12 анафематизмов Кирилла александрийского
Содержание
1. Кто не исповедует Еммануила истинным Богом и посему Святую Деву Богородицею, так как Она по плоти родила Слово, сущее от Бога, ставшее плотью, да будет анафема.
2. Кто не исповедует, что Слово, сущее от Бога Отца, соединилось с плотью ипостасно и что посему Христос един с своею плотью, то есть один и тот же есть Бог и вместе человек, — анафема.
3. Кто в едином Христе, после соединения (естеств), разделяет лица, соединяя их только союзом достоинства, то есть в воле или в силе, а не, лучше, союзом, состоящим в единении естеств, — анафема.
4. Кто изречения евангельских и апостольских книг, употребленные святыми ли о Христе или Им самим о Себе, относит раздельно к двум лицам или ипостасям и одни из них прилагает к человеку, которого представляет отличным от Слова Божия, а другие, как богоприличные, к одному только Слову Бога Отца, — анафема.
5. Кто дерзает называть Христа человеком богоносным, а не, лучше, Богом истинным, как Сына единого (со Отцом) по естеству, так как Слово стало плотью и приблизилось к нам, восприяв нашу плоть и кровь (Евр. 2, 14), — анафема.
6. Кто дерзает говорить, что Слово Бога Отца есть Бог или Владыка Христа, а не исповедует, лучше, Его же Самого Богом и вместе человеком, так как, по Писаниям (Ин. 1, 14), Слово стало плотью, — анафема.
7. Кто говорит, что Иисус как человек был орудием действий Бога Слова и окружен славою Единородного как существующий отдельно от Него, — анафема.
8. Кто дерзает говорить, что воспринятому (Богом) человеку должно поклоняться вместе с Богом Словом, должно его прославлять вместе с Ним и вместе называть Богом, как одного в другом (ибо так думать заставляет и постоянно прибавляемая частица συν — вместе с), а не чтит Еммануила единым поклонением и не воссылает Ему единого славословия, так как Слово стало плотью, — анафема.
9. Кто говорит, что единый Господь Иисус Христос прославлен Духом в том смысле, что пользовался чрез Него как бы чуждою силою и от Него получил силу побеждать нечистых духов и совершать в людях божественные знамения, а не почитает собственным Его Духом, чрез которого Он совершал чудеса, — анафема.
10. Божественное Писание говорит, что Христос был Первосвященником и ходатаем нашего исповедания, что Он принес Себя за нас в приятное благоухание Богу и Отцу. Итак, если кто говорит, что Первосвященником и ходатаем нашим был не сам Бог Слово, когда стал плотью и подобным нам человеком, а как бы другой и некто отличный от Него человек, происшедший от жены; или кто говорит, что Он принес Себя в приношение и за Самого Себя, а не за нас только одних, так как, не зная греха, Он не имел нужды в приношении (за Себя), — анафема.
11. Кто не исповедует плоть Господа животворящею и собственно принадлежащею Самому Слову Бога Отца, но принадлежащею как бы другому кому, отличному от Него, и соединенному с Ним по достоинству, то есть приобретшему только божественное (в себе) обитание, а не исповедует, как мы сказали, плоти Его животворящею, так как она стала собственною Слову, могущему все животворить, — анафема.
12. Кто не исповедует Бога Слова пострадавшим плотью, распятым плотью, принявшим смерть плотью и, наконец, ставшим первородным из мертвых, так как Он есть жизнь и животворящ как Бог, — анафема.
АНАФЕМАТИЗМЫ
Смотреть что такое «АНАФЕМАТИЗМЫ» в других словарях:
-
Анафематизмы — отлучения от церкви. В церковной истории особенно знамениты анафематизмы Кирилла Александрийского против ереси Несториевой, изданные в 12 главах, или членах, и посланные к Несторию с тем, чтобы он отказался от ложного своего учения; но… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
-
АРИАНСТВО — ересь, появившаяся в Александрии в период между 315 320 гг., связанная с именем пресвитера Ария. Строго говоря, Ария нельзя назвать основателем того учения, к рое получило его имя. Он был лишь одним из мн. представителей экзегетической школы… … Православная энциклопедия
-
Сотирих Пантевген — (греч. Σωτήριχος Παντεύγενος; не позднее 1097 г. не ранее 1157 г.) византийский богослов, философ и церковный деятель, диакон собора Святой Софии в Константинополе, наречённый патриарх Антиохийский; учение Сотириха о жертве… … Википедия
-
ВСЕЛЕНСКИЙ VII СОБОР — (II Никейский).Источники Акты (протоколы деяний) VII Собора сохранились со всеми приложениями в греч. оригинале. Старейшей рукописью греч. актов является Vatic. gr. 836 (XIII в.); рукописи XV XVI вв.: Vind. hist. gr. 29, Vatic. gr. 834, Vatic. gr … Православная энциклопедия
-
ИВА — , еп. Эдессы (435 авг. 449, окт. 451 28 окт. 457), богослов, один из осужденных Вселенским V Собором т. наз. «Трех Глав». Источниками сведений о деятельности И. являются акты Вселенского IV Собора, V Вселенского Собора,… … Православная энциклопедия
-
Кирилл архиепископ александрийский — архиепископ александрийский (умер в 444 г.), отец церкви. Племянник и преемник (с 412 г.) по кафедре знаменитого Феофила (см.), он под его руководством получил отличное образование, как в богословии, так и в науках светских, особенно в античной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Несторий — знаменитый ересеарх, родом из сирийского города Кесарии Германикийской, на Евфрате; ни происхождение его, ни год рождения неизвестны; по свидетельству его главного противника, св. Кирилла Александрийского, он вышел из грязи и происхождение его… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Православие — название христианского вероисповедания, к которому в настоящее время принадлежат церкви русская, греческая, сербская, черногорская, румынская, славянския в австрийских владениях, греческие и сирская во владениях Турции (патриархаты… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Кирилл, архиепископ александрийский — архиепископ александрийский († в 444 г.), отец церкви. Племянник и преемник (с 412 г.) по кафедре знаменитого Феофила (см.), он под его руководством получил отличное образование, как в богословии, так и в науках светских, особенно в античной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Православие — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый … Википедия
LiveInternetLiveInternet
Главный спор вызывался тем, как Александрийская и Антиохийская школы думали о рождении Христа. Антиохийская школа (Несторий) говорили, что Дух Божий воплощался в храме тела человеческого, но не соединялся, а соприкасался. Тело Христово было храмом для божества. С этой точки зрения, Деву Марию нельзя было назвать Богородицей. Это стало камнем преткновения между школами.
Кирилл Александрийский считал, что всё, что во Христе, принадлежит Богу-Слову. Теопасхизм – Богу можно приписывать страдания. Не Божество, а личность Бога-Слова. Это объясняет тайну евхаристии. Мы едим не хлеб, в вкушаем тело Слова-Бога, поскольку и тело, и душа принадлежат Христу как Богу.
Этот спор затрагивал сами основы богослужения. Кирилл прибег к неправославной формулировке «Единая природа воплощенного Бога-Слова», но это – еретическая формула, хотя в целом его представления об этом вопросе были правильными. Личность, ипостась и сущность он воспринимал как синонимы. Единая природа – так думали монофизиты (человеческая природа в Боге-Слове исчезла, растворилась).
Павел Эмесский должен был помирить Александрийскую и Антиохийскую школы. Он предложил компромисс. От сирийцев (антиохийцев) требовалось подтвердить отлучения Нестория, а от Кирилла требовалось отказаться от его крайних мнений. Его 12 анафематизмов были большим искушением.
Иоанн Антиохийский и Кирилл Александрийский решили возможным пойти на этот компромисс. В 433 г. произошло примирение, воссоединение Александрийской и Антиохийской школ. Уже в Эфесе Несторий готов был пойти на попятный и принять термин «Богородица», но это было не главным.
Помимо доброй воли Иоанна Антиохийского и Кирилла Александрийского, имел место нажим государственной власти. Обоих навестил государственный чиновник и припугнул обоих сослать.
III Вселенский Собор был в 431 г., но итог был подведен в 433 г. Как с одной, так и с другой стороны нашлись недовольные. Поэтому нужно сказать о восточных епископах, которые высказали возражение, и к ним власти применили силовое давление в Эдесской школе. Их сослали в Персию (к сочувствующим Несторию). Персидская церковь принимает формулировки Нестория (г. Незебия – христианский центр, куда переехала эдесская школа). Вскоре Персидская школа объявляет идеи Нестория своим богослужебным учением, и с конца V в. она выходит из общения с остальными христианами и становится Церковью халдеев. Впервые ересь отколола целую Поместную Церковь. Миссионеры этой Церкви активно работали в Индии, Китае и Монголии, но особенного успеха не имели (сын Батыя был христианином-несторианцем, был даже монгольский крестовый поход).
Готы ранее приняли учение ариан. Они поселились в Италии. От них приняли христианство в арианском обличии вандалы, но к VI-VII вв арианство было изжито.
Между III и IV Вселенскими Соборами был Разбойничий Собор в Эфесе в 449 г. Предыстория его началась в Константинополе.
Евсевий Дорилейский доложил, что некий Евтихий в Константинополе распространяет странное учение: у Христа при воплощении человеческая природа полностью поглотилась божественной. Поместный Собор (Флавиан Константинопольский) осудил это учение, но Евтихий не смирился. Он имел поддержку при дворе. Он был лично знаком с Александрийским епископом Диоскором, племянником Кирилла Александрийского. Он начинает активно жаловаться Диоскору, что в Александрии возрождается несторианство, и плести интриги при дворе.
Папа Лев занимает сторону Флавиана, архиепископа Константинополя. Диоскор занимает сторону Евтихия.
Евтихий добивается того, что назначается IV Вселенский Собор в 449 г. в Эфесе. Там не было богословских дискуссий. Туда даже не пустили многих епископов. А Диоскор привез много епископов и монахов. Флавиан, Евсевий и др. были полностью осуждены этим Собором, под покровительством государственной власти. Собор закончился избиением Флавиана и его сторонников. Флавиан от полученных побоев по дороге в ссылку умирает.
Хотя этот Собор и был заявлен как четвертый и на нем было почти 500 епископов, он был признан еретическим и назван Разбойничьим.
Следующая тема: IV Вселенский Собор
III ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
III Вселенский собор.
Третий Вселенский Собор был созван в 431 г. в городе Ефесе императором Феодосием II Младшим
Воспоминание Собора отмечается Церковью 9 сентября.
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
События, предшествовавшие Собору
Собор был созван против лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею (подробнее см. Несторианство).
Определенное время это учение распространялось только как частное мнение в кружке людей, занимавшихся богословскими вопросами, и потому оно не встречало опровержений и осуждений со стороны Церкви. Но Несторий, став в 428 году архиепископом Константинополя, затеял сделать это учение общецерковным. Активная проповедь нового учения привела к волнениям в Константинополе. Нестория стали обвинять в ереси Павла Самосатского, так как было понятно, что речь идет не только о названии Девы Марии Богородицей, а о Лице Иисуса Христа. Несторий стал преследовать своих противников и даже осудил их на Константинопольском соборе 429 г., но тем только увеличил число своих врагов, которых и без того было много по случаю предпринятого им исправления нравов клира. Скоро слух об этих спорах проник и в другие церкви и здесь начались рассуждения.
В Антиохии и Сирии очень многие приняли сторону Нестория, по преимуществу лица, вышедшие из Антиохийского училища. Но в Александрии и Риме учение Нестория встретило сильное противодействие, оно было осуждено в 430 году на Римском и Александрийском соборах.
Для прекращения такого раздора между предстоятелями знаменитых церквей и утверждения православного учения, император Феодосий II решился созвать вселенский собор. Несторий, чью сторону в то время занимал Феодосий, сам просил созыва вселенского собора, находясь в убеждении, что его учение, как правильное, восторжествует.
История Собора
Феодосий назначил собор в Ефесе в самый день Пятидесятницы 431 г. В Ефес прибыли свт. Кирилл Александрийский с 40 египетскими епископами, Иувеналий Иерусалимский с палестинскими епископами, Фирм, еп. Кесарии Каппадокийской, Флавиан Фессалоникийский. Прибыл и Несторий с 10 епископами и два высших чиновника, друзья Нестория. Первый Кандидиан, как представитель императора, второй Ириней — просто как расположенный к Несторию. Не было только Иоанна Антиохийского и папских легатов. По прошествии 16 дней срока, назначенного императором для открытия собора, Кирилл решился открыть собор, не дожидаясь отсутствующих. Чиновник Кандидиан протестовал против этого и послал донос в Константинополь.
Открытие Собора. Низложение Нестория
Первое заседание было 22 июня в церкви Богородицы. Нестория приглашали на собор три раза. Но в первый раз он дал ответ неопределенный, второй раз отвечал, что придет, когда все епископы съедутся, а в третий — даже не выслушал приглашения. Тогда собор решил рассмотреть дело Нестория без него. Были прочитаны Никео-Цареградский символ, послания к Несторию, анафематизмы Кирилла и послания Нестория к Кириллу, его беседы и прочее.
Отцы нашли, что послания Кирилла заключают в себе православное учение и, напротив, послания и беседы Нестория — неправославное. Потом отцы проверили, как Несторий учит в настоящее время, не отказался ли он уже от своих мыслей. По свидетельству епископов, беседовавших в Ефесе с Несторием, оказалось, что он придерживается прежних мыслей. Наконец, были прочитаны изречения отцов Церкви, писавших о Лице Господа Иисуса Христа. Здесь тоже Несторий противоречит им. Приняв все это во внимание, отцы Ефесского собора признали учение Нестория еретическим и определили лишить его сана и отлучить от церковного общения. Под приговором подписалось 200 епископов и первое заседание кончилось.
В тот же день собор в Ефесе объявил о низложении Нестория и послал уведомление об этом клиру в Константинополе. Кирилл еще от себя написал письма епископам и настоятелю константинопольского монастыря авве Далмату. Вскоре были отправлены и акты собора императору. Несторию был объявлен приговор на другой день после заседания. Он, конечно, его не принял и в донесении императору жаловался на неправильные, будто бы, действия собора, обвинял особенно Кирилла и Мемнона и просил императора или перевести собор в другое место, или дать ему возможность благополучно возвратиться в Константинополь, потому что, по его словам, его жизни угрожает опасность.
Альтернативный собор сторонников Нестория. Низложение Кирилла
Между тем в Ефес прибыл Иоанн I Антиохийский с 33 сирскими епископами. Отцы собора его уведомили, чтобы он не входил в общение с осужденным Несторием. Но Иоанн был не доволен решением дела не в пользу Нестория, и потому, не входя в общение с Кириллом и его собором, составил свой собор с Несторием и приехавшими епископами. К Иоанну примкнуло несколько епископов, бывших на соборе св. Кирилла. На собор Иоанна также прибыл императорский уполномоченный. Собор Иоанна признал осуждение Нестория незаконным и начал суд над Кириллом, Мемноном и другими епископами, осудившими Нестория. Кириллу было несправедливо поставлено в вину, между прочим, что учение, изложенное в его анафематизмах, сходно с нечестием Ария, Аполлинария и Евномия. И вот, собор Иоанна осудил и низложил Кирилла и Мемнона, отлучил от церковного общения, впредь до раскаяния, прочих епископов, осудивших Нестория, донес обо всем в Константинополь императору, клиру и народу, прося императора утвердить низложение Кирилла и Мемнона.
Император в затруднении
Феодосий, который получил, кроме донесений Кирилла, Нестория и Иоанна, еще донесение Кандидиана, не знал, как поступить в этом случае. Наконец, он распорядился, чтобы все постановления соборов Кирилла и Иоанна были уничтожены и чтобы все епископы, прибывшие в Ефес, собрались вместе и покончили споры мирным образом. Кирилл не мог согласиться с таким предложением, так как на его соборе было вынесено правильное решение, а Иоанн Антиохийский представлял действия своего собора правильными, о чем оба доносили в Константинополь.
Пока велась эта переписка, собор, под председательством Кирилла, продолжал свои заседания, которых было семь. На втором заседании было прочитано послание папы Келестина, привезенное только теперь прибывшими легатами, и признано было вполне православным; в третьем — Римские легаты подписали осуждение Нестория; в четвертом — Кирилл и Мемнон, неправильно осужденные Иоанном (который не явился на приглашение явиться на заседание) были оправданы; в пятом — Кирилл и Мемнон, для опровержения обвинений, возведенных на них Иоанном, осудили ереси Ария, Аполлинария и Евномия, а собор отлучил от церковного общения самого Иоанна и сирийских епископов; в шестом — запрещено на будущее время изменять что-либо в Никео-Цареградском Символе или вместо него составлять другие, наконец, в седьмом — собор занялся решением частных вопросов по разграничению епархий. Все соборные акты были посланы императору для утверждения.
Теперь Феодосий находился в еще большем затруднении, чем прежде, потому что неприязнь между собором и сторонниками Иоанна увеличилась в значительной степени. А вельможа Ириней, прибывший в столицу из Ефеса, сильно действовал при дворе в пользу Нестория. Епископ Акакий Веррийский подал императору совет, удалив от соборных рассуждений Кирилла, Мемнона и Нестория, поручить всем остальным епископам пересмотреть вновь дело Нестория. Император так и поступил. Он послал в Ефес чиновника, который взял под стражу Кирилла, Мемнона и Нестория, и начал принуждать к согласию прочих епископов. Но соглашения не последовало.
Защита Православия аввой Далматом. Император утверждает определение Собора
Между тем, св. Кирилл нашел случай из-под стражи написать клиру и народу константинопольскому, а также авве Далматию о происходящем в Ефесе. Авва Далматий собрал иноков константинопольских монастырей и вместе с ними при многочисленном стечении народа, с пением псалмов, с горящими светильниками, отправился ко дворцу императора. Войдя во дворец, Далматий просил императора, чтобы православные отцы были освобождены из заключения и чтобы было утверждено определение собора относительно Нестория.
Появление знаменитого аввы, 48 лет не выходившего из своего монастыря, произвело сильное впечатление на императора. Он обещал утвердить решение собора. Затем в церкви, куда отправился авва Далматий с иноками, народ открыто провозгласил анафему Несторию. Таким образом колебания императора кончились. Оставалось только привести сирских епископов в согласие с собором. Для этого император приказал спорящим сторонам выбрать по 8 депутатов и прислать их в Халкидон для взаимных рассуждений в присутствии императора. В эту депутацию со стороны православных вошли два Римских легата и епископ Иувеналий Иерусалимский. Со стороны защитников Нестория — Иоанн Антиохийский и Феодорит Кирский. Но и в Халкидоне не было достигнуто соглашение, несмотря на заботы Феодосия. Православные требовали, чтобы сирские епископы подписали осуждение Нестория, а сирские не соглашались и не хотели принимать, как они выражались, догматов Кирилла (анафематизмов). Так дело и осталось нерешенным. Впрочем, Феодосий теперь перешел решительно на сторону православных епископов. По окончании халкидонского совещания он издал указ, в котором приказал всем епископам возвратиться на свои кафедры, в том числе и Кириллу, а Нестория еще прежде удалил в Антиохийский монастырь, из которого он прежде был взят на константинопольскую кафедру. Преемником Нестория православные епископы поставили Максимилиана, известного своей благочестивой жизнью.
После Собора. Восточный раскол и примирение 433 г.
Восточные епископы, во главе с Иоанном Антиохийским, отправляясь из Халкидона и Ефеса на свои кафедры, по дороге составили два собора, один в Тарсе, на котором снова осудила Кирилла и Мемнона, и другой в Антиохии, на котором составили свое исповедание веры. В этом исповедании было сказано, что Господь Иисус Христос — совершенный Бог и совершенный человек и что на основании неслитного в Нем единства Божества и человечества, Пресвятая Дева Мария может быть названа Богородицей. Таким образом, восточные отцы отступили от своих несторианских воззрений, но от лица Нестория не отказались, почему разделение между ними и Кириллом продолжалось. Император Феодосий не терял все-таки надежды примирить церкви и поручил исполнить это своему чиновнику Аристолаю. Но только Павлу, епископу Эмесскому, удалось примирить отцов сирских с александрийскими. Он убедил Иоанна Антиохийского и других сирских епископов согласиться на осуждение Нестория, а Кирилла Александрийского — подписать Антиохийское исповедание веры. Кирилл, видя, что это исповедание православное, подписал его, но не отказался и от своих анафематизмов. Таким образом мир был восстановлен лишь в 433 году . С Антиохийским исповеданием веры, как с православным, была согласна вся Вселенская Церковь и оно получило значение точного исповедания веры древне-православного учения об образе соединения в Господе Иисусе Христе двух естеств и их взаимном отношении. Император утвердил это исповедание и принял окончательное решение относительно Нестория. Он был сослан в 435 г. в один оазис в египетских пустынях.
Решения Собора
На соборе было изложено восемь правил. Из них, кроме осуждения Несторианской ереси, важно — полное запрещение не только составлять новый, но даже дополнять или сокращать, хотя бы одним словом, Символ, изложенный на двух первых Вселенских Соборах.
Вместе с заблуждениями Нестория была осуждена и появившаяся на западе пелагианская ересь. Осуждение ереси Пелагия было произнесено еще в 418 году на поместном соборе в Карфагене, и только было подтверждено Третьем Вселенским Собором.
Оценки Собора
А.В. Карташев:
«По своему внешнему облику Ефесский собор 431 г., в сравнении с другими вселенскими соборами, является самым неблагообразным, смутным, неудачным и формально просто не состоявшимся. По своей беспорядочности он немногим уступает соседнему по времени и месту с ним Ефесскому же собору 449 г., собранному также в качестве вселенского, но заклейменному вскоре жутким названием «разбойничьего». A между тем деяния Ефесского собора 449 г. были утверждены тем же самым императором, Феодосием II, а деяния III Вселенского собора — не утверждены и собор за беспорядок и беззаконие был высочайше распущен. Но церковь судила иначе… И, как известно, Ефес 431 г. был только «началом болезней». Если арианская лихорадка бурно трепала церковный организм долгих шесть десятилетий, то перемежающаяся лихорадка христологических споров растянулась на целых 250 лет, износила исторический организм церкви до явного утомления, расколола и умалила самую Византийскую империю, унесла из лона кафолической церкви миллионы душ, ввергнув их в ереси, и отняла у греческой державы весь иноплеменный окраинный Восток» .
Литература
Использованные материалы
- Н.Д. Тальберг. История Церкви. Часть 1. Третий Вселенский Собор
«В западной литературе для определения этого события пущен в ход термин «уния 433 г»., механически попавший к нам и распространившийся в нашей литературе» — Карташев А.В. Вселенские соборы»
А.В. Карташев. Вселенские соборы, III Вселенский собор 431 г. —
«Разбойничий» собор
«Разбойничий» собор (Второй Эфесский собор) — церковный собор, прошедший в 449 г. в г. Эфес под руководством александрийского патриарха Диоскора, ненавистника святителя Кирилла Александрийского, с многочисленными нарушениями регламента, подтасовками и даже прямым насилием над отцами собора. Этот собор был организован противниками константинопольского патриарха Флавиана, среди которых важную роль играл евнух Хрисафий, придворный советник императора Феодосия II. Никто из сторонников Флавиана на этот собор не был допущен. Собор получил свое название «разбойничий» в церковной истории благодаря римскому папе Льву I Великому, автору знаменитого «Томоса» — послания к патриарху Флавиану, в котором была изложена доктрина о двух природах Христа, ставшая основой Халкидонского Символа веры. Почти все многочисленные епископы, низложенные на «Разбойничьем» соборе за верность православию, были восстановлены на Халкидонском соборе в 451 г.
Византийский словарь: в 2 т. / . СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.240.
Византия (краткая справка).
Хронологические таблицы и по векам — | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |
Константинопольские патриархи (биографический справочник).
Александрийские патриархи (биографический справочник).
Добавить комментарий