21 июля казанская божья
Содержание
- День Казанской иконы Божией Матери 21 июля: история праздника
- Почему праздник Казанской Божьей Матери стал Днем народного единства
- «Летняя Казанская»
- Казанская икона Божией Матери. Православный календарь на 21 июля
- Казанская икона Божией Матери
- Иконография
- Обретение иконы
- История почитания
- Кража и уничтожение
- Списки и праздники
- Казанская икона Божией Матери в космосе
- Гимнография
- Примечания
- Литература
- Ссылки
- Какой православный праздник 21 июля?
- Ежегодно 21 июля отмечается церковный праздник Казанская
- История церковного праздника
- Что можно делать 21 июля
- Основные запреты в этот праздник
- Приметы на погоду
- История явления иконы Казанской Божьей Матери
- Чудотворные свойства иконы
- Праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани
День Казанской иконы Божией Матери 21 июля: история праздника
В православии ежегодно почитают Казанскую икону Божией Матери. 21 июля верующие отправляются на службу, чтобы вознести молитвы, изменить свою жизнь в лучшую сторону и укрепить веру в Господа.
История Казанской иконы зафиксирована в церковных документах и хранится на протяжении не одного столетия. Обретение иконы после разрушительного пожара в Казани произошло благодаря девочке Матроне, которой Богородица указала на место, где под слоем пепла и обломков сгоревшего дома был сокрыт образ. Живущая в Казани девочка поведала о своем сне родителям, которые не поверили в рассказы ребенка. Лишь после того, как Матрона настояла на своем, икона была найдена. Событие произошло 21 июля, и с этих пор дата является днем почитания чудотворной иконы. Богородица трижды являлась во сне к Матроне, чтобы та запомнила месторасположение иконы и смогла точно указать взрослым направление для поисков.
Святой лик был передан на хранение в церковь имени Николы Тульского, где верующие смогли убедиться в чудотворных способностях иконы. Перед Казанским образом Богоматери многие люди получили исцеление от недугов. По прошествии нескольких лет икону передали в женский монастырь. В нем приняли постриг выросшая Матрона и ее мать, которые решили посвятить жизнь служению Господу.
Главное торжество происходит «на родине» иконы, в славном городе Казани. 21 числа в каждой церкви и храме проводят крестные ходы и служат молебны в честь Богоматери. Множество паломников устремляются в Казань, чтобы помолиться перед чудотворным образом. Перед иконой можно попросить:
- исцеления от недугов;
- прощения грехов;
- помощи в насущных делах;
- укрепления в вере;
- защиты от зла и врагов;
- о семейном счастье;
- о защите в дороге.
Многие паломники подтверждают чудотворные свойства иконы, исцеляясь от болезней и преодолевая трудности с Божьей помощью.
21 числа священнослужители призывают верующих отказаться от ссор и увеселительных мероприятий. Проведите это время с семьей и обязательно помолитесь Божией Матери, которая никогда не оставляет людей без своей защиты. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и
>
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения ПУШИСТЫЙ__КОТЁНОК День Казанской иконы Божьей Матери Отмечают дважды в год: 21 июля и 4 ноября
Почему праздник Казанской Божьей Матери стал Днем народного единства
Тот, кто думает, будто праздник, отмечаемый 4 ноября совсем молодой, глубоко заблуждается.
День Казанской иконы Божьей Матери в России празднуют 4 ноября уже более 366 лет.
Причем сначала это был сугубо московский праздник в честь спасения в 1612 году Москвы от польской интервенции, а в 1649 году он стал всероссийским. Причем не церковным, а именно общенародным праздником: по-видимому, наши предки осознали всю значимость того, что сердце России — Москва была освобождена от поляков.
И произошло это именно 4 ноября (22 октября по старому стилю). Точнее, 4 ноября 1612 года русские воины взяли штурмом Китай-город, где засели поляки — это был переломный момент, а через четыре дня польский гарнизон в Кремле сам капитулировал. Важная победа, положившая начало концу смутного времени. Победа судьбоносная, но причем тут икона?
А при том, что список Казанской иконы Божьей Матери принесли с собой в ополчение, собранное Кузьмой Мининым и Димитрием Пожарским, казанские дружины. Перед этим чудотворным образом и молились воины, готовя себя к битве.
Четыре столетия спустя, нам, атеистам и маловерам, связь между победой и молитвами пусть даже и к знаменитой иконе, кажется неочевидной. Но наши предки в этой связи были твердо уверены, и именно эта убежденность стала основой для того, чтобы посчитать день начала победы над польскими интервентами днем празднования Казанской иконы Божьей Матери. Вторым днем празднования. Потому что один праздник у Казанской уже был -день ее чудесного обретения: 8, или, по новому стилю, 21 июля. Произошло это чудесное обретение неизвестного ранее образа за тридцать три года до того, как Казанская спасла Москву и Россию.
История обретения Казанской иконы Божьей матери
Дело было так. В Казани (отсюда название), в 1579 году, после страшного пожара девятилетняя девочка Матрона увидела во сне Богородицу, которая указывала на место, где лежит Ее икона. Девочке, конечно, поверили не сразу, но потом все-таки начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты.
После обретения образа начались чудеса, связанные с исцелениями больных, особенно слепых. В 1594 году священник Ермолай, ставший впоследствии знаменитым Патриархом Гермогеном, сделал точное описание обстоятельств обретения иконы и произошедших после этого исцелений. И с 1595 года Церковь устанавливает праздник в честь явления Казанской иконы — 21 июля.
Так что к моменту, когда в России началась смута, икона Казанской Божьей Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема. Теперь, чтобы понять, какую роль сыграла Казанская в смутное время, давайте вспомним, что же тогда происходило.
Смутное время…
1605 год — умирает царь Борис Годунов, и московские воеводы-предатели убивают его сына Федора, в столицу въезжает Лжедмитрий I.
Через год убивают и Лжедмитрия.
Царем избирают Василия Шуйского (1606-1610), но смута продолжается.
В 1608 году появляется Лжедмитрий II, войска Шуйского разбиты.
Начинается прямая интервенция: в 1609 году польские оккупанты осаждают Смоленск, Троице-Сергиев монастырь (будущую лавру) под Москвой, затем входят в столицу.
Страна разорена дотла: всюду разбой, мародерство, страх и предательство. Кажется, что нет силы, которая бы собрала нацию воедино, подняла дух, возродила страну.
В 1610 году свергают и Шуйского. Изменники-бояре избирают на Московское царство польского королевича Владислава.
Страна на краю гибели. И тут свой голос возвышает Церковь.
Несмотря на численное и техническое превосходство польских интервентов, Троице-Сергиев монастырь стоит, полякам так и не удается покорить монахов. Находящийся в 1610 году под стражей патриарх Гермоген — тот самый, что делал описание чудес Казанской иконный Божьей Матери, призывает всех подняться на защиту православной веры и Отечества. На его призыв откликаются Кузьма Минин и Димитрий Пожарский, собравшие ополчение. К войскам присоединяются казанские дружины, они и берут с собой, в войско, чудотворную икону Казанской Божьей Матери.
Народные бедствия церковь всегда воспринимала как наказание за грехи. Поэтому пост, покаяние и молитва считались непреложной подготовкой к любому бою. «Не имамы бо иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Пречистая Дево», — говорится в молитве: «Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Пречистая Дева».
Спасение страны с помощью иконы
Чудесное спасение страны, когда в народе пробуждались духовные силы, и они показывали пример героизма ради Отечества, повторялись потом в истории России не однажды. И часто это было связано со Спасительницей — Казанской иконой Божьей Матери.
В 1709 году, перед Полтавской битвой, Петр Великий со своим воинством молился перед Казанской о даровании победы.
Перед образом молился А. В. Суворов. Об избавлении от французов молились перед святыней и в 1812 году, один такой молебен — при отбытии М. И. Кутузова в действующую армию — хорошо запомнился свидетелям события тем духовным подъемом единения, который испытали все.
Казанская спасала и в Великую Отечественную, причем спасала всех — и атеистов, и тех, кто по своей национальной принадлежности должен был бы верить уж никак не в Господа Иисуса Христа…
В словах молитвы, читаемой перед Казанской иконой Божьей Матери, содержится ключ к пониманию того, почему этот образ являл нам поддержку в годину тревог. В молитве ясно и недвусмысленно дана связь между личным, между состоянием души человека, его греховностью, и общим — тем, в каком обществе, в какой стране мы живем. Вчитайтесь в слова молитвы, это прозрение потрясающей глубины. Кстати, глаза на такие вещи открываются именно в годины великих народных потрясений. А раз эта связь, это единство нашего частного, личного и общего существует, значит совсем неслучайно, собирая силы на решительный бой, наши предки не просто молились, они постились, они каялись. Это становилось залогом их грядущих побед. В том числе и тех, что были осенены Казанским образом Богородицы.
А потом, в благодарность, русские ставили в честь Казанской иконы Божьей Матери храмы. В России их было несчитанное количество. И в каждом доме икона — ею благословляли венчающихся, а потом вешали над детской кроваткой…
То, что Днем народного единства был выбран день празднования Казанской иконы Божьей Матери, имеет глубочайший смысл. Настоящее единство, и наше прошлое это неоднократно доказывало, может зиждеться только на духовном. И не приведи Господь, если мы забудем об этом в годы, когда смута — всего лишь страницы истории.
«Летняя Казанская»
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)
21 июля (8 по ст. стилю)
Тропарь праздника (в русском переводе)
Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего! Ты о всех молишься Сыну Своему, Христу Богу нашему, и содействуешь спасению всех, прибегающих под Твою могущественную защиту. О, Госпожа Царица и Владычица! Защити и нас всех, обремененных многими грехами, находящихся в искушениях, скорбях и болезнях, ныне предстоящих и молящихся Тебе со слезами, с умиленным духом и сокрушенным сердцем пред Твоим пречистым образом, и имеющих на Тебя непостыдную надежду на избавление от всякого зла! Даруй же всем полезное и спаси всех нас, о Богородица Дева; ибо Ты – Божественный покров Своим рабам!
Евангельское чтение (Богородице)
(Лк.10:38-42, 11:27-28. – Зачало 54)
А когда были они в пути, зашел Он в одно селение, где некая женщина по имени Марфа приняла Его у себя дома; и была у неё сестра, которую звали Мария; она села у ног Господа и слушала Его речи. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне». Иисус же сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! Ты хлопочешь и беспокоишься о многом, между тем как нужно только одно. А Мария выбрала себе благую долю, которую у неё не отнимут».
И было, когда Он говорил это, некая женщина, возвысив голос из толпы, сказала: «Блаженна материнская утроба, носившая Тебя, и грудь, вскормившая Тебя!» А Он сказал: «Ещё блаженнее те, кто слышит слово Божие и соблюдает его!»
«Летняя Казанская»
21 (8 ст. ст.) июля Русская Православная Церковь празднует чудесное явление Казанской иконы Божией Матери. В народе – «Летняя Казанская», в отличие от «Осенней Казанской» (4 ноября). Это – один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов, но тайна его до сих пор не раскрыта.
Обретение и прославление иконы связано с Казанью, чем и объясняется название. Согласно символическому преданию (которое не обязательно понимать буквально), в 1579 году, в этом городе, незадолго до того вошедшем в состав Руси, Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Данилы Онучина, и велела вырыть из земли Ее икону. Сначала рассказу ребенка не придали особого значения, но повторные явления убедили в реальности происходящего. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Написанная на доске из кипариса, икона представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на Ее левой руке.
Событие обретения иконы описал настоятель казанской Никольской церкви священник Гермоген (впоследствии второй русский Патриарх и священномученик, † 1612 г.), а на месте явления иконы по велению завоевателя Казани царя Ивана IV был основан Казанский женский монастырь.
Наиболее почитаемыми списками (копиями) с Казанской иконы были чудотворные образы, хранившиеся в Казанских соборах в Петербурге и Москве. О каждом из них существовало предание, что именно данная икона была обретена в Казани и впоследствии оказалась в столице. Перенесение явленной иконы в Москву связывают либо с патриархом Гермогеном, либо с князем Пожарским, во время польско-шведской интервенции имевшим ее в своих войсках (1612 г.).
Появление Казанской иконы в С.-Петербурге связано с учреждением здесь новой столицы Российского государства. Вероятно, в наш богоспасаемый град её привезла в 1710 году из Москвы царица Параскева Феодоровна.
Другая копия чудотворной иконы Богоматери пребывала в Казани – в Успенском соборе Казанского женского монастыря, – но 29 июня 1904 года была похищена святотатцами и бесследно исчезла. Знаменательно, что это произошло незадолго до новой кровавой смуты в нашем Отечестве. Тщательные розыски результатов не дали.
В конце XX столетия много писали и говорили об иконе, находившейся в Ватикане и недавно возвращённой в Москву. Некоторые надеялись, что это и есть та самая чудесно явленная в Казани икона. Однако еще до ее возвращения было установлено, что это – довольно поздний список, не ранее XVIII века. Другой сохранившийся, Петербургский, список иконы датируется примерно тем же временем. Таким образом, ни один из древнейших списков времени прославления Казанской иконы в конце XVI столетия пока нам вновь не явлен.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Казанская икона Божией Матери. Православный календарь на 21 июля
21 июля (8 июля по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Неделя 5-я по Пятидесятнице (пятый воскресный день после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется день одной из величайших святынь – Казанской иконы Пресвятой Богородицы, а также совершается память шести святых, праздник Знамения от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге и день множества чтимых списков Казанского образа Пресвятой Богородицы.
***
Святыня русского единства
Казанская икона Божией Матери. Этот святой образ, явленный в Казани в июле 1579 года, более четырёх столетий является символом нашего народного единства и славных побед русского воинства. Уже сама история обретения Казанской иконы десятилетней Матроной, дочерью простого стрельца, наглядно показывает, в чём заключается подлинное народное единство. Подробнее об этой великой святыне, посвящённой Пресвятой Богородице, можно узнать в нашем материале, опубликованном на страницах Царьграда.
***
Великомученик Прокопий (до мученичества Неаний) Кесарийский (Палестинский). Этот святой страдалец за Христа и Его Церковь, уроженец святого града Иерусалима, жил и пострадал во времена правления жесточайшего гонителя христиан – императора-язычника Диоклетиана (царствовавшего в 284-305 годах от Рождества Христова).
Великомученик Прокопий (до мученичества Неаний) Кесарийский (Палестинский). Фото: pravoslavie.ru
Неаний был молодым язычником, быстро продвинувшимся по службе и лично принимавшим участие в гонениях. Он был назначен проконсулом в Александрию и направился туда, собираясь уничтожить всех местных христиан. Но по пути в этот город Неанию, подобно Савлу по пути в Дамаск, явился Сам Господь, сказав: «Неаний, и ты идёшь на Меня?» При этом в воздухе появился сияющий крест. После видения Неаний превратился из гонителя в ревностного христианина.
Но затем случилось страшное – мать Неания, озлобленная против христиан язычница, донесла на сына. Император обратил к нему полное богохульств послание, которое проконсул разорвал. После этого будущего мученика арестовали и отправили в Кесарию Палестинскую. В тюремной камере Сам Господь крестил страдальца, дав ему имя Прокопий. Перед казнью святого многие язычники раскаялись и уверовали во Христа, в том числе и мать мученика. Все они были казнены вместе со святым Прокопием. Это произошло в 303 году от Рождества Христова.
***
Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец. Русский святой, почивший в 1303 году от Рождества Христова. Напомним, на Руси издревле к подобным христианским подвижникам относились с особым благоговением. Они брали на себя подвиг мнимого безумия, открыто обличая грехи современного им мира. При жизни получая за это не только почитание, но и оскорбления и даже побои. Именно Христа ради юродивые, как никто другой, учили нас верить не напоказ, а искренне и нелицемерно.
Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый. Фото: pravoslavie.ru
Праведный Прокопий Устьянский, Важский, Вологодский, Христа ради юродивый. Один из русских блаженных, совершавший свои подвиги в XVII столетии от Рождества Христова в Вологодских землях.
Праведный Прокопий Устьянский. Фото: pravoslavie.ru
Священномученики Александр Попов, Феодор Располов и Николай Брянцев, пресвитеры. Священники, погибшие в начале богоборческого «красного террора» 21 июля 1918 года. Первые двое – на Урале, вскоре после того, как там были зверски убиты святые царственные страстотерпцы и Алапаевские мученики. А отец Николай был убит большевиками в Ярославле за то, что во время подавления Ярославского антибольшевистского восстания не разрешил вкатить на церковную колокольню пушку для обстрела города.
Также 21 июля празднуется день чтимых списков с Казанской иконы Божией Матери, явленных в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721): Ярославской (1588), Вязниковской (1624), Нижнеломовской (1643), Витебской (1655), Тобольской (1661), Каплуновской (1689), Тамбовской (1895), Пензенской (1717), Песчанской (1754), Чимеевской (1770), Высочиновской (XVIII век), Вышенской (1812) и Якобштадтской (XVII век) икон Божией Матери.
Поздравляем православных христиан с памятью этих великих святынь и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
Казанская икона Божией Матери
Московский список из Елоховского собора
1579 год
Одигитрия
первообраз утрачен
8 (21) июля (обретение), 22 октября (4 ноября) (в честь избавления Москвы)
Медиафайлы на Викискладе
Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая чудотворной икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви.
Иконография
Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому варианту Одигитрии. Такие иконы восходят к первообразу, хранившемуся во Влахернском храме в Константинополе.
Богородица изображается фронтально, оплечно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос.
Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.
Взгляды Матери Божией и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося.
В иконах типа «Одигитрия» Богородица указывает рукой на Христа. Казанский образ — оплечный, поэтому указания рукой мы не видим.
Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.
Происхождение типа
Петровская икона Божией Матери (икона-пядница из Успенского собора Кремля)
Ещё до обретения Казанской иконы, в марте 1516 года, посол Василий Андреевич Коробов привёз из Константинополя в Москву икону Богородицы для великого князя Василия III. Во времена царя Алексея Михайловича эта икона хранилась в Московском Кремле, причём источник 1666 года называет её «Казанской» за сходство иконографии с Казанским образом, который был к тому времени уже широко известен. По словам В. И. Троицкого, эта икона вплоть до начала XX века хранилась в Верхоспасском соборе Московского дворца. Привезённая из Константинополя икона по-видимому была оплечной репликой константинопольских композиций XIV века, как и Петровская икона Божией Матери. По мнению историка древнерусского искусства А. С. Преображенского,
появление в Москве в 1516 г. некоей иконы, похожей на «Богоматерь Казанскую», могло способствовать окончательному формированию этого типа и, в частности, привести к созданию необычной иконы, которая через какое-то время попала в Казань и после своего обретения в 1579 г. дала начало мощной иконографической традиции.
Обретение иконы
Предполагаемое место обретения иконы
Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище:
В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы — 8 июля 1579 года — ныне ежегодный общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.
История почитания
Один из старейших существующих списков — романово-ярославский — в ризе 1881 года. Ярославский музей-заповедник
До 1630-х годов икона почиталась местно, в Казанской епархии, хотя ещё в 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному).
В 1594 году митрополит Казанский Гермоген составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Согласно этому источнику, чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления во храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии. В 1606 году митрополит Гермоген стал Патриархом Московским и всея Руси, сыграв особую роль в преодолении Смуты. К началу 1611 года для большинства людей (как патриотов, так и интервентов и изменнического боярского правительства) он стал главой патриотического движения.
Патриарх Гермоген благословил первое народное ополчение, призванное освободить Москву от польско-литовской оккупации. Когда ополчение стояло под стенами Москвы, протопоп Благовещенского собора Казани привёз «список с явленного образа» Казанской иконы. Казаки встретили образ без должного почтения, что описано в «Новом летописце» 1630-х годов. Первое ополчение потерпело неудачу, распавшись после убийства казаками его главы Прокопия Ляпунова 22 июля 1611 года.
Последняя грамота патриарха Гермогена в Нижний Новгород и Казанскому митрополиту Ефрему, направленная в конце августа 1611 года с призывом твёрдо стоять «за Пречистой дом, и за чудотворцов, и за веру», послужила мощным импульсом к созданию второго ополчения. Осенью того же года протопоп Казанского Благовещенского собора находился с иконой в Ярославле в ожидании возможности сплавиться вниз по Волге в Казань. Прибывшая в это время из Нижнего Новгорода рать князя Дмитрия Пожарского (Второе народное ополчение) «пожелала иметь икону с собою, а в Казань послали список с неё». История перемещений списков иконы в это время запутана и не может быть восстановлена с точностью. В описываемое время в Ярославле уже существовал женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери, где имелся собственный список с чудотворной иконы, явленный ещё в 1588 году.
Современная часовня на месте, откуда ополчение Минина и Пожарского двинулось с Казанской иконой в сторону Москвы
22 августа 1612 года у Новодевичьего монастыря началось решающее сражение Второго ополчения с войсками гетмана Ходкевича, которое завершилось поражением польских войск, несмотря на их численное превосходство. «Руководители Второго ополчения истолковали явление иконы под Новодевичьем монастырём как то чудо, благодаря которому Новодевичий монастырь был взят и освобождён от части гарнизона польско-литовских войск. И затем она действительно сопровождала Второе ополчение». Эта победа Пожарского предопределила падение польско-литовского гарнизона Московского кремля, который через два месяца сдался. Переговоры о сдаче начались 22 октября, а 27 октября народное ополчение торжественно вступило в Кремль. Казанская икона была поставлена в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах — и по инициативе князя в Москве было установлено местное празднование иконе 22 октября.
Общегосударственное почитание иконы стали вводить в конце 1620-х годов в связи с подготовкой к новой войне с поляками за освобождение Смоленска (покровительницей которого считалась другая икона типа «Путеводительница»). В это время на средства князя Пожарского на Красной площади был построен новый храм в честь иконы, куда был перенесён с Лубянки её «московский» список. После разрушения Казанского собора в 1936 году этот список был перенесён в Богоявленский Елоховский собор.
Храм в Коломенском
В 1649 году по случаю рождения в 1648 году на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы». В подтверждение нового статуса иконы при Коломенском царском дворце была заложена домовая церковь в честь Казанской иконы.
В продолжение последующих 150 лет десятки официально чтимых местных списков Казанской иконы распространились по многим епархиям Русской церкви. Казанской иконе ныне посвящены сотни храмов и монастырей, разбросанных по бывшим провинциям Российской империи. В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной. К XIX веку казанский образ почитался в России не меньше, чем древние иконы Владимирская и Смоленская.
В конце XX века получили распространение городские легенды о связи иконы с митрополитом Гор Ливанских Илиёй и об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.
Кража и уничтожение
Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство авторов склонялось к тому, что он оставался в Казанском Богородицком монастыре.
В ночь на 29 июня (12 июля) 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.
Среди насельниц Казанского Богородицкого женского монастыря ходило предание, согласно которому последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря (после нескольких попыток похищения чудотворного образа грабителями) имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону списком, и что похищенная ночью Стояном-Чайкиным икона была всего лишь списком иконы. Существует предположение, что подлинник иконы в настоящее время находится в храме Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище в Казани. Однако искусствовед Н. Н. Чугреева по стилистическим критериям не подтверждает атрибуцию этой иконы как явленной. При обследовании этой иконы в 2002 году во время проходившей в Казани международной конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» было установлено, что она относится ко второй половине XVIII века.
Списки и праздники
См. также: Казанская летняя и Казанская осенняя
В начале XVII века в Ярославле создано «Сказание вкратце о новом девичьем монастыре, что в Ярославле в остроге Большой Осыпи, и о чудотворном образе Пречистой Богородицы». В этом памятнике рассказывается, что городской Казанский монастырь возник после снятия с Ярославля осады интервентов (весна 1609 года), за которое ярославцы благодарили явление Богородицы местному священнослужителю. Главной святыней обители стала икона Казанской Богоматери, явившаяся в 1588 году в Тетюшах романовскому купцу Герасиму Трофимову и хранившаяся до начала Смуты на берегу Волги в городе Романове-Борисоглебске.
Список из Казанского собора в Петербурге
В 1657 году патриарх Никон преподнёс Маркову мужскому монастырю в Витебске его главную по сей день святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича.
При Петре I, в 1721 году, один из списков чудотворной иконы из Москвы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года — в Казанском соборе, построенном на её месте.
Другие местночтимые списки иконы — Вязниковская (год обретения 1624), Нижнеломовская (1643), Тобольская (1661), Тамбовская (1695), Высочиновская (XVIII век), Вышенская (1812). Празднование в честь Казанской иконы и всех упомянутых её списков установлено 8 (21) июля.
Московский список, находившийся в Казанском соборе на Никольской улице, чествуется 22 октября (4 ноября). С 2005 года этот день отмечается в России как общегосударственный праздник — День народного единства.
По гораздо более позднему преданию, в 1621 году в селе Богородском под Уфой состоялось явление ещё одной версии Казанской иконы, которая именуется ныне Богородско-Уфимской. Празднование в честь этой иконы установлено 6 (19) июля.
Каплуновская икона явилась 11 сентября 1689 года во сне священнику села Каплуновка Харьковской епархии, после чего была приобретена им в материальной форме у проезжего иконописца. Местное предание приписывает этой иконе победу в Полтавской битве. С 1766 года эта икона чествуется в день её явления 11 (24) сентября.
«Ватиканский» образ Казанской
Копия Казанского образа, оставшаяся в русской церкви в Фатиме Ватиканский список иконы в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря
Образ оказался за границей: в 1950 году его приобрёл для своей коллекции Фредерик Митчелл-Хеджес. С 1959 года архиепископ Иоанн (Шаховской) пытался собирать средства в русской диаспоре для выкупа иконы, в 1964 году она была привезена в домовый храм при Русском центре Фордемского университета, затем выставлена на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В 1970 году русские католики привлекли американскую организацию мирян «Голубая армия» (англ. Blue Army of Our Lady of Fatima), и с её финансовой помощью образ был выкуплен и передан в Фатиму в специально построенную для этого Успенскую церковь, её освятил епископ Андрей (Катков). Настоятелям храма служил Павел Близнецов. С марта 1993 года икона находилась в личных покоях папы Иоанна Павла II. Передача этой иконы Русской православной церкви в 2004 году была интерпретирована в России как дипломатическая уловка с целью получить согласие РПЦ на приезд папы в Россию. Искусствовед Н. Н. Чугреева дала такую характеристику Казанского образа из Ватикана:
Казанская икона, находящаяся в Ватикане, представляет собой список с явленного в Казани образа, который по стилю письма можно отнести к живописной традиции Поволжья и датировать первой половиной — серединой XVIII века. Иконография образа отличается от ранних списков с явленного образа: тип Лика Богоматери не «грекофильский», а более «русифицированный», взгляд Её и Лик более, чем на древних образах, обращён к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное. Драгоценный оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесён по характеру орнаментики к началу (первой трети) XIX века.
«Ватиканская» икона была доставлена в Москву делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером и 28 августа 2004 года в Успенском соборе Московского Кремля преподнесена Патриарху Алексию II, который поместил её в своей резиденции.
Крестный ход к месту обретения Казанской иконы Божией Матери (Казань, 21 июля 2015 года)
Доставка образа в Казань вызвала протесты со стороны некоторых националистических татарских организаций, в частности, Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), президиум которого обратился к папе римскому с открытым письмом, где говорилось, что вокруг иконы «раздуваются сомнительные страсти».
Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, патриарх Алексий II после литургии в Благовещенском соборе Казанского кремля передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря.
Ежегодно в Казани 21 июля и 4 ноября проводятся многотысячные крестные ходы с «Ватиканским» образом из Благовещенского собора Казанского Кремля до места обретения иконы — Казанского Богородицкого монастыря. Эта древняя традиция была возрождена в начале 2000-х годов. Она собирает православных верующих не только из Казани и других городов и районов Татарстана, но и паломников из других регионов России и зарубежных стран.
Особой торжественностью отличался крестный ход 21 июля 2005 года, в котором приняли участие патриарх Алексий II и многочисленные представители православного духовенства России.
С 2013 года крестные ходы к месту обретения Казанской иконы Божией Матери проходят по несколько изменённому маршруту — вокруг Казанского Кремля.
Казанская икона Божией Матери в космосе
Казанская икона Богородицы в окладе (XIX век)
13 марта 2011 года, в первую неделю Великого поста и праздник Торжества Православия, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал присутствовавших на богослужении представителей Федерального космического агентства и вручил руководителю Роскосмоса генерал-полковнику А. Н. Перминову и членам экипажа космического корабля «Юрий Гагарин» российским летчикам-космонавтам А. М. Самокутяеву и А. И. Борисенко Казанскую икону Божией Матери. Предстоятель сказал:
«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».
7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Икона будет храниться в российском сегменте станции.
Гимнография
Автором службы в честь Казанского образа считается святитель Гермоген.
Текст службы: тропарь, кондак, величание, молитва
- Тропарь, глас 4
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, и же в напастех и скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
- Кондак, глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы: ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
- Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
- Молитва
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. > См. также
- Казанская церковь
- Казанский собор
Примечания
- Преображенский А. С. Новые сведения о ранней истории почитания Казанской иконы Богоматери и ее древнейших списках // Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации. Сборник докладов участников научно-просветительских чтений. Казань, 2019. С. 299.
- 1 2 3 Святоотеческое наследие — Свщмч. Ермоген, патр. Московский и всея России. Сказание о явлении Казанской иконы Пресвятой Богородицы. tvorenia.russportal.ru. Дата обращения 18 ноября 2017.
- Д.И.Хафизов. Главы из книги «Святое Знамение России». dearfriend.narod.ru. Дата обращения 18 ноября 2017.
- Вовина-Лебедева В. Г. Ермоген // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVIII. — С. 633—646. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
- Карпов А. Ю. Святейший Патриарх Гермоген // Образовательный портал «Слово».
- «Принесли из Казани образ Пречистой Богородицы, список с казанской иконы. Все служилые люди пошли пешие, тот же Заруцкий с казаками встретили на конях. Казаки же служилых людей ругали и поносили. Наутро же после прихода Пречистой пошли все в Новый Девичий монастырь. В то же время пришла понизовая сила под Москву, и Новый Девичий монастырь взяли, и инокинь из монастыря в таборы вывели, и монастырь разорили и выжгли весь».
- Великие иконы России / авт.-сост. Е. Владимирова. — М.: Эксмо, 2011. — С. 143—144. — 258 с. — ISBN 9785457439368.
- 1 2 3 Дни Казанской иконы Богородицы (недоступная ссылка). Храм Христа Спасителя. Дата обращения 18 ноября 2017. Архивировано 13 ноября 2017 года.
- Турилов А. А. Малоизвестные памятники ярославской литературы XVI — нач. XVIII в. (Сказания о ярославских иконах) // Археографический ежегодник за 1974 г. — М., 1975. — С. 172—174.
- 1 2 Радио ЭХО Москвы :: Не так, 07.11.2011 21:08 4 ноября — смутный праздник: Владислав Назаров
- Освобождение Москвы от поляков. 1612 год. encyclopedia.mil.ru. Дата обращения 5 октября 2016.
- Не сохранилась; стояла на месте нынешней площади Воровского.
- Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. — К., 1913. — С. 421.
- В XIX веке появилось предание, что деревянная Казанская церковь появилась в Коломенском даже раньше, чем на Красной площади. См.: Захаров М. П. Путеводитель по окрестностям Москвы. — М., 1867.
- Икона Божией Матери Казанская. Православие.Ru. Дата обращения 18 ноября 2017.
- Республика Татарстан: православные памятники середины XVI — начала XX веков. — Казань, 1998. — С. 29.
- Казанская икона Божией Матери. Интерфакс-Религия. Дата обращения 18 ноября 2017.
- И. Покровский. Явленная Чудотворная икона Казанской Божьей матери. Казань, 1904.
- Святотатство въ монастырѣ. // «Казанскія Губернскія Вѣдомости». — 3 июля 1904. — № 70. — С. 2.
- Казанская икона Божьей Матери
- 1 2 Чудотворная икона Казанской Божией матери Икона Казанской Божьей матери вернется?. www.1000kzn.ru. Дата обращения 18 ноября 2017.
- Зимина Н. П., Климкова М. А., Кочетов Д. Б., мон. Мелетия (Панкова), Плыгун Е. К., игум. Серафим (Питерский), Чугреева Н. Н., Э. В. Ш. Казанская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012. — Т. XXIX. — С. 197—247. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-025-7.
- Рутман Т. А. Ярославский Казанский женский монастырь. — Ярославль, 2010. — С. 15—26, 111—125.
- Казанская икона Божией Матери (Каплуновская). Патриархия.ru. Дата обращения 18 ноября 2017.
- Колупаев В. Казанская икона Богородицы в контексте истории России и русского зарубежья XX века // Государство, общество, церковь в истории России XX века: мат-лы XI Межд. науч. конф., посв. году истории России, Иваново, 15—16 февраля 2012. — Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2012.
- Петров А., Урушев Д. Икона как инструмент внешней политики (англ.), Независимая газета (14 July 2004). Дата обращения 18 ноября 2017.
- Какая Казанская икона Богородицы в Ватикане?. russdom.ru (8 апреля 2001). Дата обращения 18 ноября 2017.
- Посланец Ватикана передал Казанскую икону Божией Матери Патриарху Алексию II, NEWSru.com (28 августа 2004). Дата обращения 18 ноября 2017.
- Постнова В. Чудотворный образ как камень преткновения // Независимая газета. — 2004-09-06.
- Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. Патриархия.ru. Дата обращения 18 ноября 2017.
- Крестовоздвиженский храм (бывший Казанско-Богородицкий женский монастырь). Казанская епархия Московского Патриархата Русской Православной Церкви (29 октября 2006). Дата обращения 18 ноября 2017. Архивировано 29 октября 2006 года.
- Алексеев И. Е., Климин А. В. Развитие Православия в Татарстане на современном этапе. — Казань: Тип. ТАТМЕДИА, Идел-Пресс, 2014. — С. 16.
- Юбилейная космическая экспедиция доставит на орбиту образ Божией Матери, подаренный космонавтам Святейшим Патриархом Кириллом. Патриархия.ru. Дата обращения 18 ноября 2017.
Литература
- Казанская икона Божией Матери / Бусева-Давыдова И. Л. // Исландия — Канцеляризмы . — 2008. — С. 393. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9.
- Зимина Н. П., Климкова М. А., Кочетов Д. Б., мон. Мелетия (Панкова), Плыгун Е. К., игум. Серафим (Питерский), Чугреева Н. Н., Э. В. Ш. Казанская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012. — Т. XXIX. — С. 197—247. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-025-7.
- Чугреева, Н. Н. История Тобольской Казанской иконы Богоматери // Вопросы истории. — 2011. — № 6. — С. 161—165.
- Чугреева, Н. Н. Семейная икона царя Алексея Михайловича: (Икона Богородицы Казанской с избранными святыми в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва) // Памятники культуры. Новые открытия, 1999 (2000). — М., 2000. — С. 265—272.
- Чугреева, Н. Н. Чудотворная икона Богородицы Казанской с реликварием из Вознесенского монастыря Московского Кремля // Известия ХМ. — Вып. 4. — 2000. — С. 181—189.
- Shevzov, Vera. Scripting the Gaze: Liturgy, Homilies, and the Kazan Icon of the Mother of God in Late Imperial Russia // Sacred Stories: Religion and Spirituality in Modern Russia. — Ed. by Mark D. Steinberg and Heather J. Coleman. — Bloomington (IN), Indiana Uiversity Press (англ.)русск., 2007. — P. 61—92.
Ссылки
- Казанская икона Божией матери // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Икона Казанской Божией Матери // («Культура», 2010)
Какой православный праздник 21 июля?
21 июля православные христиане празднуют день явления иконы Казанской Божией Матери.
История обретения иконы Богородицы уходит в XVI век. В то время Иван Грозный только-только завоевал Казань, где исповедовали ислам. Местные жители тяжело переживали период, когда в их городе в 1553 году основали епархию Русской Православной Церкви.
В 1579 году город охватил страшный пожар, уничтоживший большую часть построек. Мусульмане сочли это за «гнев Бога» на православных, но в этот же год случилось чудо.
Маленькой девочке Матроне, дочке стрельца Онучина, стали сниться сны, в которых ей являлась Богородица. Она указывала на место, в котором находится Её икона. Матрона рассказывала о своих снах взрослым, но никто ей не верил. Когда Богородица явилась в третий, последний раз, мать с дочерью испугались и начали сами копать на месте пепелища. Как только земли коснулись руки девочки, она нащупала сукно, в которое была завернута икона.
Так, 21 июля 1579, произошло явление иконы Казанской Божией Матери, названной в честь места её обретения. По преданию, эту икону закопали православные праведники во время татарского владычества.
Узнав о чудесной находке, на место обретения явился архиепископ Иеремия и местный градоначальник, перенеся икону в располагающийся по близости храм святителя Николая. Затем, после молебна, икону перенесли с Крестным ходом в Благовещенский собор, на тот момент первый храм города Казани. Чудотворная икона проявила себя уже во время этого шествия: от нее прозрели два слепца.
На месте обретения чудотворной иконы основали женский монастырь. Одними из первых монахинь, принявших постриг в этом монастыре, стали Матрона и ее мать.
Эта икона явилась в трудное для России время и помогла распространению христианства. В решающие моменты русской истории она не раз оказывала помощь: во время присоединения Сибири Ермаком, польской интервенции, Полтавской битвы, войны 1812 года.
Казанская икона Божией Матери стала достоянием русского народа и всенародной святыней, чью память почитают 21 июля, в день её обретения.
Ежегодно 21 июля отмечается церковный праздник Казанская
Казанская икона Божией Матери — она из самых чтимых икон Русской православной церкви. Ежегодно 21 июля православные отмечают большой церковный праздник связанный с этой святыней.
Казанская икона Пресвятой Богородицы это один из самых любимых и почитаемых образов Пресвятой Богородицы в России. Он не относится к двунадесятым церковным праздникам, поэтому работать не запрещается. Однако верующие, которые почитают этот святой образ, знают, что в этот день все же лучше пойти в церковь, помолиться, а не затевать строчные и важные дела или стирать и убирать.
История церковного праздника
История Казанской иконызафиксирована в церковных документах и хранится на протяжении не одного столетия. Обретение иконы после разрушительного пожара в Казани произошло благодаря девочке Матроне, которой Богородица указала на место, где под слоем пепла и обломков сгоревшего дома был сокрыт образ.
Живущая в Казани девочка поведала о своем сне родителям, которые не поверили в рассказы ребенка. Лишь после того, как Матрона настояла на своем, икона была найдена. Событие произошло 21 июля, и с этих пор дата является днем почитания чудотворной иконы. Богородица трижды являлась во сне к Матроне, чтобы та запомнила месторасположение иконы и смогла точно указать взрослым направление для поисков.
Святой лик был передан на хранение в церковь имени Николы Тульского, где верующие смогли убедиться в чудотворных способностях иконы. Перед Казанским образом Богоматери многие люди получили исцеление от недугов. По прошествии нескольких лет икону передали в женский монастырь. В нем приняли постриг выросшая Матрона и ее мать, которые решили посвятить жизнь служению Господу.
Что можно делать 21 июля
В этот праздник принято приглашать к столу гостей, друзей и близких, чтобы разделить с ними пищу в непринужденной, расслабленной обстановке. Благодаря этому люди наполняются радостью и добрым настроением.
В старину считали, что этот день – один из самых счастливых для заключения браков и венчания. Те, кто желал прожить семейную жизнь без проблем и в счастье, стремились обряд венчания приурочить именно к празднику осенней Казанской Божией Матери.
Основные запреты в этот праздник
Согласно некоторым источникам, с данным праздником у славян был связан ряд примет. В частности, туманное утро предвещало теплую погоду, дождливый день говорил о раннем снеге, а солнечная погода — о том, что небо будет чистым и ближайшей зимой.
21 июля строго-настрого нельзя ссориться и сквернословить. Стоит избегать конфликтов и, по возможности, посвятить день делам духовным и светлым.
Церковного запрета на работу нет — но, по приметам, работа по хозяйству в этот день не принесет добрых результатов, так что люди старались не работать по дому, откладывая даже срочные дела вроде стирки и генеральной уборки.
Приметы на погоду
На Казанскую проветривали погреба, чтобы запасы продовольствия не портились и их всегда было вдосталь.
- Если с утра земля укрыта туманом — будет тепло.
- Если дождь идет — скоро пойдет снег. При этом дождливая погода в этот день является хорошей приметой: считалось, что эта Богородица плачет и молится за всех людей. Она вымаливает у Господа Бога прощение для людей и просит, чтобы им жилось легче, чтобы урожай на следующий год был хорошим, и не было голода.
- Если солнце светит ярко — зима будет такая же солнечная.
А вот сухая погода считается плохой приметой. В народе говорят, что если на Казанскую нет дождя, то следующий год будет очень тяжелым. А на хороший урожай можно вообще не рассчитывать.
>Какой церковный праздник 21 июля
История явления иконы Казанской Божьей Матери
В 1579 году в Казани, незадолго до взятия ее Иваном Грозным, произошел страшный пожар, уничтоживший практически половину города. После этого девятилетней жительнице Казани Матроне три ночи подряд снился сон, в котором явившаяся Богородица указывала точное местонахождение пропавшей в пожаре иконы. Узнавшие об этом родители девочки поведали о странном сне властям города, однако те не проявили никакого интереса, так что разбирать завалы в указанном месте пришлось им самим. В результате старинная чудотворная икона была обнаружена целой и невредимой на пепелище крестьянского домика.
По преданию, чудотворность иконы проявилась уже во время перенесения ее в храм. Все наблюдавшие за этим люди стали свидетелями того, как двое слепых, переносивших икону, вновь обрели способность видеть. На месте пепелища, где обнаружили икону Казанской Божьей Матери, был построен Богородицкий девичий монастырь. Первой монахиней в данном монастыре стала обнаружившая икону Матрона, которая приняла имя Мавры.
В 1904 году икона была похищена молодым крестьянином, который впоследствии утверждал, что сжег ее, чтобы проверить ее чудотворность. Однако сохранился список с этой иконы, возвращенный в 2005 году в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря Патриархом Алексием II.
Чудотворные свойства иконы
Икона Казанской Божьей Матери считается чудотворной, что не раз подтверждалось исцелением тяжелобольных людей после молитвы перед ней. К иконе обращаются те, кто молится за выздоровление себя и своих близких. Кроме того, с момента ее явления в Казани она считается женской иконой, которая помогает молодым девушкам и замужним дамам переживать трудности женской доли. Перед ней молятся о заступничестве, счастье в личной жизни, удачи на войне, здоровье. Иконой Казанской Божьей Матери принято благословлять русских солдат, отправляющихся защищать родную страну.
Праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани
Данный праздник отмечается православными два раза в год – 21 июля и 4 ноября. Рано утром в этот день в храмах совершается литургия в честь явления иконы Пресвятой Богородицы и крестный ход с данной иконой.
Второй раз, осенью, этот церковный праздник отмечается в честь освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Считается, что это произошло благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери, которая была с ополченцами, освободившими столицу от врага. Это знаменательное событие было отмечено открытием в Москве Казанского собора.
Добавить комментарий