Апологетика в философии

АПОЛОГЕТЫ

винения в инцесте, детоубийстве и каннибализме, порождаемые слухами о тайных евхаристических собраниях, но и доказать нелепость и безнравственность языческих мифов, противопоставляя их истинному учению о монотеизме и воскресении. Аргументы в пользу истинности христианства были таковы: 1) высокая нравственность христиан (заповедь любви к ближнему); 2) предсказания пророков о Христе; 3) внутреннее единство между Ветхим и Новым Заветом: христианство древнее язычества, так как Моисей древнее греческих поэтов и философов; 4) чудеса Христа, противоположны чудесам магов, действовавших с помощью силы демонов. Помимо антиязыческого направления апологетики (Юстин, Татиан, Афинагор, Феофил Антиохийский, Мелитон Сардийский, Минуций Феликс, Тертуллиан) выделяют направление антииудейской критики, основанное на библейской экзегезе (Аристон, Юстин), а также антигностическое направление (Юстин, Феофил Антиохийский, Тертуллиан), связанное уже с внутрицерковньми догматическими разграничениями. В теоретическом плане у апологетов центральное место занимает проблема соотношения трансцендентного Бога и ипостасей. Заимствуя свое понятие Бога из платонизма, апологеты сближали его с библейским Богом. Их определения первоначала, как правило, апофатичны: непостижимость, несказанность, запредельность мира. Опираясь на пролог к Евангелию от Иоанна, апологеты разработали свою христологию, стержнем которой явилась идея Логоса, носящая в большей степени космологический, чем теологический характер. Логос (Ум, София), вторая ипостась, как извечно присутствующая в первоначале потенция, становится энергией и являет себя только в акте творения мира. Согласно этому взгляду, обнаруживающему влияние Аристотеля, Логос оказывается субстанциально подчиненным Отцу (субординационизм), который производит Его из Себя в качестве посредника между Собой и миром. Перенося это отношение в антропологическую сферу, апологеты пытались прояснить его посредством стоического разделения “внутреннего” и “произнесенного слова”. Апологеты учили также о “семенном Логосе” (еще один стоический термин) — разумном принципе, который присутствует во всех вещах и образует внутренний закон вселенной. В сотериологии апологетов как самое совершенное проявление Логоса рассматривается его воплощение в человеке, открывающее возможность спасения. В целом, греческие апологеты 2 в. определили развитие христианской догматики (христология и триадология), однако, начиная уже с Иринея Лионского, отцы Церкви искали пути преодоления тенденций рационализма и субординационизма, свойственных ранней апологетике. Corpus apologeticum открывается апологиями Кодрата и Аристида, адресованными императору Адриану в 125. Следующими в ряду стоят произведения Аристона Пелльского (несохранившийся “Диалог Иассона и Паписка”, ок. 140), который устами иудео-христианина Иассона доказывал божественность Христа на основании Ветхого Завета, и Юстина Философа и Мученика, одного из самых значительных апологетов. Последний в двух своих “Апологиях”, большой и малой, адресованных Антонину Пию (150/155) и Марку Аврелию (ок. 161), опровергает обвинения против христиан, излагает христианской религии и доказывает на основании ветхозаветных пророчеств божественность Христа. Не противопоставляя Веру и знание, Юстин считает лучших греческих философов учениками Моисея и предшественниками христиан (традиция, идущая от Филона Александрийского до Климента Александрийского). В значение и что почитание Христа не противоречит вере в единого Бога. Татиан в “Речи против эллинов” (до 161) занимает резко отрицательную позицию в отношении всей греческой культуры; в богословии он находится под сильным влиянием Юстина. Афинагор Афинянин, один из самых глубоких апологетов, автор “Прошения за христиан” (ок. 177) и трактата “О воскресении мертвых”, в котором приводит рациональные доводы в пользу монотеизма и воскресения; избегает субординационизма, угверяедая сущностное единство ипостасей. Феофил Антиохский в трех книгах “К Автолику” (после 180) говорит о познании Бога, о Троице, о Логосе (Слове внутреннем и слове произнесенном), о грехопадении и спасении, суеверии язычников и мудрости пророков. Мелитон Сардийский, написавший апологию “Слово о вере” (ок. 172), известен своим трактатом “О Пасхе”, представившим малоазийскую традицию празднования Пасхи. В трактате поднимаются проблемы соотношения двух Заветов, христологии и сотериодогии. Автор анонимного “Послания к Диогнету” с моральнопрактических позиций разъясняет язычнику основные положения христианства, отвечая на вопросы об отличии его от других культов, о смысле любви к ближнему, о возрасте своей религии. Написанное хорошим стилем и с большой тщательностью “Послание” принадлежит к числу лучших памятников раннехристианской литературы. Этот ряд замыкают менее значительные апологеты, писавшие в самом конце 2 в.: Ермий (“Осмеяние внешних философов”, ок. 200), Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский. Африканская апологетика, являющаяся одновременно началом латинской патристики, представлена именами Минуция Феликса и Тертуллиана. Диалог Минуция Феликса “Октавии—это собрание обычных апологетических аргументов, однако его выделяют как образец риторического искусства. Тертуллиан написал несколько апологетических сочинений: две книги “Против язычников” (197), содержащие морально-религиозные возражения, “Апологетик” (кон. 197), рассматривающий исключительно политические обвинения против христиан, а также “О свидетельстве души”, “К Скапуле” и “Против иудеев”, в котором говорится о том, что даже язычники причастны милости Божьей и что Ветхий Завет возмездия должен уступить место Новому Завету любви.

Апологетика.

АО «Медицинский Университет Астана»

Кафедра истории Казахстана и философии.

СРС

На тему: » Философия средневековья : апологетика и патристика»

Выполнила: Нугуманова Ф.А

Студентка 245 гр факультета ОМ

Проверила: Даулбаева Ж.И.

Астана 2015

1.Введение. Общая характеристика эпохи.

2.Апологетика.

3.Патристика.

4. Использованная литература.

Введение. Общая характеристика эпохи.

Сформировавшись в классическую эпоху античности как регулятор всех форм духовного освоения действительности, философия успешно выполняла функции трансляции, хранения и умножения теоретического знания в последующее тысячелетие.

Однако после того, как христианство стало распространяться в пределах Римской империи, античная философия подверглась переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь текстов Ветхого и Нового Заветов, апологеты христианства и отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая формировалась на протяжении целого тысячелетия, и, несмотря на различные направления и борьбу идей, представляла собой к концу XIV века целостную систему знания. В ее основание были заложены евангельская и апостольская идеология в органическом синтезе с греческой по преимуществу рационалистической философией.

В процессе переработки античного духовного наследия отцы церкви почти не тронули многие концептуальные допущения античной философии, нормы познавательного отношения к миру, понятия знания и ценностной окраски познавательной деятельности. Не только теология влияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую словесность, а также школы, университеты и научные дисциплины.

Религиозное и светское, мистическое и рациональное, иерархически организованное философское знание средних веков может быть условно разделено на несколько периодов: апологетика, патристика, схоластика. В свою очередь патристика весьма условно может делиться на восточную и западную; в схоластической философии выделяют ранний (XI-XII вв.) и поздний (XIII-XIV вв.) периоды; в схоластике можно также условно выделить рационалистическое и мистическое направления.

Характерные черты средневековой философии:

теоцентризм – важнейшим предметом познания является Бог, человеческая душа;

креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего;

провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога;

эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека;

сотериология – учение о спасении, т. е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу;

теодицея – объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив;

экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.

Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв. Собственно философские идеи в первую очередь можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением.

Осовение христианскими мыслителями элементов греческрй филоофии начинается с Юстина Мученика(100-166г.г). Он считал, что между христианством и греческой филосовией много точеск соприкосновения. Юстин полагал, что лучшие среди философов говорят о высшем существе,которому обязана своим бытием все остальное. Он упоминает, что и другие философы допускают жизнь после физической смерти, так как знают, что за пределами видимого, чувственного мира существует иная, подлинная реальность. Юстин доказывал, что свои лучшие идеи по космогонии и свободе воли Платон, будучи в Египте, заимствовал из учения Моисея, а потому его можно считать в какой- то мере христианским мыслителем. Согласно ему, во многих вышеперечисленных вопросах философы по существу правы, хотя он сам не разделяет отдельные положения их учений о душе. Несмотря на это, Юстин утверждал, что в работах философов «есть проблески истиы», которые невозможно объяснить случайным совпадением. Он усматривал истоки этого совпадения в учении о Логосе. Согласно традиционным представлениям греческой философии, человеческий ум способен понимать реальность благодаря Логосу или всеохватывающему разуму, пронизывающему всю реальность. По Юстину, воплощение означает пришествие в плоти Логоса или Божьего Слова.

Ученик Юстина Татиан (ум.около 175 г) гордился «варварскими» истоками христианства. В » Слове к грекам» он превозносил христианство и противопостовлял его философии греоков. Как известно, «варварами» греки называли всех, кто говортл на другом наречии. В связи с этим Татиан указывал, что » у них самих нет согласия относительно правильного греческого языка, ибо в разных областях Греции на нем говорят по-разному». Кроме того, он утверждал: люди,заявляющие, что их язык представляет собой величайшее из человеческих творений, придумали также риторику, то есть «искусство продавать слова тому, кто дает наивысшую цену», и таким образом отстаивать неправду и несправедливость. Еще критичнее Татиан высказывается в отнощении языческих богов: Гомер и другие греческие поэты рассказывают ою их позорных делах, таких как прелюбодеяние, детоубийство. «Нельзя поклоняться таким богам,которые ниже людей». Наконец,- говорит Татиан,- не надо заюывать, что многие статуи, которым поклоняются язычники, по сути, изображают блудниц, послуживших скульпторам моделями. Из этого он заключает, что «те самые язычники, которые утвержадют, что христиане принадлежат к низшим социальным группам, фактически поклоняются людям из низших слоев».

Наибольший интерес в истории философии вызывает автор приписываемого ему знаменитого парадокса «верю, потому что абсурдно», хотя именно такой формулировки в его текстах нет. Это был Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160— после 220 н. э.). Он известен как латиноязычный апологет, который поначалу получил прекрасное античное образование в городе Карфагене, занимался адвокатской практикой в Риме и в это время был язычником. Впоследствии он принял христианство и стал священником.

Тертуллиан уже нападает на языческую философскую мудрость, утверждая, что не только античный разум, но и вся античная культура извращает человеческую жизнь, подчиняя ее ложным целям и ценностям. Тертуллиан — противник изощренной философии, изнеженного искусства и развратных культов, существующих в языческом Риме. Вступив на этот путь, язычники, по мнению Тертуллиана, отказались от естественного образа жизни, подавили естественные человеческие стремления, а среди них и веру в Бога в ее чистом и неискаженном разумом виде. Если неискушенная душа приемлет христианскую веру сразу и безо всяких доказательств, то человеку, развращенному культурой, необходимо пройти путь опрощения и аскетизма. Естественным состоянием человека Тертуллиан считает здравый смысл, искренние желания и чистую, искреннюю веру. Все это можно обнаружить в глубинах души, освобождаясь от культуры как тяжелой болезни. Такого рода самопознание, согласно Тертуллиану, есть путь к истинной вере, который прошел он сам, будучи поначалу язычником.

Итак, у Тертуллиана вера — антипод разума. А в результате он не допускает разум в святая святых и противится исследованию основ христианского вероучения. Не стоит искать логику в том, считает Тертуллиан, что кажется нам абсурдным. Тем более, не нужно искать скрытые смыслы в том, что должно пониматься буквально. Для того и дана человеку вера, утверждает он, чтобы воспринимать буквально то, что выше человеческого разумения. А потому, чем абсурднее то, что сказано в Писании, чем оно непостижимее и невероятнее, тем больше у нас оснований для веры в его божественное происхождение и смысл.

Бог является человеку, доказывает Тертуллиан, самым невероятным и неразумным способом. Именно так являлся людям Христос. Он предстал перед иудеями в качестве униженного и смертного Бога, и иудеи не приняли его. Но для христианской души, утверждает Тертуллиан, в этом абсурде заключены метафизическая тайна и высший смысл. Широко известны рассуждения Тертуллиана о том, что унижение Христа не является постыдным, ибо достойно стыда. Смерть Сына Божьего достоверна, так как нелепа. Его Воскресение несомненно, ибо невозможно. Впоследствии Тертуллиану будет приписана формула: «Верую, ибо абсурдно». Справедливости ради отметим, что подобного утверждения в сочинениях Тертуллиана нет. Но общий пафос его творчества в этой формуле выражен верно. И надо сказать, что его страстная проповедь чистой веры, несовместимой с разумом, оказала влияние на многих христианских мыслителей. Но хотя Тертуллиан отказывает разуму в исследовании основ вероучения, он говорит о том, что его можно использовать в деле защиты христианства от нападок.

Лекция: Билет №15 Школы: Малоазийская, Северо-Африканская, Александрийская. Антиохийская школа экзегетов.

ШКОЛА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ

В Александрии, как полагают, еще во времена апостольские, именно евангелистом Марком, основано было христианское училище. Вначале это училище было обыкновенною школою, одною из тех, которые бывали при епископских кафедрах для первоначального наставления или оглашения в вере обращающихся в христианство. Но огласительное училище в Александрии, по своему положению в центре всемирной образованности и учености, где с христианством входили в соприкосновение как языческие философы всевозможных школ, так и еретики всех направлений, с течением времени приняло характер богословской школы высшего типа. Такой вид придал ему один из ученых его наставников, или, как они тогда назывались, катехетов, ПАНТЕН (180-191 гг.), преемник Афинагора. Пантен, а затем другие учители и ученики Александрийского училища, образуют школу писателей, так называемую Александрийскую.

ПАНТЕН, родом из Афин, принадлежал раньше к школе стоиков, после обращения в христианство всецело посвятил себя научению других христианской вере, особенно язычников, приходивших слушать его уроки.

Школа далеко шагнула вперед в своем развитии при пресвитере Клименте Александрийском.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ родился около половины II века. Климент был вначале язычником, происходил из знаменитой фамилии. Образование Климент получил превосходное, он прекрасно был знаком со всей языческой философией. Блуждание по философским системам и привело его к христианству. Путешествуя после своего обращения по Греции, Италии, Сирии, Палестине, Климент познакомился в Александрии с Пантеном и сделался его учеником (ок. 180 года). В 190 году Климент стал уже помощником Пантена по заведованию Александрийской школой. По смерти Пантена Климент стал во главе школы, но не надолго. Разразившееся в 202 г. гонение Септимия Севера заставило его покинуть Александрию. Он удалился на Восток и проживал в Иерусалиме, Антиохии и Каппадокии. Скончался в 215 году.

Деятельность Климента сосредоточивалась, главным образом, в Александрийском училище, где он, толкуя Св. Писание, так убедительно воздействовал на язычников, что многие под влиянием его уроков крестились.

Климент, знакомый со всею языческою ученостью, перед своими слушателями, нередко образованными и даже философами, выставлял христианство как единственно истинную философию и единственно истинное знание.

Относясь беспристрастно к языческой философии, Климент считал, что она в лучших своих проявлениях служит приготовлением к принятию христианства. С этой целью им и написано “Увещательное слово к эллинам”, где он рассматривает ничтожность языческой религии в сравнении с христианством, богооткровенному учению которого и призывает следовать.

Особенное значение Климента заключается в том, что он первый предпринял решительные шаги к научной постановке христианского учения. Будучи философски образованным, он стремился облечь христианское вероучение в научную форму, тогда как многие отцы и учители Церкви чуждались философии и науки как произведений языческого мира. Климент же считал философию и науку полезными для христианства, поскольку они помогают всесторонне и более глубоко изучать христианское вероучение.

К его трудам принадлежат: апологетические труды — “Протрептик” (“Увещательное слово к эллинам”); “Педагог” (“Воспитатель”), “Строматы” (“Узорчатые ковры”); большое экзегетическое сочинение — “Очерки”, где толковалось почти все Св. Писание; сочинение “О Пасхе” и другие.

ОРИГЕН. Преемником Климента по должности наставника Александрийского училища был Ориген, один из знаменитых ученых своего времени не только между христианами, но и язычниками.

Ориген родился в 185 т. в Александрии в христианской семье и был сыном ритора Леонида. Первоначальное воспитание получил под руководством отца, который заботился о его религиозном воспитании. Наука ему давалась легко. Впоследствии Ориген стал посещать Александрийскую школу и слушать уроки Пантена и Климента.

В 202 г. разразилось гонение. Леонид был схвачен и отведен в тюрьму. Душой 17-летнего Оригена овладело желание пострадать. Не помогли мольбы и слезы матери. Последней удалось спасти Оригена лишь тем, что, спрятав его одежду, она лишила его возможности выйти на улицу. После мучительной смерти отца он стал кормильцем своей матери с шестью детьми. Имение их было конфисковано. Ориген стал зарабатывать хлеб преподаванием грамматики.

Слава Оригена вскоре настолько возросла, что александрийский епископ Димитрий, когда Оригену было 18 лет, назначил его начальником Александрийской школы.

Жизнь Ориген проводил аскетическую, постился, спал на земле, ходил босиком, — всем этим он в конце концов крайне расстроил свое здоровье. Зато успех его был необычайный. Ревностью к исполнению евангельских заповедей Ориген довел себя до того, что, понимая буквально слова Мф. 19, 12, оскопил себя и этим избавился от многих клевет, ибо ему приходилось заниматься с женщинами.

Деятельность Оригена в Александрийском училище продолжалась 12 лет. Ведя преподавание, Ориген и сам учился. Так, в целях успешной борьбы с языческими философами и еретиками Ориген отлично изучил все философские и еретические системы.

Ориген признал полезным принять от языческой философии научную форму, в которую можно вложить христианское вероучение. Подобно Клименту, он стремился противопоставить языческой философии и еретическим системам такую богословскую систему, которая, будучи христианской, равнялась бы по своей стройности системам философским.

Число слушателей в Александрийском училище постоянно увеличивалось, так что Ориген не мог один основательно заниматься преподаванием богословских предметов и сверх того оглашать приходящих. А поэтому Ориген взял себе в помощники своего ученика и друга Иракла, которому поручил учить только что вступивших в школу, а сам занимался с более совершенными.

Деятельность Оригена была прервана в 215 году, когда имп. Каракала, вследствие народного восстания, закрыл философские школы и особенно вооружился против ученых. Ориген поэтому покинул Александрию и поселился в Кесарии Палестинской. Вскоре Ориген опять возвратился в Александрию. Теперь и началась самая плодотворная литературная деятельность его. В ней горячее участие принимал его друг Амвросий. На свои средства Амвросий, будучи богатым, содержал при Оригене 7 скорописцев, по очереди записывавших его мысли, 7 писцов, разбиравших их стенограммы, в 7 девочек-каллиграфисток, занимавшихся переписью его сочинений.

В конце 230 г. Ориген по каким-то обстоятельствам отправился в Афины. Здесь он был своими друзьями, без ведома Александрийского епископа Димитрия, рукоположен в сан пресвитера. Димитрий, обидевшись этим, лишил на соборе Оригена сана и отлучил от Церкви, поставляя ему в вину скопчество и некоторые нецерковные мнения. Но с осуждением Оригена соглашались только в Риме, восточные же церкви не признавали осуждения Оригена. Вскоре Димитрий умер, а его место занял бывший ученик Оригена Иракл. Ориген думал найти прием в Александрии, но Иракл прогнал своего друга и осудил за нецерковные мнения. После этого Ориген около 25 лет провел в Кесарии, где завел школу с хорошо поставленным светским и богословским курсом. В Кесарии Ориген пользовался большим почетом, он был приглашен ко двору матери имп. А.Севера (222-235) Юлий Маммеи, вел полемику с еретиками и писал против них сочинения.

В гонение при Декии (249-251) Ориген был схвачен и подвергнут пыткам. Затем он был прикован к углу темницы с железными цепями на шее. Будучи отпущен, умер от перенесенных страданий на 69 году от роду в 254 г.

ТРУДЫ ОРИГЕНА. Ориген — самый плодовитый писатель доникейской эпохи. Он написал до 6000 книг, однако большая часть их до нас не дошла, на что в некоторой степени повлияло церковное осуждение Оригена за его нецерковные личные мнения (например, Ориген допускал, что до творения нашего мира существовали многие миры; что дьявол может покаяться; что мучения грешников прекратятся; что прежде творения видимого мира сотворены были души человеческие).

Ориген писал по всем отраслям знаний. Он был прекрасным филологом, критиком, экзегетом, богословом, апологетом, полемистом и философом.

Из его произведений полемического характера известен труд “против Цельса”.

Известное сочинение Цельса под названием “Истинное слово”, направленное против христианства, теперь было опровергнуто достойным образом. Ориген выписывал по порядку все возражения Цельса против христианства из его “Истинного слова” и тут же делал на них свои опровержения, не оставляя, таким образом, без опровержения ни одного пункта. При обширном знания языческой философии и глубоком понимании Св. Писания Ветхого и Нового Завета Ориген, с спокойным сознанием своей силы и ничтожества возражений противника опроверг все, что выставлено было против хриcтианства злонамеренным клеветником Цельсом.

Действительность воплощения Бога Слова Ориген доказывает ветхозаветными пророчествами, которые все исполнились на Господе Иисусе Христе, о чем свидетельствует история, достоверность повествований которой не подлежит сомнению. Равным образом в доказательство того, что чудеса Господа Иисуса Христа — не волхвования и не баснословные вымыслы, а также Его воскресение не обман, как говорит об этом Цельс, Ориген ссылается на историю; он заявляет, что Господь Иисус Христос жил в историческое время, что повествование евангелистов о чудесах Его — не басни, а история; что воскресение совершилось при таких обстоятельствах, при которых невозможен обман; наконец, в доказательство Божественности Лица Иисуса Христа и истинности Его воскресения Ориген представляет известный даже его современникам факт -проповедь апостолов и распространение ими христианства, несмотря на все препятствия. Вообще в этом сочинении Оригена основательным образом опровергаются не только возражения на главные пункты христианского вероучения, но обстоятельно выясняются и второстепенные вопросы, поставленные Цельсом, например: почему иудеи не приняли Иисуса Христа; почему Он явился в мир в последнее время, а не раньше; отчего происходят в Христианской Церкви еретические общества; о достоверности сказаний Моисея о миротворении; об истинности воскресения мертвых и проч.

Вся слава Оригена покоилась на его знаменитом догматическом сочинении “О началах”, представляющем собою опыт первой догматики (в 4-х книгах).

Кроме этого, Ориген много трудился над толкованием Св. Писания. Помимо схолий, или замечаний на полях на трудные места Св. Писания, он написал комментарии почти на всю Библию, кроме Апокалипсиса. Во всяком месте Св. Писания Ориген усматривал троякий смысл: буквальный, нравственный и таинственный, согласно тогдашнему делению человека на три части: тело, душу и дух. Но особенно увлекался Ориген таинственным смыслом.

Ориген оставил также ряд проповедей, писем и научных трактатов. Особенно замечательны его труды по исследованию Св. Писания Ветхого Завета. 27 лет занимался Ориген исследованием Св. Писания Ветхого Завета, и плодом этих занятий были так называемые его тетраплы и экзаплы (тетрос — четыре, екс — шесть, аплос — объясняю). Греческий перевод Св. Писания Ветхого Завета 70 толковников во время Оригена оказался испорченным: не только встречались разности в тексте по разным спискам, но даже некоторые места совсем были опущены против еврейского подлинника. Ориген решился сверить греческий текст с еврейским подлинником, для чего изучил еврейский язык. Кроме греческого перевода 70, он имел в руках еще и другие переводы — Акилы, Феодотиона и Симмаха, найденные им и приобретенные при пособии друга его Амвросия. Сличив все эти греческие переводы между собою и с еврейским подлинником и отметив разности перевода 70 сравнительно с прочими особыми знаками, Ориген изложил текст их в шести столбцах; в первом он поместил еврейский подлинник; во втором тот же подлинник, только написанный греческими буквами, далее — перевод Акилы, затем Симмаха, 70 толковников и, наконец, Феодотиона. Это так называемые экзаплы. Тетраплы же составляют свод последних четырех переводов, одних только греческих. Также ревностно трудился Ориген над текстом Св. Писания Нового Завета, заботясь, главным образом, о приобретении верных списков.

Ориген бесспорно превосходил всех церковных писателей глубокомысленностью и оригинальностью своих суждений. Св. Писание он знал наизусть, приводя баз всяких словарей многочисленные цитаты, в которых встречается то или иное слово. В отношений к философии Ориген был эклектиком. Некоторые учения Оригена, как было сказано, отвергнуты Церковью, но мы должны удивляться этому человеку, который посвятил свои редкие таланты на службу христианству и не раз смело шел на страдания за веру. Можно не соглашаться с некоторыми религиозные взглядами Оригена, но нельзя упрекнуть его за его жизнь (См. “Ж.М.П.”, 1953, 12).

УЧЕНИКИ ОРИГЕНА. Следующим представителем Александрийской школы является ДИОНИСИЙ, Александрийский епископ с 248 г. Он был одним из приверженных учеников Оригена. После Иракла Дионисий был начальником Александрийской школы. Принял он христианство в зрелом возрасте и занялся изучении богословия, философии и еретических мнений. Деятельность Дионисия была очень полезна для Церкви, он написал много произведений полемического характера против хилиастов, антитринитариев и других еретиков. Дионисий много написал также сочинений экзегетического и догматического характера, однако сохранились от них только некоторые отрывки.

Представителем оригеновской школы в Кесарии является второй ученик Оригена св. ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ. Он происходил из богатой языческой семьи и сначала готовился к адвокатской должности. Но встретившись в 231 г. в Кесарии с Оригеном, принял христианство и под руководством Оригена стал изучать богословие.

В 244 г. он был поставлен епископом Неокесарийским. Из его творений известны: “Символ веры”, чудесно сообщенный ему, “Каноническое послание” (в 12 правилах) и “Панегирик Оригену”.

Из оригеновской школы вышел известный пресвитер кесарийский ПАМФИЛ. Он продолжал труды Оригена в Кесарийском училище. Особенно он занялся устройством библиотеки, основание которой было положено Оригеном, для чего он собрал списки Св. Писания и отеческих творений. Скончался мученически в 309 г. Его трудами воспользовался его друг, известный отец церковной истории ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ.

Антиохийская школа

В конце III в., кроме Александрийской и Кесарийской школ, образовалась еще научно-богословская школа в Антиохии. Многочисленная и разноплеменная по населению Антиохия славилась науками и искусством. При жизни апостолов она уже считалась “Матерью церквей из язычников” (Глубоковский). Как и в Александрии, христианство столкнулось здесь с язычеством, иудейством и многообразием философских воззрений.

О первых страницах истории Антиохийской школы точных сведений не сохранилось. Вероятно, там была первоначально обычная школа для научения оглашенных, какие были при многих церквах. Более достоверные сведений начинаются с Феофила Антиохийского (+181), известного мыслителя, писателя-апологета.

В конце III века организацией школы занялись ученые антиохийские пресвитеры: Дорофей (около 290 г.) и Лукиан. С 272 г. по 311 г. Лукиан был учителем Антиохийского экзегетического училища. Лукиан особенно замечателен как ученый исправитель текста Св. Писания. Умер мученически в 312 г. в гонение Максимина.

Антиохийская школа достигла особого расцвета в IV в. Направление ее было отлично от школы Александрийской. В Александрийской школе преобладал идеализм, наследованный от философии Платона, выразившийся аллегоризмом, и мистицизмом в толковании Св. Писания и глубокими умозрениями в разрешении догматических вопросов; в Антиохии, напротив, преобладал реализм — основной принцип философии Аристотеля, — допускавший в толковании Св. Писания преимущественно буквальный смысл и требовавший простоты и ясности в понимании христианских догматов, изъясняя их на основе разума, не допуская никакой таинственности (как в школе Александрийской).

Все таинственное и непостижимое антиохийцы стремились свести к ясному и постижимому. Это приводило их к смешению веры со знанием. Отсюда выходило и то, что главным средством познания они считали не веру, а рассудок (разум). Александрийцы же лучшим средством познания считали не рассудок, а веру, как и говорит апостол: “верою разумеем” (Евр. 11, 3). Климент Александрийский говорит, например, что вера необходима не только для достижения высшего религиозного знания, но и для всякого другого знания: математики, медицины и др. Где нет веры, там нет знания. Участие разума этим, однако, не устранялось, а ограничивалось.

Оба эти богословские направления, доведенные до крайности, послужили основанием для развития в Церкви ересей в IV и последующих веках (см. “Ж.М.П.”, 1955, 5).

Латинские церковные писатели

Кроме упомянутых выше богословских школ на Востоке (Малоазийской, Александрийской, Кесарийской и Антиохийской), во II в. на Западе основана была Северо-Африканская богословская школа.

По своему направлению Северо-Африканская школа примыкала к Малоазийской, т.е. христианское учение раскрывалось и доказывалось на основе Св. Писания и Св. Предания, чуждаясь философских умозрений и научно рассудочных обоснований этого учения. Вера считалась здесь выше разума, и следование за богодухновенными источниками (Св. Писанием и Св. Преданием) предпочиталось свободному научному исследованию истин.

Другое направление, которое было господствующим в Александрийской и Антиохийской школах, считало, как мы видели, полезным поражать гностиков их же оружием, т.е. пользоваться при изложении веры философскими умозрениями. В Александрийской и Антиохийской школах, таким образом, признавались права разума на участие в делах веры, но в известных границах.

ТЕРТУЛЛИАН. Из представителей Северо-Африканской школы следует отметить Тертуллиана, пресвитера карфагенского, замечательнейшего из писателей Западной Церкви. Он первым начал писать богословские сочинения на латинском языке и этим положил начало латинской церковной литературе. (Тертуллиан знал и греческий язык и владел им настолько хорошо, что мог легко писать на нем).

Тертуллиан (150-220) — сын римского сотника, получил прекрасное образование и до принятия христианства был адвокатом. Принял он христианство уже в зрелом возрасте.

Обладая блестящим умом, пылким темпераментом и твердою волею, Тертуллиан стал ревностным поборником христианского учения. К несчастью, проживая долгое время в Риме, Тертуллиан в конце II в. познакомился с учением монтанистов. Там он находил удовлетворение своей ревности по вере в проповеди строжайшего аскетизма и полной покорности Откровению. Под конец жизни Тертуллиан отказался от монтанизма, однако основал свое общество, члены которого назывались “тертуллианистами”.

Литературная деятельность Тертуллиана весьма обширна. Он известен как красноречивый христианский апологет. Увлекшись монтанизмом, он был жарким противником гностиков и антитринитариев, повреждавших Откровение.

Опровергая указанных еретиков, Тертуллиан и впал в монтанистическую крайность, совершенно отрицая участие разума и науки в деле веры как приводящее к ересям.

Труды Тертуллиана по содержанию разделяются на три класса: апологетические (“Апологетик”, “Две книги к народам”, составляющие переделку “Апологетика” в форме, доступной для большинства читателей, “О свидетельстве души” и др.); религиозно-нравственного содержания (“О терпении”, “О молитве”, “О зрелищах”, “О постах” и др.) и догматико-полемического содержания (“О давности против еретиков”, “Против Маркиона”, “Против валентиниан”, “О плоти Христа” — против гностиков-докетов и др.).

Как апологет Тертуллиан занимает выдающееся положение. Его сочинения отличаются смелостью тона, сарказмами и иронией по отношению к язычникам вместе с основательностью доводов в пользу христианства. Ненависть язычников к христианам он объясняет их невежеством и незнанием христиан. Преступления, в которых язычники винили христиан, он переносит на них самих и их богов. В доказательство же истинности христианства Тертуллиан указывает на необычайно быстрое распространение христианства в его время.

Еще важнее в апологетическом отношении сочинение Тертуллиана “О свидетельстве души”. Здесь он выступает с неотразимым аргументом в пользу христианства. Он проводит ту мысль, что душа человеческая носит в себе врожденное удостоверение в истинах христианства. Стоит только душе человеческой освободиться от того, что привито к ней худым воспитанием и извращается страстями, как она взирает на небеса, так как она там признает жилище живого Бога, от которого она происходит. Это свидетельство души сильнее всяких доказательств, потому что здесь слышен голос самой природы души, красноречиво говорящий, что душа человеческая — по природе христианка.

СВ. КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ. Вторым представителем Северо-Африканской школы был св. Киприан, епископ Карфагенский. Он тоже происходил из богатой языческой семьи, получил хорошее образование и уже в молодых годах был учителем красноречия, а затем занимал должность адвоката. До сорока лет он вел жизнь рассеянную, но, познакомившись с христианским пресвитером Цецилием, он уверовал и принял крещение. Через два года после своего обращения в 248 г. он был избран епископом Карфагена. Киприан был мудрым и ревностным правителем Церкви. В гонения Декия, Галла и Валериана он твердо отстаивал права Церкви. Во время этих гонений Киприану приходилось бороться не только с внешними врагами Церкви, но и с внутренним злом — расколом Новата и Фелициссима.

Киприан, по совету христиан, на время гонения удалился из города, и это дало повод указанным пресвитерам возвысить свою власть и выступить против епископа. При Валериане св. Киприан потерпел заточение, а затем 14 сентября 258 г. был обезглавлен. Во время казни св. Киприан встретил глубокое сочувствие и уважение не только со стороны христиан, но и со стороны язычников, помнивших недавние услуги Киприана во время моровой язвы.

Сочинения Киприана стоят в тесной связи с его деятельностью. Главнейшим из его творений является классическое сочинение “О единстве Церкви”, написанное по случаю раскола Новациана в Риме. В этом своем произведении Киприан развивает мысль, что христианская Церковь, несмотря на множество отдельных частных церквей, есть единая. В единении и согласии всех частных церквей Киприан видит действительное средство против появления ересей и расколов. По мысли Киприана и епископство также едино.

Епископская власть в Церкви началась с ап. Петра, которому Христос вручил ее, назначив Петра камнем Церкви.

Римская Церковь, как основанная апостолом Петром, называется у Киприана первенствующей (ceclesia principalis) между другими церквами. Но Киприан далек от мысли, чтобы считать римского епископа начальствующим над всеми епископами, и это выявилось в его споре с папой Стефаном по вопросу о крещении еретиков. Этот труд Киприана впоследствии Римская Церковь использовала как доказательство в пользу своего возвышения.

Из апологетических сочинений Киприана следует отметить его “Три книги свидетельств против иудеев”, “О суетности идолов” — сочинение, написанное в опровержение язычников.

Вопрос 2. Основные идеи и представители апологетики и патристики

  • •Академия государственной противопожарной службы
  • •Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе (2 часа) План лекции
  • •Вопрос 1. Предмет, структура и функции философии
  • •Вопрос 2. Мировоззрение, его структура и исторические типы
  • •Вопрос 3. Основные линии в истории философии. Материализм и идеализм
  • •Тема 2. Философия Древнего Востока План лекции:
  • •Вопрос 1. Характерные особенности древневосточной философии
  • •Вопрос 2. Философия Древней Индии
  • •Вопрос 3. Философские школы Древнего Китая
  • •Основная литература:
  • •Дополнительная литература:
  • •Тема 3. Философия Древней Греции и Рима План лекции:
  • •Вопрос 1. Досократовский период древнегреческой философии
  • •Вопрос 2. Философия Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля
  • •Вопрос 3. Основные направления эллинистической и древнеримской философии
  • •Тема 4. Средневековая философия
  • •1. Характерные особенности средневековой философии
  • •2. Основные идеи и представители апологетики и патристики
  • •3. Схоластика и мистика
  • •Вопрос 1. Характерные особенности средневековой философии
  • •Вопрос 2. Основные идеи и представители апологетики и патристики
  • •Вопрос 3. Схоластика и мистика
  • •Основная литература:
  • •Дополнительная литература:
  • •Тема 5. Философия эпохи Возрождения План лекции:
  • •Вопрос 1. Характерные черты философской мысли и культуры Ренессанса
  • •Вопрос 2. Философия итальянского гуманизма
  • •Вопрос 3. Натурфилософия эпохи Возрождения
  • •Вопрос 4. Социально-политическая мысль эпохи Ренессанса
  • •Тема 6. Западноевропейская философия 17-18 вв. План лекции:
  • •Вопрос 1. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
  • •Вопрос 2. Субъективный идеализм Беркли и Юма
  • •Вопрос 3. Французская философия XVIII века
  • •Основная литература:
  • •Вопрос 1. Общая характеристика немецкой классической философии
  • •Вопрос 2. Теория познания и учение о морали и. Канта
  • •Вопрос 3. Объективный идеализм г. Гегеля
  • •Вопрос 4. Антропологический материализм л. Фейербаха
  • •Основная литература:
  • •Вопрос 1. Основные идеи философии марксизма
  • •Вопрос 2. Софийная линия в философии: «философия жизни» и экзистенциализм
  • •Вопрос 3. Эпистемная линия: позитивизм и неопозитивизм
  • •Основная литература:
  • •Дополнительная литература:
  • •Тема 9. Русская философская мысль в 11– первой половине 19-го вв. План лекции:
  • •Вопрос 1. Этапы развития и характерные черты русской философии
  • •Вопрос 2. Основные идеи и главные представители русской философской
  • •Вопрос 3. Философско-социологические взгляды п.Я. Чаадаева,
  • •Основная литература:
  • •Дополнительная литература:
  • •Тема 10. Отечественная философия второй половины 19-го – начала 20-го веков
  • •2. Философия всеединства
  • •3. Русский космизм
  • •4. Русский экзистенциализм
  • •Вопрос 1. Философские идеи в творчестве л. Толстого и ф. Достоевского
  • •Вопрос 2. Философия всеединства
  • •Вопрос 3. Русский космизм
  • •Вопрос 4. Русский экзистенциализм
  • •Основная литература:
  • •Дополнительная литература:
  • •Тема 11. Бытие и материя План лекции:
  • •Цель настоящей лекции – рассмотреть существо и основные варианты решения таких фундаментальных проблем онтологии, как бытие и материя, пространство и время.
  • •Вопрос 1. Категория бытия в философии. Основные формы бытия
  • •Вопрос 2. Философское понятие материи. Атрибуты материи
  • •Вопрос 3. Пространство и время как формы движения материи
  • •Тема 12. Сознание, его происхождение и сущность План лекции:
  • •Вопрос 1. Понятие отражения. Эволюция форм отражения в природе
  • •Вопрос 2. Сущность и структура сознания. Генезис сознания
  • •Вопрос 3. Сознание и бессознательное
  • •Основная литература:
  • •Тема 13. Диалектика и ее альтернативы План лекции:
  • •Вопрос 1. Диалектика как теория и метод
  • •Вопрос 2. Принципы, категории, законы диалектики и их значение для пожарного дела
  • •Вопрос 3. Альтернативы диалектики
  • •Основная литература:
  • •Тема 14. Познание как предмет философского анализа План лекции:
  • •Вопрос 1. Сущность процесса познания. Знание и познание
  • •Вопрос 2. Познавательное отношение и его структура
  • •Вопрос 3. Истина, ее свойства и критерии. Роль практики в познании
  • •Основная литература:
  • •Тема 15. Наука, ее сущность, строение и происхождение
  • •Вопрос 1. Понятие науки. Структура научного знания
  • •Вопрос 2. Динамика научного знания. Эволюции и революции в истории науки
  • •Вопрос 3. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм
  • •Тема 16. Формы и методы научного познания План лекции:
  • •Вопрос 1. Формы чувственного и рационального познания
  • •Вопрос 2. Основные формы научного познания: факт, проблема, гипотеза, теория
  • •Вопрос 3. Понятие метода. Методы эмпирического и теоретического познания
  • •Основная литература:
  • •Тема 17. Техника как предмет философского осмысления. Специфика познания
  • •План лекции:
  • •Вопрос 1. Философское понимание техники. Этапы развития техники
  • •Вопрос 2. Специфика технического познания. Методы технических наук
  • •Основная литература:
  • •Дополнительная литература:
  • •Тема 18. Общество как саморазвивающаяся система План лекции:
  • •Вопрос 1. Общество как социальная система. Основные элементы социальной
  • •Вопрос 2. Общество как исторический процесс. Причины и факторы
  • •Движущие силы и субъекты
  • •Основная литература:
  • •Дополнительная литература:
  • •Тема 19. Духовная жизнь общества
  • •Вопрос 2. Содержание духовной жизни общества
  • •Основная литература:
  • •Тема 20. Личность и общество План лекции:
  • •Вопрос 1. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»
  • •Вопрос 2. Основные модели и механизмы взаимоотношений личности и общества
  • •Вопрос 3. Свобода и ответственность, свобода и необходимость в
  • •Основная литература:
  • •Тема 21. Философия о сущности и предназначении человека План лекции:
  • •Вопрос 1. Человек, его сущность и главные качества. Виды человеческого
  • •Вопрос 2. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека
  • •Вопрос 3. Проблема любви в истории философии
  • •Основная литература:
  • •Тема 22. Человек в научной и религиозной картинах мира План лекции:
  • •Вопрос 1. Проблема антропогенеза и альтернативные варианты её решения
  • •Вопрос 2. Проблема детерминант человеческого бытия. Биологическое и
  • •Основная литература:
  • •Тема 23. Культура и цивилизация. Проблемы и современной цивилизации План лекции:
  • •Вопрос 1. Сущность, структура и функции культуры
  • •Вопрос 2. Культура и цивилизация. Формационный и цивилизационный
  • •Вопрос 3. Глобальные проблемы современности: сущность, происхождение,
  • •Основная литература:
  • •Список информационных технологий и продуктов
  • •Интернет-ресурсы по дисциплине

Апологетика и патристика

Неоплатонизм —направление античной философии позднего эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и связанных с ее дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады единое — ум — душа и доведение ее до космического масштаба.

Основатель школы неоплатонизма — Плотин (ок. 205 — ок. 270). Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма — душа не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится также в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать, потому что всякая организация потеряла бы смысл. Поэтому не удивительно, что кроме чувственной материи существует, по Плотину, еще и «умопостигаемая материя», а ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему Космосу.

Идеи неоплатонизма не погибли с крушением античного общества. Они впитывали в себя ранние христианские воззрения. Наиболее оригинальной частью системы воззрений Плотина является учение о первой ипостаси — Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. С этим связана и такая его идея, как восхождение души от чувственного состояния к сверхчувственному — экстазу. Всякая вещь, созерцаемая как таковая, отлична от всего иного: она — «одно», противополагаемое всему иному, а Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему сущему и всему мыслимому. Так что оно есть и все сущее, взятое в абсолютной единичности, включая жизнь Космоса и человеческого ума, являясь принципом всего сущего. Единое никак не дробится, существуя везде и во всем. При этом все «из него изливается». Свет — основной образ философии Плотина, соответствующий ее понятиям. «Единое — свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум — солнце, имеющее свой собственный свет; душа — луна, заимствующая свет от солнца; материя — мрак».

Душа также не раздробляется на части, представляя собой нечто единое и неделимое: она есть особая, смысловая субстанция. Ее нельзя мыслить как некую множественность психических состояний. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ: все индивидуальные души объемлются «мировой душой». Критикуя Аристотеля, Плотин говорит: душа не потому обладает бытием, что она есть форма чего-то, но она есть непосредственно реальность; она заимствует свое бытие не из того обстоятельства, что находится в некотором теле, но она существует уже до того, как начинает принадлежать телу.

Неоплатонизм свидетельствовал о переходе к новой мировоззренческой эпохе. Главный принцип неоплатонистической философии — принцип эманации (истечения), перехода от единого ко многому. Ступени этой эманации — единое-ум-душа. Единое истекает во множество, пронизывая его подобно тому, как луч света пронизывает темноту. Человеческая душа — частица космической души, и человек постигает Единое (или Бога) в экстатическом обращении к божественному. Здесь налицо близость к христианству.

Плотин завещал своему ученику Порфирию (ок. 233 г. — ок. 304 г.) привести в порядок и издать его сочинения. Порфирий вошел в историю философии как комментатор Аристотеля и Плотина. Но он гораздо больше, чем Плотин, интересовался практической философией, которую понимал как учение о добродетелях, очищающих от различного рода аффектов. Порфирий призывал к тому, чтобы ум был образцом для всей духовной жизни. Идеи Плотина и Порфирия были развиты Проклом (ок. 410— 485), который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; любовь (эрос), по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет нас с благостью богов.

В средневековую философию стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии; порой трудно было разграничить эти две разные формы мировоззрения; получил основание для существования термин «религиозная философия». Философия и в Средние века не переставала прогрессивно развиваться, содействуя сдвигам в сфере культуры, в том числе в религии. Однако в сравнении с античной философией чувствовались уже иные темпы в разработке ее проблематики и ее стесненность внешними факторами (наиболее явно это происходило в более поздние времена, когда церковь прибегла к инквизиции). А тот факт, что тенденция к союзу философии и теологии, к их взаимодействию проявилась еще в конце античности — с I-II вв. н. э., говорит о преходящем характере того грубого насилия церкви, которое она предпринимала позже по отношению к философскому инакомыслию. О том же свидетельствует и существование даже в наши дни такого распространенного в Западной Европе течения, как неотомизм, одной из центральных идей которого является союз теологии и философии.

Важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей ее от античной философии, а тем более от философии Нового времени, была ее тесная связь с монотеистической религией. «Средневековая философия, — отмечает известный специалист по истории философии В. В. Соколов, — исторически весьма своеобразный тип теоретизирования, решающая особенность которого состояла во взаимоотношениях с религиозно-монотеистическим мировоззрением».Ведущая проблема всей средневековой философии — согласова­ние Священного Писания (Библии) с научным и философским знани­ем, превращение теологии в высший вид знания о мире.

Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия — это философия эпохи феодализма У-ХУ вв. Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии и выступает как синтез двух традиций: античной философии и христианского откровения. В средневековой философии можно выделить два периода: становления и развития. Поскольку философские учения этой эпохи стали складываться уже в 1-У вв., а их основу составили этические концепции стоиков, эпикурейцев и неоплатоников, то можем выделить следующие периоды:

1) период апологетики и патристики (III-V вв.);

2) схоластический период (У-ХУ вв.).

Особенностью средневековой философии была ее зависимость от религии. «Философия — служанка богословия», «преддверие христианской веры»‘ — так определялись место и роль философии в общественном сознании того периода.

Если греческая философия была связана с языческим многобожием (политеизмом), то философская мысль средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежали иудаизм, христианство, мусульманство. Таким образом, философия средневековья представляла собой сплав теологии и античной философской мысли (главным образом наследия Платона и Аристотеля, своеобразно переработанные в неоплатонизме).

Средневековое мышление по существу своему теоцентрично (от лат. theos — бог). В соответствии с принципом теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Теоцентризм лежал в основе средневековой онтологии — учения о бытии. Главным принципом средневековой философии является принцип абсолютной личности, личности Бога. Принцип абсолютной личности — это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъекта, что, собственно, и нашло свое воплощение в теоцентризме. Высшая цель в жизни выражается в служении Богу. Согласно средневековому мышлению, Бог есть первопричина и первооснова мира. Идеализм являлся господствующим направлением в течение всего средневековья: «Вначале было слово. И это слово было Бог». Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию; религии, а не науке.

Догмат о творении переносит центр на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом (потусторонним). Активное творческое начало как бы изымается из природы и передается Богу. В таком случае творение — прерогатива Бога, а изобретения со стороны людей считаются богохульством. Такого рода представления были весьма распространены, что существенным образом сдерживало становление инженерной и научной мысли. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат.creatio), что значит «творение», «создание».

Отличительными чертами средневековой философии были также провиденциализм- вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения, и иррационализм — принижение познавательных возможностей человеческого разума, признание основным источником познания интуиции, озарения, откровения и т. п. выходящих за пределы рассудочного познания форм.

Основные черты средневековой философии.

1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке.

2. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писания, была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм.

3. Философия теоцентрична, поскольку определяющей реальностью всего сущего была не природа, а Бог.

4. Философский формализм, понимаемый как склонность к застывшим, «окаменелым» формулам, был основан на искусстве толкования, интерпретации текста (экзегетика – искусство толкования религиозных текстов).

5. Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего — главный принцип онтологии, а откровение — главный принцип гносеологии.

6. Эсхатология– учение о конечных судьбах мира и человека;

7. Сотериология – учение о спасении, т. е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу;

8. Теодицея – объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив.

Развитие философской мысли Запада и Востока до XIV в. шло разными путями: на арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философия менее находилась под воздействием религии, чем в Европе и Восточной Азии. Арабская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской. В Китае наука была тоже более передовой, чем в Европе, хотя влияние религии было весьма сильным. Ряд арабских философов создавал свои труды в русле научно-философских традиций, рожденных античным гением Демокрита — его учением об атомах, пифагорейской математикой, идеями Платона, философским и естественнонаучным наследием Аристотеля, особенно его системой логики.

В европейской философии материализм в средние века не получил такого распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилось сделать служанку богословия.

Эпоха средневековья выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин (354-430), Боэций (480-524), Эриугена (810-877), Аль-Фараби (870-950), Ибн Сина (980-1037), Аверроэс (Ибн Рушд, 1126-1198), Пьер Абеляр (1079-1142), Роджер Бэкон (1214-1292), Фома Аквинский (1225-1274), Дунс Скот (1266-1308), Уильям Оккам (1285-1349) и др.

Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Средневековая церковь также враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к материалистическим учениям. Однако по мере того как христианство приобретало более широкое влияние, а поэтому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, стали появляться попытки использовать для этой цели учения античных философов. При этом усвоение философского наследия античности происходило частями, пристрастно, зачастую им давалось новое толкование для подкрепления религиозных догматов. Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. Дело в том, что распространение христианства в Европе, в Византии, Передней Азии и Северной Африке происходило в упорной борьбе с другими религиозными и философскими течениями.

Апологетика (от гр. apologia — защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии, философия «гонимой церкви» Апологеты обосновали возможность существования философии на основе христианского вероучения — в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Подвергавшееся гонениям властей, христианство первых веков нуждалось в теоретической защите, осуществленной апологетикой.

Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв. Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением.

В некоторой степени условно к этапу апологетики относят деятельность Филона Александрийского. Филон Александрийский(25 до н. э. — 50 н.э.) — иудейский бого­слов и философ, испытавший сильное влияние греческой философии. Жил в египетском городе Александрии, основанном Александром Ма­кедонским. «Настоящий отец христианства», по словам Бруно Бауэра . Первый теолог, попытавшийся с позиций философии пифагорейцев, стоиков и Платона рационалистически истолковать Ветхий Завет. Именно он показал возможность экзегетики – толкования Священного Писания. Согласно Филону, Ветхий Завет представляет собой иносказание, составленное, чтобы скрыть от непосвященных глубочайший духов­ный смысл божественного откровения, содержащего ответы на все вопросы, на которые пыталась ответить греческая философия. Скрытый смысл библейских писаний приоткрывается только избранным, наделенным божественной благодатью. Духовное постижение есть дар божий, и для него недостаточно сил одного человеческого разума.

Приобщение к наукам и философии является предварительным условием понимания тайного смысла Библии. Как свободные науки (грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, музыка и астрономия) служат приготовлением к философии, так философия готовит ум к теологической мудрости.

Согласно Филону, греческая философия и библейская мудрость в конечном счете имеют один и тот же источник — божественный ра­зум, Логос. Но библейская мудрость есть прямое Слово Бога, тогда как философия греков есть человеческое отражение божественного Логоса.

Библейский текст о сотворении мира из ничего Филон истолковал согласно платоновской схеме создания Космоса:

Бог творит мир из небытия, пользуясь идеями Логоса как образ­цами. Логос — это и божественный разум, и множество идеальных моделей, и производящая энергия. Человек творится из праха зем­ного по образу Бога, каковым является человеческий разум — по­добие божественного Логоса. Посредством Логоса Бог устанавли­вает мост между собой и миром.

Хотя Бог непознаваем с помощью человеческого разума (библей­ский Бог не имеет имени, он есть только «Сущее»), позитивное зна­ние о нем может быть получено либо через вдохновенный экстаз, либо через библейское откровение, либо через последовательное отрицание всего, чем он не является.

Божественный и человеческий Логос — разные способы открытия одного и того же Бога. Значит, истины разума, хотя и ниже истин веры, им не противоречат.

У Филона можно найти ряд моментов, особенно характерных для христианского мировоззрения: представление о человеческой греховности; учение о сотворении мира Богом и о существовании Бога вне этого сотворенного им мира; учение о сыне Божьем как логосе и параклете – посреднике между Богом и миром, в котором можно усмотреть некоего «про-Христа». Филон высказывал и близкие к первоначальному христианству социальные идеи. Он обращался к бедным слоям населения, осуждал богатство, учил, что все люди равны перед Богом.

Наибольший интерес в истории апологетики вызывает автор приписываемого ему знаменитого парадокса «Верю, ибо абсурдно», хотя именно такой формулировки в его текстах нет. Это был Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160— после 220 н. э.). Он известен как латиноязычный апологет, который поначалу получил прекрасное античное образование в городе Карфагене, занимался адвокатской практикой в Риме и в это время был язычником. Впоследствии он принял христианство и стал священником. Тертуллиан уже нападает на языческую философскую мудрость, утверждая, что не только античный разум, но и вся античная культура извращает человеческую жизнь, подчиняя ее ложным целям и ценностям. Тертуллиан — противник изощренной философии, изнеженного искусства и развратных культов, существующих в языческом Риме. Вступив на этот путь, язычники, по мнению Тертуллиана, отказались от естественного образа жизни, подавили естественные человеческие стремления, а среди них и веру в Бога в ее чистом и неискаженном разумом виде. Если неискушенная душа приемлет христианскую веру сразу и безо всяких доказательств, то человеку, развращенному культурой, необходимо пройти путь опрощения и аскетизма. Естественным состоянием человека Тертуллиан считает здравый смысл, искренние желания и чистую, искреннюю веру. Все это можно обнаружить в глубинах души, освобождаясь от культуры как тяжелой болезни. Такого рода самопознание, согласно Тертуллиану, есть путь к истинной вере, который прошел он сам, будучи поначалу язычником. Итак, у Тертуллиана вера — антипод разума. А в результате он не допускает разум в святая святых и противится исследованию основ христианского вероучения. Не стоит искать логику в том, считает Тертуллиан, что кажется нам абсурдным. Тем более, не нужно искать скрытые смыслы в том, что должно пониматься буквально. Для того и дана человеку вера, утверждает он, чтобы воспринимать буквально то, что выше человеческого разумения. А потому, чем абсурднее то, что сказано в Писании, чем оно непостижимее и невероятнее, тем больше у нас оснований для веры в его божественное происхождение и смысл. Бог является человеку, доказывает Тертуллиан, самым невероятным и неразумным способом. Именно так являлся людям Христос. Он предстал перед иудеями в качестве униженного и смертного Бога, и иудеи не приняли его. Но для христианской души, утверждает Тертуллиан, в этом абсурде заключены метафизическая тайна и высший смысл. Широко известны рассуждения Тертуллиана о том, что унижение Христа не является постыдным, ибо достойно стыда. Смерть Сына Божьего достоверна, так как нелепа. Его Воскресение несомненно, ибо невозможно. Впоследствии Тертуллиану будет приписана формула: «Верую, ибо абсурдно». Справедливости ради отметим, что подобного утверждения в сочинениях Тертуллиана нет. Но общий пафос его творчества в этой формуле выражен верно. Его страстная проповедь чистой веры, несовместимой с разумом, оказала влияние на многих христианских мыслителей. Но хотя Тертуллиан отказывает разуму в исследовании основ вероучения, он говорит о том, что его можно использовать в деле защиты христианства от нападок.

Тит Флавий Климент (Климент Александрийский) (ок. 150 — ок. 219) — один из крупнейших представителей апологетики. В его трудах обозначилась линия на союз с «эллинской философией», которая, по его мнению, была ближе к христианству, чем иудаизм. В отличие от Тертуллиана, открыто выступавшего против философии и признания рациональных средств в сфере религии, Климент обнаруживал в философии те стороны, которые могли быть использованы богословами. Именно ему принадлежит положение о том, что философия должна быть служанкой богословия. В философии, считал он, особо полезным является способ рационального доказательства. Вера будет сильнее, если будет дополнена логическими доказательствами. С помощью рационального знания, указывал он, мы углубляем и проясняем веру. Такое познание способно довести веру до состояния осознанной религиозности. Климент Александрийский был первым в истории христианства, кто сформулировал принцип гармонии веры и разума (конечно, это фактически означало подчинение разума вере, но оно шло дальше тертуллианского «Верю потому, что абсурдно»).

Важную роль в апологии христианства сыгралОриге́н (185 — 254) — греческий христианский теолог, философ, ученый. Это основатель библейской филологии. Составил комментарии ко всем книгам Ветхого и Нового Заветов.До наших дней не дошёл его главный труд Гексапла — колоссальный по объёму сравнительный анализ изводов Ветхого Завета с целью установления критически выверенного текста.

Выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (апокатастасис). Эсхатологический оптимизм Оригена отразился в учении о циклическом времени, или том, что посмертное воздаяние и ад относительны, так как Бог по своей благости спасёт от адских мук не только праведников, но и всех людей. Адские муки – временны, а не вечны.

Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей. Ориген завершает раннее сравнительное, апологетическое христианскоебогословие, выступавшее уже как система. Философия Оригена — стоически окрашенный платонизм. Чтобы согласовать его с верой в авторитет Библии, Ориген вслед заФилоном Александрийскимразрабатывал доктрину о трёх смыслах Библии:

· «телесном» (буквальном)

· «душевном» (моральном)

· «духовном» (философски-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение.

Выработанная Оригеном система понятий широко использовалась при построении церковной догматики (у Оригена, например, впервые встречается термин «богочеловек»).

Ориген учил о предсуществовании человеческих душ — доктрина, заметно отличающаяся от традиционного понимания реинкарнации в индуизме или платонизме. Согласно доктрине о предсуществовании душ, души не воплощались в животных или растений — они продвигались по пути к совершенству, принимая всё более и более «просветлённые» тела в человеческих формах жизни. Ориген утверждал, что падшие души реинкарнируются в телах ангелов, в человеческих телах на земле или в более низших, демонических формах жизни, постепенно проходя череду перевоплощений в условной «лестнице иерархий» разумных существ.

Ориген предположил, что Богтворит бесконечную последовательность миров; но каждый мир конечен и ограничен. Миры существуют не параллельно; по окончании одного мира получает начало другой.

В своём труде «О началах», в котором Ориген изложил свою теорию, он ясно провёл грань между учением Церкви и своими гипотезами, утверждая право логически мыслить о Боге («мы, со своей стороны, высказали это не в качестве догматов, но в виде рассуждения и изысканий»).

Вслед за апологетикой появляется патристика(от лат. pater — отец) — философское учение «отцов церкви».

Патристика (I—VIII вв., от лат. раteг — отец) — период объединения отцами церкви христианской догматики с философией Платона. Ведущая идея патристики — истины веры выше истин разума, но им не противоположны.

В сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положения христианской философии, богословия, учения о церкви. Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем. Различают западную и восточную патристику. Наиболее яркой фигурой на Западе считают Августина Блаженного, на Востоке — Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника. Отличительная особенность византийской (восточной) философии заключается в том, что она использует греческий язык и тем самым более органично связана с античной культурой, чем латинский Запад.

Августин Блаженный(354-430) оказал сильнейшее влияние на средневековую философию. Августин пришел к христианству через манихейство (религиозно-философское учение, появившееся на Ближнем Востоке в III в., считавшее добро и зло равновеликими началами) и неоплатонизм, под воздействием которых он находился в молодости. В своем учении Августин соединил основы неоплатонической философии с христианскими постулатами. Бог, по Августину, — причина всего. Бог сотворил мир и продолжает его творить.На основе идей неоплатонизма Августин разработал в христианском богословии философскую проблему теодицеи (от греч. theos- бог и dike — справедливость) — проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро — это проявление Бога на земле, учил Августин, зло — это недостаток добра. Зло на земле возникает из-за отдаленности материального существования от своего идеального образа. Воплощая в себе божественный образ предметов, явлений, людей, материя в силу своей косности искажает идеал, превращая его в несовершенное подобие.

В теории познания Августином была провозглашена формула: «Верую, чтобы понимать». Эта формула не означает отказа от рационального познания вообще, но утверждает безусловный примат веры. Главной идеей учения Августина является становление человека от «ветхого» к «новому», преодоление себялюбия в любви к Богу. Августин считал, что спасение человека прежде всего в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града Божьего на земле». Августин рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности — «град земной», т. е. государственность, которая основана на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу, и «град Божий» — духовную общность, которая основана на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. По Августину, Бог есть наивысшее благо, а душа человеческая близка Богу и бессмертна, она совершеннее, чем тело. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился в первую очередь о душе, подавляя чувственные наслаждения.

Августина можно назвать родоначальником христианской философии истории. Диалектику всемирной истории Августин видит в противо­борстве двух противоположных по своим интересам и судьбам человеческих сообществ: «сообщества (Града) земного» и «сообщества (Града) небесного». В эти два сообщества люди объединены в соответ­ствии с характером их преобладающих влечений, с характером любви. Однако в эмпирическом мире оба сообщества пе­ремешаны и никто из людей не может знать заранее, к какому из них он принадлежит. В этом состоит тайна Предопределе­ния, открывающаяся только на Последнем Суде.

Схема исторического процесса и методология истолкова­ния исторических явлений были переняты от Августина прак­тически всеми западными средневековыми историками. Его влияние в эпоху Средневековья было настолько велико, что никто не брал на себя смелость сказать в теологической фило­софии истории что-то новое.

Помимо теоретического значения, его деятельность имела и практический смысл: он, в частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими.

Социальное неравенство, по Августину,(деление на рабов и господ) необходимо, так как оно отражает общую иерархию земного мира.

Августин выдвинул проблему свободы личности, поскольку он считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Заслуга Августина в том, что он впервые показал, что жизнь души, жизнь «внутреннего человека», есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. «Великая бездна сам человек… волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца». Философское обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая, что идеи Платона — это «мысли творца перед актом творения». Августин является родоначальником направления неоплатонизма в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до XIII в.

Философские идеи изложены в сочинениях Августина: «Об истинной религии», «О граде Божьем», «Исповедь», «О троице» и др., которые стали теоретической основой идеологии христианства.