный,
Его не перечислить дел.
Он всех жалел и вдохновенно
Любовью к Богу пламенел.
И потому к нему потоком
За утешеньем люди шли.
Он все предвидел мудрым оком,
Давал напутствия свои.
Он исцелял больных молитвой,
Спесивых, гордых наставлял.
Однажды генерал сердитый
В его избушке побывал.
Но после праведной беседы,
Когда согбенный Серафим
Разоблачил его «победы»,
Всю жизнь его открыл пред ним,
Он отдышаться смог едва ли
И горько-горько зарыдал!
А старец все его медали,
С груди упавшие, собрал.
Сложил в фуражку генерала.
Иди, мол, больше не греши.
Так исправления желал он
Для каждой страждущей души.
А как любил он ребятишек!
Как мог их кротко вразумлять!
И позволял всем шалунишкам
Лучок на грядке пощипать.
Всех приходящих он радушно
Сухариками угощал.
И на дорожку простодушно
Опять сухариков давал.
Учил он заповеди Божьи
Строжайше в жизни выполнять.
И непременно каждый должен
Отца и матерь почитать.
Имел большое попеченье
Он за дивеевских сирот.
Их занимался устроеньем,
Принявши множество забот.
Где Матерь Божия ступала,
Канавку рыть благословил,
Чтобы она защитой стала
Всем, кто Пречистую любил.
А вы ходили по канавке
В Дивеевском монастыре?
А чай из батюшкиной травки
Вкушали на большом дворе?
Он все твердил: «Где умиленье, —
Там Бог! Стяжайте благодать».
Всю жизнь провел с большим терпеньем,
Всегда готовясь умирать.
Себе он гроб дубовый сделал.
И засыпал порою в нем.
Так он готовил душу, тело
Предстать пред Божиим Судом.
Все рядом с ним преображалось!
И всем хотелось лучше стать!
Двенадцать раз ему являлась
В святых виденьях Божья Мать.
В последний раз за Ней с цветами —
Святые, ангелы чредой.
Она сказала: «Будешь с нами,
Ты скоро здесь, любимче мой».
И вот — последнее моленье.
Из кельи показался дым.
Там пред иконой «Умиленье»
Почил отец наш Серафим.
От свеч случилось возгоранье.
И все узнали: в этот час
В святой молитве, в упованье
Светильник пламенный угас.
А на лице ни тени муки,
Как будто батюшка дремал.
Скрестив ослабленные руки,
С любовью медный крест прижал.
Тот крест, от матери врученный,
Он на себе всю жизнь носил.
Великий дар благословенный!
Как жил с ним, так с ним и почил.
Он был провидцем, чудотворцем.
Он и сейчас чудотворит.
К его источникам, колодцам
Народ с надеждою спешит.
Ты преклони пред ним головку,
Он на иконке как живой.
И добрый батюшка Саровский
За нас помолится с тобой.
Диковин много есть на свете,
И на Руси довольно их,
Но мы о том узнали, дети,
Как дивен Бог в святых Своих!

Житие прп. Серафима Саровского — для детей

Радость моя, Христос Воскресе!

ПЯТЬ УРОКОВ О ТОМ, КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЛЮДЯМ Несколько поучительных историй, которые дадут нам важный урок того, как относиться к людям 1. Знайте имя уборщицы Когда я был на втором уровне института, наш профессор устроил нам письменный тест. Я был прилежным студентом, и потому ответил на все вопросы, кроме последнего: «Как зовут женщину, убирающую наш корпус института?» Мне показалось, что это какая-то шутка. Ну да, я несколько раз видел нашу уборщицу. Она была высокой темноволосой женщиной слегка за 50, но откуда мне было знать её имя? Я сдал тест, так и не дав ответа на этот вопрос. Перед самым окончанием занятия один из студентов спросил, будет ли этот вопрос учитываться в выставлении итоговой оценки. «Естественно», сказал профессор. «На какую бы вы работу не устроились, вам непременно придется общаться со многими людьми, и среди них нет тех, кто совершенно не важен. Они заслуживают вашего внимания и заботы, даже если это обычное приветствие». Я пронёс этот урок через всю свою жизнь. А ещё я узнал, что ту женщину звали Дороти. 2. Не оставляйте человека мокнуть под дождём Однажды ровно в 23:30 одна пожилая чёрная женщина стояла на обочине трассы в Алабаме под проливным дождём. Её машина сломалась, но ей было очень нужно добраться до пункта назначения – во что бы то ни стало. Она решила попытаться остановить машину – хотя выйдя под дождь, сразу же промокла насквозь. Вскоре остановилась машина, из которой вышел молодой белый мужчина, сразу же согласившийся ей помочь – вещь, неслыханная в полных конфликта 60-х. Мужчина не только довёз её до места, но и помог ей высушиться, и даже вызвал такси. Хотя женщина куда-то очень торопилась, она всё же нашла время поблагодарить его, а также спросить его имя и адрес. И спустя семь дней в дверь мужчины раздался стук. Как же он удивился, когда увидел, что там стояла коробка с огромным плоским телевизором. В письме, приложенном к коробке, было написано: «Спасибо, что помогли мне тогда на трассе. Тот дождь промочил насквозь не только мою одежду, но и надежду. А потом появились вы. И благодаря вам я всё-таки успела повидаться с умирающем мужем перед самой его смертью. Спасибо, что помогли мне, не ожидая ничего взамен. С уважением, миссис Нэт Кинг Коул». 3. Не забывайте о тех, кто вам прислуживает В те далекие деньки, когда мороженое с шоколадом стоило куда меньше, чем сейчас, один десятилетний мальчик зашёл в кафе при ресторане, и присел за столик. Официантка поставила перед ним стакан воды. «Сколько стоит мороженое с шоколадом»? — спросил он. «50 центов», — ответила официантка. Мальчик порылся в кармане, достал оттуда монеты и перебрал их. «А сколько стоит обычное мороженое?» – спросил он. К этому времени за другие столики село ещё несколько человек, и официантка начала утрачивать терпение. «35 центов!» – резко ответила она. Мальчик ещё раз пересчитал монетки. «Тогда мне обычное, пожалуйста», — сказал он. Официантка принесла ему мороженое, счёт, и ушла. Мальчик съел мороженое, расплатился с кассиром, и вышел из кафе. Когда же официантка вернулась за тот столик и начала его вытирать, она едва не расплакалась. Под пустой тарелкой лежали две монетки – по десять и пять центов. Мальчик отказался от мороженого с шоколадом, чтобы оставить ей чаевые. 4. Убирайте препятствия на вашем пути Давным-давно в одной далёкой стране её король приказал положить посреди оживлённой дороги огромный булыжник. После он спрятался на обочине, чтобы посмотреть, сможет ли кто-нибудь убрать его с дороги. Сперва по дороге проехало несколько придворных и богатых купцов в каретах – все они просто объехали камень, многие ещё и громко осуждали короля за то, что на дорогах возле столицы творится подобное непотребство, но никто не сделал ничего, чтобы убрать камень с дороги. После всех них на дороге появился крестьянин, несущих за спиною мешок с овощами. Подойдя к булыжнику, он положил мешок на землю, и попытался столкнуть камень на обочину. Ему пришлось для этого попотеть, но всё-таки в итоге ему это удалось. И после того, как он вновь взвалил мешок на плечи, он увидел, что под убранным булыжником лежит кошелёк, полный золотых монет, и письмо от короля, в котором он дарил кошелек вместе с его содержимым тому, кто уберет камень с дороги. Крестьянин понял то, что многим из нас не удается понять никогда – «Каждое препятствие – возможность улучшить наше положение». 5. Отдавайте, когда это нужно Много лет назад, когда я работал волонтёром в больнице, я познакомился с маленькой девочкой по имени Лиза, страдавшей от редкой и серьезной болезни. Её единственным шансом на спасение было переливание крови от её 5-летнего брата, который уже переболел этой болезнью, и выработал антитела, способные с ней справиться. Доктор объяснил её брату, что от него нужно, и спросил, готов ли он отдать сестре свою кровь. Он колебался не более секунды, а после сказал: «Если это спасёт её жизнь, я согласен». Когда шло переливание, он смотрел, как и все мы, на то, как на бледные щёки его сестры возвращался румянец, и улыбался… Но после он внезапно помрачнел и спросил у доктора дрожащим голосом: «А я скоро умру»? После мы узнали, что мальчик неправильно понял доктора, и решил, что для того, чтобы спасти сестру, он должен отдать всю свою кровь. Автор неизвестен

РАДОСТЬ МОЯ, ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

1 августа — день памяти святого преподобного Серафима Саровского, 25-летие Перенесения его святых мощей и 113-я годовщина прославления в 1903 году. В связи с этим мы публикуем материал о паломничестве в Дивеево.

Нет ничего удивительного в том, что Дивеево — один из самых востребованных паломнических маршрутов. Пока стоит этот мир, пока жива Россия — люди стремятся и будут стремиться к саровскому старцу. Конечно, у каждого из нас своя причина собраться однажды в путь. И вряд ли можно за другого человека решать — ехать ему в Дивеево или не ехать, готов он к этой поездке или нет. Там такие чудеса подчас случаются — с совершенно неготовыми, казалось бы, людьми… Но, по крайней мере, сам себе человек может и, на мой взгляд, должен задать вопрос: зачем мне туда?.. Что я надеюсь получить от этой встречи?

Очень часто ответ бывает чисто практическим: беда, болезнь, надежда на помощь. Сама по себе надежда верная: преподобный после земной кончины своей многим, очень многим помог! Но плохо, если эта причина для поездки — единственная; если человек ни о чем, кроме своей беды как таковой, не задумывается, никакого духовного рассуждения не имеет, измениться не хочет, а на исцеление надеется как на некий магический акт: вот окунусь в источник, пройду по Канавке, приложу землицу к больному месту — и все в порядке окажется.

Когда-то наш ответ на вопрос «Зачем?» может быть… правильным, в принципе, но неопределенным: «Ну как же, к батюшке-то Серафиму… Мы же православные! Надо». Надо, конечно! Но хотя бы какая-то определенность — необходима. Именно она делает наше паломничество по-настоящему плодотворным. Поэтому постараемся обозначить возможные мотивы. Иначе говоря, поможем друг другу задуматься: чего мы там ищем, в этом небольшом селе под Арзамасом? Если встречи с преподобным Серафимом, то в чем эта встреча может для нас заключаться?
***

Когда наступает, наконец, Светлая седмица, когда звонят, не смолкая, колокола храмов, когда мы не читаем нашего обычного утреннего и вечернего правила, а читаем Часы Пасхи… Тогда мы спонтанно задаем Отцу Небесному детский вопрос: «Господи, а можно, чтобы Пасха никогда не кончалась?».

И вспоминаем: ходил по земле человек, в сердце которого она действительно не кончалась никогда. И словно слышим: «Радость моя, Христос воскресе!». И понимаем, что это не эйфория, нет, это плод колоссального духовного труда, подвига, очищения сердца. Как же быть нам, грешным? Нам такого труда не поднять! Но разве Серафимово приветствие не обращено и к нам тоже?

Мы не совершили и не совершим и сотой доли его подвига, но мы можем черпать из родника его пасхальной радости. Мы едем в Дивеево, чтобы поблагодарить святого — не только за то, что он помогает нам в наших скорбях, но и просто за то, что он был, есть и будет для нас всегда. И дай Бог нам там, в Троицком соборе Серафимовского монастыря, у раки с мощами преподобного или в домике блаженной Паши Дивеевской, возле скамейки, обгоревшей от свечки, оброненной отходящим в Вечность старцем, почувствовать в себе эту живую благодарность…

…Которая не снимает, конечно, вопроса, что нам делать с самим собою.
Преподобный Серафим помогает определить цель наших усилий.

Прежде, чем ехать в Дивеево, не худо прочитать воспоминания Николая Мотовилова о встречах и беседах со старцем-отшельником. Николай Александрович с детства был весьма благочестив и много общался с церковными людьми, в их числе и с архиереями. И задавал им такой интересный вопрос: что есть цель христианской жизни?

Многим из них вопрос не нравился. Небогоугодное, дескать, это любопытство и высокоумствование. Ты что, не знаешь, что должен делать? Ходи в церковь, молись, соблюдай посты, старайся не грешить, а коли не устоял, кайся… Какая тебе еще цель понадобилась?
Николай Александрович мог ответить евангельскими словами — всё это сохранил я от юности моей (Мк. 10, 20). Но успокоиться не мог. Чувствовал неполноту, неглубокость, более того — ложность таких ответов.

Что же касается нас, мы подчас и вопросом-то таким не задаемся. То есть не стараемся определить для себя цель всего того, что делаем в Церкви. Мы следуем ее вековому духовному опыту и ее Уставу; следуем с доверием, и это, конечно, хорошо; лучше, во всяком случае, чем вообще ничему не следовать. Но если человек не видит цели, значит, у него нет личного волевого устремления к ней и нет единого непрерывного пути: путь рассыпается на отрезки, меж отрезками пустота, провал. Утром причащался, вроде что-то чувствовал, а к вечеру уже и не помнишь ничего. Только что молился и вот уже нервничаешь, злишься…

Меж тем старец Серафим, не названный еще тогда преподобным, объяснил Николаю Мотовилову, что цель христианской жизни — в стяжании благодати Святого Духа, и все, что мы делаем — и молитва, и добрые дела — есть к тому средство. И просиял, как солнце, чтобы его собеседник мог воочию увидеть, что она есть, эта благодать…

Я не знаю, есть ли сегодня на земле кто-то, кто мог бы вот так просиять; в ХХ веке такие подвижники были… Но чувство счастья от присутствия благодати, от действия Духа, оно каждому из нас, конечно, доступно и даже знакомо. А чтоб не было оно редким гостем, чтобы весь наш земной путь лежал именно навстречу ему и не был прерывистым — нужно все время помнить о цели и все, что делаешь, делать ради нее.

Но легко ли это — все время помнить, все время держать эту цель перед своими глазами? Это совсем непросто. А пребывание в Дивеево, хотя бы краткое, может очень существенно в этом помочь.
***

Преподобный Серафим, как известно, книг не писал. Все его наставления, которые мы можем читать сегодня, записаны другими людьми. Есть более полные, есть краткие, малоформатные дорожные издания… Вот такую маленькую книжку я и советую вам с собою в Дивеево взять. По моему собственному опыту — прочитанные в ней слова там, в дивеевских храмах, оживут непременно.

…Семь утра, молебен у мощей преподобного. Я встала неудачно — слов акафиста почти не разбираю, из-за этого нервничаю. А когда нервничаешь — сразу отзываются все давние, не желающие заживать раны, обиды… И вот, я опять думаю о том, о чем уже не раз запрещала себе думать; опять мучительно переживаю пережитое, снова бессильно возмущаюсь и жалею себя… И вдруг вспоминаю то, что я читала по дороге сюда в поезде — об этом овладевающем мною сейчас духе: «Когда злой дух печали овладевает душою, тогда, наполнив ее горестью и неприятностью, не дает ей совершать молитву с должным усердием, мешает заниматься чтением Писаний с надлежащим вниманием, лишает ее кротости и благодушия… Душа, исполненная печали… убегает людей, как бы виновников ее смущения, не понимая, что причина болезни внутри нее».

А что я еще читала в этой книжке? «Всеми мерами надобно сохранять мир душевный (…) оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы их оскорбления нас не касались. Таковое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью Самого Бога».

Как у меня с кротостью и благодушием? Ясно, что плохо. Решусь ли я на «таковое упражнение», готова ли я «всеми мерами сохранять мир душевный»? Нет, не готова. Да полно, хочу ли я той самой тишины в сердце?.. Нет? Да?.. Если нет, то зачем сюда ехала?

Мне кажется, этот дискомфортный вопрос — «Если нет, то зачем я сюда ехал(а)?» — нужно там, в Дивееве, задать себе обязательно, хотя бы один раз. А если нет сил ответить — то пойти на Канавку. Ту самую, которую велел выкопать вокруг обители батюшка Серафим — чтоб не забыли мы с вами тропу, по которой Сама Богородица обходила Свой удел… И пройти по этой дуге раз, пожалуй, шесть­-семь. Я не знаю, что со мною там, на этой Канавке, происходило, но что ходить по ней мне было нужно — знаю точно.
***

Но как быстро здесь все-таки пролетает время. Завтра подъем в четыре утра — поезд из Арзамаса ранним утром, надо еще успеть доехать на такси. Всю всенощную в Преображенском стоять не буду — до конца шестопсалмия, и домой, пораньше лечь, чтоб не проспать…

А тут вдруг пожилая монахиня:

— Становись на подсвечник.

Нет, не приказным тоном, не командным. Скорее — тоном, не предполагающим моего возражения. Как дома, в семье: «Почисти картошку». Какие проблемы — само собой разумеется, что картошка сейчас будет почищена.

Постоянно следить за подсвечником, заменяя догорающие свечки новыми, лежащими в очереди, снимая натёки воска,— значит, стоять всю долгую монастырскую службу до конца. Я не послушница, не трудница даже, я никому здесь послушанием не обязана. Но отказать этой монахине я почему-то не могу. И не потому не могу, что добродетель послушания стяжала, нет, конечно. Просто я сразу понимаю: этот подсвечник — настолько же мой, насколько ее. Несмотря на то, что она здесь всю свою жизнь, а я — приехала и уехала.

Снаружи вечереет и холодает. За открытыми боковыми дверями огромного храма ветер треплет мягкие ветви лиственниц. Большинство вверенных мне свечек — красные, потому что Пасха еще не кончилась. Сестринский хор поет «Воскресение Христово видевше», и я подхватываю. В верхнее окно вступает предзакатное солнце, и его лучи сливаются с жарким маревом моих свечек — потоки красного золота… Женщины заботливо усаживают меня на один из расставленных по средней части храма стульев: «Устала ведь, все время на ногах…».
***

Сейчас, когда я пишу этот текст, Пасха текущего года давно уже позади. Уже и Троица позади, и Апостолы… Но, мысленно возвращаясь в Дивеево, я возвращаюсь в Пасху нескончаемую, неизменную, в то самое Серафимово «Христос воскресе!», которым он по-прежнему встречает там, под Арзамасом, всех нас, таких разных, готовых и неготовых, сознательных и не очень, однако же — к нему притекающих. Я не могу ответить сколько-нибудь достойно; не могу сейчас войти в нескончаемую Пасху, но Серафимово приветствие я слышу и тихую быструю очередь к его святым мощам забыть уже не могу…