Айкидо и православие
Содержание
Айкидо: дорога в православие через Восток
Неисповедимы пути Господа. Каждый из нас по-разному пришел к вере. Или лучше сказать, каждого Господь вел по определенной тропинке. Наш герой, прежде чем стать православным, стал мастером японского боевого искусства. Погружаясь в буддизм и другие восточные практики, и не найдя в них ответа и утешения, он пришел ко Христу. Сегодня мы беседуем с президентом Ставропольской краевой федерации Айкидо Андреем Ханиным.
— Андрей Борисович, что представляет собой боевое искусство Ай Ки До?
— Я занимаюсь айкидо 13 лет и до сих пор мне очень трудно ответить на этот вопрос. Если же формально подходить к переводу тех иероглифов, из которых состоит это слово, то получится так: Ай – согласие, единство, гармония, любовь; Ки – энергия, жизненная сила, универсальный космический закон; До – путь, но в философском понимании.
Если говорить об айкидо как о боевом искусстве, то это состояние, в котором мастер сохраняет спокойствие даже перед лицом смертельной опасности. То есть путь айкидо – это обучение на тренировках и в повседневной жизни сохранять мир и покой в душе, как бы нас ни раздражали окружающие, как бы нам ни угрожали. Поэтому меня, прежде всего, привлекла эта философская система.
Айкидо – очень миролюбивое искусство, в нём нет никакой агрессии, нет атакующих действий, это исключительно самозащита.
Создал Ай Ки До Морихэй Уэсиба в Японии. Этот термин впервые прозвучал в 1942 году. Это современное искусство, вобравшее в себя лучшее из многовековых боевых практик. Это был протест против войны. Когда Япония вступила во вторую мировую войну, Уэсиба не стал воевать, он удалился в горы, стал заниматься земледелием и практиковать Ай Ки До. Он понял ужас войны и человеческих страданий и в знак протеста создал искусство как самосовершенствование и гармонию своих действий с окружающим миром.
Безусловно, это было революционным, чем-то новым. Многие мастера не поняли его, многие не понимают и сейчас. Потому что те техники, которые приняты в айкидо с виду напоминают танец, возникает ощущение, что люди танцуют. На самом деле, принцип айкидо — это гармония, а не соперничество. Это привлекло меня. Но чем больше я знакомился с айкидо, тем больше я хотел проникнуть в глубины этого искусства. Естественно, я стал читать различную философскую и религиозную литературу.
— Как известно, часто под маской боевых искусств действуют различные секты, распространяющие свои учения. Знаете ли вы об этом?
— Да, конечно. Даже ко мне на тренировку несколько раз приходили представители сект пытались обратить в свою веру. Приходили свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня, которые после беседы со мной предложили мне стать пастором. Это меня очень удивило и немножко позабавило. Все это подталкивало меня более глубоко заниматься духовными вопросами.
— А вера? Как вы пришли к ней?
— Когда я стал углубляться в айкидо, я с удивлением обнаружил, что там есть такие понятия как духовная жизнь, духовная практика, душа, любовь. В свое время я очень интересовался оккультными науками, тогда это было очень модно. Поэтому меня очень заинтересовала эта телесная практика. Но вскоре я понял, что телесная практика переходит в духовную. И теперь, изучив восточные практики, я могу констатировать, что на востоке никогда не было физической культуры. Она всегда являлась проповедью. И когда я понял это, я стал искать ответы в восточных практиках. Но найденные ответы меня не удовлетворяли. Там говорилось о любви, но не говорилось, что такое любовь, говорилось о духовном мире, но не было определений таким понятиям как дух или душа.
Восток Бога не знает. Потому-то и китайцы, и индийцы считают, что мир создан звуком, а в христианстве — мир создан словом. Меня заинтересовал мир, созданный Словом. Тогда я обратил внимание на Библию, и стал читать Евангелие. В течение жизни я несколько раз подбирался к нему, но когда я открывал Евангелие от Матфея, то дальше первой главы, где описывается родословие Христа, я не читал. Затем я как-то набрался смелости и дерзновенно пропустил первую главу, начав читать со второй.
Когда я прочитал четыре Евангелия, я пришел в особое состояние, мне хотелось плакать. Человеку гвозди в руки, а Он просит Отца простить их, «ибо не ведают, что творят». Это – сила. Нас, даже если случайно оскорбят, мы раздражаемся. А тут гвозди в руки, и за что? За то, что исцелял, делал добрые дела. Я нашел здесь определение, что такое душа, любовь. И я думаю, что нашел свой духовный путь.
— Кто посещает Ваши занятия? Какие у Вас требования и всех ли Вы принимаете?
— Безусловно, я принимаю не всех подряд. Существуют несколько этапов отбора.
Первый этап – это собеседование. Я разговариваю с человеком, смотрю ему в глаза, задаю вопросы: «Для чего Вы хотите заниматься айкидо? Смогу ли я вам помочь?»
Если я вижу, что человек из криминальной среды, то его я тренировать не буду. Ко мне как-то обращались представители криминального мира, с предложением тренировать группу их людей из пятнадцати человек, которые прямо сказали, чем они занимаются. Естественно, я отказался.
Второй этап – это тренировки. На этом этапе я смотрю, как ведет себя человек. Мы часто выезжаем командой на семинары в различные города России и СНГ. Зачастую нам приходится проживать в экстремальных условиях, спать на полу, пользоваться холодной водой. Здесь я тоже смотрю на поведение человека, пытается ли найти лучшее место, либо помогает другим. Все эти этапы отбора очень важны, потому что в ходе овладения айкидо тело становится смертельным оружием.
При этом я должен быть уверен в надежности человека. В качестве еще одного этапа можно выделить стиль тренировки: от простого к сложному. Никакой мастер никогда не раскроет вам всех секретов на первых тренировках. К примеру, в свое время в моде были книги по боевому искусству, в которых были расписаны удары и их отработка, но в описаниях была упущена маленькая деталь: в момент удара вторая нога должна быть развёрнута вперёд и немножко согнута в коленном суставе. Такая маленькая деталь приводила к тому, что люди калечили себя. Поэтому всё должно начинаться с малого, что часто не устраивает любителей быстрых секретов.
— Насколько мы знаем, вы перед тренировкой читаете молитву?
— Перед началом тренировки я обязательно читаю ряд молитв, после чего мы оказываем друг другу уважение поклоном и начинаем тренировку. После занятий также читаю молитву, и все желающие остаются для духовных бесед. Естественно, я читаю молитвы про себя, так как на тренировки ходят и неверующие люди, которые могут быть смущены молитвой.
— Вам часто приходиться участвовать в спаррингах, как вы поступаете с крестиком, ведь по правилам его надо снимать?
— Как я уже говорил ранее, айкидо — это миролюбивое искусство. Сам основатель выступал против любого вида агрессии. У нас запрещены спарринги, так как участвовать в соревнованиях — это не есть путь мира. Но при сдаче экзамена вы участвуете в поединке, когда вас атакуют два или три человека. Но это не спарринг, а проверка, выявление качеств человека.
Да, вы правы, общие требования в айкидо запрещают ношение на тренировках любых украшений. Однажды ученики из Пятигорска спросили меня: » Почему вы носите крестик, ведь ношение украшений на тренировках запрещено?» Я попросил задать ещё раз этот вопрос. Они задают его снова. И тут один мальчик говорит: «А крестик – это не украшение!» Я всегда говорю: «Если для вас крестик украшение, то снимите и положите его. Но если это исповедание веры, то можете носить на моих тренировках».
— Какое выражение вы бы могли предложить как девиз айкидо?
— Девиз спорта: «Сражайся, чтобы победить». Девиз боевого искусства: «Сначала побеждай, лишь потом сражайся». В айкидо мы говорим так: «Побеждай, не вступая в борьбу».
Секция для мальчишек
Среди моей родни есть один очень дорогой для меня человек, отношения с которым описываются каким-то термином – не помню каким, кажется, «свояк». Это приблизительно как двоюродный брат. По сути, я для него – за старшего брата. Так себя и чувствую – заместителем старшего брата.
На Первом спортивном турнире для православной молодежи «Покровские Старты». Москва 2006 г.
Однажды произошел заслуживающий внимания случай. Мы с братом на остановке дожидались автобуса. Было это по весне, стукнуло ему на тот момент тринадцать. Основательно мы автобуса заждались. Брат затеял со мной игру в салки. Времени хватало, я согласился. Поиграли. Скверно мне сделалось от той игры. Я, неспортивный грузный человек, свободно уворачивался от брата. Он меня осаливал с большим трудом. Пришла моя очередь гнаться за ним. И тут стало очевидно, что он не в состоянии быстро набирать скорость, не владеет искусством внезапного маневра, не умеет ловко прятаться за препятствия. Я без проблем догонял его в несколько прыжков и дотягивался пальцами до плеча: «Ты водишь!»
Скверно. Если во дворе какой-нибудь парень привяжется к братишке, он от ударов не увернется, будет получать побои по полной программе. Если нападающих окажется трое, он и убежать от них не сможет. После игры я попросил брата показать, как он будет отбиваться, если какой-нибудь мальчишка кинется на него с кулаками. Брат медленно и неправильно сложил кулак, сделал серьезное лицо, и тут я понял окончательно, что надо его в секцию вести. Нельзя дальше на самотек это дело оставлять.
Будущий мужчина должен в случае необходимости и за себя постоять, и свою семью защитить, и за слабого в драке заступиться. Православный он или нет, в данном вопросе это обстоятельство сути не меняет.
«Надо брату помочь, секцию подобрать, – думал я той весной, – хотя на лето секции закрываются. В мае начинать регулярные занятия мало толку. Летом решим, куда идти. С сентября запишемся. А пока до осени далеко, нажмем на общефизическую подготовку, дома и на воздухе подтянем форму». Подготовимся… Угадайте, занимались мы подготовкой или нет. Правильно, не занимались. Однако тема занятий летом всплыла – неожиданно для всех. А было так: мы поехали на недельку в скаутский лагерь. Побыть на природе среди православных сверстников полезно для брата и приятно для меня.
Детский казачий лагерь
Жили в лесу по палаткам, готовили пищу на костре, соблюдали Петров пост. Начинали и заканчивали каждый Божий день общей молитвой, всем лагерем. Досыта наелись душистой земляники и дикой клубники. Ходили на уроки закона Божия, побывали на службе в ближайшем монастыре. Играли в волейбол, завязывали хитроумные скаутские узлы. Строили своими руками шалаши, разжигали костры под проливным дождем. Карабкались по крутым склонам с помощью самодельных альпенштоков. Жарились на солнышке и купались в прохладной речке, пели песни под гитару. А еще по утрам вместо скучной типовой зарядки у нас были необременительные занятия рукопашным боем. Вел их священник Константин, сам из казаков, по всему видать – спецназовец. Мы с братом ходили на занятия. Их посещало много народа, в том числе еще один священник, отец Димитрий.
Многая лета батюшкам, которые не побоялись, что их неправильно поймут окружающие.
На этих утренних занятиях не культивировали кровожадность, просто учили самообороне. Объясняли детям, как складывать кулак, чтобы при ударе не травмировать пальцы, как защититься от прямого удара в голову, как освободиться от удушающего захвата. Давали детям игровые задания: разбиться по парам, ладошками наносить несильные замедленные удары по партнеру, защищаться от его ударов и одновременно пальцами ног стараться наступить на его ноги. Полезное задание. На этом задании ребята перестали быть намертво «приклеенными» к земле, пошли активно перемещаться по поляне. Это замечательно. В реальном рукопашном бою важно не только наносить удары самому и блокировать удары противника, необходимо управлять дистанцией боя, не застаиваться на месте, не превращаться в неподвижную мишень.
Что мог отец Константин дать ребятам за семь занятий? С одной стороны, почти ничего. С другой – не так уж мало дал. Никакой базовой техники он им не показал, само собой. Зато он научил, как утром разогреть мышцы и связки, разработать суставы с помощью движений, каждое их которых является элементом самозащиты, – хотим мы того или нет, жизнь иногда ставит нас в условия, когда нужно давать отпор агрессору. Занятия отца Константина начинались с разминки. На лесной поляне знакомые ребятам отжимания превращались в отработку прямого удара рукой, махи ногами – в подсечки.
Соревнования участников военно-патриотического клуба «Шестая рота» в Южном Бутово.
После недели скаутской жизни мы с братом ехали домой отдохнувшими, радостными. Я благодарил Бога за всех, кто заботился о детях в православном палаточном лагере. И еще больше я укрепился в мысли, что осенью нас ждет секция. Пишу «нас», потому что я хотел брата поддержать, первые месяц-два с ним в секцию поездить, в паре с ним постоять на тренировочных боях (спаррингах).
Когда мне самому было 13 лет, я тоже посещал секцию. Это были занятия по каратэ стиля шотокан (сётокан). Еще при советской власти – на подпольном положении. Я не бывал тогда в церкви, практически ничего не знал о Православии, и меня в каратэ интересовала не только эффективная ударная техника, но и духовность. Каратэ, как и другие восточные единоборства, зародились в странах, где исповедуют буддизм, даосизм, синтоизм. Так что восточные единоборства несут на себе отпечаток язычества. И подчас единоборства считаются составной частью нехристианской духовной практики – вспомним хотя бы шаолиньских монахов с их тренировками по у-шу. Мы с братом люди православные, и нам религиозно-окрашенная практика восточных единоборств категорически не подходит. У нас есть родная духовная практика – православная. Ничто не может ее заменить, и мы ни с чем нехристианским не будем ее смешивать.
К сожалению, секциями восточных единоборств порой руководят убежденные «гуру», которые обучают людей технике поединка и пропагандируют медитативные упражнения, работу с мистическими энергиями (ки, ци) – прямое неоязычество. Попасть в такую секцию все равно что попасть в секту. Нам, православным христианам, приходится быть осторожными и не идти ради посещения секции на компромиссы с совестью.
В 1980-е годы мне повезло: наш тренер (сэнсэй) не увлекался мистикой, он давал только технику ударов, блоков и перемещения в стойках. Может быть, и сейчас мне достаточно найти секцию шотокан такого же безрелигиозного направления? Поискав, я выяснил, что в нашем городе работают несколько секций шотокана. Первая же обнаруженная требовала, чтобы на занятия люди приходили без украшений, в том числе без нательных крестиков. Как я понимаю, тренер не хотел выслушивать претензии за порванные в спарринге золотые цепочки. С ним можно было договориться, объяснить, что крестики для нас не украшения, а святыня нашей веры. Мы не снимем крестики, однако и не будем иметь претензий к тренеру и спарринг-партнеру за разорванные цепочки.
Но я не стал с этой секцией связываться, нашел другую. Заглянул туда. Увидел, что в зале нет синтоистского алтаря, познакомился с тренером. Сказал ему, что мы православные, хотели бы заниматься, но нам надо убедиться, что в секции перед занятием и после него не делается ритуальный поклон духам зала (додзё ни рэй). Тренер сказал, что поклоны на занятиях полагаются только людям (сэнсэй ни рэй, отагай ни рэй). Я ничего не имел против, такие поклоны – простой знак уважения к тренеру и спарринг-партнерам. Человеческое уважение мы окажем, религиозного поклонения не дождетесь, для этого православный храм есть. Так в прошлом году записались мы в эту секцию и ходили на тренировки, правда, не сказать, чтобы особо старательно…
Об основных результатах – в двух словах. Брат посетил примерно 50 тренировок за девять месяцев. Это немного. Теперь мы с братом иногда устраиваем тренировочные поединки один на один. В ходе спарринга его не так легко подловить на обманном движении. От ударов в голову он неплохо уворачивается, от захватов освобождаться умеет. Техника ног пока слабая, дистанцию плоховато контролирует. Но той печальной беззащитности, какая у него была год назад, нет и в помине.
Что касается меня, то через месяц занятий я сломал палец. Неправильно блокировал удар ногой, вот и поплатился. Не пролеченный вовремя палец до сих пор побаливает, но я не жалею об этом. Важнее, что брат посещает нормальную мужскую секцию, хотя в его случае подобрать секцию было не так просто. У брата моего гемофилия – кровь не свертывается. Любая травма для него может иметь тяжелые последствия. Брат регулярно принимает лекарство, контролирует свертываемость крови, мазями специальными обрабатывает обширные синяки и гематомы. Лекарства несколько облегчают ему состояние, но инвалидность никуда не денешь. Когда я записывался в секцию, то тренеру честно рассказал про гемофилию. Тренер спросил меня обо всех особенностях болезни. И заверил, что мы можем приходить на тренировку, если лечащий врач даст брату справку, допускающую его на занятия по каратэ. Из-за гемофилии нам подходил именно шотокан – бесконтактный стиль каратэ. В шотокане удары только обозначаются, останавливаются в паре сантиметров от спарринг-партнера. Конечно, не всегда обозначаются, по ошибке можно получить удар в контакт, но это бывает редко и только по ошибке.
Вот такая у нас получилась история с секцией. Несмотря на серьезную болезнь брата, оказалось, можно даже и ему секцию подобрать. Он продолжает в ней заниматься. Думаю, на каком-то этапе он ее бросит, но некоторые навыки самозащиты у него останутся на всю жизнь. Они бывают нужны мужчине.
Помогут ли боевые искусства дать отпор преступнику в подворотне?
Цель боевых искусств прозрачна. Она в том, чтобы готовить бойцов, которые будут обезвреживать и уничтожать преступников. Готовят не спортсменов, которые будут побеждать на чемпионатах, не шоуменов, что поднимут до самых звезд рейтинги популярности, – а именно бойцов, воинов. Имеются в виду не только профессиональные военные, но и мирные граждане, которые смогут дать отпор врагу, если надо.
диакон Павел Сержантов
И в боевых искусствах, и в спорте есть тренировочные бои. Тренировочные бои в спортивных единоборствах подводят к боям на соревнованиях с «условным противником». Тренировочные спарринги в боевых искусствах готовят человека к схваткам с реальными преступниками.
Конечно, боевая подготовка к уличной драке отличается от самой драки. Много чем. Например, тем, что бои на тренировках всегда проводятся после разогрева связок и мышц, а преступники разогреваться не дают. Что же они дают? Одно за другим кровавые уличные столкновения. Их было столько, что человечество накопило огромный опыт подготовки людей, способных себя защитить. Отчасти этот опыт отражен в боевых искусствах Востока и Запада.
Боевые искусства не сводятся к техническим навыкам. Важное место в них занимает воспитание боевого настроя, бойцовского духа. Согласитесь, что эта тема выходит за рамки жизни спецподразделений и отрядов самообороны. Особым образом воспитанный боевой дух должен быть у каждого воина Христова, хотя «наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесной» (Еф 6:12).
Умение настырно сражаться за правое дело вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам, мужество, стойкость, смекалка, – эти бойцовские качества нужны всем людям. Мы, православные, чтим каждого воина, который положил душу свою за других людей (см. Ин. 15:13), в этом воинском самопожертвовании мы видим проявление заповеданной любви к ближнему.
Для чего конкретно создавались боевые искусства
У каждого боевого искусства имеется своя история, пусть даже короткая. Из истории мы узнаем, зачем это боевое искусство было создано, как оно развивалось.
Отечественное боевое искусство – армейский рукопашный бой – возник в воздушно-десантных войсках СССР. У десантников имеется современное оружие, но иногда боевую задачу нельзя выполнить без «рукопашки». Поэтому в армейском рукопашном бое мы находим внушительный арсенал борцовской и ударной техники.
Издавна самураи обучались сражению на мечах по всем правилам боевого искусства. Теперь даже в Японии люди вооружаются чем угодно, только не мечом. Многие техники боевых искусств с течением времени утратили актуальность. Теперь их практикуют как искусство ради искусства. Есть и другое применение боевых искусств.
Шаолиньское ушу было создано в буддийском монастыре. Для некоторых его адептов ценна возможность совершать особую медитацию, точно выполняя традиционную последовательность ударов и перемещений в стойках. Они пропускают через свое тело энергию ци и приобретают религиозный опыт. Данный опыт боевых искусств далек как от христианства, так и от уличной самообороны.
Совершим еще одно погружение в старые времена… Согласно легенде, Япония захватила остров Окинава, и новые власти запретили островитянам иметь оружие, тогда-то в ответ развилось искусство боя голыми руками.
Карате формировалось именно как техника самообороны. Ставка делалась на удары, классический принцип карате – икен хисацу – состоял в том, чтобы сразить врага одним молниеносным ударом.
Этот принцип не имеет отношения к спортивным нокаутам, и он до сих пор актуален при самозащите от преступников. Только вот много ли современных каратистов руководствуется в спаррингах этим принципом?.. До сих пор некоторые тренеры по карате советуют на тренировках делать приветственный поклон – высокий, поскольку противника надо всегда видеть, ведь он может напасть, не дожидаясь команды к бою. Спортсмены воспринимают этот совет саркастически, а ведь в нем бьется жилка боевого карате.
На основе боевых искусств за последнее столетие создан ряд спортивных единоборств. С середины XX века заметен и обратный процесс: отдельные спортивные единоборства сближаются с боевыми искусствами, тренеры используют отточенную на соревнованиях базовую технику и моделируют на спортплощадке уличную драку. Открываются секции боевого дзюдо (combat judo), выходят учебные пособия по уличному боксу (street boxing)…
Как смоделировать уличную драку на тренировке?
Вот вопрос, важный для самооборонной темы. Чем ближе мы на тренировках к условиям реальной уличной драки, – тем травматичнее. Как же на тренировке моделируют уличную драку, избегая травматизма? По-разному. Опишу несколько способов, они не являются альтернативой друг друга и используются в разных комбинациях.
1. Во время тренировочных боев запрещены самые опасные техники: удары по глазам и по позвоночнику, болевые воздействия на мелкие суставы… Под запретом оказываются как раз техники очень эффективные и часто встречающиеся на улице. Эти техники отрабатываются на манекене, или, соблюдая предосторожности, – отрабатываются с заранее предупрежденным партнером (не в полную силу, не на скорости).
2. В спаррингах используют протекторы: разнообразные шлемы, капы, перчатки всяческих модификаций, раковины и пр. Защита с одной стороны предохраняет от травм, с другой должна частично доносить пропущенный удар до адресата, чтобы ошибка в спарринге была уроком. За последние десятилетия появился большой выбор протекторов, правда, они пока далеки от совершенства… Понятно, что при уличной самообороне протектором нам служит лишь наша одежда, особенно зимняя.
3. Некоторые боевые искусства хотят превратить само тело бойца в защитные доспехи. Как? Ударные поверхности тела делаются малочувствительными через набивку, а корпус – через накатку и создание мышечного корсета. К сожалению, набивку нередко переоценивают. Порой относятся к ней фанатически, уродуют себе суставы, вместо того, чтобы потихоньку укреплять их.
К тому же есть тренеры, которые без оглядки поощряют «уличные спарринги». Люди на них травмируются, но продолжают упорно спарринговаться. Тренер их похваливает: «Настоящие бойцы!» Впрочем, сам тренер в таких спаррингах почему-то не участвует, чужой боли не чует, о чужом здоровье не печется.
Недавно каратист Йон Блюминг обратился к нашим соотечественникам, занимающимся кёкушин. Он дал два дельных совета, примерно в таких словах: «Не стремитесь направленный против вас удар принимать в набитый корпус. Если вы получили травму, пролечитесь. Потом возвращайтесь к тренировкам». Разумный подход у Блюминга: тренировки должны здоровье прибавлять, а не отнимать.
4. Есть еще один способ уменьшить травматизм – совсем отказаться от свободных контактных боев. Отдельные школы восточных единоборств пошли на полумеры и практикуют лишь бесконтактные свободные спарринги (острые на язык критики называют их танцами). Некоторые тренеры, проводящие семинары по уличной самообороне, вообще отказались от свободных спаррингов. Они хвалятся тем, что техника у них такая суперэффективная, что свободные спарринги будут кончаться реанимацией. Правы ли они? Без живых спаррингов не узнаешь. Будем эти заявления считать рекламой.
Мы перечислили четыре способа снизить травматизм. Суммируем их коротко. Здравый смысл подсказывает исключить наиболее опасные техники из свободного спарринга, иначе нужно отказаться от живых боев вообще.
Между тем, живые бои вполне можно проводить, используя протекторы и умеренную набивку ударных поверхностей. На таких живых боях люди и натаскиваются на уличную самооборону.
«Вдруг война, а я уставший»
При занятии боевыми искусствами есть еще момент, относящийся к моделированию уличной драки. Это когда ставят в спарринг уставшего бойца со свеженьким. Ведь на улице преступники могут напасть в любой момент, когда человек предельно вымотан после трудового дня, когда всерьез загрипповал и ноги еле передвигает.
Хотелось бы отметить, что на занятиях боевыми искусствами почти не встречаются бои «на ощупь», бои в лифте и на лестнице, с «травмированной» правой рукой, с табуреткой против ножа и т. п. А ведь это все тоже относится к моделированию уличной драки.
Обычно все это отрабатывается на специальных семинарах по уличной драке, они так и называются: street fighting. Сюда же относятся и более регулярные занятия израильского прикладного рукопашного боя (крав-мага).
Мой знакомый алтарник ходил на бокс, потом посетил одно занятие по стрит файтингу. Отзанимался, побеседовал с тренером. Тот ему предложил: «Освойте боксерскую базу, после приходите, будет больше толку. На проработанную ударную базу у Вас хорошо ляжет вся стрит-файтерская специфика».
Видимо, тренер в чем-то прав. Правда, толк будет и от самих семинаров по уличной самообороне (если тренер толковый). А вообще, уличные ситуации хорошо отрабатывать в режиме отдельных семинаров на какую-то тему («Преступник навел на Вас пистолет»), или в режиме цикла из нескольких тренировок («Как чаще всего преступники атакуют ножом»).
Постоянно выживаемостью на улице могут заниматься только фанатичные «выживальщики» или же… Или же те, кто под вывеской про уличную самооборону дает помимо отработки реальных ситуаций – еще и освоение некой базовой техники. Базовая техника стрит-файтеров взята из тех же боевых искусств и спортивных единоборств. Часть тренеров это признают. Прочие убеждают нас, что в основу их тренировок положена наука биомеханика и богатый опыт контртеррористических операций.
Оптимальный вариант для самообороны – найти секцию подходящего боевого искусства или спортивного единоборства, освоиться там с базовой техникой, помимо этого – время от времени посещать семинары по уличной самообороне. Или же заниматься прямо стрит-файтингом, при условии, что тренер уже встроил туда программу овладения подходящей базовой техникой (встроил «движок»).
Будем считать, что тему о боевых искусствах с точки зрения реальной самообороны мы коротко обсудили.
В следующей статье посмотрим, как уличная самооборона представлена в кино и других продуктах шоу-бизнеса.
Можно ли православному человеку заниматься карате или другими видами восточных единоборств и могут ли такие занятия навредить духовному здоровью христианина?
Эти вопросы совершенно неожиданно возникли и передо мною много лет назад, когда сын был еще совсем маленьким. Рядом с нашим домом находился спортивный клуб карате-кекусин (один из самых жестких видов карате). Довольно часто во время прогулки с ребенком мы наблюдали, как вереница стройных мальчишек в белых доги (одежда каратиста) под четкую команду тренера выбегала из здания к близлежащему озеру для разминки. Однажды сын, выслушав мои объяснения о том, что делают ребята, задал мне вопрос, на который я не смогла сразу ответить: «Карате – это хорошо или плохо? И сможет ли он, когда подрастет, заниматься тем же». На тот момент мои скромные познания о восточной культуре и быте, естественно, не включали знакомство с особенностями боевых искусств Шаолиня и Окинавы. Потому я решила для себя выяснить: карате – хорошо это или плохо и как же стоит поступить, если сын захочет пойти в какую-нибудь подобную секцию. Первое, с чем я столкнулась, – с существованием абсолютно противоположных мнений по данному вопросу не только среди обычных верующих, но и клириков Церкви. Одни выражали полное неприятие и неодобрение в отношении занятий восточными единоборствами, другие полагали, что это не только безобидно, но даже в некоторых случаях может быть полезным для мальчишки.
Впрочем, подобное разномыслие не является чем-то необычным, особенно если учитывать то, что есть области жизни христианина, которые Церковь не регламентирует никакими канонами и постановлениями, а оставляет на рассуждение самого верующего, лишь предостерегая о той опасности, которая может таиться в том или ином явлении. Один священник посоветовал руководствоваться духовной целесообразностью, исходя из того, кого мы с мужем хотим воспитать из нашего сына – христианина или самурая. Другой сказал, что для мальчика как будущего мужчины и защитника отечества хорошо бы иметь соответствующую физическую подготовку и закалку, но прежде, конечно, нужно все разузнать о той секции, в которую будет ходить ребенок. Третий заметил, что надо найти такую золотую середину, чтобы не нужно было идти на компромисс с совестью и не терзаться сомнениями. Пока сын подрастал, я пыталась вычленить эту золотую середину из всей собранной информации, которая помогла бы нам принять правильное решение.
О происхождении карате существует множество различных легенд. Но почти все они сходятся на том, что основой для его создания стали китайские стили ушу, которые имеют довольно давнюю историю. Да и сам термин «карате» («китайская рука»), введенный в обращение лишь в XVIII веке на японском острове Окинава, подтверждает его китайские корни. Однако из-за плохих японско-китайских отношений японцы со временем отказались от такого перевода, интерпретировав его на свой манер. Так «китайская рука» стала «пустой рукой», что, в общем-то, соответствует технике ведения боя в карате голыми руками. Впрочем, во всех школах и стилях применяется также и техника ведения поединков с оружием – кобудо. Самое узнаваемое оружие – это разрекламированное в голливудских боевиках нунчаку.
На сегодняшний день карате как один из видов боевого искусства известен в мире больше как спорт. Собственно говоря, многие виды восточных боевых искусств развиваются в настоящее время по двум направлениям: традиционное – как вид рукопашного боя и спортивные единоборства. Но, по сути, боевое искусство и спортивное единоборство – вещи совершенно разные. В боевом искусстве целью является защита от противника и уничтожение его, а в бою с противником, как известно, все средства хороши. В спортивном единоборстве происходит демонстрация перед судьями и зрителями технико-тактического мастерства и лучших качеств. При этом для победы над противником используются только те приемы и способы, которые дозволены правилами соревнований. Как видим, разница весьма существенная. Стоит заметить, что боевое искусство – это образ жизни людей, готовящихся к войне. Спортивные единоборства – это средства для развития личности в физическом плане, воспитание целеустремленности, умения владеть собой, преодолевать трудности и закаливать дух.
После распада СССР, когда были сняты все запреты, в страны СНГ хлынул большой поток всевозможных мастеров различных видов восточных единоборств, йоги, цигунотерапии и т. п. При многих ЖКХ, клубах, школах открывались секции ушу, карате, айкидо, дзюдо. Самыми безобидными из них выглядели спортивные секции при средних школах, в которых занятия больше напоминали уроки физкультуры на японско-китайский манер, нежели тренировки по восточным единоборствам. Однако были и такие, в которых все было поставлено на профессиональную основу не только в технико-физическом плане, но и в духовном. Причем духовность эта была абсолютно не православной. Как известно, у истоков создания многих боевых систем, в том числе и карате, находится буддизм в его японском и китайском варианте.
В частности, по одной из легенд, создателем ушу (предшественника карате) считается Бодхидхарма – основатель дзен-буддизма, поселившийся в китайском монастыре Шаолинь в начале VI века н. э. Как гласит сказание, длительные медитации монахов в соединении с аскетическим образом жизни утомляли их настолько, что они попросту засыпали во время сеансов. И тогда, чтобы им помочь, Бодхидхарма разработал упражнения, основанные на технике боя, перенятой им у животных. Эти упражнения стали неотъемлемой подготовительной частью медитативной практики. Со временем они были усовершенствованы и начали также служить для монахов еще и средством защиты на дорогах от разбойников за пределами монастыря. На первый взгляд может показаться, что приемы, созданные легендарным шаолиньским учителем, – нечто вроде гимнастики для настроя. Но это далеко не так. В основе теории или, как говорят мастера, философии каждого восточного единоборства лежит активация в теле человека энергии, которая в последующем будет высвобождаться в конкретных техниках боя. Поэтому в карате проводится определенная работа с сознанием с целью выведения психики на естественный и спонтанный уровень восприятия мира и реагирования на него, а также для того, чтобы мобилизировать скрытые возможности человека, способные раскрываться только в определенных состояниях. Если речь идет о задействовании собственных физических сил и резервов организма, которые накапливаются и используются во время спортивных тренировок, вопросов нет. Но когда при помощи медитации и дыхательной техники цигун открываются некие каналы на энергию Вселенной и привлекаются посторонние энергетические потоки непонятного происхождения – это уже начинает угрожать духовной безопасности личности.
И вот тут должно срабатывать здоровое чувство страха каждого человека, особенно христианина, говорящее ему: «Стоп. Мне туда нельзя». Для всей восточной философии присуще фундаментальное понятие энергии, наполняющей всю Вселенную и являющейся первопричиной всякого бытия в мире. И именно эта концепция восточного мировоззрения коренным образом противоречит христианскому учению, признающего Творцом всего сущего только Бога. Именно в этом аспекте таится самая большая угроза, которая может привести человека к искушению развивать в себе с помощью этой энергии некие сверхспособности, подтолкнуть его к самообольщению и в итоге – привести к впадению в прелесть и непомерную гордыню. Такое самосовершенствование может закончиться для личности отпадением от Бога. То, что настоящая мощь боевого искусства и духовная составляющая в нем тесно взаимосвязаны, подтверждают и сами мастера, занимающиеся профессионально традиционным карате. Например, для самого основателя стиля карате-кекусин (кекусинкай) Масутацу Ояма карате – это дзен. Об этом он пишет в своей книге «Философия карате». Невозможно быть христианином и при этом следовать философии дзен. Есть в карате и еще ряд правил и ритуалов, которые должны настораживать православного верующего. Вот первый пример: «Клятва кекусинкай» включает семь пунктов, с каждым из которых вряд ли может согласиться христианин. Особенно это касается пятой строки: «Мы будем следовать высшим идеалам и никогда не забудем истинную добродетель скромности». В полном переводе она звучит следующим образом: «Мы будем следовать нашим богам и Будде и никогда не забудем истинную добродетель скромности». Даже если принять за основу первый, адаптированный перевод, все равно возникает вопрос – о каких идеалах идет речь?
Исходя из восточной философии, у буддиста и христианина идеалы все-таки разнятся. В некоторых секциях и клубах карате, чтобы не озадачивать учеников славянского менталитета, этот пункт переводят так: «Мы будем следовать нашим религиозным принципам…» Само существование такой клятвы и ее произношение должно уже смущать ум каждого верующего, читавшего Евангелие, в котором ясно сказано: «Я же говорю вам: не клянитесь вовсе…» (Мф. 5:33–35). В начале каждой тренировки практически всех стилей карате осуществляется ряд ритуальных поклонов: поклон залу – за то, что там тренируются, поклон шомен – стене, на которой висит флаг организации либо стоит какой-то символ организации или портрет ее основателя. Согласно японской религиозной традиции синто, мир наполнен духами. Потому японцы полагают, что и в тренировочных залах додзе тоже обитают духи. Такие представления восточных людей абсолютно чужды православному мировоззрению.
Учитывая все это, зададимся вопросом: нужно ли христианину именно такое карате? Очевидно, что нет. А нужно ли вообще? Зная тот факт, что ни одна из христианских культур не произвела на свет никакой системы боевых единоборств, может создаться мнение, что верующим в принципе запрещено защищаться. А превратно понятая заповедь Христа о том, что если тебя ударили по одной щеке, подставь другую, создает ложное впечатление, что христианин должен быть всегда безответным. Но такие качества, как смелость, мужество, стойкость, отвага, не только не входят в противоречия с учением Церкви, но и являются христианскими добродетелями. Эти качества нужно воспитывать. Христианство действительно учит о первичности духовной борьбы по отношению к физическому сопротивлению и говорит о бессмысленности ответа насилием на насилие, когда речь идет о спасении души. Однако ни в Священном Писании, ни в святоотеческих творениях мы не увидим запрета на самооборону без оружия.
Одной из главных побед для верующего человека, несомненно, является победа над собой и своими грехами. Но достичь победы над собой можно только преодолевая лень и прилагая усилия. Занятия в спортивных секциях восточных единоборств могут способствовать выработке определенной самодисциплины, трудолюбия, могут научить не только побеждать, но и смиряться с проигрышем, поддерживать физическое здоровье. Все это осуществимо при условии правильных тренировок с хорошим добросовестным наставником, не пропагандирующим чуждых религиозных и духовных практик и не навязывающим своего мировоззрения. И главное – из занятий в спортивной секции не нужно делать культ, не возводить их на уровень страсти, не прилепляться к этому всей душой так, чтобы кроме развития тела ничего вокруг другого не видеть. В противном случае – это не может быть полезным. И очень важно, чтобы в человеке крепко утвердился принцип ненасилия. Кстати, во многих секциях восточных единоборств ученики дают обещание не применять полученных ими знаний, навыков и умений в корыстных целях или во вред другим людям.
К сожалению, в жизни очень часто встречаются ситуации, когда применение силы является единственно возможным способом остановить зло и предотвратить преступление. Кроме того, есть профессии, которые требуют постоянной хорошей физической формы и боевой готовности. Святой Климент Александрийский писал: «Борьба же, дозволяемая нами, должна производиться не ради какого-нибудь суетного состязания, а для вызова испарины на теле; и не с бахвальством своей ловкостью должно приступать к ней, но бороться, схватившись в прямом положении тела, что влияет на развитие рук, спины и туловища с боков. Такое приличное упражнение сил, предпринимаемое в интересах столь необходимого и столь полезного здоровья, прекрасно и совершенно достойно мужчин».
Но «во всем нужно соблюдать меру и цель», добавляет святой («Педагог», кн. 3, гл. 10). Сегодня карате рассматривают как единоборство, претендующее на включение его в программу Олимпийских игр. В таком виде оно не представляет духовной опасности. Но, к сожалению, есть еще группы, занимающиеся восточными единоборствами, внутри которых царит атмосфера, напоминающая секты или тайные общества. Чтобы не попасть в такие организации, нужно внимательно подходить к выбору. Если помимо развития и укрепления физических и интеллектуальных способностей вам начнут говорить о «духовном развитии человека» как об одном из измерений карате, предлагать различные духовные практики, медитацию, цигун и пропагандировать восточное мировоззрение, то вы явно попали не в спортивную секцию. В настоящее время наблюдается тенденция к созданию православных бойцовских клубов, в которых наряду с изучением приемов различных единоборств изучается и Слово Божие. Такие клубы могут стать хорошей средой для миссионерской работы. У любого христианина есть всегда выбор. Если уж очень хочется заняться каким-то видом единоборства, освоить умение защищать себя и своего ближнего, то лучше ориентироваться на боевые искусства, которые больше соответствуют славянскому менталитету. Например, самбо, созданное в начале XX столетия русским православным человеком В. С. Ощепковым на основе дзюдо. Апостол Павел, обращаясь к христианам, советует им «все испытывать, хорошего держаться» (1 Фес. 5:21–22).
Когда сын пошел в первый класс, мы вернулись к разговору о выборе спортивной секции. Но, как оказалось, в этом не было уже никакой необходимости. Он заявил, что не хочет заниматься никакой борьбой, а будет посещать шахматный клуб. Вот такое получилось у нас «карате».
Валентина Новикова
Добавить комментарий