Святитель Георгий конисский

Георгий (Конисский)

Архиепископ Георгий Имя при рождении

Григорий Осипович Конисский

Рождение

20 ноября 1717

  • Нежин, Нежинский полк, Гетманщина

Смерть

13 (24) февраля 1795 (77 лет)

  • Могилёв, Могилёвская губерния, Российская империя

Похоронен

  • Спасо-Преображенский храм

Медиафайлы на Викискладе

Архиепископ Георгий (в миру — Григорий Осипович Конисский; 20 ноября 1717, Нежин, Черниговский полк, Русское царство — 13 (24) февраля 1795, Могилёв, Российская империя) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский. Философ, педагог, богослов и общественный деятель Речи Посполитой, а затем Российской империи.

Причислен к лику местночтимых святых Белорусского экзархата Русской православной церкви в 1993 году.

Семья и образование

Происходил из казацкого старшинного рода. Отец — Осип Иванович Конисский, сотенный урядник, с 1727 года — бургомистр Нежина.

В 1728 году Георгий Конисский поступил в Киевскую духовную академию, полный курс которой окончил в 1743 «с особенною похвалой». В академии изучил латынь, польский, греческий, древнееврейский, немецкий языки, писал стихи.

Монах и профессор

11 августа 1744 был пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре.

В 1744—1746 — проповедник Киево-Печерской лавры.

С 1745 года — учитель пиитики в Киевской духовной академии.

С 1747 года — профессор богословия и философии и префект академии, был рукоположен в сан иеромонаха.

С 1 августа 1751 года — архимандрит Киевского Братского монастыря.

С 30 августа 1752 года — ректор академии.

В 1746 году написал драму «Воскресение мертвых», сюжет которой был основан на навеянном евангельским сюжетом противопоставлении бессердечного богача и терпеливого бедняка, которые после кончины, попадают, соответственно, в ад и рай. В этой драме присутствует социальная критика, а её тема была актуальна для того времени, когда казацкая старшина захватывала земли у более бедных казаков.

Философ и богослов

В своих лекциях по философии Георгий (Конисский) демонстрировал знакомство с творчеством мыслителей различных школ и эпох. Он отождествлял созданную Богом природу с материей как с основой всего сущего, считал, что природа «является внутренним принципом действия и будто домом для вещей, а именно: она обусловливает внутренние процессы в вещах и есть не что иное, как материя и форма». Он полагал, что природа, отожествляемая с материей, является принципом движения и покоя: «Если вещи движутся, их движение обусловливает природа; если покоятся, их покой опять-таки обусловливает природа». По его мнению, «материя никогда не может быть ни порождена, ни уничтожена, она сотворена Богом в начале мира, и какая, и в каком количестве сотворена, такая и в таком количестве по сей день остаётся и будет оставаться в будущем».

Георгий (Конисский) рассказывал студентам о достижениях современных ему астрономических исследований, объясняя многие природные феномены естественными причинами, установленными наукой. Верил в силу человеческого разума, хотя и признавал историческую ограниченность познания. Рассматривая проблемы этики, он провозглашал жизнь с предоставленной ею способностью чувствовать первопричиной, условием и естественной основой счастья человека.

В качестве профессора богословия первым среди учёных из Киевской духовной академии изложил богословие в систематическом порядке. По словам митрополита Макария (Булгакова), он «бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников». В 1749—1751 году он на латыни написал курс философии в духе последовательного рационализма

Воля – это активная свободная способность рациональной души, относящаяся к добру и злу, как они представлены разумом. Отсюда ясно, что объектом воли является добро и зло; настоящее же добро наследственно, зло же – то, чего избегают. Другим авторам хочется утверждать объектом воли только добро, а зло – объектом только случайно. Это хорошо, потому что когда отворачиваемся от зла, тогда желаем добра, поскольку само отвращение и избежание зла есть добро… Активное (хотение воли) подразделяется на абсолютное и условное. Первое создает свой объект без какого-либо отношения к другому и без всякого условия – таким является желание, которым Бог сотворил мир. Условным есть то желание, которое не создает свой объект, если вначале не дается условие. Таким является желание Христа определить весь человеческий род после падения к вечной жизни. Оно содержит в себе условие: если все поверят во Христа и будут хорошо жить».

Архиерей

Годы служения в Речи Посполитой

20 августа 1755 года хиротонисан во епископа Могилёвского. Чин хиротонии совершили митрополит Киевский Тимофей (Щербацкий), епископ Черниговский Ираклий (Комаровский) и епископ Переяславский Иоанн (Козлович).

Его епархия находилась на территории Речи Посполитой, где даже униаты (равно как и протестанты) подвергались дискриминации, а православные находились вообще вне закона. Боролся за равенство прав подданных Речи Посполитой, принадлежавших к различным конфессиям. Заботился о просвещении подведомственному ему духовенства с тем, чтобы оно способствовало повышению образовательного уровня своей паствы. В 1757 году он открыл в Могилёве духовную семинарию и организовал типографию при архиепископском доме. Много позднее, уже после присоединения восточной Белоруссии к России, в 1780 году семинария была реорганизована, в ней открылись классы богословских и философских наук; в 1785 году был построен новый двухэтажный учебный корпус.

Активность владыки Георгия встречала неприятие со стороны части католической шляхты. Летом 1759 года во время богослужения в храме в Орше его изгнали из церкви, заставили укрыться в монастыре, который после этого был осаждён толпой, намеревавшейся убить епископа. Ему удалось тайно выбраться из монастыря в крестьянской телеге, покрытой сверху навозом. В 1760 на архиерейский дом и семинарию было совершено нападение, в результате которого несколько семинаристов были ранены, а епископ нашёл убежище в подвале.

В 1762 году епископ Георгий (Конисский) присутствовал в Москве на коронации Екатерины II, где просил русскую императрицу оказать помощь православным на территории Польши. В 1765 году выступил с яркой речью в защиту православных перед новым польским королём и великим князем литовским Станиславом Понятовским. Направил правительству Речи Посполитой записку о положении православных во всех западно-русских епархиях. В своей деятельности опирался на многочисленные исторические документы и юридические акты, определявшие права православных верующих на польской территории.

Формально не являясь лидером Слуцкой конфедерации, стал одним из её фактических руководителей и, действуя при поддержке российских властей (арестовавших нескольких ультракатолических лидеров) и в союзе с протестантами, добился на сейме 1767—1768 годов уравнения во многих правах римокатоликов, униатов, православных и протестантов и признания православных диссидентами. Впрочем, Барская конфедерация Речи Посполитой не признала этих решений, и в условиях разразившейся гражданской войны епископ Георгий был вынужден уехать на российскую территорию (в Смоленск), вернувшись в Могилёв лишь после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году.

Служение в России

В результате первого раздела Речи Посполитой восточная часть Великого Княжества Литовского была присоединена к России, и владыка Георгий стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским.

В 1780 он заложил в Могилёве храм во имя праведного Иосифа в присутствии императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. Тогда же добился от Екатерины II издания указа, разрешающего переход униатского прихода в православие в том случае, если в униатском приходе вакантно священническое место. В течение трёх последующих лет к православию присоединились 112 578 униатов. При этом епископ Георгий нашёл способ обойти указ императрицы, ограничивавший переход униатов в православие — в том случае, если униатский священник симпатизировал православным, епископ сначала присоединял его к православию. А так как в результате униатский приход становился вакантным, то после этого появлялась возможность присоединить к православию и прихожан. 22 сентября 1783 он был возведён в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода.

В 1784 предложил проект создания православной епархии в Польше с центром в Слуцке и рекомендовал на пост её правящего архиерея своего давнего сотрудника игумена Виктора (Садковского), долгое время руководившего Могилёвской духовной семинарией. В 1785 предложения владыки Георгия были приняты, что укрепило позиции православных в Польше.

Автор ряда книг, наибольшую известность среди которых получило руководство для священников «О должностях пресвитеров приходских», выдержавшее при его жизни четыре издания. Был собирателем литературных памятников, его личная библиотека насчитывала 1269 книг и 241 экземпляр рукописей и документов.

С его именем долгое время связывалось историческое сочинение «История русов», однако современная историческая наука опровергает его авторство.

Проповедник

Был известен как выдающийся проповедник, резко критиковавший человеческие пороки и затрагивавший в своих проповедях острые социальные проблемы:

Суды хотя носят имя алтарей неприкосновенных, именуются прибежищем и покровительством обидимых, престолом Самого Бога, но в них нередко прибегающий находит совет нечестивых, седалище грабителей. Законы же хотя сами по себе священны и справедливы, однако и они в сих седалищах нередко истязания терпят, когда подъятыми на неправду, как струна пыточная натягиваются.

Резко критиковал грехи не только светских, но и духовных лиц, в том числе и нерадивых священников, не желающих проповедовать своей пастве («немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати»), и лицемерных монашествующих («обещавшихся с клятвою постническое житие вести, больше прочих и жрём, и празднуем»). По словам А. С. Пушкина (считавшего владыку «одним из самых достопамятных мужей» XVIII столетия),

проповеди Георгия просты, и даже несколько грубы, как поучения старцев первоначальных; но их искренность увлекательна. Политические речи его имеют большое достоинство.

Эпитафия

Был похоронен в Спасской церкви Могилёва, которая была при нём достроена и освящена. Над его могилой была прибита медная доска с эпитафией, составленной самим архиепископом:

Колыбель — Нежин, Киев мой учитель, Я в тридцать восемь лет назван: Святитель. Семнадцать лет боролся я с волками. А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами. За претерпенные труды и непогоду Архиепископом и Членом стал Синоду, Георгий именем, я из Конисских дому, Коню подобен был я почтовому. Тут трупа моего зарыты кости. В год семисотый пятый девяностый.

(Цитируется по книге: Булгаков М., священник. Преосвященный Георгий Конисский. Минск, 2000. С. 505. Существуют и другие, несколько отличающиеся по стилистике, варианты этой эпитафии).

Память об архиепископе Георгии

Владыка Георгий в числе других исторических личностей изображён на барельефе памятника 1000-летия России, возведённого в Новгороде в 1862.

Определением Синода Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви 6 августа 1993 архиепископ Георгий Конисский причислен к лику местночтимых святых. Ему составлены служба и акафист.

Труды

  • Права и вольности жителей, греко-восточную веру исповедающих в Польше и Литве. 1767.
  • Исторические известия о епархии Могилевской. 1775.
  • О должностях пресвитеров приходских (руководство приходскому духовенству). 1776.
  • История русов или Малой России. 1817.
  • Записки о том, что в России до конца XVII столетия не было никакой унии с Римской Церковью // Чтения в обществе истории и древностей Российских, 1847, № 8.
  • О воскресении мертвых (трагедия), интермедии. // Древняя и Новая Россия, 1878, ч. III.
  • Слова и речи. Могилёв, 1892.

Литература

  • Житецкий И. П. Конисский, Георгий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений Георгия Кониского, архиепископа Белорусского // Собрание сочинений. В 10-ти томах. — М.: Художественная литература, 1976. — Т. 6. Критика и публицистика. Примечания Ю. Г. Оксмана. — С. 83—95. — 500 000 экз.
  • Кашуба, М. В. Георгий Конисский / М. В. Кашуба. — Москва : Мысль, 1979. — 173 с. — (Мыслители прошлого). — 80 000 экз.
  • Священник Михаил Булгаков. Преосвященный Георгий Конисский, архиепископ Могилевский. — Минск, «Виноград«, 2000. — 658 с.
  • Шереметевский В. В. Георгий (Кониский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

> Примечания

  1. (Перевод на русский язык по Георгий Конисский. Философски твори. Киев, Наукова думка, 1990, с. 505).

Ссылки

  • Биография
  • Могилёвская земля — Куликово поле святителя Георгия Конисского
  • Георгий Конисский — философ XVIII века (недоступная ссылка)
  • Г. Е. Колыванов. Святитель Георгий Конисский и его время
  • Пастырь православной Белоруссии.

Св. Георгий Конисский – спаситель Белорусской нации (Часть 2)

Страницы истории

Униатство, в которое перешла, изменив вере предков, тогдашняя белорусская элита, оставило простых белорусов без духовной поддержки. Становится униатской и древнейшая Полоцкая епархия, к которой относились могилевские церкви и монастыри.

В 1632 году благодаря политическому кризису в Польше и неимоверным усилиям православных верующих была образована отдельно от Полоцкой униатской, Белорусская православная епархия с кафедрой в могилевском Спасо-Преображенском монастыре.

И хотя Польша трактатом о вечном мире с Россией от 1684 года обязалась иметь пять православных епархий, гарантии не исполнялись. К восемнадцатому веку осталась одна-единственная — Могилевская, которая и стала опорой и надеждой всех православных Белоруссии. И теперь, основной задачей поляков для «обращения белорусов к цивилизации» являлось упразднение Могилевской православной епархии.

13 октября 1754 года скончался преосвященный епископ могилевский Иероним Волчанский. Создалась критическая ситуация. Поляки намеревались оставить Могилевскую епархию без руководителя, чтобы потом спокойно упразднить ее.

И в этот напряженный момент, могилевчане обращаются к Георгию Конисскому. Знаменитому ученому, признанному во всем интеллектуальном мире богослову, достигшему мировой славы, положения в обществе, философу. И Св. Георгий соглашается променять сытое существование в академических коридорах на лишения и испытания в Могилевской епархии. Конечно, он был прекрасно осведомлен о планах Польши прикрыть последний очаг православной веры, а значит, и национальной идентичности белорусов.

Репутация Георгия Конисского как всемирно известного ученого была безупречна в Европе. И польский король, несмотря на яростное сопротивления шляхты, особенно из бывших православных, соглашается с его кандидатурой.

И началась тяжелейшая подвижническая деятельность святителя Георгия. Он — неутомимый проповедник Слова Божьего и среди простых людей и среди щляхты. Он обновляет Могилевский Кафедральный Спасский собор, пишет труды, выступает, ведет неутомимую просветительскую деятельность. В 1757 году открывает в Могилеве школу для духовенства и устраивает при архиепископском доме типографию.

Первое покушение он переживает уже летом 1759 года, когда прямо во время службы в храме ворвались вооруженные иезуиты. Св. Георгий чудом удалось избежать смерти. Его вывозят крестьяне на телеге, заваленного навозом. Св. Георгия это не останавливает. Он продолжает свою героическую деятельность. Иезуиты тоже не успокаиваются. В 1760 году они, обозленные открытием типографии, напали на архиерейский дом и семинарию. Ранено несколько семинаристов, а Святитель Георгий вынужден спасаться в подвалах дома. Помощи от властей, естественно, никакой, более того, власть одобряет такие действия фанатиков и закрывает глаза на преступления. Но Георгий Конисский неутомим. Он продолжает свою яростную борьбу. Его оружие – слово.

Александр Сергеевич Пушкин писал так: «Проповеди Георгия понятны и даже несколько грубы, как поучение старцев первоначальных; но их искренность увлекательна. Политические речи его имеют большое достоинство».

Несмотря на противодействие польского короля, Георгий Конисский в 1762 году отправляется в Россию, в Санкт Петербург на коронации императрицы Екатерины II. Там в пламенной речи он рассказывает о бедствиях православных белорусов и просил ее о защитить от католического гнета. Императрица Екатерина Вторая дает обещание не оставлять православных в беде.

27 июля 1765 г. Святитель Георгий прибыл в Варшаву на коронацию нового польского короля Станислава Понятовского. А надо учесть, что польская шляхта согласилась на его избрание только после обещания закрыть навечно Православную Могилевскую епархию.

Святитель Георгий произносит на коронации, где собрался высший свет всей Европы, такую пламенную речь в защиту прав и свобод православных и других инородцев, что новый король обещает рассмотреть нарушенные права, вернуть им силой отнятые храмы и монастыри. Конечно, потом Понятовский своего обещания не выполнил. Но речь блестящего оратора и философа произвела сильное впечатление в Европе. И была издана в разных странах отдельной книгой.

Жалобы святителя дошли до императрицы Екатерины Второй, она немедленно дала указания своему послу в Польше, принять меры по защите поруганных прав православных белорусов, а если они обратятся за помощью к России, поддержать их армией.

Святителя Георгия продолжают преследовать. К просто бандитским выходкам добавляются и судебные иски. Обвиняющие его, ни много, ни мало, в разбойничестве. Блестящий проповедник святитель Георгий теперь выступает на судах и отстаивает свое честное имя.

Иезуиты не оставляют попыток физического устранения владыки. В 1768 году его опять хотят убить. Святитель Георгий спасается только благодаря Божьему Промыслу и своевременному предупреждению от верных людей. Он тайно скрывается в Смоленске и теперь доступными ему средствами защищает права православных не только Белоруссии, но и Украины. Пишет книги «Права и вольности исповедующих грековосточную веру в Польше и Литве», «Записки о том, что в России до конца XVI века не было ни какой унии с Римскою церковью», которые широко расходятся в Европе и России. Он засыпает Российский Синод и польского короля, посланиями, увещеваниями, советами, жалобами о положении православных.

Одним из поводов к очередной русско-турецкой войне стали унижения, претерпеваемые православными на Украине. Польша была союзником Турции и после поражения турецкой армии оказалась в числе побежденных. Императрица Екатерина Вторая не стала противиться давним планам прусского короля Фридриха Второго о разделе Польши. Кстати, Фридрих, в свое очередь, боролся против притеснения протестантов в Польше.

Надо учесть, что если другие страны при разделе Польши просто отхватили себе часть польской земли, то Россия вернула себе исторически русские, православные земли.

Народ Белоруссии с ликованием встретил известие о входе в Россию, о конце унижений за Веру. Отбывший в Санкт Петербург Святитель Григорий произносит перед императрицей взволнованную благодарственную речь.

Владыка Георгий теперь стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским. В 1780 году он заложил в Могилеве храм во имя праведного Иосифа в присутствии императрицы Екатерины Второй и австрийского императора Иосифа Второго. Преобразовал Могилевскую духовную школу в семинарию.

Святитель Георгий начинает борьбу за возвращение насильственно обращенных в униатство белорусов в лоно Православной церкви. Он добился от Екатерины II издания указа, разрешающего переход униатского прихода в православие в том случае, если в униатском приходе вакантно священническое место. Благодаря этому, в течение трёх последующих лет к православию присоединились 112 578 униатов.

В 1783 году святитель Георгий Конисский был возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода.

Подвиг могилевчан по защите Православия был высоко оценен Екатериной Второй и в 1778 году она переносит в Могилев из Полоцка центральное управление Белоруссией. Которое просуществовало до 1917 года.

Были расширены Могилевская епархия, образована новая, Минская, но архиепископ Георгий уже тяжело болел и заканчивал свой земной путь. Сознавая это архиепископ составляет завещание. Первым пунктом было — раздать большую часть денежных средств нищим, вдовам и сиротам. В своем завещании он не забыл никого из тех, кто помогал ему в его трудах по просвещению и проповеди православия, всем он завещал выдать денежное вознаграждение.

Скончался Святитель Георгий 13 февраля 1795 года и был похоронен в Спасском храме Могилева. В настоящее время его могила неизвестна, предполагаемое место закрыто фундаментом административного корпуса стройтреста № 12.

Готовясь отойти к Господу, святитель Георгий сам сочинил себе эпитафию, которая и была выбита на надгробной плите.

«Колыбель Нежин, Киев мой учитель,

Я в тридцать восемь лет сделался святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками.
А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами.
За претерпенные труды и непогоду,
Архиепископом и Членом стал Синоду,
Георгий именем, я из конисских дому,
Коню подобен бывал почтовому.
Сего тут падла закрыл грешны кости.
Год седьмисотый пятый девяностый».

Как исследователь культуры, историк и дипломат он стоял у истоков философии западнорусизма. Придерживался точки зрения о едином русско-белорусско-украинском народе, насильственно разделяемым, но всегда объединенным верой предков – Православием.

В 1862 году в Новгороде был торжественно открыт грандиозный памятник Тысячелетию Руси. На нем скульптурно изображены 106 наиболее значимых для всей тысячелетней истории России государственных деятеля. Там есть Дмитрий Донской и Александр Невский, Рюрик и Ярослав Мудрый, Петр Первый и Пушкин, Суворов и Св. Владимир, Минин и Пожарский и Гоголь и многие другие самые выдающиеся люди. Среди них есть и фигура Святителя Георгия Конисского, который практически спас белорусский, западно-русский этнос от исчезновения и забвения в католицизме и растворения среди польской нации, чьи заветы о верности вере предков, Православию, мы помним до сих пор. Через четыре года будет 300-летие со дня рождения этого выдающегося человека. И мы все, русские, белорусы и украинцы должны должным образом отметить эту славную годовщину.

Владимир Казаков

На фото — Памятник Тысячелетию Руси в Новгороде.

Могилевский, Григорий Александрович

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 21 февраля 2017 года.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Могилевский.

Могилевский
Григорий Александрович
Дата рождения 27 мая (9 июня) 1905
Дата смерти 9 августа 1964 (59 лет)
Гражданство СССР
Профессия кинооператор
Направление социалистический реализм
Награды

Григорий Александрович Могиле́вский (1905—1964) — советский оператор документального кино. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).

Биография

Г. А. Могилевский 27 мая (9 июня) 1905 года в еврейской семье. С 1933 года по окончании операторского факультета ВГИКа начал работать на киностудии «Мостехфильм». В 1942—1945 годах был оператором фронтовой бригады «Кинохроники». Снимал сюжеты, связанные с освобоождением Украины, Чехословакии, Болгарии. С 1945 года — оператор «Моснаучфильма».

Г. А. Могилевский умер 9 августа 1964 года.

Фильмография

  • 1933 — Практика полёта
  • 1935 — Воздушный десант; Стильное плавание
  • 1936 — Дзиу-до; Кавалеристы; Прыжки в воду
  • 1937 — Бой в горах
  • 1938 — Москва, 1938 год
  • 1941 — Уничтожай танки врага
  • 1942 — Невидимый боец
  • 1943 — Орловская битва; Битва за нашу Советскую Украину
  • 1945 — Парад Победы
  • 1947 — Зимний спорт в Москве
  • 1950 — Два билета на футбол
  • 1955 — Пятигорск; Путь артиста; Лёгкая атлетика
  • 1956 — Хоккей; Женевская выставка; Атомная энергия на службе человека
  • 1957 — Земля Московская

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1946) — за съёмки фронтовой кинохроники
  • приз на VIII Мкф в Венеции — за фильм «Зимний спорт в Москве» (1947)
  • орден Отечественной войны I степени (22.9.1944)
  • орден Красной Звезды (16.6.1945)