Анатолий чистоусов

Жизнь и житие о. Анатолия

14 февраля 1996 года расстрелян священник Анатолий Чистоусов.
До рукоположения отец Анатолий служил офицером Вооруженных Сил.
С марта 1994 года настоятель Михаило-Архангельского храма города Грозный.
Продолжал совершать Богослужения, невзирая на то, что храм оказался в эпицентре боевых действий.
В новогоднюю ночь 1995 года был насильно привезен террористами на грозненский железнодорожный вокзал, где ему приказали обратиться к держащим оборону российским солдатам с требованием сдаться.
ВМЕСТО этого отец Анатолий БЛАГОСЛОВИЛ СОЛДАТ НА РАТНОЕ ДЕЛО
Вместе с протоиереем Сергием Жигулиным помещён бандитами в концлагерь «департамента государственной безопасности Чеченской Республики Ичкерия».
Там Батюшка был подвержен жестоким пыткам, но не отрёкся от веры.
14 февраля расстрелян за отказ снять крест и призвать русских солдат к сдаче».
***
Это уже готовое житие. Как обычно, отражающее лишь представления автора о том, «как надо».
Реальность была прозаичнее: о. Анатолий — кадровый офицер. Окончил военное училище штурманов ВВС и педагогический институт (заочно). В восьмидесятые годы XX века проходил службу офицером-воспитателем в одном из военных училищ города Ставрополя. В 1993 году уволился из рядов Вооружённых Сил России. Майор запаса.
И он просто не поменял фотку в своих автоправах. А на ней он был в тельняшке. Поэтому боевики сочли его ряженым, спецагентом. А игумен Филипп Жигулин, арестованный вместе с о. Анатолием, вышел из плена живым. И ничего не рассказывает про требования отречения от веры.
(уточняю: эпизод с благословением русских солдат у вокзала действительно имел место).

АНАТОЛИЙ ЧИСТОУСОВ: ОФИЦЕР, СВЯЩЕННИК, МУЧЕНИК

«Русь святым духом жива!», − так начинается пронзительный рассказ о грозненском священнике, который был убит боевиками, за отказ сотрудничать с ними. Анатолий Чистоусов (Грозненский) − настоятель Михайловского храма в городе Грозном, о нём, о его трагической и героической судьбе идёт речь. 29 января 1996 года дудаевские боевики захватили его в плен при исполнении пастырского долга. Далее была тюрьма кровавого Департамента государственной безопасности Ичкерии («ичкерийское гестапо»). Среди пленников были двое православных священников – отец Анатолий и будущему архимандрит Филипп, которому суждено было выйти на волю и рассказать, как о. Анатолий принял мученический венец.
Анатолий Чистоусов родился в 1953 году в Кировской области, в городе Вятка, в семье священника. В молодости получил два высших образования − окончил Даугавпилское военное училище штурманов ВВС и педагогической институт (заочно). В 70-е годы старший лейте-нант Анатолий Чистоусов проходил службу в качестве офицера-воспитателя (замполита). В 1990 году Анатолий Чистоусов стал прихожанином Крестовоздвиженского храма города Ставрополя. Будучи глубоко верующим, он ощущая свое истинное духовное призвание, пришёл в 1992 году на приём к митрополиту Ставропольскому и Бакинскому Гедеону. Владыка выслушал его и поддержал благое намерение посвятить себя служению Богу. «На приём ко мне пришел майор ВВС. Несмотря на его погоны, я сразу почувствовал, что Вера для этого человека − глубокий и осознанный выбор. Мы о многом говорили с ним, по-своему, это была его исповедь», − вспоминал Владыка. С того времени Анатолий Чистоусов посвящает себя служению Богу. Через год он принимает окончательное решение оставить военную службу и после благословления принимает сан священника. В 1994 году его назначают служить в храм в город Грозный в мятежную Ичкерию, которая к тому времени фактически находилась в руках боевиков и международных террористов. Владыка Гедеон тогда сказал ему: «Ты военный, вот тебе, значит, там и место».


Храм Михаила Архангела, куда прибыл отец Анатолий Чистоусов, был построен в 1892 году терскими казаками, его основными прихожанами были военнослужащие царской армии. Храм представлял собой один из важнейших центров православия на Северном Кавказе, был богатым и процветающим. В декабре 1994 года в Грозном начались широкомасштабные боевые действия, храм оказался в эпицентре боев, несколько снарядов попало в него, был разрушен второй этаж церковного дома. Но богослужения продолжались в специально оборудованном для этого хозяйственном помещении. Среди пуль и снарядов отец Анатолий шел к солдатам, к находившимся в подвалах домов жителям города: исповедовал, причащал, крестил. Его подрясник был прострелен в нескольких местах, но он вновь и вновь шел к тем, кто ждал его.
В марте 1995 года Владыка Гедеон назначает отца Анатолия настоятелем храма и благочинным всех церквей в Чечне. После такого назначения о. Анатолий сразу же попал во внимание большого числа людей. Такое послушание в тяжелое военное время, налагало на него огромную ответственность, являлось суровым испытанием. Следуя своему долгу, благочинный делал всё, чтобы оказать посильную помощь прихожанам, и всем нуждающимся людям независимо от вероисповедания. Храм Архангела Михаила стал местом, где и русские и чеченцы всегда могли найти поддержку хлебом и пасторским словом. Священник также помогал людям выезжать из Грозного в более спокойные места. Вскоре о. Анатолию пришлось лицом к лицу встретиться с боевиками. Когда майкопская бригада российских десантников была зажата в здании вокзала, боевики забрали отца Анатолия из церкви и повезли к солдатам. По задумке боевиков, священник должен был уговорить десантников сдаться. Отец Анатолий пошёл к солдатам, перекрестил и благословил их. Больше ничего не говоря он ушел. Бандиты отпустили его, но вероятно, именно тогда боевики увидели в лице русского священника своего врага, посмевшего воспрепятствовать их планам, но, в тот раз расправиться с ним не решились.

14 декабря в Ставрополе состоялось заседание Епархиального совета. Было принято Обращение к Правительству Российской Федерации и Правительствам Республик Кавказа, в котором говорилось: «Согласно нашей договоренности с муфтиями республик Кавказа и священным законам и христиан и мусульман, священнослужители, как мусульманские, так и христианские неприкосновенны, ибо они − служители Единого Всемогущего Бога. К сожалению, неоднократно наши священники подвергались и подвергаются нападению со стороны боевиков. Так, в станице Ассиновской был избит игумен о. Антоний (Данилов), в г. Грозном избит до полусмерти священник о. Александр Смывин. Подвергся нападению и ранен в руку протоиерей о. Иоанн Макаренко. Также безжалостно избит и священник о. Мануил Бурнацев. 11 декабря с. г. чеченцы напали на направляющегося в Ставрополь благочинного церквей Чечни о. Анатолия Чистоусова, угрожая убить его. Мы протестуем и требуем, чтобы на Кавказе священники были неприкосновенны, и была гарантирована наша безопасность. Мы не политики, не дипломаты, не бизнесмены, не солдаты, − мы служители Бога Живого, и молимся обо всех нациях. Позор всякому, кто поднимет руку на беззащитного духовного отца своего, строго накажет и Аллах поднявшего руку на служителя Божия. Когда это было: джигит-горец воюет со священниками и женщинами-роженицами в Будёновске. Где же гордость нации, в чём же здесь героизм?! Такие бандиты-мародёры покрывают позором свою нацию, свой народ и законы гор».
После той встречи отец Анатолий и отец Филипп были схвачены на дороге боевиками. Потом был плен, мучения, издевательства… Отец Филипп через полгода был обменян и чудом обрёл свободу. Отец Анатолий содержался в неволе в Старом Ачхое. Боевики-дудаевцы узнали, что он бывший военный. Для бандитов было делом принципа сломить такого человека. Они использовали все доступные методы, но ничего и не добились. В феврале 1996 года отца Анатолия вывели на улицу. Он был спокоен и не падал духом. Боевики направили на него стволы автоматов, но священник не дрогнул. Раздались выстрелы и тело отца Анатолия рухнуло на землю… Но дух его остался не сломлен и вознесся к Создателю.
Своим присутствием, служением и борьбой, всей своей земной праведной жизнью отец Анатолий Чистоусов утвердил истинное свое предназначение православного священника. Он отверг требования боевиков принять мусульманскую веру, мужественно выдержал все издевательства и пытки, ничего не подписал, ничего не предпринял во своё земное спасение, оставшись до конца – священником, настоящим человеком, офицером.
Царствие Небесное! Память о священнике отце Анатолии Чистоусове (Грозненском) навсегда останется в сердцах людей! Источник
МСК/Верим в Россию

ВТОРОЕ ПЛЕНЕНИЕ ОТЦА ФИЛИППА

Показания главного свидетеля по «делу Закаева» меняются и редактируются
СПРАВКА:
Официальной биографии отца Филиппа (в миру Сергей Жигулин) найти не удалось. Отдельные ее фрагменты можно установить по его же газетным интервью разных лет давности. Ему примерно 42 года. Он окончил Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, жил, как сообщала в 1998 году газета «Сегодня», в одном общежитии с арабами. Потом уехал на Украину, в Винницу. В начале 90-х годов, как он рассказывал газете «Труд», митрополит Винницкий и Могилев-Подольский командировал его в отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата. Летом 1995 года Жигулина по линии отдела впервые отправили в Чечню организовывать миссию «Церкви в беде» — для помощи беженцам и перемещенным лицам. В дальнейшем он выезжал туда до десятка раз. Последняя поездка стала роковой — 30 января 1996 года Жигулина захватили в чеченский плен. 4 июля он был освобожден. По его собственным словам, в обмен на личного охранника Дудаева. По информации «МН», в обмен на выкуп, который заплатил мэр Черкесска Станислав Дерев. В январе 1998 года его отправили в Южную Африку изучать, как он сказал тогда корреспонденту «ОГ», потребности русской колонии, чтобы при возможности открыть там приход РПЦ. Но, видно, потребности были невелики, и он вернулся в Москву, где его позвали работать священником в отрадненском комплексе, состоящем из храмов трех основных религий. Последнее упоминание о месте работы отца Филиппа содержится в прошлогоднем номере газеты «Труд»: «Приняв постриг, я решил вернуться в Винницу, завершив тем самым свою длительную командировку в Москву, вобравшую в себя, образно говоря, и «командировку в ад плена». Сейчас я — помощник Высокопреосвященного Макария. За минувшие годы я стал настоятелем богословия и кандидатом юридических наук. Сейчас работаю над докторской богословской диссертацией и упомянутой книгой». Один Бог знает, почему отец Филипп решил прервать работу над докторской и вернуться из Винницы в Москву. Но в какой-то момент вернулся. В какой? История умалчивает.
Отец Филипп (в миру Сергей Жигулин) мечется между прокуратурой и прессой. Пресса раньше, чем прокуратура, сообразила, что Жигулин — это курица, которая несет золотые яйца: обогащает живым человеческим словом голый перечень обвинений против Ахмеда Закаева, который Россия отправила в Данию.
Пункт о том, что «29 января 1996 года Закаев… организовывал похищение двух православных священников», подкрепляется потерпевшим, которого можно предъявлять российской и иностранной прессе! Впрочем, в реальности случилось наоборот: сначала пресса предъявила Жигулина прокуратуре. Следователи что-то напутали и в документах для Дании обозначили его «расстрелянным». Но пресса их быстро поправила.
15 ноября в газете «Московский комсомолец» появилось письмо отца Филиппа: «В январе 1996 года вместе с отцом Анатолием (в миру Анатолий Чистоусов), настоятелем грозненского храма Архангела Михаила, по поручению Святейшего Патриарха я прилетел в Чечню, чтобы высвободить из плена русских солдат. Переговоры вели мы с Ахмедом Закаевым, но никакого результата, увы, они не принесли. Утром 29 января мы с отцом Анатолием выехали из Урус-Мартана. В 10 километрах от села нашу машину остановили боевики. Среди них я отчетливо узнал двоих людей из охраны Закаева. Утром же, когда из селения Гехи (позже он будет говорить, что это произошло у села Гойское. – Е.Р.) нас увозили в горы, возле нашей темницы я еще раз увидел Закаева: случайно появиться он здесь не мог. Семь месяцев я находился в плену. Постоянно подвергался пыткам и избиениям. Меня освободили в июле. Отец Анатолий не дожил до этого светлого дня – он был замучен до смерти».
В чем главный пафос письма? Теперь, когда России так нужны улики против Закаева, отец Филипп может оказаться полезным. Он готов немедленно выехать в Данию, «дабы засвидетельствовать перед любым судом, что Закаев — бандит и убийца». Он пытался позвонить в Генеральную прокуратуру, чтобы напомнить о себе, но с ним отказались разговаривать. А ровно через минуту (?!) отцу позвонили датские журналисты и принялись упрашивать, чтобы он вылетел в Данию для дачи показаний. «Иностранцы, датчане оказываются большими поборниками интересов России, чем россиянин Бирюков, первый заместитель генерального прокурора», — горько заключает отец Филипп.
Бог знает, как на свет появилось это письмо. Может, отец написал его в душевном порыве. А может, отца попросили его написать, дабы простимулировать прокуратуру, которая игнорирует важного свидетеля, – теперь, когда любое свидетельство на вес золота.
Главное, что письмо подействовало: в день выхода газеты священника вызвали на допрос, и прокуратура отрапортовала «Московскому комсомольцу»: показания С. Жигулина переведены на датский язык и отправлены в Данию. Само уголовное дело о похищении священнослужителей соединено с уголовным делом по обвинению А. Закаева. А на следующий день (в выходной, в субботу!) пристыженная прокуратура взялась организовывать пресс-конференции своего главного свидетеля.
16 ноября отец Филипп опять перешел в руки прессы, представ перед телекамерами. Его свидетельства против Закаева сводились к тому, что 1) в захвате священнослужителей участвовали телохранители Закаева, которых потерпевший видел накануне в его доме; 2) после пленения он видел однажды и самого Закаева, «один раз на расстоянии, это было 30 января, когда из старого клуба в селе Гойское нас с Анатолием снова запихивали в машину для транспортировки на новое место содержания. Он стоял в стороне и разговаривал с какими-то тоже боевиками».
Еще одно свидетельство отец Филипп эксклюзивно выдал программе «Вести недели»: по телевизору среди делегатов чеченского конгресса в Дании он увидел знакомое лицо. Точнее, глаза: «Кажется, глаза этого человека мне знакомы. Я его видел всего лишь один раз в числе боевиков где-то в разбитой школе в Старом Ачхое во время моего пленения». Это свидетельство программа в своем комментарии оформила четче: «Среди делегатов так называемого всемирного конгресса бывший пленник узнал своих тюремщиков. Человек, которого узнал священник, — Осман Ферзаулли, ныне — представитель Аслана Масхадова в странах Скандинавии».
Вообще по части переоформления косвенных свидетельств в прямые обвинения пресса и прокуратура друг другу не уступали. Сотрудники правоохранительных органов в тех же телевизионных сюжетах слова священника обобщали так: «Отец Филипп дал следствию подробные показания, изобличающие Закаева в совершении тяжких преступлений, в том числе в похищении людей и жестоком обращении с ними».
Вполне возможно, отец Филипп в какой-то момент сам встревожился, что его показания нагружают дополнительным смыслом, и поделился сомнениями с корреспондентом «Известий», но после публикации с подзаголовком «Главный свидетель отказался от своих показаний» он, напротив, отказался от своих сомнений, опять метнулся в прокуратуру и дал очередную пресс-конференцию совместно с ее работниками, где сообщил: «Никаких оснований для изменения своих показаний, данных в 1996 году и на последнем дополнительном допросе в прокуратуре в пятницу, не имелось и не имеется, и отказываться от них тем более нет никаких оснований».
И правда – отец Филипп не менял показаний. Просто в одной части он их дополнил, а в другой урезал. Дело в том, что еще 7 лет назад, сразу после освобождения из плена, Сергей Жигулин дал массу подробнейших интервью. Он и тогда не был связан подпиской о неразглашении. Более того: в те годы он помнил значительно живее и острее. Но ни в одном из этих интервью, включая обстоятельную беседу в Центральной клинической больнице в июле 1996 года с сотрудником «Мемориала», он не рассказывал, что видел Ахмеда Закаева во время своего пленения!
Он говорил газетам следующее: хотя Закаев дважды поклялся на Коране, что не имеет к его захвату никакого отношения, он, Сергей Жигулин, ему не поверил.
Он вспоминал встречу с Закаевым после пленения, но произошла она не в 1996-м, а в 1998 году, и не в Чечне, а в Красноярске, на инаугурации губернатора Лебедя, которого Закаев прибыл поздравить от имени Масхадова. «И за торжественным столом, — рассказывал отец Филипп газете «Труд», — мы с Закаевым оказались напротив друг друга. Помню, я сказал ему: «Видишь, Ахмед, как получилось, отец Анатолий погиб, я остался жив, а ты дважды Аллаха обманул. Ведь это ты организовал наш захват?». С огромным трудом выйдя из шокового состояния, Закаев несколько раз повторил одно и то же: «Это все спецслужбы, это они приказали мне захватить вас». И вот с таким человеком ведет переговоры полпред президента РФ Казанцев!» — завершал воспоминания Сергей Жигулин.
Если и вправду допустить, что Закаев прилюдно и неоднократно повторил один и тот же довод, то почему прокуратура не привлекает в качестве свидетелей других участников красноярского обеда?!
К показаниям травмированного человека нужно подходить очень осторожно. А к ним подходят очень избирательно. Понятно, когда так действует прокуратура, ей надо Закаева из Дании выцарапывать, а не дискуссии разводить о целях и средствах чеченской кампании.
Но ведь тот же подход демонстрирует пресса, аккуратно вырезая и вклеивая в свои материалы идеологически выгодные кусочки воспоминаний отца Филиппа.

Государственный канал приводит его слова о том, что люди в чеченском плену умирали от пыток, истощения, дистрофии, болезней. Однако из этого ряда тихо выпали прежние свидетельства отца Филиппа: «Трудно было смириться и с тем, что твоя родная авиация, на содержание которой ты платил налоги, совершает налет, и после бомбежки на поле остаются оторванные руки и головы, и ты вытираешь с лица чьи-то мозги, кровь…» («Общая газета», 29.01.98). «Людей, скажу вам, погибло много. Первый раз, когда мы были в лесу, от налета нашей авиации шесть человек было убито. Я был ранен в плечо. Семь человек было тяжело ранено, потом они погибли при втором штурме. Их завалило в блиндаже» («Труд», 10.07.96). На вопрос корреспондента «Труда»: «А те боевики, что вас охраняли, — кто они?» священник отвечал тогда так: «В основном сельская молодежь, обездоленные люди. Кое у кого до десяти душ детей. Я думаю, что за оружие они берутся и ради прокорма своих семей – могут подбросить домой мешок муки, мешок сахара… Есть, но мало кадровых офицеров бывшей нашей армии».
В давнем (1996 года) интервью «Независимой газете» Сергей Жигулин рассказывал о своих дискуссиях с Ахмедом Закаевым накануне пленения. Жигулин пытался выяснить: как лидеры оппозиции смотрят на роль религиозных организаций в деле обмена заложниками и военнопленными? Закаев реагировал резко отрицательно, он говорил, что Московская Патриархия слишком тесно связана с государственной властью. Не доверял, одним словом.
Боюсь, недоверяющих за последнюю неделю прибавилось. Хотя в русском народе всегда существовало трепетное, уважительное отношение к слову священнослужителя, но уж слишком откровенно, слишком в лоб это слово использовали в своих интересах прокуратура и пресса.
P.S. По просьбе полиции Копенгагена срок содержания под стражей Ахмеда Закаева продлен еще на девять дней. Согласно официальной версии дополнительное время понадобилось датским правоохранительным органам для более тщательного изучения документов, полученных из российской Генеральной прокуратуры. Выяснилось, что материалы, свидетельствующие о вине Закаева, изобилуют неточностями. Кроме того, варианты перевода документов, по словам представителей Мин-юста Дании, содержат заметные противоречия. Теперь, после судебного решения о продлении срока задержания Закаева, власти Дании предложили России до 30 ноября прислать дополнительную информацию, подтверждающую выдвинутые против него обвинения. Тем временем адвокат Закаева планирует обжаловать спорное решение судьи Лисбет Кристенсен.

Пост группы «ПРАВОСЛАВНЫЕ ЗА ОЧИЩЕНИЕ РПЦ ОТ ЭКУМЕНИСТОВ»

О настоящей любви в день «влюбленных».

14 февраля 1996 года расстрелян священник Анатолий Чистоусов.
До рукоположения отец Анатолий служил офицером Вооруженных Сил.
С марта 1994 года настоятель Михаило-Архангельского храма города Грозный.
Продолжал совершать Богослужения, невзирая на то, что храм оказался в эпицентре боевых действий.
В новогоднюю ночь 1995 года был насильно привезен террористами на грозненский железнодорожный вокзал, где ему приказали обратиться к держащим оборону российским солдатам с требованием сдаться.
Вместо этого отец Анатолий благословил солдат на ратное дело.
Вместе с протоиереем Сергием Жигулиным помещён бандитами в концлагерь «департамента государственной безопасности Чеченской Республики Ичкерия».
Там Батюшка был подвержен жестоким пыткам, но не отрёкся от веры.
14 февраля расстрелян за отказ снять крест и призвать русских солдат к сдаче.

Комментарий ниже поста Елены Бадякины

Я хорошо знала отца Анатолия. И всегда, бывая в Грозном, старалась с ним встретиться. Наша последняя встреча состоялась незадолго до его трагической гибели. Храм был уже разрушен, но он не прекращал вести службы в небольшой дворовой пристройке, куда перенесли сохранившиеся иконы и часть алтаря. К нему приходили за утешением выжившие русские люди, перенесшие просто немыслимые муки и страдания. И для всех он находил доброе слово, старался всем помочь. А вот его самого не уберегли. Вечная ему Память! Такими людьми страна наша спасается. А это я рядом с разрушенным храмом Михаила Архангела весной 95-го (фото 9 — ред.). Церковь отстроили заново. А вот отца Анатолия и погибших русских людей, чьи предки основали русскую крепость Грозная в 1818-ом году, и которые были зверски убиты и изгнаны с родной земли, уже не вернуть.

«ПРАВОСЛАВНЫЕ ЗА ОЧИЩЕНИЕ РПЦ ОТ ЭКУМЕНИСТОВ»

Статья на ресурсе «Чеченская война» — вечная!

14 февраля 1996 года в чеченском плену был убит священник Анатолий Чистоусов, настоятель Михаило-Архангельского храма г. Грозный (с 21.03.1994 г.), до рукоположения — офицер Российской армии.

Военный, с двумя дипломами о высшем образовании, он мог сделать неплохую карьеру. Однако желание посвятить себя служению Богу перевесило все мирские доводы. В 1992 году он стал посещать богослужения в Крестовоздвиженском храме г. Ставрополя, а уже через год – подает рапорт об увольнении из Вооруженных сил. Домашние были удивлены такой переменой в жизни главы семьи, а жена попыталась даже не пускать его в храм. Потом смирилась.

Храм Архангела Михаила, был основан в 1892 году. В советское время храм не закрывался. Штат священников здесь в советское время состоял из пяти человек. Накануне Первой Чеченской войны, некоторые священники начали уезжать, во время самой кампании остался только один священник – отец Анатолий Чистоусов

21 марта 1994 года о. Анатолий Чистоусов был направлен в распоряжение благочинного церквей Чечни, которым тогда был протоиерей Петр Нецветаев. Когда Митрополит Гедеон предложил ему ехать сюда, он, конечно же, мог отказаться. Получив назначение, о. Анатолий без промедления отправился в Грозный, где уже в то время было неспокойно и взрывоопасно.

Как-то его машину остановили во время поездки в Ставрополь, в Андреевский Кафедральный Собор. Забрали все деньги, которые были необходимы для приобретения церковной утвари. После этого Митрополит Гедеон предложил ему остаться, не ехать обратно.
Но отец Анатолий вернулся: «Как я могу оставить свою паству?», — сказал он.

В декабре 1994 года в Грозном начались широкомасштабные военные действия. Храм оказался в эпицентре боев; одним из первых снарядов был разрушен второй этаж церковного дома, несколько снарядов попало в храм. Но богослужения продолжались теперь уже в подвале. О. Анатолий в подряснике бесстрашно шел среди пуль и снарядов к солдатам, к находившимся в подвалах домов жителям города: исповедовал, причащал, крестил. Его подрясник был в нескольких местах прострелен пулями, но он вновь и вновь шел к тем, кто его ждал.

По свидетельству участника боевых действий в Грозном — офицера спецназа ВДВ — в то время, когда его подразделение было окружено и держало оборону в здании грозненского вокзала, чеченские боевики, уже отчаявшись взять вокзал штурмом, стали пытаться психически сломить наших ребят. Главная роль была отведена в этом деле правозащитнику и ныне депутату Государственной Думы Сергею Ковалеву. Как рассказал офицер ВДВ, Ковалев при помощи громкоговорителя призывал десантников сложить оружие, так как они являются «преступниками и убийцами». Спецназовцы после этих слов не открыли огонь на поражение только потому, что они видели в группе боевиков рядом с Ковалевым православного священника. Уже потом стало известно, что этим священником был отец Анатолий Чистоусов, насильно приведенный чеченскими бандитами для того, чтобы, подобно Ковалеву, призывать десантников сдаться. Но отец Анатолий отказался что-либо говорить и лишь молча перекрестил наших ребят.

Согласно имеющимся свидетельствам, после похищения отец Анатолий содержался в лагере департамента государственной безопасности Ичкерии в районе села Старый Ачхой. Здесь священник Русской Православной Церкви был расстрелян, приняв мученическую кончину от рук своих похитителей.

Это подтверждается, в частности, соответствующим актом от 14 февраля 1996 года, который был составлен ответственными сотрудниками службы безопасности при президенте Ичкерии и заверен военным прокурором республики.

Среди переданных Московской Патриархии документов имеется фотография тела священника Анатолия Чистоусова, сделанная его палачами после расстрела.

В продолжение всего периода, когда судьба отца Анатолия оставалась неизвестной, Священноначалие Русской Православной Церкви предпринимало решительные усилия по вызволению похищенного священника, равно как и иных клириков и чад Церкви, плененных в Чечне. Останки отца Анатолия были эксгумированы лишь в июле 2003 года в горах недалеко от Старого Ачхоя и захоронены в Ставрополе при часовне городского кладбища.

«По имеющейся информации Чистоусов А. И., 1953 г.р. действительно похищен в январе 1996 г. в Урус-Мартановском районе ЧРИ. Инициатором и одним из исполнителей похищения его и о. Сергия Жигулина является Закаев Ахмед Халидович, 1956 г.р., бывший работник Министерства культуры, помощник Президента ЧРИ З. Яндарбиева. Впоследствии, по указанию А. Закаева, о. Анатолий был расстрелян и захоронен на западной окраине пос. Красноармейский, Урус-Мартановского района ЧРИ». Бывший сотрудник Грозненской ТЭЦ Валерий Росляков, захваченный зимой 95-го в заложники и доставленный бандитами в Старый Ачхой, рассказал, что в селе действовал настоящий концлагерь, в котором находилось около 150 человек. Были в лагере строители, военнослужащие и даже местные жители. Той же зимой в лагерь привезли еще 20 энергетиков, похищенных на Грозненской ТЭЦ-2, шестерых работников «Ростовэнергоремонта» и двух священников – отцов Сергия и Анатолия. Всех пленных, по словам выжившего энергетика, держали в подвале местной школы, а с приближением федеральных сил весной 96-го года перевели в подземные казематы, вырытые в центре села. «Тех, за кого не давали выкуп, угоняли на строительство дороги в Итум-Кале,– рассказал оперативникам Валерий Росляков.– Многих специально мучили, чтобы другие видели и боялись. Некоторых, «ненужных», просто расстреливали».

Так был убит и священник Анатолий Чистоусов, настоятель Михаило-Архангельского храма в Грозном. По мнению оперативников ФСБ, священника похитили ичкерийские спецслужбы, которые и доставили его в лагерь в Старый Ачхой. Вполне возможно, что этот лагерь смерти был узаконенной ичкерийскими властями тюрьмой и сюда помимо заложников, на которых можно было зарабатывать деньги, привозили всех не угодных правящей власти. Отца Анатолия, заподозренного в связях с ФСБ, расстреляли в феврале 1996 года, незадолго до прихода российских войск. Его тело зарыли на футбольном поле местной школы, а поле заминировали.

Потрясающее свидетельство глубокой веры и высокой чистоты о. Анатолия привел о. Сергий Жигулин, когда рассказывал об обстоятельствах их пленения. Захваченный жестокими, звероподобными людьми, о. Анатолий с вдохновением произнес: «Слушай, брат, представляешь, ведь это счастье — пострадать за Христа, умереть с Его именем на устах». Именно эта постоянная готовность о. Анатолия засвидетельствовать свою веру во Христа мученическим подвигом открывает в нем героя православной веры XX века и воистину святого человека. О. Анатолий Чистоусов — это слава Ставропольской епархии и всей Русской Православной Церкви. Благодаря ему и таким людям как он, мир имеет еще одно доказательство истинности православной веры, а духовенство и народ Божий — яркий, вдохновенный пример беззаветного служения Всемогущему Богу и Церкви Христовой.

Статья на ресурсе «Чеченская война» — вечная!

Фото 1-8: Офицер, священник и мученик Анатолий Чистоусов, настоятель Михайловского храма…

Видео 1: Миротворцы. Док. фильм. Студия «ПЕЛИКЕН», 2002 г. — «Далмат» наших дней, архивные кадры с отцом Анатолием Чистоусовым.
(Миротворцы — один из самых кровавых, жестоких и правдивых документальных фильмов о Чечне. В него входят не только интервью с военными и мирными жителями, но и видео записи записанные самими чеченскими боевиками)

Огонек Донбасса

#Новороссия

Поделиться новостью:

Анатолий Чистоусов священник. Погиб в чеченском плену в 1996

Родился Анатолий Чистоусов: 28 августа 1953, Киров, Кировская область
Окончил военное училище штурманов ВВС и педагогический институт (заочно). В восьмидесятые годы XX век проходил службу офицером-воспитателем в одном из военных училищ города Ставрополя.
В 1993 году уволился из рядов Вооружённых Сил России. Майор запаса.
18 марта 1994 года Митрополитом Гедеоном (Докукиным) рукоположён в сан диакона.
21 марта 1994 года направлен в распоряжение благочинного православных церквей Чеченской республики.
15 марта 1995 года — настоятель Михаило-Архангельского храма города Грозного и благочинный православных церквей Чеченской республики.
29 января 1996 года во время Первой чеченской войны вместе с протоиереем Сергием Жигулиным был захвачен боевиками и помещён в концлагерь так называемого «департамента государственной безопасности Чеченской Республики Ичкерия».
Погиб: 14 февраля 1996 Под пытками не отрёкся от веры и был расстрелян (село Старый Ачхой, Чеченская Республика)

—————————————————————
…Анатолий Чистоусов посвящает много времени молитвам в храме. Насколько позволяет работа, посещает службы, помогает в алтаре и на клиросе.Через год он принимает окончательное решение об оставлении военной службы и увольняется в чине майора. Прежде, чем подать рапорт, отправляется к архимандриту Кириллу (Павлову) в Троице-Сергиеву Лавру, где после беседы старец благословляет его принять священство.
…18 марта 1994 года митрополит Гедеон рукоположил Анатолия Чистоусова в диаконы
…20 марта 1994
рукоположили в священника. Владыка вспоминает: «Перед хиротонией я спросил Анатолия: А если пошлют туда, где неспокойно, где опасно, — пойдешь?» Он спокойно и твердо ответил: «Куда благословите, Владыка, туда и пойду. Никакие земные обстоятельства мне не страшны».На следующий день он получил своё первое назначение — был направлен в мятежную Ичкерию, которая к тому времени уже фактически вышла из состава России. Владыка Гедеон сказал тогда: «Ты военный, вот тебе, значит, там и место».
…в декабре 1994-го в Грозном начались широкомасштабные боевые действия, «храм оказался в эпицентре боев, несколько снарядов попало в него, был разрушен второй этаж церковного дома. Но богослужения продолжались — теперь уже в специально оборудованном для этого хозяйственном помещении. Среди пуль и снарядов отец Анатолий шел к солдатам, к находившимся в подвалах домов жителям города: исповедовал, причащал, крестил. Его подрясник был прострелен в нескольких местах, но он вновь и вновь шел к тем, кто ждал его…»

… 12 декабря 1995 годабатюшка пришлось столкнуться с бандитами. В этот день он направлялся в Ставрополь для участия в престольном празднике Кафедрального собора св. Апостола Андрея Первозванного. По дороге его машина была остановлена вооружёнными чеченцами, один из которых сел за руль. Однако внезапно двигатель заглох, завести машину так и не удалось. В суматохе бандиты стали кричать, оскорблять священника, угрожали расправой. Неизвестно, что помешало им сделать это тогда. Дело кончилось тем, что бандиты скрылись, отобрав у отца Анатолия сумку с деньгами, которые тот вёз для нужд прихода.
…1995 год. свидетельство специального корреспондента газеты «Щит и меч» Виталия Носкова, близко знавшего Батюшку: «О. Анатолий рассказывал: когда грозненский железнодорожный вокзал в январе был в осаде, где боевики «зажали» десантников майкопской бригады, которая героически дралась в новогоднюю ночь 1995г., в церковь приехали боевики и под дулами автоматов посадили его в машину. Привезли к вокзалу, приказав уговорить русских солдат сдаться. Был там в этот момент Сергей Адамович Ковалёв, правозащитник, а ныне депутат Государственной Думы.
Он с мегафоном уговаривал русских солдат сдаться, что-то обещал им там, сулил. Говорил им, что, мол, вы пришли на чужую территорию, что эта земля не ваша… А Батюшка о. Анатолий единственно что сделал — перекрестил солдат и благословил. Благословил их на то, чтобы они выжили, на то, чтобы вернулись к своим матерям, жёнам и сёстрам». Рассказ дополняет воспоминание участника боевых действий в Грозном — офицера спецназа ВДВ: «… Чеченские боевики, уже отчаявшись взять вокзал штурмом, стали пытаться психически сломить наших ребят. Главная роль была отведена в этом деле Сергею Ковалёву. При помощи громкоговорителя он призывал десантников сложить оружие, так как они являются преступниками и убийцами. Спецназовцы после этих слов не открыли огонь на поражение только потому, что они видели в группе боевиков рядом с Ковалёвым православного священника. Уже потом стало известно, что этим священником был отец Анатолий Чистоусов, насильно приведённый чеченскими бандитами для того, чтобы, подобно Ковалёву, призывать десантников сдаться. Но отец Анатолий отказался что-либо говорить и лишь молча перекрестил наших ребят». Вероятно, именно тогда боевики увидели в лице русского священника своего врага, решившегося воспрепятствовать их планам, однако, в тот раз расправиться с ним пока не решились.

…В январе 1996-го в Грозный приехал протоиерей Сергий Жигулин по поручению Святейшего Патриарха Алексия II, с просьбой о содействии в поиске попавшего в чеченский плен рядового Сорокина. Задачей отца Сергия было встретиться с боевиками и, по возможности, договориться об обмене. Когда он прибыл в Грозный, отец Анатолий, с которым они были уже ранее знакомы, вызвался ехать на поиски солдата вместе с ним.
«Отец Анатолий не обязан был никуда ехать, — рассказывает архимандрит Филипп, — ни к этим боевикам, ни к этому полевому командиру, поскольку он исполнял обязанности Благочинного в Грозном, у него был свой приход, своих забот хватало, а ехать выручать человека — была исключительно моя миссия, я должен был ехать сам, либо с кем-то ещё… Тем не менее, отец
Анатолий поехал со мной. После встречи с боевиками, на которой мы вроде бы о чём-то договорились, по дороге домой на десятом километре пути от этого города нас схватили… Помню, отец Анатолий был в рясе, я в пальто».
….29 января 1996 года.Полученные ОВЦС документы представляют собой часть архивов Департамента государственной безопасности ЧРИ («чеченского Гестапо»). Согласно свидетельствам, после похищения отец Анатолий содержался в лагере ДГБ в районе села Старый Ачхой.
….30 января 1996 года образуется Епархиальная комиссия для ведения переговоров об освобождении священников. Выяснилось, что священники живы и здоровы, место их нахождения пока неизвестно, ведутся переговоры об их освобождении.
….12 февраля 1996 митрополит Гедеон вынужден был констатировать: «…несмотря на все предпринятые действия работавшей в г. Грозном … не удалось добиться освобождения захваченных дудаевскими боевиками в заложники протоиерея о. Сергия Жигулина и священника о. Анатолия Чистоусова. Сергей Жигулин и Анатолий Чистоусов были разведены в разные камеры. в последствии, Отца Сергия Жигулина чудом спасли, обменяв на Мусу Идигова — начальника охраны Дудаева. Останки отца Анатолия, при всех усилиях, не найдены.
…14 февраля 1996 в селе Старый Ачхой Анатолий Чистоусов был расстрелян, (по другой версии по указанию А. Закаева, о. Анатолий был расстрелян и захоронен на западной окраине пос. Красноармейский, Урус-Мартановского района ЧРИ») приняв мученический венец от рук своих похитителей.Это подтверждается, в частности, соответствующим актом от 14 февраля 1996 года, который был составлен ответственными сотрудниками службы безопасности при президенте Ичкерии и заверен военным прокурором мятежной республики. Среди переданных ОВЦС документов имеется фотография тела священника Анатолия Чистоусова, сделанная его палачами после расстрела.На теле убиенного батюшки двадцать две раны.Боевики требовали принять мусульманскую веру: избивали, пытали, но он ничего не подписал и ничего не предпринял во своё земное спасение. Потерявшего способность ходить, изувеченного отца Анатолия носил на допросы пленный мулла: таков был дьявольский приказ палачей. Им казалось, что они унижают представителей двух великих религий.
В Старом Ачхое, зловещем концентрационном лагере Департамента государственной безопасности Ичкерии, на кольях торчали отрубленные головы российских офицеров и солдат… Было от чего ужаснуться, потерять себя, как личность, распасться на молекулы.

В застенках ичкерийского гестапо отец Анатолий Чистоусов молился: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят».