Александр ильяшенко протоиерей
Духовенство
Протоиерей Александр Ильяшенко,
настоятель храма Всемилостивого Спаса.
Протоиерей Александр Ильяшенко — коренной москвич, родился в 1949 г. Выпускник Московского Авиационного Института (факультет «Двигатели летательных аппаратов»), долгие годы жизни посвятил работе в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимаясь нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов. В 1995 году, по окончании Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ, Богословско-Пастырский факультет), он принял сан священника. Служил в храме во имя преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре в Москве.
Отец Александр служит и в храме святителя Николая в Кузнецах. Также о.Александр возглавляет сектор отдела по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами. Директор и председатель редакционного совета портала Православие и мир и руководитель проекта Непридуманные рассказы о войне.
4 декабря 2007 г. в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы отец Александр Ильяшенко за усердное служение Церкви Божией, преподавательскую и миссионерскую деятельность в Православном Свято-Тихоновском богословском университете, в связи с 15-летием университета был возведен в сан протоиерея.
В семье о. Александра Ильяшенко крепкие, нравственные и духовные традиции. Супруга, матушка Мария, врач-педиатр по образованию, происходит из духовного рода. Ее дед — священник Владимир Амбарцумов — новомученик, в 1937 году пострадал за веру, за Христа, был расстрелян. Его сын, Евгений Владимирович, тоже не убоялся принять духовный сан, хотя для этого ему пришлось уехать из Москвы. В его семье было восемь детей. Трое из пяти сыновей также священники…
Великий труд, но и великая радость — взрастить шестерых сыновей и шестерых дочерей, данных Богом. Прекрасные, чуткие и одаренные, сияющие добротой и любовью дети в семье отца Александра и матушки Марии…
Старшая дочь Татьяна — кандидат филологических наук, преподает в школе и в Свято-Тихоновском богословском институте. Тема ее диссертации — «Библейские и богослужебные сюжеты в творчестве Лескова». Татьяна мама пятерых детей. Старший сын Филипп — священник, кандидат исторических наук, закончил исторический факультет МГУ, работает в Свято-Тихоновском институте. У него уже шестеро детей. Сын Иван любит и чувствует электронику, обслуживает компьютерный парк Свято-Тихоновского института, занимается множительной техникой. В семье Ивана четверо детей. Варвара — преподаватель Свято-Тихоновского института. Александра — так же, как и мама, медик, сейчас учится в педагогическом университете, воспитывает пятерых детей. Сын Даниил закончил медуниверситет и ПСТГУ. Недавно у него родился сын. Володя — окончил истфак МГУ. Сестры-близнецы Катя и Маша, Николай и Сережа — выпускники московских ВУЗов, младшая дочь Ольга — студентка. У отца Александра и Марии Евгеньевны уже 33 внука.
Иерей Фома Диц.
Отец Фома Диц (Thomas Diez) — человек с очень необычной судьбой. Родился в 1963 году, вырос в Германии в лютеранской семье. Приняв католическую веру, он был в течении 18 лет членом общин католического движения Неокатехумената, в семинариях которого он получил духовное образование (Берлин и Рим). Через два года после окончания богословского образования в Риме со степенью бакалавра богословия, Томас Диц перешел в Православие в РПЦЗГ в Мюнхене, а затем поступил в Московские Духовные школы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ответ на ходатайство архиепископа Берлинского и Германского Марка.
Стал первым клириком Русской Православной Церкви заграницей, рукоположенным в духовных школах Московского Патриархата: в Неделю Торжества Православия 2006 г. ректор Московской Духовной Академии и Семинарии, архиепископ Верейский Евгений, рукоположил в сан диакона студента 3-го курса семинарии Фому Дица. В 2010 году окончил церковно-практическое отделение Московской Духовной Академии.
О. Фома является редактором немецкой страницы проекта «Непридуманные рассказы о войне» и проводит беседы по Св. Писанию по средам в 19:30 в здании келий храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря.
У матушки Иоанны и отца Фомы растут четыре дочки и два сына. Летом 2016 года о.Фома и его семья уехали из Москвы на родину, в Германию.
Москва, 11 июля 2019 года
Протоиерей Александр Ильяшенко
Протоиерей Александр Ильяшенко, стоявший у основ портала «Православие и мир» и в течение долгих лет его опекавший, сделал сенсационное заявление:
«В самом начале 2000-х годов в приходе храма Всемилостивого Спаса, настоятелем которого я являюсь, появился славный молодой человек, ныне покойный Анатолий Данилов. Однажды он обратился ко мне с предложением создать приходской сайт. Я благословил его инициативу и сказал, что не следует ограничиваться только рамками прихода, круг интересов должен быть шире, надо говорить обо всем с православных позиций доходчиво, содержательно, интересно и доброжелательно. Поэтому я нарек нашему начинанию имя “Православие и мир”.
Наши прихожане подхватили эту идею и с энтузиазмом стали развивать новый проект. В первую очередь это были, конечно, сам Анатолий, Анна Любимова, которая по моему благословению стала Главным редактором, а через год-два совместной работы стала Даниловой, создав с Толиком прекрасную семью. Надо назвать еще Сергея и Софию Зеленовых, Екатерину Сысину, Татьяну Алешину, Максима Власова. Благодаря их энтузиазму, а также исключительным таланту, инициативе, работоспособности А. Даниловой сайт стал быстро развиваться, приобрел широкую известность и весьма обширную аудиторию.
В 2013 году произошло большое несчастье: скоропостижно скончался Анатолий Данилов. Тяжелая потеря не сломила Анечку, активная работа продолжалась, и проект по-прежнему набирал обороты.
К сожалению, из тех, кто начинал работу на Правмире, практически никого не осталось, редакция работает в обновленном составе. В последние несколько лет, вопреки моим неоднократным возражениям, на сайте стали регулярно появляться материалы, недопустимые на православном ресурсе. Очевидно, Главный редактор и возглавляемая им редакция руководствуются далеко не всегда согласными с моими принципами. Один из главных принципов – принцип свободы. Христианство понимает его, как свободу от греха, а не свободу делать то, что кажется правильным, проявляя непонятное упрямство и нежелание видеть и исправлять свои ошибки.
Нынешнее издание перестало в полной мере соответствовать названию “Православие и мир”.
Политика редакции, подчас не церковная и не православная, нанесла сильный удар по репутации Правмира, с него ушли многие серьезные православные читатели и авторы. Но неприемлемая политика редакции нанесла удар не только по репутации Правмира. Подобные публикации ударяют и по моей личной репутации, ведь читатели имеют право думать, что это делается с моего ведома и одобрения.
Мои требования не встретили понимания со стороны редакции, поэтому нет моего благословения на деятельность, ставшую носить явно не православный характер.
В силу принципиального расхождения моей церковной позиции с редакционной политикой интернет-портала “Православие и мир”, считаю свое дальнейшее пребывание в составе редакции этого портала невозможным, выхожу из ее состава и прекращаю всякое сотрудничество с ней. Прошу меня с этим порталом не ассоциировать».
Вахтанг Кипшидзе
Заявление отца Александра прокомментировал Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:
«Мы разделяем те оценки деятельности портала “Правмир”, которые даны протоиереем Александром Ильяшенко. Действительно, данный портал вызывает множество вопросов с точки зрения соответствия его содержания православному СМИ.
Например, в последнее время приходилось сталкиваться с публикациями, авторы которых публично придерживаются нетрадиционной сексуальной ориентации, а также и другими недопустимыми на православном ресурсе публикациями.
С сожалением сообщаю, что в Отдел поступают регулярные жалобы от верующих людей на деятельность портала “Правмир”, задаются вопросы о том, насколько его содержание соответствует учению Православной Церкви.
Полагаем, что деятельность редакции портала, фактически приводящая к выдавливанию из ее состава православного священника, стоящего у истоков этого изначально православного портала, аморальна. Призываем главного редактора портала А. Данилову решительно пересмотреть редакционную политику, принести о. Александру извинения и прислушаться к его пастырским советам. Продолжаю верить, что для такого шага у неё есть достаточно христианского благоразумия.
Выход протоиерея Александра из редакции портала “Правмир” — это важный сигнал авторам и читателям данного СМИ, которое вопреки всему продолжает позиционировать себя как православное».
Правмир: одеяло лжи, сотканное из лоскутков правды
Журналист Владимир Яковлев о методе «40 на 60»: «Он заключается в создании СМИ, которые 60 процентов своей информации дают в интересах противника. Зато, заработав таким образом его доверие, оставшиеся 40 процентов используют для чрезвычайно эффективной, благодаря этому доверию, дезинформации. Во время Второй мировой войны существовала радиостанция, которую слушал антифашистский мир. Считалось, что она британская. И только после войны выяснилось, что на самом деле это была радиостанция Геббельса, работавшая по разработанному им принципу «40 на 60″».
Здесь мы рассмотрим только один ресурс, работающий по этому принципу, — «Правмир», у которого есть также семейство дочерних сайтов: matrony.ru, neinvalid.ru, pravmir.com и nosuicid.ru. Кстати, последний проект уже получил два предупреждения от Роскомнадзора за пропаганду суицида.
Конечно, есть много других подобных сайтов. Например, «Синергия». Если посмотреть на список ее авторов, то в основном это все те же священники и журналисты, которые пишут на «Правмире». Но не будем распыляться. Наводим справку на сайте egrul.nalog.ru и узнаем, что «Православие и мир» — это НКО с неизвестным источником финансирования.
.
Справка из Википедии по сайту pravmir.ru:
Изначально был создан как приходской сайт храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (в настоящее время позиционирует себя как «независимый» и, по мнению некоторых клириков, — обычно ссылаемых или сразу почисляемых за штат, по примеру о. Максима Каскуна, — выражает позицию «церковных либералов»).
С 2011 года активно освещает политическую жизнь страны, периодически выступая с оппозиционных позиций. Главный редактор портала в настоящее время — Анна Данилова.
.
Справка из Википедии по ней:
Анна Данилова — кандидат филологических наук (2006), старший преподаватель филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.
.
В 2006 году защитила диссертацию «Лингвистические способы скрытого воздействия на общественное сознание».
С 2006 года — старший преподаватель филологического факультета МГУ. Читает спецкурсы «Языковое манипулирование», «Введение в социолингвистику», «Академическая риторика».
.
С 2011 года активизировалась как политическая журналистка, периодически выступает с оппозиционных позиций.
Монографии:
.
Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации.
.
«В книге «Манипулирование словом» подробно рассматриваются способы воздействия СМИ на сознание аудитории, способы конструирования понимания событий. На обширном материале статей современной прессы автор подробно анализирует более 20 приёмов манипулирования общественным сознанием, показывает частотность этих процессов и взаимодействие вербальных и визуальных приёмов».
После выхода нашей статьи о Гиппенрейтер некоторые родители стали ссылаться на портал «Православие и мир», который с сентября 2015 года опубликовал уже 3 интервью с Ю.Гиппенрейтер, при этом 2 из них по версии самого же «Правмира» вошли в 20-ку «самых читаемых статей Правмира в 2015-м году» (наряду со статьей «Левиафан. Честный фильм о Боге и вере»).
Я проверила сайт на наличие статей о других западных методиках воспитания, в частности о Вальдорфской секте. Оказалось, что «Правмир» соблюдает здесь принцип «40 на 60». В одних публикациях на «Правмире» признают, что Вальдорф — это тоталитарная секта, что она делает детей черствыми; а в других — что в эту секту ребенка отдавать можно и в некоторых случаях даже нужно, и что Вальдорфская педагогика лучше Православной…
Если начать анализировать те странные статьи, что размещает у себя «Православие и мир», то материала наберется на несколько толстых книг. К счастью, в интернете такой критики уже предостаточно, и каждый любознательный читатель может набрать в поиске «либеральный Правмир» или «оппозиция Правмир», и ему выйдет куча статей и заметок, где множество людей обличают «Правмир» именно в этих грехах: в либерализме, в болотной оппозиции, а также в продвижении ювенальной юстиции, в пропаганде гомосексуализма, абортов и т.д., и т.п. Как замечают читатели, форум у них тоже довольно специфический.
В последнее время, собирая информацию о Правмире, я не один раз встречала такие странные выражения, как «церковные либералы», «либеральное крыло церкви», и не могла понять, что это такое? Это звучит так же странно, как, например, «церковные коммунисты» и «коммунистическое крыло церкви», или «церковные сатанисты» и «сатанинское крыло церкви». Такого не может быть по определению! Конечно, если под словом «церковь» подразумевать Русскую Православную Церковь, а не какую-нибудь сатанинскую.
Заметьте, что сейчас во всех гуманистических ВУЗах страны будущих психологов и педагогов целенаправленно воспитывают либералами, а эти психологи и педагоги в свою очередь будут растить либералов из своих подопечных (точно так же, как в СССР всех воспитывали коммунистами). /Схожесть почерков вам ни о чем не говорит? Любой эксперт-графолог озадачился бы вопросом, а не одна ли это и та же рука?/
Посудите сами: «гуманистическая психология», «Я-концепция», «человекоцентрированный подход» и прочие штучки Карла Роджерса и его компании нацелены на то, чтобы формировать в человеке эгоцентризм, его стремление к собственной свободе от любых норм нравственности. А Православие — это Христоцентризм.
По моей собственной классификации либералов можно условно разделить на 3 группы.
.
Формы либерализма или степень вовлеченности (почти по Веберу):
.
Острый либерализм. Им страдают наивные, доверчивые люди, не особенно интересующиеся политикой, которые нахватались по верхам тех знаний, что распространяет у нас вражеская пропаганда, и безоговорочно поверили им. В общем, это обманутые люди. Да что греха таить, с 90-х гг в той или иной степени либерализмом переболели почти все граждане нашей стране (это было настоящей пандемией). Пожалуй, это единственная группа либералов, которые в принципе могут оправиться от этой напасти.
.
Хронический либерализм. Это уже глубоко испорченные люди, которые научились заглушать голос совести и мастерски оправдывать перед собой свои действия. По сути эти люди — предатели.
.
Врожденный либерализм. Исраэль Шамир показывает нам, что корни его произрастают из иудаизма. Евреев довольно специфически воспитывают с младенчества, поэтому в их логике, отбирая что-либо у гоев, они всего лишь возвращают себе то, что принадлежит им по праву рождения (исключения среди евреев бывают, но редко). Группа наиболее опасная, потому что действует организованно, слаженно, на всех уровнях.
Анна Данилова долгое время оставалась для меня загадкой. Я не понимала, к какой же группе можно ее отнести, и от этого не могла понять логики ее действий. Наивной простушкой она быть не может, рассуждала я, поскольку политикой занимается много лет и за столько времени уже должна была разобраться что к чему.
Если же она либерал по своей сущности, то это должно проявляться в ее поведении, поскольку люди из 2-й категории довольно скандальные и склочные (совесть до конца заглушить не удается, и в глубине души все они понимают, что неправы, отсюда немотивированная агрессия). Но ничего такого у Анны Даниловой не наблюдается, наоборот: тихий, мягкий, безобидный человек, слова грубого не скажет.
Третья группа? Не похоже, даже наоборот: семья Даниловых давно стала олицетворением идеальной православной семьи в России:
.
Впрочем, если поискать, то можно найти Анну Данилову и в другом образе — в образе успешного руководителя крупного медиа-проекта:
Редакция и журналисты «Правмира», а также министр культуры В.Мединский окормляются
в Храме Христа Спасителя по случаю 10-летия портала «Православие и мир»
.
А вот для сравнения видео, где главный редактор портала «Православие и мир» приводит один и тот же пример: в первом случае на русском языке для читателей «Правмира», во втором — на английском для представителей электронных Православных СМИ.
.
Анна Данилова настолько отличается в этих двух частях, что может показаться, будто это две разные женщины. Объяснение простое: это всего лишь образ (или западный вариант слова — «имидж»; искусственное преображение), рассчитанный в первом случае на русский менталитет, во втором — на западный.
Для того чтобы вызвать доверие у православных читателей России — одежда в православном стиле (длинное платье с длинными рукавами), неброский макияж, русые волосы тщательно разглажены щипцами-утюжком. По манере держать себя — это милая скромная женщина с чуть застенчивой улыбкой и с мягким голосом — очень душевная!
Для того чтобы вызывать уважение у западной публики — деловой костюм, соответствующий макияж, вьющиеся волосы забраны назад. Держит себя очень уверенно, доклад излагает энергично, напористо, — образ успешной бизнес-леди.
Одним словом, Анна Данилова прекрасно освоила такие разные социальные роли, она прекрасная актриса! (Или другими словами — хамельон) А теперь от невербальных сообщений, посылаемых аудитории, перейдем к сути ее высказываний. Очевидно, она в этих выступлениях подразумевает следующее изречение:
«Часто смерть похищает невинных детей. Но вы знаете, что им принадлежит царствие Божие, и, между тем, плачете, что они так рано отходят от вас к Отцу Небесному, не испытав горестей земной жизни, и считаете исход их неблаговременным… Подумайте сами: отцовские ли это вздохи, материнские ли слезы?.. Знаю, что в ваших слезах не та блестит мысль, что они отходят от вас к Отцу Небесному; нет, ваши слезы о том, что вы теряете в них ваши светлые надежды на ваше счастье, теряете будущих друзей и хранителей вашей старости. О, надежды, надежды! Если бы всегда сбывались вы! Но скажите, кто поручится, что дети ваши, если бы жили долее, всегда доставляли бы вам одни только радости и утешение? Кто знает? Может быть с годами они познакомились бы с обычаями света, противными христианству, и тогда не были бы столь любезными для Отца Небесного детьми, как теперь. Может быть, с годами остыл бы в них и к вам жар детской любви и они не были бы столь милыми для вас чадами, как теперь. Может быть… но чего бы не могло быть с ними в течение жизни?… А теперь они чистыми, невинными, как ангелы, отошли от вас к Отцу Небесному, а вы все еще плачете, называя исход их от вас неблаговременным. Подумайте сами: отцовские ли это вздохи, материнские ли слезы?..»
Епископ Гермоген (Добронравин) († 1897)
Мне не совсем понятно, откуда у Анны Даниловой такая уверенность, что современные читатели высказывание Епископа Гермогена не поймут. Это логика человека неверующего. Атеисты — те, естественно, не поймут, но в приходскую библиотеку, где она работала, по определению приходят люди верующие.
Это те люди, которые каждое утро начинают со слов: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». И они объявляют то же самое вслух на каждой литургии в храме. Почему же они не поймут? Вера в Христа распятого и воскресшего, вера в будущую жизнь — это же основа Христианства!
Я посмотрела книгу, которую издал «Правмир» на тему смерти. После такой книги можно не только веру потерять, после такой книги и жить-то не захочется! А благотворительный фонд «Православие и мир» сейчас печатает благотворительный тираж «для тех, кто в ней остро нуждается».
Я решила навести справки о родителях Анны Даниловой, но и здесь не обнаружила ничего настораживающего: папа — доктор биологических наук, профессор, в 1993-м году эмигрировал в США, живет и работает в Лос-Анджелесе (онколог); мама — доктор философских наук, профессор, живет в России.
Разве что внешность у них обоих не совсем славянская:
Кроме того, в интернете мне встретилось утверждение, что фамилия Любимов (девичья фамилия Анны) — это еврейская фамилия, переделанная из фамилии Либерман. И в анкете папы в «Одноклассниках» нашлось тому косвенное подтверждение.
Да и у мамы при ближайшем рассмотрении обнаружилась довольно специфическая сфера интересов: iph.ras.ru/lubimova.htm
Среди основных ее работ не только модернизация, религиозная термимость, толерантность и глобализация, но также эзотерика и вообще особенный упор на труды Рене Генона. Признаюсь, я в этом не сильна, но на помощь опять пришел интернет. Поискала, что это такое, и выяснила, что это все масонская литература. Может, я уже сошла с ума, и мне всюду мерещатся масонские ложи?
Муж Анны, Анатолий Данилов, тоже был не совсем славянской внешности: глаза чуть навыкате, мочки ушей, сросшиеся с шеей, повисший кончик носа. Он умер 2 года назад. Умер внезапно: молодой, здоровый, ничем не болел. Говорят, сердце… Точная причина смерти официально не объявлена (во всяком случае, я не нашла).
В семье иерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 14 внуков. Старший сын Филипп — диакон, кандидат исторических наук, закончил исторический факультет МГУ, работает в Свято-Тихоновском институте. Старшая дочь Татьяна — кандидат филологических наук, преподает в школе и в Свято-Тихоновском богословском институте. Все дети живут церковной жизнью, многие получают богословское образование. Мы попросили отца Александра рассказать о том, как же воспитать детей верующими.
Как привести детей к вере? Как учить жить по заповедям?
Конечно, родители должны постоянно посещать храм. Вне храмовой жизни воспитать детей верующими невозможно. Если речь идет о Москве, то особой проблемы при поиске храма не возникает, так как все зависит исключительно от родительской целеустремленности.
Когда-то давно мы жили за городом в деревне. Дороги разбиты, грязь, а до ближайшей церкви идти 3-4 километра. Дети маленькие, идти тяжело, их нужно везти на тележке. Как-то жена сказала батюшке, что тяжко идти. На что он ответил: «Господь каждый ваш шаг зачтет». Господь все видит и вознаграждает.
Поэтому осознанная и наполненная церковная жизнь семьи — это необходимое условие.
Дети также должны понимать, зачем они ходят в церковь, что они должны тут найти и что дать. Необходимо объяснять ход и смысл службы, и о праздниках рассказывать, и о житиях святых.
И, конечно, важен круг общения: верующие сверстники, возможность выбрать соответствующую школу.
Но что касается школы, то скажу, что одного нашего сына мы забрали из православной гимназии и перевели в математическую школу. В гимназии была и атмосфера излишне либеральная, да и самого его мы не смогли к порядку приучить.
А в математической школе рабочая атмосфера. Работаешь — хорошо, плохо работаешь — исключат. Подготовка очень хорошая, задания повышенной сложности, ему приходится просто «пахать». И это очень важно. Жизнь должна быть в напряжении. Ребенок должен быть загружен каким-либо трудом, пусть даже не очень интересным. Но все же должен проявлять упорство и настойчивость в достижении целей.
Также ребенок должен уметь противостоять окружающей разрушительной агрессии, поощряющей самые низменные стороны человеческой природы, будучи вооруженным верой и знанием. А если ты разгильдяй, то никакой ты не христианин.
А как говорить дошкольникам о Боге?
Я всегда старался привить детям нравственные качества. Во многом помогает литература. Сейчас очень много детских Библий, различных русских сказок и былин. Например, такое специфическое направление как былины, к сожалению, почти вышли из круга чтения. Но при этом она исключительно глубокая, заключает интересные и запоминающиеся образы. Примером может послужить «Как перевелись богатыри на Руси». Калин-царь пришел войной на Русь, Илья-Муромец сам в битве чуть не погиб. С большим-большим трудом богатыри татарскую силу несметную побили, и Алеша Попович говорит: «Подавай нам силу нездешнюю, мы и с ней справимся.» Вдруг, откуда ни возьмись, появляются два молодца. Наехал на них Алеша Попович, разрубил пополам — а их четверо. Добрыня наехал, — а их восемь. И так они все рубятся, а сила все растет и растет. Поняли тут богатыри, что расхвастались. И, по одной версии, поехали они в горы и окаменели, а по другой — в Печерский монастырь, грехи замаливать. Вот так и перевелись богатыри на земли Русской из-за хвастовства, гордости и неблагодарности Богу за победу.
— А как помочь ребенку полюбить храм, где так много запретов, нельзя бегать, нельзя трогать, надо стоять?
— Во-первых, нужно любить храм самим, а во-вторых, нужно приходить с ребенком в храм ровно на такое время, какое он может выдержать. Вот нужно его причастить — время причастия примерно известно, пришли где-то за полчаса до этого времени, — вот и достояли. Ребеночек должен стоять рядом с мамочкой, категорически. Если он начинает по храму бегать — это такое же дурное воспитание, как если мамочка допускает, что он ее бьет. Этого категорически быть не должно!
Сердиться на ребенка нельзя, ребенок есть ребенок, он не очень-то понимает, где он находится, ему нужно двигаться — ничего страшного: «Ты мой хороший, ты устал, пойдем мы с тобой сейчас выйдем, посидим в уголочке, посидим или погуляем немножечко». Причастились — и уйти, можно что-нибудь вкусненькое дать, по головочке погладить — вот ты какой молодец, хорошо стоял. Нужно требовать неукоснительно, чтобы ребенок в храме стоял хорошо, но при этом его не перегружать, не провоцировать. Мамочка хочет всю службу постоять — это мамочкин крест, ей всю службу стоять теперь нескоро. Вот когда ребенок подрастет и сможет сам стоять всю службу — тогда и мамочка будет всю службу стоять. А пока он маленький и не в состоянии, то требовать от него того, что он не может в силу своего возраста, — это издевательство. А раз так — то нужно столько, сколько он выдерживает.
Когда приходят родители с детьми домой, нужно еще раз сказать: вот какой ты был молодец, ты знаешь, что бегать нельзя, мы причащаемся с тобой, смотри как все другие стоят, мы молимся с тобой — смотри, как все другие молятся…
При этом, опять повторяю, воспитывать надо не в минуту, когда все уже произошло, а когда все спокойно и загодя можно предугадать. И, конечно, нужно ребенка и развивать, и рассказывать, и стараться ему объяснить. Жития святых — замечательное чтение, и детей на Руси всегда учили на житийной литературе. Но, конечно, нельзя чтобы литература была только церковная, потому что мы живем в наше время, когда есть много других достижений в самых разнообразных сферах, и ребенок это конечно тоже должен знать. Но такие вот впечатления первые — они очень важные.
В каком возрасте можно осилить всю службу? Может, когда ребенку будет 15, тогда он и будет осиливать всю службу, а если он маленький еще заставлять его изнывать в храме, томиться… Если ребенка не перенапрягать, и наоборот, постараться, чтобы с храмом у него были самые светлые, радостные ассоциации, — тогда, став взрослым, он их сохранит и сам пойдет.
— С детками проблема — исповедь. Как к исповеди можно ребенка подготовить, чтобы он подошел к этому сознательно?
— Чем позже ребенок начнет исповедоваться и чем реже он будет это делать, тем лучше. Потому что никаких особых грехов у него нет, слава Тебе, Господи! Вот когда ЧП какие-то — украл что-то, или маме нагрубил, — тогда нужно исповедаться, а так — обычные детские шалости, он даже и осознать-то их особо сам не может. Так что совсем необязательна такая частая исповедь. Но вот понятие греха быть должно, человек должен понимать, что грех — это единственное, что Богу неугодно. И надо объяснить, что такой поступок, то, то и то — это грех, придешь на исповедь, в них тебе надо покаяться и сказать священнику. Но если это первая исповедь для ребенка, конечно, мамочка должна его подвести и сказать священнику, что у ребеночка это первая исповедь. Чтобы он его приветил, чтобы впечатление об исповеди было как о каком-то глубоком контакте, теплом и благотворном.
— Что касается молитвы, как ей учить?
— Пока детки маленькие, — «Отче наш» и «Богородице, Дево, радуйся» прочитал — и слава Тебе, Господи, и больше не надо. По силам. Нужно советоваться с духовником. Важно не количество, а регулярность, чтобы ты не начинал и не кончал день без молитвы. Встал — помолился пред едой, идешь спать — помолился, дело начинаешь,— Господи, благослови! — тоже помолился пред едой. Кончил дело — поблагодарил. Чтобы это было таким добрым, постоянным навыком. Тогда уже на этот фундамент он со временем будет настраивать… Ребенок, действительно, может устать. Мало ли, один может молитвенное правило прочитать, другой не может. Это тоже зависит от эмоциональных, от интеллектуальных особенностей… Так что дело не в количестве, а в качестве, чтоб это было искренне, от души и постоянно. Чтобы родители показывали детям пример.
— Вопрос относительно православных детских садов и школ. Не является ли это перекладыванием ответственности за воспитание на других, педагогов?
— Если это перекладывание — то это плохо. Но ребенок все равно в ту или иную среду попадает. Поэтому очень важно выбрать для ребенка благотворную, благоприятную среду, где он мог бы проявляться как православный человек. Так что это важно, но перекладывать все равно не получится.
— А если нет рядом православной школы?
— Мы своих детей возим, вернее, они уже сами ездят. А для маленьких детей это очень важно — нормальная среда, где они живут и могут полноценно развиваться. Никто там не матерится, не курит, гадостей никаких нет… Но организация православной школы — сложное дело — они только-только создаются, развиваются, это дело новое, еще православных педагогов не так много. А в школах традиционных есть очень хорошие педагоги, которые дают очень хорошую профессиональную подготовку, которая детям необходима. Православный христианин должен был хорошо профессионально подготовленным человеком. Если он в монахи собирается — все равно, у монахов круг общения очень широкий. Например, в Даниловском монастыре монах — бывший директор института, доктор физико — математических наук. Так что всегда были ученые монахи, и ученейшие монахи огромный вклад в культуру вложили. И про святителя Василия Великого говорят, что он человеческие обычаи украсил, и действительно мы и сейчас осознаем, насколько влияние его велико. Так что, конечно, дети должны быть образованными, культурными людьми, — тогда они могут противостоять этому агрессивному натиску, этой пустоте и бездуховности.
— … старшая дочь говорит, что большинство православных детей только о Боге и говорят, больше ни о чем, они все хмурые…
— В самую точку. Это тяжелое поражение нашего православного воспитания. В том-то и дело, что если это начетничество какое-то, пустышка, когда люди ничего не знают, а косят под православных, то это страшно. Это отталкивает самым страшным образом. И противостоять этому нужно только достигнув определенных успехов в своей сфере. Понятно, что у всех разные способности, но если ты живешь в полную меру, сколько тебе дано, и трудишься, то это хорошо, а если не дорабатываешь, то это будет плохо и для тебя, и для окружающих, и для православия.
— Вопрос относительно старших детей. Если они являются безусловным примером для младших, нужно ли какое-то их особое воспитание в духовном плане?
— Во-первых, не надо старших идеализировать, нам в семье, например, приходилось бороться против дедовщины очень решительно. Старший остается ребенком, в него, может, больше вкладывается, но зато и больше родительских ошибок ему достается. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать. Конечно, старших детей нужно приучать, чтобы они следили за младшими. Когда старшие дети подрастают, родителям гораздо легче, — они могут уйти куда-то, старшие дети должны следить за младшими. Но все это из практики должно быть. Справляется человек — очень хорошо, не справляется — его самого продолжать воспитывать. Он тоже нуждается в поддержке всегда.
— Так получилось, что родители воцерковились, когда у ребенка уже сложилось ироническое отношение к вере, в 14 лет. Просят совета, как помочь ребенку, как показать ему, что это правильный путь?
— Для того, чтобы показать, что путь правильный, нужно стараться как можно скорее стать христианином. Но как любому сложному дело трудно обучиться — школьная программа, например, на 10 лет рассчитана — так и христианином стать очень трудно. Опять-таки, в этом может помочь церковная жизнь, когда есть некий опытом с людьми, которые уже давно в церкви, со священником можно общаться, Господь, естественно, открывает людям, как им нужно поступать. Так что очень важны не слова, а дела. Если говорить о Боге с кислой физиономией, то никому это не нужно. Апостол Павел, например, говорил христианам: «Всегда радуйтесь», а если ты нерадостный, то, может, у тебя что-то уже не в порядке. Но одной радости, конечно, недостаточно: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите Господа». Вот такое гармоничное настроение души. Если ты радуешься просто — то это самодовольство, если только молишься — это начетничество. Если ты и благодаришь, и радуешься, и молишься, — вот тогда это гармония, то, что нужно. И ты своим примером этой радости будешь заражать окружающих и своих детей, конечно, тоже. И при этом должно быть и такое внутренней содержание, ты должен отвечать на вопросы, почему ты веруешь, как ты веруешь, — это, конечно, тоже. И в глазах ребенка родители должны иметь авторитет, — только тогда можно воспитывать. Если авторитета нет, то тогда, конечно, ничего у тебя не получится.
— Задают вопрос: у одной женщины происходило параллельное воцерковление маленького ребенка и взрослых родителей. Это вылилось в хульное поведение у ребенка: он нарочито неправильно крестится или затыкает уши, когда читают «Символ Веры»…
— Это значит, что родители его перенапрягли. Ребенку читают «Символ Веры»! Да «Господи, помилуй!» — и хватит с него. А ему длинный «Символ Веры» читают, он ничего в нем не понимает. Ну, маленький ребеночек. Взрослые пришли и свой взрослый опыт навязывают своему маленькому ребеночку. Между прочим, недавно записали рассказ старушечки о том, как воспитывали раньше.
— Папочка, а можно, я в церковь пойду?
— Нет, доченька, нельзя, — очень все мягко.
— А почему, папочка?
— А ты сегодня по улице шла?
— Шла, папочка.
— Старушку видела?
— Видела.
— А ты ей поклонилась?
— Нет.
— А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, не годится так, и в церковь ты сегодня не пойдешь.
Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях. Так что очень тонко надо воспитывать, и церковь и молитва — это должно быть неким особым семейным общим делом, дорогим для каждого ее члена. И если по каким-то причинам кому-то это не дорого, значит, это каке-то ошибки в воспитании — эти ошибки надо исправлять. Если ты нарочито неправильно крестишься — иди в свою комнату, а мы тут помолимся. Но если ты чего-то хочешь от нас — ну, извини, давай по-хорошему. Но опять-таки, это должен быть такой вдумчивый, деликатный, творческий процесс. Должно быть вот, как вот этот папочка, — разве у нас так родители с детьми разговаривают? Такое удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку.
— Не окажется ли православный ребенок слишком порядочным и, как следствие, нежизнеспособным в мире свободной конкуренции?
— Как известно, не в силе Бог, а в правде. Так что если человек старается жить по заповедям и на Бога надеяться, то Господь сам его по жизни будет вести. Если мы чувствуем свое единство, раз мы верующие православные христиане, ответственность за свою Родину, за то, что Богом нам вручено, и отношения у нас такие дружные, — тогда мы такая сила, с которой никто справиться не может. В том-то и дело, что каждый боится, каждый за себя, — такая неполноценная вера, неполноценное отношение друг к другу, недоверие. Это и говорит о том, что по сути мы не очень-то хорошие христиане, потому что если бы мы жили по правде, то и сильными были бы по правде Божией.
— Еще сложнее, когда раскол не за пределами семьи, а в ней самой. Может ли ребенок быть верующим, если мама православная, папе не до этого, — надо работать, дедушка воинственно против?
— Тут речь идет о духовном подвиге этой мамочки. Если она правильно осознает, что такое быть православной матерью, что такое смирение, как любить, как терпеть, как переносить грубости, упреки, глупости — все, что угодно, — как гибко преодолевать всякие конфликты и острые углы, — тогда это дело времени. Тогда и папочка, несмотря на эту гонку и то, что нужно семью кормить, и дедушка, может быть, перестанет быть воинственным противником. Сколько угодно примеров — люди и на смертном одре крестятся, и коммунисты убежденные, и атеисты. Как мир влияет на нас, так, простите, и православные влияют на мир. Если Господь с нами, — то кто против нас? Если эта мамочка возлюбит Господа, то и члены ее семьи не отстанут, — куда они денутся? Но это трудно, это нужно каждый шаг выверять, и молиться, и постоянно работать над собой, и благословение получать на какие-то важные поступки и решения, — тогда все постепенно наладится. Ну, и терпения набраться, — потому что мы все очень нетерпеливые, мы хотим, чтобы все сразу: ах, вот я поверили, и вы давайте.. так не получается, нужно, чтобы прошло какое-то время.
— Как доказать ребенку, что быть «как все» — не лучший способ поведения в жизни? Что поведение христианина — терпеть. Смириться, не дать сдачи, отказаться, отказаться от каких-то развлечений?
— Нет, не дать сдачи — это совершенно неправильно. В Москве жил в свое время протоиерей Всеволод Шпиллер, аристократ «голубой крови», необыкновенно мудрый человек. Он сам родом из Киева, его мать была совершенно исключительным человеком, известнейшая оперная певица. У нее соперниц не было. Она ушла со сцены, воспитывала детей. Частым гостем в семье был, например, Дмитрий Шостакович, — такая вот образованнейшая, культурнейшая семья. И после революции будущий отец Всеволод, — он был кадетом, участвовал в белом движении, — оказался в эмиграции в Болгарии. А после войны в 1950 году он вернулся в Россию. У него был сын Ваня. Естественно, он был воспитан совсем по-другому, и ничего он о России не знает, ему тогда 14 было. И его мальчишки все время задирали, он приходит к папе — раз, другой, третий. А тот ему говорит: терпи. А в очередной раз он приходит — ну, пап, ну как же так? А тот ему говорит: » Ну, чтож, ударь. Но с любовью.» То есть без всякой злобы и ожесточения.
Православный — это не значит какой-то тюфячок, о который можно ножки вытирать. И святые князья рубились в честном поединке — и стояли насмерть, и погибали, если надо. Это утрата такого аристократического отношения и к жизни, и к себе, и к окружающим, и к противнику, такое холопское отношение — меня бьют, а я… Нет, это совсем не то. Это утрата здравого православного христианского воспитания. Не то что христианин должен всегда драться, быть задирой каким-то, но мальчишка не должен допускать каких-то оскорблений. Пусть он ищет какие-то выходы, сила — это последнее, когда все другие возможности уже исчерпаны, но постоять за себя он должен, иначе он будет каким-то тюфяком, половичком.
Мне рассказывала моя сослуживица, они ехали в метро с мужем — он такой могучий был. Сидит, развалясь, парень. Входит беременная женщина. Ее муж просит этого парня — мол, встань, пожалуйста, уступи, а тот смотрит на него наглыми глазами. Тот просит, — ну, встань, пожалуйста, а парень сидит. Тогда он взял его так — р-р-раз! — и сорвал с места. Ну, парень ему чуть не вмазал, но ту, как по сценарию — двое других пассажиров парню руки за спину, как раз поезд подъехал к станции, двери открылись, — они его выпихнули из вагона и поезд уехал.
— Скажите, а какие молитвы лучше читать о детях?
— Мне кажется, что лучше всего читать свои молитвы от души. Всегда есть конкретные проблемы, и нужно просить, чтобы Господь их разрешил. Можно молиться Божией Матери или святому, чье имя носит ребенок. Все люди разные, и обстоятельства у всех разные. Есть в молитвенниках молитвы матери о детях. Можно их читать. Но молитва всегда должна быть от души.
— Батюшка, если с раннего детства ребенок привык читать известные молитвы “Отче наш”, ”Богородицу”, уже засыпая в кроватке. Но потом он вырос, и уже надо встать перед иконами помолиться. Нужно ли на этом настаивать? Потому что ребенок говорит: ”Какая разница, где и как молиться? Главное, мысленно молиться”.
— Молитва освящает дом, а иконы помогают нам сосредоточенно обратиться к Господу, Божией Матери. Мы же не кое-как должны это делать. Пусть это будет кратко, но кое-как нельзя. Стержень должен быть обязательно.
Источник: Православие и Мир
Добавить комментарий