Алексий 1 патриарх московский
Содержание
- АЛЕКСИЙ (СИМАНСКИЙ)
- Награды
- Труды
- Литература
- Использованные материалы
- Патриарх Алексий I
- Происхождение, образование, военная служба
- Монашество и преподавательская деятельность
- Архиерей
- Легализация Патриархии
- Патриарший Местоблюститель и Патриарх
- Кончина и погребение
- Награды
- Оценки современников
- Увековечение памяти
- Примечания
- Ссылки
- ВнешностьПравить
- ЛичностьПравить
- ИсторияПравить
- СпособностиПравить
- НавигацияПравить
- Алексий (Симанский)
- образование
- иерархия
- церковные должности
- события
- изображения
- патологическая речь
- сочинения
АЛЕКСИЙ (СИМАНСКИЙ)
Патриарх Московский и всея Руси Алексий I
Алексий I (Симанский) (1877 — 1970), патриарх Московский и всея Руси
В миру Сергей Владимирович Симанский, родился 27 октября 1877 года в Москве, в доме на Мясницкой улице, в св. крещении он получил имя Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. По своему происхождению принадлежал к древнему дворянскому роду Симанских. Родовое имение на берегу реки Великой, в городе Остров. В своем имении Симанские построили церковь Спаса Нерукотворного Образа. В семье строго придерживались православных традиций, отец строго следил за исполнением домашнего молитвенного правила, посещением праздничных богослужений в храме.
Бабушка с материнской стороны, игумения Леонида, духовная дочь Оптинского старца Амвросия, настоятельствовала в Московском Новодевичьем монастыре. Брат деда, Павел Владимирович, некогда блестящий морской офицер, принял на склоне лет священный сан и служил в родовом псковском имении Симанских. В 1896 году о. Павел и Владимир Андреевич, отец Святейшего, решили в своем имении учредить женский монастырь. Для чего пожертвовали часть земли, храм Спаса Нерукотворного Образа, постройки, а также капитал в несколько десятков тысяч рублей. Освящение обители, которое возглавил епископ Псковский Антонин (Державин), состоялось 17 августа 1897 года. В торжестве участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский, многочисленное псковское духовенство, а также будущий патриарх Алексий I.
В 1888 году поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, затем перешел в Московский Николаевский лицей, который окончил с серебряной медалью. В 1896 году поступил на юридический факультет Московского Университета, который окончил за три года. Некоторое время находился на службе в гренадерском Самогитцском полку. 1 октября 1899 (осень 1900?) поступил в Московскую духовную академию, где епископом Арсением (Стадницким), 9 февраля 1902 года пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона.
В 1903 году рукоположен во иеромонаха.
В 1904 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и 16 августа назначен инспектором Псковской духовной семинарии.
С 16 сентября 1906 года назначен ректором Тульской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Через 5 лет, в день прощания с ректором, 17 октября 1911 года, инспектор Тульской семинарии Петр Иванович Павлушков в своей речи сказал:
«Труд Ваш на новом месте Вашего служения для Вас должен быть легким. Да и не нов для Вас этот труд. 5 лет несли Вы его среди нас, для здешнего Тульского края, в условиях по началу не совсем обычных, изобиловавших неожиданностями, подчас и немалыми трудностями. В управление Тульской семинарией Вы вступили в ту пору, когда Духовная наша школа повсюду начинала только оправляться от пронесшейся над ней бури, многое в ней возмутившей. Потревожившей, сдвинувшей с места. Школу приходилось в те дни собирать почти сызнова. И для этого нужен был труд решительного и вместе осторожного, уверенного в себе, но и готового верить другим, твердо, но и мирно настроенного руководителя. Таким и был здесь Ваш труд за все эти годы. Не заносчивым, властным и жестоким распорядителем вошли Вы в обширную и сложную область врученного Вам педагогического дела. С полным и открытым доверием отнеслись вы тогда к новым Вашим сотрудникам, с истинным доброжелательством к новым Вашим питомцам. С первых дней совместной с Вами службы все мы почувствовали себя вполне свободными членами нашей служилой семьи, каждый из нас мог вносить в общее дело свою долю разумения и строительства. Так понемногу накапливалась соединенными силами внутренняя жизнь растревоженной школы, и при счастливо объединявшейся Вами и потому дружной работе здесь не могло быть места грубым промахам, непоправимым ошибкам. Ваше простое, сердечное, чуждое и тени суровости обращение с учащейся у нас молодежью уже нашло себе оценку и отклик…»
22 декабря 1911 года назначен ректором Новгородской духовной семинарии и настоятелем Антониева монастыря в Новгороде.
Алексий (Симанский), еп. Тихвинский. 1913 г. (ЦАК МДА)
28 апреля 1913 года хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. Хиротония совершена в Новгороде патриархом Григорием IV в сослужении пяти русских архиереев: архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого), епископа Никона (Рождественского), епископа Псковского и Порховского Евсевия (Гроздова), епископа Кирилловского Иоанникия (Дьячкова) и епископа Гдовского Вениамина (Казанского).
С 1921 года — епископ Ямбургский, викарий Петроградской епархии с пребыванием в Александро-Невской Лавре.
В 1926 году возведен в сан архиепископа Хутынского и назначен управляющим Новгородской епархией.
С июля 1927 года — постоянный член Временного Патриаршего Священного Синода.
18 мая 1932 года возведен в сан митрополита Старорусского с предоставлением ему права ношения белого клобука и креста на митре.
С 11 августа 1933 года — митрополит Новгородский.
С 5 октября 1933 — митрополит Ленинградский.
В 1938 году награжден правом ношения двух панагий.
4 июля 1943 года награжден предношением креста за богослужением.
С 1943 года — митрополит Ленинградский и Новгородский.
С сентября 1943 года — постоянный член Св. Синода.
Весь период блокады безотлучно находился в Ленинграде.
8 сентября 1943 года он был участником Собора Русской Православной Церкви.
15 мая 1944 года после кончины Патриарха Сергия, в силу своего старшинства среди прочих епископов Русской Церкви и согласно завещательному распоряжению почившего стал местоблюстителем Московского патриаршего престола. 21-23 ноября того года председательствовал на Архиерейском Соборе, подготовившем Поместный Собор Русской Православной Церкви.
2 февраля 1945 года Поместный Собор в Москве единоногласно избрал митрополита Алексия патриархом Московским и всея Руси. 4 февраля того же года состоялась его интронизация в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе.
Алексий (Симанский), митр. Ленинградский. Кон. 30-х гг. ХХ в.
В период своего патриаршего служения совершил ряд знаменательных поездок, в которых проявилась его забота о Русской Церкви, направленная с одной стороны, к тесному взаимообщению с автокефальными Церквами, а с другой стороны, к ее внутреннему процветанию.
В июне 1945 года Первосвятитель совершил поездку на Восток: он побывал в Иерусалиме, Александрии, Каире, Бейруте, Дамаске и Лидде.
С 1 по 14 октября 1945 года находился в поездке по Грузии.
В 1946 году с 20 мая по 3 июня совершил поездку в Болгарию.
В 1947 году с 1 по 15 июня пребывал в Румынии.
В мае 1948 года совершил поездку по Украине: посетил Харьков, Полтаву, Киев и Чернигов.
24 февраля 1949 года присуждено звание доктора богословия.
В сентябре 1956 года посетил Кишинев.
В 1957 году в начале сентября побывал в Болгарии, а в октябре с 11 по 31 — в Югославии.
В ноябре и декабре 1960 года совершил паломничество в страны Ближнего и Среднего Востока: посетил Александрию, Каир, Дамаск, Ливан и Иерусалим.
28 апреля (ст./ст.) 1963 года Русская Церковь отметила славный юбилей патриарха Алексия — 50-летие его служения в епископском сане.
В сентябре 1964 года патриарх предпринял путешествие в Афины, Женеву и Лондон.
Скончался 17 апреля 1970 года. Погребен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.
Награды
- орден св. ап. Марка и высшие ордена Ливанской и Сирийской республик
- медаль «За оборону Ленинграда»
- Румынский орден (1947)
- Советские ордена «Трудового Красного Знамени» (1946, 8 ноября 1952, 8 ноября 1962, 1967 )
- почётный член Ленинградской духовной академии (19 июня 1952)
Патриарх Алексий I (Симанский)
Труды
- «Комбатанты и некомбатанты во время войны» (1899 г.) (Кандидатская диссертация в Юридич. факультете).
- «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета». (Кандидатское сочинение 1903 года); Митрополит Филарет о господствующих в современном нравственно-правовом сознании понятиях. Москва, 1905. Оттиск из журнала «Вера и Церковь». 1905.
- Из отзыва о кандидатском сочинении И.А. профессора Московской Духовной Академии А. Введенского:
- «О сочинении нужно отозваться с большой похвалой. В нем повсюду обнаруживается зрелость мысли вполне способная подниматься до высоты вопросов, волнующих современное общество и разбираться в них с христианско-православной точки зрения … Достоинства изложения, повсюду соответствующего важности предмета — следует отметить лежащую на сочинении печать художественной меры и изящества как в плане, так и в стиле, и даже в эпиграфах, всегда очень уместных и выразительных»… // «Богословский Вестник». 1905, янв., Журнал Совета Академии от 19 апреля 1904 г., с. 74-75.
- Слова и речи Святейшего Патриарха, в бытность его ректором Тульской и Новгородской дух. семинарий:
- А) Слово ректора Новгородской дух. семинарии архимандрита Алексия, сказанное при последнем служении в Храме Тульской дух. семинарии, 16 октября 1911 г. // «Тульские ЕВ». 1911.
- Б) Слово ректора Новгородской дух. семинарии архимандрита Алексия при первом священнослужении в Антониевом монастыре в день празднования Казанской иконы Божией Матери 22 октября 1911 года. // «Новгородские ЕВ». 1911. № 43.
- В) Речь архимандрита Алексия при наречении его во епископа Тихвинского. // «Новгородские ЕВ». 1913. № 18.
- Житие преподобного и Богоносного отца нашего Антония Римлянина. Новгород, 1912.
- Богословские труды Святейшего Патриарха Алексия по вопросам вероучения, проповедничества, церковно-общественным вопросам и публицистике в хронологической последовательности помещены в «Журнале Московской Патриархии», начиная с 1944 года, а также представлены в печати отдельными изданиями в 4-х томах.
- Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи (1941-1948). Т. 1. Москва, 1948.
- Слова, речи, послания, обращения, статьи. (1948-1954). Т. 2. Москва, 1954.
- Слова, речи, послания, обращения (1954-1957). Т. 3. Москва, 1957.
- Слова, речи, послания, обращения. т. IV (1957-1963 гг.). М., 1964.
- Слова, речи, послания, обращения (1957-1963 гг.). т. IV «ЖМП» 1964, № 7.
- Слово на День Святой Пасхи. «Тульск. Епарх. Вед.» 1909, № 12, с. 183.
- Речь при наречении его во епископа. «Приб. к «Церк. Вед.» 1913, № 18-19, с. 791. См. также «ЖМП» 1957, № 11, с. 36-38.
- «Речь на филаретовском вечере в Московской Духовной Академии». «ЖМП» 1964, № 2.
- «Речь на приеме участников сессии Исполкома Всемирного Совета Церквей в Троице-Сергиевой Лавре». «ЖМП» 1964, № 4.
- «Речь при вручении жезла епископу Антонию (Мельникову)». «ЖМП» 1964, № 7.
- «Послание Московским духовным школам ко дню их 20-летия». «ЖМП» 1964, № 8.
- «Послание пастве Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви». «ЖМП» 1964, № 11.
- «Речь при приеме у короля Греции Константина». «ЖМП» 1964, № 11.
- «Речь на приеме у генерального секретаря ВСЦ». «ЖМП» 1964, № 11.
- «Речь на официальном обеде в главной квартире ВСЦ». «ЖМП» 1964, № 11.
- «Речь на торжественном богослужении в Вестминстерском аббатстве». «ЖМП» 1964, № 11.
- «Речь на приеме у Архиепископа Кентерберрийского Михаила Рамсея». «ЖМП» 1964, № 11.
- «Речь на юбилейном акте МДА». «ЖМП» 1964, № 12.
- «Рождественское послание». «ЖМП» 1965, № 1 и 12.
- «Рождественское приветствие Предстоятелям Поместных Православных Церквей». «ЖМП» 1965, № 1.
- «Речь при вручении жезла епископу Саратовскому и Волгоградскому Пимену». «ЖМП» 1965, № 2.
- «Речь на торжественном собрании, посвященном 20-летию Патриаршества». «ЖМП» 1965, № 3.
- «Заявление в связи с вооруженной интервенцией США против Демократической Республики Вьетнам». «ЖМП» 1965, № 3.
- «Заявление в связи с намерением правительства ФРГ прекратить преследование нацистских преступников». «ЖМП» 1965, № 4.
- «Пасхальное приветствие Председателя Православных Автокефальных Церквей». «ЖМП» 1965, № 5.
- «Пасхальное послание». «ЖМП» 1965, № 4.
- «Пасхальное приветствие Главам Христианских Церквей». «ЖМП» 1965, № 5.
- «Послание архипастырям, клиру и пастве Эстонской, Литовской и Латвийской епарх. Московского Патриархата». «ЖМП» 1965, № 8.
- «Послание Главе Польской Православной Церкви». «ЖМП» 1965, № 8.
- «Обращение к участникам сессии Совещательного Комитета продолжения работ ХМК». «ЖМП» 1965, № 11.
- «Послание Архиепископу Утрехтскому д/ру А. Ринкелю, председателю XIX Старо-католического конгресса». «ЖМП» 1965, № 11.
- «Послание Святейшему Вазгену I, Верховному Патриарху-Католикосу всех армян». «ЖМП» 1965, № 12.
- «Речь при вручении жезла епископу Львовскому и Тернопольскому Николаю». «ЖМП» 1965, № 12.
Литература
- «Церк. Вед.» 1913, № 18-19, с. 821-822.
- «ЖМП» 1932, № 7-8, с. 5, № 11-12, с. 1, 2, 1933, № 14-15, с. 4, 1943 по 1965 год.
- Митр. Николай. Статья «О патриаршем Местоблюстителе». «ЖМП» 1944, № 7, с. 31-33.
- Шаповалова А. «О поездке Патриаршего Местоблюстителя в Тулу». «ЖМП» 1944, № 12, с. 62-64.
- Шаповалова А. «Патриарх Московский и всея Руси Алексий». «ЖМП» 1945, № 2, с. 93-99 (Портрет).
- Георгиевская Е. «Торжественное патриаршее богослужение в Московской Николо-Кузнецкой церкви 7.II.1945 г. «ЖМП» 1945, № 2, с. 101-104.
- Георгиевская Е. «Тезоименитство Патриарха Алексия». «ЖМП» 1945, № 3, с. 11-14.
- «О путешествии Патриарха Алексия на Ближний Восток». «ЖМП» 1945, № 7, с. 9-10.
- «Годовщина интронизации Свят. Патр. Алексия». «ЖМП» 1946, № 2, с. 3-6.
- Н.В. «День тезоименитства Свят. Патриарха Алексия». «ЖМП» 1946, № 3, с. 8-11.
- Чепурин прот. «Рождественский прием у Свят. Патриарха Московского и всея Руси». «ЖМП» 1947, № 1, с. 6-8.
- Шилов А.В. «Патриаршее служение в Троице-Свергиевой Лавре 27.IV. 1947 года». «ЖМП» 1947, № 5, с. 10-13.
- Миноранский М. Прот. «На отдыхе в Сочи (5.IX-2.X.1947 г.)». «ЖМП» 1948, № 1, с. 58-60.
- «День Ангела Святейшего Патриарха Алексия». «ЖМП» 1948, № 3, с. 8-13.
- Теплов Вас. «К 35-летию служения в архиерейском сане Свят. Патр. Алексия» 28.IV.1913 — 28.IV.1948 г. «ЖМП» 1948, № 5, с. 10-16.
- Никонов В. «Свят. Патриарх Московский и всея Руси Алексий» (к 50-летию служения в свящ. сане). «ЖМП» 1952, № 3, с. 5.
- «Первосвятитель Русской Церкви» (к 80-летию со дня рождения Свят. Патриарха Алексия). «ЖМП» 1957, № 11, с. 25.
- «К 150-летию Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия». «ЖМП» 1960, № 2, с. 28.
- Филарет (Денисенко) архимандрит. «Паломничество Патриарха Московского и всея Руси Алексия к святыням Востока». «ЖМП» 1961, № 3, с. 10-64.
- Добрынин М. доцент «Во имя единения и мира (Братские встречи Святейшего Патриарха Алексия с восточными христианами». «ЖМП» 1961, № 4, с. 8-29.
- Иванов Н. «Празднование 85-летия Свят. Патр. Алексия». «ЖМП» 1963, № 1, с. 5-18.
- Ружицкий К.И. проф.-прот. «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (доклад на торжественном собрании МДА, посвященном 85-летию Святейшего Патриарха Алексия»). «ЖМП» 1963, № 1, с. 62-72.
- «Материалы о юбилейных торжествах 50-летия епископского служения Святейшего Патриарха Алексия». «ЖМП» 1963, юбилейный номер.
- Остапов А. прот. «День архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Алексия». «ЖМП» 1963, № 4, с. 68-78.
- Добрынин М. «50-летие епископского служения Святейшего Патриарха Алексия». «ЖМП» 1963, № 5, с. 52-74, № 6, с. 60-73, № 7, с. 55-74.
- «Празднование 50-летия архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия в зарубежных приходах — в Дамаске и Белграде». «ЖМП» 1963, № 8, с. 11.
- Иванов Н. «К празднованию 50-летия епископского служения Святейшего Патриарха Алексия. О пребывании гостей от Римско-католической Церкви». «ЖМП» 1963, № 9, с. 52.
- Остапов А. проф.-прот. «Путешествие Свят. Патр. Алексия в Афины, Женеву и Лондон (сентябрь 1964 г.)». «ЖМП» 1964, № 12, с. 9.
- Ведерников А. «Под знаком любви и мира». «ЖМП» 1964, № 12, с. 19.
- Тихон доц.-архим. «Пастырский подвиг» (к 20-летию Патриаршего служения». «ЖМП» 1965, № 2, с. 68.
- Георгиевский А. проф. «Служение миру и любви (к 20-летию патриаршей деятельности)». «ЖМП» 1965, № 2, с. 45.
- Бороздинов А., Осипов А., Просвирин А. «Праздник 20-летия Патриаршества». «ЖМП» 1965, № 3, с. 17.
- «Правда о религии в России». МП 1942, с. 53, 98-104, 256-261, 414-418.
- «Сибирск. Церк.» 1922, № 2, с. 15.
- «Русск. Паломн.» 1913, № 29, с. 459.
- «Русск. Православн. Церк. и вел. отечествен. война», с. 14-16 и т.д.
- ФМП № 7, с. 3.
- ФПС I, № 50, с. 3, II, с. 1, IV, с. 1, V, № 17.
- ФАМ I, № 10, с. 2.
- «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.», с. 76-77.
- БЭС т. II, изд. 2-е, с. 131.
- О назначении ректора Новгородской духовной семинарии архимандрита Алексия (Симанского) епископом Тихвинским. // «Прибавления к Церковным ведомостям» 1913. № 14.
- Мануил, архиепископ Куйбышевский. Каталог русских архиереев. Ч. 1. Чебоксары, 1959.
- Комаров К.М., доцент Московской Духовной академии. Библиографический материал о Святейшем Патриархе Алексии. В сборнике с исчерпывающей полнотой и тщательностью собран в хронологическом порядке богатый литературный материал о Святейшем Патриархе Алексии, как он освещен в «Журнале Московской Патриархии» с 1944 по 1963 гг., а также в церковно-общественной печати зарубежных стран: Армении, Америке, Болгарии, Венгрии, Германии, Франции, Египте, Китае, Ливане, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии.
- 9 Nojabrja 1967 goda — 90-lrtie Svjatejsego Patriarcha Moskovskogo i vseja Rusi Aleksija (A. Ostapov), in: ZMP 1967, 12, 4-9.
- 25 let Patriarsego sluzenija. Prazdnovanie Jubilejnoj daty (V. Ovsjannikov), in: ZMP 1970, 2, 4-6.
- Svjatejsij Patriarch Moskovskij i vseja Rusi Aleksij. Biograficeskij obzor dopatriarsego perioda zizni i sluzenija (A. Ostapov), in: ZMP 1970, 2, 7-16.
- Filaret (Vachromeev), Moskovskie Duchovnye Skoly pod rukovodstvom Sv. Patriarcha Aleksija, in: ZMP 1970, 2, 17-22.
- A.I. Georgievskij, Vospominanija o Sobore 1945 goda, in: ZMP 1970, 2, 23-24.
- Pitirim (Necaev) Etot den’ prinadlezit Cerkvi, in: ZMP 1970, 2, 25-29.
- 20 let Pervosvjatitel’stva Sv. Patriarcha Aleksija (I.N. Sabatin), in: ZMP 1970, 2, 29-35.
- P. Sokolovskij, Sluzenie delu mira, in: ZMP 1970, 2, 36-40.
- Koncina i pochorony Sv. Patriarcha Aleksija, in: ZMP 1970, 5, 1-3.
- D. Ostapov, Poslednaja vesna Patriarcha Aleksija, in: ZMP 1970, 6, 5-12.
- Blazennyj put’ v nadezde Voskresenija (V. Ovsjannikov), in: ZMP 1970, 6, 12-58.
- Sv. Patriatch Moskovskij i vseja Rusi Aleksij. Biograficeskaja spravka, in: ZMP 1970, 6, 59-63.
- Stimme der Orthodoxie 1963, Heft 10: Festansprache des Moskauer Patriarchen (S. 6-11); EB Nikodim (Rotov), Leben und Wirken des Hochhl. Patriarchen Aleksij, S. 12-25; Erzpr. A. Ostapov, Auf Boden des Hl. Sergius, S. 26-27; G. Troicki, Das goldene Bischofsjubilaum des Oberhirten der Russischen Kirche, S. 28-88.
- E. Chr. Suttner, Die Jubelfeier fur Patriarch Aleksij, in: Ostkirchliche Studien 13(1964)208-220.
- Lettre de S. S. le Patriarche de Moscou, Alexis, a tous les eveques de son Eglise (11.8.1965), in: Istina 11(1965/66)466-468.
- A. Ostapov, Patriarch Alexius — Ein Leben fur die Kirche, in: Std0 1967, 11, 15-33.
- The 50th Anniversary of the 1917 Revolution. Encyclical of Patriarch Alexei and the Holy Synod, in: Diakonia 3(1968)77-80.
- Sa Saintete le Patriarche Alexis +, in: Vestnik Eksarchata 70/71(1970)83-89.
- Antoine (Blum), Le Patriarche Alexis. Souvenirs personels, in: Vestnik Eksarchata 70/71(1970)89-92.
- K. Komarov, Erinnerugen an die Inthronisation des hochhl. Patriarchen Alexius, in: Std0 1970, 2, 11-17.
- A. Ostapov, Die Residenzen des hochhl. Patriarchen Alexius von Moskau und ganz Ru?land, in: Std0 1970, 2, 18-27.
- Koncina Patriarcha Aleksija, in: Posev 1970, 5, 7.
- Der Lebensweg des hochhl. Patriarchen Alexius. Nekrolog, in: Std0 1970, 6, 17-22.
- K. Komarov, Dem hochhl. Patriarchen Alexius gilt unser ewiges, dankbares Gedenken, in: Std0 1970, 6, 22-60.
- M. Pimen (Izvekov), Grabrede des Patriarchatsverwesers, in: Std0 1970, 6, 61-63.
Использованные материалы
- Страница сайта Русское Православие:
А.Л. Казем-Бек. Жизнеописание Святейшего Патриарха Алексия 1. Богословские труды № 34.Издание Московской Патриархии, 1998 г. Цит. по.: Жизнеописание сщмч. Петра Павлушкова, страница сайта Тульской епархии —
«Патриарх провел много реформ для ограничения деятельности Церкви» —
Патриарх Алексий I
Патриарх Алексий I
Патриа́рх Алекси́й I (в миру — Серге́й Влади́мирович Сима́нский, 27 октября (8 ноября) 1877 — 17 апреля 1970) — епископ Русской Православной Церкви; Патриарх Московский и всея Руси c 4 февраля 1945 года.
Занимал Московский Патриарший престол более 25 лет — дольше всех в истории Русской Церкви. Ни при жизни, ни по его смерти — до интронизации Алексия II — никогда не использовался номер при имени.
- 1 Происхождение, образование, военная служба
- 2 Монашество и преподавательская деятельность
- 3 Архиерей
- 4 Легализация Патриархии
- 5 Патриарший Местоблюститель и Патриарх
- 5.1 Местоблюститель
- 5.2 Патриаршество
- 5.2.1 При Сталине
- 5.2.2 После Сталина
- 6 Кончина и погребение
- 7 Награды
- 8 Оценки современников
- 9 Увековечение памяти
- 10 Примечания
Происхождение, образование, военная служба
Был первенцем в семье Владимира Андреевича Симанского († 1929), у которого позже появились другие дети: Анна (1878), Андрей (1882), Филарет (1885), Александр (1887). В. А. Симанский служил в канцелярии московского генерал-губернатора, затем в Воспитательном доме; в 1891 году вышел в отставку, получив звание камергера и был пожизненно прикомандирован к Канцелярии Святейшего Синода. Оба родителя надолго уехали за границу. Сестра Анна Погожева (по мужу) впоследствии стала игуменией (с именем Евфросиния) киевского Покровского монастыря.
Начальное образование получил дома. С 1888 до 1891 обучался в Лазаревском институте восточных языков, состоявшем тогда из пятиклассной гимназии и специальных классов с трёхлетним сроком обучения арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья.
В 1891 году был переведён в аристократическое учебное заведение — Московский лицей Цесаревича Николая («Катковский»), директором которого в то время был известный монархист В. А. Грингмут. Обучение в этом заведении оказало значительное влияние на мировоззрение юноши, он сблизился с московским монархическим движением, а впоследствии, в 1908 году в Туле, был избран председателем губернского отдела Союза русского народа — крупнейшей монархической организации империи.
Окончив лицей в 1896 году, поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил учёную степень кандидата прав за своё сочинение Комбатанты и некомбатанты во время войны.
В 1899—1900 годах находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.
В 1900 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»). Значительное влияние на него оказал тогдашний ректор академии епископ (затем митрополит) Арсений (Стадницкий); инспектором Академии был архимандрит Евдоким (Мещерский).
Монашество и преподавательская деятельность
9 февраля 1902 года в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество епископом Арсением; 17 марта того же года рукоположен во иеродиакона, 21 декабря 1903 года — во иеромонаха.
В 1904—1906 годах — инспектор Псковской духовной семинарии, одновременно преподавал Священное писание Нового завета (в этот период владыка Арсений был псковским архиереем). В 1906 году стал архимандритом и ректором Тульской духовной семинарии.
С 6 октября 1911 года — ректор Новгородской духовной семинарии и, одновременно, настоятель монастыря св. Антония Римлянина (владыка Арсений к тому времени стал архиепископом Новгородским и перевод архимандрита Алексия был осуществлён по его инициативе).
Русское собрание
Союз Русского народа
Союз Михаила Архангела
Всероссийский Дубровинский
Союз Русского народа
Русская монархическая
партия
Союз русских людей
Священная дружина
Александр Дубровин
Антоний Храповицкий
Владимир Грингмут
Владимир Пуришкевич
Иван Кацауров
Иоанн Восторгов
Иоанн Кронштадтский
Николай Марков
Павел Крушеван
Серафим Чичагов
Эммануил Коновницын
Вячеслав Клыков
Леонид Ивашов
Михаил Назаров
шабл.
Архиерей
28 марта 1913 года состоялось Высочайшее повеление о бытии архимандриту Алексию епископом Тихвинским, 2-м викарием Новгородской епархии (епархиальным архиереем был Архиепископ Арсений (Стадницкий)).
В наречении и хиротонии 28 апреля 1913 года принимал участие Блаженнейший Патриарх Антиохийский Григорий IV.
После Октябрьской революции, в январе 1920 года вместе с митрополитом Арсением был арестован Новгородской ЧК, однако вскоре оба архиерея были освобождены. В ноябре 1920 года предстал перед судом по обвинению в самовольном освидетельствовании мощей святых накануне их вскрытия органами власти и был приговорён к условному сроку заключения.
21 февраля 1921 года Патриархом Тихоном, по просьбе митрополита Петроградского Вениамина (Казанского), был назначен епископом Ямбургским, первым викарием Петроградской епархии. Переехав в Петроград, жил в доме при Казанском соборе, затем в Александро-Невской лавре.
Несмотря на уговоры приехавшего в Петроград в апреле 1921 года бывшего епископа Пензенского Владимира (Путяты) покинуть Петроград и занять Пензенскую кафедру, успешно воспротивился переводу.
22 мая 1922 года, после ареста митрополита Вениамина (Казанского), вступил в управление епархией. Под сильным давлением власти снял отлучение с одного из лидеров обновленчества протоиерея Александра Введенского (решение об отлучении принял митрополит Вениамин), однако отказался подчиниться обновленческому Высшему Церковному Управлению митрополита Антонина. Ввиду ультиматума последнего либо признать его власть, либо покинуть Петроград, 24 июня 1922 года сложил с себя обязанности временно управляющего епархией и вместе с другим петроградским викарием — епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем) — учредил «петроградскую автокефалию», декларировавшую лояльность властям, но не присоединявшуюся ни к одному из движений.
В октябре 1922 года был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», осуждён и в конце того же года сослан на три года в город Каркаралинск (ныне в Карагандинской области), где имел возможность служить в городском храме; состоял в переписке с Патриархом Тихоном и митрополитом Сергием (Страгородским). С последним весьма идейно сблизился.
В марте 1926 года ему было позволено вернуться в Ленинград. В сентябре 1926 года Митрополит Сергий назначил его управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже — Хутынского (епархиальный архиерей митрополит Арсений находился в ссылке в Средней Азии и не мог управлять епархией). Проживал в то время в квартире своего родителя на Большой Дворянской, на Петроградской стороне. Служил обычно в деревянном Троице-Петровском соборе на Петроградской стороне (снесён в 1936 году).
С 1927 года — член Временного Патриаршего Синода, созданного Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). Полностью поддерживал церковно-политический курс последнего (см. Сергианство). Одним из требований к митрополиту Сергию (Страгородскому), высказанных в письме духовенства и мирян Ленинграда, настроенных против «Декларации 1927 года», которое было вручено митрополиту Сергию 12 декабря 1927 года, было: «Пересмотреть состав Временного Патриаршего Синода и удалить из него пререкаемых лиц, в особенности митрополита Серафима Тверского (Александрова) и архиепископа Алексия (Симанского).»
С 19 мая 1932 года — митрополит Старорусский. В августе 1933 года назначен митрополитом Новгородским (после официального перевода владыки Арсения на Ташкентскую кафедру).
5 октября 1933 года, по уходе на покой митрополита Серафима (Чичагова), — митрополит Ленинградский . 29 октября прибыл в Ленинград; поселился в игуменских покоях Новодевичьего монастыря у Московской заставы; в 1937 год выселен оттуда и проживал на колокольне Князь-Владимирского собора; с 1940 года — хорах Николо-Морского собора, ставшего кафедральным, и где он с того времени обычно служил.
Во время войны, в период блокады Ленинграда оставался в городе, совершал литургии и молебны, проповедовал, ободрял и утешал верующих. В будние дни, часто без диакона, сам причащал и читал поминания. Постоянно обращался с патриотическими посланиями к своей пастве.
Легализация Патриархии
4 сентября 1943 года Алексий (Симанский) был вместе с митрополитами Сергием (Страгородским) и Николаем (Ярушевичем) на встрече со Сталиным в Кремле. Результатом встречи стало указание Сталина о избрании Патриарха и дозволении открытия церковных учебных заведений; партийным куратором церковной политики стал В. М. Молотов, непосредственным её проводником — полковник госбезопасности Г. Г. Карпов, возглавивший Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР.
8 сентября 1943 года участвовал в соборе епископов, избравшем на Патриарший Престол митрополита Сергия. Был постоянным членом образованного при Патриархе Сергии Священного Синода.
Патриарший Местоблюститель и Патриарх
Местоблюститель
Патриарх Сергий (Страгородский) скончался 15 мая 1944 года. По его завещанию, составленному ещё в октябре 1941 года, Местоблюстителем стал Преосвященный Алексий.
В своём письме 19 мая 1944 года Председателю Совета Народных Комиссаров, Маршалу Советского Союза И. В. Сталину, Местоблюститель писал:
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Нашу Православную Церковь внезапно постигло тяжелое испытание: скончался Патриарх Сергий, 18 лет управлявший Церковью.
Вам хорошо известно, с какой мудростью он нёс это трудное послушание; вам известна и его любовь к Родине, его патриотизм, который воодушевлял его в переживаемую эпоху военных испытаний. А нам, его ближайшим помощникам, близко известно и его чувство самой искренней любви к Вам и преданности Вам, как мудрому, Богопоставленному Вождю (это его постоянное выражение) народов нашего великого Союза. Это чувство проявлялось в нём с особой силой после личного его знакомства с Вами, после нашего незабвенного для нас свидания с Вами 4 сентября минувшего года. Не раз приходилось мне слышать от него, с каким теплым чувством он вспоминал об этом свидании и какое высокое, историческое значение он придавал Вашему, ценнейшему для нас, вниманию к церковным нуждам.
С его кончиною Церковь наша осиротела. По завещанию почившего Патриарха мне судил Бог принять на себя должность Патриаршего Местоблюстителя.
В этот ответственнейший для меня момент жизни и служения Церкви я ощущаю потребность выразить Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, и мои личные чувства.
В предстоящей мне деятельности я буду неизменно и неуклонно руководиться теми принципами, которыми отмечена была церковная деятельность почившего Патриарха: следование канонам и установлениям церковным — с одной стороны, — и неизменная верность Родине и возглавляемому Вами Правительству нашему, — с другой.
Действуя в полном единении с Советом по делам Русской Православной Церкви, я вместе с учрежденным покойным Патриархом Священным Синодом буду гарантирован от ошибок и неверных шагов.
Прошу вас, глубокочтимый и дорогой Иосиф Виссарионович, принять эти мои заверения с такою же доверенностью, с какою они от меня исходят, и верить чувствам глубокой к Вам любви и благодарности, какими одушевлены все, отныне мною руководимые, церковные работники.
Отчётливо сергианская позиция была выражена и в Первом послании Патриаршего Местоблюстителя к Православной Русской Церкви от 28 мая:
Труд мой облегчается тем, что Святейший Патриарх ясно наметил путь, по которому должен пойти тот, кому вверено водительство корабля церковного: это — строгое следование священным правилам церковным, верность Родине, нелицемерная, по наставлению Апостольскому, покорность предержащей власти, яже есть, по Апостолу, от Бога (Римл. 13,1).
Патриаршество
При Сталине
2 февраля 1945 года митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси на первом Поместном соборе Патриаршей Церкви после 1918 года.
10 апреля 1945 года состоялась встреча Патриарха со Сталиным, в которой с церковной стороны участвовали также м-т Николай (Ярушевич) и протопресвитер Николай Колчицкий, управляющий делами Московской Патриархии; правительство, кроме Сталина, представлял, что характерно, В. М. Молотов.
Сталин обрисовал иерархам своё видение того вклада, который предстояло внести Московской Патриархии в дело укрепления международных позиций СССР, нацелил их на занятие лидирующей роли во вселенском православии, приобретение нужных контактов, политическую нейтрализацию антисоветски настроенной русской эмиграции. Обсуждались также перспективы расширения сети духовных школ и создание церковной издательской и полиграфической базы.
С 27 мая 1945 года по 26 июня 1945 года Патриарх Алексий совершал первое в истории московских первосвятителей паломничество на Святую Землю, нанеся визиты восточным патриархам. В ходе путешествия преследовалась политическая цель вовлечь неславянские православные Церкви в орбиту Московского Патриархата, что удалось в некоторой степени в отношении Антиохийского Патриарха Александра III.
22 октября 1945 года состоялось оформление передачи Сербскою Церковью Мукачевско-Пряшевской епархии в каноническое ведение Московского Патриархата.
В 1946 году Алексий I благословил одно из самых неоднозначных событий в истории русского православия: Украинская греко-католическая церковь (так называемая «униатская») на территории СССР была упразднена по решению правительства СССР, а её паства и имущество переданы РПЦ.
В июле 1948 года в Москве торжественно отмечалось 500-летие автокефалии Русской Церкви. К юбилею было приурочено Совещание Глав и Представителей поместных Православных Церквей (первоначально мероприятие задумывалось руководством СССР как вселенский собор для «для решения вопроса о присвоении Московской Патриархии титула Вселенской»), которое осудило экуменическое движение и унию как орудие экспансии папизма. На Совещание, однако, не прибыли предстоятели Восточных греческих патриархатов.
— МОСКВА КРЕМЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ ГЕНЕРАЛИССИМУСУ ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ:
Среди бесчисленных со всех концов мира приветствий от преданных Вам и любящих Вас, примите, дорогой и глубокочтимый Иосиф Виссарионович, от Русской Православной Церкви, всегда Вам благодарной за Ваше исключительное внимание к её нуждам, и от меня лично самые искренние и сердечные поздравления в близкий для всех нас день славного семидесятилетия Вашего вместе с горячими пожеланиями Вам многих и многих лет здоровья и счастья.
Мы усердно молимся об этом и искренно свидетельствуем, что эти пожелания исходят от заветных чувств наших к Вам, неуклонно ведущему Родину нашу к благоденствию, счастью и славе. Благоволите, дорогой Иосиф Виссарионович, принять подносимый Вам от лица всего Епископата Русской Православной Церкви приветственный Адрес.
АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
— .
После Сталина
Уже в последние 4 года правления И. Сталина политика государства к Церкви и религии значительно ужесточилась.
В конце 1958 года началась новая широкомасштабная кампания по искоренению религии в СССР, инициированная Н. Хрущёвым: храмы (особенно на Украине) закрывались сотнями, многие сразу же уничтожались. Было закрыто более 40 монастырей, ликвидировано 5 семинарий из 8, прекращено издание журнала Экзархата Украины «Православний вісник». Отдельные, наиболее активные, религиозные деятели подвергались уголовному преследованию, во время пасхальных богослужений устраивались провокации и бесчинства, ряд священнослужителей публично сняли с себя сан и занялись финансируемой государством атеистической пропагандой.
Вначале Патриарх пытался по мере ограниченных возможностей противостоять антицерковному натиску. 30 декабря 1959 года Священный Синод вынес постановление: «Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской Духовной Академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского и бывшего священнослужителя Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать изверженными из священного сана и лишенными всякого церковного общения <…> Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, похуливших имя Божие, отлучить от Церкви».
В феврале 1960 года на заседании Конференции советской общественности за разоружение (Москва, 1960) он в своем выступлении говорил об исторических заслугах Православной Церкви и о том, что она сегодня несправедливо «испытывает нападки и порицания»:
<…> Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания, и тем не менее она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положении Церкви есть и много утешительного для верных её членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Иисус Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адова не одолеют Церкви Его.
Вероятно в связи с тем, что выступление было воспринято как нелояльное и вызывающее, его фактическое авторство взял на себя митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич).
15 июня 1960 года состоялась беседа В. А. Куроедова, нового председателя Совета по делам РПЦ, с Патриархом, на которой Первосвятителю было сделано внушение о «совершенно неудовлетворительно поставленной» внешней работе Патриархии. Куроедов потребовал снять митрополита Николая с должности Председателя ОВЦС и с Крутицкой кафедры, что было исполненно «постепенно».
1 апреля 1961 года, в разгар антирелигиозной кампании, во время всенощной в Елохове произошло нападение на Патриарха некого гражданина, который впоследствии был официально признан невменяемым.
В 1961 году не смог противостоять требованию Совета по делам Русской Православной Церкви ограничить роль настоятелей в приходах чисто богослужебно-пастырскими обязанностями, передав все хозяйственно-финансовые функции исполнительным органам религиозной общины (прихода), то есть приходскому совету и старосте, которые фактически назначались органами государственной власти. Соответствующие изменения в 4-й раздел («О приходах») Положения об управлении Русской Православной Церковью (принятого на Поместном Соборе 1945 года) внёс Архиерейский собор 18 июля 1961 года по докладу архиепископа Пимена (Извекова). (Фактическое решение о разграничении обязанностей клира и исполнительных органов было принято и сразу проведено в жизнь постановлением Священного Синода ещё 18 апреля того же года). Попытка отдельных архиерев, во главе с архиепископом Ермогеном (Голубевым) добиться их отмены в 1965 году, после смещения Хрущева, была пресечена властями. (Деятельность архиепископа Ермогена была признана «неполезной» для церкви Синодом 30 июля 1968 года). Собор 1961 года также одобрил решение Священного Синода от 30 марта 1961 года о вступлении РПЦ во Всемирный Совет Церквей.
Первые 10 — 15 лет у кормила церковного управления ближайшими соработниками Патриарха были митрополиты Николай (Ярушевич) и Григорий (Чуков), а также протопресвитер Николай Колчицкий. Митрополит Григорий скончался в 1955 году, а в 1960 году отошел от дел по болезни о. протопресвитер и был устранен митрополит Николай. В последнее десятилетие жизни Патриарха, огромное влияние на него и повседневное течение церковного управление оказывал его личный секретарь Даниил Андреевич Остапов, потомственный слуга дворян Симанских; внешнеполитическая деятельность Патриархии была полностью в руках Председателя ОВЦС архимандрита (впоследствии митрополита) Никодима (Ротова).
С 22 декабря 1964 года Управляющим делами Московской Патриархии был Преосвященный Алексий (Ридигер).
Кончина и погребение
В 21 час 40 минут 17 апреля 1970 года, в канун Лазаревой субботы, Патриарх скончался в Переделкине от «сердечной недостаточности» на 93-м году жизни; незадолго до того перенёс инфаркт миокарда.
С 18 апреля до 14:00 20 апреля гроб с телом новопреставленного находился в Богоявленском соборе, что в Елохове. После обнесения гроба вокруг собора траурная процессия направилась в Троице-Сергиеву Лавру, где 21 апреля, после литургии преждеосвященных даров, в Успенском соборе было совершено отпевание по иерейскому чину.
Погребён возле могилы глубоко чтимого им митрополита Макария (Невского) в крипте Успенского собора Лавры.
Награды
- 4 ордена Трудового Красного Знамени (1946, 8 ноября 1952, 8 ноября 1962, 6 ноября 1967).
- Медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946);
- Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (1961)
- Орден святого апостола Марка
- Высшими орденами Ливанской и Сирийской Республик.
Оценки современников
Наиболее резкий отзыв, известный из воспоминаний архиепископа Василия Кривошеина, принадлежит митрополиту Никодиму (Ротову) в ноябре 1964 года:
<…> А Патриарх Алексий робкий и равнодушный человек, он аристократ и барин, а поэтому смотрит на Церковь как на свою вотчину. Он считает, что может в ней распоряжаться, как ему вздумается. К архиереям он относится свысока, чуждается их, считает невеждами. Странная вещь: сам же их выбрал, сам их рукоположил, а теперь чуждается их. Свои аристократические связи ставит выше церковных отношений. Вспомните, как он в Лондоне после церковной службы снял себя патриарший крест и дал протоиерею Владимиру Родзянко, долго разговаривал с ним. Там в алтаре, сослужили ему наши заслуженные, старые священники, никого из них Патриарх ничем не наградил и не сказал им ни слова. А протоиерей Родзянко даже в нашей Церкви не состоит. И всё только потому, что дед о. Владимира был соседом отца Патриарха по новгородскому имению. Я был глубоко возмущён!
Диссидент Левитин-Краснов, знавший Патриарха «задолго до его восшествия на патриарший престол»:
При восшествии на вершину церковной власти он мало переменился. Те же барственность, высокомерие, верность традициям, глубокая религиозность, но английского типа, в строгих рамках этикета, в твердо установившихся, застывших формах. Строгий консерватор. Святейший мыслил церковь как нечто неподвижное в рамках нового советского государства.
Донесение А. Осипова, профессора Ленинградской Духовной Академии, уполномоченному Совета по делам РПЦ по Ленинградской области в июне 1951 года: «Сам Патриарх как личность представляет собой смешение аристократического сибаритизма с затаённым фанатизмом <…> влюблён в благочестие XVI века.»
Протопресвитер Виталий Боровой в 1990-е вспоминал: «Патриарх, Царство ему Небесное, хороший был человек, я близко его знал, потому что в то время был протопресвитером, настоятелем кафедрального патриаршего собора. И когда к нему подойдешь с просьбой: „Ваше Святейшество! Вот так надо было бы лучше изложить, вот так в церкви лучше было бы“, — он молчит… Через некоторое время в алтаре стоим с ним между иконами, и он зовет меня: „Отец протопресвитер, а это до революции было?“ — „Ваше Святейшество, даже вопроса такого не было до революции“. — „Ну вот видите, а мы — верны прошлому“.»
Увековечение памяти
Вскоре после кончины Патриарха, Священный Синод в своём заседании 6 мая 1970 года имел суждение об увековечении памяти покойного Патриарха Алексия, постановив, в частности, создать мемориальный музей в МДА (в здании чертогов) и издать 5-й, мемориальный том трудов Патриарха; последний пункт постановления исполнен не был.
5 декабря 2007 года, к 130-летию со дня рождения Патриарха, состоялось открытие мемориальной доски на доме Мясницкая № 46, где родился Сергей Симанский. В торжественной церемонии приняли участие Патриарх Алексий II и мэр Москвы Ю. Лужков.
Примечания
- Биография в «Большой энциклопедии русского народа».
- Архимандрит Иоанн (Снычёв). Материалы по иосифлянскому расколу. Б.м., б.г. Фонд МДА. Т. 2, стр. 287—288 .
- ЗАПИСКА Г. Г. КАРПОВА О ПРИЕМЕ И. В. СТАЛИНЫМ ИЕРАРХОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
- Известия, 21 мая, 1944 г, № 120; ЖМП, 1944, № 6, стр. 48
- ЖМП, 1944, № 6, стр. 54
- ЖМП. 1945, № 8, стр. 6 — 26; ЖМП. 1945, № 9, стр. 16 — 25.
- Цит. из отчёта СДРПЦ в ЦК ВКП (б) об итогах работы за 1946 год (14 февраля 1947 года) по: Лисовой Н. Н. Русская Церковь и Патриархаты Востока. Три церковно-политические утопии XX века. // «Религии мира. История и современность». 2002. М., «Наука», стр. 151.
- Журнал Московской Патриархии. 1949, № 12
- ЖМП. 1960. № 2, стр. 27
- ЖМП. 1960, № 3, стр. 34
- Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2005, стр. 320.
- Константинов Дм. Гонимая Церковь. Нью-Йорк, 1967, стр. 246, 314
- Стенограмма разбора дела архиепископа Ермогена (Голубева) на заседании Священного Синода 30 июля 1968 года
- ЖМП. 1970, № 6, стр. 1.
- Архиепископ Василий Кривошеин. Воспоминания: митрополит Никодим (Ротов)
- Левитин-Краснов А. Э. Рук Твоих жар (1941—1956). Тель-Авив: Круг, 1979, стр. 197—198.
- ЦГА СПб., ф. 9324, оп. 2, Д. 37. Л. 62—84. Подлинник.
- Митрополит Никодим и церковная ситуация середины XX века Речь протопресвитера Виталия Борового на сайте Свято-Филаретовского института
- ЖМП. 1970, № 6, стр. 4.
- Состоялось открытие мемориальной доски на доме, в котором родился Патриарх Алексий I официальный сайт МП 5 декабря 2007 г.
- В Москве увековечена память Патриарха Алексия Первого (Симанского) religio.ru 5 декабря 2007 г.
Ссылки
- АЛЕКСИЙ I Статья в Православной энциклопедии (2000)
- Алексий (Симанский) I: сайт Православие. База данных
- Патриарх Московский и всея Руси — Алексий I (Симанский). Биографическая статья.
- Михаил Одинцов. Незабытый юбилей. Патриарх из рода Симанских. биография «о годах жизни, которые предшествовали епископству Алексия Симанского.» // НГ Религии 19.12.2007.
- Биография на сайте Большой энциклопедии русского народа.
- Владислав Цыпин. Глава VIII. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии I (Симанском) (1944—1970).
- Монах Вениамин (Гомртели). Летопись церковной истории (1961—1971)
- Приветственный адрес от духовенства и мирян Русской Православной Церкви Вождю народов СССР Генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу Сталину в день семидесятилетия 21 декабря 1949 года
Предшественник: Патриарх Сергий |
Патриарх Московский и всея Руси 4 февраля 1945—17 апреля 1970 |
Преемник: Патриарх Пимен |
Предшественник: Серафим (Чичагов) |
Митрополит Санкт-Петербургский 5 октября 1933—4 февраля 1945 |
Преемник: Григорий (Чуков) |
Первый патриарший период (1589 — 1721):
Иов • Игнатий • Гермоген • Филарет • Иоасаф I • Иосиф • Никон • Иоасаф II • Питирим • Иоаким • Адриан
Второй патриарший период (с 1917):
Тихон • Сергий • Алексий I • Пимен • Алексий II • Кирилл
|
Му Алексий (ムー・アレキウス, Mū.Arekiusu) — полукровка из рода фаналисов и главнокомандующий корпуса фаналисов Империи Рэм. Он покорил один из лабиринтов, подчинив себе джинна Барбатоса. Является одним из Кандидатов в Короли от Маги Рема — Шахерезады.
ВнешностьПравить
Му — высокий и мускулистый парень. У него длинные красные волосы и яркие красные глаза, что является типичной внешностью всех из рода фаналисов. Как и у большинства из фаналисов, у Му также есть пирсинг под нижней губой. Как правило, одет в плотные доспехи с пластинами на плечах и на поясе, а также защитную командную броню и открытые сандалии в римском стиле. Всегда носит на поясе большой меч, который обычно использует в бою.
ЛичностьПравить
Му — очень дружелюбный и справедливый парень. Он всегда проявляет заботу не только по отношению к своим родным и близким, но и к людям, которых слабо знает. Тем не менее, он может занять и атакующую позицию, когда будет существовать угроза его государству. Так, он беспрекословно подчинился приказу Шахерезады и участвовал в нападении на Магноштадт, преследуя в целях защиту людей Империи Рэм.
ИсторияПравить
Му родился в семье Алексиев, представители которой давно играют важную роль в армии Империи Рэм. Он является потомком первого короля Империи и избранника Шахерезады — Пернадия Алексия, хотя и является полукровкой из рода фаналисов.
Ещё в молодости он повстречал Шахерезаду. В последствии она поведала ему много историй об их совместных приключениях с Пернадием. Му решил всегда оставаться рядом с ней, как верный сподвижник.
> СюжетПравить
Вторая Арка БалбаддаПравить
СпособностиПравить
Физическая силаПравить
Родившись полукровкой, Му обладает выдающей силой представителей рода фаналисов, но не настолько силен, как например Ро Ро. Тем не менее, Му также рожден с исключительной скоростью реакции, а также обладает превосходным обонянием и слухом.
> Интересные фактыПравить
- Больше всего его заботит благополучие фаналисов.
- Хоть он и сказал Синдбаду, что не пьёт, но по словам Мюрон это не правда.
> СсылкаПравить
- Ночь 211, Стр. 14
- Иллюстрированная энциклопедия
- Ночь 213, Стр. 13
НавигацияПравить
с — п — о | Империя Рэм |
---|---|
Императорская семья |
Нерва Юлий Клавдий |
Семья рода Алексиус |
Пернадий Алексий • Игнатий Алексий • Му Алексий • Мюрон Алексий Тит Алексий |
Маги | Шахерезада (ранее) • Тит Алексий |
Корпус фаналисов | Му Алексий • Мюрон Алексий • Ро Ро • Разол • Якут |
Гладиаторы Ямбала | Шамбал Рама • Тото |
Жители | С Нандо • Л Нандо • М Нандо • Марга |
Монстры | Гарда |
Прочие | Неро • Аполлониус • Алибаба Салуджа • Масрур • Дариус |
Все Персонажи | Империя Ко • Синдория • Магноштадт • Балбадд • Тишань Хелиохапт • Партевия • Альма-Торан • Имучакк • Артемура • Сасан |
Алексий (Симанский)
Алексий (Симанский) Сергей Владимирович Симанский
Сан: патриарх
Окончил: юридический факультет МГУ, МДА
Преподавал в: Тульская духовная семинария
Организации: Союз русского народа, Издательский совет Русской Православной Церкви
Пресса: Журнал Московской Патриархии
Направление: мирология, экуменизм
Патриарх Алексий I, в миру Сергей Владимирович Симанский (27 октября 1877 — 17 апреля 1970) —
образование
С 1888 до 1891 года обучался в Лазаревском институте восточных языков. В 1891 году был переведён в Московский лицей Цесаревича Николая («Катковский»).
Окончив лицей в 1896 году, поступил на юридический факультет Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил ученую степень кандидата прав за своё сочинение «Комбатанты и некомбатанты во время войны».
В 1900 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»).
В 1904 — 1906 годах — инспектор Псковской духовной семинарии, одновременно преподавал Священное Писание Нового завета. Ректор Тульской духовной семинарии (16 сентября 1906 — 6 октября 1911).
С 6 октября 1911 года — ректор Новгородской духовной семинарии.
Указом Святейшего синода от 27 мая 1913 года был утверждён в должности председателя Новгородского Епархиального Училищного Совета.
иерархия
9 февраля 1902 года в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество епископом Арсением; 17 марта того же года рукоположен во иеродиакона, 21 декабря 1903 года — во иеромонаха. В 1906 году архимандрит.
28 марта 1913 года был высочайше (императором Николаем II) утвержден доклад святейшего синода о бытии архимандриту Алексию епископом Тихвинским, 2-м викарием Новгородской епархии. Наречение 27 апреля во Входиерусалимском соборе в Новгородском кремле и хиротонию 28 апреля 1913 года в Софийском соборе возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV (находился в России с визитом) в сослужении Арсения (Стадницкого) и других; присутствовал обер-прокурор В. К. Саблер.
Согласно Высочайшему повелению от 11 декабря 1916 года, с 8 января 1917 года стал именоваться первым викарием.
21 февраля 1921 года св. патриархом Тихоном был назначен епископом Ямбургским, первым викарием Петроградской епархии. 29 мая 1922 года, после ареста митрополита Вениамина (Казанского), вступил в управление епархией.
В октябре 1922 года был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», осужден и в конце того же года сослан на три года в город Каркаралинск (ныне в Карагандинской области), где имел возможность служить в городском храме.
В марте 1926 года ему было позволено вернуться в Ленинград. В сентябре 1926 года Митрополит Сергий назначил его управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже — Хутынского. Служил обычно в деревянном Троице-Петровском соборе на Петроградской стороне (снесен в 1936 году).
С 19 мая 1932 года — митрополит Старорусский. В августе 1933 года назначен митрополитом Новгородским.
5 октября 1933 года — областной митрополит Ленинградский. 29 октября прибыл в Ленинград; поселился в игуменских покоях Новодевичьего монастыря у Московской заставы; в 1937 год выселен оттуда и проживал на колокольне Князь-Владимирского собора; с 1940 года — на хорах Николо-Морского собора, ставшего кафедральным, и где он с того времени обычно служил.
Во время войны, в период блокады Ленинграда оставался в городе.
10 декабря 1943 года, еще до освобождения Новгорода от оккупации, получил титул «митрополита Ленинградского и Новгородского».
2 февраля 1945 года митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси.
церковные должности
С 1927 года по 1935 год — член Временного Патриаршего Священного Синода, созданного митр. Сергием (Страгородским).
4 сентября 1943 года был вместе с митрополитами Сергием (Страгородским) и Николаем (Ярушевичем) на встрече со Сталиным в Кремле.
8 сентября 1943 года участвовал в соборе епископов, избравшем на Патриарший Престол митрополита Сергия. Был постоянным членом образованного при Патриархе Сергии Священного Синода.
С открытия на Пасху 1946 года Троице-Сергиевой лавры — ее священноархимандрит.
В 1945-1947 годах возглавлял Издательский отдел Русской Православной Церкви.
> организации
В 1908 году в Туле был избран председателем губернского отдела Союза русского народа.
> пресса
Главный редактор «Журнала Московской Патриархии».
события
- Празднование семидесятилетия И. В. Сталина (21 декабря 1949)
- III Всесоюзная конференция сторонников мира (27 ноября 1951)
- Первая конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР (9 мая 1952)
- Конференция представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами (1 июля 1969)
изображения
-
Прием в честь 50-летия Октябрьской революции
-
Прием в честь 50-летия Октябрьской революции
-
Первая конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР
патологическая речь
Мастер патологической речи.
Жанры: модернистская проповедь.
Патриарх Алексий (Симанский) снимает вопрос о совместимости или несовместимости Христианства и коммунизма:
Христианская религия и коммунизм — совершенно различные категории; христианская религия установлена Христом Спасителем, Который созидал Церковь, а не государство. Силою внутреннего благодатного закона христианская религия благоустрояет внутреннюю и внешнюю жизнь людей. Государство имеет свои правила, и силою внешнего закона охраняет в порядке общественную жизнь государства. Посему говорить о совместимости или несовместимости христианской религии с той или иной формой государственного устройства значит сравнивать и смешивать понятия несовместимые.
штампы
духовные ценности Отношения православных христиан со всеми христианами, в том числе и с католиками, а также с верующими, исповедующими и нехристианские религии, в нашей стране являются дружескими. Всех верующих нашей страны объединяет совместное участие в созидании духовных ценностей для человечества. взаимопонимание
- Книга («Русская Православная Церковь», 1958) «послужит великому делу сближения народов в духе мира и взаимопонимания».
ответственность Будем пробуждать в людях сознание ответственности за судьбы мира. Иосиф Сталин
Верховный Вождь • Верховный Вождь русского народа • Мудрый Вождь • Гениальный Вождь • Великий Вождь • Великий и мудрый Вождь • Великий Глава нашего государства • Мудрый строитель нашего блага • Великий строитель народного счастья.
приемы патологической речи
прямая ложь
О храме Покрова Божией Матери в МДА, обновленном в 1913 году и в 1919 разрушенном большевиками:
Как и все временное на земле, и храм этот постигла участь разрушения. И наряду с разрушением храма стало постепенно разрушаться и само здание, заключавшее в себе этот храм.
О поддержке советской внешней политики:
Русская Православная Церковь «всецело поддерживает миролюбивую внешнюю политику нашего Правительства не потому, что, как говорят наши недруги, она якобы несвободна, а потому что эта политика справедлива и соответствует христианским идеалам, проповедуемым учением Церкви». инверсия
- Упразднилась сила великая, нравственная, общественная; сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он (Сталин. — Ред.) руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет.
прописная вместо строчной
- Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало.
патологический словарный запас
Благословенный мир, Братство, Великий, Взаимопонимание, Вождь, Всеобщий, Всё, Дух нашего времени, Дух времени, Международные отношения, Мир, Миролюбивые силы, Напряженность, Народ, Народы, Ответственность, Путь, Пути, Созидательный, Сосуществование, Сплочение, Укрепление мира, Ценности, Человечество
сочинения
- Алексий (Симанский), Патриарх Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи: В 4-х т. — М.: Моск. патриархия, 1948-1964.
- Письма Патриарха Алексия своему духовнику. — М.: Псково-Печ. Усп. монастырь: Моск. Срет. монастырь, 2000.
- Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете Министров СССР, 1945-1970 гг.: в 2 т. — М.: РОССПЭН, 2010.
- Алексий (Симанский), Патриарх. Речь перед панихидой по И. В. Сталине, сказанная в Патриаршем соборе в день его похорон 9 марта 1953 года // Журнал Московской Патриархии. — 1953. — № 4. — С. 3-4.
- Тузова, З. (1956): Знаменательная встреча. Starring Рымарев Д. Ряшенцев К. Дикторы: Хмара Л. Авторы текстов: Фартучный В. Операторы: Крылов А. ЦСДФ (РЦСДФ), Московская Патриархия. СССР, 1:06:12.
- Степанова Р. (1982): Вопросы и ответы… Starring Операторы: Колобродов А., Авторы сценария: Лившин А. ЦСДФ (РЦСДФ), Гостелерадио СССР, 0:29:22.
- Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I // Богословские труды. — 1998. — Вып. 34. — С. 13-185.
- Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. — М.: Сретенский монастырь, 2015.
- Комаров К. М. К 120-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I // Богословские труды. — 1998. — № 34. — С. 11-12.
- Одинцов М. И., Буевский А. С. Алексий I // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. 1. — С. 676-698. — 752 с. — 40 000 экз экз. — ISBN 5-89572-006-4.
- Одинцов, Михаил Иванович. Патриарх Победы. Жизнь и церковное служение патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). — М.: РОССПЭН, 2015.
- Никитин, Валентин Арсентьевич. Патриарх Алексий I. Служитель Церкви и Отечества. — М.: Эксмо, Изд-во Московской Патриархии, 2013.
- Патриарх Алексий I (Симанский) / сост. О. Л. Рожнева. — М.: Сретенский монастырь, 2016. — 171 с. — (На страже веры). — 7 000 экз. — ISBN 978-5-7533-1278-5.
- Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий. — М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1966.
- Владислав Цыпин. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии I (Симанском) (1944—1970).
Сноски
- «Правительственный вестник». 3 (16) апреля 1913, № 75, стр. 1.
- Наречение и хиротония во епископа архимандрита Алексия // «Новгородские епархиальные ведомости», часть неофициальная, 3 мая 1913, № 18, стр. 618—622.
- ЗАПИСКА Г. Г. КАРПОВА О ПРИЕМЕ И. В. СТАЛИНЫМ ИЕРАРХОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
- Биография в «Большой энциклопедии русского народа».
- Алексий (Симанский), Патриарх. Интервью корреспонденту Юнайтед Пресс Г. Шапиро (1949 г.) // Слова, речи, послания: В 4-х т. — М.: Московская Патриархия, 1954. — Т. 2. — С. 177. — 179 с.
- Алексий (Симанский), Патриарх. Ответы на вопросы постоянного корреспондента итальянской газеты «Коррьере делла сера» в Москве // Журнал Московской Патриархии. — 1967. — № 3. — С. 2-3.
- Алексий (Симанский), Патриарх. Предисловие // Русская Православная Церковь. Устройство, положения, деятельность. — М.: Московская Патриархия, 1958. — С. 4. — 247 с.
- Алексий (Симанский), Патриарх. Пасхальное послание архипастырям, пастырям и всем чадам Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. — 1969. — № 4. — С. 2.
- Алексий (Симанский), Патриарх Известия. — 1944. — 24 октября.
- Алексий (Симанский), Патриарх // Журнал Московской Патриархии. — 1947. — № 7. — С. 21.
- Алексий (Симанский), Патриарх. Слова и речи. 1948. Т. 1. С. 206.
- Алексий (Симанский), Патриарх. // Известия. — 1945. — 12 мая.
- Алексий (Симанский), Патриарх. // Известия. — 1946. — 24 августа.
- Алексий (Симанский), Патриарх. Слова и речи. 1948. Т. 1. С. 203.
- Алексий (Симанский), Патриарх. // Журнал Московской Патриархии. — 1947. — № 10. — С. 1.
- Алексий (Симанский), Патриарх. // Журнал Московской Патриархии. — 1953. — № 3. — С. 21.
- Алексий (Симанский), Патриарх. // Известия. — 1953. — 10 марта.
- Сердце Духовной школы. Покровский храм Московской духовной академии.
- Алексий (Симанский), Патриарх. Слово в день освящения храма Покрова Божией Матери в Московской духовной академии 21 мая 1955 года // Слова, речи, послания, обращения: В 3-х Т. — М.: Московская Патриархия, 1957. — Т. 3. — С. 77.
- Алексий (Симанский), Патриарх. Слова, речи, послания, обращения: В 3-х Т. — М.: Московская Патриархия, 1957. — Т. 3. — С. 78.
- 21,0 21,1 Алексий (Симанский), Патриарх. Речь перед панихидой по И. В. Сталине, сказанная в Патриаршем соборе в день его похорон 9 марта 1953 года // Журнал Московской Патриархии. — 1953. — № 4. — С. 3-4.
Добавить комментарий