Антиминс
Содержание
Антиминс
Румынский антиминс из Орадя (Трансильвания), 1890.
Антими́нс (др.-греч. ἀντί — вместо и лат. mensa — стол, трапеза: «вместопрестолие») — в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии.
Во время литургии на антиминс ставятся сосуды для Причастия.
На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия казни и четыре евангелиста (по углам плата). В древности (и ныне у старообрядцев) на антиминсе изображался лишь крест.
Общие сведения
В силу того, что в антиминсе, как и в престоле, есть частица мощей, то в чрезвычайных ситуациях он может заменять собой престол, что позволяет закончить литургию в более благоприятных условиях. Также это свойство позволяет совершать литургию при отсутствии должным образом освящённого престола.
Если, когда служит иерей Божественную службу, загорится церковь, или от бури, или по какой другой причине начнёт падать её верх, пусть он осторожно с антиминсом возьмёт Святые , и выйдет из церкви, и на другом подобающем месте на том же антиминсе пусть закончит Божественную службу, продолжив с места, где остановился.
Оригинальный текст (церк.-сл.) Аще служащу іерею б҃жественную службу, ц҃рковь возгоритсѧ, или ѿ бури, или иныѧ ради вины верхъ пастисѧ начнетъ, сохраннѡ со антїминсомъ да возмет с҃таѧ, и да изыдетъ из ц҃ркве, и на ином мѣстѣ честномъ, на томже антїминсѣ да совершитъ б҃жественную службу, наченъ ѿ мѣста, егѡже исходѧ преста. — Известие учительное // Служебник. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. — С. 445. — 464 с.
К антиминсу, как и к престолу, могут прикасаться только лица, имеющие духовный сан. Для этого: диакон должен быть в полном облачении (стихарь, орарь и поручи), а на священнике должны быть епитрахиль и поручи (во внебогослужебное время фелонь необязательна)..
Антиминс является собственностью архиерея и средством разрешения проведения богослужений в его отсутствие. Всякий раз, когда архиерей посещает церковь или монастырь в его юрисдикции, он входит в алтарь и проверяет антиминс, чтобы убедиться, что о нём должным образом заботятся, и что это на самом деле тот, который он выдавал.
Для того, вероятно, придуманы антиминсы… дабы они вполне заменяли принадлежности святого жертвенника и доски святой трапезы… и вместе дабы свидетельствовали, что с епископского дозволения в молитвенном доме совершается священнодействие.
— Патриарх Феодор IV Вальсамон
Употребление в богослужении
В богослужении антиминс употребляется только на литургии. На сугубой ектении священник раскрывает илитон и нижнюю часть завёрнутого в него антиминса. Во время прошения о Патриархе и правящем архиерее священник целует на антиминсе подпись архиерея в знак того, что он совершает литургию по его благословению. На ектении об оглашенных антиминс открывается полностью, а затем крестообразно осеняется антиминсной губкой. С Великого входа на раскрытый антиминс ставятся потир и дискос.
Чтобы на антиминсе и илитоне не осталось крошек, после причащения мирян они собираются губкой и потребляются священником. Далее, перед прочтением заамвонной молитвы губка вкладывается в антиминс, а сам он дважды складывается втрое так, что, когда он развернут, складки образуют крест (см. верхнее фото). Сложенный антиминс, находясь в илитоне, таким же образом накрывается им, а сверху кладётся напрестольное Евангелие.
Подобным же образом антиминс используется и на литургии Преждеосвященных Даров.
Освящение антиминса
Для проведения богослужений антиминс должен быть освящён и подписан правящим архиереем епархии, в которой находится храм. Освящение антиминса обычно проводится при освящении нового храма или при служении архиерея в кафедральном соборе (в этом случае освящаются сразу несколько антиминсов, которые рассылаются в храмы, освящение которых архиерей не может совершить лично). Порядок совершения церковного обряда освящения антиминса находится в Чиновнике архиерейского священнослужения.
История
В раннехристианские времена литургию совершали в катакомбах на гробах мучеников. Впоследствии, после прекращения гонений на христиан (c VIII века) и при увеличении количества храмов, часть мощей, согласно 7-му Правилу Седьмого Вселенского Собора, начали вкладывать в появившиеся престолы (в специальные ковчежцы), что стало обязательной частью чина освящения храма. Позже частицы мощей, закатывая в воскомастих, начали вшивать также и внутрь антиминса.
Первоначально антиминсами были переносные столики, а то и просто доски, они использовались при совершении богослужения вне храмов, освященных по полному чину. Часто они применялись в походных условиях, а также, в особых случаях, и в храмах, в которых по каким-либо причинам невозможно было совершить полного освящения.
Особое распространение антиминсы-доски с иконографическими изображениями, а также тканные платы, получили в период иконоборчества (VIII—IX вв.), так как в Православии с древности установился обычай совершения литургии только на мощах святых, в то время как иконоборцы выступали против почитания мощей и уничтожали их.
Архиепископ Фессалоникийский Симеон о священных антиминсах пишет следующее:
Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается всё то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освящённые, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин.
— Симеон Солунский
С IX века антиминсы стали употребляться повсеместно как в западной, так и восточной частях Церкви. В греческой Церкви постепенно остались в употреблении только тканевые антиминсы, хотя позднее появлялись деревянные с живописной резьбой антиминсы, но они были исключением. В России также сохранилось несколько резных экземпляров.
С XII века антиминсами стали пользоваться повсеместно, даже в храмах, которые были освящены по полному чину, а уже в XIII веке в Номоканоне было зафиксировано правило, по которому священник обязывался служить на подписанном епископом антиминсе и предписывалось наказание за совершение литургии без такого антиминса. Об обязательности пользования антиминсом в греческой Церкви говорит тот факт, что в более позднее время от имени Константинопольского патриарха их распределял по церквям человек со специально учреждённой для этого должностью «Начальника антиминсов» (ὁ ἄρχων τῶν ἀντιμινσίων); он же отвечал за их изготовление.
Антиминс в Русской Церкви
Сербский антиминс XVI века, образец исполнения древнего рисунка
Древнейшие антиминсы были писанными, рисунок и надпись об освящении составлялись от руки. Квадратные по форме льняные платы изготовлялись церковно- или священнослужителями местной соборной церкви. Рисунок представлял собой разные варианты изображения креста (4-х, 6-и, 8-конечного). Надпись, произвольно наносившаяся по краям плата, сообщала:
- Дату освящения
- Имя храма (престола)
- Имя епископа, преподавшего антиминс
- Имя светского владыки (князя, царя), в области которого находился храм, куда предназначался данный антиминс.
Иногда в надписи указывалось имя храмоздателя (ктитора) и лиц, присутствовавших при освящении храма: бояр, келаря, казначея и т. д. Некоторые надписи обходились только датой освящения и именем светского владыки.
Самый известный из сохранившихся антиминсов (1148—1149) принадлежал Георгиевскому собору города Юрьева-Польского. Другой, принадлежавший собору святого Николая Чудотворца в Новгороде, имеет надпись, в которой упоминаются святитель Нифонт, епископ Новгородский и Великий князь Юрий Долгорукий.
До XVII века антиминсы в России приколачивались к престолу особыми деревянными гвоздями, либо пришивались прямо к его облачению. С XVII века стали подражать практике греческой церкви, в которой с древности во время богослужения использовался особый плат на престоле — илитон. Во внебогослужебное время антиминс стали складывать и заворачивать в этот плат.
Антиминс, первоначально освященный при Николае I в 1834 году для храма города Холм. В верхней его части надпись: «Божией Милостию смиренный Венедикт, епископ Петрозаводский и Олонецкий. Преподан для священнодействования в соборном храме во имя святителя и чудотворца Николая в богоспасаемом граде Олонце, Олонецкой епархии. Дан в г. Петрозаводск 1948 г. Октября 30 дня».
С первой половины XVII века в России стали появляться так называемые гравированные антиминсы. Для такого антиминса изображения, символы и неизменяемые части реквизитов надписи об освящении («бланк») печатались на ткани (как правило, шёлковой) специальным гравировщиком. Впервые они появились на юге, в 1620-х годах братчики Киева начали их массовое изготовление для нужд православных церквей, бывших тогда в сложном положении в связи с польским господством на Украине.
В марте 1675 года Московский собор Русской Церкви под председательством патриарха Иоакима закрепил обязательное использование антиминса на литургии — и их стали изготавливать на Московском печатном дворе. До конца первой четверти XVIII века изготовлением и рассылкой антиминсов ведал дьяк Патриаршего Казенного приказа. На эти его функции был организован особый сбор с приходов.
Печатные антиминсы стали делаться практически по одному образцу. Общеупотребительным становится изображение «Положение Иисуса Христа во гроб». Надпись стала располагаться на верхнем и нижнем поле. Появился набор стандартных словесных формул для предварения архиерейской подписи: «рукою властною…», «рукою многогрешною…». Среди этих формул появилась и та, с которой сегодня начинаются подписи архиерея (в том числе патриарха) Русской Церкви: «Божиею милостью, смиренный…».
Под влиянием новых течений в искусстве, до XVIII века изображение на антиминсе все более усложнялось и дополнялось новыми иконографическими мотивами. В 1855 году Святейшим Синодом Российской империи был разработан окончательный вариант печатного образца, был утвержден единый рисунок печати и установлена одна словесная формула для подписи об освящении. Современная надпись формально незначительно, но по сути существенно отличается от образца 1855 года. На современных печатях антиминсов исчезло именование императора (и соответственно его титула), а именование Священного Синода заменено именем (также печатается типографским способом) Святейшего Патриарха, несколько изменилась последовательность реквизитов, относящихся к освященному храму и их формулировок.
В настоящее время, если храм освящается полным (архиерейским) чином, то архиерей освящает антиминс именно для этого храма. Когда антиминс в процессе употребления ветшает, то по существующей процедуре, его заменяют в епархиальном управлении (в царской России его меняли в Духовной консистории). Старые антиминсы, как правило, хранились на приходах — в алтаре или ризнице как святыни. В 1735 году вышло постановление Синода, по которому предписывалось отсылать вышедшие из употребления антиминсы в ризницы кафедральных соборов или церквей архиерейских домов. Указ 1842 года учреждал ведение реестров хранения антиминсов.
Антиминс у старообрядцев
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 30 января 2015 года. |
Старообрядческие антимисы (буква «н» не пишется в соответствии со старопечатными богослужебными сборниками, каким является, в том числе, «Чин освящения церкви») представляют собой небольшие квадратные кусочки холста, в центре которых изображён восьмиконечный трисоставный Крест. На широком поле вокруг Креста по краям антимиса помещена надпись об освящении антимиса. Формулировка надписи берётся из богослужебного сборника первой половины XVII века «Великий (или Большой) потребник». Частица мощей (сохранились в некоторых старообрядческих церквах, например в Покровской общине на Рогожском кладбище в Москве) святых мучеников вшивается верхнюю часть антимиса. Крест и надпись на антимисе рисуются от руки, реже наносятся по трафарету.
Старообрядческий антиминс. Фото Г. Чистякова
Старообрядческий илитон. Фото Г. Чистякова.
Характерная особенность, отличающая применение старообрядческого антимиса от православного антиминса, — во время освящения храма антимис пришивается архиереем (или действующим по его благословению священником) за четыре угла (символ четырёх Евангелистов) к нижнему облачению престола, которое в православном обиходе называется срачицей.
Таким образом, когда престол окончательно облачается в верхнюю ризу (индитию — её видят прихожане, глядя на престол сквозь открытые Царские врата иконостаса), антимис оказывается скрытым под ней. Те действия, которые совершает православный священник с антиминсом во время литургии, сворачивая и разворачивая его, старообрядческий производит с литоном (у православных он называется «илитон», и в него заворачивается антиминс), который расстилается поверх индитии, над тем местом, где пришит антимис, на него и поставляются сосуды со Святыми Дарами.
Старообрядческое духовенство считает ошибкой принятую практику православной церкви использования антиминса вместо литона.
Антиминс в других церквях
Антиминс в католичестве
В западной христианской традиции антиминс отсутствует, его функцию исполняет корпорал.
Антиминс у греко-католиков (униатов)
Униатские антиминсы отличаются от православных тем, что на них в нижней части ставится печать изображения личного герба правящего епископа.
Антиминс у нехалкидонитов
Эквивалентом антиминса в церквях сирийской традиции является деревянная дощечка, «ţablîtho» (в Ассирийской Церкви Востока не используется).
В Эфиопской Православной Церкви используется «tâbot», функционально похожий на «ţablîtho». Этим словом в языке геэз также описывается Ковчег Завета. Ковчег символически представлен в виде шкатулки («manbara tâbôt», «трон Ковчега»), стоящей на алтаре. Сам «tâbot», деревянный планшет, вынимают перед анафорой, что символизирует дарование Десяти Заповедей.
В коптской православной традиции эквивалентом антиминса является деревянная дощечка «maqta‘ or al-lawh al-khashab». Обычно она украшена крестом и буквами на коптском языке между рукавами креста, которые означают «Иисус Христос Сын Божий».
Примечания
Антиминс XVI века (Череповецкий краеведческий музей). Рядом лежит копие того же времени. В углах антиминса — рваные следы от гвоздей, которыми он был приколочен к престолу.
Антиминс 1667 года.
- протоиерей Григорий Дьяченко. Беседа №4 «Об устройстве алтаря» // Православный храм. — Киев: Пролог, 2005. — С. 70. — 282 с. — ISBN 966-8538-20-X, ББК 86.37-505, УДК 2-523.4; Д 93.
- 1 2 Православная энциклопедия «Азбука веры»
- Известие учительное // Служебник. — М.: Московская патриархия, 1977. — Т. 2. — С. 487. — 608 с.
- М. С. Желтов, И. О. Попов, А. В. Силкин. Антиминс // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 489-493. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
- Православная энциклопедия «Азбука веры», фотоальбом священника Константина Пархоменко
- Архиерейский чиновник. Книга 1. Послѣ́дованї, ка́кѡ ѡ҆свѧща́ти а҆нтїми́нсы а҆рхїере́ю, на ни́хже сщ҃еннодѣ́йствовати сщ҃е́нникꙋ во цр҃кви, и҆дѣ́же не имать ст҃аѧ трапе́за моще́й (преведено̀ съ гре́ческагѡ пи́сменагѡ чино́вника)
- Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Блаженный Симеон Солунский. стр.136. Изд-во Оранта. 2010.
- См.: Заграевский С.В. Вопрос о подлинности антиминса XII века из Николо-Дворищенского собора
- А. В. Петровский, Православная богословская энциклопедия — «Антиминс»
- Католическая энциклопедия New Advent, статья «Антиминс»
- Католическая энциклопедия New Advent, статья «Корпорал»
Литература
- Алексеева М.А. Малоизвестные произведения русского искусства XVII-первой половины XVIII в. — гравюры на антиминсах // Памятники культуры: Новые открытия, 1982. Л., 1984.
- Антиминс // Православная Богословская Энциклопедия. Том 1. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1900 г.
- Антиминс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Беляев Д.Ф. Ежедневные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм Святой Софии в IX—X вв. // Записки Императорского Русского археологического общества. СПб., 1893.
- Вениамин, архиепископ Нижегородский. Новая скрижаль, или объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. СПб, 1899.
- Гошев И. Антиминс: Литургично и црковно исторично изысканието. София, 1925.
- Долоцкий В. О значении и древности действий, совершаемых при освящении храмов // Христианское чтение. Ч. II. 1844.
- Заграевский С.В. «Антиминс» из Николо-Дворищенского собора. М., 2004.
- М. С. Желтов, И. О. Попов, А. В. Силкин. Антиминс // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 489-493. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
- Настольная книга священнослужителя. — М.: Издательский Совет РПЦ.
- Никольский Константин, протоиерей. Об антиминсах Православной Русской Церкви. — М.: Новоспасский монастырь, 2012. — 220 с. — 1000 экз.
- Никольский Константин, протоиерей. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. — 7-е изд. — СПб.: Синодальная типография, 1907. — С. 7-8. — 894 с. Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine
- Об антиминсах Православной Церкви // Московские епархиальные ведомости. 2005. № 3-4.
- Полное собранiе постановленiй и распоряженiй по вѣдомству православнаго исповѣданiя Россiйской имперiи. Т. III: 1723. СПб., 1875. № 1120, 1132.
- Полное собранiе постановленiй и распоряженiй по вѣдомству православнаго исповѣданiя Россiйской имперiи. Царствование Императора Павла I: 6. XI. 1796-11. III. 1801. Пг., 1915. № 116, 548, 553.
- Прилуцкий В. Частное богослужение в Русской Церкви. Киев, 1912.
- Цветков И.Ф. О древних антиминсах, находящихся в Калужской архиерейской ризнице, в связи с историей антиминса вообще. // Калужская старина. Т.III. Калуга, 1903.
- Чин освящения храма и положения честных мощей в Византийских Евхологиях XI в. // Реликвии в искусстве и культуре восточного христианского мира. М., 2000.
Ссылки
- Антиминсы в собрании Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Краткий обзор коллекции.
Копие • Дискос • Потир • Звездица • Антиминс • Илитон • Лжица • Покровцы • Губа антиминсная
Просфора • Вино • Вода
См. фотоальбом АНТИМИНС
Антими́нс (от греч. ἀντί – вместо и лат. mensa — стол — вместопрестолие) – освященный архиереем четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается литургия.
На антиминсах изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре евангелиста.
На антиминсе есть подпись епископа, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состоялось это освящение.
Антиминс – неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать литургию. Антиминс разворачивается в определенный момент богослужения, по окончании которого свертывается особым образом и хранится в специальном плате – илитоне.
Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII–IХ вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.
Антиминс
Рубан Ю.И.
Антиминс – («вместопрестолие», от греч. анти́ – «вместо» и лат. mensa – «стол») – льняной или шелковый плат с изображением сцены положения Христа во гроб и четырех евангелистов, в который вшита частица мощей какого-либо святого. Первоначально антиминс употреблялся только вместо св. престола, освященного епископом или патриархом (откуда и происходит его название); при наличии же престола антиминс для совершения Литургии не требовался. Согласно Симеону Солунскому (XV в.), на антиминсах «совершается все, что и на божественной трапезе (Литургии). Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника , и на них совершается божественное священнодействие Тайн» (Разговор о св. священнодействиях, гл. 76). Т. обр., антиминс является также своего рода «епископской грамотой», скрепленной подписью освящавшего его архиерея и удостоверяющей право священника совершать Евхаристию.
Практика использования антиминса в качестве альтернативы престолу долго существовала и на Руси, и лишь на Московском соборе 1675 г. было установлено иметь антиминс на каждом престоле, даже освященном ранее архиереем. В настоящее время антиминс в сложенном виде постоянно лежит на престоле православного храма под напрестольным Евангелием и, в свою очередь, обернут в илитон – плат большего размера. Он разворачивается в определенном порядке во время Литургии, и на нем стоят сосуды с освящаемыми Святыми Дарами (евхаристическими хлебом и вином). Различаются антиминсы постоянные и переносные, предназначенные для походных (полковых) церквей и часовен.
Антиминс символизирует гроб Иисуса Христа или погребальные пелены (плащаницу), которыми было обвито Его тело. Старообрядческий антиминс (с написанием «антимис») имеет изображение восьмиконечного креста с тростью и копьем по сторонам.
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
Антиминс – это прямоугольный матерчатый плат из шелка или льна (гладкой ткани, на которой легко подбирать частички Тела Христового или проскомидийных частичек: из священнической практики). Сам антиминс представляет собой вышитую икону положения Спасителя во гроб, т. е. образ Тела и Крови Христовых – главной святыни Литургии, для служения которой он и предназначен.
По углам антиминса изображаются иконы четырех евангелистов. Часто на нем возле Тела Христового вышиваются лики Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тех лиц, которые участвовали в погребении Господа нашего Иисуса Христа.
Также на древних греческих антиминсах могло быть просто изображение Распятия. В середину антиминса с обратной его стороны в специальный карманчик вшивается частичка мощей какого-нибудь святого, взятая на воск, прикрепленная к нему.
Право освящать антиминсы принадлежит архиерею, потому он обязательно подписывает его, указывая при этом часто, для какого храма и какого населенного пункта он предполагается. На антиминсе также помещается специальная губка для того, чтобы собирать частицы Тела Христового и проскомидийные частицы для более удобного их потребления священником.
Во время Литургии в определенные моменты службы (при поминании Патриарха, Предстоятеля Церкви и Правящего Архиерея на сугубой ектении после чтения Святого Евангелия) антиминс разворачивается, оставляется закрытой только верхняя его часть. Она раскрывается уже непосредственно перед Херувимской песнью на прошении «Открыет им Евангелие правды» ектении об оглашенных.
Во время служения Литургии верных и основной ее части – Евхаристическом каноне, на котором происходит пресуществление Святых Даров, антиминс открыт. Фактически на нем и происходит великое Таинство Евхаристии. Он закрывается перед окончанием Божественной литургии, когда священник от лица всех верующих благодарит Господа за то, что Всевышний сподобил людей причастия святых Христовых Таин. Губка кладется в центр антиминса, сам он складывается конвертиком и заворачивается в другой больший плат обычно красного цвета, который также складывается конвертиком.
Священник как в начале Литургии, так и по окончании крестообразно благословляет антиминс Святым напрестольным Евангелием и кладет его сверху на сложенный илитон с находящимся внутри антиминсом. Оно пребывает на антиминсе все время, если не служится Божественная литургия. Красный цвет илитона, конечно же, символ Крови Христовой, пролитой за нас. Слово «илитон» греческое, переводится на русский как обвертка. Он символизирует собою сударь (с церковнославянского языка плат), которым была обвита глава Спасителя при погребении.
Сам же антиминс символизирует собой, как уже было сказано выше, Тело Христово, положенное во гроб.
Слово «антиминс» греческого и латинского происхождения. Греческая приставка «анти» означает «вместо», а латинское «mensa» – «стол», «трапеза». То есть слово «антиминс» имеет значение «вместо престола» и это отображает его историческую функцию в церковном богослужении. Употребление антиминсов при служении Литургии – очень древняя традиция, восходящая к первым векам христианства.
Часто у церковных общин, возглавляемых епископами или священниками, не было возможности построить храмы в Римской империи. Христиане должны были служить тайно, в катакомбах, перемещаться с места на место, чтобы выжить в условиях агрессивной языческой среды. Первоначально «вместопрестолие»-антиминс представлял собой разбирающийся легкий деревянный освященный стол, заменяющий собой Святую Трапезу (престол) в походных условиях или в условиях гонений.
Такая практика существовала в начале IV века в войсках святого равноапостольного императора Константина Великого, где было много христиан. Она применялась в военных и миссионерских походах. Во время гонений первых веков антиминс раскладывали или разлаживали, если он был из материи, на могилах мучеников, где часто служили Литургии. Отсюда и берет свое начало более поздняя традиция вшивать в антиминс мощи мучеников, а потом и других святых.
В начале XX века в СССР появилась скорбная и горестная практика, чем-то сходная с служением гонимых христиан первых веков. В ней и престолом и одновременно антиминсом служила грудь священника. Так, например, в двадцатые-тридцатые годы прошлого века многие епископы и священники были арестованы и сосланы в Соловецкий лагерь особого назначения, где содержались в страшных условиях. Каждый день они ждали смерти. В этом почти непрерывном ужасе жизни, как в последний день, конечно, им хотелось служить Литургию для спасения и утешения. Служили они ее так…
С риском для себя (за совершение религиозных обрядов полагался расстрел) архиереи, батюшки, диаконы тайно собирались. Один из них до пояса раздевался и ложился. Его тело, как тело священника, над которым было совершено Таинство Хиротонии, служило престолом и антиминсом. На нем, на клюквенном соке и черном хлебе за неимением вина и просфор, совершали Литургию. И многие из страдальцев за веру Христову потом сподоблялись мученической кончины и святых венцов.
Святии новомученики и исповедники в земле Русской просиявшии, молите Бога о нас!
Впервые в церковной литературе слово «антиминс» почти в современном его значении употребляется в житии преподобного Маркиана Сиракузского (начало VIII века), где этим словом обозначается переносной престол, на котором святой совершил Литургию.
Позже антиминсы широко использовались в Церкви во время иконоборческих гонений (VIII–IX столетия), когда еретики оскверняли храмы и возобновили массовые репрессии против иконопочитателей-православных.
Постановление VII Вселенского Собора (787 год), завершившего иконоборческую эпоху победой православия и восстановлением почитания святых икон и мощей, говорит: «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (правило 7).
В Греческой Церкви сохранялась традиция вкладывать мощи мучеников в антиминсы, когда священник получал благословение и, соответственно, антиминс с мощами от Правящего Архиерея, чтобы послужить в храме с неосвященным престолом. Об этом свидетельствует святитель Симеон Солунский: «Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается все то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин».
В традиции же Русской Православной Церкви, по некоторым историческим данным, принято было вкладывать мощи не в престол, но в сам антиминс, так как церкви преимущественно строились деревянные и довольно часто страдали от пожаров. Антиминс все же легче вынести, чем престол. Московский Собор Русской Православной Церкви от 1675 года постановил иметь антиминс в храмах даже на освященном престоле. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно.
Также богослужебное использование антиминсов имеет и церковно-дисциплинарную составляющую. Антиминс освящается законно поставленным в определенную епархию Правящим Архиереем, подписывается им и выдается священнику для богослужения в установленном приходе. Тем самым это является символом апостольской преемственности и подтверждением того, что священнослужитель принадлежит к каноничной церковной иерархии.
Антиминс является одною из главных святыней православного храма. Он постоянно находится на престоле. Прикасаться к нему может только священнослужитель, облаченный минимально в подрясник, епитрахиль и поручи, максимально – в полное священническое облачение для служения Божественной литургии.
Почему же в антиминс помещаются мощи святых? Ответим с Божьей помощью на этот вопрос не только в конкретно-историческом, но и в духовном догматическом смысле.
Основанием для почитания мощей есть Боговоплощение Сына Божия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Восприняв на себя человеческую природу, во всей полноте Спаситель освятил ее и тем самым навечно утвердил достоинство человеческой телесности. Вспомним также, что Христос вознесся на небо и воссел одесную Престола Бога Отца не только как истинный Бог, но и как истинный Человек – в человеческой душевно-телесной природе. Потому для православных христиан тело – один из уровней человеческой личности, связь с которым личность сохраняет и после смерти. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).
Отсюда и происходит почитание святых мощей великих угодников Божиих, которые еще при жизни – и душевно, и телесно стали обиталищем Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский писал о мощах следующее: «У кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь» (154), ибо «совершенная любовь» ведет к преображению тела:
Четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи (145)».
Это преображенное благодатью Святого Духа тело, носящее на себе печать Его и после смерти, ставшее обиталищем Его на веки вечные, мы и почитаем с благоговением. Тем более что православные поклоняются не столько самим костям, но силе Божией, явленной в мощах того или иного угодника Божия. Отсюда происходит и само наименовение таких останков «мощами», то есть мощью, силой Божьей. Потому они, конечно же, как драгоценные звезды, отражающие Божественный свет.
Во вшивании мощей святых в антиминсы есть что-то от видимой ощутимой связи Церкви небесной с Церковью земной, которая горнее и земное православное воинство соединяет Божьим благословением в одно целое – Тело Христово. В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными и всеми святыми находятся с нами в одном величественном славословии любви, коей есть Божественная литургия.
Иерей Андрей Чиженко
Антиминс («вместо престола», от греч. слова – вместо + лат. mensa – стол, трапеза) — используемый для проведения Литургии, в Православных Церквях византийской традиции, прямоугольный (шелковый или льняной) плат, с небольшим зашитым по центру, ближе к верхнему краю карманом, куда вложены частицы святых мощей мучеников.
Антиминс украшается особыми изображениями. Он освящается только епископом и им же подписывается, свидетельствуя о благословении архиерея на служение Литургии. В богослужебной практике различаются «подвижные» и «неподвижные» антиминсы. Неподвижные предназначены для постоянного пребывания в определенном храме, название которого на них указано. Подвижные же выдаются или во временный храм, или для совершения службы «на всяком месте», о чем делается соответствующая надпись на антиминсе. Антиминс полагается на Престоле при освящении храма архиереем или посылается им в храм, освящение которого он не может совершить сам. В Православных Церквях византийской традиции, где собственно и существует традиция антиминса-плата, без него не может совершаться Литургия. На одном антиминсе может быть совершена только одна Литургия в день. Он разворачивается по окончании Литургии оглашенных и пребывает раскрытым до окончания Литургии верных. Кроме Литургии антиминс раскрывается при посещении храма архиереем. Антиминс нельзя стирать, поэтому он должен тщательно оберегаться от любых загрязнений и от изнашивания. Он представляет собой большую святыню и требует равного со святым Престолом благоговейного отношения.
Первоначально термин «антиминс» обозначал переносной столик, в том числе и для совершения Евхаристии вне храмов. Впервые антиминс упоминается в житии преподобного Маркиана Сиракузского (ок. 700), где таким образом обозначен переносной престол, на котором святой совершил Литургию. В византийских описаниях богослужебных церемоний в константинопольском храме Святой Софии термин «антиминс» употреблялся по отношению к использовавшимся внутри храма переносным столикам. При причащении императоров использовался так называемый «царский антиминс», украшенный прекрасными покровами столик, стоявший на возвышении с несколькими ступенями напротив правой стороны алтаря возле алтарной преграды. Император подходил к антиминсу, молился внизу, затем поднимался и принимал из рук патриарха Тело Христово, после чего спускался, приобщался и, помолившись, опять поднимался на верхнюю ступень, где патриарх приобщал его Крови Христовой. При венчании на царство императора на амвоне ставился столик-антиминс, на который возлагались царские регалии. Преподобный Феофан Исповедник в «Хронографии» под 762 год помещает сообщение об использовании антиминса во время коронации императором Львом своего сына в Константинополе. Во время назначения высших сановников во дворец также приносился антиминс, на который возлагались регалии, соответствовавшие должности чиновника. Словарь «Суда» (X век) дает такое определение слову антиминс: «У римлян – стол, поставлявшийся перед дикастерией». Первое упоминание в византийских текстах о заменяющих престол освященных доске или плате (без использования термина «антиминс») содержится в датируемом 809 годом 4-м ответе преподобного Феодора Студита Навкратию. Необходимость их использования объясняется им невозможностью совершения Литургии на оскверненных иконоборцами престолах. В послании иконоборческих императоров Михаила II и Феофила к каролингскому императору Людовику Благочестивому говорится об иконопочитателях, что «некоторые из них, презирая Церковь, в обычных домах используют доски с изображениями в качестве престолов и на них совершают священное Таинство». Патриарх Константинопольский святой Никифор Исповедник (†828) и позднейшие авторы называли эти доски или платы антиминсами. Как видно, антиминсы в современном значении слова получили в Византии особое распространение в эпоху иконоборческих гонений. По крайней мере с начала IX века в Византии распространилась практика использовать освященные доску или плат для совершения Евхаристии в тех местах, где не было освященного престола или престол был освящен неправильно. Из имеющихся источников можно заключить, что антиминсы имели вид дощечки с иконографическими изображениями или тканого плата. Впоследствии в Византийской Церкви антиминсы стали изготавливаться только из ткани.
Возникновение традиции использования антиминса на освященном Престоле. Отрицание иконоборцами почитания святых мощей, выражавшееся, в частности, в освящении храмов без вложения частицы мощей в Престол, явилось причиной появления определения VII Вселенского Собора (787): «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (7-е правило). После этого Собора вложение святых мощей, бывшее ранее нерегулярным, стало обязательным. Это нашло отражение и в богослужебных книгах: в доиконоборческой редакции константинопольского Евхология чин вложения святых мощей в престол отделен от чина освящения Престола, в послеиконоборческих редакциях эти чины объединены. Антиминсы, являвшие собой переносные престолы, также должны были содержать мощи. В периоды восстановления иконопочитания в VIII–IX веках, а также после окончательного торжества Православия в 843 году православные были вынуждены использовать антиминсы во время служб не только в домах, но и в храмах: одни престолы, освященные до 787 года, не всегда содержали святые мощи, из других мощи нередко были удалены иконоборцами, а новые престолы освящались иконоборцами без вложения мощей. В этих случаях Литургия совершалась на антиминсе, возложенном на престол. На святых престолах, освященных полным чином, в течение нескольких столетий еще служили без антиминса, что подтверждается посланием Константинопольского Патриарха Мануила II Харитопулоса (XIII век) к Роману Диррахийскому. Тем не менее употребление антиминса даже на освященном полным чином престоле становится все более распространенным, что подтверждается существованием в Константинопольской Церкви особой должности – «начальника антиминсов», распоряжавшегося изготовлением антиминсов и распределением их по храмам. Номоканон XIII века предписывает наказывать священников, совершивших Литургию без антиминса. С этого времени использование антиминсов стало уже повсеместным, а на Руси было закреплено решением Московского собора 1675 года. Обязательность антиминса при совершении Литургии даже на освященном престоле может быть объяснена тем, что каждый антиминс подписан епархиальным архиереем и является епископской санкцией священнодействовать на данном престоле. Патриарх Феодор IV Вальсамон († ок. 1196) пишет: «Для того, вероятно, придуманы антиминсы… дабы они вполне заменяли принадлежности святого жертвенника и доски святой трапезы… и вместе дабы свидетельствовали, что с епископского дозволения в молитвенном доме совершается священнодействие». В принципе, на Престоле, освященном полным архиерейским чином, можно служить на антиминсе, не содержащем святых мощей; антиминсы со святыми мощами употребляются на престолах, не содержащих мощей, или вне храмов. В Русской Православной Церкви все антиминсы должны содержать святые мощи. До XVII века в Русской Церкви (в греческих Церквах до более раннего времени) антиминсы, предназначавшиеся для постоянного нахождения в храме, развернутыми пришивались к нижней одежде св. трапезы – срачице – или прибивались деревянными гвоздями к престолу. Они находились под верхним напрестольным облачением – индитией. Дискос и Потир ставились непосредственно на илитон – верхнее облачение престола, разворачивавшееся (отсюда название eilhton – свернутый) при совершении Литургии и издревле использовавшееся для того, чтобы не просыпать на престол ни одной крупицы Святых Даров. С XVII века по примеру греческих Церквей в Русской Церкви антиминсы помещают непосредственно в илитон, разворачивая и сворачивая их за каждой Литургией.
Материалы и размеры. По толкованию блаженного Симеона Солунского, антиминс, символизирующий гробные пелены Спасителя, должен изготовляться из льна. Такова современная практика греческих Церквей, в Русской Православной Церкви антиминсы обычно делаются шелковыми. Размеры антиминса могут изменяться в длину от 1,5 м до 33,8 см, наиболее распространенный размер примерно 60×40 см. На обратной стороне антиминса, посередине и ближе к верхнему краю, находится карман, в который вкладываются частицы (обычно 3) мощей святого мученика, помещенные в воскомастих (смесь воска, мастики, толченого мрамора, ладана и др. ароматических веществ). Внутри свернутого антиминса хранится губка для собирания с него частиц Святых Даров и отирания рук.
Изображения. На древнейших сохранившихся антиминсах, которые представляют собой небольшие льняные платы, чернилами в центре изображался Крест «о разных степенях»: 4-, 6-, 7-, 8-конечный, часто на Голгофе с Адамовой головой, с копием и тростию по сторонам. Так, на греческом антиминсе XVI века монастыря Симонопетра на Афоне начертан 30-конечный Крест на Голгофе. Рядом с Крестом обычно писали теонимограмму Христа «IC ХС», «NIKA», по краю антиминс обрамляло надписание о его освящении, содержащее дату, имя престола, имена духовных и светских владык, иногда храмоздателя. Первый известный русский антиминс (37×37 см) датируется 1148/1149 годами и происходит из Георгиевского собора Юрьева-Польского. Были антиминсы и без каких-либо изображений, только с надписями, например, антиминсы из храма преподобного Сергия Радонежского в Свияжске 1551, 1558 и 1605 годов, хранившиеся в Казанском Архиерейском доме. Впрочем, нельзя исключать, что Крест мог быть написан нестойкой краской и со временем выцвел. Гравированные антиминсы появились в первой половине XVII века. Ранний известный антиминс отпечатан с оловянной доски для Вологды в 1612 году. С начала 1620-х годов в Киеве начали регулярно печатать антиминсы, тогда же печатные антиминсы попали и в Россию. На них изображались три типа композиций. Две первые восходят к западным иконографическим источникам:
1) Поясное изображение Христа за Гробом, из раны на Его груди истекает Кровь в Чашу, стоящую на гробе. За Христом находится Крест, по краям – два ангела с копием и тростию, в углах антиминса изображены евангелисты.
2) Воскресший Христос, сидящий на Гробе.
3) Положение во Гроб Господа, с четырьмя ангелами.
Широкое распространение печатные антиминсы приобрели со времени церковных реформ Патриарха Никона, когда они стали изготовляться на Московском Печатном дворе. Постановление Патриарха Иоакима 1675 года гласит, что во всех храмах «для бессумнительства должны быть антиминсы печати в царствующем граде Москве книг печатного дела во дворе». Хотя в середине XVII века еще появлялись отдельные печатные антиминсы, повторяющие схему рукописных с Крестом и Голгофой, начиная с деревянной гравированной доски для антиминсов 1652 года происходит унификация общего оформления и основной композиции. В среднике изображается положение во Гроб, восходящее к шитым литургическим воздухам: Христа, лежащего на высоком гробном камне, оплакивает Богоматерь, сидящая у изголовья, за Ней – Мария Магдалина и Мария Клеопова. У ног Христа Ее позу симметрично повторяет апостол Иоанн, за ним Никодим и Иосиф Аримафейский, обвивающий ноги Спасителя «плащаницею чистою». Сверху композицию фланкируют ангелы с рипидами. За Гробом возвышается Крест с лестницей и орудиями страстей. Вверху над Крестом изображен в облаках Господь Саваоф, из уст Которого ко Христу исходит луч с голубем – символическим изображением Святого Духа. В углах антиминса в круглых клеймах символы евангелистов, в соответствии с описанной в начале XV века архиепископом Симеоном Солунским традицией возлагать на антиминс 4 кусочка ткани с именами евангелистов. Между ними на полях в резных клеймах-картушах напечатаны тексты с рукописными вставками о дате и имени храма. Все пространство между клеймами заполнено растительным орнаментом – «травами». Московские печатные антиминсы этого времени были известны и за пределами России, попадая с дарами патриархов на Балканы.
На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия казни и (по углам плата) четыре евангелиста.
В древности (и ныне у старообрядцев) на антиминсе изображался лишь крест.
История
В раннехристианские времена литургию совершали в катакомбах на гробах мучеников. Впоследствии, после прекращения гонений на христиан (c VIII в.) и при увеличении количества храмов, часть мощей, согласно 7-му Правилу Седьмого Вселенского Собора, начали вкладывать в появившиеся престолы (в специальные ковчежцы), что стало обязательной частью чина освящения храма. Позже частицы мощей, закатывая в воскомастих, начали вшивать также и внутрь антиминса.
В Русской Церкви использование антиминса стало обязательным для литургии решением Собора в марте 1675 Г. — в дополнение к тем мощам, которые полагаются в престол.
Архиепископ Фессалоникийский Симеон о священных антиминсах пишет следующее:
Употребление в богослужении
В богослужении антиминс употребляется только на литургии.
На сугубой ектении священник раскрывает илитон и завёрнутый в нём антиминс, оставляя сложенной только верхнюю его часть.
Во время прошения о Патриархе и правящем архиерее священник целует на антиминсе подпись архиерея в знак того, что он совершает литургию по благословению своего правящего архиерея.
На ектении об оглашенных антиминс открывается полностью, а затем крестообразно осеняется антиминсной губкой.
С Великого входа на раскрытый антиминс ставятся потир и дискос. Чтобы не осталось на антиминсе и илитоне крошек, они после причащения мирян стряхиваются с антиминса в потир. Перед прочтением заамвонной молитвы в антиминс вкладывается антиминсная губка, а затем он дважды складывается втрое, так что, когда он развернут, складки образуют крест. Сложенный антиминс, находясь в илитоне, таким же образом накрывается им, а сверху кладётся напрестольное Евангелие.
Подобным же образом антиминс используется и на литургии Преждеосвященных Даров.
В силу того, что в антиминсе, как и в престоле, есть частица мощей, то в черезвычайных ситуациях он может заменять собой престол, что позволяет закончить литургию в более благоприятных условиях. Также это свойство позволяет совершать литургию при отсутствии должным образом освящённого престола.
К антиминсу, как и к престолу, могут прикасаться только лица, имеющие духовный сан. Для этого: диакон должен быть в полном облачении (стихарь, орарь и поручи), а на священнике должны быть епитрахиль и поручи (во внебогослужебное время фелонь необязательна).
Освящение антиминса
Для проведения богослужений антиминс должен быть освящён и подписан правящим архиереем епархии, в которой находится храм.
Освящение антиминса обычно проводится при освящении нового храма или при служении архиерея в кафедральном соборе (в этом случае освящаются сразу несколько антиминсов, которые рассылаются в храмы, освящение которых архиерей не может совершить лично).
Антиминс является собственностью архиерея и средством разрешения проведения богослужений в его отсутствие.
Всякий раз, когда архиерей посещает церковь или монастырь в его юрисдикции, он входит в алтарь и проверяет антиминс, чтобы убедиться, что о нём была должным образом заботятся, и что это на самом деле тот, который он выдавал.
Добавить комментарий