Учение о духе святом

Заговорить о «Святой Троице» священников и верующих вынудила имеющаяся в Евангелии фраза Христа-Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19).
В этой словесной формуле, как бывает в математических уравнениях, имеется два малопонятных многим слагаемых (два «неизвестных»): «Отец» и «Святой дух», толкование которых всегда вызывает почему-то жаркие споры.
Кто такой «Сын» в этой словесной формуле, как правило, ясно всем: это сам Христос-Спаситель.
Понять дальнейшее, «ЧТО есть Святой дух?», при желании тоже нетрудно, если очень внимательно прочесть и проанализировать другие тексты Евангелий.
Например, в Евангелиях дух — не единожды называется Богом.
Пример: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4: 24).
Следовательно, Бог = дух. И с ним (по смыслу цитаты) связано получение человеком истины. Получение истины (знания) напрямую от Бога, когда человек находится в состоянии вдохновения, inspire, буквально — «в духе».
Таким образом мы сейчас установили, что представляет собою (или как надо понимать) одно из «неизвестных».
Причём, касательно духа, мы получили точное, безальтернативное определение непосредственно из «святого писания». Это крайне важно! Мы обошлись без каких-либо домыслов и личных фантазий.
Бог = дух!
Осталось теперь узнать, КТО же такой «Отец» или «Отче» в этой словесной евангельской формуле.
Из евангельских текстов известно, что дух (Святой) — это посланец Отца, на что указывает эта фраза: «Какой из вас отец, сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11: 13).
Вот так вот!
Бог — это Бог, именуемый духом. А Отец — это нечто вроде «аэропорта», из которого дух исходит и долетает до человека.
Кто же является для всех, живущих на Земле, Отцом единым, посылающим Духа Святого в помощь людям, который «дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3: 8).
Любопытна ещё одна фраза Христа, прописанная в Евангелиях: «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12: 11-12).
По логике Евангельских рассказов получается, что, во-первых, есть Бог в виде духа, который представляет собой некую вездесущую, всепроникающую незримую Разумную Силу, способную научать людей и даже буквально спасать их в трудных житейских ситуациях (с этим, очевидно, связан голос интуиции, ясновидение и прочая экстрасенсорика), и, во-вторых, есть некий «Отец небесный», посылающий нам Духа Святого на помощь.
О сущности «Отца небесного» говорит та единственная молитва, которую Христос-Спаситель оставил людям:

«Отче наш, сущий на небесах! Да святиться имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». (Мф. 6: 9-13).
Замечу, что в Библии нет других молитв за авторством Христа-Спасителя.
Итак, мы уже разобрались с «Сыном» и «духом Святым» в формуле «Святой Троицы», но опять упёрлись в вопрос:
Кто же этот «Отец», которого Христос называл «сущим на Небесах»?
Если задрать-поднять-обратить лицо кверху, в небеса, КОГО мы можем лицезреть-увидеть на небе?
КТО может подходить под определение «Отец небесный»?
От КОГО может исходить всепроникающий и вездесущий «Дух Святой»?
Все мы знаем, что наше небесное светило — Солнце — является источником зримого и незримого «духа Святого» (тепла и света), без которых невозможна жизнь на планете.

Наше Ярило по большому счёту и есть «Отец Небесный», «сущий на Небесах» для всех животных, для всех птиц, насекомых, и прочих тварей, но в первую очередь Солнечный дух является буквально Богом для всех видов растений, деревьев и кустов, потому что в их листьях под воздействием Солнечного духа протекает «божественный процесс творения» — реакция фотосинтеза!

Подведём сейчас промежуточный итог.
Мы получили ясное представление о «Сыне» и «духе» в составе евангельской «Святой Троицы».
Причём мы уже отчётливо понимаем, что кроется за словами «Бог есть дух» (Ин. 4: 24). И в этом нашем понимании пока нет ничего сверхестественного и фантастического.
Если бы мы были растениями или насекомыми, или животными, мы бы, однозначно, были убеждены (!) и говорили сами себе, что Бог — это дух Солнца, как видимый (свет), так и невидимый (тепло).
Но тепло и свет — ещё не есть Разум! А по утверждению Святых людей, дух Святой — он именно несёт людям истину, знание (информацию), воспринимаемую по каналу интуиции либо в форме ясновидения.
Как тут быть в плане понимания нашего бытия?
Со своей стороны скажу, что здесь мы подошли к самому интересному.
Бог, который есть дух, он познаваем только по личному контакту и сотворчеству с Ним!
Нельзя познать вкус яблока, не вкусив его! Нельзя познать горячее, не ощутив и не обжегшись, хотя бы единожды. Нельзя понять, что такое холод, ни разу не продрогнув. Нельзя познать сексуальный оргазм, не испытав его ни разу! Иначе говоря, получить ясное и неложное представление можно только о том, что сам пережил: увидел, услышал или прочувствовал.
А что это значит в нашем случае?
Христос-Спаситель вполне понятно объяснил, что одни люди могут жить «в духе», и тогда у них есть совесть, интуиция и прочие дары и таланты. Другие люди могут жить «не в духе», и тогда у них нет ни совести, ни интуиции, ни особых талантов… Наиболее активные люди из второй категории выживают в этом мире за счёт безсовестных деяний, перечень которых может быть столь широким, что перечислить их не хватит и книги. Впрочем, за примерами далеко ходить не надо, достаточно хоть раз прослушать хронику криминальных новостей в любом государстве. Таких людей Христос-Спаситель называл «детьми диавола», исполняющими «похоти отца своего» (Ин. 8: 44).
Значит, кого научили (или кто научился сам) иметь духовный контакт с Богом (его можно назвать «творческим контактом»), кто знает непонаслышке, что такое совесть, интуиция, «дары исцелений» и прочие «духовные дары», тому не надо объяснять, что Бог есть, и как же человеку хорошо жить, пребывая в состоянии вдохновения, inspire, буквально — «в духе».
А кого не научили (или кто не научился сам) иметь духовный контакт с Богом, тому это бесполезно объяснять! Он всё равно не поймёт!
Чувство первого прыжка с парашютом или чувство глубокой любви к женщине — это надо ощутить самому хоть раз. И если какому-либо из счастливчиков (кому уже довелось испытать это), хочется поделиться пережитым с другими людьми, то понять его и посопереживать ему могут лишь те, кто сам хоть раз пережил такое. Остальные могут слушать рассказ этого человека без интереса, а то и вовсе с недоверием! Даже могут сказать, что он всё сочинил!
Христос-Спаситель весьма просто и очень доходчиво объяснил своим ученикам-апостолам, ЧТО даёт людям, живущим «в духе», этот «посыльный» от «Отца небесного»:
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1 Кор. 12: 4-11).
Как видим, здесь тоже нет ничего сверхестественного!
Яркий пример таланта от Бога: «6-летний Гордей Колесов, знающий 5 языков, выиграл шоу талантов на центральном ТВ Китая».
Из личного опыта я знаю тоже, что означает выражение «быть в духе», и что значит получать по каналу интуиции знания напрямую от Бога (духа). Многое из того, я написал в своих многочисленных статьях и в ряде книг, я узнал именно таким образом. Свидетельством тому могут служить хоть эти две публикации:
«ЛОГОВО ДИАВОЛА: правда о Швейцарии, сионизме и евреях».
«ИСПОВЕДЬ «ЯСНОВИДЯЩЕГО»: О ТОМ, ЧТО БЫЛО, И ЧТО БУДЕТ».
Поделюсь ещё сокровенным на эту же тему.
Когда-то, в век открытия электричества, люди думали, что существует два отдельных вида электричества: положительное и отрицательное. Причём электричество уподобляли некой невидимой жидкости, способной находится внутри проводников и иметь разные потенциалы, а различные электрические эффекты учёные называли «электрическим конфликтом» (Г.Х.Эрстед, 1820 г.), предполагая, что при замыкании электрической цепи в ней происходит конфликт (столкновение) двух разных видов «электрических жидкостей».
И только в начале ХХ века выяснилось, что есть только один вид электричества – электроны. А плюс и минус в электрических батареях или конденсаторах определяется тем, находятся ли электроны в избытке или в недостатке на том или ином полюсе.
Вот так и с Богом, который есть дух, обстоит дело. Если у человека есть связь с духом Святым, значит он положителен, если нет связи с духом Святым, значит он отрицателен.
Из этого следует важный вывод: отсутствие у человека связи с духом Святым по какой-либо причине не означает наличие у него связи с так называемым диаволом.
Диавол — в реальности это не противник Бога, который есть дух, это отсуствие у человека связи с Богом. Тоже можно сказать и о тьме. Тьма это не какая-то физическая сущность, это всего лишь место, где отсутствует свет.
Читатель, возможно, скажет: как же тогда истолковать вот эти слова из Евангелия от Иоанна?
«Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей» (1 Иоан. 3:10-15).
Эти слова надо понимать так, как я объяснил выше.
Ещё раз приведу тот же пример. Можно предполагать, что есть два отдельных вида электричества: положительное и отрицательное. Это можно считать правдой, если не знать истины. А можно полагать совсем по-другому, и это будет правильно. Есть только один вид электричества – электроны. А плюс и минус в электрических батареях определяется тем, находятся ли электроны в избытке или в недостатке на том или ином полюсе.
Когда человек не имеет связи с духом, например, по причине того, что он сам сознательно задавил в себе голос совести, он начинает жить автономно, исключительно за счёт своего белкового (животного) ума, именуемого интеллектом. И все его устремления и деяния, зачастую крайне эгоистичные, объясняются только этим. Именно животный (телесный) ум заставляет человека спасать свою шкуру в случае малейшей опасности. А вот готовность к подвигу, к самопожертвованию, «за друзей своих» (Ин. 15: 13) — это удел людей, у которых есть духовная связь с Богом.
В старину всякий человек, который не имел связи с высшей Разумной Силой, с духом Святым, назывался слепым. Духовно слепым. Во времена Христа такими духовными слепцами были фарисеи. Так именовалось религиозно-политическое руководство евреев. Придя к евреям спасать их от фарисеев, провозгласивших себя священниками, слугами Божьими, Христос-Спаситель сказал спасаемым крайне любопытные для нас слова: «оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15: 10-14).

Иудейские священники — фарисеи.
Любопытна и весьма интересна в контексте этой статьи ещё одна евангельская фраза, рассказывающая об аресте Христа-Спасителя религиозно-политическим руководством евреев:
«Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22: 52-53).
Заметьте, здесь Христос уже не называет фарисеев «детьми диавола», он называет их «властью тьмы», что гораздо ближе к истине.
Заметьте также, Библия и Евангелия рассказывают невероятные вещи: люди, которые объявили себя первосвященниками и начальниками храмов, в конечном итоге арестовали Христа-Спасителя, а затем и содействовали его распятию.
Согласитесь, священники-человекоубийцы — это какой-то нонсенс.

В этой связи возникает вопрос: чьим словам мы сегодня веруем?
Словам Христа-Спасителя, включённым в Евангелия, или словам священников-человекоубийц, которые по-своему толкуют сегодня эти слова Христа?
И ещё вопрос: с чем боролся более 100 лет назад великий русский мыслитель Лев Толстой: с учением Христа или с ложью священников от РПЦ?
В продолжение темы рекомендую статью «Бог не есть Бог мёртвых, но живых!».
23 июня 2015 г. Мурманск. Антон Благин

Юра: благодарю тебя, Антон. Ты удивительно точен а формулировках и описаниях образов. Я всю свою сознательную жизнь переживал именно эти понимания сути происходящего со мной и окружающими меня людьми. И, что важно, именно так и понимал качество и состояние Троицы. Но всё фрагментами, импульсно, а ты взял и описал просто и легко. И всё понятно и поместилось куда надо. Всё очень правильно, через тебя с нами говорит Отец небесный. Он избрал вас (Ходос, Экозьянс и др.) своими воинами, в буквальном смысле вы на передовой, и наделил вас удивительным даром глаголить истину, доходящую к сердцу. Ещё раз благодарю тебя.
Megavatnik: Так я понимаю? Сын — Иисус, Отец — Бог, Святой дух — Божественная сила посредством которой Бог меняет мир.
AntonBlagin: неправильно. Бог — это движущая сила, управляющая людьми. И эту силу принято называть Богом. Она от Отца небесного отходит и к человеку приходит. Я сам эту тонкость раньше понять не мог. Например, есть такое старое выражение: Бог Солнца. Заметьте, не Бог — Солнце, а Бог Солнца. Понимать эти слова надо так: дух Солнца. То есть, тепло, свет и иное излучение, исходящие от Солнца. Отца небесного можно по праву именовать Родоначальником всего, Творцом, а Бог, который есть дух, ипостась Его.
Получается, что называть Богом — Отца — неправильно. Очевидно (очам видно), что правильно так: Отец небесный — Бог-дух — Человек (Сын).
Эту тонкость в понимании значения слова Бог проясняет, кстати, ветхозаветный текст. Цитирую книгу «Исход», главу 32:
1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шёл перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
Я уже много раз писал, что этот ветхозаветный эпизод — древняя иудейская пародия на древнеегипетский миф «о золотом телёнке (Солнце), рождённом Богородицей-Небом».

Пародией на этого «золотого тельца» (Солнце) стал вот этот «золотой телец» в виде фигурки быка, выплавленной братом Моисея — первосвященником Аароном.


При всей несуразности этого ветхозаветного эпизода, включённого в Тору и Библию как исторически важное событие в жизни евреев, меня не оставила равнодушным вот эта фраза в «святом писании», обращённая к Аарону как просьба еврейского народа: «сделай нам бога, который бы шёл перед нами» (Исх. 32: 1).
Здесь явно видно, что в древнем мире понимание слова Бог было не таким как сегодня. Словом Бог обозначали вовсе не Творца мира, а некую движущую силу, управляющую людьми, побуждающую их совершать какие-то действия, указывающую верное направление…
Вот почему смысл «Святой Троицы» в христианском учении надо понимать так:
Отец небесный — Бог-дух — Человек (Сын).

Отец, и Сын, и Дух Святой Святая Троица. Что значи

Отец, и Сын, и Дух Святой – Святая Троица.
Что значит для современного человека праздник Троицы?
Обсуждение данного вопроса в столь короткой статье, несомненно не сможет ответить в полной мере на поставленный вопрос. Но всё же, не затронуть данный вопрос, в преддверии столь значимого христианского праздника, нельзя, и просто необходимо.
Стремительное течение современной жизни, мгновенный доступ человека через простой клик «мыши» в сети Интернет к знаниям человеческой цивилизаций собираемые веками, всё же не делает человека более совершенным в вопросе познания сущности Бога, Его природы, качеств, действий и намерений.
Человек увлечённый видимыми благами цивилизации порой в меньшей степени задумывается о вечных вопросах бытия и сознания, о вере и неверии, жизни и смерти, земного и небесного, тленного и нетленного, временного и вечного, и т. д.
Можно сказать, что заданный современный ритм жизни не способствует человеку углубляться в эти вечные вопросы поиска истины. Он мыслит, как ему кажется, рационально, и сосредоточен на том, что даёт ему успех в этой, обозримой его умом жизни. Он в меру образован, в меру воспитан, в меру религиозен.
Он в принципе не отвергает Бога, но в тоже время не готов, да и не хочет, следовать тем постановлениям и правилам, которые установлены Богом и изложенными Им через Священное Писание. Прагматизм современного человека поглощает его внутренние-глубинные качества его души. Можно сказать, что для большинства наших современников, временное берёт вверх над вечным.
Как это не печально, но, если человек не сможет в этой нескончаемой круговерти остановиться, и поразмыслив, принять вечные истины для практического применения в своей жизни, он, увы, окажется отвергнут Богом, и не наследует спасения своей вечной души, не войдёт в Царствие Небесное.
Догмат Троицы всегда являлся одним из основополагающих в Церкви Христовой, и с апостольских времён последующие ученики принимали различные краткие вероучения, которые постоянно обсуждались на церковных соборах, принимались так называемые «символы веры», где данному вопросу уделялось центральное место, по причине возникновения лжеучений и отступлениями некоторых учителей в различные ереси.
На первом Вселенском соборе, который состоялся в 325 году в городе Никее были обозначены, сформированы, и принятыми первые семь принципов веры. А в 381 году на втором Вселенском соборе, который состоялся в столице Царьграде (Константинополе) к уже утверждённым семи принципам были добавлены ещё пять.
По этим двум городам и получил свое название самый известный и принимаемый всеми современными христианскими церквями Никео-Цареградский символ веры.
Вот он:
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков; Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа с Отцом, через Которого всё сотворено. Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком. Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного. И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями. И вошедшего на небеса и сидящего одесную (справа от) Отца. И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков. И во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. Исповедую одно Крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь.
Первоначально этот символ веры должен был знать наизусть каждый кто готовился принять святое водное крещение. Но к сожалению времена меняются, и многие «современные христиане» не только не знают, но даже и не задумываются о смысле и понимании догмата Троицы. Для многих порой достаточно просто прийти в храм с берёзовой ветвью, нисколько не задумываясь о смысле отмечаемого праздника. Так что же в праздник Троицы мы отмечаем? Что он значит для нас?
В братстве Евангельских Христиан-Баптистов данному празднику уделяется особое место, он по значимости равен двум другим великим праздникам христианства, это Рождество Иисуса Христа и Его Воскресение. Читая наставления Господа, оставленные Им своим апостолам и ученикам мы видим сколь значимое место данному (будущему празднику) событию придавал Иисус. Он сказал: «…лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам, а если Я пойду, то пошлю Его к вам.» — Иоан.16:7. Это говорил Иисус во время последней Вечери со своими учениками перед Гефсиманией и Голгофскими страданиями. А уже воскресший Господь, вновь возвращаясь к данному вопросу говорит следующее: «И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым»- Деян. 1:4-5.
Что значит будете крещены Духом Святым? Слово крещение — (в оригинале греческого «баптидзо») означает погружение. Таким образом воскресший Иисус, разговаривая с учениками выделяет особым образом некое новое (неизвестное до того) погружение Духом Святым. При всём том, что апостолы уже приняли Духа Святого (Иоан.20:22) от воскресшего Господа. Зачем им некое новое неизвестное погружение? Во что им следует быть погружёнными?
И вот при ответе на этот вопрос мы и подходим к самой сути данного праздника Троицы. При чтении книги Деяний святых апостолов мы видим, как на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа исполнились Его слова, да и не только Его. Вспомните речь Иоанна Крестителя об Иисусе, которую он говорил при реке Иордане: «Я крещу вас в воде в покаяние, но идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым.» — Матф.3:11-12.
При всей образности речи Иоанна, ясно, что идущий за ним Иисус, которого он назовёт Агнцем, берущим на себя грех всего мира, будет обладать чрезвычайными-исключительными возможностями определять вечное будущее людей, наводя Свой Божественный порядок, очищая Свои хранилища (гумно своё). Кто-то пойдёт в вечный огонь, а кто-то наследует Его Царство.
Так кто же эти счастливчики? Может быть это только апостолы, или только те сто сорок четыре тысячи юношей книги Откровения? Или это весь Израильский – Богом, избранный народ? К нашему счастью, ответ намного шире. Во многих местах Священного Писания мы видим спасающую руку Божью для всех, кто следует Его заповедям и исполняет их.
Так в обетованиях (обещаниях) данных Богом отцу веры Аврааму сказано о том, что в нем благословятся все племена земные. При исходе из Египетского плена вместе с евреями вышли и те другие народности, которые поверили Моисею о грядущем Божьим наказании, и вместе с евреями разделяли пасхального агнца в ночь, когда ангел губитель прошел весь Египет. А вспомните блудницу Раав, которая уверовав спаслась сама, и спасла всех своих родных.
В молитве Соломона при освящении храма, есть его воззвание к Богу с просьбой о том, что если и иноплеменник придет на это святое место и попросит о чём-либо, то он умоляет Бога услышать это прошение и дать просимое. Нет необходимости перечислять все места благодати Божьей, оставленные нам в Священном Писании. Достаточно привести золотой стих Библии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всяким верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» — Иоан. 3:16.
В принятии верою спасающей жертвы Иисуса Христа и кроется секрет вечного спасения и принятия нас грешным — святым Богом. Только Духом Святым мы можем назвать Иисуса Господом! Только Духом Святым мы можем быть погружены (крещены) Господом в Его Тело – Церковь. О чём Он говорил ещё апостолу Петру: «…Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» — Матф.16:18.
Поэтому для нас праздник Святой Троицы это прежде всего праздник рождения Святой Церкви из всех племён и языков, исполнения Божьих обетований. Это также принятие силы Духа Святого для выполнения великого поручения Иисуса идти и проповедовать всем Евангелие. И как говорил Иисус: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать, осуждён будет.» — Мар.16:16.
А теперь я хочу спросить тебя дорогой читатель: Что для тебя праздник Троицы? Может стоит, как говориться в Библии, остановиться и расспросить о путях древних? Ведь то, что Бог записал в Своём слове сбудется непременно, и тогда придёт конец.
Там, за гробом, давая отчёт в своём уповании перед Богом, мы не сможем перед Ним оправдаться ничем иным, кроме спасающей веры в Голгофскую жертву Иисуса Христа, принятую нами Духом Святым по обетованиям Святого Бога Отца.
Празднуя столь значимый праздник триединства Божьего – Святую Троицу будем благодарны Богу за то, что всё наше естество: дух, душа и тело будут непременно спасены через веру полнотой Божьего естества: Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!
ТВГ., г. Барнаул, апрель 2018 г.

Учение о Духе Святом в Новом Завете.Часть 3: апостол Иоанн

Образ св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Так называемый “иоанновский корпус” в Новом Завете составляют ряд писаний, совершенно разных по жанру, условиям и времени написания. Это и четвертое Евангелие — тайнозрительное и в большей степени богословское в сравнении с синоптическими, это и Апокалипсис — единственная пророческая книга Нового Завета, это, наконец, три послания, которые также различаются по отношению друг к другу: одно “окружное” или “соборное” (1), написанное для общего назидания Церкви как своего рода завещание, и два частных, адресованные к Гайю (2) и к некой “благочестивой госпоже” (3).

Третье Лицо Пресвятой Троицы именуется у апостола Иоанна трояко: “Святой Дух”, “Дух истины” и “Утешитель”. Только термин “Святой Дух” используется в Ветхом Завете. Функцию Духа как Утешителя обозначает также апостол Лука (Деян 9:31), но именно у апостола Иоанна это осмысляется как имя собственное и становится отправной точкой богословия Святого Духа.

Помимо обозначения третьего Лица Пресвятой Троицы, слово pneuma встречается в писаниях ап. Иоанна также в значениях:

1. Дух человеческий (Ин 11:33)

2. Тварная духовная сущность (Откр 1:4)

3. Духовная природа Божества (Ин 4:24)

4. Дух = жизнь (Откр 13:15)

Епископ Кассиан (Безобразов) утверждает, что во всем иоанновском корпусе существует четкое различение смысла, который автор сообщает термину tХ pneuma и термину pneаma. Это различение непосредственно определяет отличие в именовании Ипостаси Святого Духа (с артиклем) от обозначения Его присутствия или Его даров (без артикля); и на этом различии вл. Кассиан строит все понимание пневматологии апостола Иоанна. В этом ему следует и Георгий Завершинский. Однако столь решительное терминологическое разделение, на наш взгляд, не имеет для себя достаточных обоснований. Во-первых, сам же епископ Кассиан вынужден признать, что имеется ряд мест, в которых очевидно говорится о Лице Святого Духа и при этом слово употреблено без артикля, и наоборот; во-вторых, согласно правилам древнегреческого языка, существительное, единожды в предложении употребленное с артиклем, второй раз в том же предложении может свободно употребляться без артикля; наконец, в-третьих, не понятно, почему pneuma без артикля должно обозначать именно пристуствие Духа Святого или Его дары, а не что-либо еще, например, Его действия?

Евангелие

Также, как и у синоптиков, у апостола Иоанна упоминание Духа встречается в описании Богоявления. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ин 1:32)

Новое у апостола Иоанна состоит в исповедании Предтечи: Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин 1:33). Нисхождение Духа Святого является знаком, отличающим грядущего Мессию. Согласно святителю Григорию Двоеслову, явление Духа на Христе в виде голубя есть свидетельство о кротости Иисуса и Его служения. “Крещение Духом Святым не исчерпывается сакраментальным актом Крещения. Оно обнимает все домостроительство Духа, утверждаемое Христом”.

Развитие заявленной пневматологической темы мы встречаем в беседе с Никодимом. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3:5-6). Эти слова устанавливают прямые отношения каждого верующего со Святым Духом.

Блаженный Феофилакт поясняет: “человек, состоя из двух частей, из души и тела, имеет и образ рождения двучастный. Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, — к возрождению невидимой души. При крещении предлежит вода, но все совершает Дух и молитвенное призывание, а особенно присутствие Бога”. “Вода есть орудие или дар Святого Духа, что предполагает наличие Того, Кто этим орудием действует. При таком естественном объяснении, что имеется орудие — вода, действие при помощи этого орудия — рождение, и Действователь — Дух, нам понятен икономический смысл Христова Крещения, где возрождает не вода, а Дух”.

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин 3:8). По мысли Зигабена, здесь евангелист говорит о ветре, как об образе Духа. Ориген понимал это применительно Святому Духу как указание Его самовластности (Нач. 3.4).

Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34). Св. Киприан Карфагенский понимает это в отношение крещения, когда “Дух Святой дается не мерою, но на каждого христианина изливается весь” (Писм. 62).

В разговоре с самарянкой Господь говорит о Духе Святом как о воде живой:

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин 4:10, 13-14).

Вода как образ Духа Святого встречается в Ветхом Завете: ибо как Я изливаю воды на жаждущее и потоки на иссохшее; так излию Дух Мой на племя твое (Ис 44:3), то же подразумевает сам глагол shafad (течь, изливаться), встречающийся в Иез 39:29, Ил 2:28-29, Зах 12:10 в контексте обетования Духа Божия. Кроме того связь между водой и Духом (отмеченная также в Ин 7:38) отражает ветхозаветное понятие тоски по Богу, уподобляемое жажде — Пс 42:1; Ис 12 и т.д. Вода становится выражением роли Святого Духа, — вдохновлять и удовлетворять духовную жажду.

“Когда Господь обещает самарянке “воду живую” (udor zоn), этот термин указывает именно на Ипостась Духа, а не на Его дар, поскольку причастие zоn, сохраняя силу глагола, имеет смысл “тот, который живет”. “zоn — значит “живой”. в смысле “тот, который живет”. “Вода живая” есть вода, которая живет. Как субъект жизни, “вода живая” есть личность”.

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине (Ин 4:24) блаженный Феофилакт изъясняет: “Так как Бог есть дух, то есть бестелесен, то и поклоняться Ему должно бестелесно, то есть душою. Это означается словом: «в духе». Ибо душа есть дух и существо бестелесное”.

Образ воды живой как обознаение Ипостаси Духа Святого раскрывает сам евангелист: сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:39). Домостроительство Духа Святого делится на этапы — узловой точкой схождения Духа на верующих, которое произошло после завершения евангельских событий и примирения человека с Богом во Христе.

Дух животворит (zoopoioun); плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин 6:63). Оживляющее вохдействие Духа, понимание Его как подателя жизни твари встречается и в Ветхом Завете (Иов 33:4, Пс 103:30).

Епископ Кассиан, а вслед за ним и отец Георгий предлагают чтение Ин 14:14 с иной пунктуацией (вместо синодального кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой читать кто жаждет, иди ко Мне и пей, кто верует в Меня. У Того (т.е. Христа — д. Г.), как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой), мотивириуя это тем, что “в первом случае подразумевается, будто “вода живая” потечет из чрева верующего, что вызывает затруднение для толкования. Во втором случае “реки воды живой” потекут из чрева Иисуса, Который и обещал дать ее самарянке, поэтому здесь сохранена внутренняя логика повествования (употребление слова “чрево” у LXX и толкование его Златоустом позволяют понимать этот термин в смысле сердцевины внутренней жизни)”. Однако никаких затруднений здесь нет. Во Христе, крестящем Духом Святым, в Его мистическом Теле произошедшее излияние Духа Святого на всякую тварь, исолнило верующих так, что действия Духа через них и есть те самые реки, текущие из чрева. Блаженный Феофилакт толкует: “Чревом в переносном смысле Он называет сердце, как и Давид: и закон Твой у меня в сердце (Пс. 39, 9). Сказал, что потекут «реки» воды живой, а не река. Сим указывает на обилие и щедрость благодати Духа. Ибо Дух таков, что в чью душу войдет и утвердится в ней, Он заставляет ее течь обильнее всякого источника. Как у верующего, по Писанию, из чрева текут реки, сие всякий может узнать, когда обратит внимание на язык Петра, на стремительность Павла и мудрость Стефана”.

В догматическом отношении наибольшую важность для учения о Духе у апостола Иоанна представляет Прощальная беседа Господа. Только в прощальной беседе термин Утешитель (parakletos) используется ев. Иоанном применительно к Духу.

“Греческое слово Параклит на латинском языке означает Ходатая или Утешителя. Ходатаем Он называется потому, что ходатайствует перед правосудием Отца по делу согрешающих. Утешителем же называется Тот же Дух потому, что, приготовляя надежду прощения плачущим о содеянии греха, Он облегчает душу от терзания скорби”.

Paraklhtos — слово мужского рода, в противоположность среднему роду pneuma. Barrett предположил, что использование термина parakletos «имеет целью перевести Дух из сферы абстрактной, безличной силы в то, что свойственно индивидуальности». Однако, стоит заметить, что Святой Дух упоминается как “Он” даже в местах с употреблением pneuma , и личные свойства parakletos — такие же, как у pneuma . Так что вряд ли стоит противопоставлять эти два термина, хотя здесь и может иметься некоторая разработка понятий и мысли.

Епископ Кассиан видит пневматологический контекст Прощальной беседы начиная с эпизода омовения ног ученикам. Образ воды здесь, по его мнению, “мог быть нужен евангелисту как символическая исходная точка для учения о Святом Духе”. Однако, хотя вода и выступает образом Духа у ап. Иоанна, было бы странным видеть в каждом упоминании воды указание на Духа Святого: Иисус превращает воду в вино, Пилат умывает руки перед иудеями, из прободенного ребра Христа истекает вода и т.д., посему мы сочтем за лучшее довольствоваться тем объяснением омовения ног, какое предоставил Сам Господь: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин 13:15).

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16-17)

Дух назван иным Утешителем в том контексте, что Иисус является первым (в 1Ин 2:1, где Иисус также именуется parakletos), что указывает на то, что Дух продолжает дело Иисуса, будучи неразрывно связанным с Ним. Златоуст толкует: “иного, то есть, такого же, как Я”.

Эта фраза не отрицает того, что Дух уже представлен в мире, — Он уже “с Вами” пребывает, но “в Вас” будет только после исполнения дела Сына, открывающего дверь Пятидесятнице — грядущему излиянию Духа Святого новым образом для обитания в уврачеванном человеческом естестве. Златоуст изъясняет выражение мир не видит Его как указание на иной образ явления Духа в мире, отличный от Христа, — Слова, ставшего плотью. Также толкует эти слова прп. Ефрем Сирин.

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14:26)

Из-за Ин 14:26 невозможно понимать pneuma просто как “божественную силу”, или более широко ‘Бог’. Он предстает перед нами как отличная божественная личность. Утешитель именуется здесь Духом Святым. Употребление ветхозаветного термина есть уточнение: Утешитель, о Котором Господь говорит, есть Тот же, Кто известен как Дух Святой. Пошлет Отец во имя Мое — ниспосылание Утешителя мыслится как дело Отца, совершаемое ради Сына.

Указание на то, что Дух Святой будет учить последователей Христа мы видим и у апостола Луки (Лк 12:12) и у ап. Павла (1Кор 2:13). Налицо понимание научения как специфического действия Духа Святого. В этой связи Ladd предполагает, что древнееврейское слово meliz (“посредник”, также “учитель”), встречающееся в Иов 33:23, писаниях Кумрана и арамейском таргуме на Иова, лучше всего выражает роль parakletos в Прощальной Беседе, и «следовательно, имеется некоторый фон еврейской мысли относительно объединения роли защиты и научения».

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною (Ин 15:26-27)

Известно, что греческое слово pneuma среднего рода, но Дух упоминается в мужском роде (как “он”), местоимение ekeinos в 15:26 является мужским, несмотря на стоящее после него pneuma.

“Рядом с формами будущего времени, в которых выражены предыдущие места о Утешителе и которые относятся к Его чаемому пришествию, стоит настоящее время для выражения довременного и вневременного отношения Его к Отцу: Который от Отца исходит”. “Буквальный смысл глагола ekporeuetai, — “отправляется в путь, выходит из единого обиталища” подчеркивает именно единство источника или причины исхождения”. Златоуст толкует: “от Моего значит от Моего знания; пошлю Его значит: предуготовлю вас к принятию Его”. Связь свидетельства апостолов со схождением Духа Святого мы видим также в словах Господа, сохраненных у ап. Луки (Деян 1:8).

Тема суда, подразумеваемая юридическим оттенком слова parakletos (“ходатай, адвокат”) приобретает завершенность при сопоставлении с Ин 16:8-11: и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден.

Дух выступает как судебный защитник верующих и судебный обвинитель неверующего мира. Это единственное место в Новом Завете, где говорится о действии Духа Святого в отношении неверующего мира. Само слово kosmos обычно используется апостолом Иоанном в негативном смысле, иногда в нейтральном, но никогда в позитивном.

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин 16:13-15)

“Исключительно важно увидеть здесь, как Сам Господь, специально разъясняя смысл слов от Моего возьмет, еще раз подчеркивает то, что есть единый Источник как Сына, так и Духа, тем самым предостерегая нас от иных истолкований”.

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Ин 20:22)

Очевидно, что это не то пришествие Утешителя, о котором говорил Спаситель, и которое произойдет лишь после Его отшествия. Carson понимает это как символ, который предвещает ниспосылание Духа в Пятидесятнице. Burge не рассматривает это символически, но скорее как буквальное дуновение Духа. Rossum видит две стадии подачи Святого Духа как знак “постепенного процесса” подавания Святого Духа — процесса, который продолжается до настоящего времени; в Ин 20:22 просто обозначено начало этого процесса. Последнее близко к пониманию Златоуста, который говорит, что ученики здесь получили лишь один из даров Духа Святого, тогда как грядущее исполнение Духом произошло только в момент Пятидесятницы. Святитель Григорий Двоеслов предлагает несколько иное толкование: “Тот же Дух двукратно дарован ученикам: прежде от Господа, пребывающего на земле, а после от Господа, пребывающего на небе”. Зигабен: “Он дунул, сообщая им благодать к восприятию Святого Духа, делая их способными к приятию Его”.

Слово “приимите”, используется также в другом месте в Евангелии, и связано с верой в Иисуса (Ин 1:12, 3:11, 3:27, 3:32, 3:33). Таким образом принятие Духа ясно связывается с верой во Христа. Само слово labete это активный аористный императив, второго лица множественного числа от lambano. В пассивном залоге он обычно понимается как “принимать”. В активном — как “брать”. Это слово в этой же форме используется евангелистом еще два раза — в речи Пилата к иудеям: возьмите Его вы (Ин 18:31,19:6).

У апостола Иоанна Христос и Дух описываются в одинаковых характеристиках, применямых только к Ним:

Они оба дают жизнь. Иисус пришел, чтобы мы могли иметь жизнь (жизнь вечную — Ин 3:36; хлеб жизни — Ин 6:35; воскресение и жизнь — Ин 11:25). То же говорится в оношение Духа, Который подает жизнь (Ин 3:5, 6:63) Они оба выступают в учительской функции (Иисус — Ин 1:39, 3:2, 11:28, 13:13-14, 20:16, Дух — Ин 14:26, 16:13). Они оба описываются как “Святой” (Иисус — Ин 6:69, Дух — Ин 14:26), как Тот, Кто обличает грех (Иисус — Ин 9:39, Дух — Ин 16:8) и как Тот, Кто приводит мир к осуждению (Иисус — Ин 8:49-50, Дух — Ин 16:8). Они оба имеют власть отпускать грехи, при том, что в тексте неоднократно подчеркивается, что это есть исключительно Божественная прерогатива.

Однако наиболее близко связывают Их понятия Истины и Свидетельствования

Истина: Иисус есть истина (Ин 14:6) Святой Дух есть истина (1Ин 5:6). В Ин 3:33 говорится, что Бог есть истинен, то есть, признание истины относится к Богу-Отцу. Тем самым понятие истины как высшей реальности и подлинного Божественного бытия, относится ко всем лицам Пресвятой Троицы, получая свое особое выражение в спасительном служении Святого Духа”.

Свидетельство: Дух также свидетельствует о Иисусе (Ин 15:26), как Иисус свидетельствует об Отце (Ин 14:6-11). Это свидетельствование было начато с нисхождения в Богоявлении и продолжено Духом, обитающим в верующих (Ин 14:17)

Послание

Подателем Духа Святого верующим является Бог-Отец: кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам (1Ин 3:24) и подоный стих: Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего (1Ин 4:13). Дух является Тем, Кто соединяет верующих с Богом, включает их в Божественную жизнь и делает причастником Божеского естества.

Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога (1Ин 4:2) Это наставление св. апостола Иоанна указывает на ту особенность первохристианской Церкви, когда, в отсутствие писаний Нового Завета богословие Святого Духа ограничивалось личным опытом верующего. Критерий верификации подобного опыта и предлагает апостол Иоанн. Вместе с тем это раскрывает то догматическое понимание, согласно которому Христос и Дух представляют нераздельное единое целое, внутри которого не может быть никакого противоречия или разделения, но единство прославления.

Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о , потому что Дух есть истина (1Ин 5:6). Слова и Духом в целом ряде древних свидетелей текста не встречаются.

Дух делает известным Христа как Сына. “Святой Дух непрерывно и свидетельствует в жизни Церкви, поскольку Святой Дух есть душа Церкви. Святой Дух является носителем главного свидетельства, что Иисус есть Сын Божий и Спаситель, поскольку Он постоянно на протяжении всех веков спасает в Церкви всех тех, кто верит в Господа Иисуса Христа”.

Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1Ин 5:7)

Этот важнейший в богословском отношении стих отсутствует в большинстве древних рукописей, вследствии чего многие современные западные издания выходят без него. На православном Востоке это чтение, по-видимому, действительно не было известно ни на греческом вплоть до XI в. (его нет даже у блаженного Феофилакта Болгарского), ни на сирийском и зависящих от него восточных переводах.

На латыни этот стих прослеживается со II века. Аллюзия на него есть у Тертуллиана, вполне очевидная цитата содержится у свтятителя Киприана Карфагенского (III в.); позднее стих цитируют Идаций Старший (IV в.), Евхерий Лионский (V в.), Вигилий Тапсийский, Фульгенций, Кассиодор (VI в.), манускрипты Италы itl и itq (оба VII в.) имеющие 1Ин, также содержат этот стих. В прологе к соборным посланиям псевдо-Иеронима (VIII в.) сказано, что данных слов нет только в некоторых списках. В рукописи X века «Correctorium Bibliae» говорится, что в большинстве современных ей списков эти стихи также присутствуют.

Что касается греческих свидетелей этого варианта, то митрополит Макарий (Булгаков) указывает на то, что в этом виде стих цитируется псевдо-Афанасием (IV в.), также нам встречались ссылки на существование цитаты в произведениях святителя Иоанна Кассиана (V в.), но мы не занимались проверкой и выяснением достоверности этих ссылок. Аппарат Nestle-Aland в этом отношении не является достаточным, поскольку, по собственному признанию издателей критического текста, в работе над ним не были учтены свидетельства значительного количества древних авторов (в том числе и Кассиана).

Следует также упомянуть тот факт, что не существует ни одного списка 5-й главы 1-го послания апостола Иоанна, датируемого ранее IV века; при этом мы имеем ряд свидетельств церковных авторов (святитель Амвросий Медиоланский, Сократ Схоластик и др.) о том, что ариане повреждали, либо опускали в своих кодексах многие противные их заблуждениям тексты; так что при настоящем состоянии свидетелей текста, вопрос о подлиности или неподлинности вряд ли можно признать окончательно решенным.

Однако, поскольку аутентичность этого стиха вызывает серьезные сомнения, мы будем рассматривать его в том виде, в котором он был известен большинству Святых Отцов: Потому что есть три свидетеля, — Дух и вода и кровь, и все три — об одном. В сем виде он лишь еще раз подчеркивает роль Духа Святого как божественного свидетеля подвига Сына.

Апокалипсис

И тотчас я был в Духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий (Откр 1:10, 4:2). en pneumati — “рабочее” выражение Нового Завета, обозначающее то или иное воздействие Духа на человека. Архиепископ Аверкий понимает его как “в состоянии восхищения”. Св. Андрей толкует в смысле: “был объят Святым Духом”.

Обетование Духа Церкви в Евангелии находит исполнение в Апокалипсисе, где Дух изображается как уже пекущийся о образованных церквах: имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр 2:7). Подобные примеры направления и наставления Церкви мы видим и у апостола Луки (Деян 13:2 и др.), хотя там они более административные, направленные на дело проповеди, нежели назидательные.

И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр 14:13). В продолжение традиции ветхозаветных пророчеств, говорящим активным лицом выступает именно Дух.

Действия Духа в Церкви выражается также тем, что он готовит ее к принятию Господа в грядущем Втором пришествии: И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром (Откр 22:17). “Невеста, то есть Церковь и в ней обитающий Дух взывают в сердцах наших: Авва Отче, что признают пришествие единородного Сына Божия”.

Троица

· Кто есть Троица?
· Ответы на заблуждения
· Что говорили о Святой Троице ранние христиане

Во что христиане верят относительно Святой Троицы?

Говоря самыми простыми словами, христиане верят, что есть только один Бог, и этот Бог существует в трех Личностях (Лицах). Эти три Личности – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

Некоторые христиане используют для объяснения Троицы эту диаграмму. Отец и Сын, и Святой Дух – один Бог, а не три имени одной и той же Личности. Личности отличны друг от друга: Отец – не Сын, Сын – не Святой Дух, а Святой Дух – не Отец.

Троица и Библия

Бог – одно абсолютно совершенное божественное Существо в трех Личностях. Мы называем Отца, Сына и Святого Духа Личностями, поскольку они обладают личностными свойствами. Между ними существуют личностные взаимоотношения.

Как известно из истории, Феофил, шестой епископ Антиохии Сирийской, первым употребил слово «Троица» в своей работе «Против Автолика» (168 г. н. э.)

Когда христиане говорят о своей вере в одного Бога в трех Лицах (Троицу), они не имеют в виду одного Бога в трех Богах, или одной Личности в трех Богах.

Они верят в одного Бога, познаваемого в трех Личностях.

Отец – Бог, первое Лицо Троицы; Сын – Бог, второе Лицо Троицы; Святой Дух – Бог, третье Лицо Троицы.

Почему христиане верят в Троицу?

Библия ясно говорит, что есть только один Бог, но все три Личности именуются Богом.

Есть только один Бог:

· Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть (Втор.6:4).

· Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет (Ис.43:10)

Отец – Бог:

· Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (2Фес.1:2).

Сын – Бог:

· …Слово было Бог (Ин.1:1-5,14). Иисус именуется Словом.

· Я и Отец одно (Ин.10:30-33).

· Фома, ученик Иисуса, обратился к Нему: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28).

Иисус не упрекнул Фому в ошибке. Наоборот, Иисус принял это обращение. Другие люди в Писании, например Павел и Варнава (Деян.14), запрещали людям поклоняться им как богам.

· А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты…» (Евр.1:8).

· Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил.2:9-11).

Павел, автор Послания к филиппийцам, говорит об Иисусе то, что Ис.45:23 говорит о Господе (Иегове), после чего Павел делает вывод, что Иисус – Господь, тот самый Господь Бог Ветхого Завета.

О Божественности Иисуса также говорится в следующих стихах: Ис.7:14; 9:6; Ин.1:1, 18; 8:58-59; 10:30; Деян.20:28; Рим.9:5, 10:9-13; Кол.1:15-16; 2:9; Тит.2:13; Евр.1:3, 8; 2Петр.1:1; 1Ин.5:20.

Святой Дух – Бог:

· Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? …ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4).

Более 60-ти раз Писание одновременно упоминает Отца, Сына и Святого Духа.

· Мф.3:16-17: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с неба глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

· Мф.28:19: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»

· 2Кор.13:13: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами».

· Еф.4:4-6: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас».

· Тит.3:4-6: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего…»

См. также 1Петр.1:2; 1Ин.3:23-24; Иуд.20-21; Рим.14:17-18; 15:13-17; 15:30; 1Кор.6:11, 17-19; 12:4-6; 2Кор.1:21-22; 3:4-6; Гал.2:21-3:2; Еф.2:18; 3:11-17; 5:18-20; Фил.2:1; Кол.1:6-8; 1Фес.1:1-5; 4:2,8; 5:18-19; 2Фес.3:5 и Евр.9:14.

Ошибочные представления о Троице

Заблуждение № 1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение было выдумано христианами в IV веке.»

Истина: действительно, слова «Троица» в Библии нет, тем не менее вера в Троицу имеет под собой библейское основание. Термина «Библия» тоже в Библии нет.

Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица отражена во многих библейских отрывках (см. ниже). Ложные представления процветали в первые века христианства, немало их и сейчас. Первым христианам постоянно приходилось отстаивать свои убеждения. Ниже перечислены мыслители (и литературные творения) ранней Церкви, которые отстаивали учение о Троице задолго до 300 г. н. э.

96 Климент, третий епископ римский
90-100 Учение двенадцати апостолов, «Дидахе»
90? Игнатий, епископ антиохийский
155 Иустин Мученик, великий христианский писатель
168 Феофил, шестой епископ антиохийский
177 Афинагор, богослов
180 Ириней, епископ лионский
197 Тертуллиан, раннехристианский апологет
264 Григорий Чудотворец

Заблуждение № 2: «Христиане верят, что есть три Бога.»

Истина: христиане верят, что есть только один Бог.

Некоторые, возможно, считают христиан политеистами (теми, кто верит в многочисленных богов), потому что они называют Отца Богом, Сына Богом и Святого Духа Богом. Но христиане верят только в одного Бога. Библия говорит, что есть только один Бог. Но она также употребляет слово «Бог» применительно к трем отличным друг от друга Личностям. На протяжении столетий люди пытались придумать Троице простое объяснение. Каждая иллюстрация имеет свои ограничения, но некоторые из них могут быть полезными. Например, говорили, что:

Бог – это не 1 + 1 + 1 = 3

Бог – это 1 x 1 x 1 = 1

Св. Патрик (432 г. н. э.) использовал клевер в качестве иллюстрации Троицы.

Традиционно считается, что Св. Патрик в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: «Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?»

Заблуждение № 3: «Иисус не Бог.»

Истина: Иисус – Бог, второе Лицо Святой Троицы.

1. Слова Самого Иисуса · Он прощал грехи. Мы можем простить грех, совершённый против нас, но не можем простить грех, совершённый против других. Иисус прощал все грехи. (Мк.2:7; Лк.5:21) · Он принимал поклонение, как Бог, следовательно Он равночестен Отцу. (Мф.14:33; 28:17-18; Ин.5:22-23; 9:38) · Он называл Себя Сыном Божиим – этот титул иудеи с полным основанием воспринимали как претензию на равенство с Богом. (Ин.5:17-18; 10:30-33; 19:7)

Уникальные черты Бога Черты Иисуса
Творение – «дело Его рук» (Быт.1:1; Пс.101:26; Ис.44:24). Творение – «дело Его рук». Всё сотворено Им и для Него (Ин.1:3; Кол.1:16; Евр.1:2, 10).
«Первый и последний» (Ис.44:6). «Первый и последний» (Откр.1:17; 22:13).
«Господь господствующих» (Пс.135:3). «Господь господствующих» (1Тим.6:15; Откр.17:14; 19:16).
Неизменный и вечный (Пс.89:3; 101:27-28; Мал.3:6). Неизменный и вечный (Ин.8:58; Кол.1:17; Евр.1:11-12; 13:8).
Судья всех народов (Быт.18:25; Пс.93:2; 95:13; 97:9). Судья всех народов (Ин.5:22; Деян.17:31; 2Кор.5:10; 2Тим.4:1).
Единственный Спаситель; никакой другой бог не может спасать (Ис.43:11; 45:21-22; Ос.13:4). Спаситель мира; без Него нет спасения (Ин.4:42; Деян.4:12; 1Ин.4:14; Тит.2:13).
Избавляет от грехов Свой избранный народ (Исх.19:5; Пс.129:7-8; Иез.37:23). Избавляет от грехов Свой избранный народ (Тит.2:14).
Слышит и молитвы призывающих Его и отвечает на них (Пс.85:5-8; Ис.55:6-7; Иер.33:3; Иоил.2:32). Слышит и молитвы призывающих Его (Ин.14:14; Рим.10:12-13; 1Кор.1:2; 2Кор.12:8-9).
Никто не может забрать нас из Его руки (Ис.43:13). Никто не может забрать нас из Его руки (Ин.10:28-30).
Ему поклонялись ангелы (Пс.96:7; см. Евр.1:6). Ему поклонялись ангелы (Евр.1:6).

Заблуждение № 4: «Божество Иисуса меньше Божества Отца.»

Истина: Иисус равен Богу Отцу. Отвергающие эту истину могут опираться на следующие аргументы и стихи. (Эти ереси восходят ко временам Ария, 319 г. н. э.)

Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос был сотворён:

1. Кол.1:15: если Христос «рождён прежде всякой твари», то был ли Он сотворён?

Ответ: выражение «рождённый прежде» (букв., «первородный») не может означать, что Христос был сотворён, поскольку Павел говорит, что всё творение было создано Им и для Него, а также что Он существовал прежде всего творения, и что всё Им стоит (Кол.1:16-17). Традиционно «первородный» был главным наследником. В контексте первой главы Послания колоссянам Павел говорит, что Христос, будучи Сыном Божьим, является главным наследником всего творения (Кол.1:12-14).

2. Ин.3:16: означает ли выражение «единородный Сын», что Иисус имел начало?

Ответ: «единородный» (моногенес) не означает, что Иисус имел временное начало; это означает, что Иисус – единственный, «уникальный» Сын Бога. В Ветхом Завете на греческом языке Исаак назван «уникальным» сыном Авраама, хотя у него были и другие дети (Быт.22:2). Иисус – Единородный Сын Бога, потому что Он есть совершенный Бог и единственный вечный Сын Отца (Ин.1:1-3; 14-18).

Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос по Своей природе менее Отца:

1. Ин.14:28: если «Отец более» Иисуса, как Иисус может быть Богом?

Ответ: Во время Своей человеческой жизни на земле Иисус добровольно разделил нашу природную ограниченность, чтобы спасти нас. Следовательно слова «Отец Мой более Меня» нужно относить ко Христу как к Человеку.

2. 1Кор.15:28: Если Иисус Бог, то почему Он подчиняется Отцу?

Ответ: здесь речь идёт о воле Христа как Человека.

3. Мк.13:32: Если Иисус Бог, как Он мог не знать времени Своего возвращения?

Ответ: Иисус добровольно уничижил Себя Самого, чтобы испытать ограничения человеческой жизни. Как это ни парадоксально, Иисус при этом оставался всеведущим Богом (Ин.16:30). Именно таких парадоксов и следует ожидать, если, как говорит Библия, Бог решил прожить полноценную человеческую жизнь (Ин.1:1, 14).

Заблуждение № 5: «Отец, Сын и Дух – всего лишь разные титулы Иисуса, или три различных способа, которыми Бог являл Себя людям».

Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом.

Истина: Библия ясно показывает, что Отец, Сын и Святой Дух – разные личности.

Некоторые полагают, что учение о Троице противоречит истине о том, что есть только один Бог. Они утверждают, что один Иисус является единственным истинным Богом, а следовательно, Иисус – это «имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19), а не только имя Сына. Несомненно, есть только один Бог, однако мы должны позволить Библии объяснить, что это значит. А Библия ясно говорит, что Отец, Сын и Дух Святой – три личности:

· Отец посылает Сына (1Ин.4:14; Гал.4:4)

· Отец посылает Духа (Ин.14:26; Гал.4:6)

· Сын говорит не от Самого Себя, а от имени Отца (Ин.8:28; 12:49)

· Дух говорит не от Себя, а от имени Иисуса (Ин.16:13-15)

· Отец любит Сына, и Сын любит Отца (Ин.3:35; 5:20; 14:31)

· Отец и Сын – два свидетеля (Ин.5:31-32, 8:16-18)

· Отец и Сын прославляют друг друга (Ин.17:1, 4-5), а Дух прославляет Иисуса-Сына (Ин.16:14)

· Сын ходатайствует за нас перед Отцом (1Ин.2:1; греч. – параклетос); Иисус-Сын послал Святого Духа, другого Ходатая (в рус. переводе Утешителя, Ин.14:16; 26)

· Иисус Христос – не Отец, но Сын Отчий (2Ин.3)

В Мф.28:19 Иисус не называет Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он говорит, что христианское крещение свидетельствует о вере человека в Отца, Сына, Которого Отец послал, чтобы умереть за наши грехи, и Святого Духа.

Заблуждение № 6: «Иисус в действительности не был совершенным Богом и совершенным человеком».

Многие люди издавна отвергали идею о том, что Иисус одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Они пытались разрешить этот парадокс, называя Иисуса простым человеком, через которого говорил Бог, или Богом, Который лишь принял вид человека, или предлагали какие-то еще «простые» теории. Действительно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал человеком. Но воплощение – истина о том, что Бог стал плотью, – является высшим подтверждением того, что для Бога нет ничего невозможного (Быт.18:14; Лк.1:37). И Библия ясно излагает эту истину.

Ириней, епископ лионский (177 г. н. э.), писал: «А Церковь… приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…»

Библия ясно показывает, что Иисус был совершенным человеком:

В детстве Он развивался физически, интеллектуально, социально и духовно (Лк.2:40,52).

Он уставал; Он спал; Он потел; Он испытывал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похоронено (Мф.4:2; 8:24; Лк.22:44; Ин.4:6-7; 19:28-42).

После воскресения из мёртвых Он ел и пил с людьми, показал им Свои раны и дал им прикоснуться к Своему телу (Лк.24:39-43; Ин.20:27-29; Деян.10:41).

Библия также ясно показывает, что Иисус был и остается Богом в человеческом облике:

Иисус делал на земле то, что может делать только Бог: Он повелевал силам природы (Мф.8:23-27; 14:22-33), прощал грехи (Мк.2:1-12), заявлял о том, что Он выше закона о Субботе (Ин.5:17-18), и давал жизнь тем, кому Ему было угодно (Ин.5:19-23).

Павел сказал, что Бог приобрёл Церковь Своею кровью (Деян.20:28).

Павел также сказал, что правители века сего по незнанию распяли Господа славы (1Кор.2:8).

Вся полнота Божества пребывает во Иисусе (Кол.2:9).

Ответ первых христиан на эти заблуждения

Раннехристианские богословы первых двух столетий нашей эры написали много книг в защиту христианства от опасностей:

· гонений со стороны Римской империи. Вплоть до начала IV века христианство было вне закона, и христиане часто подвергались зверским гонениям.
· ересей, извращающих основные учения христианства, особенно о божественности Иисуса Христа и природе Бога.

Апостольский Символ веры был одним из самых ранних утверждений веры, составленных для разъяснения основополагающих учений христианства. Он подчёркивает истинную человечность Иисуса, которую отрицали еретики того времени.

Верую в Бога Отца всемогущего, Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного девой Марией, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в преисподнюю, воскресшего из мертвых в третий день, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога Отца всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.
Верую в Духа Святого, в единую, святую вселенскую церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную.

Никейский Символ веры был написан руководителями Церкви в 325 г. н. э., а впоследствии дополнен. Он был написан, чтобы защитить веру Церкви в совершенную божественность Христа и официально отвергнуть учение Ария, который говорил, что Иисус – сотворённое, низшее божество.

Веруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через которого сотворено все; ради нас, людей, и нашего спасения ради сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии девы, и ставшего человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; и воскресшего в третий день по писанию, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего со славою судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца.

И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, поклоняемого и прославляемого равно с Отцом и Сыном, говорившего в пророках. В единую святую вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедуем единое крещение во оставление грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Афанасьевский Символ веры, написанный около 400 г. н. э. и названный по имени Афанасия, великого защитника учения о Троице, говорит, что три Личности – не три Бога, а один Бог.

А всеобщая вера такова: мы чтим единого Бога в Троице, и Троицу в единстве, не смешивая ипостаси и не разделяя на части божественную сущность.

Ибо одна есть ипостась Отца, вторая – Сына и третья – Духа Святого.

Но божество и Отца, и Сына, и Святого Духа едино, слава равна, и величие одинаково вечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.

Отец не сотворен, Сын не сотворен, не сотворен и Дух Святой. Отец непостижим, и Сын непостижим, непостижим и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.

Однако ж не трое вечных, но один вечный; равно как и не трое несотворенных или трое непостижимых, но один несотворенный, и один непостижимый.

Подобным же образом, Отец всемогущ, и Сын всемогущ, всемогущ и Дух Святой. Однако не трое всемогущих, но один всемогущий.

Так, отец есть Бог, Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог. Однако не три Бога, но один Бог.

А также Отец есть Господь, Сын есть Господь, и Дух Святой есть Господь. Однако не три Господа, но один Господь.

Ибо как христианская истина побуждает нас каждую Ипостась в отдельности исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие запрещает нам говорить о трех Богах или трех Господах.

Отец никем не создан, не сотворен и не рожден.

Сын Отцом одним не создан, не сотворен, но рожден.

Дух святой от Отца (и Сына) не создан, не сотворен и не рожден, но исходит.

Итак, один Отец, а не три Отца; один Сын, а не три Сына; один Дух Святой, а не три Святых Духа.

В этой Троице нет первого и последнего, нет большего или меньшего, но три Ипостаси меж собой одинаково вечны и равны; следовательно, как уже сказано, надлежит поклоняться Троице в единстве и единству в Троице.

А потому, кто желает спастись, тот так думай о Троице.

Но для вечного спасения нужно также безусловно верить в воплощение Господа нашего Иисуса Христа.

Таким образом, истинная вера состоит в том, чтобы веровать и исповедовать, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, есть и Бог, и человек. Бог, от природы Отца рожденный прежде всех времен, и человек, от природы матери рожденный во времени; совершенный Бог и совершенный человек, в котором разумная душа и человеческое тело, равный Отцу по божеству, и меньший Отца по человечеству. Но хотя он и Бог и человек, однако не два Христа, но один Христос.

Он един не превращением божественного в человеческое, но восприятием человеческого в божество.

Он един совершенно, однако не слиянием природ, но единством личности.

Ибо равно как разумная душа и тело вместе есть один человек, так и Бог и человек есть один Христос, пострадавший ради нашего спасения, сошедший в ад, в третий день воскресший из мертвых, вознесшийся на небеса и воссевший одесную Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.

В пришествие Его все люди воскреснут из мертвых с телами своими, чтобы дать отчет в делах своих.

И делавшие доброе пойдут в жизнь вечную, а делавшие злое – в огонь вечный.

Вот вера вселенская. Кто не будет верно и твердо держаться ее, тот не может спастись.

Догмат, сформулированный на Халкидонском Соборе 451 г. в защиту истины от лжеучителей, утверждает, что Иисус – совершенный Бог и совершенный Человек.

Последуя святым отцам, мы единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве; истинного Бога и истинного человека, имеющего душу и тело; единосущного Отцу по божеству и единосущного нам по человечеству, во всем нам подобного, кроме греха; рожденного прежде веков от Отца по божеству, в последние же сии дни рожденного ради нас и нашего спасения ради от Марии девы Богородицы по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого (различие двух естеств никак не упразднется их союзом, но свойства каждого естества сохраняются, соединенные в одном Лице и в одной Ипостаси); на два Лица не рассекаемого и не разделяемого, но одного и того же Сына и единородного Бога Слово, Господа Иисуса Христа; как издревле говорили о Нем пророки, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как передал нам символ отцов наших.

Важные ссылки

Божественные качества Отец Сын Святой Дух
Вечный
Творец всего
Вездесущий (может находиться повсюду одновременно)
Всезнающий (всё знает) Ин.21:17; см. тж. Мф.11:27
Обладает волей и совершает сверхъестественные действия
Даёт жизнь Быт.1:11-31; см. тж. Ин.5:21 Ин.1:4; см. тж. Ин.5:21 Рим.8:10; см. тж. Ин.3:8
Укрепляет верующих

*) В греческом тексте этого стиха Святой Дух назван «Вечным Духом».

От кого исходит Святой Дух?

Рауф, здравствуйте! Вы задаете вопрос, который обсуждается более 1000 лет! И до сих пор согласия по этому поводу не достигнуто. Потому на него просто невозможно ответить в нескольких словах! Потому скажу лишь вот что: 1) На Западе добавление «…и от Сына» (в отношении того, от кого исходит Дух) вводит Августин. Главное его стремление было — показать равенство Сына и Отца. На Востоке эту поправку не приняли, причин тут много было… Много позже это расхождение было поставлено в вину католикам, а некоторые особо рьяные православные утверждают, что это — хула на Святой Дух, и потому не может быть прощена… Тут, как говорится, без комментариев 2) В Писании Дух исходит от Отца через Сына. Но есть отрывки, которые можно понять и так, что «И от Сына», например, Ин.16:7 3) Мы (евангельские христиане-протестанты в целом и пятидесятники — в частности) никогда особого акцента тут не делали в силу неактуальности вопроса. Но традиционно получалось, что на Западе следовали католическому варианту, а на Востоке — православному. 4) Как кажется, никакого духовного значения это не имеет, более того, я бы был вообще очень осторожным в определении, «как там это устроено на самом деле», хотя бы в силу того, что мы нашим человеческим языком беремся объяснять божественное… Ну а подробнее эту тему надо изучать по множеству книг. Как я сказал, вопрос имеет уж больно длинную историю… С уважением, Пастор Михаил Дубровский Руководитель отдела богословия РОСХВЕ