28 августа церковный праздник
Содержание
- Праздник Пресвятой Богородицы 28 августа: традиции Успения
- Успение Пресвятой Богородицы: Православный календарь на 28 августа
- Какой сегодня церковный праздник: 28 февраля 2020
- 28 августа 2019: Успение Богородицы
- Что значит слово «Успение»
- Что такое Успение Богородицы
- Когда празднуется Успение Богородицы
- Что можно есть на Успение Богородицы
- События Успения Богородицы
- История празднования Успения Богородицы
- Икона Успения Богородицы
- Богослужение Успения
- Молитвы Успения Богородицы
- Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери
- Успенский собор Московского Кремля
- Успенский собор во Владимире
- Народные традиции празднования Успения
- Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- Православные отмечают Успение Богородицы, или Первую Пречистую. Как возник этот праздник?
Праздник Пресвятой Богородицы 28 августа: традиции Успения
Праздников, посвященных Пресвятой Богородице, в православном христианстве довольно много. Однако есть среди них главный — это Успение. Отмечается оно 28 августа.
Успение Богородицы входит в список 12 самых главных православных праздников. Этим днем завершается двухнедельный Успенский пост, посвященный Божьей Матери. С праздником 28 августа связано множество народных традиций, примет и церковных правил, о которых должен знать каждый верующий человек.
Тайный смысл праздника Успения
Этот день посвящен уходу из земной жизни Девы Марии. Этот день считается радостным, поскольку Богородица, наконец, смогла встретиться с сыном после его мучительной смерти на кресте. И верующим людям церковь велит разделить эту радость воссоединения, ведь когда мать теряет сына — это худший день в ее жизни. Но Богородица была не простой матерью, а потому знала, что очередная встреча не за горами.
Перед кончиной к ней явился божий посланник — архангел Гавриил. Она жила в Иерусалиме. Во время очередной молитвы ангел рассказал ей о том, что ее земной путь подходит к концу. Он возвестил, что Иисус Христос, и все ангелы, и другие создания божьи примут ее в царствие свое, чтобы она вечно правила Небесами с Сыном своим, Отцом и Святым Духом.
Успение переводится как «смерть», но на самом деле это была не смерть, а переход в тот мир, в котором Деве Марии было уготовлено место давным-давно. Иисус Христос принял ее в лучший мир, где нет ни гонений, ни зла, ни беспорядка.
С этим праздником связано одно интересное событие. В своих молитвах Богородица просила о встрече с апостолами. Они чудесным образом собрались около нее для погребения тела из разных частей мира. Как говорит предание, затем Богородица скончалась, увидев яркий свет и стоящих перед ней ангелов и своего возлюбленного сына. Что самое примечательное, тело так и не было найдено. Считается, что Иисус Христос забрал свою мать, не оставив миру ее тела, сразу вознеся на небеса.
Сам праздник стал отмечаться лишь в 5-6 веках, изначально став днем памяти и печали, однако впоследствии смысл празднества был изменен.
Традиции и приметы Успения Богородицы 28 августа
Из года в год церковные и народные традиции данного праздника неизменны. Отмечается он всегда в один и тот же день, завершая Успенский пост (14-27 августа). Помимо этого, завершается летний период, так то многие традиции связаны с приближением осени:
- Если на Успение Господне на улице хорошая погода, то нас ждет приятная зима и хороший урожай на будущий год. Плохая погода — это очень негативная примета, говорящая о том, что будущий год будет ненастным в плане погоды.
- В этот день запрещено вставлять острые предметы в землю, ибо земля — это олицетворение Матушки Заступницы.
- Люди в этот день не переедают и не злоупотребляют вредными привычками. Они чтят память о Богородице и ведут смиренный образ жизни, избегая всего плохого.
- Конечно же, все верующие стараются посетить храм Божий для участия в литургии. Многие ставят свечи за упокой и за здравие близких 28 августа каждый год. Принято также исповедоваться в грехах и причащаться.
- Дома люди читают молитвы перед иконами Богородицы, отдавая таким образом дань памяти самой светлой матери из всех. Женщины стараются стать лучше, прося в молитвах Бога дать им сил и терпения.
- Этим днем открывается бабье лето — последние нотки тепла будут витать в воздухе примерно пару недель.
- После Успения обычно собирают оставшийся урожай и начинают подготовку к зимнему периоду.
Всем этим традициям уже больше тысячи лет. Успение является одним из самых древних праздников в христианстве наряду с Рождеством Христовым и Пасхой. Люди всегда ждут 28 августа, ибо в этот день расцветает душа и открываются глаза на окружающий нас мир.
Если вы не сможете посетить храм, прочтите молитву под названием «Богородице, дево, радуйся» перед любой иконой Богородицы. Очистите свой разум и посвятите пару минут Богу, подарив свое внимание. В конце произнесите величание: «Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое».
Лучше всего совершать молитвы перед иконой Казанской Божьей Матери. Естественно, что это не строгое и даже вовсе не правило, но остальные иконы имеют узконаправленный смысл, а Казанская является более привычной и универсальной для православных христиан. Чтите традиции данного праздника. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
Успение Пресвятой Богородицы: Православный календарь на 28 августа
28 августа (15 августа по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Среда 11-й седмицы по Пятидесятнице (одиннадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Великий двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы. Завершение Успенского поста (однако, поскольку сегодня Успенский праздник приходится на среду, день остаётся постным, на трапезе благословляется рыба). В этот высокоторжественный день не совершается память святых, но празднуется день целого ряда чудотворных образов — икон Божией Матери.
***
Богородичная Пасха: 28 августа – праздник Успения Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы. Один из главных православных праздников, на Руси издревле именующийся Богородичной Пасхой. В этот день мы ежегодно вспоминаем блаженную кончину единственной из дев, почитающейся выше всех Небесных сил бесплотных. «Честнейшую херувим» и «славнейшую серафим». Пресвятой Владычицы, которая, по церковному преданию, после погребения была телесно вознесена на Небеса.
На иконах, изображающих Успение Божией Матери, всегда возвышается Христос, держащий на руках младенческую фигурку в пеленах, символизирующую душу Богородицы. Эта детская фигурка являет образ духовного «рождения в смерти».
Как говорит о смысле этого события преподобный Иоанн Дамаскин, «не смертью назову священное Твоё Успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь, выходя из тела, Ты водворяешься у Господа… Ты сотворила смерть светлой, освободив её от уныния и наполнив её радостью».
Успение Пресвятой Богородицы. Фото: www.pravoslavie.ru
Как особо отметил в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
Совершенно не случайно в нашей Церкви все самые главные соборы и обители названы в честь Успения Пресвятой Богородицы. И Киево-Печерская Лавра, и Почаевская Лавра, и главный храм Троице-Сергиевой Лавры — Успенский собор, и Успенский собор в центре Святой Руси, в Кремле, и кафедральные соборы во многих и многих городах наименованы в честь этого таинственного и священного события, стоящего как бы на грани миров видимого и невидимого. Царица Небесная, перешедшая из этой жизни в ту жизнь, всех нас укрепляет в надежде: мы не исчезнем с физической смертью, мы будем жить…
Этот великий двунадесятый праздник завершает не только Успенский пост, но и весь богослужебный год. А потому именно в день Успения все православные христиане с особым благоговением восклицают апостольские слова: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» — испрашивая поддержки в новом церковном году.
***
***
Поздравляем всех православных христиан с высокоторжественным праздником Успения Божией Матери! Пресвятая Богородица, помогай нам!
Какой сегодня церковный праздник: 28 февраля 2020
Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему упоминаются в церковном календаре.
По церковному календарю, 28 февраля чествуют Виленскую икону Божьей Матери.
Апостол от 70-ти
По церковному календарю, 28 февраля поминают Святого Онисима – апостола из числа 70-ти учеников Христа.
В молодости Онисим служил во Фригии (Малая Азия) – был рабом богатого и знатного христианина Филимона. Как-то Онисим, в чем-то провинившись перед своим господином и испугавшись наказания, бежал в Рим, но как беглый раб попал там в тюрьму.
© photo: Sputnik / Dmitry Korobeynikov
В тюрьме Онисим встретился с апостолом Павлом, был просвещен им и принял Крещение. Онисим в тюрьме служил Святому Павлу, как сын. Ученик Спасителя, лично знавший хозяина Онисима — Филимона, написал ему письмо, прося простить беглого раба и принять его уже как брата.
Филимон не только простил Онисима, но и даровал ему свободу. Онисим вернулся к первоверховному апостолу в Рим и впоследствии был рукоположен в епископа города Газы.
После смерти Святого Павла он проповедовал Евангелие во многих городах и странах — в Греции, Испании и Малой Азии. В пожилом возрасте апостол занял епископский престол в Ефесе, где многих язычников обратил ко Христу.
В царствование императора Траяна Святого Онисима схватили и привели на суд к епарху Тертиллу. Сначала его продержали 18 дней в темнице, затем сослали в город Путиолы. Через какое-то время епарх, убедившись, что узник не откажется от своей веры, приказал забить его камнями, а затем казнить. Святому отрубили голову примерно в 109 году.
Пафнутий и Евфросиния
По церковному календарю, 28 февраля поминают преподобных Пафнутия и Евфросинию, живших в V веке.
Родилась будущая Святая в богатой и знатной семье в Александрии. Мать Евфросинии рано умерла — единственную дочь воспитывал отец Пафнутий, благочестивый христианин. Духовным наставником Пафнутия был настоятель монастыря, которого он часто посещал.
© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov
Пафнутий, когда деве исполнилось 18 лет, направился к своему наставнику в обитель, чтобы получить благословение на предстоящий брак дочери. Но Евфросиния стремилась к другой жизни — приняв постриг от инока-странника, она хотела жить в уединении и молитве. Тайно покинув отчий дом, она поступила в мужскую обитель, опасаясь, что в женском отец ее обнаружит.
В монастыре, который Евфросиния посещала с отцом с детства, деву, переодетую в мужскую одежду и назвавшую себя евнухом Измарагдом, не узнали. Святая 38 лет провела в уединенной келье в трудах, посте и молитве и достигла высокого духовного совершенства.
Пафнутий, скорбящий о потере любимой дочери, находил духовное утешение у инока Измарагда, с которым не раз беседовал по совету настоятеля.
Преподобная перед кончиной открыла свою тайну отцу и попросила, чтобы к погребению ее тела никто, кроме него, не готовил. Пафнутий, похоронив дочь, роздал все свое имущество нищим и принял монашество — в келье Евфросинии он прожил десять лет, вплоть до своей кончины.
Евсевий пустынник
По церковному календарю, 28 февраля поминают преподобного Евсевия пустынника, жившего в IV веке.
Подвизался будущий Святой на горе близ селения Асиха в Сирии. Он вел суровую жизнь — всегда находился под открытым небом, перенося терпеливо зимний холод и летний зной. Преподобный питался моченым горохом и бобами, а одежду носил кожаную.
Когда к преподобному стало стекаться много народа, он пришел в ближний монастырь, устроил у монастырской стены небольшую ограду и в ней пребывал до смерти. Святой Евсевий дожил до глубокой старости — скончался после 400 года в возрасте 90 лет.
Виленская икона Божьей Матери
По церковному календарю, 28 февраля празднуют день перенесения Виленской иконы Божьей Матери в Вильно.
Виленскую икону Божьей Матери, по преданию, написал Святой евангелист Лука. Долгое время икона Божьей Матери была родовой святыней греческих императоров в Константинополе.
Икону в 1472 году перенесла в Москву София Палеолог — супруга великого князя Московского Иоанна III (1462-1505). Этой иконой Иоанн III в 1495-м благословил свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра.
Виленскую икону Божьей Матери позже поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена. Впоследствии ее перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь.
Именины
Материал подготовлен на основе открытых источников
28 августа 2019: Успение Богородицы
Что значит слово «Успение»
«Успение» — это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».
Что такое Успение Богородицы
Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение — Богородичный праздник.
Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).
Когда празднуется Успение Богородицы
Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.
Что можно есть на Успение Богородицы
28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения – не постный день.
События Успения Богородицы
Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание — один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.
Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика — апостола Иоанна Богослова — заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.
В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг — праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было — лишь ее плащаница.
История празднования Успения Богородицы
Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.
Икона Успения Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа — она лежит на смертном одре, по сторонам от нее — плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.
В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси — это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.
Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.
Богослужение Успения
У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.
Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.
Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму — «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).
Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.
Молитвы Успения Богородицы
глас 1
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Перевод:
При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
Кондак Успения Богородицы
глас 2:
В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Перевод:
Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.
Величание Успения Богородицы
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.
Перевод:
Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.
Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери
(28 августа 1981 года)
Материал по теме
Митрополит Сурожский Антоний: «Я дал себе год, чтобы найти смысл жизни»
Прямо святоотеческая жизнь была. Капрал приходит, говорит: нужны добровольцы копать траншею, ты доброволец… Вот первое: твоя воля полностью отсекается и целиком поглощается мудрой и святой волей капрала
Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни и в самой плоти святых.
И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых — Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, — Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.
Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь — те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос — то исполните… И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным…
И Она оставила нам пример: о Ней говорится в Евангелии, что каждое слово о Христе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала в Свое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было…
Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце — это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично… И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним.
И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа… Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище, будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через Нее и духом и истиной. Аминь.
Успенский собор Московского Кремля
Материал по теме
Почему главные храмы Руси — Успенские?
28 августа Православная Церковь празднует один из главных праздников – Успение Пресвятой Богородицы. Замечено, что на Руси именно в честь Успения освящено больше всего соборов и храмов. Почему именно это событие в жизни Богоматери так повлияло на русское храмостроительство нам рассказала кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Культурологии ПСТГУ Наталья Эдуардовна Юферева
В Успенском соборе в Кремле на протяжении шести веков возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.
Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.
Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV – XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви.
После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г.
Успенский собор во Владимире
Успенский собор во Владимире построили в 1158—1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.
В 1185—1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили — в частности, он стал пятиглавым.
Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 — фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора.
В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве.
Народные традиции празднования Успения
Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.
У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки — праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» — в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице.
На следующий после Успения день — 29 августа — отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три — после».
«Ореховый, или Хлебный, Спас»
«Ореховый, или Хлебный, Спас» — так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.
«Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи и завершать жатву хлебов.
Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Святитель Феофан Затворник
Материал по теме
Житие и Успение Пресвятой Богородицы
О Пресвятой Деве мы знаем в основном благодаря Священному Преданию. Главными источниками здесь служат два апокрифа —Протоевангелие Иакова и «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя».
После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила в Иерусалиме, в доме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Вот приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, – рассказывает предание, – явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.
Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.
Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери.
Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.
Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.
На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами – посещать святые места.
На заставке: Хайме Серра. Успение Богородицы (фрагмент). 1361-1362
Рекомендовано для использования на уроках ОПК.
Православные отмечают Успение Богородицы, или Первую Пречистую. Как возник этот праздник?
Праздник является ежегодным и одним из важнейшим для христиан. Полностью его название звучит так: Успение пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Католики и православные отмечают его в разные даты. Первые — 15 августа, вторые — 28-го.
История праздника
В этот день верующие вспоминают окончание (успение) земной жизни Девы Марии — матери Иисуса Христа. Согласно евангельскому преданию, она жила в доме на горе Сион, в Иерусалиме. Дева Мария часто поднималась на Голгофу и у Гроба Господня молилась. Богородица прожила более 70 лет. Незадолго до смерти перед ней явился Архангел Гавриил. Он рассказал ей об окончании ее земного пути и предрек встречу с Иисусом.
Архангел попросил Марию не бояться физической смерти, ведь после ее ожидала вечная жизнь в Царствии Божием. Перед смертью Мария захотела увидеть всех апостолов, которые проповедовали христианство. Согласно Евангелию, ее желание исполнилось. Ученики Христа были перенесены к дому Богоматери. Она тепло с ними попрощалась, около ее ложа возникло сияние, а затем она тихо умерла. Именно поэтому праздник Успения связан со светлой грустью.
Дева Мария была похоронена в пещере в Гефсимании, рядом со своими родителями Иоакимом и Анной, а также супругом Иосифом Обручником. Апостол Фома, согласно апокрифу, опоздал на прощанье с Богоматерью. Ради Фомы другие апостолы отодвинули камень, закрывавший вход в пещеру, но тела Марии там не было. Ему в утешение Мария с неба бросила свой пояс. По преданию, потом этот предмет одежды стал святыней, известной как Пояс Пресвятой Богородицы.
Народные традиции
Как известно, в народе этот праздник называют Первая Пречистая. Вторую Пречистую (Рождество Богородицы) отмечают 21 сентября. Третья Пречистая (Введение Богородицы во храм) проходит 4 декабря.
Эти даты означают окончание осенних полевых работ и предвещают начало зимы. Люди на Руси говорили: «Первая Пречистая рожь засевает, Вторая — дождем поливает, Третья — снегом укрывает».
После Успения женщин в деревнях по возможности освобождали от тяжелой работы. Именно об этом говорит поговорка: «Пришла Первая Пречистая — стала девушка речистая» (то есть появилось время на посиделки и разговоры).
После Успения Богородицы на Руси начинался период осенних свадеб. Чаще всего их играли на Покров (14 октября).
Что хорошо делать на Успение
В этот день на Руси освящали муку и хлеб. Им обычно угощали хлебом голодных и нищих. Также 28 августа молились за близких. Особенно на Успение хорошо просить у Господа о благополучии и здоровье детей, а также девушек и замужних женщин. Богоматерь является заступницей всех детей и женщин, а также слабых и немощных людей.
В конце августа также начиналась подготовка к свадьбам. Считалась, что если на Первую Пречистую удалось договориться о торжестве, которое пройдет на Покров, то молодожены проживут вместе счастливую и долгую жизнь. У них будет хороший достаток и много детей.
Что нельзя делать на Успение
В праздничный день запрещалось любая работа, кроме… соленья огурцов. Кроме того, девушкам советовали 28 августа не плести косы и стричь волосы. Иначе не видать им замужества. В этот день строго-настрого запрещалось сквернословить и ругаться. Также нельзя было готовить еду, если праздник приходился на постный день, то есть на понедельник, среду или пятницу.
В этом случае продолжают действовать правила поста. Запрещены мясо, молочные продукты, яйца. Можно есть горячую постную пищу с растительным мясом, морепродукты и рыбу. В любом случае еда должна была быть приготовлена накануне. Если же хозяйка в этот день взялась что-то варить или жарить, то ее семью могли ждать безденежье и голод.
Источник фото:
Незамужним девушкам утром 28 августа запрещалось с кем-либо разговаривать. Прежде чем сказать первое слово, она должна была умыться холодной водой, при этом говоря про себя: «Пресвятая Богородица, ты всех венчаешь, семьи соединяешь — и мне жениха помоги найти».
Чтобы не притянуть страшные болезни, на Успение в деревнях нельзя было ходить босиком. Ведь в этот праздник природа тоже оплакивает смерть Марии. Роса — это слезы земли, которые в этот день очень горькие.
Приметы
Все приметы этого дня были посвящены приближающейся осени:
— гроза на Успение — осень будет ранней и дождливой, радуга на небе — осень будет теплой, но сырой;
— туман на Успение: запасай большую корзину — грибов будет много;
— хорошая погода на Успение — бабье лето будет прохладным;
— иней на Успение — будет короткая осень и долгая морозная зима;
— на Успение не успела суженого присмотреть: год замуж не выйдешь.
Бабьим летом называли две недели после Успения. Оно продолжалось до Ивана Постного (11 сентября).
Добавить комментарий