1917 российская империя падение

Российская Империя

Образование Российской Империи случилось 22 октября 1721 года по старому стилю или 2 ноября. Именно в этот день последний российской царь Петр 1 Великий объявил себя императором российским. Случилось это, как одно из следствий северной войны, после которой сенат просил Петра 1 принять титул Императора страны. Государство получило название «Российская Империя». Ее столицей стал город Санкт-Петербург. За все время столица только на 2 года (с 1728 по 1730 гг.) переносилась в Москву.

Территория Российской Империи

Рассматривая историю России той эпохи необходимо помнить, что на момент образования империи к стране были присоединены большие территории. Это стало возможным благодаря успешной внешней политике страны, которую вел Петр 1. Он создавал новую историю, историю которая возвращала Россию в число мировых лидеров и держав, с мнением которых стоит считаться.

Территория Российской Империи составляла 21,8 миллионов км2. Это была вторая по площади страна в мире. На первом месте находилась Британская Империя с ее многочисленными колониями. Большинство из них сохранили свой статус и по сей день. Первые законы страны делили ее территорию на 8 губерний, каждая из которых управлялась губернатором. Он имел всю полноту местной власти, включая и судебную. В дальнейшем Екатерина 2 увеличила число губерний до 50. Разумеется сделано это было не за счет присоединения новых земель, а за счет дробления. Это достаточно сильно увеличило государственный аппарат и довольно сильно снизило эффективность местного управления в стране. Об этом более подробно мы поговорим в соответствующей статье. Следует отметить, что на момент распада российской империи ее территория насчитывала 78 губерний. Крупнейшие города страны при этом были:

  1. Санкт-Петербург.
  2. Москва.
  3. Варшава.
  4. Одесса.
  5. Лодзь.
  6. Рига.
  7. Киев.
  8. Харьков.
  9. Тифлис.
  10. Ташкент.

История Российской Империи полна, как яркими, так и негативными моментами. В этот временной отрезок, который продолжался менее двух веков, вложилось огромное количество судьбоносных моментов в судьбе нашей страны. Именно в период российской Империи случились отечественная война, походы на Кавказ, походы в Индию, европейские походы. Страна развивалась динамично. Реформы коснулись абсолютно всех аспектов жизни. Именно история Российской Империи подарила нашей стране великих полководцев, имена которых на устах и по сей день не только в России, но и во всей Европе, — Михаил Илларионович Кутузов и Александр Васильевич Суворов. Эти прославленные генералы навечно вписали свои имена в историю нашей страны и покрыли вечной славой русское оружие.

Карта

Представляем карту Российской Империи, кратко историю которой мы рассматриваем, на которой представлена европейская часть страны со всеми изменениями, которые происходили в плане территорий за годы существования государства.

Население

Уже к концу 18 века Российская Империя была крупнейшей страной мира по площади. Ее масштабы были такими, что гонец, которых направили во все уголки страны сообщить о смерти Екатерины 2, прибыл на Камчатку спустя 3 месяца! И это при том, что гонец скакал практически 200 км ежедневно.

Россия была также самой многочисленной по населению страной. В 1800 году в Российской Империи проживало порядка 40 миллионов человек, большинство из которых в европейской части страны. За Уралом проживало чуть менее 3 миллионов. Национальный состав страны был пестрым:

  • Восточные славяне. Русские (великороссы), украинцы (малороссы), белорусы. Долгое время, практически до самого конца Империи, это считался единый народ.
  • Эстонцы, латвийцы, латыши и немцы проживали в Прибалтике.
  • Финно-угорские (мордва, карелы, удмурты и т.д.), алтайские (калмыки) и тюркские (башкиры, татары и т.д.) народы.
  • Народы Сибири и Дальнего Востока (якуты, эвены, буряты, чукчи и т.д.).

По ходу становления страны в ее подданстве оказались часть казахов и евреев, живших на территория Польши, которые после ее распада отошли России.

Основным сословием в стране были крестьяне (порядка 90%). Другие сословия: мещанство (4%), купечество (1%), а остальные 5% населения распределялись между казачеством, духовенством и дворянством. Это классическая структура аграрного общества. И действительно – основное занятие Российской Империи было сельское хозяйство. Неслучайно все показатели, которыми так любят гордиться сегодня любители царского режима, связаны с сельским хозяйством (речь идет об импорте зерна и сливочного масла).

К концу 19 века в России проживало 128,9 млн человек, из которых 16 млн жили в городах, а остальные в селах.

Политический строй

Российская Империя была самодержавной по форме своего правления, где вся полнота власти сосредотачивалась в руках 1 человека – императора, которого часто называли, на старый манер, царем. Петр 1 закладывал в законы России именно безграничную власть монарха, что и обеспечивало самодержавие. Одновременно с государством самодержец фактически управлял и церковью.

Важный момент – после правления Павла 1 самодержавие в России уже нельзя было назвать абсолютным. Случилось это по причине того, что Павел 1 издал указ, по которому отменялась система передачи трона, установленная Петром 1. Петр Алексеевич Романов, напомню, постановил – правитель сам определяет своего приемника. Часть историков сегодня говорит о негативе этого документа, но именно в этом и выражается суть самодержавия – правитель принимает все решения, в том числе и о своем преемнике. После Павла 1 вернулась система, при которой сын наследует престол за отцом.

Правители страны

Ниже приведен список всех правителей Российской Империи за период ее существования (1721-1917).

Правители российской империи

Император

Годы правления

Петр 1 1721-1725
Екатерина 1 1725-1727
Петр 2 1727-1730
Анна Иоанновна 1730-1740
Иван 6 1740-1741
Елизавета 1 1741-1762
Петр 3 1762
Екатерина 2 1762-1796
Павел 1 1796-1801
Александр 1 1801-1825
Николай 1 1825-1855
Александр 2 1855-1881
Александр 3 1881-1894
Николай 2 1894-1917

Все правители были из династии Романовых, и после свержения Николая 2 и убийства большевиками его самого и его семьи, династия прервалась, и Российская Империя прекратила свое существование, изменив форму государственности на СССР.

Основные даты

За время своего существования, а это практически 200 лет, Российская Империя пережила множество важных моментов и событий, которые оказали свое влияние на государство и народ.

  • 1722 – Табель о рангах
  • 1799 – Заграничные походы Суворова в Италию и Швейцарию
  • 1809 – Присоединение Финляндии
  • 1812 – Отечественная война
  • 1817-1864 – Кавказская война
  • 1825 (14 декабря) – восстание декабристов
  • 1867 – Продажа Аляски
  • 1881 (1 марта) убийство Александра 2
  • 1905 (9 января) – Кровавое воскресенье
  • 1914-1918 – Первая мировая война
  • 1917 – февральская и октябрьская революции

Завершение Империи

История Российской Империи оборвалась 1 сентября 1917 года по старому стилю. Именно в этот день была провозглашена Республика. Провозгласил это Керенский, который по закону не имел на это право, поэтому объявление России Республикой можно смело назвать незаконным. Полномочия для такого провозглашения были только у Учредительного Собрания. Падение Российской Империи тесно связано с историей ее последнего императора, Николая 2. Этот император обладал всеми качествами достойного человека, но имел характер нерешительный. Именно из-за этого в стране и произошли те беспорядки, которые стоили самому Николаю 2 жизни, а Российской империи – существования. Николай 2 не сумел жестко пресечь революционную и террористическую деятельность большевиков в стране. На это правда были и объективные причины. Главная из которых, первая мировая война, в которую Российская Империя была вовлечена и измотана в ней. На смену Российской Империи пришел новый тип государственного устройства страны – СССР.

Россия в начале 20 века

Процесс формирования человечества можно разделить на два периода. Первый начался с окончательного формирования человеческого вида и завершился образованием родоплеменных отношений. Начало второго этапа обозначилось появлением государств. Некоторые из них позже стали империями. Российская империя была одной из них.

Образование Российской империи

История Русской империи началась задолго до официального основания в 1721 году. Ещё во время правления Ивана IV Грозного страна окончательно отошла от статуса Великого Московского княжества, официально став признанной другими государствами Московским царством. Фактически к концу царствования первого русского самодержца она приобрела признаки империи:

  • стремительно расширила колониальные владения;
  • увеличила этническую неоднородность населения;
  • усилила абсолютизм власти;
  • сконцентрировала политическую и экономическую власть в едином центре.

В последующие полтора века имперский статус страны оформился окончательно. Последний московский царь Пётр I принял от русских сенаторов титул императора Всероссийского, став первым императором России. Вместе с этим изменилось и официальное название страны: появилась Российская империя вместо Московского царства. Это событие не было чистой формальностью. Прежде всего оно символизировало более высокий статус государства в международных отношениях.

Основные характеристики государства

Официально Россия была провозглашена империей 2 ноября 1721 года (по новому стилю) по итогам Столетней войны. Столицей страны стал Санкт-Петербург (Петроград), который оставался ею (кроме 1728−1730 гг.) до самого начала Великой Российской революции в 1917 году.

Территория страны и административное деление

Из всех известных по истории империй площадь Российской империи занимала третье место (после Британской и Монгольской) на начало XX века.

Во время правления Петра I страна была разделена на 8 губерний. К концу её существования после череды реформ их насчитывалось 78. Они разделялись на уезды. Кроме губерний, в стране была 21 область и 2 округа. Столичные и приграничные территории выделялись в отдельные административные единицы — наместничества и генерал-губернаторства. Кроме того, в отдельные территории, имеющие некоторые автономные права, были выделены царство Польское (до 1830 года) и Великое княжество Финляндское (до 1890-х годов).

До 1867-го в состав Российской империи входила Аляска, составлявшая в то время 15% площади страны.

Политическое устройство

С момента провозглашения империи и до её ликвидации высшей государственной и законодательной властью в стране являлся Император и Самодержец Всероссийский. Высшим совещательным органом при Самодержце был Правительствующий сенат, под контролем которого находились судебные органы.

С 1802-го в стране учреждается Комитет министров, чьи решения имели лишь рекомендательный характер. С 1861-го начинает нерегулярно функционировать Совет министров, заседания которого назначались и проходили при обязательном личном присутствии императора.

В 1810 году в стране начал работать Государственный совет, имеющий широкие законосовещательные функции по всем вопросам жизни государства. В 1906-м он был превращён в один из двух законодательных органов. Вторым была Государственная дума, учреждённая в это же время.

Для управления отдельными территориями существовала учреждённая в 1710-м Петром I должность губернатора. Губернатор осуществлял управление на местах при помощи (с 1775 года) губернских правлений, казённых палат, приказов общественного призрения и губернских присутствий.

Александр II провёл земскую и городскую реформы, упростившие аппарат управления. Земледельческие районы по ней поделились на волости, где главной властью становятся крестьянские сходы, выбирающие из своей среды старшин. Спорные вопросы решал волостной суд.

Управленческую иерархию регулировала табель о рангах. Служить и повышать свой статус могли (если было высшее образование) не только дворяне, многие из которых старались уклониться от службы.

Состав населения

За почти двухсотлетнюю историю существования население увеличилось почти в 12 раз: с 13−14 млн до 165−175 млн (данные неточные). При этом процентный состав различных сословий в нём оставался почти неизменным, что свидетельствовало о практическом застое в развитии страны:

  • крестьяне — около 80%;
  • мещане различных категорий — до 10%.

Остальные 10% составляли в основном различные категории дворянства, духовенство и казаки.

Крестьяне составляли основную массу населения страны и долгое время были ее самой бесправной частью. Максимальному угнетению они начинают подвергаться во время управления страной Екатериной II, когда появилась жалованная грамота дворянству. Усиление крепостной зависимости активизировало повстанческое движение, вершиной которого явилась Пугачёвщина.

В дальнейшем Александр I выдал манифест о трёхдневной барщине, ограничивший своеволие помещиков. Александром II в 1861 году крепостничество было ликвидировано, но земля осталась во владении помещиков, что позже явилось одной из причин Русской революции.

Господствующим сословием Российской империи было дворянство, единственной обязанностью которого была служба на гражданских или военных должностях.

Для чиновников недворянского происхождения существовала возможность получить статус потомственного дворянина, дослужившись до определённого чина.

Конец монархии

Медлительность и непоследовательность давно назревших экономических и социальных реформ, проводившихся последними самодержцами, привела на исходе XIX века к системному политическому и социально-экономическому кризису империи, который породил революционную ситуацию. Результатом системного кризиса было поражение в русско-японской войне и первая революция 1905—1907 годов. Она вынудила Николая II провести реформу управления, в результате которой страна в будущем могла стать конституционной монархией.

Процесс вынужденных политических реформ был прерван из-за вступления России в Первую мировую войну. Это очень скоро привело к усилению экономических и социальных проблем, вызвавших в результате Великую Российскую революцию 1917—1922 годов. Февральское восстание, с которого она началась, привело к свержению самодержавия и формальному учреждению республики. Российская империя в своём классическом варианте перестала существовать.

Ликвидация царской России не означала исчезновения страны. Попросту в новых исторических обстоятельствах начался новый этап её развития при изменившейся форме правления.

Сериал Гибель Империи смотреть онлайн

Исторический сериал, состоящий из десяти серий, рассказывает историю появления и становления российской контрразведки. Режиссером проекта выступает Владимир Хотиненко («72 метра», «Поп»), который также является и соавтором сценария. Главные роли исполняют такие именитые актеры как: Александр Балуев, Сергей Маковецкий, Мария Миронова, Чулпан Хаматова, Андрей Краско, Марат Башаров и другие. По сюжету сериала главные герои, офицеры царской контрразведки, противостоят иностранной и революционной агентуре во время исторических потрясений начала ХХ века. В то время в результате конфликта Антанты и блока Центральных держав Россия оказывается втянута в Первую мировую войну. К тому же в стране все усиливаются революционные настроения. Герои пытаются помешать шпионам, которые изнутри разрушают Российскую империю, но даже этого мало для ее спасения. Если вам интересны исторические фильмы, то мы рекомендуем вам посмотреть онлайн сериал «Гибель Империи» на нашем сайте.

Приглашаем посмотреть сериал «Гибель Империи» в нашем онлайн-кинотеатре в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

Гибель империи (телесериал)

У этого термина существуют и другие значения, см. Гибель империи.

Гибель империи

Жанр

драма

Сценарист

Леонид Юзефович
Владимир Хотиненко

Режиссёр

Владимир Хотиненко

В ролях

Александр Балуев
Сергей Маковецкий
Мария Миронова
Чулпан Хаматова

Страна

Россия

Количество серий

Производство

Место съёмок

Москва

Длительность серии

52 мин.

Трансляция

Телеканал

Первый канал

На экранах

4 апреля — 19 апреля 2005

Ссылки IMDb

ID 0456781

Необходимо освещение с различных точек зрения. Статью нельзя назвать рекламной, но в ней слабо представлена критика. Пожалуйста, добавьте информацию из публикаций и других источников, позволяющих осветить объект статьи с разных сторон. На странице обсуждения могут быть подробности.

«Гибель империи» — российский телесериал 2005 года о работе контрразведки Российской империи начала XX века.

1 серия («Демон»)

События начинаются 14 июня 1914 года, незадолго до начала Первой мировой войны. В подчинение капитана Сергея Павловича Костина (актёр А. Балуев) — боевого офицера, участника русско-японской войны, а теперь сотрудника окружного отделения контрразведки Петербурга поступают подпоручик Иван Карлович Штольц (актёр М. Башаров) и унтер-офицер Николай Алексеевич Стрельников (актёр А. Краско). Им поручается первое дело. Некто Зеневич, служащий монтажной «кинофабрики Ренессанс», был задержан при попытке передать сотруднику германского посольства фрагменты киноплёнки. Посмотрев эти кадры в аттракционе «Полёт Демона над Казбеком», контрразведчики понимают: если вывести их на план и наложить топографическую сетку, получится карта русских приграничных укреплений у границы с Турцией. Начинается расследование, в результате чего вскрывается сеть немецкой агентуры.

2 серия («Чёрный голубь»)

Действия происходят в июле 1914 года. Становится известно, что в Петербурге появился эсер Чарный. Стрельников и Штольц выезжают на задержание, но Чарный мёртв, а в его квартире следы обыска. Хозяйка квартиры Зайцева сообщает, что Чарный был женихом её племянницы Тани. Обнаруживается, что он приехал в Россию не для того, чтобы встретиться с Таней, а чтобы передать российскому правительству чертежи разработанной им модели подводной лодки. Чарный сообщил о своих планах старому знакомому — эсеру-провокатору Лозовскому. Лозовский решает завладеть чертежами с целью последующей их продажи германскому штабу.

3 серия («Пророк»)

Действия происходят в конце июля 1914 года. Началась Первая мировая война. Жена профессора Нестеровского (актёр С. Маковецкий) Ольга (актриса Ч. Хаматова), прогуливаясь с сыном Мишей и подругой Еленой Сабуровой (актриса М. Миронова), покупает книгу «Новая Илиада» автора Ивана Кассандрова. Ольга показывает книгу мужу — там написаны пророчества о предстоящей неудаче русской армии; Нестеровский запрещает ей читать ерунду и забирает брошюру. Получив назначение на фронт в разведку, перед отъездом он отдаёт «Новую Илиаду» Костину, предварительно сообщив ему, Штольцу и Стрельникову, что в книге есть особый смысл: если не заключить мир с немцами, Российская империя погибнет, как погибла Троя. Начинается разбирательство, кто допустил печать этой книги. А на фронте между тем начинают происходить события, описанные в пророчестве…

4 серия («Тёзка императора»)

Действие фильма начинается в 1915 году, во время наступления немцев в Прибалтике. В начале показана осада Ковенской крепости.

Несколько дней спустя в Вильно приезжает капитан Нестеровский и останавливается в гостинице, которую держит Франц Флейшман. Выясняется, что туда же за день до этого приехал начальник Ковенской крепости генерал Григорьев, который оставил крепость накануне капитуляции. Нестеровский принимает решение арестовать генерала. Во время ареста генерал сообщает, что немцы били по крепости из «Большой Берты» — 420-мм мортиры, при этом, судя по попаданиям снарядов, у них была схема укреплений.

Одновременно с этим происходит инцидент в Литовском полку — во время празднования полкового праздника немцы устроили атаку и перебили весь офицерский состав. Для расследования присылают капитана Костина.

Вскоре немецкий дирижабль уничтожает батарею русских тяжёлых орудий и опять, скорее всего, — по чьей-то наводке.

Костин с Нестеровским находят выжившего офицера Литовского полка, и у него узнают, что человека, который поставил вино для праздника из Вильно, один из офицеров называл «тёзкой императора», а также то, что немцы, скорее всего, были предупреждены о том, что офицеры находились в небоеспособном состоянии. Костин и Нестеровский предполагают, что шпион, давший наводку на офицеров полка, и тот, кто передал немцам карту Ковенской крепости, — одно и то же лицо. Офицеры начинают выяснять, кто из местных жителей, имеющих доступ к партиям вина, может быть «тёзкой императора». При этом они практически сразу начинают расследование по неверному пути, предполагая методом исключения, что шпионом может быть тёзка австрийского императора Франца Иосифа. Иосифа тоже отметают и начинают думать, кто из виленских Францев может быть шпионом. Неожиданно Нестеровский вспоминает, что хозяина гостиницы, где они живут, зовут Франц. Его пытаются арестовать. Франц перед арестом пишет жене письмо и передаёт его хозяину ресторана — поляку по имени Полек. Нестеровский внезапно вспоминает, что Полек — уменьшительный вариант имени Наполеон и пытается остановить хозяина ресторана, который пытается скрыться, оказывает сопротивление, но затем сдаётся. Выясняется, что шпионами были он и один из унтер-офицеров Литовского полка, незадолго до того убитый при попытке уйти к немцам.

Попутно выясняется, откуда у немцев оказалась схема укреплений Ковенской крепости — как оказалось, генерал Григорьев вместе с офицерами обсуждали план укреплений прямо в ресторане Полека, а тот запомнил детали, когда обслуживал офицеров. Однако Григорьев в своё оправдание заявляет, что немцам достаточно было стрелять по площадям, ибо от оружия новой войны нет защиты.

Фильм заканчивается вступлением немцев в Вильно, но общее наступление их выдохлось и целей не достигло — русские смогли отстоять Минск и оттеснить немцев в болота под Нарочью.

5 серия («Прорыв»)

Апрель 1916 года. У финской границы Стрельников и Штольц задерживают некоего господина Гроховского. У него обнаружены секретные документы с планом укреплений Юго-Западного фронта. Одновременно на Юго-Западном фронте патруль задерживает украинскую крестьянку Панашу. В её корзине на яйце обнаружена секретная шифровка. Нестеровскому не удаётся подобрать ключ к шифру. В это время русским командованием в условиях позиционной войны в обстановке секретности готовится прорыв фронта. А в ближайшем тылу действует австрийская агентура. Костин получает задание отправиться в Швейцарию под именем Гроховского и попробовать найти ключ к шифру. Нестеровский же ищет предателя на месте, в собственном окружении. Костин в Швейцарии знакомится с агентом австро-венгерской разведки Штольбергом, который предлагает ему передать сведения о состоянии Юго-Западного фронта русской армии. Костин попутно знакомится с женою австрийского профессора, знающего ключи к перехваченным шифрам. Он просит её съездить в Вену и добыть их. А на фронте происходит убийство заподозренного в шпионаже поручика Львова из Великолуцкого полка. Через расследование его смерти Нестеровский выходит на след шпиона. Костин добывает ключи, узнаёт, кто именно шпион, и сообщает об этом телеграммой в штаб 8 армии. Но по ошибке арестовывают невинного офицера. Костин прибывает на фронт и лично убеждается, что тот невиновен. Ночью на мельнице шпион, оказавшийся унтер-офицером, обслуживавшим телеграф генерала Духонина, при попытке передать сведения врагу схвачен Костиным, Нестеровским и освобождённым из-под ареста офицером. Русская армия переходит в победное наступление.

6 серия («Красные банты»)

Описываются революционные события февраля 1917 года в Петрограде. Костин, Штольц и Стрельников арестовывают коммерсанта Гибсона (актёр Г. Куценко), который оказывается связан с германским генштабом, и доставляют в «Кресты». Несказанная удача; но результаты работы идут прахом. Начинаются волнения и революция. Город бурлит, нагнетается нестабильность, повсюду вооружённые солдаты. Революционная толпа врывается во двор «Крестов» и открывает все двери тюрьмы. Из камер выпускают всех без разбора, в том числе и Гибсона. Освобождённый шпион с револьвером в руке ведёт народ к зданию контрразведки: ему нужно уничтожить архивы и найти своё дело. Услышав нарастающий шум, Штольц и Стрельников забирают самые важные документы, в том числе и секретное досье на Гибсона, и пытаются смешаться с толпой и скрыться. В последний момент Штольц, уносящий дело Гибсона, оказывается обнаружен и застрелен Гибсоном. Стрельников под нажимом толпы не имеет возможности спасти документы. Убитого списали на революцию…

7 серия («Гроза»)

События марта-июля 1917 года в Петрограде. Окружную контрразведку возглавляет Борис Владимирович Никитин (актёр В. Галкин), лицо «Новой России», храбрый и ответственный офицер. Он вызывает Костина и даёт ему задание проверить агентурные сведения, согласно которым уже четыре месяца в Русско-Азиатский банк через подставные конторы переводятся крупные суммы денег из Стокгольма. Контрразведка определяет, что эти деньги идут на нужды германской агентуры в Петрограде. При этом ещё часть денег нелегально перевозится наличными через финскую границу. В Петрограде в среде солдат Кексгольмского полка и матросов появляются фальшивые деньги. Две купюры попадают к Елене, жене Костина. Революция существенно затрудняет следствие — даже банк отказывается предоставлять информацию контрразведке, ссылаясь на тайну вкладов, охраняемую законом. Получается так, что всё следствие ведут Костин и Никитин вдвоём. А революционная лавина всё нарастает. В итоге дело оборачивается июльским выступлением большевиков, подавленным благодаря изменениям настроений части гарнизона, выступившей на стороне правительства. Появляются определённые доказательства связи партии большевиков с германским Генштабом, которые берётся опубликовать в газетах один из эсеров, понявших угрозу революции. Ленину удаётся скрыться. Проводится обыск на его квартире.

8 серия («Молитва офицера»)

Июль 1917 года. Австрийская разведка переправляет на русскую территорию своего агента — завербованного в лагере для военнопленных русского прапорщика Стецевича. Ему приказывают доставить во фронтовой комитет Юго-Западного фронта подложную записку, в которой содержались сведения о том, что командующий фронтом генерал Деникин якобы сотрудничает с немцами и получает от них деньги. Замысел австрийцев состоит в том, чтобы Деникин был арестован, а фронт (или, при возможности, и вся русская армия) лишён командования.

Стецевич переходит фронт на участке, где позиции занимает часть капитана Нестеровского. При этом он устраивает провокацию и ранит Нестеровского. Бумага благополучно поступает во фронтовой комитет комиссару фронта Иорданскому. После этого Деникина арестовывают в Бердичеве и направляют в тюрьму в Старом Быхове, где уже содержится арестованный ранее генерал Корнилов, смещённый с поста Главковерха. Стецевича приказывают доставить в Петросовет для дачи показаний.

При фронтовом комитете находится и капитан Костин. Он раскрывает провокацию Стецевича и предлагает члену фронтового комитета поручику Яковлеву арестовать его и направить в контрразведку для допроса. Это им почти удаётся, но Стецевич устраивает побег на станции и убивает Яковлева, после чего садится на отходящий поезд и уезжает в Петроград.

Тем временем в Петрограде происходит Октябрьская революция. Главковерх Временного правительства генерал Духонин посылает с Костиным приказ об освобождении всех заключённых в Быховской тюрьме. Корнилов уходит на Дон.

Большевики направляют для ареста Духонина группу матросов во главе с собственным главнокомандующим Крыленко, в их числе оказывается и Стецевич. Они арестовывают генерала и находящегося в его ставке Нестеровского. Их сажают на поезд и везут для суда в Петроград. По дороге поезд останавливают вооружённые солдаты, которые требуют выдать Духонина им для расправы. Несмотря на противодействие Крыленко, который пытается спасти генерала, отдав солдатам его погоны, Духонина сбрасывают с поезда на солдатские штыки. Попытавшись защитить его, Нестеровский ввязывается в стычку с матросами и, получив удар, теряет сознание. Стецевич хочет добить его, но в итоге Нестеровский сам убивает его и прыгает с поезда.

9 серия («Лето в Киеве»)

Дело происходит в Киеве в начале июля 1918 года. Новочеркасск, штаб Деникина. Генерал Деникин сильно озабочен: гетман Скоропадский запретил вербовку офицеров для Добровольческой армии. Большевики подписали мир с немцами, Юг же этот мир не признаёт. Кроме того, у армии Деникина проблема со снарядами, зато в Киеве их сотни тысяч — весь бывший запас Юго-Западного фронта. Немцам он ни к чему, так как не подходит для их орудий, и они поставляют снаряды красным. Необходимо заполучить боеприпасы с киевских складов любой ценой. Известно, что при Скоропадском есть надёжный человек, лояльный добровольцам — полковник Мороз, в прошлом также офицер русской армии. Деникин командирует в Киев капитана Костина, чтобы наладить связь с Морозом и добиться получения снарядов для Добровольческой армии.

Тем временем соперничающая с немцами австрийская разведка планирует привести к власти в Киеве ставленника Австро-Венгрии и через своего агента провоцирует украинских эсеров организовать покушение на гетмана. При вмешательстве Костина покушение срывается, но на его след выходит давний соперник русской контрразведки австрийский полковник Штольберг.

В то же время украинские эсеры приводят в действие решение взорвать артиллерийские склады в Киеве. Костин не знает, что сигнал к диверсии подаёт спасённая им от гибели в сорванном покушении и отпущенная по его просьбе на свободу эсерка Ковская. Штольберг застаёт Костина на складе и, держа на мушке, вызывает его на «последнее слово». Немецкий сообщник эсеров, спасая караульных, по телефону предупреждает о заложенной бомбе. Все бросаются к выходам. Костин и Мороз остаются живы, а Штольберг погибает при взрыве. Поставки снарядов красным прекращаются, но Костин и Мороз успевают отправить к Деникину лишь несколько грузовиков — операция фактически проваливается.

10 серия («Смута»)

Действие происходит в дни начала красного террора в Петрограде. 30 августа 1918 года Каннегисер убивает председателя петроградской ЧК Урицкого. В тот же день совершено покушение на Ленина. Большевики начинают мстить «врагам революции». 8 сентября чекисты арестовывают Нестеровского и как представителя буржуазии берут его в заложники. В тюремной камере в «Крестах» он знакомится с эсером Шиленко. Костин и Стрельников передают Нестеровскому оружие. Вскоре Нестеровского с Шиленко в качестве «военспецов» переводят в Москву, где Шиленко обезвреживает конвой и сбегает с Нестеровским.

В это же время Московский комитет партии социалистов-революционеров принимает решение взорвать и ограбить эшелон, перевозящий золото для Германии. Нестеровский оказывается впутан в эту историю. Товарищи по партии требуют от Шиленко убрать свидетеля и возможного провокатора, но тот, выведя Нестеровского в лес, отпускает его. Обманные выстрелы Шиленко провоцируют перестрелку эсеров с патрулём красных, и Нестеровский невольно становится причиной гибели патрульных. Но эсерам не суждено дождаться золота — эшелон остановлен «до дальнейших распоряжений», а затем возвращён в Москву согласно телеграмме о начавшейся в Германии революции. Вернувшийся в Петроград Нестеровский с Ольгой и сыном переходит финскую границу.

Костин пытается выехать из Петрограда на Юг, в расположение армии Деникина, забрав Елену из Петрограда. Оказавшись свидетелем того, как пятеро революционных солдат издеваются над бывшим генералом, он, вспоминая свои самурайские навыки, полученные во время плена в Японии, обезоруживает и избивает их всех, спасая честь генерала.

В финале Нестеровский, остановившийся с другими беженцами в Хельсинки, узнаёт новость о капитуляции Германии и окончании Первой мировой войны. Стрельников остался в Петрограде консультировать молодую советскую милицию. Костин, уже в чине подполковника, на Юге. Звучит марш «Песня славянина». Предстоит тяжёлая борьба, в которой мало шансов на успех…

В ролях

Сквозные персонажи сериала

  • Александр Балуев — капитан контрразведки Сергей Павлович Костин
  • Сергей Маковецкий — профессор права, а затем капитан армейской разведки Александр Михайлович Нестеровский
  • Мария Миронова — Елена Ивановна Сабурова
  • Чулпан Хаматова — Ольга Семёновна Нестеровская
  • Марат Башаров — подпоручик контрразведки Иван Карлович Штольц
  • Андрей Краско — унтер-офицер контрразведки Николай Алексеевич Стрельников

Реальные исторические деятели, действующие в сериале

  • Владислав Галкин — начальник контрразведки Никитин
  • Сергей Никоненко — генерал Ренненкампф
  • Александр Баширов — Корнилов
  • Фёдор Бондарчук — Деникин
  • Дмитрий Певцов — Духонин
  • Андрей Невраев — император Николай II
  • Андрей Зибров — Переверзев
  • Александр Мезенцев — генерал Брусилов
  • Алексей Медведев — Крыленко
  • Данил Лавренов — Каннегисер
  • Александр Войтов — Урицкий
  • Юрий Цурило — Стеклов
  • Валентина Касьянова — Крупская
  • Виктор Смирнов — полковник Мороз (прототип — полковник Клименко)
  • Мария Порошина — эсерка Мария Ковская (прототип — Ирина Каховская)
  • Станислав Никольский — Рошаль
  • Виктор Бычков — Степнин, он же Ганецкий
  • Александр Пашутин — генерал Григорьев

Прочие персонажи

  • Иван Агафонов — дворник
  • Сергей Астахов — Каревский
  • Андрей Астраханцев — эсер Леонид Чарный
  • Йохан Ботт — немецкий солдат Карл
  • Гоша Куценко — Гибсон
  • Юозас Будрайтис — Кранц
  • Аксель Бухгольц — Штольберг
  • Юрий Васильев — хозяин кинотеатра «Лотос»
  • Виктор Вержбицкий — Ганский
  • Сергей Гармаш — Сахаров, «пророк» Кассандров
  • Татьяна Догилева — хозяйка квартиры, мать Зины
  • Сергей Дрейден — Гроховский
  • Алексей Кравченко — штабс-капитан Рысин
  • Евгений Леонов-Гладышев — эсер Шиленко
  • Александр Лыков — кинорежиссёр
  • Дмитрий Марьянов — капитан Бредель
  • Дарья Мороз — горничная Катя
  • Даниэль Ольбрыхский — Штромбах
  • Сергей Паршин — Рябиков
  • Александр Пашков — Митя — водитель (в 3 и 6 сериях назван Пашей)
  • Александр Половцев — Антипов
  • Ксения Раппопорт — Алина Горская
  • Игорь Скляр — Рикс
  • Семён Стругачёв — Франц Флейшман
  • Глафира Тарханова — Таня Зайцева
  • Михаил Трухин — Малецкий
  • Дмитрий Ульянов — Стецевич
  • Нина Усатова — Зайцева, тётка Тани
  • Вилле Хаапасало — Тарвилайнен
  • Константин Хабенский — Борис Сергеевич Лозовский
  • Владимир Хотиненко — полковник Якубов
  • Михаил Пореченков — капитан с белым флагом (финал 8 серии, в титрах указан как прапорщик)
  • Андре Хеннике — сотрудник германского посольства, затем капитан германской армейской разведки Ригерт
  • Лариса Шахворостова — эсерка Киселёва
  • Дмитрий Шевченко — эсер Семченко
  • Юстина Рудите — девочка
  • Александр Рублёв — солдат (в сериях «Красные банты» и «Молитва офицера»)

Съёмочная группа

  • Производство — Студия ТриТэ
  • Автор сценария: Леонид Юзефович при участии Владимира Хотиненко
  • Режиссёр: Владимир Хотиненко
  • Оператор-постановщик: Илья Дёмин
  • Оператор: Виктор Офицеров
  • Художник-постановщик: Константин Мельников
  • Композитор: Алексей Айги
  • Звукорежиссёр: Сергей Сашнин
  • Монтаж:
  • Художник-гример: Ольга Матвейчук
  • Ведущий продюсер: Леонид Верещагин
  • Продюсеры:
    • Анатолий Максимов
    • Константин Эрнст
  • Постановщик трюков: Валерий Деркач

Рейтинги

По данным «TNS Gallup Media», сериал стартовал в эфире «Первого канала» с рейтингом 9,2 % и долей 23,8 %, проиграв шедшему в том же тайм-слоте сериалу «Всегда говори всегда» (рейтинг — 11,2 %, доля — 27,3 %) на «России», также «Гибель империи» уступила пальму первенства сериалам «Исцеление любовью» (рейтинг — 13,8 %, доля — 42,2 %), «Кармелита» (рейтинг — 13,1 %, доля — 48 %) на «России» и сериалу «Клон» (рейтинг — 9,7 %, доля — 26,5 %) на «Первом канале». На второй неделе популярность сериала ещё снизилась (рейтинг — 8 %, доля — 22 %), в итоге финальный эпизод прошёл с рейтингом 7,5 % и долей 21 %, заняв лишь восьмое место в топ-10 сериалов за период с 18 по 24 апреля 2005 года.

Примечания

  1. TNS Gallup Media. ТВ программы-лидеры по жанрам среди россиян (04—10/04/05). Advertology.
  2. TNS Gallup Media. ТВ программы-лидеры по жанрам среди россиян (11—17/04/05). Advertology.
  3. TNS Gallup Media. ТВ программы-лидеры по жанрам среди россиян (18—24/04/05). Advertology.

Ссылки

  • «Гибель империи» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • Саундтрек, песня «Сестра» написана в госпитале неизвестным автором, с кадрами из фильма

Тематические сайты

Фильмы Владимира Хотиненко

  • Один и без оружия (1984)
  • В стреляющей глуши (1986)
  • Зеркало для героя (1987)
  • СВ. Спальный вагон (1989)
  • Рой (1990)
  • Патриотическая комедия (1992)
  • Макаров (1993)
  • Мусульманин (1995)
  • Прибытие поезда (новелла «Дорога») (1995)
  • Мы дети твои, Москва (1997)
  • Страстной бульвар (1999)
  • Следствие ведут ЗнаТоКи. Третейский судья (2002)
  • По ту сторону волков (2002)
  • Вечерний звон (2003)
  • 72 метра (2003)
  • Гибель империи (2005)
  • 1612 (2007)
  • Поп (2009)
  • Достоевский (2011)
  • Бесы (2014)
  • Наследники (2015)
  • Демон революции (2017)
  • Ленин. Неизбежность (2019)

Крест Империи: когда Россия услышит зов Империи?

Александр Халдей, 28 мая 2019, 21:46 — REGNUM В связи с распадом СССР и попытками России восстановить своё влияние на бывшую периферию актуальными остаются дискуссии по теме Империи, её сути, достоинств и недостатков, отличительных признаков и обречённости на её судьбу.

Московский Кремль Иван Шилов © ИА REGNUM

Извечное противостояние славянофилов и западников, традиционалистов и модернистов, либералов и консерваторов, по сути, является вариантами единой темы, сквозной линией проходящей через всю российскую историю — быть или не быть России империей.

Деловая газета «Взгляд» опубликовала недавно на эту тему статью «Является ли Россия империей», где рассматривается сегодняшняя российская государственность и сопоставляются известные формы империй: морская и сухопутная, государство-нация и политическое государство, отношения «метрополия — национальные окраины или периферия». Исследуется историческая трансформация данного термина и его приход в современную форму. В итоге делается вывод:

«Иными словами, империя, или, если использовать технический термин, государство-империя, это традиционный аналог государственного устройства, альтернатива модернистскому государству-нации с его унификацией и унитаризмом. Не исторический, не обязательно с императором, и в случае России — аналог сухопутной, а не морской империи. Именно это и имеется в виду, когда Россия определяется как империя. А не возрождение исторических аналогов».

Монументальная скульптура советского периода Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

В связи с фактом публикации статьи необходимо коснуться тех аспектов темы, которые в изложении автора статьи Валерия Коровина выглядят дискуссионными. Это те характеристики Империи, которые сложились давно и которые нет смысла пересматривать, ибо они сохраняются в современных империях, несмотря на их трансформацию в модерновую форму либеральной республики.

1. Империя — это традиционный аналог государственного устройства, альтернатива государству-нации. Отталкиваясь от верной посылки — империя всегда многонациональное, то есть политическое государство — делаются неверные выводы: «То, что не государство-нация — то империя или потенциальная империя». Такой вывод — абсолютизация формы и недооценка содержания. И вот почему.

Любая империя — это многонациональное государство, в основе которого находится государствообразующая нация. Именно эта нация строит своё государство (и для себя), это её проект для себя и потом уже для других, и потому она вовлекает в это строительство соседние народы. Которые находят для себя выгодным соучредительство в таком государстве, хотя и на правах младших партнёров. Младших — не значит неравных, младших — это значит меньших по численности, но не по правам. Их устраивает тот тип цивилизации, который им предлагается, и потому они охотно включаются в процесс государственного строительства, инициированный государствообразующей нацией.

Дружба народов. Плакат СССР

При этом замечено: как только государствообразующая нация теряет численное преимущество в отношении соседей, и её доля становится меньше 50%, строительство империи заканчивается, и она начинает постепенно разрушаться. Культурное влияние прекращается, так как не находит выражения в способности культурного и цивилизационного доминирования. Ибо Империя — это сочетание доминирования и культурного соблазна, и если ослабнет что-то одно, всё рушится.

Так случилось с Римом, так случилось с Византией. Рим рухнул, когда римляне оказались в меньшинстве по отношению к этносам национальных окраин, а Византия рухнула, когда перестала быть государством греков. Так случилось и с СССР, где русские утратили цивилизационное и культурное первенство.

И в словах советского гимна, и в знаменитом тосте Сталина «за русский народ» это первенство было признано и отражено. В эпоху Горбачёва выразилась утрата этого первенства. Кстати, первым это почувствовал и выразил Мао в отношении Хрущёва после смерти Сталина.

Мао Цзэдун и Никита Хрущев

Как только национальные окраины СССР стали смотреть на культуру русских с чувством превосходства, не важно, насколько обоснованным, СССР рухнул. Его разрушил сговор элит национальных окраин с ушедшей в раскол частью русских элит, предавших идею Империи (Красной Империи в случае с СССР) и утративших культурное превосходство. У них больше не было проекта, к которому имело смысл присоединяться.

В Африке в новых государствах, где имеется свыше 50% государствообразующего племени, воцаряются относительная стабильность и относительное развитие, но там, где всех наций по 30% и нет выраженного большинства одной государствообразующей нации, никогда не прекращается гражданская война на национальной почве. Это несостоявшиеся государства.

Таким образом, диалектика национального и интернационального в строительстве Империи выглядит несколько иначе, чем это представлено в схеме Валерия Коровина. Империя всегда имеет в основе нацию и её государство, ставшее общим домом для всех прочих наций и этносов.

Когда исчезает культурный соблазн и выравниваются культурные и цивилизационные параметры народов, Империя распадается. Судьба СССР тому ярчайший пример. Одним голым принуждением империю не построишь. Римляне всегда входили армией лишь в те государства, где половина населения радостно приветствовала их вход. Они завоевали и уничтожили Иудею, но так и не победили её. Частью их империи Иудея так и не стала, оставаясь всегда мятежной провинцией. США могут раздавить Афганистан тысячу раз, но он там не властвуют только потому, что не имеют влияния.

Американская армия в Афганистане

То есть Империя — это, прежде всего, вопрос влияния. А влиять можно чем угодно. Бывает, Модерн побеждает Традицию и становится влиятельнее, чем она. Бывает, Традиция влиятельнее, чем Модерн, и потому сводить Империю к Традиции неправомерно. Одни государства строят империю, опираясь на Модерн (США, Британия, ЕС), другие — на Традицию (Россия, Китай, Турция, Иран). Насколько успешно — другой вопрос, вопрос пропаганды, культурного влияния. Но без влияния ничего не может быть.

Следовательно, Империя — не всегда монархия, она вполне может быть и республикой. Или квазиреспубликой, где под либеральными республиканскими формами спрятана монархическая традиционалистская сущность. Влияние важнее формы государственности. В России есть республика, но у нее нет Идеи для всех, и потому она пока не Империя. Она боится в себе самой услышать зов Империи. Но когда расслышит и последует, вновь станет Империей. Это исключительно вопрос времени.

2. Империя возможна без императора. Тоже ложный тезис. Интеллектуальная ловушка. Император — это авторитет, в котором персонифицирована имперская Идея Универсальных Ценностей Для Всех. И не важно, как он называется — Государь, Генеральный секретарь, Президент или Премьер-Министр. Он олицетворяет имперскую идею. Император не всегда диктатор, автократ и тиран. Он правит не от себя, а от Идеи. Нет Идеи — нет легитимности его власти и притязаний на неё.

Таким образом: 1. Империя — это общий дом, построенный нацией-лидером, 2. Лидерство это признано добровольно и основано на способности предложить выгодный проект, 3. Наличие персонификации Идеи (Императора) необходимо.

Нелепо думать, что в цивилизации Запада нет императора. Есть, и все мы прекрасно знаем, как его зовут. Точнее, её, ибо считать президента США таким императором наивно и глупо. А вот в отношении британской королевы, которая царствует, но якобы не правит, это вполне справедливо.

Председатель Си Цзиньпин и Владимир Путин Kremlin.ru

У китайской Империи есть Император — это Си Цзиньпин. У турецкой — это Эрдоган. У российской — это Владимир Путин, это он сформулировал негласную Идею большой Российской Империи, которая действительно не будет повторять старые схемы, но ведь мы только что доказали, что этого абсолютно не требуется. Собственно, вся истерика империи англо-американской в адрес России именно этим обстоятельством и вызвана — возрождением понимания России как Империи.

Российская Империя складывается вновь, но по новым контурам. Она проходит этапы становления, и как бы ни был долог этот путь, он неотвратимо начат, и это единственная реальность, данная нам в ощущениях. Британская королева не даст соврать.