Александр Соколов иконописец
Содержание
- Репродукции картин
- Мария Вишняк
- Александр Соколов: Иконопись – удел маргиналов
- Смотрите фоторепортаж из мастерской Александра Соколова
- Пусть цветут сто цветов
- Божественная гармония
- Учителя
- Больше, чем чудо
- Любимое
- Два художника в доме
- Александр Михайлович СОКОЛОВ: интервью
- О Человеке: Олеся Николаева о Александре Соколове
- LiveInternetLiveInternet
Репродукции картин
Живописец Мария Вишняк — представитель русской классической школы. Пейзажи Марии Вишняк приглашают к созерцанию, размышлениям о всеобщем созвучии, о любви, пронизывающей и объединяющей все. Талантливо продолжая традиции русской реалистической школы, Мария Вишняк блестяще передает настроение, скрытую мысль. Ее произведения характеризуются лирической взволнованностью и влюбленностью в красоту Божьего Мира. Полотна художника отражают не просто мимолетные эмоции и впечатления, а глубокие сущностные качества, настраивают на лад с гармонией мироздания. Цветение, весенняя симфония — предел красоты земной — вот главные темы произведений Марии Вишняк. Созерцая ее картины, можно оказаться под золотым листопадом в липовой аллее, у паркового фонтана весенним днем или остановиться, созерцая гладь вечернего моря сквозь ажурные пальмовые листья. Знакомые заросшие разнотравьем берега Москва-реки, цветущая сирень перед грозой, соловьиные трели в майской роще или освещенные розовыми лучами далекие горы — дают возможность зрителю отдохнуть глазами и душой. Помимо пейзажного жанра, высоко ценится талант Марии и как портретиста.
Мария Вишняк
Смотреть что такое «Мария Вишняк» в других словарях:
-
Вишняк, Мария Владимировна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вишняк. Мария Вишняк Дата рождения: 1960 год(1960) Место рождения: Пятигорск … Википедия
-
Вишняк Мария Владимировна — Художник Мария Вишняк Художница Мария Вишняк родилась в 1960 г. городе Пятигорске в семье художника Владимира Дмитриевича Вишняка. Первые уроки рисования получила от отца, с пяти лет писала акварелью. Окончила Детскую художественную школу в… … Википедия
-
Вишняк, Мария — Художник Мария Вишняк Художница Мария Вишняк родилась в 1960 г. городе Пятигорске в семье художника Владимира Дмитриевича Вишняка. Первые уроки рисования получила от отца, с пяти лет писала акварелью. Окончила Детскую художественную школу в… … Википедия
-
Мария Владимировна Вишняк — Художник Мария Вишняк Художница Мария Вишняк родилась в 1960 г. городе Пятигорске в семье художника Владимира Дмитриевича Вишняка. Первые уроки рисования получила от отца, с пяти лет писала акварелью. Окончила Детскую художественную школу в… … Википедия
-
Вишняк, Роман Соломонович — Роман Соломонович Вишняк Род деятельности: фотограф, биолог … Википедия
-
Вишняк — фамилия. Известные представители Вишняк, Мария Владимировна (1960) российский художник пейзажист. Вишняк, Марк Вениаминович (1883 1976) российский юрист, публицист. Вишняк, Ярослав Васильевич (1982) украинский футболист, защитник … Википедия
-
Тумаркина, Мария Самойловна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тумаркина. Мария Самойловна Тумаркина Имя при рождении: Мария (Маня) Самойловна Тумаркина Род деятельности: общественный деятель, политический деятель, издатель … Википедия
-
(звенящее )дыхание — Но чистое, колокольчато звенящее дыхание утра, полного романтики и тайны, влекущей снова и снова в неповторимый мир художницы Марии Вишняк. Е.Семенова, Гимн Красоте. Художница Мария Вишняк … Словарь оксюморонов русского языка
-
Милюков, Павел Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Милюков. Павел Николаевич Милюков Дата рождения … Википедия
-
Оперная труппа Мариинского театра — См. также Мариинский театр, Список оперных певцов, Балетная труппа Мариинского театра , Оперная труппа Большого театра. Содержание 1 Сопрано 2 Меццо сопрано 3 Контральто … Википедия
Александр Соколов: Иконопись – удел маргиналов
А фотоаппарат со вспышкой можно? – спрашивает у иконописца Александра Соколова моя восьмилетняя дочка, приготовившись снимать в его мастерской. «За отдельную плату», — шутливо отвечает мастер.
Он вообще то и дело шутит, не позволяя перейти грань, за которой разговор о серьезных вещах может перейти в пафос, который часто это серьезное обесценивает.
Смотрите фоторепортаж из мастерской Александра Соколова
Оксана Головко в мастерской Александра Соколова
Александр Михайлович Соколов
Родился в 1960 г. В 1972–1978 гг. обучался в Московской художественной школе при Академии художеств. Учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское) — ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. Участвовал в восстановлении Свято-Данилова монастыря. Участвовал в росписи храмов вмц. Параскевы в с. Пятница Владимрской обл., Св. Иоанна Богослова в Москве, деревянного храма в с. Сукава Японии, а также храмов в США, Польше. Преподавал иконопись в России и в Японии. Живет и работает в Москве. Женат на художнице Марии Вишняк, четверо детей.
Александр Соколов
Пусть цветут сто цветов
— Я исповедую принцип председателя Мао: пусть цветут сто цветов. Выбирать, считаю, не стоит: дух дышит, где хочет, — отвечает художник на вопрос о том, какая иконописная манера ему ближе. – Знаменитый реставратор Адольф Овчинников как-то сказал: «Когда мы только начинали работать в реставрации, нам подавай только домонгольский период, а теперь извиняемся перед 18 веком».
Настоящие образы встречаются в разные времена. Так же, как и некачественные. Я один раз видел икону, написанную Феофаном Затворником, – это кошмар, отсутствие вкуса! Поражает контраст между его высоким духовно-аскетическим опытом в литературе, в его жизни, и художественной нечуткостью в иконописи.
— Все ругают копирование образцов. А как писать? Как найти путь, чтобы не уйти только в «реализацию я», либо – безличное копирование?
— Думаю, что лучше, конечно, человеку сидеть и копировать иконы и зарабатывать деньги, чем писать противоположного свойства предметы. Все-таки это как-то приобщает к Церкви.
По большому же счету тиражирование, копирование – это очень плохо, поскольку снижает и уровень требований к иконе, и искажает ее понимание.
И вообще, главная беда современного церковного искусства – невзыскательный вкус заказчиков, потребителей. Им главное – размер, сюжет. От иконы никто не ждет того, чтобы она была Божественным образом. Редких настоящих ценителей — священников, епископов – можно по пальцам перечесть, а потому они не могут оказывать серьезное воздействие на печальную ситуацию.
Процветает производство предметов культа, а церковное искусство — сакральное, духовное – остается уделом маргиналов.
— Маргиналов – в каком смысле?
— Церковное искусство, с одной стороны – элитарное: по определению, человек должен много знать и понимать. С другой стороны – маргинальное. Это удел тех, кто точно не будет «хозяином жизни». При этом церковное искусство открыто всем, но не всем нужно.
— Как же иконописцу не стать «штамповщиком?
— Образовываться. Читать книжки. И стараться как можно меньше делать и поступков, и икон – неосознанно. Как говорил мой очень хороший друг, церковный ювелир Марк Лозинский: «Люди живут и умирают, не приходя в сознание».
Когда я решил, что мне надо креститься, наш друг семьи, философ, исследователь античной философии, позвал меня к себе. После серьезной беседы он сказал: «Ну ладно, крестись!» На мое насмешливое «спасибо» заметил: «Не смейся. Понимаешь, ситуация бывает такая, что люди, приходящие в Церковь, думают, что они купили билет и сели в поезд, а дальше можно быть спокойным, что до конечной станции тебя довезут. Такая установка неприемлема».
Александр Соколов
Божественная гармония
— Когда Вы первый раз сознательно увидели икону?
— Мне было лет 14-15, я учился в Московской средней художественной школе при Академии художеств. Она тогда находилась в Лаврушинском переулке, напротив Третьяковской галереи. Помню свои ощущения, когда входил в зал, где висел Звенигородский Спас Рублева: мурашки по телу. Безо всякой экзальтации, на которую, наверное, не способен совсем, я чувствовал свет, исходивший от иконы и воспринимал ее именно как Явление.
А незадолго до этой встречи я прочел Библию – по порядку – сначала Ветхий Завет, потом – Новый. Библию, напечатанную на тонкой папиросной бумаге, привезла из-за границы тетя.
А в 16 лет – крестился. Была, видимо, юношеская тоска, необходимость понять смысл жизни. Причем в острой форме: если нет смысла, то зачем жить? Это происходило не только со мной: что-то было в атмосфере, заставляющее людей искать выход из совершенно бессмысленной действительности. Потом я много встречал людей моего поколения (мне 52 года), которые в это время пришли в Церковь.
Крестившись, я стал задумываться о том, что надо бы попытаться написать икону. Но до окончания школы не успел. Потом пошел в армию, а точнее, во флот. В ноябре 1980-го демобилизовался и сразу же женился. А в декабре написал первую икону (доску для нее заготовил еще на службе). Это был список иконы святой Параскевы из Покровского собора на Рогожском кладбище. Икона не сохранилась, зато вторая — «Не рыдай, Мене, Мати» — хранится у нас дома.
— Что для Вас иконопись?
— Сначала было ощущение от встречи с иконой. Хотелось знать больше, понять. До осмысления, что такое икона, было еще далеко.
Только в процессе работы, спустя какое-то время, я стал думать, как иконопись внутренне связана с жизнью Церкви, с христианской философией. И вот только теперь мое понимание, что такое икона и для чего она, только-только начало формироваться.
Первое чувство, когда только начинал, было юношески-примитивным: я думал, что своим талантом мог бы послужить Церкви и людям. А потом появилось понимание совершенно другое, что это не служение Церкви и людям, а просто – путь. Аскетическая практика. Человек может заниматься формированием своей собственной души, выполняя какое-то делание.
Не хочу никого обижать, но часто люди, занимающиеся иконописью, производят предметы культа. С благородной целью – украсить храм, дать людям средство для молитвы и, что тоже достойно, на мой взгляд, заработать денег себе на жизнь. Но в идеале, это все должно быть второстепенным.
А главная цель – формирование собственной души. Если человек занимается церковным искусством, он настраивается на Божественную гармонию.
Александр Соколов
Учителя
— Где учились и у кого?
— Главный учитель — мой духовник и духовник супруги Марии Вишняк отец Анатолий Яковин, который служил в деревне Пятница Владимирской области. Он погиб десять лет назад. Для меня, как и для многих иконописцев, он был знатоком номер один в области древнерусского церковного искусства, понимал и ценил его.
Причем сам отец Анатолий не был художником. Но он так обустроил свой деревянный храм (построенный, кстати, в 1925 году, в момент гонений на Церковь), что для меня это сейчас – эталон внутреннего убранства церкви. Там работали многие современные иконописцы. В том числе и я имел такую счастливую возможность.
Отец Анатолий мне всячески помогал, поддерживал. Когда мы с женой только поженились, у нас ничего не было: ни жилья, ни денег, ни работы. И отец Анатолий давал мне работу — писать списки с икон — причем обязательно интересную, творческую,чтобы думать о том, что ты делаешь, понимать.
В обучении технике мне в свое время очень помог человек, ныне покойный, иконописец Борис Андреев. С ним меня познакомила тетя, та самая, что привезла мне Библию… Тетя вообще в моей жизни сыграла большую роль. Она меня когда-то в художественную школу отвела, а потом, когда я решил креститься, проконтролировала, чтобы все было сознательно и осознанно. Хотя сама еще была тогда некрещенная.
Борис Андреев был в Художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря реставратором и полуподпольно писал иконы. В те годы еще существовала статья в УК «Производство предметов культа» (4 года с конфискацией имущества), оставшаяся от 20-х годов, хотя на практике в 70-80-е годы она не применялась.
Я тоже начал работать в центре Грабаря. Сначала, месяц, агентом по снабжению, а затем — в библиотеке, хранителем музейных экспонатов. Помогал организовывать выставки, нечто вроде «Плакаты первых пятилеток». Главное, у меня была возможность пользоваться библиотекой центра Грабаря, где было много интересных материалов, в том числе даже не опубликованных, в машинописном виде, переводы книг по технике средневекового искусства, по иконописи.
В центре Грабаря работал и работает Адольф Овчинников, разработавший доскональную и правильную технологию иконописи. Он еще в то время большое внимание уделял и тому, что в сакральном искусстве всем технологичным процессам необходимо придавать особый смысл.
Год я проработал в центре Грабаря, потом поступил в Строгановку, где меня учили реставрации, технологии, копированию. С благодарностью вспоминаю замечательного педагога-технолога, художника-монументалиста Александра Александровича Комарова, автора грамотного учебника по монументальной живописи.
Два года учебы дали мне очень-очень много. Можно было продолжать учиться и дальше, но в 1983 году Церкви вернули Свято-Данилов монастырь, его начали восстанавливать и туда Патриархом был направлен знаменитый иконописец отец Зинон (Теодор). И я год проработал с ним в Свято-Даниловом монастыре.
Александр Соколов
— Если брать учителей в жизненном, духовном плане, кого назовете?
— Опять же – отца Анатолия. После его смерти мы, особенно моя жена, стали тесно общаться с митрополитом Антонием Сурожским (Блюмом). Она писала его портрет – единственный прижизненный. Он тогда уже был немощен, перестал сам приезжать в Россию, и мы несколько раз всей семьей, с детьми, отправлялись к нему.
Что он важного говорил людям, есть в его книжках. Хотя, на самом деле, он ни одной не написал. Все его издания – с диктофона записанные беседы. Когда ему однажды кто-то принес на подпись книгу, он сказал: «Представляете, я понятия не имею о том, что в этой книге». Владыка не раз говорил: «Я не могу отвечать за все, что написано в этих книгах». А в одной беседе с нами он произнес: «Имейте в виду: то, что я сейчас скажу, не нужно разносить дальше. Это мое мнение, которое может быть для кого-то соблазнительным». И высказался по богословскому вопросу.
Также лет шесть я каждый год ездил в Америку, к протоиерею Виктору Потапову, настоятелю кафедрального собора св. Иоанна Крестителя в Вашингтоне, который почти 30 лет вел православные передачи на «Голосе Америки». Когда мы с женой впервые увидели отца Виктора, услышали первые произнесенные им фразы, мы ахнули: он оказался удивительно похожим на отца Анатолия!
Его храм к моменту нашего знакомства был настолько ухожен, что трудно было придумать, что еще там можно сделать. В результате я сделал мозаики на фасадах храма, мозаики и росписи в часовню на приходском кладбище.
Сейчас он остается духовно близким для нас человеком. К сожалению, видимся мы редко.
Больше, чем чудо
— Вы автор чтимой иконы «Неупиваемая Чаша», которая находится в Высоцком монастыре в подмосковном Серпухове. Что такое чудотворная икона?
— Это таинственное и необъяснимое присутствие Божественной силы, которая проявляет себя в ответ на какие-то надежды, чаяния, просьбы людей.
Александр Соколов
Как это происходит – сказать не могу. Чудо – это не феномен, то есть не нечто необъяснимое с научной точки зрения. Чудо — то, что оказывает воздействие на душу, а естественным путем или сверхъестественным, не так важно. Если все проходит без каких-то последствий для человеческих душ, остается только пожать плечами и констатировать: «Ну, вот был случай».
Для человека, который участвует в таинствах Церкви, чудеса обычны. Если мы верим в чудо, что хлеб и вино превращаются в Плоть и Кровь Бога, верим, что через Причастие сами приобщаемся к Вечной Жизни, – это гораздо больше, чем исцеление какой-нибудь физической немощи.
— Ответственность есть, что написали чудотворную икону?
— Стыдно, что сам икону написал, а выпить иногда в хорошей компании не прочь, — со смехом отвечает художник. — А если серьезно – да, ответственность увеличивается, но не из-за конкретной иконы, а из-за возраста, осознания того, что с каждым годом времени остается меньше.
Как-то, когда еще жив был мой духовник, я раздумывал, согласиться мне или не согласиться на один заказ, выполняя который я бы делал не совсем то, что мне хотелось. На что отец Анатолий мне сказал: «Тебе сколько лет-то? (а мне было за 40). Зачем тратить время на то, что тебе не хочется делать?» Для меня ответственность больше вот в этом: стараться не делать то, что не по совести…
Любимое
— Любимые иконы, образы, которые предпочитаете писать, у Вас есть?
— Мне нравится иконография иконы Корсунской Божией Матери, и так сложилось, что я несколько раз писал ее. Очень много раз писал Нерукотворный Образ. Но это протоикона, поэтому имеет смысл вновь и вновь возвращаться к ней — чтобы увидеть самого себя, куда ты пришел или не пришел. Постоянно пишу святителя Николая. Он всегда узнаваем и его интересно писать.
Не очень люблю изображать святых, не имея хорошего образца, если есть только абстрактный лик, непонятно, как святой выглядел и мало информации, мало сведений… Получается, что создаешь условное изображение. Гораздо интереснее писать святого, память о котором сохранилась и бережно передается, или есть фотографии.
Я не раз писал по фотографиям святого Иоанна Кронштадтского, новомучеников. Для меня важно передать индивидуальные черты святых, освященные Божественным светом.
— Что интереснее — монументальная церковная живопись или иконопись?
— Я люблю делать все, и особенно то, что не умею. Часто берусь за то, что никогда не пробовал, – из такого спортивного интереса. Это дает мне силы, вдохновение.
Хотя я могу смиренно и бесконечно повторять и повторять привычную работу, как музыкант, бесконечное число раз играющий произведения Баха или Моцарта. Это здорово.
А бывает, надо сделать что-то новое, например, расписать стену. Хотя сейчас это и физически уже тяжело и требует воли: надо себя понуждать, рано вставать, много работать. Нужна дисциплина и взаимодействие с людьми. Руководить росписью, расписывать в команде — отдельная тяжелая профессия. Потому сейчас я расписываю один — храм Казанской Божией Матери в подмосковной деревне Пучково.
Есть много вещей, которые я люблю делать: резать по дереву, по камню…
Очень люблю эллинское и египетское искусство. И не будь я иконописец, затеял бы какую-нибудь веселую роспись…
— Чем процесс написания иконы отличается от процесса написания картины?
— Процесс иконописи регламентирован. Через каждое действие, через повторение каких-то формул, символов человек приобщается к тому, что он делает. В идеале работа иконописца должна быть осмысленным служением, причем смыслом наполняется каждый шаг, начиная с выбора материала.
У меня есть опыт, когда я из бревна вырубал доску, готовил и писал икону. Все имеет значение, в том числе и приготовление краски: собирание материалов, растирание. Просто купить краску в банке – другое. Упускаешь в этом случае очень много полезного для души. Много важного содержится в самом технологическом процессе.
У отца Павла Флоренского описано символическое значения каждого результата работы иконописца. Материальное делание с духовным очень связаны. В реальности все, о чем я говорю, получается осуществлять лишь частично.
Два художника в доме
— Два художника в семье: с супругой критикуете друг друга, советуетесь?
— Мне требуется поддержка, и я советуюсь со всеми: с детьми, с женой, со знакомыми, как понимающими, так и не понимающими. Ведь я работаю для людей, и мне необходим такой универсальный взгляд. И по природе я конформист, способен к компромиссу.
А жена, она – творит, ей замечания лучше не делать. Да и нет смысла: она самовыражается, какие тут могут быть замечания?
Так что творческих споров у нас не возникает: я пишу свое, жена – свое. Ну, еще я ношу ей этюдник, готовлю дощечки (она любит на дощечках писать). И делаю все рамы для ее картин.
— День начинается с мастерской?
— Утром я обычно на объекте, затем еду в мастерскую, где мы как раз работаем с женой.
Вечером обычно смотрим вместе кино. Так происходит последние лет пять. Раньше ни телевизора не было, ни видео. Потом у всех детей появились компьютеры, и мы решили себе купить dvd. А выросли дети без телевизора. Но не потому, что им категорически запрещалось! Они могли сходить к соседям, посмотреть что-то по своему выбору. Мы и сами ходили к соседям иногда смотреть телевизор. Просто иметь его дома невозможно: насилие над личностью, поскольку он буквально «затягивает», причем всякой ерундой.
Александр Соколов
— Дети – не художники?
— Старшая дочка закончила истфак МГУ, вышла замуж за скульптора, который занимается резьбой иконостасов, и помогает ему. Она может и золотить, и рисовать. Но у нее трое маленьких детей…
Другая дочка по образованию — дизайнер одежды. Тоже умеет золотить. Вот сейчас мне золотит для храма – подрабатывает.
Сын Ваня может все – лепить, рисовать, но он лепит котлеты. Он – повар. Жена как-то попросила: «Вань, свари борщ, ты же повар». На что последовал ответ: «Нет, не буду. Повар – это не то, что вы думаете!»
Младший сын тоже подрабатывает у меня в мастерской, но он компьютерщик и видит себя в этом.
Я считаю, что мы много чего неправильного допустили в их воспитании. Но то, что они сами себе выбрали путь и сами идут по нему, – это нормально.
— Дети выросли и не перестали ходить в храм?
— Они ходят в храм, но для них это не то, что для нас. То, что не куплено дорогой ценой, обычно не ценится. А они с самого детства в церковной жизни, для них все естественно, спокойно, просто, без откровений. Думаю, что у каждого еще впереди настоящее открытие Бога.
— Как успевали уделять время и работе, и детям, когда они были маленькие?
В этот момент в дверях появляется сын Иван.
— Вань, ответь, как мы вас воспитывали? —
— У меня встречный вопрос – семья не мешала творчеству? — спрашивает Иван.
— Мешала, — смеясь, говорит Александр Михайлович. — Все время…
— Нас же четверо, — продолжает Иван. – Можно сказать, что родители жили отдельно от нас — в мастерской, возвращаясь лишь ночевать. А дети дома. Ты меня один раз в школу привел – в первом классе.
— Сколько раз я приходил на родительское собрание, — вспоминает художник, — и не мог класс найти. И решил больше не ходить. Ваня сам решает все свои проблемы с детства. Вот сейчас за несколько дней ему нужно оплатить обучение в институте.
— Как насчет большой семьи и проблемы с самореализацией: часто приходилось делать что-то для заработка?
— У меня кризис среднего возраста, который продолжается вот уже 10 лет. Я очень хочу завязать с этими заказными работами и сделать что-нибудь для себя. То, что мне хочется. Но пока получается только эпизодически. Дети не совсем независимы. Только с этого года они перестали просто так получать деньги.
Так что никогда не было свободы делать то, что хочешь. Мне есть, куда рваться, о чем мечтать.
— Возникают ситуации, когда кажется, что все идет не так, как надо, опускаются руки, состояние близкое к депрессивному?
— Не было лет с 16. Да и тогда – только после активных дружеских посиделок.
На самом деле я счастливый человек, у меня чудесная жена, без которой себя не мыслю. Мы с ней – одно целое. Бывает, конечно, можем поругаться. Она у меня казачка, выросшая на Кавказе, с соответствующим темпераментом. Какая уж тут депрессия!
Подготовила Оксана Головко
Фото Юлии Маковейчук
Александр Михайлович СОКОЛОВ: интервью
Александр Михайлович СОКОЛОВ (1959–2015) – иконописец: Видео | Интервью | О Человеке | Фотогалерея.
ИКОНОПИСЬ – УДЕЛ МАРГИНАЛОВ
А фотоаппарат со вспышкой можно? – спрашивает у иконописца Александра Соколова моя восьмилетняя дочка, приготовившись снимать в его мастерской. «За отдельную плату», — шутливо отвечает мастер.
Он вообще то и дело шутит, не позволяя перейти грань, за которой разговор о серьезных вещах может перейти в пафос, который часто это серьезное обесценивает.
Пусть цветут сто цветов
— Я исповедую принцип председателя Мао: пусть цветут сто цветов. Выбирать, считаю, не стоит: дух дышит, где хочет, — отвечает художник на вопрос о том, какая иконописная манера ему ближе. – Знаменитый реставратор Адольф Овчинников как-то сказал: «Когда мы только начинали работать в реставрации, нам подавай только домонгольский период, а теперь извиняемся перед 18 веком».
Настоящие образы встречаются в разные времена. Так же, как и некачественные. Я один раз видел икону, написанную Феофаном Затворником, – это кошмар, отсутствие вкуса! Поражает контраст между его высоким духовно-аскетическим опытом в литературе, в его жизни, и художественной нечуткостью в иконописи.
— Все ругают копирование образцов. А как писать? Как найти путь, чтобы не уйти только в «реализацию я», либо – безличное копирование?
— Думаю, что лучше, конечно, человеку сидеть и копировать иконы и зарабатывать деньги, чем писать противоположного свойства предметы. Все-таки это как-то приобщает к Церкви.
По большому же счету тиражирование, копирование – это очень плохо, поскольку снижает и уровень требований к иконе, и искажает ее понимание.
И вообще, главная беда современного церковного искусства – невзыскательный вкус заказчиков, потребителей. Им главное – размер, сюжет. От иконы никто не ждет того, чтобы она была Божественным образом. Редких настоящих ценителей — священников, епископов – можно по пальцам перечесть, а потому они не могут оказывать серьезное воздействие на печальную ситуацию.
Процветает производство предметов культа, а церковное искусство — сакральное, духовное – остается уделом маргиналов.
— Маргиналов – в каком смысле?
— Церковное искусство, с одной стороны – элитарное: по определению, человек должен много знать и понимать. С другой стороны – маргинальное. Это удел тех, кто точно не будет «хозяином жизни». При этом церковное искусство открыто всем, но не всем нужно.
— Как же иконописцу не стать «штамповщиком?
— Образовываться. Читать книжки. И стараться как можно меньше делать и поступков, и икон – неосознанно. Как говорил мой очень хороший друг, церковный ювелир Марк Лозинский: «Люди живут и умирают, не приходя в сознание».
Когда я решил, что мне надо креститься, наш друг семьи, философ, исследователь античной философии, позвал меня к себе. После серьезной беседы он сказал: «Ну ладно, крестись!» На мое насмешливое «спасибо» заметил: «Не смейся. Понимаешь, ситуация бывает такая, что люди, приходящие в Церковь, думают, что они купили билет и сели в поезд, а дальше можно быть спокойным, что до конечной станции тебя довезут. Такая установка неприемлема».
Божественная гармония
— Когда Вы первый раз сознательно увидели икону?
— Мне было лет 14-15, я учился в Московской средней художественной школе при Академии художеств. Она тогда находилась в Лаврушинском переулке, напротив Третьяковской галереи. Помню свои ощущения, когда входил в зал, где висел Звенигородский Спас Рублева: мурашки по телу. Безо всякой экзальтации, на которую, наверное, не способен совсем, я чувствовал свет, исходивший от иконы и воспринимал ее именно как Явление.
А незадолго до этой встречи я прочел Библию – по порядку – сначала Ветхий Завет, потом – Новый. Библию, напечатанную на тонкой папиросной бумаге, привезла из-за границы тетя.
А в 16 лет – крестился. Была, видимо, юношеская тоска, необходимость понять смысл жизни. Причем в острой форме: если нет смысла, то зачем жить? Это происходило не только со мной: что-то было в атмосфере, заставляющее людей искать выход из совершенно бессмысленной действительности. Потом я много встречал людей моего поколения (мне 52 года), которые в это время пришли в Церковь.
Крестившись, я стал задумываться о том, что надо бы попытаться написать икону. Но до окончания школы не успел. Потом пошел в армию, а точнее, во флот. В ноябре 1980-го демобилизовался и сразу же женился. А в декабре написал первую икону (доску для нее заготовил еще на службе). Это был список иконы святой Параскевы из Покровского собора на Рогожском кладбище. Икона не сохранилась, зато вторая — «Не рыдай, Мене, Мати» — хранится у нас дома.
— Что для Вас иконопись?
— Сначала было ощущение от встречи с иконой. Хотелось знать больше, понять. До осмысления, что такое икона, было еще далеко.
Только в процессе работы, спустя какое-то время, я стал думать, как иконопись внутренне связана с жизнью Церкви, с христианской философией. И вот только теперь мое понимание, что такое икона и для чего она, только-только начало формироваться.
Первое чувство, когда только начинал, было юношески-примитивным: я думал, что своим талантом мог бы послужить Церкви и людям. А потом появилось понимание совершенно другое, что это не служение Церкви и людям, а просто – путь. Аскетическая практика. Человек может заниматься формированием своей собственной души, выполняя какое-то делание.
Не хочу никого обижать, но часто люди, занимающиеся иконописью, производят предметы культа. С благородной целью – украсить храм, дать людям средство для молитвы и, что тоже достойно, на мой взгляд, заработать денег себе на жизнь. Но в идеале, это все должно быть второстепенным.
А главная цель – формирование собственной души. Если человек занимается церковным искусством, он настраивается на Божественную гармонию.
Учителя
— Где учились и у кого?
— Главный учитель — мой духовник и духовник супруги Марии Вишняк отец Анатолий Яковин, который служил в деревне Пятница Владимирской области. Он погиб десять лет назад. Для меня, как и для многих иконописцев, он был знатоком номер один в области древнерусского церковного искусства, понимал и ценил его.
Причем сам отец Анатолий не был художником. Но он так обустроил свой деревянный храм (построенный, кстати, в 1925 году, в момент гонений на Церковь), что для меня это сейчас – эталон внутреннего убранства церкви. Там работали многие современные иконописцы. В том числе и я имел такую счастливую возможность.
Отец Анатолий мне всячески помогал, поддерживал. Когда мы с женой только поженились, у нас ничего не было: ни жилья, ни денег, ни работы. И отец Анатолий давал мне работу — писать списки с икон — причем обязательно интересную, творческую, чтобы думать о том, что ты делаешь, понимать.
В обучении технике мне в свое время очень помог человек, ныне покойный, иконописец Борис Андреев. С ним меня познакомила тетя, та самая, что привезла мне Библию… Тетя вообще в моей жизни сыграла большую роль. Она меня когда-то в художественную школу отвела, а потом, когда я решил креститься, проконтролировала, чтобы все было сознательно и осознанно. Хотя сама еще была тогда некрещенная.
Борис Андреев был в Художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря реставратором и полуподпольно писал иконы. В те годы еще существовала статья в УК «Производство предметов культа» (4 года с конфискацией имущества), оставшаяся от 20-х годов, хотя на практике в 70-80-е годы она не применялась.
Я тоже начал работать в центре Грабаря. Сначала, месяц, агентом по снабжению, а затем — в библиотеке, хранителем музейных экспонатов. Помогал организовывать выставки, нечто вроде «Плакаты первых пятилеток». Главное, у меня была возможность пользоваться библиотекой центра Грабаря, где было много интересных материалов, в том числе даже не опубликованных, в машинописном виде, переводы книг по технике средневекового искусства, по иконописи.
В центре Грабаря работал и работает Адольф Овчинников, разработавший доскональную и правильную технологию иконописи. Он еще в то время большое внимание уделял и тому, что в сакральном искусстве всем технологичным процессам необходимо придавать особый смысл.
Год я проработал в центре Грабаря, потом поступил в Строгановку, где меня учили реставрации, технологии, копированию. С благодарностью вспоминаю замечательного педагога-технолога, художника-монументалиста Александра Александровича Комарова, автора грамотного учебника по монументальной живописи.
Два года учебы дали мне очень-очень много. Можно было продолжать учиться и дальше, но в 1983 году Церкви вернули Свято-Данилов монастырь, его начали восстанавливать и туда Патриархом был направлен знаменитый иконописец отец Зинон (Теодор). И я год проработал с ним в Свято-Даниловом монастыре.
— Если брать учителей в жизненном, духовном плане, кого назовете?
— Опять же – отца Анатолия. После его смерти мы, особенно моя жена, стали тесно общаться с митрополитом Антонием Сурожским (Блюмом). Она писала его портрет – единственный прижизненный. Он тогда уже был немощен, перестал сам приезжать в Россию, и мы несколько раз всей семьей, с детьми, отправлялись к нему.
Что он важного говорил людям, есть в его книжках. Хотя, на самом деле, он ни одной не написал. Все его издания – с диктофона записанные беседы. Когда ему однажды кто-то принес на подпись книгу, он сказал: «Представляете, я понятия не имею о том, что в этой книге». Владыка не раз говорил: «Я не могу отвечать за все, что написано в этих книгах». А в одной беседе с нами он произнес: «Имейте в виду: то, что я сейчас скажу, не нужно разносить дальше. Это мое мнение, которое может быть для кого-то соблазнительным». И высказался по богословскому вопросу.
Также лет шесть я каждый год ездил в Америку, к протоиерею Виктору Потапову, настоятелю кафедрального собора св. Иоанна Крестителя в Вашингтоне, который почти 30 лет вел православные передачи на «Голосе Америки». Когда мы с женой впервые увидели отца Виктора, услышали первые произнесенные им фразы, мы ахнули: он оказался удивительно похожим на отца Анатолия!
Его храм к моменту нашего знакомства был настолько ухожен, что трудно было придумать, что еще там можно сделать. В результате я сделал мозаики на фасадах храма, мозаики и росписи в часовню на приходском кладбище.
Сейчас он остается духовно близким для нас человеком. К сожалению, видимся мы редко.
Больше, чем чудо
— Вы автор чтимой иконы «Неупиваемая Чаша», которая находится в Высоцком монастыре в подмосковном Серпухове. Что такое чудотворная икона?
— Это таинственное и необъяснимое присутствие Божественной силы, которая проявляет себя в ответ на какие-то надежды, чаяния, просьбы людей.
Как это происходит – сказать не могу. Чудо – это не феномен, то есть не нечто необъяснимое с научной точки зрения. Чудо — то, что оказывает воздействие на душу, а естественным путем или сверхъестественным, не так важно. Если все проходит без каких-то последствий для человеческих душ, остается только пожать плечами и констатировать: «Ну, вот был случай».
Для человека, который участвует в таинствах Церкви, чудеса обычны. Если мы верим в чудо, что хлеб и вино превращаются в Плоть и Кровь Бога, верим, что через Причастие сами приобщаемся к Вечной Жизни, – это гораздо больше, чем исцеление какой-нибудь физической немощи.
— Ответственность есть, что написали чудотворную икону?
— Стыдно, что сам икону написал, а выпить иногда в хорошей компании не прочь, — со смехом отвечает художник. — А если серьезно – да, ответственность увеличивается, но не из-за конкретной иконы, а из-за возраста, осознания того, что с каждым годом времени остается меньше.
Как-то, когда еще жив был мой духовник, я раздумывал, согласиться мне или не согласиться на один заказ, выполняя который я бы делал не совсем то, что мне хотелось. На что отец Анатолий мне сказал: «Тебе сколько лет-то? (а мне было за 40). Зачем тратить время на то, что тебе не хочется делать?» Для меня ответственность больше вот в этом: стараться не делать то, что не по совести…
Любимое
— Любимые иконы, образы, которые предпочитаете писать, у Вас есть?
— Мне нравится иконография иконы Корсунской Божией Матери, и так сложилось, что я несколько раз писал ее. Очень много раз писал Нерукотворный Образ. Но это протоикона, поэтому имеет смысл вновь и вновь возвращаться к ней — чтобы увидеть самого себя, куда ты пришел или не пришел. Постоянно пишу святителя Николая. Он всегда узнаваем и его интересно писать.
Не очень люблю изображать святых, не имея хорошего образца, если есть только абстрактный лик, непонятно, как святой выглядел и мало информации, мало сведений… Получается, что создаешь условное изображение. Гораздо интереснее писать святого, память о котором сохранилась и бережно передается, или есть фотографии.
Я не раз писал по фотографиям святого Иоанна Кронштадтского, новомучеников. Для меня важно передать индивидуальные черты святых, освященные Божественным светом.
— Что интереснее — монументальная церковная живопись или иконопись?
— Я люблю делать все, и особенно то, что не умею. Часто берусь за то, что никогда не пробовал, – из такого спортивного интереса. Это дает мне силы, вдохновение.
Хотя я могу смиренно и бесконечно повторять и повторять привычную работу, как музыкант, бесконечное число раз играющий произведения Баха или Моцарта. Это здорово.
А бывает, надо сделать что-то новое, например, расписать стену. Хотя сейчас это и физически уже тяжело и требует воли: надо себя понуждать, рано вставать, много работать. Нужна дисциплина и взаимодействие с людьми. Руководить росписью, расписывать в команде — отдельная тяжелая профессия. Потому сейчас я расписываю один — храм Казанской Божией Матери в подмосковной деревне Пучково.
Есть много вещей, которые я люблю делать: резать по дереву, по камню…
Очень люблю эллинское и египетское искусство. И не будь я иконописец, затеял бы какую-нибудь веселую роспись…
— Чем процесс написания иконы отличается от процесса написания картины?
— Процесс иконописи регламентирован. Через каждое действие, через повторение каких-то формул, символов человек приобщается к тому, что он делает. В идеале работа иконописца должна быть осмысленным служением, причем смыслом наполняется каждый шаг, начиная с выбора материала.
У меня есть опыт, когда я из бревна вырубал доску, готовил и писал икону. Все имеет значение, в том числе и приготовление краски: собирание материалов, растирание. Просто купить краску в банке – другое. Упускаешь в этом случае очень много полезного для души. Много важного содержится в самом технологическом процессе.
У отца Павла Флоренского описано символическое значения каждого результата работы иконописца. Материальное делание с духовным очень связаны. В реальности все, о чем я говорю, получается осуществлять лишь частично.
Два художника в доме
— Два художника в семье: с супругой критикуете друг друга, советуетесь?
— Мне требуется поддержка, и я советуюсь со всеми: с детьми, с женой, со знакомыми, как понимающими, так и не понимающими. Ведь я работаю для людей, и мне необходим такой универсальный взгляд. И по природе я конформист, способен к компромиссу.
А жена, она – творит, ей замечания лучше не делать. Да и нет смысла: она самовыражается, какие тут могут быть замечания?
Так что творческих споров у нас не возникает: я пишу свое, жена – свое. Ну, еще я ношу ей этюдник, готовлю дощечки (она любит на дощечках писать). И делаю все рамы для ее картин.
— День начинается с мастерской?
— Утром я обычно на объекте, затем еду в мастерскую, где мы как раз работаем с женой.
Вечером обычно смотрим вместе кино. Так происходит последние лет пять. Раньше ни телевизора не было, ни видео. Потом у всех детей появились компьютеры, и мы решили себе купить dvd. А выросли дети без телевизора. Но не потому, что им категорически запрещалось! Они могли сходить к соседям, посмотреть что-то по своему выбору. Мы и сами ходили к соседям иногда смотреть телевизор. Просто иметь его дома невозможно: насилие над личностью, поскольку он буквально «затягивает», причем всякой ерундой.
— Дети – не художники?
— Старшая дочка закончила истфак МГУ, вышла замуж за скульптора, который занимается резьбой иконостасов, и помогает ему. Она может и золотить, и рисовать. Но у нее трое маленьких детей…
Другая дочка по образованию — дизайнер одежды. Тоже умеет золотить. Вот сейчас мне золотит для храма – подрабатывает.
Сын Ваня может все – лепить, рисовать, но он лепит котлеты. Он – повар. Жена как-то попросила: «Вань, свари борщ, ты же повар». На что последовал ответ: «Нет, не буду. Повар – это не то, что вы думаете!»
Младший сын тоже подрабатывает у меня в мастерской, но он компьютерщик и видит себя в этом.
Я считаю, что мы много чего неправильного допустили в их воспитании. Но то, что они сами себе выбрали путь и сами идут по нему, – это нормально.
— Дети выросли и не перестали ходить в храм?
— Они ходят в храм, но для них это не то, что для нас. То, что не куплено дорогой ценой, обычно не ценится. А они с самого детства в церковной жизни, для них все естественно, спокойно, просто, без откровений. Думаю, что у каждого еще впереди настоящее открытие Бога.
— Как успевали уделять время и работе, и детям, когда они были маленькие?
В этот момент в дверях появляется сын Иван.
— Вань, ответь, как мы вас воспитывали? —
— У меня встречный вопрос – семья не мешала творчеству? — спрашивает Иван.
— Мешала, — смеясь, говорит Александр Михайлович. — Все время…
— Нас же четверо, — продолжает Иван. – Можно сказать, что родители жили отдельно от нас — в мастерской, возвращаясь лишь ночевать. А дети дома. Ты меня один раз в школу привел – в первом классе.
— Сколько раз я приходил на родительское собрание, — вспоминает художник, — и не мог класс найти. И решил больше не ходить. Ваня сам решает все свои проблемы с детства. Вот сейчас за несколько дней ему нужно оплатить обучение в институте.
— Как насчет большой семьи и проблемы с самореализацией: часто приходилось делать что-то для заработка?
— У меня кризис среднего возраста, который продолжается вот уже 10 лет. Я очень хочу завязать с этими заказными работами и сделать что-нибудь для себя. То, что мне хочется. Но пока получается только эпизодически. Дети не совсем независимы. Только с этого года они перестали просто так получать деньги.
Так что никогда не было свободы делать то, что хочешь. Мне есть, куда рваться, о чем мечтать.
— Возникают ситуации, когда кажется, что все идет не так, как надо, опускаются руки, состояние близкое к депрессивному?
— Не было лет с 16. Да и тогда – только после активных дружеских посиделок.
На самом деле я счастливый человек, у меня чудесная жена, без которой себя не мыслю. Мы с ней – одно целое. Бывает, конечно, можем поругаться. Она у меня казачка, выросшая на Кавказе, с соответствующим темпераментом. Какая уж тут депрессия!
Оксана Головко
Фото: Юлии Маковейчук
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР Ежедневное интернет-СМИ
О Человеке: Олеся Николаева о Александре Соколове
Александр Михайлович СОКОЛОВ (1959–2015) – иконописец: Видео | Интервью | О Человеке | Фотогалерея.
УШЕЛ ОТ НАС БРАТ НАШ
О своем друге – иконописце Александре Соколове, который после тяжелой болезни отошел ко Господу 27 февраля 2015, вспоминает русская поэтесса, прозаик, эссеист, профессор Литературного института им. Горького Олеся Николаева.
Ночью умер наш друг – великолепный иконописец Саша Соколов. Светлый, чистый, ясный человек, раб Божий, праведник.
Мы дружили, начиная с юности, с новооткрывшегося и восстанавливаемого Даниловского монастыря, почти тридцать лет.
Сашина чистота, беззлобие, отзывчивость, радость, всегда осенявшая его детское лицо, до последнего дня остававшееся таковым, создавали вокруг него особую атмосферу, попадая в которую мы ощущали это почти физически.
Я не могу поверить, что он умер! Но, может быть, и не надо, – может быть, любовь помогает понять слова Христа: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых».
Саша был настоящий христианин, бессеребренник, художник, благодарно прозревавший Божью красоту в мире и являвший ее в своих иконах. Очень простой и добрый в своем общении с людьми, неприхотливый в еде и одежде, он был человеком с безупречным эстетическим вкусом, не позволявшим приблизиться к нему никакой пошлости и показухе, а его глубинное чувство Церкви сразу отторгало малейшие признаки фарисейства.
Он создал вокруг себя целый мир: у него была прекрасная жена – замечательная художница Мария Вишняк – яркая, эффектная, ладная, всегда праздничная, неизменно нарядная, вдохновенная и вдохновляющая: нестареющая дева-воительница и победительница!
Они прожили вместе больше тридцати лет, родили четверых прекрасных детей, продолжили свой род в очаровательных внуках… Знали бедность, тесноту, поденную заботу, но и радостный, благословенный труд, и успех, и славу, и паломничества, и путешествия, и любовь друзей, а главное – благодарно чувствовали помощь, милость и благословение Божье, отблеск которого лежал на их лицах.
Последние годы мы часто встречались – объехали вместе на машине всю южную Сицилию, беднейшую, заброшенную и не заполоненную туристами. Потом наши друзья часто заглядывали к нам на огонек – Машенька писала большой портрет отца Владимира под кустом жасмина – ее подрамник до сих пор стоит у меня в кабинете.
Предпоследний раз мы встретились с нашими художниками на ВСХ, где проходило открытие выставки Сашиных икон и Машиных живописных картин. Было много народа, мы пили шампанское, должно быть, громко и радостно разговаривали, и к нам из соседнего зала, где выставлялись картонные плакаты актуального искусства, пришел строгий человек в шарфике, завязанном модным узлом, который, бросив взгляд на иконы и живопись, обозвал нас почему-то «красно-коричневыми» и потребовал, чтобы мы перекрыли ход из его зала в наш, чтобы «наши люди» не смели проходить через его территорию.
Мы шутили, смеялись, Саша предложим нам всем вместе поехать, как ни странно, в Башкирию, где у него дружественные священники: выступить там с лекциями и чтением стихов… Так и договорились: «Саша, с тобой хоть куда, – хоть в Башкирию, хоть на Сицилию…».
И потом, в феврале, Маша позвонила и сказала, что Саша, наш цветущий, наш вечно юный Саша, тяжело заболел, был перевезен из Кипра, где он расписывал храм, в Москву и теперь лежит у себя в мастерской. Отец Владимир поехал его соборовать, я, конечно же с ним…
…Саша жил как христианин, и умер как христианин. Он нащупал в своей земной жизни нить Промысла Божьего и пошел за ним. Раскрыл свою душу Христу, и Христос наполнил ее веяньем Своего Духа. Созрел для будущей жизни, как созревал добрый плод, и Господь забрал его Себе.
Ушел от нас брат наш, прекрасный человек, кроткий и смиренный сердцем!
В воскресенье произойдет его отпевание и прощание с ним в этой, земной жизни. Но ведь, надеюсь, не навеки!
Вечная тебе память, дорогой раб Божий Александр! Царствие Небесное!
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР Ежедневное интернет-СМИ
LiveInternetLiveInternet
- Художественная галерея (4494)
- Reading and Art/ book (543)
- Детские образы в живописи (370)
- Поэзия (2263)
- Русские поэты/Советские поэты (400)
- Антология восьмистиший (101)
- Владимир Владимирович Маяковский (88)
- Переводы (78)
- Антология восьмистиший/Дополнения (75)
- Антология одного стихотворения (66)
- Франческо Петрарка (49)
- Библейские мотивы в русской поэзии (29)
- Антология поэзии русского зарубежья 1920–1990 (19)
- Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ любовная лирика (18)
- Поэты «Золотого века» (14)
- А. Ахматова. Стихи о любви (11)
- Николай Алексеевич НЕКРАСОВ Стихи о любви (6)
- МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (47)
- Поэты и поэзия серебряного века (281)
- Актеры читают классику/ поэзию (312)
- Сущность дня (1943)
- Писатели — поэты — жизнь и судьба (992)
- А.П. Чехов (123)
- ВЛАДИМИР ГИЛЯРОВСКИЙ – ДАЛЬНИЙ РОДСТВЕННИК ЭРАСТА (6)
- Лев Толстой (685)
- Лев Толстой Об истине, жизни и поведении (377)
- Мысли мудрых людей на каждый день (84)
- Толстой Лев Николаевич Дневники (41)
- Жемчужины мудрости. Фраза на каждый день (684)
- Этот день в истории. (585)
- для детей и взрослых (521)
- Многослов-1: (193)
- Книга занимательных историй » (58)
- Пушкинские проповеди Симон Соловейчик (56)
- Письма о добром и прекрасном (30)
- Музыка: (463)
- Путеводитель по зарубежной популярной музыке (34)
- Великие композиторы / исполнители (307)
- Дневники/Воспоминания (416)
- 100 лет Октябрьской революции (91)
- Встречи с А.А. Ахматовой (39)
- Photos/Фотоподборка (385)
- Актеры — жизнь и судьба (267)
- Ольга Книппер-Чехова “ЧЕХОВ МЕЧТАЛ О ЖЕНЩИНЕ-ЛУН (7)
- Мудрые мысли (261)
- Психология//философия (244)
- Сунь-Цзы. Искусство побеждать (13)
- выдающиеся женщины (200)
- Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин (21)
- English (176)
- «Крупицы Истины» (175)
- Чтения и размышления у книжного шк (155)
- Анекдоты о литераторах (30)
- Галантные дамы былых времен (28)
- Исторические анекдоты (19)
- Черубина де Габриак: другая сторона медали (5)
- СССР в зарисовках и анекдотах (5)
- Анекдоты о Вольтере, (4)
- Николай Степанович Гумилёв: свидетельства и воспо (2)
- Молодой Борис Пастернак и его окружение (2)
- Библия (Синодальный перевод). (148)
- Псалмы Давида (83)
- Книга Притчей Соломоновых (31)
- Псалмы-Псалтирь в переводах (переложениях) стихами (21)
- Книга Екклеcиаста, или Проповедника (12)
- Русская семерка (131)
- Факты из жизни (123)
- История одной песни/ романса (117)
- Современные художники (109)
- Письма в облака незнакомому любимому человеку (95)
- Скульптура (85)
- «Наполним музыкой сердца » Окуджава (73)
- Правила Жизни (73)
- Филип Стенхоп Честерфилд. Письма к сыну (69)
- ЖЕМЧУЖИНЫ АНГЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ (66)
- Композиторы — жизнь и судьба (58)
- Ироническая и юмористическая поэзия (52)
- БОРИС ЗАХОДЕР — ЗАХОДЕРЗОСТИ (21)
- коллекция русских икон арт-галереи Дежа Вю (50)
- «Владимир, или Прерванный Полет» (Марина Влади) (49)
- Тютчев Федор Иванович (43)
- Уинстон Черчилль: факты и анекдоты из жизни полити (34)
- Музы художников (29)
- Поэзия Востока (22)
- Александр Блок Стихи о прекрасной даме (15)
- Эрнест Миллер Хемингуэй (14)
- «Кредо человека», Эрнест Хемингуэй (6)
- Классики фотографии (12)
- СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ ИВАНА КОЗЛОВСКОГО (6)
- ДВЕ ЖЕНЫ И ДВЕ ПОЛОВИНКИ ЛЕОНИДА УТЕСОВА (6)
- Анри Барбюс. Нежность (6)
- А. К. Толстой. Стихи о любви (5)
- И. Анненский. Стихи о любви (4)
- СЕРГЕЙ ЛЕМЕШЕВ: ОБРЕЧЕННЫЙ НА ЛЮБОВЬ (4)
- Культура, искусство, история (3400)
- Статьи / Документ (1035)
- Foto History/ Retro foto (260)
- Легендарные актеры и режиссеры театра и кино (186)
- «100 фактов о культурном достоянии России» (104)
- Факт дня (76)
- история США (64)
- Всемирная история с Андреем Сидорчиком (58)
- Наше старое кино (38)
- Топ-5 (31)
- Факультатив по истории (28)
- Гравюра (13)
- Говорит и показывает: (8)
- metalwork / Ceramic (5)
- Мир вокруг нас (966)
- video (532)
- Александр Сергеевич Пушкин (296)
- Друзья и современники А.С.Пушкина (21)
- Роман в письмах (7)
- А. С. Пушкин. Стихи о любви (4)
- Андрэ Моруа. Письма незнакомке (54)
- Афоризмы, цитаты, пословицы (1861)
- Великие мысли и афоризмы великих людей (167)
- Законы жизни (90)
- Семь смертных грехов и семь добродетелей (72)
- Мудрецы Поднебесной империи (70)
- Прокачай мозг методом британских ученых (62)
- Марк Твен. Афоризмы и шутки (48)
- Универсальный цитатник политика и журналиста (44)
- ОТЦЫ И ДЕТИ (33)
- Формула успеха (19)
- Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин (18)
- Генрих Гейне. Мысли и афоризмы (13)
- барды /авторская песня (29)
- биография (941)
- Великие мыслители / (423)
- 10 000 АФОРИЗМОВ ВЕЛИКИХ МУДРЕЦОВ (207)
- Николо Макиавелли. (14)
- Изречения из басен, поэм, трактатов Древней Индии (10)
- Книга Сёрена Кьеркьегора “Евангелие страданий” (7)
- живопись (9610)
- Женский образ в живописи (2415)
- natural world (1022)
- рассказы о шедеврах живописи (412)
- Библия и живопись/ Религиозная живопись (404)
- Мужской портрет (283)
- «Домашние питомцы на картинах художников" (252)
- «Шедевры итальянской живописи» (91)
- Русская историческая живопись/Произведение искус (89)
- Interior (66)
- История графики/ графикa (52)
- Автопортрет (44)
- Советская реалистическая живопись (38)
- Из истории реализма в русской живописи 18-19 веков (24)
- Городской пейзаж (17)
- Мастера натюрморта (2)
- жанровая живопись (3280)
- Натюрморт/ цветочный натюрморт (874)
- Одна картина (4011)
- Портрет (1834)
- Живопись и поэзия (475)
- Поэтический мир прерафаэлитов (41)
- Афоризмы Британии. (20)
- Великие истории любви (299)
- итальянский ренессанс (20)
- Классическая музыка (165)
- опера/ балет/Шедевры искусства (27)
- литература (2444)
- Я читаю /Читалка (150)
- Словарь афоризмов русских писателей (126)
- Лауреаты Нобелевской премии по литературе (35)
- Актуальный Карамзин. (34)
- Юрий Безелянский (26)
- Кривин Феликс Дистрофики (23)
- Антология Сатиры и Юмора России ХХ века (23)
- Феликс Кривин Полусказки (22)
- литературный_пир (22)
- История одного произведения (21)
- Феликс Кривин Всемирная история в анекдотах (17)
- Адресаты произведений русских поэтов и писателей (14)
- ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ›: (5)
- Кривин Феликс Давидович Избранное (4)
- Императорская библиотека (3)
- Литературная страница (2554)
- Строки, рожденные в этот день. (411)
- актуальная классика//»отрывок из книги» (130)
- Последнее стихотворение (XVIII-XX вв. русской поэ (95)
- Чудное мгновенье Любовная лирика русских поэтов (78)
- Поэзия войны../ Песни о войне (74)
- театр прозы. поэзии — видео — mp3 (67)
- Автографы (42)
- БлОговещенск (38)
- Вероника Михайловна Тушнова (17)
- С. Есенин. Стихи о любви (13)
- личности в истории (451)
- ЛЮБОВЬ в письмах выдающихся людей (167)
- Марина Цветаева (44)
- Музеи (636)
- Государственный Эрмитаж (95)
- Лондонская Национальная Галерея (49)
- Картины из коллекции Лувра (42)
- Государственная Третьяковская галерея (36)
- Шедевры Эрмитажа. Старые мастера (34)
- Private collection (32)
- музей д’Орсе (28)
- Museo del Prado, Madrid (17)
- Метрополитен-музей (17)
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. (15)
- Tate (12)
- шедевры мировой живописи в вашем доме /Лувр (10)
- Музей «Грюнес Гевёльбе» — «Зелёные Своды» (7)
- Венский Музей истории искусства (6)
- Британская Национальная галерея (2)
- Музы знаменитых писателей (38)
- музыка и живопись (42)
- музыкальная страница (688)
- ОСКАР УАЙЛЬД (39)
- Памятные даты (1827)
- «сегодня родились» (1081)
- Притчи, байки (38)
- проза (64)
- рассказы о музыке и музыкантах (137)
- рассказы о художниках и картинах (654)
- Картины Яна Вермеера (31)
- Эль Греко (12)
- театр , кино -актеры-актрисы — жизнь и судьба (54)
- Стихи в прозе (10)
- Человек без границ (79)
- Тургенев Иван Сергеевич (70)
- Художник (3493)
- Renoir, Pierre-Auguste (176)
- Илья Репин (127)
- Рембрандт Харменс ван Рейн (96)
- Vincent van Gogh (80)
- Жизнь Тулуз-Лотрека (49)
- Валентин Серов (47)
- Эдгар Дега Hilaire-Germain-Edgar De Gas (44)
- Константин Коровин (37)
- Рубенс, Питер Пауль (23)
- Василий Поленов (23)
- Рафаэль Санти (18)
- воспоминания Михаила Нестерова (15)
- Художник-музыканты-литераторы- актеры (119)
- Цитаты из книги (399)
- Энциклопедический словарь крылатых слов и выражени (947)
- Юмор и сатира (543)
- К вам мой попугай не залетал? (18)
Добавить комментарий