Афон святая гора
Содержание
- История Святой Горы Афон
- Афон в древности
- Византийский расцвет Святой Горы
- Тяжелые испытания для Афона
- Афон в составе Греции
- Современное афонское монашество
- История Афонской горы
- Месторасположение святыни
- Монашество на Афоне
- Афон как очаг исихазма
- Монастыри Священной Горы
- Паломничество к святому месту
- Интересные факты о святыне
- Святая гора Афон
- Конституционно-правовое положение и администрация
- Монастыри и иные монашеские поселения
- История
- Русские на Афоне
- География и климат
- Фотогалерея
- Литература
- Примечания
- Ссылки
- Гора Афон
История Святой Горы Афон
Святая Гора Афон — удивительное место, где расположилась уникальная монашеская республика. Здесь из поколения в поколение переходят духовные традиции православия, которые веками бережно хранятся монахами уже более тысячи лет. Сейчас Святая Гора считается главным оплотом христианского монашества.
Живописные склоны полуострова, погруженные в чистые воды Эгейского моря, величественный столп горы Афон и ценные христианские реликвии были притягательны для разного рода захватчиков. И потому в книге истории Афона есть страницы расцветов и упадков. Но никакие препятствия не смогли помешать благому предназначению — освещению всех православных людей светом веры.
Афон в древности
Человек жил на Афонском полуострове с давних времен, чему способствовали мягкий климат и красота природы, свойственная полуострову Халкидики. Сохранились свидетельства в произведениях древних историков о существовании на Афоне поселений, основанных еще за тысячу лет до Рождества Христова. Но точное расположение этих городов установить так и не удалось.
Особенности местного рельефа позволяли вести греческим племенам достаточно уединенный образ жизни. Люди, в основном, вели сельское хозяйство, занимались ловлей рыбы и животноводством. Морские пути, соединяющие Грецию и Восток, проходили через Афонский полуостров, а величественный Афон служил морякам в качестве маяка. Но эти процветавшие города по неизвестным причинам пришли в упадок, поэтому к моменту зарождения на Горе монашества, все там пребывало в запустении.
Изначально монахи, пришедшие на Афон, селились в горах. Но от тех обителей, которые построили древние иноки, остались только развалины из-за непрестанных набегов варваров. Потому, в частности, и не сохранились письменные свидетельства о начальном периоде афонского монашества. Предполагается, что первые обители появились на Афоне во времена равноапостольного Константина.
А в 691-692 годах после Трулльского Собора Афон был превращен в исключительно монашеское сообщество, где нашли свое пристанище многие скитальцы, которые были изгнаны из своих родных городов.
Византийский расцвет Святой Горы
Изначально монахи делили территорию полуострова с мирянами. Но, начиная с 883 года, для монашеской республики на Афоне наступили времена расцвета, когда взошедший на престол Василий Македонянин подтвердил своим указом исключительное право монахов проживать на Афонском полуострове. И пастухи с землепашцами покинули святые земли.
В целом, в IX веке Святая Гора была признана ведущим монастырским центром Востока. К этому времени монашество представляло три отдельные формы: отшельническая, скитская и общежительная. Все три формы проживания были закреплены в Уставе Святой Горы, как равноправные и одинаково допустимые.
Работа над Уставом велась, в частности, отцом Петром Афонским и преподобным Евфимием Новым (Солунским), которые представляли разные направления форм проживания монахов. Именно тогда Святая Гора и была признана независимой и самоуправляемой. И принятые с тех пор правила монашеской жизни остаются неизменными до сих пор.
Тяжелые испытания для Афона
После периода расцвета политические противоречия, набеги пиратов и варваров стали тяжелыми жизненными испытаниями для Афона. А в 1205 году Святая Гора подверглась опустошающему захвату еретиков-крестоносцев. Они на протяжении целого столетия грабили монастыри и другие монашеские поселения. Именно в этот период Афон лишился множества ценных христианских реликвий.
В 1308 году на Афон началось нашествие каталонцев, которые были наняты для войны с турками, но вскоре выступили против Византии. Западные наемники не погнушались убивать как мирян, так и монахов, они же до основания разрушили часть обителей на Афоне. А после захвата Салоник турками в 1430 году, Святая гора стала считаться тимаром (поместьем) католического епископа Севастийского, который угнетал подвластные ему области.
Затем была предпринята попытка силой навязать афонским монахам объединение церквей, последовавшее после принятия в 1724 году Лионской унии. Но предпринятые униатами усилия — ссылки и конфискации имущества, заточения и даже пытки — не сломили дух монахов. Святогорцы остались верны православию и своим традициям.
Масштабы катастрофы на Афоне, разразившейся в период нашествия крестоносцев, униатов и каталонцев, можно отобразить таким фактом — за этот период число обителей уменьшилось более чем в 10 раз. Да и наступивший затем XVIII век стал временем общего упадка монашества на Святой Горе в связи с оккупацией этой территории турками и проводимыми ими репрессиями.
А с сентября 1829 года, когда между Россией и Турцией был подписан Адрианопольский мирный договор, ситуация на Святой горе стала урегулироваться. Но только в апреле 1830 года, после окончательного ухода турков, монахи смогли начать возвращение на родные земли Афонского полуострова, везя с собой спасенные ценные реликвии, уникальные рукописи и Святые мощи.
Афон в составе Греции
После освобождения от турецких оккупантов судьба Афона была неясна. И на Лондонской конференции в 1913 году Россия предложила признать Афон независимым государством, которое возглавил бы Вселенский патриарх. Но священный Кинот Святой Горы воспротивился и издал постановление, согласно которому монахи признавали над собой только власть греческого короля Константина. Поэтому особой исторической вехой для афонского монашества стал 1923 год, когда Лозаннским договором над Афонским полуостровом был закреплен суверенитет Греции.
Во времена Мировых Войн и в период Гражданской войны в Греции монашество Афона пережило немало трудностей. Все это привело к значительному сокращению численности монахов на протяжении большей части XX века. В 1971 году население Святой Горы было минимальным (было зафиксировано всего 1145 монахов).
Но с тех пор наблюдается неуклонный рост численности афонского монашества. А демократизация Греции и включение Афона в список наследия ЮНЕСКО, произошедшие в последней четверти XX века, привела к резкому подъему интереса к Святой горе — как с религиозными, так и с туристическими целями.
Современное афонское монашество
В настоящее время Афон, несмотря на все тяготы, переживает очередной этап своего возрождения. На Святую Гору пришли новые последователи, кому старцы могут передать традиции Святой Горы, и ранее передававшиеся из поколения в поколение. Население Афона пополнилось в настоящее время людьми самых разных профессий и возрастов, в том числе и молодыми людьми с высшим образованием. И все они решили стать частью вековых традиций Афона. Оплот православия сейчас силен, как во времена своего самого яркого расцвета.
Немалую роль на всех периодах возрождения монашества Святой горы сыграли старцы Афона — харизматические личности, оказывающие большое духовное влияние на приходящие поколения иноков. Среди них можно особо выделить отца Иосифа Исихаста, отца Паисия Святогорца, отца Софрония и Силуана Афонского. Современные старцы, такие как Ефрем Катунакский и Феоклит Дионисиатский, и множество других подвижников на Афоне также ведут работу по духовному просвещению и прилагают все усилия, чтобы передать традиции Святой Горы истинным последователям.
В водах Эгейского моря на востоке Греции расположился полуостров. Самая высокая его точка, Святая Гора Афон, считается символом православного монашества. На полуострове находится 20 монастырских обителей, живущих по своим законам. Новый день здесь начинается с заходом солнца, а женщинам до сих пор запрещают появляться на священной земле.
История Афонской горы
Афонский полуостров имеет многовековую историю. Эта земля хранит секрет падения античных городов, видела не одну войну, была свидетелем рождения и расцвета монашества.
Происхождение названия
Первое упоминание названия Святая Гора приходится на 12-й век, когда в 1144 году император Алексей Комнин отправил грамоту монастырю Великая Лавра. До этого в Уставе монастырей Афон назывался Орос.
В более древние времена полуостров имел еще два других названия:
- Акти. На древнегреческом означает «утес» и характеризует местность.
- Афон. Это название дано в честь гиганта. Согласно греческой легенде, полуостров образовался на месте камня, который гигант Афон бросил в Посейдона.
Древность и античность
Заселение людьми полуострова, где находится Святая Гора Афон, началось за сотни лет до нашей эры. Для моряков, плывущих мимо Греции на Восток, полуостров выступал маяком. Горный рельеф этого региона, климат и природа способствовали изолированному от других способу жизни греческих племен.
Удивительно, но к моменту зарождения монашества на Афоне гора пустовала. Ученые до сих пор не могут объяснить, как пришли в упадок древние города, а также указать места их нахождения на полуострове.
Времена правления Александра Македонского
Во времена Александра Македонского существовала идея превратить Афон в статую. Дейнократ предложил подобным образом увековечить победы царя в войне с Персией. Гора приобрела бы вид мужчины, прообразом которого стал бы правитель. В его левой руке должен был находиться город, а в правой — чаша. Чаша собирала бы воду из горных рек, а вода из нее попадала бы в море. Македонский не одобрил эту идею, и гора осталась нетронутой.
Период расцвета Афона
Расцвет монашества на Афоне приходится на период правления Византии. В 883-м году византийский император Василий Македонянин закрепил своим указом право проживания на полуострове исключительно за монахами.
В 9-м веке гора считалась центром монашеской жизни Востока.
В ее границах сосуществовали три равноправных формы монашества:
- отшельническая;
- скитская;
- общежительная.
Дальнейшая судьба
На протяжении веков происходило множество изменений в положении Афона.
Главные события:
- В 13-м веке территория Греции была завоевана латинянами. Многие монастыри стали дворянскими поместьями. После принятия Лионской унии афонцам, которые воспротивились объединению с латинянами, пытались навязать объединение церквей силой. Монахам пришлось пережить ссылки, заточения и пытки.
- Затем, в начале 14-го века, полуостров атаковали каталонцы. Они разрушали обители, убивали монахов и мирных жителей.
- В 15-м веке пала Византия, и Святая Гора оказалась в руках Османской империи. Монастыри потеряли независимость и свои владения.
- В 18-м веке на Афоне зародилось коливадское движение, целью которого было возобновление традиционной духовной жизни. Этот период также стал временем греческого просвещения. Были основаны Афонская академия и типография при Великой Лавре.
- В начале 19-го века Афон стал базой для турецкой армии. Многотысячное войско нанесло серьезный ущерб постройкам. Многие монахи были вынуждены оставлять обители. Они забирали иконы, рукописи и реликвии и вывозили их за пределы полуострова. Монахи смогли вернуться после окончательного ухода турков с Афона.
Принятие в состав Греции
После освобождения Афона его дальнейшая судьба была неясна.
В 1913 году прошла конференция в Лондоне, где было предложено три пути:
- независимость во главе со Вселенским патриархом;
- зависимость от Румынии;
- подчинение одной из Поместных Православных Церквей.
Ни один из вариантов не подходил монахам, поэтому было созвано срочное собрание глав монастырей. Священный Кинот объявил, что признает власть только греческого короля. Греция законодательно признала в 1926-м году «Уставную Хартию Святой Горы Афонской», которая была подписана представителями 19 монастырей. Хартию не подписал только представитель Пантелеймоновского монастыря, где сосредоточено наибольшее русское афонское общество, которое, по всей видимости, поддерживало идею России о независимости. Так закрепился греческий суверенитет над Афоном.
Современный статус и положение
Сейчас монашество переживает возрождение. После 1971-го года, когда было зафиксировано минимальное количество монахов, усилился приток последователей.
Жизнь монаха выбирают люди разного социального положения и различных профессий. Многие считают, что большое влияние на новопришедших оказывают афонские старцы — духовные наставники. Именно они обучают молодые поколения традициям Афона.
Стоит также отметить повышение туристического интереса относительно Афона после включения горы в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Месторасположение святыни
Афонский полуостров площадью около 336 км2 является частью греческого полуострова Халкидики. Он растянулся на 60 км с севера на юг, а в самой широкой части полуостров достигает 19 км.
Климатические и природные условия
Погода на Афоне — жаркая летом и дождливая зимой, иногда падает снег, но надолго он не остается. Средиземноморский климат позволяет выращивать цитрусовые, яблони, груши, черешни и грецкие орехи. Нередко здесь встречаются плантации винограда и оливковых деревьев.
Полуостров укрыт еловыми, каштановыми и дубовыми лесами. Бедным растительностью считается только район пика горы Афон и рядом находящихся скал.
Как добраться
Путь к Афону лежит только по морю. Купив билет на корабль, можно доплыть в бухту Дафни. Она связана с административным центром Афона — Карье.
Часто паломники, желая сократить время в море, выбирают путь через Уранополис, до которого можно добраться по суше. Из этого города проложен самый короткий морской путь до Дафни.
Монашество на Афоне
Афон является крупнейшим в мире сосредоточением православных монахов. Для православных верующих это место — одно из святых, оно считается земным уделом Богородицы.
Монахи считают Пресвятую Богородицу защитницей и покровительницей. В стенах храмов сохраняют около 60 чудотворных икон Богородицы. Монастыри, скиты, кельи посвящены ее Благовещению, Рождеству и Успению.
Зарождение монашеской жизни
Первые монахи начали появляться на Святой Горе после принятия христианства в Греции. Массовое переселение монахов на Афон началось в ранний период византийского правления.
Распространение на полуострове монашества связывают с такими факторами:
- Земли Святой Горы были не заселены, а рельеф местности способствовал уединению.
- Во время войн территорию Византии занимали народы, исповедующие другую религию. Проживающие в тех землях монахи были вынуждены оставлять монастырские центры и искать другие места для жительства.
- В период иконоборчества византийские власти были враждебно настроены по отношению к монахам.
Известные афонские монахи
Говоря о известных монахах Афона, начать стоит с Петра Афонского и Евфимия Нового. Они известны тем, что стали первыми насельниками Афона. Петр Афонский является первым известным святым на Афоне. Первое упоминание о его отшельничестве на горе относят к середине 10-го века. С именем Евфимия Нового связывают значительное увеличение количества монахов на Афоне, для которых он был духовным наставником.
Дальше на полуострове появился, пожалуй, самый известный монах — Афанасий Афонский. С его именем связывают зарождение общежительного монашества на горе и основание Великой Лавры, главного в современной иерархии монастыря.
Также стоит вспомнить Иоанна и Евфимия Святогорцев, первых грузинских монахов, основавших Иверский монастырь, и Савву Сербского, основавшего первый сербский монастырь Хиландар.
Еще одним известным монахом, чье имя связано с развитием исихазма на Афоне, является Григорий Палама. Он первым стал обучать исихастов духовной практике, до этого афонские монахи приобретали духовный опыт без наставников.
Современное положение
Жизнь монаха на горе полностью посвящена православной церкви. Стать частью афонской братии может любой совершеннолетний православный христианин. Большую часть времени монахи проводят в молитвах и богослужении. Помимо молитв все монахи выполняют послушания — труд на пользу всего монастыря. Их количество зависит от числа монахов в обители, а вид работ — от умений конкретного монаха.
Во внутренней жизни Афона усугубляется конфликт между двумя наибольшими афонскими общинами: греческой и русской. Численность русских монахов в последние годы значительно выросла. Греки склонны видеть в этом угрозу эллинизму. Русские монахи говорят о притеснениях со стороны греков, которые проявляются в том, что им стараются не продавать землю, келлии и каливы, а также значительно завышают на них цены.
Стоит еще упомянуть препятствие, связанное с визой. Перед тем как принять постриг, нужно пробыть на Афоне от 1 до 3 лет послушником. Для этого необходимо многократно обновлять визу, что не всегда просто. Тем, кто принял постриг еще в России, нужно подготовить большое количество документов. Для европейцев таких препятствий нет.
В начале 2019-го года появилась ложная информация о расколе Афона. Слухи появились из-за разного мнения монастырей по поводу действий Константинопольского патриархата относительно Православной Церкви Украины. Ранее патриархом Варфоломеем был выдан томос об автокефалии Украинской Церкви.
На заседании Священного Кинота 28 января 5 из 20 представителей монастырей выразили поддержку инициативе Константинопольского патриарха отправить делегацию на интронизацию главы новой церкви. После заседания Священный Кинот принял решение не отправлять делегацию в Киев и не вмешиваться в церковный конфликт в Украине, предоставив решение вопроса Патриархии и представителям Поместных Православных Церквей.
Афон как очаг исихазма
Гора в 14-м веке стала центром развития двух направлений исихазма: отшельничества и общежительного монашества.
Зарождение течения
Зарождение исихазма в первую очередь связано с монашеством. Впервые он упоминается как духовное течение в 4-м веке у египетских монахов. Течение предполагало жизнь в отшельничестве и безмолвии. Первые монахи удалялись от людей, изредка жили в затворе.
Дальнейшее развитие учения связано с греческими святогорскими монахами и Иисусовой молитвой. Распространилась практика благодаря трудам Григория Паламы в 14-м веке.
Суть и идеи
Говоря об исихазме, чаще имеют в виду именно духовную практику в монашестве, которая открывает возможность ощутить Бога не только духовно, но и телесно. Ее цель — посредством молитвы и смирения увидеть Нетварный Свет, который является проявлением Божественной Силы. Хотя на самом деле у термина «исихазм» есть еще одно значение — так называют философскую теорию.
Центральная идея практики исихастов — это контроль мыслей (помыслов). Монахи верят, что так получится очистить ум и сердце, что поможет приблизиться к Господу.
Направления исихазма
Практика исихазма у православных монахов развивалась в нескольких направлениях.
Всего выделяют три:
- отшельничество;
- духовные практики;
- учение Григория Паламы.
Такое направление, как отшельничество, возникло с первыми монахами и представляет собой жизнь в безмолвии.
Говоря о духовных практиках, имеют в виду многократное повторение Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.» Посредством постоянного призывания Имени Божия монахи добивались ухода вражеских (диавольских, то есть всеваемых в ум от врага спасения души — диавола) помыслов.
Третье направление связано с жизнью и трудами святителя Григория Паламы о восхождении человеческого духа к Божеству через самонаблюдение и самосовершенствование.
Исихазм в православии
Практика исихазма у православных монахов строится на последовательном выполнении шести действий.
Этапы совершенствования в православном исихазме:
- Поскольку цель духовной практики — это созерцание Бога, а исходя из убеждений монахов, способен на это лишь человек, чистый сердцем, то основу исихазма составляет очищение сердца.
- Затем следует уединение. Монахи уверены, что в одиночестве способны достичь большей концентрации.
- Третий этап называют «умным деланием». С помощью внутреннего созерцания и дыхательных упражнений монахи достигают момента объединения сердца и ума.
- После этого начинается этап постоянного повторения Иисусовой молитвы.
- Дальше наступает безмолвие. Таким образом монах сосредотачивается на сердце и создает вокруг себя тишину.
- В конце появляется Фаворский Свет, он говорит об общении с Господом.
Отделение от философии
Исихазм в философии представлен теорией, которая отождествляет сущность человека с микрокосмосом, в котором отображена вся Вселенная.
В православной практике идея заключается в духовном изменении себя, которое позволит увидеть Бога. Совершая грехи, люди скрывают образ Господа, живущий в них, но к нему можно приблизится, очистив душу. Бог проявляет себя в мудрости, любви, смирении.
Монастыри Священной Горы
Территория полуострова разделена между 20 монастырями. Статус монастыря свидетельствует о наличии прав собственности на землю и возможности участия в органах самоуправления.
Кроме монастырей на полуострове также расположены скиты, келии, каливы, которые принадлежат одному из монастырей. Количество монастырей и других зависимых монашеских учреждений неизменно, так как создание новых запрещено.
Великая Лавра
Великая Лавра — это первый афонский монастырь, он появился в Греции в 963-м году. Его основал Афанасий Афонский на месте античного города Акрофоон у подножья горы на юго-востоке полуострова.
Соборный храм Лавры (кафоликон) освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 16-м веке он был расписан одним из лучших живописцев — Феофаном Критским. В одном из двух его приделов сохраняются мощи преподобного Афанасия.
В монастыре хранится 4 чудотворных иконы Божьей Матери, а его библиотека считается самой богатой и насчитывает порядка 3000 рукописей и 100000 печатных книг, 50 из них сохранились здесь в единственном экземпляре.
Ватопед
Современный вид Ватопед приобрел в 19-м веке. Самая старую часть комплекса относят к византийскому периоду. Находится монастырь в бухте на северо-восточном берегу полуострова на месте старого городка Дион.
Кафоликон монастыря был сооружен в 10-м веке и освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В одном из 16 параклисов (церквей) сохранилась самая древняя фреска Григория Паламы. Также обители принадлежит старейшая колокольня Афона.
Величайшей святыней Ватопедской обители является Пояс Пресвятой Богородицы, имеющий благодать исцеления рака и бесплодия у женщин.
В монастыре хранится 7 чудотворных икон Божьей Матери:
- «Алтарница», или «Ктиторская»;
- «Всецарица»;
- «Отрада», или «Утешение»;
- «Елеоточивая», или «Келарница»;
- «Закланная»;
- «Предвозвестительница», или «Живоприятная»;
- «Простреленная».
Одной из ценнейших рукописей библиотеки считается «География» Клавдия Птолемея, датируемая 11-м веком. Здесь также находится наибольшая коллекция музыкальных манускриптов — около 350.
Зограф
Болгарский мужской монастырь расположен в ущелье в 3 км от моря в юго-западной части полуострова. Большая часть построек сделана в 18-19-м веках. Самая старая башня, сохранившаяся до нашего времени, была возведена в 1517-м году.
Кафоликон построили в центре двора в 1801-м году и освятили во имя великомученика Георгия Победоносца. Он был расписан в середине 19-го века. В соборе хранятся мощи святых и 3 чудотворных иконы Георгия Победоносца.
В библиотеке монастыря хранится второе по количеству и значению собрание славянских рукописей.
Святого Павла
Монастырь расположен на западном склоне Афона. Основан он был в конце 9-го века святым Павлом Ксиропотамским. Поскольку территория монастыря ограничена отвесной скалой и двумя реками, он рос в высоту, а не в ширину. Современный вид приобрел в 19-20-м веках. Самые ранние сохранившиеся постройки относят к 15-му веку.
Кафоликон занял центр просторного двора. Он построен в 1844-м году и посвящен Сретению Господню. Библиотека насчитывает 494 рукописи и 12 тысяч книг.
В часовне святого Георгия сохранились элементы фрески Критской школы, датируемые 1555-м годом. Самыми ценными реликвиями, сохраняемыми в стенах монастыря, являются Дары волхвов младенцу Христу.
Святого Пантелеймона
Монастырь расположен на берегу залива и традиционно считается «русским Афоном», хотя таковым его можно считать только с 19-го века. В архитектурном плане в отличается от других монастырей тем, что не напоминает крепость.
Строительство кафоликона завершилось в 1821-м году. Освятили его во имя святого великомученика Пантелеймона. С 1875-го года песнопения в храме ведутся на греческом и церковнословянском.
В храме хранится часть камня, отваленного от Гроба Господня. Библиотека, расположенная в двухэтажном здании, насчитывает около 2000 рукописей на греческом и славянских языках и более 20000 печатных изданий.
Иверский
В очертаниях античного города Клеоны был основан монастырь грузинским монахом Иоанном Иверским. Иверский монастырь начал формироваться на территории Лавры Климента в бухте на северо-востоке полуострова.
Главный храм был достроен в 983-м году, он считается одним из старейших на Афоне. Это единственный монастырь, который использует не византийское время, — сутки здесь начинаются не с заходом солнца, а с его восходом. Монастырь обладает наибольшим количеством святых мощей на Афоне.
Эсфигмен
Эсфигмен — это самый северный монастырь, он расположился на морском побережье. Спрятавшись между двух возвышенностей, Эсфигмен, благодаря мощным стенам и высоким башням, больше напоминает средневековую крепость, а не монастырь.
Во внутреннем дворе обители растет множество кипарисов и олив. Соборный храм был построен в 1810-м году на основании более древнего храма и освящен в честь Вознесения Господня. В обители хранится мозаичная икона Спасителя VII-го века.
Пантократор
Монастырь расположен на северо-восточном склоне Афона. Его строительство началось в 1361-м году неподалеку от развалин древнего города.
Его двор состоит из двух частей: в меньшей находятся гостиные кельи, комнаты для рабочих, башня с часовней и ризницей; в большей части расположены соборный храм, трапезная и колокольня.
Пантократор владеет самой большой коллекцией икон среди монастырей Афона. Библиотека богата рукописями и старинными книгами, самой ценной считают «Евангелие Каливита».
Хиландар
Первые упоминания о существовании храма относят еще к 10-му веку. Но та обитель пришла в запустение. Современный монастырь был основан в 1198-м году и располагается на северо-востоке полуострова.
Его кафоликон, построенный в 13-м веке, посвящен празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. В его библиотеке, которой удалось уцелеть в пожаре 2004-го года, хранится порядка 1000 рукописей на греческом и славянских языках и 20000 книг, а также огромная коллекция старинных документов.
Из реликвий выделяют четыре чудотворные иконы и резные драгоценные камни с изображениями Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.
Дионисиат
Монастырь расположен на крутой скале юго-западного побережья Афона. Строительство обители началось в 1364-м году, а ее основателем считают Дионисия Афонского. Все постройки монастырского комплекса расположены вплотную друг к другу, это обусловлено размещением на тесной скале.
Кафоликон был построен в 16-м веке в честь Рождества святого Иоанна Крестителя. Обитель обладает большим количеством аналойных икон. В библиотеке Дионисиата собрано 804 рукописи, самую древнюю из них относят к 9-му веку, и больше 10000 печатных изданий.
Ксиропотам
Ксиропотам находится на западном склоне Афона и считается одним из древнейших монастырей. Его название означает сухой поток. Назван он так из-за оврага с ручьем, который пересыхает в жару.
Кафоликон был сооружен по образцу святогорских храмов в 1763-м году и посвящен Сорока мученикам Севастийским. В стенах храмового комплекса хранится большое количество мощей святых. Здесь находится самая большая часть Животворящего Креста Господня. В библиотеке монастыря — 409 рукописей и 5000 книг.
Дохиар
Этот мужской монастырь расположился на южном склоне горы в нескольких десятках метров от морского берега.
Кафоликон был возведен на основании более древнего храма. Он освящен в честь архангелов Михаила и Гавриила. В монастыре хранятся мощи святых и частица Животворящего Креста. В трапезной сохранились изображения первых настоятелей. Библиотека обители владеет 620 рукописями, самая древняя из которых относится к 9-му веку.
Другие монашеские обители Афона
Кроме описанных монастырей на святой горе находится еще 8 греческих обителей.
На восточном побережье Афона:
- Филофей;
- Каракалл;
- Ставроникита.
На западной стороне полуострова:
- Григориат;
- Констамонит;
- Симонопетр.
Все они являются общежительными. Все, кроме Григориата, были основаны в период до 12-го века. Из всех монастырей Афона выделяется Ксенофонт, он уникален тем, что обладает двумя кафоликонами.
Паломничество к святому месту
Афонскую гору посещают тысячи паломников каждый год. Их количество особенно возрастает на Пасху и Рождество. В последнее время к Афону выявляют не только паломнический, но и туристический интерес. Перед путешествием к святыням следует узнать о нескольких нюансах.
Возможности и правила посещения
Попасть на Афон самостоятельно или в составе экскурсионной группы могут только мужчины. Желающий побывать на Афоне должен получить специальный документ — диамонитирион.
Этот документ бывает двух видов:
- общий диамонитирион позволяет находится в священном месте 4 дня и останавливаться в любом из монастырей;
- индивидуальный диамонитирион выдается одним из монастырей и позволяет находится на горе неограниченное время, при этом ночевать паломник должен в монастыре, который выдал диамонитирион.
Отправляясь в путешествие, следует знать, что в святыне действует ряд правил: не позволено носить одежду выше колена, сквернословить или громко разговаривать. Поскольку Афон — не место для отдыха, здесь также запрещено загорать или купаться на пляжах, делать фотографии или записывать видео.
Женщинам, а также любым существам женского пола, вход на Афон запрещен. Такое ограничение закреплено в 186-й статье Устава Афона и связано с древним преданием. История гласит, что Пресвятая Богородица, держа путь на Кипр, попала в шторм, и ее корабль прибило к берегу Афона. Поразившись красотам этого места, Она пожелала, чтоб гора стала Ее земным уделом. Так оно и произошло. По Ее завету, ни одна женщина, кроме нее, не может ступать на эти земли. Этот запрет действует по сей день. В законодательстве Греции даже предусмотрено тюремное заключение за его нарушение.
Маршрут и стоимость экскурсии
Туристические агентства предлагают различные туры — как индивидуальные, так и групповые.
Популярны у туристов туры с восхождением на Афон.
В их стоимость включают:
- перелет в Уранополис (чаще всего из Москвы, из других городов — намного реже);
- медицинскую страховку;
- сопровождение по маршруту;
- питание;
- проживание.
Но за визу и диамонитирион придется заплатить отдельно. Стоимость поездки будет зависеть от конкретного тура — от 280 евро за однодневную поездку до 1200 евро за семидневное пребывание на Афоне.
Интересные факты о святыне
Афон, известный еще как гора монахов в Греции — единственная монашеская республика в мире, хотя официально эта территория принадлежит Греции.
На горе до сих пор используется византийское время.
У Афона есть собственный флаг. На нем изображен двухголовый черный орел на золотистом фоне.
Афонских монахов иногда называют «святопоясниками». Это связано с одной из реликвий, хранящейся в афонском монастыре Ватопед — Поясом Богородицы.
>Видео
Из этого видеоролика можно узнать о жизни монахов на Афоне.
Святая гора Афон
Святая гора Афон
Святая Гора Афон Άγιον Όρος |
|
Столица | Карея (Кариес, Карей) |
Номы | |
Население | 2 262 (2001 г.) |
Площадь | 335,63 км² |
Плотность населения | 6.7 чел./км² |
Административные области Греции | |
|
Координаты: 40°09′26″ с. ш. 24°19′35″ в. д. / 40.157222° с. ш. 24.326389° в. д. (G) Свята́я Гора́ Афо́н (греч. Ἄθως; в Греции — греч. Άγιον Όρος — «Святая Гора») — географически, полуостров в Восточной Греции, в районе Халкидики (Македония), представляющий собой гору высотой 2200 м над уровнем моря.
Административно — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20-ти православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года).
Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон («Трагос»), утвержденного Хрисовулом Императора Иоанна Цимисхия в 972 году. В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.
Для православных всего мира — одно из главных святых мест, почитается как земной Удел Богородицы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Конституционно-правовое положение и администрация
Икона Богородицы Игумения Святой Горы Афонской Герб Палеологов на флаге Вселенской Патриархии, используемом на Афоне
В 676 году император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам.
До XVII века управление Афона носило монархический характер и осуществлялось Протом (Πρώτος).
Действующая конституция Святой Горы — Уставная Хартия Святой Горы Афонской 1924 года, ратифицированная 10 сентября 1926 года и имеющая силу государственного закона Греции. Особый статус Святой Горы закреплён в статье 105 действующей конституции Греции.
Устав, согласно своей последней статье (ст. 188), «проистекает из императорских золотых булл и типиков, патриарших сигиллий, султанских фирманов, имеющих силу всеобщих постановлений и древнейших монашеских положений».
Согласно Уставу, высший законодательный и судебный орган монастырского управления Святой Горы — Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех 20 монастырей; собирается дважды в год: спустя 15 дней по Пасхе и 20 августа (ст. 43 Устава) в административном центре — Карее (Καρυές). Исполнительная власть на Святой Горе осуществляется Священным Собором (Кинотом), состоящим из 20 членов (антипросопов), каждый из которых представляет свой монастырь. Распорядительная власть — отдельный комитет (Священная Эпистасия) из 4-х «наблюдателей» (επιστάτης), состав которой меняется каждый год первого июня. Каждый монастырь бывает представлен в Эпистасии в один из 5 лет наряду с 3-я другими в его группе монастырей. Старший член Эпистасии (монах, представляющий старший в группе монастырь) именуется протоэпистатис или назир.
Хотя в Греции есть епископ с титулом «Иериссы, Святой Горы и Ардамериона» (греч. Ιερισσού, Αγίου Όρους και Αρδαμερίου; с 1981 года — митрополит Никодим (Анагнасту)), титул имеет чисто исторический характер и никакой церковно-канонической власти на Святой Горе данный епископ не имеет. Статья 5 Устава гласит: «Не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского Патриарха». Хотя в Пантелеимоновом монастыре при Патриархе Пимене практиковалось возношение имени последнего на богослужении, подобное было прямо запрещено в конце 1980-х.
Вид на Афон с моря
Греческое государство на Афоне представляет губернатор, находящийся в подчинении Министерства иностранных дел Греции. При нём есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских. Его основная обязанность — наблюдать за соблюдением гражданского законодательства.
В Карее находится древнейший, по преданию основанный в 335 году Константином Великим, храм Успения Пресвятой Богородицы, неоднократно сильно страдавший от разрушений. В нём сохранились фрески XIV века. Святыня храма — чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть».
Посещение Афона
Статья 186-я Статута гласит: «В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой Горы».
На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение — диамонитирион. Диамонитирионы бывают двух видов: общее разрешение (выдается Бюро паломников министерства Македонии и Фракии в городе Салоники на 4 дня и даёт право пребывания в любом монастыре) и индивидуальное (делается самим монастырем на неограниченный срок с правом ночевать только в монастыре, выдавшем приглашение). Православные клирики, кроме того, должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии.
Монастыри и иные монашеские поселения
Карта Афона
Каждый из 20 монастырей имеет статус патриаршей ставропигии. Со статусом монастыря на Афоне сопряжены исключительные имущественно-правовые привилегии. Создание новых монастырей запрещено.
«Правящие» монастыри в порядке официальной святогорской иерархии:
- Великая Лавра (Μεγίστη Λαύρα)
- Ватопед (Βατοπέδι или Βατοπαίδι)
- Иверский (Ιβήρων; ივერთა მონასტერი)
- Хиландар (Χιλανδαρίου)
- Дионисиат (Неа Петра) (Διονυσίου)
- Кутлумуш (Κουτλουμούσι)
- Пантократор (Παντοκράτορος)
- Ксиропотам (Ξηροποτάμου)
- Зограф (Ζωγράφου)
- Дохиар (Δοχειαρίου)
- Каракал (Καρακάλλου)
- Филофей (Φιλοθέου)
- Симонопетра (Σίμωνος Πέτρα или Σιμωνόπετρα)
- святого Павла (Αγίου Παύλου, Agiou Pavlou)
- Ставроникита (Σταυρονικήτα)
- Ксенофонт (Ξενοφώντος)
- Григориат (Οσίου Γρηγορίου)
- Эсфигмен (Εσφιγμένου)
- Пантелеимонов (Αγίου Παντελεήμονος, или Ρωσικό)
- Констамонит (Κωνσταμονίτου)
Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (в русской литературе обычно именовались «келлейные обители» — обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (поселение без земли), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Последних много на юге полуострова и в местности Карулья.
Принципиальное отличие от монастыря всех прочих поселений — отсутствие у них прав на земельную собственность, что ставит их в прямую зависимость от монастыря, которому принадлежит их земля.
До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными (или киновийными, в которых монахи живут на общем монастырском довольствии), так и особножительными (идиоритмийными; в России в синодальный период такого рода монастыри частно называли «штатными»). После перевода в 1992 году Пантократора на общежитие все монастыри стали общежительными. Однако многие скиты по-прежнему остаются особножительными.
История
Монастырь Симонопетра на Афоне
История Афона, как и всего полуострова Халкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там в глубокой древности. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова Халкидики и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь уединенной жизни. Первыми жителями полуострова были фракийцы. В V веке до н. э. к ним присоединились греки из Халкидики, благодаря которым произошла эллинизация местных жителей. Основным родом деятельности их являлось сельское хозяйство, животноводство и рыболовство.
Превращение Афона в исключительно монашеское обиталище произошло после Трулльского Собора, постановившего в частности (Правила 18 и 42) в отношении скитающихся «пустынников»: «Аще восхотят, <…> то определяти их в монастырь, и причисляти к братиям. Аще же не пожелают сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, от коих и именование себе составили.» Многие из таких скитальцев, которых было много по причине нашествия магометан особенно в Константинополе, устремились на Афон.
Расцвет монашества на Афоне произошел во время царствования Василия Македонянина, восшедшего на престол в 867 году. Им было подтверждено исключительное право монахов на обитание на полуосторове, дарованное ещё Константином Погонатом.
После захвата Салоник турками в 1430 году монахи Афона немедленно принесли заверения повиновения султану Мураду II; после падения Константинополя в 1453 году Афон продолжал долгое время пользоваться прежними правами и привилегиями, но в 1566 году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения.
В XVII—XVIII веках Афон стал местом греческого просвещения, учёности и книгоиздательства: при Ватопеде в средине XVIII века была основана Афонская академия (Афониада), при Лавре была устроена типография.
XVIII век был временем общего упадка афонского монашества.
После восстания 1821 года последовала турецкая военная оккупация Афона и репрессии; уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага. Андрианопольский мирный договор между Россией и Портой в сентябре 1829 года обеспечил прекращение турецкой оккупации и возвращение монастырских имений.
2 (15) ноября 1912 года полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства. Русское правительство потребовало вывода греческих войск, которые и были выведены с территории Пантелеимонова монастыря; русские монахи в гражданском отношении продолжали подчиняться русскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции в декабре 1912 — январе 1913 года Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории. Против такого проекта выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству.
Принятая в мае 1924 года Священным Кинотом «Уставная Хартия Святой Горы Афонской» («Новый канонизм»), законодательно признанная Грецией в 1926 году, не была подписана представителем Пантелеимонова монатсыря, хотя в 1940 году Пантелеимонов монастырь согласился исполнять её предписания как действующего государственного законоположения.
Закон Греции 124/1969 (в 1969 году) отнимал у монастырей права самоуправления и давал полномочия губернатору, что вызвало сильные протесты как на Афоне, так у руководства поместных Церквей.
В июне 1963 года торжественно праздновалось 1000-летие монашества на Афоне; в торжествах принимали участие предстоятели ряда поместных Церквей.
На Афоне на протяжении его истории подвизались монахи (святогорцы) различного происхождения. Монастыри знали периоды расцвета (конец XIX века) и упадка (сокращение численности братии на протяжении большей части XX века). Минимальное число насельников Святой Горы было зафиксировано в 1971 году (1145 человек), после чего наблюдается неуклонный рост.
С последней четверти XX века, после демократизации Греции и включения Афона в список всемирного наследия ЮНЕСКО, наблюдается новый подъём как чисто туристического, так и религиозного интереса к Афону.
Древнейший из 20 монастырей, расположенных на полуострове, Лавра, был основан в 963, а позднейший, Ставроникита, — в 1542 году.
Русские на Афоне
Русский монастырь Святого Пантелеймона
Присутствие русских иноков на Афоне достоверно относят к XI веку, ко времени царствования императора Алексея Комнина, — в обители «Ксилургу».
Согласно 2-й Кассиановской редакции Киево-Печерского Патерика, преподобный Антоний Печерский отправился на Афон ещё в княжение святого Владимира, то есть до 1015 года, и принял там пострижение.
15 августа 1169 года русским была передана «обитель Фессалоникийца» («Руссик»). С конца XV века московские князья и цари начали оказывать щедрую помощь русской обители и иным на Афоне, который попадает под московское покровительство. В XVII веке Руссик занимал 5-е место в афонском диптихе.
Существуют документальные свидетельства о том, что Руссик стоял в запустении в конце XVI века и в 1693 году. По рассказам, слышанным русским путешественником Василием Григоровичем-Барским, подобное запустение могло быть следствием того, что греки «больше числом сущи и не терпевши срамоти и обличения, сице наущением демонским возъяришася на них , и сицеву брань велию сотворивши междуусобию, яко нечаянно на них нападши, всех заклаша до едина…»
В XVIII веке прозошёл резкий упадок как всего монашества на Афоне, так и русского в частности; к концу века Руссик, обременённый значительными долгами, практически прекратил существование.
В начале XIX века Руссик был заново отстроен на новом месте, на берегу моря; после греческого восстания 1821 года вновь пришёл в упадок.
В 1840-е начал заселяться паломниками из России Ильинский скит (на восточном берегу), основанный в 1757 году Паисием Величковским и до 1841 года пребывавший в полном упадке. Купцы Василий Толмачёв (в монашестве — Виссарион) и Василий Вавилов (Варсонофий) приобрели у Ватопедского монастыря келлию преподобного Антония Великого, которая в 1850 году сделалась русским Андреевским скитом с 300 исключительно русских иноков. Скит был назван в честь небесного покровителя Андрея Н. Муравьёва, немало содействовавшего устроению скита.
С половины XIX века начался массовый приток русского монашества на Афон, что было в значительной степени вызвано тем, что многие из российских паломников оставались на Афоне, чему Оттоманское правительство не чинило препятствий. Причём, с точки зрения российского правительства, такие насельники оставались подданными России. Под русский контроль перешёл Андреевский и Ильинский скиты.
Андреевский скит в начале 1910-х был очагом имяславия и в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.
С переходом Афона в гражданскую юрисдикцию Греческого Королевства в ноябре 1912 года бесконтрольному потоку русских на Афон был навсегда положен конец, что было не в последнюю очередь связано с планами российского правительства аннексировать полуостров (наряду с Константинополем) в ходе Первой мировой войны. Характерно, что в 1914—1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов.
После окончания гражданской войны в России приезд русских был практически запрещён как для лиц из СССР, так и из русской эмиграции вплоть до 1955 года. Замечательными исключением в данный период были Софроний (Сахаров) и В. А. Кривошеин (впоследствии архиепископ Московского Патриархата Василий). Последний проживал на Афоне с декабря 1925 года до сентября 1947 года, когда он был выдворен со Святой Горы гражданскими властями. Овладев греческим языком, Кривошеин сумел получить доступ к древним греческим манускриптам для их исследования.
В 1931 году Архиерейский Синод РПЦЗ создал Комитет помощи русским афонским инокам, в котором активно работал епископ Серафим (Соболев).
От 5.300 русских насельников из общего числа 12.000 в 1913 году к декабрю 1965 года осталось 62 русских монаха (все весьма преклонного возраста) из общего числа 1.491. В Андреевском скиту последний русский насельник (старец Сампсон) умер в 1972 году, после чего скит отшёл к Ватопедскому монастырю; в 1992 году там появились первые греческие монахи.
В 1960-х Московской Патриархии, благодаря усилиям председателя ОВЦС митрополита Никодима (Ротова), который, ещё будучи архимандритом, неофициально посетил Афон в феврале 1959 году, удалось добиться ограниченной отправки русских монахов в Пантелеимонов монастырь: в 1966 году прибыло 4 человека из Псково-Печерского монастыря, в 1969 году — 2 из Троице-Сергиевой Лавры.
В ноябре 1959 года Афон посетила группа участников церковных торжеств в Салониках в связи с 600-летием со дня преставления Григория Паламы (14 ноября) в составе: епископ Волоколамский Василий (Кривошеин), ректор МДА прот. К. И. Ружицкий и профессор ЛДА Н. Д. Успенский. Первая официальная делегация Московского Патриархата в составе архиепископа Никодима, архимандрита Питирима (Нечаева) и референта ОВЦС В. С. Алексеева прибыла на Афон в конце июня 1962 года. Игумен Пантелеимонова монастыря Илиан (Сорокин; † 1971) в письме от 19 сентября 1962 года архиепископу Василию (Кривошеину), чрез которого Никодим Ротов поддерживал сношения и получал информацию от русской братии на Афоне, писал: «После посещения Высокопреосвященнейшего владыки Никодима греки, то есть греческое правительство, очень озлобились на нас. Все письма наши читают. Отец Давид совсем испугался, сидит и молчит, боится, что его могут арестовать.»
В 1970-е русское присутствие на Афоне начало медленно восстанавливаться; значительная часть отправляемых на Афон кандидатов возвращалась в СССР по причинам нездоровья и неспособности переносить тяготы жизни в Пантелеимоновом монастыре.
В 1972 году Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен, что было первым в истории посещением Афона Всероссийским Патриархом.
География и климат
Вид на полуостров с верхней точки горы Афон
Узкий гористый полуостров (восточная часть широкого Халкидикского полуострова), вдающийся в Эгейское море, несколько к востоку от Салоникского залива, 40°40′ с. ш., 24° в. д. Длина полуострова около 60 км, ширина от 7 до 12 км; площадь — 335,637 кв. км. Высота собственно горы Афон — 2 026 метра. Климат — субтропический (средиземноморский климат), с мягкой дождливой зимой и жарким летом.
Почти весь полуостров, за исключением южного пика и прилегающих к нему скал, покрыт богатой субтропической растительностью: здесь произрастают различные деревья, отчасти фруктовые, лимоны, апельсины, груши; целые поля усажены виноградом.
Фотогалерея
Вид на гору Афон из румынского скита Продромос |
Румынский скит Продромос |
Реликвии румынского скита Продромос |
Фрески купола крещальни, Великая Лавра |
- Диамонитирион
Литература
- Еп. Порфирий (Успенский). История Афона. Том I—II. — М., Издательство «ДАРЪ», 2007.
- Посмертные вещания Нила Мироточивого. М. Издательство Сретенского монастыря, 2003
- Борис Зайцев. Афон.
- Гумилёв Л. Н. От Руси к России. М., 1992. С. 148—149.
- Ульянов О. Г. 1700-летняя судьба главной святыни Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря
- Ульянов О. Г. «Умное делание»: традиции исихастов. Богословское и философское осмысление исихастской традиции
- Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане
- Ульянов О. Г. «Apophtegmata patrum» и традиции старчества на Руси
Примечания
- Цит. по ЖМП. 1974, № 6, стр. 20
- Цит. по ЖМП. 1974, № 3, стр. 10
- ЖМП. 1974, № 5, стр. 12.
- ЖМП. 1974, № 4, стр. 5.
- В. Григорович-Барский. Второе посещение Святой Афонской Горы. СПб., 1887, стр. 296.
- Данные по: Вс. Ващенко. Святоименный Афон. Штуттгарт, 1962, стр. 15.
- ЖМП. 1974, № 3, стр. 5.
- ЖМП. 1959. № 7, стр. 65 — 68.
- ЖМП. 1960. № 2, стр. 72 — 80.
- ЖМП. 1962. № 9, стр. 38 — 46.
- Цит по: Журнал Церковь и время. М., 2007, № 3 (40), стр. 248.
- Игорь Якимчук. Положение русского монашества на святой горе Афон в XX веке.
- Еп. Порфирий (Успенский). История Афона. Том I—II. — М., Издательство «ДАРЪ», 2007. на официальном сайте МП
Ссылки
- Афон (статья в Православной энциклопедии)
- Святая Гора Афон — земной удел Божией Матери
- Ульянов О. Г. Мнение эксперта: «Русский на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонов монастырь перед вызовом времени» (Интервью в ходе визита президента России В. В. Путина на Афон в августе 2005 г.)
- Ульянов О. Г. «Правое» и «левое», или эпистемология «царского пути» в исихастской традиции
- Ульянов О. Г. «Успение» на Святой горе Афон
- Ульянов О. Г. Параклисис Св. Бессребреников (Ватопед)
- Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на международной научно-богословской конференции «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства». На официальном сайте МП
- Mount Athos
- Начало монашества на Афоне
- М. М. КЛИМЕНКО. Особенности совершения всеношного бдения в монастырях святой Горы Афон
- Афон. Фотографии (нем.)
- Афон. Паломничество на Святую Гору.
- Святой Афон
Монастыри Афона
Арголида • Аркадия • Арта • Аттика: Афины — Пирей — Восточная Аттика — Западная Аттика • Ахея • Беотия • Гревена • Додеканес • Драма • Закинф • Иматия • Ираклион • Кавала • Кардица • Кастория • Керкира • Кефалиния • Киклады • Килкис • Козани • Коринфия • Ксанти • Лакония • Лариса • Ласитион • Лесбос • Лефкас • Магнисия • Мессения • Пелла • Пиерия • Превеза • Ретимнон • Родопи • Салоники • Самос • Серре • Теспротия • Трикала • Флорина • Фокида • Фтиотида • Халкидики • Ханья • Хиос • Эвбея • Эвритания • Эврос • Элида • Этолия и Акарнания • Янина • Айон-Орос
Храм Аполлона в Бассах · Афинский Акрополь · Руины города Дельфы · Руины города Эпидавр · Средневековый город Родос · Монастыри Метеоры · Гора Афон · Раннехристеанские и византийские памятники города Салоники · Руины города Олимпия · Руины города Мистра · Остров Делос · Монастыри Дафни, Осиос Лукас и Неа Мони · Руины городов Пифагореон и Иреон на острове Самос · Археологическая зона Вергины · Археологические зоны Микен и Тиринфа · Исторический центр острова Патмос, Монастырь святого Иоанна Богослова и пещера Апокалипсиса · Старый город Керкиры (Корфу)
Гора Афон
Видео: Гора Афон в рекламе местного вина
Основные моменты
Гора Афон — место сосредоточения православных монастырей, основанных с X века. Большинство из них греческие, но некоторые находятся под эгидой русских, сербских и болгарских сообществ. Здесь проживает около 1500 монахов. Правила разнятся от обители к обители, а некоторые монахи, как в былые времена, даже живут отшельниками, селясь в пещерах и каливах. Правила на Святой Горе очень строгие. Число посетителей (неправославных) — ограничено (двенадцать человек в день). Большинство туристов ограничивается экскурсией на лодке, которая приближается к берегу. Женщинам ступать на святую землю Афона запрещено. Если вам повезет, во время морской прогулки вы увидите дельфинов, которые не редкость в этих водах.
Византийские монахи возвели самый древний монастырь, Великую лавру, в 963 г. Уже в 972 г. было достигнуто уникальное соглашение с Византией, по которому гора Афон признавалась духовным государством, независимым от Византийской империи, с полным суверенитетом, гарантированным Афону лично императором. Это сделало Афон политическим и религиозным центром для греческих, балканских и российских православных христиан. В XIV в., золотом веке Афона, около 40 000 монахов обитало в 20 больших монастырях и мелких «скитах» — тех же монастырях, напоминавших небольшую деревню.
Монастырь на гореНа горе Афон стоят десятки небольших монастырей Образ жизни в монастыре не меняется веками
Хотя жители горы Афон номинально являются гражданами Греции, ее автономный статус сохранился и по сей день: последнее соглашение, подтверждающее суверенитет духовного государства, было подписано в 1912 г. Согласно Уставу, высший законодательный и судебный орган монастырского управления Святой горы — Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех 20 больших монастырей и заседающее в столице Афона Карее. Исполнительная власть на Святой горе осуществляется Священным собором (Кинотом), состоящим из 20 членов, каждый из которых представляет свой монастырь. Распорядительная власть — отдельный комитет из 4 «наблюдателей», состав которых меняется каждый год первого июня. Также в Карее находится резиденция главы правительства, Прота (по-гречески — первого). Греческое государство на Афоне представляет губернатор, находящийся в подчинении Министерства иностранных дел Греции. При нем есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских. Его основная обязанность — наблюдать за соблюдением гражданского законодательства.
Образ жизни монахов в этом «Уделе Божьей Матери» оставался практически неизменным со времен Византийской империи, когда государство впервые официально определило их статус. И по сей день ни женщинам, ни большинству домашних животных нет доступа на эту святую землю. Монахи утверждают, что это правило было установлено согласно библейской традиции, по которой сама Дева Мария избрала гору Афон в качестве места отдохновения, где ее не побеспокоят другие представительницы женского пола. В наши дни за стенами главных монастырей живут 1700 монахов.
Рассвет на горе АфонГорный пейзажМоре, переходящее в небо
Сам полуостров отличается редкой природной красотой. Склоны горы покрыты древними вечнозелеными лесами почти до самой вершины, высота которой 2033 м. Согласно легенде, Богоматерь совершала путешествие на Кипр со св. Иоанном, и когда буря заставила ее искать убежище, она остановилась на месте, где ныне находится Иверский монастырь. Красота этих мест произвела на нее такое впечатление, что Господь подарил Богоматери эту гору, сказав: «Пусть это место будет твоим, станет твоим садом и твоим раем, а также спасением и приютом для тех, кто ищет спасения».
Монастыри Афона
Панорамный вид с моря
Даже те, кому удалось получить разрешение на посещение (а ожидание может продлиться несколько недель), могут попасть на территорию горы Афон только морем, из Уранополи: других путей сюда нет. По ходу движения парома на западном берегу вы увидите сначала монастырь Дохиар, своей сторожевой башней напоминающий форт, затем Ксенофонт и Пантелеймонов монастырь. Он весьма впечатляет своими размерами и населен русскими монахами. За ним следует Симонопетра, построенный, словно орлиное гнездо, на склоне горы, прямо над морем. Далее расположен Дионисиат, он знаменит тем, что владеет самой старой иконой горы Афон, датируемой VII веком. Его местоположение также никого не оставит равнодушным. Южная точка полуострова — вотчина отшельников и маленьких монастырей. На восточном берегу находится Великая Лавра, самый старый из монастырей, основанный в 693 году святым Афанасием у подножия горы Афон. Он также и самый большой, вмещающий в себя сотню монахов. Его библиотека знаменита своим собранием 5000 античных книг.
Ближе к северу расположены монастыри Каракал, Ставроникита, Пантократор, и, еще далее, Ватопед, основанный в 980 году, и Эсфигмен. Вдали от глаз, в самом сердце полуострова, расположена Карея — административный центр республики.
Вершина горы в облаках
Факты про гору Афон
- Название: Официально это место называется Автономная монашеская республика Афон.
- Расположение: Расположен на севере Греции, в Македонии. Афон — самая высокая из трех горных вершин на Халкидикском полуострове.
- Столица: Город Карея с населением 300 человек.
- Парламент: Священный собор.
- Население: 1 700 православных монахов.
- Уникальность: В монастырях могут находиться монахи и все лица мужского пола, но женщинам и большинству домашних животных доступ закрыт.
- Привлекательность: В 20 богатых монастырях есть всемирно известные фрески и бесценные коллекции икон.
Улочки в горахРуины монастыряКолокола
Нужно знать
Посещения разрешены только мужчинам, они должны зарегистрироваться в Администрации паломников на гору Афон в Салониках, причем как минимум за 6 месяцев до поездки. В день на гору допускаются лишь десять паломников неправославной веры, и в каждом монастыре можно переночевать лишь один раз.
Добавить комментарий