Возвышение перед алтарем 5

>Возвышение в храме 5 букв

Другие вопросы к слову Амвон

  • Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди
  • В христианском храме- возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди
  • Возвышение в христианском храме
  • Возвышение для проповедника
  • Возвышение перед алтарем в православной церкви
  • Возвышение, на котором совершается часть богослужения и произносятся проповеди в христианском храме
  • Возвышение, подмостки
  • Возвышенная площадка в церкви, перед иконостасом
  • Находящаяся на возвышении перед алтарем площадка в православном храме, с которой произносятся проповеди, читается Евангелие
  • Синоним арибуна
  • Трибуна праведника
  • Четырехугольное возвышение в центре храма
  • Специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей
  • В православных церквах- возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей
  • У лектора трибуна, а что у батюшки?
  • Возвышен. для чтен. Священ. Писания
  • «Трибуна» для чтен. Священ. Писания
  • В зале трибуна, а что в церкви?
  • Возвышение в церкви
  • Подмостки (устар.)
  • Трибуна проповедника
  • Подмостки в церкви
  • Возвышение перед алтарём
  • Площадка в храме
  • Возвышение проповедника
  • Трибуна для проповеди
  • Возвышение у алтаря.
  • Возвышен. в церкви.
  • У лектора -трибуна, а что у батюшки?
  • Церковная «трибуна» для проповедей
  • В православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей
  • Выступ солеи перед средней частью иноностаса.

Возвышение в храме.

Также слово является ответом на вопросы:

  • Возвышенная площадка перед иконостасом.
  • Скажите по-гречески «возвышение».
  • Выступ солеи перед средней частью иноностаса.
  • В православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей.
  • В христианском храме-возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди.
  • Возвышение для проповедника.
  • Возвышение перед алтарем в православной церкви.
  • Возвышение, подмостки.
  • Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди.
  • Трибуна праведника.
  • Возвышение в храме перед Царскими Вратами.
  • Трибуна проповедника.
  • Трибуна для проповеди.
  • Трибуна, проповедь.
  • Возвышение в церкви.
  • Возвышение перед алтарем.
  • Трибуна.
  • У лектора -трибуна, а что у батюшки?
  • Возвышен. в церкви.
  • Возвышение у алтаря.
  • Храм.
  • Церковная «трибуна» для проповедей.
  • Церковное возвышение.
  • В зале трибуна, а что в церкви?
  • Трибуна для чтения пастве.
  • Кафедра перед алтарем.
  • Возвышение проповедника.
  • Площадка в храме.
  • Возвышение для чтения Священного Писания.
  • Подмостки в церкви.
  • «трибуна» для чтения Священного Писания.
  • Четырёхугольное возвышение в центре храма, перед алтарем.
  • «Трибуна» для чтения Священного Писания.
  • В зале трибуна, а что в церкви.
  • М. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи; в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди; бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы; возвышение среди церкви, для облачения архиерея. Амвонные ступени.
  • Подмостки (устар.).
  • Скажите по-гречески «возвышение».
  • У лектора -трибуна, а что у батюшки.
  • Церковная «трибуна» для проповедей.
  • У лектора трибуна, а что у батюшки?
  • «Трибуна» для чтен. Священ. Писания.
  • «трибуна» для чтен. Священ. Писания.
  • В православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей
  • В христианском храме-возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди
  • Возвышение для проповедника
  • Возвышение перед алтарем в православной церкви
  • Возвышение, подмостки
  • Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди
  • Трибуна праведника
  • Возвышение в храме перед Царскими Вратами
  • Возвышенная площадка перед иконостасом
  • Скажите по-гречески «возвышение»
  • Возвышение в храме
  • Трибуна проповедника
  • Трибуна для проповеди
  • Трибуна, проповедь
  • Возвышение в церкви
  • Возвышение перед алтарем
  • Трибуна
  • Возвышен. в церкви
  • Возвышение у алтаря
  • Храм
  • Церковная «трибуна» для проповедей
  • Церковное возвышение
  • Трибуна для чтения пастве
  • Кафедра перед алтарем
  • Возвышение проповедника
  • Площадка в храме
  • Возвышение для чтения Священного Писания
  • Подмостки в церкви
  • «трибуна» для чтения Священного Писания
  • Подмостки (устар.)
  • «трибуна» для чтен. Священ. Писания
  • Возвышен. для чтен. Священ. Писания
  • Картинки к слову «Амвон»

четырехстолпный

Смотреть что такое «четырехстолпный» в других словарях:

  • четырехстолпный — прил., кол во синонимов: 2 • многостолпный (1) • четырёхстолпный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • Псковский район Псковской области — Псковский район Герб Флаг … Википедия

  • Архитектура Полоцкого княжества — Перестроенная в XIX веке Спасская церковь Ефросиньевского монастыря сохранила черты своей первоначальной архитектуры лучше, чем другие полоцкие памятники. Каменное зодчество … Википедия

  • Русский Север (>) — Русский Север (национальный парк) «Русский Север» национальный парк в Вологодской области (см. Вологодская область), создан для охраны памятников природы, культуры и истории. На территории 166 тысяч га находятся Кирилло Белозерский, Ферапонтов и… … Географическая энциклопедия

  • БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР — (Собор Благовещения Пресвятой Богородицы) в Москве, первая и первенствующая, домовая церковь русских царей, почему и протопресвитер ее бывал до XX в. духовником царской семьи. Построен в 1484 89 при Иване III псковскими мастерами на месте храма н … Русская история

  • ГЕОРГИЕВСКИЙ собор — в Юрьеве Польском, построен в 1230 34. Четырехстолпный храм с тремя открытыми внутрь притворами. Его светлый интерьер, не имеющий хоров, свободен и воздушен. Снаружи здание было покрыто резьбой сверху донизу, от цоколя до закомар. Ковровый… … Русская история

  • УСПЕНСКИЙ СОБОР В ГАЛИЧЕ — построен в сер. XII в. Стены его с внутренней и внешней поверхности были сложены из блоков хорошо отесанного известняка, а пространство между ними заполнили битым камнем на известковом растворе. Храм имел профилированный цоколь и плоские лопатки … Русская история

  • Андроников монастырь — Андроников Спаса Нерукотворного мужской монастырь, в Москве, на р. Яуза. Основан в 1360. Был форпостом на юго восточных подступах к Москве. Назван по имени первого игумена Андроника. В 1420 27 был построен выдающийся памятник… … Художественная энциклопедия

  • Гегард — Айриванк (арм. пещерный монастырь), монастырь в Армянской ССР, в ущелье р. Гарни, в 40 км к юго востоку от Еревана. Основан в IV в. Комплекс памятников армянской средневековой архитектуры. Внутри ограды крестово купольная церковь… … Художественная энциклопедия

  • Звенигород — город в Московской области, на р. Москва. Впервые упоминается в 1339, но, судя по археологическим раскопкам, существовал в домонгольское время. В XIV XVI вв. важный сторожевой пункт на западных подступах к Москве. В этот период был… … Художественная энциклопедия

Хитрая древнерусская архитектура

На примере Гороховца. Архитектура России XVII века очень сложная и неоднозначная для восприятия. При этом в Гороховце сложился прекрасный архитектурный ансамбль, возникший за каких-нибудь 50 лет именно в это время. Помимо храмов присутствует, что важно, огромное количество каменной гражданской архитектуры, что очень важно для нас, ведь именно в XVII веке строить себе каменные хоромы стало мейнстримом.

Расцвет Гороховца пришелся на вторую половину XVII века. Именно после новоторгового устава 1667 года Гороховец и его купцы попали в орбиту крупнейшей в России Макарьевской ярмарки, проводившейся под Нижним Новгородом. Развитие города остановилось только после радикальных реформ Петра I, переместившего «центр тяжести» Российской империи к западу.

Таким образом, город получил уникальный архитектурный ансамбль, сложившийся за каких-нибудь 50 лет. Отличительная его особенность — богатство и цельность замысла, своеобразие, а также — самое главное — в обилии гражданских каменных построек, сохранившихся в таком количестве, какого нет ни в одном городе России.

Но сначала — о храмах

Но сначала — немного о городе. В этом году Гороховец, как и Москва, праздновал свое 870-летие. Как и Москва, он был основан все тем же Юрием Долгоруким, став восточным форпостом огромного княжества — вот насколько «длинные» руки были у князя.

Целью своего основания — оборона — город обязан и удивительно красивому рельефу. Бровка северного склона Пужаловой горы отлично подошла для размещения неприступной крепости. Земляные валы детинца, ров, частокол не только успешно отражали атаки противника, но и господствовали над местностью.

Вид на Благовещенскую церковь

С самого начала у города были сложные отношения с детинцем: весьма подходящий для войны, он был не совсем комфортный в мирное время: тесный, высоко на холме, далеко от реки — кому захочется там жить? Очень рано у города возник посад, практически сразу превзошедший город по размеру и численности населения.

К XVII веку детинец как центр города постепенно приходил в упадок. Это событие совпало с пожаром, в ходе которого старый, деревянный Никольский монастырь выгорел дотла. Новый монастырь был выстроен на средства целой плеяды богатых гороховецких купцов, став настоящим украшением города.

Вид на Никольский монастырь с другого берега Клязьмы

Гороховецким храмам свойственна некоторая архаичность. Несмотря на время своего возведения — 1650-1690е года, по формам они ближе к началу века. А эволюция архитектурного стиля в те времена была стремительной, так что чувствуется это очень хорошо.

Тенденции архитектуры тех ста лет можно описать двумя фразами: это стремительное обмирщение церковного зодчества (и, соответственно, увеличение роли зодчества гражданского) и все более умелое заимствование западных форм.

Но описание этого процесса будет неполным, если не рассказать все с самого начала, а именно с XV века, когда для строительства Успенского собора в Москву пригласили итальянского зодчего — Аристотеля Фиораванти. Спроектированный им собор, при внешнем сходстве, был типологически далек от того, что строили на Руси, как Марс от Венеры. Разумеется, это не могло не повлиять на дальнейшую архитектуру в нашем государстве.

До Фиораванти основным и практически единственным типом храмов был крестово-купольный: четыре цилиндрических свода, расходящихся лучами от центрального барабана. Угловые ячейки перекрывались чем попало: разными сводами, а то и куполами, образуя пятиглавие.

Оригинал — https://profilib.com

В XVI веке стало происходить неслыханное — отказ от веками освященной системы! Чтобы понять всю катастрофу, нужно вспомнить только, что это не просто определенный способ возведения храма, а символ креста, обращенного к небу. То есть произошел отказ — от креста? Ужасно.

Началось все с бесстолпных храмов. Первоначальный их удел — крошечные приходские церквушки — стал постепенно расширяться в сторону увеличения размеров, одновременно с совершенствованием кладки, позволявшей увеличить пролеты. Появились шатровые церкви и все, что угодно. Редкие попытки вернуться к исконному русскому благочестию мало что давали: цари были глупые и не понимали, что пятиглавый четырехстолпный храм — это только видимость того, «как было раньше». А своды в нем были кардинально иными, «разлагающими» крестовыми, а то и лотковыми. Яркий пример — Покровский собор в Измайлове, вполне благочестивый с виду, но совершенно обмирщенный по конструктивной сути.

Оригинал — laifka.ucoz.ru

Попутно с секуляризацией строительных конструкций начались интереснейшие преобразования декора. Мастерство итальянцев, и вообще, хлынувший с запада поток разнообразных новых веяний не мог остаться незамеченным. В моду вошло «узорочье» — как многие считают, исконно русский стиль.

Как и все «исконно русское», узорочье состоит почти полностью из заимствований итальянских, немецких и других европейских деталей. Радикально новым является только способ их применения, весьма далекий от того, как эти же детали используют в Европе. Любой тогдашний европейский архитектор упал бы в обморок, краем глаза посмотрев, насколько вольно русские каменщики обращаются с формами-наследниками благородной романики.

Никольский монастырь из-под горы

Но чем дальше, тем более умелыми становилась работа мастеров с новым декором (и конструкциями). Западной становилась уже не только форма, но понемногу и мышление. Новым витком стиля стало «Нарышкинское барокко» (и альтернативный ему «Строгановский стиль»). Конечно же, в этом барокко нет ничего ни от барокко, ни от Нарышкиных. Сухие, геометричные, рациональные формы новых храмов являли собой, скорее, русский аналог классицизма, пришедший во многие страны вслед за буйством барочных форм (и узорочья вот, например).

При этом высшей формы уже достигла и секуляризация храмового зодчества. В храмах стали делать невероятно кощунственные вещи: во-первых, широкие окна. Раньше храм считался цитаделью, в которой верующий мог защититься от греховного мира за порогом церкви. Само собой, лишний раз смотреть наружу не особо-то и хотелось. А теперь окна специально делают для большей связи с миром снаружи.

Во-вторых, стали делать теплые храмы. Комфорт молящихся до этого был вещью совершенно несущественной — но времена изменились, и даже в храме появляются разные плюшки для того, чтобы было не так неудобно.

Оригинал — sobory.ru. Троицко-никольский собор Гороховца

Таковы и соборы Гороховца — казалось бы, по декору они являются типичными памятниками «скромного узорочья» — но их истинное время постройки выдает крайняя рациональность, геометричность и светскость композиции. Посмотрите на этот собор: широкие окна, чистый кубический объем, некоторые элементы правильной ордерной системы! При этом обрамление окон, аркатурный поясок под карнизом словно переносят нас на 50 лет раньше, в эпоху странных псевдозападных форм.

Стоит посмотреть также и на главки: они держатся на тонюсеньких барабанчиках. Барабанчики эти сугубо декоративные и сплошные внутри: единственная функция, которую они преследуют — это создать видимость «древнего благочестия», типа внутри крестово-купольная система. Ага, как бы не так! Весь храм — это один здоровенный лотковый свод с распалубками.

Центр города

Особо стоит отметить гороховецкие колокольни: а точнее, их высоту. Она весьма большая. И недаром — колокольни эти имеют важное градостроительное значение. Возвышаясь над окружающей застройкой, они служили ориентирами, держа собой весь город. Играют роль они и для речного фасада города — в эпоху повсеместного отсутствия дорог, несомненно, парадного.

Прекрасные их формы эволюционировали непосредственно из стоявших на их месте деревянных. Шатровые колокольни вообще были очень популярны на Руси, особенно с тех пор, как церковь, пытаясь укрепить стремительно расползающиеся скрепы, запретила шатровые храмы. Так что это исключительно плод обхода тупых запретов, прямо как сейчас у нас двухвагонные электрички.

Знаменский монастырь

Перейдем все-таки к тому, чем город знаменит больше всего — палаты именитых «гостей» города. Каменные палаты, как и большинство каменной архитектуры Руси, ведут свое происхождение непосредственно от деревянных аналогов. Стоит только посмотреть на их план, скажем, на план дома Опариных:

Оригинал: http://www.joy-way.ru

Это классическая изба-шестистенок, практически без изменений. Все те же сени посередине, две клети по бокам. Обратите внимание на то, как перекрыты помещения: это лотковый свод с распалубками, точно тот же самый, как и в церквах — обмирщение архитектуры налицо, грань между церковной и светской архитектурой почти стерта.

Сам дом.

Очень интересно решен декор, в котором проявились все самые модные для своего времени тенденции. Во-первых, все наличники одинаковые. В узорочье такого не было! Окна обрамлялись сообразно тому, что было за ними: весьма богатые наличники имеются у окон тронных зал в Кремле, ну а какие-нибудь комнаты слуг отделывались скромно. Во-вторых, над колонками появился самый настоящий антаблемент. Это говорит о том, что зодчие не только тупо воровали детали с западных построек, но еще и задумались о том, по каким принципам они компонуются.

В общем, самое главное — зодчие того времени не только слепо копировали европейские элементы, применяя их «по-русски», но и начали мыслить европейским мышлением, принципами работы. Переход к реформам Петра, таким образом, оказался очень даже подготовленным.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Одинокий_рейнджер СИМВОЛИКА КУПОЛОВ В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КУПОЛОВ

Купол (итал. Cupola – купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) – пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой.

Главное в храме – купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

История куполов началась еще в доисторические времена. Купола стали строить во время римской архитектурной революции, когда их стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол, из ныне существующих, расположен в римском Пантеоне, возведенном примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой.

Русское искусство, начиная с Х в. и вплоть до конца ХVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Богослужение в великом православном храме Византии – храме Святой Софии города Константинополя повлияло на послов князя Киевского Владимира. «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты…» Именно это переживание красоты как святости было положено в основу нового искусства на русской земле. Византийскими мастерами было возведено много храмов в традициях византийского зодчества.

ФОРМА КУПОЛА

Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными.

Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Византийская империя подарила Руси умение строить храмы. Но молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Русское зодчество, созданное русскими мастерами, привносило в строительную практику собственные находки, оригинальные идеи и стало новым воплощением христианского искусства. Проанализировав рисунки храмов, можно заметить, что меняется и форма купола. Уже в Х11 в. купола напоминают воинский шлем.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы – символ пламени свечи, победы светлых сил. Православный храм, символизирующий землю, с куполом- символом неба, осмысляется как модель мироздания, которое, согласно религиозным воззрениям, творения Боже. К небу, Богу верующие устремляет свои мысли. Поэтому «луковичная» форма купола выбрана не случайно. Она напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъём и стремление к совершенству. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру». В учебном пособии А. В. Бородина «Основы православной культуры» написано, что главки храмов имеют форму свечи или шлема. Это тоже не случайно, такая форма как бы соединяет значения: горение православных сердец и воинская защита

«Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся».

Е.Н. Трубецкой

Именно эту идею пламенности, горения подчеркивает столь распространенное в России золочение куполов.

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант андреа-ин-Виа-Фламида в 1553 году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-фьоре во Флоренции, возведенный Филиппо Брунеллески.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Новая страница в истории средневековой русской архитектуры Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре. К этому времени сложился еще один национальный тип храма. Характерная для Византии купольная система преобразовалась в остроконечный верх башни. В этом чувствуется несомненное влияние оборонного зодчества, характерный пример которого дает Псков с его мощными башнями, лишенными каких-либо украшений и служившими защитой от нападений врагов. При особо очевидной мощи стен, кладки, узких бойниц, окон, гармоничность форм подчеркивает их стройность и изящество. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери, Которой символически соответствуют числа 8 и 9. НО шатровые покрытия запрещаются, но эта форма сохранилась в строительстве колоколен. И это не случайно. Шатер на колокольне сохраняется как символ благовеста и, разумеется, Благовещения Пресвятой Богородицы. Сооружались также колокольни ярусной конструкции (колокольня московского Новодевичьего монастыря).

Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Такой купол, оказывается, снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Эти купола использовались при возведении византийский церквей и османских мечетей.

КОЛИЧЕСТВО КУПОЛОВ

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре, Дмитриевский собор во Владимире, Казанская церковь). Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле).

Двуглавый храм два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом

Четырехглавый храм. четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни. Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов. Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар. Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.

Семиглавый храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцатиглавый храм

тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

ЦВЕТ КУПОЛА

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Использование в отделке церквей золотой фольги началось во времена Византийской империи, которая не жалела драгоценного металла для благолепия храмов. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого князя Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами

В монастырях встречаются черные купола – это цвет монашества.