7 церквей апокалипсиса
Содержание
Христос – семи Церквам
День рождения Церкви Христовой – Пятидесятница. Всё, что говорит Христос в Евангелии, сказано до излияния Святого Духа на апостолов. Если Моисей в Пятикнижии, начиная от сотворения мира, писал не то, что видел, но то, что открывал ему Бог, то апостолы писали то, что лично видели. Однако писали не сразу, как пишут репортеры, а записывали позже, не доверяясь одной лишь памяти человеческой, но под действием Утешителя, о Котором Христос сказал, что Тот «от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16: 14) Итак, притчи Христовы, Его беседы с народом и с отдельными людьми (Никодимом, самарянкой), Первосвященническая молитва, чудеса и знамения были произнесены и совершены до Креста и Воскресения. А затем под действием Духа Святого они были закреплены в виде текста святыми писателями – Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.
Слово Христа к Церквам – это слово полководца к воинам
В этом смысле интересно обратить внимание на слова Христовы, сказанные Им уже после совершения Искупительного Подвига. Этих слов, если сравнивать с евангельскими словами, немного, и они кратки. Вот Христос является Павлу (будущему апостолу, а тогда – гонителю) по дороге в Дамаск. Происходит диалог, о котором даже в книге Деяний Павел затем упоминает несколько раз. Можно думать, что в последующей жизни своей апостол языков многократно повторял множеству разных слушателей то, что произошло с ним тогда, по пути в Дамаск. Диалог Христа и Павла (Савла в ту пору) имеет несколько характерных особенностей.
Во-первых, Христос называет будущего апостола по имени: «Савл, Савл ! Что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4) Христос знает того, к кому обращается. И само обращение подобно тому, как призывал Бог по имени Авраама или Самуила. Имя призываемого человека повторяется дважды, так, чтобы и внешнее ухо услышало, и «сокровенный сердца человек» (1 Пет. 3: 4). Весь человек в своей таинственной сложности призывается. А вот Савл не знает Говорящего с ним. Отсюда вопрос: «Кто Ты, Господи?» В ответ Господь называет Себя по имени: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9: 5) Затем следует еще вопрос: «Что повелишь мне делать?» – и указание Господа на то, как нужно теперь поступить Савлу.
Вот несколько черт, которые мы запомним: Христос знает, к кому обращается; вступая в диалог, Христос называет Себя, открывается; затем звучит повеление – что дальше делать. Эти характерные черты нам пригодятся, когда мы попробуем повести разговор о других словах Христа Спасителя, тоже прозвучавших после Его Воскресения. Речь пойдет об обращении Господа к Ангелам семи Церквей. Слова эти находятся в Откровении Иоанна Богослова, во 2-й и 3-й главах. Послание Христа Церквам имеет одну структуру. Сначала Христос открывает о Себе нечто, именуясь неким новым именем, еще не звучавшим: «Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч» – или: «Так говорит Первый и Последний». После откровения нового имени Христос говорит, что знает того, к кому обращается: «Знаю твои дела». После этого идет речь, обращенная к конкретному слушателю, которого знает Господь, и речь эта носит обличительный, строгий характер. Вскрываются и именуются недуги, произносятся сдержанные и редкие похвалы. Затем совершается призыв к конкретному образу действий и дается обетование награды для тех, кто исполнит сказанное. Так повторяется семь раз.
Люди, бравшиеся за объяснение Апокалипсиса, никогда не дерзали на полное и исчерпывающее его толкование. Они знали, что слово Божие вообще, а последняя книга Библии подавно, способны выскальзывать с прокрустова ложа «исчерпывающих» объяснений и схем. Тем не менее, были неоднократные попытки увязать обращение Господа к семи Церквам с семью эпохами бытия Вселенской Христовой Церкви, с семью периодами жестоких гонений на христиан во времена до Константина и проч. Ничего плохого в этих попытках нет, но и ждать от них конечных ответов вряд ли стоит.
Мотив написания данных строк следующий. В слово Божие нужно всматриваться, словно в зеркало, в поисках своих природных черт и изъянов, требующих исправления. Над каждой страницей можно спрашивать себя: «Где здесь я?» Или: «Где здесь обо мне?» Если там нет ничего ни для меня, ни про меня, то стоит ли мне изучать это? Сказанное Господом в отношении Церкви Пергамской или Ефесской было бы для меня бесполезно, если бы смысл сказанного исторически исчерпывался указанной Церковью и конкретной эпохой. Но в том-то и смысл, что сказанное ефесянам касается меня и тебя; сказанное о филадельфийцах тоже относится к тебе и ко мне. Итак, ни на что не претендуя, а также помня твердо, что Апокалипсис не читается в храмах по причине сугубой сложности объяснения, обратим внимание на слова Христа семи Церквам Азии, рожденным проповедью Иоанна Богослова. Это, как мы говорили чуть выше, слова Господа, не просто пришедшего совершить спасение, но слова Господа, уже претерпевшего Крест, умершего и воскресшего. Уже восшедшего на Небеса и умолившего Отца послать в мир Утешителя. Это слова Господа, общающегося с уже рожденной, с уже живущей на земле Его Церковью.
Сказанное ефесянам касается меня и тебя; сказанное о филадельфийцах тоже относится к тебе и ко мне
Ангелу (считается многими, что епископу, с чем и мы нимало не спорим) Ефесской Церкви Христос открывается как Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников. Господь знает его дела, и труд, и терпение. А также то, что Ангел Ефесской Церкви «не может сносить развратных». Обратим на это внимание. Плохо понятая свобода или, что хуже, корыстно понятая свобода, возвещаемая Евангелием, уже в апостольские времена стала для многих «поводом к распутству». Об этом часто пишет апостол Павел. Более всех учившему о христианской свободе, противоположной игу закона, ему и более всех приходилось настаивать на отличии свободы от вседозволенности. Еретики же, появившиеся чуть ли не сразу, именно идеей свободы оправдывали любые практики, вплоть до самых неудобопроизносимых. О них Петр писал: «Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления» (2 Пет. 2: 18–19).
В Ефесе также испытали некоторых, назвавшихся апостолами, и нашли, что они лжецы. Тоже характерная черта древней Церкви. Пришел человек и говорит: «Я видел Господа, я был с Его учениками». Начинает рассказывать, его слушают, окружают почетом. По каким критериям отличить истинного свидетеля дел Божиих от возможного проходимца? Нет ни грамот, ни документов, ни фотографий. Нет никаких способов идентификации, столь распространенных ныне. По чудесам? Опасный критерий. Источник чудес – Бог, и святые люди-чудотворцы вовсе не владеют правом творить, что хотят и когда хотят. Единственный критерий – нрав. Древнейший памятник христианской литературы «Учение двенадцати апостолов» говорит, что если некто пришел к вам как пророк и просит денег, он – лжепророк. Если назвался апостолом и пользуется уважением, но задерживается надолго, не идет дальше с проповедью, то он – лжеапостол. Другими словами, корыстолюбивый нрав, желание пользоваться благами и славой есть обличение лжепроповедника. В Ефесе таких распознали.
В Ефесе не только распознали обманщиков и развратников. Там ради Господа трудились и многое перетерпели, были строги и внимательны, но всё же не остались без упрека. «Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2: 4). Это «оставление первой любви», возможно, есть то самое, знакомое всем привыкание и охлаждение в вере, которое сменяет период первого горения. Все, кто уверовал, горели. Но кто не знает, что такое остывание? Это и есть оставление первой любви. Оно отчасти неизбежно, но оно не невинно. Оно названо падением. «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела».
Прочитав эти строки, мне менее всего нужно думать теперь об Ефесе. Я вспоминаю свои «прежние дела», свой огонь и ревность, свою радость, свою легкость и смелость, которых было когда-то так много. Они как-то боком-боком, незаметно с годами ушли из жизни, уступив место расчетливости, суете, усталости. Призыв Откровения слышу как слово, обращенное ко мне. В случае, если слово будет пренебреженно, Господь обещает вскоре прийти и сдвинуть светильник Ефесской Церкви с его места. Исторически Церкви возрастают и приходят в упадок. Там, где раньше цвело благочестие, ныне может быть полная духовная разруха. И для того, чтобы светильник был сдвинут с места, не обязателен явный грех. Достаточно одного лишь ослабления ревности, затухания огня первой любви. Даже изгнание лжеапостолов и сопротивление разврату недостаточны для церковного здоровья.
Напоследок Христос произносит утешение. Утешение специфическое. «Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр. 2: 6). Ненависть свойственна только тем, кто любит. Кто не умеет любить, тот не умеет и ненавидеть. Толерантный теплохладен, то есть безразличен. Христос же умеет ненавидеть, и хорошо тому, кто ненавидит то же, что и Христос. Очевидно, и любить такой человек будет то же, что Христос любит. Николаиты же, скорее всего, те самые проповедники разврата, прикрывающие распутство словами о любви и свободе. Это ранние извратители Евангелия, во всякой эпохе имеющие своих подражателей.
Слово Христа к Церквам – это слово полководца к воинам. Христос Сам воевал и одержал победу. Поэтому, давая обетования, Он обращается к «побеждающему»: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2: 7). Кто ведет борьбу с грехом, кто не дает погаснуть огню первой любви и веры, тот во Христе приступит к источнику бессмертия, от которого был отогнан согрешивший Адам (см.: Быт. 3: 22–23). Библия совсем не случайно начинается книгой Бытия и оканчивается Откровением. Начинается творением неба и земли и оканчивается видением нового неба и новой земли. Начинается повестью об отгнании человека от древа жизни и заканчивается обещанием вкушения от него. Длинный путь истории завершается в Апокалипсисе. Но завершается он не так, чтобы нам только созерцать завершение. Нам самим указана работа и борьба. Обетования даны «побеждающим».
(Продолжение следует.)
Поэтому Валаам, правильно, пророк. Но какой пророк? Ложный пророк. Он пророк. Ему было слово Божье. Он даже хвалится. Я говорит, муж с открытым оком. Я говорит, муж слышащий слово Господне. Помните его слова, какую речь он там говорит? Поэтому Валаам, это ложный пророк. Он научил Варака ввести в соблазн сынов Израилевых. Представляете, пророк учит ввести в соблазн. Как и сатана научил через змея соблазнить Еву кушать. О пище мы с вами много раз говорили. Вопрос питания в Библии это очень серьезный вопрос. Что по Библии Бог запрещает есть, того есть не надо. Если Бог дает это в пищу, не важно, даже если это будет телец, то ешьте без всякого исследования. Бог дает это в пищу. Есть фактор здоровья. Каждый должен выбирать для своего здоровья, что ему лучше. Но мы не можем ограничивать друг друга. Если по Библии не запрещается, вопрос должен быть снят.
Лжепророки будут животом навязывать, наследовать нам царство небесное, и смотреть за нами. Подглядывать. Я помню, мне в Европе один брат говорит. Брат, ты, посещая членов церкви, к ним в холодильник заглядываешь. А я и не понял, к чему он клонит. А я говорю, а зачем к ним заглядывать. Ну, как, посмотреть, что они едят. А вдруг там мясо. А я-то говорю, причем. Ну, как же, ты же должен знать, что ест твой народ. Я говорю, они перед Господом открыты, я-то причем. Я говорю, я не должен подсматривать за ними в щелку, что они делают. И они думают, что когда они холодильники осматривают у членов церкви, то служат этим Богу. Это целая проблема. Поэтому здесь есть верный свидетель Антипа. Какое понятие для Первоапостольской церкви имеет слово «Антипа». «Анти». Слово «падре» — отец. Давайте откроем послание к Евреям. «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие… (Послание к Евреям 9:24)».
Куда вошел Иисус Христос? В самое небо, которое было устроено по образу. Вот слово «по образу», Павел использует слово «антитупос». То есть отпечаток. Он использует слово «антитупос». Прочитаем теперь греческие тексты оригинала. «Не ведь в рукотворенное вошел святое Христос, отпечаток истинных, но в само небо, теперь чтобы быть явленным пред лице Бога за нас». Вот слово, «по образу», Павел использует слово «антитупос». Сегодня могу сказать, что Антипа, это тот, кто против папства. А когда пишется послание в Пергам, здесь не описывается папство. Это как раз период до папства. Фиатира это папство. А Пергам это не папство. Кстати слово «Пергам», помните у нас в России пергаментную бумагу? В советское время кто-то пользовался? Поэтому слово «анти» — оттиск и Пергам, это одно и то же значение. Пергам или Антипа. Антипа, оттиск кого должен быть? Оттиск отца. То есть, оттиск Иисуса. Образ Иисуса, который находятся среди престола сатанинского, и отстаивает настоящую истину.
За это его убивают. Посмотрите картина. Антипа. Если бы для Иоанна слово «Антипа» было против чего-то или кого-то, то посмотрите, какая картина получается. Оно не увязывается ни с контекстом, ни с библейским текстом. Почему? Вот примерно. Был такой царь Ирод, который убил Иоанна крестителя. Ирод умер, и у него был сын Ирод Антипа. Если предположить, что сам Ирод назвал его Антипой, то это серьезная проблема. Ты будешь моим сыном, который будет против меня. Логика где? Именно Ирод Антипа построил город Антипатрида. Оттиск моего отца. «Падрэ» — отец. «Анти» — оттиск в честь своего отца. Чтобы увековечить память об Ироде, который убил Иоанна крестителя, он строит город. Иисус желает видеть нас Своим оттиском, верным свидетелем, как было в долине Ситтим. Смотрите. Израиль стоит в долине Ситтим. Он безопасен. И Валаам говорит, на нем дух Божий.
Если мы мыслим сегодняшними категориями, то что, дух Божий это третий бог? Понимаете, проблема. А когда мы смотрим, что ангелы сошли и охраняют, как служебные духи, стан в долине Ситтим, то картина понятна. На нем дух Божий. То есть сила Божья. Там Бог Саваоф присутствует. Ведь Варак не может решить с ними проблемы. Валаам говорит, а знаешь, что надо сделать? Красивых девушек туда послать. Они здесь уже бродят сорок лет. Ну, сразу сообразят, как решить вопрос. И помните, что там произошло? Блудодеяния. И как это все остановилось? Финеес стал верным свидетелем Божьим. Он при всех взял и заколол одного руководителя Израиля, который набрался наглости. Все общество скорбит, а он идет с Аммонитянкой по стану и вводит ее в свой шатер. То есть, он останавливает эту деградацию. Бог желает в этой истории показать, что у Него были и будут верные Финеесы, верные Антипы. Оттиски Иисуса Христа.
Смотрим дальше, что происходит. Здесь мы видим, четвертая церковь Фиатира. Здесь проблемы этого служителя. Члены церкви не решают вопрос, кто будет проповедовать за кафедрой. Кто решает вопрос? Решает служитель. Он попускает жене по имени Иезавель, проповедовать с кафедры и учить глубинам сатанинским. Период Фиатиры это 1260 лет средневековья. За это время духовность сошла к нулю. За время проповеди Иезавели, когда она проповедовала с христианских кафедр. Поэтому здесь есть верный остаток. И Бог говорит. «Я не наложу на вас иного бремени». То есть, бремени, это иного служения, буквально. Только то, что вы имеете, держите, пока приду. Все новоиспеченные программы, которые ворвались в христианскую среду, это уже не то, что заповедал Бог. Все эти новшества, которые сегодня происходят в христианских церквях. Вместо Богослужения порой показывают фильмы. Концерты.
Они могут существовать, но не вместо Богослужения. Такого Бог не налагал. Он не давал такого служения. Бремя от Господа, нет такого понятия в Библии. Есть служение от Господа. Есть, когда Бог говорит лжепророкам: «А не говорите это служение от Господа». В двадцать четвертой главе у Иеремии про это написано. Там лжепророкам он говорит: «Не говорите, что это служение от Господа. И если вас спросит народ, какое служение от Господа, скажите, так говорит Господь». То есть, Иисус конкретного не налагает бремени. Он дает, какое служение должны совершать люди, чтобы поддерживать настоящую истину. И мы видим, что влияние Иезавели, которая будет представлена нам в семнадцатой главе, пагубно влияет на духовное состояние церкви. У Иезавели была дочь по имени Гофолия. И она усилила миссию своей матери. Поэтому ей сказано, что Я дал время ей покаяться. Кому дали время покаяться?
«Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих, и детей ее поражу смертью; и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. (Откровение Иоанна Богослова 2:21-23)». У Иезавели была дочь по имени Гофолия. И у нее тоже была возможность покаяться. Это хороший образ для отступивших церквей. Все отступившие церкви являются дочерьми Ватикана, без исключения. Какая церковь сегодня хотя бы одну доктрину Ватикана не проповедует? Хотя бы одна в мире церковь есть? Нет. Бессмертие души, проповедуют? Муки ада, проповедуют? Троицу, проповедуют? Воскресный день вместо субботы, проповедуют? Кушать всех можно, проповедуют? Прощение грехов, проповедуют? Очень много чего проповедуют.
Но адвентисты седьмого дня, что они проповедуют? Как с Троицей быть? Библейского учения о Троице в книге Откровение нет. Где оно там? Иисус говорит: «Я вам другого служения не дам». Вы не должны проповедовать о третьем боге, потому что проклят всякий, кто добавит к словам пророчества, книги сей. Видите проблема. Или как адвентисты могут говорить, что они не поддерживают римо-католическую систему, раз они в мире ей руку падают. Они сегодня вообще ничего не говорят против этой системы, которая проповедует глубины сатанинские. Поэтому все деноминации являются дочерьми системы Ватикана. А сама эта деноминация не стесняется называть себя матерью церквей. Не стесняется. Поэтому у Бога есть остаток, который не держится этих глубин сатанинских. Это очень опасные подводные камни. Иисус говорит, держи то служение, которое ты принял от начала. И держи, пока не приду.
Сегодня, как говорят. Ой, Бог мне открыл. Ну, пожалуйста, мы не против этого. Давайте посмотрим, что тебе открыл Бог. Читаем в Библии. Не находим. Тогда это как называется? Кто открыл? Какой бог открыл? Должно все проходить по Библии, под библейским жезлом. «Если они не говорят, как это слово и закон, в них нет света. Обращайте к закону и откровению, если они не говорят, как это слово, то в них нет света». Дальше смотрим истории Ветхого Завета. Иезавель и Ахав. Нечестивый альянс и пророк Илия. Он представлен как верный остаток. Ничего нового он не сделал. Никакого нового служения не произвел. Что он сделал? Он взял двенадцать камней и сделал из них жертвенник. Это же хорошая иллюстрация. Он собрал то, что разрушил этот нечестивый альянс. Они хотели, что-то сделать новое, а Илия сделал то, что поручил ему Бог. Он взял, создал жертвенник из двенадцати камней по именам Израилевым, и только тогда Бог принял у него жертву.
Он показал, какой должен быть Израиль, который был разбросан нечестивым альянсом. Понимаете, что делает Иезавель сегодня? Она взяла христианскую церковь и раскидала ее. При этом объявила их еретиками. И те, кто ее признает, она раздает им подарки. Мы призваны подобно пророку Илии, собирать друг друга и учиться из Библии совершать служение. Не мерзкое кадило. Это ничего не дает. Иисус никогда не совершал таких каждений. Он общался с людьми. И нигде Его не встречали в хоромах. Он никогда не находил места за иудейской кафедрой. Один раз, правда, ему дали. И чем это дело кончилось? Он им прочитал шестьдесят первую главу книги пророка Исаии, и это сборище сатанинское, что хотела сделать с Самим Господом? Они думают, если у них кафедра, то Бог их благословил особым образом. Так вы посмотрите на Начальника веры. Негде даже голову приклонить. А эти ребята живут в хоромах царских. Как это все сочетать.
Иисус их спрашивает, вы кого ходили смотреть в пустыню? Пророка ли? Иисус говорит, да. Иоанн больше чем пророк. Он говорит, а вы-то кого ходили искать? Ах, царей. Так они живут в хоромах царских. То есть, Иисус сразу обозначил, какой будет у Него народ. Апостолы не жили, как сегодня живут ангелы церквей. Такого не было. Они показали собой пример. И мы видим, к чему привело учение Иезавели на протяжении 1260 пророческих лет. Далее, Сардис. Здесь они не живы и не мертвые. Но есть верный остаток, который не осквернил одежд своих. Какую историю это нам напоминает. Давайте откроем книгу пророка Исаии. Посмотрите вступление к этой проповеди. «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. (Исаия 59:1)». Это хорошая вставка, для того, чтобы обратиться к народу, который разочаровался, видя отступление руководства теократического общества, которое имеет глаза, и не видят, имеет уши, и не слышат.
Исаия удостоверяет народ. Ведь рука Господа не сократилась. Почему вы к Нему не обращаетесь. И дальше он начинает описывать состояние этого народа. В каком состоянии они находятся. «Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. (Исаия 59:3)». В Сардисе есть остаток. Четвертый стих прочитаем, который надо сравнивать, чтобы увидеть, откуда аллюзия взята. «Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. (Откровение Иоанна Богослова 3:4)». Смотрите, в третьем тексте, руки ваши осквернены кровью. В Сардисе есть люди, не осквернившие одежд. А здесь у них, какие одежды? «Паутины их для одежды негодны, и они не покроются своим произведением; дела их — дела неправедные, и насилие в руках их. (Исаия 59:6)».
Они ищут пути мира, якобы. Но в девятом тексте и дальше смотрим. «Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот, тьма, — озарения, и ходим во мраке. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми — как мертвые. (Исаия 59:9,10)». Между живыми — как мертвые. Так такое состояние Бог уже переживал со Своим народом. Посмотрите, состояние Ефесса Он уже переживал в пустыне с Израилем, который оставил первую любовь. Смирна, Он тоже переживал, когда спасал Давида от тех, которые должны были укреплять руки Давида. Но они были сборищем сатанинским. Но Бог показывает через историю Давида. Раз Бог помог воцариться Давиду, то тем, кто побеждает эти гонения, неужели Он не даст сесть рядом с Собой на престоле.
Дальше появляется история Пергама. Видите, как Бог желает через эти истории показать, что Я переживал это разложение в долине Ситтим. Там был такой артист по имени Валаам, который все-таки нашел лазейку. Он найдет нечестивых руководителей в теократическом обществе, и они введут вам ложные заблуждения, через которые вы осквернитесь. Но будет верный остаток в виде Антипы. Потом есть Фиатира, Иезавель. Сегодня Иезавель проповедует с протестантских кафедр? Они же говорят, но они же тоже христиане. Может быть, мы через такие мирные отношения приобретем их? Вы их не приобретете. Вы повергните и себя в опасное положение, и умертвите множество простых людей, которые не хотят читать книгу Откровение, хотя и имеют уши. У сатаны сегодня здорово получилось в адвентизме. Они имеют глаза. Читать могут. Имеют уши. Но ничего этого не слышат. Здорово получилось.
При этом читают шестую главу книги пророка Исаии, и упрекает Израиля, где Бог говорит в отношении Израиля. Исаия спрашивает Господа, доколе будет отступление? Доколе говорит, совершенно не уничтожу Израиля. Исаия говорит, почему? А потому что имеют глаза и не видят. Но как это, возможно, иметь глаза и не видеть. Этого не может быть. Человек имеет глаза и не видит. Израиль, имея глаза, знаете, что он делает? Как только пророка Исаию увидел, раз и отвернулся, чтобы не видеть. Как человек сегодня только читает пророчество, о, а я этого не вижу, и мне это непонятно. Буду читать Иоанна 3:16, ибо Бог так возлюбил мир. Люди это умеют делать. И точно так же уши. Если человек имеет уши, как он не слышит? Они, как глухой аспид затыкают уши, чтобы не слышать голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях. То есть, что делает Давид. Он берет и в образе описывает израильское общество.
Но у Бога, я повторю дорогие друзья, был, есть и будет верный остаток. Поэтому в Сардисе картину Бог уже переживал в книге пророка Исаии. Они только думали, делали вид, что они живы. Но пророк Исаия говорит, вы мертвы, и вся ваша одежда, как паутина. Филадельфия смотрим. Здесь опять появляется сборище сатанинское. Давайте посмотрим аллюзию, о каких ключевых выражениях идет речь. «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. (Откровение Иоанна Богослова 3:7-9)».
Мы опять видим указание на Давида. В Смирне, как бы аллюзия на Давида, и там нет ни одной проблемы, ни одной претензии. И здесь к Филадельфии нет ни одной претензии. Но здесь говорится тоже о Давиде. И тоже сборище сатанинское злословит. А Бог говорит. «Я сделаю так, что это сборище придет и поклонится пред ногами твоими, и они узнают, что Я возлюбил тебя». За что? «За то, что ты сохранил слово в терпении». Они не ожидают от Бога сиюминутного исполнения Его обещания. Но они не ослабевают к слову. Они сохраняют это слово в терпении, веря подобно Давиду. Раз Бог пообещал, Он обязательно это сделает. Вспомните, одержимый царь Саул, что сделал в отношении Давида. Он гнал его со своим сборищем. Давид неоднократно мог убить Саула. Но он ничего злого Саулу не сделал. Ему сколько раз говорили. Давид, вот Саул лежит, давай его убьем. Тот говорит. Кто я такой, сам Бог ему воздаст.
Смотрите, как он слово в терпении хранит. Ему пророк Самуил сказал, что Бог сделает престол твой крепким и прочным. И дальше мы находим. Последний раз, когда Давид отрезает от края одежды Саула и начинает разговаривать с одержимым Саулом, Саул говорит Давиду. «Твой ли это голос сын мой Давид». Давид говорит, мой. Тогда Саул сказал: «Ныне я познал, что ты будешь непременно царствовать в Израиле». Вы знаете, что на то время, когда человек говорит, что ты будешь царем в Израиле, что нужно сделать? Поклониться. Он же будет царем в Израиле. Вы понимаете? Значит, что сделал одержимый Саул? Давайте посмотрим эту историю.
«Когда кончил Давид говорить слова сии к Саулу, Саул сказал: твой ли это голос, сын мой Давид? И возвысил Саул голос свой, и плакал, и сказал Давиду: ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом; ты показал это сегодня, поступив со мною милостиво, когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня. Кто, найдя врага своего, отпустил бы его в добрый путь? Господь воздаст тебе добром за то, что сделал ты мне сегодня. И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей. (Первая книга Царств 24:17-21)».
Что сделал царь Саул? И что делает Иоанн, сопоставляя эти истории? Он берет ключевые фразы из этой истории и помещает их в пророчество, чтобы мы имели фундамент от чего отталкиваться. Раз Бог пообещал Давиду. Давид сохранил все это в терпении. Он мог бы рассчитаться с одержимым Саулом? Мог или нет? Но он сохранил слово в терпении, и Бог сделал то, что Он пообещал. Он говорит так же и здесь Своему народу, церкви Филадельфия, братская любовь. Это остаток. Вы говорит, держите слово в терпении, и вы увидите, что все те, которые вас злословят, что вы не посещаете эти корпорации, которые назвали себя религиозными. Они вас злословят. Вы увидите, Я сделаю так, что они признают, что Я возлюбил вас. Если говорить от первого лица.
Толкование 7 церквей Апокалипсиса как человечества
1. В Апокалипсисе Иоанн видит на Агнце 7мь глаз «которые суть 7мь духов божиих посланных во всю землю» (Откр 5.6).
*
2. Эти 7мь духов пророчески соответствуют ангелам 7ми церквей Асии в тексте Апокалипсиса, к которым пишет Иоанн во 2, 3 и 4ой главах Апокалипсиса.
*
3. 7мь церквей Асии обозначают в конечном итоге не только исторические церкви Асии, но и все человечество (всю землю) в последнии времена (когда всем было проповедано). В Асии как в капле воды или во фрактале снежинки отразилось общее.
*
4. Но это не хронология христианства на земле (как часто толкуются 7мь церквей). Так, например, 6ая церковь в Филадельфии по тексту всегда стоит перед открытой дверью Неба, в том числе во время последнего испытания грядущего на всю землю по тексту. И уже не возвращается в теплохладное состояние 7ой церкви в Лаодикии по тексту. То есть 6ая церковь уже не переходит в состояние 7ой.
*
5. По Евангелию сказано Господом Иисусом Христом «если в последнии времена не было бы избранных, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни» (Мф 24.22). А в книге Бытия сказано Ною «увижу Мою радугу в туче и не дам больше водам потопа затопить всю землю» (Быт 9.14-15). То есть «слышащие что Дух говорит церквям» в 7ми церквях по всей земле, во всем человечестве, они образуют такую радугу из семи церквей-семи цветов всех избранных из сынов Ноя в последнии времена (полное число из язычников и святой остаток иудеев, все добрые самаряне во Христе Иисусе). Эта радуга избранных в 7ми церквях сокращает дни испытания и запрещает потопу всех затопить в прямом и переносном смыслах.
*
6. Также 7 церквей следует сравнить не только с цветами радуги, но и с музыкальными нотами. Там же в тексте Апокалипсиса спасаемые среди последнего испытания «поют песню Агнца и Моисея, которую никто не мог выучить, кроме записанных в книгу Жизни Агнца» (Откр 15.3 и 14.3) с музыкальным слухом «услышать что Дух говорит церквям».
*
7. Две церкви среди семи по тексту оказываются без системных ошибок в своей сути (несмотря на внешний двор лжебратьев фарисеев, плевелов и там, но сама «пшеница» не повреждена). Это вторая из семи — церковь в Смирне; и шестая из семи церковь в Филадельфии. Это суть Восточное Традиционное Христианство: Православие русских и греков и дохалкидонское Православие коптов и армян. Смирна и Филадельфия соответственно (образно соль и мед манны). В нотной гамме по порядку это ноты ля и ре, по этим нотам на практике делают обычно камертоны для настройки остальных нот (поправления состояния остальных церквей). С помощью добродетели православности в смирении, детскости: в нищете духа. Чаще всего камертон делают по ноте ля. То есть по Православию 7ми Вселенских Соборов — по церкви в Смирне Апокалипсиса Иоанна.
*
8. На русских и византийских иконах канон размера головы к росту доходит до 1го к 12ти. И образы святых, Марии и Христа получаются похожими на бедного Лазаря (и другого Лазаря «верного до смерти»). Аскетичные и как бы вытянутые подвижники. Как и сказано в тексте ангелу Смирнской церкви «знаю твою бедность и нищету, впрочем ты богат» (Откр 2.9). Также богословие Православия опирается на добродетель смирения и нищеты духа. Однако в православных странах святые часто подвергались гонениям от как бы своих же в церкви; а также было много несправедливостей, как крепостничество (об этом сказано ангелу Смирнской церкви «се диавол будет кидать вас в темницу дней на 10» Откр 2.10, это также и о сталинизме, конечно). И сказано этому ангелу-служителю «знаю злословие и клевету на тебя от людей … лгущих о себе, сборища сатанинского» (Откр 2.9). Как Иоанн Златоуст гонимый и оклеветанный от лжебратьев, лжеправославных (формально принадлежащих церкви) говорил о судьбе Православия «обычно подделывают то, что наиболее драгоценно» (о Православности) — о фальшивящем внешнем дворе околоправославия фарисеев во внешних воскрилиях с правильными догматами, но не таковыми по сердцу. Но не могут взять и испортить вышняго Дивеева ангела церкви в Смирне, как и прежде лжестарцы лжеиудеи не смогли взять Святую Сусанну в книге Даниила. Это тоже по слову «душу Иова не тронь». Ситуация похожа на сцену из кинофильма «Баллада о солдате» в поезде — два солдата в нашей форме, но один подбил танк, как Голиафа, а другой вымогал тушенку и лесть под предлогом строгости вышестоящего, как могут делать и недостойные своего сана и звания здесь еще со времен Византии (последнии на самом деле находятся не с ангелом церкви в Смирне, но во внешнем дворе сборища злословящего, плевелы среди неповрежденной пшеницы Православия). Горе пиру недостойных причастников богатящихся против бедного Лазаря. «Делаем что говорят фарисеи, по делам же их не поступаем». Переигрываем лицемерие лжебратьев, неся свой крест без 3ей щеки для заушения. Смирение истинное.
*
9. На коптских, эфиопских, сирийских, армянских традиционных иконах канон размера головы к росту наоборот доходит до 1го к 4м. И все святые похожи на детей (даже немного на мультипликацию). Как царь Давид. И невысокий ростом Закхей, которому всегда открыта дверь покаяния, а у него открыта дверь, чтобы принять Господа у себя. С детской непосредственностью он взобрался на дерево, прообразуя собой столпника и маяк среди гонений. Подобный ему и благоразумный разбойник справа от Распятого, которому открыты двери рая. Это церковь в Филадельфии, которой по тексту открыта дверь ключом Давида, несмотря на то, что мало имеет сил, становится столпом среди гонений, а после столпом в царствии Агнца (Откр 3.7-12). Как и самому Иоанну открыта дверь Неба в Апокалипсисе (Откр 4.1) и дверь сердца Иисуса ему возлежащему на груди на Вечере. Однако текст предупреждает такого «Чебурашку» «смотри, чтобы никто не украл венца твоего». Как ересь монофизитства внесшая досадный раскол. Так как на семито-хамитских языках этой церкви лицо и природа выражаются одним словом, а потому этим простецам (как Святой Павел Препростой) показался непонятным Халкидонский собор правильный о двух природах в одном лице Иисуса Христа. Так как по заповеди надлежит «быть простыми, как голуби, и мудрыми (осторожными) как змии» в Евангелии (Мф 10.16): нужно укрепиться и воспринять мудрость и врачество всех 7ми Вселенских Соборов, твердую пищу. Этому природному оазису и заповеднику Христианства отцов и детей среди гонений, с источником Жаждущему. Также в Храмах Коптов и Армян нет врат во Святая святых, и это обозначает всегда открытую Дверь Неба перед «откликнувшимися детским сердцем, которые уже не могут погибнуть в какие бы искушения не впадали» согласно книге Пастырь Ерма из святого Предания. Обращение Савла в апостола Павла (имя Павел значит Малый) детской незлобивой молитвой дается здесь.
*
10. После изъяснения церквей в Смирне и Филадельфии остается изъяснить 5 остальных церквей. К ангелам этих церквей текст Апокалипсиса уже предъявляет те или иные претензии, упоминая и о достоинствах, служениях и дарах. Так как здесь уже есть и системные ошибки подмешанные к характерному служению этих народов и дарам, а не только плевелы лжебратьев во внешнем дворе, как проблема.
*
11. Первая из церквей в тексте Апокалиписиса — это церковь в Ефесе давно и много терпеливо послужившая, испытавшая лжеапостолов, но забывшая свою Первую Любовь. Это Иудеи, Иудаизм. Первые и издревле призванные Богом. Со времен кающегося Адама через патриархов и Ноя, Сима хранящие память об утерянном рае субботы и о ничтожности зла не-сущего и несотворенного, но зла, как самоубийственного отступления от добра в мерзость запустения. Этот ангел по характеру похож на иудейского старца Гамалиила из книги Деяний апостольских (Деян 5.34-39), который, как святой остаток иудеев лишь отчасти отступил в фарисейскую ересь, согласно апостолу Павлу, и имеет обратиться к Жениху и Другу Иисусу Христу Мессии и Первой Любви Райской по последней трубе (к Римлянам 11ая глава). «Дщерь Сиона». Но то, здесь уже хорошо, что Закон и природная терпеливость помогают отсечь самые грубые соблазны николаитов-лжеапостолов «делающих злое, чтобы де преизбыточествовала Благодать» (согласно ответу Святого Николая Сербского о том, кто такие николаиты). Не приняли и лжемессий.
*
12. По преданию сын Сима патриарх Евер не стал участвовать в вавилонском строительстве (отсюда имя его потомков — евреи). Люди же участвующие в строительстве башни Вавилона потеряли единство понимания и созерцания Ноя, память об утраченной субботе рая от патриархов святых. И, разделившись по языкам, язычники через созерцание уже поврежденного грехом мира стали ошибочно приписывать и злу сущность наравне с добром. Разделили Сущего Бога Любовь на пантеон сотворенных качеств любующихся собой (привнеся фарисейский дух врага — идола самого себя) в свое служение и поклонение на земле. Это теплохладная 7я церковь в Лаодикии «которая ни холодна, ни горяча» по тексту Апокалипсиса и богатится своим ошибочным во многом пониманием и мироощущением. Сюда Господь только стучится в дверь «се стою у двери и стучу». Призывает как волхвов — мудрецов на Рождество, и Святого Дионисия Ареопагита в любящем слушать все новое афинском ареопаге. Призывает сквозь игольные уши оставить грех-ошибку юности. Извинительнее фарисеев-лицемеров всех мастей, которые уже не церковь, но «сборище» враждебное, то есть сатанинское дословно на иврите, злых виноградарей. Сказано «и язычники вперед фарисеев идут в царствие Божие». К Лаодикии следует отнести и Буддизм с Конфуцианством и Даоизмом (где тоже это смешение черного и белого полукруга теплохладное видимо), а также и попытка единобожия в Исламе похожая на попытки единобожия у некоторых греческих и египетских философов (Агарь по природе плачущая и воздыхающая о Исмаиле отце арабов). Но не хватает понимания, что Добрый Бог не творец зла, а зло — ни творение и ни Бог, но самоубийственное отступление от Добра, и извращенная мерзость запустения фарисейская идолов самих себя. Иначе Бог был бы не Един, но разделился бы сам в себе и был бы виновником разделения и страдания, и не Богом, что ошибочно.
*
13. Остается изъяснить три оставшиеся церкви из семи: в Пергаме, в Фиатире и в Сардисе. Это три ветви западного Христианства: Католичество, Реформаторский протестантизм и сектантский «протестантизм». Впрочем, к последнему следует отнести и многочисленных раскольников в России и прежде бывшие расколы и ошибочные доктрины в течении всей истории Христианства. Которые в свою очередь напоминают ветхозаветный раскол Самарии по отношению к Иерусалиму. Это омертвевшая церковь в Сардисе, безводная, как ветвь себя отторгнувшая и себя поставившая под Анафему по отношению к плодоносящему Древу. Стыдящиеся Креста Господня и притворно сочуствующие Израненному — по определению сути всякой ереси данному Святым Поликарпом Смирнским и Афанасием Великим. Но и здесь есть несколько непорочных Добрых Самарян невиновных в расколе. Исполняющих сердечную литургию с елеем и вином перед Израненным на Кресте за израненное человечество. Сюда Господь «приходит яко тать» исхитить самарянку у колодца Иаковлева — исхитить из рук лжемужей-лжеучителей-гуру сектантских и еретических, лжехаризматов и формалистов. Сам Господь исповедует доброго самарянина и скорую на исправление самарянку перед всеми служителями своими.
*
14. Церковь в Пергаме — Католики. Построена преимущественно на свидетельстве веры одного человека — папы римского. Который, однако, может оказаться как достойным Святым Антипой мучеником, о котором говорится в тексте Апокалипсиса, но и недостойным Каиафой — Валаамом сребролюбивым, неким «кардиналом Ришелье». По Писанию ради сана и народа даже недостойным Валааму и Каиафе было дано сказать правильное о вере, несмотря на личное недостоинство (как Каиафа сказал в своем собрании заговорщиков, злых виноградарей, что Иисус будет Искупителем народа — Иоанн 11.49-52). В католической вере есть понятие «ex-cafedra» когда при определенных условиях соблюденных папа римский непогрешимо высказывается о догмате веры. Также Богородица Фатимская грозно заставила папу римского посвятить Россию Ее Сердцу (будь тот Антипой или наоборот Валаамом даже). Также в этой церкви есть болезнь николаитов делающих зло во имя де добра (де «чтобы преизбыточествовала Благодать»), как тевтоны, инквизиторы, казуисты иезуиты отчасти и подобное, педофилия содомская клириков ненавистная и ложно покрываемая. Неразборчивость николаитская в вопросе филиоквы ошибочной приведшая к разделению болезненному с Православием. Впрочем, Сама Пренепорочность Явлений Богородицы, как в Лурде и Меджугорье, здесь является белым камнем оправдания для неизвращенных. В античном суде белый камень был символом оправдания. Юридическое богословие оправдания еще от римского права характерно для Католичества. И сама 3я тайна Богородицы Фатимской о папе римском посреди горящего города ведомом на расстрел прямо подобна тому, что сказано о Святом Антипе Пергамском мученике в тексте (Откр 2.13), свидетеле верном среди империи князя мира сего. Также сей папа мученик Богородицы Фатимской видимо суть один из 2х свидетелей 11ой главы Апокалипсиса Иоанна. Илья или Енох символически. Также для католического богослужения характерно отдельное поклонение Телу Христову из пресуществленной евхаристической бездрожжевой облатки таинственно. В тексте к Пергамской церкви «побеждающему дам вкушать сокровенную манну» (Откр 2.17). Также католическое богословие о Богородице, как вода из камня и имена Ее евангельские. Само упоминание о белом камне в тексте отсылает к оправданию апостола Петра (Кифы — камня по значению имени данного ему Господом) и к его кафедре в Риме.
*
15. Остается объяснить еще одну только церковь — 4ую по порядку в тексте Апокалипсиса — это Протестантизм Реформы — церковь в Фиатире. И это не просто очередной раскол или ересь (как омертвевшая церковь в Сардисе). Так как в Католической церкви (то есть в церкви Пергама по тексту Апокалипсиса) к моменту Реформы реально накопилась ошибка, о которой нельзя было молчать (Лютер называл себя «ослицей Валаама» отчасти правильно). Хотя первые ответы, которые дала Реформа на правомерные вопросы к католикам, были далеки от совершенства, ошибочны в «противоположную» сторону, достаточно неправославны, и тоже были причиной греха, соблазна и кровопролития со своей стороны. Однако и зерно правильного протеста, обличения здесь проростало, усовершалось и давало плод. Однако без Девы Марии свободной от оков греха сюда систематически вкрадывается ошибкой лжесвобода от мира сего, как некая тонкая и привлекательная жена Иезавель («называющая себя пророчицей» по тексту Апокалипсиса 2.20-23). Эту позицию мирской лжесвободы олицетворяет собой ложа вольных каменьщиков — франк масонов с их эзотерическими, египетскими и содомскими мистериями «глубин врага». Пиковая дама, Миледи в Фиатире — альтер эго Ришелье, Валаама в Пергаме. Сапфира и Анания, как язва и злодейская примесь в западном Христианстве. Для Фиатиры Реформы итак характерна проблематика толкования свободы. Отсюда статуя Свободы в США. А также проблематика вокруг веры и дел, веры из дел. Можно уподобить ангела этой церкви ветхозаветному Самсону сильному. Он по вдохновению свыше взял в жены филистимлянку, чтобы заставить ответить филистимлян за зло причиненное Израилю. Так и здесь протестанты как бы берут себе в жену-помощницу мирскую свободу для дерзновенной проповеди в миру, но если слишком увлекаются прелестью и приражаются мирским, то оказываются связанными, лишенными сил и брошенными в темницу «глубин сатанинских» сварливо.
*
16. В целом же, как сказано Иисусом Христом по сути «все, кто не хулил Дух Святой, будут прощены» (Мф 12.31-32). Это и есть Церковь всего человечества из 7 церквей Апокалипсиса. Кто не хулил Дух Святой, а значит хоть сколько «слышит что Дух говорит церквам» как сказано каждому из 7 ангелов, и тогда сонаследует с Агнцем Его Победу согласно тексту Апокалипсиса к каждой из 7ми церквей.
*
17. Интересно, что на иврите и на семито-хамитских языках церкви Филадельфии Святой Дух женского рода. Трое святых отцов отсюда: Св Мефодий Патарский и Олимпийский, Св Анастасий Синаит и Св Макарий Великий прямо говорят, что Святой Дух Суть Мать, Бог Мать в Троице. Это богословие прямо разделяет вся сирийская дохалкидонская церковь и призывает на арамейском в древнейшей литургии Дух Святой как Мать. Сравнение же Духа с Мамой есть у многих святых от Блж Августина, Исаака Сирина до Св Силуана Афонского и Николая Сербского. Это просто разрешает спор разделения из-за «католической» филиоквы между Католиками и Православными. Дух (Мама) Исходит от Отца (как Ева из ребра Адама взята в образ и подобие Сего) и Почивает на Сыне. Но Мать не исходит от Сына, как своей Причины, как ошибочно говорит филиоква и ложно вносит де пассивность Духа и Сына и де иерархию в Троицу. Но правильно толкование через Материнство Святого Духа «Открыл младенцам» (а не Фоме Аквинскому) перед «открытой дверью» церкви в Филадельфии. Голубица Утешительница..
*
18. Также можно заметить переход ощущения Бога-Троицы в 7ми церквях по порядку от Бога Отца в Иудаизме (Ефес) и от патриархальности Православных (Смирна) через папу римского у Католиков (Пергам) к «христоцентричности» у Протестантов Реформы (Фиатира) и потом ощущения Бога, как Принципа, Премудрости, Духа-Дыхания-Воздыхания природы о свободе сынов у язычников (Лаодикия). Как у Буддистов Дыхание, и Премудрость София дословно у философов из язычников, о чем и апостол Павел говорил в афинском ареопаге, цитируя вдохновение поэтическое греческих философов в лучшем о Боге «Им мы живем, движемся и существуем (дышим, как вариант перевода)» (Деяния 17.28). То есть ощущение Святого Духа.
*
19. Также хорошо сравнить 7 церквей (7 очей на Агнце в тексте Апокалипсиса) с частями Тела Христова и их восприятием и служением совместным. Это Тело Нового Адама — возрождаемого человечества во Христе Иисусе («стал всем для всех»). Где Иудеи ищут уразуметь через услышение. Православные ищут разумно созерцать (иконы, свет Фаворский). Католики изъяснить (как папа изъясняет догмат веры), словно со вкусом свыше различая устами духи (Причастие). Протестанты Реформы ищут исполнить — с характерной проблематикой веры и дел, веры из дел (грудь и руки образно как часть единого Тела Церкви). Сектантские и раскольнические исповедания ищут неформально насытиться, часто неразборчиво подобно Исаву, и становятся похожими на опухоль, не различая общего Тела. Но добрые самаряне и самарянка у колодца, несколько, некоторые в среде сектантской достойно и неформально служат Господу и всем людям раненым и жаждущим (восполняют добром злую пустоту живота-жизни). Копты же и Армяне ищут родиться и быть яко дети, сорождать через Дверь Неба, «игольные уши». Язычники же, философы языческие ищут воспринять что-то новое и зачастую земное, сидя на земном, как люди в афинском ареопаге, буддисты и ищущие единобожия философы-мусульмане в пути жизненном. Но и здесь могут получить желание вдохновенное последовать за звездой Вифлеемской или как Дионисий Ареопагит последовать за апостолом Павлом. Подобно добрым самарянам опять же пока единое сердце Израненного Искупителя еще стучится в двери восприятия желанного и здесь. Стучится Слово ставшее плотию, Новым Адамом (то есть дословно новой землей).
*
20. Также согласно 2ой книге Параллипоменон (2.7) в Иерусалимском Храме (прообразе всего Тела Христова) было 7мь материалов выражающие святость. Это 4 металла: золото, серебро, блестящая медь (вместе с бронзой тонкой работы) и железо. И 3 ткани, которые обычно переводятся, как пурпурная, багряная и яхонтовая. Но точно какие были ткани не удается перевести однозначно с древнееврейского из-за недостаточности сведений о ткачестве и языке в ту эпоху. По сути же должна быть сперва ткань выражающая небесную чистоту, подобная льняной, как одежда священников и как перевязка на раны в руках доброго самарянина. Другая же должна выражать красоту творения и всей земли, тканная, возможно вышитая. И третья должна быть с глубоким теплым окрасом выражающая глубину промысла о творении составленном из света и вод. Эти 7 материалов Иерусалимского Храма и их особенности и свойства тоже надлежит сравнивать с 7ю церквями Асии Апокалипсиса и с культурами всего человечества. А самого Иоанна Богослова пишущего церквям можно сравнить с вдохновенным работником по этим материалам. Также в 11ой главе Откровения Иоанн измеряет Храм и всех поклоняющихся в нем (Откр 11.1-2) по сути таким образом. Храм Жизни в конечном итоге, всех людей, исключая фарисеев лицемерящих по наружности обманчивой. Иоанн, как орел всматривается глубоко в человечество с сердцем молитвенника за мир.
*
21. Итак получается такое сопоставление 7ми церквей и религий, культур человечества по основным ветвям (опять же как храмовый семисвечник первосвященника — менора, в конечном итоге в руке Первосвященника по чину Мельхиседека — в руке Иисуса Христа):
*1) Ефес — Иудеи
*2) Смирна — Православные
*3) Пергам — Католики
*4) Фиатира — Протестанты Реформы
*5) Сардис — раскольники и сектантский протестантизм
*6) Филадельфия — Копты, Эфиопы, Армяне
*7) Лаодикия — языческая философия, в том числе Буддисты, Даоисты, ищущая единобожия философия Ислама традиционного.
*
22. Вместе с радугой обетования из 7ми цветов Ною была дана заповедь «не убий» о взыскании человеческой крови с человека и зверя (пророчески с антихриста-зверя предателя и лицемера) (Бытие 9.5-6). По сути в этой заповеди отличие культуры и ее плодов (образно культурных райских дерев) от дикости злой, мерзкой и пустой, лицемерящей, беззаконной, лживой и убийственной. Поэтому все вышесказанное относится как к религиям всего человечества, так и к культурам (сынов Ноя) в целом всего человечества с 7мью основными ветвями. Опять же Иоанн выступает садоводом и врачом на земле воздыхающей о потерянном райском состоянии своем, кроме злых виноградарей «вошедших издне», против которых раскрывается серпообразный свиток размером с дверь в Храм (в книге пророка Захарии).
*
23. Книга Премудрости 16.20-21″Вместо того народ Твой Ты питал пищею ангельскою, и послал им, нетрудящимся, с неба готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого. Ибо свойство пищи Твоей показывало Твою любовь к детям, и в удовлетворение желания вкушающего изменялось по вкусу каждого.» Но все вместе Суть Единая Манна, Хлеб с Небес — Иисус Христос.
Апокалипсис был дан Апостолу в мистическом возвышении духа. Средства рационального познания не могут дать нам дать даже приблизительное ощущение этого состояния, но поскольку пророчество шифр, имеющий определенную структуру, которая, как говорит Тайнозрителю Ангел, совпадает с ходом истории человеческого странствия, наша задача состоит в том, чтобы отыскать в историческом развитии христианского мира структурную последовательность, о которой нам говорят символы Апокалипсиса Св. Иоанна. “Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: “Я есм Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний… То, что ты видишь, напиши в книгу и пошли церквям находящимся в Асии: в Эфес и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сарды, и в Филадельфию, и в Лаодикию”.
Апк. 1.2.
Почему были избраны именно эти церкви? Тут одна из тайн Апокалипсиса, ключ к запечатанным вратам древнего пророчества. В первые века христианства такие центры, как Эфес и Смирна, имели огромное значение в жизни Церкви. Согласно “Деяниям”, апостол Павел проповедовал в Эфесе; долгое время главой Эфесской церкви был любимый ученик Иисуса Христа Иоанн Богослов, в Эфесе окончил он свои дни. Сотрудник апостола Павла — Тимофей был первым епископом Эфесской церкви и принял в Эфесе мученический венец. Однако, ныне ничто не напоминает о былом величии Эфеса, на его месте, среди развалин христианских церквей и языческих храмов, стоит маленькая турецкая деревня Ана — Салун.
Смирнская церковь, основанная Иоанном Богословом, претерпела при Диоклетиане жестокие гонения, одной из жертв которых стал Св. Поликарп — первый епископ Смирны. Гроб святого мученика и до наших дней сохраняется в смирнской церкви. Историческое существование пергамской церкви ничем не примечательно, античные храмы Пергама представляют гораздо больший интерес, чем его христианские древности.
Несколько меньшее значение в первые века нашей эры имела церковь Сард. Задолго до эпохи христианства Сарды были столицей богатого Лидийского царства. Они славились огромным храмом Кибелы и великолепной гробницей Алиата. Некогда в Сардах Солон предостерегал Креза от превратностей судьбы, а много веков спустя полчищ Тамерлана сравняли их с землей.
Лаодикия, основанная в III веке до нашей эры Антиохом II Сирийским, во времена империи считалась чуть ли не первым городом Азии. Это был один из центров наук и искусств. Христианство, с первых веков, прочно утвердилось в Лаодикии. Она была местом церковного собора, правила которого вошли в состав церковного канона. В 1255-ом году город был взят турками, а в 1402-ом разрушен Тамерланом.
Что касается Филадельфии и Фиатира, то это были незначительные асийские города, которые никогда не стояли на уровне Эфеса или Пергама. Христианские церкви в них существуют и до сих пор, но их значение для судеб христианства никогда не поднималось на вселенский уровень. Таким образом, одни асийские церкви, упоминаемые в Апокалипсисе, уже исчезли, другие, хотя и существуют, но их роль в христианском мире очень невелика.
Очевидно, что исторические судьбы христианства гораздо шире судеб асийских церквей. Но Господь обращается именно к ним, постоянно напоминая, что это обращение есть тайный шифр, открывающийся только тому, кто умеет слышать его призыв. «Имеющий ухо (слышать), да слышит, что дух говорит Церквям»
Апк. 2. 2-29.
В соответствии с Откровением, асийские церкви находятся в различных слоях бытия: в мире реальном, поскольку они действительно существуют в Азии, и мире Небесном, сверхреальном, в “духе” открывающемся Тайнозрителю. “Я обратился, чтобы увидеть, чей голос говоривший со мною, и обратившись, увидел семь золотых светильников… И, посреди семи светильников, увидел подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. Он держал в деснице своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обоих сторон меч; и Лицо Его — как солнце, сияющее в силе своей”.
Апк. 1. 12 — 16.
Семь светильников, посреди которых находился Господь, согласно пояснению Апокалипсиса, есть семь церквей, а семь звезд, которые Иисус держал в своей деснице, суть Ангелы семи церквей, именно им было адресовано послание Св. Иоанна. “Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей”.
Апк.1.20.
Ныне Апокалипсис уже не воспринимается христианами в своем непосредственном и грозном величии. В церковном богослужении Апокалипсис уже употребляют не часто, видимо, боясь внести смятение в умы нестойкие, хотя во 2-й главе Типикона содержится следующее богослужебное указание: «Ведомо же буди: Яко от недели Святыя Пасхи, даже до Недели всех святых, по благословении хлебов (на всенощном бдении) чтутся Деяния святых апостол. В прочия же недели (т. е. воскресные дни) всего лета чтутся седмь соборная послания апостольская, и четыренадесять посланий святаго апостола Павла, и Откровение святаго апостола Иоанна Богослова». Апокалипсис действительно не читается за Божественной Литургией, но это не значит, что под сводами храма в рамках православного богослужения Апокалипсис не звучит. Он читается по воскресным дням Великого поста на всенощных в качестве первого уставного чтения. Но практики этих так называемых затрезвонных статий нигде почти нет. На литургический характер Апокалипсиса указывали Св. Киприан, бл. Августин, еп. Христофор. Уже в первой главе Апокалипсиса содержится литургическая формула: слово Божие и свидетельство Иисуса Христа. (logoV tou qeou и marguria Ihsou Cristou) Далее говорится: блажен читающий (o anaginwscwn) и слушающий, и исполняющий написанное в нем. Слово o anaginwscwn означает чтеца, читающего собранию. Очевидно, что в первые века христианства Апокалипсис так же постоянно читали в церкви на литургии, как в наше время читают Евангелие. Таким образом, христиане соборно размышляли над его смыслом, и это было как бы умное делание, постепенно высветляющее в душе глубокие символы Откровения Св. Иоанна.“Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем, ибо время близко”.
Апк.1.3.
Многие экзегеты рассматривали пророчества Апокалипсиса применительно только к определенной эпохе, а именно закату Римской империи. Я же, с Божьей помощью, надеюсь показать их всеобъемлющий и универсальный смысл.
Сознание человека направлено на действительность, а потому оно прежде всего видит в семи апокалиптических церквах реальные церкви, находящиеся в Малой Азии. Но в Апокалипсисе Св. Иоанн говорит о видении семи светильников в горнем мире, куда он был вознесен в “духе”. Именно семь светильников и есть семь асийских церквей, в которых заключена полнота Церкви Христовой, как Небесной реальности, а действительное существование асийских церквей есть пророческое указание на грядущую реальность.
Пронзительные характеристики Апокалипсиса, данные асийским церквам не приложимы к ним, реальные судьбы христианства несоизмеримо шире малозаметных церквей в Малой Азии. Это главная тайна Апокалипсиса, которой я, со всяким подобающим христианину смирением, попытаюсь разрешить далее.
Если мы обратим внимание на ныне существующие центры христианского мира, то их соответствие семи асийским церквам не может быть признано совершенно случайным. Последовательное соединение Эфеса, Смирны, Пергама, Фиатира, Сард, Филадельфии, Лаодикии дадут нам следующий семиугольник.
Пергам
Фиатир
Смирна Сардис
Филадельфия
Ефес Лаодикия
Сама дорога, соединяющая эти асийские города образует собой этот семиугольник. Это реальность одновременно земного и горнего мира. Я рассматриваю ее как пророческое указание, ибо именно в асийских церквях горнего мира, которые и есть семь светильников, увидел Святой Иоанн “подобного Сыну Человеческому”. Что же соответствует этому “ноумену” в действительном мире?
Москва
Аусбург
Константинополь
Рим
Антиохия
Александрия Иерусалим
Единая христианская Церковь за две тысячи лет раскололась на семь как Православных, так и инославных церквей. В шести из них, а именно: в Русской Православной Церкви, равно как и Константинопольской, Антиохийской, Иерусалимской, Александрийской и Римо — Католической церкви сохранился патриархат. Православные Церкви образуют пентархию патриархов. Протестантская церковь утратила этот институт, и ее связь с христианством держится главным образом на авторитете Св. Писания. Патриаршии престолы в Москве, Константинополе, Антиохии, Иерусалиме, Александрии, Риме, а также протестантская церковь, рассматриваемая как совокупность доктрин и сект возникших на почве реформации, с условным центром в Виттенберге или Аугсбурге, образуют ныне главные центры христианства. Если мы рассмотрим их топографию, то увидим, что эти центры, последовательно соединенные между собой, образуют семиугольник, строение которого отчасти напоминает семиугольник, полученный из последовательного соединения асийских городов. (Эту мысль не следует воспринимать экуменически как теорию ветвей.)
Я не буду говорить о том, как в моем сознании возникла мысль о некоем соответствии асийских церквей с реально существующими центрами христианства. Это погрузило бы нас в глубины мистических и иррациональных представлений, которые запутают суть дела своей туманной бездоказательностью. Определенно можно сказать только то, что согласно Мебиусу две пространственные формы называются соответственными в том случае, когда элементам одной формы соответствуют элементы другой. В нашем случае пространство заключено как бы в кольце Мебиуса. Оно перевернуто и изогнуто, но, верно, именно таким образом пространство небесного мира соотносится с земным пространством. В моем представление пространство Небесного мира, в котором пребывает Иисус Христос посреди семи святильников, находится на изгибе кольца. Не могу сказать сверху или снизу, но на той «стороне» нашего реального мира, которая противоположна изгибу выпуклой сферы кольца, как бы вверх ногами относительно Небесного пространства. Хочу только заметить, что пространство земное и небесное совершенно различны. Об этом писали многие. Павел Флоренский в “Мнимостях геометрии” сообщает об отношении пространств реального и иного мира. Весьма возможно на эту идею натолкнул его сон, рассказанный ему одним из друзей, в котором он посетил загробный мир. “Непосредственно за поверхностью земли растет, но в обратном направлении — корням вверх, а листьями вниз — такая же зеленая и сочная трава, как и на самом кладбище, такие же деревья — и тоже вниз своими купавами и вверх корнями, такие же птицы, разлита такая же лазурь и сияет такое же солнце — все это лучезарнее и прекраснее нашего, “посюстороннего”. Флоренский так комментирует это видение: “Разве в этом обратном мире, в этом онтологически зеркальном отражении мира мы не узнаем области мнимого, хотя это мнимое для тех, кто сам вывернулся через себя, кто перевернулся, дойдя до духовного сосредоточия, и есть подлинно реальное, такое же как они сами. Да, эта реальность в своей сути не что — либо совсем иное в сравнении с реальностью нашего мира, ибо едино благосотворенное Божие творение, но с другой стороны созерцаемое перешедшими на другую сторону, тоже самое бытие. Это лики и духовные зраки вещей, зримые теми, кто в самом себе явил свой первозданный лик, образ Божий, а по гречески, идею идей Сущего зрят просветившиеся самой идеей, собой и через себя являющие миру, этому настоящему миру, идеи горнего мира”. Отец Павел Флоренский. “Иконостас”.
Подобная структура отношений пространства Небесного и земного можно найти в различных религиях. В шаманизме мировое древо, как и в кабале дерево сефиротов, растет “вверх ногами”, то есть корнями вверх по отношению к своему земному двойнику. Пространства “иных миров” не только отличны от реальных, но имеют такие измерения, которые совершенно не умещаются в категории человеческого восприятия и сознания. В данной ситуации я несколько догматически представляю результаты своих размышлений и видений, надеясь при этом, что они сами по себе послужат доказательством верности избранного мной пути.
Послание Иисуса Ангелам семи церквей
Послание Иисуса Ангелам семи церквей.
1. Послание
Ангелу Ефесской церкви.
Патриарху России — Святому Тихону напиши:
так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:
знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами,
а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал
. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам:
побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
2. Послание
Ангелу Смирнской церкви.
Патриарху России — Сергию напиши:
так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:
Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть.Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.
3. Послание
Ангелу Пергамской церкви.
Патриарху России — Алексию I напиши:
так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:
знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.
Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.
Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.
Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.
Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.
4. Послание
Ангелу Фиатирской церкви.
Патриарху России — Пимену напиши:
так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:
знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.
Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.
Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.
Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.
И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.
Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;
только то, что имеете, держите, пока приду.
Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, 27 и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;
и дам ему звезду утреннюю.
Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.
5. Послание
Ангелу Сардийской церкви.
Патриарху России — Алексию II напиши:
так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.
Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны
. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его
. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. .
6. Послание
Ангелу Филадельфийской церкви.
Святому Духу Утешителю, напиши:
так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит:
знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.
Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.
И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.
Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
7. Послание
Ангелу Лаодикийской церкви.
Патриарху России -Кириллу напиши:
так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Добавить комментарий