Александр потемкин писатель
О писателе
Прозу Александра Потёмкина пиарят как интеллектуальную. Не является исключением и «Русский пациент», в предисловии к которому подробно разжёвывается, что конкретно здесь интеллектуального и чем автор похож на Достоевского. А в результате даётся жирный спойлер. И если вы будете знакомиться с книгой в варианте аудио, имейте это в виду.
Если же полностью отрешиться от предисловия, хочется сказать большое человеческое НЕ ВЕРЮ.
НЕ ВЕРЮ атмосфере. Судя по разгулу бандитско-олигархического беспредела, действие происходит в лихие 90-е. Ан нет: герои застали и известие о смерти Каддафи, и разгон протеста на Болотной в 2012 году. Когда вроде бы и социальные страты устоялись, и дела стали вестись более цивилизованно. Ладно, про жизнь олигархата я не в курсе. Но учительница-суперпрофессионал, вынужденная уйти на панель и брать по доллару (то есть где-то по 30 рублей) за ночь? Да с такими запросами она могла бы спокойно работать в школе: гарантированно получала бы всяко больше. Не гоняясь при этом за величиной ставки и не занимаясь репетиторством по ЕГЭ.
НЕ ВЕРЮ пациентам. Врачу-психиатру доктору Райскому и в самом деле не приходится скучать. Но идут к нему не потому, что действительно больны, а потому, что автору нравится вести диалог с воображаемым дураком. Диалог на тему проблем России и способов их решений – вообще-то. Впрочем, тут автора где-то можно понять: это рукопожатно. Точно так же, как бичевать российские язвы – патриотично.
НЕ ВЕРЮ главным героям. Их там двое – братья-близнецы Пузырьковы – Андрей и Антон. Первый – преуспевающий бизнесмен, второй – современный юродивый. Первый стремится унижать, второй – унижаться. Андрей выставлен автором злым гением и демиургом нового страшного мира. Те сцены, где нанятые (точнее – купленные) им работники реализуют своеобразный «план Даллеса» по созданию идеального потребителя – тупого, а потому легко управляемого, пожалуй, являются самыми сильными. Но без своей команды профессионалов он не более чем анекдотичный браток, который не может придумать самостоятельно даже способ унижения – просто повторяет те, какими когда-то унижали его. Антон рассматривается вроде как положительный герой, носитель духовных ценностей и лучших черт русского народа. Но при этом юродствует — на деньги отрицательного братца. И защиту себе обеспечивает – тоже благодаря родству с этим самым братцем.
НЕ ВЕРЮ в такое понимание автором русского народа. С чего он взял, что ему нравится быть униженным? С того, что Иван Грозный и Иосиф Сталин пользуются у него большим уважением, чем Александр 2 и Горбачев? Автор, вероятно, плохо знает историю русского народа, который при Грозном и Сталине был унижен намного менее, чем при Александре 2 и Горбачёве. И если Александр 2 для народа хоть что-то полезное всё же сделал, то за что уважать Горбачёва – вообще непонятно. Ну и взглянем на географическую карту: униженный народ такую территорию не займёт и не отстоит.
НЕ ВЕРЮ финалу. Создаётся впечатление, что Потёмкин уже сам не знал, что ему с героями делать. И просто решил всё бросить. Ну и хрен бы с ним. Даже Антона Пузырькова не жалко.
В ОБЩЕМ – В ТОПКУ.
Александр Потемкин
«Мания» и магия Александра Потемкина
Трудно представить человека более разностороннего, чем Александр Потемкин. И трудно представить биографию столь непредсказуемую. Закончив в середине 70-х факультет журналистики Московского университета, Потемкин несколько лет работал корреспондентом «Комсомолки». В начале 80-х эмигрировал в Западную Германию, где обучился экономическим наукам. С головой ушел в бизнес, стал признанным экспертом по финансовым вопросам. В 90-е вернулся на родину, в МГУ защитил докторскую диссертацию по экономике. Следующие вехи биографии – ведущий научный сотрудник крупного академического института, начальник департамента налоговой службы. Выйдя в отставку с госслужбы, продолжает заниматься бизнесом. Примерно в это время Потемкин начал писать прозу. Раньше он писал только труды по экономике («Элитная экономика» и «Виртуальная экономика»)… И вот из под пера Потемкина стали выходить книга за книгой. В идательстве «ПоРог» вышли роман «Изгой», повести «Игрок», «Бес», «Стол», «Мания», «Я»… Критики заговорили о новом интересном писателе, в газетах замелькали рецензии, интервью…
Творчество Александра Потемкина многообразно, но одна мысль пронизывает практически все его произведения. Писателя волнует проблема сохранения собственного «я» в современном потребительском мире. Он отстаивает право человека на собственную духовную жизнь (даже на такую своеобразную, как у дворника Василия) в стремительном и прагматичном обществе.
Прочитать полностью >>
Добавить комментарий