Александр македонский Невский
Содержание
- Конспект беседы «Защитники земли русской. Князья Александр Невский и Дмитрий Донской» (старшая группа)
- Ход беседы
- Александр Македонский (Светлана Бестужева, 2015)
- Вопрос:
- Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
- Александр
- makedonskij_ru
- Гробница Александра Македонского
- Исторические свидетельства
- Раскопки
- Интересные факты
- Примечания
- Ссылка
- Где находится могила Александра Македонского?
Дмитрий Донской — Александр Невский
1360 | Ханом Орды становится Неврус | 1252 | Нашествие на Русь хана Неврюя | 108 |
Согласно канонической версии, в 1252 году Александр Невский привел из Орды «неврюеву рать» и с её помощью, разорив и подчинив себе русские города, утвердился на великокняжеском престоле. Однако в некоторых русских летописях ни о каком Александре Невском не упоминается, а говорится лишь о воцарении на Руси Неврюя.
История взаимоотношений Невского и Орды непонятна, а, учитывая, что до его княжества татаро–монголы не дошли, она выглядит более чем странной.
Александр Невский ? не Великий, но зато Святой. Мужественный и храбрый защитник земли Русской. Смелый воин и даровитый полководец. Орел, а не человек! И вот этот герой, разбив шведских и немецких рыцарей, вдруг едет в далекие забайкальские степи на поклон к какому–то хану. Зачем? Для того чтобы испросить разрешение на княжество. И дело не в том, что неграмотный главарь скотоводов даже с географической картой, которой у него не было и быть не могло, не смог бы понять, чего от него хочет этот сверкающий доспехами пришелец. Дело в другом.
1362 | Дмитрий становится князем Новгородским | 1236 | Александр становится князем Новгородским | 126 |
1362 | Литовское войско разбивает силы Орды | 1236 | Литовское войско разбивает орден крестоносцев | 126 |
1380 | Дмитрий разбивает татар на Куликовом поле | 1245 | Александр разбивает литовцев | 135 |
1382 | Нашествие Тохтамыша: разорение татарами Москвы и других русских городов | 1238 | Нашествие Батыя: разорение татарами Москвы и других русских городов | 144 |
Как же так? Ведь ты, князь, бесстрашно бросался против закованных в металл врагов, разгромил профессиональных вояк, не уступил ни пяди родной земли. Ты же грозил мечом всем желающим испытать счастья на русской земле, приговаривая, что их здесь ждет погибель. Ты не прятался в псковских лесах и смело смотрел смерти в лицо. Ты ? герой, рыцарь, не отступил и не сломался. Так что же с тобой случилось? Почему, лишь услышав про нового врага, ты побежал кланяться ему в ноги? Нет ответа. И не потому, что князь лежит в сырой земле и не может ответить, а потому, что он никогда по ней не ходил.
1389 | Смерть Дмитрия | 1263 | Смерть Александра | 126 |
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Конспект беседы «Защитники земли русской. Князья Александр Невский и Дмитрий Донской» (старшая группа)
Елена Чаус
Конспект беседы «Защитники земли русской. Князья Александр Невский и Дмитрий Донской» (старшая группа)
Цель: на примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать уважение, гордость и любовь к России, ее героям.
Ход беседы
Воспитатель. Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю и в давние времена, и в наше время. Велико наше Отечество – русская земля, но таким оно стало не сразу. Многие враги разоряли Русь. Многие люди отдавали свою жизнь во имя защиты Родины. Кто такие защитники Отечества?
Дети. Защитники Отечества – это люди, которые защищали, охраняли русскую землю от врагов, любили ее.
Воспитатель. Ребята, каких защитников Отечества вы знаете?
Дети. Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Микула Селянинович.
Воспитатель. Мы поговорили о былинных героях, а сегодня мы поговорим о русских князьях, защищавших нашу землю. Они защищали родную землю и прославились в веках так, что мы помним их имена, хотя прошли сотни лет.
Александр Невский – новгородский князь, был одним из самых славных защитников Древней Руси. Народ любил его за величественную красоту, мудрость, силу и мужество. Он родился в 1220 году в городе Переславль (почти 800 лет назад). Здесь прошло его детство. В 16 лет он становится князем г. Новгород. В то время Русь страдала от монголо-татарского ига (объяснить детям). Да еще на русскую землю нападали и другие враги – шведы.
— Пришли шведы и говорят новгородскому князю Александру: «Мы пришли взять себе город, а ты и твои дети будут нашими слугами». Собрав новгородских жителей, князь сказал им: «Шведы хотят нас завоевать, пойдем сражаться с ними. Правда нас мало, а шведов много, но Бог поможет нам. Не в силе Бог, а в правде». Сражение произошло на берегах реки Невы. Русские разбили шведов. Князя Александра с тех пор стали звать Александр Невский – в честь победы на реке Неве.
— Только русские расправились со шведами, как на Новгород пошли немцы, они тоже хотели его завоевать. Александр Невский был выдающимся и очень умным полководцем. Встретились русское и немецкое войско на Чудском озере. Немецкие рыцари были вооружены очень хорошо: и люди, и кони были закованы в железные доспехи. У русских воинов таких доспехов не было. А происходило это весной, лед на реках и озерах стал не крепким, тонким. И придумал князь Александр заманить немцев на лед. Трудно было устоять на льду коням с рыцарями в тяжелом вооружении и тяжелых доспехах, и они стали проваливаться под лед. Русские победили и прославили своего князя Александра Невского.
Вот какую великую славу оставил по себе князь Александр Невский. Шведов с тевтонцами разгромил, татар от зверств на земле русской удерживал.
Прошло чуть больше 100 лет, и побил ордынцев на Куликовом поле потомок Александра Невского, московский князь Дмитрий. Сбылись мечты Александра Невского: Русь одержала победу над самым лютым своим врагом.
Воспитатель. 600 лет назад жил московский князь Дмитрий Иванович. Когда на Русь напала несметная рать татаро-монгольских племен, Великий князь московский послал гонцов в города и села собирать войско на защиту родной земли. Вместе со своими дружинами другие князья пришли к Дмитрию. Князь собрал военный совет, вместе с князьями и воеводами, разработал план сражения. В те времена на Руси жил святой человек Сергий Радонежский. Благословив князя на бой, он предсказал ему победу. И повел князь свое войско на врага. А с ним – два монаха из Троицкого монастыря, два брата: Ослябя и Пересвет. У речки Непрядвы, что впадает в Дон, на Куликовом поле сошлись две рати: русская и татарская. Сначала – поединок богатырей. Кто победит, на стороне того и удача. Но равными оказались силы у татарского богатыря и русского богатыря монаха Пересвета. Ударили друг друга – и оба рухнули замертво. И началась жестокая сеча! Ордынцы (татары и монголы) бились за добычу, а русские – за родную землю. С утра до вечера шла Куликовская битва. Наконец, русские начали побеждать и татаро-монголы побежали. Русские воины погнали врагов далеко с русской земли. После этой битвы князя Дмитрия стали называть Донским – в честь победы возле реки Дон. А про битву на Куликовом поле мы помним и сейчас.
Воспитатель. Мы, взрослые, очень хотим, чтобы вы, когда станете большими, любили, охраняли и защищали свое Отечество, как князья Дмитрий Донской и Александр Невский.
Итог беседы:
1. Каких защитников Отечества вы знаете?
2. Чем прославился князь Александр Невский?
3. Почему его так назвали – Невский?
4. От кого освободил Русь Александр Невский?
5. Чем прославился князь Дмитрий Донской?
6. Почему его так назвали – Донской?
7. От кого освободил Русь Дмитрий Донской?
Факты о великом предводителе, Александре Македонском.
Аристотель являлся наставником Македонского
Когда Александру было 13 лет, отец его нанял Аристотеля. Известно, что его учения во многом стали определяющими образ мыслей будущего полководца. Аристотель привил Македонскому любовь и уважение к философии и философам.
Помимо Аристотеля, Александр поддерживал связь и с другими известными философами того времени. По слухам, однажды он подошел к Диогену на городской площади и задал вопрос: «Могу ли я что-то для тебя сделать?». «Да, — ответил Диоген, — отойти в сторону. Ты заслоняешь мне солнце». Александр пребывал в восторге от ответа великого аскета. Позже Александр вел длительные разговоры с представителями индуистских религий, которые отвергали одежду и тщеславие — гимнософистами или «голыми философами».
15 лет военной деятельности не разочаровали Александра ни одним провалом
Первая победа состоялась, когда ему было 18 лет. Взойдя на престол в 334 году до н. э., Македонский переправился в Азию (современная Турция). Там он выиграл серию сражений над персами. Неизменно Александр всегда вел войска с устрашающей скоростью. При этом враги уничтожались им, не успев подготовиться к битве.
Его уникальная военная стратегия, не допустившая ни единого промаха, теперь изучается в военных академиях.
Более 70 городов Александр назвал в честь себя. 1 город назван им в честь его коня
По обычаю, в память о своих завоеваниях в зоне бывших военных фортов Александром строились города, названные им «Александрия». Созданный в устье Нила город Александрия, является самым известным городом. В Египте этот город является вторым по величине городом. По городам с названием «Александрия» можно проследить весь путь завоеваний Македонского — через современную Турцию, Иран, Афганистан, Таджикистан, Пакистан. Место сражения на реке Гидасп, — эта военная кампания стала самой дорогостоящей для Македонского, — названо именем Буцефала. Именно так звали коня полководца, смертельно раненного на полях битвы.
Будущая жена Македонского была пленницей, в которую он влюбился с первого взгляда
327 год до н. э. ознаменовался для Македонского грандиозным захватом согдийского Рока. До этого момента согдийский Рок считался непобедимой горной крепостью.
Полководцем были пленены тысячи людей. Однажды Александр прохаживался, рассматривая своих пленников. Среди них он увидел совсем юную девушку. Ее звали Роксана. Она была дочерью дворянина из Бактрии. По решению Александра, вскоре решено было сыграть свадьбу. Роксана стала женой Македонского. Спустя несколько месяцев уже после смерти Александра она родила ему сына, названного в честь отца Александром IV.
Тело Македонского источало приятный аромат
Через 400 лет после кончины царя Плутархом был создан труд «Житие благородных римлян». В нем говорится о том, что от кожи царя Александра Македонского пахло приятными благовониями, дыхание всегда было свежо, и в целом тело его было пропитано свежими ароматами. Во многом «обонятельная деталь» являлась атрибутом традиции, согласно которой всепобеждающий царь имел божественное происхождение и соответственно признаки (ароматное тело). Сам полководец не раз заявлял общественности, что является сыном Зевса.
После победы над персами Македонский перенял у них стиль одежды
Шесть лет вторжений в Персидскую империю дали свои плоды, — Персеполь был захвачен, империя покорена. Александру предстояло удержать власть над нею. С этой целью в 324 году до н. э. Македонский решил провести массовые ритуалы свадеб, при этом заставив 92 уважаемых македонцев жениться на персидских женщинах. Сам полководец взял в жены старшую дочь царя Дария, а также дочь царя Артаксеркса. Более того, после этого Александр стал носить полосатую тунику, пояс и диадему, присущую персидской царской одежде.
Смерть Александра Македонского — тайна за семью печатями
В 323 году до н. э. Александру исполнилось 32 года. В том же году нежданная болезнь внезапно подкосила его. Александр проболел 2 недели и скончался. Отец его был убит своим же телохранителем, поэтому виновника трагедии стали искать в ближайшем окружении царя. В итоге подозрение пало на Кассандра — близкого друга Македонского. Причем по приказу Кассандры впоследствии были убиты сын Александра и его вдова.
Исследователи биографии Александра Македонского указывают на то, что к его убийству мог быть причастен и сам Аристотель, так как являлся приближенным семьи Кассандры. Многие библиографы современности не исключают того, что причиной смерти Александра могла стать одна из болезней — малярия, инфекция легких, брюшной тиф или печеночная недостаточность.
Тело Александра Македонского было погребено в емкости, наполненной медом
По данным того же Плутарха, тело Македонского вначале забальзамировали в Вавилоне. Однако есть веские основания полагать, что тело полководца было помещено в мед для того, чтобы остановить процесс распада. Спустя год (по разным источникам, два года) тело Александра было отправлено в Македонию. Однако его сумел перехватить генерал Птолемей I. Это было сделано с целью стать преемником империи, созданной Македонским. В таком случае тело Александра служило своеобразным залогом.
Известно, что могилу Александра, находящуюся в Александрии, посещали Юлий Цезарь, Марк Антоний, Октавиан (будущий Август Цезарь), римский император Каракалл. Впоследствии в ходе ряда событий могила великого полководца была разрушена, а место нахождения утеряно.
Черты расчётливого политика сочетались в Александре с бешеным темпераментом (многие исследователи считают, что первое он унаследовал от отца, а второе — от матери). Царь был, как правило, мягок в обращении с окружающими, но при этом испытывал вечную потребность быть любимым и был склонен к резким перепадам настроения. Он стремился во всём быть первым, из-за чего в каждом бою бросался в гущу схватки. Его раны перечисляет Плутарх:
«При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом — мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой — стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании — камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты; в области ассаканов — индийским копьём в лодыжку… В области маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, ранила его в грудь; там же… ему нанесли удар булавой по шее.»
#мотивация@businessquotes
#познавательное@businessquotes
Александр Македонский (Светлана Бестужева, 2015)
Воспитание Александра
Воспитателями и наставниками Александра помимо родителей были родственник по линии матери Леонид, к которому, несмотря на его строгость и требовательность, царь сохранил глубокую привязанность и в зрелом возрасте, и актер Лисимах. С 343 г. до н.э. учителем Александра стал великий философ Аристотель: под его руководством отрок получил классическое греческое образование.
Аристотелю тогда было около сорока лет. Он старался завоевать доверие ученика, хотел, чтобы он воспринимал своего учителя не как уже сложившегося, взрослого человека, а как мыслителя, до сих пор ищущего собственное «я».
В свое время Аристотель принадлежал к Академии Платона, потом был сторонником ее реформы, а впоследствии и вовсе отказался от этого учения. Он пытался создать новую метафизику и в противовес старой выдвигал на первый план точное исследование фактов, которое должно было лечь в основу всех наук.
Александру, вероятно, показалось чудом, что рядом очутился человек, продолжающий духовно расти и искать новое, несмотря на известность и всеобщее почитание. Ему чуждо было тщеславие, он никогда не кичился своими знаниями. Аристотель был человеком, снедаемым той же жаждой, которая терзала и Александра, – жаждой познания неизвестного в бесконечном мире.
Их дружбе способствовала и окружающая обстановка. Жили они не в столице Пелле, а вдали от суеты двора, вблизи небольшого селения Миеза, в посвященной нимфам роще с уединенными тропинками и укромными уголками. Здесь находилась царская вилла, где поселился Аристотель со своими воспитанниками и помощниками – Феофрастом и племянником Каллисфеном.
Кроме того, здесь жили знатные македонские юноши, и их присутствие придавало совместному обучению живость; вместе с тем их было не так много, чтобы это могло препятствовать тесному общению Аристотеля с Александром.
Аристотель передал мальчику запас фактических знаний. Но гораздо важнее было то, что он сам служил ему примером. Глядя на философа, мальчик учился ценить все возвышенное и благородное, постигал греческую культуру. Они изучали не произвольно вырванные фрагменты различных наук, а гармонию духовного существования в целом. Понимание красоты, трудолюбие, добро и его воплощение в лучших произведениях – все это предстало перед духовным взором Александра. Во всем надо было стремиться к постижению наивысшего: «Да не убоится человек создавать бессмертное и божественное».
В курс обучения в Миезе входила еще весьма важная для будущего полководца наука, на которую до сих пор недостаточно обращали внимания, а именно география, знакомство с картой мира. Живой интерес царя к географии проявился еще в то время, когда он мальчиком задавал вопросы персидским послам о расстояниях между городами Азии и тамошних дорогах. Уже тогда стремление к познанию толкало Александра на расспросы о Персии и других далеких странах.
Аристотель сам путешествовал мало, но мог познакомить юношу с картой. О том, что при обучении он широко пользовался этим пособием, мы знаем по его позднейшим урокам в Афинах, в Лицее, где большие карты земли устанавливались на досках. Сам философ интересовался географией не отдельных стран, а Землей в целом. Нет сомнения в том, что и своему воспитаннику он показывал карты Земли.
Чего только не было на этих картах! Прежде всего пояса – холодный на севере и жаркий на юге. По учению философа, неблагоприятный климат обеих этих зон не способствовал обитанию здесь людей. Между ними – умеренная зона, где расположены Средиземное море, Персия и Индия. Только эта зона и образует ойкумену, то есть пригодную для обитания людей часть Земли. Ее и считали собственно миром.
На карте можно было увидеть расположение континентов и океан – огромное море. С океаном посредством Геркулесовых столпов (Гибралтара) соединялось Средиземное море, а дальше, если доверять Скилаку, – Красное море (но в этом Аристотель не был так уж уверен). Он, к примеру, считал, что Каспийское море надо рассматривать как внутреннее.
Учитель, конечно, не преминул обратить внимание Александра на многочисленные белые пятна на географической карте, прежде всего на то, что из всего мира известны лишь Средиземноморье и Передний Восток. Все остальное еще надлежало исследовать, более того, сначала открыть.
Ничто, видимо, не увлекало юношу так, как изучение этих карт и пояснения учителя. Более того, для Александра география была важнейшей из наук. Сама задача исследования мира казалась ему соблазнительной. Но еще больше привлекало другое: Александр стал рассматривать отдельные страны, и прежде всего Македонию, лишь как часть мирового пространства. А это открывало совершенно новые перспективы.
Любой другой царь или царский сын смотрел на мир только глазами жителей своей страны. Для Александра же был характерен более широкий взгляд. Македонию он представлял себе только частью мира. Возможно, благодаря этому он и сделал решающий шаг, отдаливший его от родины, шаг, к которому Александр был подвигнут своими врожденными наклонностями и распрями с Филиппом и македонской знатью.
К тому же, если рассматривать мир на карте, не кажутся ли его пространства легко преодолимыми? Ведь юноша уже давно мечтал о роли великого завоевателя. Вероятно, именно рассматривая карты, он ощутил желание завоевать весь мир. Судя по всему, еще в Миезе у него возникла эта идея – не то игра воображения, не то мечта. Главное – он посвятил ее осуществлению всю свою жизнь.
Впервые Александр, самой природой предназначенный к великим делам, приблизился к тому, что впоследствии определило его жизнь, – к безграничному и бесконечному. Единственный раз Александр увидел эти качества в другом человеке, причем в самой благородной и чистой форме. Аристотель вывел Александра из полуварварского состояния, дал представление об истинном духовном величии.
Но идеальных людей не бывает. Например, сам Александр с юности отличался высокомерием. Когда друзья спросили его однажды, не хочет ли он принять участие в Олимпийских состязаниях, юноша ответил:
– Охотно, если мне придется соревноваться с царями.
Каждый раз, как приходило известие о какой-нибудь победе македонян под предводительством Филиппа, Александр с грустью говорил товарищам:
– Отец все сделает до нас, и мне с вами не останется совершить ни одного славного подвига!
Однажды у него вырвался горестный вопль:
– Во Вселенной бессчетное множество миров, а я еще и одного не завоевал!
Отвага Александра проявилась уже в ранней юности. Однажды Филиппу предложили купить коня, прозванного Буцефалом за сходство его головы с бычьей. Филипп вместе с сыном отправился на него посмотреть. Конь казался совершенно диким, поминутно вставал на дыбы, бил копытами и норовил укусить. Никто не решался близко подойти к животному. Филипп отказался от покупки и приказал увести лошадь. Тогда Александр в раздражении крикнул отцу и его приближенным:
– Из-за своей трусости и неумения ездить верхом вы отказываетесь от великолепного коня!
Филипп рассердился и предложил сыну побиться об заклад на цену лошади, что мальчик не сможет укротить Буцефала. Александр смело направился к коню, схватил его за узду и повернул против солнца, так как заметил, что животное пугается собственной тени. Затем юноша некоторое время оглаживал коня и бежал рядом с ним, давая ему привыкнуть к себе. Заметив, что лошадь уже несколько устала и тяжело дышит, Александр сбросил плащ и вскочил на нее.
Бешеный конь рванулся, пытаясь сбросить всадника. Крепко держа поводья, Александр дал коню полную волю, ожидая, когда он утомится. Когда лошадь привыкла к своей ноше, Александр заставил ее повиноваться поводьям. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах.
Филипп и его свита в страхе и молчании наблюдали за поединком человека и коня; когда же Александр повернул Буцефала и, сияя от гордости, подъехал к отцу, все разразились криками восторга, а Филипп даже прослезился от радости. Обняв сына, царь поцеловал его и сказал:
– Дитя мое, ищи себе подходящего царства – Македония для тебя слишком мала!
Вопрос:
Здравствуйте Батюшка! В «Александрии», жизнеописании Александра Македонского, описывается событие, когда пророк Иеремия благословляет Александра Македонского на битву с Дарием и другие события, свидетельствующие о благочестии Александра. Жития Александра Невского и Дмитрия Донского сравнивают святых князей с царем Константином, св. князьями Борисом и Глебом, с ветхозаветными мужами и с Александром Македонским. Как объяснить такую связь македонского царя, являющегося, по сути, носителем языческой культуры, с культурой православной?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Сравнение святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского с Александром Македонским относится к военным победам, одержанным великим полководцем древности и не касается религиозной жизни. Что касается книги Александрия (или Александрида), то она не содержит историческое жизнеописание знаменитого царя и завоевателя. Это одна из версий романа об Александре Македонском, созданного в 3 или 2 веке до Р.Х. на греческом языке. Приписывается Александрия Каллисфену, греческому историку, племяннику и ученику Аристотеля. Он сопровождал Александра Македонского во время похода в Индию. Будучи строгих нравов, нелицеприятно говорил Александру, который заковал его в цепи, в которых он умер в 328 году. Однако исследователи решительно отрицают принадлежность ему данного произведения. Поэтому имя неизвестного автора условное – псевдо-Каллисфен.
У славянских народов имеется две редакции: у болгар, сербов и русских в основу легли византийская версия; у поляков и чехов – латинские или западноевропейские. Славянские рукописи не являются простым переводом. В них много добавлений, соответствующих народному сознанию своей эпохи. В рукописях имеются мифологические элементы. Книга начинается с рассказа о том, что отцом Александра был не царь Филипп, а «Нектанафа царь египетский». Речь идет о последнем фараоне Египта Нектанебе II. Он бежал в Эфиопию после победы персов во главе с Артаксерксом III. В Александрии рассказывается о том, что он прибыл в «Филипустъ Македонский град» и явился к «Алимпияде» «в образе бога Аммона» (Амона-Ра). Такое начало явно указывает на то, что произведение это появилось в дохристианском Египте. Нет необходимости упоминать и другие мифологические сюжеты.
На 77 об. – 78 листах русской рукописи XVII века сказано: «И тако благослови его пророк Еремей и рече: «Александре не токмо имаши землю свою видети». Такого благословения не могло быть, потому что пророка и царя разделяют 2,5 столетия. После разрушения Иерусалима в 587 (др. – 586) году большая часть евреев была уведена в вавилонский плен. Пророку Иеремии был предоставлен выбор: остаться в Иудее или идти вместе с пленниками в Вавилон. Он остался на родине. Но когда был убит наместник Иудеи Годолия, остававшиеся в стране евреи из-за опасения мести со стороны халдеев бежали в Египет и насильственно увели великого пророка. Там он продолжал возвещать волю Божию. По преданию евреи побили его камнями в Египте около 580 г. до Р.Х. Александр Македонский умер в Вавилоне 13 июня 323 г., не дожив несколько недель до своего 33-летия. Возможно, в рассказе о благословении Иеремии своеобразно преломилось одно историческое событие. Основав при устье Нила Александрию, македонский царь перенес туда из города Тафнис мощи св. пророка Иеремии. Блаженный Иоанн Мосх пишет: «Местность Тетрапила в большом уважении у александрийцев. Говорят, что основатель города Александрии, взявши останки пророка Иеремии, похоронил их там» (Луг духовный, М, 2002, с.132).
При оценке людей, живших в языческом обществе и их деяний, христианин должен избегать двух крайностей. Первая сводится к грубо-упрощенному взгляду, что «все там сплошная бесовщина». Такой взгляд ведет к культурному нигилизму и искаженному взгляду на историю. Вторая крайность сводится к идеализации языческой культуры. Позиция эта сформировалась еще в эпоху Ренессанса. Воспринявший такой взгляд, оставаясь номинально христианином, становится реально внутренним язычником. Иногда это приводит к активной антихристианской настроенности. Идеализация языческого мира возникает, как результат неспособности человека подняться на высоту христианской духовности.
Все лучшее, что было в истории и культуре языческого мира, имело два источника: образ Божий в человеке и естественное откровение (познание Творца через премудрое устроение окружающего мира). Именно образ Божий в человеке имел ввиду св. апостол Павел, когда писал: ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим.2:14-15). Св. апостол Павел говорит и о втором источнике духовного познания: Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим.1:18-20). В отличие от большинства современных людей, страдающих тяжким недугом неверия, представители языческого мира верили в высшее духовное начало. Однако представления эти были неясные и искаженные. Платон отождествлял Божество с идеей добра. Наставник Александра Македонского Аристотель видел в Божестве главным образом источник движения. Первый двигатель, согласно Аристотелю, будучи неподвижным, не может быть материальным. Последнее основание всякого изменения заключается в чистом, совершенном и бесконечном духе. Однако эти отдельные достижения философской мысли не находили выражение в религии. В целом религиозное сознание язычников представляло собой грубую подмену: Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца (Рим.1:25). Эта подмена и была почвой для демонизма, который так явно проявлял себя во всех областях жизни языческого общества.
Язычники, жившие вне Богооткровенной истины, не знали законов духовной жизни. Они не только не имели средств бороться со страстями, но даже не сознавали, что они являются губительными пороками. Плутарх пишет, что Александр «еще в детские годы обнаружилась его воздержность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно» (Сравнительные жизнеописания. Александр и Цезарь. IV). Качество похвальное, но главная причина заключалась в том, что все силы его души были в плену неутолимой жажды славы. Биографы отмечают: отрок Александр, когда гонцы привозили известия об очередной победе его отца, впадал в меланхолию и сетовал, что ему ничего не останется завоевывать. Историк Флавий Арриан (около 90-95 г. – 175 г. по Р.Х.) пишет: «Рассказывают, что он восхищался Диогеном из Синопа, с которым он встретился на Истме. Диоген лежал на солнце; Александр остановился перед ним с «пешими друзьями» и щитоносцами и спросил, не нужно ли ему чего. Диоген ответил, что ему нужно одно: пусть Александр и его спутники отойдут в сторону и не застят солнца. Александр, видимо, не вовсе был лишен понимания того, что хорошо, но жажда славы была сильнее его» (Поход Александра. Кн.7.2.1-2). В словах Диогена выразилось неодобрение предстоящего похода на персов. Плутарх к этому эпизоду прибавляет: «На обратном пути он сказал своим спутникам, шутившим и насмехавшимся над философом: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном» (Сравнительные жизнеописания. Александр и Цезарь. XIV).
Святитель Василий Великий отмечает одну важную добродетель македонского царя: «Не умолчу и о поступке Александровом. Александр, взяв в плен дочерей Дария, о которых засвидетельствовано, что красота их была удивительна, не удостоил и видеть их, считая постыдным – победителю мужей уступать над собою победу женщинам. Ибо это указывает на одно с заповедью, что воззревший на женщину для услаждения, хотя и не совершит прелюбодеяния самим делом, но за то, что допустил в душу желание, не освобождается от вины (Мф.5,28)» (Беседа22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений). Царь Александр нередко проявлял благородство к побежденным. Захватив в плен мать и супругу Дария, он заверил их что относится к ним не как к пленницам, а как царицам и будет относится с почтением к их высокому положению. Но он же через год взял финикийский город Тир и жестоко расправился с его защитниками. Историк Квинт Курций Руф пишет: «О том, сколько было пролито крови, можно судить хотя бы по тому, что внутри укреплений города было казнено 6 тысяч воинов. Печальное для победителей зрелище было подготовлено яростью царя: 2 тысячи человек, на убийство которых уже не хватило ожесточения, были пригвождены к крестам на большом расстоянии вдоль берега моря» (История Александра Великого. Кн.IV. 4.16-17). Во время одного из пиров близкий к царю воин Клит стал обличать его. Александр пытался поразить его копьем, но Лисимах и Леоннат отняли у него копье. Дальше Курций Руф рассказывает так: «Не владея собой, он подбежал к порогу шатра и, выхватив копье у часового, встал у входа, через который должен были выйти пирующие. Все вышли; Клит выходил последним, когда огни уже были потушены. Царь спросил, кто идет. Даже в его голосе чувствовалось, что он задумал преступление. А тот, забыв уже свое недовольство и видя царский гнев, ответил, что он, Клит, и идет с пиршества. Едва он это сказал, как царь пронзил копьем ему бок; обагренный кровью умирающего, он воскликнул: «Отправляйся теперь к Филиппу, Пармениону и Атталу»». Тот же историк пишет: «Это был тот самый Клит, который у реки Граника своим щитом прикрыл Александра, сражавшегося с непокрытой головой, и мечом отрубил Ресаку руку, занесенную им над головой царя. Он был старым воином Филиппа и прославился многими военными подвигами. Сестру его, Гелланику, воспитавшую Александра, царь любил, как свою мать» (Кн.VIII. 1.20-21).
Земная жизнь великого завоевателя была короткой. Но еще до того, как с его ранней смертью закончились столь успешные походы, ему пришлось задуматься над тем, насколько печален удел человека на земле. В 324 году, вступив в Пасаргады, он просил вскрыть гробницу знаменитого Кира, чтобы воздать ему почести. Она оказалась разграбленной. Там находились полуистлевший щит Кира, два скифских лука и скифский меч. Александра поразила надпись: «О человек, кто бы ты ни был и откуда бы ты ни явился, – ибо я знаю, что ты придешь, – я Кир, создавший персидскую державу. Не лишай же меня той горстки земли, которая покрывает мое тело». Эти слова навели Александра на горестные размышления о превратностях человеческой судьбы. Они произвели на него столь глубокое и сильное впечатление, что он приказал написать текст также и по-гречески.
Имя Александра упоминается в 1 Маккавейской книге: 1:1-8; 6:2. В ночном видении пророка Даниила царство Александра Македонского символически изображается в виде зверя: «Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему» (Дан.7:6). В пророчестве точно переданы черты будущего царства: кровожадность и необыкновенная быстрота при захвате добычи. Четыре крыла обозначают распространенность до пределов земли (1Макк.1:3). Четыре головы символически указывали на будущий распад на четыре государства: Фракийское, Македонское, Сирийское и Египетское.
После завоеваний Александра Македонского начинается эпоха эллинизма. Возникает синтез греческой и местных восточных культур (IV–II века до Рождества Христова). Преодоление языковой и культурной замкнутости между народами Средиземноморья и Ближнего Востока способствовало апостольской проповеди и победе христианства.
Александр
Александр:
а) (I Мак. I, 1) – македонский царь, сын Филиппа II, величайший из завоевателей. Его славная история, без сомнения, известна каждому читателю всемирной истории. В Свящ. Писании царство Александра Македонского символически изображено в различных видениях пр. Даниила, как-то: в огромном истукане, виденном во сне ц. Навуходоносором (Дан. II. 32–39); в видении четырех больших зверей (Дан. VII, 6); в видении овна с двумя рогами и козла с одним рогом, из которого выросло потом четыре рога (Дан. VIII, 5–8);
б) (помощник людей) (Мк. XV, 2) – сын Симона киринеянина, которого заставили понести крест Христов на Голгофу;
в) (Деян. IV, 6) – лицо из первосвященнического рода, вместе с другими первосвященниками в синедрионе принимавший участие в суде над апостолами Петром и Иоанном по случаю чудесного исцеления ими хромого;
г) (Деян. XIX, 33) – еврей в Ефесе, который принимал видное участие в споре между Павлом и ефесскими жителями по случаю возмущения Димитрия серебреника и старался успокоить народное волнение, хотя и безуспешно;
д) (I Тим. I, 20) – лицо, упоминаемое вместе с именеем в означенной цитате; они представляют в своем лице таких отступников христиан, которые, отвергнув добрую совесть, отпали от веры и предались богохульству;
е) (II Тим. IV, 14) – Александр медник, причинивший много зла ап. Павлу в деле его апостольского служения: Александр медник много сделал мне зла, говорит о нем св. ап. Павел, да воздаст ему Господь по делам его!
Здесь конспект видеоряда, записанного командой Д.Енькова в августе этого года в Санкт-Петербурге.
Ссылка на видео —
http://www.youtube.com/watch?v=OKIQ3KFivVQ&index=26&list=PLiXQWn1tFNwDs8EinYOyXgLJ_Km1-vRR9
Команда Дмитрия Енькова стоит на Дворцовой площади.
Д. Е. — В центре площади стоит самая высокая колонна (самый высокий монумент из цельного гранита не только в городе, но и в мире!), которая называется по имени города. И Пушкин не зря назвал её Александрийская (Александрийский столп). Если бы она была возведена в честь Александра, то как должна была бы называться? – Александровская. А почему мы должны Пушкину верить? Он как раз занимался расследованием настоящей истории. Только Пушкин был допущен в архивы, когда писал историю Пугачёвского восстания. Написал только 34 страницы, оставил доисследовать потомкам. До сих пор историки не написали правды о восстании Емельяна Пугачёва…
(6.30 минута записи) Так почему же колонна Александрийская? Потому что город, в центре которого она стояла, назывался Александрия. Вот это настоящее название этого города. И от этого факта будем строить наше дальнейшее исследование этого города и раскрывать якобы безумные факты, которые учёные, историки до сих пор не в силах раскрыть.
Почему она самая большая? Конечно, вовсе не потому, что её строили с целью построить выше колонны, посвящённой победе над Наполеоном, больше колонны Траяна и т.д. Нет. Она самая большая, потому что она стоит в центре империи. Об этом нам косвенно напоминают, говоря, что она якобы в стиле ампир. Что такое стиль ампир? Этот стиль на самом деле называется импер, это имперский стиль. Т.е. столица империи – Александрия, в центре стоит Александрийская колонна. А где должна быть самая большая колонна в империи? — В её столице. Это как у мусульман – самая большая мечеть находится в Мекке, все остальные минареты не могут быть выше её.
На здании Генштаба находится скульптурная группа — конная упряжка с 6 лошадьми. Нигде в мире вы не увидите конную скульптуру с таким количеством лошадей (только в Италии в одном месте). Это ещё один признак того, что здесь находилась столица империи. Стиль «импер» был задан этой империей всему остальному миру. Т.е. этот стиль не пришёл к нам от якобы древних греков или римлян.
Официальную историю Колонны все знаете. Но смешно, конечно, принимать на веру, что из цельного куска гранита её вырезали, древние каменотёсы как-то её обтесали… Нам сейчас интересна фигура, которая стоит на вершине колонны. Это те же наши любимые крылатые атланты. На вершине Колонны стоит ангел, под ногами у него змей.
Когда-то в руках ангела было копьё, и он протыкал им змея. То есть – обычный копьеносец, которого мы можем видеть на монетах, на лошадях. Но потом этому «ангелу» всучили крест, когда крестили Русь. А крестили её совсем недавно. Копьё у ангела изъяли, и осталась эта нелепая поза. Нелепая совершенно, человек так ничего не делает. А если ему вложить в руку копьё, то совершенно очевидно, что он им протыкает змею. В 2000-х тысячных годах производили реставрацию колонны, и реставраторы говорили, что видно, что у «ангела» что-то раньше было в этой поднятой руке.
Идём к атлантам Эрмитажа. Я там в последний раз в декабре 15-го, и в нишах здания тогда никого не было. Эти атланты, которые поддерживают балкон, они уже безкрылые. Т.е. функция таких атлантов – уже вспомогательная. Мы, люди, уже третья реинкарнация (модификация?) атлантов, сильно уменьшенная. Наша роль тоже вспомогательная. А первопредки – атланты – гиганты с крыльями.
У атлантов Эрмитажа – одна и та же форма, у них только немного отличаются повязки, но отлиты они в одних формах. Кстати, понятие «монолит» подразумевает метод образования – отливка… В прошлой экспедиции у нас была аппаратура, определяющая наличие металла. Мы выяснили, что из постаментов, на которых стоят атланты, до их коленей идут штыри. Т.е. они насажены на штыри. В этом месте – голеностоп – самая большая нагрузка, поэтому у многих в этом месте есть трещины. Простые туристы, пялясь на атлантов, не обращают внимания на самое главное – это вот эти статуи в нишах. Вы видите – стоит большой человек, и у его колена сидит маленький человек.
Это не ребёнок, не мальчик, а такой же бородатый товарищ, т.е. уменьшенная копия этого гиганта. На следующей статуе мы можем высчитать рост атланта по сравнению с нашим – около 4-х метров.
На следующей – гигант держит обрезанные крылья.
Вот здесь вам оставили явные знаки. Пока все разевают рты на этих якобы атлантов, самое интересное – здесь. И те самые обрезанные крылья, о которых мы говорили в первой лекции про атлантов и Атлантиду.
…Рассматриваем окна первого этажа Эрмитажа и понимаем, насколько Санкт-Петербург откопанный город.
Его откопали немного, но не до конца. Отреставрировали и в таком виде нам представили. Пол в этих «первых» этажах намного ниже уровня земли. Конечно, в домах так не делают. Даже современные технологии с трудом позволяют сдержать натиск снега, вешних вод… А здесь видно, что это окно «первого» этажа лишь часть навершия настоящего окна (как на втором этаже), а остальное скрыто под землёй. И так в любом здании Петербурга.
На этом здании барельефы в виде днк – скрещенные спирали. На верху барельефа – странные головы то ли с ушами, то ли с крыльями, — результат генетического эксперимента.
Рассказы о кентаврах и сатирах (23.40 – 25.20) — (сомнительно – прим. моё).
Д. Е. — Обращаю ваше внимание – как отличить атлантическую архитектуру – у зданий этой цивилизации очень высокие вторые этажи – под их рост. Где окна ниже (в этом же здании) – там прислуживающие люди.
(28.00 – 29.30 минута записи) – Д. Е. читает официальную версию — описание барельефов Колонны.
На восточной стороне Колонны на барельефе – 2 крылатые женщины, посередине пустой доспех. Опять следы атлантов повсюду.
На северном барельефе тоже 2 крылатые женщины и всевидящее око.
И надпись Александру I –му. Просто Александру, без всяких уточнений.
Давайте вспомним, что означает имя Александр Невский. Помните, я читал лекцию о том, где создавались города – на слиянии рек. Так же и здесь – на слиянии Невы и её притоков произошла битва за обладание местом, где потом возведут город. Александр победил, и ему дали титул Невский – именем реки. А какой у нас есть известный исторический персонаж – тоже Александр? – Александр Македонский. Вам эта фамилия ничего не говорит? Мак – Дон. Что в английском означает эта распространённая приставка «мак»? – сын. А «дон» — это русское слово, которое любую реку обозначает. Помните, у нас был Дмитрий Донской? А Александр – сын Донского. Да, Александр Македонский, который во всём мире позиционируется как не наш, нерусский, оказывается, вполне наш царь. По официальной историографии у Донского сына Александра не было. Но я думаю, что А. Македонский и А. Невский – это одно и тоже лицо. Есть такая версия.
— Смотрите, здесь фигурка двуглавого орла, который держит скипетр и державу.
А на заборе – орёл, который держит венок и гроздь оливы.
А олива у какого известного орла есть (правда одноглавого)? – у американского орла. На барельефе здесь тоже есть венок и гроздь оливы, и скипетр и держава.
Д. Е. – на самом деле можно трактовать так – что Держава была по всей Земле. И орёл наш, державный. Видите, у него на груди наша эмблема – этот копьеносец, убивающий змея. Кстати, это единственный орёл здесь, воплощённый в скульптуре. И он даже не двухголовый, а трёхголовый, трёхкрылый. Кстати, отсюда видно, что у него есть третья лапа, в которой он держит меч.
И этот трёхглавый орёл главнее, а орёл, который на гербе США, — он подчинённый. Территория США – это тоже часть империи, но она занимает подчинённое положение.
На западной стороне Колонны опять – крылатые женщины на барельефе и морда льва и василиск.
И всегда на каждом барельефе картину происходящего нам выдают две женщины, т.е. они заправляют процессом. Что бы там ни происходило – управляют всегда эти крылатые создания. И войной, и миром управляют эти крылатые создания, которые всё и создали. Я бы так это трактовал.
… Римская – это и есть наша империя. Никакой отдельно Римской империи не было.
Мы сейчас войдём под Арку и видим, что её с двух сторон венчают эти крылатые создания. И это будет символично. Мы пройдём, но управляют всем эти крылатые создания, которые нас создали и продолжают этим миром управлять.
Давайте опять посмотрим на эту шестёрку лошадей.
По всему миру так – там, где есть шестёрка лошадей – это всегда империя.
Видите, кто стоит в этой повозке? – Главный атлант с крыльями (богиня Слава — официально). И он (а) держит в руке управляющий жезл.
И давайте ещё раз глянем на ангела на Колонне (вид со спины). Видно, что он точно также держал копьё в руке, а ему потом подсунули этот крест, и стала довольно нелепая фигура.
Подходим к арке, рассматриваем барельефы на стене. Вопрос – как на русском языке называется эта связка (вязанка), которую мы видим здесь, за мордой льва и там, из неё топорики торчат?
(Д. Е. долго мучает прохожих этим вопросом – никто не знает). Хворост – вязанка, дрова – охапка, колосья – сноп. Каждая вот такая связка имеет в русском языке общее название. Название этой вещи у нас искусственно забрали, перенесли её в Римскую империю.
Тут подошёл Игорь Гусев. Д. Е. – сейчас мы проверим его знания! Игорь – знаток истории Санкт-Петербурга и вообще истории. И. Гусев слёту отвечает – это фашина.
Д. Е. – это слово у нас сейчас затёрто, забыто. Но в интернете ещё можно найти в старых трактатах это словосочетание – фашинные работы. Это работы по укреплению рек, оврагов, во время войн выстилали гати из фашин. Если вы, например, хотите укрепить берег оврага, вы устилаете его фашинами из ивы, дерева, которое хорошо прорастает, эти фашины хорошо укореняются, овраг перестаёт оползать. От нас это название закрыли совсем, перенесли на германский фашизм. А фашизм и обозначает «объединение». И тогда эти барельефы во внутренней части Арки приобретают иной смысл – этот витязь «вырастает» из фашины, из связки (вспомните сказку об отце, который приказывает сыновьям держаться вместе, и тогда их не поломать как прутья в связке. Пока вы едины, вы непобедимы).
Мы подошли к барельефам на доме №3 по Б. Морской улице (сразу после выхода из Арки). Здесь мы видим тот же сюжет, что и в нишах на здании Эрмитажа – большие люди и около них стоит небольшой человек. И это не мальчики, это при больших людях – маленькие люди, воспитанники атлантов. Только здесь все безбородые, там все были с бородами.
….Д.Е. — Мы везде ищем атлантов.
И. Г. – скорее антов. Там, где античность, везде анты. Антарктида – материк, который был заселён антами… Колониальный стиль – это и есть античность, там, где были колонны. Приезжали колонизаторы, ставили колонны, и местность становилась колонией…
makedonskij_ru
Очень интересные события происходили в древности на территории Персии. Бамбергский сборник повестей об Александре Великом описывает вылазку Александра в ставку Дария: «…Они отправились в путь и добрались до реки под названием Страга. Эта река замерзает в зимнюю пору от невероятной стужи, так что через неё можно переехать. Всю ночь она покрыта льдом, с утра же, когда припекает солнце, она освобождает от оков и становится очень глубокой, так что поглощает любого, кто вступит в нее…». Далее Александр пробирается в ставку Дария и выманивает за собой персидское войско. Персы переходят реку по льду, начинается битва. Македонцы теснят персов. Затем произошло следующее: «…Добравшись до реки, Дарий увидел, что она покрылась льдом, и перебрался на другой берег. Те, кто следовал за ним, вступили на лед, но, когда они достигли середины, снег растаял, и многие погибли. Прочие, же, добравшись до реки, не смогли через нее перебраться, и были убиты преследовавшими их македонцами…».
В истории, вообще – то известно всего два случая, когда значительная часть войска провалилась под лед, что решило исход сражения. Первое упоминание относится к случаю, после которого поляки перестали носить тяжелое вооружение. Поляки потерпели сокрушительное поражение, причем наибольший урон им нанесло не оружие врага, а роковое стечение обстоятельств – под ними провалился лед. После этого случая, по свидетельству «Великой Польской Хроники», они и стали называть себя поляками или полянами.
Второй известный нам случай, это битва нашего русского АЛЕКСАНДРА Невского с псами–рыцарями. Основную часть тевтонов также заманили на слабый мартовский лед, который не выдержал веса тяжеловооруженных воинов.
Вообще надо начать с определения места битвы. Она происходила, если верить школьному учебнику, южнее линии Средиземного – Черного – Каспийского – Азовского морей. Согласно современной версии истории, он вообще воевал в субтропиках. То есть описываемые события не могли происходить там просто потому, что южные реки не покрываются льдом. Согласно же более древним источникам, Александр замерзал в Индии и переходил реки по льду в Иране. Что-то здесь не так. Вероятно, в цепочке переписчиков и компиляторов, донесших до нас сведения, были допущены какие-то ошибки или сознательные искажения исходного текста.
lengvizdika.narod.ru/istoricheskaya_analitika/zagadki_aleksandra_makedonskogo/
www.supernovum.ru/forum/read.php
Гробница Александра Македонского
Предполагаемое изображение Александра на саргофаге из Сидона
Гробница Александра Македонского была воздвигнута в самом конце IV века до н. э. По одной из наиболее распространенных версий, тело полководца положили после его смерти (323 г. до н. э.) в золотой гроб и наполнили его мёдом. Сначала гроб доставили в Мемфис, затем в египетскую Александрию, где он и находился до конца периода античности, после чего исчез.
На обычай обмазывать мёдом мертвых в Вавилоне указывает еще Геродот: «Покойников вавилоняне погребают в меду, и похоронные обряды у них одинаковые с египетскими».
Считается, что гробницу Александра посещали знаменитые римляне Гней Помпей Великий, Гай Юлий Цезарь, Октавиан Август, Калигула и Каракалла. Раскопки мраморной усыпальницы рядом с древним Амфиполем дают основания считать, что усыпальница могла строиться для тела Александра.
К тому же, существует так называемый Саркофаг Александра, который на самом деле является саркофагом сидонского царя Абдалонима. Своё условное название он получил благодаря изображению на одном из фризов конного воина, который сражается с персами в так называемом «львином шлеме», в котором видят Александра Македонского.
Исторические свидетельства
Реконструкция катафалка Александра по описанию Диодора
Биограф Александра Македонского Псевдо-Каллисфен писал, что Александр завещал похоронить себя в Египте, в Сиве, где жрецы древнего храма провозгласили его сыном Амона. Пердикка обещал Александру сделать это, но затем решил отвезти тело царя в Македонию. Его замысел не удался. Птолемей, встретив колесницу в Дамаске, похитил саркофаг с телом Александра и перевез его в 321 году до н .э. в Мемфис. В Мемфисе тело Александра, скорее всего, сохранялось в храме Серапейон.По свидетельству Плутарха, через несколько лет Птолемей перевез его в Александрию, похоронив в подземной усыпальнице. Могила Александра стала местом массового паломничества людей. В 48 году до н. э. могилу Александра посетил Цезарь. Римский император Октавиан Август, когда захватил Александрию, «осмотрел тело Великого Александра, гроб которого вынесли из святилища: в знак преклонения он возложил на него золотой венец и осыпал тело цветами», пишет Светоний. Согласно Диону Кассию, Октавиан неловким движением отломил нос у мумии. Тело лежало в стеклянном саркофаге, а мавзолей находился на центральной площади. По словам Светония, у могилы Александра побывал и Калигула, который собственноручно снял с Александра нагрудник, а потом сам носил его. Каракалла, посетивший Александрию в 210-х годах, возложил свою тунику и кольцо на усыпальницу великого завоевателя. Наконец, солдатский император Септимий Север приказал замуровать священную усыпальницу, и с тех пор неизвестно, где она находится.
По утверждению киевского архимандрита Константина, который пытался в 1803 году найти могилу Александра, до XV столетия местоположение её было хорошо известно. В 1850 году появилось сообщение, что переводчик русского консульства в Каире, грек Скилицис, проник в подвал мечети Эль-Наби Даниель (пророка Даниила) в Александрии. Он спустился в узкий и темный подземный проход и увидел деревянные, съеденные червем двери. Заглянув в трещины досок, он увидел тело в стеклянном гробу. На голове была золотая диадема. Вокруг были рассыпаны папирусы и книги. После этого случая ему запретили посещать склеп. Профессор Каирского исламского университета Абдель Азиз в 1990 году также заявил, что, по его расчетам, гроб с телом Александра находится под руинами мечети Эль-Наби Даниэль в старой части Александрии. Эта мечеть находится в районе современной улицы пророка Даниила, на пересечении с авеню Гамаля Абдель Насера в центре города, спроектированном еще прославленным архитектором Динократом. Многие современные исследователи считают, что мечеть пророка Даниила построена на месте мавзолея Александра. Некоторые ранние арабские историки сообщали, что они сами посещали гробницу Александра и молились в его мечети, в которой мусульмане приписывали особую святость. В 1888 году Генрих Шлиман обратился за разрешением на проведение раскопок в пределах мечети Наби Даниэль, но ему было отказано. Часть древней Александрии уже частично ушла под воду, а в море у берегов города находят остатки древних сооружений. В 1996 году французские археологи в маленькой бухте у мыса Абукира около заброшенного Восточного порта на дне моря обнаружили две гранитные статуи, монеты и ювелирные украшения, возраст которых превышает 2,5 тысячи лет, все это прекрасно сохранилось (статуи сейчас находятся в городском парке вокруг колонны Помпея). Также было найдено несколько саркофагов. Это позволило предположить, что главная часть царской резиденции находилась именно в этом месте, и среди этих достопримечательностей может находиться могила Александра Македонского, но, так как для проведения раскопок необходимо осушить бухту, то эту гипотезу в обозримом будущем проверить не удастся.
Раскопки
Египетский Верховный Совет официально признал более 140 попыток найти гробницу Александра, в том числе и внутри мечети Наби Даниэль в Александрии . В 1989 году греческий археолог Лиана Сувалиди начала раскопки в районе оазиса Сива, в древности оазис был известен как Сантария. Эксперты в области древних языков считают, что это название можно перевести как «святой арий» или интерпретировать как «место, где покоится Александр». А ещё обращает на себя внимание то, что всего в 25 километрах от оазиса есть местечко Аль-Мираки. Это название очень схоже с древнегреческим «миракиан», что переводится как «человек, который умер совсем молодым». Раскопки продолжались в течение пяти лет, в ходе которых были обнаружены остатки царского захоронения. В комплекс усыпальницы входили храм и гробница, в которой находились обломки саркофага из алебастра, изготовленного за пределами Египта и барельеф с восьмиконечной звездой. Из гробницы тайный ход вел к храму Амона-Ра. Здесь же находились три стелы с надписями на древнегреческом языке. Но представители Греции, которые посетили место раскопок, после тщательного изучения руин заявили, что стиль могилы не является македонским, и найденный могильный комплекс относится к более позднему периоду. Египетские власти в конце 1996 года отозвали у Лианы Сувалиди лицензию на продолжение раскопок, обосновав это тем, что она «бездоказательно вызвала ажиотаж вокруг раскопок в Сиве». На свои многократные просьбы о разрешении продолжить работу она и поныне получает отказы.
Раскопки гробницы в Амфиполе вновь возобновили споры по поводу захоронения Александра. Некоторые ученые считают, что гробница была построена для Александра, но никогда не использовалась из-за Птолемея I. Другие предполагают, что римский император Каракалла, большой поклонник Александра, возможно, перевез его тело в Амфиполь в конце II века нашей эры .
12 ноября 2014 года в гробнице Амфиполя был обнаружен скелет. Генетическая экспертиза позволит сравнить эти останки с генетическим материалом из гробницы в Вергине. Только анализ ДНК даст возможность установить, женщина или мужчина были похоронен в гробнице, а затем исследовать личность,.
Интересные факты
- Дорофей, епископ Тирский (255—362 н. э.), когда вернулся из изгнания, заявил, что жители оазиса Сива в Египте были язычниками и поклонялись египетскому богу Амону и Александру Великому, который был похоронен там.
- Сисой Великий, который жил в Египетской пустыне в пещере, всегда изображается рядом с могилой Александра Великого, размышляя о тщетности жизни и неизбежности смерти. Согласно легенде, он знал местонахождение гробницы Александра.
- Речь идет об архимандрите киевского Свято-Екатеринского монастыря Синайской архиепископии, будущем константинопольском патриархе, написавшем по результатам путешествия труд «Древняя Александрия. Путешествие Киево-Екатерино-Греческого монастыря Архимандрита Константина»
Примечания
- Геродот. История, Кн. I. — C. 198.
- Гробница, найденная в Амфиполисе, принадлежит Александру Македонскому
- Chugg A. The Sarcophagus of Alexander the Great? // Greece & Rome, Second Series, Vol. 49, No. 1 (Apr., 2002). — P. 16; P. 18
- 1 2 The Elusive Tomb of Alexander
- Ancient Sources
- Дион Кассий. 51.16
- Суда (alpha, 2762)
- The Nabi Danial Mosque
- Alexander’s Final Resting Place
- No evidence seen of Alexander’s tomb, Greeks say
- Alexander’s lost tomb Архивная копия от 5 июня 2013 на Wayback Machine
- Greeks captivated by Alexander-era tomb at Amphipolis
- Το πείραμα του Μάντσεστερ για τον νεκρό της Αμφίπολης Архивная копия от 18 апреля 2015 на Wayback Machine
- Αμφίπολη: Και στο βάθος. Архивная копия от 24 ноября 2014 на Wayback Machine
- 1 2 Πώς ο τάφος του Μ. Архивная копия от 19 марта 2015 на Wayback Machine
Ссылка
Где находится могила Александра Македонского?
Будучи двадцатилетним юношей, учеником Аристотеля, он волею судьбы становится полновластным царем Македонии. Сразу же покорил он все греческие полисы, объявил себя сыном эллинских богов и в 22 года отправился на войну с персами, высадившись у развалин гомеровской Трои. В первом же бою разбил армию Дария, затем разрубил гордиев узел во Фригии, а потом города Азии один за другим стали склоняться перед ним, как степная трава под порывами ветра.
Военные успехи довели Александра Македонского до Афганистана и Киргизии, до Киренаики и Индии, до земель массагетов и кавказской Албании. Везде он основывал новые города и чеканил из трофейного золота тетрадрахмы со своим гордым профилем. Он стал фараоном Египта, владыкой Персии, царем Сирии и Лидии. Александр, получивший при жизни титул Великого завоевателя, был не только хорошим стратегом, но и лихим воякой.
Как записано в походном дневнике его завоевательных походов, полководец получал ранения от стрел, палиц, копий, камней, пущенных из пращи. Он много раз был контужен, терял много крови, простужался при переправах через реки, схватил в Индии тропическую лихорадку.
Все это многие античные историки считали причиной его ранней смерти. Но есть и другие мнения и версии…
Александр Македонский — величайший завоеватель Древнего мира.
Легенды, песни и сказания о жизни, военных деяниях, смерти и захоронении Александра Македонского остались в памяти не только эллинов, но и персов, индусов, арабов и даже турков, на языке которых его имя Искандер означает «великий воин». Римляне признали его полубогом и жителем Олимпа. Арабы почитают его до сих пор как египетское божество. Инды облик царя взяли за образец, чтобы представлять своих главных богов в образе человека. Библейский пророк Даниил посчитал его одним из предшественников Мессии…
Как рассказывает древнегреческая легенда, в завоеванном Египте царю понравилась деревушка Ракоти за островом Фарос. Полководец сбросил там на землю свой белый плащ, отметив тем самым начало будущего города. Он провел там много часов с зодчими, военными инженерами и мастерами. План города продумывался тщательно. Александр сам наметил места для площадей, храмов, библиотек, дворцов, базаров и портовых сооружений. Главная улица Александрии и ныне проходит там, где ее начертала рука полководца всех времен и народов…
Царь задумал и гигантский маяк, но увидеть его — одно из семи чудес света— ему уже не довелось. Его ждали другие дела — походы, сражения, основание городов в недрах Азии. А затем — неожиданная смерть в молодом возрасте и многократные похороны…
Если народы древнего мира в своих легендах и преданиях единодушны в оценке размаха военных деяний Александра, то о причинах смерти и месте захоронения они сильно расходятся. Персы, которых он беспощадно разгромил, стали авторами версии, будто полководец был наказан небом за то, что вскрыл могилу их царя Кира. Жители Вавилона считали: их покоритель подорвал свои силы в садах Семирамиды, строя планы новых походов от Эпира через Карфаген до Испании. Смертному такое не под силу…
По легенде македонских ветеранов, вернувшихся на Балканы с добычей и ранами, их царь погиб от пьянства и распутства, забыв законы предков об умеренности и сдержанности. Он имел 360 персидских наложниц. Боги отвернулись от него, ибо царь стал ходить в одеждах врагов. Они лишили его разума, и он стал убивать верных ему людей, подозревая в изменах и попытках отравить.
Версия отравления рассматривалась и римскими историками. Они обратили внимание на факт, что в обратном походе из Индии до Вавилона Александр впадал в обмороки на целые сутки, страдал от физического бессилия и потери голоса. Все это может говорить о восточном яде медленного действия. И другие античные историки — Арриан, Диодор и Плутарх говорят, что великий завоеватель был насильственно убит по тайному приказу наместника Македонии Антипатра. Он выслал яд в копыте мула с надежным гонцом и приказом подмешать в вино. Недовольство зарвавшимся завоевателем среди македонской знати тогда достигло предела.
Однако один из вполне объективных римских историков не согласен с версией отравления и считает, что глубокое разочарование итогами похода в Индию и беспробудное пьянство, отягченное малярией, довели Александра до прободения язвы желудка. Симптомы были типичными.
Так или иначе, но жарким июньским вечером 323 года до н. э. солнце его жизни закатилось в Вавилоне.
Последние годы жизни царя описаны день за днем. Записки оставили придворные летописцы, военачальники, а также Каллисфен, племянник Аристотеля. Из них стали известны мысли Александра, волновавшие его во время болезни. Он признавал, что последний поход не удался, завоевано полмира, а верные друзья растеряны, а сам он остался с пустой душой и мутной головой от мистики 1чужих религий. Он не построил собственного дома на родине, не оставил наследника…
В носилках, когда его тащили к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжелое забытье. Он отрекался от чужих богов, но в то же время вспомнил предсказания восточных оракулов, что живым в Македонию ему не вернуться. В голове всплывало и другое прорицание. Когда он захватил Персию, в одном из городов его вояки ворвались в храм зороастрийцев и захватили скрижали, на которых золотыми буквами записана священная «Авеста». Трофей вывезли в Македонию. Вот тогда жрецы и возвестили ему скорую смерть— за дикое святотатство. Зороастрийцы предрекли и наказание телу грешника: «Оно не будет знать покоя».
Когда Александр Великий скончался, о мумификации и захоронении тела никто из его сподвижников и не подумал. Целую неделю они митинговали со своими солдатами, бросались с мечами друг на друга. Начался дележ огромной империи. Птоломей, внебрачный сын Филиппа, отца Александра, которому достался в управление Египет, вдруг вспомнил о теле и настоял на том, чтобы его временно захоронить в Вавилоне. Так и поступили, но два года сподвижники спорили, куда везти на Триумфальной колеснице золотой саркофаг своего бывшего повелителя.
Катафалк Александра Македонского
Наконец саркофаг выкопали и направили в Македонию. Птоломей в Сирии напал на траурный кортеж, силой и подкупом отобрал «трофей» и быстрым маршем перевез в Мемфис, где и захоронил близ одного из древних храмов Амона. Еще через два года тело снова выкопали и в роскошной лодке отправили в Александрию, ставшей к тому времени большим столичным городом. Птоломей приказал повторить бальзамирование, поместил тело в новый саркофаг и установил в мавзолее на центральной площади. Сохранились сведения, что его осматривал римский император Октавиан Август в 31 году до н. э. Однако знаменитый полководец античности лежал тогда почему-то в стеклянном саркофаге…
На протяжении последующих веков Александрию сотрясали смуты, перевороты, катастрофические события и войны. К примеру, ожесточенные столкновения происходили между различными сектами первых христиан. Александр для них оказался «царем еретиков и язычников». Некоторые историки считают, что саркофаг великого завоевателя фанатики выкрали и закопали где-то глубоко в землю. Затем в Египет нахлынули арабы и на месте мавзолея построили мечеть. Вот тут все окончательно запуталось, ибо мусульмане много веков никого не допускали в Александрию.
Науке достался клубок загадок. Распутается ли он? Состоится ли грандиозное археологическое открытие?
Версий о захоронении Александра Великого дошло до нас превеликое множество. Все они в пестрых лоскутах легенд. Они противоречивы и пристрастны, затрудняют поиск археологов. Персидские сказания утверждают, что Царя захоронили в Вавилоне, а в Александрию повезли пустой саркофаг. Другая восточная легенда повествует, I что тело полководца долго пролежало в земле Месопотамии и растворилось в ней, обильно политой им людской кровью. В город при устье Нила отправили мумию, искусно сделанную египетскими мастерами из смолы и камыша…
Македонская легенда гласит, что ветераны собрали сход и спросили своего оракула, как поступить с телом вождя. Тот заявил, что Александр завоевал тридцать стран, основал тридцать городов и достиг тридцатилетнего возраста, а это по ритму Вселенной означает — судьба великого человека на этом завершилась. Следовательно, его надо похоронить там, где он родился. Македонцы со свойственной им решимостью выкрали останки племенного вождя, заменив их трупом греческого наемника из Спарты. Гроб отвезли не в город, где Александр появился на свет, а в Эгей — древнюю столицу с некрополем первых царей Македонии. По племенным обычаям труп сожгли на большом костре…
Разумеется, от такого числа версий легко растеряться. Тем более, что и сенсационные заявления о находках гробницы завоевателя следуют одна за другой. В 1850 году по миру разнеслась молва, что сотрудник русского консульства в Каире проник в подвал мечети Наби Даниэль в Александрии и увидел через трещину в стене фундамента прозрачный саркофаг, где покоилось тело молодого человека с царской короной на голове.
Сенсация долго кочевала по газетам, но ученые собрались с визитом в эту мечеть лишь через три года. Естественно, они ничего не нашли, но приписали отсутствие саркофага проискам арабов, якобы перепрятавших древнюю мумию…
В 1990 году профессор Каирского исламского университета Абдель Азиз заявил, что вычислил место, где находится склеп Александра Македонского. По его подсчетам это была 139-я попытка найти саркофаг. Он убедился и пытался убедить других, что гроб скрыт под развалинами мечети в старой части
Место, откуда разнеслась преждевременная сенсация, тот же Египет, но не Александрия, а оазис Сиви на границе с Ливией. Тихое местечко среди знойных песков в 700 километрах на запад от устья Нила. В узких научных кругах оно известно сейчас древним заупокойным храмом Рами-Амуна. И Александру Македонскому, и Птоломею оно было хорошо знакомо… Раскопки вела археолог из Афин Лиана Совальци. Под фундаментом храма она обнаружила тайный ход, протянувшийся на целых 40 метров. Расчищали его несколько сезонов, и в конце обнаружили помещение, напоминающее склеп. Но в нем оказались лишь две каменные плиты с надписями на древнегреческом языке. Известняк сильно поврежден временем. То, что удалось прочитать на первом блоке, относится к Птоломею I. На втором упоминается Александр Великий. Но где же он сам? Где, наконец, золотой саркофаг?
Лиана Совальци целых шесть лет искала начало туннеля, ведущего в царственный склеп. Сама идея обследовать руины храма Амона вытекала не только из исторических источников, но и из нескольких древних легенд. К примеру, в одном из египетских сказаний об Александре Великом содержится пророчество фиванских жрецов. Они настаивали на том, чтобы похоронить полководца, принявшего сан египетского фараона, в стороне, где заходит солнце (это как раз направление на оазис Сиви!). Если бы он, оставаясь приверженцем Амона, сидел бы на новом троне, не ходил бы в походы на Восток, а строил сам свою Александрию, то прожил бы до глубокой старости и остался бы в памяти египтян еще более великим, ибо созидатель всегда выше разрушителя…
Лиана Совальци заявила английским журналистам: «В Сиви обнаружено то, что может оказаться тайной могилой Александра. Сам саркофаг еще не найден, но у меня в руках есть достоверные доказательства, что последнее пристанище полководца именно здесь».
Примчавшиеся из Афин профессора истории сперва не могли скрыть свою зависть к неожиданному успеху, а затем, разобравшись в обстановке, скептически заявили: «Конечно, Птоломеями здесь пахнет. Возможно, тут тайный семейный склеп. Но пока раскопан лишь дромос — начальный коридор. Возможно, есть боковые склепы. Но можно ожидать и следы разграбления…»
Вот после этого и наступила затяжная пауза. Но есть ли основания искать могилу Александра за сотни километров от Александрии? Да, зацепки для этого есть. У римских историков, в руках которых были военные дневники соратников полководца, есть описание двенадцатого дня болезни Александра в Вавилоне. Тогда уже никто не верил в его выздоровление, и у царя спросили, где он желает быть похороненным. С его губ сорвался стон, который был воспринят как указание на храм Амона. Птоломей, Неарх и Диадот решили, что это означает далекий оазис Сиви, где был в ту пору весьма почитаемый храм. Кстати, от Мемфиса, куда позже Птоломей привез саркофаг, в Сиви вела прямая дорога на запад. Словом, вероятность того, что гроб находился в этом храме, отрицать нельзя. Но не решен пока вопрос, как долго он там оставался?
Александрии. «Он должен быть только там»,— говорил профессор газетчикам. Кстати, мечеть оказалась как раз той, где побывал сотрудник русского консульства,— храм пророка Даниила. В гробу, как горячо убеждал профессор Азиз, спрятаны и рукописи знаменитой Александрийской библиотеки— кладезь античной мудрости. Разумеется, в саркофаге есть и груды драгоценностей— трофеи походов в Азию…
Так в чем же задержка? Почему мы не увидели сенсационных фотографий и телерепортажей?
А дело в том, что мечеть давно находится в полуразрушенном состоянии, а религиозные фанатики считают, что развалины для них более священны, чем любой новый мусульманский храм. Поэтому историкам с лопатой туда даже близко подходить нельзя.
Над Александрией пролетают многомоторные лайнеры и спутники, а на ее земле царят вековые законы. И здесь необходимо не столько особое правительственное решение, сколько благословление верхушки местного духовенства.
Весной 1995 года пронеслась очередная археологическая сенсация: «Найден наконец туннель, ведущий к усыпальнице Потрясателя Вселенной!» Это открытие, по мнению специалистов, могло затмить открытие гробницы Тутанхамона… Однако за весной пришло лето, затем осень, потом погода стала совсем холодной.
Но ни одного нового сообщения не поступило. Газетчики стали шутить, что Александр был так велик, что концов его тела не сыскать и 2300 лет спустя, В чем же тут загвоздка?
На Запад указывает и другая легенда, на этот раз греческая. Знаменитая античная обольстительница из рода Птоломеев — Клеопатра, промотав золотой фонд державы на украшения, пиры и другие царственные излишества, в конце концов решила залатать дыру в государственном бюджете и выбрала весьма крайнюю меру. По приказу царицы придворные приспешники тайно извлекли из мавзолея саркофаг Александра Великого, переплавили золото на слитки и пустили в оборот через римских купцов. Саму же мумию завоевателя переложили в кедровый ящик: раскрасили его и… перепрятали. Быть может, в тайный семейный склеп Птоломеев, а может быть, и в какое-либо другое место.
Судя по обилию легенд, слухов и личных мнений античных историков о местах захоронения Александра, у Птоломея I и его потомков были какие-то причины прятать и даже перепрятывать саркофаг. Время было беспокойное, случались народные восстания, набеги претендентов на Египет. Точные сведения растаяли в потоке времени, но вот одна из арабских легенд утверждает, что на западной окраине Александрии (сейчас там жилой массив Беб Аш-Шарки) было большое греко-римское кладбище. Там будто бы после многочисленных перезахоронений и упокоился завоеватель Египта. Над его могилой возвели две стелы с перечислением завоеванных им стран и заслуг перед Македонией. Перезахоронили его в эпоху римских завоеваний долины Нила. В 1652 году эту версию записал пилигрим из Афонского монастыря. В начале XIX века французские археологи искали эту стелу, но не откопали. Сейчас там и копать нельзя.
5-метровый мраморный лев из Амфиполиса
И вот очередная сенсация.
Археологическая находка, сделанная летом 2014 года на севере Греции, была объявлена «чрезвычайно важной». На месте раскопок выставили оцепление. Появились слухи, что ученым удалось найти захоронение македонских царей эпохи Александра Великого. Возможно, в руки специалистов попадут останки Роксаны — жены царя Александра Македонского, а может, и самого полководца.
Раскопки полукилометрового погребального кургана на холме Каста в северной части страны вызвали в Греции настоящую сенсацию и породили предположения, что в захоронении могут быть останки членов семьи легендарного македонского царя Александра Великого.
Во всяком случае большинство греческих средств массовой информации во вторник, 12 августа 2014 года, сообщали о некой «сенсационной» находке. Даже премьер-министр Греции Антонис Самарас (Antonis Samaras) поспешил к месту раскопок на берега реки Стримон в Центральной Македонии. Здесь, недалеко от побережья Эгейского моря, в античные времена располагался древнегреческий полис Амфиполис (Amphipolis).
Трехмерная реконструкция гробницы в Амфиполисе
В 357 году до нашей эры Амфиполь (как его иногда называют в русской историографии) захватил царь Македонии Филипп II. Именно отец Александра III Македонского основал в городе новый монетный двор, чеканивший статеры из золота Пангея. При династии македонских царей Аргеадов Амфиполь оставался важной морской базой, а также стал одной из важнейших станций на царской дороге через Восточную Македонию. В городе размещался македонский гарнизон, и Амфиполь сделался административным центром Восточной Македонии. Здесь наряду с местными греками, составлявшими поголовное большинство, проживали представители знатных македонских фамилий и греков, получивших македонское подданство.
Сфинксы на входе в гробницу в Амфиполисе
Тогдашний глава правительства, а в прошлом министр культуры, Антонис Самарас, прибыв на место раскопок, попросил репортеров «набраться терпения на несколько дней». Со слов греческого премьера стало ясно, что речь идет о захоронении, которое археологи датируют около 325-300 годов до нашей эры. Главное теперь, по мнению премьер-министра Греции Антониса Самараса, это выяснить личность погребенного здесь человека.
Историки высказывали предположения, что здесь может находиться могила царя Александра. Сейчас больше склоняются к мысли, что речь идет о могиле его жены, бактрийской княжны Роксаны, сообщает греческая бульварная пресса.
Схема места раскопок в Амфиполисе
Ответственный археолог министерства культуры Греции в этом регионе Катерина Перистери (Katerina Peristeri) советует не торопиться с поспешными заключениями. Перистери не отрицает всей важности сделанной находки, но без точных доказательств того, кому принадлежала могила, рано что-либо утверждать, заявила она во время выступления по греческому телевидению.
По всем признакам, сообщает германское телеграфное агентство ДПА (DPA), могила не была ограблена. И вот археологи приступили здесь к раскопкам. Специалисты медленно и осторожно снимали слой за слоем для того чтобы проникнут внутрь захоронения.
Раскопки 2014 года открыли миру три подземные комнаты. Спускающегося в них встречает пара крылатых сфинксов, некогда раскрашенных в яркие цвета. В следующем проходе стоят две кариатиды – статуи девушек в длинных туниках.
За ними весь пол комнаты покрыт удивительной мозаикой. Она изображает Аида, древнегреческого бога подземного мира, который похищает богиню Персефону на своей колеснице. За всем наблюдает бог Гермес.
Напольная мозаика гробницы в Амфиполисе
В третьей, последней, комнате под известковыми плитами была спрятана могила. В ней в деревянном, богато инкрустированном гробу, покоилось тело. Принимая во внимание роскошные статуи и мозаичный пол, эксперты считают, что это была гробница очень важного человека царской крови, или даже, скорее, самого короля-воина Александра Великого.
Найденный скелет принадлежит человеку среднего роста, с бледной кожей и коричневыми или рыжими волосами. Это говорит о том, что останки вполне могут относится к голубоглазому блондину Александру Македонскому.
В настоящее время скелет проходит анализ ДНК, чтобы выяснить причастность человека к македонской царской семье. Также ученые хотят узнать его возраст, ведь известно что Александр умер в тридцать два года.
Теории о личности скелета различны. Некоторые эксперты предполагают, что останки могут принадлежать сыну или сводному брату Александра. Также это может быть один из ближайших помощников Александра. К сожалению, грабители унесли ряд ценных артефактов, поэтому исчезли самые надежные подсказки.
В настоящее время геофизики используют сканеры для изучения остальной части холма, чтобы определить, есть ли под ним другие подземные помещения. Внутри трех комнат гробницы археологи до сих пор находят разноцветные украшения и элементы статуй: железные и бронзовые гвозди, резная кость, стеклянные украшения.
Смотрите также: Как на самом деле выглядели исторические личности, ставшие героями известных фильмов
Добавить комментарий