Апостольская церковь
Содержание
- Апостольская православная церковь
- История
- Современное состояние
- Апостольская православная церковь (республика Бурятия)
- Примечания
- Ссылки
- Новоапостольская церковь
- Учение Основные Положения
- Богослужение
- Структура церкви
- Новоапостольская церковь в России
- Списки апостольской преемственности основанных апостолами Поместных Церквей
- Почему наша Церковь — апостольская?
Апостольская православная церковь
Апо́стольская Правосла́вная Це́рковь — российское религиозное объединение, зарегистрированное министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2004 года; малочисленная церковная группа, относящаяся к альтернативному (неканоническому православию) русской традиции либеральной ориентации.
Во главе иерархии стоит Виталий (Виталий Юрьевич Кужеватов), митрополит Московский и Всероссийский.
Секретарь Священного Синода АПЦ — Глеб Якунин, стоявший у истоков создания АПЦ.
История
О учреждении было заявлено 13 мая 2000 года в Москве группой епископов (митрополит Стефан (Линицкий), архиепископ Кириак (Темерциди)) и священников «Истинно-православной (катакомбной) церкви».
В своих внутренних документах заявляет: «Апостольская Православная Церковь, имеющая апостольское преемство от Украинской Автокефальной Православной Церкви через митрополита Стефана Линицкого, исповедует веру в Пресвятую Троицу согласно догматам Вселенских Соборов. Сознавая свою греховность и слабость, епископы, священники и миряне Апостольской Православной Церкви уповают, что их сохраняет и сохранит от заблуждений и вражды Сам Господь и Бог и Спаситель Иисус Христос, по молитвам Своей Пречистой Матери и Приснодевы Марии и всех святых.»
До начала 2007 года клириком данной юрисдикции был публицист и священник Яков Кротов.
Современное состояние
Общины имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Братске, Таганроге, Воронеже и ряде других мест, в Швейцарии, Германии, Литве. В декабре 2005 появилась община в Белоруссии и рукоположен епископ для Украины.
Епископат АПЦ на ноябрь 2011 года:
- Виталий (Кужеватов), Митрополит Московский и Всероссийский
- Виктор (Веряскин), митрополит Киевский
- Сергий (Савиных), епископ Бернский и Западноевропейский
- Владимир (Мочарник), епископ Черногорский и Закарпатский
- Геронтий (Хованский). архиепископ Сумской и Винницкий
Группы АПЦ стали появляться в Красноярском крае, Читинской и Иркутской областях. В настоящее время в АПЦ восемь официально зарегистрированных общин и более 20 групп.
Апостольская православная церковь (республика Бурятия)
Задолго до регистрации АПЦ, в Восточной Сибири по бурятской ветке БАМа, независимо от АПЦ развивались общины АПЦ (Бурятия), и вскоре вышли за пределы БАМа.
Однако в 2004 году АПЦ (Бурятия) вошла в состав АПЦ приобретя статус автономии .
Примечания
- Устав АПЦ
- Обращение Предстоятеля Апостольской Православной Церкви Митрополита Московского и Всероссийского Виталия На сайте Библиотека Якова Кротова
- Апостольская Православная Церковь // Иркипедия
- Официальный сайт АПЦ, раздел «О нас» // В 2004 году Апостольская Православная Церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации как Централизованная религиозная организация «Объединение православных общин апостольской традиции» (свидетельство о регистрации № 644 от 6 мая 2004 года). Вместе с ней в это Объединение вошла на правах автономии и АПЦ Бурятии (под омофором митр. Дионисия (Агапова).
Ссылки
- Апостольская православная церковь Официальный сайт АПЦ
- Апостольская Православная Церковь На сайте Русское Православие
- Апостольская православная церковь Критика на сайте Якова Кротова
- ЖЖ-сообщество «Кризис АПЦ»
- Апостольская Православная Церковь, республика Бурятия Официальный сайт АПЦ (Бурятия)
Православные церкви | ||
---|---|---|
Автокефальные | Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская | |
Автономные | Синайская • Финляндская • Китайская • Эстонская (КП) • Японская • Критская (полуавтономная) | |
Самоуправляемые в составе РПЦ |
РПЦЗ • Латвийская • Молдавская • Украинская (МП) (с правами широкой автономии) • Эстонская (МП) • Белорусская (де-факто) | |
Самоуправляемые в составе КПЦ |
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США | |
Прочие | Бессарабская (Румынская ПЦ) • Охридская (Сербская ПЦ) | |
Неканонические юрисдикции |
Абхазская ПЦ • Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская ПЦ • РПЦЗ (А) • РПЦЗ(В) • Старообрядцы • Украинская Реформаторская ПЦ • Старостильные церкви (Болгарская • Греческие • Румынская) • Истинно-Православные церкви (Молдавская • Сербская • Русская • Русская катакомбная ЦИПХ) • Турецкая ПЦ • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (о) • Украинская АПЦ К • Черногорская ПЦ |
Апостольская православная церковь — религиозная организация, относящаяся к альтернативному православию, корни восходят к Катакомбной церкви. В Иркутской области и Бурятии имеются общины. Архиепископ Иркутский и Улан-Удэнский Дионисий (Владимир Агапов). Общие сведения Церковь исповедует веру в семь святых таинств: крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, священства, елеоосвящения, брака. Последователи считают, что имеют апостольское преемство через непрекращающееся рукоположение епископов от самих апостолов христовых. Принимают три степени священства: диаконы, пресвитеры, епископы. Духовное попечение и окормление общин возлагается на епископов или поставленных ими пресвитеров. Следуя древней традиции, организация допускает брачное духовенство, включая епископат. Каждая евхаристическая община сама устанавливает, какому обряду следовать и на каком языке совершать богослужение. Высшим органом управления общин является собор представителей общин. Апостольская православная церковь формально была создана в 2000, однако ее духовные корни восходят к Российской истинно-православной (катакомбной) церкви, которая отказалась сотрудничать с коммунистической властью и была жестоко гонима на протяжении десятков лет. С другой стороны, Апостольская Православная Церковь признает и положительный опыт так называемого «обновленческого» движения 1920-х по реформации православия, но при этом не приемлет искажений вероучения, подчинения церкви государству и сотрудничества со спецслужбами. Предстоятелем Апостольской православной церкви является Высокопреосвященнейший митрополит Виталий. Общины Апостольской Православной Церкви имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Брянске, Волгограде, Воронеже, Обнинске, Таганроге, а также в других странах — в Швейцарии, Германии, Литве, Украине, Беларусии. «Объединение общин апостольской традиции» (ООАТ), зарегистрированное в 2004, является одной из самых молодых раскольнических религиозных организаций, развивающих свою деятельность на территории постсоветского пространства. Отличительной особенностью названной структуры является попрание традиционных христианских нравственных представлений в сочетании с православной обрядностью. В силу названных особенностей, ООАТ нередко именуют «церковью для секс-меньшинств». По состоянию на сентябрь 2009, единственным иерархом данной религиозной организации в данный момент являлся епископ Дионисий Батарчук. История Иерархия Апостольской православной церкви восходит к независимой Украинской церкви, которая в начале 1990-х разделилась на две ветви: на Украинскую православную церковь Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом (Денисенко) и Украинскую Автокефальную православную церковь, патриархом которой стал епископ Переяславский и Сичеславский Димитрий (Ярема). В 1996 инициативные группы Российского православного духовенства и мирян обратились к Патриарху Киевскому Димитрию (Яреме) с просьбой о каноническом восстановлении епископата Истинно-Православной церкви. 17 декабря 1996, по благословению Патриарха Димитрия, епископы Иоанн (Модзалевский) и Мефодий (Кудряков) хиротонисали во епископа архимандрита Российской истинно-православной церкви Стефана (Линицкого), от которого Апостольская православная церковь в дальнейшем получила апостольское преемство. Основателем «Объединения общин апостольской традиции» является архиепископ Алексий Скрыпников-Дардаки, иерарх «Апостольской православной церкви» (АПЦ). Первое время данная неканоническая религиозная организация именовалась «Апостольской реформированной православной церковью». «Апостольская православная церковь» была образована в 2000 по инициативе бывшего священника Глеба Якунина (решением Архиерейского собора Русской православной церкви, проходившем в 1997, отлученного от церкви). 31 января 2000 архиепископ Стефан (Линицкий) и епископ Кириак (Темерциди) вместе с отцом Глебом Якуниным провели пресс-конференцию, на которой объявили о создании движения за возрождение православия. 13 мая 2000 появилась Декларация о создании Православной церкви возрождения, которая вскоре была переименована в Апостольскую православную церковь. 8 сентября 2000 Апостольская православная церковь провела канонизацию священномученика и просветителя Александра Меня. Весной 2000 общины церкви появились и на Украине. В 2003 был рукоположен епископ для приходов на БАМе (Бурятия). В июле 2003 часть архиереев Апостольской православной церкви присоединилась к Российской истинно-православной церкви митрополита Рафаила (Прокопьева). В 2004 Апостольская православная церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации как Централизованная религиозная организация «Объединение православных общин апостольской традиции» (свидетельство о регистрации № 644 от 6 мая 2004). Вместе с ней в это Объединение вошла на правах автономии и АПЦ Бурятии (под омофором митр. Дионисия (Агапова). В 2006 в церкви появились три новых епископа: Арсений (Зубаков), епископ Венский и Ривьерский, Виктор Веряскин, епископ Киевский, Сергий Савиных, епископ Бернский и Западноевропейский. В 2007 был рукоположен Владимир Мочарник, епископ Ужгородский и Черногорский. 8 сентября 2007 епископ АПЦ Алексий Скрыпников-Дардаки отслужил первую «православную литургию» для представителей сексуальных меньшинств. 6-7 сентября 2008 в Москве завершился Собор Апостольской Православной Церкви, на котором были приняты различные церковные документы и причислен к лику святых как святитель и исповедник архиепископ Ермоген (Голубев). В августе 2008 архиепископ Алексий Скрыпников-Дардаки покинул «Объединение общин апостольской традиции». Таким образом, по состоянию на сентябрь 2009 г., единственным иерархом данной религиозной организации являлся епископ Дионисий Батарчук. В настоящее время «Объединение общин апостольской традиции» насчитывает три общины в России и одну в Германии. Официально на территории России у АПЦ на данный момент осталась всего одна Бурятско-Иркутская епархия, состоящая из зарегистрированных общин и групп, не имеющих регистрации. Апостольская православная церковь в Сибири Инициатором миссии АПЦ по указанию катакомбной церкви был старец Георгий, работавший по юге Красноярского края. Он собрал трех молодых служителей после событий 19 августа 1990: миссионера Сергия (Хайнацкого С.Г.), о. Анатолия (Жогу А.Н), о. Феодора (Клементьева) и в течение года готовил их на миссию в таежных поселках БАМа. Сергий остался связным в Красноярске, а о. Анатолий выехал на миссию в мае 1991. Первая община АПЦ возникла в 1991 в Северобайкальске стихийно – верующие, которые решили стать православными, собирались вместе, молились и читали Библию. Основателем АПЦ стал священник катакомбной церкви отец Анатолий Жога. Под именем «АПЦ» последователи впервые зарегистрировались в г. Северобайкальске (Бурятия) 19 июня 1992 Некоторое время АПЦ существовала автономно, а затем обратилась к Старообрядческой Церкви белокриницкого согласия. Часть членов первой общины организовала церковь, вошедшую под юрисдикцию Московской Патриархии. АПЦ обвиняла членов общины РПЦ в нравственной нечистоплотности, в свою очередь верующие РПЦ высказывались об апостольских общинах, как об экстремистских сектах. Несколько лет общины АПЦ находились под омофором старообрядческого епископа Силуяна, пока не выяснилось, что богослужение и строй церковной жизни АПЦ не во всем соответствует старообрядческим традициям. Общины АПЦ были исключены из Старообрядческой Церкви, однако епископ Силуян уже успел рукоположить двух священников для общин АПЦ. Изначально общины АПЦ развивались по бурятской ветке БАМа, где еще не было никаких приходов, в том числе и РПЦ МП, однако довольно быстро вышли за пределы Бурятии, в основном группы АПЦ стали появляться в Красноярском и Забайкальском крае, в Иркутской области. В настоящее время в АПЦ восемь официально зарегистрированных общин и более 20 групп. Апостольская православная церковь с 2004 входит в общероссийскую централизованную организацию «Объединение православных общин апостольской традиции» как самостоятельная структура. Возглавляет АПЦ церковный совет, состоящий из мирян во главе с архиепископом Иркутским и Улан-Удинским Дионисием (Владимиром Агаповым). Мнение эксперта Алексей Владимирович Мишин, главный советник отдела этноконфессиональных отношений управления губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям: «Первых священников АПЦ рукоположил старообрядческий епископ Новосибирский Силуян. Причем епископ был уверен, что в Бурятии действуют священники и миряне его церкви, потому что при общении с Силуяном они скрыли свою истинную религиозную принадлежность. Лишь когда епископу стали поступать жалобы от местных жителей, он узнал, что под прикрытием РПСЦ действует совсем другая организация, и исключил членов Апостольской православной церкви из Старообрядческой».
Новоапостольская церковь
Эмблема Новоапостольской церкви
Гамбург
Ф. Кребс
Ирвингиане
190 стран
немцы и др.
Жан-Люк Шнайдер (с 2013 г.)
Цюрих, Швейцария
Округа → подокруга →
общины
18 апостольских округов
Медиафайлы на Викискладе
Информация в Викиданных ?
Новоапостольская церковь в Краснотурьинске (Свердловская область) Новоапостольская церковь в Хабаровске
Новоапостольская церковь — международная христианская религиозная организация, относящаяся к премиллениаристическим христианским деноминациям. Она возникла в 1863 году в результате Гамбургского раскола в Католической Апостольской церкви (организации ирвингиан, в свою очередь возникшей в 1830-х годах как движение в Англиканской, Шотландской пресвитерианской и других протестантских церквях).
В центре доктрины Новоапостольской церкви — премиллениаризм и Второе Пришествие Христа. Большая часть положений соответствует таковым в других протестантских деноминациях, организация же и церковная иерархия сравнима с римско-католической.
Считает себя новооснованным преемником Церкви первых веков, а своих лидеров — преемниками Апостолов (они и называются «апостолами»).
Учение Основные Положения
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 23 июля 2012 года. |
- вера в триединого Бога,
- вера в возможность прощения грехов,
- вера в воскресение из мёртвых,
- вера в то, что управление церковью происходит самим Иисусом Христом через своих посланников — апостолов и других священнослужителей,
- вера в скорое пришествие Иисуса Христа.
Богослужение
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 23 июля 2012 года. |
Центром духовной жизни являются богослужения, которые, как правило, проходят два раза в неделю — в воскресенье и в какой-то день среди недели.
Богослужение протекает как свободная проповедь, построенная на одном или нескольких стихах из Библии. Основными темами проповедей является наставление прихожан на христианский способ жизни, поиск новых духовных сил, радость о будущем детей Божьих, вечное спасение, вечное искупление, чувство защищенности в руке Божией. Кульминацией богослужения является причащение (представляет собой облатку из пресного теста с тремя каплями вина). Последователи причащаются на каждом богослужении. Заканчивается богослужение совместной молитвой и пением троекратного «аминь». Все богослужения сопровождаются пением хора и игрой оркестра .
В церкви приняты три таинства (священнодействия):
- запечатление Святым Духом;
- крещение водой;
- причастие.
В церкви отмечаются следующие церковные праздники: Рождество Христово, Пасха, Троица, День благодарения.
В Новоапостольской церкви практикуются причащение и крещение мёртвых. Отправной точкой в Библии является 1-е послание к Коринфянам 15, 29: в Коринфе живые крестились для мертвых. Эта практика, вдохновленная Святым Духом, стала вновь использоваться апостолами «нового времени». Появились принятые сегодня богослужения для усопших. Новоапостольские христиане ходатайствуют в заступнических молитвах за усопших: они просят Господа, чтобы Он помог душам, которые ушли в мир иной неискупленными. Уже со времен Ветхого Завета доказано, что благодаря вере можно оказывать благодеяния мертвым и тем самым облегчать их участь: во 2-й книге Маккавейской, в главе 12, говорится об иудеях, которые служили идолам и пали в сражении. За них просили в молитвах о покрытии их грехов и собирали деньги, чтобы купить жертвенных животных для искупительной жертвы. Это совершалось из убежденности в том, что мертвые когда-нибудь воскреснут. Упование на воскресение мертвых является с давних пор фундаментальной составляющей христианского учения. С этим связана и уверенность в том, что заступничество необходимо умершим и сказывается на них.
Структура церкви
18 крупных объединений — апостольских округов, руководителем округа является окружной апостол. Окружные апостолы объединены в коллегиум, во главе с первоапостолом. Административный и духовный центр расположен в Цюрихе. Округа поделены на подокруга, которые делятся на общины.
С Пятидесятницы 2013 года Новоапостольскую церковь возглавляет Жан-Люк Шнайдер. Являясь первоапостолом (положение среди других апостолов сравнимо с положением, которое занимал апостол Петр), он направляет деятельность церкви из своей резиденции в Цюрихе. Жан-Люк Шнайдер — француз по национальности и девятый первоапостол с момента основания церкви.
Новоапостольская церковь в России
Дореволюционный период
В дореволюционной литературе можно выделить работы A.C. Пругавина’. В них проанализированы социальные истоки вероучения Новоапостольской церкви, даются некоторые представления о богослужебной деятельности Католической апостольской общины (предшественнице Новоапостольской церкви) в Санкт-Петербурге. Кроме того, в книгах приводятся выдержки из бесед автора с первым священнослужителем петербургской общины, которые дают ценный материал для анализа социально-исторических процессов, способствовавших появлению исследуемой религиозной организации. В других изданиях отсутствуют какие-либо сведения о Новоапостольской церкви.
Диссертации по гуманитарным наукам — http://cheloveknauka.com/novoapostolskaya-tserkov-kak-sotsialno-religioznyy-fenomen#ixzz4XFISGlrc
В современной России
В России Новоапостольская церковь ведёт свою деятельность с 1989 года, когда в СССР была организована миссионерская поездка епископа У. Краузе по поручению окружного апостола земли Берлин-Бранденбург Ф. Шредера. У. Краузе посетил города Камышин, Тольятти, Акколь и Красноармейск, где проживает много этнических немцев.
Распространенность в России
Новоапостольская церковь (всего ок. 100 общин) представлена ныне почти по всей территории России, образуя в отдельных регионах своеобразные зоны концентрации: Мурманская (7), Калининградская (5), Свердловская (9), Тюменская (5) области, Хабаровский край (5).
> Катехизис
В 2012 году Международная Новоапостольская Церковь выпустила свой собственный катехизис.
- Богослужения: NAK Russia (недоступная ссылка). www.nak.org.ru. Дата обращения 1 февраля 2017. Архивировано 20 января 2017 года.
- НАЦ во всем мире: Международная Новоапостольская Церковь
- Жан-Люк Шнайдер — новый окружной апостол во Франции: Международная Новоапостольская Церковь
- Якуба, Оксана Витальевна. Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен. — 2005-01-01.
- Когда открылась дверь на восток… (часть 17.1): NAK Russia (недоступная ссылка). Дата обращения 14 июня 2016. Архивировано 8 августа 2016 года.
- Читать онлайн «Религии народов современной России. Словарь» автора Мчедлов М. П. — RuLit — Страница 166. www.rulit.me. Дата обращения 31 января 2017.
- Официальный сайт Международной Новоапостольской церкви
- Официальный сайт Новоапостольской церкви в России
- Официальный сайт Новоапостольской церкви в Республике Беларусь
- Катехизис Новоапостольской церкви
Для улучшения этой статьи по религии желательно:
Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником. |
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. |
Списки апостольской преемственности основанных апостолами Поместных Церквей
Господь обещал апостолу Петру: «На сем камне (апостольской веры) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18); «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Еф. 3:21). Непрерывность Церкви выражается в непрерывности цепи пресвитерских рукоположений. Христос избрал апостолов (Ин. 15:16), апостолы же рукополагали на служение Церкви своих преемников: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14:23, 6:6), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: «через возложение рук апостольских подается Дух Святой» (Деян. 8:18). «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе… с возложением рук священства» (1Тим. 4:14). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. 1:5); «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим. 5:22). К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами, которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы.
В итоге апостолами было основано 5 главных Поместных Церквей, ставших патриархатами, составляющих Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь:
1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов (Деян. 2:1-41). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви.
Список апостольской преемственности Иерусалимской Православной Церкви
2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел.
Список апостольской преемственности Антиохийской Православной Церкви
3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.
Список апостольской преемственности Александрийской Православной Церкви
4) Константинопольская Поместная Церковь, основана в 37 году в городе Византии апостолом Андреем, который рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. (Рим. 16:9). Он в свою очередь рукоположил Онисима в 54–68 г. Епископ Онисим рукоположил Поликарпа в 68–70 г. – и так далее сквозь 20 столетий. Ныне 179-м архиереем от святых апостолов является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Список апостольской преемственности
Константинопольской Православной Церкви
5) Римская Поместная Церковь основана апостолом Петром.
6) Русская Поместная Церковь:
В 37 году апостол Андрей основал Церковь в городе Византии и рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне» (Рим. 16:9). Он в свою очередь рукоположил Онисима (54–68 г). Епископ Онисим рукоположил Поликарпа (68–70 г). и так далее сквозь 20 веков:
Имя |
Годы |
Апостол Андрей |
37 г. |
Апостол Стахий |
38 по 54 гг. |
Онисим |
54-68 гг. |
Поликарп |
68–70 гг. |
Плутарх |
70-84(-86) гг. |
Седекий |
86-95 гг. |
Диоген (Диомен) |
95-110 гг. |
Епевферий |
110-123(-127) гг. |
Филикс |
127-137 гг. |
Афинодор (Афиноген) |
137-141 гг. |
Евзой |
141-157 гг. |
Олимпий (Алипий) |
157-171 гг. |
Пертинакс |
171-192 гг. |
Олимпиан |
192-203 гг. |
Марк I |
203-216 гг. |
Кириллиан (Кириак) |
216-232 гг. |
Кастин (Кистин) |
232-240 гг. |
Тит (Трат, Торат) |
240-276 гг. |
Дометий (Дометиан) |
276-301 гг. |
Пров |
301-313 гг. |
Патриархи Константинополя: |
|
св. Митрофан |
315-325 гг. I Вселенский Собор. |
св. Александр |
325-340 гг. |
св. Павел |
340-350 гг. |
Македоний I |
341-360 гг. |
Евдоксий |
360-370 гг. |
Евагрий |
370 г. изгнан. |
Демофил |
370-380 гг. |
св. Григорий Богослов |
381 г. |
Нектарий |
381-397 гг. II Вселенский Собор. |
св. Иоанн I Златоуст |
398-404 гг. |
Арсакий |
404-405 гг. |
Аттик |
406-425 гг. |
Сисиний I |
426-427 гг. |
Несторий |
428-431 гг. III Вселенский Собор. |
св. Максимиан |
431-434 гг. |
св. Прокл |
434-447 гг. |
св. Флавиан |
447-449 гг. |
св. Анатолий |
449-458 гг. IV Вселенский Собор. |
св. Геннадий |
358-471 гг. |
Акакий |
471-489 гг. |
Франт |
489-490 гг. |
Евфимий |
490-496 гг. |
Македонии II |
496-511 гг. |
Тимофей I |
511-518 гг. |
Иоанн II Каппадокианин |
518-520 гг. |
Епифаний |
520-535 гг. |
Анфим I |
535-536 гг. |
св. Мина |
536-552 гг. |
св. Евтихий |
552-565, 577-582 гг. V Вселенский Собор. |
Иоанн III Схоластик |
565-577 гг. |
св. Иоанн IV Постник |
582-595 гг. |
Кириак |
595-606 гг. |
св. Фома I |
607-610 гг. |
Сергий I |
610-638 гг. |
Пирр |
639-641, 654-655 гг. |
Павел II |
641-654 гг. |
Петр |
655-666 гг. |
Фома II |
667-669 гг. |
св. Иоанн V |
669-674 гг. |
Константин I |
674-676 гг. |
св. Феодор I |
676-678, 683-686 гг. |
св. Георгий I |
678-683 гг. VI Вселенский Собор. |
Павел III |
686-693 гг. |
св. Каллиник |
693-705 гг. |
Кирр |
705-712 гг. |
Иоанн VI |
712-715 гг. |
св. Герман I |
715-730 гг. |
Анастасий |
730-753 гг. |
Константин II |
754-766 гг. |
Никита I |
767-780 гг. |
св. Павел IV |
780-784 гг. |
св. Тарасий |
784-806 гг. VII Вселенский Собор. |
св. Никифор I |
806-815 гг. (+ 828) |
Феодот I Касситер |
815-821 гг. |
Антоний I |
821-832 гг. |
Иоанн VII |
832-842 гг. |
св. Мефодий |
842-846 гг. Торжество Православия. |
св. Игнатий |
846-857, 867-877 гг. |
св. Фотий |
857-867, 877-886 гг. I Крещение Руси. |
св. Стефан I |
886-893 гг. |
св. Антоний II Кавлей |
893-895 гг. |
Николай I |
895-906, 911-925 гг. |
Евфимий |
906-911гг. |
Стефан II |
925-928 гг. |
св. Трифон |
928-931 гг. |
Феофилакт |
933-956 гг. |
Полиевкт |
956-970 гг. Крещение св. княгини Ольги. |
Василий I Скамандрин |
970-974 гг. |
Антоний III Студит |
974-979 гг. |
Николай II Хрисоверг |
983-996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав Константинопольского Патриархата. |
Митрополиты Киевские: |
|
св. Михаил I |
988-991 гг. Крещение Руси. |
Леонтий I |
992-1007 гг. |
Иоанн I |
1008-1035 гг. |
Феопемт |
1035-1049 гг. |
Кирилл I |
1050 г. |
св. Иларион |
1051-1054 гг. |
Ефрем I |
1055 г. |
Георгий II |
1067-1077 гг. |
Иоанн II |
1077-1089 гг. |
Иоанн III |
1089-1091 гг. |
св. Ефрем II |
1092-1097 гг. |
Николай |
1097-1102 гг. |
Никифор I |
1103-1121гг. |
Никита |
1122-1126 гг. |
Михаил II |
1129-1145 гг. |
Климент Смолятич |
1147-1154 гг. |
св. Константин I |
1155-1158 гг. |
Феодор |
1161-1163 гг. |
Иоанн IV |
1164-1166 гг. |
Константин II |
1167-1177 гг. |
Никифор II |
1182-1198 гг. |
Гавриил |
|
Дионисий |
упомянут в 1205 г. |
Матфей |
упомянут в1209-1220 гг. |
Кирилл II |
1224-1233 гг. |
Иосиф I |
прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя. |
Кирилл III |
1243-1281 гг. |
Максим |
1283-1305 гг. Кафедра перешла во Владимир. |
св. Петр |
1308-1326 гг. Митрополиты живут в Москве. |
св. Феогност |
1328-1353 гг. |
св. Алексий |
1355-1378 гг. Прп. Сергий. |
св. Киприан |
1381-1383,1390-1406 гг. Куликовская битва. |
св. Дионисий |
1383-1385 гг. |
св. Фотий |
1408-1431 гг. |
Исидор |
1437-1441 гг. подписал унию и изгнан. |
Митрополиты Московские: |
|
св. Иона I |
1448-1461 гг., 1448 Автокефалия Русской Церкви. |
Феодосий |
1461-1464 гг. |
Филипп |
1464-1473 гг. |
Геронтий |
1473-1489 гг. Свержение татарского ига. |
Зосима |
1490-1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих. |
Симон |
1495-1511 гг. |
Варлаам |
1511-1521 гг. |
Даниил |
1522-1539 гг. |
Иоасаф |
1539-1542 гг. |
св. Макарий |
1542-1563 гг. |
Афанасий |
1564-1566 гг. |
св. Филипп |
1566-1568 гг. убит во времена Иоанна IV Грозного. |
Кирилл |
1568-1572 гг. |
Антоний |
1572-1581 гг. |
Дионисий |
1581-1586 гг. |
Митрополит и позднее патриарх: |
|
св. Иов |
1586-1589 гг. Установление Патриаршества в 1589 г. |
1589-1605 гг. низложен Лжедмитрием I. |
|
Патриархи Всероссийские: |
|
Игнатий |
1605-1606 гг. |
свщмч. Гермоген |
1606-1612 гг. Смутное время. |
Местоблюстители: |
|
Митр. Пафнутий Крутицкий |
1612-1613 гг. |
Митр. Ефрем Казанский |
1613 г. |
Митр. Филарет (Романов) |
1614-1619 гг. в плену 1619-1633 гг. Патриарх и соправитель царя. |
Иоасаф I |
1634-1640 гг. |
Иосиф |
1642-1652 гг. |
Никон |
1632-1666 гг. Начало старообрядческого раскола. |
Иоасаф II |
1667-1672 гг. Большой Московский Собор. |
Питирим |
1672-1673 гг. |
Иоаким |
1674-1690 гг. |
Адриан |
1690-1700 гг. |
митр. Стефан (Яворский) |
1701-1721 гг. местоблюститель Патриаршего престола. |
Архиепископы: |
|
Иосиф (Волганский) |
1742-1743 гг. |
Платон (Малиновский) |
1745-1754 гг. |
Тимофей (Щербацкий) |
1757-1767 гг. |
Амвросий (Зертис-Каменский) |
1768-1771 гг. |
еп. Самуил Коломенский |
1771-1776 гг. |
Платон (Левшин) |
1775-1812 гг. с 1787 г. митрополит. |
Августин (Виноградский) |
1818-1819 гг. |
Митрополиты: |
|
Серафим (Глаголевский) |
1819-1821 гг. |
св. Филарет (Дроздов) |
1821-1867 гг. |
св. Иннокентий (Вениаминов) |
1868-1879 гг. |
Макарий (Булгаков) |
1879-1882 гг. |
Иоанникий (Руднев) |
1882-1891 гг. |
Леонтий (Лебединский) |
1891-1893 гг. |
Сергий (Ляпидевский) |
1893-1898 гг. |
свщмч. Владимир (Богоявленский) |
1898-1912 гг. |
св. Макарий (Невский) |
1912-1917 гг. |
Восстановление Патриаршества на Соборе 1917-1918 гг.: |
|
св. патр. Тихон (Белавин) |
21.11.1917-04.05.1922 гг. Арестован большевиками, в это время был Патриарший Местоблюститель. митр. Агафангел 5.06.1922 — лето 1922 г. местоблюститель. |
св. патр. Тихон |
14.06.1923-07.04.1925 гг. После смерти патриарха полнотой его власти фактически обладал св. митр. Петр (Полянский) Крутицкий 12.04.1925-10.10.1937 гг. Реально он управлял Церковью 12.04.1925-10.12.1925 гг., после чего был арестован и пробыл в тюрьме вплоть до своей мученической кончины. митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 10.12.1925-8.12.1926 гг. митр. Иосиф (Петровых) Ростовский (Ленинградский) 8.12.1926-29.12.1926 гг. архиеп. Серафим (Самойлович) Угличский 29.12.1926-12.04.1927 гг. митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 12.04.1927-27.12.1936 гг.митр. Сергий (Страгородский) 4(27). 12.1936 г. Архиерейским Собором 30.08.1943 г. избран Патриархом. |
Патриарх Сергий (Страгородский) |
30.08.1943-2(15).05.1944г. |
Патриарх Алексий I (Симанский) |
31.1.1945-1970 гг. |
Патриарх Пимен (Извеков) |
1970-1990 гг. |
Патриарх Алексий II (Ридигер) |
1990-2008 гг. |
Патриарх Кирилл (Гундяев) |
2009 г. — по настоящее время |
В 1054 году одна из пяти Поместных Церквей – Римская, исказив апостольское учение о Троице и внеся эту ересь в Символ веры, отпала от Единой Апостольской Вселенской Церкви, подпав под анафему апостола Павла (Гал. 1:8-9)
Почему наша Церковь — апостольская?
Сегодня мы с вами празднуем память первоверховных апостолов Петра и Павла. Пример их жизни глубоко и ярко раскрывает перед нами смысл евангельской проповеди. Апостол Петр, призванный Самим Господом и ставший первым из учеников позже, после смерти Спасителя, воскресения и вознесения, Его, был во главе первой христианской общины Иерусалима. А затем отправился в Антиохию, в великую Антиохию, столицу Востока, где основал христианскую общину. Именно там, в Антиохии, на берегу Средиземного моря впервые последователи Господа и Спасителя стали именоваться христианами. А затем переехал в Рим, столицу Римской империи, где стал первым Римским епископом и пострадал во время гонения при императоре Нероне. Он был схвачен, как глава христианской общины, — а христиане подозревались в том, что они подожгли Рим, — и был распят жестоко вниз головой. Вслед за ним и вместе с ним погибло множество христиан, оставшихся верными Господу, и кровью своею утвердивших веру в Риме, и не только там.
Апостолы Петр и Павел. Эль Греко 1587-92
Апостол Павел принадлежал к элите израильского общества. Он был ученым мужем. Одновременно римским гражданином. Можно сказать, аристократом, который верно хранил предание своей веры и воспринял появление христиан как появление некой враждебной, по отношению к иудеям, силы. Вместе с фарисеями, книжниками, первосвященниками он включился в борьбу с христианской Церковью. Но чудесным образом был обращен в веру Христову Самим Господом, Который явился ему чудесно во время его путешествия в Дамаск, куда направлялся Павел для того, чтобы там преследовать христиан. И будучи обращенным Самим Господом, стал на путь особого служения Ему, неся свет истины Христовой за пределы иудейской общины, язычникам, обращая тех, кто даже не знал Единого Бога, но находился во мраке идолопоклонства.
Апостолы Петр и Павел, действительно, более других потрудились во благовествовании Христовом. Они благовествовали то, чему были научены Самим Господом. Они ничего не сочиняли от себя. Они не создавали новой веры. Они передавали людям только то, что получили от Самого Господа. И Церковь, основанная святыми апостолами, явилась Церковью Христовой. Потому что она исповедовала всегда ту веру, которую Сам Господь передал Своим ученикам, и в которой Он их наставил. Мы именуем нашу Церковь, Церковь Божию, Церковь Христову, Церковь Духа Святаго одновременно Церковью святых апостолов. Потому что они, приняв веру от Учителя Своего, не только сами насладились даром этой веры, не только сохранили ее, но они передали ее другим людям.
Удивительно, что благовествование истины Христовой, веры спасительной всегда сопровождалось огромным риском. Жизнь апостолов была невероятно трудной. Только что в книге Деяний, отрывок из которой мы слышали, повествовалось об апостоле Павле, о его подвижнических трудах, исполненных многих и многих трудностей. Но, наверное, самым великим знаком того, что проповедь о Спасителе была делом особенно рискованным, опасным, явилось то, что все апостолы, кроме только одного — Иоанна Богослова, жизнь свою закончили мученически. Возникает вопрос — почему? Почему их убили? Они что, проповедовали что-то плохое, греховное, опасное для людей? Они проповедовали людям то, что открывало им двери в Царствие Божие. Они проповедовали людям великие духовные и нравственные ценности, без которых не может существовать человек. Они проповедовали людям истины, которые помогали и помогают обретать полноту жизни. За что же их убили? Ответ на этот вопрос лежит вне всякой человеческой логики. Если представить себе, что все должно в мире развиваться логически в соответствии с разумом и логикой, то смерть апостолов представляется неким безумием. Но это безумие оправдывается злой волей, в первую очередь, волей дьявольской. Дьявол — противник Бога, и он ставит препятствия и препоны для того, чтобы вера спасительная распространялась. Это он возбудил людей не принимать их слова, отвергать веру спасительную, преследовать всех тех, кто эту веру принял в сердце, даже умерщвлять, если это нужно. Но мы знаем великие слова Господа: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее». И как бы ни могущественны были силы зла, они не смогли остановить проповеди апостолов.
Апостолы основали общины, ставшие зачатком бытия вселенской Христовой Церкви. Апостолы разнесли по тогдашнему греко-римскому миру весть о Спасителе. И эту весть подхватили их ученики, их последователи и преемники, которые стали называться епископами, архиереями, священниками, иереями и благочестивыми мирянами. Слово Христовой истины было сохранено несмотря на гибель святых апостолов, несмотря на мученичество тысяч и тысяч верных, несмотря на угрозы и жестокость, которую применяла в отношении к христианам власть и тогдашнее общество.
Почему мы называем Церковь нашу Церковью апостольской? Да именно потому, что в основе ее бытия — подвиг апостолов, их вера, их проповедь, их учение. До сих пор веру, которую мы разделяем, мы называем также апостольской верой, потому что от них, через их последователей и преемников мы научены тому, чему Сам Господь научил святых апостолов. Потому Церковь и называется апостольской. Она называется также апостольской и потому, что проповедует слово Божие, до сих пор несет это слово миру. И если взглянуть внимательно на 2000-летнюю историю Церкви, то, наверное, не было бы того времени, когда бы дьявол не восставал на Церковь, не пытался бы уничтожить или разделить наследие Христово.
Апостол Павел — элита, аристократия израильского общества. И бросая вызов окружающему его миру, он встает на путь служения Спасителю. И что же? И умерщвляется. Потому что его слово было словом правды Божией, которая слепила глаза тем, кто жил во грехе и тем, кто боролся с Богом по научению дьявола. И Петр, великий мученик и основатель Церкви в Риме, также приносит себя в жертву, потому что вместе со своей общиной шел против общего течения. А общим течением того времени была комфортабельная и благоустроенная жизнь Римской империи. Великая цивилизация, великая языческая культура, римское право, могучее войско, прекрасные дороги, обустроенный быт, богатая жизнь. Римляне были очень богатыми. Наслаждались всем, что давало богатство. Наслаждение было как бы в центре жизни людей. Им хотелось как можно больше иметь и больше потреблять, тешить свои страсти. И делали они это изысканно, со вкусом. Все эти пороки, вся эта жизнь римского общества превозносилась поэзией, прозой, философами, учеными. И всему этому могуществу бросают вызов святые апостолы, говоря о том, что правда жизни не там, где ее искали римляне. Правда жизни не в силе денег, не в силе власти, не в наслаждениях, не в богатстве. Правда Божия там, где Бог. Правда Божия живет только там, где Бог присутствует, и эту правду можно получить только через общение с Господом. Они пошли против общего течения, и принесли себя в жертву.
И сколько же этих жертв было на протяжении 2000 лет. Еще совсем недавно в нашей стране быть верующим человеком также означало идти на огромный риск. И те, кто жил в тяжелейшие 20-е и 30-е годы, за одно только слово и имя «христианин» нередко подвергались и тюрьмам, и даже уничтожению. И в последующие годы знаем, как трудно было быть верующим человеком. Но давайте спросим себя, а разве сегодня просто быть верующим человеком? А разве сегодня Церковь не бросает вызов всем тем ценностям, которые становятся подавляющими ценностями современного общества? К чему устремляются сегодня люди? Они устремляются, в первую очередь, к деньгам и власти. Вот ради чего живет большинство людей — чтобы больше иметь и большим наслаждаться. И разницы с той римской цивилизацией никакой нет. То же самое языческое и безбожное восприятие мира. И кто же сегодня говорит людям, что так жить нельзя? Кто свидетельствует о том, что жизнь вне Бога и правды Его — это страшная жизнь, это бессмысленная жизнь, это жизнь во власти дьявола. Так свидетельствует Церковь Божия. И, как и в апостольское время, она идет против течения. Ибо именно это движение против течения Сам Господь и назвал узким путем, ведущим в Царствие Божие.
Очень важно, чтобы этим узким путем шло как можно больше людей. Особенно важно, чтобы в нашем многострадальном народе сегодня вера апостольская укрепилась так, чтобы уже никогда невозможно было ее поколебать, чтобы правда Божия стала великой истиной и абсолютной ценностью для людей. Чтобы в соответствии с этой правдой строилась наша жизнь. Апостольская Церковь — это Церковь, хранящая веру святых апостолов и провозглашающая эту веру всему миру. И провозглашают эту веру не только приемники апостолов — епископы, не только рукополагаемые епископами священнослужители, но и весь народ Божий, который через крещение и миропомазание вступает также в священство, которое апостол Петр именует царским священством. И говорит первоверховный апостол такие дивные слова, обращаясь ко всем верующим: «Вы — род избранный, царское священство, люди, взятые в удел». Вы призваны для того, чтобы провозглашать Божию правду, люди, взятые в удел. Потому служение апостольское есть наше общее служение. Мы все, как единая христианская община, призваны хранить апостольскую веру и провозглашать ее, несмотря ни на какие трудности, с которыми Церковь постоянно сталкивается на своем историческом пути.
Знаем, что за нами победа, потому что Христос воскрес и воскресением Своим победил дьявола. Потому что, пройдя через пытки и самую смерть, апостолы посеяли такие семена веры, что никакие дьявольские плевелы не способны их погубить. Верим, что слово Божие до конца будет проповедоваться миру, потому что без этого слова не может существовать мир. Аминь.
Смоленск, храм св. апп. Петра и Павла, 12 июля 2008 год
Добавить комментарий