Анна Витальевна громова
Содержание
- Дар неба. Немецкая принцесса стала для русских людей образцом доброты
- Загадка принцесс
- Статистика обожания
- Труд, молитва, вера
- «Он святой человек»
- Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество»
- В Москве состоялась I сессия XXII Елисаветинско-Сергиевских чтений
- Глава Фонда «ЕСПО», Зампред ИППО Анна Громова удостоена Ордена святой Людмилы Чешской
Дар неба. Немецкая принцесса стала для русских людей образцом доброты
155 лет назад, 1 ноября 1864 г., в Гессенском доме случилось прибавление: старинный род младшей германской знати пополнился ещё одним отпрыском. Девочку назвали пышно: Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская.
Через 20 лет от этого великолепия отсекут всё лишнее, оставив только первое имя. Зато, в согласии с русской традицией, дадут отчество. Отныне дочь немецкого герцога и внучка английской королевы станет русской княгиней Елизаветой Фёдоровной — одним из самых симпатичных и самых загадочных персонажей рубежа XIX-XX вв.
Загадка принцесс
Чтобы в полной мере осознать загадочность фигуры Елизаветы Фёдоровны, стоит сравнить её судьбу с судьбой её младшей сестры Александры Фёдоровны, последней российской императрицы. Если подходить к этому формально, то получится, что линии жизни сестёр абсолютно идентичны. Две немецкие принцессы, обе — признанные красавицы. Получили одинаковое воспитание. Обе вышли замуж за представителей российского императорского дома. Елизавета — за Сергея, брата императора Александра III. Её сестра — за сына императора, цесаревича Николая. Обе приняли православие. Воспитывали детей. Занимались благотворительностью. Приняли мученическую кончину. Признаны святыми.
Но есть нюанс. Александра Фёдоровна при жизни получила в народе обидное прозвище «Гессенская муха», считалась немецкой шпионкой и разорительницей России. Словом, о популярности (и уж тем более любви) тут говорить не приходится. Елизавета Фёдоровна, напротив, была окружена неподдельной народной любовью, местами переходящей в обожание.
Особенно это было заметно в Москве, куда Елизавета перебралась вместе с мужем, которого в 1891 г. назначили московским генерал-губернатором. За какое-то смешное время популярность великой княгини здесь достигла высочайших отметок. Обычно жители Первопрестольной подозрительно относились к «назначенцам» из Санкт-Петербурга: давала о себе знать вековая ревность древней столицы ко всякого рода «питерским выскочкам», вдобавок ещё и немецкого происхождения. К тому же Елизавета, в отличие от своей сестры, говорившей по-русски практически идеально, так и не смогла до конца освоить славянскую фонетику: до конца жизни у неё, по свидетельствам современников, сохранялся характерный акцент. В общем, шансы стать в Москве своей у Елизаветы стремились к нулю.
Тем не менее москвичи почти сразу её приняли, что называется, всей душой. Даже среди московского студенчества, традиционно стоящего в резкой оппозиции к власти, Елизавету любили и даже сделали своего рода талисманом.
В Татьянин день генерал-губернатор с супругой посещали торжественное заседание в Московском университете, это было частью протокола. А дальше начиналась импровизация. От университета великой княгине преподносили букет. И студенты считали, что если кому-то удастся урвать хотя бы цветочек из букета Елизаветы Фёдоровны, то экзамены такой счастливец сдаст легко и благополучно: «Лестница была обычно запружена нерадивыми студентами, и великая княгиня, пройдя сквозь этот строй, выходила из университета без единого цветочка».
Подвиг княгини. Как немецкая принцесса стала русской святой Подробнее
Статистика обожания
Разумеется, есть сухая статистика: вооружившись ей, можно скрупулёзно подсчитать, сколько хорошего сделала Елизавета для Москвы и России в целом. Елизаветинское общество, возникнув по инициативе великой княгини в 1892 г., быстро превратилось в мощную устойчивую структуру: 224 приходских комитета в Москве и 14 уездных комитетов в Московской губернии осуществляли невиданную по размаху благотворительную деятельность. Создать и запустить такой большой социальный проект удаётся не всякому, здесь надо иметь внушительные организаторские способности. А когда это дело сочетается ещё и с отменным художественным вкусом, может появиться, например, Марфо-Мариинская обитель. Да — столовая для бедных, воскресная школа, работа с беспризорниками «страшного» Хитрова рынка, целая серия программ социальной помощи многодетным матерям и подёнщицам… Но одновременно — шедевр архитектуры, над которым трудились реальные звёзды мировой величины: Алексей Щусев, Михаил Нестеров, Павел Корин. И всё благодаря одной Елизавете.
И всё же стократно большей ценностью обладают разрозненные свидетельства о том, с какой теплотой относились к великой княгине простые люди. Графиня Вера Клейнмихель, помогавшая Елизавете в её благотворительных акциях, рассказывала: «Старик-крестьянин стал мне рассказывать , что прошел более ста двадцати верст, чтобы поглядеть на княгиню, получить что-либо из ее рук и узнать, правда ли она так добра и так любит народ, как рассказывают… На следующий год повторилась та же история, но со старой бабой, пришедшей из иной области, чуть ли не за полтораста верст. Ей великая княгиня подарила вышитое ею полотенце. Старуха от умиления даже всплакнула. Я невольно следила и за стариком, и за старухой. Никем и ничем, кроме Елизаветы Фёдоровны, они на этом базаре не интересовались».
В 2013 г. мне довелось быть в Алапаевске, уральском городе, ставшем последним земным пристанищем Елизаветы Фёдоровны. Здесь в шахты рудника Нижняя Селимская в 1918 г. были живьём сброшены великая княгиня и её близкие. Именно здесь я поверил в правдивость слов графини Клейнмихель. Да, к Елизавете Фёдоровне действительно могли идти и за полтораста, и за двести вёрст. Потому что к месту её смерти прямо сейчас едут те же самые простые люди. Около этой шахты я общался с автостопщиками из Тулы: «Да, далеко. А как не приехать, если моя прабабка в её приюте воспитывалась?»
Труд, молитва, вера
Сейчас в Москве по благословению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, при поддержке правительства Москвы, при участии Министерства культуры РФ, Министерства образования РФ и Института Всеобщей истории РАН проходят XXII Елисаветинско-Сергиевские чтения, организованные Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». Участие в чтениях примут ведущие историки, архивисты, писатели, представители государственной власти и научного сообщества, столичных и региональных музеев, молодёжных организаций и студенчества.
Событие приурочено к 155-летию со дня рождения святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны. Тема нынешних чтений — «Гессенские принцессы. Традиции воспитания и образования в России и Германии. 1840-1918». Участники и гости чтений узнают о том, как благодаря активной просветительской деятельности августейших благотворительниц из Гессенского дома на российскую почву были перенесены западноевропейские принципы воспитания, как они слились с отечественными традициями и как из этого появились новые формы и направления образовательной деятельности, воспитания и попечения о детях. Особо подчёркивается, что в учреждениях, которые находились под их покровительством, благотворительницы следовали тем же самым принципам, что и в своих семьях. Труд, молитва, развитие творческих способностей, христианская вера, любовь к Отечеству.
— Мы начали первую сессию чтений с благодарственного молебна, — сказала на открытии XXII Елисаветинско-Сергиевских чтений Председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова, — в знак того, что гессенские принцессы были нашими соотечественницами, самозабвенно любили Россию, видя в этом залог ее развития. Если уроженки другой страны посвятили жизнь нашему Отечеству, то что мы можем сделать для него?
VIII Елисаветинский крестный ход
«Он святой человек»
Великий князь Сергий Александрович и Великая княгиня Елизавета Феодоровна. 1884 г. Фотография из собрания английской Королевской Семьи 17 февраля 2015 года исполняется 110 лет со дня трагической гибели Сергия Александровича от рук террориста. На надгробии великого князя в Новоспасском монастыре всегда теплится лампадка, возле портрета в вазе стоят цветы. Многие прикладываются к надгробию, выражая свои любовь и почтение к этому оклеветанному человеку.
В канун памятных мероприятий руководитель Международного центра по изучению гражданского общества Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук и руководитель фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» (ЕСПО) Анна Громова рассказала о Великом князе Сергии Александровиче и его супруге Великой княгине Елисавете Феодоровне. Возглавляемый Анной Громовой фонд ЕСПО много делает для прославления великокняжеской четы, проводя Елисаветинские-Сергиевские чтения, издавая научные труды, организуя выставки об этих удивительных людях, имена которых в нашем сознании неразрывно связаны воедино.
– Анна Витальевна, прошло 110 лет со дня мученической гибели великого князя Сергия Александровича, а на него до сих пор клевещут и возводят напраслину. Можно ли кратко ответить клеветникам?
– Знакомясь с письмами святой Елисаветы Феодоровны, мы видим, что она почитала своего мужа как друга, единомышленника, наставника и духовного руководителя. Для нее Сергий был любимым супругом – единственным, кому она отдавала свое сердце и душу. «Мы потеряли в нем не только сердце, которое умело любить, как никто другой, но и опору, наставника», – писала она после его смерти. Исследовательница Татьяна Коршунова из Свято-Димитриевского сестричества нашла еще не опубликованные письма о периоде московского генерал-губернаторства великого князя. Елисавета Феодоровна пишет, например, что во время своей болезни скрывает высокую температуру от супруга, который принимает всё так близко к сердцу, и она хочет избавить его от огорчений, облегчить ему жизнь. По ее словам, если ему не оказывают должного внимания, она всегда будет сурова к таким людям, ибо жена может быть доброго и мягкого нрава и в то же время суровой и непреклонной, когда затрагивают ее мужа, которого она любит, уважает, в которого полностью верит. Мне запомнились и слова Елисаветы Феодоровны, написанные еще при жизни великого князя в письме к его брату великому князю Павлу Александровичу: «Он святой человек, много выше всех нас; ты, конечно, это знаешь».
Эта святая женщина не могла любить плохого или порочного человека. Прежде всего, именно ему мы обязаны тем, что она, лютеранка, немка по происхождению, приняла Православие, полюбила новую веру, новую родину и русский народ. Мы знаем, что одними только словами и силой убеждения никого нельзя склонить к православной вере. Господь должен коснуться сердца человека. Другой путь – это личный пример человека. Вот таким примером для Елисаветы Феодоровны и стал ее супруг Сергий Александрович. И она отвечала ему любовью, преданностью, единомыслием, почитанием, она оберегала его, она поддерживала его в самых трудных ситуациях жизни. Все мы должны обратить внимание на эту удивительную сторону ее натуры и постараться в своей семейной жизни и в своих отношениях с людьми тоже следовать христианским принципам, которые нам преподала Елисавета Феодоровна.
– Об этой стороне их жизни знают далеко не все почитатели Елисаветы Феодоровны.
– Делая свой выбор, Елисавета Феодоровна отвергла даже руку такого известного жениха, как будущий император Вильгельм, и выбрала себе в мужья пятого сына императора Александра II. В 1884 году великий князь Сергий Александрович сразу же после венчания в Царском селе привез супругу в свою любимую усадьбу Усово-Ильинское в Звенигородском уезде, где он получил прекрасное духовное воспитание от своей матери императрицы Марии Александровны. Первое свое паломничество четырехлетний Сережа совершил в Звенигород в лавру преподобного Саввы Звенигородского. Принцесса Гессенская Элла, выйдя за него замуж и став великой княгиней Елисаветой Феодоровной, тоже приняла в свое сердце святого Савву Звенигородского. В 1896 году по окончании торжеств по случаю коронования на царство императора Николая II великокняжеская чета преподнесла в дар Саввино-Сторожевскому монастырю лампаду.
– Выходит, что именно в этой императорской усадьбе под Москвой проходило духовное становление не только Серия Александровича, но и его супруги?
– Да, именно здесь великий князь Сергий пригласил ее в православный храм. В 1884 году она отстояла Божественную Литургию и с радостью принимала поздравления с днем святой праведной Елисаветы – днем своих будущих именин. Здесь Елисавета Феодоровна исписала 17 тетрадей, изучая русский язык, слушала, как ее супруг читал лучшие произведения русской литературы, журнал «Русский архив» и т.д. Здесь проходили беседы с такими известными историками, как Ключевский и Забелин. Здесь она впервые приобщилась к народной жизни и крестьянскому быту, впервые участвовала в народных гуляниях, ярмарках, крестных ходах, праздниках.
«Никогда не говори и слова против моего Сергия. Встань на его сторону» (из письма великой княгини Елисаветы Феодоровны брату)
«Мы вместе много читали, я сказала ему, что хочу по-настоящему знать его религию, чтобы всё могла видеть совершенно открытыми глазами. Я чувствовала, как Сергий желал этого момента, и я знала много раз, что он страдал от этого. Он был настоящим ангелом доброты. Как часто он мог бы, коснувшись моего сердца, привести меня к перемене религии, чтобы сделать себя счастливым. И никогда, никогда он не жаловался… – пишет она в письме своему брату Эрнсту в Дармштадт. – Пусть люди кричат обо мне, но только никогда не говори и слова против моего Сергия. Встань на его сторону перед ними и скажи им, что я обожаю его, а также и мою новую страну и что таким образом научилась любить и их религию».
Мы вместе много читали, я сказала ему, что хочу по-настоящему знать его религию… Я чувствовала, как Сергий желал этого момента
– Известно, что великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг IV не дал дочери своего благословения на переход в другую веру.
– И всё же она приняла Православие в Лазареву субботу 1891 года. О радости Сергия по этому случаю наследнику цесаревичу Николаю Александровичу писал Александр III, по указу которого позже состоялось судьбоносное для Москвы назначение великого князя на пост генерал-губернатора Москвы. Последующие 13 лет его жизни стали расцветом для Москвы, где при его содействии появляются музеи европейского уровня, меняется инфраструктура, улучшается экология, появляются просветительские учреждения и народные дома для рабочих. Сугубую заботу великий князь проявлял о воцерковлении москвичей, заботился об их приобщении к достижениям отечественной и европейской культуры.
На Сергия наложена огромная ответственность… всё надо было привести в порядок любовью, твердостью, по закону и терпимостью
После семи лет счастливой супружеской жизни Елисавета Феодоровна предвидела, что им предстоит в Москве начать совершенно новую жизнь, которая точно не будет являться отдыхом. Перед переездом в Москву она писала отцу: «На Сергия наложена огромная ответственность: староверы, купечество и евреи играли там важную роль, и всё это надо было привести в порядок любовью, твердостью, по закону и терпимостью. Господь, дай нам силы, руководи нами, так как всё это будет трудным и тяжелым».
– Великий князь был глубоко верующим человеком. Известно, что, благоустраивая Москву, особое внимание он уделял церковной жизни. В чем это выражалось?
– Вслед за императором Александром III Сергий Александрович ввел в Москве новогодние благодарственные молебны, участвовал в традиционном Крещенском крестном ходе к иордани на Москве-реке. Он был организатором церковных парадов и крестных ходов. Первым делом он благоукрасил церковь генерал-губернаторского дворца, которая была посвящена святому благоверному князю Александру Невскому. Достойное место в алтаре рядом с иконой Александра Невского с тех пор занял образ небесного покровителя Сергия Александровича – преподобного Сергия Радонежского – святого, которого великокняжеская чета почитала всю жизнь. Огромные труды великий князь положил на организацию празднования 600-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Он стал инициатором проведения крестного хода из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. В 2014 году подобный крестный ход и торжества по случаю празднования 700-летия Сергия Радонежского прошли в Лавре с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Президента России Владимира Путина. Промыслительно, что это еще и день памяти святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, которая отошла в вечность именно в день памяти преподобного Сергия, в день именин своего супруга. Празднование 700-летия Игумена земли Русской завершилось освящением полностью восстановленного замечательного храма преподобного Сергия Радонежского в Царском селе. Храм был построен для воинов лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового батальона (с 1910 г. – полка). Шефом воинского подразделения был великий князь Сергий Александрович. Почти за два месяца до своей кончины, в декабре 1904 года, он обновил и отреставрировал храм на свои средства и принял участие в его освящении. Труды по его благоустройству стали самыми последними трудами великого князя.
– В 2014 году мы праздновали не только 700-летие преподобного Сергия Радонежского, но и 150-летие со дня рождения Елисаветы Феодоровны. Сейчас мы отмечаем 110-летие со дня кончины ее супруга. Все три имени промыслительно связаны со Святой землей.
– Первый раз Сергий Александрович посетил Святую землю после смерти своей любимой матери в 1881 году. В 1882 году, практически сразу после возвращения со Святой земли, он принял решение возглавить Императорское Православное Палестинское общество (ИППО), председателем которого был в течение 23 лет до самой своей смерти. После женитьбы практически первым его делом на Святой земле было создание прекрасного храма Георгия Победоносца в Кане Галилейской, которому среди других икон они с женой пожертвовали иконы святой праведной Елисаветы и преподобного Сергия Радонежского. В 1885 году одним из первых храмов Палестинского общества на Святой земле стал построенный храм преподобного Сергия.
– Подводя итоги 25-летнего существования Палестинского общества, император Николай II говорил о заслугах председателей общества великого князя Сергия Александровича и великой княгини Елисаветы Феодоровны.
– 25-летний юбилей ИППО торжественно праздновали 21 мая 1907 года в Петербурге и Иерусалиме. Император Николай II в этот день записал в своем дневнике: «В 3 часа во дворце состоялось празднование 25-летия Палестинского общества, сперва был отслужен молебен в Петровской зале, после чего в Купеческой происходило заседание». Император почтил председателя общества Елисавету Феодоровну рескриптом, в котором был подведен впечатляющий итог четверти века работы общества: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10 400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению».
В память мужа великая княгиня Елисавета открыла лазарет для воинов в Ильинском, убежище для раненых и увечных в Москве
Благодаря трудам Елисаветы Феодоровны как председателя Императорского Православного Палестинского общества (с 1905 по 1917 г.) мы имеем теперь прекрасное паломническое подворье в Бари у мощей святителя Николая, построенное по ее заказу архитектором Щусевым. Подворья, построенные ИППО на Святой земле, служили убежищем для русских паломников, местом отдыха и просвещения. На Сергиевском подворье в Иерусалиме паломникам рассказывали о Святой земле. Назаретское подворье было названо именем великого князя Сергия уже после его смерти в его память. Но память о нем в России была тоже чрезвычайно важна. Понимая, что память супруга можно почтить в первую очередь добрыми делами, Елисавета Феодоровна с 1905 года, сразу после его гибели, начала оказывать помощь воинам, пострадавшим во время русско-японской войны. В своей усадьбе в Ильинском она открыла лазарет имени великого князя Сергия Александровича. Этот лазарет и во время Первой мировой войны, и в годы Великой Отечественной войны оказывал врачебную помощь и давал кров раненым воинам. Он существует и поныне.
В Москве было возведено Сергиевско-Елисаветинское убежище для раненых и увечных воинов русско-японской войны, которое могло принять до 100 человек. Служило оно и в Первую мировую войну. Очень многие благодарные люди возносили здесь поминальные молитвы о великом князе в домовой церкви преподобного Сергия. Позднее к нему был пристроен еще приют для детей-сирот, потерявших на войне родителей.
Елисавета Феодоровна, являясь председателем Императорского Православного Палестинского общества, поощрила инициативу Калужского отделения ИППО, которое приняло решение о создании Сергиевского скита недалеко от Тихоновой пустыни, и в день 50-летия великого князя Сергия Александровича в мае 1907 года этот скит был заложен. Он включал в себя, кроме Сергиевского храма, еще приют для воинов-инвалидов.
Знаменитый храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле был построен москвичами, и в этом была большая заслуга великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая была и на его открытии. Этот храм находится сейчас рядом с комплексом Боткинской больницы. Он был построен в память о великом князе Сергие Александровиче и всех верных долгу и присяге царских слугах, павших от рук революционеров. Внутри находятся мемориальные мраморные доски с именами убитых по политическим мотивам в 1904–1905 годах, включая не только православных, но всех убиенных разбойниками жертв из 73 губерний, областей, городов и воинских частей, –1845 человек. Император Николай II писал в телеграмме: «С чувством глубокого удовлетворения получил я извещение об освящении храма в молитвенную память великого князя Сергия Александровича и всех почивших здесь и честных людей русских».
Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество»
Официальный сайт Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» — www.espo-fond.ru
Страница Фонда в сети Facebook
Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» был создан летом 2011 года. Фонд занимается реализацией научно-практических программ в области просвещения и благотворительности, поддержки отечественной культуры, изучения исторического наследия. Одной из главных задач Фонда ЕСПО является изучение и распространение опыта благотворительной деятельности Великой Княгини Елизаветы Федоровны и просветительских инициатив Великого Князя Сергия Александровича в период его управления Москвой (1891-1904) в должности генерал-губернатора.
За прошедшие годы Фонд осуществил ряд масштабных просветительских проектов в России и за рубежом, посвященных деятельности великокняжеской четы. Среди них создание Музея истории Императорского Православного Палестинского Общества в Москве; выставки в храме Христа Спасителя, Центральном Выставочном зале «Манеж», в Государственном Историческом музее в Москве — известная выставка «Москва — Святая Земля Великого князя Сергия Александровича и Великой княгини Елизаветы Фёдоровны»; в Музее Марфо-Мариинской обители милосердия, в выставочном центре «Царский» в Екатеринбурге, а также в Перми и Алапаевске; за рубежом в представительстве ООН в Вене и Женеве, на площадке Министерства Культуры Словацкой республики в Братиславе прошла передвижная выставка, посвящённая истории Российского общества Красного Креста. В настоящее время ведется работа над уникальным выставочным проектом «Гессенские принцессы в российской истории» во Франкфурте-на-Майне (земля Гессен, Еермания).
С 2016 года Фонд ведёт организационную и научную работу по созданию музеев памяти семьи Императора Николая II и Алапаевских мучеников — в бывшем доме генерал-губернатора в Тобольске, в Напольной школе Алапаевска.
Фонд ежегодно проводит научные конференции и общественные форумы, издает монографии и научно-популярные книги о жизни и деятельности Великого Князя Сергия Александровича и Великой Княгини Елизаветы Федоровны и других членов императорской семьи. Фонд ЕСПО вносит свою лепту в создание документальных фильмов, теле- и радиопрограмм с участием ведущих историков России.
Усилиями Фонда ЕСПО ведется работа по сохранению бывшего подмосковного императорского имения «Ильинское-Усово». Год за годом, обретая все больше сторонников, удается уберечь от сноса чудом уцелевшие усадебные строения конца XIX века, связанные с благотворительной деятельностью Великой Княгини Елизаветы Федоровны и Великого Князя Сергия Александровича: Лазарет для воинов Русско-Японской войны (1905), Родильный приют (1892), Школу (1893), Народное училище Императрицы Марии Александровны (1874) и ряд других. В сотрудничестве с Правительством Московской области ведутся реставрационные работы и готовится дальнейшая музеефикация объектов.
Ежегодно в сентябре, в воскресный день, ближайший к именинам Великой Княгини Елизаветы Федоровны (18 сентября), в Ильинском-Усово Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество совместно с Русской Православной Церковью проводит Елисаветинский Крестный ход. Паломники целыми семьями с детьми и родителями идут около пяти километров охранительным и благодарственным крестным ходом вокруг парка бывшего имения, а затем переправляются на плотах на противоположный берег Москвы-реки, как в былые времена царственные хозяева имения переезжали из летней резиденции в зимнюю.
При поддержке Правительства Москвы, Фондом ЕСПО создана и успешно работает программа «Великий князь Сергий Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна. На службе Москве и Отечеству», получившая благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С 2013 года Фонд координирует работу Елизаветинского сообщества, возникшего в России со времени прославления Великой Княгини. Елизаветинское сообщество объединяет общественные и церковные организации, носящие имя ев. преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и продолжающие традиции христианского просвещения, милосердия и благотворительности. Это монастыри, хосписы, сестричества милосердия, благотворительные фонды и др. География их необычайно широка: от Минска и Калининграда на западе, до Хабаровска и Норильска на востоке, Ростова-на-Дону, Киева и Одессы на юге. В числе Елизаветинцев — организации и объединения, монастыри и приходы из Германии, Финляндии, Великобритании и Святой Земли.
Весной 2014 года Фонд ЕСПО организовал первую встречу-форум «Елисаветинское наследие сегодня», в которой приняло участие более трехсот делегатов из различных регионов России и ближнего зарубежья.
Важным этапом работы второго форума «Елисаветинское наследие сегодня» стали «Елисаветинские дни в Дармштадте» (Германия). Члены Елисаветинского сообщества из России, Европы, Украины, Белоруссии и Святой Земли торжественно отметили 150-летие со дня рождения Великой Княгини Елизаветы Федоровны на ее родине.
Третий форум Елисаветинского сообщества состоялся в мае 2015 году в Крыму, в любимом всей царской семьёй бывшем южнобережном императорском имении Ливадия.
Четвертый Елисаветинский форум стартовал в мае 2016 года в Москве и продолжил работу в Екатеринбурге, Алапаевске и Тобольске, связав места памяти св. преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и царственных страстотерпцев.
Пятый Форум «Елисаветинское наследие сегодня. Москва-Пермь-Белая гора» прошёл в июне 2017 года и стал продолжением начатой программы по созданию паломнических маршрутов, объединяющих самых разных людей в стремлении познакомиться с историей Императорской России через призму служения и подвига Царственных Страстотерпцев, св. прмц. Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и всех с ними пострадавших представителей Дома Романовых и их окружения. В рамках Форума в Перми прошла конференция «Претерпевшие до конца. К 100-летию гибели членов императорской семьи и их окружения», объединившая исследователей, краеведов, историков из различных регионов России.
В преддверии 100-летия памяти представителей Императорского Дома Романовых, благодаря инициативам Фонда ЕСПО и результатам проведенной им работы, Министерством культуры Российской Федерации было принято решение о включении маршрута памяти Императорской семьи, мест Высочайшего пребывания, посещений и паломничеств в Национальную программу с названием «ИМПЕРАТОРСКИЙ МАРШРУТ».
Фонд продолжил просветительские труды по изучению жизни и деятельности Великой Княгини, и 1 ноября, в День рождения Великой Княгини, под руководством Фонда уже в XX раз проходят ежегодные научные конференции — «Елисаветинско-Сергиевские чтения», которым посвятили многие годы своей жизни ныне ушедшие д.ф.н. И.К. Кучмаева, к.и.н. Л.Б. Максимова и другие ученые. В них принимают участие сотрудники исторических институтов РАН, представители федеральных, областных музеев и архивов, общественных и церковных организаций и многие другие.
Много лет Фонд вел работу по воссозданию Креста-памятника, воздвигнутого Великой Княгиней Елизаветой Федоровной в Кремле на месте трагической гибели Великого Князя Сергия Александровича, погибшего от руки террориста 4 (17) февраля 1905 года. Установленный в 1908 году памятник в 1918 году был уничтожен. В течение нескольких лет специалисты Фонда работали в архивах, выверяя и уточняя его художественные и исторические детали. 4 мая 2017 года состоялось знаменательное для истории России событие — на территории Московского Кремля, близ Никольской башни, была восстановлена первая из уничтоженных в Кремле в годы революции православных святынь. Это стало возможным благодаря совместным усилиям Российского Военно-исторического общества и Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества. Работы по возвращению Креста-памятника проходили по поручению Президента РФ В.В. Путина, лично принявшего участие в церемонии открытия. Восстановленный памятник выполнен по эскизам В.М. Васнецова и является точной копией Креста 1908 года.
В своей работе Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» продолжает традиции миссионерской, благотворительной и просветительской деятельности, заложенные Императрицей Марией Александровной во второй половине XIX века, и позднее ее сыном – Великим Князем Сергием Александровичем и Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной в своем любимом подмосковном имении «Усово-Ильинское», на Звенигородской земле, у древней паломнической «Царской дороги».
В Москве состоялась I сессия XXII Елисаветинско-Сергиевских чтений
Москва, 31 октября 2019 г.
29 октября 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при поддержке Правительства Москвы, при участии Министерства культуры РФ, Министерства образования РФ и Института всеобщей истории РАН в Московском государственном лингвистическом университете состоялась I сессия XXII Елисаветинско-Сергиевских чтений «Гессенские принцессы. Традиции воспитания и образования в России и Германии. 1840-1918», сообщает Патриархия.ru.
Организатором мероприятия выступил Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». Чтения приурочены к 155-летию со дня рождения преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Перед началом форума руководитель управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Димитрий Рощин совершил молебен. Богослужение прошло в домовом храме университета — церкви святой равноапостольной Марии Магдалины, устроенной супругой Павла I императрицей Марией Феодоровной, которая уделяла большое внимание благотворительности.
Обращаясь к студентам университета, отец Димитрий напомнил, что на улице Остоженке, где находится Лингвистический университет, есть особое место, связанное с памятью великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елисаветы Феодоровны, которые уделяли большое внимание призрению, воспитанию и образованию детей. В соседнем корпусе университета находился Московский совет детских приютов — Сергиевский приют, который возглавлял великий князь.
«Выражаю надежду, что осознание того, что вы находитесь в тех же стенах, ходите по тем же коридорам, пробудит в вас интерес к истории и к вопросам, что такое святость и что такое Церковь», — отметил протоиерей Димитрий Рощин.
С приветственными словами к гостям и участникам конференции обратились полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев, статс-секретарь — заместитель министра культуры РФ А.Ю. Манилова, руководитель Института всеобщей истории РАН А.О. Чубарьян, председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громова, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В.И. Сучков, заместитель министра просвещения России, заместитель президента Российской академии образования В.С. Басюк.
В чтениях приняли участие ведущие историки, архивисты, писатели, представители государственной власти и научного сообщества, столичных и региональных музеев, молодежных организаций и студенчества.
В рамках конференции состоялось открытие передвижной стендовой выставки Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» «Гессенские принцессы в Российской истории», посвященной представительницам императорского дома Романовых, внесших заметный вклад в развитие благотворительности, просвещения и милосердия в России.
II сессия XXII Елисаветинско-Сергиевских чтений проходит 31 октября в Висбадене (Германия).
Глава Фонда «ЕСПО», Зампред ИППО Анна Громова удостоена Ордена святой Людмилы Чешской
Блаженнейший Владыка прибыл с визитом в Россию на знаменательное событие – 10-летие Поместного Собора и интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Блаженнейший митрополит Ростислав принял участие в соборном служении Божественной литургии 1 февраля в Храме Христа Спасителя, в торжественном акте и праздничных мероприятиях.
На встрече со Святейшим Патриархом Блаженнейший Владыка Ростислав поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с 10-летием интронизации и поблагодарил Его Святейшество за отстаивание истинно евангельских основ церковной жизни – соборности, равенства и братской любви.
3 февраля Блаженнейший митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав совершил Божественную литургию в храме святителя Николая в Котельниках в сослужении архиепископа Пражского и Чешских земель Михаила, настоятеля храма и представителя Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрита Серафима (Шемятовского), членов делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии и духовенства Подворья. В алтаре храма молился епископ Бронницкий Парамон, викарий Патриарха Московского и всея Руси.
Представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии расположено в одном из старейших районов столицы – в тихом и уютном месте, на берегу Москвы-реки в храме святителя Николая в Котельниках. История храма тесно связана с родом купцов Строгановых, до событий 1812 года здесь находилась их фамильная усыпальница. Сохранившийся до наших дней храм был возведён на средства князя Сергея Михайловича Голицына в 1822–1824 годах по проекту архитектора Осипа Бове в духе позднего ампира. В 1991 году храм становится Патриаршим подворьем, а в 1998-м после реставрации в нём открывается Представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В храме святителя Николая покоятся частицы святых мощей великих покровителей Чешских земель: святой мученицы княгини Людмилы и святого князя Вячеслава Чешских, которые почитались на Руси с давних времён.
По окончании Божественной литургии настоятель Патриаршего подворья, Представительства Православной Церкви Чешских Земель и Словакии архимандрит Серафим (Шемятовский) от лица прихожан Подворья преподнёс в подарок Блаженнейшему архипастырю митру и попросил его молитвенного предстательства.
Блаженнейший митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав обратился к молящимся с приветствием и призвал православных христиан в эти дни быть как можно более сплочёнными. Блаженнейший Владыка высказал слова поддержки Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, как единственному Владыке и исповеднику, возглавляющему Православную Церковь на Украине. «Божественная литургия – это всегда радость. Хотя мы, люди, исполнены разных страстей, приходя в храм, ищем очищения и просветления, мы ищем святость. Мне хотелось бы пожелать очищения и просветления всему православному христианству, пусть Господь вас оберегает и сопровождает, а святитель Николай, который пребывает в этом храме, будет вам помощником», – добавил Блаженнейший Владыка.
В этот день в храме святителя Николая вместе с прихожанами в соборной молитве пребывали и почётные гости – Чрезвычайный и Полномочный Посол Словацкой Республики в России Петер Припутен, председатель Наблюдательного совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Витальевна Громова, писатель, историк, культуролог, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ Константин Петрович Ковалёв-Случевский, представители Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество».
В торжественной обстановке Блаженнейший Владыка Ростислав вручил Анне Витальевне Громовой Орден святой Людмилы, княгини Чешской, за многолетний труд в области просвещения, возрождения традиций милосердия и благотворительности, а также за постоянное участие в образовательных и церковных проектах в Чехии и Словакии.
Анна Витальевна, удостоившись высшей награды Православной Церкви Чешских земель и Словакии, сердечно поблагодарила Владыку за столь высокую оценку деятельности Фонда ЕСПО и отметила, что святая Людмила Чешская почитается по всей России: «Совсем недавно мы праздновали 1130-летие со дня праведной кончины святого равноапостольного Мефодия и видели, какую радость, какой отклик в сердцах русских православных людей вызвала эта дата, этот праздник. Конечно, в этот день вспоминали и святую Людмилу Чешскую, которая приняла Крещение от святого равноапостольного Мефодия в 885 году, принесла православие в Чешские земли. Именно она воспитала выдающегося политического деятеля, удивительного миротворца, смиреннейшего правителя, каким был святой Вячеслав Чешский. Святой Вацлав – один из главных почитаемых святых на Чешской земле. Мы знаем, что святая Людмила умерла мученической смертью, достойно воспитав своего внука святого благоверного князя Вячеслава Чешского. Ведь нам всем хорошо известно, что на крови мучеников стоит Церковь Христова. И десятки тысяч Людмил по всей России молятся святой Людмиле Чешской наравне со святым преподобным Сергием Радонежским. О чём же они просят? Они просят о том, чтобы наша молодёжь, наши дети, наши внуки возрастали в вере православной, чтобы они в ней укреплялись, чтобы они хранили, как и святая Людмила Чешская, традиции своей родной славянской земли. И все Людмилы присоединяют свои молитвы к общему церковному прошению о мире, единстве церквей, благоденствии и спасении!»
Анна Витальевна передала Блаженнейшему Владыке набор для елеопомазания, подобный тем, что пополнили ризницы многих православных храмов, исторически связанных с членами Императорского Дома Романовых, а также обратилась со словами благодарности к архиепископу Пражскому и Чешских земель Михаилу и архимандриту Серафиму (Шемятовскому), вручив им подарки, изготовленные мастерами из уральского города Златоуста.
Глава Фонда ЕСПО Анна Громова вручила Чрезвычайному и Полномочному Послу Словацкой Республики в России Петеру Припутену научно-популярные издания из серии «Библиотека Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества» о жизни и деятельности представителей Российского Императорского Дома.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Словацкой Республики в России Петер Припутен был награждён Блаженнейшим Владыкой Ростиславом орденом святого князя Ростислава II cтепени за заслуги перед Православной Церковью Чешских Земель и Словакии в области развития церковно-государственных отношений.
За работу для Церкви Христовой Блаженнейший Владыка Ростислав вручил медаль святых Кирилла и Мефодия писателю, историку, культурологу, члену Общественного совета при Министерстве культуры РФ Константину Петровичу Ковалёву-Случевскому.
Источник: espo-fond.ru Фотографии пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, Фонда ЕСПО
Добавить комментарий