Сретенский монастырь мощи иллариона

Мощи священномученика Илариона (Троицкого)

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1886–1929), жизнь свою положивший за Церковь Христову, – выдающийся иерарх, один из крупнейших церковных деятелей XX века, настоятель Сретенского монастыря в 1920-е годы и Небесный покровитель нашей обители.

С. Ивлева. Портрет священномученика Илариона (Троицкого)

28 декабря 1929 года архиепископ Иларион, только что отбывший срок на Соловках и приговоренный к новой ссылке в Казахстан, отошел ко Господу в тюремной больнице Ленинграда. Ему было всего 43 года. Похоронили измученного заключением, голодом и тяжелым тифом страдальца на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря, недалеко от могил родственников архиепископа, а впоследствии Патриарха Алексия I. Могила владыки Илариона стала местом почитания для многих верующих: благоговейная память о святителе в Церкви не исчезала, несмотря на десятилетия церковных гонений.

Воскресенкий Новодевичий монастырь. Санкт-Петербург

Работа по сбору материалов о жизни, подвигах и трудах архиепископа Илариона (Троицкого) продолжалась несколько лет, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) составил его «Житие». С марта 1996 года работа по сбору материалов продолжилась в Сретенском монастыре.

9 мая 1999 года честные останки архиепископа Илариона были доставлены из Санкт-Петербурга в Москву на маленьком самолете ЯК-40. Святыню сопровождали настоятельница Петербургской Новодевичьей обители монахиня София (Силина), ныне игумения, с несколькими сестрами, а также наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский. Мощи владыки Илариона были обретены нетленными, и даже облачение сохранилось в сырой петербургской земле, не утратив чистоту мученических одежд.

Мощи владыки Илариона были обретены нетленными, и даже облачение сохранилось в сырой петербургской земле

На следующий день, 10 мая 1999 года, владыка Иларион был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии. На торжественной службе молились множество почитателей подвижника, в том числе большое количество монашествующих из обителей Москвы и Петербурга. Святейший Патриарх Алексий II зачитал решение Священного Синода о канонизации владыки Илариона (Троицкого) и возжег над ракой с мощами нового святого неугасимую лампаду.

Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого) в храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Любовь Тимофеевна Чередова
(1898-1999)

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) рассказывал следующую чудесную историю: «Многие из наших прихожан помнят Любовь Тимофеевну Чередову, последнюю духовную дочь священномученика Илариона (Троицкого). Ей было уже больше ста лет, но она с полной убежденностью говорила, что не умрет, пока не будет прославлен в лике святых владыка Иларион. Настал момент, когда был поднят вопрос о его канонизации. Любовь Тимофеевна была в это время уже тяжело больна. Она не вставала, и врачи поражались, что она еще жива. И вот, поехав в последний раз ее причащать, я принес ей радостную весть: решение о канонизации священномученика Илариона принято Синодом. После Причастия мы прочитали несколько молитв и в том числе “Ныне отпущаеши…” Через три дня она отошла ко Господу».

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви владыка Иларион был причислен к сонму святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

25 мая 2017 года мощи священномученика Илариона (Троицкого) были перенесены крестным ходом из нашего древнего собора в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери в новый храм монастыря, освященный в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков, где священномученик Иларион находился в заключении с 1924 по 1929 год.

Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков

Память священномученика Илариона (Троицкого) совершается в день его смерти 28 декабря (15 декабря ст.ст.), в день прославления – 10 мая (27 апреля ст.ст.), 24 июля (11 июля ст.ст.) в день обретения его мощей (1998), а также в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских – 7 февраля (25 января ст.ст.), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресение после 7 февраля.

С. Ивлева. Портрет священномученика Илариона (Троицкого)

Чудеса священномученика Илариона (Троицкого)

«Слепые прозревают…»

Хочу рассказать о чудесной помощи святого священномученика Илариона (Троицкого) мне, недостойной рабе Божией Надежде.


Я долгое время (около 10 лет) была под наблюдением врача-окулиста (поликлиника ВЦСПС, врач Рудык Л. Д.). Все эти годы относилась к группе риска, меня неоднократно показывали профессору офтальмологии из института МОНИКИ. И вот в 1998 году, в апреле месяце, при очередной консультации профессор офтальмологии Карецкая Ю. М. предложила мне срочно оперироваться по поводу глаукомы, но я отказалась от страха. И положилась во всем на волю Божию, и стала усердно молиться Господу, Матери Божией, праведному Симеону Верхотурскому об исцелении моей души и глаз. Обещала Господу, что никогда не буду роптать и просить о помощи, какие бы мне ни были посланы болезни в будущем по моим грехам, только бы Господь сохранил мне зрение.
Время шло, зрение мое резко падало. Я не могла различать номеров транспорта, ценников в магазине, ногти на руках стригла на ощупь. В храме на расстоянии 3-5 метров не узнавала знакомых священнослужителей. С лета 1999 года с трудом читала Псалтирь крупным шрифтом, с трудом читала в очках (+3) при электрическом освещении в 100 вт.
Я была немного в унынии от своего упрямства и мысленно говорила: «Господи, Твоя воля».
К святым мощам святителя Илариона подходила с маловерием, холодно и редко. Но вот однажды, в июле 1999 года, после Божественной литургии, подойдя к мощам, подумала, что, если он и вправду святой и прославлен во Святой Церкви, то он поможет мне. Попросила его, чтобы он умолил Господа о прощении моих грехов и исцелил мое зрение. Помолилась и забыла.
Вечером, приехав на дачу, взяла в руки православный календарь, очков под руками не оказалось. И, о чудо! Вдруг ясно и четко увидела я строки и буквы текста, которые стала легко читать. Я не верила себе. Стала брать другие книги с разным шрифтом. Всё читалось свободно и легко, без очков, при обычном электрическом освящении.
Благодарю Господа, и доныне читаю всё необходимое мне без очков.
В суете дней я, грешная, не придала значения случившемуся со мной чуду. И только спустя неделю-две стала анализировать и искать причину исцеления. И вспомнила, как перед этим с надеждой приложилась к мощам святителя Илариона.
Господи, милость Твоя вовек!
И вот прошел почти год, и я пришла к врачу-окулисту (Л. Д.), она провела обследование и была удивлена результатом, а я спросила: «А как с операцией?». На что она с улыбкой ответила, что ни о какой операции речи быть не может. И спросила меня, чем я лечилась. Я ей рассказала истину, но ей пока это трудно понять.
Благодарю Тебя, Господи, что послал мне преславного исцелителя – священномученика Илариона.
Многогрешная р. Божия Надежда
Октябрь 2000 года, г. Москва
20 декабря 2000 г.

«Отче, дров нет, денег тоже, помоги!»

Письмо о чудесной помощи священномученика Илариона, архиепископа Верейсого

Благословите!
Я, Егорова Елена, в крещении Мария, хочу поведать миру и вам, честные отцы, о чудесах и помощи отца нашего Илариона (Троицкого) – чудотворца.

В 2005 году я от церкви ездила работать не за деньги, а во славу Божию. Я служила в хосписе под Питером и останавливалась в женском скиту за городом на ночлег. Печка в скиту была дровяная, а дров на зиму у сестер не было. Меня отцы благословили найти «ради Христа» воз дров. Пошла я на могилку к отцу Илариону и говорю: «Отче, дров нет, денег тоже, помоги!»
Выхожу за ворота монастыря, голосую попутку, на автобус нет ни копейки. Тут останавливается машина, а за рулем – женщина. Она меня спрашивает, почему я голосую, какая помощь нужна. Я ей рассказала, что денег нет, что надо дрова купить, а где взять денег, не знаю. Она дала мне 4 тысячи рублей и даже довезла до скита.

Второе чудо

Я похоронила всю семью из пяти человек за 3 года и осталась одна.
Когда я из Тюмени ехала в Питер к своему духовному отцу, он упал, сломал обе ноги. Пошел в храм на Рождество, поскользнулся, ноги пролетели между ступенек, а он упал вниз головой.
Я приехала, а меня никто не встречает. Тогда пошла я к дьякону, он уже старенький, и жена его тоже. Им в тягость было иметь меня нахлебницей. Надо было искать работу с жильем.
И пошла я снова на кладбище, где могилка отца Илариона, плачу: денег нет, жить негде, работы нет, регистрации тоже.
Помолилась, поплакала, выхожу с кладбища, а на встречу мне идет женщина и говорит: «А что вы тут ищете?»
А я отвечаю, что работу с жильем. Тогда она меня повезла на комбинат им. Кирова и устроила в общежитие. Хотя в этот день она сама была с ночного дежурства. А общежитие было как раз за стенами того кладбища, где покоился отец Иларион.

Третье чудо

В 2011 году у моей одноклассницы заболел младенчик и уже ноги тянул. Она звонит, плачет в телефон: «Что делать?» Пошла я на кладбище к отцу Илариону, включила телефон, позвонила ей и говорю: «Молись отцу Илариону, он поможет!» Еще телефон выключить не успела, как к ней приехал другой врач, посмотрел ребеночка, сделал укол, мальчик сразу и ожил: неправильный был диагноз. Мы тогда посоветовались и купили на могилку подсвечник и скамейку.

Четвертое чудо

В 2011 году я, работая на комбинате им. Кирова, за месяц как ученик тростильщика получила 336 рублей, а жетон на метро стоил 15 рублей. Как жить? Пошла я на кладбище к батюшке Илариону, рассказала ему все… Смотрю: идет молодой человек, лет примерно тридцати. Я и говорю ему: «Брат, дорогой, помолись о мне, нет денег даже свечку поставить. Работала целый месяц, а ничего не получила». И он мне дал 1000 рублей. Потом другой проходил, еще дал. Так отец Иларион мне на своей могилке 6 тысяч послал, хотя я просила только о молитве, а не о деньгах.

Пятое чудо

В 2011 году, через три месяца, как я приехала в Питер, пошла на кладбище к батюшке помолиться, и встретила там сестру из церковной лавки. Она меня познакомила с отцом Мефодием, что сейчас в Вырицах, и он благословил меня работать сиделкой у бабушки с диагнозом «Альцгеймер» и у нее же жить. Так я и жила на всем готовом 2 года до смерти бабушки. Сейчас я послушница в Риме, Италия.
Прошу вас по возможности сохранить суть письма, а что язык не литературный – так я повар, а не писарь… Как смогла, так описала…
Я всегда подаю милостыню, часто причащаюсь. Если я этого не делаю, то все мои молитвы о помощи лежат на столе у «секретаря» Господа Бога очень долгое время. Вот все спрашивают, почему одним Бог дает, а другим нет? Я заметила: кто ходит на исповедь, причащается, с охотой покупает еду бомжам, тому Бог дает, можно сказать, задним числом. А кто скупердяй, не может отстоять службу (или отсидеть, если сил нет), так тот хоть годами и просит, а толку – огромный ноль.
Я и в хосписе работала, и в наркологии, и видела чудеса выздоровления. Как правило, все они начинались после исповеди и Причастия…
Низкий вам поклон, спаси вас Бог!
С молитвой, послушница Мария Егорова
26 декабря 2014 г.

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Православный календарь на 28 декабря

28 декабря (15 декабря по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Суббота 28-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать восьмой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с рыбой. В этот день совершается празднование Соборам Крымских и Кольских святых, а также память девяти поимённо известных угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.

***

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Этот святой XX столетия является одним из самых известных православных подвижников, прославленных в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Богослов-исповедник: 28 декабря – память священномученика Илариона, архиепископа Верейского

Священномученик Иларион был одним из самых известных богословов предреволюционных лет, а после революции стал помощником Святейшего Патриарха Тихона и его викарным епископом. Но святительское служение было недолгим: в 1923 году начался трагический крестный путь владыки Илариона. Спустя шесть лет, после долгих и мучительных скитаний, святитель скончался в ленинградской тюрьме.

Подробнее об этом великом русском православном богослове и страдальце за Церковь Христову, чьи честные мощи почивают в знаменитом московском Сретенском монастыре, вы можете узнать из нашего материала «Богослов-исповедник», опубликованного на страницах сайта телеканала «Царьград».

***

Священномученик Елевферий, мать его мученица Анфия и мученик Корив епарх. Святой II столетия Елевферий родился в семье богатого и знатного римского патриция и его жены, тайной христианки, которая и воспитала сына добродетельным и благочестивым христианином. Уже в 20 лет от роду будущий священномученик стал епископом Иллирийским, но вскоре за проповедь Слова Божия принял мученический венец вместе с матерью в годы антихристианских гонений императора-язычника Адриана. Римский чиновник (епарх) Корив, мучивший святого Елевферия, поражённый крепостью веры мучеников, также уверовал во Христа и был за это казнён.

Священномученик Елевферий Иллирийский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Павел Латрийский. Святой X столетия, рано потерявший отца и потому воспитывавшийся с юных лет в монастырских стенах во фригийской обители святого Стефана, а после смерти матери ушедший в монастырь на горе Латр, близ города Милета. В поисках отшельнического молитвенного уединения отец Павел затворился в пещере. За свои духовные подвиги сподобился от Господа даров предвидения и чудотворений. Император Ромейского царства (Византии) Константин Багрянородный, царствовавший в 912–959 годах от Рождества Христова, лично просил у старца Павла молитв и советов, написав ему много сыновних посланий. Преподобный Павел Латрийский дважды удалялся на остров Самос, где восстановил три монастыря, разорённые агарянами, а также основал лавру. Святой старец предвидел свою кончину и отошёл ко Господу в 955 году.

Преподобный Павел Латрийский. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Стефан исповедник, архиепископ Сурожский. Каппадокиец по происхождению, этот святой учился в Константинополе, а затем, после 30 лет пустынного отшельничества, был рукоположен в архиерейский сан и совершал святительское служение в землях сегодняшнего Крыма. При еретичествующем императоре-иконоборце Льве III Исавре, царствовавшем в Ромейском царстве (Византии) в 716–741 годах от Рождества Христова, святой Стефан претерпел мучения и заключение в константинопольскую темницу, откуда вышел на свободу уже после смерти императора. В глубокой старости святитель Стефан вернулся в крымский Сурож (ныне — Судак), где и отошёл ко Господу.

Мученик Елевферий Кувикуларий. Этот святой IV столетия был знатным и богатым вельможей (кувикуларием), уверовавшим во Христа и принявшим Святое Крещение. Один из слуг этого придворного донёс на него императору, который пытался отклонить мученика Елевферия от христианства, но осознав тщетность этих попыток, приказал казнить святого страдальца.

Преподобный Пард отшельник. Житийные сведения об этом удивительном святом римлянине VI века небогаты, но чрезвычайно интересны. В его Житии сказано:

В юности святой Пард занимался извозным промыслом. Однажды, когда он отправился в Иерихон, под ноги его верблюдам случайно попал отрок. Верблюды раздавили мальчика насмерть. Потрясённый этим событием, Пард принял монашеский постриг, удалился на гору Арион. Полагая, что должен быть осуждён как убийца, и желая принять смерть, преподобный Пард ходил в пещеру, где было логовище льва, толкал зверя, колол рогатиной, чтобы лев растерзал его, но зверь не трогал отшельника. Тогда преподобный Пард снял с себя одежду и лёг на той тропе, по которой зверь ходил на водопой. Но лев перескакивал через отшельника. Старец понял, что он прощён Господом. Вернувшись на свою гору, преподобный Пард пребывал там до конца своих дней в посте и молитвах.

Преподобный Трифон Печенгский, Кольский. Русский святой XVI столетия, просветитель финно-угорского племени лопарей. Святой Трифон возвёл для новообращённых христиан храм, а для желающих принять монашеский постриг в 1532 году от Рождества Христова основал Троицкий Печенгский монастырь «у холодного моря, у Мурманской границы». Этой обители лично помогал царь Иоанн Грозный. Преподобный старец отошёл ко Господу в 1583 году от Рождества Христова.

Преподобный Трифон Печенгский. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученики Александр Рождественский, Василий Виноградов, Викторин Добронравов, пресвитеры. Православные священнослужители, пострадавшие за верность Христу в этот день во времена советских богоборческих гонений в год так называемого «Большого террора» в кровавом 1937-м. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

В день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Сретенском монастыре в Москве

28 декабря 2019 года, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского (1929), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Сретенский ставропигиальный монастырь в Москве.

В храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, где покоятся мощи священномученика Илариона, архиепископа Верейского, — особо почитаемого в Сретенском монастыре святого, бывшего его настоятелем в двадцатые годы прошлого века, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского монастыря в 1995-2018 годах; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Верейский Амвросий, наместник Сретенского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии; епископ Звенигородский Питирим, ректор Московской духовной академии; епископ Павло-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыря; епископ Петергофский Силуан, ректор Санкт-Петербургской духовной академии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Киприан (Партс), духовник Сретенского монастыря; протоиерей Олег Клемышев, благочинный Сретенского церковного округа, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках г. Москвы; архимандрит Симеон (Томачинский), ректор Курской духовной семинарии; архимандрит Дионисий (Колесник), настоятель Патриаршего подворья храмов Андроникова монастыря г. Москвы; иеромонах Даниил (Константинов), и.о. наместника Заиконоспасского ставропигиального монастыря; насельники Сретенского монастыря в священном сане и духовенство г. Москвы.

Среди молившихся за Литургией были заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря игумения Викторина (Перминова), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге игумения София (Силина), преподаватели и студенты Сретенской духовной семинарии.

Богослужебные песнопения исполнили хор Сретенского монастыря под управлением Н.С. Жилы, хор Сретенской духовной семинарии под управлением М.В. Качанкина, сводный молодежный хор Просветительского центра Сретенского монастыря под управлением Аллы Загурской и Марии Евсеевой.

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Димитрия Ноздрина, учащегося Московской духовной академии.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Кирилл (Попов), насельник Сретенского монастыря.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил славление и прочитал молитву у раки с честными мощами священномученика Илариона.

Приветствуя Святейшего Владыку, архиепископ Верейский Амвросий отметил, что сегодня Церковь вспоминает 90-летие преставления священномученика Илариона. В дар Его Святейшеству наместник Сретенской обители преподнес облачение, созданное по образцу облачения митрополита Платона (Левшина) середины XVIII века, находившегося в ризнице Чудова монастыря, а ныне пребывающего в музее ризницы Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь.

Затем, обращаясь к митрополиту Псковскому Тихону со словами сердечной благодарности за труды, Предстоятель Русской Церкви в частности, отметил: «Радуюсь, что мы сегодня вместе с имеем возможность свершить здесь, в том месте, с которым была связана значительная часть жизни владыки Тихона, в Сретенском монастыре, совместную молитву. Благодарю Вас, владыка, за все то, что Вы сделали. Мы видим и этот величественный храм, и замечательную школу, и народ Божий, который объединялся вокруг Вас и который и сейчас посещает Сретенский монастырь. Это то доброе дело, которое зачтется Вам в вечной жизни и которое вызывает уважение и признательность нашу ныне. Пусть Господь помогает Вам на новом месте Вашего служения».

В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал архиепископа Верейского Амвросия: «Владыке же Амвросию желаю также помощи Божией по молитвам святителя Илариона в окормлении Сретенской обители и Сретенской духовной семинарии. Пусть тот высокий уровень, который достигнут был этой духовной школой, всячески повышается. И дай Бог, чтобы всякое последующее поколение студентов могло здесь получать все то, что принадлежит уже богатому наследию Сретенской духовной семинарии».

В дар обители Предстоятель Русской Церкви передал старинную икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Просмотры (76)

Иларион (Троицкий) – святитель Соловецкий

28 декабря Русская Православная Церковь чтит память священномученика Илариона (Троицкого). Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер, он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, вскоре и стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона. Шесть лет заключения в Соловецком лагере, затем ссылка в Казахстан… Во время очередного следования по этапу он заболел тифом и скончался.

Архиепископ Соловецкий

Священномученик Иларион (Троицкий), заключенный Соловецкого лагеря. Фото: ortedu.ru

Погода на Соловках непредсказуема. Штиль за считанные минуты может смениться штормом. Все заключенные и охранники СЛОНа — Соловецкого лагеря особого назначения — об этом знали… Случаев гибели на воде здесь было множество.

Как-то раз буря унесла в открытое море лодку, в которой находился самый злобный лагерный охранник — некий Сухов. Заключенные и солдаты, собравшиеся на берегу, были убеждены: гибель лодки вместе с людьми неминуема. Писатель и журналист Борис Ширяев, бывший в 1920-х годах одним из соловецких з/к, описывает эту историю в своем документальном романе «Неугасимая лампада»:

Там, вдали, мелькала черная точка, то скрываясь, то вновь показываясь на мгновение. Там шла отчаянная борьба человека со злобной, хитрой стихией. Стихия побеждала.

— Да, в этакой каше и от берега не отойдешь, куда уж там вырваться, — проговорил чекист, вытирая платком стекла бинокля. — Пропал Сухов! Пиши полкового военкома в расход!

— Ну, это еще как Бог даст, — прозвучал негромкий, но полный глубокой внутренней силы голос.

Все невольно обернулись к невысокому плотному рыбаку с седоватой окладистой бородой.

— Кто со мною, во славу Божию, на спасение душ человеческих? — так же тихо и уверенно продолжал рыбак, обводя глазами толпу и зорко вглядываясь в глаза каждого. — Ты, отец Спиридон, ты, отец Тихон, да вот этих соловецких двое… Так и ладно будет. Волоките карбас на море!

— Не позволю! — вдруг взорвался чекист. — Без охраны и разрешения начальства в море не выпущу!

— Начальство — вон оно, в шуге, а от охраны мы не отказываемся. Садись в баркас, товарищ Конев!

Чекист как-то разом сжался, обмяк и молча отошел от берега.

— Готово?

— Баркас на воде, владыка!

— С Богом!

Общий вид Соловецкого монастыря после пожара 1923 года. Из фотоальбома, подаренного Управлением Соловецких лагерей особого назначения С. М. Кирову, первому секретарю Ленинградского обкома ВКП(б). Фото: opps.ru

Бородатый рыбак, отправившийся в пучину на спасение охранника Сухова, был никто иной, как священномученик Иларион (Троицкий). Cсыльный епископат в знак особого уважения избрал святителя Илариона своим архипастырем — главой Соловецкого православного духовенства. Во время молитвы верующие на Соловках поминали его «архиепископом Соловецким»… Как повествует Борис Ширяев, авторитет архиепископа Илариона на Соловках был столь высок, что воспротивиться намерению владыки никто не посмел:

Владыка Иларион стал у рулевого правила, и лодка, медленно пробиваясь сквозь заторы, отошла от берега.

Спустились сумерки. Их сменила студеная, ветреная соловецкая ночь, но никто не ушел с пристани. Забегали в тепло, грелись и снова возвращались. Нечто единое и великое спаяло этих людей. Всех без различия. Даже чекиста с биноклем. Шепотом говорили между собой, шепотом молились Богу. Верили и сомневались. Сомневались и верили.

— Никто, как Бог!

— Без Его воли шуга не отпустит.

Осторожно вслушивались в ночные шорохи моря, буравили глазами нависшую над ним тьму. Еще шептали. Еще молились.

Но лишь тогда, когда солнце разогнало стену прибрежного тумана, увидели возвращавшуюся лодку и в ней не четырех, а девять человек.

И тогда все, кто был на пристани — монахи, каторжники, охранники, — все без различия, крестясь, опустились на колени.

— Истинное чудо! Спас Господь!

— Спас Господь! — сказал и владыка Иларион, вытаскивая из карбаса окончательно обессилевшего Сухова.

Пасха в том году была поздняя, в мае, когда нежаркое северное солнце уже подолгу висело на сером, бледном небе. Весна наступила, и я, состоявший тогда по своей каторжной должности в распоряжении военкома Особого Соловецкого полка Сухова, однажды, когда тихо и сладостно распускались почки на худосочных соловецких березках, шел с ним мимо того Распятия, в которое Сухов когда-то выпустил два заряда. Капли весенних дождей и таявшего снега скоплялись в ранах-углублениях от картечи и стекали с них темными струйками. Грудь Распятого словно кровоточила. Вдруг, неожиданно для меня, Сухов сдернул буденновку, остановился и торопливо, размашисто перекрестился.

— Ты смотри… чтоб никому ни слова… А то в карцере сгною! День-то какой сегодня, знаешь? Суббота… Страстная…

Бухта благополучия, вид со стороны Соловецкого Кремля. Из фотоальбома, подаренного Управлением Соловецких лагерей особого назначения С. М. Кирову, первому секретарю Ленинградского обкома ВКП(б). Фото: opps.ru

На соловецкой «фабрике смерти» и в самом деле порой происходили удивительные вещи. Недаром эпиграфом к книге Бориса Ширяева о Соловках стали слова напутствия, которые художник Борис Нестеров сказал автору перед его отправкой в СЛОН: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко»… Сотни священников, тысячи осужденных за веру, прошедших через СЛОН — все эти люди, на фоне полуразрушенных монастырских стен, формировали особый, неповторимый «дух Соловков».

Одним из миссионеров Соловков стал святитель Иларион (Троицкий). Известно, что для многих заключенных и сотрудников СЛОНа, выросших в годы большевицкого безбожия, владыка Иларион стал тем человеком, который впервые рассказал им о Христе и Евангелии.

«Бесам какое торжество!»

Архиепископ Иларион (Троицкий) в Соловецком лагере среди заключенного духовенства (второй справа). Фото: pravnov.ru

Святитель Иларион провел на Соловках в общей сложности два трехлетних срока (1923–26 и 1926–29). «На повторный курс остался», — как шутил сам владыка. Уже в первые революционные годы этот выдающийся владыка был «бельмом на глазу» у большевиков, так как авторитет его в церковной иерархии возрастал прямо пропорционально гонениям.

Во время Поместного Собора 1917–18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Вскоре после избрания на патриарший престол святого Патриарха Тихона архимандрит Иларион был рукоположен во епископа и стал главным помощником и сподвижником Святейшего в деле спасения Церкви от богоборцев. Вплоть до своего ареста он был секретарем и главным консультантом Патриарха по богословским вопросам.

Архиепископ Иларион (Троицкий) среди духовенства в Соловецком лагере (седьмой слева). Фото: pravnov.ru

Молодой архиерей (на момент хиротонии ему было всего 34 года!) трудился без устали. Именно усилиями святителя Илариона в 1923 году были сорваны планы большевиков по поглощению Церкви обновленческим расколом. Под влиянием энергии этого молодого владыки обновленческая «живая церковь» начала терять паству, началось массовое возвращение в Церковь раскольников-обновленцев.

Святитель разработал чин покаяния и самолично принял исповедь сотен бывших обновленцев — священников и мирян. Усилиями владыки Илариона московский Сретенский монастырь, захваченный после революции обновленцами, летом 1923 года был возвращен в Православную Церковь. При этом владыка совершил беспрецедентное деяние: заново, великим чином освятил престол и собор Сретенского монастыря.

Известие о том, что владыка Иларион изгнал из Сретенского монастыря обновленцев и в массовом порядке принимает их покаяние, причем сделал это под самым носом у чекистов (монастырь расположен на улице Большая Лубянка!), разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами каялись и возвращались в Церковь. Ни лидеры обновленчества, ни их покровители-чекисты не могли простить святителю Илариону такого позора, и вскоре святитель Иларион был в очередной раз арестован…

Первый «звонок», приведший к аресту владыки, последовал со стороны обновленческого лидера, «священника» Владимира Красницкого. 6 июля 1923 году он направил в ОГПУ свой донос:

«Усердно прошу обратить внимание на крайне провокаторскую контрреволюционную деятельность тихоновского ассистента Илариона… проповедуя., он произнес такую погромную речь, что в толпе в ограде и на улице произошли физические столкновения и дело окончилось арестами. За пережитые десять дней тихоновцы чрезвычайно обнаглели, держат себя вызывающе и готовы перейти к избиению, и это настроение — определенно погромное и ярко антисоветское — создается им, епископом Иларионом. Если его явно контрреволюционной деятельности не будет положен предел, то неизбежны общественные беспорядки и избиение церковных обновленцев».

Архиепископ Иларион (Троицкий) среди духовенства в Соловецком лагере (второй справа). Фото: pravnov.ru

Ведомство Тучкова, впрочем, отреагировало не сразу. Осенью 1923 года власти предприняли очередную попытку подорвать изнутри патриаршую Церковь: Тучков потребовал от Патриарха немедленно начать примирение с обновленческим «архиепископом» Евдокимом Мещерским. Патриарх самым решительным образом отказался… Тогда через несколько дней был арестован архиепископ Иларион, на которого Тучков возложил главную ответственность за провал своей политики.

Архиепископа Илариона осудили на три года концлагерей. 1 января 1924 года он был привезен на пересыльный пункт на Поповом острове, а в июне отправлен на Соловки.

Арест и допросы не могли его заставить склонить голову перед безбожной властью. Известно, что когда владыка находился еще в лагере на Поповом острове, умер Ленин. От заключенных потребовали почтить его смерть минутой молчания. Когда все выстроились для церемонии в шеренгу, владыка лежал на нарах. Несмотря на просьбы и требования, он не встал, заметив: «Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество!»

«За исцеления надо бы дать больше!»

Всегда открытый, доброжелательный, уверенный — владыка так поставил себя в лагере, что снискал уважение не только у соседей по бараку, но и у охранников. Общее пренебрежительное отношение сотрудников лагеря к «опиумам» его практически не касалось.

Архиепископ Иларион (Троицкий), заключенный Соловецкого лагеря особого назначения. Фото: korolev.msk.ru

«Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Илариона, — пишет Борис Ширяев, — не могли противостоять и сами тюремщики: в разговоре с ним они никогда не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но и большинство уголовников считали какой-то необходимостью то злобно, то с грубым добродушием поиздеваться над „опиумом“. Нередко охранники, как бы невзначай, называли его владыкой. Обычно — официальным термином „заключенный“. Кличкой „опиум“, попом или товарищем — никогда, никто».

В лагере он продолжал строго соблюдать монашеские обеты. Своим нестяжательством он поражал окружающих — он просто отдавал всем все, что у него просили. Ни на какие оскорбления окружающих никогда не отвечал, казалось, не замечая их.

Всем своим существом владыка опровергал стереотип о том, что верующий человек — это человек суровый, мрачный и вечно скорбящий. «Иларион любил говорить, что, насколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настолько же он должен радоваться бесконечной милости и благости Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своем жизненном подвиге», — пишет о владыке бывший семинарист Сергей Волков, слушавший его лекции в Московской Духовной Академии в 1917–18 годах.

Архиепископ Иларион (Троицкий), Архангельск, 1923 год. Фото: drevo-info.ru

О своей встрече с архиепископом Иларионом на Соловках в своих воспоминаниях писал Олег Волков:

Иногда Георгий уводил меня к архиепископу Илариону, поселенному в Филипповской пустыни, в верстах трех от монастыря. Числился он там сторожем. Георгий уверял, что даже лагерное начальство поневоле относилось с уважением к этому выдающемуся человеку и разрешало ему жить уединенно и в покое.

Преосвященный встречал нас радушно. В простоте его обращения было приятие людей и понимание жизни. Даже любовь к ней. Любовь аскета, почитавшего радости ее ниспосланными свыше.

Мы подошли к его руке, он благословил нас и тут же, как бы стирая всякую грань между архиепископом и мирянами, прихватил за плечи и повлек к столу. И был так непринужден… что забывалось о его учености и исключительности, выдвинувших его на одно из первых мест среди тогдашних православных иерархов.

Мне были знакомы места под Серпуховом, откуда был родом владыка Иларион. Он загорался, вспоминая юность. Потом неизбежно переходил… к суждениям о церковных делах России.

Архиепископ Иларион (Троицкий), тюремная фотография 1923 года. Фото: pravnov.ru

— Надо верить, что Церковь устоит, — говорил он. — Без этой веры жить нельзя. Пусть сохранятся хоть крошечные, еле светящиеся огоньки — когда-нибудь от них все пойдет вновь. Без Христа люди пожрут друг друга. Это понимал даже Вольтер… Я вот зиму тут прожил, когда и дня не бывает — потемки круглые сутки. Выйдешь на крыльцо — кругом лес, тишина, мрак. Словно конца им нет, словно пусто везде и глухо… Но „чем ночь темней, тем ярче звезды…“ Хорошие это строки. А как там дальше — вы должны помнить. Мне, монаху, впору Писание знать.

Даже в тяжелейшей обстановке Соловецкого лагеря владыка Иларион продолжал радоваться и шутить, и призывал к тому же соседей по заключению. Всех вновь прибывших заключенных он пытался сразу приободрить и развеселить.

— За что же вас арестовали? — спросил он прибывшего в лагерь игумена одного из монастырей.

— Да служил молебны у себя на дому, когда монастырь закрыли, — ответил тот, — ну, собирался народ, и даже бывали исцеления…

— Ах вот как, даже исцеления бывали… Сколько же вам дали Соловков?

— Три года.

— Ну, это мало, за исцеления надо бы дать больше, советская власть недосмотрела! — рассмеялся владыка Иларион.

«Христианства нет без Церкви»

Владимир Алексеевич Троицкий — преподаватель Московской Духовной академии. Фото: pravoslavie.ru

Святитель Иларион — бесспорно, один из самых выдающихся богословов Русской Церкви XX века. Его научные и публицистические труды еще до революции были известны и читаемы во всей России.

Сферой научных интересов святителя еще со времен обучения в Духовной Академии была экклезиология. Перу владыки принадлежит около 90 печатных работ, среди которых наибольшее значение имеют его магистерская диссертация «Очерки из истории догмата о Церкви» (1912), статьи «Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету» (1911), «Христианство и Церковь» (1911; посл. изд.: «Христианства нет без Церкви»), «Новозаветное учение о Церкви» (1912), «Воплощение» (1912), «Воплощение и смирение» (1913), «Священное Писание и Церковь» (1914), «Воплощение и Церковь» (1914), «Краеугольный камень Церкви» (1914), «Единство идеала Христова» (1915), «Богословие и свобода Церкви» (1915), «Вифлеем и Голгофа» (1916) и др. Несколько работ посвящены Свящ. Писанию: «Ветхозаветные пророческие школы» (1908), «Основные начала ветхозаветного священства и пророчества» (1909), «Новый Завет в апостольское время (1916), «Новый Завет во втором веке» (1916).

Относительно его магистерской диссертации рецензент профессор МДА С. С. Глаголев сказал: «Такие книги, как книга г. Троицкого, не часто являются на Руси. Появление их есть праздник богословской науки». Поразительно: дух радости и веселья, свойственный святителю Илариону, опосредованно присутствует даже в его богословских текстах.

«Есть на земле носители торжествующего христианства, всегда радостные, всегда с пасхальными песнопениями на устах, и лицо их, как лицо ангела», — писал владыка Иларион о преподобном Серафиме Саровском. Эти слова вполне могли бы быть применимы и к самому святителю Илариону.

Святитель Иларион считал бессмысленными высказывания некоторых современников о «недостатке жизни» в Церкви, о необходимости ее «оживления». Он был твердо убежден, что жизнь в Церкви не может замереть или иссякнуть, ее только могут не замечать люди со слабой верой, бесцерковные люди. Потому что жизнь Святого Духа в Церкви не заметна человеку душевному, тем более плотскому (см. «Христианства нет без Церкви»).

Многие слова святителя Илариона, написанные почти век назад, словно обращены к дню сегодняшнему. Так, владыка настаивал, что говорить нужно не о недостатке жизни в Церкви, а о недостатке церковного самосознания у современных христиан. «В душе многих наших современников как-то вместе уживаются почтение к христианству и пренебрежение к Церкви»; «христианами, по крайней мере, не стесняются называть себя почти все, но о Церкви и слышать не хотят и стыдятся чем-либо обнаруживать свою церковность» (см. там же).

Причину, по которой большинство русских людей все же называют себя христианами, святитель Иларион видел в исторической инерции — сохранившемся высоком авторитете христианства, против которого открыто выступают «только немногие… наиболее „передовые“… отщепенцы».

Он решительно отвергал возможность так называемого «неконфессионального» христианства. «Теперь с ожесточением набрасываются на Церковь и отрицают самую идею Церкви, лицемерно прикрываясь громкими и шаблонно-красивыми, скучными фразами о „свободе личности“, об „индивидуальном преломлении“ христианства, о религии свободы и духа». В то время, как только Церковь «дает жизнь и осуществление христианскому вероучению», пишет святитель Иларион, а без Церкви христианство — лишь одно из учений, не более того (см. «Христианства нет без Церкви»).

«Богословцы рыбари показа»

Что такое Церковь? — возможно, это был главный вопрос жизни святителя Илариона, на который он пытался ответить одновременно и языком богословия и языком собственной жизни. Выходец из древнего священнического рода, сын известного подмосковного священника Алексия Троицкого, брат епископа Даниила (Троицкого), он с детства был человеком Церкви. Духовное образование, богословские науки привлекали его с самого раннего возраста. В 14 лет он уже окончил Тульское духовное училище (1900), в 20 лет — семинарию в Туле (1906), в 24 года — Московскую Духовную Академию (1910).

Будучи преподавателем, а затем и профессором Академии, Владимир Троицкий, а затем — отец Иларион, заражал учеников своим «пасхальным» восприятием христианства.

«Он не мог спокойно повествовать… — вспоминает Сергей Волков, слушатель его лекций в 1917–1919 годах, — а должен был гореть, зажигать своих слушателей, спорить, полемизировать, доказывать и опровергать У него самого была поразительная восторженность и любовь ко всему, что ему было дорого и близко, — к Церкви, к России, к академии, и этой бодростью он заражал, ободрял и укреплял окружающих».

«Иларион благодатно влиял на меня самой своей личностью, — признается С. Волков, — прямотой, властностью в отстаивании убеждений, восторженностью совершаемого им богослужения, сильной, покоряющей речью и, наконец, бодростью, энергией и жизнерадостностью».

Икона святителя Илариона (Троицкого). Источник: sedmitza.ru

Известно, что свое заключение и связанные с ним мытарства владыка воспринимал с необычайным смирением. На Соловках он трудился на общих работах. Был лесником, сторожем в Филипповой пустыни. На Филимоновской тоне в десяти километрах от главного Соловецкого лагеря он вязал рыболовные сети вместе с двумя епископами и несколькими священниками. Об этой своей работе он рассуждал добродушно-иронически, перефразируя стихиру Троице: «Все подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот — богословцы рыбари показа»…

Он лишь немного сожалел о том, что пришлось оставить научные занятия, расстаться с академической обстановкой, — принимал все случившееся как волю Божию. В 1927 году, когда шел уже второй его трехлетний срок на Соловках, владыка Иларион писал своей родственнице:

Меня хоть никто дедушкой не называет. Однако иной раз случалось, что стариком назовут, и то странно слышать. Меня больно уж борода выдает — поседела, как неведомо что. Однако душа, чувствуется, еще не постарела. Интересы в ней всякие живут и рождаются. Интересы эти приходится удовлетворять чтением, потому что для настоящих занятий нет, понятно, соответствующих условий.

Часто является досадливая мысль: вот если бы иметь столько свободы от работ и столько досуга в академической обстановке! Но подосадуешь, подосадуешь, да тем и ограничишься. А раскроешь книгу посерьезней — оказывается, далеко не всегда ее можно читать — внимание рассеивается тем, что окружает и что вовсе неинтересно.

С внешней стороны жизнь моя сравнительно сносная — голоден не бываю, в квартире не мерзну, одеться имею во что (хотя нередко так одет, что и ты бы не узнала), поговорить есть с кем, забот на душе почти никаких. Видишь, сколько преимуществ имею! Но, конечно, долгонько зажился я на Белом море…

Выкинут я стихийно на далекий остров. Но сожаления я стараюсь не растравливать в душе моей, на окружающее стараюсь не обращать внимания, а жизнь наполнять тем, чем можно. И так за долгие годы привык и живу не тужу. На лучшее не надеюсь, от худшего не отрекаюсь. Какова есть о мне воля Божия — так пусть и будет.

«Вот теперь я совсем свободен!»

«Соловецкий архиерей», святитель Иларион был одним из авторов знаменитой «Памятной записки соловецких епископов» (27 мая/ 9 июня 1925 года). Текст этот был выражением мнения архиереев, заключенных на Соловках, об известной «Декларации» заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти. По сути, весной-летом 1925 года на Соловках прошел негласный архиерейский собор, результатом которого и стала «Записка».

Составители «Записки» заявляли о систематических гонениях на Церковь в Советском Союзе, обличали ложь обновленчества и призвали к последовательному проведению в жизнь закона об отделении Церкви от государства. При всей покорности властям, Церковь должна быть свободной и действовать без опеки государственных чиновников, напоминали они.

В конце лета 1925 года власти попытались «разагитировать» святителя Илариона. Его внезапно перевели из Соловков в ярославскую тюрьму. Там его пытались склонить к присоединению к новому обновленческому расколу — григорьевщине. В разговоре с агентом ГПУ святитель решительно отверг это предложение. «Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю», — говорил он своему соузнику, обновленческому «епископу» Гервасию.

Через год владыке дали новый трехлетний срок. Основанием для этого было сделано «разглашение» святителем среди заключенных содержания его разговора с агентом… Так весной 1926 года святитель снова оказался на Соловках.

Священник Алексий Троицкий с женой и сыновьями Владимиром (справа) и Димитрием. Фото: pravoslavie.ru

Известно, что единственное в истории Соловецкого лагеря пасхальное богослужение состоялось в том же 1926 году, и возглавлял святитель Иларион.

По воспоминаниям соловецкого узника священника Павла Чехранова, служба состоялась втайне от начальства в недостроенной пекарне. Участвовали кроме отца Павла в ней всего два человека — епископ Нектарий (Трезвинский) и архиепископ Иларион (Троицкий): «Пропели полунощницу. Архиепископ Иларион благословил заутреню. „Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…“ — не сказал, а прошептал, всматриваясь в ночную мглу, владыка Иларион. Мы запели „Христос воскресе!“ Плакать или смеяться от радости? — думал я».

Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона заканчивался. Однако уже в октябре владыка был сослан на три года в Среднюю Азию. Во время следования по этапу владыка заразился сыпным тифом. Когда поезд проезжал через Ленинград, его высадили и привезли в ленинградскую тюрьму. Помочь ему было уже невозможно.

28 (15) декабря 1929 года святитель Иларион скончался. В бреду он говорил: «Вот теперь я совсем свободен!» Врач, присутствовавший при его кончине, был свидетелем того, как святой благодарил Бога, радуясь близкой встрече с Ним. Он отошел ко Христу со словами: «Как хорошо! Теперь мы далеки от…»

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов), занимавший в 1929 году Ленинградскую кафедру, добился от властей разрешения взять тело владыки Илариона для погребения. В тюремную больницу поставили белое архиерейское облачение и белую митру. Покойного облачили и перевезли в церковь Новодевичьего монастыря.

Родные и близкие не узнали владыку. В гробу лежал худой, обритый, седой старичок. Одна из родственниц покойного, увидевшая его в гробу, упала в обморок. Так он был непохож на прежнего Илариона…

В погребении владыки участвовали восемь архиеереев. Святитель Иларион первоначально был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могил своих родственников. В 1998 году его честные останки были обретены и размещены в Казанской церкви обители.

Икона святителя Илариона (Троицкого). Источник: fond.ru

В 1999 году архиепископ Иларион был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии. Мощи святителя на маленьком самолете ЯК-40 были доставлены из Петербурга в Москву и размещены в месте служения владыки — московском Сретенском монастыре. Юбилейным Архиерейским собором 2000 года святитель Иларион был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

См. житие священномученика Илариона (Троицкого), составленное игуменом Дамаскином (Орловским)