Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор (Киев)

У этого термина существуют и другие значения, см. Владимирский собор.

Православный храм

Владимирский собор

Володимирський собор


Фасад

Страна

Украина

Город

Киев

Конфессия

Православие

Епархия

Киевская епархия Православной церкви Украины

Тип здания

собор

Архитектурный стиль

неовизантийский стиль

Архитектор

Беретти, Александр Викентьевич

Дата основания

Строительство

1862—1882 годы

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Владимирский собор — памятник неовизантийской архитектуры в Киеве на бульваре Тараса Шевченко, над украшением которого работали ведущие художники Российской империи.

История

В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) в письме российскому императору Николаю I выразил идею сооружения в Киеве храма, который был бы памятником князю Киевскому Владимиру Святославичу. Предполагалось, что храм будет сооружён исключительно на благотворительные пожертвования.

12 июля 1853 года Николай I утвердил доклад Святейшего синода о сооружении в Киеве соборного храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, в августе был создан строительный комитет, в который вошли преимущественно духовные лица. Проектирование храма было поручено архитектору Ивану Штрому.

С 1857 года со смертью митрополита Филарета количество пожертвований ощутимо уменьшилось. Новый митрополит Исидор не так активно, как предшественник, следил за строительством храма. Он добился, что для сооружения храма был выделен участок земли рядом с Киевским университетом святого Владимира, хотя раньше участок для собора был выделен в пределах города Ярослава. Однако в 1857 году в Киев прибыл император Александр II, который заинтересовался проектом. Ознакомившись с ходом строительства собора, он повелел возвести его на пустыре между Бибиковским бульваром и Фундуклеевской улицей.

В 1859 году Иван Штром представил чертежи собора на рассмотрение строительного комитета. Собор был спроектирован в неовизантийском стиле, в плане он был крестовым. Собор должны были увенчать тринадцать золотых куполов. Строительный комитет, рассмотрев и одобрив проект, отправил чертежи в Петербург, где его утвердил лично Александр II.

В марте 1860 года была спланирована площадка для строительства соборного храма. Учитывая дефицит средств, строительный комитет поручил епархиальному архитектору Павлу Спарро переработать проект Штрома с целью уменьшения размеров сооружения и сметы на его строительство. Спарро, чтобы полностью не переделывать проект, решил снять боковые нефы, то есть изменить крестовидную основу. Вместо тринадцати куполов он оставил семь.

Непосредственный надзор за строительством строительный комитет поручил Александру Беретти, который внёс значительные изменения в проект Штрома — Спарро.

15 (27) июля 1862, в день празднования памяти князя Владимира, в присутствии местной аристократии и духовенства митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень будущего храма.

В 1866 году собор был выстроен до куполов. Однако неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия дали глубокие трещины. Стало понятно, что они не выдержат веса куполов. Работы прекратили, был создан специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов, из Петербурга вызвали Ивана Штрома. Выяснилось, что ситуация вызвана допущенными при переделках проекта ошибками в математических расчётах.

В 1875 году в Киев снова приехал император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма. Увидев пустую строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство. Из Петербурга немедленно вызвали архитектора Рудольфа Бернгарда, который совершил точные математические расчёты нагрузок на стены и перекрытия, а затем нашёл и техническое решение для ликвидации трещин. Внешние несущие стены было предложено укрепить пристройкой боковых нефов и контрфорсов.

В июне 1876 года были возобновлены строительные работы, которые возглавил киевский архитектор Владимир Николаев. Он разработал проекты боковых нефов. Внутри храм был разделён на три нефа: средний и два боковых, а те, в свою очередь, разделены хорами на две неравные части. Округлость строению предоставляли апсиды, соответствовавшие ширине внутренних нефов. В соборе планировалось сделать пять притворов (три внизу и два на хорах). Однако по византийским традициям было решено, что во Владимирском соборе будет один престол в среднем нефе, в правом же разместится жертвенник, а в левом — ризница. Ещё два алтаря — Ольгинский и Борисоглебский — должны были находиться на хорах.

В 1882 году двадцатилетнее строительство собора завершилось. Возник вопрос о внутреннем убранстве собора. Член Киевского церковно-археологического общества и профессор Киевской духовной академии Иван Малышевский выразил мнение, что внутренний вид собора должен стилистически и канонически соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир.

За создание проекта оформления и отделки собора взялся археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов. Через год он представил строительному комитету и Церковно-археологическому обществу детальный проект художественного оформления собора, указав место размещения каждого сюжета, его размеры, а также представив рисунки мраморных иконостасов и кивория. Однако строительный комитет этот проект отклонил. Создание нового проекта художественного оформления было поручено архитектору Владимиру Николаеву.

Владимирский собор. Начало XX века

Однако в это время Адриан Прахов представил свой проект оформления собора на рассмотрение Петербургского археологического общества, которое не только его одобрило, но и, заручившись поддержкой бывшего обер-прокурора Синода и министра внутренних дел Дмитрия Толстого, назначило профессора искусствоведения руководителем художественного оформления собора. Для росписей собора Адриан Прахов пригласил в 1885 году Виктора Васнецова, а впоследствии и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и некоторых других художников.

Предполагалось, что отделочные работы будут закончены к июлю 1888 года, к празднованию 900-летия крещения Руси, который наиболее торжественно отмечался именно в Киеве. Одновременно с собором должно было состояться установление памятника Богдану Хмельницкому. Но если памятник гетману был установлен, то освящение Владимирского собора ко дню празднества провести не смогли по причине опоздания отделочных работ. Невозможность соединить освящение храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, «наподобие того, как это было во время коронации, когда был освящён Храм Спасителя в Москве», стала очевидна уже к началу июня. Это послужило причиной большого разочарования организаторов.

Весной 1896 года роспись и отделка собора практически были завершены, за исключением Ольгинского и Борисоглебского приделов на хорах. Освящение должно было состояться 15 (27) июля, в день памяти князя Владимира, но торжества перенесли на более позднее время: ожидали приезда в Киев императора Николая II.

1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи, сановников, высшего духовенства и клира митрополит Киевский Иоанникий освятил Свято-Владимирский собор.

12 июня (30 мая) и 14 июня (1 июня) 1913 в соборе проводились торжественные богослужения с участием патриарха Антиохийского и всего Востока Григория IV.

В мае 1914 года при соборе основано Свято-Владимирское братство.

1 апреля (19 марта) 1917 в соборе состоялось торжественное богослужение памяти Тараса Шевченко.

В 1929 году Всеукраинский центральный исполнительный комитет одобрил решение о закрытии собора и превращении храма в Музей антирелигиозной пропаганды. Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института.

Во время немецкой оккупации собор был отреставрирован, на конец 1943 года намечалось его торжественное освящение. После освобождения Киева в 1944 году стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.

В 1988 году в храме прошли торжества, посвящённые 1000-летию Крещения Руси.

В 1995 году в храме состоялся Собор Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), на котором митрополит Филарет (Денисенко) был избран патриархом Киевским и всея Руси-Украины. Собор не был признан ни одной из Поместных православных церквей.

После объединения УПЦ (КП) и УАПЦ в декабре 2018 года и создания на их базе Православной церкви Украины (ПЦУ) храм остался под фактическим контролем Филарета (Денисенко), который 20 июня 2019 года провёл здесь собрание, заявившее о воссоздании Киевского патриархата. Министерство культуры Украины, впрочем, отрицает восстановление УПЦ (КП).

  • Интерьер Владимирского собора
  • Собор святителей Вселенской церкви (1885—1896)

  • Соблазнение Евы змеем (1885—1896)

  • Крещение Святого князя Владимира (1885—1896)

  • Крещение Святого князя Владимира (1890)

  • Интерьер собора

  • Паникадило

  • Крещение киевлян

  • Русские епископы, фреска работы Виктора Васнецова

> См. также

  • Крещение Руси (фреска)

Примечания

  1. «Нигде в мире небывалый юбилей». Свято-Покровский Голосеевский монастырь.
  2. Пігідо-Правобережний Ф. Велика вітчизняна війна. — Два роки німецької окупації. (укр.)
  3. Раскол Филарета. „Собор“ возобновил деятельность Киевского патриархата. BBC, 20 июня 2019.
  4. Минкульт Украины подтверждает ликвидацию УПК (КП).
  5. Киевского патриархата не существует — Минкульт Украины.

> Литература

  • Храм святого Владимира в Киеве // Неделя строителя. — СПб., 1896. — № 33, 34. — С. 147—148, 153—154. Архивировано 7 ноября 2017 года.

Ссылки

  • Официальный сайт (укр.)
  • Собор-шедевр. Иллюстрированная справка о Свято-Владимирском соборе в Киеве.
  • Владимирский собор на SkyscraperPage.com (англ.)
  • 3D-модель Свято-Владимирский кафедральный собор в слое «3D-здания» в Google Планета Земля
  • Владимирский собор – памятник традициям меценатства. Журнал «Антиквар»

В росписи собора принимали участие разные художники, но здесь мы рассмотрим росписи Виктора Васнецова.
Главная роль в декоре храма принадлежит В.М.Васнецову. Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора. Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел. Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В.М. Васнецова принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. За весь период работы он расписал более 2 тысяч квадратных метров.
Роспись Виктора Васнецова (фото и эскизы)
Единородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора
Христос-Вседержитель (Пантократор), 1885-1896
Икона «Господь Вседержитель» — один из самых распространенных в России иконографических типов Спасителя. Духовное и богословское содержание иконы заключается в представлении Господа Иисуса Христа как Вершителя судеб мира, Источника Истины и Жизни: одной рукой Господь благословляет, во второй руке Он держит книгу как многогранный символ и Благой Вести, и Книги Жизни, в которую вписаны имена спасенных, и Божественной мудрости. Традиционно входящая в венчальную пару икон, икона «Господь Вседержитель» обычно первой входит в дом молодой семьи, к ней обращаются при чтении утренних и вечерних молитв и во всякой нужде и в радости. Икона Господа Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя всех грехов человеческих, должна быть в каждом православном доме.
Взгляд Спасителя строгий и милующий одновременно, проникающий в глубины человеческой души.
В барабане (основании) купола изображено Предверие Рая.

Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996

Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)

Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)
Роспись барабана (основания) главного купола Владимирского собора изображает предверие рая.
В настоящее время находится довольно в плачевном состоянии.
Центр росписи — несомненно образы трех главных Архангелов небесной иерархии — Архистратиг Михаил, Гавриил и Рафаил. Справа от них выделяется фигура разбойника согбенного под тяжестью креста. Вера, которую он исповедал на этом кресте, спасла его; обет Христа: ныне будешь со мною в раю — исполнился.
Над разбойником — Адам, седой старик, его держит за руку ангел, рядом Ева, руки сомкнуты в молитвенном жесте, на лице как будто неверие своему счастью — долгая трагедия человечества, начавшаяся с ее грехопадения, теперь пришла к концу, потерянный рай возвращен. С ними их сын, благочестивый Авель, в виде нежного женственного отрока с восторженно простертыми руками.
Позади их Мария Магдалина в темном покрывале на полуобнаженных плечах, с разметавшимися роскошными волосами, которыми она некогда отерла ноги Спасителя, со взглядом, исполненном веры. Возле этого молодого, прекрасного лица старое, изборожденное морщинами лицо Марии Египетской и длинные космы седых волос, которые 47 лет заменяли ей в пустыне одежду. Прижавшись головой к Марии Магдалине, она не то ободряет ее, не то делится с ней какой-то поразившей ее мыслью.
Еще дальше трогательная группа мученицы св. Софии и ее трех дочерей — Веры, Надежды и Любви. Ангел указывает им на рай. София, спокойная, с твердой и кроткой верой в лице, смотрит на райские врата. Но дочери ее, как бы испуганные земными мучениями, боязливо жмутся к ней. Прелестное личико прильнувшей к ее плечу темноволосой девочки измучено и печально. Самая младшая с роскошными белокурыми кудрями спрятала головку на груди у матери.
На третьей части росписи, — великомученица Варвара, прижимающая к себе тот меч, которым ей отсекли голову. Ее поддерживает Ангел. Дальше дивной красоты группа св. Екатерины и поддерживающих ее Ангелов (помните монастырь на горе Синай в Египте?, по приданию ангелы вознесли тело Великомученицы после казни на гору Синай, где в VI веке его обрели монахи и перенесли в монастырь). Взгляд Святой тверд и спокоен, на руке ее блестит обручальное кольцо, символ обручения ее с Небесным Женихом.
Далее изображен равноапостольный Владимир с крестом и жена его Анна. Под ними смуглые восточные лица пяти мудрых дев, у которых хватило елею, что бы дождаться Жениха. Над Владимиром и Анной их сыновья мученики Борис и Глеб, и св. Алексий.
Еще дальше, прямо против центральной группы Ангелов торжественно шествуют в зеленоватых ассирийских одеждах три отрока, чудесно спасшиеся в пещи огненной. За этими главными фигурами целый сонм праведников и праведниц с радостными лицами, с пальмовыми ветвями, сливающийся в один светлый венец. Таков сюжет этой знаменитой картины, прославившейся как смелостью концепций, так и вдохновенным исполнением.
По церковному преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства. Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках». Окончательное разделение на спасенных и осужденных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».

Бог Отец (Бог Саваоф)
Бог Отец (лат. Deus Pater) — в христианстве первая ипостась Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).

Крестная смерть
Распятие Христово — это казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий
Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
Символ Евангелиста Иоанна — Орел.
Апостол и Евангелист Левий Матфей
Символ Евангелиста Матфея — Человек.
На свитке который подает ангел Матфею написаны завершающие слова Евангелия от Матфея в которых Иисус посылает своих учеников нести слово учения всем народам и обещает быть всегда рядом с ними:
се Аз с вами есмь во вся дни… века (Мф. 28, 20) или в современном звучании «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Апостол и Евангелист Марк
Символ Евангелиста Марка — Лев.
Апостол и Евангелист Лука
Символ Евангелиста Луки — Телец.
Серафимы (орнамент)
Серафим — ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин.
Все иконы алтаря Владимирского собора написаны на свинцовых досках, толщиной около 2 см.
Мария Магдалина — христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.
С Марией Магдалиной связывают появление традиции пасхальных яиц: по легенде, когда Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, то император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.
Святой Владимир
Владимир I Святославич (др.-русск. Володимеръ Святъславь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.
Святая Ольга
Княгиня Ольга, в крещении Елена (умерла 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича (древляне привязали его к двум согнутым деревьям и разорвали), как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.

Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896
Святой Князь Михаил Черниговский
Святой Нестор-Летописец

Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.

Страшный суд. 1885-1896
Страшный суд, Судный день — последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.
Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды
В основе изображения Христа в виде агнца (жертвенное животное) лежат слова евангелиста Иоанна: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29).
«…ось Агнець Божий, який бере на себе гріхи світу» Ін 1.29
Изображение Христа в иносказательном символическом образе было распространено в среде христиан в периоды гонений на христианскую веру римских властей. Тогда они были понятны лишь посвященным.
Впоследствии, после установления христианства в качестве официальной религии Римской империи в 4 веке, церковный собор запретил изображать Христа в виде отличном от канонического.
Однако такие символические, обращенные к традициям первых веков христианства, изображения можно довольно часто встретить и в наши дни.
Евхаристия
Данное изображение находится в закрытой для посещения части Храма — алтаре. Увидеть его можно или частично во время службы через врата в иконостасе или сверху, находясь на хорах Собора. Внутреннее убранство алтаря можно осмотреть с помощью панорамы алтарь в разделе виртуальный тур данного сайта.
Евхаристия (греч. благодарение), Святое Причастие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд или — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.
Согласно Евангелию, евхаристия была установлена самим Иисусом Христом на Тайной Вечери. Причащение необходимо каждому христианину для спасения:
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Ин.6:53-58).
Образ Богоматери у Виктора Васнецова
В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке. Как повелели, так Прахов и сделал.
Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во Владимирском, весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии…
Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделаны когда то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.
Около двух лет писал Васнецов этот образ. Когда леса были убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери.
Вот она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица небесная несет грешному миру своего Сына… ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ наполнен любовью и человеческой красотой.
Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и свободную трактовку. Этот образ стали называть с тех пор Васнецовской Богоматерью.
Дочь Прахова в образе Серафима
Росписи Собора проходили под руководством профессора Адриана Прахова более 10 лет. За это время художники сдружились, а дом Прахова стал своеобразным клубом, средоточием их общения. Нестеров и Врубель были влюблены в харизматичную, не отличавшуюся особенной красотой Эмилию Прахову (ее портрет есть на страничке Врубеля). Михаил Врубель даже избразил ее в образе Мадонны в Кирилловской церкви.
Чрезмерное увлечение женой патрона стоило Врубелю участия в росписях Владимирского Собора. Его эскизы были отвергнуты. Васнецов же, как видим, ограничился прелестным детским портретом, изобразив дочь Прахова в образе серафима.
Ветхозаветные Пророки
Пророки — одна из первых работ Васнецова в соборе. …
Пророки — это две группы людей, лицами обращенных к запрестольной «Богоматери», предмету их пророчеств. Это уже не портреты, каковы изображения святителей, а фигуры в движении, со взглядами обращенными в определенную точку, с лицами, воодушевленными определенными чувствами и определенной мыслью… Двенадцать великолепных лиц, двенадцать своеобразных одеяний, двенадцать вдохновенных оюразов. Давид, в причудливом роскошном царском наряде, сосредоточенно играющий на лире; также пышно одетый безбородый юноша Соломон, с прекрасным восточным лицом, с большими мудрыми черными глазами, видящими будущее; богатырь и воин Гедеон; мальчик Даниил с горящими глазами; седой, в рубище Исайя, ликующий в пляске; великий Моисей с заповедями в руках.
Текст рядом с пророками гласит: пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз — слова апостола Павла следующие за словами Апостола Петра, которые нанесены напротив. Полностью мы произносим эти слова перед причастием:
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз?.
Заметьте, что вначале мы произносим исповедание апостола Петра, а затем произносим слова апостола Павла, который называет себя самым первым грешником из всех людей. Таким образом, в одной молитве соединяются вера Петра и смирение Павла, дерзновение и самоуничижение.
Пророки Ветхого Завета
Текст рядом с пророками гласит: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго.
Вход Господень в Иерусалим
Св.Ирина
Эскизы
Андрей Боголюбский (эскиз)
Княгиня Евдокия, 1885-1893
Святой Нестор-летописец, 1885-1893
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.
Святой Алипий Живописец, 1885-1893
Святая княгиня Ольга, 1885-1893
Святой Александр Невский, 1885-1893
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893
Росписи других художников (фото и эскизы)
Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.
Нестеров Михаил. Святой Кирилл
Нестеров Михаил. Святой Мефодий
Нестеров Михаил. Богоявление
Над созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А.И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского. Все, работавшие над оформлением собора худодники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А.В. Прахова.
Котарбинский Вильгельм.Тайная вечеря
Котарбинский Вильгельм. Воскресение Лазаря
Котарбинский Вильгельм. Распятие Иисуса Христа
Котарбинский Вильгельм. Моление о чаше
Котарбинский Вильгельм. Святой Пафнутий
Котарбинский Вильгельм. Серафимы — Малый купол Собора
Котарбинский Вильгельм. Роспись потолка
Своды боковых нефов изображают библейский сюжет «Дни творения». Авторами этих композиций стали художники П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский.
Росписи сводов на хорах содержат сюжеты из земной жизни Иисуса Христа. В данном случае мы можем увидеть сюжет «Преображение Господне».
Сведомский Павел. Преображение Господне
Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898 г.
Правый неф
I интерактивная экскурсия по собору I

Владимирский собор в Киеве – это одно из многих поистине знаковых мест столицы Украины, которые, вместе взятые, и составляют исторический портрет города.



Архитектура Владимирского собора, построенного в честь крестителя Руси – князя Владимира , традиционна для русского зодчества.
Владимир Святославович. Гравюра И.И. Матюшина с рисунка Ф.Г. Солнцева, 1889
Внешнее и внутреннее убранство собора выполнено в старовизантийском стиле, который присущ церквям, строившимся во времена Ярослава Мудрого и Владимира Святого.
С другой стороны, в архитектуре храма отчетливо видны и черты Николаевского стиля, преобладающего во многих зданиях того времени. Шестистолпный Владимирский собор в Киеве увенчан семью куполами. Длина храма составляет 55 метров, ширина — 30, в высоту собор вместе с крестом достигает 49 метров.
По некоторым источникам, идея создания Владимирского собора в Киеве принадлежит митрополиту Филарету Амфитеатрову. Что касается официального подтверждения строительства храма, то оно было получено от Николая I в 1852 году. Обращение Филарета к народу со словами о том, что в граде Киеве до сих пор еще нет «храма Божия во имя святого Равноапостольного князя Владимира», нашло отклик в сердцах многих верующих. Был брошен своеобразный клич на сбор средств для возведения собора. Первым свою посильную лепту внес сам митрополит, пожертвовав 7 тысяч рублей. Идею поддержало достаточно большое количество людей и, к 1859 году было собрано около 100 тыс. рублей. Киево-Печерская Лавра также внесла свой вклад в это благое дело, предоставив для строительства миллион штук кирпича.
Авторство первоначального проекта Владимирского собора в Киеве приписывают архитектору И.В. Штрому. Однако, его идея была настолько неподъемной по финансам, что проект был значительно видоизменен в сторону уменьшения количества затрачиваемых средств. Дальнейшей разработкой занялся епархиальный архитектор П.И. Спарро. Вместо планируемых 13 куполов он решил оставить всего 7, внес в проект и другие изменения.
Последующую работу над планированием Владимирского собора взял на себя архитектор А.В. Беретти, который, в свою очередь, тоже внес кое-какие коррективы, увеличив размеры храма в полтора раза. Именно по проекту А.В. Беретти и был возведен собор, а первый камень в его основание заложил митрополит Арсений, что произошло 15 июня 1862 года. Эта дата была выбрана неслучайно, именно 15 июня на Руси праздновался день памяти князя Владимира.
В течение двух лет, с 1862 по 1864 годы, кипела работа над строительством Владимирского собора в Киеве. Но, даже несмотря на то, что стены были выведены уже почти до куполов, строительство пришлось приостановить. На арках, сводах, да и на самих стенах храма стали появляться трещины, причем довольно глубокие, представлявшие опасность для здания. Чтобы исправить эти недостатки требовались огромные финансовые вливания, а достаточных средств на тот момент в казне не было. Поэтому, десять следующих лет недостроенный храм ожидал своей участи.
Только в 1875 году по приказу Государя Александра Николаевича строительство собора было возобновлено. Доработку проекта поручили Рудольфу Бернгарду, а все последующие работы выполнял архитектор В.Николаев, под руководством которого все-таки удалось завершить возведение храма. Эпопея с появлением в Киеве Владимирского собора закончилась только в 1882 году.
Первоначальный проект внутреннего убранства храма принадлежит В.Николаеву, но позднее, в 1885 году руководство оформлением декора собора была передано А.В. Прахову. Он не только управлял командой художников, но и выступил автором некоторых деталей интерьера, в частности массивных бронзовых дверей, на которых изображены образы княгини Ольги и князя Владимира.
Мрамор – главный материал, из которого выполнен центральный иконостас Владимирского собора в Киеве. Для отделки иконостаса и пола разноцветный мрамор специально доставляли из Италии, Франции, Бельгии и Испании. Мозаичные работы выполняли мастера из Венеции, а серебряную утварь для обрядов поставляла на тот момент очень известная ювелирная фирма Хлебникова.
Мраморный иконостас, выполненный по эскизам Адриана Прахова
Не секрет, что основная ценность Владимирского собора – это его уникальные росписи, благодаря которым храм получил статус памятника культуры. В работе над оформлением собора приняли участие ведущие русские художники В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбиньский, работавшие под руководством А.В. Прахова.
Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898г.(?)
Стены храма украшают огромные композиции на библейские темы, которые, взятые воедино, представляют посетителям историю русской церкви. Здесь можно лицезреть фигуры русских святых, мучеников, святителей, князей и святых жен. Удивителен тот факт, что авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество, как долг каждого человека перед Богом. Примечательно и то, что на стенах храма изображены не только лики святых, но и исторические сюжеты, как то «Крещение князя Владимира» и «Крещение Киевской Руси», а также портреты исторических личностей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги.
Виктор Васнецов.Крещение князя Владимира
Виктор Васнецов.Крещение Киевской Руси
Первым, кто предложил свои эскизы для оформления Владимирского собора в Киеве стал М.А. Врубель. К сожалению, его видение внутреннего декора храма было отвергнуто, но художнику все-таки удалось оставить свой след, он работал над отдельными орнаментами, а также расписал правый неф собора.
Правый неф
Левый неф
Главная роль в декоре храма принадлежит В.М.Васнецову. Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора. Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел. Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В.М. Васнецова принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. За весь период работы он расписал более 2 тысяч квадратных метров.
Главным детищем В.М.Васнецова стало изображение Богоматери с Младенцем в центральной части алтаря. Когда посетитель заходит во Владимировский собор в Киеве, то в глаза сразу же бросается образ Божьей Матери, освещенный теплыми лучами.
Искусствоведы недаром назвали этот образ «Васнецовской Божьей Матерью», ведь художник по-своему трактовал привычный для многих сюжет, наделив Марию человеческими чертами. Однако вместе с тем, он сумел передать великую божественность и святость лика. По словам самого В.М. Васнецова, его главной задачей было гармонично соединить в образе Царицы Небесной божественное начало и человеческие добродетели. Существует такая легенда, что когда однажды утром Васнецов вместе с Праховым вошли в храм, то на стене были отчетливо видны очертания образа Божьей Матери с младенцем. Художник стремглав бросился обводить красками этот образ. Таким образом, из-под кисти В.М.Васнецова вышли следующие композиции: Евхаристия, Собор Святителей Русской и Вселенской Церквей, Святые пророки, Бог-Слово, Бог-Отец и Бог-Сын, Христос-Спаситель, Страшный Суд, Блаженство Рая, Грехопадение. По завершении всех работ В.М.Васнецов сказал свою знаменитую фразу: «Я поставил свечку Богу».
Евхаристия
Собор Святителей Русской и Вселенской Церквей
Русские епископы
Бог Слово
Бог Отец
Бог — Сын (Крестная смерть)
Христос Вседержитель
Ветхозаветные Пророки
Пророки Ветхого Завета
Страшный суд
Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды
Евангелист Иоанн
Евангелист Матфей
Евангелист Лука
Евангелист Марк
Св.Ирина
Виктор Васнецов.Добрыня — дядя и воевода князя Владимира Святого является историческим прототипом богатыря Добрыни Никитича
Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.
Нестеров Михаил Васильевич.Святой Кирилл
Нестеров Михаил Васильевич.Святой Мефодий
Нестеров Михаил Васильевич.Богоявление
Над созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А.И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского. Все, работавшие над оформлением собора худодники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А.В. Прахова.
Котарбинский Вильгельм Александрович.Тайная вечеря
Котарбинский Вильгельм Александрович.Воскресение Лазаря
Котарбинский Вильгельм Александрович.Распятие Иисуса Христа
Котарбинский Вильгельм АлександровичМоление о чаше
Котарбинский Вильгельм Александрович.Святой Пафнутий
Котарбинский Вильгельм Александрович.Серафимы — Малый купол Собора
Котарбинский Вильгельм Александрович.Роспись потолка
Своды боковых нефов изображают библейский сюжет «Дни творения». Авторами этих композиций стали художники П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский.
Росписи сводов на хорах содержат сюжеты из земной жизни Иисуса Христа. В данном случае мы можем увидеть сюжет «Преображение Господне».
Сведомский Павел Александрович.Преображение Господне
Торжественная церемония освящения Владимирского собора в Киеве состоялась 20 августа 1896 года. Руководил обрядом Высокопреосвященный митрополит Иоанникий, своим присутствием празднество почтили император Николай с супругой Александрой Федоровной.
В 30-е годы 20 века во Владимирский собор были перенесены мощи Святой Варвары, привезенные в Киев еще князем Святополком и доселе хранившиеся в Михайловском Златоверхом монастыре.
Здесь же хранятся мощи св. Макария.
На сегодняшний день Владимирский собор принадлежит Киевскому патриархату.
Цитата из летописи о событиях тысячелетней давности
Сергей Брандт.Киев.Владимирский собор.Вид из ботанического сад Цитата сообщения Matrioshka Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Владимирский собор (Киев)

Автор — tantana. Это цитата этого сообщения

Владимирский собор (Киев)

Начало строительства Владимирского Кафедрального собора — 15 июля 1862 года. Строительство здания завершено в 1882 году. В росписи и оформлении храма принимали участие выдающиеся художники своего времени: Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Вильгельм Котарбинский, Павел Сведомский, Михаил Врубель. Весной 1896 года роспись и оформление собора были завершены. 20 сентября 1896 года митрополит Ионакий освятил Свято-Владимирский собор. В 1944 году Свято-Владимирский собор стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины. После провозглашения независимости Украины возник Киевский Патриархат Украинской Православной Церкви. С 1995 года — Свято-Владимирский кафедральный патриарший собор.

Паникадило

Православный храм — это гораздо больше, чем дом молитвы, — это целый мир, …собранный воедино благодатью,таинственно преображенный в соборное тело Христово.Е.Н. Трубецкой

Устроение храма это своеобразный гимн красоте. Он выражен в единстве трех областей: земной, небесной и Божественной. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: притвор (или нартекс по гречески), собственно храм (или наос) и алтарь.

Икона «Господь Вседержитель»(Васнецов) — один из самых распространенных в России иконографических типов Спасителя. Духовное и богословское содержание иконы заключается в представлении Господа Иисуса Христа как Вершителя судеб мира, Источника Истины и Жизни: одной рукой Господь благословляет, во второй руке Он держит книгу как многогранный символ и Благой Вести, и Книги Жизни, в которую вписаны имена спасенных, и Божественной мудрости. Традиционно входящая в венчальную пару икон, икона «Господь Вседержитель» обычно первой входит в дом молодой семьи, к ней обращаются при чтении утренних и вечерних молитв и во всякой нужде и в радости.

Ветхозаветные Пророки

Роспись кисти Котарбинского

кисти Котарбинсого

Роспись потолка. Серафимы,фреска кисти В.Котарбинского

Страшный суд, Судный день(Васнецов )- последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.

В XII веке армянский поэт (у армян он считается еще и святым) Грегор Нарекаци в своей «Книге скорбных песнопений» написал:

Мне ведомо, что близок день суда,
И на суде нас уличат во многом…
Но Божий суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет суд? – Я поспешу туда!
Я пред Тобой, о, Господи, склонюсь,
И, отрешась от жизни быстротечной,
Не к Вечности ль Твоей я приобщусь,
Хоть эта Вечность будет мукой вечной?

Бог Отец,кисти Васнецова

Бог Отец (лат. Deus Pater) — в христианстве первая ипостась Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).

Христианство считает его Творцом мира и человека: «Отец есть предначинательная причина всего существующего». При этом в процессе творения участвовали все ипостаси Троицы: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — вся сила их» (Пс.32:6). Ириней Лионский называет Слово (Бог Сын) и Дух двумя руками Отца

Бог Слово,кисти Васнецова

Бог-Слово или Логос в Евангелии от Иоанна означает второе лицо святой Троицы.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. «, — так начинает свое Евангелие святой апостол и евангелист Иоанн (Иоан.1:1 )

Святой Мефодий, кисти Нестерова

Святой Кирилл,кисти Нестерова

Святые Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие Богослужебные книги.

Роспись барабана (основания) главного купола Владимирского собора изображает предверие рая,кисти Васнецова

Центр росписи — несомненно образы трех главных Архангелов — Архистратиг Михаил, Гавриил и Рафаил.

По церковному преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда .

Часть справа от Архангелов,кисти Васнецова

Справа от них выделяется фигура разбойника согбенного под тяжестью креста. Вера, которую он исповедал на этом кресте, спасла его; обет Христа: ныне будешь со мною в раю — исполнился.

Над разбойником — Адам, седой старик, его держит за руку ангел, рядом Ева, руки сомкнуты в молитвенном жесте, на лице как будто неверие своему счастью — долгая трагедия человечества, начавшаяся с ее грехопадения, теперь пришла к концу, потерянный рай возвращен. С ними их сын, благочестивый Авель, в виде нежного женственного отрока с восторженно простертыми руками.

Позади их Мария Магдалина в темном покрывале на полуобнаженных плечах, с разметавшимися роскошными волосами, которыми она некогда отерла ноги Спасителя, со взглядом, исполненном веры. Возле этого молодого, прекрасного лица старое, изборожденное морщинами лицо Марии Египетской и длинные космы седых волос, которые 47 лет заменяли ей в пустыне одежду. Прижавшись головой к Марии Магдалине, она не то ободряет ее, не то делится с ней какой-то поразившей ее мыслью.

Еще дальше трогательная группа мученицы св. Софии и ее трех дочерей — Веры, Надежды и Любви. Ангел указывает им на рай. София, спокойная, с твердой и кроткой верой в лице, смотрит на райские врата. Но дочери ее, как бы испуганные земными мучениями, боязливо жмутся к ней. Прелестное личико прильнувшей к ее плечу темноволосой девочки измучено и печально. Самая младшая с роскошными белокурыми кудрями спрятала головку на груди у матери.

Третья часть

На третьей части росписи, — великомученица Варвара, прижимающая к себе тот меч, которым ей отсекли голову. Ее поддерживает Ангел. Дальше дивной красоты группа св. Екатерины и поддерживающих ее Ангелов (помните монастырь на горе Синай в Египте?, по приданию ангелы вознесли тело Великомученицы после казни на гору Синай, где в VI веке его обрели монахи и перенесли в монастырь). Взгляд Святой тверд и спокоен, на руке ее блестит обручальное кольцо, символ обручения ее с Небесным Женихом.

Далее изображен равноапостольный Владимир с крестом и жена его Анна. Под ними смуглые восточные лица пяти мудрых дев, у которых хватило елею, что бы дождаться Жениха. Над Владимиром и Анной их сыновья мученики Борис и Глеб, и св. Алексий.

Еще дальше, прямо против центральной группы Ангелов торжественно шествуют в зеленоватых ассирийских одеждах три отрока, чудесно спасшиеся в пещи огненной. За этими главными фигурами целый сонм праведников и праведниц с радостными лицами, с пальмовыми ветвями, сливающийся в один светлый венец. Таков сюжет этой знаменитой картины, прославившейся как смелостью концепций, так и вдохновенным исполнением.

Серафимы,кисти Васнецова

Серафим — ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин.

— Серафимы (с иврита — горящие, пламенеющие, огненные, (Ис 6:2-3)) — шестикрылые ангелы. Пламенеющие, Огненные. Они пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней.

— Херувимы (др.-греч. — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости (Быт 3:24; Иез 10; Пс 17:11)) — четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение. Сатана был из чина херувимов.

Евхаристия,кисти Васнецова

Евхаристия (греч. благодарение), Святое Причастие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд.

Данное изображение находится в закрытой для посещения части храма — Алтаре.Увидеть его можно частично во время службы через врата в иконостасе или сверху, находясь на хорах собора.

Мраморный иконостас, выполненный по эскизам Адриана Прахова

Святой Владимир ,Васнецов

Владимир I Святославич (др.-русск. Володимеръ Святъславь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 или 989 году выбрал православие в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).

Правнук того самого Рюрика, внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги.

Крещение Святого Владимира,Васнецов

Крещение Киевской Руси,Васнецов

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.

Нестор Летописец,Васнецов

Нестор — древнерусский писатель, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря.

Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Князь Святослав — отец Владимира,Васнецов

Святослав Игоревич (942-март 972) — великий князь киевский с 945 по 972 гг., прославившийся как полководец.

Русский историк Н. М. Карамзин назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории». По словам академика Б. А. Рыбакова: «Походы Святослава 965-968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии.

Святая Ольга,Васнецов

Княгиня Ольга, в крещении Елена (умерла 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича , как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.Бабушка князя Владимира Крестителя Руси.

Добрыня — дядя и воевода князя Владимира Святого является историческим прототипом богатыря Добрыни Никитича,Васнецов

Богородица кисти Васнецова

Богородица кисти Нестерова

Богородица кисти Нестерова

Мария Магдалина,Васнецов

В православной и католической церквях почитание Магдалины отличается: православие почитает её исключительно как мироносицу, излечённую от семи бесов и фигурирующую только в нескольких евангельских эпизодах, а в традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы и Марию из Вифании.

Все иконы алтаря Владимирского собора написаны на свинцовых досках, толщиной около 2 см.

Иисус Христос,Васнецов

Въезд в Иерусалим.Фреска принадлежит кисти Котарбинского

Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под владычеством римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства.

Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на осленке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны).

Воскресение Лазаря .Фреска принадлежит кисти Котарбинского

Тайная вечеря.Роспись выполнена В. Котарбинским в соавторстве с Павлом Сведомским.

Тайная вечеря — последний ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами накануне крестных страданий, на котором он установил Таинство Евхаристии (Причащения; Мф.26:17-29), произошедший в Великий Четверг.

На Тайной Вечере Иисус заповедал апостолам: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк.22:19). Христос говорит о своей крови в этот день: «Пийте от нея вси» (Мф.26:27).

По преданию, десять из присутствовавших в тот день на Тайной вечере апостолов позднее приняли мученическую смерть.

Суд Пилата. Фреска принадлежит кисти Котарбинского.

Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Моление о чаше. Фреска принадлежит кисти Котарбинского

Моление о чаше (Гефсиманское моление) — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: божественную и человеческую.Гефсиманское моление Иисуса Христа с точки зрения богословов было выражением его страха перед смертью, свойственного человеческой природе.

Крестная смерть,Васнецов

Распятие Христово — это казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий
Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.

Согласно сообщения евангелистов при распятии Иисуса присутствовали:
* Мария, мать Иисуса Христа, традиционно Богородица;
* Иоанн Богослов (ему Иисус вверил заботится о своей матери: «Иисус, увидев
Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се,
сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей
взял Ее к себе» (Ин.19:26-27);

* Мария Магдалина;
* Мария Клеопова;
* Два разбойника, распятые по сторонам от Иисуса;
* Римские воины во главе с сотником, именуемым в апокрифах Лонгином;
* Народ, первосвященники и книжники, которые насмехались над Иисусом.

Предметы, использовавшиеся при распятии Иисуса вошли в число орудий Страстей
Христовых и стали почитаемыми христианскими реликвиями.

Христовых и стали почитаемыми христианскими реликвиями. К ним относятся:
* Крест Животворящий, на котором был распят Иисус, является священной реликвией христианства.
* Титло INRI — табличка со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский» написанными по указанию Пилата (Ин.19:19).
* Гвозди, которыми тело Иисуса было прибито к Кресту.
* Губка, с которой Иисуса напоили уксусом.
* Чаша Грааля, в которую, по преданиям, собрали кровь Иисуса Христа.
* Лестница, с помощью которой сняли тело мёртвого Иисуса с Креста.
* Клещи, которыми вынимали гвозди.

Распятие происходило на Голгофе («лобное место» от арамейского «череп») — невысокий холм за границей гродских стен Иерусалима. Был традиционным местом публичных казней.

Своё название холм получил от того что имел форму черепа. Также существует предание, что Ной перед потопом взял череп и кости Адама в ковчег, а по его окончании Сим похоронил череп и две кости на Голгофе.

Христианские богословы считают, что кровь Христа омыла захороненный на Голгофе по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения.

Преображение Господне кисти Сведомского

Евангелист Лука,Васнецов

Лука — апостол от семидесяти, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырех Евангелий и Деяний святых апостолов. Евангелист Лука также считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.

Евангелист Иоанн

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь.

Евангелист Марк

Марк — один из четырёх евангелистов, по происхождению иудей (родился в Иерусалиме), но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа.

Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя.

Евангелист Матфей

На свитке, который подает ангел Матфею, написаны завершающие слова Евангелия от Матфея, в которых Иисус посылает своих учеников нести слово учения всем народам и обещает быть всегда рядом с ними:

се Аз с вами есмь во вся дни… века (Мф. 28, 20)

Собор Святителей Русской и Вселенской Церкви

Русские епископы, фреска собора ,Васнецов.(тыц)

«Захват Филаретом Владимирского кафедрального собора – величайшее преступление нашего времени»

17-й год верующие Свято-Владимирского прихода молятся в крошечном помещении напротив захваченного раскольниками кафедрального Владимирского собора.

– Первое время раскольники сюда часто захаживали, – рассказывает настоятель Владимирского прихода, что при 18-й городской больнице, протоиерей Андрей Миткалик. – Им покоя не дает наш маленький больничный храм. Ведь сюда приходят и студенты Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, и преподаватели, и врачи, и пациенты больницы. Все, кто понимает, что во Владимирском соборе нет благодати Божией, приходят к нам. Среди нашей паствы и медицинские работники, и профессора, и писатели, и пенсионеры, коренные киевляне, которые выросли под сводами Владимирского собора и уже состарились. Туда ходили их родители, деды и прадеды. А теперь эта великая святыня, величественный храм, построенный в честь 900-летия Крещения Киевской Руси исключительно на пожертвования дореволюционной паствы Российской империи, где покоятся мощи великомученицы Варвары и священномученика Макария, митрополита Киевского, уже более двух десятилетий пребывает в плену раскола. Захват Филаретом в 1992 году Владимирского кафедрального собора – величайшее преступление нашего времени!

Сама история обличает раскол и задает вопросы

И в самом деле, почему ряженые раскольники во главе со своим одряхлевшим 88-летним лидером, изо дня в день поносящие все «русско-имперское» (начиная с церковно-славянского языка, который никакого отношения к современному русскому не имеет, и заканчивая постоянным обливанием грязью канонической Украинской Православной Церкви), преспокойно восседают на кафедре и в алтаре Владимирского собора?

Собора, в истории которого, увы, нет и намека на украинско-националистическую идею, с которой уже столько лет носятся филаретовцы, подхватившие знамя УАПЦэшной «липковщины», родившейся из кровавой пены революции 1917 года? Почему Филарет, в свое время называвший украинский язык «польско-еврейским диалектом» и призывавший появившихся из-за океана в начале 1990-х автокефалистов «давить танками», метивший в «патриархи Московские и всея Руси» в 1990 году (будучи тогда еще законным украинским экзархом РПЦ), силовым методом присвоил себе Владимирский кафедральный собор, строительство которого было утверждено в 1853 году Российским императором Николаем І?

Следует вспомнить также, что и архитектурный проект, и строительство, и сбор средств, а затем и роспись собора – все это осуществлялось архитекторами и художниками все той же ненавистной империи. Архитектором этого уникального собора был Иван Васильевич Штром – российский зодчий, академик архитектуры и тайный советник. Построенные по его проектам храмы и другие сооружения стали украшением городов: Санкт-Петербурга, Киева, Житомира, Острога, Тамбова, Самары, Тульской губернии, Саратова, а также за границей – Греции, Германии, Франции. Для росписи собора в 1885 году были приглашены из Санкт-Петербурга и Москвы выдающиеся художники того времени – Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский, Михаил Врубель.

Владимирский собор нач. ХХ века

1 сентября (20 августа) 1896 г. в присутствии всероссийского императора Николая II и императорской семьи, сановников, высшего духовенства Свято-Владимирский собор был освящен митрополитом Киевским Иоанникием.

В 1929 году Владимирский собор был закрыт и превращен в музей антирелигиозной пропаганды. Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института. Во время немецкой оккупации богослужение здесь возобновилось, храм стал кафедральным собором митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.

В 1992 году Владимирский собор был захвачен бывшим митрополитом Филаретом, который объявил о создании так называемой УПЦ КП, непризнанной во всем мире (в том числе и католиками), самозваным религиозным формированием.

Однако происхождение собора и его роль в истории мало волнует раскольников. Бесстыдно называя себя православными, они нарушают не только историческую преемственность, но продолжают нагло, как тати и разбойники, захватывать храмы, иллюстрируя всему миру свое настоящее лицо, которое к истинному христианству не имеет никакого отношения.

В связи с этим возникает элементарный вопрос: а что построили раскольники в Киеве за эти годы? Ответ однозначный: раскольники ничего не строят, раскольники присваивают чужое, захватывают, отбирают, обманывают.

Последний кульбит филаретовцев – сбор электронных подписей под петицией о передаче Киево-Печерской Лавры «анафеме» Михаилу Денисенко (лжепатриарху Филарету).

Несколько месяцев назад подобный сценарий разыгрывался в Тернопольской областной организации, где некий филаретовский расстрига Зинкевич в облсовете «руководил» голосованием о передаче Почаевской Лавры «для пользования другими конфессиями».

Подлог, политические интриги, клевета, рейдерские силовые захваты храмов – вот испытанное оружие раскольников.

На западной стене внутренней росписи собора изображены адские муки нераскаявшихся грешников. Среди скрежета зубов и огня неугасимого изображен летящий в преисподнюю человек в священническом облачении. Не мешало бы новым «хозевам» захваченного собора почаще останавливаться перед этим апокалиптическим сюжетом: ведь есть о чём подумать!

Свято-Владимирская община

Настоятель Свято-Владимирского прихода прот. Андрей Миткалик с сестрами милосердия

И все же Владимирская община живет, молится, оказывает милосердие, просвещает и миссионерствует. И 17-й год добивается выделения места под строительство нового Владимирского храма. Пока безрезультатно. Но это тема уже другой публикации.

Владимирский собор, Киев

    • Туризм в Киеве
    • Отели Киева
    • B&B/мини-отели в Киеве
    • Турпакеты в Киев
    • Авиабилеты в Киев
    • Рестораны Киева
    • Развлечения Киева
    • Форум путешественников о Киеве
    • Фото Киева
    • Карта Киева
    • Все отели Киева
    • Спецпредложения отелей в Киеве
    • Горящие туры в Киеве
    • По типу отеля
        • Хостелы: Киев
        • Киев: кемпинги
        • Киев: отели бизнес-класса
        • Лучшие семейные отели Киева
        • Киев: спа-курорты
        • Романтические отели Киева
        • Отели класса «люкс» в Киеве
        • Отели у пляжа: Киев
    • По классу отеля
        • Киев: 5-звездочные отели
        • Киев: 4-звездочные отели
        • Киев: 3-звездочные отели
    • По сети отелей
        • Отели InterContinental (IHG) Hotels в Киеве
        • Отели Accor в Киеве
        • Отели Radisson в Киеве
    • Популярные удобства
        • Отели с бесплатной парковкой в Киеве
        • Отели в Киеве, где разрешено проживание домашних животных
        • Oтели с бассейном в Киеве
    • Популярные районы
        • Отели Lypky
        • Отели Печерськ / Черепанова гора
    • Популярные категории в Киеве
        • Отели В Центре Города в Киеве
        • Дизайнерские Отели в Киеве
        • Отели Со Скидкой в Киеве
        • Отели Класса Люкс в Киеве
        • Отели С Джакузи в Киеве
        • Апарт-Отели в Киеве
        • Современные Отели в Киеве
        • Отели Киева с номерами для курящих
        • Отели с балконами в Киеве
        • Отели Киева с мини-кухней в номере
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Владимирский собор
        • Отели рядом — Киевский фуникулер
        • Отели рядом — Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне
        • Отели рядом — Музей национальной архитектуры и быта «Пирогово»
        • Отели рядом — Пейзажная аллея
        • Отели рядом — Золотые ворота
        • Отели рядом — Национальный музей «Чернобыль»
        • Отели рядом — Дом с химерами
        • Отели рядом — Музей микроминиатюр Николая Сядристого
        • Отели рядом — Safe Airport Transfer
    • Аэропорты поблизости
        • (IEV) Аэропорт Киев-Жуляны: отели поблизости
        • (KBP) Аэропорт Киев-Борисполь: отели поблизости
    • Киев: все рестораны
    • Рестораны поблизости Владимирский собор
    • Популярные блюда
        • Киев: Ребрышки лучшего качества
        • Киев: Говяжьи бифштексы на косточке лучшего качества
        • Киев: Сом лучшего качества
        • Киев: Паэлья лучшего качества
        • Киев: Рыба и жареный картофель лучшего качества
        • Киев: Салаты лучшего качества
        • Киев: Сандвичи лучшего качества
        • Киев: Мидии лучшего качества
        • Киев: Паста лучшего качества
        • Киев: Тирамису лучшего качества
        • Киев: Кебаб лучшего качества
        • Киев: Макарон лучшего качества
        • Киев: Макаруны лучшего качества
        • Киев: Прошутто лучшего качества
        • Киев: Начос лучшего качества
    • Киев: все развлечения
    • Владимирский собор: развлечения поблизости.
        • Парк Шевченко
        • Национальный академический театр оперы и балета
        • Киевский Национальный Университет имени Тараса Шевченко
        • Педагогический музей — Дом учителя
        • Информационный Центр для Туристов «Киевский Трамвай»
        • Развлекательный комплекс «Авалон»
        • Тайский массаж и СПА «Kinari»
        • Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко
        • Чернобыльтревел
        • SoloEast Travel — экскурсия в Чернобыль
        • Национальный научно-природоведческий музей
        • Галерея РА
        • Киевский национальный музей русского искусства
        • Your Kyiv
        • Virtual Reality Club Zeus VR
    • Киев: Достопримечательности и культурные объекты
        • Киев: Архитектурные достопримечательности
        • Киев: Мосты
        • Киев: Замки
        • Киев: Кладбища
        • Киев: Образовательные объекты
        • Киев: Фонтаны
        • Киев: Исторические достопримечательности
        • Киев: Исторические места для прогулок
        • Киев: Памятники и статуи
        • Киев: Прогулки по живописной местности
        • Киев: Суда
        • Киев: Арены и стадионы
        • Киев: Трассы для автогонок
        • Киев: Культурные объекты и достопримечательности
        • Киев: Обзорные площадки
    • Популярные категории в Киеве
        • Киев: Туры
            • Киев: Экскурсии на сигвеях
            • Киев: Водные виды спорта
            • Киев: Аренда лодок
            • Киев: Катание на водных лыжах и мотоциклах
            • Киев: Пивные дегустации и туры
            • Киев: Гастрономические туры
            • Киев: Экотуры
            • Киев: Пеший и палаточный туризм
            • Киев: Авиатуры
            • Киев: Археологические туры
            • Киев: Экскурсии по городу
            • Киев: Туры по местам культурно-исторического наследия
            • Киев: Ночные туры
            • Киев: Показы мод и фэшн-туры
            • Киев: Парашютизм
        • Киев: Покупки
            • Киев: Художественные галереи
            • Киев: Антикварные магазины
            • Киев: Универмаги
            • Киев: Аутлеты
            • Киев: Блошиные и уличные рынки
            • Киев: Торговые центры
            • Киев: Магазины сувениров и деликатесов
            • Киев: Фермерские рынки
            • Киев: Показы мод и фэшн-туры
            • Киев: Шопинг-туры
        • Киев: Развлечения и игры
            • Киев: Игровые площадки
            • Киев: Кинотеатры
            • Киев: Игровые и развлекательные центры
            • Киев: Боулинг
            • Киев: Спортивные комплексы
            • Киев: Эскейп-квесты
            • Киев: Стрелковые тиры/полигоны
            • Киев: Другие виды игр и развлечений
            • Киев: Мини-гольф
            • Киев: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Киев: Ночная жизнь
            • Киев: Бары и клубы
            • Киев: Гей-клубы и бары
            • Киев: Джаз-клубы и бары
            • Киев: Караоке-бары
            • Киев: Танцевальные клубы и дискотеки
            • Киев: Кофейни
            • Киев: Винные бары
            • Киев: Туры с посещением баров, клубов и пабов
        • Киев: Активный отдых на открытом воздухе
            • Киев: Поля для гольфа
            • Киев: Зоны катания на горных лыжах и сноубордах
            • Киев: Велотрассы
            • Киев: Маршруты для верховой езды
            • Киев: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
            • Киев: Водные виды спорта
            • Киев: Аренда лодок
            • Киев: Туры на скоростных моторных лодках
            • Киев: Сплав на плотах и тюбах по реке
            • Киев: Катание на водных лыжах и мотоциклах
            • Киев: Полеты на воздушном шаре
            • Киев: Экотуры
            • Киев: Пеший и палаточный туризм
            • Киев: Авиатуры
            • Киев: Туры с каньонингом и дюльфером
        • Киев: Музеи
            • Киев: Художественные галереи
            • Киев: Музеи искусств
            • Киев: Детские музеи
            • Киев: Исторические музеи
            • Киев: Военные музеи
            • Киев: Музеи естествознания
            • Киев: Научные музеи
            • Киев: Обсерватории и планетарии
            • Киев: Специализированные музеи
        • Киев: Спа и оздоровление
            • Киев: Спа
            • Киев: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
            • Киев: Хаммамы и турецкие бани
            • Киев: Римские бани
            • Киев: Термальные спа-центры
            • Киев: Йога и пилатес
        • Киев: Транспорт
            • Киев: Системы общественного транспорта
            • Киев: Такси и маршрутные автобусы
            • Киев: Автобусные перевозки
        • Киев: Еда и напитки
            • Киев: Пивоварни
            • Киев: Пивные дегустации и туры
            • Киев: Кофейные и чайные туры
            • Киев: Кулинарные мастер-классы
            • Киев: Гастрономические туры
            • Киев: Винные туры и дегустации
            • Киев: Винные бары
            • Киев: Фермерские рынки
            • Киев: Экскурсии по ликеро-водочным заводам
        • Киев: Природа и парки
            • Киев: Острова
            • Киев: Игровые площадки
            • Киев: Пляжи
            • Киев: Гроты и пещеры
            • Киев: Сады
            • Киев: Природные и заповедные зоны
            • Киев: Парки
            • Киев: Зоны катания на горных лыжах и сноубордах
            • Киев: Велотрассы
            • Киев: Маршруты для верховой езды
            • Киев: Океанариумы
            • Киев: Зоопарки
            • Киев: Водоемы
        • Киев: Концерты и представления
            • Киев: Джаз-клубы и бары
            • Киев: Представления
            • Киев: Балет
            • Киев: Концерты
            • Киев: Опера
            • Киев: Симфонические оркестры
            • Киев: Театры
            • Киев: Театр и ужин
        • Киев: Мастер-классы и семинары
            • Киев: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
            • Киев: Уроки и мастер-классы
            • Киев: Кулинарные мастер-классы
            • Киев: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Киев: Лодочные туры и водные виды спорта
            • Киев: Лодочные туры
            • Киев: Водные виды спорта
            • Киев: Аренда лодок
            • Киев: Туры на скоростных моторных лодках
            • Киев: Сплав на каяках и каноэ
            • Киев: Парасейлинг и парапланеризм
            • Киев: Сплав на плотах и тюбах по реке
            • Киев: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Киев: Туры на подводных лодках
            • Киев: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
            • Киев: Катание на водных лыжах и мотоциклах
            • Киев: Рыболовные туры и чартеры
        • Киев: Ресурсы для путешественников
            • Киев: Конференц-центры
            • Киев: Библиотеки
            • Киев: Туристические центры
        • Киев: Аквапарки и парки развлечений
            • Киев: Тематические парки развлечений
            • Киев: Аквапарки
    • Что обычно ищут в Киеве
        • Место для медового месяца
        • Приключения
        • Скрытые жемчужины
        • Подходит для любителей адреналина
        • Подходит для пар
        • Подходит для детей
        • Подходит для больших групп
        • Бесплатный вход
        • Недорого
        • Подходит для дождливого дня
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры