Уничижение паче гордости что это значит

Уничижение паче гордости

Смотреть что такое «Уничижение паче гордости» в других словарях:

  • Уничижение паче гордости. — Уничижение (Излишнее смирение) паче гордости. См. СМИРЕНИЕ ГОРДОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Унижение (уничижение) паче гордости — – о речевом поведении, когда субъект выражает сугубую скромность, говорит о своем недостоинстве. Положительное явление. Ср. «Что вам за охота слушать мое кропание, когда есть столько хороших вещей, которые вы можете прочесть с удовольствием». «… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • унижение (уничижение) паче гордости — о речевом поведении, когда субъект выражает сугубую скромность, говорит о своем недостоинстве. Положительное явление. • Ср. «Что вам за охота слушать мое кропание, когда есть столько хороших вещей, которые вы можете прочесть с… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • уничижение(унижение) паче гордости — (паче лучше) Ср. Уничижение паче гордости , т.е. излишнее смирение больше гордости. Ср. Этого быть не может. Вы слишком серьёзны и умны. Будто бы? Пожалуйста! Унижение паче гордости… Боборыкин. Ранние выводки. 22. Ср. Что вам за охота слушать… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • унижение паче гордости — уничижение (унижение) паче гордости (паче лучше) Ср. Уничижение паче гордости , т.е. излишнее смирение больше гордости. Ср. Этого быть не может. Вы слишком серьёзны и умны. Будто бы? Пожалуйста! Унижение паче гордости… Боборыкин. Ранние выводки … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Смирение паче гордости — Смиреніе паче гордости. Ср. Рожковъ неотступно убѣждалъ Кукушкина подѣлиться съ публикой хоть частью, хоть чѣмъ нибудь изъ его сочиненій. Смиреніе паче гордости! Горячился Рожковъ… ты самъ не знаешь цѣны своимъ произведеніямъ. Григоровичъ. Порф … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • смирение паче гордости — Ср. Рожков неотступно убеждал Кукушкина поделиться с публикой хоть частью, хоть чем нибудь из его сочинений. Смирение паче гордости! горячился Рожков… ты сам не знаешь цены своим произведениям. Григорович. Порф. Петр. Кукушкин. 6. Ср. Бог… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • знай край(не падай) — Ср. Минуты три продолжалось это (избиение арестанта Зазубрины). Вдруг раздался голос надзирателя: Эй, вы, черти! Знай край, да не падай . М. Горький. Зазубрина. Ср. Знай край, да не падай. На то человеку разум дан. Островский. Пучина. 1, 1. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Знай край(не падай) — Знай край (не падай). Ср. Минуты три продолжалось это (избіеніе арестанта Зазубрины). Вдругъ раздался голосъ надзирателя: Эй, вы, черти! Знай край, да не падай. М. Горькій. Зазубрина. Ср. Знай край, да не падай. На то человѣку разумъ данъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • On ne se blâme que pour être loué. — См. Уничижение паче гордости … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Как справиться с привычкой к самоуничижению

Консультация психолога: причины возникновения таких черт характера, как самоуничижение, самоедство, самобичевание, и способы борьбы с ними.

Здоровая самокритика – это прекрасное качество личности. Нужно научиться признавать свои ошибки, анализировать их и продумывать другие, более конструктивные, способы решения проблем. Важно помнить, что самокритика и самоуничижение – разные вещи.

Если вы вините себя во всех негативных явлениях, драматизируете события и ждете «наказания» чуть ли не за сам факт своего существования, это повод записаться на консультацию психолога и избавиться от привычки, которая отравляет жизнь.

Что представляет собой привычка к самоуничижению

Самоедство и самобичевание – чрезвычайно вредные привычки. Когда безрадостные мысли и чувство вины становятся постоянными, они превращаются уже не в привычку, а в черту характера. Человек «варится» в персональном адском котле, который сам же для себя и приготовил. Его негативное мышление и отношение к жизни программируют новые неприятности и поводы для самоуничижения.

Самоуничижение опасно по нескольким причинам:

  • Снижение самооценки до критического уровня.
  • Самоограничения, которые не позволяют реализоваться, раскрыть свой потенциал.
  • Неврозы, хронический стресс.
  • Ощущение собственной ничтожности и несчастливости.
  • Серьезные психосоматические заболевания.

Личный мини-ад самоедства может никогда не закончиться, если вовремя не записаться на психологическую консультацию и не разорвать порочный круг! Важно понимать, что от этого зависит дальнейшее течение жизни.

Психология человека: как рождается самоуничижение

Специалисты, изучающие психологию личности, выделяют три основные причины формирования привычки к самоуничижению:

  1. Отсутствие сформированного положительного отношения к самому себе. Психология поведения каждого человека во многом зависит от его самооценки, любви к себе, самоуважения. Если не сформировано позитивное отношение к себе и доминирует мысль о собственной ничтожности, самоедства не избежать.
  2. Неумение мириться с собственными недостатками. Нередко люди начинают ненавидеть себя за какие-то привычки, непривлекательный внешний вид или вообще по надуманным причинам. Неумение принимать себя таким, какой есть, приводит к тому, что человек оказывается «без вины виноватым».
  3. Неумение прощать. Прощение самого себя – самое важное, чему следует научиться. Нужно признать, что ошибки – нормальны и неизбежны, в них нет ничего преступного. Если накапливать злость на самого себя, это рано или поздно приведет к психологическим проблемами и даже физическим заболеваниям.

Советы, как справиться с привычкой к самоуничижению

  • Примите себя. У вас есть недостатки – факт. Они есть у всех. Примите себя со всеми недостатками, особенностями, совершенными ошибками. Прекратите этот бессмысленный внутренний диалог с самообвинениями.
  • Проанализируйте. Когда самобичевание захлестывает, переведите его в конструктивное русло. Запишите на бумаге причину самообвинений, ваши действия и ваши возможные действия. Решите, что сделаете прямо завтра для исправления ситуации, и успокойтесь. Так постепенно вы сможете трансформировать самоуничижение в здоровую самокритику и умение анализировать.
  • Не беспокойтесь. Примите решение о завтрашнем действии и запретите себе думать о нем до завтра. Если вы ничего не можете сделать, то примите этот факт и простите себя.
  • Действуйте. Помните, что ваши душевные терзания отнимают столько же, а то и больше сил, сколько конкретные действия. Примите решение действовать, а не страдать. Займите себя настолько, чтобы на дурные мысли не оставалось ни времени, ни сил!

Возможно, вы давно измучили себя самоедством, но самостоятельно справиться с привычкой вам трудно. Не расстраивайтесь! Есть множество людей, которым потребовались услуги психолога, чтобы выработать здоровую самооценку. Вы не одиноки в своих сомнениях и страданиях.

Позвоните нам в центр «Радость жизни». Психологическая консультация поможет вам разобраться в себе, научиться любить и уважать себя. У вас все получится!

Что дает самоукорение?

Вот, что писал о самоукорении в письмах преподобный Амвросий Оптинский —

«…Приходится… самим делом научаться самоукорению, которое в монашеской жизни нужнее всего. Учись, учись самоукорению; тогда без труда успокоишься. Необходимо скорее обретать успокоение через самоукорение, без которого с трудом проводит жизнь всякий ищущий спасения. Сознание, что за грехи наши достойны мы больших оскорблений, будет облегчать тучу душевную и послужит противодействием в вражьих подстреканиях, без толку смущающих того, у кого недостает самоукорения.

Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения. И ты, разумея хитрость вражию, и вместе пагубу и вред сих страстей, т. е. гордости и возношения, старайся смиряться пред Богом и людьми и с самоукорением исповедуй немощь свою Господу, да подаст тебе всесильную помощь Свою и избавление. Рек бо Сам Господь: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). И чрез Пророка глаголет: «аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126, 1). И святой Лествичник от лица страстей, т. е. гордости и возношения, говорит: «аще человек выну будет укорять себя искренно и чистосердечно пред лицем Божиим, то презрит нас, яко паутину.

…Сердечно желаю тебе духовного восхождения приличными и законными степенями, от них же первая и самая главная есть познание глубокой нашей немощи душевной и телесной. Вторая законная степень есть самоукорение, т. е. во всяком неприятном и прискорбном случае обвинение себя, а не других. Третья степень – благодарное терпение встречающихся и постигающих нас скорбных искушений. От сих трех степеней изрождается четвертая – начало смирения, если первые три были растворяемы верою и молитвенным расположением и обращением ко Господу, по предписанным правилам Церкви Православной и наставлениям святых отцев, которые опытом прошли духовную жизнь и показали нам стези спасения. Впрочем, скажу проще – когда по ступеням, когда просто, по ровному или неровному пространству, а всегда надо стараться ходить во смирении, согласно заповедям Господним.

Держись страха Божия, хранения совести и соблюдения заповедей Божиих; тогда тебе видно будет, как нужно будет поступать в маловажных случаях, соображаясь с местными обстоятельствами. В чем окажешься виновною пред Богом и пред людьми, в том приноси покаяние и смиряйся, не дерзай никого судить или осуждать, но во всяком неприятном случае стараясь возлагать вину на себя, а не на других, или за грехи свои, или что ты дала повод к скорби своею неосторожностью и неискусством.

Считай всех лучше себя, а себя укоряй и всячески зазирай и не стыдись за свои немощи кланяться и просить прощения у ближнего, когда что имеешь на него. Почитай каждый день, как бы он был для тебя последний, и мыслями своими чаще поставляй себя на суде Божием. Тюри молитву непрестанно в сердце: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя грешную».

Бредовые идеи самоуничижения (депрессивный бред)

Бред самоуничижения, самообвинения, виновности, греховности — весьма близкие по клиническому содержанию патологические идеи о своих мнимых ошибках, несущест­вующих грехах, несовершенных преступлениях («в жизни не сделано ничего хорошего», «я никуда не годный человек», «вся моя жизнь — сплошная цепь ошибок и преступлений»).

Такие больные очень часто убеждены, что своими ошибками и проступками они погубили не только свою жизнь, но и жизнь своих близких, что они «всем в тягость», «объедают окружающих», «не имеют никакого права даже на кусок чер­ствого хлеба». Для них характерно также ожидание наказа­ния, убежденность в его необходимости или неизбежности («я — чудовище, не понимаю, как меня земля держит», «нет такой кары, которая бы соответствовала моим проступкам»). Подобные бредовые идеи особенно характерны для пресе- нильных психозов.

Ипохондрический бред выражается в ошибочных умо­заключениях по поводу состояния собственного организма, болезненной убежденности в наличии заболевания (рака, си­филиса, «воспаления всех внутренностей», нарушения обме­на веществ), поражения всего организма или отдельных час­тей тела («кровь сгустилась, в сердце какие-то тяжи и проб­ки, скоро уже придет полный конец», «весь мочевой пузырь поражен, моча даже не идет»). Иногда больные утверждают, что они уже не существуют, у них нет желудка, нет кишеч­ника («доктор, как я могу есть, когда у меня уже нет желуд­ка, да и кишечник весь сгнил», «сердце перестало работать, печень исчезла», «почки насквозь прогнили»). Такая раз­новидность ипохондрического бреда носит название бреда отрицания или нигилистического бреда (лат. nihil — ниче­го).

Реже такое бредовое отрицание касается не собствен­ного организма, а внешнего мира: «все погибло», «солнце

погасло», «земля провалилась», «мир куда-то исчез» (подоб­ный бред так и называется — бред гибели мира).

У одного и того же больного может быть либо одна

бредовая идея, либо сразу несколько (например, одновре­менное существование бреда величия и преследования). Кроме того, один вид бредовых идей может переходить в

другой (так называемая трансформация бреда).

Больная, прежде спокойная и жизнерадостная, с 18-летнего воз­раста стала замкнутой, избегала общественных мест, уединялась, плака­ла. Через некоторое время «под строгим секретом» сообщила матери, что стоит ей где-нибудь появиться, как все тут же обращают на нее внима­ние, смеются над ней, «считают ее дурочкой». Через некоторое время начала отказываться от еды, говорила, что ее хотят отравить, чтоб она «не мозолила всем глаза своим дурацким видом». С трудом удавалось ее накормить, часто, уже взяв пищу в рот, тайком старалась ее выплюнуть. Активно лечилась и в течение нескольких лет была практически здоро­вой, работала. В возрасте 45-46 лет обнаруживала большую тревогу по поводу своего здоровья, сообщала мужу, что «внутри у нее что-то пере­ворачивается», «от подъема тяжести связки оборвались». Все чаще и ча­ще обращалась к врачам различных специальностей, просила «проверить ее организм», не верила, когда ее находили здоровой. Все более утвер­ждалась во мнении, что у нее тяжелая, неизлечимая болезнь, а врачи «просто ничего не понимают или не хотят расстраивать».

Становилась все более подавленной, ничем не могла заниматься, почти все время ле­жала в постели — «конец уже виден», «жить осталось несколько дней», «живу только одним сердцем, а все остальное уже плохо работает». С течением времени все более отчетливо выявлялся бред отрицания: «Все органы отвалились, желудок высох, совсем не работает, мочевой пузырь истлел, все нервы атрофировались, кишечник прирос к позвоночнику». Упорно отказывалась от еды: «Желудка нет, стула уже два месяца не бы­ло, печени нет, пища сразу поступает в мышцы, они уже тоже гниют».

Навязчивые состояния — это такого рода пережива­ния, когда у человека помимо его воли возникают («навязы­ваются») какие-то мысли, страхи (фобии), влечения, сомне­ния, действия. Несмотря на критическое отношение к подоб­ным явлениям, избавиться от них человек не может. Навяз­чивые состояния (навязчивости) не обязательно симптом бо­лезни, они могут встречаться и у здоровых людей, хотя в этом случае они, как правило, не резко выражены.

Навязчивые мысли (навязчивые идеи) заключаются в появлении совершенно ненужных мыслей (умственная жвач­ка, мысли-паразиты), например, о том, почему у человека две ноги, а у лошади четыре, почему у людей носы разной фор­мы, что было бы, если бы солнце взошло на западе, а не на востоке. Понимая всю нелепость таких мыслей, относясь к ним с полной критикой, человек, тем не менее, избавиться от них не в силах.

Навязчивый счет — непреодолимое стремление счи­тать все, что попадается на пути: окна в домах, перекладины в заборе, пуговицы на пальто соседа, шаги на том или ином расстоянии. Подобные навязчивости могут также выражаться и в склонности к более сложным действиям, например в сложении цифр, составляющих номер того или иного теле­фона, в умножении отдельных цифр номеров машин, в под­считывании общего числа всех букв на странице книги.

Навязчивые сомнения, сопровождаемые обычно не­приятным, тягостным чувством, выражаются в постоянных сомнениях по поводу того, правильно ли человек сделал то или иное дело, закончил ли его. Так, врач, выписавший боль­ному рецепт, потом бесконечно сомневается, не сделал ли он ошибки в дозе. Машинистка много раз перечитывает напеча­танный текст и, не находя ошибок, тем не менее вновь испы­тывает сомнения. Преподаватель литературы постоянно со­мневается, правильно ли он назвал ученикам имена литера­турных героев, не стал ли он из-за ошибки посмешищем все­го класса. Наиболее частый вид данного рода навязчивости — мучительные сомнения, выключил ли человек перед уходом газ, погасил ли свет, запер ли дверь. Нередко страдающий такими навязчивыми сомнениями по нескольку раз возвра­щается домой, чтобы проверить, допустим, закрыл ли он дверь, но стоит ему отойти, как он вновь начинает беспоко­иться, завершил ли он это действие, не забыл ли повернуть ключ, вынуть его из замка.

Навязчивые воспоминания характеризуются непроиз­вольным появлением ярких воспоминаний обычно чего-то очень для человека неприятного, того, что он хотел бы за­быть: например, навязчиво вспоминается какой-то тягостный

для больного разговор, все детали смешного положения, в которое он когда-то попал, обстановка экзамена, на котором он с позором провалился, где ему было так стыдно.

Навязчивые страхи — фобии (гр. phobos — страх). Очень мучительны переживания страха, вызываемого самы­ми различными предметами и явлениями: боязнь высоты,

широких площадей или, наоборот, узких улиц, страх совер­шить что-то неприличное, преступное или недозволенное (например, страх убить своего единственного горячо люби­мого ребенка, страх не удержать в общественном месте ки­шечные газы, страх громко кричать в обстановке торжест­венной тишины, во время концерта), страх быть пораженным молнией, утонуть, попасть под машину, страх перед подзем­ными переходами, перед спуском по эскалатору метро, страх покраснеть в общественном месте, особенно во время щекот­ливого разговора, когда все могут подумать, что у больного «не совсем чистая совесть», страх загрязнения, страх перед острыми, колющими и режущими предметами. Особую группу составляют нозофобии — навязчивые страхи заболеть тем или иным заболеванием (кардиофобия, спидофобия, си- филофобия, канцерофобия) или даже умереть от этой болез­ни либо от каких-то других причин (страх смерти — танато- фобия; гр. thanatos — смерть).

Возникновение навязчивых страхов обычно сопрово­ждается появлением выраженной вегетативной реакции в ви­де резкого побледнения или покраснения, потливости, серд­цебиения, учащенного дыхания. Характерно, что обычно вполне критическое отношение к своему состоянию, пони­мание несостоятельности, необоснованности навязчивых страхов в момент приступа последних исчезает, и тогда че­ловек действительно уверен, что «немедленно умрет от ин­фаркта», «скончается от кровоизлияния в мозг», «погибнет от заражения крови».

Навязчивые влечения (навязчивые желания) выража­ются в появлении неприятных для человека желаний (плю­нуть в затылок впереди сидящего человека, дернуть за нос встречного, выскочить из машины на самой большой скоро­сти), всю нелепость и болезненность которых человек пони­мает. Особенность подобных влечений в том, что они обыч­но не переходят в действие, но для человека очень неприят­ны и мучительны.

Навязчивые действия характеризуются непроизволь­ным выполнением движений, чаще всего совершаемых авто­матически: человек во время разговора крутит в руках кусок бумаги, ломает спички, чертит карандашом фигуры, накру­чивает на палец прядь волос, без всякого смысла переставля­ет предметы на столе, во время чтения грызет ногти, дергает себя за ухо. Сюда же относятся и такие действия и движения, как шмыганье носом, прищелкивание пальцами, покусыва­ние губ, постоянное одергивание пиджака, непроизвольное потирание рук и многое другое. В отличие от массы других навязчивостей, эти движения и действия совершаются авто­матически, выполнение их не сопровождается никакими не­приятными чувствами, их просто не замечают. Более того, человек усилием воли может их задержать, помня о них, мо­жет их не совершать, но стоит ему отвлечься, как он снова начинает непроизвольно крутить в руках карандаш, переби­рать лежащие перед ним на столе предметы.

Ритуалы (лат. ritualis — обрядовый) — навязчивые дей­ствия и движения, совершаемые больными в качестве необ­ходимого обряда при наличии у них фобий или мучительных сомнений. Эти ритуальные движения или действия (подчас очень сложные и длительные) выполняются больными для защиты от ожидаемого несчастья или успокоения при навяз­чивых сомнениях. Например, больная с навязчивым страхом загрязнения так часто моет руки, что в день расходует по

куску мыла. Во время каждого мытья она намыливает руки не менее десяти раз, считая при этом вслух; если же почему- либо собьется со счета или ее отвлекут, то она тут же должна это число намыливаний утроить, затем вновь и вновь утроить и т. д. Больной с навязчивым страхом пожара время от вре­мени поворачивается трижды вокруг своей оси, испытывая

после этого на какой-то период успокоение. Девочка с навяз­чивым страхом подавиться перед каждым приемом пищи ставит тарелку себе на голову. Женщина, склонная к навяз­чивым сомнениям, закрыла ли она входную дверь, обяза­тельно подергает за ручку двенадцать раз, напевая про себя один и тот же мотив.

Больная П., 40 лет, страдающая разнообразными навязчивыми

явлениями в течение последних 12 лет, впервые стала испытывать навяз­чивый страх с 13 лет, когда, выходя из кинозала, почувствовала острый позыв на мочеиспускание. С этот дня возникла фобия не удержать мочу в общественном месте, особенно при большом скоплении людей. В осталь­ном чувствовала себя здоровой, успешно окончила школу, поступила на работу. В 19-летнем возрасте (на фоне переутомления и длительного не­досыпания) возник мучительный страх сойти с ума (этому способствовал рассказ подруги о заболевании ее дяди), и несколько позднее присоеди­нился страх заболеть ранним склерозом и гипертонической болезнью и

умереть от этого. С трудом работала, плохо спала по ночам, читала массу

медицинской литературы. Лечилась, состояние улучшилось, однако по­сле разрыва с женихом вновь, с еще большей силой стали беспокоить навязчивые страхи, особенно сильно — страх смерти от атеросклероза и гипертонической болезни. Очень ярко представляла себе сцену своей смерти и похорон.

Понимала нелепость своих страхов, но избавиться от них не мог­ла. Некоторое успокоение чувствовала после совершения таких ритуаль­ных действий: снимала с себя одежду и, покрутив каждую вещь три раза, бросала ее на пол, но так, чтобы одна вещь лежала не менее чем на мет­ровом расстоянии от другой, «а еще лучше, чтоб чулок летел в один ко­нец комнаты, кофточка — в другой, а туфли — на балкон». Состояние осо­бенно ухудшилось после присоединения навязчивого страха острых и режущих предметов, который постепенно стал «самым главным, самым ужасным», в то время как прежние фобии уже почти не беспокоили. Кроме того, возникли очень мучительные навязчивые влечения выколоть себе глаза, затянуться полотенцем, разрезать кожу щеки.

РАССТРОЙСТВА САМОСОЗНАНИЯ, РАСТЕРЯННОСТЬ

Деперсонализация — такое нарушение сознания соб­ственной личности, когда человек чувствует себя каким-то изменившимся, не таким, как прежде: «это и я, и не я», «дру­гим я стал, не тем, что был», «вот и голос тоже какой-то не мой», «я словно бы мертвый». Деперсонализационные пере­живания нередко сочетаются с дереализацией, но могут воз­никать и отдельно. Выделяют следующие виды деперсонали­зации: аутопсихическая, соматопсихическая, аллопсихиче-

ская.

самоуничижение

Русский

В Викиданных есть лексема самоуничижение (L160415).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. самоуничиже́ние самоуничиже́ния
Р. самоуничиже́ния самоуничиже́ний
Д. самоуничиже́нию самоуничиже́ниям
В. самоуничиже́ние самоуничиже́ния
Тв. самоуничиже́нием самоуничиже́ниями
Пр. самоуничиже́нии самоуничиже́ниях

са-мо-у·ни-чи-же́-ни·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -сам-; интерфикс: -о-; корень: -уничиж-; суффикс: -ениj; окончание: -е .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. книжн. уничижение самого себя, признание себя ничтожным ◆ Ну, как ему не любить её, когда она такая чудная, а я скверная и злая!» — подумала я с внезапным наплывом самоуничижения. Я перелезла к ней на кровать, прижалась к ней и заплакала. С. В. Ковалевская, «Воспоминания детства», 1890 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Какой-то гнев, какое-то негодование отражались на обыкновенно тихом лице её вместо всегдашнего самоуничижения и благоговения к мужу. Ф. М. Достоевский, «Неточка Незванова «, 1849 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Я обошёл свой столик и стал лицом к ним, — пиво ляпало на мрамор, я не мог высвободить большого пальца, запутавшегося в ручке кружки, — хмельной, я разразился признаниями: самоуничижение и заносчивость слились в одном горьком потоке. Ю. К. Олеша, «Зависть», 1927 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. психиатр. заниженная оценка психически больным своих личностных или физических качеств, чаще всего наблюдаемая при депрессивных состояниях ◆ В некоторых случаях бред преследования в той или другой форме комбинируется с бредом самообвинения, самоуничижения. В. А. Гиляровский, «Психиатрия», 1935 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. самоумаление
  2. самоунижение

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Образовано из само- (сам) + уничижение (уничижать).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • бред самоуничижения

Перевод

Список переводов

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»