Времена и нравы

O tempora, o mores!

Цицерон — видный древнеримский оратор и политик, которому принадлежит данная фраза, ставшая крылатой

O tempora! O mores! (с лат. — »О времена! О нравы!») — латинское крылатое выражение. Обычно выражение применяют, констатируя упадок нравов, осуждая целое поколение, подчёркивая неслыханный характер события.

Самое известное выражение Цицерона из «Первой речи против Катилины», которая считается вершиной римского ораторского искусства. Раскрывая подробности заговора Катилины на заседании сената в присутствии последнего, Цицерон этой фразой выражает возмущение как наглостью заговорщика, посмевшего как ни в чём не бывало явиться в сенат, так и бездействием властей относительно преступника, замышлявшего гибель Республики.

О времена, о нравы! (лат. O tempora, o mores!) Сенат это понимает, консул видит; и, однако, этот жив. Жив? Более того, он даже является в сенат, становится участником общегосударственного совета; мы же, государственные мужи, считаем, что достаточно сделали для республики, если избежали его ярости и оружия.

Но есть версия, что изначально фраза принадлежит Катону. Катон Марк Порций (Катон Старший, он же — Катон Цензор; 234-ок. 148 до н. э.) — древнеримский политик, полководец и писатель.

Примеры цитирования

Невольно изречёшь: o tempora, o mores! —
Когда поразглядишь, какая в жизни горесть.

Так ты меня не любила и любить не будешь? Майор зарычал, потряс в воздухе плетью, и в лодке… O tempora! O mores!.. Поднялась страшная возня, такая возня, какую не только описать, но и вообразить едва ли возможно.

В Викицитатнике есть страница по теме: Марк Туллий Цицерон

В 1833 году в Российской империи вышла комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума», в которой была применена крылатая фраза О времена! О нравы! В связи с этим многие люди впоследствии приписывали авторство данной фразы Грибоедову.

Стихотворение Эдгара Алана По «O tempora, o mores!»

Примечания

  1. Цыбульник Ю. С. Крылатые латинские выражения. — М.:: ООО «Издательство АСТ», 2003. — С. 89. — 830 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016376-2.
  2. Некрасов Н. А. Без вести пропавший пиита // Избранное. — М.:: Правда, 1985. — С. 65.
  3. Чехов А. П. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь // Собрание сочинений в двенадцати томах. — М.:: Государственное издательство художественной литературы, 1960. — Т. 1. — С. 12.
  4. О времена!.. — Alma Mater.
  5. Лирика Эдгара По в переводах русских поэтов.
Невольно изречёшь: o tempora, o mores! —

Когда поразглядишь, какая в жизни горесть.

Так ты меня не любила и любить не будешь? Майор зарычал, потряс в воздухе плетью, и в лодке… O tempora! O mores!.. Поднялась страшная возня, такая возня, какую не только описать, но и вообразить едва ли возможно.

O tempora, o mores! О времена, о нравы!

Восклицание Цицерона в его речи против Каталины.
Времена не выбирают,
В них живут и умирают…
А. Кушнер
«О времена, о нравы!» — воскликнул Цицерон в своей речи против Каталины. Я не буду вдаваться в содержание их дискуссии, это было давно, в Древнем Риме, и оно не имеет прямого отношения к данной книге. Важно другое. Нравы людей созвучны временам, в которых они живут, и иногда они бывают весьма причудливы и любопытны.
В своих путевых заметках я очень мало говорю о достопримечательностях стран и городов, в которых побывал. Невероятно трудно написать что-нибудь новое о Париже, Токио, Дели или Цейлоне. Я просто хочу рассказать о жизненных ситуациях, в которые попадал, и о нравах и поведении людей, с которыми встречался в своих зарубежных путешествиях.
Я утверждаю, что любая объективность субъективна. Каждый человек уникален и представляет собой своеобразную личность, воспринимающую по-своему окружающий мир. Объективность надо понимать как честное, непредвзятое отношение к действительности. Как правило, свидетельства очевидца рассказывают какую-то часть, грань событий и явлений, и только их совокупность создает целостную картину.
В 70-80-е годы «заграница» представляла для советского человека нечто загадочное, страшноватое и привлекательное одновременно. Загадочное, потому что она была отгорожена от нас «железным занавесом». Страшноватое, потому что там жили капиталисты, притеснявшие трудовой народ, а ЦРУ-шники устраивали провокации против советских людей. Примерно это нам вдалбливали средства массовой информации того времени.
Когда я в первый раз в 1968 году поехал в Болгарию, моя мама очень волновалась. «Смотри, — говорила она, — доездишься, не дай бог, потом объявят болгарским шпионом!». Я посмеивался над ее наивностью, но она и ее поколение знали, что в нашей стране все возможно.
Привлекала нас «заграница», прежде всего, возможностью увидеть страны и города, знакомые по литературе и по кино. Мы читали о Париже, Риме, Индии, Агре, мы мысленно бродили с героями книг по этим городам. Естественно, очень хотелось увидеть их своими глазами.
Не скрою, для советских людей, рожденных и живших при дефиците, была еще одна привлекательная сторона зарубежья – товарное изобилие. Каждый турист мечтал купить для своих близких что-нибудь дефицитное (джинсы, сапоги, дубленку, магнитофон и т.д. и т.п.).
Свои объективно-субъективные записки о событиях, которые произошли со мной за рубежом я предваряю стихотворением (текстом песни) из написанного мной мюзикла «Алиби», рассказывающим о нашем официальном представлении заграницы в те далекие годы.
Заграница
Спокойно раньше жили мы,
Не ведали волненья,
Ну, разве что, вредители,
Мутили настроение.
Шагами семимильными
Мы шли к победе разума!
В ответ на вражьи происки
В ряды смыкались сразу мы!
А на проклятом Западе
То засуха в Айовщине,
То в Чили Безобразия,
То в Риме поножовщина!
Там хиппи спят на улицах,
И бедных презирают,
Там в сексе революция!
Там негров угнетают!
К нам с Запада доносится
Влияние тлетворное,
И в шмотки заграничные
Одета наша сборная!
Расслабились, товарищи,
И потеряли бдительность!
И вот тайфун свирепствует
И губит всю растительность!
1. Первые впечатления
В далекую Индию меня в составе тургруппы доставил «Аэрофлот». До Ташкента, где была дозаправка самолета, мы долетели без приключений. Вкусная еда, коньячок, предвкушение встречи со сказочной страной настраивали нас на благодушный лад. Мы вспоминали различные путевые истории и жалели известного русского путешественника Афанасия Никитина, которые в далеком средневековье месяцами добирался до Индии на «перекладных», преодолевая «три моря», горные хребты и множество других препятствий.
Настроение изменилось, когда наш самолет оказался над Гималаями. Видимость была прекрасная. Под нами громоздились горные вершины, ледники. Это было красиво, но страшновато. Казалось, земля вздыбилась и пытается преградить нам дорогу!
Весь путь над Гималаями был в «воздушных ямах». Попадая в них, самолет проваливался, падал вниз, через несколько секунд нормальный полет возобновлялся, а потом все повторялось. Похоже, что горы решили поиграть с нами. Они то стремительно приближались, то убегали вниз. Нам эта игра решительно не понравилась. Многих затошнило. У одной дамы началась истерика. Признаюсь, в эти минуты я завидовал легендарному путешественнику Афанасию Никитину!..
К счастью, все обошлось! Мы благополучно миновали Гималаи и вскоре приземлились в аэропорту города Дели. После пограничников и таможенников нас встретили очаровательные индианки и каждому туристу повесили на шею гирлянду из красивых цветов.
Выйдя из зала оснащенного кондиционерами аэропорта, мы поняли, что значит весна в Индии. Горячий воздух обжигал лицо. К счастью, наш автобус стоял недалеко, кондиционер в нем работал отлично, и мы поняли, что все не так плохо. Было раннее утро. За окнами автобуса разворачивалась панорама пригорода Дели: кусты бугенвиля с яркими цветами, пальмовые рощи, убогие строения и кучи мусора. Похоже, что многие жители этого бедного района практически живут на улице. Их кровати стоят около домов, на улице они готовят еду на каких-то агрегатах, типа допотопных примусов. Меня поразила их своеобразная чистоплотность: они туту же на улице умывались, мыли голову, стригли волосы, начищали латунную посуду и рядом справляли естественные нужды!
Нас привезли в гостиницу – красивое трехэтажное здание в колониальном стиле, стоящее в саду с открытым бассейном.
В Дели мы посетили бывшую резиденцию властителей Индии – «Красный форт», побывали в нескольких храмах, возложили цветы на могилу Дживахарала Неру.
Своеобразие индусской (восточной) архитектуры, живописные лавочки, причудливая на взгляд европейца одежда горожан создавали какую-то сказочную атмосферу. В какой-то момент мне стало казаться, что я нахожусь на киностудии, где снимают продолжение знаменитого фильма «Индийская гробница»…
К реальной жизни нас возвращали толпы попрошаек. Стоило нашему автобусу остановиться, как вокруг собирались нищие. Не скрою, нас это нервировало. Видя это, гид-индус сказал: «Не переживайте! Эти люди никогда не знали и не узнают другой жизни. Посмотрите в их лица. В них нет ни страдания, ни мучения. Побираться – их работа. Возможно, в их глазах Ваша работа покажется им не лучше».
Такой парадоксальный (или философский) взгляд на жизнь меня удивил, но, подумав, я пришел к выводу, что в нем есть рациональное зерно. Все в нашем мире относительно…
Вечером нас повезли на встречу с йогами. Какой-то изможденный человек долго измывался над своим телом, принимая немыслимые позы. Потом он прочитал лекцию о том, как надо правильно жить. Больше всего нашей группе понравились его рекомендации по очистке желудка: налить в тазик воды, сесть в него и втянуть в себя воду! Скажу откровенно, после этого вечера я в йоге разочаровался.
На следующий день мы поехали в Махабали-пурам, древний город, заброшенный людьми, и вновь найденный в прошлом веке. Коротко описать свои впечатления можно словами: поразительно, потрясающе, сказочно! А подробно описанию Махабали-пурам посвящена не одна книга.
Говорят, Бомбей – самый европеизированный город Индии. Действительно, внушительное здание Бомбейского университета напоминает Оксфорд, а большинство прохожих одеты по-европейски. Правда, сикхи дополняют строгие деловые костюмы тюрбанами.
Представьте мое удивление, когда я вдруг увидел среди вполне современных, хорошо одетых людей практически голого человека с марлевой повязкой на рту. Гид объяснил, что это представитель одной из местных религиозных сект, которая отрицает цивилизацию, проповедует естественную жизнь и вегетарианство. Марлевая повязка на рту препятствует непроизвольному попаданию мелких насекомых в рот этого сектанта!
После прогулки по городу автобус привез нас к памятнику «Ворота Индии», расположенному на красивой набережной Бомбейского залива, откуда катер доставил нас на остров «Элефант». К вырубленному в скале храму, посвященному индуистскому богу с головой слона (Ганеши) вела крутая лестница. Под палящим солнцем и угрожающими криками обезьян наша группа взошла, а вернее дотащилась до храма.
Наши мучения были вознаграждены. Огромное помещение, вырубленное в скале, украшала резьба по камню и причудливые каменные фигуры и фигурки различных богов. Одна скульптура особенно заинтриговала наших женщин. Она изображала двухметровый мужской детородный орган. Гид сказал, что если до него дотронуться и обойти три раза вокруг, мужчины станут мужественнее, а женщины женственнее. Не прошло и минуты, как туристы закружились вокруг монумента, надеясь использовать его чудесные возможности.
Вместо послесловия:
Рано утром люблю приезжать в Ленинград,
По пустынному Невскому тихо пройти.
Здравствуй, город родной! Нашей встрече я рад!
Я вернулся домой, я не сбился с пути.
Держат мост подвесной укрощенные львы,
Кони Клодта на волнах Фонтанки играют,
Улыбаются древние сфинксы во сне,
Медный Всадник взлетел, хочет в небо подняться!
Не могу жить в разлуке с тобой, Ленинград!
Ты опора моя, моя пристань, мой дом.
И вдали от тебя снятся мне Пять углов
И Исакия купол на небе ночном.

о, времена! о, нравы!..

Евгений Тищенко
подхожу к нему послушно,
локон пальчиком крутя.
-кто ты? — спрашивает Пушкин.
-кто ты, нежное дитя?..
помрачнел, махнул рукою,
молвил, озирая лес:
-нет нигде от вас покою!..
прыгнул в речку и исчез.
сгинул классик голосистый:
только был, да вышел весь,
поняв что в земле российской
гении покруче есть.
ПАРОДИЯ
о, времена! о, нравы!..
-глянь чувиха… Саша Пушкин,
вихри снежные крутя?
(самогонки налил в кружку)
-«выпьешь, Шурик…за меня!»
-«да откуда ты тут взялся,
ты что — тоже что ль поэт?
уже пьяный…обоссался(?)
да не пью…сказал же нет!»
-«мы-то? Вроде пародисты
(в виске пальчиком вертя),
это, как бы…нигилисты
(просвещай ещё тебя)?!»
-во! А дева-то — откуда,
а чего же юбки нет?
от какого от верблюда?!»
разъярился вдруг поэт.
-«ты же (мать!) всему начало,
гений чистой красоты!
вообще…вам не пристало…
и зачем со мной на ТЫ??
и курить вам непристойно,
ах! А шприц зачем? Больна?!
боже мой! с меня довольно!!
так какого же рожна?..
вы же племя (да-с…) младое,
как там дальше (тьфу!) забыл(?)
ну вас, с вашим геморроем,
больше видеть вас нет сил…
и бежал как добрый мерин
по дороге…а куды??
-«эх, жаль Гоголю не верил
что в России две беды!..
сгинул классик голосистый,
но осталось — СТИХИ.РУ
в них поэтов (тьма!) российских —
миллионы, точка ру!

О времена! О нравы!

Тематическая картина

О времена! О нравы! (оригинал на латинском языке O tempora! O mores!) — популярная крылатая фраза, говорящая о решительном осуждении текущих устоявшихся порядков, намекая на упадок нравственности, морали.

История

Первоначальное употребление (Римская республика)

Марк Туллий Цицерон, римский консул, которому приписывают авторство фразы О времена! О нравы!Марк Туллий Цицерон выступает в Сенате против Катиллины, использовав фразу О времена! О нравы!

Первым знаменитую фразу применил известный римский философ Цицерон, живший в 1 веке до н.э.

Фраза получила распространение после Первой речи против Катилины, датирующейся 63 годом до н.э.

В обвинительной речи от Цицерона фраза используется в следующем контексте:

О времена, о нравы! Сенат это понимает, консул видит; и, однако, этот жив. Жив? Более того, он даже является в сенат, становится участником общегосударственного совета; мы же, государственные мужи, считаем, что достаточно сделали для республики, если избежали его ярости и оружия.

Цицерон одновременно выражает неудовольствие преступным поведением Катиллины, который спокойно является в Сенат после спланированного заговора против Римской республики, а также общей пассивностью властей, которые продемонстрировали довольно слабую реакцию на действия заговорщиков.

Версия о Катоне

По одной из версий первоначальным автором высказывания является Катон Старший, живший в 234-148 годы до н. э.

В произведении А. С. Грибоедова Горе от ума

В 1833 году в Российской империи вышла комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума», в которой была применена крылатая фраза О времена! О нравы! В связи с этим многие люди впоследствии приписывали авторство данной фразы Грибоедову.

Современное употребление

Фраза снискала широкую популярность в среде журналистов, писателей, публицистов.

Часто можно встретить заголовки газетных статей с названием «О времена! О нравы!». Так обычно автор хочет обратить внимание к проблеме, к низкому уровню нравственности общества (что актуально постоянно), к ухудшающемуся порядку и общей деградации.

Факты

Существуют статьи, посвященные произведению Н. В. Гоголя «Ревизор», которые используют заголовок «О времена! О нравы!» — таким образом отправляя нас к особенному уровню нравственности во времена расцвета российского помещичества в XIX веке. В связи с этим есть те, кто приписывают авторство фразы «О времена, о нравы» Николаю Васильевичу Гоголю (аналогично с Александром Сергеевичем Грибоедовым).

См. также

  • Что позволено Юпитеру, то не позволено быку
  • Бывали хуже времена, но не было подлей
  • Человек человеку волк

O tempora! O mores! О времена! О нравы!

Сейчас в России происходит очень много неоднозначных событий, поэтому самое время обратиться к нравственному состоянию общества в целом. В последнее время в нашем обществе царят такие нравы, что крылатое латинское выражение, вынесенное в название статьи приходиться произносить в повседневной жизни все чаще и чаще. Почему так происходит и кто или что в этом виновато? Я хотел бы понять и разобраться, в том числе с вашей помощью, уважаемые читатели.


«Замороженная» совесть.

Мои родители еще помнят как в советское время, в общественном транспорте была надпись: «Совесть, лучший контролер».
Так как, действительно, основным цензором поступков любого взрослого и здравомыслящего человека, является его совесть. Самым страшным, по моему мнению, в настоящее время является то обстоятельство, что у большинства людей отсутствует этот внутренний ценз. Почему он отсутствует, это вопрос воспитания и в первую очередь в семье, но об этом чуть позже.
Вроде бы, что такое совесть и для чего она нужна, не всем понятно, однако именно отсутствие таковой, либо ее «сонное» или «замороженное» состояние ведет к дисбалансу отношений во всем обществе.
Судя по конституции, россияне живут в демократическом обществе, где все регламентировано законом, за нарушение которого предусмотрено наказание. Но в тоже время, страна погрязла в коррупции, воровстве, жестокости людей друг к другу, а почему? 

На самом деле все просто, есть закон, но он без коррумпированного «вливания» не работает, потому что у чиновника исполняющего этот закон, просто нет совести, он не боится наказания, так как у другого чиновника, который его может поймать за незаконные действия или бездействия, тоже ее нет. Поэтому у нас «все и вся» спокойно нарушают закон, зная, что в случае чего от всего откупятся, пока их совесть и совесть проверяющих «спит».
А, что дальше, а дальше любой предприниматель, нарушающий закон, заплатив взятку проверяющему, закладывает его в стоимость товара, продукции или услуги, тоже заглушив свою совесть, которая ему говорит: «это твой предпринимательский риск, простой потребитель здесь ни причем». То есть все эти коррупционные издержки в итоге оплачиваются из кармана «конечного потребителя», поэтому и цены у нас на все просто «зашкаливают» и т.д. и т.п.
Вот так незаметно все области нашей жизни из-за отсутствия совести у людей, просто «прогнили». Уже никто просто так без денег, по велению своей совести не поможет человеку на улице, поэтому и замерзают на морозе люди, имеющие несчастье случайно потерять сознание на улице. Мы уже не можем рассчитывать даже на скорую медицинскую помощь, потому что врачи тоже «отморозили» совесть.
Да становится страшно, если так быстро потеряли совесть люди старшего поколения, которые воспитывались на примерах самоотверженных подвигов их отцов и дедов в ВОВ, то, что будет с нашим обществом через 10-20 лет, когда подрастет новое поколение, с учетом того, что современные дети воспитываются на других примерах.

Современные дети смотрят, что происходит вокруг и учатся такому же равнодушию и цинизму. Сейчас дети уже не мечтают быть космонавтами, так как это работа для энтузиастов, а они хотят хорошо зарабатывать и находят единственный способ, «пойду в полицию, прокуратуру и т. д.». Вроде бы похвально, но для чего они хотят идти туда работать? Что бы бороться с преступностью? Оказывается, нет, а что бы прикрывать незаконные деяния преступных группировок.

Скажу так, отсутствие совести влияет на все сферы жизни, и общество никогда не будет счастливым, если у людей не появится внутренний цензор, особенно в нашей стране. У нас огромная территория и над каждым человеком нереально поставить «контролера – надзирателя». 
Поневоле воскликнешь: «О времена! О нравы!»
Замкнутый круг.

Хотим мы того или нет, но любая личность формируется обществом. А общество формируется из личностей, получается замкнутый круг. И если личность формируется в обществе, где понятия плохого и хорошего поменялись местами, то ей уже не стать хорошей и воспитанной личностью. И как следствие плохое общество, пополнится очередным ее продуктом, т.е. плохо воспитанной личностью. То есть получается, что из этого замкнутого и порочного, круга нет выхода. Но по моему мнению, выход всегда есть. Первым обществом с которым сталкивается любой новорожденный человек, это его семья. Именно в семье он получает основы воспитания, именно в семье «кроха» узнает «что такое хорошо и что такое плохо» и именно в семье, в человеке зарождается такое понятие как совесть. И только потом, он идет в школу, в ВУЗ и т.д. Где иногда сталкивается с иным, чем его учили в семье. И только от того, насколько хорошо воспитали новую личность в семье, а также насколько эта личность цельная и сильная, зависит будет «хорошая личность» вокруг себя менять «плохое общество» в лучшую сторону, или «плохое общество» будет менять «хорошую личность» в худшую сторону.

И в этой ситуации, «хорошей личности» помочь изменить ситуацию в лучшую сторону может только государство. А для этого на государственном уровне, необходимо менять ориентиры, на которые должно равняться общество. Если этого в ближайшее время не произойдет, то потом процесс разложения общества будет просто необратимым. Это как «раковая опухоль» в живом организме, если ее вовремя не диагностировать и не удалить, то организм просто погибает. Поэтому сегодня государство должно реализовать следующие задачи: во-первых, должна появиться позитивная и созидательная государственная идеология, которой у России не было, и нет со времен развала СССР. Во-вторых, в обществе должны появиться новые герои, с которых дети должны брать пример, как показала история, «коррумпированные чиновники», «продажные менты» и «отмороженные бандиты» не самые лучшие примеры для подражания. А, в-третьих, пора понять некоторым «государственным мужам», что «Золотой телец» которому многие из них молятся сами и заставляют молиться весь российский народ, не самый лучший способ воспитания порядочности в гражданах.
Конечно всегда и в любом обществе при любой даже самой лучшей государственной идеологии найдутся люди, у которых совести нет и не будет никогда, но это будет минимальный процент граждан. Вот для таких «бессовестных» и должен действовать страх «неотвратимого наказания» за проступки и преступления. И он действительно будет страхом «неотвратимого наказания» для этой малой части «бессовестных» россиян, если основная часть граждан России, будет «совестливой» и порядочной, а закон работать, как часы.
Осталось дело «за малым», сделать так, что бы новые личности формировались в тех семьях, где родители действительно знают «что такое хорошо и что такое плохо» и передавали своим детям через воспитание «вечные» ценности, а не их мнимую подмену. Мне в этом повезло, я как личность сформировался именно в такой семье. Теперь дело за мной, буду улучшать мир вокруг себя. И чем нас будет больше, тем быстрей разорвется этот порочный и замкнутый круг.

Кто сказал «О, времена! О, нравы!»

О, времена! О, нравы! (лат. O tempora! O mores!) — восклицание принадлежит древнеримскому политическому и государственному деятелю, мыслителю, оратору, юристу и писателю Марку Туллию Цицерону (3 января 106 — 7 декабря 43 г. до н. э.). Их он произнес в храме Юпитера Статора в первой речи против заговора Каталины 8 ноября 63 года до нашей эры в созванном им заседании Сената города Рима.

«Неужели ты не понимаешь, что твои намерения открыты? Не видишь, что твой заговор уже известен всем присутствующим и раскрыт? Кто из нас, по твоему мнению, не знает, что делал ты последней, что предыдущей ночью, где ты был, кого сзывал, какое решение принял? О, времена! О, нравы! Сенат все это понимает, консул видит, а этот человек все еще жив. Да разве только жив? Нет, даже приходит в сенат, участвует в обсуждении государственных дел, намечает и указывает своим взглядом тех из нас, кто должен быть убит, а мы, храбрые мужи, воображаем, что выполняем свой долг перед государством, уклоняясь от его бешенства и увертываясь от его оружия»

Заговор Каталины

Эпизод римской истории, когда один из видных политиков республики, проиграв выборы на должность консула — высшего выборного лица во времена республики в Древнем Риме, пытался силой захватить власть. Действиям Каталины противостоял Цицерон, который своим красноречием и практическими шагами ликвидировал заговор, спас Рим от резни Гражданской войны, за что был объявлен римским Сенатом «отцом отечества». Всего Цицерон произнес против Каталины четыре речи. Впоследствии в произведениях «О моем консульстве», и «О моем времени», он изложил эти речи в литературной обработке.

Марк Туллий Цицерон

Жил в тревожное время, был современником, другом и недругом диктатора Суллы, государственного деятеля и полководца Гнея Помпея, Юлия Цезаря, иных знаменитых римлян времен превращения Рима из республики в империю. Участвовал в политческой борьбе, занимал различные руководящие административные и военные должности. Не раз подвергал свою жизнь смертельной опасности, жил в изгнании. Убит по приказу Марка Антония. Будучи последователем философских воззрений Платона, Аристотеля, Полибия, внес значительный вклад в развтие теории государста и права. О законах, их создании и исполнении Цицерон рассуждал в самых известных его работах «О государстве», «О законах», «Об обязанностях»: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное»

Афоризмы Цицерона

  • Привычка — вторая натура (Consuetudo est altera natura. Дословно: Привычкой создается как бы некая вторая натура)
  • Что у кого болит, тот о том и говорит (cui dolet? memint — кому больно, тот помнит)
  • Лицо — зеркало души (imago animi vultus est)
  • Благо народа — высший закон (salus populi suprema lex)
  • Жить — значит мыслить (vivere est cogitare)
  • Бумага все стерпит
  • Всякому — свое
  • Где хорошо, там и отечество
  • Друзья познаются в беде
  • Когда говорит оружие, законы умолкают
  • Труд притупляет боль

Значение фразеологизма Олимпийское спокойствие
История русско-турецких отношений
Что значит Гибридная война

Кто сказал «О, времена О, нравы»?

Выражение «О, времена! О, нравы!» было заимствовано из латинского языка «O tempora! O mores!». Согласно историческим сведениям этот фразеологизм принадлежит Марку Туллию Цицерону, который был известным древнеримским государственным и политическим деятелем, писателем, оратором, мыслителем и юристом. Он родился 3 января 106 года, а умер 7 декабря 43 года.
Читайте ещё: значение выражения Ab ovo
Эти слова были впервые произнесены в созванном им заседании Сената города Рима в своей первой речи против заговора Каталины 8 ноября 63 года до Р.Х. в храме Юпитера Статора.
«Я думаю, что ты всё понимаешь! Ты уже знаешь, что твой заговор давно раскрыт и известен всей присутствующей публике! Кто по твоему, не догадывается, что делал ты предыдущей и последней ночью, какое решение принял, где находился в то время, кого созывал? О времена! О нравы! Консул всё понимает, сенат всё видит, а этот господин ещё не казнён. И разве он боится? Напротив, он свободно является на заседание в сенат, указывает и намечает своими жестами тех из нас, кого следует уничтожить, а мы, храбрые мужчины, полагаем, что исполняем государственное дело, увёртываясь от его оружия и уклоняясь от его злобы»
Читайте ещё: что значит Tempora mutantur

Довольно знаменательный эпизод из истории древнего Рима, когда один из известных политических деятелей римской республики, пытался получить должность высшего выборного лица (консула), но проиграл выборы. Однако он не оставил планов занять этот пост, но теперь с помощью кровавого переворота. Честолюбивые планы Каталины были остановлены Цицероном. Именно этот человек, бывший прекрасным оратором смог убедить большинство в сенате. И своими практическими действиями разрушил планы заговорщиков. Рим в то время стоял на грани гражданской войны и только его воля перевесила чашу весов в пользу много решения вопроса. Сенат высоко оценил деяния Цицерона и дал ему титул «отца отечества». Против Каталины Цицероном было произнесено всего четыре обвинительных речи. Уже гораздо позже в своих трудах «О моём времени» и «О моём консульстве» он донёс до публики данные речи подвёргшиеся незначительной литературной обработке.
Читайте ещё: перевод Аbyssus abyssum invocat

о времена о нравы на латинском языкеЕго годы жизни пришлись на один из самых тяжелейших периодов, когда менялось всё политическое устройство страны, он стал свидетелем превращения Рима из республики в империю. Цицерон являлся современником таких известных личностей, как Юлий Цезарь, полководец и государственный деятель Гней Помпей, диктатор Сулла и т. д. Он вёл активный образ жизни, занимал высокие посты, участвовал в политической борьбе. Не раз его жизнь была на волосок от смерти. В последние годы находился в изгнании. Однако его не оставили в покое и он был убит по распоряжению Марка Антония.
Этот учёный муж придерживался философских учений Платона, Полибия, Аристотеля и впоследствии внёс большой вклад в теорию развития права и государства. Именно в своих самых заметных произведениях он рассуждал о создании и исполнении законов «О законах», «О государстве»
Он писал: «Настоящий закон — это разумное положение и должно распространяться на всех граждан, постоянно и вечно»

Когда говорит оружие, законы умолкают;
Где хорошо, там и отечество;
Всякому — свое;
Жить — значит мыслить «vivere est cogitare»;
Лицо — зеркало души «imago animi vultus est»;
Привычка — вторая натура «Consuetudo est altera natura» Дословный перевод: Привычка образует, как бы некую вторую натуру;
Труд притупляет боль;
Друзья познаются в беде;
Бумага все стерпит;
Благо народа — высший закон «salus populi suprema lex»;
Кому больно, тот помнит «cui dolet memint», литературный вариант — что у кого болит, тот о том и говорит. Глупая блондинка видео

    • 100
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
  • Категория: Выражения