Встреча владыки слова

Как мы встречали правящего архиерея на дальнем приходе

Для кого-то «историческое событие» — это полет в космос, научное открытие, военная победа… А для нас – прихожан самого дальнего прихода Санкт-Петербургской, а теперь и Тихвинской епархии – самым настоящим историческим событием стало посещение правящего архиерея Тихвинской епархии владыки Мстислава. Во-первых, Потому что в последний раз архиерей у нас был только в прошлом веке – в 1995 году. Во-вторых, потому что нас первые посетил правящий архиерей вновь созданной Тихвинской и Лодейнопольской епархии.
История нашей новой епархии насчитывает всего 4 месяца. На первом же епархиальном собрании владыка Мстислав объявил, что он желает объехать и увидеть все приходы в течение этого лета. В принципе, мы ожидали архиерея, но когда позвонил секретарь епархии отец Александр Ларин и сообщил, что послезавтра к нам приедет архиерей, эта новость застала нас врасплох.
С другой стороны, оно получилось и к лучшему. Если бы знали за месяц, так целый месяц бы и готовились. А так получилось: «В чем застану, в том и сужу». По крайней мере, газоны красить зеленой краской было некогда.
В данном случае очень выручили Небесные покровители – Апостолы Петр и Павел. Мы готовимся к Престольному празднику и естественно, ограду подкрасили, газоны подкосили, дрова убрали. В общем, без особой подготовки все было готово. Я заранее изучил чинопоследование встречи архиерея, прорепетировал его заранее, но было очевидно, что этим владыку не удивишь. Хотелось какой-то нашей соминской изюминки. Я связался с руководителем соминского народного хора, который существует уже более полувека и выступал как на кремлевской сцене, так и заграницей. У нас в селе говорят, что Бурановские бабушки отдыхают перед соминскими коллегами.
В понедельник в 10 утра весь соминский хор в народных нарядах стоял перед церковной оградой с хлебом и солью, ожидая владыку. Они приготовили ему старинную соминскую здравицу. Владыка приехал точно как обещал – в половину одиннадцатого и сразу был поражен живописной картиной его встречи. Здравицу пели так громко, что я стоя, как положено, внутри храма с крестом, слышал величальные слова. Потом владыка скажет, что не ожидал такого сюрприза. Приезд владыки был ознакомительным. Он не совершал у нас служения. Прежде всего, осмотрел антиминс на престоле, отметил, что алтарь у нас – достаточно большой и вполне пригоден для архиерейской службы. Я владыку Мстислава знаю давно, так как он был секретарем нашей епархии, и мне не раз приходилось обращаться к нему или через него к митрополиту Владимиру. Несмотря на разного рода нападки на меня, он всегда меня поддерживал, поэтому мне было вдвойне приятно принимать его на приходе. Я рассказал об истории храма, о чтимых святынях, о восстановлении храма в последние годы. Особенно владыку тронул тот факт, что Сомино еще до революции предполагали преобразовать в город. И храм строился в расчете на городской пейзаж. Владыка отметил: «В некоторых городах храмы выглядят как сельские, а в вашем селе храм похож на городской. Не в каждом городе можно увидеть такой храм». Когда я перечислил тех, кто служил в этом храме, владыка был приятно удивлен, что какое-то время здесь подвизался архимандрит Кирилл (Начис). Оказывается, отец Кирилл был восприемником владыки Мстислава при монашеском постриге, и он его особенно почитает. В конце владыка благословил всех собравшихся, окропив святой водой. Он пообещал, что приедет в следующий раз, чтобы послужить в нашем храме Божественную Литургию. В настоящее время в нашем храме проходит реставрация старинных росписей. Сохранился ансамбль росписей середины 19 века достаточно высокого академического уровня. В советское время храм закрывался, в нем была устроена тракторная мастерская. Росписи, естественно, пострадали. И хотя реставрация уже проводилась, но вновь потребовалось их укрепить и восстановить отдельные фрагменты. У нас работает бригада реставраторов, до этого трудившаяся на Оптинском подворье. Работы в самом разгаре, поэтому провести архиерейскую службу среди строительных лесов невозможно. «Когда закончите реставрацию, приглашайте меня послужить у вас», — сказал владыка.

Следующим пунктом его программы был осмотр моего второго храма в пос. Подборовье во имя св. Иоанна Кронштадтского. Я сопровождал туда владыку на своей машине. Поскольку посещение Подборовья и Заборья было под вопросом, то я не объявлял о приезде владыки, и его встречали только три прихожанки. Мы подъехали к храму одновременно, но мне нужно было успеть облачиться в алтаре, раскрыть антиминс, Царские врата и выйти навстречу владыке с крестом на подносе. Можете себе представить, как я все это стремительно делал. Но владыка терпеливо подождал на паперти пока я выйду с крестом ему навстречу и благословил им меня и трех прихожанок. Зайдя в маленький алтарь, приложившись к престолу, владыка спросил: «Какого же века этот храм?». Только здесь я осознал, что до сих пор так и не сделал исторической справки о храме. «Владыка, этому храму всего лишь 15 лет. Мы его сами построили, и я его сам освящал. Владыка Мстислав был весьма удивлен, так как принял этот храм за древний. Но это было, может быть, лучшей похвалой, которую можно было придумать. Действительно, храм посторое в древнем стиле, клетского типа. Я рассказал владыке, что этот первый в нашей митрополии храм во имя Иоанна Кронштадтского мы строили по подобию часовни на родине Всероссийского пастыря в селе Сура Архангельской губернии, только увеличив ее размеры примерно в три раза. Владыка удивился тому, что храм построен руками самих прихожан, а узорчатый иконостас в древнерусском стиле вырезал староста храма Андрей Бобков.
Храм так тронул владыку, что, несмотря на нехватку времени, он не отказался попить чаю в нашей нижней трапезной. На встрече владыки присутствовал глава сельской администрации Константин Волков – один из инициаторов проведения Соминской Петровской ярмарки. Он воспользовался случаем и испросил благословение владыки на ее возрождение. Владыка прямо на плакате начертал слова: «Божие благословение на ваши труды по возрождению древней традиции». Теперь наша ярмарка приобрела особый статус благодаря высокому благословению. Об этом мы даже и не мечтали.
Далее мы предполагали ехать в третий мой храм – «Скоропослушницы» в Заборье. Но владыка, посмотрев на часы, сказал, что посетит его в другой раз. Вечером он должен возглавить всенощное бдение Тихвинском монастыре. Мы отправились назад в Сомино.
Я упомянул, что на окраине села есть чтимый источник Скорбящей Божией Матери без особой надежды, что владыка сможет его посетить. Но когда я вскользь упомянул, что в народе его называют глазным, он тут же отреагировал: давайте поедем. Маршрут неожиданно был изменен, и мы отправились к Линевой горе на источник. Тут владыка помолился, умылся и попил святой воды.
Оставался последний пункт программы – трапеза в нашем доме. Я боялся, как бы владыка ввиду цейтнота не отказался, потому что мы основательно подготовились к ней. Но наши труды не оказались напрасными. Наш маленький церковный домик посетил правящий архиерей. Он был вместе со своим секретарем и водителем, поэтому не составляло большого труда поместиться за столом. Хотелось, чтобы эта трапеза запомнилась, и мы решили угостить владыку сомом.

Это связано с одной легендой нашего села. Перед подачей блюда я спросил владыку: «Знаете ли Вы, почему наше село называется Сомино?» Владыку заинтересовал этот вопрос, и я рассказал местное предание о том, как Петр I, посетив наш край, после многих дел решил порыбачить. Он поймал в Соминке сома необыкновенно большого размера и воскликнул при этом: «Ну и сомина!» Так с легкой руки Императора наше село и стали называть «Пристань Сомина» вплоть до 1917 года. С 1917 года почему-то его переименовали в Сомино. Царь Петр лично скушал того сома, а в нашем селении возникла традиция: особенно дорогих гостей встречать сомом. «Вот и Вас, дорогой владыка, мы также встречаем этим блюдом. После такого вступления наконец и было подано блюдо на стол. Владыка сам отрезал себе кусок сома и разделил его присутствующим. «Всегда был равнодушен к сому – он обычно имеет речной привкус. Но такого сома я еще никогда не пробовал!» — заметил он. Мне оставалось толкьо сказать: «Владыка, но ведь наш сом – не простой, а соминский!», — хотя, по правде говоря, мы его привезли из Петербурга.
Благодаря сому наш разговор приобрел неформальный теплый характер. Я рассказал владыке о своей службе на приходе в течение уже 20 лет. А владыка рассказал о своем редком для монаха имени. В миру его звали Михаил. Постригал его митрополит Владимир и долго выбирал имя на ту же букву. Были варианты: Митрофан, Мисаил… А потом владыка надолго задумался и размышлял об этом почти два часа. Наконец, назвал имя Мстислав, объяснив это тем, что мощи князя Мстислава были положены в раку мощей князя Владимира Новгородского – небесного покровителя самого митрополита Владимира. И таким образом он подчеркнул свою духовную связь с новопостриженным иноком.
Прощаясь, владыка Мстислав пригласил меня сослужить ему на праздник Тихвинской иконы Божией Матери.
См. фотографии.

Правила церковного этикета

Правила церковного этикета
Как правильно обращаться к священнику, к митрополиту?.. Как правильно написать письмо владыке? Как вести себя за столом, который возглавляет епископ или… Святейший Патриарх?
Об этом и о многом другом – замечательная книга епископа Марка (Головкова) «Церковный протокол».
М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007.
С полезными фрагментами этой книги хочу познакомить и вас.

Епископ Марк (Головков)
Как правильно обращаться к духовному лицу?
К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец».
К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто: «отец (имя)»;
к иерею и иеромонаху: «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»;
к протоиерею, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».
Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не употребляется при официальном обращении.
Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице.
Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».
Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»);
к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопреосвященнейший Владыка».
Сами священнослужители не должны именовать себя отцами. При представлении они называют свои сан и имя, например: диакон Петр, иерей Алексий, протоиерей Иоанн, епископ Мелетий и т. д. Неуместно, когда священник представляется: отец Павел. Как уже было сказано, он должен представиться как иерей Павел, или священник Павел.
К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество».
Вы решили написать письмо епископу (архиепископу, митрополиту)
Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные — на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа не используется). Патриарху не принято посылать письмо на бланке.
Всякое письмо состоит из следующих частей: указания адресата, обращения (адрес-титул), рабочего текста, заключительного комплимента, подписи и даты. В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например:
«Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему (имя),
Архиепископу (название кафедры),
Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)».
К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко:
Его Высокопреподобию (Преподобию)
Протоиерею (или иерею) (имя, фамилия) (Должность).
При этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.
Адрес-титул — это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например: «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д. Комплимент — это выражение вежливости, которым заканчивается письмо. Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой.
Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер. Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест. Например: «+ Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский». Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией.
Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви, кратко можно проиллюстрировать так:
Иеродиакон, Диакон, Протодиакон, Архидиакон — отец (имя);
Иеромонах, Иерей — Ваше Преподобие, отец (имя);
Игумен Архимандрит, Протоиерей, Протопресвитер — Ваше Высокопреподобие, отец (имя)
Игумения — Досточтимая матушка(имя);
Монах, монахиня — Честной брат/сестра (имя);
Епископ — Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка (имя);
Архиепископ, Митрополит — Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка (имя);
Патриарх — Ваше Святейшество, Святейший Владыка (имя)
Примеры адрес-титула в письмах, заявлениях, прошениях:
Преосвященнейший Владыко, достопочтенный о Господе брат! Преосвященнейший Владыко, достопочитаемый о Господе брат!
Преосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат!
Преосвященнейший Владыко, о Христе возлюбленный собрат и сослужитель!
Дорогой и глубокочтимый Владыко!
Дорогой и досточтимый Владыко!
Дорогой и сердечночтимый Владыко!
Ваше Преосвященство, досточтимейший и дорогой Владыко!
Многоуважаемый батюшка, отец…!
Возлюбленный о Господе брат!
Возлюбленный о Господе Авво, пречестнейший отец архимандрит!
Боголюбивая раба Христова, пречестнейшая матушка настоятельница!
Достопочтеннейшая о Господе…! Досточтимая Матушка, Ваше Боголюбие! Благожелательно о Господе приветствую мать игумению…!
Примеры комплимента:
Господь да вспомоществует Вам и всем пасомым, право верующим
Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю
Продолжению памятования Вашего и молитв Ваших себя поручая, с истинным почтением и любовью о Господе пребываю
С братской о Христе любовью остаюсь Вашего Высокопреосвященства недостойный сомолитвенник
Благословите и молитвенно поминайте нас, здесь о Вас присно молящихся
Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник
С братской любовью о Христе
Призывая Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю
Благословение и милость Господня да пребудет с Вами
С почтением моим остаюсь Ваш недостойный богомолец, многогрешный
Остаюсь желатель Вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный
Испрашивая благословение Божие, имею честь пребыть с моим почтением к Вам, недостойный Ваш богомолец, многогрешный
Призываю на всех вас мир и благословение Божие и, испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный
Испрашивая святых Ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный
Вашего Преосвященства недостойный послушник
Вашего Преосвященства смиренный послушник
Вашего Преосвященства нижайший послушник
Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом является хорошей практикой в переписке между церковными людьми. Следует отметить, что выражения «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью», как правило, используются в письмах к равным по сану; письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением», а письма мирян или священнослужителей к архиерею — комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения».
Церковные приемы, обеды, банкеты
В протокольной практике Русской Православной Церкви принята организация торжественных приемов с трапезами — фуршетами, зваными завтраками, обедами и ужинами. Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат, а также по случаю прибытия гостей из других Поместных Православных Церквей.
Фуршет является приемом без рассадки, т. е. приглашенные трапезничают стоя. Этот прием продолжается не более двух часов. На фуршете закуски, вина, а также тарелки, бокалы и столовые приборы разложены на одном столе. Гости обслуживают себя сами, поочередно подходя и набирая закуски на тарелку, с которой они потом отходят в сторону.
Обед и ужин являются приемами с рассадкой и обслуживаются официантами. Вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее 8-ми часов вечера), церковные званые обеды происходят днем, обычно по окончании праздничного богослужения. Напротив, ужины могут проходить и в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями. Самый яркий пример — праздничный пасхальный ужин, на который традиционно приглашаются избранные участники Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя. Он бывает сразу после Светлой заутрени и Литургии, которая завершается обычно в два-три часа утра.
Приглашения на эти трапезы обычно рассылаются заранее. Если на прием приглашается иностранная делегация, как правило, всем ее членам раздаются папочки с приглашениями (или же они оставляются в номере каждого гостя в гостинице). Обычно такое приглашение бывает красочно оформлено; если прием дается от имени Святейшего Патриарха, то пригласительный билет украшается Патриаршим вензелем. В тексте приглашения типографским способом указывается, кто, когда и по какому случаю приглашает данное лицо, например: Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приглашает Вас на Рождественскую трапезу, которая состоится по окончании Патриаршего богослужения в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя. Внизу проставляется дата. Если прием следует сразу за богослужением, то время его начала не указывается.
Церковные приемы редко бывают с персональной рассадкой, однако если она предусмотрена, то место каждого гостя обозначается специальными кувертными карточками. На кувертной карточке обязательно указывается сан и имя приглашенного духовного лица, фамилия при этом обычно опускается, за исключением случаев, когда на приеме присутствуют несколько священников в одном сане, носящих одно имя. Это важно и для самого приглашенного, и для его соседа по столу, который будет знать, как к нему обращаться. Для приглашенных мирян указываются фамилия, имя и отчество.
Обычной формой приветствия в церковном обществе является благословение.
Прибывающие на прием гости — как светские люди, так и священнослужители, — подходят под благословение духовных лиц. Некорректно испрашивать благословение у митрополита, архиепископа или епископа в присутствии Патриарха и вообще у младших в иерархическом отношении лиц в присутствии старших. Человек, далекий от Церкви, может приветствовать священнослужителя простым пожатием руки.
В отношении рассадки классическое требование светского этикета — чередовать дам и мужчин — не может соблюдаться, поскольку на таких приемах главенствует иерархический принцип: на самом почетном месте сидит Святейший Патриарх, а в его отсутствие — старейший по хиротонии архиерей. Наиболее почетные места по правую и по левую руку от него также предназначены высшим иерархам Русской Православной Церкви. Соответственно, дальнейшая рассадка производится по нисходящему принципу: члены Священного Синода, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, протоиереи, иереи, диаконы. В том случае, если на прием приглашены представители светской власти, наиболее значимому из них, например губернатору региона или мэру города, предоставляется место по правую руку от Святейшего Патриарха. В этом случае духовенство за столом чередуется со светскими лицами, однако опять же в иерархическом порядке. Если рассадка осуществляется за столом П-образной формы, то почетным местом считается стол, образующий верхнюю перекладину буквы «П». В этом случае гости рассаживаются только по наружной стороне стола, поскольку помещать кого бы то ни было напротив Святейшего Патриарха не принято.
Если гости рассаживаются за несколькими отдельно стоящими столами, то сидящие за главным столом должны быть обращены лицом ко всем остальным. При размещении приглашенных также должен соблюдаться иерархический принцип: за одним столом не могут оказаться епископ и иерей.
Трапезы, проводимые Русской Православной Церковью, всегда начинаются с общей молитвы. Если среди их участников есть инославные лица или атеисты, они обязаны в этот момент из уважения к остальным присутствующим сохранять благоговейную тишину.
На дипломатических приемах тосты произносятся либо в самом начале, либо в конце приема, когда специально для этого подается шампанское. Как правило, приветственными речами обмениваются только двое: главный гость и хозяин торжества. В отличие от этой практики на церковных приемах разрешается произносить тосты в течение всей трапезы, а не только в ее конце. Если кто-либо из гостей произносит тост в адрес кого-либо из присутствующих, то по традиции принято завершать его пожеланием «Многая лета!» или аплодисментами. Если звучит тост в адрес Святейшего Патриарха, то его также принято завершать словами «Многая лета!». Вслед за этим песнопение «Многая лета!» троекратно пропевается всеми присутствующими на трапезе гостями, причем в адрес Патриарха «многолетие» обычно поется стоя (иногда к этим словам добавляется фраза: «Спаси, Христе Боже»). Лицо, произносившее тост в честь Патриарха, подходит к Его Святейшеству с бокалом в руке, чокается, а затем целует руку Предстоятелю Церкви. Последний тост на приеме обычно произносится самим Святейшим Патриархом, который благодарит гостей за их участие в церковном торжестве. Этот тост является своего рода сигналом к завершению трапезы.
Несмотря на значительные различия в организации светских и церковных приемов, их участникам необходимо придерживаться тех требований этикета, которые являются универсальными.
Опоздание без уважительной причины на прием является нарушением этикета, однако опоздание на прием с рассадкой – более серьезный промах, чем опоздание на фуршет. В любом случае оно может быть расценено остальными присутствующими как знак неуважения. Первыми на прием должны приходить лица, имеющие низшие иерархические степени; они же обязаны последними покидать зал, где происходила трапеза. Чрезмерно задерживаться на приеме также неприлично.
Садиться за стол в отсутствие главного гостя недопустимо.
Если рядом находится дама, то сначала нужно помочь ей занять место и только после этого садиться самому. Правила вежливости требуют оказывать внимание соседу, а тем более соседке по столу, однако знакомиться за столом не принято. Также не принято раньше времени вставать и выходить из-за стола на званом обеде.
Полотняная салфетка, подаваемая за столом, в развернутом виде кладется на колени, а по окончании трапезы небрежно оставляется на столе. В некоторых странах считают, что, если гость аккуратно сложил или свернул салфетку, то этим он выразил пожелание быть еще раз приглашенным к этому столу, что является нарушением правил вежливости, принятых на официальных приемах. Салфетку нельзя заправлять за ворот рясы, ею не следует вытирать лицо и руки, а можно лишь промокнуть губы.
Столовый прибор каждого гостя обычно состоит из двух тарелок: верхняя меняется перед каждым блюдом, нижняя остается до конца трапезы. С левой стороны ставится еще одна небольшая тарелочка для хлеба. Ножи и ложка лежат с правой стороны, а вилки — с левой стороны. При подаче каждого блюда вилка и нож берутся с внешней стороны по отношению к тарелке с поданным кушаньем. Для закуски используются самые крайние нож и вилка, которые по размерам меньше других. Нож и вилка для рыбного блюда также отличаются внешним видом: нож имеет тупое лезвие, а вилка шире обычной, предназначенной для мяса. Десертные нож, вилка и ложка, имеющие небольшие размеры, как правило, кладутся отдельно за тарелкой, перпендикулярно остальным приборам.
Нельзя говорить с набитым ртом, класть локти на край стола. Недопустимо есть во время произнесения тостов, а также поглощать содержимое бокала или стакана слишком быстро, залпом. На фуршете не следует ходить с тарелкой, одновременно поглощая с нее
пищу, нельзя набрасываться на еду. Крайне тягостное впечатление производят те, кто сооружает на своей тарелке гору из закусок, так, что они едва не вываливаются через край.
Хлеб можно брать только рукой, его следует отламывать небольшими кусочками. Фрукты, подаваемые на десерт, также аккуратно нарезаются дольками, а не откусываются.
Нельзя есть с ножа или брать ложкой то, для чего используется вилка. Брать на вилку надо столько, сколько может на нее поместиться. Если столовый прибор упал на пол, не следует заниматься его поисками, а тем более привлекать к этому окружающих: нужно просто попросить у официанта новый прибор.
Необходима умеренность в употреблении крепких напитков.
Неуважением к присутствующим является громкий разговор, смех и вообще чрезмерно вольное поведение. Не стоит переговариваться через соседа, через стол, тем более вести разговоры с лицом, сидящим в отдалении за соседним столом.
Даже светские правила хорошего тона не одобряют появление на приемах дам в брюках и брючных костюмах, а также в чрезмерно коротких юбках; тем менее допустимо это на приемах церковных. Вместе с тем им совершенно не обязательно сидеть за столом с покрытой головой — это требование относится, главным образом, к посещению храма.
Во всех случаях вежливость, умеренность и аккуратность лица, присутствующего на церковном приеме, будут свидетельствовать о нем как о воспитанном человеке.

Как обращаться к священнику — церковный этикет

Чтобы знать, как обращаться к священнику, нужно определить, какого он ранга или чина.

Священнослужители могут быть белым духовенством, теми, кто может жениться, и чёрным, к которому относятся монахи.

Оглавление:

  • Какие бывают священники
  • К кому обращаются «Владыко»
  • Как обращаться в официальном письме к митрополиту, архиепископу и епископу
  • Как обращаться к духовному лицу по церковному этикету
  • Ответы на часто задаваемые вопросы

Какие бывают священники

Белое духовенство:

  1. Первой ступени считаются диаконы и протодиаконы.
  2. Второй ступени называют лиц в чине иерея, священника, старшего священника – протоиреев, митрофорных протоиреев и протопресвитеров.

В чёрном духовенстве:

  1. Лица первой ступени: диаконы, иеродиаконы и архидиаконы.
  2. Ко второй ступени относят чины от священника до архимандрита.
  3. К третьей высшей ступени — епископов (архиереев), архиепископов, митрополитов и патриархов.

Более подробно о рангах можно узнать благодаря «Церковному протоколу», созданному епископом Марком (Головковым).

К кому обращаются «Владыко»

Так именуют владык церковного клира:

  1. При встрече с патриархом, его называют «Святейшим Владыкой», митрополита или архиепископа – «Высокопреосвященством» или «Высокопреосвященнейшим Владыко».
  2. К титулу Митрополита, являющегося Предстоятелем Церкви, добавляют к «Владыко» «Блаженнейший».
  3. «Вашим преосвященством», «Преосвященнейшим Владыкой» приветствуют епископа.

Как обращаться в официальном письме к митрополиту, архиепископу и епископу

Обращение в письме должно быть дательного падежа.

Образец написания адрес — титула:

  • К епископу: «Его Преосвященству» или «Преосвященнейшему Владыке … епископу…»;
  • Архиепископа или митрополита — «Его Высокопреосвященству», «Высокопреподобию Владыке … архиепископу (митрополиту) …».

Письменный текст письма или прошения содержит приветствие, такое как:

  • «Достопочтенному» или «Достопочитаемому»;
  • «Дорогому и сердечночтимому Владыко»;
  • «Многоуважаемому Батюшке или Отцу …»;
  • «Боголюбивой рабе Христовой, матушке настоятельнице» и пр.

Как обращаться к духовному лицу по церковному этикету

Согласно правилам этикета:

  1. Используем в речи нейтральные слова.
  2. Разговор ведём только на «Вы», даже если это близкий человек.
  3. Имена называются на церковнославянском; например, «Отец Сергий» вместо «Сергея».
  4. Попросить благословения, поклонившись и сказав: «Честные Отцы»; православные не называют священнослужителей «Святыми Отцами».
  5. Просим о благословении священника, который старше по чину, если находимся среди общества священнослужителей; сан различается по кресту духовного лица – у протоиерея он украшен драгоценными камнями или позолоченный, серебряные носят иереи.
  6. Быть почтительным и оказывать уважение наставнику верующих, носителю благодати; в разговоре не допускать фамильярности или неприличия, грубых, бранных или жаргонных слов.
  7. Контролировать свои привычки: не затрагивать и не усмехаться.

Мирянин показывает свою кротость, опускает свои глаза при священнослужителе. Ему не положено сидеть, если духовное лицо стоит рядом.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Как обращаться к Патриарху Кириллу? «Ваше Святейшество» или «Святейший Владыка Кирилл».

При обращении к архиерею называем его «Вашим Преосвященством» или «Преосвященнейшим Владыкой».

Как приветствовать священника? Назвав его «Отцом» и по имени.

Допустимо здороваться в неофициальной обстановке, называя его «Батюшкой».

Как обращаться к монахине? Её, как и послушницу, называют «Сестрой». «Матушкой» называют настоятельницу. К игумении относимся учтиво, называя «Досточтимой Матушкой» или «Матушкой», добавляя её имя.

При обращении к архиепископу применяем «Высокопреосвящество», которое можно заменить «Высокопреосвященнейшим Владыкой».

При обращении к священнику на исповеди вначале необходимо не только поклониться духовному отцу, но и произнести: «Благословите, Батюшка». Мирянам прощается, если они просто поздороваются, но недопустимо пожимать руку.

При обращении к священнику по телефону назовите его «Батюшкой» и попросите его благословения. Во время телефонного разговора представьтесь и изложите кратко свой вопрос.

При обращении к архимандриту, называем его «Вашим Высокопреподобием, …».

При обращении к диакону, если знакомо его имя, то «Отец …». Если имя не знакомо, то просто «Отец диакон».

Как обращаться к протоиерею в беседе? Только назвав «Вашим Высокопреподобием».

Как обращаться к митрополиту в разговоре? Почтительно, называя «Вашим Высокопреосвяществом» или «Высокопреосвященнейшим Владыкой».

Религиозные прихожане знают о трёх рангах священнослужителей, которые и учитываются в выборе обращения:

  1. К высшим чинам допустимо применять «Владыко» с официальными добавлениями: святейший, высокопреосвященнейший и блаженнейший.
  2. Для служителей иерейского ранга применяем: «Преподобием», «Высокопреподобием» и по народному, просто «Батюшкой».
  3. К представителям дьяконского ранга подходит «Отец».

Объяснение обращению «Отец» дано учителем Церкви Климентом Александрийским. Он говорил, что родившие нас духовно достойны так называться.