Андрей кормухин сорок сороков

Должен ли Университет защищать себя от ультраправых радикалов?

В нескольких местах МГУ нами были обнаружены объявления о 4-ой секции 15-х Панаринских чтений, которая прошла на философском факультете МГУ.

Название секции («Роль молодежных движений в реализации национальной стратегии России») характерно для фантомных прокремлевских группировок молодых карьеристов, однако все оказалось еще печальней. Среди основных спикеров секции значились три координатора движения «Сорок сороков», а сама афиша содержала логотип этой организации».

ЧТО ЭТО ЗА ФРУКТ?

«Сорок сороков» — радикальная клерикально-консервативная организация, в которой состоят многие бывшие и действующие неонацисты. Согласно публикациям СМИ и википедии, «едва ли не большая часть членов – это бойцы, специалисты по рукопашному бою или ветераны горячих точек». Одним словом, этакая классика одного из современных вариантов неофашизма.

Показательно, что согласно официальной программе одним из главных заявленных спикеров от «Сорока сороков» на философском факультете должен был быть Иван Катанаев. Сейчас он позиционирует себя как бизнесмена, а в прошлом он был руководителем одной из крупнейших радикальных организаций футбольных фанатов (и, как он сам признается, однажды просто украл миллион рублей, вырученных при распространении билетов), а также открыто придерживался фашистских взглядов, за что и получил прозвище Комбат 18 (Combat 18 – британская праворадикальная террористическая организация, 18 – популярная в нацистской среде замена имени Адольф Гитлер).

НАПАДЕНИЯ НА МОСКВИЧЕЙ, ЗАЩИЩАВШИХ ПАРКИ И СКВЕРЫ

«Сорок сороков» попали в фокус общественного внимания из-за того, что были привлечены (предположительно) руководством РПЦ для борьбы с жителями Москвы, протестовавшими против строительства храмов по программе «200 храмов». Часто под строительство власти отдавали куски парков и скверов, что вызывало недовольство граждан, тогда для запугивания местных жителей мобилизовывали крепких парней — бывших спортсменов и футбольных хулиганов из «СС».

Самые известные противостояния жителей и ультраправых клерикалов произошли в парке «Торфянка».

НАПАДЕНИЕ «СС» НА СТУДЕНТОВ МГУ

Отдельно стоит вспомнить, что бойцы «СС» участвовали 5 июня 2015 года вместе с прокремлевскими байкерами из «Ночных волков» в нападении на студентов и сотрудников МГУ, жителей Гагаринского района, проводивших массовый пикет недалеко от ГЗ МГУ против установки огромной статуи князю Владимиру на Смотровой площадке.

О ЧЕМ ЭТИ ЛЮДИ ИЗ «СС» ГОВОРИЛИ В МГУ?

Мы нашли материалы этой «секции» и разобрались, чем она была в реальности.

Это было целиком и полностью мероприятие «Сорока сороков» в аудитории философского факультета МГУ. Три их спикера с указанием, что они координаторы «СС» были в официальной программе на сайте факультета, аудиторию «украшал» здоровый баннер «СС» . Руководил «секцией» основатель «СС» и бизнесмен Андрей Кормухин. Правильнее даже сказать на 50% она была его бенефисом: человек, никогда не имевший отношения к науке, просто получил возможность в стенах МГУ и фактически на правах хозяина секции (формально) научной конференции нести околорелигиозный бред и постоянно рекламировать собравшимся студентам и сотрудникам свое движение.

Типичный пример высказываний Кормухина: «Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это чистой воды сатанинский проект».

Ассистировал Кормухину в президиуме аспирант истфака Игорь Ильин, заявленный в программе как еще один координатор «СС». Ему была отведена почетная роль — хоть как-то представить «молодежные движения», упомянутые в названии секции. Он посетовал на малое число женщин фертильного возраста и нежелание тех, которые все-таки есть, рожать много детей. По его прогнозам это через 30 лет приведет к исчезновению России. По мнению собравшихся на «секцию» на этот вызов необходимо ответить возведением понятия «крепкой многодетной православной семьи» в статус национальной идеи.

Обремененные академическими степенями друзья «СС» тоже не отставали. Профессор МГИМО, доктор экономических наук В. Ю. Катасонов поведал собравшимся: «Я без особого труда зашел на поляну сопредельную – философов. Задавал им разные вопросы. На меня смотрели со страхом. Потому что даже мои вопросы приводили их в ужас. Кончилось тем, что я понял: от профессиональных философов я ответов не дождусь. Последний, кто говорил правду, это был или Платон, или Аристотель. Все остальные это были профессиональные философы, которые жили по принципу «Чего изволите-с?». Ну, я написал книжку, которая называется «Философия христианства». В списке вопросов у меня первый был: А зачем нам философия, если появилось христианство? Там все истины, там истины с большой буквы, а вы ребята занимаетесь поиском каких-то относительных истин. Причем вы в этой философской суете друг друга опровергаете, то есть постоянно себя обнуляете. Полностью! Поэтому читать Вас бесполезно. А я, грешный, потратил столько времени на изучение всей этой философской макулатуры…».

Фото взято с прошлой встречи СС со студентами МГУ ()

Андрей Кормухин: «Спасаться нужно “бандой”»

1 июня исполнилось два года общественному движению «Сорок сороков». За это время оно объединило более 10 тысяч человек и стало без преувеличения одним из самых влиятельных в православной среде. Что позволило движению получить такое широкое признание, какие цели оно перед собой ставит – об этом и многом другом рассказал координатор движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин:

Выйти за ограду

Андрей Кормухин – Мы возникли не благодаря тому, что был спущен сверху какой-то циркуляр или кто-то был инициатором создания движения, – просто люди наконец созрели, для того, чтобы возродить то, что было разрушено за период 70-летнего коммунистического режима и безвременья 1990-х годов. Мы за спиной имеем тысячелетнюю православную историю, и сейчас мы вспомнили об этом. Мы осознали, что больше не можем жить в рамках церковной ограды или какой-то православной резервации, которая была сформирована в советские годы. В 1990-е годы во всех сферах общественной жизни – в культуре, образовании, политике, искусстве – появилась определенного рода элита, которая сформировала в массовом сознании образ эдакого православного маргинала. Основные посылы того времени: библейский проект закончен, Россия стоит перед новыми открытиями и свершениями, у нас светское государство, в своих церковных оградах делайте что хотите, но только за нее не выходите.

– Движение появилось в 2013 году, а это говорит о том, что оно, видимо, родилось как ответная реакция на информационную кампанию по дискредитации Русской Православной Церкви 2012 года?

– Да, именно так. Когда начались информационные атаки на Патриарха, произошел скандал с «Pussy Riot», стало понятно, что пришла пора православным христианам выйти наконец за ограду храма и встать на защиту своей веры.

Андрей Кормухин и движение Сорок сороков

Кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны, мы еще не преодолели

Вы помните, какие были скандалы, когда был представлен проект курса православной культуры в образовательных учреждениях? Все средства массовой информации тогда разразились фразочками: «Церковь опять лезет в воспитательную область!». Но ведь на самом деле никто этот курс не навязывал. Просто хотели донести, что наша страна имеет православный фундамент, православную историю всех побед, а теперь мы всё это теряем. Даже в Великой Отечественной войне мы победили, потому что проснулся национальный дух. Когда мы осознали, что мы воюем не с немцами, не с фашистской коалицией, а со злом, тогда эта великая Победа и стала возможна. Сейчас уже раскрываются исторические факты, как во время войны Сталин обращался к людям не «товарищи», а «братья и сестры», как открывались храмы. Просто стало понятно, что химерой нельзя победить. Эта химера в итоге в 1990-м году и рухнула, когда опять, отказавшись от Православия, пыталась загнать людей в коммунистический проект. Времена атеистической власти давно прошли, но кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны, мы еще не преодолели. Почему мы должны постоянно оправдываться за свое мировоззрение, за свою активность? «Сорок сороков» – наша попытка преодолеть этот кризис. Мы решили стоять на защите православных ценностей и будем стремиться сохранить Россию такой, какой нам оставили ее наши православные предки, – с ее тысячелетней историей и культурой.

Как складывался пазл

– Расскажите, с чего движение начало свою деятельность.

– В 2013 году, на заре нашего развития, мы видели себя, прежде всего, защитниками строительства новых церквей, возводимых по программе «200 храмов». Со многими ребятами, которые стояли у истоков движения, мы познакомились как раз на мероприятиях, связанных с защитой строительных площадок. Была ведь жуткая атака на эту программу, причем она была спланирована и очень хорошо финансировалась. Когда мы увидели единомышленников, поняли, что нужно действовать. Поначалу хотели делать это точечно – выбрать какой-нибудь один храм и защищать его строительство. В итоге на сегодняшний день мы помогли в той или иной степени 15 православным общинам Москвы обрести свои храмы. И эта деятельность продолжается.

– Движение «Сорок сороков», можно сказать, ворвалось в информационное пространство и православный мир. Всего за два года в него вступили уже 10 тысяч человек…

– Мы не связываем это с какими-то нашими талантами или организаторскими способностями. В большей степени мы развивались по воле Божией и не благодаря чему-то, а вопреки. Когда у нас всё рушилось, когда казалось, что невозможно что-либо сделать, вдруг пазл, который был, казалось, разобран, в определенный момент складывался, и всё получалось. И, к нашей радости, люди разводили руками и говорили: «Да, молодцы, ребята». Но мы понимали, что это не мы молодцы. И, опять же, я думаю, по воле Божией были правильно сформулировали вызовы, и мы стали понятны.

Наш главный посыл: Россия может существовать только как православная страна. Люди, услышав это, пошли за нами

Наш главный посыл: Россия может существовать только как православная страна. Люди, услышав это, пошли за нами, стали вливаться в движение и принимать активное участие в наших мероприятиях и акциях. Скажу откровенно: мы не рассчитывали на такой поток людей и немного растерялись. Почувствовали на себе, что такое «болезнь роста». Но потом поняли, что делать, и стали формировать структуру, систему управления и координации. В итоге этих преобразований мы превратились из братства в движение.

Православный код

– Вы защищаете строительство новых храмов, проводите Сорочинские встречи с известными православными людьми, духовенством, оказываете помощь в обеспечении порядка во время патриарших богослужений, собираете гуманитарную помощь жителям Донбасса в рамках программы «От храма к храму! От души к душе!», сопровождаете верующих, прибывающих на поклонение православным святыням, проводите спортивные праздники и многое другое. Но какие результаты работы движения вы считаете наиболее значимыми?

– Если бы мы говорили с вами год назад, то я бы сказал, что это поддержка строительства новых храмов в Москве и формирование в православной среде активного крыла, которое готово постоять за веру и за Отечество. Сейчас же я вижу всё более широко.

У меня 9 детей, и мне не всё равно, в какой стране будут расти мои дети

У меня 9 детей, и мне не всё равно, в какой стране будут расти мои дети. Россия должна осознать себя православной державой, в которой Православие должно быть фундаментом, объединяющим многие национальности и многие конфессии. Ведь нет вражды между людьми разной веры, которые испокон веков населяли нашу страну. Именно Православие позволило сохранить это всё. Мы ведь не вырезали ни одного народа, как было в некоторых якобы христианских странах, и не позволили себе никакой культурной экспансии на территории, которые придерживались своей культуры. Мы просто предлагали. Если взять наши северные земли, то туда шли сначала не воины, а священники и миссионеры. Возьмем даже Кавказ. Он всегда был преимущественно исповедующим ислам. Да, мы с ними повоевали, однако мы воевали не за веру. Просто нам в определенный момент надоело то, что людей забирали в рабство, грабили обозы. Нужно было эти территории поставить в культурные рамки. В принципе и сейчас ничего не изменилось. Посмотрите, что сделал Владимир Владимирович в начале 2000-х в Чечне. Спросите их: им лучше было жить «под Басаевым» в то время или «под Кадыровым» сегодня?

– Есть такое исследование, которое проводится почти ежегодно, – «Индекс счастья российских городов», – и, как это ни странно, почти всегда первое место в рейтинге занимает Грозный…

– Ничего странного. Они счастливые, потому что у них ориентиры правильно расставлены. Мы же, имея православный культурный код, всё пытаемся от него отречься. Это то же самое, как у человека в вакууме отобрать противогаз и сказать: «Дыши».

Синергии нет

– Как вы в целом оцениваете уровень общественной активности православных людей?

– Он разный. Вообще у нас только начинает формироваться православное поле. До сегодняшнего дня было несколько институтов, структур, которые являлись православными, но они работали в разных плоскостях, с разной аудиторией. Причиной такой разобщенности стали события XX века, когда Церковь по объективным причинам несколько атомизировалась. Было очень мало приходов, но каждый из них для его прихожан был отдельным, закрытым миром. В результате сегодня у нас есть понятие прихода, настоятеля, духовника, но нет понятия православного мира, соборности. По крайней мере не было до последнего времени. Для каждого православного христианина интересы своего прихода и духовника выше интересов всего православного мира. Мало того, было даже какое-то соперничество: «каждый кулик свое болото хвалил». Это связано с тем, что просто не было тех вызовов, которые бы касались каждого отдельного прихода. Но сейчас появилась угроза в целом Православию как цивилизационному коду. И вот теперь мы вспомнили, что спасаться нужно «бандой», и наконец стали потихоньку объединяться вне зависимости от того, кто наш духовник и в каком мы приходе.

– Что является двигателем процесса объединения православных?

– Основной движущей силой сейчас является патриарх Кирилл. Он хорошо чувствует время. Отсюда его некоторая критика в сторону миссионеров, образовательных институтов, которые должны быть катализаторами этого процесса. Все православные организации должны объединиться. Есть такое модное слово «синергия». Так вот, сейчас православной синергии нет. А ведь только она может нас опять сделать цивилизационным проектом – хотя мы им и являемся, но пока этого не осознаем. Россия не может существовать вне Православия. Она либо просто погибнет, либо это будут какие-то разрозненные государства, республики, или же она станет исламским проектом, а может, и колонией Америки. У нас от 75 до 80% говорят, что они православные, ассоциируют себя с ними. При этом воцерковленными являются только 5%. Когда мы преодолеем порог в 20–30% воцерковленных, тогда начнется этот момент синергии, сейчас же по одиночке нас очень легко «щелкать».

Из России хотят уехать 75% иудеев, 70% протестантов и всего 5–10% православных

Еще важно понимать, что по-другому мы просто не выживем как цивилизация. Все политологические теории сегодня говорят о том, что народы могут выжить только при условии, если они осуществляют цивилизационный проект, количество людей в котором не менее 300 млн. Америка может называться отдельной цивилизацией, Китай может называться отдельной цивилизацией, даже Евросоюз может быть отдельной цивилизацией. Мы же со 145 млн. человек, даже если посчитаем Казахстан с их 14 млн. и Белоруссию с 9 млн. человек, не можем на это рассчитывать. Дай Бог, если 200 млн. наберем. Какой цивилизационный код позволил бы нам включить механизмы выживания в глобальном смысле? Только Православие. Только оно может дать нам крепкие многодетные семьи, а не на 100 браков 80 разводов. Только оно может дать нам настоящих патриотов. Был не так давно опрос среди российской молодежи разных конфессий на тему миграции. Результат примерно следующий: из России хотят уехать 75% иудеев, 70% протестантов и всего 5–10% православных. Всё объясняется просто: как можно уехать из Богом данной страны?

Спасение в смирении?

– Некоторые считают, что активно проявлять себя в общественной жизни не совсем приемлемо для верующего человека, так как зачастую во главе угла у верующих смирение…

– Ну, во-первых, нужно вспомнить историю Православия, во-вторых, историю России и, в-третьих, историю Русской Православной Церкви. Мы все знаем пресловутый спор между сторонниками позиций Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, живших в одно время. Один призывал к спасению через аскезу, а другой утверждал, что православный человек в равной степени должен быть как молитвенником, так и государственником. В этой связи можно вспомнить и извечный спор между православными патриотами и уранополитами, которые говорят, что мы все братья во всем мире. Да, мы все братья, но у нас есть родина – Россия. Дай Бог, чтобы именно такие споры были у нас.

Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский

Что же касается смирения, то отвечу вопросом на вопрос. Могло ли появиться государство, которое занимает 1/6 часть суши, если бы все жители этого государства просто смиренно молились всё это время? Есть вызовы духовные, когда каждый человек индивидуально спасает свою душу, а есть вызовы общественные, когда нападают на твое государство, на твоих близких, на твою семью.

К обидам государства, семьи, веры, близких, слабых воин Христов должен быть непримиримым

Мне понравилось в этой связи высказывание протоиерея Андрея Ткачева, озвученное им на наших Сорочинских встречах. Смысл его сводится к следующему: ударили тебя по левой щеке – подставь правую и получишь благодать; ударили при тебе слабого – сломай челюсть обидчику, и будет еще большая благодать. Человек относительно своих грехов должен быть смиренным, но относительно обиды государства, семьи, веры, близких, слабых он должен быть непримиримым воином Христовым.

– К слову о воинах. Сегодня многие стремятся воспитывать детей патриотами, чтобы они служили и Богу, и Отечеству. Но что такое патриотизм?

– Если для тебя Православие и вера имеют первостепенное значение, если ты христианин, то для тебя патриотизм играет теми красками, которые нам позволили стать 1/6 частью суши. Если же ты либерал и при этом патриот, то ты захочешь, чтобы Россия стала европейской державой с либеральными ценностями, чтобы можно было заключать однополые браки и подобное. Это та ловушка, в которую очень легко попасть. Все мы сейчас патриоты, но для каждого это понятие наполнено разными смыслами. Я же уверен, что нельзя родину ставить выше Бога, потому что нас создал Бог-Отец. Отношение к родине как к созданию Божиему правильное. Только в этом случае ты будешь ее защищать как Богом данную тебе страну. А если у тебя Бога нет, то начинается винегрет: каждый воюет за свою родину, у всех она какая-то своя.

Патриотизм и молодежь

– Во многих городах России сегодня создаются клубы, дружины, братства и иные молодежные структуры, которые называются военно-патриотическими и православно-патриотическими. В чем их особенности и отличия друг от друга? Что бы вы, как многодетный отец, посоветовали родителям учитывать и знать при выборе такого клуба?

– Что выбрать, зависит от позиции родителей. Мне, например, военно-патриотическое название ближе, потому что военный компонент для детей имеет значение. Они приходят туда для того, чтобы научиться быть воинами. Однако, учитывая то, что мы страна, где большая часть населения считает себя православными, эти военно-патриотические клубы априори должны быть православными. В клубах обязательно должен быть батюшка, который прочитает молитву, наставит ребят, расскажет о святых воинах: Александре Невском, Дмитрии Донском, Федоре Ушакове, Георгии Победоносце, Дмитрии Солунском, о сорока севастийских мучениках. После этого дети начнут правильно воспринимать воинский подвиг. Нужно им донести, что воин – это не тот, кто идет людей убивать, а тот, кто идет защищать свою родину, свой народ, свою веру и свою семью.

Именно осознание того, что мы с Богом, делает нас счастливыми. И в ГУЛАГе, и на войне, и даже в несчастье

В воспитании молодежи очень важны также правильные ценностные ориентиры. Совсем недавно я выступал с лекцией для молодежи на форуме «Духовное единство», который проходил в Туле. Я задал ребятам два банальных вопроса: кто из вас хочет быть счастливым, и что значит «быть счастливым»? Конечно, ответы были ожидаемыми: каждый хочет быть счастливым, и понятие о счастье у всех примерно одинаковое: материальный достаток, счастливая семья, профессиональная самореализация. «А если дом сгорит, жена уйдет и работы нет? – спросил я. – Человек станет несчастным?» Но ведь любой человек стремится к счастью. Как же быть? Нужно ставить перед собой цель, которую нельзя достичь достаточно долго. Если же ставить себе легко выполнимые цели, то после того, как ты ее достигнешь, возникает опустошение, и не каждый психологически может с ним справиться. Счастье не в «мерседесах», дачах, виллах и островах. Ведь как только ты покупаешь себе, например, 50-метровую яхту, ты начинаешь думать о 100-метровой. А мы, православные люди, априори счастливые. Каждый православный человек ставит перед собой цель спасти свою душу. И он всю свою жизнь выстраивает согласно этой цели. Потому мы и в ГУЛАГе счастливые, и на войне счастливые, и даже в несчастье счастливые. Именно осознание того, что мы с Богом, делает нас счастливыми.

Страница Патриарха Кирилла в социальной сети Вконтакте

– Не так давно патриарх Кирилл призвал духовенство активнее использовать социальные сети в донесении слова Божия. При этом он показал пример, открыв свою официальную страницу в «Елицах», а также в светских социальных сетях. Как вы считаете, что это даст Церкви?

– То, что Святейший появился в соцсетях, несомненно, правильный ход. И то, что пошли бот-атаки, которые мы наблюдаем во «ВКонтакте», – тоже неминуемо. Однако закрыть возможность комментирования, как многие предлагают, не совсем правильно. Закрытая для комментариев страница не представляет интереса. И для Святейшего это важно тем, что он должен видеть реальную народную реакцию на публикации, связанные с его деятельностью. Поэтому, конечно, тот факт, что в «Елицах» патриаршая страница не закрыта и при этом там нет всего того негатива, который есть во «ВКонтакте», делает ее более удобной и безопасной для интернет-пользователей. А то, что к ней «прикреплены» и страницы архиереев, позволит людям в регионах быть в курсе дел и на местах, и в целом в стране. Насколько я знаю, такого функционала в других соцсетях нет. Кроме того, я вижу большие перспективы в православной соцсети именно по работе с молодежью, и я думаю, что в скором времени мы на практике оценим все эти возможности.

– Андрей, в последнее время появилась еще одна серьезная проблема. Сейчас идет соперничество Православия с язычеством за молодежь. Это уже приобрело характер некоего соревнования за то, «кто круче». Даже всем известный боксер Александр Поветкин, будучи человеком крещёным, стал адептом неоязычества. На ваш взгляд, почему это происходит, каковы угрозы увлечения неоязычеством? Как молодым людям, еще не пришедшим к Богу, вовремя распознать неоязычество и не пойти по неверному пути?

– Неоязычество – это технология. Причем чистой воды деструктивная технология. Запущена она была для того, чтобы разорвать русский мир изнутри. Вспомним, что было в начале 1990-х годов. На Россию спускались многие религиозные проекты: протестантизм, сайентология, свидетели Иеговы. Да, кто-то попал в секты, но в целом, учитывая то, что в русских людях всё же православный код, все эти секты начали постепенно отторгаться обществом. Их либо запрещало государство, либо они закрывались, либо уходили в подполье. А вот язычество включило другие коды, чем оно и опасно. Они по сути сделали подмену понятий: евангельское начало заменили национальным, этническим, которое подразумевает, что племенная кровь выше Крови Христовой. При этом они говорят, что Православие – это хорошо, это вера предков. Получается, что человек может декларировать себя христианином, но в практической жизни быть язычником.

Фото: AP/Sergey Ponomarev

Неоязычество – это технология. Запущена она была для того, чтобы разорвать русский мир изнутри

Технология эта не новая: когда нельзя разорвать извне, нужно сделать это изнутри. А дальше всё просто: нашли определенные силы, в лице того же Поветкина, и запустили массированную информационную атаку. Им удалось найти близкий понятийный аппарат для молодежи. Причем их целевая аудитория – это футбольные фанаты, молодежь, увлекающаяся спортом, компьютерами, гаджетами и в большинстве своем не читающая книг. Развитие клипового мышления привело к тому, что определенная часть молодежи просто перестала думать. И вот для них вбрасываются понятные и простые посылы плакатного характера, типа «Мой бог меня рабом не называл».

Каждый человек ищет Бога, тем более русский человек, который имеет такой бэкграунд – 1000-летнюю историю Православия. И в то же время каждый хочет остаться самостоятельным в принятии решений. Язычество в этом плане очень удобно. Можно грешить, не стремиться избавиться от своего греха и при этом оставаться верующим человеком. Поэтому, опять же, не сможет вот этот паренек в очках, которому батюшка поручил руководить молодежным отделом, пойти в качалку и сказать: ваши боги – это просто истуканы, вырубленные в лесу плотником дядей Васей, а история христианства на Руси – это цивилизация, равной которой практически нет.

Залогом семейного счастья всегда были и будут дети. Я очень счастливый человек!

– Андрей, хотелось бы затронуть и такую важную проблему для молодежи, как создание семьи. Вы уже озвучили эти страшные данные: на 100 браков 80 разводов. Как вы пришли к созданию большой семьи? Что бы вы посоветовали молодежи?

– Еще будучи ребенком, я заявлял родителям, что когда вырасту, то у меня будет трое детей, потому что русских должно быть много. Я не ставил себе цель иметь много детей, просто жить православной жизнью по-другому нельзя. Сколько Бог послал, как говорится. Молодым людям я посоветую быть счастливыми. Есть счастье большое – быть православным человеком, а есть счастье маленькое – семейное. Залогом семейного счастья всегда были и будут дети. При этом один ребенок – это одно счастье, два ребенка – два счастья, а девять детей… Одним словом, я очень счастливый человек!

Строители офлайн-государства Даниил Туровский рассказывает о православном движении «Сорок сороков»

Фото: Мария Ионова-Грибина / «Медуза»

Больше двух лет при поддержке РПЦ в России существует православное движение «Сорок сороков». Его основная деятельность — охрана строительства храмов, крестных ходов и других церковных мероприятий. Кроме того, сторонники движения летом 2015-го напали на несанкционированный московский гей-парад и сорвали пикет против установки памятника князю Владимиру на Воробьевых горах. С июня «Сорок сороков» защищают строителей в парке Торфянка, где против возведения церкви бунтуют местные жители и активисты оппозиционных партий. Специальный корреспондент «Медузы» Даниил Туровский встретился с руководителями движения, чтобы выяснить, как устроена эта организация.

Возле металлического ограждения стоит хмурый мужчина в красной футболке с символикой движения «Сорок сороков» (русский богатырь с щитом и мечом на фоне церковных куполов). Алексей ковыряется в телефоне, не обращая внимания на то, что происходит вокруг — в Коломенском проходит фестиваль «Православие и спорт», организованный движением при поддержке Русской православной церкви и в рамках празднования тысячелетия со дня смерти князя Владимира.

Со сцены звучит православный рэп. Сначала песня «Хвалит заливаться, да по улицам скитаться, мальчишки, девчонки, айда тренироваться», затем — «Благодарен Богу за то, что русский я, и всем сердцем люблю тебя, Россию».

На поляне, сняв футболки, борются десятки крепких парней. В нескольких десятках метров от них группа молодых людей практикуется в метании ножей. Две девушки собирают подписи за запрет абортов. В палатке продают варенье из Горловки (город на территории самопровозглашенной Донецкой народной республики). На соседней поляне — конкурс православного граффити. Все это происходит в той части Коломенского, где каждый год стоит фудкорт «Пикника Афиши».

Караульному Алексею уже надоела доносящаяся из колонок музыка: он не первый раз работает охранником на мероприятии «Сорока сороков»; всякий раз тут играют одни и те же песни.

В движение он пока не вступил, но постоянно читает группу «Сорока сороков» во «ВКонтакте». Через нее его и приглашают «волонтерить» на разные события. Ему выдают фирменную футболку движения, но денег не платят. Смысл своего участия в происходящем он объясняет крайне предсказуемо: «Защищать православную веру».

Алексей обращает внимание на сцену, когда на нее выходит лидер движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин. Тот краток: «Православие становится в стране все более направляющим действием». После его речи на поляну перед сценой выбегают спецназовцы ВДВ и устраивают показательные выступления.

Фестиваль «Православие и спорт». Москва, Коломенское, 13 сентября 2015-го Фото: Мария Ионова-Грибина / «Медуза»

* * *

Движение «Сорок сороков» появилось в июне 2013 года. Его организовали Андрей Кормухин и Владимир Носов. Кормухин — отец девятерых детей, бизнесмен (его фирмы специализируются на продаже кормов и озеленении территорий), в молодости занимался водным поло и боксом. Он родной брат Ольги Кормухиной, известной в конце 1980-х — начале 1990-х рок-певицы; в последние годы она переключилась на православный поп и записала соответствующий альбом («Падаю в небо»). Владимир Носов — мастер международного класса по боксу; он активен в социальных сетях — публикует на своей странице статусы паблика «Волк-гомофоб», организаторы которого преследуют гомосексуалов, в том числе добиваются их увольнения из школ («Медуза» несколько раз писала о них — тексты об этом можно прочитать и ).

Движение сперва называлось «Молот», но получило новое имя, когда его создатели нащупали свою «нишу» — охрану строительства церквей по программе «200 храмов», предполагающей возведение «храмов шаговой доступности» во всех районах Москвы («Сорок сороков» — фразеологизм, обозначающий всю совокупность храмов в старой Москве). Кормухин утверждает, что эта деятельность стала их собственной инициативой: охранять стройплощадки их просили отдельные настоятели храмов, однако в итоге силовую поддержку одобрили и в РПЦ.

Организовать движение Кормухин и Носов решили после «атаки на православие в 2012 году». «Произошли события с Pussy Riot, с атакой на патриарха, — рассказывает Кормухин. — Тогда все раздували, забывая о роли социального служения церкви. У людей складывалось ощущение, что попы зажрались, ездят на „Мерседесах“, бухают, сбивают людей на Кутузовском, все это бизнес-точка РПЦ, у патриарха часы за миллион, он сигареты и алкоголь продает. Мы тогда поняли, что нужно создавать свою ситуацию и повестку».

«Время сжалось, вызовы стучатся к нам в дома, это и Украина, это и ИГИЛ (организация признана в России экстремистской и запрещена — прим. „Медузы“), это и евроценности с однополыми браками, — говорил Носов летом 2015 года. — От нас, православных, зависит, во что превратится наша Россия. В бездуховную пустыню с полезными ископаемыми? В землю, которую заселят более пассионарные и многодетные народы, как в Европе? Или мы сохраним нашу Святую Русь?»

Андрей Кормухин, руководитель движения «Сорок сороков» Фото: Мария Ионова-Грибина / «Медуза»

Вскоре движение заметили функционеры Русской православной церкви. В феврале 2014-го активисты организовали «патриарший антимайдан» — акцию возле храма Христа Спасителя в честь пятилетия интронизации патриарха Кирилла (около четырех тысяч человек, взявшись за руки, ходили вокруг храма; помимо «Сорока сороков» в акции участвовали другие православные движения и объединения, в том числе прокремлевская «Россия молодая»). В ноябре 2014-го патриарх на встрече с православной молодежью назвал добровольцев, которые его окружают, «своей гвардией». В феврале 2015-го патриарх Кирилл лично поздравил Андрея Кормухина с днем рождения и попросил «крепить и умножать ряды движения».

Сам Кормухин говорит, что они «равноудалены» и от РПЦ, и от Администрации президента России. «У нас куратора на сегодняшний день нет», — заявил он, добавив, что встречался с сотрудниками АП только раз — и якобы рассказывал им про «вред язычества».

«Задания» охранять те или иные объекты Кормухин и «Сорок сороков» сейчас получают от сотрудников РПЦ или настоятелей храмов. Помимо этого активисты сопровождают крестные ходы в разных регионах страны, а иногда и за ее пределами. В январе 2014 года «Сорок сороков» охраняли христианскую реликвию «Дары волхвов» в Киеве — в самый разгар событий на Майдане. Вместе с 20 активистами там находился и реконструктор (впоследствии министр обороны Донецкой народной республики) Игорь Стрелков. Его руководители движения называют «братом и другом»: «Наши взгляды на сто процентов совпадают». Активисты периодически доставляют «гуманитарные грузы» на территорию ДНР и ЛНР. Например, в декабре 2014 года отправили посылки на территорию военных госпиталей ДНР; в январе 2015 — прихожанам церквей ДНР.

Движение регулярно устраивает встречи с протоиереем Дмитрием Смирновым, руководителем комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства при патриархе (и выкладывает некоторые его лекции в группе движения во «ВКонтакте»). Смирнов известен своими радикальными заявлениями: он предлагал атеистам кончать жизнь самоубийством, называл бэби-боксы «оружием Запада», призывал громить секс-шопы кирпичами и бороться с ювенальной юстицией при помощи огнестрельного оружия.

В июле 2015 года Дмитрий Смирнов вместе с группой верующих сорвал праздник радиостанции «Серебряный дождь», заявив, что концерт мешает богослужению в храме, который находится в километре от места проведения мероприятия.

Тогда между Смирновым и директором радиостанции Дмитрием Савицким произошел такой разговор:

— Вы с нами не согласовали ваше мероприятие.

— С какой, собственно, стати мы должны с вами что-либо согласовывать?

— Это наша территория, мы тут хозяева.

— А что значит «ваша территория»? Мы что, у вас в храме день рождения отмечаем?

— Все, что в этом районе находится, относится к нашему приходу, и это наша территория.

— А если я тут живу, моя квартира — это тоже ваша территория?

— Да!

— И вы можете вот так вламываться ко мне в квартиру?

— Да, захочу и зайду. И возьму все, что мне надо.

Самое короткое интервью в мире

— Россия в XXI веке должна предложить новую повестку. Мы в «Сорок сороков» будем предлагать идею того, как бороться с Антихристом, — рассказывает мне Кормухин о главной задаче движения.

— С Антихристом?

— Антихрист пытается разрушить нашу цивилизацию. Он будет доказывать, что человек — не высшее творение. Произойдет то, что показано в фильме «Матрица». Человек перестанет существовать, а станет ресурсом, которым будут управлять элиты. И в XXI веке Россия будет вести борьбу за людей, чтобы вытащить их из онлайна в офлайн, потому что задача Антихриста — затащить людей в онлайн. Если их затащат туда, то смогут в любой момент выключить. Зачем собираются делать прививки с нанороботами? Чтобы следить за здоровьем? Чтобы в любой момент любого человека можно было выключить. Наша задача — построить офлайн-государство.

По мнению Кормухина, Антихрист управляет Голливудом: «Он специально выпускает пророческие фильмы, чтобы все привыкали к тому, что будет происходить». Сам Кормухин их смотрит, чтобы понимать, чего ждать в будущем. «Вот „Трансфомеры“. Безобидный фильм. Но там роботы человеку ближе, чем многие люди. Фильм „Планета обезьян“, там обезьяны порядочнее, чем люди. Берем фильм „Терминатор“. Тоже — робот гораздо ближе, чем люди. Не буду говорить даже про демонские фильмы вроде „Сумерек“, где всякие вампиры становятся суперположительными персонажами», — рассуждает один из основателей движения, поддерживаемого РПЦ.

Фестиваль «Православие и спорт». Москва, Коломенское, 13 сентября 2015-го Фото: Мария Ионова-Грибина / «Медуза»

По словам Андрея Кормухина, вступить в «Сорок сороков» довольно сложно: «Нужно долго себя показывать». Принимают новых членов в движение коллегиально. Время от времени активисты встречаются, чтобы определять ближайшие действия «по повестке».

Участники движения обязаны носить футболки определенных цветов и со специальными нашивками — похожие правила действуют в байк-клубах. С байкерами у «Сорока сороков» бывают и совместные мероприятия. Так, в июне 2015 года они вместе с «Ночными волками» сорвали пикет на Воробьевых горах против установки там памятника князю Владимиру.

В мае 2015 году сторонники движения напали на московский гей-парад (каждое 30 мая столичные ЛГБТ-активисты пытаются провести гей-парад, но всякий раз их акцию срывают полицейские или православные). «Сороковцы» отобрали радужный флаг у ЛГБТ-активиста и организатора гей-парада Николая Алексеева. Полотнище сожгли со словами: «С этим флагом главный п*дор Москвы Алексеев приехал на Тверской бульвар. Мы хотим показать, что эти ценности чужды нашему народу, и не надо с ними сюда приходить».

В конце июня 2015 года для движения настал звездный час. Бойцов «Сорока сороков» пригласили охранять строительные материалы для храма, возводящегося в столичном парке Торфянка. Однако к тому времени в парке уже начались протесты: против строительства церкви выступили местные жители, которых поддержали оппозиционные партии. Недовольные граждане разбили палатки. Активисты «Сорока сороков», называющие себя «воинами света», тоже поставили палатки и пытались защитить стройплощадку. Периодически случались перебранки; и тех, и других забирала полиция («Медуза» подробно писала об этом). Протестующих жителей в лагере было намного больше, и вскоре они почувствовали себя уверенно — поливали православных активистов водой, плевали в них. «Сложно было удерживать ребят , когда на них так кидались. Они все крепкие», — говорит Кормухин.

Противостояние местных жителей и активистов движения «Сорок сороков» на месте строительства храма в парке Торфянка. 26 июня 2015-го Фото: Антон Белицкий / Коммерсантъ

По мнению активистов движения, происходящее в Торфянке — «майданные технологии», отрабатывающиеся перед выборами в Госдуму 2016 года. «Оппозиция мобилизует свой электорат», — считают они.

Именно во время событий в парке Торфянка стало ясно, что в движении состоит много футбольных фанатов. Поэтому «Сорок сороков» начали ассоциировать с прокремлевскими молодежными движениями нулевых: своими «боевыми крыльями», собранными из фанатов, обладали «Наши» и «Молодая гвардия». Члены таких боевых отрядов участвовали в охране митингов (например, выталкивали с территории неугодных журналистов), периодически устраивали вылазки на оппозиционные акции.

Среди «крепких ребят» в Торфянке был, например, Иван «Комбат 18» Катанаев, бывший руководитель «Фратрии» — самой мощной группировки фанатов московского «Спартака». В недавнем интервью Катанаев говорил, что долгое время симпатизировал фашистской идеологии — оттуда и его прозвище (Combat 18 — британская праворадикальная группировка, 18 используется для обозначения имени Адольф Гитлер).

В парке Катанаев сказал одному из противников строительства храма: «Если будешь плохое про попов что-нибудь говорить, то будешь сейчас валяться тут». Разговаривать с «Медузой» Катанаев отказался.

В руководстве «Сорока сороков» пояснили, что в организации есть разные люди — «и футбольные фанаты, и нацисты»: «Но мы этих проблемных ребят выдергиваем и через православие делаем другими людьми». «Многие пытаются рассматривать движение через призму того, что в движение входит Иван Катанаев, — рассуждает Кормухин. — Для нас он православный брат, который ищет выходы из тупиков, в которых он оказался, когда был в фанатском движении».

Также в движении состоит Василий «Киллер» Степанов — бывший член группировки спартаковских болельщиков «Гладиаторы», нападавшей в 2003 году на штаб запрещенной НБП. Он также отвечал за охрану лагеря «Селигер» и сотрудничал с бывшим руководителем Росмолодежи Василием Якеменко.

«Православие и спорт». Москва, Коломенское, 13 сентября 2015-го Фото: Мария Ионова-Грибина / «Медуза»

15 сентября 2015 года пять суток ареста получил сторонник «Сорока сороков» (а также сторонник другого православного движения — «Божьей воли» Дмитрия Энтео) Егор Солдатов. Он участвовал в погроме на Манеже, где проходила выставка работ Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта «Скульптуры, которых мы не видим». На следующий день десятки активистов пришли на встречу протоиереем Андреем Ткачевым (его считают близким к организации) в магазин, где он представлял свои книги. После презентации активисты развернули плакаты «Свободу Егору» и сфотографировались, устроив «акцию поддержки». Многие из них говорили, что «впервые со времен революции в России начали преследовать православных».

21 августа 2015 года депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин обратился в ФСБ с просьбой расследовать деятельность движения «Сорок сороков» и ликвидировать его. «Данная организация активно взаимодействует с радикальными экстремистскими группировками, в том числе с радикальными группами футбольных фанатов. По сути, сама эта организация является радикальным формированием, занимающимся боевой подготовкой своих членов, многие из которых придерживаются неонацистской идеологии», — говорилось в заявлении. Обращение пока осталось без ответа.

Даниил Туровский

Москва

  • Напишите нам

Участник:NN21/Кормухин, Андрей Борисович

Это черновик статьи. Если это позволяют правила Википедии, то после внесения в неё правок следует объединить эту страницу с основной статьёй и удалить эту временную страницу (заменив её содержимое шаблоном {{Db-owner}}).

Если статья не подходит под формат Википедии, то её можно перенести в другой вики-проект.

Обратите внимание, что временная статья не должна содержаться в категориях, предназначенных для основного пространства имён. Используйте конструкцию ] вместо ] для указания, в какие категории эта статья должна включаться.

Кормухин, Андрей Борисович (род. 20 февраля 1970 года) — лидер общественного движения «Сорок сороков». Композитор, режиссер, бизнесмен, отец 9 детей, родной брат певицы Ольги Кормухиной. Удостоен государственной и церковной наград — медали «Родительской славы» и медали Владимира Крестителя.

Один из основателей общественного движения «Сорок Сороков», которое «зарекомендовало себя как одно из самых авторитетных в среде православной молодёжи». Вклад Кормухина в работу движения отмечен лично Патриархом Кириллом.

Краткая биография

Андрей Кормухин родился 20 февраля 1970 года. Родной брат певицы Ольги Кормухиной.

Внешние обстоятельства и внутренняя душевная борьба между «физиком» и «лириком» обусловили неоднократную смену сфер деятельности Кормухина. Поступив в Нижегородский университет имени Н. И. Лобачевского на факультет вычислительной математики и кибернетики, он был затем призван в армию. По окончании воинской службы Кормухин оставил университет и получил музыкальное образование в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных, однако затем окончил МПГУ по специальности «юриспруденция».

Андрей Кормухин — автор музыки ряда песен («Право на любовь», «Странник», «Ты просто нужен мне» — на стихи Константина Арсенева, «Мольба» — на стихи Риммы Казаковой и Ольги Кормухиной), записанных Ольгой Кормухиной.

Андрей Кормухин определённое время занимался бизнесом. Однако, как он сам сообщает, в какой-то момент осознал, «что Православие у нас молодое» и не оправилось от последствий продолжительного идеологического гнёта времен СССР. Это осознание побудило Андрея Кормухина заниматься движением «Сорок сороков».

Впрочем, имя Кормухина в новостях Интерфакса появилось ещё до создания «Сорока сороков». Тогда он выступал как лидер движения «Многодетная Россия» (Кормухин — отец 9 детей и кавалер медали «Родительской славы»). В последующем его деятельность неоднократно освещалась различными СМИ (см. ниже).

Мировоззрение

По мнению Кормухина, «Россия не может существовать вне Православия», в ином же случае она либо просто погибнет, либо распадётся на части, либо станет «исламским проектом», либо, наконец, «колонией Америки».

Комментируя это утверждение, Кормухин указывает на то, что все нынешние политологические теории говорят о способности народов выжить лишь при условии осуществления цивилизационного проекта, включающего не менее 300 миллионов человек. К таковым можно отнести США и Китай, хотя и «Евросоюз может быть отдельной цивилизацией», Россия же со своими 145 миллионами, даже при учёте Казахстана и Белоруссию, не может на этот статус рассчитывать. По мнению Кормухина, «включить механизмы выживания в глобальном смысле» может только православная вера, способная дать крепкие многодетные семьи и настоящих патриотов.

Считает строительство храмов по «Программе 200» делом чрезвычайной важности: «Каждый храм защищает границы наших морально-нравственных ценностей…» Полагает, что противодействие строительству православных храмов — составная часть скоординированной деятельности:

Православие всех раздражает, в войну с Православием вкладываются огромные деньги. Организованные группы ездят по всей Москве и противодействуют строительству храмов.

Отношение к язычеству и другим «религиозным проектам»

Рассматривает неоязычество как деструктивную технологию, запущенную, чтобы подорвать «русский мир» изнутри.

Полагает, что в начале 1990-х годов на Россию «спускались многие религиозные проекты», такие как протестантизм, сайентология, «Свидетели Иеговы», которые, хотя и втянули в свою деятельность отдельных лиц, в целом стали отвергаться обществом, поскольку русским свойствен «православный код»:

Их либо запрещало государство, либо они закрывались, либо уходили в подполье.

Напротив, «язычество включило другие коды, чем оно и опасно». Опасность языческого «проекта», по мнению Кормухина, обусловлена тем, что «определенные силы» сумели «найти близкий понятийный аппарат для молодежи».

Патриотизм, семейные ценности

Считает, что термин «патриотизм» может иметь очень разное наполнение: «Все мы сейчас патриоты, но для каждого это понятие наполнено разными смыслами». Полагает невозможным ставить родину выше Бога. Утверждает, что в отсутствие веры в Бога «начинается винегрет» (возникает идейный хаос), при котором «каждый воюет за свою родину».

Утверждает, что залогом семейного счастья являются дети и называет себя очень счастливым человеком.

Движение «Сорок сороков»

Основная статья: Сорок сороков (движение)

Сайт Интерфакса: число найденных документов
(по состоянию на 19 августа 2015 г.)

Поисковый запрос в новостях агентства в материалах печатных СМИ
Андрей Кормухин
30
8
Владимир Носов
9
1

Примеры публичных заявлений, комментариев и прочего

  • В декабре 2014 года Андрей Кормухин выступил с жёсткой критикой проекта творческой группы «Свечение», предполагавшей установить на крыше одного из зданий в деловом центре «Москва-Сити» световой объект «Око Саурона» (Саурон в книгах Джона Толкиена выступает как олицетворение зла).
  • 14 августа 2015 года Андрей Кормухин, наряду с иными представителями православной общественности, выступил в поддержку жёстких мер, направленных против гей-пропаганды во всех её формах и публичного использования символики ЛГБТ. Совместная резолюция также включает призыв поддержать противоабортные инициативы.

Андрей Кормухин — один из двух координаторов движения «Сорок сороков» (варианты написания названия — Сорок Сороков, Движение Сорок Сороков, сокр. ДСС) . Вторым стал чемпион России по боксу Владимир Носов, но именно Кормухин чаще является фигурантом публикаций СМИ (см. таблицу) и выступает от лица движения.

Важнейшая задача, которую движение ставит перед собой, — борьба за строительство православных храмов. Идея создать «Сорок сороков» обусловлена, по словам Андрея Кормухина, желанием преодолеть «кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны». Для этого он считает важным не ограничивать свою деятельность границами своеобразного гетто — церковной ограды.

История

Движение «Сорок сороков» — православное движение, созданное 1 июня 2013 года и объединяющее верующих с активной гражданской позицией.

Создание движения стало ответной реакцией на информационную кампанию 2012 года, направленную против Русской православной церкви, и на скандал с «Pussy Riot». В тот момент времени движение видело себя, прежде всего, как защитника нового храмового строительства в рамках программы «200 храмов».

В конце июля 2014 года число участников, зарегистрированных на странице движения в социальной сети «ВКонтакте», достигло «символической» величины 4 040 (можно прочитать как сорок сороков).

В июне 2015 года ряды движения насчитывали 10 000 человек. Деятельность движения многообразна.

Представители движения «Сорок сороков» приняли активное участие в противостоянии противников и сторонников строительства храма в парке Торфянка. Конфликт районного масштаба не только вышел в первые ряды новостей, но и привлёк личное внимание Патриарха Кирилла и его обращение к вовлечённым сторонам с призывом «к отказу от конфронтации».

Оценки деятельности

Деятельность Андрея Кормухина и возглавляемого им движения оценивается крайне разноречиво.

Свою оценку деятельности Андрея Кормухина выразил, в числе прочих, Патриарх Кирилл, который лично вручил ему на 45-летие подарок — икону Николая Чудотворца, а также поблагодарил участников движения «Сорок сороков» за их деятельность.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Александр Кондратенко. Стражник храма // «Фома», № 5 (145), май 2015 г.
  2. 1 2 3 4 ДВИЖЕНИЕ СОРОК СОРОКОВ (ДСС) ОТМЕТИЛО 2-Ю ГОДОВЩИНУ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ // Православие.Ru, 8 июня 2015 г.
  3. Кормухин Андрей получает медаль Владимира Крестителя // YouTube, 12 июля 2015 г.
  4. 1 2 Музыка // Ольга Кормухина, официальный сайт.
  5. 1 2 Музыка // Ольга Кормухина, официальный сайт.
  6. Православные просят Нарышкина открыть храм в Госдуме и поддержать закон об НКО // Интерфакс-религия, 06 июля 2012 г.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Андрей Кормухин: «Спасаться нужно “бандой”» // Православие.Ru, 17 июня 2015 г.
  8. Андрей Кормухин: «Ядерное оружие русского народа — это его духовность» // «Православный Взгляд».
  9. Результаты поиска
  10. Результаты поиска
  11. Православные усмотрели в «Оке Саурона» проект по внедрению в Москве «царства зла» // Интерфакс-религия, 10 декабря 2014 года г.
  12. Православные просят запретить деятельность астрологов, ужесточить ответственность за гей-пропаганду и кощунство // Интерфакс-религия, 14 августа 2015 г.
  13. 1 2 3 4 Движению «Сорок сороков» исполнилось два года // «Фома», 9 июня 2015 г.
  14. Есть ли мужской и женский нательный крест? Какие различия? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. В гостях Владимир Александрович Носов, куратор движения «Сорок сороков». // «Радонеж», 30 июля 2014 г.
  15. Владислав Мальцев. Храмострой увяз в «Торфянке» // Независимая газета, 01 июля 2015 г.
  16. Патриарх Кирилл подарил координатору движения «Сорок сороков» на 45-летие икону // Интерфакс-религия, 24 февраля 2015 г.

Ссылки

  • Лидер движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин: «Господь попустил эту беду за нашу теплохладность, неверие и слабую молитву»
  • Журнал «ЗЕМЛЯ И НЕБО» (Москва): Андрей Кормухин: «Наши девять детей — не наша заслуга». Андрей Кормухин — координатор общественного движения «Сорок сороков», которое ставит своей задачей постройку 1200 храмов на территории Москвы» // Интерфакс-религия, 17 июля 2014 г.
  • Ольга Кормухина не умеет делать деньги

«В конце маячит фигура Гитлера»

Штрихкоды, ИНН и прочие новые технологии ведут человечество к «принятию цифры», за чем последует приход антихриста. Раньше об этом говорили лишь некоторые яркие и безумные одиночки-отшельники, вооружившись пророчествами христианских святых. Теперь же в России сформировалось целое движение сопротивления «цифрофашизму». К борьбе с едиными идентификаторами и иными признаками нового мирового порядка подключилась известная по силовой поддержке строительства храмов в Москве организация «Сорок сороков». «Лента.ру» побеседовала об этом с ее лидером Андреем Кормухиным.

«Лента.ру»: Что вам сделал прогресс, что вы называете его новым фашизмом?

Кормухин: Для нашего народа, пережившего Великую Отечественную войну, понятие фашизма ассоциируется с чем-то тоталитарным, где маячит фигура Гитлера, который строил общество, где была привилегированная каста, а все остальные должны были ей служить. Аналогия с сегодняшним днем прослеживается легко. Если мы послушаем адептов «цифрофашизма» в России, того же Германа Грефа…

А он тут при чем?

Он уже не стесняясь говорит о том, что народ правду знать не должен. Никогда, мол, народ правды не знал, и если узнает, то не получится им управлять. Такие вещи он говорил в 2015 году на Петербургском экономическом форуме.

Вот это незнание народом процессов, которые происходят, и целеполагания этих процессов, которые идут сейчас с огромной скоростью, незнание того, кто стоит в конце этой цепочки, кто ею управляет, — вот это именно то, что многие понимающие люди сравнивают с тем, что происходило с немецким народом в 30-х годах прошлого века.

Что же происходило?

Миллионы людей выходили на митинги в поддержку Гитлера. Он был для них национальным лидером. Его теория национального превосходства над всеми остальными была для них превыше всего. А теперь годы спустя многие, в том числе мальчик Коля в бундестаге, говорят нам, что немцы в массе своей просто не знали, за кем и куда идут, и потому они не виноваты.

Сейчас мы тоже не понимаем, за кем и куда идем?

В определенный момент «господа Грефы» и иже с ними построят свой «цифрофашизм», а народ не поймет или не сразу поймет, что страной управляет некий привилегированный класс людей, у которых есть право называть кого-то достойным жизни, а кого-то — недостойным. Или кого-то достойным социализации в обществе, а кого-то — нет.

«Цифрофашизм» наступает, и только слепой этого не замечает.

Получается, я тоже слепой.

Слепых сейчас много. Есть большое информационное пространство, и в этом огромном потоке информации очень трудно уловить вот эти проколы, которые господа, строящие «цифрофашизм», иногда себе позволяют.

А самое это понятие «цифрофашизм» кем было сформулировано и введено в оборот?

Сложно сказать, кем именно. Мы, в принципе, его не заимствовали. Так получилось, что мы его сформулировали сами, создав одноименную группу во «ВКонтакте».

Аналогия прослеживается еще в том, что задача нового мирового порядка — в том, чтобы подготовить людей к тем зверским, с точки зрения человечности, парадигмам, когда так называемое цифровое общество будет превалировать над обществом людей — христианской цивилизацией, сформулированной на евангельских принципах, заповедях, ценностях, которые человечеству принес Иисус Христос.

Гитлер тоже был представителем нового порядка?

В немецких концентрационных лагерях людям вместо имени, которое человек получает при крещении, присваивали номера. Это было отражено в итоговом документе Нюрнбергского трибунала, осуждающего фашизм.

А у нас вскоре, когда вы придете за документом в какой-либо орган, вам скажут: «Представьтесь». Вы назовете свое имя, а вам ответят: «Нет-нет, меня это не интересует, вы скажите номер ваш».

По сути это та самая фашистская система нумерации, а если мы возьмем верующих — то принятие цифры в той же самой кабалистике является антагонистической парадигмой христианства.

Противодействие «цифрофашизму» — это теперь одно из направлений работы организации «Сорок сороков»?

Да. «Сорок сороков» работает по многим направлениям, связанным с вызовами антихристианского мироустройства, который многие его адепты называют постхристианским. Они говорят: «христианский проект умер», «библейский проект умер». Но если мы посмотрим на все важнейшие сферы нашей жизни и исключим из них христианские принципы, то наше государство перестанет быть социальным.

Приведите пример подготовки почвы к новому мировому порядку.

Был недавно опубликован опрос «Левада-Центра», по результатам которого выяснилось, что против единого идентификатора, как это красиво называется, а на самом деле это присвоение цифрового имени, основная часть людей возмущаться не будет. Против будут только православные или какие-то там еще радикалы — точно не помню формулировки. То есть вместо того, чтобы сесть с противниками таких нововведений за стол переговоров, их сразу маргинализируют.

О чем же говорить с «цифрофашистами»?

Пускай объяснят, каково целеполагание, кто стоит за этим идентификатором, кто будет управлять этой информационной системой, кто будет контролировать защищенность личных данных и так далее.

Мы не против новых технологий, не возражаем против того, чтобы наше государство развивалось, но, опять же, если мы социальное государство, в котором элиты не манипулируют людьми, а придерживаются конституции, в которой говорится, что единственным источником власти является народ…

Так они вам все и расскажут, как же! Но это похоже на манию преследования. Как доказать безумцу, что за ним никто не следит?

Возможности сверхчеловека, возможности евгеники, желание создать что-то сверхчеловеческое всегда привлекали молодежь, но она не задумывается о том, к чему это в итоге может привести. Сейчас мы тоже видим молодых талантливых людей в IT-сфере, и я не хочу их всех обидеть, но вот недавно «Яндекс» проводил форум, и, когда там речь шла о возможностях новых цифровых технологий, у всех загорались глаза, и шло объяснение, как это круто, как удобно, если человек еще не понимает, чего хочет, а ему уже Алиса или Беатриса будет предлагать варианты действий. А когда человек встал с вопросом о том, что в этом случае будет с безопасностью, возник ступор. Точнее, началось нечленораздельное мычание, потому что мы не договорились об этом, о самом главном.

Я хочу быть услышанным. Нам важно понять, кто является носителем и транслятором ценностей, ради которых эта новая цифровая экономика и цифровая парадигма строится.

Мы же знаем, как работают соцсети и информационные ресурсы. Мы знаем скандальную историю с Дональдом Трампом, когда «Кембридж Аналитикс» на основе данных 50 миллионов американцев, украденных из Facebook, формировала мнения избирателей и влияла на принятие ими решения на президентских выборах в США. Тогда вроде бы по всем признакам должна была победить Хиллари Клинтон, но новая избирательная технология победила старую и дала ощутимый результат.

Значит, «цифрофашисты» и вас могут завербовать, раз вы пользуетесь соцсетями?

У меня уже сформировано мировоззрение, у меня есть скелет, ценностный и духовной остов, который позволяет мне отделять зерна от плевел. А если молодого человека, который проводит в соцсетях по шесть часов в день и не имеет представления об окружающем мире, начнут программировать? Как нам узнать, кто стоит за этим и чего он добивается?

А если никто ничего не скрывает, просто развитие идет на ощупь, задачи формулируются по ходу действия?

Тот же самый Греф зачем-то привез на экономический форум колдуна из Индии, у которого какой-то храм, где молятся гранитному фаллическому символу. И говорит он, что нужно стереть все границы между государствами и религиями, что нужно формировать нового, непонятно какого человека. Если господин Греф — бенефициар этих процессов, то я не хочу, чтобы он влиял на ценностные парадигмы моих детей.

Противники «цифрофашизма» обсуждают в соцсетях вступление с 1 июля в силу какого-то закона, обозначающего переход к новому порядку и, видимо, скорый конец света. Расскажите, что это за закон.

О регистрации биометрических данных клиентов банков. У человека должен быть выбор, и ему нужно это право выбора разъяснить: либо ты даешь согласие на сбор твоих данных — и при этом получаешь возможность пользоваться новыми технологиями, либо нет — и тогда спокойно живешь по-старому.

И все-таки что конкретно дурного в новых технологиях, если речь не идет о микрочипах, превращающих людей в зомби?

Ну вот ты просыпаешься, и перед тобой на столе появляется не чай, который ты любишь пить по утрам, а кофе с молоком, который тебе условно прописали врачи, изучившие твои жизненные показатели. Тебе в постель заглянут, будут знать, с кем ты спишь, и так далее. Есть люди, которым это по душе, но многим, я уверен, нет.

Вернемся к закону. Там предполагается обязаловка?

Честно говоря, не знаю. У меня есть юридическое образование, но я никогда по специальности не работал в силу разных жизненных причин, поэтому я не читал этот закон и не скажу обо всех его нюансах. Будут ли это сейчас вводить обязательно или сделают это потом…

Хотели в 2015 году ввести универсальную электронную карту (УЭК), на которой будет заведен весь документооборот. Но тогда общественность выступила против этого, и проект УЭК сошел на нет. Теперь двигают тему единого идентификационного номера, говорят, что в 2019 году всего его получат. Что значит все получат? Если я этого не хочу — то я все равно должен получать?

Вы упомянули общественность, а кто вообще в нашей стране находится в сопротивлении, насколько оно массовое?

При условии того разговора, который у нас с вами происходит, люди узнают об обратной стороне цифрового прогресса и с удовольствием включатся в это сопротивление…

Как в «Звездных войнах»?

Я серьезно. Практика нашего общения с людьми показывает, что они начинают просыпаться и осознавать, что это такое.

Еще скажу, что у нас даже в стратегии национальной безопасности за подписью Владимира Путина написано, что основной приоритет государственной политики в долгосрочной перспективе — традиционные духовно-нравственные ценности. А что в России является таковыми ценностями, как не православие?

Вы говорите о свободе выбора для каждой личности, но разве такая ценность традиционная для России? Кого и где у нас раньше спрашивали? Все действовали в приказном порядке. Крестьяне вообще находились на рабском положении, были чем-то наподобие вещи. Было ли связано само крещение Руси со свободным выбором для всех?

Но ведь Новгород был?

А что с ним сделали наши православные правители?

Романовых же демократическим образом призвали на престол.

Все, о чем вы говорите, скорее исключение из правил.

Ваши представления основаны на ошибочных данных.

В общем, здесь у нас разные взгляды. Хорошо. А какова позиция Русской православной церкви по вопросу новых технологий?

У нас об этом патриарх говорит открыто. В нашем паблике закреплено его недавнее высказывание. В январе 2018 года, выступая в Совете Федерации на традиционных парламентских рождественских чтениях, он сказал, что мы стоим на пороге тотального электронного контроля… Сейчас ведь к чему ведут эти «цифрофашисты»? Чтобы отменить наличные деньги, чтобы человеком вообще можно было управлять. Пускай человек, даже неверующий, заглянет в Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, где четко написано, как все будет происходить.

То есть радикальная позиция вашего движения «Сорок сороков» полностью соотносится с официальной позицией церкви?

У нас нет понятия радикального, у нас общественная организация, которая действует в рамках законодательства. Никогда мы ничего радикального не осуществляли. Нас пытаются затащить в эту радикальность — уж больно мы неудобны для многих, потому что мы большая общественная сила, которая говорит о «второй стороне»…

А церковь, являясь институтом, единым для всего общества, — она об этих вещах говорит более дипломатическим языком, то есть она где-то совсем острые углы старается закруглить.

Вы этим делом занялись по просьбе церковного руководства?

Наверное, последним толчком явилась наша поездка на Афон в дни нынешней Пасхи. По возвращении мы подумали и сформировали эту группу. Афонские старцы со ссылкой на святого Паисия Святогорца, книги которого читают сейчас многие, говорят, что нужно сопротивляться.

Каким образом?

Мы не собираемся брать оружие, уходить в леса, как многие о нас думают. У нас правовое государство, и мы в рамках закона будем доводить до людей правду, снимать ролики, проводить круглые столы.

А кто, кроме Грефа, у нас в рядах «цифрофашистов»?

Господа банкиры, хозяева мировых денег. Весь финансовый-экономический блок нашего правительства фактически находится под адептами этого нового мирового порядка.

Но есть и чисто российские задумки, которые создаются по государственной воле и специально для защиты интересов наших граждан. К примеру, карта «Мир». В соцсетях распространяются целые инструкции о том, как от них отказаться пенсионерам и разным бюджетникам. Зачем это делают «сопротивленцы»?

«Сорок сороков» к этому отношения не имеет. Мы против того, чтобы людям навязывали какие-то карточки. Человеку следует оставить право получать деньги наличными или на сберкнижку.

А, предположим, проведут всеобщее голосование, и 86 процентов выскажутся «за». Тогда что? После этого уже никого спрашивать не будут — будут штрафовать.

В правовом плане мы будем сопротивляться. Жаловаться в Конституционный суд, проводить митинги и так далее.

Объясните, почему люди, которые болеют за сохранение в мире христианских ценностей, не идут впереди планеты всей, впереди прогресса, направляя его в нужное русло? А сейчас выглядит так, что один что-то изобретает, а другой и сам ничего не делает, и другому не дает. Или же это выглядит как попытка встать на пути движущегося локомотива.

Как человек православный и понимающий многие процессы вокруг нас я отвечу на этот вопрос так: задача дьявола на протяжении последних двух тысяч лет — в том, чтобы выдавить Христа из нашей повседневной жизни и заставить человека поверить, что без Бога он живет в реальной жизни. Вот эта новая цифровая реальность — это подготовленная многими веками ситуация, в которой человека подводят к выводу, что он живет в реальном мире.

А какой мир реален?

Мы живем в мире, который вы и я создали себе для удобства. Реальный мир гораздо сложнее, богаче и требовательнее к человеку. Он не трехмерный. Христос людям говорил: «Проснитесь, реальный мир другой. Я пришел к вам, чтобы рассказать о нем, чтобы дать вам возможность быть связанным с реальным миром». И человек может легко понять, что такое реальность, когда вместо престижной работы, красивой девушки и возможности отдыхать на тропических островах отправляется в тюрьму, случайно сбив человека насмерть. Увидеть реальность можно и путем упражнения в молитве, приближения к святым. Таким людям никакие новые технологии не нужны.

Я, честно говоря, не помню, чтобы в Евангелии были такие слова, какие вы приводите. Иисус часто обращался к каждому лично и применительно к конкретной ситуации, из-за чего в его словах можно найти противоречия.

А кого Христос выгнал из храма? Банкиров и ростовщиков.

А в другом месте говорил: отдайте кесарю кесарево…

Кесари — это Богом данная история, а банкиры и ростовщики — греховная история.

Но выгнал он их только с территории храма. А еще была притча о талантах, когда Христос приводил в качестве позитивного примера заработки на процентах…

Не было такого. Он имел в виду инвестиции — то есть ты деньги вкладываешь в какое-то дело и получаешь в бизнесе какую-то долю. Ты деньги даешь — и совместно рискуешь. Разве он упоминает ростовщичество, говорит про то, чтобы отдать деньги в рост? Найди притчу о талантах. И вообще, трактовать Библию могут святые отцы, а не мы с тобой.

Я просто не нахожу в Новом Завете указаний на сопротивление тем вещам, о которых мы разговариваем. Напротив, учение Христа стало первым максимально успешным транснациональным и глобальным проектом, не предполагавшим возвращение к неким национальным и традиционным для того времени ценностям. Это обращение в будущее.

Сейчас я прочитаю. «Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин, я знаю тебя, что ты — человек жестокий: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. Вот я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое». Господин сказал же ему в ответ: «Лукавый, ленивый раб! Твоими же устами будут судить тебя (…), поэтому ты должен был отдать серебро мое торгующим, и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью…» Это все равно не ростовщичество, сто процентов.

Не согласен. Тогда вопрос про тотальную слежку. Чего бояться добропорядочным христианам — даже в контексте возможных преследований. Вот копты, живущие бок о бок с мусульманами и постоянно рискующие жизнью, даже на кисть руки себе крест набивают, чтобы все видели, кто они по вере.

Помимо индивидуального спасения, есть общественное пространство. В нем живут твои дети. И ты знаешь историю, понимаешь, в каком ценностном коде мы жили, какие духовные парадигмы были. Тогда ты начинаешь выступать не как православный христианин, который занимается собственным спасением, а ты еще занимаешь позицию ответственного гражданина и отца, главы своей семьи. Тогда тебе уже не все равно, чему твоего ребенка учат и как на него влияют. Ведь князь Владимир не выбирал путь лишь своего спасения…

А когда «цифрофашизм» наберет силу, то не исключено, что меня из семьи изымут, детей отдадут в педерастические семьи и будут их воспитывать какие-нибудь трансгендеры.

Тогда посмотрим с другой стороны. Есть сопротивление «цифрофашизму», а есть сопротивление строительству храмов в Москве. И там, и там речь идет о некой небольшой группе людей, с которыми не договоришься. Они будут бесконечно устраивать протесты. Ведь в «Сорок сороков» об этом знают не понаслышке? Разве каждое строительство храма в столице не превращается в «караул»?

Уже нет. Уже никто не хочет связываться с нами (смеется).

Значит, можно не договариваться и с теми, кто против единого идентификатора? Ведь у государства нет возможности для каждого человека отдельный документооборот вести — это как канализационная труба: она одна для всех. Если не нравится — то ходи на горшок.

Перед строительством храма проводятся публичные слушания, туда приходят жители. Были случаи, когда большинство жителей высказывались против, и строительство там не велось. Но в большинстве случаев это использовалось как технология. Были люди, которые потом были найдены. У них конверты были с деньгами. Они получали деньги за протесты. Конечно, того же Грефа, вероятно, раздражает, что в Москве строятся храмы. Он хочет жить не Третьем Риме, а в Новом Вавилоне.

После возникновения движения «Сорок сороков» это сопротивление резко сошло на нет. Мы ни одного человека при этом не тронули, что бы там ни говорили.

Но все равно ваши действия, скажем, «мягкой силы» вполне схожи с навязчивыми действиями «цифрофашистов».

Нет. Уже привели пример с канализационной трубой. Ее провели и навязывают мне, а я говорю, что это нарушает мои права. Я сам решу, что для меня лучше.

Но ведь ИНН у вас есть?

Как-то раз я приехал в налоговую за одним документом, и мне говорят: «У вас есть ИНН?». Я отвечаю: «Нет». — «А мы вам без ИНН выдать документ не можем». — «Что значит не можете? Я гражданин России». — «Вам все равно ИНН присвоят». — «Что вы там сделаете — это ваши проблемы, но заявлений писать никаких я не буду».

Если государство будет меня загонять в лес, мне придется туда уйти. Придется стать Морфеусом, хотя Морфеем я быть не хочу. Но таблетку красную я уже давно принял.