Ангел смерти у христиан

Жизнь после смерти:Могут ли люди стать ангелами в загробной жизни?

Жизнь после физической смерти есть, утверждает религия.

Один из интересных вопросов из паранормальной плоскости относится к жизни после смерти (жизни в загробном мире/параллельном мире), который можно озвучить примерно так: могут ли люди, после своей смерти стать ангелом? Согласитесь, это весьма любопытный вопрос, относящийся к жизни человека с обреченным к смерти физическим телом. И не каждому из нас безразлично, как он проведет свою следующую жизнь на ином уровне.

Когда люди пытаются утешить кого-то скорбящего по умершему, нередко они иногда говорят, что умерший уже сейчас может быть ангелом на небесах. Если близкий человек умер внезапно, люди могут даже сказать, что Богу срочно потребовался ангел на небесах, и он призвал на эту должность умершего. Эти слова утешения, которые благонамеренные люди часто произносят, предполагают, что умерший может стать ангелом. Но есть ли в этом какая-то крупица истины?

Некоторые религии говорят, что люди не могут стать ангелами, тогда как другие конфессии не возражают, что это действительно возможно для людей, чтобы стать ангелами в загробной жизни.

Христианство.

Христиане смотрят на ангелов и людей, как на совершенно разную группу лиц. Псалом 8: 4-5 в Библии заявляет, что Бог сделал людей чуть ниже рангом от статуса ангелов. При этом в послании к евреям отмечается, что души умерших людей встречают две разных группы: в первой ангелы, в другой «духи праведных» достигшие совершенства. В тоже время становиться понятно, что люди хоть и сохраняют свои собственные души после смерти, но не превращаются в ангелов.

Ислам.

Мусульмане считают, что люди никогда не превращаются в ангелов после смерти, так как ангелы полностью отличаются от людей. Да и вообще, как провозглашает Исламская доктрина, Бог создал ангелов прежде чем он создал людей (впрочем, это говорят и другие источники). Коран показывает, что Бог сотворил ангелов до человека, и беседовал с ангелами о его намерении создать людей (Аль-Бакара 2:30 Корана).

В этом стихе, ангелы на слова Бога сделать на Земле наместника (человека)в знак протеста заявляют: а будет ли место на Земле тем, кто сделает зло и прольет кровь, в то время как мы празднуем свои дифирамбы и прославляем Твое святое имя?- (якобы ангелы имели понятие о человеке из Хранимой Скрижали). К счастью для нас, Бог им ответил: «Я знаю то, что вы не знаете».

Но как бы не протекала беседа ангелов с Богом, вывод один – ангелы были до Адама, и видимо человеку стать ангелом в загробной жизни шансов лежит очень и очень мало.

Иудаизм.

Еврейский народ также считает, что ангелы являются отдельными от людей существами. Талмуд в Берешит Рабба 8: 5 указывает, что ангелы были созданы до человека, и ангелы пытались убедить Бога, что он не должен создавать людей, которые способны грешить и сеять раздор. Этот отрывок отмечает, что в то время как служебные ангелы спорили друг с другом и сыпали аргументами, Бог успел создать первого человека! Святый сказал им: Почему вы спорите? Человек уже появился!

Так что же происходит с душой человека, когда тело умирает? Некоторые еврейские люди считают, что душа человека будет воскрешена на небе, в то время как некоторые полагают, что люди перевоплотятся в другом теле для последующей жизни на Земле. Но опять-таки, можно сделать вывод, что стать ангелом человеку после смерти не суждено…

Индуизм.

Индусы верят в ангельских существ, называя их дэвы. Возможно, когда-то в прошлых жизнях, это были люди прошедшие развитие через много уровней сознания, чтобы достигнуть божественного состояния. Так индуизм говорит, что для людей возможно превращение в ангелов в том смысле, что люди могут перевоплотиться в высших духовных планах и в конечном итоге достичь того, что Бхагавад-гита называет цель всей человеческой жизни.

То есть в принципе, стать ангелом возможно, но придется очень сильно поработать, идя по пути совершенствования сознания, что возможно потребует пережить несколько этапов реинкарнации.

Мормоны.

Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) заявляют, что люди определенно могут превратиться в ангелов на небесах. Они считают, что Книга Мормона была продиктована ангелом Морони, который когда-то был человеком и стал ангелом после смерти. — То есть, прецедент превращения человека в ангела после смерти уже был, что конечно же плюс, для желающих стать ангелом в загробной жизни.

Мормоны также верят, что первое человеческое существо, Адам, в настоящее время архангел Михаил, и что библейский пророк Ной, который построил знаменитый ковчег теперь архангел Гавриил. Можно сказать, что мормонизм относится к ангелам как к «святым людям». Алма 10: 9 из Книги Мормона, сообщает: «И сказал мне Ангел: что он святой человек, а потому я знаю, что он святой человек, потому что это было сказано ангелом Бога «.

· Интересен и другой момент, это записи Хранимой Скрижали, которые порождают смутную, несформулированную окончательно мысль. Вот смотрите: Бог и ангелы неспешно беседуют о создании человека. Святый приводит какие-то свои аргументы в пользу появления человека, ангелы свои – нормальная дискуссия. Да вот только свои аргументы, против человека и пропитанные негативом, ангелы прочитали в Скрижалях. То есть, кажется, либо будущее было уже известно и написано, либо образ человека был создан еще до идеи создания человека?

Как стать настоящим ангелом в жизни

Все ангелы бессмертны, способны видеть сквозь время, читать мысли и воздействовать на физический мир. Поэтому многие люди на протяжении веков хотят побыть ангелом и ищут возможность осуществить свое желание. Стать безгрешным, обрести божественные крылья непросто, поэтому способа стать ангелом в реальной жизни не существует. Но можно приблизиться к обладанию сверхъестественными способностями.

Кто становился ангелом в мифах

В легендах ангелы появились еще на заре человечества. Один из самых древних мифов рассказывает об ассирийской царице Нинии. Она построила мегаполис своего времени — город Вавилон, провела несколько победоносных войн с Мидией, Египтом, Эфиопией. После того как она была убита противниками ее власти, Ниния обернулась голубкой и улетела, а потом превратилась в ангела.

Дария, жрица Афины Паллады, полностью посвятила себя служению людям. Ее погубили воинствующие служители другого бога, но ее гибель их разочаровала. Сразу после смерти она стала ангелом.

По-разному к вопросу относятся современные религиозные течения. Индуизм считает, что превращение человека в дэва — ангельское существо, возможно. Для этого ему необходимо пройти через много уровней развития сознания, совершенствоваться во многих жизнях и достичь божественного состояния.

Мормоны уверены в том, что на небесах достойные люди могут превратиться в бессмертные ангельские создания. По их мнению, Мормон был человеком, после смерти он обратился Ангелом, а затем продиктовал Книгу Мормона. Поскольку прецедент был, то в загробной жизни любой, обладающий определенными качествами, получает шанс стать наместником Божьим.

С точки зрения христианства, ислама, иудаизма человеку стать ангелом невозможно, потому что они являются вечными служебными духами. Их бог сотворил до момента создания материального мира и людей для озвучивания его воли и проведения ее в жизнь. Но и в этом случае ситуация не так однозначна.

Зияра у мусульман — просьба о защите

В мусульманстве существует традиция зияра. Она заключается в паломничестве к могилам имамов, пророков или святых. В северной Африке в паломничество отправляются к живым суфийским шейхам. Для получения благословения и заступничества люди раздают милостыню, проводят жертвоприношение, приносят в дар священные предметы, читают молитвы и совершают другие ритуальные действия. Таким образом страждущие получают наставничество и покровительство, а святой становится для них Ангелом Хранителем.

В христианстве Ангелами Хранителями могут стать почитаемые народом люди, пророки или мученики. Недаром книга Петра сообщает, что в ангелов превращаются праведные люди. Даже во время таинства крещения ребенку дают имя святого, которое в течение всей жизни празднуется им как «День Ангела». Обычно — это тезка человека, который становится его небесным покровителем.

Ангел Хранитель в христианстве

Какие существуют способы превращения в ангела

В период Средневековья представление об ангелах отличалось от современного. В те времена их не считали кроткими, всепрощающими, бесконечно любящими и однозначно добрыми созданиями. К ним относились как к могущественным воинам света, следящими за соблюдением законов Бога. По его воле они преследовали грешников, разрушали города, являлись людям, сообщая важные вещи, открывали завесу будущего перед святыми. В сохранившихся источниках есть обрывочная информация о способах, как стать ангелом.

Ритуал обращения

Существовало тайное общество обратившихся в ангелов людей. У них был свой кодекс правил и поведения в жизни, а также ритуал обращения. Его мог совершить тот, кого члены братства считали достойным впустить в свои ряды.

Кандидат заучивал наизусть кодекс, проходил несколько испытаний, выбирал для себя новое имя, оканчивающееся на -ил. Когда наступал день обращения, он на рассвете приходил на берег реки для обряда. В левой руке он сжимал белый камень, в правой ладони держал камень серого цвета. Глядя на воду, проводящий ритуал произносил заклинание, чтобы стать ангелом:

«Я приветствую Бога и приношу ему дар веры.

Я впитываю его мудрость и принимаю в себя ангельскую силу.

Отныне я больше не человек — я служитель Творца.

Я — Ангел (имя), меч в руке его и вечный воин света».

На последних словах, проводящий обряд бросал серый камень в реку, а белый уносил с собой. Этот камень он хранил как символ инициации. Превратиться обратно было уже невозможно.

Ритуал Пути

Обряд подразумевал постепенное превращение в ангела. Особа, после пробуждения утром и вечером перед сном, должна произносить:

«Я не беру лишнего,

Я отдаю по справедливости,

Я караю за зло,

Я дарю любовь за любовь, добро за добро,

Я не помогаю ленивому,

Я содействую трудолюбивому,

Я отстранен со спесивым,

Я дружелюбен с достойным.

Я страж равновесия, Ангел Света. Во мне могущество и сила Божья».

Внешне не сложный ритуал требовал постоянного самосовершенствования и твердости духа. Он открывал путь к обретению способностей, которые недоступны для обычного человека.

Прижизненный путь

Жизнь многогранна. В ней есть место для положительного ответа на вопрос — может ли человек стать ангелом при жизни. Чтобы приблизиться к состоянию божественного вечного создания, нужно проявить силу воли и терпение.

Самый простой способ обернуться в ангела в домашних условиях — это изживать в себе:

  • ненависть;
  • неприятие;
  • ревность;
  • злобу;
  • обидчивость;
  • раздражительность;
  • привычку к осуждению;
  • гордыню.

Это не значит, что требуется ругать себя или наказывать. Это значит — отмечать проявление негативных качеств и по мере сил постепенно заменять их пониманием, спокойным отношением к людям и миру, любовью к тем, кто этого заслуживает и справедливостью. Справедливостью к другим людям и к самому себе.

Несколько правил помогут понять — как же стать ангелом по-настоящему:

  • проявлять терпимость к окружающим, но не позволять им переставать считаться со своим мнением;
  • думать о событиях и людях с позитивной точки зрения, но сохранять практичность;
  • научиться прощать, но и наказывать тех, кто преступил закон справедливости;
  • оказывать помощь окружающим, но если они сами совершают необходимые действия;
  • проявлять сострадание и теплое отношение к людям, но не превращаться в того, кому садятся на шею;
  • радовать других похвалой, добрым словом, только тогда, когда они сделали что-то хорошее;
  • совершать достойные уважения поступки;
  • соблюдать вежливость со всеми, но уважать тех, кто своими способностями и трудом достигает результатов.

Некоторые люди выбирают другой вариант. Они становятся Ангелами Хранителями для кого-то из близкого круга. В этом случае достаточно:

  • оказывать поддержку;
  • проявлять заботу;
  • оказывают внимание, когда в нем нуждаются;
  • давать возможность принять самостоятельное решение;
  • делиться опытом.

В таких случаях Ангел Хранитель занимает рядом с другим человеком позицию старшего. Он проявляет качества более мудрого, любящего, сильного создания.

Посмертный дар

После ухода искры жизни из физической оболочки большинство душ получает свободу от груза болезней, печалей и горестей. Радости плотской жизни для них становятся малосущественны. Но встречаются и исключения. Если дух сильно любит близких, желает им достичь счастья, благополучия и чувствует за них ответственность, то умерший человек становится Ангелом Хранителем.

Он незримо присутствует в жизни дорогих ему людей, старается огородить их от опасностей. Помочь в делах, предупреждает об опасности, благословляет свадьбы и рождение детей. Члены семьи, бывшие возлюбленные во время тоски могут обратиться к нему за утешением, в трудные минуты за советом и поддержкой, в моменты счастья с благодарностью.

Фильмы, в которых человек превратился в ангела

Удивительный фильм «Привидение» 1990 года рассказывает о трагической, но светлой любви между молодыми супругами, роли которых исполнили Патрик Суэйзи и Деми Мур.

После смерти молодой человек стал Ангелом Хранителем своей жены, защищал ее и помог найти типа, убившего его. Когда Сэм убедился, что Молли теперь в безопасности, то ушел в свет. Он хотел, чтобы его любимая жила дальше и была счастлива.

Пусть в фильме главного героя называют привидением. Разница между призраком и Ангелом Хранителем существенная. Призрак существует без цели. Ангел, как и любой живой человек, любит, обладает огромной силой. Он о ней даже не подозревает, потому что сам не знает своих возможностей.

Ангел смерти в исламе, христианстве, иудаизме является родственной фигурой. Тем не менее в разных религиях это сверхъестественное существо отображается по-разному, особенно если брать во внимание не только верования авраамического происхождения, но и религии и культуру других народов мира.

В статье:

Ангел смерти в исламе — Азраил

В исламе ангелу смерти уделяется особое внимание — мусульмане придают его фигуре достаточно большое значение. Это заметное отличие от христианской и иудейской традиции, где такой посланник небес является относительно второстепенным по важности персонажем. Ангел смерти Азраил — один из четырех ангелов, которые имеют статус мукаррабун — самых приближенных к Аллаху живых существ. Несмотря на то, что непосредственно в Коране Азраил не называется по имени, о существовании этого ангела говорят все современные последователи ислама. Скорее всего, имя его было заимствовано из израильских источников. Коран же не дает определения имени этого существа и называет его не иначе, как Маляк-аль-маут. О том, как вызвать ангела смерти, а также о защите от него вы можете прочитать в другой статье нашего сайта.

Так как Азраил входит в четверку самых близких к Аллаху ангелов — мукаррабун, он является властителем и пророком среди других ангелов, в том числе и ангелов смерти, наравне с Джабраилом, Исрафаилом и Микаилом. Ему подчиняются огромные сонмы верных слуг. Это ангелы из рода Нашитат, предназначение которых заключается в проведении в мир иной праведников-мусульман. Также он повелевает ангелами рода Назиат, которые забирают с Земли души грешников и неверных. Сам же Азраил в первую очередь является властителем над своими слугами, а не приходит за умирающими людьми лично.

Интересным фактом является так же то, что Азраил внешне часто упоминается имеющим облик, сходный с ангелами-херувимами — у него также есть четыре крыла. Согласно теории Страшного Суда, перед ним протрубит в рог Исрафаил, от чего умрут почти все творения Аллаха, а после второго звука рога — погибнут и все ангелы, но Азраил станет самым последним уничтоженным существом. Еще один интересный факт заключается в сходстве вестника апокалипсиса — Исрафаила, с ангелом смерти Самаэлем из иудейской традиции. Мусульмане также верят, что этот ангел имеет множество глаз, но к этому образу также добавляются бесчисленные рты и шерсть.

Дополнительным значимым фактором, указывающим на Азраила как на ангела смерти или как минимум одного из них, является тот факт, что в верованиях чувашских народов, божество, ассоциируемое со смертью, зовется Эсрель. При этом интересным моментом в религии чувашей можно назвать множество историй о том, как этот ангел был обманут, что совсем не сходится с верой в неотвратимость прихода вестников смерти в других культурах. Также в священной книге сикхов — Гуру Грантх Сахиб, упоминается имя Азраа-Иила как ангела смерти.

Ангелы смерти в иудаизме

В иудаизме ангелы смерти занимают особое место, при этом толкование их роли часто разнится в зависимости от источников. Так, в первую очередь они выступают как посланники бога и губители, которые должны воплотить его замысел для наказания народов, погрязших в жестокости и грехе. Помимо общего названия этих ангелов — малах ха-мавет, у них были и собственные имена. Во время исполнения египетских казней, ангелом смерти, забиравшим всех первенцев, был Шахат. Кроме этого, упоминаются в ветхозаветных преданиях и другие имена — Ддавэр и Машехит. Некоторые видят в этих именах схожесть с профессией шойхета, что также имеет определенный смысл.

Кроме этого, в Талмуде непосредственно упоминается, что ангелами смерти являлось и множество других видных ветхозаветных фигур. В частности, в какой-то момент эту роль выполнял архангел Михаил, перенесший умирающего Адама к его могиле. Архангел Гавриил является ангелом смерти для праведников и царей, а Самаэль — для грешников. Упоминается здесь и имя демона Абаддона, а также Азраила — считается, что в ислам этот ангел смерти пришел непосредственно из еврейской традиции.

Шахат ангел смерти

Внешность ангелов в образе малах ха-мавэт описывается так: существа, покрытые множеством глаз. В других вариациях и толкованиях эти посланники небес изображаются в виде старика с мечом, бродяги, или же жнеца. Именно в иудаизме впервые возник традиционный образ смерти с сельскохозяйственной косой. Одно из поверий гласит, что ангел перерезает ножом горло каждого умирающего человека. При этом нож для праведников у Гавриила — идеально острый, а у Самаэля нож для грешников — полон зазубрин. Таким образом проводится параллель с кошерной и некошерной шхитой — процессом убийства животных для того, чтобы те были пригодны в пищу.

Однако, одновременно с божественной сущностью, Талмуд часто отождествляет ангелов смерти со злом и Сатаной. Это неудивительно, так как Самаэль, несмотря на то, что некоторое время он являлся преданным слугой божьим, впоследствии стал антагонистом Бога.

Ангелы смерти в христианстве

В христианстве ангелы смерти, в отличие от иудаизма и ислама, практически не фигурируют. Даже в христианской общепринятой версии Ветхого Завета не упоминается о специальном назначении таких сущностей. Считается, что по окончанию жизни душа человека путешествует сама. А значит никакой проводник или тем более существо, специально обрывающее жизнь, не нужно.

Тем не менее христианские догматы признают способность ангелов забирать у человека жизнь при необходимости. В частности, этим аргументируются и массовое убийство всех первенцев во времена египетских казней, и уничтожение Содома с Гоморрой. Но эти силы, согласно христианской вере, есть у любого из ангелов, действующих по заданию Господа — причем это касается всех ангельских чинов.

Кроме этого, образно ангелами губителями именуются падшие ангелы, например — демон Абаддон. Также вестником смерти иногда в христианском вероучении называют Архангела Гавриила, который доставил весть о скорой кончине Деве Марии.

Ангел смерти и аналогичные существа в других религиях

С древности люди стремились придать смерти какой-либо образ, что находило отражение в их верованиях. Либо же наоборот — наличие определенных существ, обеспечивающих уход людей в мир иной, привело к формированию своего такого образа у различных народов. Так или иначе, но практически во всех верованиях мира у смерти имеются ее посланники, начиная практически с самых древних времен.

Нергал и Эрешкигаль

Одними из самых первых подобных существ были Нергал и Эрешкигаль в древневавилонских мифах, которые однозначно имели под собой более древние шумерские корни. У древних египтян загробным миром заведовали боги — Осирис и Анубис. Осирис являлся непосредственным властителем мира мертвых, а Анубис выполнял большинство функций ангела смерти. В древней Греции аналогом ангела смерти выступал Танатос, а также старик Харон, переправляющий души через реку мертвых. Ацтеки поклонялись Миктлантекутли — богу Смерти, который имел целый сонм слуг — демонов цицимиме, которые и приходили за умирающими людьми. В скандинавских верованиях, души воинов, погибших на поле боя забирались ангелоподобными девушками — валькириями. В то же время, славянские легенды не сохранили никаких соответствующих «служебных» духов. Буддизм и Индуизм считают, что за смерть отвечает божество или дух Яма.

А в Мексике сейчас даже существует особая религия — Санта-Муэртэ, которая полностью посвящена сущности Смерти. В ней ацтекские и майянские традиции сплелись с христианством, после чего Смерти в лице скелета начали поклоняться и даже отождествлять её с Девой Марией.

В целом, учитывая огромное разнообразие различных ангелов смерти в практически всех мировых религиях позволяет удостовериться в высокой вероятности реального существования подобных сущностей, особенно учитывая большое количество сходных черт. Зная имена ангелов смерти, есть даже возможность обращаться к ним. Чаще всего это делают не для защиты от зла, а для обеспечения справедливости. Ведь уход на тот свет часто считался её олицетворением — он не делил людей на богатых или бедных.

Беседа преподавателя Догматического богословия Леонова А.М.

Расшифровка видео

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Тема сегодняшней беседы — православное учение об ангелах и демонах. К сожалению, далеко не все люди признают бытие добрых и злых духов как реальных представителей невидимого мира, признавая их лишь за метафорические и литературные образы, олицетворяющие начало добра и зла, между тем как Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, так и история Церкви, в особенности выраженная в Житиях святых, свидетельствует об обратном. Иные, хотя и верят в реальность невидимого мира, считают, что он существует как бы отдельно, обособленно от мира людей, а значит, и знания этого мира для нас не важны, поскольку не влияют на уровень благочестия верующих. Конечно же, это не так, и дело здесь вот в чём. Хочет человек или не хочет — он давно уже сделался целью в борьбе между духами зла и добра. Поприще этой борьбы, бранное поле есть его сердце. А поскольку никакое человеческое действие или даже бездействие — нравственное или безнравственное, никогда не остается без последствий и всегда склоняет человека либо к добру, либо ко злу, он не может оставаться нейтральным в этой борьбе, и вынужден участвовать в ней всю свою жизнь. Соответственно, именно знание, а не незнание ангельской и демонической жизни, знание условий и средств ко спасению, приемов и козней врага, помогает человеку правильно ориентироваться в этой невидимой брани, чётко следовать пути восхождения по лествице духовных совершенств. С другой стороны, изучение горнего мира открывает христианину ту реальность, к которой он призван, и для которой он не чужой, в которую однажды ему предстоит перейти. А знание демонического мира показывает, к чему ведёт беззаконие, грех.

Божественное Откровение не сообщает нам деталей и подробностей творения ангелов, однако из предания Церкви известно — невидимый ангельский мир создан прежде устроения видимого. Ангелы суть бесплотные личные духи, наделенные разумом и свободной волей, способностью к творчеству, богообщению и взаимообщению. В отличие от людей, произошедших от единого родоначальника Адама, ангелы созданы сразу в несметном количестве, а поскольку они ещё и бессмертны, то не нуждаются в браках и размножении. Кроме того, будучи бестелесными, ангелы лишены и некоторых прочих потребностей, свойственных людям — не нуждаются в вещественной пище и питие, в одеждах, в материальных жилищах, отличаются иным характером взаимоотношений, а иногда и предметами радости. Поскольку ангельская бестелесность не абсолютна, они всё же зависят от условий пространства и не могут единовременно находиться в двух разных местах. Однако, присутствуя в той или иной пространственной области, ангелы не заполняют ее словно форму, подобно человеческим телам, а пребывают там мысленно или духовно. Отношение ангелов ко времени тоже особое, в силу этого они способны к стремительному молниеносному перемещению. Стало быть, и духовное небо, ангельский мир не определяется привычной для нас пространственно-временной системой координат. Ангельское небо — понятие не географическое, а метафизическое, и указывает, прежде всего, не на геометрическую, а на духовно-нравственную возвышенность горнего мира над миром людей. Это не стратосфера и не тропосфера, это иная реальность, мир инобытия. Согласно предвечному замыслу Божию ангелы делятся на девять иерархических степеней или чинов. Предание знает девять таких степеней:

— Серафимы

— Херувимы

— Престолы

— Силы

— Господства

— Власти

— Начала

— Архангелы

— Ангелы.

Причём именование нижнего чина — ангел, что в переводе с греческого обозначает «вестник», приложимо и к представителям всех прочих вышестоящих чинов. Обыкновенно как освящение и просвещение ангелов, так и Божественное руководство осуществляется через высшие степени к низшим. Деятельность ангелов обнаруживается в прославлении Бога и служении Ему, и распространяется как на их собственный мир, так и на людей. Служение ангелов делятся по направлениям, или зонам ответственности, выражаемое, в частности, в управлении стихиями, окормлении царств, городов и церковных общин. Однажды утвердившись в добре, при содействии Божественной благодати, ангелы святы и никогда не грешат. Отметим, что изначально все без исключения духи пребывали в добре, не имея ни малейшей склонности ко злу. Все были охвачены Божественной заботой и любовью. А поскольку всесовершенной неэгоистической Божественной любви не свойственно требовать взаимности через принуждение, постольку и возможность принять или отвергнуть эту любовь, ответить на неё взаимностью или не ответить, должна была реализоваться не безусловно, а как результат свободного и осознанного выбора каждого ангела.

Между тем один из ближайших вседержителю духов, названный по светозарности Денница, не только отрешился от Бога любви, но и задумал сделаться новым альтернативным, самодержавным царем. Для этого клеветой и лукавством он увлек за собой множество прочих — то ли особенно ему дружественных, то ли подвластных ему небожителей. Так они сделались духами злобы, за что и были низвергнуты с горных небесных вершин. Исходя из слов Спасителя, что дьявол человекоубийца от начала не устоял в истине, понимаем, что первоначально он был в этой истине наставлен и имел все необходимые средства и силы для того, чтобы преодолеть горделивый соблазн. Таким образом, грехопадение сатаны явилось не результатом Божественной недоработки или ошибки, а результатом его свободного злонаправленного выбора. Так образовалось темное царство со своей иерархией, во главе которого стал сатана. Отныне демоны утвердились во зле и неспособны к раскаянию. Поскольку мир небожителей для демонов закрыт, со временем создания человека их лютость и ненависть с особенной силой обрушивается на людей. Обладая высочайшим умом и могуществом, свойственным им по природе как ангелам, демоны способны охватить человека целиком — как его тело, так и его чувственную, мысленную и волевую сферы души.

Скажем, однажды в начале подвижнической жизни преподобный Антоний был так безжалостно избит злыми духами, что едва не умер. Впоследствии уверял, что боли, испытанные им во время избиения, были такими мучительными, какими никогда не бывают боли от ран, наносимых людьми. Воздействие же демонов на душу бывает куда более сильным и разрушительным. Как демонам удается встраивать в сознание человека греховные мысли и образы, возбуждать в нём дурные аффекты и желания, толкая на грех, нам неизвестно. Однако известно, что далеко не всегда даже и опытный подвижник способен отличить бесовские внушения от движения собственной воли и ума. Не менее опасны воспламеняемые демонами в человеке мечтательные наслаждения, порою превосходящие удовольствие, которое грешник испытывает при действительном совершении греха. Поэтому демоны способны подвигнуть человека не только на отдельное греховное деяние, но и на страстное, повседневное, регулярное нарушение духовных Божественных норм. Порою демоны предстают перед людьми и видимым образом — например, в форме животных или человека, в ужасных леденящих фантастических ликах, иногда в облике ангела. Так, устрашением человек может быть доведен до отчаяния, утраты надежды на Господа и богоотступничество, а явлением в образе ангела обращен в добровольного и послушного исполнителя воли врага.

К примеру, однажды обманутый видением ангела с конями и огненной колесницей преподобный Симеон Столпник едва не шагнул в неё, чтобы быть вознесенным на небо, подобно Илие, и только особое вмешательство Божие, предваренное смиренной благодарственной молитвой святого, удержало его от этого действия. Примером же логически завершенного демонического обмана может служить Полихроний, который по указанию явившегося ему злого духа исповедовал еретическое учение о единственности воли в Богочеловеке Иисусе Христе. Несчастный так был очарован видением, что даже и будучи уличенным епископами в неправоте, отказался от покаяния и был осужден.

Для того чтобы не обольститься явлением ангела, важно учитывать следующее. Видение небожителя может быть созерцаемо двояко — телесными очами созерцается чувственное видение, а видение духовное подразумевает созерцание духовными очами веры, умом и сердцем, очищенными Божьей благодатью. Чувственное видение бездуховного дает человеку лишь внешнее, поверхностное представление о явившемся и не дает более полного глубокого объяснения, кто он такой. Поэтому чувственными видениями легко обмануться. Как правило, они преподаются людям неопытным и зараженным тщеславием — волхвам, колдунам, прорицателям, изводителям духов. Духовное же видение свойственно людям духовным, святым, наделенным Божественным даром отличать небожителей от обольстителей.

Итак, главным образом демоны вредят людям беззаконным и беспечным по отношению ко спасению. Со времени искупления и образования Церкви человек наделен всеми необходимыми благодатными спасительными средствами для того, чтобы парировать любое нападение врага. Дьявол могуч, но Бог всемогущ. Освобождение от власти изобретателя греха достигается человеком жизнью по Христу, со Христом, во Христе. Дорогие братья и сестры, я благодарю вас за внимание, храни вас Господь.

См. также раздел ДОГМАТЫ и форум: Леонов Алексей Михайлович отвечает на вопросы на портале «Азбука веры».

Ангел смерти

Ангел смерти (Малах а-мавет) — это созданная Б-гом духовная сущность, которая приходит, чтобы отделить душу человека от тела. Родственные понятия (по некоторым мнениям — идентичные) — «дурное начало» («ецер а-ра»), Сатан (Сатана), Самаэль (ангел, духовный «корень» Змея-искусителя, соблазнившего Первую женщину Хаву — Еву), обвинитель (санегор) — прокурор, обвиняющий человека на Небесном суде, «тума» — духовная нечистота. Ангел смерти не является самостоятельной силой и существует постольку, поскольку Вс-вышний создал его и дал ему определенный «мандат», необходимый для функционирования всего мира, как единого целого.

Кто такой Ангел смерти?

Ангел смерти, в отличии от других ангелов, не является духовным «корнем» какого-либо материального объекта или явления — т.е. это не о нем сказали мудрецы (Берешит Рабба, 10): «Над каждой травинкой стоит ангел, который ударяет по ней и говорит: “расти!”». Его роль — не созидательная, а, наоборот, деструктивная, приводящая к разрушению, исчезновению того или иного объекта или явления.

Как и другие ангелы, Ангел смерти выполняет определенную роль в системе Мироздания — роль, предназначенную для него Свыше. Он — не самостоятельная сила, а лишь проводник Б-жественной воли.

В каком случае необходимо «вмешательство» Ангела смерти?

Вопрос о том, в каком случае смерть является результатом действия ангела, разбирается в комментарии Кли Якар к книге Ваикра (21:2), третьей книге Пятикнижия.

Ангел смерти приходит в момент умирания только к человеку, т.к. у него есть высший уровень души — нефеш. Смерть остальных живых существ есть не что иное, как распад тела на четыре основных элемента (вода, земля, огонь и воздух), и этот процесс не нуждается в Ангеле смерти.

Однако душа человека не выходит иначе, как насильственным извлечением, производимым Ангелом смерти, как сказано в мишне Пиркей Авот (4:22), «и против воли своей ты умираешь». Исключением являются только святые праведники, смерть которых происходит из-за того, что Вс-вышний приближается к ним, и их душа устремляется к Нему без посредничества Ангела смерти («смерть от поцелуя Вс-вышнего»).

«Он — Сатан, он же — йецер а-ра, он же — Ангел смерти»

В Талмуде (Бава Батра, 16А) содержится известное изречение: «Он — Сатан (Сатана), он же — йецер а-ра (дурное начало), он же — Ангел Смерти». Мудрецы продолжают этот ряд, называя такие духовные явления, как «тума» («нечистота»), ангел Самаэль (духовный корень Змея, соблазнившего Первую женщину Хаву — Еву), «обвинитель» («санегор», прокурор на Небесном суде). Эти понятия близки и даже в каком-то смысле идентичны, т.к. являются определением всего существующего в мире зла.

Как указывают мудрецы Талмуда, йецер а-ра (дурное начало) провоцирует людей на плохие поступки, а затем поднимается в высшие миры, чтобы на Небесном Суде выступить обвинителем против тех, кого сбил с толку, и требует, чтобы ему отдали душу совершившего дурной проступок. При этом дурное начало человека рядится в одежды друга и лучшего советчика, делает вид, что стремится исполнить любое его желание, но на самом деле поражает человека смертоносной стрелой, чтобы вырвать корень его души из Грядущего Мира (Бава Кама, л.65, Бава Батра, л.16А).

Ангел смерти, как источник духовной нечистоты

Все силы зла имеют своим источником духовную нечистоту («туму»). Соприкасаясь с ней, человек оскверняется (или — поддаваясь своему дурному началу — оскверняет себя сам). Так, слово «тума» используется в Торе, когда Вс-вышний предостерегает, чтобы мы не нарушали Его законы: «Не затумляйтесь (не оскверняйтесь) ими…» (Ваикра, 11:43; речь идет об использовании для едынекошерных животных).

Как объясняет Кли Якар (комм. к Ваикра, 21:2), Ангел смерти, забирая у человека душу, затумляет, передает духовную нечистоту его телу, которое само становится источником тумы.

Поэтому коэнам (священнослужителям, которые для работы в Иерусалимском Храме должны были находиться в состоянии ритуальной чистоты) было разрешено хоронить только своих ближайших родственников (Ваикра, 21:1-3). В наше время, хотя Храм разрушен, коэны также не посещают кладбища — за исключением могил праведников.