5 я заповедь
Содержание
- Что означает пятая заповедь о почитании родителей?
- Сквозь пургу я (1) напрягая зрение (2) старался лучше разглядеть крестьянскую хату (3) засыпанную снегом (4) по самые окна
- Пятая заповедь
- Протоиерей Андрей Лоргус: О почитании родителей, папенькиных сынках и прощении
- Андрей Лоргус
- Что нам делать с родителями?
- Праотцы не были «папенькиными сынками»
- Ветхий завет — анатомия родства
- От идеализации — к принятию, от подчинения — к почитанию
- Заповеди — не для детей!
- Спасибо за то, что родили!
- Не могу простить своих родителей
- Биологические? Родные!
- Нам такой зять не нужен!
- Уважение важнее заботы
- Родные — не всегда близкие
- Почитание — это радость
Что означает пятая заповедь о почитании родителей?
Даже очень далекий от церкви человек знает о существовании десяти заповедей, иногда может их перечислить. Но мало кто знает, что стоит за каждой заповедью и как применить их к своей жизни. Сегодня разбираемся с протоиереем Михаилом Шполянским в значении для современного христианина заповеди о почитании родителей.
ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы тебе было хорошо
и чтобы продлились дни твои на земле,
которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Исх. 20, 12
Удивительная особенность пятой заповеди: из всего Декалога она единственная не только не грозит наказанием (прямо или косвенно, по умолчанию), но, напротив, дает обетование благ, да к тому же благ вполне житейского порядка — «…чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь… дает тебе». Здесь мы слышим оправдание житейских ценностей даже этого падшего мира, слышим и о символе твердого основания мирской жизни — «твоей земле».
Не пытаясь слишком настойчиво объяснить такую специфику пятой заповеди, отметим, что в ней Господь как бы подтверждает естественное человеческое стремление к житейскому благополучию. И ставит это благополучие в зависимость от выполнения естественных, подчеркнем — даже не религиозных, а именно естественных для существа разумного и нравственного обязанностей.
В то же время можно предположить, что пятая заповедь является как бы ветхозаветным предисловием к новозаветной заповеди о любви к ближним. Ибо, по смыслу притчи Господней о милосердном самарянине (см.: Лк. 10, 30–37), ближний есть тот, кто послан нам Богом на путях этой жизни, тот, кому мы нужны. В этом плане — кто нам ближе нашей семьи? И при этом, если с течением времени потребность детей в нашей заботе и помощи умаляется, то потребность в том же наших родителей только возрастает. Таким образом, по мере нашего духовного взросления возрастает и наша естественная обязанность являть жертвенную любовь в заботе о близких. Итак, в этой заповеди смыкается мирское и религиозное начало жизни, нравственное и духовное ее содержание.
В самом звучании текста заповеди интересно умолчание о том, что же такое «чтобы тебе было хорошо». Это умолчание указует нам на то, что «хорошо» — это не набор неких благ, а состояние души; умение благодарно ценить то, что дано тебе Богом. По сути дела, здесь говорится о том состоянии, которое мы называем счастьем. Ведь счастлив, как утверждает народная мудрость, не тот, кто палим огнем неудовлетворимых желаний, но тот, кто, ища лучшее, радуется имеющемуся. Таким образом, эта заповедь как бы двояка: с одной стороны, она обещает необходимые для благополучного долгоденствия житейские блага («твоя земля»), а с другой — призывает к той гармонии души, которая только и делает человека благодарным и счастливым в мире сем.
В житейском смысле польза от соблюдения этой заповеди — в очевидной гармонии жизненного уклада. Преемственность поколений вместо конфликта отцов и детей, спокойствие совести, уважение окружающих, светлая и благодарная любовь стариков — разве все это не необходимые элементы подлинного житейского блага?
И даже когда Господь попускает в отношениях с пожилыми родителями трудности (причиной которых чаще всего бывают духовно-нравственные деформации), подвиг терпения и заботы о них всегда вознаградится в жизни сторицей — как минимум в нашей же старости.
Конечно же, исполнение сей заповеди относится не только к присмотру за пожилыми родителями. Это и уважение к старости как таковой. Это долг уважения и почтения молодых людей к своим родителям, от опеки которых они, возможно, только что отошли, но которые еще считают необходимым активно участвовать в устроении обстоятельств жизни детей (что зачастую гораздо более оправданно, чем это кажется детям). В конце концов, это и умение учиться чужому опыту. А ведь это совсем не маловажно. Как известно, умные люди учатся на ошибках других. А мудрые люди возрастают в духе, учась у других любви и доброте.
И действительно, чем глубже и гармоничнее связь поколений, тем интенсивнее воспринимается молодежью бесценный опыт отцов и предков. Наверное, многие из нас удивлялись той невероятной для нашего времени образованности и личностной зрелости, которая была свойственна с юных лет представителям интеллигенции и высших слоев общества России XIX — начала XX века. Конечно, материальная обеспеченность и традиции образования, культурная среда, возможность учебы в различных, в том числе лучших европейских, учебных заведениях — все это играло огромную роль. Но не была ли основной причиной этого явления живая преемственность поколений? При всех неизбежных психологических проблемах и трениях сохранялось главное — непрерывность культурной, интеллектуальной и, в лучших проявлениях, духовной традиции.
И именно тогда, когда дети, повторяя трагический опыт древнего Хама, перестали почитать отцов, — тогда и пошли «лишние люди», Печорины и Онегины, за ними Базаровы да Рудины, вырождающиеся в Шигалевых и Ставрогиных. Сначала их были единицы — тех, кто с неизбежной «водой» личностных ошибок и недостоинств старшего поколения выплеснули и «ребенка» — благой опыт их жизни. Но когда таковые стали определять лицо поколения, тогда «золотой век» культуры скрылся в «серебряном»; а за ним маячил уже «железный на крови», ХХ век.
Отвратительную антитезу пятой заповеди — примат ценностей не нравственных, но классовых — пыталась насадить большевистская власть. Выдать, предать, обречь на мучение и смерть родного отца, сестру, сына, жену или друга ради мертвых идеологических схем представлялось не только доблестью, но и обязанностью. Как страшен известный исторический факт: у многих приспешников Сталина — Калинина, Молотова и других — жены сидели в лагерях; это была проверка на лояльность, так «повязывали» подлостью.
Однако «идеал» этот, несмотря на давление, все-таки к жизни не привился — настолько чужда человеческому естеству такая классовая «нравственность». Показателен другой пример: вот в издательстве «Русский путь» вышла книга «Офицеры русской гвардии» — список из 45 тысяч имен, и более ничего. Поразительно — раскупают, книга пользуется спросом! Люди, ужаснувшись и отшатнувшись от большевистской антиутопии, ищут своих предков и родственников, расспрашивают стариков, роются в архивах и составляют родословные. Так оживает память, а с памятью — любовь.
Религиозное понимание пятой заповеди самой формулировкой стыкуется с житейским. По сути дела все, что было сказано выше, относится и ко второму уровню понимания, только подкрепленное уже Божественным обетованием. Не только блага житейские как следствие гармоничного устроения жизни, но блага как дар свыше — смысл пятой заповеди. И существенно то, что именно с этой заповеди, соединяющей духовное и плотское, освящающей законные интересы плоти, начинается вторая — так сказать, «поведенческая» — часть Декалога. Таким образом, дух и плоть в нашем бытии как бы соединяются воедино.
Актуализация любви в конкретных делах, школа послушания и рассудительности — эти фундаментальные для христианства духовные состояния коренятся и в выполнении пятой заповеди.
Естественно, что именно в религиозном контексте исполнение этой заповеди обретает свою полноту и красоту: только присутствие Господа в отношениях между людьми придает им законченную гармонию.
Церковь учит: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте… со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью… Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, века длится день».
Для верующего человека эти слова — не красивая абстракция, а богоустановленная норма жизни, свыше благословенная и благодатно даруемая. Любовь и молитва соединяют близких людей в вечности, являют и в земной жизни дивную красоту гармоничных отношений в семье. В качестве примера вспомним житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.
«Он (отрок Варфоломей) стал питаться хлебом и водой, воздерживаясь от принятия всякой пищи в среды и пятницы. Мать свою он убедил не мешать ему. Когда Варфоломею было 15 лет, родители его, сильно обедневшие от татарских набегов, оставили древний Ростов и переселились в Московское княжество, в маленький город Радонеж, под покровительство московских князей. Двадцати лет Варфоломей стал просить родителей благословить его постричься, но родители умоляли его не оставлять их до кончины. И любящий сын повиновался».
Варфоломей, будущий преподобный, уважив просьбу родителей, не отступился тем от Бога, ибо верой и любовью он всегда и везде пребывал с Господом, но ради любви к родителям отступился он от своего душевного влечения — как можно скорее исполнить явленное буквально с младенчества предназначение его жизни: оставить мир ради единения с Богом. Легко ли было это? Ведь просьба «пожить с нами до смерти» предполагала неопределенное многолетие, а тут еще наверняка помысл о благости его монашеского выбора нашептывал оправдание небрежения стариками. Однако трезвенный дух преподобного, во всем являвшего чудную гармонию христианской духовности, подсказал ему решение в духе Христовой любви и смирения, в духе пятой заповеди Закона Божьего.
И вот он, удерживая свои стремления, покоит старость родителей до времени, угодного Господу. И Господь венчает их семью общей святостью: родители, постригшись в Хотьковском монастыре, отходят в Царство Небесное как преподобные, а сам Сергий становится родоначальником великой семьи подвижников и праведников — сонма как прославленных Церковью святых отцов и жен, так и ведомых только Господу учеников и духовных последователей.
А теперь обратим внимание еще на одну особенность пятой заповеди: не послушание родителям, но почитание их заповедал нам Господь. Ведь это далеко не одно и то же; здесь как раз и есть место христианской добродетели рассуждения. «Почитание» в тексте ветхозаветной заповеди вместо естественного в мирском сознании «послушания» власти родителей как бы готовит нас к новозаветному наказу: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня…» (Мф. 10, 37).
Почитание предполагает выполнение определенного круга душевных и житейских обязанностей: заботы, внимания, уважения, также и разумного послушания в должном порядке иерархии ценностей. При этом ничто на свете, даже и святыня семьи, не должно занимать в жизни и в сердце христианина место Бога. Не до́лжно пренебрегать первыми заповедями Закона Божьего, и кто к этому не чуток — тот недостоин Бога. Именно безрелигиозное послушание подавляющему влиянию родителей ведет или к срыву семейных отношений, или к катастрофическим деформациям личности потомков. И потому Богом мы призваны именно к почитанию родителей.
Мистический уровень. Прежде всего, вдумаемся в мистический смысл деторождения. Очевидно, что чудо рождения жизни бесконечно мало зависит от нашего произволения и нашего разумения. Своими действиями мы только даем на то согласие, но что от нас зависит далее в сем таинственном явлении, начиная с промысла соединения определенных первоклеток до их фантастически сложного процесса умножения и развития? Во всем этом, яснее чем где бы то ни было, являет себя промысел Божий, и наше участие в сотворении нового человека — наше сотворчество Богу.
В чем здесь разница с воспроизводством потомства в животном мире? В том, что, рождая человека, мы участвуем в рождении «души живой» (Быт. 2, 7), простирающейся в Божественную вечность, а рождение бессловесной твари есть не более чем воспроизводство детерминированного биологического механизма. Понимание величия такого «сотворчества» обязует нас к величайшей трепетности в отношениях с нашими «сотворцами» — родителями, к чему и призваны мы пятой заповедью Закона Божьего. И небрежение этой заповедью, пошлое низведение богодарованного чуда до грубого физиологизма полового акта с небрежным отношением к его последствиям (подробнее об этом в беседе по седьмой заповеди), несомненно, является одной из существеннейших причин расколотости нашего бытия, утерянности обетованного «хорошо» в этом мире.
Далее, обратим внимание на связь слов «отец» из пятой заповеди Декалога и «Отец» из молитвы Господней. Эта связь не случайна. Почитание земного отца есть подобие почитания Отца Небесного и берет в нем свое начало. Действительно, от сотворения мира человек имел единого Отца — Бога, и в райском состоянии почитание Бога было тождественно полному с Ним единению. После грехопадения смерть вторглась в жизнь, но не допустил Господь ее всевластия: смерть не завершила жизнь, но только ее прервала. Пораженные смертным недугом родители промыслом Божиим преодолели смерть человечества рождением детей. Созданная еще от сотворения райского мира (см.: Быт. 1, 27–28) цепочка «отец — сын/отец — сын/отец…» стала богоучрежденным способом преодоления всевластия смерти.
И начало этой цепочки — Отец/Сын, где Отец — Творец мира, а Сын — Спаситель мира. Потому почитание земного отца (и матери, ибо Богородицей включена в эту мистическую цепочку жизни также и мать) есть вхождение в Божий промысел спасения. Таким образом, сознательно выполняя заповедь о почитании родителей, мы не только исполняем условие Божьего обетования о благоденствии в жизни, но и мистически включаемся в систему спасения как ее часть, восходя от малого к великому. И великое познается в малом, и достойные отношения с земным отцом созидают условия личностных отношений с Отцом Небесным. А ведь только эти отношения реализуют основной принцип христианства — любовь. Таков высший смысл пятой заповеди.
О значении других заповедей читайте в книге протоиерея Михаила Шполянского «10 заповедей: как выжить в современном мире».
Сквозь пургу я (1) напрягая зрение (2) старался лучше разглядеть крестьянскую хату (3) засыпанную снегом (4) по самые окна
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
24. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Цифры укажите в порядке возрастания.
А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.
25. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Цифры укажите в порядке возрастания.
Оба прочитали телеграмму (1) почти касаясь друг друга головами (2) и (3) перечитав два раза (4) молча уставились друг на друга.
26. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Цифры укажите в порядке возрастания.
Молодые мастера живописи (1) руководимые И. Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» — первую общественную организацию художников в России.
27. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Цифры укажите в порядке возрастания.
По берегам тёмных речушек (1) заваленных (2) буреломом (3) распускаются первые весенние цветы (4) поражающие яркостью красок.
28. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив (3) на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина (4) его к тому побудившая!
29. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Отец (1) не глядя на меня (2) и не отвечая на моё приветствие (3) указал на (4) стоящее у окна (5) кресло.
Пятая заповедь
Почему соблюдение Пятой заповеди — заповеди о почитании родителей — необходимо для того, чтобы самому стать хорошим отцом? Позволительно ли нарушить заповедь, если родители неправы? Можно ли исправить свои и родительские ошибки? Об этом, выступая на встрече Молодежного клуба «Донской», существующего при Донском монастыре и Московском финансово-юридическом университете (МФЮА), рассказывал настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке, отец семерых детей протоиерей Федор Бородин.
Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы продлились дни твои на земле,
которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Протоиерей Федор Бородин
Заповеди Божьи дают человеку надежду на Небесное воздаяние, но есть одна заповедь, в отношении которой Господь отменяет заведенный порядок, и дает ею обещание на земле. В соблюдении Пятой заповеди – чти отца твоего и матерь твою – залог долгой и счастливой жизни на земле.
Конечно, так происходит не всегда, потому что путь каждого человека – это тайна. Но как священник могу засвидетельствовать, что очень часто на исповедь приходят люди, уже в возрасте, и начинают жаловаться на своих детей: вот, мол, так они себя неправильно ведут, дочка такое говорит… Некоторые сами замечают: «Слово в слово, что я говорила своей матери, теперь мне говорит моя дочь». Некоторых приходится подводить к этой мысли: «А как вот Вы, не грешили ли против родителей?»
Действительно, в наказание за нарушение этой заповеди Господь очень часто ставит человека в ту же самую ситуацию, но уже с другой стороны, со стороны страдающего родителя.
То, что мы сделали в юности против своих родителей мы изменить не можем, но мы можем преодолеть в себе эту гадость через несение скорбей, через покаяние, через то, что мы едем к своим родителям, уже бабушкам и дедушкам, если они живы, или на могилу, или идем в храм, и говорим: «прости! я все понял, я был неправ».
«Отче наш…»
Почему отношение к родителям так важно для Господа?
Вот человек стоит перед Богом. Кто-то отрицает, что Бог – это Личность, большинство же людей за историю человечества это знало и в это верило. И человек спрашивает: Господи, Кто Ты мне? и кто я Тебе? как Ты ко мне относишься? кто я для Тебя?
Разные религиозные системы совершенно по-разному отвечали на этот вопрос. Одни рассматривают человека только как материал и подопытного кролика, другие видят в Боге только Создателя и Судию… Ответов масса. Но Христос в рамках Библейского понимания, когда к Нему подходят апостолы с просьбой научить их молиться, дает такой ответ: Молитесь так – Отче наш…
Он говорит не Судия наш, не Создатель, не Воздаятель, не Награждающий, Наказующий или Милующий. Он говорит: «Отче наш, Который на небесах…»
Господь берет понятный для каждого человека образ. К сожалению, сейчас это уже для многих плохо понятный образ, потому что сейчас отцы есть в меньшем количестве семей, а там, где есть, это зачастую «пассажиры диванные». Но тогда это было понятно, и этот ответ Христа все сразу ставил на свои места. Отец – это тот, кто судит, кто может наказать, но это тот, кто прежде всего любит.
В развитие этой темы Господь предлагает притчу о блудном сыне. Бог по отношению к человеку – Отец, Который несмотря на все грехи сына, готов его простить, принять, восстановить в сыновстве, а не в наемничестве, как тот думал, дать ему перстень как символ наследничества, и даже не обсуждать с ним произошедшее. Ведь когда сын приходит и говорит: «я согрешил», — отец его перебивает, для него важно только, что сын пришел.
Вот это то, что Бог нам о Себе открыл. Понятное дело, что если мы пытаемся строить с Богом правильные отношения, но при этом не умеем строить отношения с нашими земными родителями, у нас ничего не получится. Именно поэтому нарушение или соблюдение Пятой заповеди есть показатель готовности и желания идти к Богу.
В некотором смысле земные родители есть икона Бога для детей. Если же человек хамит земному отцу или земной матери, а потом идет в храм и говорит «Отче наш», Господь его слушать не будет, как не будет слушать того, кто плюет на Его икону.
Грех Хама
Грех неуважения родных родителей называется хамством. В библейском богословии оно берет свое начало из повествования о Ное и его сыне Хаме.
Ной выглядел очень плохо, он был пьян, лежал голый, его, наверное, вырвало – несложно представить, как это некрасиво выглядело. Ной был очевидно неправ. Хам позвал старших братьев и стал смеяться: мол, смотрите, пророка из себя строит, а что себе позволяет!
Сим же и Иафет вошли к отцу спинами, не глядя на его грех, и накрыли его, чтобы не видеть его наготу и его срам. Они не позволили себе даже глядеть в сторону отцовского греха.
Эта история говорит о том, что дети – не судьи своим родителям. Даже в тех ситуациях, когда отец или мать полностью неправы, ребенку не дана власть их судить. Есть только одно исключение – когда родитель становится между Богом и своим ребенком, и мы знаем такие примеры из житий святых. Во всех остальных случаях надо смиряться.
Господь дал заповедь, но не сделал сноски, что в таком-то и в таком-то случае, вот при таких грехах родителей можно их не почитать. Поэтому если кто-то при вас начинает поносить своих родителей, даже если они пьяные, плохие, это, конечно, признак, что в душе этого человека, как в душе Хама, что-то разрушено.
Ной проклинает Хама
Когда Ной изрекал пророчества о своих сыновьях, он сказал, что старший сын Хама, его наследник Ханаан, будет в рабстве у потомков других братьев. То есть внук Ноя понес то зло, которое сотворил сын Ноя. Это не проклятие Ноя, вовсе нет. Все дело в том, что Хам, так поступивший со своим отцом, не способен нормально воспитать сына!
Ханаанские народы – это народы, которые Господь заповедал Израилю полностью истреблять, когда Иисус Навин занимал Землю Обетованную. Это народы, в которых – и это знаменательно и очень страшно – в жертву приносились старшие сыновья. Понятно, что это была жертва не Богу – Ему такая жертва не нужна, это была жертва сатане. Хамство, заложенное Хамом, человеком, давшим название этому греху, дало такой результат.
А если сегодня посмотреть по сторонам – и речь здесь не только о почитании родителей, а об отношении к старшим в целом, — то мы увидим, как это хамство буквально разъело все вокруг. И это страшный показатель нашего народа.
Послушание Христа
Заповедь Божья – это когда Господь говорит человеку: «Будь подобен Мне». Каждая заповедь показывает, в чем и как человек может быть подобен Богу, дает возможность погружения в то, как живет Сам Господь. Открытие заповеди для человека – это богоуподобление. То есть, в том числе почитая родителей, человек открывает для себя законы внутри-Троической жизни.
Если с этой точки зрения мы прочитаем Евангельские тексты, мы увидим, сколько Христос говорит о Своем послушании Отцу. Апостол Павел говорит, что Он был послушен до Своей Крестной смерти.
Мы читаем в Евангелии, что Христос был в послушании у Иосифа и, наверное, работал подмастерьем, выносил стружки, подметал и прочее-прочее, что ребенок обычно делает.
А в Евангелии от Иоанна читаем потрясающий рассказ о чуде в Кане Галилейской. На свадьбе – есть предание, что это было у апостола Марка, он был родственник – кончилось вино. Это же позор на всю жизнь, завтра все будут говорить: «а, это тот Марк, у которого кончилось на свадьбе вино», кроме того, это просто потеря какого-то праздничного настроения, хотя они, конечно, не напивались там так, как это бывает сейчас на наших свадьбах. И Богоматери, бывшей там, не хотелось, чтобы было так нехорошо, чтобы омрачилась радость, и она говорит об этом Христу.
Христос говорит Своей Матери: «еще не пришел час Мой». Пресвятая Богородица с ним не спорит, она дает указание прислуживающим людям и таким образом мягко подталкивает Его к выполнению своего желания. И хотя в замысле Божьем этого не было, и «еще не пришел час», но Христос покоряется и творит чудо в послушание Своей матери.
В замысле Бога этого не было, представляете? Но Он это делает за послушание Матери!
Когда Бог против
Почему человек восстает против родителей? Здесь есть тысяча оберток, но конфета одна – это гордыня.
Гордыня – это когда вместо Бога, который находится в центре картины бытия, в этот центр становлюсь я сам. И вся картина мира тогда искажается, потому что в центре-то все равно Бог, это только в моем представлении все как-то по-другому.
Вот и получается, что со своей неправильной картиной мира, я все время на что-то натыкаюсь. Мне кажется, здесь должен быть проход, а здесь колонна, и я буду об нее биться все время.
В детстве я был совершенно поражен описанием Цусимского боя. Русский снаряд очень удачно попал на одном из японских кораблей в место, где хранились все боеприпасы. Пролетел туда каким-то чудом. И не взорвался. Была осечка. Одна, допустим, из десяти тысяч. Взорвался бы – был бы совершенно другой бой. Но Господь был против. Я не готов судить, почему. Но есть такие слова в Священном Писании: Бог гордым противится, смиренным – дает благодать.
Если тебе сопротивляется глава Кремлевской Администрации – у тебя ничего не получится. Но это пустяк рядом с противящимся твоим начинаниям Господом!
Чтобы слушаться родителей нужно смирение. И первые уроки смирения – это именно родители. Смиришься перед родителями, и Бог не будет сопротивляться тебе, а будет во всем помогать – вот оно: долгая жизнь и благоденствие.
Вот женился молодой человек, сам стал отцом, а мать его приревновала к молодой невестке, и начинает сноху «сживать со свету». Она делает это неосознанно, она может при этом посещать храм, исповедоваться, причащаться и всем рассказывать, какая у нее чудовищная невестка. Что делать сыну? Он может пойти против матери. Или же наоборот против жены, как это часто бывает, когда мама все время водила за руку, и человек вырос, за мамину юбку держась: «мама сказала, жена плохая, – найду себе другую». А может терпеть и семью сохранить.
Это очень больно – быть между двумя любимыми людьми, которые между собой не в ладу. И ему придется примирять их и закрывать конфликтные ситуации своей мудростью и своей любовью. Это очень большой и очень тяжелый труд. Но если он потрудится и будет и мать почитать, и жене служить, как должен служить глава семьи, тогда он действительно будет пожинать плоды благословения Божия.
А бывает, что у человека все получается, и вдруг на последнем этапе срывается. Бог сопротивляется. И стоит остановиться и задуматься, почему?
Когда приходит понимание
Наше отношение к родителям очень сильно меняется при двух обстоятельствах. Когда они становятся старыми и немощными, а мы в силе, и когда у нас рождаются свои дети.
В первом случае мы возвращаем то, что когда-то получили сами. Может быть, нам придется кормить своих родителей с ложечки, как когда-то они кормили нас, переодевать их, может быть, они будут так же бессмысленны, как были когда-то мы…
Антихристианское общество борется за эвтаназию потому, что старик для него – это человек, который задержался, который мешает, от него уже нет пользы, он мешает обществу развиваться, как оно считает.
Но эта позиция не учитывает, что для того чтобы человек стал нормальным, ему порой нужно ухаживать за немощным родителем. Если я в течение своей жизни не понял, кто мне этот человек, давший мне жизнь, то Господь меня так научит. И я совершенно по-другому все увижу и почувствую, когда у меня на руках будет беспомощный человек. И это тоже такое Божие воспитание.
Во втором случае, когда растут наши дети, мы начинаем многое оценивать иначе и в своих родителях, потому что появляется перспектива посмотреть на себя с их точки зрения.
К сожалению, у нас культура почитания родителей, которая раньше передавалась из поколения в поколение, систематически разрушалась. Мне повезло, мои родители нами – нас в семье трое – занимались. Папа, покойный уже давно, выходные и отпуска проводи с нами, рассказывал нам какие-то истории, катал на санках, ходил с нами в походы.
А все мои одноклассники не понимали – как это? Папы жили в основном по алгоритму «телевизор – тапочки – газета». Наорать, дать затрещину, проверить дневник, поехать в баню – потому что устал человек, действительно устал – так и жили. А летом с бабушкой на дачу или в пионерлагерь.
У меня есть очень хороший и дорогой друг, которого отец именно так воспитывал. И когда он вошел в силу, то есть лет в 20, он просто отца ни во что не ставил. И только сейчас, когда у него самого растут дети, он начал немного мягчать и что-то понимать.
photosight.ru. Фото: Arkadiy Litvin
/p>
«Вернуть сердца отцов детям»
Недавно мне рассказали очень горькую и злую шутку, но, к сожалению, очень точную. Мужчина должен родить сына, посадить дерево и построить дом, но современному мужчине совершенно все равно, кто будет убирать дом, поливать дерево и воспитывать его сына.
И если мы оглянемся по сторонам, то много ли увидим семей, где отец готов сжать зубы и сказать: ну да, у моей жены непростой характер, но я не уйду, потому что дети не должны страдать?
Почему муж уходит? Потому что весь мир крутится вокруг него. Ему плохо – значит, нужно поменять мир. Поменяет: будет вокруг него новая жена крутиться, новые какие-то обстоятельства… Человек не может понять, что это он должен крутиться вокруг жены и ребенка. Он не готов служить, отдавать себя. Такой человек обречен быть несчастным!
Но образ Божий в человека впечатан изначально, и все, что Богом заложено, при определенных обстоятельствах, если трудиться и стремиться, прорастет, как трава через асфальт.
Например, моя любимая жена не воспитывалась ни отцом, ни матерью, ее воспитали бабушка и дядя, то есть у нее не было примера семьи перед глазами, никаких архетипов поведения. Но сейчас у этой хрупкой женщины шестеро сыновей и дочка – и каждый отслежен, ухожен, обмыслен, и каждый знает, что он очень любим.
Откуда это у нее? Когда человек приходит к Христу, Христос в нем все это выращивает, поскольку это естественно – семья, отцовство, материнство. Не всех этому учили, мы сами не умеем, но если молиться, то все будет дано.
При хиротонии – дьяконской, священнической и епископской – говорятся такие слова: «Божественная благодать, всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая». То есть Божественная благодать врачует и восполняет оскудевшее и немощное. И мы опять возвращаемся к тому, что Бог гордым противится, смиренным дает благодать. Если человек со смирением скажет: «Господи, я виноват, у меня не получается, помоги мне, что мне делать с этим ребенком?..» — Господь поможет, даст мудрость и умения.
Интересно, что когда Ангел благовестит Захарии о рождении Иоанна Предтечи, он говорит: придет «чтобы возвратить сердца отцов детям» (Лк. 1:17).
Для ветхозаветного контекста это совершенно непонятные слова. В традиции общества было необходимым сохранить сердца сыновей такими же, как сердца отцов, не дать им разрушиться, удержать их в умении прославлять Бога.
И мне кажется, что это пророчество о нашем времени. Это сейчас необходимо – «вернуть сердца отцов детям», потому что они сейчас где-то очень далеко…
Текст подготовила Александра Оболонкова. В текст внесены правки отца Федора Бородина.
Протоиерей Андрей Лоргус: О почитании родителей, папенькиных сынках и прощении
В культурном центре «Покровские ворота» продолжается цикл лекций психолога протоиерея Андрея Лоргуса. Предлагаем вниманию читателей лекцию, посвященную почитанию родителей и исполнению пятой заповеди.
Андрей Лоргус
Должные ли выросшие дети слушаться родителей? В чем разница между почитанием и подчинением? Как относились к своим родителям библейские праотцы? Как относиться к родителям ребенку, который вырос в приемной семье?
В том, что выполнение пятой заповеди вызывает у современного человека определенные проблемы, ведущие вечера, практические психологи, знают по своему профессиональному опыту, а протоиерей Андрей Лоргус — еще и по опыту пастырскому. Именно с этими проблемами люди часто приходят на консультацию к психологу и задают вопросы священнику на исповеди и в личных беседах.
В аудитории культурного центра «Покровские ворота» вопросы по теме детско-родительских отношений тоже накопились у многих, и в конце вечера была возможность их задать. «Должен ли я во всем слушаться маму, чтобы быть хорошим сыном?» — спросил у психологов мужчина лет сорока, и вопрос этот был выстраданным.
Что нам делать с родителями?
Проблемы возникают не с пониманием пятой заповеди, а именно с ее исполнением. Конечно, я люблю своих родителей, они — мои самые родные люди. Но что такое особенное Церковь велит мне по отношению к ним делать? Почитание — это что-то возвышенное, что-то важное? Представляется, что почитание это — очень сложная и трудноисполнимая вещь.
С другой стороны, воплотить тот идеал любви к родителям, который хотелось бы, оказывается в жизни непросто. Часто нам, взрослым детям, приходится слышать от мамы упреки. Значит, наши отношения — несовершенны?
С тех пор, как психология стала популярна, взаимоотношения человека с родителями стали притчей во языцех. Тезис о том, что во всех проблемах человека виновата семья, в которой он вырос, что называется, «пошел в народ», и родители оказались виноваты во всем — от детских травм до пресловутого Эдипова комплекса, о котором сейчас рассуждают даже бабушки на лавочке. Проблемы действительно есть, но какое все это имеет отношение к выполнению пятой заповеди? С этим мы и попробуем разобраться.
Главная проблема заключается в том, что наше субъективное отношение к родителям, которое начало складываться с первых месяцев нашей жизни, и даже еще раньше, до нашего рождения и современное представление о том, как мы должны к ним относиться, между собою, мягко говоря, не совпадают. То, как мы должны относиться к отцу с матерью и то, как мы реально к ним относимся, оказывается очень разными вещами. Почему так?
Праотцы не были «папенькиными сынками»
Что подразумевает Церковь, говоря о почитании родителей? Эта норма взята из десяти заповедей, данных Моисею, и в ней сказаны очень важные вещи, на которые стоит обратить внимание. «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». То есть почитай родителей и хорошо тебе будет на земле, долговечен ты на ней будешь.
Здесь есть определенная выгода. В этой заповеди звучит не обязанность почитать родителей, а предлагается по сути дела, прагматический подход: если будешь почитать родителей, тебе будет хорошо, а, кроме того, ты приобретешь еще и долголетие.
Почему? Ведь все примеры из современной нам жизни говорят об обратном. Разве хорошо детям, которые попали в зависимость от родителей? Маменькин сынок, не имеющий своего мнения, и взрослая дочь, которая всю жизнь просидела возле маминой юбки — разве мы видим их счастливыми и долголетними?
Весь наш современный опыт говорит о том, что дети, которые находятся в зависимости у родителей, в своей жизни терпят бедствие. Они не могут наладить свою семейную жизнь, неуспешны в профессии, а психологически они бывают разрушены, или просто не состоялись как личности. Разве это подразумевается под послушанием, такая зависимость, такая привязанность? Конечно — нет!
Обратите внимание, на героев самых известных библейских сюжетов о почитании родителей. Как ведут себя Сим или Исаак, которые прославились еще и как патриархи, праотцы? Эти люди в свое время проявили совершенно феноменальное послушание, но оно не помешало им всю жизнь поступать независимо, принимать решения самостоятельно. Любовь к родителям, которую они проявляли, не мешала им совершать смелые, необыкновенные и довольно неожиданные поступки, они сами определяли свой жизненный путь.
Вот уж точно Исаак не «папенькин сынок»! Он совершенно другой человек, мощный, мужественный, величественный. Когда Авраам собирался принести его в жертву, ему было около 14 лет, и послушание, проявленное им в этом возрасте, нисколько не помешало ему стать великим, точно так же как не помешала стать великим Симу добродетель, проявленная в почитании отца.
В Библии есть много других сюжетов, которые подтверждают нам библейскую заповедь о почитании родителей. Но почитание родителей не отрицает поколенческой свободы, творчества, риска, самостоятельности.
Ветхий завет — анатомия родства
Если мы посмотрим на Ветхий Завет, то увидим очень важную закономерность. Перед нами — книга потомств, книга родов. Ветхий завет не мог бы состояться, если бы в отношениях между поколениями не существовало согласованности и глубоких связей. Причем, это не вещи, связанные с духовным подвигом, но некая антропология, анатомия родства, анатомия благоденствия семьи, человека, рода. И в основании этого благоденствия лежит почитание родителей. Это почитание, которое нисколько не отнимает у следующего поколения его свободы, творчества, риска. Это и есть библейский идеал почитания родителей.
Но есть вещи, которые связаны с волей родителей. Одна из таких вещей, которые достаточно жестко прослеживаются в жизни Авраама, Исаака, Иакова — отношение к Богу, вторая — благословение на брак. Это принципиальные моменты, за которыми отцы очень строго следили.
Новозаветное отношение к почитанию родителей несколько шире. Новизна здесь такая — Господь говорит апостолам: «Бросайте все и идите за Мною». Спрашивали ли апостолы благословения родителей, чтобы пойти за Христом? Скорее всего — нет. Скорее всего, это был достаточно смелый и неожиданный поступок.
От идеализации — к принятию, от подчинения — к почитанию
Глядя на здорового ребенка, который растет в полной семье, мы можем обнаружить следующие этапы развития отношений с родителями.
Дети 6–9 лет (у девочек это период от 6 до 8 лет, у мальчиков — от 7 до 9) родителей идеализируют, относятся к ним совершенно некритично: «Папа все может», «Мама самая красивая». При этом своих родителей дети не очень знают, скорее, воспринимают их, как неких всемогущих и всезнающих существ. Привязанность ребенка к родителям и эмоциональная и физическая, зависимость — полная. Мы привыкли говорить, что ребенок родителя слушается. На самом деле, речь идет о подчинении и повиновении.
Послушание, как духовная добродетель — это не для детей. Просто мы привыкли использовать это слово. Почему ребенок повинуется и подчиняется? Потому что у ребенка еще нет своей воли, она только формируется, ребенок еще себя плохо контролирует и за себя еще не отвечает. Ребенку предстоит постепенно овладеть своей волей и привыкнуть к ответственности. В этот период родителям очень важно его не перегружать, а с другой стороны — давать ему возможность научиться ответственности.
В подростковом возрасте все меняется. Одна женщина сказала: «Когда я пришла в первый класс, меня постигло страшное разочарование — я увидела, что моя мама не самая красивая». В школьном возрасте ребенок начинает родителей сравнивать, у родителей появляется конкурент — первая учительница. В пик подросткового возраста отношения с родителями претерпевают очень серьезные изменения, происходит обесценивание родительских фигур. Если подросток говорит: «Я никогда не буду такой дурой, как моя мама», или «таким дураком, как мой папа» — это здоровый подросток.
Зачем нужно обесценить родителей? Зачем нужно проявлять независимость и неповиновение? Подростку нужно почувствовать себя отдельной личностью, другим, не таким, как родители. Ведь ему потом жить-то придется одному! Если он останется в этой идеализации, ему невозможно будет потом уйти в свою жизнь. В этот период дети ни в чем не хотят быть похожими на родителей. Это — нормально, точнее это — нормальный этап развития личности. Иначе сложно будет оторваться от родительского гнезда.
Взрослый человек в норме воспринимает своих родителей реально. Он видит и сильные их стороны, и слабые. При этом взрослый человек родителей принимает и ценит. И на этом этапе, обладая свободой, самостоятельностью, волей и ответственностью, взрослый человек может проявить по отношению к своим родителям почитание. Почитание — это осознанный выбор. Ребенок почитать не может, он может только подчиняться.
Застревание взрослого человека в детстве (идеализация родителей) или в подростковом возрасте (обесценивание родительских фигур) ведет к перекосу в отношениях взрослых детей с родителями, к инфантилизации отношений.
Когда от взрослых уже людей родители, апеллируя к тому, что их надо почитать, требуют повиновения и подчинения, это относится не к заповеди почитания, а к младшему школьному возрасту. От взрослых людей, у которых есть своя воля и своя ответственность, требовать полного подчинения и повиновения, значит — возвращать их в детство, инфантилизировать, а это можно приравнять к жестокому обращению.
Заповеди — не для детей!
Исполнить заповеди может только взрослый человек, и не просто взрослый по возрасту, а духовно зрелый. Если человек инфантилен, никаких заповедей он исполнить не может.
Мы можем наблюдать, как люди застревают на той или иной стадии отношений с родителями. Например, можно услышать от взрослого мужчины, что его мама — лучшая женщина в его жизни. Отношение к родителям как к святым, лучшим на свете, действительно, похожи на идеализацию. Слабости и недостатки есть у каждого из нас, идеализируя своих родителей, человек становится слепым и невольно повторяет родительские ошибки. Легко ли человеку, для которого лучше папы и мамы никого нет, найти себе пару? Зачастую такие люди, всю жизнь остаются в родительских семьях, не находя пары. Здоровая критичность в общении для взрослых людей необходима.
Родители — не идеальны, но и монстрами они, как правило, не являются. Но, тем не менее, значительная часть людей застревает именно в подростковом периоде. Узнавая в себе папу, или маму, человек начинает с собой бороться. Люди тратят существенные усилия не на то, чтобы найти свой путь, а на то, чтобы «не повторить путь родителей». Это ни к чему хорошему не приводит.
Но мы рассмотрели, как развиваются отношения в здоровой, идеальной ситуации. Но бывают ситуации, когда в детстве ребенку очень сложно идеализировать своих родителей, когда их поведение не только не дает повода для идеализации, но и вызывает у ребенка страх и тревогу.
Тогда идеализация, мечта о хорошем родителе, будет жить в сердце у человека. Это — опасно. Потому что с этой мечтой об идеальном родителе сложно не только принять реального родителя, но и зачастую — невозможно построить нормальные супружеские отношения, потому что в них будет воспроизводиться детско-родительская модель. Выбирая супруга, такой человек либо ищет родителя, либо «усыновляет» партнера.
Казалось бы, человек, у которого в сердце живет некий идеальный родитель, должен сам быть родителем, как минимум, неплохим. Но это, к сожалению, не так. Такие люди, как правило, либо предъявляют к своему родительству завышенные требования, изо всех сил воплощая идеал в жизнь, либо вовсе отказываются от воспитания детей, перепоручая их кому-то, становясь»матерями-ехиднами»по принципу: «зачем пытаться, если идеального родителя из меня все равно не получится?»
Как же должно выглядеть отношение взрослого человека к своим родителям? В идеале оно должно состоять из 4-х компонентов: признания, принятия, уважения и благодарности. Заметьте, здесь нет ни подчинения, ни принятия родительских ценностей, ни соглашения. Для того, чтобы исполнить пятую заповедь, не нужно подчиняться родителям, не нужно спрашивать у них разрешения, не нужно согласовывать свои действия и свои свободные выборы с их волей. Все это не входит в почитание родителей.
Спасибо за то, что родили!
Что такое признание? Казалось бы, какие проблемы — мой отец — мой отец, моя мать — моя мать. Но нередко возникают попытки отказаться, не принять родителей: «Ты мне не отец!», «Ты мне не мать» — иногда это фразы, бросаемые в пылу ссоры, а иногда — выношенные в сердце злобные подростковые мечты. Это и есть тяжкий грех не почитания — непризнание своих родителей родителями.
Принятие означает, что я принимаю родителя, как часть себя, часть своей природы. Это принятие осуществляется не умом, а сердцем, это — некая решимость человека принять своих родителей.
А как быть, если родители — алкоголики? А если они бросили младенца в роддоме? У нас могут быть причины непринятия своих родителей. Но заповедь настаивает на принятии. В ней не написано: «Чти отца и мать своих за то, что они для тебя сделали», — там вообще нет никаких условий. Почитай родителей — долголетен будешь.
Уважение к родителям не должно зависеть от их качеств и поступков, оно должно быть не за их добродетели, а уже по самому факту рождения (безусловное уважение).
Благодарность родителям — акт принятия того дара, который они нам передали. От них, мы приняли самый большой подарок, нашу жизнь. Ведь с подарком можно поступить по-разному, например, сказать дарителю: «Спасибо, но мне не надо», или «Заберите, я этого не хотел!» Не почитание родителей, неуважение к ним лишает человека силы. Причем, мы лишаем силы не только себя, но и своих детей, вырываем себя из рода.
Хамство как непочитание родителей для нашего времени очень актуально. Хам — тот, кто ниспровергает отца, уничтожает его, смеется над ним и живет по-другому, своим порядком. Собственно, то, что произошло с русской нацией, и есть хамово — преступление, которое ведет к искоренению рода, в данном случае — искоренению нации. Сейчас к сожалению, именно хамство стало одной из ведущих современных национальных черт.
Иногда мы говорим: «Самое главное — это спасение от Господа». Но спасение прикладывается к тому, кто уже есть. Наше рождение — в руках Божьих и в руках родителей, поэтому и наша благодарность родителям за этот дар — высочайшей пробы.
Не могу простить своих родителей
Тема, которая часто возникает на консультациях психолога: «Не могу простить своих родителей». Как связано прощение родителей с почитанием?
Откроем страшную тайну: мы, как дети, не имеем права прощать или не прощать родителей просто потому, что не имеем права их судить. Мы своим родителям — не судьи, поэтому говорить о прощении мы тоже не можем. Потому, что прежде чем простить, сначала надо осудить и вынести приговор. По отношению к отцу и матери осуждение недопустимо по иерархии.
Дети всегда ниже родителей. Они не могут ни со стороны, ни свысока посмотреть на их жизнь, не могут быть им судьями, они всегда смотрят на своих родителей снизу вверх, вне зависимости от своего роста и возраста.
Но это совершенно не значит, что мы не можем оценивать поступки родителей и анализировать их ошибки. Критический взгляд вполне возможен, это нормально. Без критичности мы впадем в идеализацию. Но на основе этой критики мы не имеем права родителей судить или осуждать. И, кстати не имеем права их оправдывать, поскольку мы не судьи, не адвокаты, не обвинители. Ни суда, ни адвокатуры.
Биологические? Родные!
Иногда современный человек говорит «биологические родители». Очень неприятный термин, обесценивающий, потому что он уже заранее отметает духовную часть. Мы предпочитаем говорить «родные родители», подчеркивая, что в родстве есть и духовная, и телесная часть.
А как же быть в случае, если ребенок усыновлен? Нужно ли человеку уважать мать, которая отказалась от него в роддоме? Сможет ли выросший ребенок уважать родителей, которые над ним издевались?
Очень важно то, что с библейской точки зрения приемные родители не могут быть заменой родных. Важно понять, что родные родители никуда не исчезают. Приемные родители могут быть, могут не быть, а родные остаются всегда, ведь именно их кровь течет в жилах ребенка. Ребенок не может почитать приемных родителей, если он не почитает родных.
Заповедь о почитании родителей дана взрослому человеку, к младенцу, которого родили, но не выкормили, и он умер, ее применить невозможно. А если человек вырос в приемной семье и своих родителей никогда не видел? Должен ли он почитать их? Несомненно — должен. Потому что в нем течет их кровь, и, отказываясь от нее, не принимая ее, он не принимает себя.
Если уподобить приемного ребенка дереву, то корнями этого дерева являются родители. Приемные родители, которые человека вырастили, в этой схеме выполняют роль подпорки, благодаря которой деревце не погибло. Но что будет с деревом, которое откажется от своих корней?
Почитать приемных родителей, безусловно, можно и нужно, но отказываться от родных, и не уважать их — нельзя. Даже если принять их поступки по отношению к ребенку, бывает непросто, а порой и просто — невозможно.
Нужно ли сохранять тайну усыновления? Человек должен знать, кто его родил, иметь, если возможно, информацию об этих людях. Совсем необязательно выстраивать с ними отношения, или общаться, но знать — нужно. Невозможность узнать ничего о своих родных родителях — страшная трагедия для человека и такие примеры многократно повторялись в нашей истории.
Тема отношений приемных родителей с детьми очень обширна, серьезна и, безусловно, заслуживает отдельного разговора.
Нам такой зять не нужен!
Одним из критериев зрелости является то, что, совершая свободный выбор, человек не чувствует вины перед родителями, даже если его мнение не совпадает с родительским. Чувство вины, даже если оно присутствует, не влияет на его решение.
Но, к сожалению, родители не всегда принимают и одобряют наш выбор супруга. Что же делать человеку, который собрался вступить в брак, зная, что его избранник или избранница не нравится родителям? Нужно ли в этом случае отказываться от своей любви?
Благословение на брак — не разрешение, но получить его супругам желательно, потому что благословение — это передача дара жизни.
Отсутствие благословения родителей не означает, что супруги должны друг от друга отказаться. Выбор брачного партнера является зоной личной ответственности человека, а не его родителей. С кем прожить свою жизнь, человек должен решать сам, ведь жить-то с супругом именно ему.
Можно вступить в брак без разрешения родителей, но все-таки потом, не сразу, а через какое-то время, получить благословение родителей все равно нужно, но иногда его приходится дожидаться. Рано или поздно родители благословляют своих детей, хотя иногда это происходит после рождения внуков.
Уважение важнее заботы
Взрослому человеку, имеющему собственную семью, нелегко бывает заботиться о родителях. И, положа руку на сердце, можно сказать — иногда очень трудно бывает отделить заботу от манипуляции. Например, если мать требует, чтобы взрослый сын, бросив беременную жену и больного ребенка, немедленно отвез ее в театр, нужно ли проявлять такую заботу? Способ бороться с манипуляциями один, и он очень простой — взрослеть. Манипулировать взрослым, зрелым человеком — невозможно.
А бывает, что наши родители заболевают и становятся беспомощными, как дети, как заботиться о них тогда — как о родителях, или как о детях? Забота — не есть почитание. Почитание может быть и без заботы, забота — тема отдельная и о ней в Библии тоже говорится.
Мы часто заботимся о родителях, но при этом их не уважаем. Будет ли это почитанием? Нет. Потому что в почитание входит уважение, а не забота. Забота без уважения — не почитание. Заботясь о родителях, престарелых и беспомощных, мы удовлетворяем их насущные потребности, без которых они не могут выжить. Но это вовсе не означает, что мы должны заботиться об удовлетворении духовных и эмоциональных потребностей своих родителей. Развлекать родителей — не наша задача, это зона ответственности самого человека.
Если наши родители больны, требуют ухода, если они впадают в маразм или превращаются как больные, в маленьких детей, становимся ли мы тогда им родителями? Никогда! Это страшное нарушение заповеди почитания. Иерархия сохраняется всегда, она не меняется со временем. Грех тому ребенку, который не почитает больного родителя, относится к нему с пренебрежением. Лучше уход за больным перепоручить другим людям, но сохранить к родителям уважение.
Родные — не всегда близкие
Выстраивать отношения с родителями, будучи взрослым человеком, не всегда просто. Некоторые из нас со своими родителями духовно близки, другим каждый раз, общаясь с ними, приходится делать усилие. Стоит ли рассчитывать на то, что мы с родителями будем друзьями? Это бывает далеко не всегда.
Нужно ли как в детстве делиться с родителями всем, что на душе? Поверять маме свои планы и каждый раз терзаться потом чувством вины за то, что она их не одобрила? Сохранять детскую доверчивость, будучи взрослым человеком, сложно, да и не нужно. Доверчивость и доверие это разные вещи. К сожалению, наши родные и наши близкие — это не всегда одни и те же люди. Но пятая заповедь применима ко всем родителям без исключения.
Почитание — это радость
Но не стоит думать, что выполнение пятой заповеди — это некое особое искусство или не очень приятная обязанность. Но на самом деле, почитать родителей — это огромное счастье. Быть взрослым ребенком взрослых родителей — очень приятное ощущение. Пока наши мама и папа живы, у нас в жизни совсем другая мера ответственности, это они находятся на переднем краю, на передовой жизни, когда наши родители уйдут, это место придется занять нам.
Подготовила Алиса Орлова
Вы прочитали статью Протоиерей Андрей Лоргус: О почитании родителей. Читайте также:
Нужно ли почитать плохих родителей? (+ ВИДЕО)
Наши родители: как улучшить отношения с ними?
Все на свете могут наши мамы?
Добавить комментарий