Андрей Алексеев протоиерей
Содержание
Протоиерей Андрей Алексеев
Настоятель храма.
Директор Воскресной школы.
Кандидат богословия, кандидат исторических наук.
Заместитель председателя Патриаршей Комиссии по вопросам физической культуры и спорта.
Биография:
Родился 22 октября 1969 г. в Ростове-на-Дону.
С 1991 г. по 1996 г. нёс алтарническое послушание в Николо-Архангельском храме в с.Никольском Московской епархии (область).
С 1993 по 2000 гг. учился в Российском Православном Университете им. св. ап. Иоанна Богослова.
1996-2000 гг. – одновременно с учебой нёс алтарническое послушание в храме св. вмц. Параскевы Пятницы в Качалове.
11 июня 2000 г. – рукоположен в сан диакона Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Солнечногорским, и назначен штатным клириком храма св. вмц. Параскевы Пятницы в Качалове.
В 2001 г. окончил Московскую духовную семинарию.
В 2005 г. окончил Московскую духовную академию. Защитил диссертацию на тему: «Религиозный кризис русского общества конца XIX – начала XX веков».
В 2004 г. благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II введен в состав комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы и назначен ответственным за воскресные школы Андреевского благочиния г. Москвы.
18 октября 2005 г. – рукоположен в сан пресвитера Преосвященнейшим Александром, епископом Дмитровским.
С 2005 г. преподает в Перервинской духовной семинарии.
В 2006-2008 гг. – проходил обучение в Аспирантуре на кафедре Отечественной истории Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова.
2008 г. – защитил диссертацию на тему: «Духовно-нравственное состояние русского общества конца XIX – начала XX веков».
2008-2009 гг. – проходил обучение в филиале Аспирантуры МДА при Отделе внешних церковных связей.
В 2012 году назначен Заведующим сектором по работе с молодежью Юго-Западного викариатства Москвы.
В 2012 году назначен настоятелем строящегося храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутово.
2013-2018 гг. – занимал должность председателя Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы.
8 апреля 2015 г., в Великую Среду, возведён Святейшим Патриархом Московском и всея Руси Кириллом в степень протоиерея.
27 июля 2016 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен духовником олимпийской сборной России.
С апреля 2018 года – член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.
6 июня 2018 г. назначен на должность заместителя председателя Патриаршей Комиссии по вопросам физической культуры и спорта.
День тезоименитства – 23 октября н/ст (память блаженного Андрея Христа ради юродивого Тотемского).
Научные публикации:
- Алексеев А.В. Духовно-нравственное состояние русского общества конца XIX – начала XX веков: историко-конфессиональный (православный) взгляд (монография). – М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2017. – 189 с.
- Алексеев А.В. К вопросу о положении Православной Церкви в Российском государстве к началу XX века. // Федеральный журнал История государства и права. – М.: ООО «Издательство «Юрист». – 2008. № 3. – С. 18-20.
- Алексеев А.В. Положение Православной Церкви в Российском государстве к началу XX века. / Исследования некоторых исторических и политологических проблем. Межвузовский сборник научных работ Министерства образования и науки Российской федерации. – Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова. Московская академия экономики и права. – М., 2006. – С. 171-184.
- Алексеев А.В. Религиозный индифферентизм в российском обществе конца XIX – начала XX веков. / Исследования некоторых исторических и политологических проблем. Межвузовский сб. научных работ Министерства образования и науки Российской федерации. – Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова. Московская академия экономики и права. – М., 2006. – С. 185-191.
- Алексеев А.В. Негативное влияние западноевропейской культуры на духовное состояние российского общества в конце XIX – начале XX вв. / Исследования некоторых исторических и политологических проблем. Выпуск второй. Межвузовский сборник научных работ Министерства образования и науки Российской федерации. – Московский государственный педагогический университет им. М.А. Шолохова. Московская академия экономики и права. Московский городской институт менеджмента. – М. 2006. – С. 81-91.
- Алексеев А.В. Духовно-нравственные причины религиозного кризиса русского общества конца XIX – начала XX веков. / Исследования некоторых проблем зарубежной и отечественной истории. – Межвузовский сборник научных работ МГПУ им. М.А. Шолохова. Нижневартовский государственный педагогический институт, Московская академия экономики и права. – М., 2004. – С. 126-156.
Книги:
- Алексеев А.В. Духовно-нравственное состояние русского общества конца XIX – начала XX веков: историко-конфессиональный (православный) взгляд (монография). – М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2017. – 189 с.
- Алексеев А.В., прот. Православное детство. Катехизис в стихах для детей. – М.: Храм святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове, 2017. – 80 с.
- Алексеев А.В., прот. Сказка про богатыря Ивана и про силу Божьего слова. – М.: Храм святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове, 2018. – 48 с.
Интервью:
- Серия публикаций на ресурсе «Информационное агентство “Новости Федерации”», 2010-2013 гг.
- Газета «Комсомольская правда» 12.08.2016, «Духовник Олимпийской сборной – «Комсомолке»: Помогаю спортсменам молитвой, святой водой, стихами».
- Информационное агентство «Интерфакс-религия» 16.08.2016, «Сейчас у наших олимпийцев замечательный настрой».
- Газета «Вечерняя Москва» 17.08.2016, «Помолясь. И с Богом! Нашим олимпийцам помогают молитва и отец Андрей».
- Газета «КоммерсантЪ» 19.08.2016, «Из последних сил небесных. С чьей помощью победили сборную Норвегии в гандбол».
- Интернет-портал «Православие и мир» 21.08.2016, «Духовник олимпийской сборной: нельзя сказать, что ко мне пришёл каждый».
- Информационное агентство «Интерфакс-религия» 24.08.2016, «В Русской Церкви назвали нравственным преступлением отстранение российских паралимпийцев».
- Интернет-портал Учебного комитета Русской Православной Церкви 04.09.2016, «Протоиерей Андрей Алексеев: На Олимпиаде я просто старался с Божией помощью делать то же самое, что и на приходе».
- Интернет-портал «Православие и мир» 06.12.2017, «Духовник олимпийской сборной: Прошу сугубо молиться о российских спортсменах».
- Газета «Московский комсомолец» 30.01.2018, «За сборную России осталось только молиться: в Корею едет духовник».
- Информационное агентство «Интерфакс-религия» 01.02.2018, «Патриарх Кирилл призвал российских олимпийцев помнить о личной ответственности перед страной».
- Газета «Комсомольская правда» 01.03.2018. Духовник Олимпийской сборной России: Спортсмены просили окропить святой водой клюшки и коньки.
- Телеканал «Царьград» 15.03.2018. Спортивный «капеллан»: Беседа с духовником олимпийской сборной России.
- Газета «Православная Москва» 19.03.2018. Олимпийский духовник.
- Газета «Комсомольская правда» 29.06.2018. Какой молитвой помочь нашим футболистам и осуждать ли девушек за романы с иностранцами.
Видео- и аудиоматериалы:
Телерадиопрограммы с участием прот. Андрея Алексеева
Воскресные беседы об основах христианской веры. Ведёт прот. Андрей Алексеев
Сказка про богатыря Ивана и про силу Божьего слова. Читает автор – прот. Андрей Алексеев
Православное детство. Катехизис в стихах для детей. Читает автор – прот. Андрей Алексеев
Евангелие. Читает прот. Андрей Алексеев
Апостол. Читает прот. Андрей Алексеев
Спортивный «капеллан»: Беседа с духовником олимпийской сборной России
Спортивные итоги зимних Олимпийских игр, самых тяжёлых для русских олимпийцев и всей нашей страны, подведены. Выводы же политические будут обсуждаться ещё долго, а их последствия — дело не спортсменов, но политиков. Однако в этой истории есть ещё одно измерение — духовное.
«Царьград»: Отец Андрей, можно ли назвать духовника олимпийской сборной «капелланом», сравнив Ваше послушание с деятельностью полковых священников?
Духовник Олимпийской сборной России протоиерей Андрей Алексеев о спортсменах олимпийцах
Протоиерей Андрей Алексеев: Сходство, безусловно, есть. Олимпийцы — это элита отечественного спорта, это очень интересные, мотивированные и дисциплинированные люди, привыкшие ограничивать себя и работать над собой. И вместе с тем это люди, нуждающиеся в общении с Богом, имеющие серьёзные вопросы о жизни, ищущие поддержки и умеющие сердечно благодарить за неё. Из-за напряженного графика и особых требований, предъявляемых к спортсменам такого уровня в силу рода их деятельности, они многого лишены в жизни и поэтому умеют ценить то малое, что порой открывает перед ними перспективу живого, доверительного общения. Поэтому, это интересное взаимодействие, действительно, отчасти можно сравнить со священническим служением в боевых условиях.
«Царьград»: Очевидно, что большинство сегодняшних спортсменов родились в обычных советских и постсоветских семьях, зачастую далёких от Церкви. Насколько сложно священнику найти общий язык с этими людьми? Есть ли среди них воцерковленные люди? Как вообще складывались Ваши отношения с этими, прежде не знакомыми Вам, людьми? Особенно в столь сложных условиях, когда на нашу страну и нашу команду оказывалось беспрецедентное давление.
Протоиерей Андрей Алексеев: Конечно, преимущественно это среда людей невоцерковленных, но каждый из них готов к тому, чтобы слышать. Более того, это люди с богатым внутренним миром, нуждающиеся в духовном общении, и порой бывает достаточно небольшого движения, чтобы этот диалог потихоньку начал складываться, выстраиваться в то живое и искреннее, чем ты сам как священник очень дорожишь. А входя в это пространство глубже, начинаешь понимать, что у многих из этих людей есть реальная потребность в том, чтобы впустить в своё сердце Христа. Но, надо отметить, что всё же среди наших спортсменов-олимпийцев есть и те, кто уже ходит в храм и даже имеет своих духовных наставников.
Конечно, для меня большая честь приезжать на Олимпийские игры в главную спортивную команду страны в качестве делегата Русской Православной Церкви, имеющего благословение Святейшего Патриарха. И там ты видишь открытых к взаимодействию людей, причём не только среди спортсменов, но и среди руководства сборной, среди врачей, массажистов, тех, кто сопровождает команду, представителей различных структур и подразделений, обеспечивая её существование и работу на протяжении времени соревнований. Есть то живое, то естественное, в чём ты, безусловно, чувствуешь участие Того, Кого не видно, но Кто всё это направляет и открывает перед тобой возможность войти и быть Его помощником в этом уникальном служении.
В Корее мы испытали вдохновенное чувство радости и единства, и оно продолжилось и по пути, в самолёте, и здесь. Во время перелёта в Москву, когда мы пролетали над тем или иным крупным городом, капитан воздушного судна обращался к спортсменам со словами приветствия и благодарности от лица жителей этого города — части нашей большой страны. И это сердечное участие вызывало у ребят горячий отклик. Это потрясающе. Знаете, есть такая песня — «Я лечу над Россией, над Россией моей», вот и мы летели над своей страной и ощущали единение со своим народом. Это именно то, о чём сказал Святейший Патриарх, встречаясь со спортсменами после завершения Игр: нас пытались поставить на колени, унизить, а произошло с точностью до наоборот. Испытания собирают людей, консолидируют их и дают им возможность почувствовать себя могучим народом великой страны.
«Ц.»: Святейший Патриарх Кирилл благословил Вас быть духовником олимпийской сборной ещё два года назад, перед летними Олимпийскими играми. Тогда тоже было сильное давление на Россию, и тем не менее это была официальная сборная России, которая выступала под русскими державными флагами. Сейчас ситуация намного сложнее. Насколько сильно это ощущалось олимпийцами? И насколько здесь Ваша роль была важна?
Фото: dmdonskoy.ru (сайт храма святого благоверного князя Димитрия Донского в Северном Бутове)
Стихи духовника Олимпийской сборной России протоиерея Андрея Алексеева
Протоиерей Андрей Алексеев: Конечно, давление ощущалось. Но здесь я хочу обратить внимание на то, о чём вы сказали в самом начале вопроса, — на благословение Патриарха, полученное мной незадолго перед отъездом в Корею в Храме Христа Спасителя. Мы пообщались со Святейшим, рассуждая об ответственности спортсменов за нашу великую страну. Он попросил меня передать им, что самое главное в этой ситуации — помнить о необходимости сохранения мира, любви и единства. После этой беседы я вышел их храма и… на одном дыхании написал стихи. Мне они очень пригождались на Олимпийских играх, я читал их каждой сборной, с которой там встречался:
Сегодня много разных разговоров,
Позиций, мнений, взглядов и речей.
Позвольте предложить уйти от споров,
Вопросов, кто есть кто, и кто есть чей.
Есть день сегодняшний — события и люди,
Мир внутренний и внешний — ты и я.
Есть Родина, которую мы любим.
Мы здесь живём, мы все — одна семья.
Что говорить — уже корабль в море:
То штиль, то шторм, погода не вполне…
Кто мудр, кто смел, а кто заснул в дозоре…
Но на волне, мой друг, как на волне!
И тот, кто в плаванье ходил, конечно, знает:
Пусть холод, пусть жара, дожди идут,
Матроса сердце что, брат, согревает?
Что дома помнят, верят, любят, ждут.
Святейший Патриарх со мной в соборе
О мире и единстве говорил,
Чтоб с Богом быть и в радости, и в горе,
С командою лететь благословил.
Гражданства нет у совести и чести,
Но должно дорожить своей страной.
Позвольте предложить быть всем нам вместе,
Быть с Божьей помощью командою одной.
Пройдут года, и станут ближе дали,
Прольются слёзы, пот, вино и кровь…
Но вечность сохраняет не медали,
А лишь надежду, веру и любовь.
Фото: dmdonskoy.ru (сайт храма святого благоверного князя Димитрия Донского в Северном Бутове)
«Ц.»: Спаси Христос! И ведь действительно накануне Олимпиады было много споров: а стоит ли нашим олимпийцам выходить под нейтральным знаменем? И совершенно иные чувства возникли при наших победах, особенно хоккейной сборной. Всё-таки не зря многие называют нашу страну «хоккейной державой». Чувствовали ли Вы в Пхёнчхане эту перемену, этот единый русский нерв?
Протоиерей Андрей Алексеев: Настроения могли быть разными, но вхождение в этот важный и значимый для всех нас процесс ощущалось. Ведь существуют базовые ценности, те главные основания, на которых сегодня зиждется то, что в историческом разрезе мы называем «русской цивилизацией». Есть принципы жизни по Слову Божиему, которые у нас особенно сильны, в то время как в других местах, как мы можем видеть, Христа всё больше изгоняют из современной жизни. Конечно, это было заметно по тем юношам и девушкам, которые приехали из других стран, хотя против них мы ничего не имеем, и я их поддерживал там, где это было уместно. Это совершенно естественно: мы, русские, умеем дружить, умеем быть добрыми соседями, но вместе с тем бережём наши принципы жизни, которые зиждутся на Евангелии.
Конечно, эта культурообразующая среда нашего Отечества, взращенная на христианской почве, закладывает в сердце то удивительное зерно, которое прорастает в самые трудные моменты становления человека и в дни тяжелейших испытаний. Я чувствовал, что каждый из наших спортсменов ощущал себя частью этого организма, и постепенно эта связь всё больше укреплялась, была напряжена, как струна. И финал этого процесса пришёлся на два выступления: на потрясающие выступления наших девочек-фигуристок, Алины Загитовой и Женечки Медведевой, и, конечно, нашей хоккейной сборной.
Все дни Олимпиады я вёл дневник духовника олимпийской сборной России, который публиковался на сайте нашего храма святого князя Димитрия Донского. И мне, и близким людям, с которыми я общался, этот дневник немало помогал, поскольку каждый день я описывал события, которые видел, и пропускал их через «духовное сито», приправлял «духовной солью», помогал и другим осмыслить это событие не только с внешней стороны. И я видел, как постепенно происходила некоторая перемена, становление в людях на пути к тому моменту, который явился завершением Олимпийских игр для нас. Это было настоящее испытание веры и людей. И то, что мы ощущали в ходе хоккейного финала и по его окончании, многого стоит.
Фото: dmdonskoy.ru (сайт храма святого благоверного князя Димитрия Донского в Северном Бутове)
«Ц.»: То есть чувствовалось, что это не просто игра, не просто спортивные состязания, но брань духовная?
Протоиерей Андрей Алексеев: Недавно меня спросил один корреспондент: «Батюшка, в этом соревновании участвовали многие молодые спортсмены, среди них немало христиан. Есть и православные христиане. Но почему Бог услышал этих, а не тех?» Но ведь это вопрос не ко мне: надо спросить Того, Кто их услышал. Но если вспомнить моменты нашей истории, то я, будучи историком по второму образованию могу сказать, что сегодня мы переживаем знаковое время, которое должно стать для нас серьёзным уроком на будущее.
Напомню вам тиакой случай из минувшего: когда сильнейшая армия Европы с крестами, с молитвой стояла у русских пределов, и невпревзойденный полководец того времени Биргер написал молодому князю Александру, будущему Александру Невскому: «Если можешь, защищайся!», то для него самого всё было, казалось бы, очевидным. Но что сделал молодой князь? Он пошёл в храм, встал на колени и призвал Господа, Матерь Божию и святых, а дальше было то, что записано в истории, — Невская битва. И каждый делал своё дело.
Сегодня этот важный рубеж, всколыхнувший нашу огромную страну, даровал нам чувство национального подъёма, и это тоже плод совместных стараний, нашего соработничества. Эта ситуация объединяла людей, постепенно поднимающихся по некоей лестнице, где есть ступени и смирения, и унижения, и становления, и радости от вдохновенной победы.
Вспоминаю один эпизод из Кореи — слова Владислава Третьяка, который, общаясь с кем-то из своих коллег, сказал о том, что во время хоккейного финала тоже «молился вместе с батюшкой». А спустя какое-то время после окончания матча он передал мне слова своей жены, находившейся за тысячи километров: «Непременно обними отца Андрея в честь победы!». Почему у этой женщины возникло желание передать через мужа просьбу обнять священника, который сам — лишь инструмент? Что почувствовала эта женщина?
Фото: dmdonskoy.ru (сайт храма святого благоверного князя Димитрия Донского в Северном Бутове)
Потом уже в Москве мы общались с ней после благодарственного молебна в Храме Христа Спасителя, где Патриарх Кирилл принимал спортсменов и говорил о том, что здесь нет места категории случайности, «повезло — не «повезло», но есть некоторое действо и есть Режиссёр этого действа. И эта объединившая нас победа имеет не только внешнюю, но и внутреннюю составляющую. И над этим тоже важно думать, об этом важно размышлять: что в основании этих побед лежит, и для чего они нужны? О том, зачем они необходимы и каждому из нас, и в целом нашему народу.
«Ц.»: Несмотря на то, что наша сборная была сильно сокращена усилиями «наших западных партнёров», это всё равно большое количество людей. Вы уже называли некоторых поимённо, в частности сказали «Женечка Медведева», то есть заметно, что у Вас сложились какие-то личные отношения. Поделитесь, что особенно запомнилось? Может, кто-то особо просил помолиться, может, кто-то на исповедь пришёл непосредственно перед матчем?
Протоиерей Андрей Алексеев о духовничестве на Олимпиаде в Пхенчхане
Протоиерей Андрей Алексеев: Первый день Поста, Великое Повечерие, в нашей Олимпийской часовне — 12 человек, Литургия — 9 человек, снова Великое Повечерие — уже 13 человек… Да, в основном среди тех, кто приходил, были девочки. Девушки-хоккеистки стали самыми настоящими прихожанками этого храма-часовни — в большей степени, чем все остальные. Но приходили очень многие. Чаще других приходила фигуристка Катя Борова. А что касается Жени Медведевой, я под впечатлением от этой молодой девушки, от её очень сильной личности. Признаюсь, нечасто встретишь в 18 лет такую основательность. Ни в коем случае не буду говорить об этом в подробностях, потому что это можно назвать тайной исповеди, но перед тем, как сесть в самолет, мы по её просьбе около двух часов общались в зале ожидания. И этот юный человек, уже многого в жизни добившийся, спрашивал о том, что в её жизни, в её служении имеет необходимость быть просмотренным через Божий закон. Это дорогого стоит…
Что же касается общения и встреч, то действительно, каждая из них уникальна. Олимпийские игры закончиличь, и сейчас мы созваниваемся с кем-то из спортсменов. Буквально на днях я звонил супруге нашего сноубордиста Коли Олюнина, Марии. У него тяжёлая травма, и чувствуется подлинное мужество этого молодого мужчины, который тоже воин. В этой связи хочется вспомнить о понятии русского товарищества, которое когда-то столь глубоко выразил Николай Гоголь в монологе Тараса Бульбы, выше много. И говоря о состоянии душ наших олимпийцев, можно с уверенностью сказать: у них есть благородство, достоинство, готовность поддержать друг друга. И позвольте сказать как священнику и как историку: вместе с ними есть и вера в Бога, и любовь к своей стране.
«Ц.»: Не могу не спросить: есть люди, возможно, «ревнивые не по разуму», которые задаются вопросом о том, что, может, Олимпиада нам вовсе не нужна, ведь это же язычество, все эти Олимпиады. Как бы Вы оппонировали таким людям?
Благодарственный молебен после Олимпиады в Храме Христа Спасителя. Фото: patriarchia.ru
Протоиерей Андрей Алексеев: Да, меня как-то спросил один корреспондент:
— Вы, батюшка, коньки и клюшки тоже освящали?
— Да, было дело.
— А Вам не кажется, что всё это попахивает магизмом, язычеством?
И тогда я ему ответил: знаете, я преподаю в семинарии тот предмет, где это изучают, апологетику, основное богословие. И скажите, пожалуйста, наши православные миссионеры, проповедники, когда шли на Аляску, на Дальний Восток, в иные отдалённые места, начинали с чего-то другого? Ведь и эти спортивные площадки, и естественное здесь напряжение — это возможность священнику обратиться к тому, кто нуждается в духовном слове. Да, начинается всё с малого, но всё это — часть большого процесса.
«Ц.»: Последний день Олимпиады как раз пришёлся на Неделю Торжества Православия, и в этот день особенно чувствовалось торжество русского духа. Каков главный урок этой Олимпиады для Вас, для наших спортсменов, и урок на будущее для нашей страны, для нашей русской цивилизации?
Духовник Олимпийской сборной России о торжестве русского духа в день Торжества Православия
Протоиерей Андрей Алексеев: В канун Торжества Православия я служил ночную Литургию. Наши ребята уже спали, отдыхали перед решающим матчем. И вот тут я оказался один на один с Богом, на службе не было. Это удивительное состояние: ночь, олимпийская деревня, и ты осознаёшь сейчас, что на этом восточном рубеже, одном из самых восточных, совершается сейчас одна из самых ранних Литургий. Я размышлял о том, что наши главные исторические события зачастую были сопряжены с какими-то церковными праздниками: наступление наших войск под Москвой произошло в день святого Александра Невского, ключевые события Курской дуги и Сталинграда также пришлись на дни памяти известных святых, а День Победы практически совпал с днём памяти великомученика Георгия Победоносца и Пасхой. И вот тут, в канун Торжества Православия, я чувствовал, что что-то должно было произойти, это было моё сугубо личное ощущение. И когда я вернулся, то, подводя итоги, написал следующие строки:
Бог любит каждого из нас.
Он не заложник настроения.
Везде Он с нами каждый час,
Для всех открыл Он дверь спасения.
Есть то, что видит внешний глаз:
События, людей, явленья,
Но рядом мир, что скрыт от нас,
И в нём — начало пробужденья.
Через священника Господь
Взывает, учит, ждёт, прощает.
Врачует душу, дух и плоть,
Любовью сердце наполняет.
Спасибо, Господи, Тебе
За то, что видел не однажды.
Ведь Бога в трудностях, в борьбе
Там призывал едва не каждый…
Стоишь пред чудом, не дыша,
Стихает шум. Умолкли речи.
Здесь с Богом встретилась душа,
И ты — свидетель этой встречи.
>Протоиерей Андрей Алексеев: Дети в храме
№17 (914) / 2 мая ‘17
Беседы с батюшкой
В этой теме:
Беседы с батюшкой
Протоиерей Олег Стеняев: День Жен–Мироносиц
Беседы с батюшкой
Священник Владимир Флавьянов: Честность
Сегодня с протоиереем Андреем Алексеевым, настоятелем строящегося храма в честь Благоверного Князя Димитрия Донского в Северном Бутове города Москвы, мы продолжаем разговор о семье как малой Церкви, о Семье как таинстве.
– Здравствуйте, уважаемые зрители! Тема нашей сегодняшней программы вновь семья.
И очень важная тема. Мы с Вами, батюшка, договорились, что будем говорить о детях в храме. Я очень рада, что Вы сами предложили эту тему, поскольку многие прихожане – и молодые, и взрослые, и старые – иногда начинают нервничать от присутствия детей в храме, что, конечно, не очень полезно нам и, наверное, не очень полезно детям. Потому что любое раздражение в храме недопустимо. Но мы живые люди, и когда стоишь на богослужении, или идешь к Причастию, или слушаешь проповедь, а тут крики, шум, дети плачут и их никто не успокаивает или они начинают бегать…
Вы знаете, я однажды не удержалась: идет Евхаристический канон, и женщина, стоявшая у центральной иконы, именно в этот момент вдруг берет девочку за руку, дает ей свечи, и они их начинают их расставлять, расталкивая всех. Я просто не удержалась и сказала: «Вы знаете, вы же просто мешаете, ведь идет Евхаристический канон». Не то что хотела как-то ее обидеть, но я видела, что уже все начали смущаться… Что будем делать?
– Тема нами выбрана неслучайно, поскольку она актуальна. И каждый из тех, кто с ней сталкивается, должен принять для себя решение: что делать? Отвечая на этот вопрос, наверное, в первую очередь стоит понять, что мы не можем и не должны препятствовать.
Безусловно.
– Вот это очень важно. Ведь проще закрыть, не давать, не пускать, выталкивать, гнать. Проще, но неправильно. Сложнее войти в эту проблему и начать ее решать, и решать с серьезным, основательным подходом, требующим постоянной включенности. Потому что это, в первую очередь, работа с родителями, общение с молодежью в храмах, которую важно призвать к той части службы, на которой она может находиться. И вот тут мы подходим к некоторым особенностям, о которых я хотел бы сейчас сказать.
Какое-то время назад я написал статью и, обсудив ее с моими коллегами, преподавателями духовных школ, опубликовал на нашем сайте dmdonskoy.ru. Тема статьи – «Присутствие детей за богослужением». Подумав, мы предложили родителям выбрать из пяти ступеней (конечно же, условных), какая из них подходит для них и их детей. Посоветуйтесь, посмотрите, к чему сегодня готовы ваши дети. И далее предлагаются варианты.
Во-первых, если ваши дети готовы прийти на всю службу, вы это чувствуете и несете ответственность за них, поскольку они должны находиться рядом с вами, а вы возле них (вы не бросили их, вы вместе) – слава Богу! Это вопрос общения родителей (мы в прошлой программе говорили о духовниках) и советах с духовником. Есть и юные, готовые стоять всю службу, но таких единицы. Есть дети постарше, которые могут стоять всю службу, но таких тоже немного. И нельзя все перечеркнуть и сказать: нет, ни в коем случае… Здесь стоит подойти по-другому. Родители отвечают за то, как они воспринимают эту ситуацию, если они привели детей к началу службы и находятся в храме, а не на улице, где идет трансляция, или в специально оборудованной комнате. Сейчас мы проектируем храм, где этой теме уделено много внимания еще в процессе формирования техзадания: в храме отводится специальное место, где будет идти трансляция богослужения и дети смогут находиться вместе с родителями, присутствуя не непосредственно в храме, но в комнате, соседней с главным местом, где идет служба.
Пока вопрос решается так: трансляция идет на улице, в церковной лавке и воскресной школе, где находятся взрослые вместе с маленькими детьми. И у детей есть возможность, находясь в этом пространстве, где иконы и все рядышком, не быть на службе в то время, когда они еще не доросли до этой высоты и могут быть смущением для взрослых, уже готовых вкушать «твердую пищу».
Второй вариант – либо приходить с детьми к чтению Евангелия, но, опять же, иметь в виду проповедь священника, которая часто звучит после чтения слова Божиего. Если ребенок готов, он присутствует на службе, приходя к Евангелию и слушая его вместе с родителями. Если он готов слушать проповедь, тогда остается. Если он будет ерзать, бегать, шалить, смеяться, кричать, безобразничать…
Что делать? Выводить?
– Мы общаемся с родителями, и у нас дети не присутствуют в храме во время проповеди, они находятся возле храма и слышат ее (если они готовы слушать). Но того, чтобы в храме были хождения, – нет. Такова культура этого момента. Мы этому тоже обучаем, объясняем родителям, что вот сейчас этого не стоит делать. На это, конечно, было потрачено время, но уже это поставлено. Всякий раз спокойно, терпеливо просишь, объясняешь, даже делаешь паузу, потом продолжаешь дальше. Иначе невозможно сосредоточиться, рассеивается внимание, и в тот момент, когда у человека естественное напряжение от слова, кульминация… тут может быть искушение, которого стоит избежать, объяснив родителям, как нужно поступить. Они уже владеют этим маленьким мастерством и готовы выйти, чтобы не смущать присутствующих. Это еще одна ступень.
Прошу прощения, но не во всех храмах есть проповеди после Евангелия.
– Это нужно иметь в виду. У нас, если речь идет о воскресной службе, проповедь – после чтения Евангелия, так как в этот момент людей в храме больше всего. В будние дни проповедь – по отпусте Литургии.
Идем дальше. Говорим, опять же, о воскресной службе, где всегда присутствует наибольшее число детей (в будние дни их, естественно, меньше). Следующая ступень – это очень значимый и важный момент после Великого входа. Этот момент ключевой, и в это время должно прийти большинство из тех, кто до этого, возможно, еще не находился в храме. То есть в момент, когда идет ектения с прошениями, Символ веры, зайти в храм и это время Евхаристического канона постоять помолиться. Это для большинства.
А следующая, последняя ступень – это уже после Евхаристического канона, по молитве «Достойно есть», обращенной к Матери Божией, прийти с маленькими детьми. Опять же, не бросив их, а находясь возле них. Подвести их к Чаше, чтобы не было суеты, толкотни, разговоров возле солеи, амвона. Обращать на это внимание стоит. Это, конечно, требует усилий и труда, но это ставится, воспитывается. Как ставится рука у пианиста, как голос у певца. Есть целое искусство, которым важно овладеть, обращая внимание родителей на то, как им стоит отнестись к этому значимому вопросу.
Очень интересно. Но есть и многодетные семьи, где не один ребенок, а есть дети и постарше, и помладше. Как Вы этот вопрос решаете?
– Верно. Поэтому и церковная община, церковная семья, что, входя в нее, мы получаем помощь от людей, находящихся в храме. Люди объединяются. Есть те, кто отвечает за это сегодня, и есть те, которые могут это сделать в другой день. Есть какие-то встречи, некоторая своя программа. Да, это время службы, но кто-то же должен этим заняться, вместе с тем находя возможность в другие дни передать это другому. Как некая череда, поступательное движение процесса, где люди, помогая друг другу, имеют время для молитвы и время для попечения о детях, когда пришла очередь семьи этого человека.
Положим, мы выбрали пятую ступень и приходим с детьми, как Вы сказали, к «Достойно есть», «Отче наш»… А сам родитель сможет причаститься, ведь он, по сути, не был на службе?
– Это, опять же, вопросы духовного окормления. Во-первых, трансляция идет везде, и есть ситуации, когда нужно потерпеть и посмиряться: таков момент твоей жизни. Мы все проходили это, рожая и воспитывая детей. В то же время с теми людьми, которые уже готовы это слышать (а таких на нашем приходе немало), мы обсуждаем, когда им прийти, чтобы быть на службе. Нередко бывает, что в субботу человек приходит помолиться, а в воскресенье – с детьми. Или, наоборот, в воскресенье молится, а в субботу – с детьми. Чередуются жена с мужем: половина службы – жена, другая половина – муж. Или, допустим, какая-то семья помогает другой семье, и они чередуются, но чтобы на неделе у человека по возможности была Литургия.
Есть, конечно, ситуации, когда так не получается: ты приходишь на службу и рядом с тобой находятся твои дети. Но ты слышишь службу, находишься в том пространстве, где она идет. Есть трансляция, и можно присутствовать за богослужением, находясь близ храма, участвовать в нем пока таким образом. Опять же, можно посоветоваться со священником, как распределить оставшиеся дни недели, чтобы поучаствовать в богослужении и быть на Литургии.
Замечательно. В таком случае дерзну спросить. Это очень серьезная работа священника, требующая много сил, внимания и времени. Уже сейчас, хотя ваш храм строящийся, очень много народу. А когда красавец храм Димитрия Донского (я видела его план) вырастет, вообще не представляю, сколько здесь будет народу! Отец Андрей, где Вы найдете время? Как управитесь с тем народом, который придет в этот огромный храм?
– Это все происходит постепенно, люди приходят постепенно. Надо приглашать, подбирать тех людей, которые, понимая значение этой важной темы, являются твоими помощниками в решении этой задачи, и не только этой. Мы для себя изначально решили, что у нас череда, где мы вместе молимся, вместе принимаем участие в уборке храма. Я порой тоже мою полы.
Допустим, совсем недавно был такой случай. У нас каждую субботу генеральная уборка спортивного комплекса. Этот комплекс огромный, и убрать его бывает очень непросто. И, рассуждая на эту тему, приглашая людей, вместе с тем смотришь, сколько людей пришло на уборку фактически. Это бывает в субботу после всенощного бдения: люди приходят на службу и потом участвуют в добром деле. И вот был случай, когда на уборку пришло совсем немного людей. Мне об этом сказали. Я извинился (поскольку служба уже закончилась, но были исповедники), снял облачение, в подрясничке пришел в спортивный комплекс и стал мыть полы. Причем, знаете, я обратил внимание, что постепенно этот комплекс наполнился теми, кто вначале не сообразил. Я не бросил дело через пять минут, а убирал вместе с остальными. Убирали дети, взрослые. У нас так принято. Допустим, есть время, когда приходят люди, находящиеся в пути, и есть те, кто заканчивает свои занятия по окончании службы. Кто-то к этому относится уже иначе, но кто-то в пути. Это же миссионерский проект. Есть ребята практически совсем светские, мирские, которые приходят на помазание, присутствуют на части службы (с ними идет работа), а потом они идут и еще немножко занимаются. Они взяли тряпки, вместе с тренером убирали, мыли. Когда мы закончили, я снова облачился и стал исповедовать. Ушел, конечно, за полночь, но ничего, это обычное дело.
В нашей трапезной нет штатных поваров, готовят люди, находящиеся в череде. Мы к ним обращаемся, они знают нашу практику, и есть очередь людей, которые специально приезжают сюда готовить, убирать. Есть череда родителей, которые помогают в организации жизни школы. Наша школа работает каждый день как досуговый центр, дошкольный лицей, школа искусств, спортивная школа, и в дни, когда особенно много детей (наибольшая нагрузка, конечно, в выходные дни), необходима особая помощь. Поэтому есть череда родителей в гардеробе.
Накануне вечером дети вместе с родителями чистят картошку, готовят крупы, все необходимое для будущего дня, чтобы приготовить ту или иную пищу. Самые большие помощники – наша молодежная группа. Юноши, девушки, девицы, которые еще совсем недавно были девчонками, уже активно включаются в эту жизнь и помогают юным, совсем маленьким. И вот это ощущение семьи, общины очень глубокое. Потребность участвовать в этом возникает у многих людей. И вопрос «Чем помочь?» у нас звучит регулярно. Еще и паузу сделаешь, чтобы подумать: «Давайте вместе помолимся и решим, где вы можете быть полезны и в чем».
Но опять-таки, я к тому, что у вас сейчас не так много народу. Но набежит столько народу: все Бутово здесь будет.
– Я скажу так: сейчас в нашей школе записано более шестисот детей. А сколько родителей уже? Идет естественный, живой процесс. Я не на себя уповаю, я просто делаю свое дело, а дальше надеюсь на помощь Божию. Знаете, наверное, это как в любой семье: один ребенок – это одна ситуация, двое – нужно относиться уже по-другому, и так далее. Но Господь не оставляет. Поэтому верю, что не оставит и в последующем. Важно в это включаться, важно этим жить. А когда ты этим живешь, каждый день с утра и до позднего вечера, то это становится естественно. А иначе зачем ты пришел к Престолу Божиему? Ты должен этим жить, это норма. Ты только призываешь Господа, трудишься, а дальше Он дает тебе и людей, и возможности.
Вот я не скрываю, что живу в постоянном чуде. Потому что приходят люди с готовностью помогать, обращаются и просят: «Окажите нам честь, мы желаем вам помочь. Можно ли?..» И, видя нашу совсем маленькую, муравьиную готовность что-то делать, люди откликаются и приходят, чтобы поучаствовать в этом добром деле. «Чем могу помочь? Я умею вот это, я готова здесь…» В каких-то ситуациях мы обращаемся конкретно: кто умеет вот это? Люди приходят, и начинается процесс поддержки и помощи. Иначе мы бы не существовали. Ведь сейчас в нашей школе более ста преподавателей.
Есть служения, где люди решают сами, какова степень их участия, и мы находим возможность поддерживать их. Кто-то принципиально просит: «Хочу во славу Божию». Кто-то говорит: «Батюшка, готов, но нуждаюсь». А кто-то ничего, кроме возможности потрудиться здесь, не имеет. Поэтому мы ищем такие возможности, поддерживаем и находим с Божией помощью. Опять же, при поддержке тех, кто эти возможности имеет и тоже приводит сюда своих детей. И это естественный процесс. Включаясь в него, понимаешь, как помогает Господь.
Отец Андрей, если Вы предложили пять ступеней, условных, как Вы сказали, думаю, что Вы, наверное, предложили родителям и ступени домашней подготовки ребенка к Божественной литургии в зависимости от его возраста. Мы просто ведем ребенка в храм или все-таки должны готовить детей? Как мы готовимся к Литургии?
– Мы постоянно имеем взаимодействие с родителями, приглашая их и на беседы, и на еженедельные встречи со священником в рамках еще одного курса. Это и обращения на сайте. У нас постоянно обновляемый сайт, и новости (которых много) часто содержат в себе объяснения и призывы людей задуматься в отношении главного – участия в богослужении, ведь это основа нашей жизни. Это звучит в проповеди, об этом мы пишем и говорим, проводя собрания, встречи, делая регулярные рассылки, напоминая и о посте, и о службе, призывая к поддержке тех или иных направлений наших проектов. И знаете, это работает. Но есть одно условие – этим нужно жить. Если в это не включаться, то оно не может двигаться само. То есть необходимо периодически давать определенное направление и корректировать движение. Потому что, конечно, что-то угасает, это неизбежно. Кто-то расслабляется, кто-то новый пришел и не понял, где он: он пришел пользоваться, а не отдавать. Бывает и так. А когда человек включается, пользуется и отдает, поддерживая, тогда он вдохновляется, у него сохраняется готовность и желание идти и служить. И таких людей немало. Эти люди приводят своих знакомых с желанием включиться в активную жизнь общины, войти в жизнь Церкви, потрудиться здесь, отдавая свои силы.
Хотелось бы задать еще такой вопрос. Сейчас появилось понятие «детская Литургия». В некоторых храмах они есть. Это храмы, где очень-очень много детей: входишь – и такое ощущение, что это детский сад. Детская Литургия – это когда прихожан призывают приводить детей именно в эти определенные часы, а взрослые приходят уже в другое время. Как Вы к этому относитесь?
– Это доброе начинание благословлено Святейшим Патриархом. И у нас эти службы бывают. Более того, у нас есть большой детский хор, который поет на Литургии. Это особая тема. Мы выезжаем и участвуем и в Патриарших богослужениях, когда Святейший отец приглашает детские хоры и большой сводный хор, среди участников которого и наши дети.
Знаете, это в современном обиходе такое сочетание – «детская Литургия». Просто это Литургия, где детям уделяется особое внимание. И мы стараемся, чтобы они участвовали во всех сферах, имеющих отношение к организации богослужения: и в алтаре, и на клиросе, и в храме. Но я скажу так: у нас это настолько естественно, что сейчас мы часто даже не обозначаем это таким понятием, это происходит естественно, само собой. Но подчеркну, что это патриаршее благословение, направленное на воцерковление детей и на внимание к их постепенному вхождению в то, что является главным в нашей жизни, – богослужение. Ну а поскольку семья – это малая Церковь, приготавливая к этому и родителей, и детей, мы направляем их, подсказывая, утешая, назидая и помогая им в решении этого важного вопроса.
Благодарю сердечно. Увы, программа завершилась. Отец Андрей, мы наметим какие-то будущие темы или пусть это будет небольшой тайной для телезрителей?
– Поскольку в этом году ранняя Пасха, я бы заранее порассуждал о посте для детей, для юных и младенцев. Ведь должно быть воздержание. Это очень важная тема, и стоит поговорить о том, как родителям подготовиться к Великому посту, уже сейчас обсудить ряд вопросов, значимых и важных для их семьи.
Большое спасибо! Будем ждать следующей встречи.
– До свидания, дорогие друзья, до встречи.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сейчас у наших олимпийцев замечательный настрой
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назначил духовником Олимпийской сборной России настоятеля храма в честь святого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове протоиерея Андрея Алексеева.
О том, с какими просьбами обращаются к нему спортсмены, как складываются с ними отношения, какие человеческие качества они проявляют, отец Андрей рассказал в интервью корреспонденту «Интерфакс-Религия» Наталье Федотовой.
— Отец Андрей, насколько востребована молитвенная поддержка нашими спортсменами на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро?
— Молитвенная поддержка востребована каждым человеком. Я нахожусь здесь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Если существуют тренеры по физической подготовке, то, безусловно, в командах должны быть и те, кто отвечает за душу, кто направляет душевные порывы, духовные чаяния в верное русло не по своему разумению, а согласно с Божественным законом, потому что все мы — дети Божии.
— С какими просьбами обращаются к Вам спортсмены?
— Вы знаете, наверное, с естественными, свойственными для человека, находящегося в данных условиях. Просьбы поддержать, помолиться, поприсутствовать на их соревнованиях, личные вопросы, вопросы, вызванные интересом к церковной жизни, просьбы помолиться о родителях, потому что они очень переживают. Но я хочу сказать, что сейчас очень хорошее состояние у нашей сборной, у ребят замечательный настрой. Те испытания и трудности, которые прошли эти люди, сподвигли их собраться внутренне и сейчас, понимая свою ответственность, достойно и благородно делать свое дело, представляя огромную страну здесь, в этих непростых условиях.
— Какие человеческие качества спортсменов Вы бы отметили?
— Для нашей многонациональной страны, для народов России есть исторически сложившиеся традиции преодолевать трудности. У нас в истории было немало таких примеров. Подобные ситуации консолидируют внутренние чувства человека и сподвигают проявлять свои лучшие качества. Я хотел бы отметить благородство этих чувств. Мы знаем, бывают случаи, когда человек сбивается на нехорошие, недобрые эмоции. А когда он внутренне собирается, осознавая свою ответственность за огромную страну, за Отечество на таком ответственном рубеже, выходят на первый план те лучшие качества человека, которые свойственны каждому из нас как чаду Божию, потому что в каждом из нас есть образ Божий. Это достойные чувства — проявление самоотверженности, желание не только добиться некоего результата на спортивной площадке, но еще и проявить благородство, подчеркиваю, проявить иногда усилие для достойного поведения на спортивной площадке и за пределами ее. Это делает честь нашим спортсменам и отличает их от иных проявлений других участников Олимпиады, которые здесь, к сожалению, нередко имеют место быть.
Апостол пишет: «Люби грешника, грех ненавидь». Мы оправдываем людей, которые поступают недостойно, неблаговидно. Мы замечаем их поступки сегодня, но грех мы не можем оправдывать. И, оправдывая человека, мы осуждаем те действия, которые не направлены на единение, на мир. Моя задача здесь — призывать к миру, единению и любви, к достойному поведению и отношению и к себе, и к окружающим; призывая Господа в поддержку и помощь, в людях лучшее пробуждать для того, чтобы они являли это, представляя здесь нашу великую Россию.
— Какие интересные случаи запомнились Вам за прошедшие олимпийские дни?
— Запомнилось всенощное бдение в храме Мученицы Зинаиды. Мы служим с отцом Сергием. Приходит совсем юная девушка Стефания Елфутина (которая выиграла на следующий день бронзовую медаль в парусном спорте) вместе с папой и мамой. Знаете, она пришла помолиться на вечернюю службу: такая трепетная душа человека, которая рвется к Господу и спешит в храм вечером, накануне испытаний. Вспоминаются яркие события, связанные с нашей гандбольной сборной. У нас сложились теплые отношения с девушками команды. По их просьбе я посещаю их соревнования.
Сейчас идет Успенский пост — время, когда необходимо усилить духовную работу. Я — пастырь Церкви, и моя задача — внутренняя духовная работа, которую я сам должен вести и к которой должен призывать людей. Люди идут. Они звонят, приходят в часовню, общаются на те темы, которые обычно поднимает всякий человек, идущий к Богу. Здесь — это просто еще одно место, где тоже об этом говорят.
Отдельно хочу сказать о замечательных отношениях, готовности поддержать со стороны руководства сборной, непосредственно от президента Олимпийского комитета России Александра Дмитриевича Жукова и руководителя делегации Игоря Борисовича Казикова. Все условия созданы для того, чтобы была возможность с помощью Божией совершать то дело, ради которого ты сюда прибыл.
— Как Вы считаете, сколько процентов жизни простого человека должен занимать спорт?
— Очень важно, чтобы спорт был в добрых руках. Формирование личности человека содержит в себе развитие и духовных, и душевных, и физических сил. Я по благословению священноначалия служу в этом направлении (творческом и спортивном) более 16 лет. Важно человека, в том числе и через эти события и мероприятия, призывать к внутренней жизни. Нельзя высчитать процентное соотношение, просто нужно понимать, что есть главная цель в жизни, а для христианина — это спасение в вечности, связь с Господом и приготовление к «жизни будущего века», но человеку на его пути надо дать достойные примеры развития в разных сферах действия, подчеркиваю, и в духовной, и в душевной, и в телесной.
«Настоятель храма в честь святого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове протоиерей Андрей Алексеев назначен духовником олимпийской сборной России. Об этом сообщает “Интерфакс-религия” со ссылкой на священника Александра Волкова, главу пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. “Испытываю внутреннюю потребность поделиться с вами неожиданной для меня новостью о моем назначении по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла духовником Олимпийской сборной России во время пребывания ее в Рио-де-Жанейро”, – говорится в обращении священника к прихожанам, размещенном на сайте храма в честь святого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове. По словам настоятеля, в эти дни участники российской сборной испытали “большое потрясение в связи с известными событиями, выходящими, безусловно, за пределы площадок для соревнований”. “И, конечно, важно поддержать их и сейчас, и во время всего периода Олимпийских игр. Если священноначалие Русской церкви благословляет духовенство и христианскую общину нашего храма в этом участвовать – значит, такова воля Божия, и нам необходимо к этому подготовиться и с верным духовным осмыслением пройти весь путь в границах от 5-го до 21-го августа – времени проведения Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро”, – говорится в обращении. Священник призвал прихожан сугубо молиться о российских олимпийцах, “которым необходимо будет пройти непростые испытания”. Протоиерей Андрей Алексеев – настоятель храма в честь святого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове, директор воскресной школы, председатель Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете города Москвы. Родился 22 октября 1969 г. в Ростове-на-Дону. Окончил Российский Православный Университет им. св. ап. Иоанна Богослова, Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Защитил диссертацию на тему: “Религиозный кризис русского общества конца XIX – начала XX веков”, кандидат богословия. 18 октября 2005 г. рукоположен в сан пресвитера. С 2005 г. преподает в Перервинской духовной семинарии. В 2006-2008 гг. – проходил обучение в Аспирантуре на кафедре Отечественной истории Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, защитил диссертацию на тему: “Духовно-нравственное состояние русского общества конца XIX – начала XX веков”, кандидат исторических наук. 8 апреля 2015 года, в Великую Среду, возведён Святейшим Патриархом Московском и всея Руси Кириллом в степень протоиерея.» http://www.pravmir.ru/naznachen-duhovnik-olimpiyskoy-sbornoy-rossii/
Протоиерей Андрей Алексеев. Осторожно: неоязычество!
- Наш храм
- Расписание богослужений
- Священноначалие
- Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
- Епископ Дмитровский Феофилакт
- Общецерковные документы
- Духовенство
- Проповеди
- Престольные праздники
- Житие св. Димитрия Донского
- Молитвы св. Димитрию Донскому
- Житие преподобной Евфросинии Московской
- Молитвы преподобной Евфросинии Московской
- Новомученики ЮЗВ
- Приходская деятельность
- Миссионерская и катехизаторская работа
- Новости
- Социальная работа
- Новости
- Работа с молодёжью
- Новости
- Взаимодействие с общеобразовательными школами
- Новости
- Противосектантская деятельность
- Миссионерская и катехизаторская работа
- Психологическая служба «Встреча»
- Служба доброй помощи
- Приписная часовня Рождества Христова
- Новости
- Жертва на храм
- Контакты
- О вере
- Основы православного вероучения
- О Боге
- Божественное Откровение
- Символ Веры
- Таинства
- Таинство Крещения
- Таинство Миропомазания
- Таинство Евхаристии
- Таинство Исповеди
- Таинство Брака (Венчания)
- Таинство Соборования (Елеосвящения)
- Таинство Священства
- Первые шаги в храме
- Молитва
- Крестное знамение
- Православный храм
- Святые иконы
- «Азы православия». Цикл передач ТК «СПАС»
- Основы православного вероучения
- Воскресная школа
- Воскресная школа для детей
- Преподаватели
- Воскресная школа для взрослых
- Преподаватели
- Театральный зал
- Библейский Яхт-Клуб «Восход»
- Новости
- Правила «Кругосветной парусной регаты» 2019
- Анкета участника
- Извещение о пройденной ступени
- Участие в Пасхальном этапе регаты
- Все яхты
- Рейтинг яхт
- Материалы по изучению Священного Писания
- Архив
- Регата 2016
- Правила «Кругосветной парусной регаты» 2016
- Все яхты
- Регата 2017
- Правила «Кругосветной парусной регаты» 2017
- Большая регата
- Малая регата
- Все яхты
- Рейтинг яхт
- English version
- Rules of the Round the world sailing regatta 2017
- Grand regatta
- Minor regatta
- Правила «Кругосветной парусной регаты» 2017
- Регата 2018
- Правила «Кругосветной парусной регаты» 2018
- Большая регата 2018
- Малая регата 2018
- Все яхты
- Рейтинг яхт
- Правила «Кругосветной парусной регаты» 2018
- Регата 2016
- Новости
- Экскурсии
- Воскресная школа для детей
- Школа искусств
- Вокально-хореографический ансамбль «Восход»
- Хор мальчиков
- Преподаватели
- Художественная студия «Лествица»
- Изобразительное искусство (рисунок, живопись, композиция)
- Скульптура и академический рисунок
- Керамика
- Пластилиновая анимация
- Декоративно-прикладное искусство
- Графика
- Творческие мастерские (кратковременные курсы)
- Преподаватели
- Иконописная школа-мастерская «Левкос»
- Русская казачья фольклорная студия
- Хореографическая студия
- Новости
- Вокально-хореографический ансамбль «Восход»
- Спортивная работа
- Окормление олимпийцев
- Дневник духовника
- Дневник духовника 2018
- Дневник духовника 2019
- Летние ОИ 2016 в Рио
- Летний ОФ 2017 в Дьере
- Зимние ОИ 2018 в Пхенчхане
- Европейские игры 2019 в Минске
- Олимпийцы у нас в гостях
- Дневник духовника
- Преподаватели
- Православная Спортивная Лига
- Тренажерный зал
- Рукопашный бой
- Стрельба из лука
- Пулевая стрельба
- Начальная военная подготовка
- «Застава богатырская»
- Фехтование
- Лыжный спорт
- Художественная гимнастика
- Русский бильярд
- Спортивно-игровой клуб «Ступени»
- Игровые виды спорта
- Мини-футбол
- Большой теннис
- Настольный теннис
- Баскетбол
- Гимнастика
- Общая физическая подготовка и пластика (от 7 лет)
- Комплексная гимнастика для детей (от 7 лет)
- Лечебно-оздоровительная гимнастика для женщин
- Комплексная гимнастика для женщин
- Кабинет массажа
- Новости
- Окормление олимпийцев
- Дошкольное развитие
- Дошкольный лицей «Аккордик»
- Преподаватели
- Дошкольный спортивный клуб «Рекордик»
- Гимнастика «Ладушки» (дети 1,5-3 лет)
- Гимнастика «Радуга» (дети 3-4 лет)
- Подготовка к школе по системе «Русская классическая школа» (дети 4-6 лет)
- Преподаватели
- Новости
- Дошкольный лицей «Аккордик»
- РКШ «Восход»
- Допобразование
- Отделение церковного пения «Агница»
- Кружки и мастер-классы
- Авиамоделирование
- Кружок труда для мальчиков
- Английская грамматика «Real Grammar»
- Квиллинг
- Кружок вязания спицами
- «Маленький художник в мире природы»
- Студия плетения волос
- Преподаватели
- Медиатека
- Аудиоматериалы
- Видеоматериалы
- Жизнь нашего прихода
- Телерадиопрограммы с участием настоятеля храма
- Видеопоздравления от настоятеля
- Видеоматериалы, рекомендуемые к просмотру
- Мультфильм недели
- Концерты
- Лекции
- Воскресные беседы об основах христианской веры
- Воскресные беседы по Догматическому богословию
- Библейский семинар по книге Деяний святых Апостолов (прот. Олег Стеняев)
- Аудио
- Тексты
- Введение в Ветхий Завет
- Великопостные Субботние беседы по Новому Завету
- Субботние беседы об основах православной веры
- Таинственный Апокалипсис: известный и неизвестный
- Лекции разных авторов в ТКЗ «Восход»
- Фотогалереи
- Рекомендуем книги
Добавить комментарий