Святитель иоасаф белгородский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Иоасаф Белгородский очень известный своими чудотворными исцелениями, много людей обрели душевный покой и веру в светлое будущее. Он помог многим исцелиться от сложных болезней, вернув возможность снова наслаждаться позитивными моментами жизни, быть счастливыми и жизнерадостными. Даже простая молитва к святому Иоасафу очень действенна и существуют многочисленные факты полного выздоровления и обретения гармонии с собой и внешним миром. Такие люди, как этой святой, очень уникальны, они смогли только искренне веря, и придерживаясь всех советов развиваться, усовершенствоваться и дарить всем людям знания.

Житие Иоасафа Белгородского

Он родился в 1705 году на Полтавщине, в семье дворянина. День его рождения совпал с великим церковным праздником – Рождество Пресвятой Богородицы. Наверное, это не было случайным совпадением, а повлияло на дальнейшую его жизнь.

  • Мальчик воспитывался в глубоко религиозной семье, где строго придерживались постов и отмечались все праздники соответственно обряду.
  • Таким образом, к одиннадцати годам молодой парень уже созрел к тому, чтобы стать монахом и связать с этим всю свою жизнь, но очень боялся сказать об этом своим родителям.
  • Когда исполнилось 18 лет, Иоасаф отрекся окончательно от мирской жизни и принял монашество, и, зная, что эта новость сильно расстроит родителей, решил оставить слугу на квартире, чтобы через него передавать письма и поддерживать связь с родителями.

За тридцать лет трудов на благо церкви Иоасаф успел очень много:

  • Служил настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря;
  • Был наместником Свято-Троицкой Лавры;
  • Епископом Белгородского монастыря.

И какой пост он не занимал, везде строго следил за состоянием храмов, моральными качествами священников, правильным проведением службы, соответственно с церковными канонами, образованием священников.

Икона Иоасафа белгородского

На иконе изображен лик святого. Она пользуется огромной популярностью до сегодняшнего дня. Многие люди покупают ее в храмах для защиты детей от болезней и всего дома от негативных мыслей посторонних людей. Ее лучше вешать не посредство в комнатах Ваших детей на видном месте.

Святитель Иоасаф Белгородский неустанно продолжал работать и служить Богу, ведь чувствовал, что он нужен людям, его советы окрыляют и дарят надежду и именно он должен нести эти знания священнослужителям и верующим. В своих каждодневных молитвах он прославлял Всемогущего, просил здоровья прихожанам и стабильности в государстве.

Когда люди будут ощущать себя в полной безопасности, то повысится их уровень доверия и возникнет желание упорно работать для достижения поставленных целей. Каждый день, упорно работая над самим собой, преодолевая трудности, святой не изменял своей безусловной любви к Богу и добрыми делами прославлял это.

Мощи Иоасафа Белгородского

На 49 году жизни святой скончался. После кончины, мощи святого были захоронены в склепе Белгородского Свято-Троицкого собора. Через несколько лет, тайно проникнув в склеп, священники обнаружили нетленные мощи святого. Даже после кончины, сила его энергии продолжала служить людям, вселять веру в их сердца и уберегать от болезней.

Существуют факты, что высокопоставленные чиновники, которым представилась возможность собственными глазами увидеть все и прикоснуться к мощам святого убедились на собственном примере о чудотворном действии этого уникального служителя Бога.

История дальнейшего нахождения мощей очень запутана. До 1921 года они были в Свято-Троицком соборе, затем были в музее в качестве самого ценного экспоната. Их разыскивали правоохранительные органы, чтобы удалить любые напоминания и факты, о силе этого святого.

Где находятся мощи Иоасафа Белгородского сейчас? Такой вопрос интересует многих верующих. Только в 1991 году мощи были перенесены из музея в Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербурга, и в сентябре этого же года за настоянием прихожан были возвращены в Белгородский храм, где покоятся и по сей день.

Молитва Иоасафу Белгородскому помогает семьям с детьми излечится от тяжелейших болезней (врожденное отсутствие слуха, дара речи и возможности видеть этот мир во всех его красках). Также часто матери обращаются с непрестанной молитвой к святому помочь скорейшему выздоровлению детей.

Молитва первая святителю Иоасафу Белгородскому:

О, угодниче Божий святителю Иоасафе! Из глубины сердца взываем к тебе раби Божии (имена), огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи горняя мудрствовати, рассеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятого. Да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако Богу помогающу, Небесного Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая:

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем, грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведников Его. Преклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий же и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня и потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва перед мощами святителя:

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иоасафе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твои облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствии сущих горняя мудрствовати: разсеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго, да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о житие святителя Иоасафа:

В человеческой жизни очень важным является здоровье. Когда врачи не могут поставить диагноз и бессильны вылечить болезнь, на помощь приходит молитва Иоасафу Белгородскому на каждый час. К нему обращаются в одолении пагубных пристрастий и нравственных пороков. Белгородская областная больница носит имя святителя Иоасафа.

Кто такой Иоасаф Белгородский

Мальчик родом дворянского происхождения и родился в семье полковника казачьего полка Полтавской Губернии в 1705 году. День рождения сына совпал с Рождеством Богородицы, и это было хорошим знаком для дальнейшей судьбы. Отцу Иоакима привиделся ангел, который предрек особую роль сына в духовной жизни.

Семья была обеспеченной и дала Иоакиму хорошее образование в Киевской духовной академии. За время обучения он понял, что его влечет к монашеской жизни. Несмотря на уговоры родителей и втайне от них постригся в монахи под именем Иоасаф. Через год он был возведен в чин в иеродиакона и по завершению обучения остался преподавать в академии. Через десять лет ему дали чин игумена Мгарского монастыря Полтавской епархии и по приказу царицы Елизаветы он переведен в Троице-Сергиеву лавру. Через четыре года стал епископом Белгородским и Обоянским.

Его кротость, обаяние и служение Господу заслужила уважение и любовь у православных людей. Именно он нашел знаменитую Песчаную икону Богоматери, которую использовали как перегородку в угольном ящике.

Перед смертью святой Иоасаф решил побывать на родине и посетить родителей. На прощание уже в почтенных годах его отец с хитростью уронил палку, на которую опирался. Затем попытался нагнуться за ней, но сын со слезами на глазах опередил.

На обратном пути из Прилук святитель Иоасаф заболел и после продолжительной болезни в возрасте сорока девяти лет умер в селе Гайворон. Почти два месяца не могли предать тело погребению, потому что Переяславский епископ не мог прибыть из-за полноводий рек. Однако останки святого не подверглись тлению. Его похоронили в специальном склепе, а когда через два года его открыли, то обнаружили, что тело не истлело. Верующие люди узнали об этом и стали приезжать с разных мест Руси, чтобы получить исцеление.

БЛОНДИНКА (обязательно прочтите до конца!) Отец Виталий отчаянно сигналил вот уже минут 10. Ему нужно было срочно уезжать на собрание благочиния, а какой-то громадный черный джип надежно «запер» его машину на парковке около дома. «Ну что за люди?! – мысленно возмÑ… Read more САМЫЙ БЕСТАКТНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЮТ ЖЕНЩИНАМ Писательница Надира Анжель выложила в своем блоге пронзительный пост о самом бестактном вопросе, который задают женщинам. Вот представьте, женщина, за 30 лет, детей нет. Окружающие спрашивают: «Как так, до сих пор нет… Read more «И ВООБЩЕ, Я НА ИСПОВЕДЬ ОПАЗДЫВАЮ…» самая христианская история Поехала я в один монастырь на всенощную и на исповедь. Приехала к началу, но очень хотела есть. А там, недалёко от входа, монастырский ларёк с выпечкой, чаем-кофе и всякими другими вкусностями. Заняла очередь, и когда она … Read more САМЫЙ ЛУЧШИЙ СВЯЩЕННИК Оные люди, особенно любящие, как любой СОБЕС, денежки в чужом кармане посчитать, не глядя в зеркало, спрашивают у меня и про часы Патриарха, и про жизнь клирошан, растягивая философски многозначительно, что «если бы да та… Read more

В начале прошлого века Иоасаф был внесен в список святых. В советское время останки находились в музее атеизма и религии города Санкт-Петербурга. В начале девяностых годов возвращены по месту захоронения в Свято-Троицкий монастырь. День святого Иоасафа 23 декабря.

При жизни святителя было сделано несколько портретных композиций, поэтому иконопись в точности воссоздает его образ. Его в основном изображают в праздничной одежде архиерея или в мантии епископа. В левой руке скипетр, а правая рука благословляет. Лицо худощавое, глаза карие, волосы кучерявые.

В каких случаях обращаются к Иоасафу Белгородскому

Ежечасная молитва святителя Иоасафа Белгородского поможет в дороге, в торговле, в делах любовных, в минуты скорби и уныния. Также молятся святому:

  • при поиске работы;
  • в материальных трудностях;
  • о добродетельной жизни;
  • для правильного воспитания детей;
  • для сохранения мира.

При жизни святой восстанавливал после пожара Свято-Троицкую лавру. Поэтому следует читать молитву Иоасафу Белгородскому о строительстве и ремонтных работах.

Святитель Иоасаф покровитель студентов и проповедников, а при жизни был заступником матерей с детьми и помогал в лечении слепоты, немоты, глухоты от рождения.

Читают молитву Иоасафу Белгородскому о здравии:

  • при сердечных болезнях;
  • при детских заболеваниях;
  • при рождении детей с проблемами слуха, зрения и разговорной речи;
  • для терпения во время страданий и болезней;
  • для излечения заболеваний.

О, угодниче Божий святителю Иоасафе! Из глубины сердца взываем к тебе раби Божии (имена), огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи горняя мудрствовати, рассеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятого. Да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако Богу помогающу, Небесного Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Смотрите еще видео с молитвой епископа:

Молитва Иоасафу Белгородскому

Чтобы школа не навредила Я уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда. Услышьте в моем призÑ… Read more «У нас в классе тоже есть такой мальчик» Я не знаю, что на самом деле произошло в Керчи. Я не специалист по стрельбе и взрывам, поэтому не могу опровергать официальную версию. Да и надо ли? Факт: 18-летний парень убивал своих ровесников. Один он был или целый взвод… Read more ВЫПРОШЕННЫЙ КРЕСТ Как утверждали святые отцы, выпрошенный крест — самый тяжелый. Например, моя мама всегда мечтала, чтобы ей не приходилось мыть посуду и убирать… А моя подруга актриса и певица Люля мечтала эмигрировать («только бы выр… Read more Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти? Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня — особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. Наконец, в 40 день оканчив… Read more РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Жили в одном большом городе двое детей, брат с сестрой — Никита и Катя. Жили они в красивом светлом доме, у них была умная и добрая мама, а папа — самый лучший на свете! Была зима, весь город был запорошен снегом, стоял неб… Read more ЗНАЧЕНИЕ ИКОН. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ! 1. «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» — это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её т… Read more БУЛОЧНИК И НИЩИЕ. Есть история об одном богатом булочнике, который попросил привести к нему детей из самых нищих семей в городке. Когда дети собрались, он сказал им: — В этой корзине лежит по буханке хлеба на каждого из вас. Возьмите кажд… Read more ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ! За несколько лет до второй мировой войны жила одна замечательная супружеская пара. Они очень любили друг друга. Муж при каждом возможном случае старался выразить жене свою любовь. А она была красива, чувствительна и обÐ… Read more ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Чтобы провести Великий пост с Господом, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, следует придерживаться нескольких важных правил. 1. ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ! «Всегда радуйтесь, непрестанно молит… Read more

Метки:Иоасаф Белгородский молитва

Святитель Иоасаф Белгородский

Краткое житие святителя Иоасафа, епископа Белгородского.

празднование 4/17 сентября и 10/23 декабря

Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, родился 8 сентября 1705 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в г. Прилуки Полтавской губернии в семье Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны Горленко. В Крещении назван Иоакимом. Однажды его отец увидел на небе Пресвятую Божию Матерь, а у ног Ее склоненного в молитве Иоакима и услышал голос: «Довлеет Ми молитва твоя». В то же мгновение Ангел накрыл ребенка мантией епископа. Отец был потрясен, но забыл увиденное и вспомнил о нем только после кончины сына.

В 1712 году семилетнего Иоакима отдали в Киевскую Духовную Академию. Посещения Киево-Печерской Лавры пробудили в мальчике желание стать иноком. Семь лет будущий святитель испытывал себя и, утвердившись, попросил у родителей благословения на постриг. Отец строго отказал и, чтобы наблюдать за сыном, приставил к нему слугу. В 1725 году тайно от родителей Иоаким принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре. Отец и мать смирились и послали ему свое благословение.

21 ноября 1727 года, после окончания Духовной Академии, инок Иларион принял постриг в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. А через год он был хиротонисан архиепископом Киевским Варлаамом (Вонатовичем) в сан иеродиакона и оставлен преподавателем в Киевской Духовной Академии. После смерти Преосвященного Варлаама Киевской кафедрой управлял архиепископ Рафаил (Заборовский). Необычайные способности молодого подвижника привлекли его внимание, и он поручил ему должность экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года иеродиакон Иоасаф был посвящен в сан иеромонаха и переведен из Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. В том же году его назначили членом Киевской духовной консистории. Деятельность святого Иоасафа в консистории явилась для него хорошей школой: он узнал нужды священнослужителей, деловые качества сочетал с подвигом молитвы и поста и быстро восходил по лествице духовного совершенствования. Об этом свидетельствует его творение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными», а также слова, с которыми он обратился к своей сестре перед кончиной (у святителя было слабое здоровье): «Сестрица, суровые подвиги в начале не дают мне веку дожить!»

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря в г. Лубны, с возведением в сан игумена. Он отдал все силы для благоустройства обители — в прошлом оплота Православия в борьбе с унией. В одном из храмов монастыря покоились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2 мая), который в свидетельство о своем покровительстве несколько раз являлся новому игумену.

В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года святого вызвали в Москву и по распоряжению Святейшего Синода назначили наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В обители преподобного Сергия святитель самоотверженно исполнял послушания Церкви (требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. На архиерейской кафедре святитель Иоасаф строго следил за соблюдением благочестия, нравственностью паствы, за правильностью совершения Богослужения, и состоянием храмов, ежегодно объезжал епархию. Однажды он увидел во сне, что в притворе какой-то церкви на груде мусора находится икона Пречистой Божией Матери и услышал голос: «Образ Мой предназначен быть источником благодати, а его выбросили в мусор!» Икону Пресвятой Богородицы, именуемую Песчанской, которую святитель нашел в Вознесенской церкви в предместье города Изюма — Замостье, он приказал поставить в храме и долго молился перед ней. Как-то на собрании духовенства святитель заметил очень старого священника (130-ти лет) и из беседы с ним узнал, что причина томительного долголетия — нераскаянный грех: местный помещик опоздал к Литургии и заставил священника совершить ее вторично, что святыми канонами запрещено. После первого же возгласа священник услышал: «Не дерзай, проклят будешь!» В исступлении несчастный сказал: «Сам ты проклят!»—и продолжил Литургию. Святитель ужаснулся и сказал: «Ты проклял Ангела Хранителя святого места, которые всегда находятся в тех местах, где стоят церкви, и это причина твоего долголетия». Святитель взял походную церковь и отправился с покаявшимся священником в поле, на место бывшей церкви, благословил его отслужить Литургию и во время ее совершения усердно молился, преклонив колени. По окончании Литургии священник прочитал после отпуста молитву праведного Симеона Богоприимца. Затем святитель благословил его и сказал: «Прощаю и разрешаю тя от всех твоих грехов». Примиренный с Богом и совестью, старец припал к подножию престола и скончался.

Однажды в комнате одного священника святитель почувствовал неизъяснимый трепет. На полке между цветочными горшками он нашел в бумажке Святые запасные Дары. Коленопреклоненно всю ночь он молился перед святыней, а утром лишил недостойного пастыря сана.

Святитель Иоасаф тщательно скрывал свою внутреннюю жизнь. Он стяжал благодатный молитвенный дар слез и при каждом бое часов читал молитву: «Буди благословен день и час, в оньже Господь наш Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада». Письма к матери свидетельствуют о нежности сердца архипастыря, перед строгостью которого трепетала вся епархия. Он покупал и сам колол дрова для бедных вдов и сирот. Тайно оказывал денежную помощь: в ночь на Рождество из-за болезни келейника сам разнес ее и, неузнанный, был избит своим привратником, которого простил, одарил, но заставил молчать. Постоянно кормил бедняков, посылал пищу заключенным в тюрьмах.

В июле 1754 года святитель в последний раз посетил родительский дом. Выйдя из экипажа, поклонился отцу в ноги. Узнав, что храм, строившийся родственниками, не завершен, он заставил брата поспешить и достроить придел. Распорядился, чтобы просфоры выпекали только из белой муки. Затем посетил Мгарский монастырь и отправился в обратный путь, но до кафедрального города не доехал. Изнемогая от болезни, святитель Иоасаф остановился в загородном архиерейском имении Грайворон. На смертном ложе он предсказал своему келейнику Василию, что он будет диаконом, а священником не станет. Так и случилось. После соборования, исповеди и причащения Святых Христовых Таин 10 декабря 1754 года святитель Иоасаф скончался. Тело почившего привезли в Белгород, плач и рыдания народа заглушали пение. После епископа осталось только 70 копеек. Хоронили его на средства архиерейского дома. Преосвященный Иоанн Переяславский задержался и прибыл только в феврале, а святитель Иоасаф лежал в открытом гробу до погребения, и тление не коснулось его. Похоронили святителя в Троицком соборе 23 февраля. Через два года его святые мощи были обнаружены нетленными. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.

Преподобный схимонах Иоасаф Печерский

Село Старые Печеры свое название получило от Печерского монастыря, поблизости от которого находится. Носит оно еще название Дальних Печер, а так называется, в отличие от Ближних к Нижнему Новгороду Печер, т.е. нынешнего Печерского монастыря, потому, что здешняя приходская церковь стоит на месте прежде бывшего Печерского монастыря, основанного около 1330 года и погибшего в результате оползня в 1597 году. Поскольку существование и особенно разрушение этого монастыря стоит в связи с историей Печерской слободы, и так как разрушение, надо сказать, послужило толчком к новой обстановке в этой приходской Печерской слободе, устроившей тут впоследствии свою приходскую церковь, то мы считаем нелишним для предпринятого описания упомянуть кратко об основании и разрушении прежнего Печерского монастыря.

Печерский монастырь. Гравюра

Нижегородский Печерский мужской монастырь основан святым Дионисием во время владения Нижним Новгородом удельного князя Суздальского, Александра Васильевича. Дионисий, пришедши в Нижний Новгород из Киево-Печерской обители, в трех верстах от города, вместе с другими бывшими с ним иноками выкопал в полугоре на берегу Волги пещеру, и вскоре, по стечении к нему братии, устроил монастырь, в котором и стал настоятелем. Основанный, таким образом, в первой половине XIV века, к концу этого же столетия монастырь начал приходить в цветущее состояние, хотя, надо полагать, он, наряду с другими обителями, пострадал от нападения Арапши с монгольскими татарами в 1377 году. Неизвестно в какой год, но, тем не менее, достоверно, что около того времени вблизи монастыря по ту и другую сторону стали селиться крестьяне, предки нынешних жителей печерских и подновских, закрепленные впоследствии (к началу XVII столетия) за монастырем и составившие его ближайшую прислугу.

Существуя на прежнем месте около 250 лет и пользуясь милостями великих князей, царей и благоволениями других лиц, Печерский монастырь к концу XVI столетия достиг самого цветущего состояния и был одним из славных монастырей того времени по своему богатству и устройству — внешнему и внутреннему. Но настал для него роковой 1597 год: тогда суждено ему было испытать страшный оползень. 18 июня этого года, в третьем часу пополуночи, он был разрушен горой, под которой располагался.

Незадолго до этого несчастного случая несколько выше монастыря образовалась в горе огромная расщелина на протяжении одной версты вверх по Волге до монастырской слободы, а вниз — до пещер, вырытых в горе. В монастыре и около него обнаружились признаки разрушения: ощущались трясения земли, и даже монастырский мост, по правую сторону стены его, начал разрушаться. Ввиду предстоящей опасности и в ожидании от Бога помощи и спасения от угрожающей гибели, бывший в то время архимандрит Трифон вышел из монастыря; в то же время вынесены были чудотворный образ Печерской Божией Матери с прочими иконами, церковная утварь и все, что можно было собрать и взять в такое короткое время; многое и другое было вынесено и сохранено в целости, за исключением некоторых бумаг, крепостей и дарственных записей, утратившихся в это время, выведены были даже монастырские лошади и прочий скот.

Вскоре после этой в пору предпринятой предосторожности, именно через три дня, гора, вершина которой была покрыта спелым хлебом и местами лесом, начала осыпаться в ту глубокую и великую расщелину, отчего произошел сильный шум и ужасный треск. То было ранним утром. Все люди, жившие поблизости, от такого треска проснулись, искали спасения в бегстве из своих жилищ. Богобоязненный же и благочестивый архимандрит Трифон, а вместе с ним и братия невредимо вышли из своего жилища и, ставши вдали, смотрели на покинутый ими монастырь, плакали и молились.

Гора, между тем, оторвавшись от своей вершины над монастырем сажень на пятьдесят, а где и более, со страшным шумом ринулась в расщелину и вытеснила из-под монастыря землю в реку Волгу на пятьдесят и более саженей, так что суда, стоявшие под монастырем на водах реки, отбросило далеко от прежнего берега, именно сажень на двадцать и более, но все-таки они остались на суше, потому что на Волге от вытесненной из-под горы земли образовались огромные бугры, вследствие чего она изменила свое течение.

От обрыва и провала горы во многих местах потекли сильные источники и монастырь стал разрушаться: каменный храм Вознесения Господня обвалился до основания, прочие каменные же церкви, колокольня с колоколами, здания келий, все службы монастырские и ограда были частично разрушены, частично повреждены. Стоявшая на берегу возле монастыря деревянная церковь святителя Николая сдвинута была с места на две сажени; в самой слободе Печерской дома жителей пошатнулись и покачнулись.

Таким образом, гора, оставаясь недвижимой, быть может, на продолжении тысячелетий, за несколько минут сдвинулась на значительное расстояние; вековые храмы и здания разрушились, и благолепного, цветущего храма не стало!

Настоятель Печерского монастыря архимандрит Трифон
спасает имущество обители незадолго до разрушения

Прошло два с половиной века, а следы этого разрушения еще были заметны. По значительному уступу горы доселе можно еще отметить границы прежнего монастыря, и на всем этом пространстве значатся признаки разрушения: можно было видеть груды камней на земле и под землей в огромном количестве, остатки и развалины пещер, недалеко от восточной стороны монастыря существовавших в полуразрушенном виде до начала текущего столетия. Еще в недавнее время, по словам очевидцев-старожилов, сгорала большая восковая свеча при обходе этих пещер любопытными смельчаками. У бывшего входа в пещеры существует колодезь с отличной водой, называемый «святым». Колодезь этот, содержимый жителями в чистоте и с особой заботливостью, доселе посещается многими богомольцами, как некая древняя святыня.

Только на третий день после этого ужасно-печального приключения иноки осмелились подойти к своему, прежде мирному, прочному и постоянному, а теперь лежащему в развалинах и невозвратно потерянному жилищу. Не имея пристанища, они с грустью и скорбью бродили по развалинам. Но Премудрый Промысел, наказующий и вместе с тем милующий, в сих печальных для них остатках готовил им немалое утешение. Лишившись хотя дорогого, но тленного, они обрели сокровище бесценное и нетленное, которое было для них великим утешением, оставалось и будет навсегда вечным памятником и незабвенным ознаменованием того святого места.

Среди развалин открылись мощи схимонаха Иоасафа, погребенного на том месте за три десятилетия до разрушения монастыря. Гроб его, мало прикрытый землей, остался цел, одежды и тело схимонаха тоже были нетленны. Только некоторая часть лица его была взята землей. Считаем нужным привести здесь буквальное сказание летописи об этом открытии, хранящейся в Старопечерской церкви. Так говорится в ней: «Последи того разрушения в третий день обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же схимонах, мощи убо его и ризы и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем невредимы, и миро во гробе есть. Во оно же время монахи древни известиша, глаголющее: яко есть сей схимонах, именем Иоасаф, к Богу же в чувственном житии бысть зело подвижен и по преставлении его на сем месте погребен; тому же предыде три десять лет. Сему же бывшу прииде Дудина монастыря , игумен Евфимий с братией и того Печерского монастыря архимандрит Трифон с братией же, — вси вкупе гроб с того места вземше, известнаго же ради свидетельства, мощи смотриша и своими руками осязаша, и погребшее его во ином месте, поставиша гроб с землею вровень, непокровен землею, также и гробницу над ним устроиша».

Спасо-Преображенская Печерская церковь. Фото 1960-х гг.

После этого свидетельства мощей схимонаха Иоасафа, гроб его был поставлен на том месте, где и до сих пор стоит в Старопечерской Преображенской церкви, в ограде прежнего разрушенного монастыря.

В том же году, как разрушился монастырь, архимандрит Трифон ездил в Москву к царю Феодору Иоанновичу просить дозволения построить монастырь снова на прежнем, или другом каком месте, невдалеке от прежнего монастыря. Царь, снисходя его просьбе, дал приказание нижегородскому воеводе Леонтию Аксакову и дьяку с каменотесами осмотреть то место и узнать, будет ли оно пригодно для постройки на нем вновь монастыря.

При осмотре место то оказалось слабым и опасным для сооружения каменных зданий. Вследствие чего велено было перенести монастырь на другое место на том же берегу Волги, только выше, на расстояние около версты от прежнего места, где было семь холмов. Холмы эти и саму гору велено было выровнять за казенный счет и построить здесь в полугоре деревянный храм Вознесения Господня с келиями для братии и другими необходимыми для монастыря службами и обнести монастырь оградой. На прежнем же месте, где остались одни развалины монастыря, государь повелел построить деревянную церковь для поминовения умершей братии. Церковь эта и была в скором времени устроена в честь Преображения Господня с приделами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Николая Чудотворца, над поставленной здесь гробницей схимонаха Иоасафа. В это же время туда были перенесены из бывшего вне ограды монастырской, на самом берегу Волги храма святителя Николая некоторые иконы, в том числе, как видно из предания, две чудотворные иконы Николая Чудотворца — одна резная, размером в два аршина, а другая — в 2,25 аршина, древней иконописи в серебряном чешуйчатом окладе. Иконы эти и до сих пор находятся в Старопечерской церкви; первая — в приделе святого Иоанна Богослова на первой стене между окнами, а вторая — в настоящей Преображенской церкви за правым клиросом, и пользуются особенным уважением и благоговением к ним прихожан и странствующих богомольцев. Гробница схимонаха Иоасафа находилась в той деревянной церкви, в приделе святого апостола и евагелиста Иоанна Богослова. Так говорится и в летописи: «Сей же преподобный Иоасаф почивает даже и доныне в Старых Печерах, в церкви святого Иоанна Богослова под спудом, иже исцеления многа подает с верою приходящим ко гробу его; гроб же его по левую сторону царских врат за клиросом».

Печерский монастырь, основанный в 1598 году на новом месте, мало-помалу начал устраиваться, и к половине XVII столетия, не более чем через 50 лет, обогащенный милостями царскими и поддерживаемый вкладами разных частных благотворителей, стал вновь приходить в более чем удовлетворительное состояние. Деревянные храмы и строения стали заменяться каменными. Заново воздвигались церкви и здания, каменные и деревянные, и в более или менее лучшем виде, чем прежде. Только деревянная церковь, устроенная на месте старого монастыря на гробе схимонаха Иоасафа, оставалась в прежнем состоянии на продолжении почти двух веков. На основании царского повеления она состояла в полном распоряжении монастыря, по примеру прочих церквей, приписанных к нему.

В этих церквях, а, следовательно, и в Старопечерской, богослужение и требы отправляемы были монастырскими иеромонахами и белыми священниками, посылаемыми в те места настоятелем монастыря, как видно из метрических книг и разных монастырских документов. Так было, надо полагать, до 1764 года.

После составления и утверждения монастырских штатов, когда приписные к монастырям села с крестьянами были у них отобраны, и взамен того им дано было жалование и разные угодья, тогда и церкви тех сел сделались самостоятельными и в них стал служить особый, поставленный уже епархиальным начальством, причт. Тогда, по всей вероятности, и Старопечерская церковь обращена в приходскую, хотя и нет в документах ясного указания на эту перемену, за исключением нескольких, и то неполных, духовных росписей, ведущих свое начало в этой церкви от 1770 года. В полном же виде и правильном порядке ведутся метрические и исповедные книги с 1782 года. Около сего времени, по рассказам старожилов, во время сажания огородных овощей в мае месяце, был в Печерской слободе сильный пожар, жертвой которого вместе со строением жителей сделалась и деревянная приходская церковь.

Вместо сгоревшей деревянной церкви, уже тщанием прихожан и усердием посторонних благотворителей, как значится в церковных документах, построена вскоре после пожара церковь каменная; сперва с одним приделом Николая Чудотворца, который был освящен при Преосвященном Дамаскине в 1790 году. В 1794 году отстроена и настоящая Преображенская церковь. Через некоторое время церковь оказалась невместительной; а потому в 1816 году трапезная ее с правой стороны была расширена и устроен второй придел во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В 1860 году холодная Преображенская церковь, бедная по внутреннему украшению, усердием прихожан и старанием церковного старосты внутри и снаружи была украшена благолепно. Древние иконы исправлены и очищены, иконостас и киоты на иконах вызолочены на полименте, пол сделан каменный, чистый и прочный, — и вообще, церковь приведена в такое благоустроение, что по благолепию своему не уступает прочим церквам нижегородским. При таком устроении каменной церкви была возобновлена и пещера схимонаха Иоасафа, находящаяся при новом расположении церкви уже не в приделе, как было прежде, а в настоящей холодной церкви, за левым клиросом, близ северной стены.

В склеп, где почивают под спудом мощи схимонаха Иоасафа, около простенка между северными боковыми дверьми и окном, был устроен узкий сход в 12 ступеней, огражденный сверху небольшими перилами. Пещера вся каменная, длиной в 8 аршин, а в ширину 3 аршина, с полукруглым сводом и небольшим окном, ниже окна левого клироса. Усердием благотворителей она отделана довольно благолепно. Стены ее, обитые досками, и свод раскрашены; на передней восточной стене устроен небольшой иконостас в три киота рядом, с тремя посеребренными лампадами пред иконами — в середине преподобного Иоасафа Царевича, справа — Феодоровской Богоматери, а слева — Церкви торжествующих, хорошей иконописной работы. Вверху над этими иконами в полукруге живописный образ Господа Саваофа, с небольшой лампадкой, никогда не гасимой. Посреди пещеры поставлена над самим гробом схимонаха Иоасафа обыкновенного размера длиной в три, а шириной в 1,5 аршина каменная гробница, возвышающаяся над полом; украшена она дорогими покровами, пожертвованными усердием христиан; в гробнице сделано сверху овальное отверстие, чтобы только просунуть руку для взятия песка, насыпанного на гроб в значительном количестве еще при устройстве церкви. На верхнем конце гробницы, в ногах, стоит живописный образ восстания из гроба Христа Спасителя в 10 вершков вышиной, а на противоположном конце постоянно лежит в футляре благословенный крест, покрытый древним воздухом для прикладывания поклонников, с двумя посеребренными подсвечниками. Над самой же гробницей было подвешено посеребренное паникадило в 7 свечей. Таково устройство пещеры. В ней каждодневно после литургии совершается панихида за упокой души здесь в Бозе почивающего схимонаха Иоасафа. Под мрачный свод этой пещеры, слабо освещаемой светом неугасимой лампады, к безмолвной, но поучительной гробнице духовного подвижника со времени разрушения прежнего Печерского монастыря до сих пор стекается множество паломников, особенно в летнее время. Причем не только из Нижнего Новгорода, но и из дальних городов и селений других губерний.

Очень часто с раннего утра и до позднего вечера, в продолжение всего лета, по прошению усердных богомольцев, воспевается здесь надгробное пение об упокоении души почившего, с испрошением себе духовной и телесной пользы, и все, по мере своей веры, приемлют ее. Больные разными недугами, особенно горячкой и лихорадкой, прикладываясь с верой ко гробу преподобного, берут оттуда песок, а от лампады — елей, и получают вскоре исцеление. Дети-младенцы, одержимые разными болезнями, когда вносятся в пещеру и прикладываются к гробнице и ее покровам, затихают от своего болезненного плача и крика и видимо, особенно для очей веры, укрепляются в здоровье.

Гробница схимонаха Иоасафа в Спасо-Преображенской Печерской церкви.
Фото нач. XX в.

В народном предании ходит много рассказов о подобных исцелениях и явлениях от гроба схимонаха Иоасафа, относящихся к довольно далеким временам. Слова нет, что все эти чудесные действия не подлежат никакому сомнению: но дело в том, что сказания о них в некоторых обстоятельствах не ясны. А относительно времени, лиц и местностей между собой даже расходятся. Почему, не касаясь их в настоящее время, пока не соберем более точных и подробных сведений, мы теперь только укажем на некоторые из них, относящиеся ко времени очень близкому к нам.

Однажды в числе богомольцев пришла в церковь Печерской слободы, для поклонения у гроба схимонаха Иосафа, крестьянская женщина лет 50, ни имя, ни отчество, ни фамилия ее, к сожалению, не записаны. Родом она из Костромской губернии, Ветлужского уезда. Эта женщина в присутствии всей здешней церкви, духовенства и церковного старосты, рассказала следующее: больна она была три года расслаблением всех членов тела, и к концу этого времени болезнь ее до того усилилась, что она не могла не только ходить, но и вставать с постели. В это время, когда положение ее было совершенно безнадежно, ей является во сне, в продолжение трех ночей сряду, монах, называвший себя Иоасафом и повелевавший ей идти в Печеры для поклонения у его гроба, о котором она ни от кого не слыхала и не имела даже понятия. Отказываясь на этом основании и ввиду своего болезненного состояния и совершенной невозможности предпринять какое бы то ни было путешествие и исполнить повеление являвшегося ей схимонаха во время первых двух явлений, уже в минуту третьего явления больная, угрожаемая страхом смерти, изрекла обет. На другой же день после того она почувствовала облегчение от своей болезни и вскоре нашлась в возможности отправиться в путь. Прибывши сюда, она с усердием помолилась над гробом преподобного и теперь чувствует себя совершенно здоровой, чем обязана молитвам схимонаха Иоасафа. Бывшие с ней богомольцы, из одной и той же стороны, в числе человек 10-ти, подтвердили все ею сказанное.

Вскоре после того получила исцеление от гроба схимонаха Иоасафа жена диакона села Н. Васильевского уезда. Больна она была со времени брака своего, по словам мужа ее, от порчи. В минуты этой тяжкой болезни она доходила до безумия, кликала и бесновалась; это замечено было и при посещении ею гробницы схимонаха Иоасафа. После поклонения мощам больная затихла, была в здравом уме и чувствовала себя лучше прежнего. В скором времени богомольцы из той стороны, где находится село Н., известили духовенство и старосту здешней церкви, что диаконица села Н., будучи действительно сильно нездорова от порчи, сделалась после посещения гроба схимонаха Иоасафа совершенно здоровой.

В эти же годы приведена была родными в здешнюю церковь нижегородская купеческая жена Е. Н., заболевшая, по словам родственников, за несколько пред тем месяцев раздражением нервов. Болезнь ее до того усилилась, что она доходила до беспамятства, кричала до неистовства, кликала и бесновалась. По убеждению и рассказам родственников и некоторых ее знакомых, бывших при ней в церкви, она была одержима злым духом. В таком болезненном состоянии больная была приведена в Старопечерскую церковь, и во время молебного пения пред чудотворным образом святителя Николая Чудотворца она билась и кричала. Больших усилий стоило только подвести ее к Святому Евангелию и Кресту. Но когда больная была приведена в пещеру схимонаха Иоасафа, таким же, как прежде, неистовым криком, и приложена к гробнице его, тогда она заметно стала затихать и к окончанию панихиды совершенно успокоилась, так, что сама без всякого принуждения и содействия родных приложилась ко гробу. Не более как через 20 дней, в продолжение которых постоянно совершаемы были в здешней церкви молитвы о здравии усердствующей больной и нарочито за нее отправляема была над гробом схимонаха Иоасафа панихида, Е. Н. вместе с мужем своим К. Н. приходила для поклонения мощам преподобного уже в совершенном здравии.

Гробница схимонаха Иоасафа. Фото 2007 г.

К числу же чудесных явлений от гроба схимонаха Иоасафа нужно отнести сохранение Печерской церкви от вновь грозившего ей разрушения горой, в середине которой она расположена.

Прежний Печерский монастырь, основанный, как сказано, в первой половине четырнадцатого столетия, существовал на том месте до разрушения своего от обвала горы почти 270 лет. Точно через такой же период времени насколько страшное, настолько и необъяснимое явление в судьбе здешней местности последовало весной же, только не в июне, а в мае 1853 года, именно в ночное время, гора опять двинулась, оторвавшись от своей вершины сажен на 30 в длину, и пошла прямо на церковь, сминая выше ее сады и разные обывательские здания. Что же? Конечно, одним молитвам и заступлению угодника Божия Николая Чудотворца, а вместе и почивающего здесь схимонаха Иоасафа нужно приписать чудесное избавление здешнего храма от такой же гибели, какой подвергся бывший Печерский монастырь. Обвалившаяся гора, уничтожив до 12 садов со всеми плодовитыми деревьями и разрушив три обывательских дома и несколько разных строений, стоявших повыше церкви, притом в самом незначительном пространстве от нее, приняла в своем движении совершенно другое направление в нескольких саженях дальше церкви и спустилась тоже опять в Волгу.

На пути своем она оторвала и разрушила почти половину церковной каменной ограды с приходским кладбищем, спустившимся к Волге сажен на двенадцать.

Жители с удивлением и ужасом смотрели, как по премудрому Промыслу Божиему восходят и нисходят горы, трепетали за свой храм, с бесценными хранящимися в нем сокровищами, страшились вместе и за свои жилища с имуществом. Но страшная гроза эта миновала, и они прославили Господа Бога, дивного во святых своих.

Текст сайта Комиссии по канонизации Нижегородской епархии

Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

Святитель Иоасаф родился в небольшом городке Прилуки Полтавской губернии 8 сентября 1705 года в день Рождества Пресвятой Богородицы в именитой дворянской семье Горленко. Нареченный во Святом Крещении именем Иоакима, родителя Пресвятой Богородицы, младенец Иоаким (впоследствии святитель Иоасаф) всегда находился под особым покровительством Пречистой Владычицы. Родители св. Иоасафа были очень богобоязненны и жили по всем правилам Православной Церкви. Отец — Андрей Димитриевич Горленко, был бунчужным, т.е. заведовал бунчуком — войсковым знаменем при гетмане Данииле Павловиче Апостоле, на дочери которого Марии Даниловне он и был женат.

Семейство Горленко в то время отличалось особой религиозностью, нищелюбием и благотворительностью. Воспитываясь в такой семье, молодой отрок Иоаким с ранних лет отличался большой религиозной настроенностью. Еще в годы отрочества Иоакима Милосердый Господь возвести Свою Святую волю о его будущем в чудесном видении, которое было явлено отцу Иоакима Андрею Димитриевичу.

Явление Божией Матери
отцу Иоакима

Однажды вечером он сидел на крыльце своего дома и вдруг, при заходе солнца, увидел стоявшую за горизонтом на воздухе Божию Матерь с Ангелом и у ног Их сына своего Иоакима, стоящего на коленях и приносящего Божией Матери молитвы. Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию

На восьмом году жизни Иоаким был отправлен в Киевскую Академию для изучения наук и в особенности словесных. Благочестивый склад полумонашеской жизни в академии, обилие святынь в г. Киеве — матери городов Русских и особенно знакомство с иноками-подвижниками Киево-Печерскими — все это способствовало тому, что уже на 11-ом году своей жизни Иоаким Горленко возлюбил монашество, на 16-ом году жизни, ко времени окончания школьного образования, в нем утвердилось намерение быть монахом и всецело овладело его волею, а на 18-ом году жизни в Иоакиме окончательно созрела и утвердилась мысль об отречении от мира и принятии иночества.

В скором времени Иоаким оставил академию и удалился в пустынный и отличавшийся строго-подвижнической жизнью Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, в котором и предался всецело монастырскому послушанию — подготовительной ступени к принятию монашества. Здесь Иоаким любил уединяться для молитвы в пещеру одной горы. Ревность молодого послушника к молитвенным подвигам, умерщвлению плоти и покорению ее духу доходила в это время до того, что он в продолжении искуса не вкушал даже вареной пищи, довольствуясь самой скудною, суровою пищею.

Пострижение в иночество
будущего Святителя Иоасафа

После 2-х годичного испытания подвижник Иоаким Горленко на 21 году жизни, 27 октября 1725 года принял рясофор и наречен был в иночестве Илларионом. 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1727-го года 22-х летний Илларион, по отречении от всего мирского, великое пострижение в мантию с именем Иоасаф. В следующем году 6 января 1728 года, инок Иоасаф был посвящен в сан иеродиакона. Спустя год, иеродиакон Иоасаф был определен учителем низшего класса Киевской академии. Три года продолжалось его послушание учителем.

Святитель Иоасаф читает свою поэму
«Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными»
в Киевской духовной академии

В 1732 г. Киевскую Академию посетил вновь назначенный архиепископ Рафаил Заборовский. Иеродиакон Иоасаф приветствовал его стихотворной речью. Архипастырь заметил в Иоасафе Горленко высокие духовные дарования, приблизил его к себе и 13 сентября 1734 года назначил экзаменатором при Киевской кафедре, а 8 ноября того же 1734 года, на 30 году жизни, посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха.

Будущий святитель Иоасаф начинает трудиться на ниве пастырского служения. Сначала в Киево-братском монастыре, а потом в Киево-Софийском кафедральном соборе. Архиепископа Рафаил, видя ревность и трудолюбие молодого пастыря, благословляет его (в 1737 году) на службу в довольно населенный Лубенско-Мгарский Преображенский монастырь игуменом обители.

Здесь молодой игумен явил себя трудолюбивым, справедливым, любвеобильным и весьма заботливым управителем Лубенской обителью. В продолжении управления Лубенской обителью, как в предыдущее, так и в последующее время, игумен Иоасаф вел строго подвижническую жизнь. Будущему святителю в то время много пришлось поработать над восстановлением разрушенного хозяйства обители. Для возобновления главного монастырского храма и прочих зданий не было никаких средств и в 1742 г. игумен отправляется в С.-Петербург за сбором пожертвований на храм Божий. В С.-Петербурге игумен Иоасаф удостоился Высочайшего внимания Императрицы Елизаветы Петровны. Благочестивая Государыня, любившая церковное благолепие и усердно посещавшая храмы и монастыри, милостиво приняла просителя и приказала выдать ему на сооружение храма 2000 рублей. К числу причин, расположивших Государыню к пожертвованию на сооружение храма в Лубенской обители, нужно отнести трогательное и очень назидательное слово игумена Иоасафа о любви к Богу.

16 августа 1744 года по прямому указанию Императрицы Елизаветы Петровны был возведен в сан архимандрита и через некоторое время он был вызван в Москву, где 29 января 1745 года архимандрит Иоасаф был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с оставлением за ним настоятельства в Лубенском монастыре.

За время служения в Лавре архимандрит Иоасаф явил себя весьма ревностным и полезным соработником ее настоятеля священно-архимандрита Лавры и архиепископа Арсения Могилянского. Испытывая телесные болезни, происходящие от чрезмерно строгой аскетической жизни, но не оскудевая духом, архимандрит Иоасаф с отменным усердием совершал здесь укрощение духовного своеволия, углублялся в постоянное служение Богу, восходил от силы в силу в личном подвиге, внутренней духовной борьбе и весьма много трудился на пользу вверенных ему святых обителей.

Но не долгим было служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 15 марта 1748 года состоялось высочайшее повеление о назначении архимандрита и наместника Иоасафа во епископа на Белгородскую епархию. 2 июня того же 1748 года благоговейный архимандрит Иоасаф был посвящен во епископа Белгородского и Обоянского. Рукоположение архимандрита Иоасафа было совершено в неделю всех святых, в С.-Петербургском Петро-Павловском соборе, в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны и Высочайшей фамилии.

Свято-Троицкий кафедральный собор
города Белгорода

6 августа 1748 года, в праздник преображения Господня, новопоставленный святитель Иоасаф прибыл в свой епархиальный город Белгород утром ко времени Божественной литургии. Несмотря на слабое здоровье свое и изнурение далеким путешествием из С.-Петербурга в Белгород, он совершил в этот день Божественную литургию в кафедральном Свято-Троицком соборе.

Так начал свое архипастырское служение великий угодник Божий святитель Иаосаф. Исполненный глубочайшего смирения и любви к Богу и ближнему, он с великой ревностью и усердием принялся за бразды архипастырского служения.

С целью поднятия образовательного и религиозно-нравственного состояния приходского духовенства, преосвященный Иоасаф с первого года вступления на Белгородскую кафедру, несмотря на слабость здоровья, ежегодно совершал обозрение своей обширной епархии и останавливался не в покойных чертогах богачей, а в бедных хижинах крестьян или незатейливых домиках сельских батюшек. Получая приют в названных жилищах, святитель Иоасаф ночное время посвящал молитве, а утром, по совершении Божественной литургии, наставлял пасомых православно-христианской вере и благочестию.

Его можно было видеть то в Белгороде, то в Харькове, то в большом селении, то в захолустной деревушке. Особенно зорко бдительный святитель следил за тем, чтобы пастыри церкви Христовой были преисполнены глубокого благоговения к службам церковным и святыням.

Святитель Иоасаф молится в алтаре
походной церкви о 130-летнем священнике

Нередко руководимый таинственным предчувствием святитель Иоасаф вскрывал самые сокровенные помышления ближних. Однажды святитель собрал к себе в свой архиерейский дом священников от всех Белгородских и окрестных церквей. Между пастырями был один 130-летний старец-священник, на которого святитель Иоасаф и обратил свое внимание. Долгая жизнь, преклонная старость и согбенность старца возбудили святителя к дальнейшему исследованию его жизни. Любвеобильный и кроткий архипастырь Иоасаф побуждал старца-священника раскрыть пред ним совесть свою, принести покаяние во грехах. Старец-священник рассказал как в бытность священником в селе N в один какой-то праздник совершил раннюю Божественную литургию, опасаясь строгого телесного наказания от своевластного сурового помещика, он отслужил для него и позднюю (вторую) Божественную литургию, не смотря на то, что после проскомидии невидимый голос неизвестно откуда и от кого происходящий, говорил ему: «остановись, что ты делаешь?» Не дерзай, если же дерзнешь, проклят ты будешь». «Я, — говорил святителю Иоасафу священник, — не рассудил и дерзновенно ответил: «ты будь проклят» и продолжал как следует совершать по чиноположению. Святитель от такого объяснения содрогнулся и сказал: «Что ты сделал? Ты проклял ангела Божия, хранителя того места, оба вы связаны проклятием и доныне. Вот причина долголетия твоего». Ничего не сказал более тогда святитель, а оставив иерея на несколько дней у себя, приказал отыскать ему походную церковь. Рано утром преосвященный Иоасаф отправился с походною церковью за Белгород, где находилась ранее упраздненная деревянная церковь. Преосвященный повелел иерею-старцу совершить проскомидию, а по окончании последней, начать и Божественную литургию. Во время совершения литургии святитель стоял в алтаре на правой стороне. По окончании литургии, святитель подозвал старца-священника и повелел читать «ныне отпущаеши раба твоего, Владыко…» все до конца. По прочтении этой молитвы, архипастырь, благословляя старца-священника, сказал: «прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов». Примиренный молитвами святителя с Богом, ангелом, охранявшим святый престол, и своею совестью, старец-священник в полном облачении стал слабеть и, опустившись под престолом, на котором только что принес умилостивительную Жертву, предал дух свой Богу.

Обретение Святителем Иоасафом чудотворной
Песчанской иконы Пресвятой Богородицы

В 1754 году, когда святитель приехал в село Замостье (ныне город в Харьковской области), в притворе местной церкви он обратил внимание на стоявшую в углу икону Богоматери, около которой были ссыпаны уголь и мусор. Владыка остановился и долго с благоговением смотрел на икону, потом, осенив себя крестным знамением, пал пред образом на колени и воскликнул: «Царица Небесная! Прости небрежность Твоих служителей, не видят бо, что творят».

Икона Пресвятой Богородицы Песчанская
(на этой иллюстрации изображен чудотворный образ,
находящийся в Николо-Иоасафовском соборе,
перед которым каждую среду читается акафист)
Читать акафист на русском языке >>>
Читать акафист на церковно-славянском языке с ударениями >>>

«В образе сем, — сказал владыка сопровождавшему его благочинному, — преизобилует благодать Божия; в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для этого села и всей страны». Святитель вошел в храм и указал место для образа Пресвятой Богородицы позади левого клироса и велел поставить его вместо находившихся там обветшавших икон. С того времени и началось прославление иконы, именуемой по всему югу России «Песчанской». Сооружение храма для нее на Песках и перенесение ее в новый храм, предвиденное святителем, состоялось только в 1826 году.

Имея безграничное милосердие и незнающую пределов любовь к ближнему, Святитель Иоасаф особенно отличался делами милосердия и благотворительности бедным и неимущим. Так, пред великими христианскими праздниками, он имел обыкновение посылать преданного себе келейника в жилища бедности, к лицам, известным ему крайней нищетой с подаянием (денег и одежды).

Бедная семья, принимая тайную помощь,
видит явление своего благодетеля

Все дела милосердия св. Иоасаф старался творить так, «чтобы левая рука не знала, что делает правая» (Мф. 6,3). Но Господь иногда открывал людям их тайного благодетеля. Однажды келейник по поручению Владыки, купив на базаре дрова, приказал извозчику отвезти их во двор бедной семьи, но не говорить от кого они присланы. Хозяйка дома, вдова с тремя малолетними детьми, хотела было узнать у извозчика, кто прислал дрова, но, подняв глаза вверх, увидела в воздухе «в сиянии» святителя Иоасафа.

Вся жизнь св. Иоасафа его была непрестанным служением Богу, непрестанным хождением пред Ним. Спасительное учение Христа было его родной стихией. Отражением аскетического духа, которым проникнута жизнь святителя Иоасафа, служил и внешний его вид, и все стороны его жизни. Приснопамятный святитель Иоасаф «имел вид постнический, облик несколько строгий, с выражением вдумчивой кротости, седые волосы и седую небольшую бороду». Строгий к другим, святитель был еще строже к себе. В домашней жизни он соблюдал строгую простоту и скромность иноческую. Строгость св. Иоасафа была выражением нравственной чистоты и строго аскетического настроения, проникавшего всю его жизнь.

Обладавший молитвенной настроенностью, которая доходила до пределов созерцания, блаженный архипастырь с обильными слезами совершал бескровное жертвоприношение. При бое часов святитель произносил молитву, которую сам составил и которая стала называться молитвой святителя Иоасафа Белгородского.

«Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Твоего, во странствии суща, молитвами пречистыя Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Прощальная проповедь Святителя Иоасафа
в кафедральном соборе Белгорода

Незадолго до своей кончины св. Иоасаф отправился в Киевскую епархию и в родной город Прилуки, для свидания с родителями. Прощаясь со своей Белгородской паствой, он сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь сам всем простил и благословил.

Святитель Иоасаф в последний раз
благословляет Белгород

Свидание св.Иоасафа с родителями было весьма трогательным. Почтенный старец-отец святителя, преисполненный радости, по случаю свидания с сыном-архиереем, хотел земным поклоном воздать должную честь сыну и вместе с тем признавал нужным соблюсти прерогативы, которые приличествуют отцу. Для осуществления этой цели отец святителя, встретивший сына своего при выходе его из кареты, нарочно уронил свою трость и, поднимая ее, поклонился до земли проходящему в это время святителю. Заметив такое действие родителя, святитель со слезами наклонился к ногам его и поспешил поднять трость отца. В этом родственном объятии встретились и облобызались почтительность сына к отцу и благоговейное уважение отца к сыну.

Встреча Святителя Иоасафа
со своим отцом

Посетив свое родное гнездо, св. Иоасаф в середине сентября 1754 года отправился обратно в Белгород. Но по предсказанию святителя, Белгород ему не суждено было больше увидеть живым. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, св. Иоасаф тяжело заболел и проведя более двух месяцев на одре болезни, приобщившись святыми Тайнами: покаяния, причащения и соборования, 10 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни, тихо предал дух свой Богу, прожив 49 лет, 3 месяца и 2 дня.

Святитель Иоасаф на смертном одре в последний раз
причащается Святых Христовых Тайн

В час блаженной кончины св. Иоасафа игумен Хотмыжского монастыря Исаия, во время послеобеденного отдыха видел следующее знаменательное сновидение. Будто он находился у архипастыря Иоасафа в Белгороде, причем святитель, стоя у окна, указывал ему на восток и на ярко восходившее солнце, сиявшее ослепительным светом, и сказал: «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию». 15 декабря после заупокойной литургии в домашней церкви грайворонского архиерейского дома, тело почившего св. Иоасафа было отправлено в г. Белгород для погребения.

Перенесение тела усопшего Святителя Иоасафа
из Грайворона в Белгород

Два с половиной месяца после блаженной кончины св. Иоасафа честное тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом нетлении многие из верующих в Триединого Бога видели знамение благодати Божией, почивающей на святителе. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, потому что назначенный святейшим Синодом для совершения погребения честного тела св. Иоасафа Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек.

Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей церкви Божией, гроб с телом архипастыря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя.

Император Николай II у гробницы с мощами
Святителя Иоасафа Белгородского

Спустя 2 года по погребении св. Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и к самым одеждам его, покрову и самому гробу не коснулось даже малейшего тления, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду, и стал привлекать к гробу святителя многих недужных, которые по совершении панихид о представившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его, и по вере своей получали исцеления.

Так жил, так трудился на ниве Христовой, подвизался подвигом добрым и почил в Господе Белгородский святитель Иоасаф, великий светоч православно-христианской веры.