Упование на бога

Что значит уповать на Бога, доверять Ему?

Ч. В. Найлор

В 1922-ом году была издана небольшая книжица «Heart talks» (Сердечные беседы), статья из которой предлагается вашему вниманию. Автор, — Ч. В. Найлор (1874-1950), которого в 35-летнем возрасте постигло несчастье и он на всю оставшуюся жизнь остался парализованным и прикованным к постели, — научился в своей школе страданий и полной зависимости от Бога всецело доверять Ему и жить в тесном общении с Богом.

Во всей Библии нам указывается на важность доверия Богу. Но Библия также предупреждает нас, чтобы мы не уповали на людей, богатство и самого себя, потому что такое упование напрасно. Доверие к Богу означает уверенность в благословении, т.к. из этой уверенности развиваются очень благоприятные результаты. На этом уповании базируются наши надежда, сила, спокойствие и защищенность.

Полное доверие Богу – что это?

Это не беспечность и не равнодушие. Это не игнорирование каких-либо вещей и не высказывание типа: «Ах, я думаю, все будет в порядке». Беспечно плыть по волнам жизненного моря – тоже не означает упования на Бога. Представлять все свободному течению обстоятельств – тоже не упование. Доверие – это всегда пребывать в позитиве. Это не смутное представление, а ясное видение реальной действительности. Это определенное состояние души и равновесие духа (разума). В уповании мы можем открыть наши нужды, осознавая всемогущество Бога. Уповать – это значит протянуть свою руку к Богу; крепко за Него держаться.

Душа, имеющая истинную веру, не будет колеблема различными ветрами. Хотя волны высоко бьются об его жизненный корабль, но они не способны потопить его. Кто уповает на Бога, тот укрепил свой якорь за скалу силы Божьей.

Доверять Богу – не значит закрыть глаза на действительность. Доверять – значит видеть реальное положение вещей. Речь идет не о слепом доверии. Мы видим трудности и опасности и правильно оцениваем их. Доверие все взвешивает и направляет свой взгляд на Бога, на своего всемогущего Помощника. Это доверие осознает, что Бог могущественнее всех нужд, и потому не страшится их.

В доверии нет страха. Страх и доверие – две противоположности. Мы не можем иметь совершенного (полного) доверия, если в нас есть страх. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Ин. 4:18). Если мы имеем доверие к Богу, тогда страх трансформируется в сознание безопасности. Есть много людей, которые часто находятся в мучительном страхе. Их жизнь наполнена страхами перед различными обстоятельствами. Это происходит от того, что у них мало внутреннего мира и отягощено сердце. Но этим я не хочу сказать, что если ты уповаешь на Бога, то тебе никогда не встретятся вещи, которые будут страшить тебя. Но в таких ситуациях именно доверие дает нам ощущение безопасности, основанное на знании того, что Бог рядом, Ему все ведомо и Он обо всем позаботится, окажет своевременную помощь и защитит нас.

Когда Джон Уэсли плыл из Англии в Америку для миссионерской работы, то корабль попал в сильный шторм. Казалось, весь корабль с пассажирами потонет. Большинство людей были в полном отчаянии и страхе, да и сам Уэсли тоже. Но тут его внимание привлекли несколько пассажиров, которые, несмотря на ужас непогоды, были спокойны и невозмутимы. На Уэсли это оказало большое впечатление, и он спросил о причине их спокойствия. Они просто и ясно ответили, что они доверяют Богу и их души сокрыты в Его присутствии и находятся под Его заботливой охраной. Они не испытывали страха, т.к. не было ничего такого, чего могли бы страшиться христиане. В это время Уэсли еще не пережил возрождения, но именно этот впечатляющий случай подстегнул его к тому, чтобы лично приобрести этот опыт.

В доверии нет озабоченности.

Если мы чем-то сильно озабочены, значит, мы не доверили это обстоятельство Богу. Доверие освобождает нас от любого беспокойства и заботы. Многие люди напрасно растрачивают большую часть своей силы и энергии в лишних заботах. Их постоянно что-то беспокоит. Их дни и ночи наполнены озабоченностью. Это стало их привычкой. В их жизни мало места для внутреннего мира, покоя и безопасности веры. Самое лучшее лекарство для таких состояний – полное упование. Тесная связь с Богом рождает доверие. Упование показывает, что Бог крепко держит руль нашего жизненного корабля. Это доверие требует от нас, чтобы мы пребывали в хорошем расположении духа, дает нам чувство безопасности, уверенность в том, что Бог наше прибежище и сила; оно дает нам понимание того, что наша жизнь, да и вообще все, находится в Его руках, и что Он желает сделать для нас все, что служит нам во благо.

О дорогой брат или сестра, оставь свои заботы и уповай на Бога! Это так облегчает жизнь! Если ты замечаешь, что обременен заботами, то прекрати заботиться. Отврати свой взор от всего, что отягощает тебя; обрати свой взгляд на Бога и не отводи его до тех пор, пока не познаешь Его вечную и верную заботу о тебе. Помни всегда о том, что если ты озабочен, то у тебя нет доверия к Богу. Но если ты Ему доверяешь, то не будешь заботиться! Заботы подавляют душу, ослабляют нас и лишают мужества, что мешает нам продвигаться вперед. Озабоченность – всегда препятствие в нашей жизни веры и упования на Бога. Бог хочет наполнить нашу жизнь мирным покоем, каким бывает покой красивого летнего вечера. Он желает, чтобы мы были бесстрашны и беззаботны точно так, как птицы или цветы на лугу. И мы можем это испытать, если доверяем Богу.

«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:7).

Доверие не знает жалоб.

Если мы все отдаем в руки Бога, то мы довольны всем, что посылает Бог в нашу жизнь. Тогда мы можем от всего сердца петь: «Твой путь, Господь мой, самый лучший…» Если мы доверяем Ему, то нам не сложно славить Его, потому что наше сердце исполнено благодарным благоволением. Но если мы склонны к жалобе, то у нас нет доверия к Богу.

Если мы доверяем Богу, то в нас не возникает горечь, если обстоятельства складываются не по нашему желанию. Там, где возникает горечь и противление (непослушание), невозможно доверие к Богу. Доверие всегда способно сказать: «Не моя воля, но Твоя да будет» (Лук. 22:42).

В доверии – мир, именно – мир Божий, который «превыше всякого разумения». Человек, уповающий на Бога, имеет покой в своей душе. В доверии нет сомнений, потому что изгоняются уверенностью в безопасности. Уверенность в безопасности в свою очередь дает мир и покой.

Условием полного доверия Богу является тесное общение с Богом. Через доверие мы получаем способность познавать истинный характер Божий. И тогда мы до глубины осознаем его любовь к нам. Мы осознаем также как велика Его власть, в которой мы укрыты под сенью Его крыл. По причине нашего доверия наши враги и подстерегающие нас опасности теряют свою силу. Доверие дает нам чувство безопасности и защищенности, а они, в свою очередь, дают нам покой. Господь сказал: «…и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Душа, доверяющая Ему, найдет этот покой. Он сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27). Разве эти обетования не драгоценны? Не являются ли они реальностью в этой жизни? Реальны ли они и в твоей жизни? Бог ожидает, чтобы так было! Доверие осуществит эти обетования лично в тебе. Но они никогда не станут реальными, если ты не научишься доверять Богу.

Доверие к Богу – это корень твоего жизненного древа, питающий и укрепляющий его. Доверие к Богу позволяет этому дереву цвести и приносить плоды. Чем больше наше доверие к Богу, тем богаче и лучше будут плоды праведности в нас.

Я много вещей сказал о доверии, но теперь хочу сказать о другом, что тоже связано с нашим доверием. Доверие требует присутствия уничижения (смирения). Часто Бог не может помочь нам, потому что мы не позволяем Ему это сделать: мы сами хотим строить и претворять наши планы. Мы хотим все иметь и делать по своему пониманию, как бы ни были узки наши познания.

Доверие включает в себя послушание. Это значит, мы трудимся для- и с Богом, чтобы достичь определенных результатов. Мы не можем бессмысленно сидеть сложа руки в ожидании что все свершится само собой. Если пахарь будет молиться о хорошем урожае и при этом не вспашет и не засеет поле, то напрасна его молитва. Труд и вера неразрывны. Мы должны позволить Богу управлять нашими усилиями. Мы должны быть готовы трудиться, когда и где Бог этого пожелает. Наши попытки доверять Ему будут напрасны, если мы не готовы быть послушными; именно это является причиной затруднений, которые возникают у большинства людей. Собственно, они хотят быть послушными настолько, насколько это сообразно их собственным представлениям. Но если что-то происходит не в соответствии с их представлениями, то готовность к послушанию исчезает. Наше послушание и готовность к действию не должны быть ограничены, иначе невозможно доверие.

Доверие включает в себя и терпение. В большинстве случаев мы ожидаем немедленного ответа на свои молитвы. Если этого не случается, то мы становимся нетерпеливы и думаем, что Бог нас не слышит. Но нет никакой необходимости давить на Бога, потому что стоим у Него на пути мы сами! Он будет трудиться не по нашим представлениям и планам, а по Своим; Он сделает все в Свое время. Бог Сам распоряжается временем.

Доверие к Богу указывает на нашу активную и позитивную жизненную позицию. Пассивное отношение к возникшей проблеме или уход от нее не являются признаками доверия к Богу. Доверять Богу, уповать на Его помощь означает: полностью полагаться на Него, считаться с Ним, верить, что Он желает исполнить нашу просьбу; и терпеливо ожидать ответа. Все это приведет нас к уверенности, что исполнение нашей просьбы – ясный свершившийся факт.

Мы не оставлены в сомнении, неуверенной надежде или предположениях; но мы имеем позитивное доверие, которое даст нам положительные результаты.

Пророк Исаия говорит: «Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение» (12:2). Бог ожидает, чтобы мы доверяли Ему таким образом. Он хочет, чтобы мы все отдавали в Его руки. Псалмопевец говорит нам, что мы должны делать, если нас одолевает страх: «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю» (Пс. 55:4). Оставайся в уповании! Бог никогда не упрекнет тебя в настоящем неизбежном страхе, более того, Он укажет тебе путь из боязни, которая исходит от твоего неверия. Уповай на Бога! Это самый верный путь, по которому мы можем идти. Бог не забудет нас, ни тем более не оставит!

Значение слова уповать

Примеры употребления слова уповать в литературе.

Один сидит, пальцем не шевельнет, чтобы добитъся своего, только уповает на небо: смилуйся-де, дорогой боженька, помоги!

Когда его загнала в угол звезда элементалов, он попытался прорваться через них, уповая на везение и лазерный пистолет.

И если среди присутствующих здесь в эту минуту есть бедная душа, которую постигло безмерное несчастье, которая лишилась святой благодати Божьей и впала в тяжкий грех, я горячо уповаю и молюсь, чтобы это говение стало переломом в жизни бедной души.

По-моему, все-таки при ловле щук лучше не уповать на случайные обстоятельства, а применять снасть хоть и малозаметную, но с некоторым запасом надежности, в разумных пределах, разумеется, и варьировать сечение поводков, включенных в оснастку зимней жерлицы, для обжитых водоемов в зависимости от периода зимы, как я уже говорил, от 0,4 до 0,5 мм.

Вооружившись длинной ниткой, Журавлиха смерила Алешин рост, бросила нитку в задний угол, помахала во все стороны руками и скороговоркой Произнесла: — Домовой, домовой, на тебя уповаю, к тебе, дружок, прибегаю, играй, веселись, на нас не сердись.

Патрокл, уповал ты, что Трою нашу разрушишь, Наших супруг запленишь и, лишив их священной свободы, Всех повлечешь на судах в отдаленную землю родную!

Поправьте меня, если я ошибаюсь, ваше преподобие, — говорит Колдуэлл, — но, насколько я понимаю разницу, лютеране утверждают, что надо уповать на Иисуса Христа, а кальвинисты говорят: что бы с тобой ни случилось, все предопределено заранее.

Пока же им оставалось одно — выжидать, уповая на то, что массированные дозы капсульной психологии пошли на пользу, сформировав надежную защиту, способную выдержать как бремя пожизненного заключения в оболочке, так и тяготы необычной профессии.

Он мог действовать только согласно инструкции подполковника Корна и уповать на лучшее.

Но так как все же завещание существовало, и указывался в нем Невер, всем прочим претендентам оставалось только уповать на то, что Священный и Римский Германский Император, чьим вассалом формально являлся Мантуанский герцог, не ратифицирует это наследование.

А до тех пор, Трим, будем уповать на благость и нелицеприятие вседержителя, на то, что если мы исполняли свой долг на этом свете, — у нас не спросят, в красном или в черном кафтане мы его исполняли.

Наконец он дал себя убедить и, дабы не поступать неучтиво по отношению ко мне, опустил часы себе в карман, к моему немалому удовольствию, а затем я встал и после нежного объятия его лордства удалился, напутствуемый советом уповать на его обещание.

Помимо обмундировки, новичок, следовательно, уповал также на стены училища, в которых оба они, он и знаменитый ныне Глинка, мыкались и возрастали.

Так как при выполнении пасов перекидкой приходится уповать на везение, на тренировках я стараюсь отрабатывать их больше, чем другие виды передач.

Упрек, брошенный ему, содержал обвинение в нарочитом передергивании, в заведомом подтасовывании, в нечистоте опыта, что и давало возможность истолковывать их невежественно, уповая на нечто подсознательное, парапсихологическое.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Как уповать на Господа

Цель нашей жизни на Земле заключается в том, чтобы расти, развиваться и укрепляться посредством собственного опыта. Как это сделать? Священные Писания предоставляют нам ответ одной простой фразой: мы «уповаем на Господа» (Псалтирь 36:9; 122:2; Исаия 8:17; 40:31; 2 Нефий 18:17).

Что значит “уповать на Господа”? В Священных Писаниях слово уповать означает надеяться, ждать и доверять. Надежда и доверие Господу требуют веры, терпения, смирения, кротости, долготерпения, соблюдения заповедей и стремления претерпеть до конца.

Уповать на Господа означает посадить семя и питать его «с великим усердием и терпением» (Алма 32:41).

Это означает молиться, как Спаситель, Богу, нашему Небесному Отцу, говоря: «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя» (от Матфея 6:10; от Луки 11:2). Эту молитву мы произносим от всей души во имя нашего Спасителя, Иисуса Христа.

Будем же надеяться на Господа, устремляясь вперед с верой, дабы мы могли сказать в молитве: «Да будет воля Твоя» (от Матфея 26:42) и вернуться к Нему с честью.

Поделитесь своим опытом

Расскажите, каким образом вы уповаете на Господа, щелкнув по кнопке Поделиться опытом ниже!

Упование, уповать

Смотреть что такое «Упование, уповать» в других словарях:

  • Надежда, надеяться, упование, уповать — 1) в Библии Н. человека не связана с этим миром, а направлена на Бога, т.е. ее следует понимать с т.зр. свящ. истории. Н., направленная на что либо видимое, уже имеющее место быть, не является Н. в библейском понимании, ибо если кто видит, то… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Уповать — см. Упование, уповать … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Упование — см. Надежда, надеяться, упование, уповать … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Упование — Упование ♦ Espoir Часто служит синонимом слову «надежда». Пытаясь отделить одно от другого, мы почти всегда отдаем предпочтение последнему. Если надежда еще может претендовать на звание добродетели, то упование – не более чем страсть.… … Философский словарь Спонвиля

  • УПОВАТЬ — на кого, твердо надеяться, ждать с уверенностью, полагаться, ничем не смущаясь. Уповайте на Господа, Псалтирь. На Бога уповай, а без дела не бывай. На Бога уповай, да сам не плошай. На Бога уповай, а от добрых людей не отставай. Упоанье, надея,… … Толковый словарь Даля

  • УПОВАТЬ — УПОВАТЬ, аю, аешь; несовер., на кого (что) (книжн., часто ирон.). Иметь упование, надеяться. У. на счастливый случай. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • уповать — Древнерусское (книж.) – пъвати (надеяться, доверять, быть убежденным). Слово не имеет достоверной этимологии. Возможно, что оно образовано от древнеиндийского слова со значением «очищает, искупает, проясняет». Родственными являются: Словенское –… … Этимологический словарь русского языка Семенова

  • упование — я; ср.; высок. 1) к уповать Упова/ние на встречу. Упова/ние на милосердие. 2) Надежда, вера в исполнение, осуществление чего л. Кого л. не покидало упова/ние на изменение судьбы. Жизнь, полная упований на лучшее будущее … Словарь многих выражений

  • Надеяться — см. Надежда, надеяться, упование, уповать … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • надежда, надеяться — ▲ вера, ▲ верить относительно, осуществление надежда вера в осуществление желания; ожидание осуществления чего л. положительного (нить надежды. луч надежды. большие надежды. добрая #. одна, единственная, последняя #. вся надежда на него. тайная … Идеографический словарь русского языка

Антирелигиозные пословицы и поговорки появились в давние времена. Бесчисленное их множество создано народами нашей страны. Они передавались из поколения в поколение, вбирая в себя чувства и мысли многих людей, распространялись в списках, несмотря на запрещение властей, на преследования церкви. И не случайно В. Г. Белинский обратился к пословицам, чтобы доказать неверие русского народа в бога. В своем знаменитом письме к Гоголю он отмечал, что русский народ антирелигиозен по своему существу. Эту же мысль проводил А. И. Герцен. Он писал: «Множество пословиц свидетельствует о безразличии русских к религии…».

В мудрых и глубокомысленных изречениях народ отразил свои наблюдения, жизненный опыт, свой взгляд на природу, общество, на различные явления окружающей нас действительности. Пословицы и поговорки — плоды раздумий и наблюдений многих поколений людей. Это народная философия, идущая из глубины души народной. В кратких и метких изречениях с предельной простотой народ выразил свои взгляды на религию, церковь, религиозные обычаи, праздники, обряды и т. п. Они отличаются необыкновенной остротой народного ума, образностью, юмором, иронией, яркостью слога.

«Ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, его мировоззрение, как в пословицах…— писал выдающийся советский писатель М. Шолохов.— Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знаний жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».

Антирелигиозные пословицы и поговорки имеют большое воспитательное значение. Массы подхватывают их, передают как советы, как добрые пожелания. В них выносится общественный приговор отживающему, отсталому, что мешает нашему продвижению к будущему. Они помогают искоренить пороки людей, бороться с пережитками прошлого, утверждают все новое, передовое, современное. Пословицы и поговорки учат овладевать знанием, наукой, которые освещают путь к новому, светлому, самому счастливому обществу на земле.

  1. Рай и ад нужны тому, кто богат (белорусская).
  2. Ни в аду, ни в раю нам делать нечего (украинская).
  3. Наполнится ад попами, да дьяками, да богатыми мужиками (русская).
  4. Ад стоит попами да неправедными судьями (русская).
  5. Пусти душу в ад — будешь богат (русская).
  6. Сначала привяжи осла, а уж потом поручи его аллаху (узбекская).
  7. Служащие алтарю от алтаря и питаются (русская).
  8. Писарь кормится пером, а поп — алтарем (белорусская)
  9. Аминем лиха не избудешь (русская).
  10. Вор с одним грехом, бай с многими грехами (калмыцкая)
  11. Коли кошель плох, не поможет и бог (русская).
  12. Против бедного и бог идет (русская).
  13. Где Библия, там дело гиблое (русская).
  14. Без бога шире дорога (русская).
  15. Бога забыли — лучше зажили (русская).
  16. Бог для всех один, но всё тому, кто господин (латышская).
  17. Где человек не сможет, там и бог не поможет (русская).
  18. Бог много обещает, да ничего не дает (мордовская).
  19. С богом пойти — счастья не найти; с наукой пойдешь — счастье найдешь (русская).
  20. Бог нужен тому, у кого в голове ума не хватает (мордовская).
  21. Бог наказывает, а сам грешит (белорусская).
  22. Бог не ровно делит: одному много, другому мало (белорусская).
  23. Бога просить — что решетом воду носить (русская).
  24. Бог ни правды, ни дружбы не знает (русская).
  25. Бога боялся — в дураках остался (русская).
  26. Бог живет наверху, а мучает внизу (еврейская).
  27. Бог дает орехи беззубому (русская).
  28. Богов не сеют, не жнут, их люди создают (русская).
  29. Всякие боги — убоги (русская).
  30. Бог смотрит не на сердце, а на имущество (лезгинская).
  31. Как бог смотрит на слепого, так и слепой на бога (русская).
  32. Где тот бог был, когда барин мужика колотил (русская).
  33. У бога для барина телятина жарена, а для мужика — хлеба краюха да в ухо (русская).
  34. Впусти бога в дом, он тебя об пол лбом (русская).
  35. Где нужда, там и бог (мордовская).
  36. Лодырь и бог — родные братья, оба ничего не делают (украинская).
  37. Не спасет всевышний, коли сам никудышный (русская).
  38. За богом пойдешь — ничего не найдешь (русская, белорусская).
  39. И бог обманом живет: у одного отберет, другому дает (белорусская).
  40. Если бога просить, то нечего будет в рот носить (русская).
  41. Кто в бога верит, у того карман пустеет (мордовская).
  42. Милостей у бога много, да, кроме попа, их никто не получает (мордовская).
  43. Бог дал: кому плов, а кому аппетит (армянская) .
  44. Не учись бога славить, учись государством править (русская).
  45. Вера в бога к земле гнет, вера в себя крылья дает (русская).
  46. На бога надейся, а сам не плошай (русская, мордовская).
  47. На бога полагаться — без хлеба остаться (русская).
  48. Господь бог что лучшее, то себе забирает (украинская).
  49. Прежде чем в бога верить, сначала, есть ли бог, надо проверить (белорусская).
  50. Поп да бог, пока разум плох, а с ясным умом и без них проживем (русская).
  51. Бог простит, только денежку покажи (русская).
  52. Божье негоже, людское лучше (русская).
  53. Богат богу брат (русская).
  54. И вор богу молится (русская).
  55. Кто много врет, тот много божится (русская)
  56. Вера в бога — врагам подмога (украинская).
  57. Вера в бога забыта — к свету и счастью дорога открыта (русская).
  58. Воля-то божья, да ум-то мой (латышская).
  59. Греши против бога, но не греши против народа (казахская).
  60. Грешнее попов людей не бывает (русская).
  61. За деньги и поп пляшет (русская).

Источник: А.М. Жигулев, «Без бога шире дорога. Атеистические пословицы и поговорки», 1963.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .