Александр оперный певец
Содержание
Александр Ведерников — биография, информация, личная жизнь
Александр Ведерников
Александр Филиппович Ведерников. Родился 23 декабря 1927 года в селе Мокино Вятской губернии (ныне Кировская область) — умер 9 января 2018 года в Москве. Советский и российский оперный и камерный певец (бас), педагог. Народный артист СССР (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1969).
Александр Ведерников родился 23 декабря 1927 года в селе Мокино, Кукарская волость, Вятская губерния (ныне Советского района Кировской области).
В 1943-1947 годах учился в Коркинском горном техникуме, занимался в кружке изобразительного искусства местного клуба «Большой горняк». Затем окончил Свердловское музыкальное училище имени П. И. Чайковского.
В 1955 году окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского (класс Р. Я. Альперт-Хасиной).
В 1955-1958 годах — солист Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).
С 1958 года по 1990 год — солист Большого театра (Москва).
В 1960-1961 годах стажировался в театре «Ла Скала» (Милан, Италия) у маэстро Барра.
Член КПСС с 1964 года.
Выступал как концертный певец. Провёл множество филармонических концертов. В его камерном репертуаре произведения многих русских и зарубежных композиторов.
С 1954 года гастролировал за рубежом (Франция, Ирак, ГДР, Италия, Англия, Канада, Швеция, Финляндия, Австрия и др).
Исполнял практически все басовые партии в русских операх.
Много концертировал. Особенно плодотворным стало сотрудничество певца с композитором Г. В. Свиридовым. Началось оно с исполнения ещё в консерваторские годы песен из поэмы «Страна отцов» на стихи А. С. Исаакяна. Затем последовало много работ. Одна из самых замечательных — исполнение цикла из 9 песен на стихи Р. Бернса (в том числе «Всю землю тьмой заволокло», «Финдлей», «Возвращение солдата», «Честная бедность»), а также песни на слова А. С. Пушкина («Роняет лес багряный свой убор», «Подъезжая под Ижоры», «Ворон к ворону летит», «Зимняя дорога»), С. А. Есенина («Любовь»), Ф. И. Тютчева («Эти бедные селенья»), А. А. Блока («Видение», «Голос из хора», «Петербургская песня», «Флюгер», «За горами, лесами…»), У. Шекспира («Людская неблагодарность», «Зима», «Солдатский тост и песня Яго», песня Шута из комедии «Двенадцатая ночь», «Песенка Яго о короле Стефане»), П.-Ж. Беранже («Как яблочко, румян») и др. В 1959 году стал первым исполнителем партии Поэта в «Патетической оратории» Г. В. Свиридова на слова В. В. Маяковского.
Александр Ведерников
«Для него петь — значит раскрывать самую суть музыкального образа. На мой взгляд, Ведерников обладает исключительно чутким и острым пониманием русской национальной стихии в музыкальном искусстве. Поэтому так естественно звучат у него народные русские песни. Он поражает мощью и эпическим размахом в партиях русского классического репертуара. В то же время достаточно услышать, как он поет Шумана или Себастьяна Баха, чтобы убедиться в том, что ему внутренне близок и мир музыки великих немецких композиторов», — говорил о певце Г. В. Свиридов.
Вёл педагогическую деятельность. С 2006 по 2009 год — консультант по вокалу в Большом театре. Его ученики — многие солисты театра.
С 2008 года — художественный руководитель театра «Русская опера» в Москве.
В 2009 году дебютировал в 80-летнем возрасте в партии Солопия Черевика в спектакле Театра «Русская опера» «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского.
Действительный член Академии народной музыки и Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства, член Союза театральных деятелей Российской Федерации.
Дискография насчитывает свыше тридцати дисков с записями романсов, песен, арий и ораторий.
О своем многолетнем творчестве рассказал в вышедшей в 1989 году книге «Чтоб душа не оскудела».
Скончался 9 января 2018 года в возрасте 90 лет в Москве.
Личная жизнь Александра Ведерникова:
Дважды был женат.
Первая жена — Майя Головня, музыкальный преподаватель в школе.
Вторая жена — Наталия Николаевна Гуреева (род. 1937), пианистка, органистка, профессор Московской консерватории. Заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств России.
Сын — Александр Александрович Ведерников (род. 1964), дирижёр. Заслуженный деятель искусств РФ (2007).
Сын — Борис, художник.
Фильмография Александра Ведерникова:
Дискография Александра Ведерникова:
Оперный репертуар Александра Ведерникова в Большом театре:
Оперный певец Александр Ведерников: «Через музыку я прикоснулся к христианству»
Сцена из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин». Сусанин — народный артист РСФСР Александр Филиппович Ведерников. Спектакль Государственного академического Большого театра СССР. 1973 г. Фото: «РИА Новости»
Он родился на Вятке в семье плотника. Всегда много рисовал и, так как любил музыку, от отца в подарок получил балалайку. В годы войны учился в горном техникуме на Урале. Но вряд ли горных дел мастер мог себе представить, что когда-нибудь станет солистом Большого театра. За 30 лет работы в главном театре страны, куда Александр Ведерников пришел в 1958 году, он исполнил почти все ведущие басовые партии в русских операх. Стажировался в Ла скала. Был другом композитора Георгия Свиридова и первым исполнил партию Поэта в его «Патетической оратории». Народный артист СССР, лауреат многочисленных премий, советский оперный певец Александр Ведерников рассказал нам о своем творческом пути, об особенностях советской сцены и о приходе к вере.
Портрет Свиридова
А.Ведерников. Портрет Г. Свиридова
…В мое время (а пик моего творчества в Большом пришелся на 60-е — 70-е годы) опера была еще островком русского искусства, хотя кризис уже был очевиден. Сейчас композиторы не обращаются ни к опере, ни к песне, ни к романсу; эти жанры не востребованы жизнью вообще, скорее они музейные экспонаты. Как-то композитор Георгий Свиридов сказал, что время спрессовалось и сейчас нужно искусство не расходящееся вширь, а концентрированное. Наверное, потому он не писал оперу.
…С Георгием Васильевичем мы познакомились в 1958 году, когда я только переехал из Ленинграда в Москву и начал работать в Большом театре. В филармонии мне предложили исполнить его цикл «Страна отцов», написанный на стихи Аветика Исаакяна. Я впервые слышал о Свиридове, но взял ноты и выучил. (Кстати, в будущем мы оказались соседями: Свиридов жил буквально через стенку от меня, в соседнем подъезде, тоже на шестом этаже). Вскоре мы подружились и дружба наша сохранилась аж на 40 лет.
…Георгий Васильевич был глыбой, богатырем духа. Я встречал много больших людей, но Свиридов был настоящим гением. Он был истинным христианином, очень целомудренным человеком, глубоко и тонко чувствующим, о чем свидетельствуют его произведения, как светские, так и духовная музыка, которую только начинают осваивать. И хотя мы с ним никогда не говорили о вере (это подразумевалось само собой) всё его творчество было христианским.
Однажды я написал его портрет. Человек-гора, строгий, суровый, а к ноге прислонилась кошечка. В этом прикосновении я пытался подчеркнуть, насколько при внешней суровости нежная и ласковая у него была душа. Кстати, кошечка у него и правда была, он ее очень любил, и она его обожала. Помню, как Свиридов увидел портрет и сказал: «Меня многие рисовали, но только у Ведерникова я похож на себя».
…Удивительный был человек. Он никогда не сидел, не вымучивал музыку. Как-то раз осенью я зашел на его дачу, которую он снимал в Саввинской слободке возле Звенигорода (она находилась недалеко от моей), и он предложил пойти в лес прогуляться. Лес был совсем близко от его дома. Мы гуляли, он тогда ходил с палочкой, старым уже был. Он думал о музыке на стихи А. Прокофьева — о кантате «Ладога». Ходили, искали грибы на суп. Вдруг он засуетился, зашуршал взволнованно палочкой и побежал быстрее домой, я за ним. Прибежали — он садится за рояль: «Эльза! Принеси магнитофон», — кричит жене… Потом он, конечно, дорабатывал то, что сочинил, но сердцевина всегда являлась ему внезапно. Он так и говорил об этих моментах, которые случались с ним не раз: «Просто внезапно в голове зазвучала музыка, мне оставалось только записывать, она была будто с небес мне ниспослана». Это называется откровение! Всегда видно, когда музыка изобретена умом и когда она — озарение от Бога. У Свиридова действительно нет проходной музыки, да он и был художником от Бога, и каждое его произведение отображало определенную грань человеческой жизни.
«Спасенья час»
…Конечно же, советская сцена диктовала артистам свои правила, в том числе и идеологические. Увы я сталкивался с этим, частенько страдая от того, что настаивал на своем прочтении того или иного образа, на бережном отношении к авторскому тексту. Так было с партией Сусанина, текст которой в советское время был изменен. Поэт С. М. Городецкий переделал все либретто, в итоге речь Сусанина стала походить на лозунги, а власть заставляла петь исправленный вариант. Но мне удавалось исполнять прежний текст. Вот, к примеру, известная ария Сусанина. У Городецкого слова: «Чуют правду, смерть близка, / Мне не страшна она, / Свой долг исполнил я,/ Прими мой прах, мать-земля…» А у Глинки написано: «Чуют правду, ты, заря,/ Скорее заблести,/ Скорее возвести/ Спасенья час для царя…» Ну, слово «царь» я, конечно, не пел — этого бы мне не простили, я пел «Спасенья час для Руси».
Вообще претензий ко мне было немало со стороны дирекции и руководства театра, особенно за то, что часто крестился на сцене. «Что вы делаете, Александр Филиппович?!» — «Следую исторической правде! — невозмутимо говорил я. — В то время все были христиане, все крестились. Что же мне, плюнуть на это, что ли? Это же наша история, наши предки!» Иногда приходилось настаивать, проявлять характер. До сих пор удивляюсь, как многие мои провокационные и опасные по тем временам поступки не имели никаких плачевных последствий.
…Бориса Годунова все артисты до меня делали сумасшедшим, припадочным. А главное в его образе — Божье наказание, наказание совестью, именно муки совести его губят. А для того чтобы это сыграть, надо от многого отказаться, прежде всего — от всего внешнего и сосредоточиться на своем внутреннем мире. Когда я это вынес на сцену, все недоумевали: как это? Не падает, не психует, не колотит бояр и не расхаживает в нижнем белье. Поначалу было непривычно, а потом гляжу — многие начинают повторять за мною. Значит, правда все-таки берет верх. У лжи короткие ноги. Я сейчас всё это говорю и кажется, что прославляю себя, но это не так. Чтобы стать правдивым, нужно для начала стать смиренным.
Символ веры для студентов
…Интерес к духовной музыке возник у меня еще в 1950-е годы, когда церковная музыка была фактически под запретом. У меня были нелегальным путем приобретенные диски эмигрантского хора регента С. Г. Соколова — записи службы Пасхи, Рождества Христова… Я был знаком с замечательным хормейстером Александром Юрловым и мы с ним (несмотря на все запреты) разучивали церковные песнопения, даже исполняли в камерных концертах. Много духовной музыки было записано Б. Кристовым, сохранились записи церковных песнопений в исполнении Ф. Шаляпина. Мы пели «Символ веры» А. Т. Гречанинова, пели произведения П. Г. Чеснокова. И что любопытно, особенным успехом наши концерты пользовались в студенческой аудитории.
Мастер-класс для семинарии
…Как-то раз на гастролях в Костроме я познакомился с земляком, вятичем, архиепископом Александром (Могилёвым)*. Мы подружились и однажды, приехав по его приглашению на церковный праздник, я пел с его хором в кафедральном соборе. На богослужении я тогда пел впервые.
Народный артист СССР Александр Ведерников исполняет партию Пимена в опере М. Мусоргского «Борис Годунов». 1998 г. Фото: ИТАР-ТАСС
…А чуть позже я выступал в Тобольске на юбилейных днях Александра Алябьева. Концерт проходил в Доме Корнилова (что напротив Губернаторского дома, где в 1917—1918 гг. находился в ссылке царь Николай II с семьей), в небольшом зале, человек на двести. В зале я заметил священника, который при знакомстве оказался владыкой Димитрием, архиепископом Тобольским и Тюменским. Сразу после концерта он подошел ко мне и предложил спеть на службе в соборе Софии Премудрости Божией с хором Духовной семинарии. И уже после службы сказал: «Александр Филиппович, мне очень понравилось, как Вы поете, как у Вас голос звучит ровно. Вы не могли бы в нашей семинарии дать мастер-класс?» Я отвечаю: «Пожалуйста, буду свободен — приеду». Однажды зимой раздался звонок в дверь: из Тобольска приехал за мной монах.
Я провел семь мастер-классов в Духовной семинарии, давал уроки в регентском классе. И в следующий раз, когда приехал в Тобольск, сижу в гостинице неподалеку от семинарии, слышу гул какой-то. Что такое? «Это семинаристы по Вашей системе распеваются», — ответили мне.
…Церковная служба имеет определенную форму, и задача поющего — влиться в эту форму, почувствовать ее. Когда выступаешь на концерте, чувствуешь контакт с залом, с публикой, для которой поешь, а в храме адресат абстрактен, твой слушатель — Сам Бог. Что-то подобное происходит, когда записываешь диск на студии — слушателя не видишь, а только мысленно представляешь.
Святейший
…Мы с женой гостили в Козловых горах, под Костромой. Тогда же там отдыхал Святейший Патриарх Алексий II. Как-то вечером прогуливаемся по лесу, вдруг к нам подходят два человека со словами: «Вас приглашает на трапезу Патриарх». Конечно же, я пришел. За торжественным ужином Святейший произносил речи и вдруг говорит: «Я хотел бы тост предложить вам, дорогие мои братья, за одного певца, я был на его спектаклях, на “Сусанине” и так плакал! Лучшего исполнителя роли Сусанина я не встречал в своей жизни. И с тех пор я являюсь его почитателем». Все поднялись, я тоже встал… Эти его слова, прием, всё было так неожиданно, что я даже растерялся: что теперь делать, как правильно отблагодарить? «Идите к нему под благословение, — подсказывают соседи, — заодно скажете “спасибо”». Я подошел, говорю «Благословите». Патриарх перекрестил меня, положил руку мне на голову: «Господь с тобой» … Та встреча со Святейшим очень запомнилась мне, запомнилась теплотой и радостью.
Библия из Багдада
оперный певец Александр Ведерников
…У меня была очень набожная бабушка. У ее кровати всегда висел фамильный бронзовый крестик, а в сундучке хранилась святыня со Святой земли — крест из красного коралла с небольшим стеклянным окошечком в центре. Если посмотреть в него на свет, виден был Иерусалим. Крестик тот мне казался волшебным.
В нашей деревне Мокино была большая церковь, возвышавшаяся на холме над всей деревней, там меня и крестили после рождения. Позже церковь сначала превратили в склад, а потом разместились в ней механические мастерские, а еще через некоторое время ее снесли. И следа не осталось, но я до сих пор, когда приезжаю на родину, иду на это место.
…Родители мои были выходцами из крестьянского сословия, наверно, потому сохраняли благоговейное отношение к православной вере. Мама нечасто, но все же ходила в церковь, отец знал все основные молитвы и иногда пел в храме. Однако близко я узнал христианство позднее, когда учился на четвертом курсе консерватории. В 1954 году я ездил с делегацией от Советского Союза во главе с Галиной Улановой в Ирак, в Багдад. Мы выступали, я пел на концертах, а в свободное время ходил на знаменитый багдадский базар, присматривал нарядные ковры. Помню, как случайно заметил человека в европейском костюме, он продавал толстую черную книгу. Оказалось, что это Библия, да еще и на русском языке. Стоила она как-то очень дешево, и я ее купил. Конечно, это был большой риск, не то что провозить, иметь такие книги было опасно. Но, поскольку я состоял в делегации, меня не обыскивали. Эта Библия и по сей день хранится у меня.
…Я начал читать Евангелие. Поначалу мне было очень трудно: я пытался понять, что же самое главное в этой книге да и в вере вообще. В итоге понял: сердцевина христианства — идея любви. Я и раньше об этом задумывался, ведь мне приходилось исполнять много классической музыки, а вся русская классическая музыка по сути христианская. Через музыку я прикоснулся к христианству, усвоил евангельские заповеди, по которым и стараюсь жить.
Родился 23 декабря 1927 года в селе Мокино (ныне — Советского района Кировской области).
Заслуженный артист РСФСР (18.03.1961).
Народный артист РСФСР (7.05.1967).
Народный артист СССР (1976).
В 1955 году окончил Московскую консерваторию (класс Р.Я.Альпер-Хасиной).
В 1955—1958 годах — солист Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В 1958—1990 годах — солист Большого театра.
В 1960—1961 годах стажировался в миланском театре «Ла Скала».
Выступал как концертный певец.
Особенно плодотворным стало сотрудничество певца с Георгием Свиридовым. Началось оно с исполнения молодым певцом еще в консерваторские годы поэмы «Страна отцов» на стихи Аветика Исаакяна. Затем последовало много работ. Одна из самых замечательных — исполнение цикла из 9 песен на стихи Роберта Бернса. Здесь Ведерникову удалось достичь огромной выразительной силы, особенно в таких песнях, как «Всю землю тьмой заволокло», «Финдлей», «Возвращение солдата», «Честная бедность». Здесь — сила, правдивость, необычайная яркость, характер, философия… Крупнейшим артистическим достижением, имевшим заметное значение для отечественного искусства, стало воссоздание образа Поэта в «Патетической оратории» Георгия Свиридова на слова Владимира Маяковского. Александр Ведерников, первым исполнивший эту сольную партию 15 октября 1959 года, сумел замечательно постичь и выразить дух, характер, природу и сокровенный смысл свиридовской музыки. Во всю мощь раскрылся его эпический дар.
В его репертуаре произведения многих русских и зарубежных композиторов: А. Бородина, М. Глинки, А. Гречанинова, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, В. Гаврилина, Д. Кабалевского, Р. Леднева, А. Николаева, В. Рубина, Н. Лебедева, О. Тактакишвили, Д.Шостаковича, а также Баха, Бетховена, Брамса, Вагнера, Гайдна, Генделя, Грига, Дебюсси, Массне, Шумана, Шуберта, Бартока, Бриттена, Перселла, Скарлатти, де Люка, Монтеверди.
С 1954 года гастролировал за рубежом (Франция, Ирак, ГДР, Италия, Англия, Канада, Швеция, Финляндия, Австрия).
Вёл педагогическую работу.
Член КПСС с 1964 года.
Действительный член Академии народной музыки и Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства.
В 2008 году стал художественным руководителем театра «Русская опера».
Ведерников: «Я счёл, что лучше мне уйти на пенсию. Мне пришлось столкнулся с неприятием моего понимания оперного искусства главным дирижёром Большого театра (тогда Лазарев был, да и с Покровским я всю жизнь боролся), и я подумал: „Зачем быть под властью людей, которые ко мне не питают симпатии, как и я к ним? Я лучше буду свободным человеком и свободным художником“. Концертов мне всю жизнь хватало и хватает, несмотря на мой возраст.»
Через всю жизнь Александр Филиппович пронес увлечение живописью.
Отец дирижёра А.А.Ведерникова.
Ушёл из жизни 9 января 2018 года.
Александр Ведерников — биография
Александр Филиппович Ведерников – солист оперной труппы Большого театра, один из самых прославленных басов XX века.
БИОГРАФИЯ
Родился 23 декабря 1927 г. в селе Мокино Вятской области. Умер 9 января 2018 года в Москве.
СЕМЬЯ
Его родителями стали Филипп Сергеевич и Анна Дмитриевна, у которых, кроме него, было еще четыре сына. Большая семья Ведерниковых жила своеобразным кланом на берегу реки Вятки. Все мужчины семейства занимались изготовлением карет. Работая не покладая рук, они выполняли заказы для многих клиентов и производили кареты самого разного назначения: от рабочих до парадных. Все обязанности кузнецов, плотников, столяров и шорников выполняли пятеро братьев и их отец Филипп. Неотъемлемой частью рабочего процесса становилось пение, привлекавшее односельчан со всей округи. Вскоре Ведерниковым пришлось перебраться в город Копейск, где отец стал плотничать. Затем он поступил на рабфак, окончил его и освоил профессию строителя. Его привлекали для возведения домов и шахтных сооружений. Мать Александра пошла на курсы медсестер, после чего на протяжении продолжительного времени работала по этой специальности.
Жена в первом браке — Майя Головня.
Жена во втором браке — Наталия Николаевна Гуреева (род. 1937), пианистка, органистка, профессор Московской консерватории. Заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств России.
Сын — Александр Александрович Ведерников (род. 1964), дирижёр. Заслуженный деятель искусств РФ (2007).
Сын — Борис, художник
Дочь от первого брака — Марина (род.1959), музыкальный преподаватель в школе
ОБРАЗОВАНИЕ И РАБОТА
Тяга к прекрасному проявлялась у Александра с ранних лет. Ему нравилось заниматься живописью и пением. Самым горячим детским желанием было получение подарка в виде скрипки, но отец преподнес ему балалайку, а также набор для рисования. В 1943 году Александр приступил к учебе в Коркинском горном техникуме. При этом учебном заведении был клуб, который объединял талантливую молодежь города. Из всех кружков самодеятельности Ведерников Александр Филиппович выбрал ИЗО, намереваясь впоследствии стать членом хорового коллектива. Однако этой мечте не суждено было сбыться: во время прослушиваний юноше помешал его ломающийся голос.
По окончании учебного заведения Ведерников Александр Филиппович стал квалифицированным горным мастером. Удача улыбнулась в тот момент, когда он пришел поступать в художественное училище. Стремясь заниматься искусством, а не работой по специальности, он планировал стать художником. Планы юноши немного поменялись, когда он узнал, что прием документов закончен. Не растерявшись, Ведерников Александр Филиппович рискнул и попытался поступить в музыкальное училище, находящееся буквально напротив. Прекрасно справившись с певческим экзаменом, он стал здесь учиться.
В 1955 г. окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (педагог Р. Альперт-Хасина) и поступил в оперную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский), где пел в течение трех лет, пока, после выступления в партии Сусанина, не получил приглашение исполнить ее в Большом театре. В Большом вскоре стал незаменимым — практически на двадцать лет — исполнителем этой партии. В 1960 — 1961 гг. стажировался в Италии, в миланском театре Ла Скала, где его педагогом был маэстро Барра. С 1958 г. по 90-й Александр Ведерников был солистом оперной труппы Большого театра.
С 2008 г. являлся художественным руководителем театра «Русская опера».
О ТАЛАНТЕ
Выходец из российской глубинки, всегда чувствовавший свою кровную связь с ней, богато одаренный от природы, сочетавший стихийную силу глубоко народного таланта с «аристократической» огранкой голоса, что называли «сильнее грома», любимец Георгия Свиридова и первый исполнитель многих его произведений, в том числе «Патетической оратории», Александр Филиппович Ведерников стал одним из самых прославленных русских басов XX столетия и гордостью оперной труппы Большого театра.
— Ведерников — талантливый человек, человек огромного дарования, огромной души, огромного „нутра“, и его воспарения художественные… просто грандиозны… Александр Филиппович — один из тех артистов, что первыми обозначили в современном искусстве новую эпоху. Он певец новой формации, особое явление — из самой жизни… Он артист ярко выраженной национальной стихии, истинно русский артист, — Георгий Свиридов.
— Они талантливы, но не кичатся этим, они занимают высокое положение, но общительны с простыми людьми, и, что особо хочется отметить, бескорыстны. Так, например, дав согласие выступить с концертом в районном доме культуры, они поставили условие, что споют бесплатно, — сообщали в письме на имя дирекции Большого театра жители г. Нолинска Кировской области — о концерте Александра Ф. Ведерникова и Артура Эйзена.
РЕПЕРТУАР
1957 — Иван Сусанин («Иван Сусанин»М. Глинки)
1957 — Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского)
1958 — Собакин («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
1958 — Мамыров («Чародейка» П. Чайковского)
1958 — Мельник («Русалка» А. Даргомыжского)
1959 — Царь Салтан («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова)
1959 — Часовой («Декабристы» Ю. Шапорина)
1959 — Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского)
1959 — Варяжский гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
1959 — Досифей («Хованщина» М. Мусоргского)
1959 — Журавлев («Джалиль» Н. Жиганова)
1959 — Галицкий («Князь Игорь» А. Бородина)
1959 — Князь Болконский («Война и мир» С. Прокофьева)
1960 — Фарлаф («Руслан и Людмила» М. Глинки)
1960 — Кутузов («Война и мир» С. Прокофьева)
1960 — Варлаам («Борис Годунов» М. Мусоргского)
1960 — Дед Мороз («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
1960 — Андрей («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева)
1963 — Даланд («Летучий голландец» Р. Вагнера)
1963 — Рамфис («Аида» Дж. Верди)
1963 — Великий инквизитор («Дон Карлос» Дж. Верди)
1964 — Иван Тимофеевич («Октябрь» В. Мурадели)
1965 — Старый солдат («Декабристы» Ю. Шапорина)
1965 — Хан Кончак («Князь Игорь» А. Бородина)
1965 — Филипп II («Дон Карлос» Дж. Верди)
1966 — Князь Юрий («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
1966 — Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
1967 — Борис Годунов («Борис Годунов» М. Мусоргского)
1967 — Командир («Неизвестный солдат» К. Молчанова)
1969 — Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно)
1969 — Иван Хованский («Хованщина» М. Мусоргского)
1972 — Руслан («Руслан и Людмила» М. Глинки)
1975 — Васков («Зори здесь тихие» К. Молчанова)
1976 — Лепорелло («Каменный гость» А. Даргомыжского)
1984 — Сальери («Моцарт и Сальери» В.А. Моцарта)
1985 — Ткаченко («Семен Котко» С. Прокофьева)
1986 — Судья («Вертер» Ж. Массне)
2002 — Валаам в представлении «Бориса Годунова», которое Большой театр дал у стен Святогорского монастыря в дни празднования 1100-летия образования древнего русского города Пскова.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Дискография насчитывает свыше тридцати дисков с записями романсов, песен, арий и ораторий.
Александр Ведерников любил проводить время на природе. Одним из его любимых способов отдыха на протяжении многих лет была рыбалка, а также работа в саду и на грядках. Почти тридцать лет подаренная земляками дача на берегу Вятки служила уютным убежищем от городской суеты для певца и его семьи.
В 1989 г. выпустил автобиографическую книгу «Чтоб душа не скучала».
Член КПСС с 1964 года.
НАГРАДЫ
1953 г. – II премия IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте.
1956 г. – I премия Международного конкурса вокалистов в Берлине.1961 г. — получил звание «Заслуженный артист РСФСР» (Российской Федерации).
1967 г. – получил звание «Народный артист РСФСР» (Российской Федерации).
1969 г. – Государственная премия СССР за концертные программы 1966-68 гг.
1971 г. – орден Трудового Красного знамени.
1976 г. – получил звание «Народный артист СССР».
1988 г. – орден Дружбы народов.
1997 г. – орден Русской Православной Церкви святого Даниила Московского II степени.
1999 г. – орден РПЦ Великого князя Владимира III степени.
Александр Ведерников в партии Мельника в опере «Русалка». Фото из музея Большого театра.Александр Ведерников в партии Мефистофеля в опере «Фауст». Фото из музея Большого театра.Александр Ведерников в партии Пимена в опере «Борис Годунов». Фото Ларисы Педенчук.
Александр Ведерников в заглавной партии в опере «Иван Сусанин». Фото из музея Большого театра.Александр Ведерников в партии Сальери в опере «Моцарт и Сальери». Фото Ларисы Педенчук.Александр Ведерников в заглавной партии в опере «Борис Годунов». Фото из музея Большого театра.
Теги: Александр ВедерниковБиография
Скончался оперный певец, народный артист СССР Александр Ведерников
Оперный и камерный певец Александр Ведерников скончался во вторник, 9 января, в возрасте 90 лет. Его смерть подтвердили родственники. «Да, к сожалению, эта весть правильная. Александр Филиппович скончался сегодня днем», — приводит РИА «Новости» их слова. Причины смерти певца пока неизвестны.
На сайте Большого театра сказано, что о месте и времени прощания с Александром Ведерниковым будет сообщено дополнительно.
Александр Ведерников родился в 1927 году в Кировской области. Он с детства мечтал о музыке, упрашивал отца купить скрипку, но получил только балалайку; закончил школу во время войны, поступил в горный техникум — семья уже переехала в Копейск Челябинской области, — и снова попробовал приобщиться к прекрасному.
Реклама
Но в хор его не взяли — ломался голос и в ноты будущий бас не попадал, а вот рисованием он занимался всерьез. Настолько всерьез, что после техникума оправился не в трест, куда был распределен горным мастером, а в Свердловск, поступать в художественное училище. Но судьба иногда идет странной дорогой: экзамены в «художку» уже закончились, зато был открыт прием в музыкальное училище.
Голос у Александра уже был — тот самый бас, — экзамены он сдал успешно, так что приняли его даже без документов, которые он привез позже — когда договорился с управляющим трестом, который знал его еще по самодеятельности.
А дальше началась певческая карьера — многолетняя и очень успешная.
В 1955-м Ведерников окончил Московскую государственную консерваторию имени Чайковского, его пригласили в Кировский (сейчас — Марииинский) театр оперы и балета в Ленинграде, а уже в 1958-м пригласили в Москву — и не абы куда, а в Большой, солистом. Он еще студентом начал ездить по зарубежным гастролям, в начале 60-х стажировался в миланском Ла Скала. Ну а в Большом театре ему довелось перепеть почти все ведущие басовые партии — хана Кончака и Владимира Галицкого в «Князе Игоре», Сусанина в «Иване Сусанине», Руслана и Фарлафа в «Руслане и Людмиле», Лепорелло в «Каменном госте», царя Бориса, Варлаама и Пимена в «Борисе Годунове», Кутузова в «Войне и мире».
Пел он и в операх современных композиторов — партию старшины Васкова в спектакле «Зори здесь тихие» Молчанова, партии в «Октябре» Мурадели и «Катерине Измайловой» Шостаковича.
На сайте Большого театра Александра Ведерникова назвали одним из самых прославленных басов XX века.
Помимо работы в театре и участия в фильмах-спектаклях Ведерников активно гастролировал, выступая с произведениями русских и зарубежных композиторов — Бородина, Глинки, Мусоргского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Чайковского и многих других. Записал более тридцати альбомов.
«… Человек огромного дарования, огромной души, огромного «нутра»… Александр Филиппович — один из тех артистов, что первыми обозначили в современном искусстве новую эпоху. Он певец новой формации, особое явление — из самой жизни… Он артист ярко выраженной национальной стихии, истинно русский артист», — приводятся Большим театром слова Георгия Свиридова, музыку которого высоко ценил и часто исполнял Ведерников.
«Для него петь -— значит раскрывать самую суть музыкального образа», — говорил Свиридов об исполнительском искусстве Ведерникова.
Его мастерство неоднократно подтверждалось победами на различных конкурсах — первым из них стал Международный конкурс имени Шумана в Берлине в 1956 году, где Ведерников получил золотую медаль. Он был лауреатом Государственной премии СССР, в 1976-м ему присвоили звание народного артиста СССР.
После ухода из Большого в начале 90-х (ему было 63 года), Ведерников занимался педагогической деятельностью, но и со ставшим родным театром не расставался — в нулевые он был консультант по вокалу, а многие нынешние солисты Большого — его ученики. Он очень не любил связанные с театром скандалы, и когда в 2005-м многие требовали запретить поставленную в Большом оперу «Дети Розенталя» композитора Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина, выразился очень жестко — он связал шум вокруг постановки с намечавшейся реконструкцией театра.
«Реконструкция — это деньги, и немалые. Депутаты, возвысившие голос против оперы, явно лоббировали чьи-то финансовые интересы», — заметил певец.
Он напоминал, что скандалы сопровождали многие произведения, ставшие впоследствии классическими — от «Жизни за царя» и «Бориса Годунова» до «Ромео и Джульетты» Прокофьева и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича.
«У депутатов этот очевидный ассоциативный ряд не выстроился — они попросту не знали о том, что перечисленные сочинения (и многие другие), которые обрели потом долгую и успешную художественную жизнь, были вначале подвергнуты общественному остракизму», — сказал Ведерников в одном из интервью.
«Эта некрасивая история свидетельствует только об одном: в обществе существует некий комплекс . Этот комплекс влечет за собою возникновение оборонного сознания: тут же начинают искать каких-то врагов, которые пытаются осквернить нашу культуру, исказить наше культурное пространство.
Невежество, как правило, агрессивно. Чем больше человек знает, тем он толерантней. Он всегда склонен к сомнению, всегда готов услышать противоположную точку зрения. А люди, которые в чем-то очень сильно уверены, как правило, не владеют всей фактологией вопроса», — заключил Ведерников.
Добавить комментарий