1 митрополит на Руси
Содержание
святитель Иларион Киевский
Дни памяти: 27 февраля (12 марта) , 28 сентября (11 октября) (Собор преподобных отцов Киево-Печерских)
Митрополит Иларион (прозвище Русин) первый русский по происхождению митрополит в Киеве.
Сведения о жизни скудны и не всегда могут быть совершенно достоверно отнесены к митрополиту Илариону; летописи содержат ряд упоминаний имени Ларион, которые по историческому контексту идентифицируют с ним. Так, под 1051 годом «Повесть временных лет» излагает зарождение Киево-Печерского монастыря: «Боголюбивому бо князю Ярославу, любящю Берестовое и церковь ту сущую святых апостол и попы многы набдящю, в них же бе презвутер именемь Ларион — муж благ, книжен и постник»; он первый «ископа печерку малу двусажену» там, «кде ныне ветхый манастырь Печерьскый». Согласно записи в начале летописной статьи 1051 года в ПВЛ («лето 6559»), его («Лариона») «постави Ярослав митрополитом … собрав епископы».
В начале Устава князя Ярослава о церковных судах говорится: «Се яз князь великий Ярослав сын Володимерь, по данию отца своего съгадал есмь с митрополитом с Ларионом, сложил есмь греческий номоканун; аже не подобаеть сих тяжь судити князю, ни боляром — дал есмь митрополиту и епископом».
Дальнейших сведений нет; но под 1055 годом Летопись Новгородская II упоминает имя другого митрополита — Ефрема, из чего предполагают, что сразу по смерти Ярослава 20 февраля 1054 года он был смещён. Его противоканоническое поставление (Киевская митрополия находилась в составе Константинопольского Патриархата и Киевские митрополиты поставлялись решением Вселенского Патриарха и императора) могло быть обусловлено тем, что по смерти митрополита Феопемпта Русь находилась в состоянии войны с Византией.
«Возникновение русского мира»: как было учреждено патриаршество в России
Христианство на землях Руси начало распространяться задолго до её официального крещения князем Владимиром. Жители одной из величайших христианских держав того времени — Византийской империи — проникали вглубь Восточной Европы с торговыми или духовными миссиями, постепенно обращая в свою веру местное население. По мнению ряда историков, массовое крещение русских могли провести братья-проповедники Кирилл и Мефодий в ходе своего путешествия в соседнюю Хазарию в 860—861 годах.
В 954 или 957 году крещение во время своего визита в Константинополь приняла киевская великая княгиня Ольга. Её сын Святослав взглядов матери не разделял, в отличие от внука Владимира: по легенде, пообщавшись с иудеями, мусульманами и христианами западного обряда, киевский князь по разным причинам отверг их религии. И только христианство восточного обряда нашло отклик в его душе. В 987 или 988 году он крестился в Херсонесе Таврическом, после чего состоялось крещение всей Руси.
Христианство на Руси
Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.
- И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе
- © Государственный Русский музей
В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.
Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.
Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.
Духовная самостоятельность
За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим. В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.
- К. Лебедев. Крещение киевлян
- © Wikimedia commons
На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.
«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.
Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.
«С венчанием Ивана IV на царство это событие стало неизбежным. Московское царство представило себя как законного наследника Второго Рима — Византии, где была так называемая симфония властей — светской и церковной. Одним из условий этой гармонии было соответствие сана патриарха высоте царского сана», — рассказал RT кандидат исторических наук, доцент МГПУ, писатель Игорь Андреев.
«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.
В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха. А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.
- Грамота об учреждении патриаршества в России
- © xpam-xpicta.ru
На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.
Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.
Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.
«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.
«Конкретная дата стала во многом делом случая, дополненного усилиями царского шурина Бориса Годунова, который выступал за возвышение статуса царской власти и московской церкви», — добавил он.
По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.
«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.
Митрополи́т (греч. μητροπολίτης) — первый по древности епископский титул в Церкви. Первоначально был епископом христианской церкви, резиденция которого находилась в главном городе, или метрополии (Μητρόπολις), провинции Римской империи.
Первое известное упоминание титула Митрополит содержится в канонах Никейского Вселенского Собора 325, который окончательно определил его место в церковной организации.
Под председательством митрополитов проходили Соборы епископов провинции (ἤ ἐπαρχία). Непосредственно о них гласит 34-е Апостольское правило: «епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающаго их власть не творити без него» . Зонара в толковании этого канона именует первенствующих епископов «архиереями митрополии» , то есть центра той или иной провинции империи.
В Русской Церкви титул первоначально, в период иерархической зависимости от Константинопольского Престола, присваивался исключительно её предстоятелю — Митрополиту Киевскому и всея Руси.
Киевский митрополит, за единичными исключениями, назначался в Константинополе совместным указом императора и Константинопольского патриарха. Епископы в удельных княжествах пользовались значительною автономией от Киевского митрополита.
Киевская кафедра находилась под патронатом великокняжеской власти. В строгом смысле нельзя говорить, однако, о ясных «патронатных отношениях» в силу того, что отсутствовало их чёткое правовое оформление. Стремление к эмансипации церковной власти наметилось только в конце XIV—начале XV веков. Нарушались (как во времена Древней Руси, так и позже) привилегии духовенства: неприкосновенность, исключительная подсудность духовенства Церкви, посильная ответственность, свобода духовных лиц от личных и имущественных податей и повинностей. В ведении Митрополита находились:
все «люди церковные» ;
все преступления мирян против церкви и веры, благочиния, с включением святотатства;
все дела, относящиеся к браку, правам родителей; споры о наследстве;
наблюдение за верностью торговых весов и мер.
В 1147 на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского престола был поставлен митрополит Климент Смолятич. Это вызвало раскол между киевской митрополией и епархиями Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля. В 1162 году Андрей Боголюбский просил константинопольского патриарха Луку Хризоверга учредить митрополию во Владимире, однако получил отказ.
С учреждением Московского патриаршества в 1589 году произошло возведение 4-х кафедр (Новгородской, Ростовской, Казанской и Крутицкой) на степень митрополичьих; но образования митрополичьих округов (митрополий — по примеру иных Восточных Церквей) не произошло: все российские иерархи — правящие архиереи — по своим административным и судебным правам остались равны; митрополиты отличались от епископов и архиепископов только преимуществами чести.
Фактически, с конца XVIII века вплоть до восстановления патриаршества в конце 1917 года, в Российской империи были только 3 епископских кафедры, с которыми обычно соединялся митрополичий сан её предстоятеля: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская (с 1818 года) . Титул митрополита имел с 1852 года Иосиф (Семашко) , Литовский и Виленский.
Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)
В издательстве Сретенского монастыря вышло церковно-научное издание «Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)». Автор — архимандрит Макарий (Веретенников).
Макарий (Веретенников), архимандрит. Митрополиты Древней Руси (X–XVI века). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 1256 с.
Новый труд архимандрита Макария посвящен Всероссийским Митрополитам X–XVI веков. Автор исследует святительское служение всех Предстоятелей Русской Церкви с 988 по 1586 год. Этот отрезок времени можно назвать Митрополичьим периодом, который оказался самым продолжительным в истории Русской Церкви и предшествовал периоду Патриаршему. На первом этапе своей истории Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой, а Русские Митрополиты поставлялись Константинопольскими Патриархами. Впоследствии, начиная с 1448 года, Московские Предстоятели становятся автокефальными и поставляются на Всероссийский престол уже в самой Москве. Книга снабжена обширной библиографией и публикациями рукописного наследия русских святителей — духовных грамот, окружных посланий, слов и поучений. Издание представляет интерес для историков Церкви, а также для всех неравнодушных к духовной истории нашего Отечества.
Архимандрит Макарий (Веретенников) родился в 1951 году в городе Магнитогорске. Среднее образование завершил в 1969 году в городе Караганде. В 1972 году по благословению митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа († 1975) подал прошение о поступлении в Московскую духовную семинарию. В 1974 году окончил МДС и поступил в Академию. В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за представленную работу «Всероссийский Митрополит Макарий и его церковно-просветительская деятельность». С сентября 1978 года преподавал Историю Русской Церкви в семинарии. 17 марта 1982 года наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иеронимом († 1982) в Троицком соборе пострижен в монашество в честь преподобного Макария Египетского. С сентября 1982 года по июль 1985-го обучался на богословском факультете Университета им. Мартина Лютера в Галле (ГДР) и одновременно служил в храме Святой равноапостольной Марии Магдалины на историческом кладбище в городе Веймаре. По возвращении из Германии преподавал в МДСиА.
В 2004 году архимандрит Макарий был утвержден в звании профессора. С июня 2001 по март 2010 года был Заведующим Регентской школой при МДА. В 2013 году — почетный профессор Екатеринбургской духовной семинарии, в 2014 году присвоено ученое звание доктора церковной истории. Принимал участие в подготовке издания «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), в качестве докладчика участвовал в различных заграничных, международных, Всероссийских и региональных конференциях. Награжден орденами Русской Православной Церкви, с 1989 года член Синодальной литургической комиссии, с началом издания «Православной энциклопедии» — член Научно-редакционного совета Православной энциклопедии, член экспертного совета по Макарьевским чтениям. Библиография автора насчитывает более 750 публикаций. В одной из своих последних публикаций автор предложил новую периодизацию Истории Русской Церкви.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
- Предисловие
- Подвиг апостола Андрея
- Предыстория Русской иерархии
ЧАСТЬ 1. МИТРОПОЛИТЫ ВСЕЯ РУСИ ПОД ОМОФОРОМ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА
- ГЛАВА I. НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В РУССКОЙ ЗЕМЛЕ
- Святой Митрополит Михаил (988–992
- Митрополит Леонтий (992–1008
- Митрополит Иоанн I (до 1018–1035
- Митрополит Феопемпт (1035–1047
- ГЛАВА II. МИТРОПОЛИТЫ-БОГОСЛОВЫ
- Святой Митрополит Иларион (1051–1054)
- Исповедание веры Митрополита Киевского Илариона
- Митрополит Ефрем (1055–1061)
- Написание Митрополита Ефрема
- Митрополит Георгий (1062–1076
- Георгия, Митрополита Киевьского, стязанье с латиною; вин числом 70
- Святой Митрополит Иоанн II (1076–1089)
- Письмо Митрополита Иоанна Ф. Продрому О указание от правил обличително на ереси латынския Иоанна Митрополита Русскаго ко архиепископу Римскому о опресноцехъ
- Митрополит Иоанн III (1090–1091)
- Святой Митрополит Николай (1093–1104)
- Митрополит Никифор I (1104–1121)
- Поучение Митрополита Русскаго Никифора в Неделю сыропустную в церкви ко игуменом и ко всему иерейскому и дияконскому чинку и к мирским людем
- Митрополит Никита (1122–1126)
- Проложное сказание о принесении перста Иоанна Предтечи из Византии на
- Митрополит Михаил II (1130–1145)
- Святой Митрополит Иларион (1051–1054)
- ГЛАВА III. НАРАСТАНИЕ КНЯЖЕСКИХ УСОБИЦ НА РУСИ
- Митрополит Климент (Смолятич; 1147–1155)
- Святой Митрополит Константин I (1156–1159)
- Никита Акоминат (Хониат). Сокровище православной веры. Книга XXIV: Собор
- Митрополит Феодор (1161–1163)
- Митрополит Иоанн IV (1164–1166)
- Митрополит Константин II (1167–1170)
- Месяца августа въ 1 день слово Великого князя Андрея Боголюбьскаго о милости Божии
- Митрополит Михаил III (1171–1174)
- Митрополит Никифор II (1175/76–1202)
- Митрополит Матфей (1209–1220)
- Митрополит Кирилл I (1225–1233)
- Грамота Никейского Патриарха Киевскому Митрополиту Кириллу
- Митрополит Иосиф (1236–1240)
- ГЛАВА IV. ПОСЛЕ БАТЫЕВА РАЗОРЕНИЯ
- Святой Митрополит Кирилл II (уп. 1242–1281)
- Послание князя Святослава Мизийского Митрополиту Кириллу
- Ярлык Ордынского хана Менгу-Темира русскому духовенству. Степь
- Святой Митрополит Максим (1283–1305)
- Поучение святителя Максима
- Месяца декабря в 15 день Сказание о святем и блаженнем Первопрестолнике чюдном Митрополите Максиме Владимирском и Московском и всея Росии
- Святой Митрополит Кирилл II (уп. 1242–1281)
- ГЛАВА V. НАЧАЛО ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ
- Чудотворец Митрополит Пётр (1308–1326)
- Поучение смиреннаго Петра, Митрополита Киевского и всея Руси, игуменом, попом и диаконом
- 1308–1326 гг. — Поучение митрополита Петра духовенству (об епитимиях и вдовых попах) и мирянам (об усердии к церкви)
- Поучение Петра Митрополита Киевскаго и всея Руси
- Поучение Петра Митрополита
- Поучение Петра Митрополита, егда препре Тферьскаго владыку Андрея во Сборе
- Святой Митрополит Феогност (1328–1353)
- 1339 г. — Грамота Патриарха Иоанна XIV Митрополиту Феогносту об открытии мощей святителя Петра
- Поучение Феогноста, Митрополита всея Руси
- Чудотворец Митрополит Алексий (1354–1378)
- Поучение Алексия Митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом
- Поучение смиреннаго Алексия Митрополита всея Руси игуменомь и попом и дьакономь и всем правоверным крестьяном, крестоимянитым людем, пребывающим в правоверьи, всего предела Новгородьского и Городецьского: благодать вам и мир от Бога свыше
- 1363 г. — Слово пресвещенного Алексея Митрополита
- 1378 г. — Список з духовныя грамоты иже во святых отца нашего Алексея Митрополита Киевскаго и всеа Руси, нового чудотворца
- Чудотворец Митрополит Пётр (1308–1326)
- ГЛАВА VI. СМУТА В МИТРОПОЛИИ
- Архимандрит Михаил († 1379) — кандидат на Русскую митрополию. Митрополит Пимен (1380–1389)
- Святой Митрополит Дионисий I (1384–1385)
- 1382 г. — Грамота Суздальского архиепископа Дионисия псковскому Снетогорскому монастырю о соблюдении правил иноческого общежития
- 1383 г. — Послание святителя Дионисия князю Димитрию Донскому. От иного послания о повинных
- ГЛАВА VII. БЕДЫ И УСПЕХИ МОСКОВСКОЙ РУСИ. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВОЗВЫШЕНИЕ ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОГО ГРАДА
- Cвятой Митрополит Киприан (1375–1390–1406)
- Духовная грамота Митрополита Киприана
- Святой Митрополит Фотий (1408–1410–1431)
- Митрополиту России
- 1420 г., 24 января. — Жалованная грамота Митрополита Фотия Горицкому монастырю
- Разрешительная грамота-молитва Митрополита Фотия
- Cвятой Митрополит Киприан (1375–1390–1406)
- ГЛАВА VIII. КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ, БОРЬБА ЗА ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ
- Митрополит Герасим (1433–1435)
- 1414 г. — Настольная грамота Митрополита Фотия епископу Владимиро-Волынскому Герасиму
- 1434 г., ноябрь. — Грамота Римского Папы Евгения Митрополиту Герасиму
- Митрополит-кардинал Исидор (1436–1441).
- Окружное послание Митрополита-кардинала Исидора
- 1440 г., июля 27. — Грамота Митрополита-кардинала Исидора
- 1441 г., февраля 5. — Уставная грамота Киевского князя Александра Владимировича собору Святой Софии в Киеве и Митрополиту Киевскому и всея Руси Исидору
- Послание князя Василия Васильевича инокам-святогорцам
- Повесть Симеона суздальского об осьмом, Флорентийском Соборе. Исидоров Собор и хожение его
- Митрополит Герасим (1433–1435)
ЧАСТЬ 2. АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
- ГЛАВА I. УТВЕРЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЫТИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
- Чудотворец Митрополит Иона (1448–1461)
- 1459 г. — Послание от Митрополита в Литву ко всем владыкам о православной вере, и о укреплении, и о Григории Митрополите, Сидорове ученице
- 1459 г., декабря 13. — Посыльная от всех владык рускых к владыцем литовьскым, которые рукоположение приняли от Ионы Митрополита, о Григорьи Митрополите, что вышел из Риму на митрополью Киевскую
- До 1461 г. — Отступная запись Л. Корыткова Митрополиту Ионе
- Благословенная грамота Митрополита прихожанам собора
- Святой Митрополит Феодосий (1461–1464)
- 1462 г., январь. — Поучение Митрополита Феодосия о чуде-исцелении у мощей святителя Алексия Московского
- Слово похвально святым верховным апостолом Петру и Павлу. Творение Феодосия, архиепископа всея Руси
- 1462 г., августа 4. — Жалованная грамота Митрополита Феодосия игумену Парфению, настоятелю монастыря Архангела Михаила в Суздале 1464 г., апреля 4. — Настольная грамота Митрополита Феодосия митрополиту Кесарии Филипповой Иосифу
- *Послание*
- Святой Митрополит Филипп I (1464–1473)
- 1465 г. — Грамота Митрополита Филиппа настоятелю Покровского монастыря «на Богоне» игумену Льву
- 1467 г. — Лист Дионисия Патриарха Константинопольского до Москвы писаныи
- Чудотворец Митрополит Иона (1448–1461)
- ГЛАВА II. УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КНЯЗЯ НА ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛА. БОРЬБА С ЕРЕСЬЮ
- Святой Митрополит Геронтий (1473–1489)
- 1480 г., ноября 13. — Соборное послание духовенства Русской Церкви великому князю Иоанну Васильевичу на Угру
- Месяца августа в 27 день пренесение мощем Святейших Митрополитов Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы и Филиппа
- Сказание о блаженном и преосвященном святем Геронтии Митрополите Московском
- Ересь жидовствующих. Митрополит Зосима (1490–1494)
- Соборный приговор 1490 года
- Святой Митрополит Симон (1495 – † 1511)
- Послание инока диакона, к архиепископу моление
- 1501 г., 1 февраля. — Ставленная грамота Митрополита Симона, данная преподобному Корнилию Комельскому
- 1503 г., августа 6. — Соборное определение о невзимании со священнослужителей мзды при хиротонии
- 1503 г., 12 сентября. — Соборное определение о вдовых попах и диаконах и о запрещении монахам и монахиням жить в одних монастырях
- Святой Митрополит Геронтий (1473–1489)
- ГЛАВА III. СВЕДЕННЫЕ С ПРЕСТОЛА
- Митрополит Варлаам (1511–1521)
- 1516 г., июль. — Послание Константинопольского Патриарха Феолипта Митрополиту Варлааму о милостыне
- 1516–1517 гг. — Послание Афонского Ватопедского монастыря игумена Анфимия Митрополиту Варлааму об отправлении в Москву Святогорского старца Максима Грека со сопутниками
- 1516–1517 гг. — Послание Афонского Пантелеимоновского монастыря игумена Паисия Митрополиту Варлааму о милостыне
- Митрополит Даниил (1522–1539)
- 1537 г., май. — Наказ Митрополита Даниила, данный епископу Сарскому и Подонскому Досифею и архимандриту Симоновскому Филофею о речах к князю Андрею Иоанновичу Старицкому для вызова его в Москву и в случае отказа предать его проклятию
- Послание Митрополита Даниила
- 1539 г., марта 26. — Отреченная грамота Митрополита Даниила
- Святой Митрополит Иоасаф (1539–1542)
- 1526–1527 гг. — Полюбовная разъезжая Михаила Кузьмина Зубова и его сына Андрея и старцев Троице-Сергиева монастыря Сергия Кузьмина и Иоасафа Скрипицина Зубовской земле сельца Нового с троицкой землей села Скнятинова в Кинельском стане Переяславского уезда
- 1548 г., ноябрь. — Переписка Митрополитов Макария и Иоасафа
- Из материалов Стоглавого Собора
- Митрополит Варлаам (1511–1521)
- ГЛАВА IV. РАСЦВЕТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Чудотворец Митрополит Макарий (1542–1563)
- 1547 г., января 16. — Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоанну IV
- 1552 г., ноябрь. — Вкладная запись Митрополита Макария в сентябрьской Успенской Четией Минее
- 1555 г., август. — Грамота Митрополита Макария Виленскому католическому епископу Павлу
- Месяца декабря в 31 день сказание вкратце о житии и пребывании иже во святых отца нашего чюднаго Макария, Митрополита Московскаго и всеа Росии чюдотворца
- Сказание о явлении преподобнаго отца нашего Александра Свирскаго чюдотворца и иже с ним во святых отца нашего Макария Митрополита Московскаго и всеа Росии, како приидоша церковь свящати святаго Николы
- Митрополит Афанасий (1564–1566)
- 1564 г., февраля 2. — Соборная грамота о белом клобуке
- Послесловие Апостола, изданного в Москве в 1564 году
- 1564 г., сентября 29. — Богомольная грамота Митрополита Афанасия епископу Сарскому и Подонскому Матфею по случаю войны с Польшею
- Чудотворец Митрополит Макарий (1542–1563)
- ГЛАВА V. ЦАРСКИЙ ПРОИЗВОЛ
- Чудотворец Митрополит Филипп II (1566–1568)
- 1555 г., августа 7. — Грамота Митрополита Макария в Великий Новгород
- 1566 г., 20 июля. — Приговор об избрании на Московскую митрополию Соловецкого игумена Филиппа
- 1566 г. — Грамота Митрополита Филиппа в Соловецкий монастырь
- 1567 г., ноября 24. — Богомольная грамота Митрополита Филиппа в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю войны с Крымским ханом и Польским королем
- Митрополит Кирилл III (1568–1572)
- Отпускная грамота Митрополита Кирилла
- 1571 г., март. — Грамота Митрополита Кирилла Константинопольскому Патриарху Митрофану
- Митрополит Антоний (1572–1581)
- 1578 г. — Послание благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича и всего освященного Собора к великим страстотерпцем и исповедником великому князю Михаилу Черниговскому и боярину его Федору, имеющему образ сицев
- 1575 г., декабря 20. — Жалованная грамота Митрополита Антония святителю Суздальскому Варлааму
- 1580 г., декабря 27. — Ставленная грамота Митрополита Антония
- Митрополит Дионисий II (1581–1586)
- Чин поставления Митрополита Дионисия
- 1581 г., августа 1. — Грамота Митрополита Дионисия Смоленскому епископу Сильвестру
- 1584 г., октября 30. — Царская тарханная грамота Митрополиту Дионисию на слободку Святославлю
- 1586 г., июня 17. — Грамота Митрополита Дионисия на строительство храмов в монастырских селах Ипатьевской обители
- Житие Митрополита Дионисия
- Чудотворец Митрополит Филипп II (1566–1568)
Имена Митрополитам Киевским от крещения Владимирова
Заключение
Некоторые итоги исследования
Приложение
Древнее «часомерие»
Список сокращений, используемых в библиографических ссылках
Об авторе
Добавить комментарий