Путь ведущий к твердыне

Путь для подхода к твердыне.

Другие ответы на вопросы

  • Назовите насекомое, которое в Центральной России встречается только во время очень теплых осеней и весен? 7 букв
  • Как в Закавказье называют мясо барана приготовленное на шампуре? 5 букв
  • Данная акула встречается в тропических прибрежных водах. В основном обитает на дне океана. 6 букв
  • В московском жаргоне именно так назывался нехозяйственный человек. 8 букв
  • Какая столица союзной советской республики была разрушена землетрясением в 1948 году? 7 букв
  • Как называют коренных жителей Новой Гвинеи? 7 букв
  • Все знают квашеную капусту. Что еще квасили в 18 веке? 9 букв
  • В 19 веке этот прибор описывался так: внушительных размеров бочка, внутренняя поверхность и дно рифленое, сверху массивная крышка, снизу кран, внутри бака крестовина с лопастями, которая вращается при помощи рычага, представляющего собой длинную, в рост человека палку, наклоняемую то в одну сторону то в другую сторону. Для чего этот прибор нужен? 6 букв
  • На берегу какой реки происходят приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна? 9 букв
  • Головной убор 17 века, пришедший на смену широкополой шляпе, как более практичный для переноса оружия на плече. 9 букв

Тесные врата

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоан. 14:6)

Вечная жизнь — у Христа. К Отцу, к Богу, Он — это путь.

Как же через Христа прийти к Богу?

Вот какую притчу мне бы хотелось изучать с вами:

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Матф. 7:13-14)

Если мы вспоминаем про то, что Иисус говорит о Себе — я путь истина и жизнь, то легко понять, что за путь ведущий в жизнь вечную, к Богу.

Во-первых, у этого стиха есть параллельный в Евангелие от Луки. Мы его позже посмотрим. Во-вторых, исследователи Библии говорят, что последовательность, в которой идут слова очень важна. Входите тесными вратами.

Сначала есть врата, и нужно найти правильные. А потом путь. Узкие врата и узкий путь. Следовать за Христом непросто.

У меня для вас два пункта: врата спасения и путь веры.

Это некий момент — мы вступаем на этот путь. Уже в начале нужно быть готовым.

Например, поступление в вузы. Сейчас учитывается балл ЕГЭ. Проходной балл есть, но еще нужно доучиться.

Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. (Лук.9:23-24)

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно. (Мат 19:16-26)

Без силы Бога это невозможно. Эта история есть в трех евангелиях, то начальствующий, то юноша.

Реакция учеников — это невозможно!

Большая цена. Заметьте, он все исполнял! Для него это было условие.

Должно быть что-то от Бога. Посыл. Искра. Если вы здесь, цените это. Вы в своем поиске не были никогда так близко.

Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. (Лук 17:1-5)

Реакция учеников — это невозможно! Умножь в нас веру!

Нужна вера, чтобы войти.

Быть готовым прощать — условие вхождения!

Без веры не только в Бога, но и в Его силу невозможно встать на путь спасения.

Чтобы прощать нужна большая вера в Бога, потому что верить нужно в то, что справедливость у Него. Что если будет нужно, Он воздаст.

Если мы хотим войти в жизнь, спастись, нужно искать узкие врата.

Мы должны хотеть найти Бога, отдав всю свою жизнь без остатка, готовы прощать обижающих нас.

Это непросто. Врата узкие — это настоящие.

Путь веры

Похожие слова о тесных вратах есть в двух евангелиях. Еще Евангелие от Луки.

Найти врата — это еще полдела. Нужно еще идти по узкому пути. И дойти до конца.

Это важно в какой последовательности — сначала врата, а потом путь!

И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! отвори нам»; но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы». Тогда станете говорить: «мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Но Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды». (Лук 13:22-27)

Евангелист Лука усиливает мысль Матфея, так как у него поставлено вместо «входите» — «подвизайтесь войти» (ἀγωνίζεσθε εἰσελθεῖν), что предполагает сильное напряжение, которое потребуется для вхождения в славное царство Божие.

«Многие поищут войти» — когда уже минует время домостроительства спасения.

«И не возмогут», потому что в свое время не покаялись.

Если мы вернемся к Евангелию от Матфея, с которого мы начинали, там есть похожее продолжение:

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Мат 7:21-23)

Это страшно. Но справедливо. Люди могут думать, что идут по узкому пути и их обязательно должен принять Бог.

Здесь главная идея — лицемерие, то есть просто знание о Христе не поможет Богу тебя знать. Он знает нас, если мы делатели правды!

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Матф. 7:21-23)

Я считал себя верующим. Многие скорее всего считают, а что меняется?

Путь — готовность делать дела веры. Не только отказаться от грехов. Это лишь полдела.

Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. (Флп. 2:12-13)

Совершать. Опять же, глагол действия. Страх и трепет.

Не хочется, чтобы вы неправильно это поняли.

Идти по этому пути. Не потому, что вы таким образом заработаете, так как оно уже дано. Но нужно не свернуть с этого пути. Страх и трепет. Сердца черствеют. Грех становится привлекательным. Эгоизм лезет в сердца. Накапливается усталость. Бог производит в нас хотение и действие. Нужно быть близко к Нему.

Есть опасность — мы вошли узкими вратами когда-то, но похоже, что начинаем идти по широкому пути.

И сказал: для того -то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога живого. (Ин 6:65-69)

У Тебя глаголы вечной жизни. Куда нам еще? Другого пути нет, только тот, что за Христом.

Входите тесными вратами, идите узким путем! Врата спасения открыты — нужно быть готовыми к условиям Бога. И идти по пути веры, настоящей, нелицемерной.

Александр Соловьев

Опубликовано 22 июня 2019 г.

Другие библейские уроки

Ты, и только ты — у руля своей судьбы. Но перед тем, как испытать чувство скорости и свободы, ты должен знать, что есть только два маршрута: твой, человеческий, и Божий. Воля Божья и человеческое своеволие. Каждый день ты останавливаешься на множестве больших и маленьких перекрестков, где само пересечение желаний Бога и твоих грез требует решения сделать выбор: быть по-твоему или по-Божьи.

Как монета имеет две стороны, так и твоя жизнь имеет две судьбы: ту, которая от Бога, и ту, которая вне Его воли. Ты можешь строить планы на жизнь, иметь свое мировоззрение, рисовать будущее таким, каким ты хочешь его видеть, но, независимо от этого, существует другая сторона медали — для тебя есть судьба от Бога.

Воля — способность осуществлять желания, цели (чьи-то или свои).

Своеволие — прихоть, произвол, упрямство.

Желаю предложить тебе рассмотреть семь вопросов, которые помогут понять общую картину: следовать ли нам путем своих планов и желаний или путем воли Божьей?

1. Как я могу быть уверенным в том, что Бог действительно определил судьбу для меня, и что она лучше моих планов и желаний?

2. Что я выиграю, если уступлю воле Божьей пред моими желаниями и планами?

3. Почему мои желания и воля Божья несовместимы?

4. Можно ли добиться того, чтобы воля Божья стала моим желанием? Чтобы я захотел того, чего хочет Бог?

5. Почему это настолько категорично, почему требуется выбрать что-то одно: или волю Божью, или мои пути?

6. Может ли Бог благословить мои желания или Он благословляет меня только тогда, когда я в Его воле?

7. Неужели мое будущее действительно может быть счастливым или несчастным в зависимости от того, пойду ли я своим путем или путем Божьей воли?

1. Как я могу быть уверенным в том, что у Бога действительно приготовлена судьба для меня, и что она лучше моих планов и желаний?

«Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».

«Только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не во зло, чтобы дать вам будущность и надежду».

«Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был в глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было».

«Любящим Бога, призванным по Его изволению все содействует ко благу».

«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас».

«Любовью вечною Я возлюбил тебя (безусловной, независимой ни от чего) и потому простер к тебе благоволение» (благую волю).

«Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение» (благосклонность, расположение, благая, добрая воля).

ВЫВОД:

Из этих и ряда других мест Священнoго Писания мы видим, что у Бога приготовлена судьба для тебя. Она продумана в тончайших деталях и мелочах. Это — самое лучшее, что только может быть в твоей жизни. Если Он, как Творец, создал неповторимыми твои отпечатки пальцев, сколько же более ты ценен для Него как личность?!

Если Бог заботится о воронах и птенцы просят у Него пищи, если ни одна маленькая птичка не падает на землю без воли Бога, если Он думал даже о скоте, когда хотел уничтожить Ниневию, если Он знает количество волос на твоей голове, неужели ты сомневаешься в том, что Он приготовил для тебя благословенную судьбу? Бог — есть Бог предусмотрительный и планирующий все заранее.

2. Что я выиграю, если уступлю воле Божьей пред моими желаниями и планами?

Прежде, нежели у тебя возникает проблема, у Бога имеется ее решение.

Прежде, нежели Иаков начал голодать, Бог уже сделал Иосифа вторым после фараона в Египте, где он сделал запасы тысяч тонн хлеба, чтобы прокормить не только Египет, но семейство отца Иакова.

У Бога есть ответы на все твои вопросы прежде даже, чем они возникнут. «Нет еще слова на языке моем, Ты, Господи, уже знаешь его совершенно».

ВЫВОД:

Ты видишь ограниченно, до ближайшего поворота. Мой один знакомый рассказал довольно интересную историю о том, как он летел на двухместном лайнере над холмистой местностью в одном из штатов Америки.

Внизу пролегала трасса двухстороннего движения, по которой, медленно поднимаясь и опускаясь с холма на холм, двигался тяжелый грузовик. Пристроившись сзади его бампера, ехал легковой автомобиль, водитель которого всячески пытался обогнать медленно ползущий грузовик, но как только он шел на обгон, впереди возникал холм, который скрывал видимость, и тот, не желая рисковать, возвращался назад. Так продолжалось много раз. И Том, так звали летчика, сказал: «Глядя с высоты, я видел, что дорога абсолютно свободна на десятки милей, но то, что я видел с неба, не мог видеть человек с земли».

Ты видишь ограниченно, до ближайшего поворота, Бог же знает наперед, где, что и когда произойдет в твоей жизни, и прежде чем это может случиться, Он уже поставил Свою охрану и заботу. «Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Сзади и спереди Ты объемлешь меня и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение (Твое), — высоко, не могу постигнуть его!.. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью, но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день».

Все основывается на вере в то, что у Бога действительно приготовлена судьба для тебя, и что она несравненно превосходит все твои ожидания, планы и возможности. Tы же не спрашиваешь, что я выиграю, если поменяю велосипед на «Мерседес-бенц»?!

3. Почему мои желания и воля Божья несовместимы?

Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо понять, что наша природа бунтует против Бога. Всякое выражение воли Божьей (будь то запрет, повеление или даже совет) вызывает в нашей плоти противление.

Наш разум — это поле боя между истиной Духа и желаниями плоти, между тем, что правильно, и тем, чего нам хочется.

«Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе, потому что желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Внутри себя нахожу удовольствие в законе Божьем, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего».

Здесь встречаются две природы в одной личности, и они несовместимы, следовательно, и желания Бога и греха в нас — несовместимы. «Дух желает противного плоти, а плоть желает противного Духу». Это — подобно перетягиванию каната.

Позволь представить тебе несколько парадоксальных вопросов.

«Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен». Почему?! Ты разумеешь, что «краденое» не может быть сладким. По идее оно должно быть горьким, поскольку эта «находка» за счет чьей-то «потери». Но «краденое» становится сладким только потому, что «краденое».

Почему запретный плод был приятен для глаз Евы? Сколько подобных и, возможно даже лучших, деревьев было в саду? Ответ тот же: только потому «приятен», что запрещен.

Почему Бог сказал: «Не пожелай жены ближнего»? Потому, что знал, что для многих чужая жена желаннее своей, и это не потому, что она лучше или хуже, но только потому, что она чужая и принадлежит другому человеку. Люди могут встречаться на стороне долгие годы и питать друг к другу большой интерес только по этой причине. Это легко доказать. Примером может послужить хрестоматийный образ пушкинского героя. Евгений Онегин был любим чистой и нежной девушкой Татьяной Лариной. Он знал о ее любви к нему, но открытость ее чувств его мало интересовала. Он отказался от этой любви, когда имел полное право на нее. Прошло несколько лет, и Татьяна стала женой другого. И что же? Именно с этой минуты Онегин воспылал к ней страстной любовью! Что изменилось: женщина, которую он некогда отверг, или ситуация? Конечно же, ситуация. Татьяна, ее любовь стали запретным плодом для Онегина, и это вынудило его домогаться любви чужой жены.

Этим открывается наша бунтарская природа, испытывающая наслаждение в поступках, противоречащих воле Божьей.

Или довольно-таки яркий пример с зеркалом. Однажды человек выставил на улицу красиво обрамленное дорогое зеркало и стал наблюдать за поведением ребят, идущих из школы. Многие подходили, удивлялись, засматривались на свое отражение, но это длилось до тех пор, пока хозяин не написал на зеркале: «Камни в зеркало не бросать». Сразу же реакция изменилась, в глазах прохожих детей невольно загорался соблазн именно бросить камень. Но почему? Неужели есть что-то неверное в запрете «Не бросать камни»? Оказывается, эта «заповедь» именно своей правотой наталкивает на мысль, чтобы ее нарушить. Но опять же, проблема не в заповедях, проблема в нашей греховной природе. Апостол Павел писал: «Закон свят, и заповедь свята и праведна, и добра. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак», — и он дальше объясняет, что причина во мне, в моем желании нарушить закон, и в этом я нисколько не виню закон или законодателя, но, напротив, соглашаюсь, что закон добр, а я предан греху.

И снова тот же вопрос: Почему разумный трезвый запрет вызывает в нашей природе желание его нарушить? Почему присутствует постоянная борьба в выборе между тем, что есть истинно и верно, что правильно, и тем, чего нам так хочется?.. И почему всегда хочется сделать именно вопреки тому, что правильно, вопреки воле Божьей? Сделать Богу назло. Мальчика влечет процарапать гвоздем борозду по свежей краске автомобиля; муж одержим желанием надеть какие угодно брюки, но только не те, какие его просит надеть жена; дети упрямо не говорят «спасибо», когда взрослые их просят это сделать, и т. д.

Что же происходит? Кто делает запретное вожделенным? Почему мы вдруг обнаруживаем страстное желание нарушить Божественный трезвый разумный запрет? Кем возбуждается соблазн двигаться на «красный свет»?

ВЫВОД:

«Грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание», — просто объясняет Апостол Павел. Да, именно грех, взяв повод, то есть, отталкиваясь от того, что запрещает заповедь, производит в нас желание обратное, противоположное желаниям Бога. Наша природа, будучи греховной, возбуждается грехом, берущим повод от заповеди делать все вопреки Богу. Поэтому мои желания и воля Божия несовместимы.

4. Можно ли добиться того, чтобы воля Божья стала моим желанием? Чтобы я захотел того, чего хочет Бог?

Этот вопрос поставлен точно. Если учитывать, что воля Божья — это самое что ни на есть благословенное для меня, и, с другой стороны, если мои желания и Его воля не совпадают, остается только одно: попытаться найти путь, как бы соединиться с желаниями Бога, захотеть того, чего хочет Он.

Некоторые люди, познав силу чувственных желаний плоти, и зная, что это вопреки характеру Бога, стали прибегать к такому явлению, как аскетизм. Что по новому Энциклопедическому словарю означает: «подавление чувственных желаний… с целью достижения свободы от потребностей». Вынужден сказать, что это не имеет ничего общего с Божественными принципами и является неверным пониманием вопроса. Метод подавления внутренних желаний извне не оправдал себя. Вспомните произведение Толстого «Отец Сергий». Главный герой даже отрубил себе палец, чтобы победить искушение, однако всю жизнь это желание существовало независимо от его воли и на старости лет возобладало над ним. Ты можешь даже оскопить себя, но внутри остаться похотливым.

Почему Христос сказал: «Вспоминайте жену Лотову»? Ноги ее вынесли из Содома, но сердце осталось в городе.

Мне посчастливилось услышать, пожалуй, наиболее точный пример в этом отношении. Рассказывает неожиданный наблюдатель, вошедший в церковь и занявший место в последнем ряду. В самый разгар проповеди в зал вошла женщина с мальчиком лет семи. Заняв место недалеко от нашего рассказчика, она вдруг обнаружила, что ее воспитанник стоит на лавке и пытается следить за проповедником поверх голов прихожан. Усадив его на лавку, женщина строго пригрозила больше этого не делать. Через несколько минут сцена повторилась. Женщина в раздражении выкрикнула: «Если ты еще раз это сделаешь, я сяду на тебя сверху!» Малыш с трудом подавлял в себе любопытство, не имея возможности видеть пастора, и в момент кульминации снова быстро вскочил на лавку. Тут женщина действительно повела себя круто, она силою усадила малыша обратно и… села на него. «И здесь, из-за спины этой толстой женщины, я услышал тоненький детский голосок: «Хоть ты на мне и сидишь, внутри я все равно стою!!!»

Замечательные слова принадлежат Д. Карнеги: «…самый эффективный метод заставить кого-то что-то сделать — это заставить его захотеть это сделать». Именно это практикует Бог. Мы находим в Библии, что «Он производит в человеке хотение по Своему благоволению», то есть Он делает так, что ты начинаешь хотеть того, чего хочет Он. Это — наивысшее достижение Бога в нас: не тогда, когда религия сажает нас в тюрьму запретов, но когда Бог зажигает желание, обратное греховному, — желание творить Его волю.

ВЫВОД:

Без желаний жить невозможно, но единственно верный путь — это изменить желания. Бог Свою волю делает желанной для тебя. Он не насилует твои желания, «Он насыщает благами желания твои». Давид пишет о праведнике, что «в законе Господа воля его», то есть он добровольно, по собственной воле послушен закону Господа. В этом его желание.

5. Почему это настолько категорично: или воля Божья, или мои желания? Почему требуется выбрать что-то одно?

Порой это подобно замыканию проводов. Почему Бог не благоволит к моим желаниям? Почему Его воля и мои мечты так противоположны? Почему он не хочет дать мне человека, которого я люблю и с которым хочу идти по жизни? Почему наши желания не совпадают?

Я называю это Гефсиманским перекрестком желаний (эти перекрестки есть большие и маленькие, но каждый из них — это выбор, это борьба). В Саду Гефсимании воля Отца пересеклась с волей Сына, кто-то кому-то должен был уступить, или будет по-Отцовски, или по-Сыновьи. Но в итоге Христос сказал: «…Отче Мой!.. не как Я хочу, но как Ты. Не Моя воля, но Твоя да будет».

ВЫВОД:

Мы чаще всего боремся с Богом, как Иаков боролся всю ночь, мы боремся против Его воли, мы просим Его благословить нашу волю: «… не отпущу тебя, доколе не благословишь меня». Но Господь говорит: «Ты обманщик, ты Иаков. Я не могу благословить твой обман, твои пути. Прими Мою судьбу, как Израиль, она уже благословенна для тебя, еще с утробы твоей матери». Нам иногда кажется, что Бог испытывает удовольствие, когда мы Его умоляем о чем-то, это полная неправда. Он хочет благословить нас больше, чем мы сами этого хотим, но причина Его частого молчания в том, что мы, не интересуясь Его волей, приходим со своими планами и намерениями и просим Его благословить нашу волю, тогда как мы уже благословенны в Его воле, и даже не стоит об этом просить.

Валаам пытался выпросить у Бога расположения на то, чтобы проклясть народ, который Бог благословил… Он боролся с Богом. Это несовместимо. Это перекресток. Это принципиально.

6. Почему Бог не может благословить мои желания, но благословляет меня только тогда, когда я в Его воле?

«Желаете — и не имеете,… и не можете достигнуть,… не имеете, потому что не просите,… просите — и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений», — написал Апостол Иаков. Мы просим Его благословения на наши планы, но Он не может дать нам по просьбе нашей, потому что это нам во зло (не на добро), а Бог не желает нам зла, вот почему Бог часто не благословляет наши желания.

Христос же сказал: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». Почему в данном случае Христос ручается исполнить любое наше пожелание? Потому что, если мы пребудем в Нем и Он в — нас, наши желания и Его воля будут едины. «Желания боящихся Его Он исполняет».

Очень часто люди, не повинуясь Богу, отвергая Его волю, избирая собственный путь и пожиная горечь своих путей, не раздумывая, лукаво, уже чисто традиционно говорят: «На все воля Божья», — более того, некоторые даже винят Бога в жестокости, за якобы «ниспосланную судьбу от Него». Хочу возразить вам и сказать: не заблуждайтесь, далеко не все разумно приписывать Божьей воле; как раз наоборот — чаще происходит против Его воли.
Рассудите сами…

«Иерусалим, Иерусалим, сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст». Через несколько десятилетий слова Христа сбылись — Иерусалим был разрушен.

Я думаю, во времена взятия Иерусалима многие религиозные лидеры объясняли народу это так же, как и сейчас многие объясняют: мол, «на все воля Господня». Oднако это было всего лишь следствием того, что они, по словам Христа, «отвергли волю Божью о себе»: «… вы не захотели» принять судьбу от Бога и избрали свой собственный путь. Потому всякий раз, когда ты идешь против Бога, не называй Его волей последствия непослушания Ему.

Итак, я считаю более разумным тратить больше времени на познание Его воли, нежели на молитвы о благословении наших желаний.

ВЫВОД:

Бог не может благословить твои планы (во зло тебе) не на добро…

Бог с удовольствием «исполнит все, что пожелаешь», когда ты в Нем, ибо тогда это тебе во благо…

7. Неужели мое будущее может быть действительно счастливым или несчастным в зависимости от того, пойду ли я своим путем или путем Божьей воли?

Бог не выхватывает руль из твоих рук. Ты держишь руль своей судьбы. Выбор за тобой. Моисей сказал Израилю: «В свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое».

Вот они, эти два пути: путь жизни и путь смерти, воля Божья или твое своеволие. Выбирай!!!

Иов находился на перепутье — благословить Бога или проклясть, похулить и умереть, он стоял перед выбором: 1. Быть в будущем счастливым или… 2. …несчастным…

Этот выбор был полностью в его власти, в его власти было выбрать жизнь или смерть, благословение или проклятие. И вместо того, чего требовало его униженное самолюбие, нашептывания жены, он избрал то, что было верным путем. Вопреки всему он благословил Бога.

Бог благословил Иова, ибо он выбрал Божий путь, Божью волю, потому и исход был от Бога.

ВЫВОД прост и ОДНОЗНАЧЕН:

ты держишь вожжи своей судьбы. Пойдешь своим путем — смерть найдешь, пойдешь Божьим путем — жизнь найдешь…

ИТОГ:

Каждый день по многу раз ты останавливаешься у развилки, которая требует твоего решения: двигаться путем Бога или пойти своей дорогой.

Иногда у тебя много времени подумать, иногда нет времени вообще, иногда это тяжело избрать, иногда легко, но как бы там ни было… Христос сказал: «Я есмь путь», «и никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Нравится тебе это или нет, побеждай своеволие и двигайся путем Его воли… Возможно, ты не в силах все понять сейчас, но это не столь важно, важно знать и быть уверенным, что это именно та дорога, которая приведет тебя домой.

Бог не хочет, чтобы у тебя были аварии, поэтому не двигайся на красный свет, против Его воли! Как бы тебе не казалось, что ты прав, запомни: Он есть путь…

Скажи, как сказал Христос: «…не моя воля, но Твоя да будет, не как я хочу, но как Ты»…

«Входите тесными вратами…»

Продолжая излагать Свои истины в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Матф.7:13). Как нужно понимать эти слова?

Согласно точке зрения современного православного богословия стихи с 13-го по 27-й считаются эпилогом Нагорной проповеди. Причем этот эпилог имеет свое строение. Первые два стиха, 13-й и 14-й, содержат призыв Иисуса Христа идти праведным путем. С 15-го по 23-й стих содержится предостережение от лжеучителей и лжепророков, которые, имея личину праведности, а суть хищную, уводят людей с праведного пути. С 24-го по 27-й стих содержится завершающее увещевание о том, чтобы человек укреплял свою веру делами. Рассмотрим каждый стих в отдельности.

В 13-м стихе Иисус Христос прибегает к доступной и понятной для людей Его времени аллегории. Вот её суть.

Во времена Иисуса Христа древние евреи возводили города, которые располагались на возвышенностях или на горах, и которые были окружены высокими стенами. Ворота в город открывались с восходом и закрывались с заходом солнца. Город по сравнению с деревней считался очагом культуры. И вход в город, как в населенный пункт, в котором была лучше и цивилизованней жизнь, украшался широкими, большими и высокими воротами. Городские ворота делались массивными и прочными не только для защиты от врагов. Они являлись символом входа в новую, лучшую жизнь, в иной цивилизованный мир, чем деревня.

Во время Иисуса Христа считалось, что жить в городе более престижно, чем в деревне. И правители многих городов украшали свои ворота, делая их роскошными и внушительными, чтобы подчеркнуть отличие жизни в их городе от жизни в деревне и других городах. К воротам вел широкий путь для того, чтобы желающие въехать в город, не сталкивались друг с другом.

Но наряду с массивными и пышно украшенными воротами, которые закрывались вечером и открывались утром, в крепостной стене, опоясывающей город, существовала и маленькая низенькая калитка, которую часто называли малые ворота. Эта тесная калитка служила для того, чтобы в экстренных случаях, например ночью, выпустить или впустить гонца со срочным донесением, или для иных, не терпящих отлагательства случаев. К этой калитке вел не широкий путь, а еле приметная узкая тропка. И о калитке и о воротах евреи, жившие во времена Иисуса Христа, были хорошо осведомлены. Поэтому Спаситель мира и использовал в Своей речи аллегорию, связанную с противопоставлением врат тесных (калитки) и врат широких (городских ворот).

Почему же Спаситель мира рекомендует входить вратами тесными и избегать врат широких? Потому что в Палестинских городах ворота, ведущие в город, символизировали собой роскошную жизнь, обозначали торжественный въезд в эту жизнь. В словах же Иисуса Христа, помпезно и роскошно разукрашенные городские ворота олицетворяют собой вход в мир, связанный с роскошью, богатством, славой и восхвалением.

Широкие ворота в словах Иисуса Христа представляют собой выразительный и красочный образ, обозначающий то, что человек торжественно вошел через роскошно убранные ворота, с пышностью и триумфом, навстречу роскошной жизни. А стремление к роскоши, наживе, славе, богатству, порицается учением Христовым. «Не собирайте себе сокровищ на земле» (Матф.6:19).

Малые врата, или калитка, символизируют собой скромный вход в город, без торжественности и помпезности (которые услаждают самолюбие гордого и честолюбивого человека). Скромность поведения, отсутствие помпезности, восхваления и шумихи вокруг дел человека, приветствуется христианским учением. Люди «думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12:3).

Узкие ворота символизируют не только скромность, но и аскетизм. Человек, идущий путем исполнения заповедей Христовых, должен отказаться от служения злу, от утех и удовольствий, которые губительно действуют на телесную и духовную человеческую природу. Например, человек в духовном плане должен: подавлять свою гордыню, корыстолюбие, жадность, высокомерие; любить врагов, помогать ближним. В телесном плане человек должен соблюдать посты, избегать обжорства, быть целомудренным в любви и т.д. Выполнение всех этих предписаний Спаситель уподобляет узким воротам, через которые нужно пройти человеку. Эти предписания на языке аллегорий, как и арка ворот, сужают, ограничивают пространство, в пределах которого человеку трудно пройти или протиснуть свое тело, не зацепившись за стены узких ворот.

Символический смысл вложен и в обозначение пути. К городским воротам ведет широкий большой путь, по которому люди торжественно и свободно въезжали в город. Пышный въезд в город, обставленный торжественностью и помпезностью, символизирует роскошную жизнь, полную утех и удовольствий, которые лелеют гордыню человека и приучают его к восхвалениям и роскоши. Такой жизненный путь человека не угоден Богу, потому что способствует процветанию порока и зла, извращает человеческую природу, что приводит человека к служению греху, а не Богу.

Поскольку грех многолик и разнообразен, то широкий путь имеет много колей, направлений и тропок. Под отдельными колеями подразумевается служение тому или иному пороку. Например, один человек подвержен греху сребролюбия. Другой – греху гордыни и славы. Но какому бы пороку человек не служил, он все равно идет по пути греха.

Узкий путь на языке иносказания приравнивается к аскетической, воздержанной и лишенной греха жизни. Скромная жизнь, не имеющая пышности и роскоши, подобна еле заметной тропке, которая не выделяется как торжественно украшенная перед праздником дорога. Но узкий путь, обозначающий скромную аскетическую жизнь, приводит к тесным вратам, за которыми открывается вход в Царство Небесное. Господь рекомендует не стремиться к праздной жизни. А советует жить скромно и кротко, потому что для достижения Царства Небесного и спасения, важна не земная роскошь, а чистота души, которую можно достичь деланием добра, живя без роскоши и земных удовольствий, услаждающих гордыню человека. А служение пороку мешает духовному совершенству, портит душу человека, приучая её к злым делам, толкая её на совершение греха. А грешный человек, идущий по жизни путем утех и наслаждений, ставший рабом своих порочных привычек, спасения не достигнет.

Поэтому не случайно 13-й стих о вхождении тесными вратами, идет сразу же после 12-го стиха, в котором говорится о том, как следует жить людям на свете и как поступать с другими людьми и проявлять доброжелательное отношение к ближнему, учитывая всемогущий закон воздаяния Божьего. Правильное Богоугодное поведение в обществе, проявление любви к Богу и ближнему – это и есть те тесные врата и узкий путь, которые ведут к спасению. То есть, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что под тесными вратами аскетизма и сдержанности, смирения и терпения проходит узкий путь духовной жизни истинного христианина.

Для людей, начинающих свое духовное совершенствование, этот путь труден, потому что ведет вверх, к спасению. Поэтому этот путь избирает меньшинство людей, так как страшится этих трудностей. Зато широкий путь греха ведет вниз, в ад. Им идти легко. Человек спускается вниз дорогой своего духовно-нравственного падения, к своей погибели. Этот путь легкомысленно избирает большинство людей, не задумываясь над тем, куда ведет этот жизненный путь и что будет ожидать их за воротами земной жизни. Но, несмотря на то, что путь, ведущий ввысь, в небо, труден, и тропинка достижения духовного совершенства извилиста и крута, человек, прошедший этим путем, получит высшую награду за свою земную жизнь – спасение своей души.

Что же представляет собой жизненный путь людей, служащих греху, и из каких поступков он состоит. Этот путь избирают большинство людей из-за того, что они попали в сети греха и привыкли к порокам, и стали рабами своих страстей. А также этот путь избирают люди невежественные, отвернувшиеся от религиозно-философских знаний, бездумно живущие на свете, и не вникающие в суть явлений и законов жизни.

Широким путем греха, ведущим к погибели, идут люди, проявляющие гордость и эгоизм, безразличие к Богу и ближнему. На этом пути отсутствует честь и мораль. Но открывается широкий простор для корыстолюбивых влечений к богатству, стремлений к власти, почестям и восхвалениям, к роскоши и комфорту, к получению острых ощущений, а также склонности ко всяким ересям и лжеучениям.

Узкий путь, ведущий в жизнь вечную, состоит из служения Богу, из исполнения заповедей Христовых, из отказа от греха и порока, из духовного очищения и нравственного развития. Человек, идущий этим путем, должен отказаться от порочных привычек и совершения греховных поступков, от эгоистических побуждений и тщеславных намерений. Должен понять, что стремление к чинам и богатству, к власти и славе, является слишком мелкой целью в жизни по сравнению со светлой величественной целью, поставленной перед нами Богом, и связанной с тем, чтобы достичь Царство Небесное. На этом пути человек должен проявить трудолюбие и терпение, кротость, выдержать порицания со стороны невежд и врагов, стойко преодолеть трудности и преграды, искушения, соблазны и препятствия.

Однако утверждение о том, что путь, ведущий вверх, более трудный, чем путь, который ведет человека вниз, ошибочно. И вот почему. Человек в своей жизни никогда не бывает один, а постоянно окружен невидимыми, добрыми и злыми сверхъестественными силами. На жизненном пути, ведущем человека вниз, силы зла стараются всячески обмануть человека и пытаются замаскировать проявления зла показной радостью и весельем, заменить познание Бога познанием лжеучений и ересей. А высшую цель – спасение души, подменить ложными идеалами, связанными с приобретением земного богатства, славы, наслаждений и т.д. Но и на пути, ведущем вниз, человека не покидает Господь. Он посылает человеку предостережения, всячески показывает его заблуждения, призывает остановиться и задуматься, и помогает желающим стать на путь истинный. Путь, ведущий вниз, в конечном счете, – это путь страданий и разочарований человеческой души замаскированный злым духом обманчивым и кратковременным весельем и мнимым благополучием, кратковременными удачами, которые обращаются во вред человеку. Так как злой дух никогда человеку не даст истинных благ, потому что он враг рода человеческого. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).

Если человеческая душа не хочет внимать голосу Божьему и упорствует в своем грехе, то такую душу ждут муки и страдания, как в земной, так и вне земной жизни. И как бы злой дух-искуситель не выставлял в привлекательном виде путь человеческого падения, человеческая душа всё же чувствует обман и способна обратиться за помощью к Богу. И Господь укрепляет такую душу человека на пути раскаяния и отказа от зла. А приобретение удовольствий и исполнение корыстолюбивых планов при помощи зла обернутся для человека вредом и разочарованием.

Вход в широкий путь греха обманчиво разукрашен привлекательными цветами, но сам этот путь полон разочарований и обмана и состоит из страданий и неудач. И жизнь человека, идущего этим путем, будет отравлена ядом несбывшихся надежд, неудовлетворенными честолюбивыми желаниями и неукрощенными эгоистическими порывами. Обманчивый, призрачный свет надежды, который сияет в начале этого пути, заменится тьмой мук, страданий и разочарований. А душа человека, идущего по этому пути, постепенно окажется в кромешной тьме зла. Это объясняется тем, что сопровождать душу человека, идущего по широкому пути падения, будет дух зла.

Человек, идущий путем духовного восхождения, окружен лаской и помощью Божьей. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:30). «Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Прит.13:15). «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею… пути её – пути приятные, и все стези её – мирные» (Прит.3:13–17). Каждая преодоленная с кротостью и терпением трудность, каждая победа над эгоистическими желаниями и преодоление искушений приближает нас к Богу и развивает нашу духовную природу.

Дорога вверх узка, извилиста и крута. Она может иметь трудные подъемы, и окружена зияющими пропастями. Но если мы избрали на своем жизненном пути своим руководителем Иисуса Христа, то нам нечего бояться трудностей. Потому что Спаситель незримо присутствует рядом с нами и дает нам Свою силу и поддержку, поможет найти выход из самой трудной ситуации. На жизненном пути человека совершающего восхождение к Царству Небесному, Господь создает источники радости, которые утоляют жажду утомленных и возобновляют силы идущих людей. И поэтому как бы не был труден путь восхождения, человек при встрече с препятствиями не должен отчаиваться и терять веру в Бога, а должен надеяться на лучшее, так как Господь шагает с ним рядом и всегда поможет ему. «Бог помощник мой» (Пс.53:6). «Бог – заступник мой» (Пс.58:10). Начало пути восхождения к Царству Небесному труднее, чем его продолжение, потому что каждая преодоленная трудность, каждая победа над грехом облегчает человеку дальнейший путь, и Бог укрепляет такого человека Своей помощью и поддержкой. И жизнь человека на пути восхождения к Царству Небесному озаряется светом Божественной мудрости и любви. «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Прит.4:18).

Многие толкователи не могли объяснить, почему сперва в речи Спасителя говорится о воротах, а потом о пути. Так как они считали, что сперва должен быть упомянут путь, ведущий в жизнь, а потом уже врата, возникшие в конце этого пути. Однако в приведенной Иисусом Христом аллегории тесные врата обозначают учение Христово, которое надлежит познать в первую очередь, а путь обозначает жизнь человека, которую он будет вести, воплощая это учение на практике в совершаемых добрых поступках.

Вопрос:

В Евангелии от Матфея (7: 13–14) сказано: «Входите тесными вратами…». Не могу найти толкование, что такое «тесные врата» и почему «широкий путь» – путь, «ведущий к погибели»?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Для понимания этих слов Спасителя важно обратить внимание на то, что они были сказаны в конце Нагорной проповеди и представляют как бы ее эпилог. Поскольку эта проповедь содержит сущность всего евангельского учения, то призыв входить тесными вратами и идти узким путем, ведущим в жизнь, означает исполнение всех евангельских заповедей, о которых Господь Иисус Христос говорит в Нагорной проповеди. Широкие врата и пространный путь – образы жизни по стихиям этого греховного мира, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, лежит во зле (1 Ин. 5: 19). Врата эти «широкие», потому очень удобны для падшего человеческого естества, которое не хочет ни в чем себя стеснять и ни от чего отказываться, хотя путь этот ведет к вечной смерти. Спаситель предупреждает, что жизнь по Его заповедям не является легкой, а представляет собой тесные врата и узкий путь. На этом пути ученик Христов должен духовными трудами очищать себя от грехов, вести неослабную борьбу с порочными навыками и страстями, побеждать разнообразные соблазны мира, ибо «настоящее время есть время борьбы со злом, сражения с виновником зла – диаволом, время скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь время усилий и трудов» (святитель Иоанн Златоуст). По слову святого апостола Павла, все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3: 12). На своем узком пути в Царство Небесное христианин должен нести крест, благодушно перенося скорби и бедствия, которые очищают и соединяют с Христом. «Вне креста нет христианского преуспеяния» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

О тесных вратах Господь говорит дважды. В Евангелии от Луки Он усиливает призыв. Вместо входите говорит подвизайтесь входить, что требует напряжения сил и даже подвига. Этим путем шли и идут истинные ученики Иисуса Христа. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1: 12).