Сколько церквей в стамбуле

В Стамбуле есть одна древняя греческая церковь. Местные ее называют церковью одного дня (поскольку она открыта только в первый день каждого нового месяца) или церковью исполнения желаний . Находится она в районе Unkapani и называется Ay Bir Kilisesi или Meryem Ana Ayazmasi или Vefa Kilisesi. Даже в турецком интернете ее адреса я не нашла, но она находится на пересечении улиц Hızırbay Cami Sk. и Islek Sk. — найти ее легко по толпе людей на входе. Сюда приходят молиться не только христиане — православные, католики, протестанты. Я видела очень много мусульманок -сунниток и шииток которые молились у икон и «открывали» их ключами. Фотографировать иконы и саму церковь нельзя, но я сделала несколько пусть некачественных снимков, но здорово передающих атмосферу места. Во внутреннем храме огромное количество старинных, невероятно «сильных» икон, датирующихся 9-11 веками. На входе, каждый желающий, приобретает специальные ключики. «Замыкая» оклады икон, нужно загадать желание. Говорят, что нет таких желаний, которые бы не исполнились.
Наличие различных названий не случайно, церковь работает только в первый день каждого месяца, отсюда и произошло название церковь одного дня, несмотря на то, что за год церковь можно было посетить всего 12 раз сюда устремлялись толпы верующих, причем не только православные, но и все христиане и даже мусульмане, ведь в церкви одного дня можно загадать желание и закрыть его ключом на окладе старинных икон, отсюда и произошли два других названия – церковь ключей и церковь исполнения желаний.
Согласно приданию для того, что бы Ваше желание сбылось необходимо купить ключ (для каждого желания отдельный ключ), получить благословление на свое желание, при этом священнику нужно назвать только своё имя, ключом символически закрыть специальные замочки на окладе икон и поводить ключом по иконам, после проделанного ритуала ключ забирается с собой и хранится у Вас до тех пор пока желание не сбудется, после чего ключ вместе с пожертвованием возвращается в церковь одного дня. Кроме того, для исполнения желания следует поставить свечку, умыться и испить святой воды в источниках в подвальном этаже церкви. Ключи и свечи продаются внутри церкви стоимость ключа одна лира, стоимость свечей 1-2 лиры в зависимости от размеров, иконы на которых нужно закрывать желания находятся как на первом там и в подвальном этажах церкви. Для того что бы набрать святой воды стоит захватить с собой бутылку из дома, но если бутылки у Вас нет, то в подвальном этаже церкви рядом с источниками можно купить маленькую бутылочку за одну лиру.
Церковь одного дня была построена между 1730-1740 годами, по приданию девочка по имени Мария увидела во сне деву Марию, которая указала на место, где есть целебные источники, после того как источники были обнаружены в указанном месте семья на собственные деньги построила небольшую церковь, посвящённую деве Марии. Во дворе церкви одного дня можно также увидеть колонны, относящиеся к Византийскому периоду, однако никаких сведений о том была ли здесь раннее другая церковь и откуда взялись эти колонны нет. В настоящее время церковь не имеет собственного батюшки, однако каждый вторник и четверг сюда приходит священнослужитель из другой церкви, кроме того церковь одного дня по-прежнему работает первого числа каждого месяца.

Так она выглядит.
UPD: Церковь одного дня расположена по адресу: Hacı kadın mah. Katip Çelebi cad. 1. Добраться до церкви с площади Таксим можно на автобусах 70 KY, 76 T, 79 T, 77 MT выйти необходимо на остановке Ункапы, после чего пройти немного вперёд до подземного перехода, перейти по переходу на другую сторону выйти необходимо в левую сторону, после чего сразу повернуть направо, спустившись по лестнице, идти прямо до перекрёстка, на котором свернуть направо и идти до здания, обнесённого забором и колючей проволокой, около входа в церковь будет множество торговцев, так что перепутать сложно. С раойна Султанахмет придётся сделать несколько пересадок, поэтому гораздо удобнее воспользоваться Такси примерная стоимость 10 лир.

Экстремально

Каждый вечер Дирк и Дженни смотрят телевизор, разговаривают, ужинают и занимаются сексом. Все как у всех — кроме того факта, что Дженни сделана из силикона. «Пара» живет вместе уже 8 лет и, судя по всему, не планирует расходиться.

В феврале 2018-го 25-летний шотландец Стивен Кроуфорд решил открыть бордель, в котором клиентов должна была обслуживать единственная секс-работница — силиконовая кукла. Он хотел брать с клиентов по 60 фунтов за час, но бордель закрылся через пару дней после начала работы, а его хозяин удалил с сайта все свои контакты.

Другой британец, Брайан Лич, был приговорен к 9 месяцам тюрьмы за то, что заказал из Китая секс-куклу, которая напомнила таможенникам куклу-ребенка с детскими половыми органами. Лича обвинили в том, что он собирался совершать непристойные действия с «детской» куклой. Справедливости ради нужно сказать, что помимо куклы при обыске в его доме нашли детскую порнографию.
Секс-кукла стоит от 1 до 10 тысяч долларов; чем больше она напоминает человека и чем дороже материалы, из которых она сделана, тем больше придется за нее заплатить. Качественных секс-кукол изготавливают из макромолекулярного медицинского силикона на основе платины. Дешевых делают из силикона, который изнашивается быстрее, чем силикон на основе платины, а значит, пятна, разводы и другие дефекты дадут о себе знать. При этом кукла за 2 тысячи долларов выглядит почти как кукла за 10 тысяч.

Чем дороже кукла, тем крепче ее суставы, благодаря чему она может принимать и сохранять любые позы. 70% секс-кукол производят в Китае. Делают их вручную, а сами производители говорят, что строение влагалища иногда получается даже «лучше», чем у реальных женщин.

Несколько лет назад фотограф Сандра Хойн посмотрела ужасный, по ее мнению, документальный фильм о секс-куклах. Она начала копать глубже и на онлайн-форуме познакомилась с Дирком — человеком, для которого секс-кукла стала почти женой. Дирк даже придумал ей имя — Дженни. Они почти не выходят из дома, но каждый вечер смотрят телевизор, разговаривают, ужинают и занимаются сексом.

Сандра решила узнать, каково это — жить с силиконовой женщиной.

— Сначала я пошла в магазин секс-игрушек, где в том числе продаются такие куклы. Чуть позже познакомилась с Дирком, а потом он пригласил меня к себе домой посмотреть на их с Дженни быт. Я боялась, что ничего не получится, что Дирк откажется от съемки и не захочет знакомить меня со своей Дженни. Я боялась, что Дженни скажет Дирку не фотографировать ее.

Когда-то у Дирка был тяжелый разрыв с женщиной, он страдал, чувствовал себя одиноким и нуждался в любви. Он решил купить Дженни. Секс-кукла за 6 тысяч евро привнесла в его жизнь комфорт и стала той, кто всегда выслушает.

В самом начале они много занимались сексом, как это и происходит, когда отношения только завязываются. Сейчас, по словам Дирка, секс отошел на второй план и уже не так важен. За восемь лет Дженни стала для Дирка партнером.

Раньше у Дирка были отношения с женщинами, он был женат, у него есть дети. Он завел Дженни не потому, что ненавидит женщин и так спасается от реальности. Просто в какой-то момент он понял, что не может начать традиционные нормальные отношения. Дирк сказал мне, что по-настоящему любит ее. Он признался, что позже снова будет готов к отношениям с женщинами, но пока это время не пришло.

В итоге Дирк не согласился показывать свое лицо, потому что его предыдущие попытки общения со СМИ не приводили ни к чему хорошему. Поначалу он был осторожен, но когда понял, что я не осуждаю его и не считаю фриком, стал открытым. Мне показалось, Дирк хотел бы, чтобы люди больше узнали о таких отношениях и со временем стали считать их нормальными, поэтому он и согласился участвовать в проекте.

Дирк признался мне, что сейчас не хочет никаких других женщин — Дженни его вполне удовлетворяет и с ней он счастлив. У них есть свои семейные привычки: по вечерам они смотрят телевизор; после обеда любят вздремнуть; когда Дирк развешивает белье после стирки, он любит поговорить с сидящей на диване Дженни; она всегда следит за тем, как он работает за компьютером в своем кабинете, а по воскресеньям они вместе принимают ванну.

Я хотела показать их обычную повседневную жизнь — показать, что бывают счастливые люди, даже когда другим их жизнь кажется странной и неприемлемой. Дирк работает из дому и мало с кем общается. О его жизни с Дженни почти никто не знает. Его семья и друзья не знакомы с его любимой женщиной. Дирк смог рассказать об отношениях с Дженни только своим приятелям, которые также живут с куклами.

Было непривычно видеть, как Дирк хихикает и все время отвечает на вопросы куклы. Я не всегда понимала, о чем они говорят, — в отличие от Дирка я не могу напрямую общаться «с ее душой». Мне было страшно разоблачить их отношения своими снимками. Тяжелее всего было сфотографировать их как равных партнеров и показать, за что Дирк полюбил Дженни как женщину. Дирк запретил показывать его лицо на снимках, а Дженни не хотелось выставлять просто секс-куклой.

Меня удивило, как легко я оказалась в мире Дирка. Еще удивительнее — как быстро я привыкла к тому, что секс-кукла может быть полноценным партнером. Через пару дней жизни с ними я даже начала ходить на цыпочках во время обязательного дневного сна и говорить шепотом, чтобы не разбудить Дженни. С другой стороны, меня пугало то, что я считаю Дженни человеком, но не могу общаться с ней напрямую, задавать ей вопросы и слышать ее ответы, хотя она все время что-то говорила.

Я жила в их ритме, просила их не позировать мне и просто выжидала, пока что-то произойдет в перерывах между полуденным сном, обедом, ужином и вечерним просмотром телевизора. Однажды Дженни сутки пролежала в постели: Дирк заклеил ей надорванную кожу и не разрешал вставать, пока клей не высохнет. По воскресеньям они вместе принимают ванну — пришлось задержаться с ними на неделю, чтобы заснять купание.

Узнав о жизни Дирка, я не испытываю ни жалости, ни печали и точно не хочу его осуждать. Иногда мне хочется его защитить — я говорю людям, что они просто не пытаются его понять. Даже я не во всем его понимаю, но принимаю.

Православие в Турции. Стамбул: четыре жемчужины Царьграда

Во время своего первого официального визита в Константинопольский Патриархат, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал развивать паломничество в Турцию. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все. Уцелевшим жемчужинам Православия поклонились корреспондент журнала «Нескучный сад» диакон Федор Котрелев и фотограф Евгений Глобенко.

Вселенский Фанар

Нынешний Стамбул – город в основном турецкий: повсюду мечети, по-восточному одетые люди, пять раз на дню – завывания муэдзинов, разносящиеся из мегафонов с минаретов. За столетия оккупации Константинополь так отуречился, что найти в нем христианские святыни очень непросто: их осталось мало, со стороны они незаметны, а уличные указатели вообще не очень характерны для этого города. Поэтому желающему посетить святыни Царьграда надо хорошенько подготовиться к прогулке по Стамбулу. Или просто начать с посещения Вселенского Патриархата: а там уже объяснят, как добраться до других святынь.

Храм в Патриархии. Двуглавый орел на Царских вратах — герб Византии

Патриархат расположен в одном из самых колоритных районов города – Фанаре или, на турецкий лад, Фенере. «Фанар» по-гречески означает «маяк», и он когда-то был в этом месте. Здесь в течение нескольких столетий традиционно селилась греческая интеллигенция – фанариоты. Именно из фанариотов набирались грекоязычные чиновники для службы при дворе султана.

Но количество греков в Стамбуле постоянно уменьшается, а те, кто еще остался, предпочитают жить незаметно, тихо. Греческая община насчитывает сейчас около 3 тыс. человек, хотя до погрома, происшедшего в сентябре 1955 года, в ней было более 100 тыс. Тогда в ответ на взрыв во дворе турецкого консульства в Салониках по всей Турции прокатились антигреческие беспорядки. В Стамбуле были разграблены и опустошены 73 из 83 православных церквей, большую часть из них сожгли. Сейчас отношения турок к грекам более или менее нормализовались, но греческая община практически не имеет политического веса и голоса.

Православное духовенство здесь, кстати, не носит ряс (кроме патриарха), но дело тут не в страхе перед националистами. Этот обычай ввел Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, который стремился сделать страну более светской и религиозно терпимой. Закон «Запрет на ношение фески» воспрещал носить религиозную одежду вне храма представителям любых конфессий.

Сейчас в Стамбуле трудно по внешнему виду узнать не только священника, но и христианскую церковь: крестов или нет совсем, или их с улицы не видно. Однако таксисты прекрасно понимают слово «Патриархат» – единственное, что они знают из христианских реалий, – и привозят прямо к нему. А можно и пешком – вдоль чудного залива Золотой Рог, разделяющего Стамбул на две части: Галатскую и Старый город.

В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа — останки святых жен, а слева — мужей

Патриархат – это несколько зданий XVIII-XIX веков за высоченным забором и без вывески. В светлое время суток здесь всегда открыто. Внутри тихо-тихо! Беломраморная чистота, солнце и ни души… Направо – резиденция Вселенского Патриарха, и если вам нужно общение хоть с кем-нибудь, то это туда. Там и дежурный есть, и секретарь. А если в церковь, то тогда от ворот Патриархата – вперед. Церковь Великомученика Георгия построена в начале XVIII века. Внутри очень красиво: стасидии темного дерева с головами грифонов на подлокотниках, золоченый резной иконостас. На завесе Царских врат – герб Константинополя и Вселенского Патриарха: двуглавый орел. И тоже ни души… Лишь изредка здесь можно застать одного-двух туристов или паломников. Последние приезжают сюда в основном из Греции, но бывают и россияне. Они знают: здесь хранятся драгоценные христианские святыни. Например, справа от иконостаса помещена колонна, к ней, по преданию, был прикован Господь во время предкрестных истязаний. Из колонны до сих пор торчит остаток кольца, к которому и приковали Спасителя. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена. В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа – останки святых жен, а слева – мужей. Справа можно поклониться мощам свв. Евфимии Всехвальной, Соломонии и Феофании.

Икона святой мученицы Евфимии

В начале III столетия проконсул города Халкидона – это через пролив Босфор, сейчас на этом месте район Стамбула Кадыкёй – пытался заставить христиан местной общины принести жертвы языческому богу. Особенно ему хотелось склонить к этому Евфимию, юную красавицу. Но святая Евфимия сказала, что «скорее он сможет перевернуть горы на земле и подвинуть звезды на небе, чем отторгнуть ее сердце от истинного Бога». Тогда проконсул сменил уговоры на пытки, но сломить веру св. Евфимии не смог. Она пела молитвы, призывая Спасителя на помощь, и каким мучениям ее не подвергали, Господь являл чудо – св. Евфимия оставалась невредима. Видя все это, многие уверовали во Христа. Умерла св. Евфимия только после того, как сама попросила об этом Господа. Тогда, повествует житие, медведица, единственная из всех зверей, которыми пытались затравить святую, нанесла ей небольшую рану – и тотчас она предала дух свой Господу. В Халкидоне в честь святой была построена церковь, где в 451 году прошел знаменитый IV Вселенский собор – Халкидонский, – на котором была осуждена ересь монофизитства.

Ветхозаветная святая Соломония была матерью семерых братьев Маккавеев, выступивших в 166 году до Р. Х. против нечестивого греческого царя Антиоха Епифана, который осквернил Иерусалимский храм и заставлял иудеев принести языческие жертвы. На глазах св. Соломонии мучили и убивали одного за другим ее детей. Она мужественно наблюдала их гибель, а потом умерла сама.

Св. царица Феофания жила в IX веке (+893) и была первой супругой императора Льва VI Мудрого (886-911). По наветам была вместе с мужем, тогда еще наследником престола, заключена на три года в темницу. Получив свободу, проводила жизнь в молитве и посте.

Богородица Монгольская: церковь, не закрывавшаяся никогда

Храм Монгольской Богородицы знаменит тем, что никогда не закрывался и не переходил во власть турок

Жизнь на Фанаре тихая, спокойная и совершенно лишенная туристов, которых в центре Стамбула очень много. Улицы тут вымощены булыжником и – так же как во всем городе – проложены на крутейших склонах. Через каждые два-три дома попадаются «бюффе» – маленькие кафе, где можно и поесть, и выпить кофе, но, в отличие от центра города, совершенно нет ракы – анисовой водки: на Фанаре живут в основном истовые, традиционные мусульмане, для которых спиртное запрещено.

Еще Фанар хорош тем, что здесь путника не осаждают чистильщики обуви со своими складными ящичками, наполненными щетками и ваксами. В остальных районах стамбульские чистильщики действуют так: вы идете себе спокойно по улице и вдруг замечаете, что человек с ящиком через плечо обронил щетку. Вы обращаете на это внимание чистильщика или подаете ему упавшую щетку. Рассыпавшись в благодарностях, «облагодетельствованный» предлагает почистить ваши ботинки – «совершенно бесплатно, я же ваш должник!». Но когда процесс подходит к концу, выясняется, что вы его не поняли. Вы должны 10-20 евро – ведь обувной крем был самый лучший!

Церковь Марии Монгольской расположена в семи минутах ходьбы от Патриархата. Но найти ее трудно. Между тем церковь эта – чудная! Построена она в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь эта славна тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть.

Глухие ворота закрыты. На улице полная тишина. Но стучитесь сильнее – на стук выйдет сопровождаемая дворняжкой сторожиха: «Входите, входите». Это все, что она может сказать по-английски. А уж категорический и непонятный запрет на фотосъемку она выразит в красноречивых жестах: мол, внутри нельзя, идите на двор! В храме благоговейный сумрак (окна закрыты ставнями) и тишина. Уходить не хочется.

Влахернский источник: где произошло чудо Покрова

Все, что осталось от знаменитого Влахернского храма. Когда-то здесь хранились риза, покров и часть пояса Пресвятой Богородицы

Под Царьградом, видимо, залегают гигантские водоносные слои. По всему городу видны действующие или заброшенные источники – то безымянные, то с надписями по-турецки или по-гречески, как источник св. Харлампия на набережной вблизи Фанара. Многие из этих источников почитались жителями Константинополя как чудотворные. Один из самых известных – во Влахернском храме (названном так по принадлежности к местности – Влахерны), точнее, в сохранившейся небольшой его части. Храм был построен над источником в V веке и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.

Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы – 2 июля.

Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины-мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидел, идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили.

Правда, тот первый храм в XV веке сгорел, но на его месте построили новый. От Патриархата это недалеко – минут 20-25 прогулки через районы Балат и Айвансарай. В дверях храма вас встречает Янис – грек, служащий сторожем и экскурсоводом по храму, сама любезность и открытость для общения. Он охотно показывает икону Покрова в иконостасе (хотя праздник Покрова греки не отмечают, икона все же есть) и очень старую, плохо сохранившуюся икону Богородицы, писанную, по преданию, св. евангелистом Лукой. Купель над источником, судя по старинным литографиям, нисколько не изменилась. Разве что раньше святую воду из источника разливал специально приставленный монах, а теперь она бежит из кранов, вделанных в купель.

Распрощавшись с Янисом, отправимся к еще одному святому источнику Константинополя – Живоносному.

Живоносный Источник

Пузырьки с водой из Живоносного Источника в храме всегда в большом количестве

Недалеко от Константинополя с древних времен почитали один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказывает предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.

Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырь довольно далеко от Патриархата, за древними городскими стенами, построенными императором Феодосием II в V веке. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.

Из памятных христианам мест в Стамбуле есть еще и Студийский монастырь, игуменом которого был прп. Феодор Студит, и храм Иоанна Предтечи в Трулле, где в 691-92 годах проходил Пято-Шестой или Трулльский собор, и церковь св. мц. Ирины, где за триста лет до этого прошел Первый Вселенский собор. Но, увы, сейчас над всеми этими славными постройками высятся минареты…

Действующие церкви и храмы Стамбула: описание, фото, где находятся

Согласитесь, не каждый турист, приезжая в мусульманскую страну, задаётся целью посмотреть церкви. Не отрицаю и тот факт, что такие люди есть, а церкви в Стамбуле достойны внимания: греческие, армянские, итальянская, болгарская и даже русская собрались в списке ниже.

Церкви Стамбула — духовная сторона многогранного города

До 15 столетия Константинополь (или Царьград) был столицей Византии. После прихода в те места турок-сельджуков во главе с султаном Мехметом Фатихом последняя христианская святыня на Востоке перешла в руки мусульман. Произошло это в 1453 году. Предводитель турок, прозванный за свой подвиг Завоевателем, переименовал Константинополь в Стамбул, сделав город столицей империи Османов.

Большая часть православных соборов стала мусульманскими мечетями. И лишь немногие оставшиеся в Стамбуле храмы напоминают сейчас о христианском прошлом бывшей турецкой столицы.

Превращенные в мусульманские религиозные сооружения византийские соборы сегодня активно используются адептами ислама.

Из них выделяются мечети:

  • Мустафы-паши (в прошлом храм святого Андрея в Крисе);
  • Санджактара Хайреттина (бывший монастырь Гастрия);
  • Кефели-джамли (собор Святого Николая);
  • Каленжерхане (храм Богородицы Килиотиссы);
  • Фенари Иса (монастырь Липса рядом с церковью Святого Иоанно Предтечи).

В Стамбуле находятся сохранившиеся с древности источники. Археологи объясняют их наличие пролегающими под городом водоносными слоями. Эти места считаются историческими памятниками. Некоторые из них действующие, другие же давно заброшены.

В прошлом жители Царьграда считали источники волшебными, веря в их живительную силу. В современном Стамбуле особо выделяются две таких святыни.

название источника описание
Влахернский Находится в одноименной церкви, получившей название от места расположения — Влахерны. В построенном здесь в 5 столетии храме хранились пояс и головное покрывало Богородицы.

В начале 10 века, во время осады города сарацинами, в храме произошло явление Пресвятой Девы. Богоматерь произнесла молитву и распростерла над Царьградом Святой Покров. Вскоре враг был побежден.

Живоносящий Находится за пределами мегаполиса. В построенной на этом месте в 5 столетии церкви хранится икона Богоматери с младенцем на руках.

Каждый год здесь проходит крестный ход.

Источник известен своей чудотворной целебной силой.

Действующие церкви Стамбула

Большинство православных религиозных сооружений, находящихся в крупнейшем мегаполисе Турции, сохранились до наших дней. Часть их работает до сих пор, выполняя свою прямую «функцию».

Церковь Святой Троицы (Aya Triada Rum Ortodoks Kilisesi)

Здание размещается недалеко от Таксима, в квартале Бейоглу. Современное сооружение возведено в 1880 году на месте древнего византийского храма Святого Георгия.

Главная деталь постройки — две колокольни на фасаде. Из-за беспорядков, происходивших в городе в середине 20 века, церковь сильно пострадала, однако полностью восстановлена к 2003 г. Сейчас она считается самым большим действующим православным храмом.

Собор Святого Георгия (Aya Yorgi Patrikhane Kilisesi)

Религиозное сооружение, также известное под названием Патриарший храм Святого Георгия, расположен в районе Фенер. Главной святыней собора, наряду с многочисленными иконами, является часть иерусалимской колонны. Согласно преданию, к ней был прикован Иисус Христос во время бичевания.

Религиозная постройка, названная в честь великомученика Георгия Победоносца, с начала 17 столетия служит резиденцией Вселенского Патриарха.

Церковь Марии Монгольской (Meryem Ana Rum Ortodoks Kilisesi)

Единственная православная святыня, сохранившаяся в первозданном виде со времен Византийской Империи. Находится в районе Фенер, на возвышенности вблизи бухты Золотой Рог.

В храме никогда не было мусульманских богослужений. Там даже хранится письменное повеление султана Мехмета Второго, позволяющее проведение литургий на греческом языке. Внутренний интерьер здания украшен иконами. Богослужения проводятся дважды в год, на Успение (15 августа) и в Светлую Седмицу (вторник).

Болгарская церковь Святого Стефана (Bulgar Kilisesi)

Находящийся на побережье залива Золотой Рог храм является собственностью болгарской общины Стамбула. Названная в честь мученика Стефана православная святыня построена из чугуна. Внутреннее же убранство, включая иконостас, сделано руками русских мастеров. Литургии проводятся на болгарском языке.

Храм Живоносного Источника (Balıklı Meryem Ama Rum Manastırı)

Сооружение возведено в 5-6 столетии нашей эры. В 15 веке религиозная постройка подверглась разрушению, однако восстановлена в 1835 г. На территории храма находится целебный источник, по поверьям, избавляющий от болезней и исполняющий желания.

Место известно как Церковь:

  • Ключей;
  • Девы Марии;
  • Святого Источника;
  • Исполнения Желаний.

На территории этого волшебного места всегда много народу. Приходящие сюда люди верят в возможность быстрого выздоровления и исполнения надежд. Сотни тысяч людей прилетают сюда с разных континентов, для того, чтобы исполнить свои желания.

В этой церкви есть один необычный ритуал: прямо сразу, справа у входа нужно выбрать свой ключик и талисман (цены символические). Унести их с собой, хранить и никогда не переставать верить в невозможное.

Только есть условие: когда желания сбудутся-нужно приехать и вернуть свой талисман в церковь. Где бы вы ни были, как бы далеко не находились-вернуть.

Церкви-музеи в Стамбуле

Некоторые святыни православной религии, оставшиеся со времен Византии, больше не используются по прямому назначению. Учреждения превратились в музеи, открытые для посещения и доступные для проведения туристических экскурсий.

Мечеть Айя-София (Aya Sofia Cami)

Грандиозная константинопольская православная святыня — Собор Святой Софии — после завоевания Царьграда стала главной стамбульской мечетью. После падения Османской империи религиозное заведение приобрело статус музея. Произошло это в 1935 г.

Возвел храм византийский император Юстиниан в 530-х годах. До сооружения римского Собора Святого Петра константинопольская постройка считалась самым большим христианским храмом. Купол Софийского Собора равен 31 метру в диаметре. Высота здания составляет 55 м 60 см.

Достопримечательность открыта для посещений с 9 до 19 часов летом. Зимний режим работы — 9.00-17.00. Билет стоит 60 лир. Дети, не достигшие восьмилетнего возраста, входят в музей бесплатно.

Церковь Святой Ирины (Aya İrina)

Временем основания святыни считается 4 столетие. Возведено религиозное учреждение при императоре Константине Великом, первом правителе Византии. Предание гласит, что останки основателя помещены в саркофаг, находящийся в храме.

Сама Айя –Ирина ныне размещается на территории дворцового комплекса Топкапы, во времена Османской Империи служившего резиденцией султанов. В начале прошлого века сооружение стало музеем. В течение последних 40 лет там также проводятся музыкальные фестивали (раз в год).

Церковь работает ежедневно с 9 до 17 часов. Выходной — вторник.

Монастырь Хора (Hora Manastırı)

Православная святыня, на территории которой расположился храм Христа Спасителя в Полях. С середины 20 столетия (1948г) это место превратилось в достопримечательность, известную у туристов как музей Карие. После взятия Царьграда в 15 веке иконы, находившиеся в христианском святилище, были замазаны, а само учреждение превратилось в мечеть.

Возрождение Хоры произошло только после падения империи Османов. Желающие посетить музей и соприкоснуться с частью византийской истории могут сделать это ежедневно, с 9.00 до 17.00.

Мечеть Фетхие (Fethiye Cami)

Обращенная в мусульманскую святыню Церковь Богородицы Паммакаристы (т. е. Радующейся) является одним из крупнейших памятников византийской эпохи в Стамбуле. Главную ценность этого собора представляют многочисленные мозаики. В основном здании до сих пор действует мечеть. Южная часть постройки превращена в музей.

Правила посещения

Православные соборы турецкого мегаполиса, расположенного на берегах Босфора, составляют часть культурного наследия города. Побывать в этих местах рекомендуется всем приезжающим в Стамбул путешественникам.

Однако перед планированием визита нужно обратить внимание на требования, предъявляемые к посетителям религиозных учреждений:

  1. При входе в здание лучше выключить мобильные устройства.
  2. Следует избегать ярких кричащих нарядов. Лучше одеться как можно скромнее.
  3. Даже в жаркую погоду не рекомендуется заходить в храмы в чересчур открытых, платьях и топах, предназначенных для пляжного отдыха.
  4. Нельзя громко разговаривать и шумно выражать свои эмоции.

Правила посещения храмов лучше соблюдать не только при нанесении визита в действующие религиозные учреждения. Эти требования касаются и входа в места, ныне являющиеся музеями. Несмотря на то, что там не действуют строгие церковные уставы, одеваться и вести себя все же желательно соответственно месту и цели визита.

Крупнейший мегаполис Турции может похвастаться обилием исторических памятников, относящихся к христианской эпохе в истории города. Многие из сохранившихся православных храмов Стамбула работают и в настоящее время. Некоторые религиозные сооружения стали музеями, открытыми взору туристов.

Древние монументы христианской эпохи давно заняли почетное место в числе городских достопримечательностей. Их посещение станет ярким воспоминанием для каждого туриста, независимо от вероисповедания.

Прогулка по Стамбулу: русские церкви

Автор Редакция рубрики «Религия» Обновлено: 11.10.2018 11:07 Опубликовано: 05.04.2012 17:54

Когда-то древний Константинополь был и центром цивилизации, и центром православия. Центром цивилизации современный Стамбул вполне можно назвать, но статус столицы мирового христианства давно ушел в историю. Сегодня действующие православные храмы в самом большом городе Турции можно пересчитать по пальцам, а русских церквей — всего-навсего три.

Прогулка по Стамбулу: русские церкви

Район Каракей не просто один из центральных, это еще и один из самых колоритных районов Стамбула. Вверх от залива Золотой Рог медленно поднимаются тесные улочки, а на берегу бурлит ресторанная жизнь. Уже в течение почти целого века для всякого русского, оказавшегося в Стамбуле больше, чем на пару ночей, район Каракей становится второй родиной. Здесь находится старый стамбульский порт, и именно сюда после революции 1917 года десятками тысяч приплывали корабли эмигрантов. Именно с Каракея начинался их трудный путь в новую жизнь. Но приживались в бывшем Константинополе немногие. Лишь единицы желали остаться в Стамбуле, малопривлекательном тогда для жизни городе.

Все три русских храма, которые сегодня существуют в Стамбуле, находятся именно тут. И это не случайно, ибо в Каракее было сконцентрировано почти все русскоговорящее население города. От морского порта и моста Галата до храма Святого Пантелеймона минут пять пути. Здесь проще простого увязнуть в лабиринтах маленьких, тесных проулков, среди магазинчиков, кабачков и парикмахерских.

Вход в здание, на шестом этаже которого находится храм Святого Пантелеймона

Мы нашли свой путь к храму, но только потому что знали адрес: если вы видите табличку с номером дома, который вы ищете, это еще не значит, что вы оказались перед воротами церкви. Храм Святого Пантелеймона находится на шестом, последнем этаже обычного старого жилого и весьма обшарпанного строения. Из окон выглядывают дети, которые хотят, чтобы мы их сфотографировали. А в холле здания сидит угрюмый турок, который категорически запретил снимать.

Если не знать деталей, то догадаться, что именно тут находится самый известный в Стамбуле русский храм, невозможно. Формально здание, в котором расположена церковь, принадлежит России, оно было построено для Церкви еще во времена Екатерины II. Однако жизнь тут возродилась только в последние десятилетия.

Армения, Грузия, Россия: под покровом Богородицы

«При нас, а я жила тут несколько лет, до 2006 года, церковь и обустраивалась. Все это стоило больших усилий. Тогда здесь служил отец Корнилий, и нам он рассказывал, что начинал с полной разрухи. Все помещения были ободраны, разрушены, — от храма мало, что сохранилось», — рассказывает нам Нина Щетинина, которая снимала комнату в доме-храме.

Сейчас все здесь выглядит более или менее достойно. Сама церковь на последнем этаже, ее купол салатового цвета виден издалека, но его невозможно разглядеть со стороны плотно застроенной улицы.

Отец Тимофей, настоятель храма Святого Пантелеймона

Настоятеля церкви отца Тимофея мы застали сразу после службы. Этого человека, служащего в храме уже больше десяти лет, знает и любит почти вся русская община Стамбула. Он пытается вспомнить наших общих знакомых, которые сколько-то лет назад посещали церковь.

«На службу приходит 150-200 человек, а в праздники собираются многие сотни», — рассказывает нам прихожанка храма с Украины. В это трудно поверить, потому что все внутреннее помещение церкви, как большая зала в квартире. Единовременно здесь могут находиться не больше 20-30 человек. Но именно вокруг храма Святого Пантелеймона сфокусирована вся жизнь русской общины Стамбула. Наша собеседница с Украины, но сюда ходят люди и из России, Молдовы, Белоруссии. «Очень много тех, кто постоянно живет в Стамбуле. Я например, замужем тут», — рассказывает она.

После развала Советского Союза Стамбул вновь, как и за 70 лет до этого, стал очень популярным маршрутом у граждан из многих стран бывшего СССР. Но только у них было большое отличие от предков, посещавших город в начале прошлого века: они приезжали в Стамбул и возвращались назад. Челночный бизнес процветал полтора десятилетия. Благодаря этому, в Стамбуле всегда можно найти человека, способного связать по-русски хоть пару слов. Но здесь, в Каракее, было время, когда в шумной толпе было больше русскоязычных, чем тюркоязычных. Для них открывались рестораны, магазины, они были ценными гостями. С этим громадным торговом потоком в Стамбул приехали и те, кому потом пришлось остаться тут надолго или даже навсегда. Именно в конце 90-х годов храм Святого Пантелеймона начал наполняться прихожанами.

Исламская толерантность: алавитов — в могилы!

Те времена минули. И на пахнущих жареной рыбой улицах Каракея теперь вновь слышна только турецкая речь, в порту больше не швартуются старые «посудины» из Украины, но официанты все еще пытаются убедить куда более редких теперь туристов из России посетить свои рестораны с названиями, дублированными на русский язык.

Но прихожане рассказывают нам, что жизнь здесь по-прежнему кипит. В Стамбуле много русских, хоть и разбросаны они теперь по всему городу. Место их встречи осталось тем же — храм Святого Пантелеймона.

Храм Святого Пантелеймона

Мы уже сказали, что церковь находится на шестом этаже. И никакого лифта — по старой лестнице придется подниматься пешком. Из помещения храма — выход на закрытый балкон, где продают книги и бесплатно предлагают юбки и платки посетительницам в джинсах (правила на входе строгие). А еще с балкона открывается отличная панорама на старые кварталы старого города. По бокам купола еще двух русских храмов — святого Илии Пророка и Андрея Первозванного. Их судьба складывается не так оптимистично. Храм Илии Пророка закрыт уже долгие годы. А в храме Андрея Первозванного служит престарелый, болеющий батюшка.

У храма Андрея Первозванного очень интересная история. Именно он до сих пор считается «эмигрантской» церковью. Храм начал функционировать в первой половине прошлого века, после эмигрантской волны. И по сей день именно сюда приходит давно убеленная сединами высокостатусная публика — князья, графы и другие титулованные особы.