Александр Невский как личность
Содержание
- Главный духовный подвиг святого Александра Невского – самоуничижение, считает патриарх Кирилл
- Личность Александра Невского
- Образ и наследие Александра Невского
- Характеристика Александра Невского: от битвы на Неве до гибели в Орде
- О ком идёт речь в повествовании?
- Чем прославился?
- А дипломатия?
- Как описывается государь?
- Чем заканчивается произведение?
- Значение для истории
Главный духовный подвиг святого Александра Невского – самоуничижение, считает патриарх Кирилл
В основе ратных и политических заслуг святого благоверного князя Александра Невского лежал духовный подвиг самоуничижения, об этом заявил патриарх Кирилл в пятницу 6 декабря, в день памяти святого князя, в Свято-Троицком Александро-Невском монастыре в селе Акатово Клинского района Московской области.
– Замечательная юбилейная дата — сожалеть только приходится, что в масштабах страны и государства она не празднуется. А почему так происходит? А потому что утеряна историческая память. Многого не помним, не знаем, хотя, конечно, большинство людей знают Александра Невского и, более того, почитают его подвиг — великий ратный подвиг, великий дипломатический подвиг, но самое главное, подвиг его жизни, потому что и военные, и дипломатические задачи ему нужно было решать через самоуничижение, – сказал Первосвятитель по окончании Божественной литургии, сообщает сайт «Патриархия.ru».
– Надо было идти к хану получать ярлык, получать поддержку, для того чтобы остановить агрессию с Запада. Надо было заручаться поддержкой новгородцев, которые вначале критически относились к князю Александру, для того чтобы иметь возможность противостоять силе, которая шла с Запада. И во всем – смирение и самоуничижение, – добавил Святейший.
По словам патриарха Кирилла, «служение Богу предполагает чистоту совести. Если человек живет по совести, по совести поступает, если молится Господу и призывает Его силу и Его помощь, то он, даже совершая дела непопулярные и непонятные для других, является на самом деле орудием Божиего промысла».
– Вот таким был святой благоверный князь Александр Невский. И сразу после его смерти – такой ранней, такой странной (многие считают, что он был отравлен, когда в последний раз посетил Орду, потому что смерть наступила неожиданно) — народ прославил его имя. Все осознали великую роль благоверного князя не только в истории северо-запада страны нашей, но и в истории всей Святой Руси, и потому князь и был вскоре причислен к лику святых, – отметил Предстоятель Церкви.
– Святой благоверный князь принял на себя тяготы других людей, принял в свое сердце тяготу всей Руси. Он поставил своей задачей освободить Русь от этой тяготы и выполнил ее настолько, насколько хватило ему жизни и сил. И потому в день 750-летия со дня его блаженной кончины мы прославляем его как великого Божиего угодника и молимся ему, чтобы он был нашим ходатаем и предстателем пред Богом за всю историческую Русь — а это значит за Россию, Украину, Беларусь и другие страны, которые связаны с нами великой силой Православия, – заключил Первосвятитель.
В воскресенье вечером на телеканале «Россия» в прямом эфире была объявлена личность-символ нации. Всеобщим голосованием был выбран древнерусский князь Александр Невский. Он славен многими победами над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине 13-го века. Александр Невский проявил себя и на дипломатическом поле: он сумел договориться с Ордой и фактически спас ослабленную Русь от полного уничтожения.
Также князь был приписан к лику святых. Это – благодарность не только за многочисленные чудеса, совершенные при жизни и после смерти, но и за то, что он с негодованием отверг католичество в обмен на помощь в борьбе против монголо-татар. Он написал Папе Римскому следующее: «Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим».
Напомним, что голосование проходило в течение трех месяцев в Интернете, также принимались СМС-сообщения. Всего в голосовании участвовало более 4 с половиной миллионов человек, а Александра Невского выбрали более чем 520 тысяч россиян.
На втором месте оказался Петр Столыпин, автор реформы сельского хозяйства и премьер-министр нашего государства в начале 20 века. На третьем оказался Иосиф Сталин, за ним – «наше все» Александр Пушкин.
Такой масштабный проект не мог обойтись без скандалов. Например, одно время лидировал Иосиф Сталин, так как был устроен флэш-моб по выдвижению его в победители. Затем устроители смогли отсечь все попытки нечестного голосования, и в результате на первое место вышел Александр Невский.
Десятка победителей выглядит так.
всего голосов
место
Александр Невский
524 575
П.А. Столыпин
523 766
И.В. Сталин
519 071
А.С. Пушкин
516 608
Петр I
448 857
В.И. Ленин
424 283
Ф.М. Достоевский
348 634
А.В. Суворов
329 028
Д.И. Менделеев
306 520
Иван IV Грозный
270 570
Екатерина II
152 306
Александр II
134 622
ИЗ ДОСЬЕ:
Св. благоверный князь Александр Невский (1221–1263 гг.)
Александр родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного (Удалого). Его дедом был Всеволод Большое Гнездо. В 1236 г. Александр был посажен на новгородское княжение, а в 1239 г. женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. Побуждаемые папскими посланиями, шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде, их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер, вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю».
Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда по Волхову идти уже к Новгороду. Но Александр сам выступил навстречу шведам. Его войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, внезапно напали на них и начали рубить топорами и мечами прежде чем шведы успели взять оружие. Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо: «…самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь».
Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Но впервые это имя встречается в источниках только с XIV в. Известно, что некоторые потомки князя также носили имя Невских, возможно, таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. Так или иначе, но сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.
Александр вернулся в Новгород с великой славой, но в том же году рассорился с новгородцами и уехал в Переславль-Залесский. А вскоре над городом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, а также заручившись поддержкой папской курии и давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель. Новгородцы вынуждены были обратиться за помощью к Александру. Князь немедленно пошел на немцев, захватил их крепость, гарнизон немецкий привел в Новгород, часть его отпустил на волю, а изменников – вожан и чудь – перевешал.
Потом он пошел в Чудскую землю, во владения Ордена, войска которого наголову разбили один из русских отрядов. Когда Александр узнал об этом, он отступил к Псковскому озеру и стал дожидаться неприятеля на льду, который был еще крепок. Утром 5 апреля 1242 г. началась знаменитая битва, известная в наших летописях под названием Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от всех притязаний на русские земли, а также передавали Новгороду часть Латгалии.
Александр должен был ехать во Владимир прощаться с отцом, отправлявшимся в Орду. В его отсутствие немецкие послы пришли в Новгород с поклоном и просьбой: «Что заняли мы мечом, Водь, Лугу, Псков, Летголу, от того всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, тех готовы обменять: мы ваших пустим, а вы наших пустите». Новгородцы согласились и помирились.
Вскоре Александр нанес поражение семи литовским отрядам, нападавшим на северо-западные русские земли, отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил отряд у озера Жизца, разгромил литовское ополчение под Усвятом.
Укрепив западные границы, Александр был вынужден полностью погрузиться в «дела восточные». В 1243 г. хан Батый, правитель западной части Золотой Орды, вручил ярлык великого князя Владимирского на управление покоренными русскими землями отцу Александра – Ярославу Всеволодовичу. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в свою столицу Каракорум. Однако 30 сентября 1246 г. Ярослав неожиданно скончался – по общепринятой версии, он был отравлен.
В 1247 г. к Александру обратился Батый: «Мне покорились многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сберечь землю свою, то приходи поклониться мне, и увидишь честь и славу царства моего». Понимая, что противостоять монголам он не в состоянии, Александр не пошел на конфликт и отправился в Монголию. Обычно суровый и высокомерный к побежденным, Батый принял Александра и его брата Андрея очень ласково. В летописи сказано, что хан, увидевши Александра, сказал своим вельможам: «Все, что мне говорили о нем, все правда: нет подобного этому князю». По итогам переговоров Александр получил Киев, а Андрей – Владимир. Правда, по возвращении Александр не поехал в Киев, а остался княжить в Новгороде, сохранив за собой и отцовскую вотчину Переславль-Залесский.
В 1252 г. Александр отправился на Дон к сыну Батыя, Сартаку, который теперь управлял всеми делами ввиду старости отца. Сартаку он понравился еще больше, чем Батыю, между ними завязалась тесная дружба. А со своим братом Александр, наоборот, рассорился. Сартак утвердил Александра на Владимирском столе, а против Андрея послал войско, которое разбило его рать. Андрей бежал в Новгород, но не был там принят и удалился в Швецию. Татары захватили Переславль, убили его воеводу, взяли в плен жителей и пошли назад в Орду. Александр приехал княжить во Владимир. Андрей также возвратился на Русь, помирился с братом, а тот помирил его с ханом и дал в удел Суздаль.
В дальнейшем вся восточная политика Александра была направлена на то, чтобы обезопасить Русь от новых монгольских нашествий. Пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, Александр спас ослабленную Русь от полного уничтожения. Для этого он несколько раз выезжал в Орду. Последний раз – в 1262 г., после волнений в суздальских городах, где были перебиты ханские баскаки и выгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить хана, Александр лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето. Только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге заболел и умер в Городце.
Незадолго до этого римский папа Иннокентий IV предложил ему принять католичество в обмен на свою помощь в борьбе против монголов. Александр в самой категоричной форме отверг это предложение. Он был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.
Во время его погребения во владимирском монастыре Рождества Богородицы 23 ноября 1263 г. произошло событие, о котором в летописи сказано: «Чудо дивно и памяти достойно». Когда тело святого Александра положили в раку, эконом монастыря Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.
Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось. Святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников, например, накануне Куликовской битвы в 1380 г.
В память о нем в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру, куда в 1724 г. по указу Петра Великого были перевезены его мощи. Петр также постановил отмечать его память 30 августа, в день заключения победоносного мира со Швецией.
В 1725 г. императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 г. и был вторым по значимости после ордена святого всехвального апостола Андрея Первозванного.
В СССР во время войны, в 1942 г. был тоже учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей. В советские времена принято было вспоминать лишь ратные, а не духовные подвиги князя.
Досье с сайтa «Имя Россия»
Уважаемые читатели! А вы за кого голосовали?
Личность Александра Невского
Александр Ярославич Невский родился в 1221 году. Он сын переяславльского князя, впоследствии сам князь Новгорода, Киева и Владимира. Уже в четыре года его посвятили в воины. В семь лет мальчика поселили в Новгородской области, а возрасте девяти лет назначили князем этих земель. В 1236 году Александр встал на защиту русской земли от литовцев, ливонцев и шведов. В восемнадцать лет Невский женится на полоцкой княжне Александре Брячиславне – дочери Брячислава Полоцкого. Первое летописное упоминание о Невском относится к 1228 году. После этого историки непрестанно связывают его имя с битвами и сражениями. В первые годы своего царствования он укрепляет новгородские границы с восточной стороны – именно оттуда ожидались нападения монголо-татарских полчищ.
Июль 1240 года ознаменовался началом великой Невской битвой. Молодой князь нападает на шведов и побеждает их. Эта победа ославила его на весь мир, ведь в сражении он принимает участие лично. По мнению историков, прозвище «Невский» было дано князю именно за эту победу. Однако известно и то, что сведения про личность Невского как такового (именно с этим прозвищем) встречаются только начиная с четырнадцатого века. Разгром шведского отряда сохранил для Руси берега Финского залива. Однако вскорости, а именно зимой этого же года, у князя начинаются конфликты с самими новгородцами. История его отца повторяется, и Александр принимает решение пережидать бурю в Переяславле-Залесском. Спустя год на русские земли совершается нападение монголо-татарского ига, как и ожидалось Невским – с восточной стороны. И снова враги были разбиты.
Несмотря на то, что города Тёсов и Псков были захвачены ливонцами, уже подбиравшимися к новгородской области, великому полководцу удается победить и их. В апреле 1242 года он принимает решение напасть на ливонцев сам – и эту битву из истории называют Ледовым побоищем на Чудском озере. Шесть лет без перерыва Александр Невский защищал русские земли от врагов. После этого он отправился во Владимир. После смерти Ярослава, его назначили царем Киева. Примечательно то, что Александр не проиграл ни одной битвы в своей жизни. Это был по-настоящему талантливый дипломат и величайший полководец, который смог защитить свою родину от многочисленных врагов, а также предотвратить нападения монголо-татарского ига. Скончался он в Городце в ноябре 1263 года. Его тело было захоронено во Владимире. Спустя семнадцать лет после смерти Александра Невского, в этом же городе его причисляют к лику святых (впоследствии официально на всей Руси).
Образ и наследие Александра Невского
Александр Невский — победитель шведов, победитель немецких рыцарей на льду Чудского озера. Своей политикой, своим авторитетом Владимирского князя он определил судьбу Руси на целых двести лет: поступаясь сиюминутным в русско-ордынских отношениях, он выигрывал для Руси время, возможность прийти в себя после страшного разорения.
В 1262 году во Владимирской земле народ был выведен из терпения насилиями татарских откупщиков дани: в случае недоимок последние насчитывали большие проценты, а при совершенной невозможности платить брали людей в неволю. В Ростове, Владимире, Суздале, Переяславле и Ярославле поднялись веча, и откупщиков выгнали отовсюду.
Хан Берке был в гневе и стал собирать полки, чтобы идти новым походом на Русь. Александр, желая, по словам летописца, отмолить людей от беды, отправился в очередной раз в Орду и, встречаясь с Берке, сумел отговорить его от похода на Русь.
…Но, герои долго не живут. Это был ноябрь 1263 года. На берегу Волги, в Городце, неподалеку от Нижнего Новгорода трудно умирал любимый всей Русью князь Александр Невский. По Руси даже ходил слух, что князя отравили в Орде ядом медленным, но верным.
А Невским его назвали еще при жизни за героическую победу его малой Новгородской дружины над шведским войском, пришедшим на Неву. И уже ничто: ни разгром грозных рыцарей на Чудском озере, ни умная дипломатия его умного великого княжения — ничто не перевесило славы того стремительного боя. И устремилось в даль веков это имя-прозвание — Невский.
Перед смертью он принял иноческий постриг, последнюю и высшую степень монашества — великую схиму. (У древнерусских князей и бояр было в обычае перед самой кончиной постригаться в монахи. Считалось, что непорочная схима облегчает вход в царствие небесное.) Сурового воина отпели по монашескому чину, и тело его в черной мантии перевезли в столицу, во Владимир. Народ горевал у гроба Александра в Рождественском соборе. «Дети мои, — обратился митрополит Кирилл к собравшимся,- знайте, что уже зашло солнце на земли Русской…» Плакали все, сообщает «Житие Александра Невского», нищие и богатые и все люди.
Церковь канонизировала князя Александра. Житие было составлено сразу после его смерти. Впрочем, это не столько житие, сколько воинская повесть. Здесь нет ни молитвенного обращения к святому, ни перечня иноческих добродетелей, которыми обильно расцвечивались жития. Зато есть сравнение мудрости героя с мудростью библейского царя Соломона, а его воинских доблестей — с подвигами римского императора Веспансиана. Картины битвы на Неве, живая речь участников событий, рассказ самого Александра о дружинах в бою — все это не оставляет сомнений: автор «Жития» лично знал Александра, беседовал со многими людьми, хорошо его знавшими.
Мощи Александра Невского по высочайшему повелению были перенесены в 1724 году из Владимира в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где почиют и ныне в Троицкой церкви в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной.
Император Петр I совсем не случайно сделал духовным сердцем новой столицы раку с мощами св. Александра. Ибо великий князь был великим геополитиком. Размах его интересов далеко превышал местечковые реалии, которыми жили большинство князей распавшейся Киевской державы.
В разные эпохи существования Государства Российского отношение к деятельности великого князя Александра приобретало ту или иную геополитическую окраску.
Впервые культ Александра Ярославича приобрёл государственное значение при царе Иоанне Васильевиче Грозном, когда он был канонизирован в числе 12-ти великих русских святых. В 1551 году накануне казанского похода государь получил исцеление руки от мощей князя во Владимирском Рождественском монастыре. Александру Невскому посвящено около 200 миниатюр в составе Лицевого летописного свода. Этот монументальный памятник создавался в период войны с Ливонским орденом в 1568-1576 годы, поэтому военный конфликт Александра с рыцарями Ливонии показан там необычайно подробно.
В эпоху Петра Великого почитание Александра Невского, победителя шведов в Невской битве, поддерживало боевой дух в действующей армии и лично императора Петра, который гордился, что рождён в один день со святым князем. Когда у Петра появился сын, он назвал его Александром. Александро-Невский монастырь, строительство которого началось в 1712 году при впадении в Неву речки Чёрной, призван был стать духовным центром новой северной столицы. Петр знал, что средств для возведения монастыря, в связи с военными расходами, практически нет. Однако, сумел довести дело до конца. Сразу после подписания Ништадтского мира со Швецией, запускается процесс переноса св. мощей Александра Невского из Владимира в Петербург. Перед тем как упокоиться в новой раке, мощи проследовали через крупнейшие города России. А 30 августа 1724 года Петр самолично привёл галеру с останками святого к берегу Невы. Александр Невский становится покровителем царствующей династии, империи и Петербурга. Орден в его честь делается одной из самых высоких российских наград. Её нередко удостаивались иностранные государи, что повышало международный престиж страны, ибо Александр являлся чисто русским святым, защищавшим геополитические интересы России.
При Екатерине II интерпретация деятельности великого князя приобретает антипапский оттенок. Сама императрица составляет «Историю о великом князе Александре Ярославиче Невском, без чудес». В «Истории…» Ватикан предстаёт главными геополитическим противником православной Руси. Именно он подталкивает к агрессии против неё Швецию, Данию, Норвегию и Ливонский орден.
Ещё при монархии орден Александра Невского был особенно почётным и располагался он сразу после Андрея Первозванного, святой Екатерины первой и второй степеней и святого равноапостольного князя Владимира первой степени, а уже после, по степени значимости шли ордена Белого орла, святого Владимира второй степени, святой Анны и далее.
И вот двадцатый век…Великая Отечественная война. Вспомнил о великих ратных подвигах Александра Невского и Сталин, воскресив орден его имени. И около 40 тысяч офицеров Красной Армии были награждены им за личную отвагу, мужество и умелое командование подразделениями.
Семь столетий спустя, после победоносной обороны русских рубежей вновь из глубины времени был призван князь-ратник на служение своим вдохновляющим примером.
Художник Павел Корин «увидел» воина в пружинном напряжении и внутренней собранности и создал знаменитый триптих «Александр Невский». Средник триптиха — высокая вертикаль, где князь стоит в рост на фоне черного знамени. Левая и правая части триптиха — могучая природа русского Севера, мужественный и суровый народ.
Но Александр Невский духом и бытием связан с Отечеством, его святыни и веру защищает он. На черной хоругви — грозный образ Спаса, за князем — святая София Новгородская. «За Новгород, за святую Софию!» — с этим кличем шли в битву новгородцы. На дальнем плане — древний храм и фреска — милостивый покровитель народный, святой Николай с мечом в руке. Издревле этот образ символизировал защиту русских городов.
Вся картина — символ, тенденция, воплощенная идея. Да и могло ли быть иначе? Князь Александр Ярославич по прозвищу Невский — вот он, среди нас, только уже в новом качестве — образе национального героя. Дела его, подвиги его и уверенность в святой правоте Руси сделали Александра Невского для всех поколений русских людей неиссякаемым источником веры, надежды, добра.
В дни празднования 1090-летия Пскова на горе Соколихе, откуда открываются псковские просторы, был воздвигнут колоссальный памятник в бронзе и граните Александру Невскому в честь его победы на Чудском озере в 1242 году. Памятник по идее авторов должен олицетворять соборность России, единство её земель, её возрождающуюся духовную мощь. Но вот прошла по псковским землям западная граница. В бинокль памятник и с границы, наверное, видно. И возвращается историческая роль Псковщины как форпоста Руси.
Как полководец он по праву может почитаться великим, ибо за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, с малыми силами побеждал сильнейших и в действиях своих сочетал военную гениальность с личной отвагой. Но есть нечто, что делает ему особую честь: в ту мрачную эпоху беспрестанных междоусобных войн меч его ни разу не обагрился русской кровью, и имя его не запятнано участием ни в одной усобице. Может быть, именно это, подсознательно запечатлевшись в народной памяти, и создало ему такую добрую славу.
Князь Александр Ярославич отчетливо понимал, что сохранить в неприкосновенности северо-западные границы Руси, а также держать открытым выход в Балтийское море можно лишь при условии мирных отношений с Золотой Ордой, воевать против двух могучих врагов у Руси тогда не было сил. Вторая половина жизни знаменитого полководца будет славна не военными победами, а дипломатическими, не менее нужными, чем военные.
Между тем многим соотечественникам Александра его политика мира с Ордой казалась ошибкой. Даже самые близкие люди — брат Андрей и сын Василий перейдут в ряды сторонников неотложной войны против монголо-татар.
Но как государственный муж он велик не менее, чем воин, ибо сумел правильно ориентироваться в чрезвычайно трудной и сложной обстановке, созданной татарским нашествием, и первым стать на тот единственно верный путь, идя по которому его преемники и потомки — князья московские пришли к единодержавию и к победе над Ордой. А для того чтобы пойти против течения и сознательно избрать именно этот путь, — тогда казавшийся таким неблагодарным, — нужно было обладать исключительными качествами ума и духа.
Четыре с небольшим десятка лет жизни Александра Невского — это сгусток исключительных по важности для Руси событий, в которых многое определилось его талантом полководца, администратора и дипломата. Сложность трудов тяжких, выпавших на долю этого человека, переплеталась с драмами личной жизни. Его отца, великого князя владимирского, слуги привезут мертвым из Каракорума. Туда отец был вызван для утверждения на княжение, там ханша Туракина, мать монгольского хана Гуюка, в знак высочайшей милости покормила князя из своей руки, а в еде была отрава. Внезапно умрет в день свадьбы старший брат Федор. Рано князь потеряет свою умную советчицу мать Феодосию Игоревну. Это она отсоветовала ехать в Каракорум, где Александру обещали ярлык великого князя Руси, — материнское сердце чувствовало, что постигнет сына отцовская участь.
Александр всеми средствами старался ублажить хана и его сановников чтобы избавить Русскую землю от новых бед. Только в 1252 году хан признал Александра великим князем и дал ему Владимир. С этого времени пришлось ему взять на себя тяжелое дело. Нелегко было ему раньше отбиваться от западных врагов, но зато блестящие победы, воинская слава, чувства народной радости и благодарности были тогда наградою ему за тяжелые воинские труды. Теперь ему приходилось унижаться перед ханом, заискивать расположения сановников его, одаривать их, чтобы спасти родную землю от новых бед; приходилось уговаривать свой народ не противиться татарам, уплатить требуемую дань. Немногие понимали тогда, что тяжелая необходимость заставляла Александра так действовать, что, поступи он иначе, новый страшный погром татарский обрушился бы на несчастную Русскую землю.
Характеристика Александра Невского: от битвы на Неве до гибели в Орде
Одной из самых благородных страниц истории нашего государства является период правления Александра Невского, знаменитого государственного деятеля и великого полководца. Характеристика Александра Невского известна нам из повести, описывающей жизнь, с которой, несомненно, знаком любой школьник. Эта личность – одна из плеяды великих государственных мужей, действия которых привели к становлению великой России.
Неизменные описания блестящих исторических подвигов приводят к тому, что биография князя становится предметом сочинений в школе. В 8 классе «Житие» входит в обязательную школьную программу, что несомненно заставляет многих изучать эту тему. Знать её необходимо не только для успешной сдачи экзамена, но и для всестороннего развития личности в школе.
Князь Александр Ярославович Невский. Годы жизни 1221 — 1263
О ком идёт речь в повествовании?
Литературный труд, написанный в Рождественском монастыре (г. Владимир), рассказывает нам о полководце Александре Невском. Родился в Переяславле в 1219 году. Отец Ярослав был верующим и справедливым отцом, мать Феодосия описывается как тихая и покорная женщина. С ранних лет будущий правитель проявлял интерес к наукам, рос ловким и сильным. Уже в 17 лет занял главный пост в Новгороде, а в 20 лет приобрёл широкую славу среди населения.
Митрополит Кирилл (а именно его и указывают многие учёные как автора повести) указывает, что полководец и стратег перед любыми важными действиями – походами или войнами – неизменно предавался молитвам. Этим ещё больше подчёркивается связь духовной сферы с русской землёй: не зря в обиходе того времени то и дело звучали слова: «Мы русские, с нами Бог».
Чем прославился?
Если говорить кратко – сражениями и дипломатией. В 1240 году со стороны северо-запада на территорию Руси вторглись отряды шведских рыцарей. Столкновение дружины государя произошло с ними 15 июня 1240 года около реки Ижоры. По повести о житии можно судить и о храбрости княжеских воинов: нашему вниманию предлагается описание шести бившихся бок о бок с князем шести мужей: Гаврило, Збыслава, Якова, Михаила, Саввы и Ратмира.
Через год государь вышел войной на рыцарей Ливонского ордена, к тому времени захвативших существенную территорию около Пскова и Новгорода. 5 апреля 1242 года состоялось сражение, вошедшее в историю как «Ледовое побоище», в котором рыцари были посрамлены и изгнаны с территории княжеств. Такой разгром врагов, как описывается в произведении, стал известен далеко за пределами границ Руси.
По повести о житии Александра Невского можно узнать много личных характеристик князя. Рассказчик, описывая события, ни разу не обходит вниманием и своеволие (не мог терпеть порядок сборов жителей Новгорода на вечер), и благородство (забыв обиды, первым пришёл на помощь Новгороду во время нашествия), и смелость (лично ездил к ордынскому хану, чтобы договориться о судьбе русского народа), и грамотное управление государством (военные подвиги не были основной целью, ведь после них необходимо было восстановление городов и деревень).
А дипломатия?
После смерти отца Невского, ставшего главенствующим человеком в нескольких княжествах, вызвал на поклон хан Батый. Собрав небольшую дружину, молодой государь отправился в путь. Воевать не собирался, нужно было договориться. После продолжительного разговора с ханом, были отданы все почести как наместнику Орды на землях русских, а также даны заверения в мире, который был гарантирован землям Руси.
Повесть описывает с цитатами и другой случай благородства: брат Александра, Андрей, правивший в Суздале, был жестоко наказан Батыем за своеволие. Войско монголов разорило земли суздальского княжества, открыв его на растерзание целому ряду соседствующих врагов. Но на помощь пришёл Александр – не только восстановив столицу, но и своей волей снова утвердив брата на престоле.
Как описывается государь?
В минуты покоя и мира Невский – тихий и смиренный человек, полный духовной кротости. Об этом говорят постоянные обращения правителя к молитвам, к покровителям его рода на небесах. В неспокойные же минуты сражений – князь мужественен, горяч и беспощаден.
Описывается небывалая самоотверженность в бою, которая ведёт за собой огромное людское войско, стремительность действий, неизменно приводящая к победным манёврам, а после боя – великодушие к павшим в бою, к пленённым людям противника, к раненым и покалеченным. Этот идеал правителя: с одной стороны, мудрого к своим подданным, а с другой – беспощадного к врагам, ещё долго оставался в древнерусской истории как один из главных архетипов повествований.
Связь со святыми постоянно подчёркивается в повести и житии, и храбрость, которая присуща князю неизменно обуславливается знаками, которые подаёт небо. В частности, в повести рассказан случай, когда в сражении одному из старейшин, приближенному к штабу полководца, было видение мучеников Бориса и Глеба.
Описывается это следующим образом: старейшина по имени Пелгуй во время очередного дозора увидел, как по морю в лодке «в одеждах червлёных» (багряных, тёмно-красных) «держащих руки на плече друг друга», смотря на сушу, плыли Борис и Глеб. После этого Пелгуй услышал, что один из братьев, Борис, сказал: «Вели грести, да поможем сроднику своему, князю Александру».
Такие строки указаны в сочинении не случайно: «сродник» — это кровный родственник, близкая душа. Невскому помогают в силу его родства с ангелами, с силами свыше. Поэтому даже небольшое войско русских в сражении смогло одержать победу над шведами, а сам полководец «самого короля ранил в лицо», что означало безоговорочную победу. Кроме этого, рассказчик, описывая портрет Александра, сравнивает его с образами из Библии: ему присущи сила Самсона, красота Иосифа, мудрость Соломона, смелось Веспасиана.
Чем заканчивается произведение?
Как и подобает житию, по плану заключительная часть неизменно описывает смерть главного героя. Очередная (четвёртая по счёту) поездка в Орду в 1262 году, результатом которой стало согласие хана Мункэ не брать никого из русских людей для завоеваний новых территорий, привела к продолжительной болезни князя.
В 1268 году и умер в г. Городце. Автор жития описывает «дивное и достойное памяти» чудо: во время погребения митрополит Кирилл III, следуя традиции, должен был вложить в руку государя «прощальную грамоту». Но во время церемонии рука покойника сама протянулась и взяла грамоту из руки изумлённого митрополита.
Значение для истории
До конца XVI века Александр Невский являлся образцом для подражания целого списка государственных деятелей всех рангов. Его имя носит один из монастырей в Петербурге, а одноимённым орденом в годы Великой Отечественной войны были отмечены десятки командиров, проявивших мужество и смелость.
«Благородный заступник людской», «духовный лидер», «мудрый защитник» — десятки положительных эпитетов характеризуют князя с самых разных сторон. Его верность идеалам, стремление защитить государство и душевная доброта навечно закреплены в «Житие Александра Невского» — одном из памятников древнерусской литературы.
Добавить комментарий