Сострадание и милосердие

Содержание

Что такое милосердие и что нужно делать чтобы стать милосердным?

Что такое милосердие, в каких людских поступках оно проявляется – актуальный вопрос. Современный мир имеет развивающуюся большими темпами технологическую революцию, упростившую повседневную жизнь каждого из нас. В гонке за личными благами, незаметно мелькают чужие проблемы, но кто захочет остановиться, подать руку помощи нуждающемуся в поддержке, ведь у каждого свои заботы.

Милосердие — что это?

Доброта сердца, перенимающая чужие страдание и проблемы, желание протянуть руку помощи, невзирая на вину или невиновность человека – вот что значит милосердие. Основа любви к ближнему, наличие которой помогает спасать жизни и решать чужие проблемы, проявлять понимание, оказывать помочь другому – избавлять ближнего от трудных обстоятельств. Тесно связанные с милосердием черты характера:

  • сострадание;
  • сочувствие;
  • доброжелательность;
  • забота;
  • бескорыстность;
  • понимание;
  • снисхождение;
  • гуманность.

Что такое милосердие — нравственное состояние души, в котором человек проявляет безвозмездную опеку к ближнему, потратив собственный ресурс – время, деньги, здоровье. Проявляя милосердие человек, может получить незаслуженный упрек (моральное оскорбление) в глазах окружающих, которые принимают милосердие за проявление незаслуженного уважения или элементарной глупостью.

Милосердие в христианстве

В религии милосердие – важная добродетель, указывающая, что проявление заботы к ближнему — это проявление любви к Господу и что каждый человек «создан по подобию Божьему». Всепрощающая любовь, выражается в христианской милости проявить ее можно по отношению к душе и телу нуждающегося. Добрые христианские дела, проявление которых спасают человеческую душу:

  • навернуть грешника от заблуждений;
  • не просвещенному подать урок доброты и истинны;
  • дать мудрый совет находящемуся в трудных обстоятельствах или опасности;
  • дать утешение пребывающему в печали;
  • не отвечать злом на злой поступок;
  • прощать обидчиков;
  • молиться за ближних.

Дела телесной милости к ближнему:

  • накормить голодного;
  • напоить жаждущего;
  • одеть нагого;
  • посетить больного;
  • посетить узника в темнице;
  • приютить странника;
  • похоронить умершего.

Для чего нужно милосердие?

Стремление жить в мире, наполненном радостью и приятными взаимоотношениями, заложено в человеке. Милосердие и доброта – фундамент гармоничных отношений во многих религиях и древних культурах, им посвящены работы философов. Строить отношения в социуме по принципу справедливости легко анализируя ошибки другого человека, но такая позиция лишает возможности получить снисхождение в трудную минуту.

Получать помощь не требуя взамен отплаты – развиваться духовно, вкладывать свою лепту для изменений в лучшую сторону, привносить в мир добро, дарить радость. Никто не знает, в какую трудную минуту возникнет его нужда в помощи, кто окажется рядом – сделает милосердный поступок, невзирая на социальный статус или прошлые ошибки. Отрывать от сердца частичку доброты и заботы всегда приятно.

Что значит — быть милосердным?

Быть милосердным значит, что направленное другому человеку благо отдано безвозмездно – не для всеобщей похвалы, публичного признания или последующего благодарения. Милосердие успокаивает совесть – подаренный шанс протянуть руку помощи человек не отверг, а в силу своей возможности облегчил жизненные обстоятельства находящегося в худом положении дел. Милосердие погашает гнев, подавляет эгоизм, а это возможность накопить духовные богатства:

  • мудрость;
  • радость;
  • простоту в общении;
  • искренность;
  • человеколюбие.

Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

Милосердие и сострадание, сделанное анонимно, считается высшей степенью добродетели. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный поступок, достойный уважения. Основные принципы милосердного отношения основываются на любви к ближнему, проявленной заботе и оказанной помощи. Быть милосердным значит:

  • забыть о личной выгоде;
  • идти на уступки забывая причиненные обиды;
  • уметь выслушать;
  • подавить страх (приходя в больницу не думать о том, что можно заразиться болезнью);
  • жертвовать деньги нуждающимся (доступную долю средств, незначительную для подающего человека);
  • находить час для чужих проблем (навещать родственников и знакомых – престарелых, инвалидов, сирот);
  • помогать в простых повседневных вопросах (показать адрес, предостеречь об опасности, дать подсказку для решения вопроса, помочь человеку с ограниченными физическими способностями).

Почему человек должен быть милосердным?

Проблема милосердия и нехватки любви к окружающим влечет страдания в окружающем мире и людских сердцах. Принцип личной выгоды – создавать себе комфортные условия, невзирая на проблемы других людей — тешит самолюбие и множит эгоизм. Быть милосердным — значит принимать активное участие в решении чужих проблем, умножать доброту, дарить любовь, изменять мир в лучшую сторону. Вспоминая фразу китайского мудреца Лао Цзы о милосердии, можно сказать его словами: «Кто берет – наполняет ладони, кто дарит – наполняет сердце».

Милосердие в современном мире

Любовь и милосердие понятия связанные между собой в религии. Дела, совершенные для облегчения страданий другого, выраженные без любви — являются чувством жалости, иногда подкрепленные упреками и холодным расчетом. Милосердие в нашей жизни, проявленное с любовью подкрепляет духовно, дарит надежду на изменения в лучшую сторону, спасает в трудную минуту жизнь, дарить душевное спокойствие, учит, что добрый поступок непременно выше, чем злой.

Нужно ли милосердие в наше время?

Милосердие в наше время – зеркало, показывающее нравственный облик личности. Современный мир наполнен контрастами, социальный статус, разделяющий людей, показывает, что бедному и простому легче разделить страдания нуждающегося, ибо они ему знакомы. Богатому и знатному нет дела к элементарным заботам и проблемам других людей, даже если он в состоянии оказать помощь и устранить проблемы для тысяч людей.

Садхгуру Садхгуру — Внутренняя инженерия. Путь к радости. Практическое руководство от йога [Андрей Ланд, 2018, 56 kbps, MP3]

Внутренняя инженерия. Путь к радости. Практическое руководство от йога
Год выпуска: 2018
Фамилия автора: Садхгуру
Имя автора: Садхгуру
Исполнитель: Андрей Ланд
Перевод: Елена Леонтьева
Издательство: Эксмо
Категория: аудиокнига
Аудиокодек: MP3
Битрейт: 56 kbps
Вид битрейта: постоянный битрейт (CBR)
Частота дискретизации: 44 kHz
Количество каналов (моно-стерео): Моно
Время звучания: 8:45:54
Описание: Человек – самый сложный механизм на планете, а йога – инструкция по его применению. Так считает Садхгуру – йог, мистик и коуч ведущих компаний мира. Эта увлекательная книга основана на разработанной им системе «Внутренняя инженерия», призванной убрать с йоги культурные наслоения и представить ее как технологию достижения радости и благополучия, доступную любому человеку. Руководствуясь этой древней мудростью, поданной в современном ключе, каждый может сделать свою жизнь именно такой, какой хочет.
Садхгуру успешно выступал с лекциями о «Внутренней инженерии» в самых авторитетных учреждениях и университетах по всему миру, включая ООН, Google, General Electric, Сбербанк, а также Оксфорд, Стэнфорд, Гарвард, Йельский университет, Уортонскую школу бизнеса, Массачусетский технологический институт и так далее.
Садхгуру также является основателем некоммерческой благотворительной организации Isha, насчитывающей более 7 миллионов волонтеров по всему миру. Фонду присвоен специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН.
СЕРИЯ: «Великие учителя современности» 1 — Садхгуру
Внутренняя инженерия. Путь к радости. Практическое руководство от йога http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5779647
+
Не входит в серию аудиокниг, оригинальный курс от Садхгуру — Внутренняя инженерия Онлайн / Inner Engineering Online
Официальный сайт — http://www.innerengineering.com/online
Раздача — http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5788305 2 — Садхгуру
Откровенные беседы с Садхгуру. О любви, предназначении и судьбе http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5779580 3 — Йонге Мингьюр Ринпоче
Навстречу миру http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5779574 4 — Далай-лама XIV
Буддизм. Один учитель, много традиций http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5779578 5 — Пема Чодрон
Когда все рушится. Сердечный совет в трудные времена http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5779842 6 — Тулку Ургьен Ринпоче
Блистательное величие. Истории из жизни великих мастеров медитации старого Тибета http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5779855 7 — Садхгуру
Размышления мистика. Ответы на все вопросы. Том 1 http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5779381 8 — Садхгуру
Размышления мистика. Ответы на все вопросы. Том 2 http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5779568
От автора раздачи
Друзья, спасибо за интерес к темам, затронутым в этих книгах. Каждую из них я купил для того, чтобы поделиться с теми, у кого нет возможности приобрести их. Если вам понравится книга, вы всегда можете купить официальное издание и тем самым поддержать издание новых книг подобной тематики. Как минимум, оставайтесь на раздаче и делитесь этими книгами с близкими вам людьми.
Спасибо вам за осознанность и доброту

Внутренняя инженерия. Путь к радости. Практическое руководство от йога

Человек – самый сложный механизм на планете, а йога – инструкция по его применению. Так считает Садхгуру – йог, мистик и коуч ведущих компаний мира. Эта увлекательная книга основана на разработанной им системе «Внутренняя инженерия», призванной убрать с йоги культурные наслоения и представить ее как технологию достижения радости и благополучия, доступную любому человеку. Руководствуясь этой древней мудростью, поданной в современном ключе, каждый может сделать свою жизнь именно такой, какой хочет. Садхгуру успешно выступал с лекциями о «Внутренней инженерии» в самых авторитетных учреждениях и университетах по всему миру, включая ООН, Google, General Electric, Сбербанк, а также Оксфорд, Стэнфорд, Гарвард, Йельский университет, Уортонскую школу бизнеса, Массачусетский технологический институт и так далее. Садхгуру также является основателем некоммерческой благотворительной организации Isha, насчитывающей более 7 миллионов волонтеров по всему миру. Фонду присвоен специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН.

«Объективная благотворительность»: 18 лучших фото

Публикуем 18 фотографий-финалистов фотоконкурса о благотворительности, организованного «Форумом доноров»

«ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность» — конкурс фотографий о благо­твори­тель­ности, который уже пятый год проводит ассоциация грантодающих организаций Форум Доноров. Проект придуман для того, чтобы собрать и представить широкой публике как можно более полную и яркую картину современной российской фи­лан­тропии. Фонды и социально активные компании со всей страны присылают свои фотоистории, которые рассказывают об их повседневной и проектной жизни.
По традиции, 1 октября в Европейский день фондов выставка финалистов конкурса прошла в одном из городских пространств Москвы, этой осенью она расположилась в саду «Эрмитаж». Форум Доноров: ОБЪЕКТивная благотворительность

Все свои

Фонд «Вера»

В ноябре 2015 года мастера из мужской парикмахерской Chop-Chop приехали к пациентам московских хосписов. Целый день они стригли пациентов и волонтеров. Вместе с барберами из Chop-Chop в хосписы приехал известный уличный парикмахер Насир Собани. Насир работает в австралийском салоне Medusa шесть дней в неделю, а в свой единственный выходной отправляется на улицы Мельбурна, чтобы стричь бездомных. Для него благотворительность давно стала стилем жизни.

В Первом и во Втором московских хосписах Насира очень полюбили и пациенты, и сотрудники — все хотели его обнять и изучить его татуировки. Ведь хоспис — это единение, открытость и совмещение, казалось бы, несовместимого.

Первый московский хоспис, 30 ноября 2015 г. Автор фото: Ольга Кузнецова

Хулиганы штурмуют Владивосток!

Некоммерческое партнерство тренеров и консультантов «Девелопмент-групп» (подразделение D-Group Social)

С 2013 года D-Group.Social при поддержке компании Bayer организует проект «Большое путешествие «Сила мечты». Это тур по городам России с артистами «Упсала-Цирка» — детьми из групп социального риска, а также детьми с ограниченными возможностями здоровья. И тех, и других организаторы с любовью называют «хулиганами», ведь уже в аэропорту юные артисты не могут стоять на месте, настолько они полны задора и жизни! При помощи акробатики, жонглирования, паркура, брейкданса и пантомимы они способны устроить яркий праздник в любом месте.

В августе 2015 года проект добрался до Дальнего Востока. Цель путешествия, с одной стороны, познакомить жителей города с деятельностью местных некоммерческих организаций и собрать средства на реализацию их проектов, а с другой — изменить представление местных жителей о благотворительности.

Аэропорт Владивостока, 27 августа 2015 г. Автор фото: Александр Калашников

Bubble boy

Благотворительный фонд «Подсолнух»

У Валеры Юсупова из города Усолье-Сибирское первичный иммунодефицит. Таких детей природа лишила иммунитета, поэтому окружающий мир для них — источник постоянной опасности. Без лекарств они могут жить только в стерильных боксах, им запрещено ходить в детский сад или школу, прыгать по лужам и целовать любимую маму.

В России диагностика ПИД находится на низком уровне, а лечение стоит очень дорого. Дети оказываются изолированными от окружающего мира, словно в большом пузыре.

В их поддержку Фонд «Подсолнух» и шоу «На экране» запустили #Bubble_mob. Участники фотографируют себя в мыльном пузыре и переводят средства на лечение детей с ПИД. К акции уже присоединились Тимур Бекмамбетов, Гоша Куценко, Чулпан Хаматова, Театральная школа Константина Райкина, ЮниКредит Банк и газета Metro.

Фото сделано в отделении иммунологии Российской детской клинической больницы (РДКБ) 15 апреля 2016 г. Автор фото: Сергей Щедрин

Операция Улыбка

Банковская группа ЗЕНИТ

Первую операцию ребенку с врожденными расщелинами губы и нёба проводят уже в 3-6 месяцев. И если в этот момент заглянуть в операционную, то первое, что увидишь — это маленькие беззащитные ножки. Но они в надежных и добрых руках, которые подарят этому ребенку шанс на счастливую жизнь.

При поддержке Банковской группы ЗЕНИТ врачи-волонтеры благотворительной организации «Операция Улыбка» проводят бесплатные операции детям с челюстно-лицевыми дефектами. Если операцию не провести вовремя, ребенку с таким заболеванием будет трудно адаптироваться в обществе — речь останется непонятной, а внешний дефект будет всегда привлекать к себе внимание. К счастью, порок можно полностью устранить, хотя зачастую для этого требуется несколько этапов операций, работа опытных специалистов и огромное терпение родителей.

Улан-Удэ, 17 августа 2015 г. Автор фото: Денис Слепцов

Обыкновенное чудо

АО «Группа компаний «Медси»

Шестилетняя Вика Дюбакова приехала из Омской области в Москву на установку функциональных протезов кистей рук «Киби», изготовленных компанией молодых российских инженеров «Моторика». Вика — 10-й ребенок в семье Дюбаковых, родилась с патологией кистей рук и нарушением зрения. Деньги на протезы собирали совместно с благотворительным фондом Омской области, а также с сетью клиник МЕДСИ, — ее сотрудники и партнеры собрали большую часть средств в ходе акции «Счастье Вики в наших руках». Также компания обеспечила медицинский патронаж семьи.

Теперь Вика пойдет в первый класс для слабовидящих детей, сможет социализироваться и самостоятельно справляться с задачами в школе. На фото запечатлены первые минуты установки протезов, когда девочка впервые смогла взять в руки предмет.

Лаборатория ООО «Моторика», Инновационный центр «Сколково», 13 апреля 2016 г. Автор фотографии: Данил Емелин

Как из свеклы розы вырезать

Благотворительный фонд «Добрый город Петербург»

Фея в «Золушке» превратила тыкву в золотую карету. А петербургские пенсионерки свеклу в букет роз превращают. Любовь Васькова, искусствовед, вышедшая на пенсию, обучает таких же пенсионерок искусству карвинга — художественной резке по овощам и фруктам. Кроме того, как оказалось, карвинг — отличная реабилитация для тех, кто перенес инсульт.

Самым ярким впечатлением от «Душевного Bazarа», где сделан снимок, для Любови Викторовны оказалось, когда к ним подошли девушки и, понаблюдав, спросили:

— А вы что тут все не русские?

— Почему? — удивилась та.

— Да наши пенсионерки почти все вечно хмурые и сердитые, а вы такие позитивные, улыбаетесь все время!

Благотворительный фонд «Добрый город Петербург» поддерживает инициативы самих пожилых и для пожилых, в том числе студию «Домашний карвинг».

«Упсала-Парк», летний «Душевный Bazar» в Петербурге 1 августа 2015 г. Автор фотографии: Алексей Буянов

Кино из прошлого

Фонд Михаила Прохорова

Попасть в советский кинотеатр смогли посетители Красноярской ярмарки книжной культуры (КРЯКК). В одном из павильонов выставочного центра построили зрительный зал, установили старые проекторы и крутили фильмы для детей и взрослых. На входе — абсолютно подлинное табло из кинотеатров прошлого века. А перед залом на глазах у публики готовят к показу очередную пленку. Здесь за монтажным столом, ставшим самым популярным местом у детей, можно было своими руками поработать с пленкой. Хозяева площадки — КГБУК «Красноярский кинограф» — раздавали гостям проштампованные билеты, а еще предоставили возможность полистать кинокаталоги 60-80-х гг.

КРЯКК — флагманский проект Фонда Михаила Прохорова. Это масштабный международный культурный фестиваль, уже давно вышедший за рамки выставки издательств.

Международный выставочно-деловой центр «Сибирь». Красноярск, 28 октября 2015 г. Автор фотографии: Максим Четверня

Поймал!

ПАО «МегаФон»

Участник проекта «Спорт вместе. По-настоящему!» впервые в жизни пробует свои силы в баскетболе на коляске под руководством профессиональных спортсменов во время Фестиваля Параспорта, который прошел при поддержке «МегаФона». Фестиваль собрал почти 300 детей и подростков с инвалидностью и без, а также профессиональных спортсменов, волонтеров и представителей СМИ.

Цель парафестиваля — общество равных возможностей для всех. Проект не только рассказывает школьникам о разных видах параспорта, но и учит принимать и понимать сверстников, которые отличаются лишь состоянием здоровья, но так похожи во всем остальном! Это еще один шаг на пути к по-настоящему инклюзивному обществу, где радость от спортивных достижений и от общения с новыми друзьями доступна каждому.

Фестиваль параспорта, ФОК «Динамика», Москва, 10 марта 2016 г. Автор фотографии: Павел Дубенцев

Принимать, понимать и любить

Фонд поддержки и развития филантропии «КАФ»

Хотя многих сирот сегодня устраивают в замещающие семьи, малышей с проблемами здоровья не столь часто усыновляют, и многие дети с особенностями развития по-прежнему остаются жить в учреждениях.

Ребятам на этом фото повезло — еще недавно они загадывали в Новый год себе маму и папу, а сегодня они вместе с новыми семьями занимаются в Институте раннего вмешательства. По программе «С любовью к детям», реализуемой совместно Фондом «КАФ» и Фондом Амвэй «В ответе за будущее» родители и их приемные дети учатся адаптироваться друг к другу, принимать, понимать и любить такими, какие они есть.

Институт раннего вмешательства, г. Санкт-Петербург, февраль 2016 г. Автор фотографии: Дария Обимаха

Долгожданная семья

Фонд содействия гармонизации отношений животных и общества «Не просто собаки» (Фонд РЕТ)

«Я просидела в приюте много лет. Таких как я уже и не берет никто — мы как бы «старые» (хотя мне всего пять!) и никогда уже не научимся нормально жить в семье (то есть еще и глупые?..). А потом в приют приехали Ульяна и Женя. Говорят: мы хотим молодого кобеля. Я думаю: «Ну и пожалуйста, не очень-то и хотелось». Сижу в вольере, никого не трогаю, поглядываю просто из интереса, кого выберут… И тут Женя на меня посмотрел, глаза такие сделал круглые… Стоит и смотрит. А я на него смотрю, не пойму, что такое… Молчу и смотрю. Все скачут, лают, соседка моя вопит: «Берите меня! Берите меня!», а мы молча смотрим друг на друга. Я думаю: «Ну нет, им же мальчика надо, я же не мальчик… Надо отвернуться, я же гордая, а то неприлично как-то…» И не могу! В общем, теперь мы семья. А четыре месяца назад у нас родилась Кира! Надеюсь, вырастет такой же хохотушкой, как Ульяна моя».

Московская область, поселок Нахабино, 19 июня 2016 г. Автор фотографии: Оксана Дубинина

Познакомились!

Благотворительный фонд «Протяни руку»

Матвей впервые видит барана, как и других «фантастических» животных. Он приехал в краснодарский зоопарк со своими воспитателями из Дома ребенка при исправительной колонии №3, что в поселке Двубратский. Матвею три с половиной года, мама и воспитатели занимаются с ним, он хорошо развивается и от сверстников «на воле» не отстает. Очень интересуется окружающим миром: любит смотреть в окно, кормить в аквариуме рыбок. Другой живности в колонии нет. Так что уж к барану интерес у Матвея, конечно, неподдельный. Баран, впрочем, заинтересован не меньше. Эта поездка состоялась 3 июня 2016 года, вместе с Матвеем в зоопарке побывали восемь ребятишек из ИК №3. Фонд «Протяни руку» организует выезды детей двух-трех лет за периметр колоний, чтобы их впечатления стали немного разнообразнее.

Краснодарский зоопарк «Сафари-парк», 3 июня 2016 г. Автор фотографии: Татьяна Зубкова

Я не перестаю мечтать!

БФ «ОМК-Участие»

Когда Ирина услышала фразу врача: «У вашего сына аутизм; какая школа, говорить бы к семи годам научился», — она буквально почувствовала, что стало нечем дышать… Но сумела собраться и решила: впереди предстоит огромная и тяжелая ежеминутная работа, результатом которой должна стать лишь победа — полная, вопреки всему…

И сейчас, спустя 6 лет с момента постановки диагноза можно сказать, что многое получилось! Миша не просто научился говорить, но в этом году пошел в первый класс общеобразовательной школы. Благодаря благотворительному фонду «ОМК-Участие» у Миши появилась возможность встретиться с высококлассными врачами-специалистами. «Я не перестаю мечтать!» — именно с таким девизом теперь живет Ирина Осипова.

Городской округ г. Выкса, 11 сентября 2015 г. Автор фотографии: И. С. Козлов

Совершенно невероятное событие. Женитьба

Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение»

Ограниченные возможности здоровья и неограниченный простор для самовыражения на сцене.

На фото — сцена из спектакля «Совершенно невероятное событие. Женитьба» по пьесе Н. Гоголя, премьера которого состоялась в Москве 5 мая 2016 года на Малой сцене Театра Наций. Постановка с участием профессиональных актеров и артистов с ограниченными возможностями здоровья стала результатом четырех месяцев репетиций Инклюзивной театральной школы «Со-единение». Режиссер Михаил Фейгин с подопечными различных благотворительных фондов («Со-единение», «Жизнь в движении», «Я есть») создал спектакль, в котором профессиональные актеры и артисты с инвалидностью работают на равных. Это стало большим театральным событием и для самих исполнителей ролей, и для зрителей.

Проект инициирован Фондом «Со-единение» и осуществлен при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Театра Наций.

Театр Наций, 5 мая 2016 г. Автор фотографии: Николай Германов

Лыжи мечты

Некоммерческая организация «Фонд социально-экономической поддержки регионов «СУЭК — РЕГИОНАМ»

С декабря 2015 года на горе Туманная дети с ограниченными возможностями занимаются горными лыжами для того, чтобы… начать ходить! Администрацией Кемеровской области, Фондом «СУЭК-РЕГИОНАМ» и АНО «Лыжи мечты» реализуется совместный проект, который при помощи занятий горнолыжным спортом раскрывает возможности самих ребят. Тренировочный курс уже успешно прошли больше сотни юных кузбассовцев. Одна из них — 15-летняя Алина.

— У дочери синдром Дауна, — рассказывает Наталья Проскурина, мама Алины. — Врачи определили — не будет ходить. Но постепенно Алина очень плохо, но пошла… Когда объявили набор первой «десятки» детей-инвалидов по программе «Лыжи мечты», не особо верилось в успех, но приглашение приняли с надеждой. Скатилась с тренером впервые в жизни с горы. Я глаза от страха закрыла. Слышу: «Алинка — молодчина!» Вижу сквозь слезы — ей нравится… За два месяца есть результат: дочь стала крепче ходить.

г. Таштагол, Кемеровская область, 20 января 2016 г. Автор фотографии: Игорь Чикуров

Картина мира: Эрмитаж

Благотворительный фонд В. Потанина

«Игрушечный» Пантеон как репетиция перед встречей с реальным. Эрмитаж — одно из немногих мест, где собраны интеллектуальные и культурные богатства мирового значения. Благотворительный фонд В. Потанина много лет поддерживает музей, пополняя его целевой капитал и помогая сотрудникам в их научных поисках.

Зачем меценаты вкладывают деньги в культуру? Затем, что только человек, способный видеть и ценить красоту, может воспринимать мир во всем его многообразии, а значит, создавать его новый, улучшенный вариант. Ответ на вопрос «Почему благотворители помогают музеям?» — очевиден. Они вкладывают в будущее.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж,8 декабря 2015 г. Автор фотографии: Софья Коробкова

ВДОХ_ВДОХ в Эрмитаже: документальный проект о паралимпийцах

Благотворительный Фонд в поддержку развития спорта инвалидов «ТОЧКА ОПОРЫ»

Мы (команда фонда «Точка опоры») до сих пор не верим, что идея сделать фотопроект о паралимпийцах превратилась в мультимедийную выставку ВДОХ_ВДОХ в Главном штабе Эрмитажа, арт-издание и интернет-версию www.vdoh-vdoh.ru. Перед вами — фото одного из эпизодов открытия, на которое пришел почти весь город. В центре — портрет Михаила Сапарова — тренера по адаптивному скалолазанию, который начал заниматься спортом и стал чемпионом мира по параклаймбингу после несчастного случая, лишившего его правой руки. У всех без исключения героев проекта за плечами не только трагическая история, но и победы над собой, болью, стереотипами. Мы рады, что представить их уникальную жизненную философию удалось на главной выставочной площадке Петербурга.

Санкт-Петербург, Главный штаб Государственного Эрмитажа, 18 марта 2016 г. Автор фотографии: Кирилл Иконников Автор портрета Михаила Сапарова: Юрий Молодковец

Неподдельные эмоции

Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко

Впервые в истории следж-хоккеисты вышли на лед в рамках официальной программы «Матча звезд» КХЛ. Это стало волнующим событием для команды клуба «Звезда», созданного три года назад при поддержке Фонда Тимченко. День по-особому запомнится и нападающему детско-юношеской следж-хоккейной команды «Ладога» Станиславу Барыкину: в свои 15 лет он впервые принял участие в матче со взрослыми.

Игра была очень эмоциональна: следж-хоккей по праву считается одним из самых «переживательных» видов спорта. Игроки тоже своих эмоций, конечно, не скрывали, за что еще больше полюбились публике.

Сочи, Матч звезд КХЛ, 23 января 2015 г. Автор фотографии: Юрий Кузьмин

Мамы в театре

Благотворительный фонд «Берегиня»

«Мамы в театре» — проект реабилитации мам детей с онкозаболеваниями. Фонд «Берегиня» с 2014 года организует для мам фотосессии в театрах Перми. Снимок сделан в Пермском театре оперы и балета.

Драмы и трагедии разворачиваются не только на сцене. У каждой из мам-героинь снимка — своя история борьбы и победы.

До фотосессии. Мама Есении: «Я даже не думала, что такое заболевание может быть. Что такое на свете есть. Жить не хотелось. Просто хотелось проснуться, и чтобы на следующий день этого не было… Ты не понимаешь, что когда у тебя всё достаточно гладко, то обращаешь внимание на какие-то мелочи и ноешь ходишь. А когда у тебя какие-то глобальные проблемы, над которыми ты в принципе не властен, ты начинаешь ценить эти мелочи».

После фотосессии. Мама Сони: «Внутри бабочки летают. И что-то по-другому стало. Поняла: мы болеем, но еще есть дальше жизнь».

г. Пермь, Пермский театр оперы и балета, 25 ноября 2015 г. Автор фотографии: Павел Семянников

Благодарим «Форум доноров» за предоставленные фотографии!

Чем доброта отличается от милосердия (Итоговое сочинение)

Я не случайно выбрал тему о доброте и жестокости. Проблема, которую она затрагивает, волнует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего поколения. Подумаем, чем доброта отличается от милосердия? На этот вопрос каждый отвечает по-своему.

По моему мнению, доброта — это свойство души, которое проявляется в помощи другими людям, заботе о них. Милосердие — это сострадательное отношение к другому человеку. Эти понятия очень похожи, однако имеют и отличия. Например, милосердие в отличии от доброты может проявить и злой человек, в то время как доброта — это черта только добрых людей.

Многие писатели посвящали теме милосердия свои произведения, но я хотел бы остановиться на романе

А.

С. Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении автор явно показывает различия между добром и милосердием. Пугачёв — один из героев этого романа — является злым и жестоким человеком. Это мы видим в эпизоде, где он велит казнить всех дворян. Однако даже такой злой человек способен на сострадание и милосердие. Когда доходит до казни Гринёва, главного героя этого романа, Пугачёв велит сохранить ему жизнь, потому что помнит, как Пётр бескорыстно помог ему в прошлом. Однако после такого правильного поступка, мы не можем говорить про доброту Пугачёва, про то, что он является добрым. Напротив, он злой и жестокий человек, но который смог проявить милосердие к другому.

Или вспомним произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом романе повествуется о человеке, который не смог оправдать жестокость другого, но проявил к нему сострадание и сочувствие. Речь идёт о Соне Мармеладовой. После того, как Родион признается ей в убийстве, она не может оправдать его. Соня, как очень добрый человек, не может простить жестокость Раскольникова, но, как любящий его человек, она понимает его и не хочет его страданий. Именно поэтому она понимает его и проявляет к нему милосердие. Вспомним эпизод, в котором Соня отправляется вместе с Родионом на каторгу. Другие каторжане считали её святой, ведь не каждый человек способен на такое ради любимого. Этот пример показывает нам, что милосердие может проявить и добрый человек, но при этом совсем не обязательно ему поддерживать зло или самому становиться злым.

В заключение хочу сказать, что милосердие и доброта очень похожи, всё-таки имеются и отличия, ведь проявляя милосердие не нужно быть или становиться добрым. Любой, даже самый злой и жестокий человек, однажды может проявить сострадание к кому-либо.

Сочинение Чем доброта отличается от милосердия? Итоговое декабрьское

Милосердие и доброта – это одни из самых главных качеств современного человека! Они идут бок обок, понятия этих слов близки. Но, тем не менее, есть и различия у этих качеств характера. Давайте попробуем разобраться, чем же они отличаются друг от друга.

Милосердие, что же это такое? Как оно проявляется? В нашем современном мире, когда темп жизни ускорен так не хватает чуткости и сострадания. Когда кто то — рядом, не важно, близкий это человек или чужой, поймет тебя, поддержит и поможет. Не станет осуждать и «кидать» в тебя камни. Примет все твои плохие и хорошие стороны. Несмотря на твой проступок, даст шанс все исправить. Это то и есть милосердие. Такое качество, как милосердие присуще не только положительным героям, но и отрицательным.

В не давнем прошлом было такое понятие, как «сестры – милосердия». Эти женщины спасали раненых солдат на поле боя, помогали убогим, лечили больных. В современном мире им дали второе название – медицинские сестры. Что значит милосердие – это сострадание к горю и бедам ближнего твоего.

Доброта, это добрые и бескорыстные поступки по отношению к окружающим тебя людям. За проявленную доброту не ждут вознаграждения. Добрые поступки творят по велению своего сердца. И получают взамен, что — то большее чем денежные купюры, душевную радость и умиротворение. Доброта заключается в абсолютно разных поступках. Главное это зов сердца.

Пример милосердия мы можем наблюдать в литературном произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Где главный отрицательный герой Пугачев проявил милосердие по отношению к юноше Петру Гриневу, он помиловал его, за то, что тот в свою очередь, когда то пожертвовал ему свой тулуп.

А пример доброты очень ярко изображен в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Где героиня романа Соня Мармеладова очень добра и бескорыстна по отношению к своим родным и к самому Раскольникову. Несмотря на его признания в преступлениях, Соня следует за ним на каторгу. Где все каторжане ее признают по истине «святой женщиной».

Так чем же отличается доброта и милосердие? По сути это два похожих качества характера. Их нельзя различать или разделять. Настолько они хитросплетены между собой. Это важные проявления человечности в каждом из нас. Без них мир опустеет и погрязнет в хаосе и темноте. Будьте добрее и милосерднее друг к другу, и тогда будет царить любовь.

Вариант 2

Все мы привыкли делить качества человека на плохие и хорошие. К плохим мы относим эгоизм, алчность, вранье, к добрым же относим честность, доброту, дружелюбие и многие другие. Понятное дело люди тянуться больше к добрым и честным людям, чем к врунам. Ну, посудите, вам будет приятней встретить на улице, доброжелательного чуткого и понимающего человека, или же злобного и грубого?

Забыв про злые черты характера, а вспомнив добрые, то мы можем понять, что к ним относятся 2 главных качеств, которые делают человека, чуть ли не идеальным, это доброта и милосердие. Но у многих людей возникает вопрос, а есть ли между ними какое-то различие, ведь фактически эти два понятия одинаковы? Так вот ниже мы попытались рассудить, есть ли между ними различия, или это одинаковые понятия.

Одним из ярких примеров, различия между добротой и милосердием являться произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». А точнее именно главарь восставших, как для большинства читателей отрицательный персонаж Пугачев. Но если так посудить, то на самом деле он прям резко негативный? Мы можем заметить как в один момент он, не смотря, на все проблемы с главным героев Гриневым, Пугачев все-таки прощает его за все свои поступки и даже помогает бедняге. Все это восставший сделал, потому что когда-то давно Петр отдал бедному казаку, тулуп, даже не подозревая, кем он является. Так чем этот пример не милосердие? Забыть про содеянное и просто отпустить? Но главное нужно понимать, что благодаря Пугачеву произошел один из самых кровавых бунтов в истории России, который привел ко многим смертям. Поэтому нужно знать что хоть и Пугачев милосердный человек, но все равно у него черствый и ужасный характер. Для Пушкина понятия милосердие и доброта, имеют яркие различия, и они легко могут обойтись друг без друга.

Но, не смотря, на такой яркий пример различий в одном человека, встречаются личности, которые могут эти 2 качества совмещать. Одним из таких примеров являться героиня Соня Мармеладова из произведения Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Не смотря, на то, что она работает на трудной работе, Соня продолжает быть лучом солнца как для своей семьи, так и для случайных прохожих. Один из примеров её милосердия, это сцена когда Раскольников признается ей в убийстве бабки. Казалась бы, любой бы возмутился и посчитал бы его ужасным человеком, но только не Соня, которая смогла понять Раскольникова, принять его выбор и быть рядом с ним до самого конца. Конец для Раскольникова являлась тюрьма, куда его провела девушка и пожелала тому всего наилучшего. Другие же люди, увидев Соню в тот момент, прозвали ее «святой женщиной». Для Достоевского милосердие от доброты отличается тем, что несмотря не на что человек смог простить и понять другого.

11 класс. Декабрь

>Также читают: 11 класс ЕГЭ >Картинка к сочинению Чем доброта отличается от милосердия?

Популярные сегодня темы

  • Анализ рассказа Красный смех Андреева

    «Красный смех» был создан на основе газетных репортажей, отражающих аспекты военных действий между Россией и Японией. Это своеобразный образ, возникающий в сознании главного героя – причем, образ иррациональный, пугающий

  • Сочинение на тему Профессии моей семьи

    Каждый в школьные годы думает о выборе профессии. Выбор профессии не легкая задача. От выбора профессии зависит дальнейшая наша жизнь. В современном мире огромное количество разных профессий. Это кондукторы и врачи

  • Сочинение Жизнь современной молодежи 9 класс

    С каждым поколением жизнь молодёжи меняется. Но одно остаётся неизменным, это осуждение старшего поколения. Осуждения, нравоучения и поучения родителей, бабушек и дедушек.

  • План рассказа Пришвина Еж

    В рассказе «Еж» автор повествует о наблюдении за поведением ежа при встрече на берегу ручья. Колючий зверек в ответ на прикосновение человека в защиту выставил свои колючие иголки.

  • Анализ романа Норвежский лес Мураками

    Харуки Мураками — это известный японский писатель, который открыл культуру своей страны читателям других стран. Одной из его самых известных книг является «Норвежский лес».

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.

При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).

26.1 ТРОП—СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.

Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

1.Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:

грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

—существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

—наречиями, выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко…(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

—деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;

—местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);

—причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

2. Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:

— формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным Юность пролетела,

Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)

— формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);

— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь, в смиренную обитель

Врывается штыками победитель… (М. Ю. Лермонтов);

— при помощи слов подобный, похожий, это:

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза (А. Ахматова);

— при помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Точно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)

3.Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

Все метафоры делятся на две группы:

1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари (М. Волошин);

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Метафора бывает не только одиночной: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях — охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ.

4. Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)

5. Метонимия (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

— между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов);

— между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин);

— между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);

— между предметом и материалом, из которого сделан предмет: …не то на серебре, — на золоте едал (А. С. Грибоедов);

— между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц… (Ю. К. Олеша)

6. Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:

— с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет… (А. С. Пушкин);

— с части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

А. С.Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

8.Гипербола (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

9. Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

10. Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!

11. Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый —отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) — очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Синонимы могут быть контекстными.

12. Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.

Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Ложь бывает доброй или злой,

Сердобольной или беспощадной,

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной.

13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности

Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:

1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята);

2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока — торж.) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове — неодобр., мелкая сошка — пренебрежит., грош цена — презр.).

14. Стилистически окрашенная лексика

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные/

2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:

а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная; публицистическая: репортаж, интервью; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

15. Лексика ограниченного употребления

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:

— лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка);

— лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);

— лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);

— лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина);

— лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус); — лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).

26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств— это уровень предложения или нескольких предложений.

Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

16.Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов);

17.Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

18.Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват.

Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);

Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);

Досталась им буханка светлого хлеба — радость!

Сегодня фильм хороший в клубе — радость!

Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли— радость! (А. И. Солженицын)

Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);

20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской… (М. Ю. Лермонтов);

Я был вам звенящей струной,

Я был вам цветущей весной,

Но вы не хотели цветов,

И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).

21. Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

— согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

— дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

22.Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)

23.Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:

Зато и внук,и правнук, и праправнук

Растут во мне, пока я сам расту… (П.Г. Антокольский)

24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:

Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)

25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:

Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);

Вчера еще в глаза глядел,

А ныне — все косится в сторону,

Вчера еще до птиц сидел,

Все жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

26.Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

27.Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…

Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:

—восклицательные предложения;

— диалог, скрытый диалог;

—вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;

—ряды однородных членов;

—цитирование;

—вводные слова и конструкции

—Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.

В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.

Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.

Классный час на тему «Милосердие»

КГУ «Основная школа №1»

Классный час

«Милосердие поможет выжить»

Классный час «Милосердие поможет выжить»

Форма проведения — беседа

Цели — на исторических материалах раскрыть значение праздника благотворительности милосердия, развивать у обучающихся потребность в милосердии, сострадании, желании прийти на помощь; воспитывать уважение к окружающим людям.

Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.

Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.

Задачи:

1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».

2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.

3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Оборудование — текстовый материал о праздник милосердия, литературные произведения о милосердии.

Подготовительный этап:

1. На доске пословицы о доброте:

1) Не одежда красит человека, а его добрые дела.

2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

3) Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

4) Добрые слова дороже богатства.

5) Кто добро творит, тому бог отплатит.

6) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.

2. Класс делится на группы, у каждой группы на столе фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.

Ход классного часа:

Учитель. Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.

Дети! Какие качества вы больше всего цените в людях? Обсудите это в своих группах и составьте список качеств. (Работа в группах).

Дети зачитывают свои списки положительных качеств. Из ответов учащихся преобладают качества: доброта, забота, помощь, человечность и т.д.

Сегодня мы поговорим о празднике благотворительности и «Белый цветок», который столетие назад проходил по всей России. Мы говорим о празднике, а становится грустно от понимания того, что есть люди, которые остались один на один со своей бедой. Без нашей с вами помощи они просто могут погибнуть. Но без размышления об этом, без добрых дел, без помощи слабому слово «милосердие» окажется пустым, просто затёртой метафорой, а ведь, если вдуматься — это самое главное, что нас делает человечными. Милосердие — это милость сердца, сострадание, забота,

любовь … Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение — вот на что оно обращено. Нельзя проявить его ни умом, ни словом.

Милосердие, душевность отношений, безоглядное проявление благородства, самопожертвование всегда характеризовали широту русской души. У христиан обязательным для каждого милосердного человека является: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, принять путешествующего. Проявлением душевного милосердия может быть хороший совет и слова утешения. Милосердными считаются те люди, кто с радостью делятся знаниями с другими, терпят горе и зло, но всегда умеют прощать. Милосердие основывается на таких качествах как внимательность, заботливость и доброжелательность. Милосердие проявляется только сердцем! Желание сделать что то доброе и хорошее сначала тихим стуком зарождается именно в нём.

Если ты хочешь принять участие в празднике, то достаточно продумать, в чем будет заключаться твоя помощь.

Можно разработать реквизит, эмблемы или символику «Белого цветка», придумать открытки, тексты воззваний и разместить на плакатах.

Белый цветок — настоящий праздник, ведь он дapит радость благих дел, а она останется на всю жизнь в нашем сердце!

Притча-рассказ «Милосердие»

Дима шел по улице, крепко держась за руку мамы. Был солнечный, морозный день. Снежок поскрипывал под ногами. Мороз слегка пощипывал за нос и щёки, но Диме было уютно и тепло в меховой курточке и сапожках. Шёл он, подпрыгивая от радости. Диме было весело — то ли оттого, что было воскресенье, а уроки он сделал ещё вчера и папа подарил ему новую игрушку.
Мама на минуту остановилась. Перед ними стояли лотки с фруктами. Краснощёкие тёти развешивали эти маленькие кусочки лета в шелестящие и звенящие от мороза пакеты.
У Димы даже слюнки потекли. Мама, словно прочитав его мысли, уверенно направилась к лотку. Он уже представлял, как дома сделает из апельсина цветок, как красиво будут смотреться яблоки в вазочке на столе.
Внезапно Димины грёзы нарушил старческий голос. Какая-то старушка, задев его, протянула руку к продавщице и попросила:
— Милая, дай мне, пожалуйста, яблочко. Я очень хочу есть. Я ещё ничего не ела сегодня, и мне кажется, что я вот-вот упаду. Плохо мне…
Дима не слышал, что ответила тётя. Он не отрываясь смотрел на старушку, на иссохшую, дрожащую руку, на старенькое поношенное пальто.
По щеке старушки пробежала слеза и затерялась в морщинах, густо изрезавших её лицо.
Старушка решила попытать счастья у другого продавца.
Дима вытянул ей фрукты, которые купила для него мама. Их глаза встретились.
Он прошептал:
— Вот, возьмите, пожалуйста!
Слёзы заблестели в его глазах. Мальчик бросился к матери, прижался к ней, затем потянул за руку:
— Пойдём скорее!
Отойдя немного, мальчик обернулся. Старушка всё ещё стояла на том же месте. Она спрятала фрукты в карман, в руке её осталось только красное пузатое яблоко. Дима видел, как она чему-то улыбнулась. Мальчик вздохнул и медленно пошёл с мамой.
Он теперь знал, что рядом живут люди, которые нуждаются не только в солнечном свете, но и в тепле ближних. И как всё-таки здорово, что он, Дима, может им хоть чем-то помочь.

Учитель Для веселых весенних ветвей

Корни более, чем родня…

Берегите старых людей

От обид,

Холодов,

Огня.

За спиной у них –

Гул атак,

Годы тяжких трудов

И битв…

Но у старости силы не те.

Дней непрожитых

Мал запас…

Берегите старых людей,

Без которых не было б вас! (Л. Татьяничева)

Учитель: Что же такое милосердие? Что предполагает «милосердность»? (отвечают дети)

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».

(определение на интерактивной доске напечатано крупным шрифтом)

Выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие «.

(Дети в группах обсуждают цвет «милосердия» и раскрашивают бумажный круг фломастерами.)

Объясните выбор цвета.

Из ответов учащихся:

«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.»

«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра. «

«Милосердие» — это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.

Учитель:

Приведите слова близкие по значению к слову «милосердие» (например: чуткий, отзывчивый, внимательный). Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова — это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм.

Можно нарисовать такую схему.(Схема на доске)

Перед вами лежат толковые словари, вы должны мне найти определения этих слов с помощью словарей. (Работа в группах.)

1 группа 2 группа 3 группа

сострадание уважение человеколюбие

доброта гуманность альтруизм

Ответы 1 группы: (каждое определение на интерактивной доске)

СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

несчастьем, горем.

ДОБРОТА — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

делать добро другим.

Ответы 2 группы:

УВАЖЕНИЕ — почтительное отношение, основанное на признание чьих-

нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

к людям.

Ответы 3 группы:

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ-любовь к людям, гуманность.

АЛЬТРУИЗМ — бескорыстная забота о благе других людей.

Учитель: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Выполнив это задание, вы поняли, что слова из схемы взаимосвязаны.

А сейчас я каждой группе даю карточки с высказываниями о милосердие и каждая группа должна прокомментировать доставшееся высказывание.

(Каждое высказывание показывается на интерактивной доске.)

Карточка1. Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст).

Карточка2. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые (митрополит Филарет).

Карточка3. Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила (Н. Бердяев).

Дети комментируют высказывания.

Ученик: Случайный номер

Учитель: Вы все очень хорошо справились с заданием. Послушайте высказывание: «Милосердие – это активная доброта». (И.Н. Шевелев)

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

ТЕСТ(Вопросы на доске.)

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

Вопросы:

  1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

  2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

  3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

  4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

  5. Часто ли ты используешь злые шутки?

  6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

  7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

  8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

  9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?

  10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Учитель: Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.

Я желаю вам добра,

Доброй ночи до утра

Всем желаю добрых снов,

Добрых дел и добрых слов.

Уведет ли вас дорога

От любимого порога,

Пусть вам скажет кто-нибудь:

«В добрый час ив добрый путь!»

Я желаю ,чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей.