А с Пушкин жизнь

«Вся жизнь Пушкина – это движение от тьмы к свету» (+ВИДЕО)

По давно установившейся традиции 6 июня в нашей стране широко отмечается день рождения А.С. Пушкина как праздник поэзии и русской литературы. Справедливости ради надо заметить, что Пушкин родился не в этот день: при переводе дат с юлианского календаря на григорианский 26 мая – день рождения поэта – придется на 8 июня.

Тем не менее, именно 6 июня в поддержание доброй традиции пушкинских дней мы публикуем материал, посвященный поэту, – беседу с протоиереем Артемием Владимировым, филологом по светскому образованию, – о Промысле Божием в жизни Пушкина, о том, каким было отношение поэта к вере и Богу, почему он «наше всё» и какие уроки могут извлечь взрослые из его сказок.

– Отец Артемий, большое спасибо, что согласились ответить на вопросы портала «Pravoslavie.ru». Сегодня хотелось бы поговорить об Александре Сергеевиче Пушкине. И первый вопрос такой: всем известны слова: «Пушкин – это наше всё». А почему Пушкин – наше всё? И что это такое – «наше всё»?

– Пушкин, несомненно, наше «всё». Но до этого «всего» еще нужно дорасти, в это «всё» еще нужно войти, усвоить его. Чтобы, глядя на нас из своего прекрасного далека, Александр Сергеевич сказал: а это наш, это мой, это свой. Увы, отдельные изречения, крылатые выражения могут затираться и терять свое сущностное значение.

Мы живем в совершенно удивительное, хотя и тревожное и страшное время. Но для меня это время воскрешения Русского мира. Не в политическом, геополитическом, экономическом планах, а прежде всего в планах душевном и духовном. Александр Сергеевич Пушкин в полноте его наследия и олицетворяет собой Русский мир, прекрасную, многогранную, высокую и низкую, безграничную Россию. Он выражает собой русский дух. Что я под этим имею в виду? Его творчество кристально ясно, просто и вместе с тем невероятно богато. Его дух, несмотря на воспетую Александром Сергеевичем хандру и сплин, – это дух бодрости и радости, соответствующий мышлению и тонусу русского православного человека. Он совершенно открыт народу, царствам, культурам, эпохам, которые вбирает в себя и которые, в силу творческого гения, запечатлевает в больших и малых формах, делая и нас причастными Мадриду XVII века, средневековым сценам, XVIII веку российской истории… И, внимательно читая, перечитывая, изучая А.С. Пушкина, его драмы, его исторические повести, его стихотворения, мы соприкасаемся с великой Россией и сами становимся ее носителями.

– Отец Артемий, а какое место, на ваш взгляд, занимает Пушкин в мировой культуре? Мы знаем, что зарубежные писатели зачитывались Достоевским, восхищались Толстым. А как с Пушкиным?

– Зачитывались и зачитываются. Названные вами великие писатели Русской земли концептуальны, идеологичны. Каждый из них пытается отразить, запечатлеть своего рода учение. Федор Михайлович ближе к христианскому субстрату, Толстой предлагает нам христианство, лишенное корней, окрашенное в своеобразное морализаторство. Но и тот, и другой активно поучают, назидают. Александр Сергеевич совершенно иной. Нет прямой дидактики, нет стремления достучаться и стучать по виску читателя. Он настолько ненавязчив, прост, ясен и прекрасен, что его произведения – от сказок до романа в стихах – желанны и любимы и младенцами, и гимназистами, и 104-летней моей прихожанкой, рабой Божией Ниной, которая не помнит ничего из окружающей жизни, но помнит наизусть роман «Евгений Онегин».

Творческий метод Александра Сергеевича Пушкина заключается в том, чтобы вобрать в себя все полноцветие, полнозвучие мира и дать возможность читателю прикоснуться к этому, к преданьям старины глубокой, чтобы он, читатель, сам оценил, сам выбрал то, что для него будет неотъемлемым достоянием и сокровищем его сердца. Поэтому у каждого из нас свой Пушкин. И каждый пытается то или иное притяжательное местоимение к нему прицепить.

Александр Сергеевич Пушкин

– У Пушкина была очень яркая, насыщенная, пестрая жизнь. В дни сомнений он написал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…» На ваш взгляд, каково было его отношение к Богу?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно перечитать всего Пушкина, не отождествляя автора с лирическим героем того или иного стихотворения. И думается, лучше всего об отношениях Александра Сергеевича Пушкина с Господом сказал другой священник – из Конюшенной церкви на Мойке. Пожилой батюшка, который удостоился исповедовать поэта на смертном одре. Выйдя со слезами от него, он сказал тем, кто тогда окружал Пушкина: Жуковскому, Александру Тургеневу, кому-то из прекрасных дам… он сказал: «Я хотел бы так сам раскрыть душу Богу. Я не кривлю душой – я видел много слезных признаний. Эта душа пред Богом чиста и искренна». А конец – делу венец.

Но для того, чтобы прийти к такой исповеди и, как блудному сыну, взойти в небесное отечество… «Выше, выше!..» – говорил поэт перед смертью, – наверное, нужно было исходить сотни троп, плутать в лабиринтах и биться головой об стену, наткнувшись на какой-то тупик. Вся жизнь Пушкина – это движение от тьмы к свету, от заблуждения к истине, это катарсис, который он обрел уже в последние годы своей жизни.

Смерть Пушкина. Художник: Дмитрий Белюкин

– Есть такое замечание, что Пушкин мог, учитывая свое положение, свой статус, позвать митрополита принять его исповедь. А он позвал простого священника, того, кто был поблизости…

«Какого батюшку пригласить?» – «Любого». Это значит, что Пушкин имел веру во священство

– Да, так. Но вы, конечно, помните, что Пушкин тяготился статусностью, если она говорила о каком-то ранжире, о каком-то мундире, о каком-то футляре. Это был настолько живой человек, что он переливался через всякую статусность. В нем, видимо, была вера русской души – души, которая, оказавшись между бытием и небытием, оказавшись на грани земного бытия, на вопрос: «Какого батюшку пригласить?» – отвечает: «Любого». Это значит, что он имел веру во священство, носителем которого могли быть самые разные люди. Ему было важно другое – предстать пред лице Господа в лице священника. А какое именно будет это лицо – его не интересовало.

– Давайте поговорим о сказках Пушкина. У вас есть замечательная книга о двух сказках поэта – «О мертвой царевне и семи богатырях» и «О золотой рыбке», где вы очень подробно комментируете их текст, открываете удивительные детали… Скажите, в чем значение сказок Пушкина? И вообще зачем он их писал?

– Пушкин был плоть от плоти и кость от кости русского народа. Арина Родионовна жила в нем как сказительница, рассказчица. Он любил русскую культуру во всех ее проявлениях – от частушек и духовных стихов до церковной музыки. И он, как настоящий и многогранный художник, не прошел мимо ни одного жанра литературного творчества. В этом смысле Пушкин – не Сергей Михалков, который писал нарочито для пионеров, заполняя определенную нишу читательского спроса. Сказки Пушкина читают и дети, но и взрослые – моя 84-летняя мама помнит наизусть, в частности, «Сказку о царе Салтане». И вы, вероятно, заметили, что в комментариях к «Сказке о золотой рыбке» я размышляю о совершенно взрослых вещах, находя бесценные нравственно-этические сокровища, скрывающиеся за художественным образом.

Пушкин по внутренней потребности писал эти сказки, хотя, наверное, и иные цели были. Я тоже маленький литератор, у меня тоже есть сказки, и я, когда пишу, с одной стороны, знаю конкретного адресата, а с другой – понимаю, что они были бы интересны и простецам, и мудрецам.

И до сих пор я поражаюсь старику из «Сказки о золотой рыбке». Вот он, возвращаясь с самого синего моря, влачит свой невод тяжелый, идет холодный, голодный – а старуха стоит подбоченившись в дверном проеме, без всякой улыбки, и говорит: «Чего пришел? Невод-то пустой! Иди назад и с пустыми руками не возвращайся. Проси у рыбки стиральной машины!» И вместо того, чтобы пригрозить полешком или хотя бы огрызнуться, как, наверное, каждый из нас сделал, по крайней мере поставил бы ее на место… он побрел назад к синему морю, которое уже слегка волновалось: «Совсем плохо что-то моей старухе! Какую-то травку не ту съела, кинзу или петрушку, но просит несбыточных дел…» – «Успокойся, мой старче». Как же именуется эта добродетель? Здесь и кротость, укрощение страсти гнева, здесь и удивительное смирение, потому что он чувствует свою вину: невод пустой, ничего не принес он старухе… И какая это покорность Промыслу Божиему!..

Протоиерей Артемий Владимиров. Фото: Православие.Ru

– И вот еще что хочется отметить: старик честно говорит: «У меня была встреча с золотой рыбкой». Мне очень понравилось ваше рассуждение о важности доверительных отношений, важности рассказывать, что у тебя болит, с чем ты столкнулся…

Отец Артемий, какое у вас самое любимое произведение Александра Сергеевича Пушкина?

– Я, будучи учителем русского языка и литературы, далеко от школьной программы не отклоняюсь. А самое зрелое прозаическое произведение Пушкина – «Капитанская дочка»; на мой взгляд, тут в образе Машеньки Мироновой отразилось искание поэтом идеала русской души. Недавно, перечитывая «Капитанскую дочку», я обратил внимание: какой же красивый характер Петруши Гринева! Этот барчук не дрогнул, глядя в лицо смерти, видя перед собой разнузданных, диких, не боящихся проливать кровь, бритых калмыков, татар, собравшихся вокруг своего батьки Пугачева. Думаю, можно бесконечно вчитываться в это произведение и открывать новые и новые пласты, золотые жилы – вместе с нашими детьми, подростками, студентами. Это, действительно, вершина его творчества.

А что у Пушкина худо, кроме того, от чего он сам отрекся? Сейчас я готовлю к изданию книгу «Маленькие трагедии глазами священника» и размышляю над дон Гуаном, над поведением донны Анны, наблюдаю, как старый барон сражается с главным героем «Скупого рыцаря» – собственным сыном, открываю какие-то метафизические глубины в «Пире во время чумы» и гимне чуме Вальсингама. Пользуясь, кстати, лучшим словесным духовным литературным справочником по произведениям Пушкина – это, конечно, книга Валентина Семеновича Непомнящего, замечательного и харизматичного литературоведа, которому, я думаю, уже давно Александр Сергеевич пожал, простирая оттуда, из вечности, руку.

– Отец Артемий, а как относиться к трагической гибели Пушкина? Да, он вступился за жену, но ведь дуэли же запрещены…

– Насколько я чувствую и понимаю, это был такой гордиев узел, разрубить который иначе наш безвременно ушедший из земной жизни поэт уже не мог. Простите, но он не мог вылезти из собственной кожи, выступить из русла понятия чести, кодекса чести дворянина. И оскорбленное его самолюбие требовало сатисфакции.

В обстоятельствах гибели Пушкина я вижу Промысл, который каждого из нас хочет вывести на орбиту спасения

Мы можем оценивать дуэль как таковую, вместе с митрополитом Филаретом согласиться, что тут сопряжение нескольких смертных грехов: гордости, убийства, самоубийства. Это действительно так. Но когда мы сталкиваемся с космосом личности Пушкина, мы не выносим суждение, а наблюдаем, размышляем. И мне кажется, что гибель поэта, этот трагический финал его жизни можно сравнить с метеоритом, который летит по определенной траектории; и, с одной стороны, эта траектория – собственное произволение человека, а с другой стороны, это Промысл, который каждого из нас хочет вывести на орбиту спасения. Наблюдая за траекторией жизни Пушкина, я думаю, что его трагическая гибель была в нее заложена – обусловлена, спровоцирована грехами его юности. Потому что действительно были плотские падения, множественные падения. А это – хочешь, не хочешь – но убийство. И собственной души, и души той жертвы, которая невольно или с восторгом отдается тебе в плен. И души обесчещенного и обманутого мужа. И наш поэт с омерзением, с отвращением, как он пишет, взирал на прожитую им жизнь. Его сердце сжималось в ужасе, но строк этих он не стирал, не мог уже переделать свою жизнь, точнее – не мог переделать своего прошлого, но мог найти пристань целомудрия в семье. И он пытался отождествить идеал, эталон женской красоты с образом Натальи Николаевны, но она принадлежала своему веку и не могла избежать определенных условностей, сопряженных с великосветской жизнью. Кончина Пушкина мне видится как логический итог прежних вех его земного бытия, а с другой стороны, она открывает нам чудо Промысла Божия, который самые худые наши дела и ошибки, подчас смертельные, обращает к благим последствиям. И благое последствие – это его спасенная душа, спасенная через подвиг покаяния и смиренного принятия предсмертных страданий.

А.С. Пушкин. Накануне. Художник: Илья Глазунов

– Отец Артемий, на ваш взгляд, какие произведения должен прочитать каждый житель нашей страны – и ребенок, и взрослый человек? Какой должна быть «обязательная программа» классики?

– Такие программы уже составлены. Есть и светские концепции, присутствует такой ликбез и в православном мире. Но для меня, как гражданина, христианина, священника, учителя, помимо «Капитанской дочки», если говорить не только об Александре Сергеевиче Пушкине, это, безусловно, «Преступление и наказание» Достоевского, не изъятое, по счастью, до сих пор из школьной программы. Далее, это, может быть, те произведения, которые приобщают детей к славе русского оружия: «Бородино» и «Севастопольские рассказы» Льва Николаевича Толстого. Конечно, в эту программу должны быть включены и те авторы, которые были несправедливо обойдены вниманием, например «Детство Багрова-внука» С.Т. Аксакова – произведение, которое раскрывает совершенно неведомую нам Россию, совершенно неведомый нам ее лик через воспоминания мальчика о его давно ушедшем детстве. Наследие русских писателей очень обширно.

Однако куда денешься без «Робинзона Крузо», может быть, купированного, но одновременно при этом и без купюр, заботливо выстриженных советскими цензорами. Робинзон Крузо молился Господу Богу, поэтому не попал в качестве жаркого дикарям. Конечно же, любимая мной сказка Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева», ибо Герда вывела Кая из «компьютерной зависимости», сердцем, импульсами своей души согрела его зомбированное сердце, а Кай в моем восприятии – это современный мальчик, который провалился в компьютерный андеграунд. У меня даже есть своя поэтическая версия «Снежной королевы», в следующий раз я ее прочитаю нашим телеприхожанам.

– Отец Артемий, хотелось бы попросить вас прочитать что-нибудь из Пушкина.

– (Берет в руки книгу.) Вот, открылось как бы случайно… Пушкин – великий мыслитель, и поэтому в мелочах, в чем-то будничном, моментальном он прозревает вечный смысл, но его нужно разгадать. Итак, «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысл я в тебе ищу…

– Отец Артемий, от лица редакции портала «Pravoslavie.ru» и наших читателей и зрителей благодарим вас за эту возможность встретиться с вами.

– Ну, кто кому благодарен, история разберется. Это я чувствую себя сегодня облагодетельствованным.

– Спасибо вам большое.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю 26 мая) в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения. В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва — самое сердце русской жизни, России. Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове.

Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками. Пылкие страсти, руководившие предками как по отцовской, так и по материнской линии, оказали свое влияние и на Пушкина. Семья (кроме Александра были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.

В их доме, точнее, в квартире, которую снимали родители Пушкина, собирались поэты, художники, музыканты. Общая галломания, господствовавшая в обществе, французское воспитание в семье с французами гувернерами (к счастью, их удачно уравновешивали бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна), доступ к прекрасным библиотекам отца, а также дяди поэта В. Л. Пушкина и дальних родственников Бутурлиных — формировали ум и детскую душу Пушкина. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски. Его прозвище в Лицее было «француз».

В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение — Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей.

Программа занятий в Лицее была обширной, но не столь глубоко продуманной. Воспитанники, однако, предназначались к высокой государственной карьере и имели права окончивших высшее учебное заведение.

Немногочисленность учащихся (29 чел.), молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный, по крайней мере, у лучшей части их, — на внимание и уважение к личности учеников, отсутствие телесных наказаний, дух чести и товарищества — все это создавало особую атмосферу. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Лицеисты выпускали рукописные журналы и уделяли много внимания собственному литературному творчеству. «Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени», — вспоминал Пушкин впоследствии.

Из этого выпуска трое друзей поэта стали участниками восстания против царя 14 декабря 1825 г.

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г. Р. Державина: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». На выпускном акте в 1817 г. Пушкин также прочел собственное стихотворение «Безверие».

Вскоре Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. Общение его очень широкое: гусары, поэты, литературные общества «Арзамас» и «Зеленая лампа», театры, модные рестораны, дуэли – «слава Богу, не смертоносные», как сообщала Е. А. Карамзина своему брату Вяземскому. Но Пушкин не растворялся в этой пестроте, он искал себя.

Сразу после окончания Лицея в 1817 г., а затем в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с. Михайловское Псковской губернии. В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения «Деревня», «Домовому», «Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила».

Идеи гражданской свободы, политического радикализма, которыми было проникнуто русское общество после победы над Наполеоном, нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина. «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает» — таково было решение царя Александра I. Хлопотами друзей вместо Сибири Пушкина сослали на юг. Официально это был перевод по службе в г. Екатеринославль под начало генерала И. Н. Инзова, наместника Бессарабии.

«Приехав в Екатеринославль, я соскучился, поехал кататься по Днепру, выкупался и схватил горячку, по моему обыкновению. Генерал Раевский, который ехал на Кавказ с сыном и двумя дочерьми, нашел меня в бреду, без лекаря, за кружкой оледенелого лимонада. Сын его … предложил мне путешествие по Кавказским Водам … я лег в коляску больной; через неделю вылечился» (из письма поэта брату).

Почти все лето 1820 г. Пушкин прожил на Кавказе, где начал поэму «Кавказский пленник». Далее с семьей Раевских через Тамань, Керчь, Феодосию Пушкин прибыл морем в Гурзуф и провел там три недели: «В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом; я тотчас привык к полуденной природе и наслаждался ею со всем равнодушием и беспечностью неаполитанского Lazzarono» (из письма Дельвигу).

Вскоре через Георгиевский монастырь и Бахчисарай Пушкин отправился в Симферополь и далее в Кишинев, ибо туда переехала канцелярия Инзова. Не досаждаемый почти никакими служебными поручениями, в течение трех лет Пушкин жил на квартире у Инзова, пользуясь его неизменным расположением и теплой заботой. Поэт выезжал оттуда в Киев, с. Каменку, в Одессу, Аккерман, Бендеры, Измаил и др. места. Впечатления этих лет нашли отражение в южных поэмах Пушкина: «Кавказский пленник», «Братья – разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». В Кишиневе же была написана поэма «Гаврилиада», а также начат роман в стихах «Евгений Онегин».

В с. Каменка Пушкин сблизился с членами тайного общества, будущими «декабристами». В Кишиневе был принят в масонскую ложу «Овидий».

Шумная жизнь Одессы «в разнообразии живом», с ее пестрым обществом, итальянской оперой, парижскими ресторациями привлекала Пушкина. Он переехал туда в июле 1823 г., будучи зачислен на службу к наместнику Новороссийского края графу М. С. Воронцову. Отношения их по многим причинам не сложились, и через год гр. Воронцов нашел и повод, и причину для удаления Пушкина в имение его матери с. Михайловское Псковской губернии. Поэт получил предписание одесского градоначальника неукоснительно следовать означенным маршрутом в г.Псков, получив для найма почтовых лошадей 389 р. 4 коп.

«Наш Псков хуже Сибири, и здесь пылкой голове не усидеть», — сокрушались о нем друзья в с. Тригорском. Положение под двойным надзором гражданских и духовных властей, на поруках родителей раздражало чувствительную натуру Пушкина. Он строил планы побега и в отчаянии даже просил поменять место ссылки на любую из крепостей государевых. Однако, успокаиваемый письмами друзей, смирился и вскоре заметил: «Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман …» («Евгений Онегин»).

Сердечное участие в судьбе Пушкина принимали его друзья и соседи в с.Тригорском. Общение с ними, а также наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту «краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России» (А. И. Тургенев). Роман «Евгений Онегин», половина которого создавалась в Михайловском, по праву считается энциклопедией русской жизни.

Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее «благородными курганами» и городищами, общение с крестьянами, с нянею Ариной Родионовной – «все волновало нежный ум» Пушкина, способствовало постижению души русского народа, национальных основ жизни:

Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило
Поэзия, как Ангел-утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой.

По признанию самого поэта, в Михайловском изменился его творческий метод. От романтизма первых лет молодости он перешел к «романтизму истинному» (реализм). Талант его окреп: «Je sens que mon ame s’est tout-а -fait developpee, je puis creer».

В Михайловском создано около 100 произведений поэта: деревенские главы романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин», окончание поэмы «Цыганы», такие стихотворения, как «Деревня», «Подражания Корану», «Пророк», «Вакхическая песня», «Я помню чудное мгновенье…», «Вновь я посетил …», начало первого произведения в прозе — романа «Арап Петра Великого» (в приезд 1827 г.).

Здесь, на отчей земле, Пушкин получил импульс всему творчеству в дальнейшем. Друзья считали Михайловское поэтической родиной Пушкина.

Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 г., в котором принимали участие многие друзья и знакомцы Пушкина, переменили его судьбу. Новый царь Николай I вызвал срочно поэта в Москву, разрешил жить, где он захочет, и объявил себя личным цензором Пушкина. Последнее обстоятельство порой затрудняло печатание некоторых сочинений Пушкина, чем он был постоянно озабочен, не имея иных источников дохода. Пушкину не разрешают ехать на Кавказ (в действующую армию), отказывают в поездке за границу.

До 1831 г. Пушкин живет попеременно то в Москве, то в Петербурге. Дважды после ссылки он побывал в Михайловском. Навещал тверских друзей — родственников хозяйки с. Тригорского П. А. Осиповой — в с. Бернове, с. Павловском, с. Малинники и в Старице Тверской губернии.

В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.

Получив неопределенный ответ, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Это путешествие по Военно-Грузинской дороге, яркие впечатления и многочисленные встречи с друзьями, участие в военных действиях русской армии, взявшей Арзрум, Пушкин описал в автобиографическом произведении «Путешествие в Арзрум» (1829).

По возвращении поэту пришлось давать письменное объяснение на запрос шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа. Ранее подобные объяснения царю потребовались от Пушкина по поводу «Гаврилиады» и стихотворения «Андре Шенье». Над поэтом учрежден тайный надзор, который был официально отменен лишь спустя несколько лет после его кончины.

Сложной и противоречивой была жизнь поэта второй половины 1820-х годов: журнальные отношения и борьба с цензурой, доносы и опасные политические расследования, выговоры Бенкендорфа, а также неясные обстоятельства личной жизни. Но при всем этом главным в жизни неизменно оставалась поэзия, творчество. В эти годы написана поэма «Полтава», много стихотворений, статьи в журналы, «Роман в письмах», зрели драматические замыслы.

6 мая 1830 г. состоялась, наконец, помолвка Пушкина с Н. Н. Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от собственного его имения с. Болдино. Поэт отправился туда, чтобы оформить дела по введению во владение имением, рассчитывая быстро управиться, затем заложить имение и вернуться в Москву, чтобы справить свадьбу. Однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и установленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдине с 7 сентября по 2 декабря 1830 г. Он тревожился за жизнь невесты, так как оставаться в холерной Москве ей было опасно, он устал и подавлен. Первые его стихотворения в Болдине – «Бесы» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье …»).

Вскоре нежное письмо невесты успокоило его. Соединение тишины и досуга, и одновременно напряжение, рождаемое чувством приближения грозных событий (революционные потрясения в Европе, холера в России), выплеснулось неслыханным даже для Пушкина творческим подъемом. «Болдинская осень» 1830 г. стоит особняком в творчестве поэта, когда им созданы были «Повести Белкина», «маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», — поэма «Домик в Коломне», закончен весь роман «Евгений Онегин» (кроме письма Онегина), повесть «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», критические статьи, множество стихотворений. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

5 декабря 1830 г. поэт вернулся в Москву, и 18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения у Никитских ворот состоялось его венчание с Н. Н. Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве, сняв квартиру на Арбате в доме Хитрово (ныне дом 53).

В мае 1831 г. молодые Пушкины переехали в Царское Село — место счастливых лицейских воспоминаний поэта. Здесь написана «Сказка о царе Салтане», 5 октября – «Письмо Онегина к Татьяне». В июле 1831 г. Пушкин получил разрешение пользоваться государственными архивами для написания «Истории Петра Великого». Со средины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. В 1832 г. рождается дочь Мария, 1833 — сын Александр, 1835 — Григорий, 1836 — Наталия.

В 1832 г., будучи в Москве в гостях у П. В. Нащокина, Пушкин начал писать роман «Дубровский», в начале 1833 г. оставленный им не оконченным.

18 августа 1833 г., получив официальное разрешение, поэт выехал в Казанскую и Оренбургскую губернии для собирания материалов о восстании Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. На обратном пути он заехал в Болдино, где оставался с 1 октября до середины ноября. Здесь он написал, используя научный исторический материал, собранный в петербургских архивах, а также во время только что оконченного путешествия, свою «Историю Пугачева». Кроме нее, в Болдине были написаны поэмы «Анджело» и «Медный всадник», повесть «Пиковая дама», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», стихотворение «Осень», переводы баллад Мицкевича «Будрыс и его сыновья», «Воевода».

Каждое свое произведение Пушкин был обязан отдавать перед печатанием на просмотр Бенкендорфу, согласно требованию последнего в самом начале 1832 г. Издательские дела усложняются, затягиваются. Содержание семьи, светская жизнь, к которой Пушкин был прикован против своей воли, получив в 1834 г. звание камер-юнкера; материальная помощь родителям, сестре и совершенно безответственному в денежных вопросах брату требовали постоянно денег. В 1836 г. общий долг правительству, по собственному исчислению Пушкина, был огромен — 45000 рублей.

С 1831 г. Пушкин числился на службе в коллегии иностранных дел, но в 1834 г. он попросил отставку с сохранением, однако, права работать в архивах. Ему отказали. Осенью 1834 г. около месяца снова Пушкин прожил в Болдине: «Вот уже 2 недели, как я в деревне … Скучно … И стихи в голову нейдут, и роман не переписываю…» (из письма жене). Окончена лишь «Сказка о золотом петушке». Сразу по возвращении из Болдина в Петербург 19 октября Пушкин участвовал в праздновании лицейской годовщины у М.Л.Яковлева. Посетил Петербургский университет, был на лекции Н.В.Гоголя.

Вышедшая в конце 1834 г. «История пугачевского бунта» не поправила денежных дел поэта и даже не погасила ссуды, взятой на ее издание. Поэта не покидает мысль оставить Петербург. Весной 1835 г. Пушкин провел всего несколько дней (с 8 по 12 мая) в с.Михайловском и с.Тригорском. По возвращении оттуда он подал Бенкендорфу прошение об отъезде с семьей в деревню на 3-4 года, чтобы заняться литературным трудом и ограничить расходы в столице. В ответ на просьбу ему была выдана ссуда в размере 30 000 рублей и разрешен четырехмесячный отпуск.

В печальном, подавленном настроении отправился Пушкин в Михайловское 7 сентября 1835 г. «Пишу через пень колоду валю. Для вдохновения нужно сердечное спокойствие, а я совсем не спокоен» (письмо П.А.Плетневу). Стихотворение «…Вновь я посетил», начало «Египетских ночей», наброски других произведений написаны в Михайловском в этот приезд, закончившийся 20 октября 1835 г. Год кончился просьбой к Бенкендорфу об издании собственного журнала «Современник», первый том которого вышел уже 11 апреля 1836 г. «К концу литературной деятельности Пушкин вводил в круг литературы ряды внелитературные (наука и журналистика), ибо для него были узки функции замкнутого литературного ряда. Он перерастал их» (Ю. Н. Тынянов). А современники считали, что Пушкин оставил творчество и занимается лишь поденной журнальной прозой для заработка.

Упреки критики, потеря контакта с читателем не могли не подавлять поэта, внутренняя жизнь которого была часто непонятна даже близким друзьям. Лишь смерть, открывшая доступ к его рукописям, показала, что среди них «есть красоты удивительной, вовсе новых и духом, и формою. Все последние пиесы отличаются … силою и глубиною! Он только что созревал» (слова Е. А. Баратынского).

Последним крупным произведением Пушкина была повесть «Капитанская дочка» — «нечто вроде «Онегина» в прозе» (В. Г. Белинский). Это эпическое и психологическое, может быть, лучшее во всей прозе Пушкина произведение создавалось с 1833 г. параллельно с «Историей Пугачева» и было закончено в лицейскую годовщину 19 октября 1836 г.

Самые простые и в то же время самые важные начала человечности Пушкин выразил полно и глубоко в последних, по сути, в его жизни стихах так называемого «каменноостровского цикла» (написаны в Петербурге на Каменном острове летом 1836 г.): «Отцы пустынники и жены непорочны», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». Мудрость Пушкина получила свое высшее выражение и завершение в этих стихах.

В 1834-1836 гг. он обдумывал роман «Русский Пелам», где должна была быть показана вся Россия — от декабристского «Союза Благоденствия» до притонов лесных разбойников. Одновременно он начинал повесть из римской жизни (возможно, этот загадочный замысел следует связать с его давним желанием написать произведение об Иисусе Христе).

В апреле 1836 г. обстоятельства заставляют Пушкина снова — в последний раз! — побывать в Михайловском. В самый день Пасхи 29 марта умерла его мать, и Пушкин сам отвез ее тело из Петербурга в Святые Горы и похоронил в Успенском монастыре. Здесь же он выбрал и себе могилу рядом с матерью, будто предчувствуя близкую кончину.

В начале 1834 г. в Петербурге появился усыновленный голландским посланником Геккерном и записанный в русскую гвардию француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней усиленно ухаживать, что подало повод многочисленным врагам поэта для оскорбительных толков и сплетен.

4 ноября 1836 г. Пушкин получил три экземпляра анонимного послания, заносившего его в орден «рогоносцев» — намек на неверность жены Пушкина. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Дантес вызов принял, но через барона Геккерна, своего приемного отца, просил отсрочки на 15 дней. В продолжении этого времени Пушкин узнал, что Дантес сделал предложение сестре жены Пушкина — Екатерине Николаевне. После убеждения друзей Пушкин взял свой вызов обратно. Свадьба Дантеса состоялась 10 января 1837 года, но настойчивые ухаживания его за Натальей Николаевной не прекратились. Старик Геккерн также начал интриговать против Пушкина. Выведенный из терпения, поэт послал голландскому посланнику барону Геккерну чрезвычайно оскорбительное письмо в расчете, что Дантес вынужден будет вызвать на дуэль Пушкина. Так и случилось. 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.

Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г. в квартире, которую он снимал в доме княгини Волконской на набережной реки Мойки.

Смерь его была истинно христианская. Узнав о неизбежности конца, он выразил желание видеть священника. Исповедовал умирающего поэта и причащал Святых Таин отец Петр из церкви Спаса на Конюшенной площади, ближайшей к дому поэта. «Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать, — сказал он княгине Е. Н. Мещерской (дочери Карамзина). — Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел».

Умирал Пушкин так же мужественно, как жил. Позвав жену и детей, он перекрестил их и благословил. Простился с друзьями. «Кончена жизнь. Тяжело дышать, давит», — были его последние слова. «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..» — писала петербургская газета. Отпевание его совершилось в церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, и в полночь 3 февраля гроб с телом поэта отправился в Псковскую губернию в сопровождении единственного его друга А. И. Тургенева и жандармского капитана.

6 февраля после литургии в Святогорском Успенском монастыре монастырский клир во главе с архимандритом Геннадием совершили у тела поэта последнюю панихиду и в присутствии двух барышень из Тригорского похоронили Пушкина у алтарной стены собора. «Мы предали земле земное на рассвете … везу вам сырой земли, сухих ветвей и только», — сообщал Тургенев Жуковскому. Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.

В настоящее время ежегодно 10 февраля, 6 июня и 21 августа – в дни памяти, дни рождения и приезда А. С. Пушкина в михайловскую ссылку – на могиле Поэта проходит Лития, совместная молитва об упокоении бессмертной души Александра Сергеевича Пушкина. Его могила объявлена национальным достоянием народов Российской Федерации.

Наш Пушкин

Летел я в США. Попутчиком моим оказался американец. Молодой американец. Я плохо говорю по-английски. Но как-то мы понимали друг друга. Разговорились. Хотелось польстить ему. Сказал я: «Очень нравится мне поэзия Эдгара По». А он о нём ничего и не слышал. Удивился я! А ведь Эдгар По – классик американской литературы. И подумал я: «А мы нашего классика, Пушкина, знаем! Все русские его знают: и интеллигенция, и рабочие, и селяне, и заключённые в тюрьмах. Знали Пушкина и узбеки, и таджики, и туркмены. Сейчас уже не знают».
Как-то встретил я у мусорных баков бомжа. Читает он книжку какую-то. В мусоре, видимо, её нашёл. Спрашиваю: «Что читаете?» «Пушкина», – говорит. Порадовался я за Пушкина. Вот, думаю, прошло сто семьдесят лет, а Пушкина ещё читают. Даже бомжи у мусорных баков читают.
Да. Пушкин наш – национальный гений. Вижу, вы со мной не согласны. Говорите: «Пушкин гений мировой литературы, его весь мир знает». К сожалению, не могу с вами согласиться. Вот что говорит о гениальности энциклопедический словарь: «Гениальность связана созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества». И если придерживаться этого определения гениальности, Пушкин ничего нового в мировую литературу не внёс. Да и не мог внести. Невозможно на пустом месте создать что-то принципиально новое. А место было пустое! Не было до Пушкина в России русской литературы. Державин с хвалебными, пафосными одами. Жуковский с подражаниями и переводами западноевропейской поэзии. И всё! А в Европе литература была. И до Пушкина была. И во времена Пушкина была. Шекспир, Сервантес, Вольтер, Байрон, Гёте, Стендаль, Мериме, Скотт… Было у кого Пушкину учиться. И он учился. А учеником он был талантливым. Пушкин демократизировал стародворянскую литературу, создал новый «живой» литературный язык. До Пушкина русские говорили, с трудом ворочая языком. И коряво водили пером по бумаге. Пушкин раскрепостил русский литературный язык, обогатил, придал ему лёгкость, приблизил к разговорному. Он дал русскому языку энергию к развитию. Но, к сожалению, произведения Пушкина непереводимы на иностранные языки. Поэзия Пушкина красива, легка, изящна. Но пуста! Она – яркое отражение противоречивой личности поэта. Его личной жизни. Поэзия Пушкина не затрагивает вопросов общечеловеческих ценностей. И потому не интересна иностранному читателю. А проза Пушкина в переводе – банальна и скучна. И не понятна иностранцу, как и не понятна ему вся русская жизнь.
Но не подумайте, что хочу я принизить, умалить Пушкина. Заслуги Пушкина перед русской литературой велики! Пушкин – наш национальный гений! Но только национальный. А каким был человеком Пушкин? Каким он был в личной жизни? Пушкин не пользовался уважением современников. И действительно: человеком он был во многих отношениях неприятным. Был циником, ловеласом, атеистом. Написал порнопоэму «Гаврилиаду». Пушкин трахал дворовых девок, дам высшего света, закладывал своих крепостных в ломбард. Пушкин предал декабристов, друзей своих, сославшись на зайца. Пушкин пользовался благосклонным вниманием к себе царя: числился на придворной службе, носил царю свои рукописи, прислушивался к его советам. Пушкин был любимцем царя. К Пушкину царь относился по-отечески. Царь обласкал поэта. А если и наказывал, то как нашкодившего мальчишку.
Пушкин был посмешищем в глазах высшего света. Маленький ростом, тёмный лицом, в мундире камер-юнкера, он действительно был смешон. Смешон он был и в своём конфликте с Дантесом. Вёл себя, по мнению света, недостойно, нелепо. И все встали на сторону красавца Дантеса. Даже царь отвернулся от своего любимца-поэта.
Пушкин был эгоистом. Но как-то так случилось, потомки окружили Пушкина ореолом славы борца за свободу, защитника угнетённых. Да и сам Пушкин в своём «Памятнике» говорит о себе: «… восславил я Свободу и милость к падшим призывал». И вот спрошу я вас: какую свободу славил Пушкин? Плечами пожимаете. Говорите, вопрос какой-то странный. А я так думаю: славил Пушкин свою свободу. Только свою! О себе любимом «пёкся». О свободе для всех и не помышлял. Вопросы всеобщей свободы его не интересовали. Всю свою короткую жизнь Пушкин боролся за свою личную свободу, но так и остался несвободным. Так и умер в зависимости от царя, света, обманутым, оскорблённым мужем, в мундире камер-юнкера.
И ещё вопрос: в каких своих произведениях Пушкин «милость к падшим призывал»? Задумались. Трудновато вспомнить. Подсказываю: разве что только в «Станционном смотрителе». Маловато, согласитесь. Далёк был Пушкин от «падших». Да и не до них ему было! Занят был своими личными «разборками» с царём, светом, женой. Но обвинять Пушкина в пренебрежении к общечеловеческим ценностям было бы несправедливо. Пушкин принадлежал своему классу, и жил он в России! И эти два обстоятельства его как-то и оправдывают.
Вижу, смотрите на меня с каким-то осуждением. Даже возмущены. Но поверьте мне, нет у меня желания порочить Пушкина. Да это и не по силам мне. Поверьте, я, как и вы, люблю Пушкина. Да и как нам жить без него! Без нашего национального гения! У всех наций есть свои гении. И у нас, слава Богу, есть – наш Пушкин.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Как красиво! Какое совершенство стиха! А если в переводе? Поймёт ли в переводе иностранец красоту и совершенство пушкинского стиха? Сомневаюсь. Иностранец (ну хотя бы с которым я в самолёте летел) поймёт только, что был зимний день, морозный, солнечный, и кому-то пора просыпаться. А нам, русским, и понимать ничего не надо. Мы – чувствуем!

Каким был человек, воспитавший гения русской литературы: Сергей Львович Пушкин



Биографии Сергея Львовича Пушкина было уготовано навеки оказаться загнанной в четыре слова: «отец Александра Сергеевича Пушкина». Ему самому, вероятно, такое лаконичное подытоживание жизненного пути показалось бы обидным и несправедливым. Нет, в своих собственных глазах Пушкин-отец был фигурой, вполне достойной отдельного упоминания в книгах – в том числе и как автор многочисленных стихотворений.

О предках Пушкиных

Старшим он считался по отношению к своим знаменитым отпрыскам, в первую очередь Александру, а вообще Сергей Львович был представителем древнего и славного рода Пушкиных, чья история восходила не то к тринадцатому веку и правлению Александра Невского, не то даже к более раннему периоду русской истории. Фамилию роду дал в XIV веке Григорий Пушка, участвовавший в битве с татарами и освоивший первую на Руси пушку – благодаря чему и получил свое прозвище. Род Пушкиных всегда был близок к правителям.


В городе Пушкино установлен памятник Григорию Пушке

В стихотворении «Моя родословная» Александр Пушкин писал так:
Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.
Из записок поэта известно, что дед его, отец Сергея Львовича, имел весьма горячий и даже жестокий нрав, якобы первая его жена умерла «на соломе», заключенная мужем в домашнюю тюрьму. Сведения эти исторически не подтверждаются, что, правда, не отменяет того факта, что характер у Льва Александровича был и впрямь лихой. Ходила легенда, что во время екатерининского переворота в 1762 году он отказался предать императора Петра III, за что был посажен Екатериной в крепость, а после – сослан в Москву.
Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин,
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин.

Родословная Пушкиных

В заключение Лев Александрович Пушкин и впрямь попал, но не за лояльность императору, а за жестокое обращение с крепостными. Матерью Сергея Львовича была Ольга Васильевна Чичерина, вторая жена отца. Как воспитывал детей Лев Александрович, можно судить по его репутации помещика и собственника крепостных; примечательно то, что Сергей, став в свою очередь отцом, никогда не поднимал руки на детей и вообще слыл человеком мягким, не лишенным, впрочем, других недостатков.

Образование, карьера и дети Сергея Львовича


Сергей Львович Пушкин

Образование Пушкиным было дано хорошее, Сергей и его брат Василий получили светское воспитание, прекрасно владели французским, готовились к военной карьере. С пяти лет Сергей Львович был зачислен в гвардию, постепенно «продвигался» вверх в соответствии с традициями того времени — заочно, а затем и личным участием и, наконец, дослужился до майора, после чего ушел со службы.


Надежда Осиповна Ганнибал

В те годы Сергей налаживал семейный быт: в 1796 году он женился на Надежде Осиповне Ганнибал, своей дальней родственнице. За невестой давали село Михайловское в Псковской губернии, жених располагал селами Болдино и Кистенево в Нижегородской – брак выглядел достойным и взаимовыгодным, тем более что Пушкин слыл человеком образованным и отлично владеющим приемами великосветского общения. Он наизусть читал Мольера, да и вообще любил французскую поэзию и драматургию, с удовольствием декламировал стихи и участвовал в домашних спектаклях, был душой вечеров и праздников, организатором шарад и других салонных игр.

Усадьба в Болдино — одном из сёл Пушкина

Первенцем Пушкиных стала Ольга, родившаяся в 1797 году, следующим на свет появился Александр. Кроме них двоих только один ребенок Сергея Львовича и Надежды Осиповны дожил до взрослого возраста – Лев, ставший верным другом и опорой поэта. Благодаря своей феноменальной памяти он мог запоминать целиком произведения брата Александра, и возможно, запиши он их на бумагу, наследие Пушкина увеличилось бы на значительное количество стихов и баллад, но, увы, многие, неопубликованные ушли в небытие вместе с братом Львом.

Лев Пушкин. Рисунок А.О. Орловского

Брат Николай, младше Александра на два года, прожил всего шесть лет; младенцами умирали родившиеся вслед за Львом Софья, Павел, Михаил и Платон. Всего у Пушкиных было восемь детей. Надежда Осиповна, так уж случилось, несколько раз хоронила детей, будучи в положении – в тот же период ее старший сын Александр готовился к поступлению в Лицей. С матерью у поэта всю жизнь будут прохладные отношения, впрочем, и с отцом он не был особенно близок, во всяком случае до своих тридцати лет.

После успеха Александра Пушкина на экзамене в Лицее Сергей Львович стал проявлять к общению с сыном больший интерес

Помещик, отставной военный, душа компании и повеса

Сергей Львович Пушкин, несмотря на то, что содержал многочисленную челядь, имел привычку жаловаться на недостаток денег и был довольно скуп, в том числе и в вопросах содержания сына. Во время южной ссылки Александра тому приходилось всеми правдами и неправдами убеждать отца прислать хоть сколько-то денег на расходы: добывать деньги пером Пушкин-сын не имел возможности.
Сам же отец еще вернулся на службу, несколько лет состоял в Комиссариатском департаменте, ведомстве, которое занималось армейским довольствием. Окончательно Сергей Львович вышел в отставку в 1817 году в чине статского советника, довольно высокого, если учитывать, что никаких особенных талантов на госслужбе он не проявил.


Н. Ге. Пушкин в селе Михайловском

После возвращения Александра и помещения его под надзор в родительском селе Михайловское именно Сергей Львович поставлял сведения о нем жандармам – выполняя таким образом поручение сообщать о встречах и времяпрепровождении сына. Это стало причиной серьезного конфликта, и лишь благодаря посредничеству Дельвига в 1828 году состоялось примирение.

Сергей Львович отличался одновременно вспыльчивым и сентиментальным нравом, он любил собак и был очень привязан к псу Руслану, которого просил изобразить на портрете

Смерть поэта Сергей Львович переживал тяжело. В произошедшем винил Наталью Николаевну. Он даже затеял тяжбу и вернул себе село Михайловское, чему вдова не сопротивлялась. Там он и проводил время, временами наезжая пожить к родственникам в Москву или в Петербург. Последние годы Сергея Львовича Пушкина были отмечены одиночеством: жена умерла еще раньше Александра, дочь Ольга уехала за мужем в Варшаву, сын Лев служил на Кавказе. Пушкину-старшему оставалась его давняя и неискоренимая страсть – молодые женщины.

Ольга Сергеевна Пушкина (в замужестве — Павлищева)

Волочиться за девушками Сергей Львович умудрялся вплоть до самой своей смерти в 1848 году. За несколько дней до кончины он, как говорят, успел сделать предложение дочери Анны Керн – той самой, что была адресатом стихотворений Пушкина-младшего. Вообще любовь к молодым девицам сделалась на закате жизни Сергея Львовича его главной, пожалуй, характеристикой. Внешне он мало соответствовал имиджу Казановы: небольшого роста, «толст, глух, беззуб», но, тем не менее, самозабвенно предавался очередному платоническому увлечению, писал стихи, в чем считал себя ничуть не хуже Александра.
И о другом родственнике великого поэта: арапе Петра Великого.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: