Архиепископ Гавриил стеблюченко

Преставился ко Господу архиепископ Гавриил (Стеблюченко)

Отпевание состоится 22 мая после Божественной литургии в Благовещенском кафедральном соборе города Благовещенска.

Новопреставленный архиепископ Гавриил был пострижен в монашество в 1966 году по окончании Ленинградской духовной академии. В 1975 году решением Священного Синода был назначен наместником Псково-Печерского монастыря в Псковской области с возведением в сан архимандрита. В 1988 году был избран епископом Хабаровским и Владивостокским, в 1991 году временно отстранен от управления епархией.

В 1994 году стал первым правящим архиереем новообразованной Благовещенской епархии. В 2011 году был назначен на новообразованную Усть-Каменогорскую кафедру, в том же году почислен на покой по состоянию здоровья.

Архиепископ Гавриил (Стеблюченко Юрий Николаевич) родился 30 июня 1940 г. в г. Херсоне (Украина).

В 1958 г. по окончании школы поступил в Одесскую духовную семинарию и одновременно стал послушником Свято-Успенского Одесского монастыря. В 1959 г. пострижен в иночество с именем Георгий в честь св. вмч. Георгия Победоносца.

В 1962 г. поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1966 г. со степенью кандидата богословия за сочинение на тему «Взаимоотношение Русской Православной Церкви с Англиканской Церковью в свете исторической литературы».

15 июня 1966 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с наречением имени Гавриил в честь архангела Гавриила, 19 июня рукоположен во иеродиакона и назначен на служение в г. Выборг Ленинградской обл.

В 1966 г. был участником съезда Христианской мирной молодежной конференции, который проходил в г. Куопио, Финляндия.

С 20 января 1967 г. по 15 августа 1968 г. нес послушание секретаря Русской духовной миссии в Иерусалиме в сане архидиакона.

В 1968 г. по окончании заграничной командировки митрополитом Ленинградским Никодимом рукоположен во иеромонаха, награжден набедренником и назначен настоятелем Спаса-Преображенского собора в г. Выборге.

19 августа 1971 г. награжден наперсным крестом.

22 января 1972 г. переведен в Псковскую епархию и назначен настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора г. Пскова и одновременно ответственным представителем псковского митрополита по встрече иностранных гостей.

7 апреля 1974 г. возведен в сан игумена и награжден палицей.

7 апреля 1975 г. решением Священного Синода назначен наместником Псково-Печерского монастыря в г. Печоры Псковской обл. с возведением в сан архимандрита.

Определением Священного Синода от 19 июля 1988 г. избран епископом Хабаровским и Владивостокским. Хиротония состоялась 23 июля 1988 г.

Решением Священного Синода от 31 января 1991 г. временно отстранен от управления епархией. Определением Синода от 25 марта 1991 г. уволен за штат и направлен для полного раскаяния в Псково-Печерский монастырь под наблюдение местного архиерея. В течение 3-х лет ему не разрешалось совершать церковное служение.

21 апреля 1994 г. назначен на новообразованную Благовещенскую кафедру с титулом Благовещенский и Тындинский.

25 февраля 2003 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 110) назначен на новообразованную Усть-Каменогорскую кафедру.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 147) почислен на покой по состоянию здоровья согласно поданному прошению.

Отошел ко Господу архимандрит Нестор (Жиляев)

Москва, 12 октября 2019 г.

Утром 12 октября 2019 года на 65-м году жизни отошел ко Господу почетный настоятель храма Живоначальной Троицы в поселке Назарьево Одинцовского района Московской области архимандрит Нестор (Жиляев), сообщает сайт Московской областной епархии.

Отпевание почившего состоится 16 октября в Успенском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы по окончании Божественной литургии. Начало Литургии в 9.00.

Соболезнования в связи с кончиной архимандрита Нестора (Жиляева) выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Хорошо зная почившего лично, могу свидетельствовать, что он был человеком очень глубокой и искренней веры, ревностным служителем Церкви, горячо преданным своему призванию и делу Божию», — говорится в Патриаршем послании.

* * *

Архимандрит Нестор (Жиляев Александр Николаевич) родился 13 марта 1955 года в г. Москве. В 1972 году окончил среднюю школу, в 1975 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. В 1981 году окончил Ленинградскую духовную академию. В 1981-1982 годах проходил стажировку в институте г. Боссэ в Швейцарии.

18 апреля 1982 года ректором ЛДАиС архиепископом Выборгским Кириллом (будущим Патриархом Московским и всея Руси) рукоположен в сан диакона, 8 июня 1983 года — в сан иерея.

В 1983 году получил ученую степень кандидата богословия.

С 1983 по май 1990 года — референт Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Служил в Новодевичьем женском монастыре города Москвы.

26 декабря 1987 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием пострижен в монашество с наречением имени Нестор в честь преподобного Нестора Летописца.

В 1988 году возведен в сан игумена.

С 1991 по август 1993 года —настоятель Свято-Духовского прихода города Нестерова Калининградской области.

26 августа 1993 года назначен представителем Русской Православной Церкви при Всемирном совете церквей в Женеве (Швейцария) и настоятелем ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве.

В 1994 году возведен в сан архимандрита.

9 апреля 1998 года направлен в распоряжение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

В 1998-1999 годах — настоятель Александро-Невского храма города Звенигорода.

9 ноября 1999 года назначен настоятелем храма Гребневской иконы Божией Матери города Одинцово и благочинным церквей Одинцовского округа Московской областной епархии.

8 февраля 2005 года назначен по совместительству настоятелем Георгиевского собора города Одинцово, освящение которого было совершено в сентябре 2007 года.

С 16 марта 2011 по 22 сентября 2017 года исполнял обязанности координатора конкурса «Православная инициатива» от Московской областной епархии.

18 сентября 2017 года освобожден от должностей благочинного церквей Одинцовского округа, настоятеля Георгиевского собора по состоянию здоровья с выражением благодарности за понесенные многолетние усердные труды и назначен почетным настоятелем Троицкого храма поселка Назарьево Одинцовского района.

За время служения архимандрита Нестора в должности благочинного Одинцовского церковного округа было открыто более 20 новых приходов, построено и восстановлено 40 храмов и часовен, возведен один из лучших в Московской областной епархии православный социально-культурный центр, поднята на высокий уровень работа с молодежью и образовательными учреждениями, укреплено взаимодействие с воинскими подразделениями и силовыми структурами.

Архимандрит Нестор был отмечен многими церковными наградами. В 2006 году он был удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш…».

ГАВРИИЛ (СТЕБЛЮЧЕНКО)

Архиепископ Гавриил (Стеблюченко)

Гавриил (Стеблюченко) (1940 — 2016), архиепископ б. Усть-Каменогорский и Семипалатинскиий

В миру Стеблюченко Юрий Григорьевич, родился 30 июня 1940 года в городе Херсоне, в Украинской ССР, в рабоче-крестьянской семье.

В 1958 году по окончании средней школы поступил в Одесскую духовную семинарию и одновременно стал послушником Одесского Успенского мужского монастыря.

В 1959 году был пострижен в иночество с наречением имени в честь великомученика Георгия Победоносца.

В 1962 году поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1966 году со степенью кандидата богословия за работу «Взаимоотношения Русской и Англиканской Церквей в свете исторической литературы».

15 июня 1966 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь Архангела Гавриила митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым), а 19 июня того же года был рукоположен во иеродиакона и назначен на служение в город Выборг Ленинградской области.

В 1966 году был участником съезда «Христианской мирной молодёжной конференции», который проходил в городе Куопио, Финляндия.

С 20 января 1967 по 15 августа 1968 года был секретарём Русской духовной миссии в Иерусалиме в сане архидиакона.

Иеромонах Гавриил (Стеблюченко), настоятель Преображенского собора г. Выборга, 1969 год

В 1968 году, по окончании заграничной командировки, был рукоположен во иеромонаха митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым) и назначен настоятелем Выборгского Спасо-Преображенского собора.

22 января 1972 года был переведён в Псковскую епархию и назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора в городе Пскове и одновременно ответственным представителем Псковского митрополита по встрече иностранных гостей.

7 апреля 1974 года был возведён в сан игумена.

7 апреля 1975 года назначен наместником Псково-Печерского мужского монастыря в городе Печоры Псковской области с возведением в сан архимандрита.

«Жалоб на его деятельность было много. Монахи, возлагавшие на Гавриила ответственность за происшедшие в монастыре случаи со смертельным исходом, обратились с жалобой к Патриарху Пимену. Хотя Патриарх и отстранил архимандрита Гавриила от должности, он был в ней восстановлен заместителем председателя Совета по делам религий В. Фуровым, специально приехавшим в монастырь» .

19 июля 1988 года был избран епископом Хабаровским и Владивостокским определением Священного Синода Русской Православной Церкви. Епископская хиротония состоялась 23 июля того же года.

31 января 1991 года был временно отстранён от управления епархией определением Священного Синода «в связи с многочисленными жалобами, касающимися управления епархией и морального облика». Была назначена синодальная комиссия для расследования. 25 марта того же года был признан виновным, определением Священного Синода, «в нарушении архиерейской присяги, выразившемся в принятии запрещённого клирика другой епархии и предоставлении ему права священнодействовать (Ап. 16), в нарушении церковного мира и недостойном деспотическом отношении к клиру и мирянам (Ап. 27, Двукр. 9), в отсутствии заботы об устроении епархиальной и приходской жизни (Ап. 36), в превышении полномочий правящего архиерея, выразившемся в награждении своего клира патриаршими церковными наградами, в поведении, порочащем высокое звание епископа». Синодальным решением был уволен за штат, запрещён в священнослужении на три года и направлен для «молитвы и полного раскаяния» в Псково-Печерский монастырь под наблюдение местного архиерея .

18 июля 1991 года синодальным решением был переведён в Коневский Богородице-Рождественский мужской монастырь.

21 апреля 1994 года был назначен правящим архиереем новообразованной Благовещенской и Тындинской епархией.

Был участником зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви 2001-2002 годов .

25 февраля 2003 года был возведён в сан архиепископа.

5 октября 2011 года был переведён на новообразованную Усть-Каменогорскую кафедру. В Усть-Каменогорскую епархию не прибыл .

27 декабря 2011 года был почислен на покой по состоянию здоровья согласно поданному прошению .

Скончался около половины второго ночи 20 мая 2016 года в больнице города Благовещенска Амурской области на 76-м году жизни, после тяжёлой болезни, от инсульта . 22 мая того же года состоялось отпевание, которое в Благовещенском кафедральном соборе города Благовещенска возглавил епископ Благовещенский Лукиан (Куценко) в сослужении многочисленного духовенства. Погребён, согласно своей воле, у алтаря того же собора .

День тезоименитства — 13 июля (26 июля нового стиля).

Сочинения

  • Взаимоотношения Русской и Англиканской Церквей в свете исторической литературы (кандидатская диссертация).

Награды

Церковные:

  • набедренник (1968)
  • наперсный крест (19 августа 1971)
  • палица (7 апреля 1974)
  • орден святых апостолов Петра и Павла, Антиохийская Православная Церковь (1974)
  • орден святого равноапостольного князя Владимира III степени (1975)
  • орден преподобного Сергия Радонежского III степени (1980)
  • орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1990)
  • орден святителя Иннокентия III степени (2000)
  • орден прп. Серафима Саровского II степени (2005)
  • памятная медаль «1020-летие Крещения Руси» (2008)
  • медаль святого равноапостольного князя Владимира (2015)

Светские:

  • почётная медаль «Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры» (1986)
  • почётная медаль «Борцу за мир» (1988)
  • золотая медаль Советского Фонда Мира (1990)
  • государственный орден Почёта (№ 9965 от 11 августа 2000)
  • почётный знак-медаль «За жертвенное служение» от Православного общественного движения «Россия Православная» (2001)
  • нагрудный знак «За освоение космоса» (2002, № 115)
  • медаль «Алексий — человек Божий» от Союза Российских казаков (2001, №56)
  • нагрудный знак «200 лет МВД России» (2002, № 706)

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
  • Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью, сост. Г. Штриккер, М.: «Пропилеи», 1995:

Синодальные решения о назначении и освобождении от должности секретаря РДМвИ — 4 апреля 1967 года и 30 июля 1968 года соответственно. См. Определения Священного Синода Русской Православной Церкви 1928-2008 гг..,

Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью, сост. Г. Штриккер, М.: «Пропилеи», 1995, . Указания источников этой информации и ссылок на документы — нет.

Журнал Московской Патриархии, 1991, № 6, с. 11.

Решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года № 78.

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27-28 декабря 2011 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 28 декабря 2011,

«На 76-м году жизни почил о Господе архиепископ Гавриил (Стеблюченко)», официальный сайт Благовещенской епархии, 20 мая 2016, ; «Преставился ко Господу архиепископ Гавриил (Стеблюченко)», официальный сайт Московского Патриархата, 20 мая 2016,

«Верующие Приамурья проводили в последний путь архиепископа Гавриила», официальный сайт Благовещенской епархии, 23 мая 2016,

Доброй памяти Архиепископа Гавриила (Стеблюченко) посвящается…

Как уже сообщала РНЛ, 20 мая 2016 года на 76-м году жизни в Благовещенске преставился ко Господу Архиепископ Гавриил (Стеблюченко) — первый архипастырь земли Амурской. Вклад, который внес архиепископ Гавриил, поистине великий, и является неотъемлемой частью истории духовного и культурного возрождения Приамурья. Сегодня, 28 июня, сорок дней со дня преставления Владыки. В связи с этой датой представляем воспоминания благовещенцев о любимом архипастыре.

Священник Олег Родионов. Настоятель храма в честь «Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна», с. Возжаевка:

— Когда смотришь на гору вблизи, видишь её отдельные части, задираешь голову, захватывает дух от крутизны, и приходят сомнения в преодолении этих высот, и нужен добрый наставник и помощник, который научит этому делу. Чтобы увидеть всю — нужно отойти на расстояние. Для меня Владыка Гавриил остался той самой скалой нерушимой, за которой чувствуешь себя в безопасности. Душа ничего не боялась, она была смела с ним, она всегда знала, что он поможет, спасет, вразумит. Душа чувствовала себя ребенком, который доверяет своему отцу, знает, что отец его любит, защитит, научит. Благодатное время трудов и молитв, десятилетие как одно дыхание!

Путь к моему священническому сану начался с приезда Владыки к нам в село. Нет, не по поводу строительства храма. Тогда для всех, с кем он говорил, для меня, это было событие потрясающего масштаба. Священник был редкость, а тут сам Архиерей. А причина приезда была проста. Владыка приехал встретиться со мной, какими Божьими судьбами он меня отыскал — Бог весть. Глава сельсовета звонит, так мол, и так, тебя ждет здесь Епископ Гавриил. Гром с неба зимой не так бы удивил, как это известие. Первая встреча с Архиереем. Встретились глазами, а в них глубина бесконечная и любовь, и ещё льется эта отеческая доброта, и нет ей границ. Стою как мальчишка, затаив дыхание, ничего вокруг не вижу, только эту любовь и вдруг понимаю, что эта любовь меня давно знает и ждет, когда я приду к ней. Владыка спрашивает о семье, о моих планах, о родителях. Такая тихая, ласковая беседа, сердце всё наполняется и наполняется этой тихой радостью. 5 апреля, накануне Благовещенья, стою уже послушником пред Архиереем, держу книгу, идет служба. Владыка молится. Мне кажется, что в это время для него открыто небо, и он беседует, просит, призывает…. В Вербное воскресенье я диакон, 7 июля уже священник. Для Владыки нет сокровенного в человеке, каждое движение души ему известно. Строим Кафедральный Собор всем миром, денег как всегда нехватка. Рабочие в волнении, во что одеть ребятишек, чем накормить, жалуются. Я на послушании при стройке. Иду дорогой, думаю, скажу Владыке, что к школе надо бы найти и дать денег рабочим. Настроен, так можно сказать, решительно. Стучусь в дверь кабинета, вхожу, а он уже мне и говорит: «Ну что же, отец, скажи рабочим, что 300 тысяч не будет, но 170 к такому-то дню, чтобы ребят к школе одели, непременно будет». И так во всем.

Прожить жизнь — это подвиг, к которому призывает нас Господь. Терпение к нам, к народу Божьему, являл Владыка. Терпение берется из веры, которую сохранил в чистоте он.

Он был нашей совестью, которая не шла на сделки с нечестивыми делами и помыслами. Много Архиереев, но мало святителей… Среди этих святителей особо стоит Владыка Гавриил, который не уклонился от крестоношения. На пути своем безрассудно не стремился к блестящим подвигам, превышающим наши силы, принимал смиренный подвиг с благоговением, соответствующий немощи нашей, подаваемый как бы видимою рукою Божиею. С ним было легко и трудно. Трудно было подниматься на вершину этой горы, на которую он поднялся и звал нас. Это преображение его требовало умертвить ветхого человека. Этот крестоносец требовал и от нас несение своего креста, учил страху Господню, этому началу премудрости. Этот крестоносец проследовал вслед за Господом. Оклеветан и предан, но сохранивший отеческую любовь к своей пастве, остался стражем и хранителем Богом данной веси. Он прошёл путь до конца. Неусыпающая совесть легла у Собора, построенного и выстраданного им. И стали мы как неприкаянные, и вдруг увидели, что потеряли. Отошли на расстояние и увидели эту Величину. А эта Величина открыла величие его души, и загалдели, зашумели, как и те у Креста с Распятым, уязвленные его совестью. Архипастырь Благовещенский и Тындинский Гавриил так и остался, по моему убеждению, Благовещенским, не отдав правду до конца дней своих на поругание.

***

Валерий Дмитриевич Козлов, иподиакон архиепископа Гавриила (Стеблюченко) с 1995 по 2005 год:

— Прошло сорок дней со дня ухода дорогого для всей Благовещенской Епархии Владыки Гавриила, и очень хочется в этот день поделиться некоторыми воспоминаниями о нем. Конечно для этого смело можно было написать целую книгу, статейный объем не достаточен, поэтому отмечу лишь то, о чем еще не писали.

Храм и Служба занимали центральное место в его жизни. Владыка очень любил служить и относился к этому очень серьезно. Если в его кабинете при обсуждении тех или иных поручений, он был сама внимательность, доброта и мудрость, то на службе Владыка преображался, облачаясь в одежды молнии, грома, предельной сосредоточенности. Происходило преображение человека в Архангела — Силы Божией, с которой лучше было не шутить.

Служба с ним была Духовная баня. Все пространство алтаря наэлектризовывалось некой Божественной — торжественной силой.

Все ждали службы с неким трепетом, понимая, что градус службы будет очень высоким. Если же вдруг узнавали, что Владыка не придет, то с одной стороны был вздох облегчения, а с другой — печаль — Пасхальной Службы не будет. Служба пройдет без него «на расслабоне». После службы с Владыкой, разоблачая его, всегда обращали внимание, что его подсакосник был мокрым от пота. Что говорить — была Духовная баня.

Всегда вспоминаю один случай, как-то один молодой священник наводил порядок на Престоле, после Литургии. Делал он это немного небрежно — Евангелие, Крест положил неровно. Отодвинув этого священника в сторону, Владыка Гавриил подошел к Престолу и с глубоким благоговением все выровнял, в сердцах сказав священнику: «Отец, запомни, на всю твою священническую жизнь, Бог простит тебе все твои человеческие грехи, если ты покаешься, но Он никогда тебе не простит пренебрежения к Нему и делу Божию».

Это запомнил и я грешный. Владыка Гаврииле, не забывай там, на Небе, и нас грешных.

***

Евгений Михайлович Еремин, кандидат филологических наук:

— Личность Владыки Гавриила не укладывается ни в банальное злоязычие, ни в трафаретную елейность. Да, была и жесткость, и властность, и непонятность, и грозность… но! в нашей памяти он был, есть и останется, прежде всего, очень ЖИВЫМ, ЛЮБЯЩИМ, МОЩНЫМ, БЛАГОДАТНЫМ, БЛАГОВЕЩЕНСКИМ, ПАСХАЛЬНЫМ архиереем.

Знаете, мне кажется, его добродушие или нерасположение к кому-либо зависело целиком от внутреннего состояния этого человека. Сужу по себе. Не раз и не два приходилось испытывать совершенно противоречивые, полярные чувства к Владыке и служа сторожем в соборе, и руководя Православной народной библиотекой и состоя в православной молодежной дружине. Если было что чистить-вытряхивать внутри, то душа просто в пятки уходила, выскакивала вон — стоило лишь издали завидеть его. А тишь да гладь в сердце — всё существо трепетало от радости, ловило его взгляд. Господь призвал его в Пасхальные дни и допустил исповедаться, причаститься святых Христовых тайн и собороваться, находясь в ясном уме и твердой памяти. В воскресенье на Жен-мироносиц слег, в воскресенье же на Николая Чудотворца отпет, упокоен у алтаря родного Кафедрального собора Благовещенья Пресвятой Богородицы, воздвигнутого во время его служения, его трудами и молитвами. Возможно, ушел непонятым, неузнанным, не отблагодарённым… Но это-то как раз очень по-христиански. Нет пророка… А знаете, как его любили, почитали, например в Якутии? Мне довелось преподавать в вузе г. Нерюнгри, и вот как только батюшки узнавали, откуда я, сразу начинали расспрашивать о владыке Гаврииле (кстати, почти у каждого в телефоне был закачан «затертый до дыр» видеодиск-приложение к книге «Несвятые святые»). А с какой теплой радостью церковные старушки вспоминали о его прибытии в Якутию с Албазинской иконой. Как они нам, благовещенцам, амурчанам светло завидовали, что можем видеть его почти на каждой службе. А мы… Что имеем, не храним… Сильнее всего мы осознали его молитвенную архиерейскую силу, когда ему пришлось оставить архиерейскую кафедру. Как будто щит над городом убрали… Камень краеугольный вытащили. И сразу стали искать случая увидеть его на службе. Каждый раз, когда он, уже будучи на покое, степенно-осанисто выплывал в конце службы из алтаря Гаврииловского монастыря и по-отечески обводил взглядом храм, прихожан, мы, стоя на клиросе, в прямом смысле тихо ликовали, переглядывались как дети, подталкивали друг друга руками — Владыка, Владыка идет! Бывало даже и не видели как Владыка зашел в алтарь, а чувствовали по особому праздничному трепету — Владыка здесь, с нами. И кому довелось видеть его старинную мудрую детскую ясную улыбку, когда он выпускал голубей на Благовещенье, встречал на железнодорожном городском вокзале мощи преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары или восклицал «Христос Воскресе!» на Пасху… тому предельно ясно — Благовещенск, амурчане обрели своего родного небесного молитвенника пред Господом. «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» Христос Воскресе!

***

Евгения Викторовна Онищенко, прихожанка Благовещенска:

— Благодарю Господа за соприкосновение с удивительным подвижником последнего времени архиепископом Гавриилом. Я родилась и живу в Благовещенске. В 1989г. крестилась и венчалась здесь. В те времена перестали преследовать верующих и народ хлынул в храмы. А храмов-то нет! Единственная церковь в городе не могла вместить всех желающих. Вместе с моим сыном в начале девяностых крестились еще около 40 человек. На Богослужении трудно было стоять в тесноте и духоте. Около 20 церквей и соборов, существовавших до революции, были уничтожены, служителей нет, книг нет. На нашу огромную область осталось лишь несколько приходов — это на территории, которая вмещает в себя три Франции. В Благовещенске служил один священник и трое на всю область.

Помню, как в 1994г. архиепископа Гавриила назначили на вновь образованную Благовещенскую и Тындинскую кафедру. Владыке пришлось подымать духовную целину нашего Красного острова, буквально из пепла возрождать духовную жизнь. Первое, что бросилось в глаза мне, как прихожанке, — это то, что было снято ограждение в центре храма, который был всегда перегорожен. Стало совершаться таинство соборования, которое на меня в первый раз произвело неизгладимое впечатление. Архиерейские службы всегда были очень торжественные и в то же время напряженные для священников и церковного причта. Владыка зазевавшимся делал замечания. Кому-то это не нравилось, но я относилась спокойно, — дочь ветерана ВС понимала, что без дисциплины никуда. При этом к прихожанам Владыка относился с любовью, но, когда делал замечание, народ весь подтягивался и, конечно, старался на грабли не наступать. Так проходила наша духовная школа, так мы познавали величие и красоту Православной веры под руководством Владыки. Он стал путеводителем по сложному, живому и гармоничному миру Православия, помогая каждому найти свою дорогу к нашему Господу и Спасителю. Мы видели, как изменяются люди и город молитвами и трудами нашего Архипастыря.

Владыка, прежде всего, приучал нас всех к трепетному отношению к Святыне и всему тому, что касается Церкви. Это выражалось даже в мелочах, ведь неверный в малом, не верен и в большом. Благоговение к святыне было всегда и во всем. Все исполнялось строго по канонам Церкви. Владыка был ревностный служитель матери Церкви. Глубокая вера архипастыря была нам примером. Владыка очень скрывал свои духовные дарования, но внимательный человек мог увидеть дар прозорливости Владыки. Сколько при жизни он выдержал клеветы и наветов. При этом выдержка Владыки поражала нас. Его скромность, нестяжательство мы увидели лишь тогда, когда он ушел на покой, и нам было с чем сравнить. Пока Владыка был на кафедре, мы были под его молитвенным покровом, и ощущение рухнувшей стены после его ухода я очень хорошо помню. 06.10.2011г. было объявлено, что Владыка снят с кафедры, а уже на праздник Покрова Пресвятой Богородицы произошло невиданное событие — впервые солнечный день и землетрясение в Благовещенске на Покров! За семнадцать лет служения Владыки умер один священник на Пасху — такой был покров. А за неполные пять лет без него умерло семь священников совсем не пожилых, два схимника, а уж монахинь и людей из причта не сосчитать — только и встречаемся все на похоронах.

В августе 2007г. я потеряла полностью зрение на один глаз и отнялась рука. Жизнь поделилась на «до и после». Мой муж пошел к Владыке Гавриилу просить его молитв. Спустя две недели, по молитвам его и моих близких зрение и рука восстановилась, хотя страшный диагноз теперь пожизненный. После выписки из больницы температура у меня держалась несколько месяцев, никакие препараты не помогали её сбить. На праздничной службе «Введение во храм Богородицы» Владыка подозвал моего мужа и протянул ему целый литейный хлебец со словами: «Передай его своей жене». Благословленный хлеб я поделила на четыре части по числу проживающих в семье и съела одну часть -это было чудо — через 30 минут температура упала и больше не поднималась. Через некоторое время Владыка, помазывая меня на службе, спросил: «Что говорят врачи?». Я ответила: «Говорят, что ситуация безнадежная». Надо было видеть Владыку, он весь встрепенулся и сказал: «Такого не может быть, у Господа надежда есть всегда! Слышишь, всегда!!!». Так, Слава Богу, и живу с надеждой на Господа и святыми молитвами Владыки. Хочется отметить, что я обыкновенная прихожанка, и внимательное отношение Владыки к людям было всегда, но он старался это делать незаметно для других. Мы видели человека, живущего вместе с нами нашими радостями и скорбями.

Владыка говорил: «Быть верующим, не значит быть угрюмым, как некоторые считают — только молиться и бить поклоны. Нет, мы обыкновенные люди и должны быть всегда среди людей, должны поддерживать их….Надо быть оптимистичнее. В этой трудной жизни есть место и шутке». Владыка обладал искрометным чувством юмора: «Однажды мы летели из Москвы в Красноярск — пересадка, стоим в накопителе. Уступают мне: «Пожалуйста, проходите». Я говорю с серьезным видом: «Куда торопиться, на тот свет всегда успеем…» Полковники оторопели: «Как на тот свет?» И сразу отрезвели. Они юмора не поняли…». /Отрывок из книги «Православие на Амуре»/

На день рождение архиерея невозможно было найти. При всей масштабности результатов служения архиепископу Гавриилу были совершенно чужды любые почести и дифирамбы. Более того — он, казалось, намеренно избегал любой шумихи по поводу сделанного на ниве Православия, ему были несвойственны превозношение и самопиар, которые сегодня все больше проникают в церковную жизнь. Никогда не говорил, что он что-то построил сам — мы построили. Полюбил Амурскую землю, как свою малую Родину. Все делал для возрождения ее, опираясь на православные истоки — это не было показным, все выражалось в поступках и бесконечных заботах.

Владыка все делал размеренно, скрупулезно, он был настоящий хозяйственник, талантливейший управленец. Никому даже в голову не приходило, что хоть одна церковная копейка потратится не на благое дело. Он постоянно вставал ночью и обходил монастырь, проверяя, не горит ли ненужная лампочка, все ли в порядке. Все было скромно, рачительно. Это были девяностые, и, чтобы построить Кафедральный собор, надо было немало денег. А строился он на народные средства. Постоянный отчет по собранным деньгам печатался в епархиальной газете. Наш собор одним из лучших на Дальнем Востоке появился на историческом месте первого храма города: золотые купола, великолепный иконостас, три Престола. Благодаря стараниям этого человека возникли новые храмы в Райчихинске, Зее, Тынде, Белогорье, Талакане, Возжаевке, Серышево, Игнатьево, Константиновке.

Единственная на всем Дальнем Востоке чудотворная икона Божьей Матери «Албазинская» возвратилась из музея в собор и, благодаря Владыке, возродилась традиция изнесения чудотворной иконы по городам и сёлам для поклонения верующих, она начала путешествовать по всей стране, освящая не только Дальневосточные, но все Российские земли.

Возобновились, прерванные революцией, Крестные ходы на Казанскую. Удивительная радость — прошагать по дорогам города больше 14 километров. Под песнопения и молитвы обойти Благовещенск, вернуться на негнущихся ногах в храм. А после слов благодарности от Архиепископа Гавриила за такое служение Богу_вроде и ноги не болят…

Восстановлена разрушенная в 30-х годах Триумфальная Арка, на которой сегодня возвышаются образы Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Царя-Страстотерпца Николая II. Много претерпел Владыка во время строительства арки ложных обвинений, оскорблений и злословия, но Триумфальная Арка стала поистине визитной карточкой Благовещенска, известной на всю Россию.

Восстановлен первый дом Благовещенска — благолепная деревянная Свято-Никольская церковь. Увековечено в названии одной из улиц имя первосвятителя земли Приамурской — Иннокентия Вениаминова, установлен памятник Святому покровителю, всегда торжественно праздновался его день. Установлены и освящены памятники основателям города Муравьеву-Амурскому и Святителю Иннокентию, Поклонный Крест в память о первопроходцах, памятник благоверным князьям Петру и Февронии Муромским — покровителям семьи. Заботами Владыки вернулась Православная газета «Благовещенские епархиальные ведомости», которая выпускалась до революции. Открыта Православная библиотека и Православная гостиная, курсы для новоначальных и детская воскресная школа, вход в которые был открыт любому желающему. Были изданы под его руководством серии книг о Православии на Амуре.

На момент ухода Владыки на покой в области было 56 православных приходов, 3 монастыря (один мужской и два женских), часовни в больницах и местах заключения. Архиерей рукоположил 39 священников.

Владыка Гавриил не Почетный житель Благовещенска — он почетный житель в сердцах тысяч жителей области, поминающих каждый день его имя в своих молитвах: «Упокой Господи душу усопшего раба твоего отца нашего духовного — Высокопреосвященнейшего Гавриила, архиепископа Благовещенского и Тындинского, и прости ему всякое согрешение вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное, и его святыми молитвами помилуй нас грешных».

Рейтинг топ блогов рунета

Архиепископ Гавриил — очень православный матерщинник и драчун

ru_antireligion — 03.12.2010 — Религия Статья из Благовещенска
Богом тут и не пахнет…
Соседи обвиняют архиепископа Гавриила в небожеском отношении к людям
«Он нас матами просто страшными обложил. Грозился с пистолета застрелить. Четыре раза прибегал к нашей калитке, всё меня на драку вызывал… Архиерейская собака нашего внука едва не порвала, два дня ребёнок от крика заходился. Он даже не извинился после этого…»
Так супруги Богомазовы отзываются об архиепископе Благовещенском и Тындинском Гаврииле. Даже если в их словах правды меньше половины, то всё равно от этих слов страшно. И не хочется верить даже в малую толику сказанного…
Пригородные Чигири, по амурским меркам, – ближайшее Подмосковье. Сотка земли здесь одна из самых дорогих в регионе. Супруги Богомазовы живут здесь с 1949 года. Небольшой, старенький домишко с пузатой русской печкой. На стенах россыпи фотографий детей и внуков. Двор – ни соринки. Виктор Степанович всю жизнь отработал в местном совхозе водителем и заведующим гаражом, Тамара Михайловна – фельдшер. Лечила несколько поколений чигиринцев. Супруги перешагнули восьмой десяток земного пути.
В 2006 году по соседству с ними купил себе дом Юрий Григорьевич Стеблюченко (он же архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил).
Владыка вначале с соседями, носящими божескую фамилию Богомазовы, жил дружно.
– Он нас в гости приглашал, всё было гостеприимно и по-людски. Общались, разговаривали, – говорит Тамара Михайловна, показывая фотографию, на которой они чинно сидят за столом с седобородым архиереем.
Соседский мир оборвался в одночасье.
– Гавриил сказал нам, чтобы мы отписали ему половину своего земельного участка, так и сказал: «Недельный срок вам даю». Мы просто опешили от таких слов, – говорит Виктор Степанович.
С тех пор закончилось для них мирная соседская жизнь. Владыка свой дом называет не иначе как монастырским подворьем, там у него постоянно живут послушники, которые выполняют по дому всю необходимую работу и содержат его в порядке. Сам архиерей приезжает туда нечасто, в основном в компании молодой монахини Ольги. С виду это ухоженный дом, притаившийся за высоким забором, со спутниковыми тарелками на крыше…
– Мы привезли машину гравия, высыпали его у двора, так он заставил этих послушников-рабов раскидать его на свою сторону. Когда я вышла и стала кричать «Что вы делаете?», они меня стали бить. Больше всего била монахиня Ольга. Чем-то тяжёлым, как будто в мешок песка насыпали, и этим меня лупили почём попадя. И синяков нет, но болит потом всё. Деточки, мне восьмой десяток пошёл, меня в жизни никто пальцем не тронул. За что так со мной? – плачет Тамара Михайловна.
Когда Богомазовы начинают рассказывать, на каких тонах им приходится общаться с архиереем и его окружением, то верить в это никак не хочется. А когда старики стыдливым шёпотом начинают цитировать ту ненормативную лексику, которую якобы на их головы сыплет люд в подрясниках и рясах, то волосы просто на голове начинают шевелиться. «Ну не может такого быть!!!» – стучит неверящее сердце.
7 июня 2010 года архиерейский волкодав оборвался с цепи и напал на восьмилетнего внука Богомазовых. Сцену, полную собачьего лая и детского крика, слышала вся улица.

– Да, я видел, как поповская собака напала на ребёнка. Дядя Витя выскочил и отбивал собаку, – говорит сосед Роман Майор.
– Гавриил выскочил и меня посохом в живот ударил. До крови пробил, – говорит Виктор Степанович.
Собака оказалась добрее людей, она не покусала мальчика, а только его напугала до полусмерти. После этого ребёнок несколько дней кричал криком и не спал.
Для Александра Брянцева, главы администрации Чигирей, эта неприглядная история больна и непроста вдвойне. Александр Станиславович имеет сан иподьякона и владыка Гавриил для него самое настоящее церковное начальство.
– Прежде всего я боевой офицер. И слова «честь имею» для меня не пустой звук, – так начал свой разговор с прессой чигиринский глава. – Дядя Витя Богомазов дружил с моим дедом и моими родителями. И уши мне по детству крутил за дело. В том, что я стал человеком, может, есть и доля его заслуги. И тётю Тому всю жизнь знаю: лечила нас, пацанов, когда мы простывали. Что про них могу сказать? Труженики. Непьющие. Ну, такие советские они люди, бывают категоричны в суждениях. Непримиримы к тем, кто пьёт и не работает. Про конфликт с владыкой слышал, Виктор Степанович обращался ко мне. Но это дело милиции, пусть разбирается…
Начальник отделения милиции, которое обслуживает пригородные Чигири, Виктор Улихин разговор со мной начал с фразы: «А вы православный человек?..»
– А у нас что здесь, православная гостиная? – ответил я.
…Милиция проводила проверку архиерейских войнушек долго и, надеюсь, тщательно. Результатом её стало то, что факт нападения поповской собаки на ребёнка действительно имел место. Остальные факты, изложенные Богомазовыми, своего подтверждения не нашли. Свидетелей нет.
Когда я со съёмочной группой был в Чигирях, мы разговаривали с соседями: кто-то ругал Богомазовых и жаловался на их характер, а владыку называл «золотым человеком», кто-то говорил всё с точностью до наоборот. Запомнилась ватага деревенских пацанов (дети чаще, чем взрослые, говорят правду!).
– Мы видели, как поп дядю Витю палкой в живот ударил, когда его собака на ихнего внука напала, – шмыгая носами, говорила ребятня на камеру. Потом я позвонил маме одной из девочек и попросил разрешения взять интервью с её дочкой в эфир. Мама Галя согласилась.
Звоню через пару недель уточнить кое-какие детали. Голос женщины испуган:
– Оставьте нас в покое, детей затаскала милиция, и в школе им покоя нет…
Я бы никогда не взялся за эту неблагодарную тему соседских разборок, если бы сам не был свидетелем норова нашего правящего архиерея. Я, грешник, перестал ходить на литургии, которые служит архиепископ. Когда он тоном прапорщика начинает рыкать на замешкавшихся алтарников, а потом читать святое Евангелие о Любви и Милости Божией, я перестаю верить в эту самую Любовь и Милость.
Вообще быть соседом амурского архиерея – это наказание Божие в чистом виде.
Помню, в 2001-2005 годах была война у епархии с семьей благовещенцев Литвиновых, которым выпало несчастье жить рядом с епархиальным управлением. Молодые и полные сил послушники по распоряжению духовного начальства долго их терроризировали. Забрасывали их двор всяким хламом. Когда Литвиновы написали заявление в милицию, устав от монашеских «бдений», то божья «кара» последовала незамедлительно – в их домишке были выбиты окна…
Потом много чего интересного было в той сече: мировой судья вынес штраф настоятелю мужского монастыря отцу Серафиму, в миру – Игорю Герасимову.
Знаю, что младший лейтенант благовещенской милиции Владимир Быков отважился взять показания у самого Юрия Григорьевича Стеблюченко. Его долго не пускали в епархию. Гнали даже с порога.
Настырный милиционер как-то утром возле входа в епархию дождался, когда Юрий Григорьевич подъедет на служебной машине, подошёл к нему и представился по форме и объяснил цель своего визита.
Едва живой остался он в то утро. Проклятий и криков на его голову было излито просто море разливанное. Всё это укреплялось именем Господа нашего Иисуса Христа. Видимо, для верности и колорита… Об этом писали тогда взахлёб городские газеты.
В архивах Русской Православной Церкви хранятся такие фрагменты бытия раба Божьего Гавриила: «7 апреля 1975 года Гавриил (Стеблюченко) назначен наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Правление архимандрита Гавриила запомнилось монахам пьянством настоятеля, издевательством над старцами, избиениями паломников. В 1976 году на него подавал в суд за оскорбление следователь Псковской районной прокуратуры, а в 1977 году архимандрит Гавриил избил на территории монастыря офицера Советской армии». Тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Пимен отстранял его от наместничества святой обителью.
В 1991 году Священный Синод Русской Православной Церкви обвинил Гавриила, тогда уже епископа Хабаровского и Владивостокского, «в нарушении церковного мира и недостойном, деспотическом отношении к клиру и мирянам», а также «в поведении, порочащем высокое звание епископа». Синод определил его «до полного раскаяния» в один из монастырей. В 1994 году Стеблюченко возглавил нашу епархию. Раскаялся…
На дворе год 2010-й и с именем Юрия Григорьевича опять связана очередная скандальная история.
Это, как говорили в моей деревне, «Зародилась кобылка с лысинкой, с ней она и почит…»
…Что правда, а что нет в загородной жизни нашего архиерея, знает только Господь Бог, молитвы которому он возносит уже несколько десятилетий, приняв смиреннический постриг монаха и облачившись в священнические одежды…
Что бы сделал я, великий грешник, если бы моя собака напугала чужого ребёнка? Искупал бы того дитя в своих извинениях и сердечной любви. Как мог бы постарался смягчить вину пред невинным мальцом, чтобы ему было хоть на капельку полегче от перенесённого стресса, чтобы в этой трагедии для мальчика самым главным остался не собачий оскал, а улыбка и доброта батюшки…
Ну, так случилось… И пока был бы жив этот мальчонка, ходил бы у меня в крестниках моей души.
Архиепископ Гавриил перед этим мальчиком даже не извинился. А люди-то сотканы из мелочей, и никто меня не убедит в обратном….
Р.S. Попались мне как-то на глаза дневники классика отечественной литературы Юрия Нагибина, изданные в 2004 году. Где на странице 450-й писатель пишет о посещении Печерского монастыря в бытность, когда им управлял тогда ещё архимандрит Гавриил.
«Июль 1979 года.
Были в Печерском монастыре. Настоятель отец Гавриил нас не принял, хотя мы передали ему письмо от Гейченко (директора музея-усадьбы Михайловское – прим. А.Я.).

В монастыре противно: какие-то бабы разного возраста и назначения (настоятеля, кстати, обслуживает нестарая баба), великолепные клумбы, дивные розарии, но всё слишком пёстро, не строго, не чинно. Богом тут и не пахнет. Царит мирская суета…»
Р.P.S. Журналисты «Альфа-канала» написали на имя архиепископа Гавриила два письма с просьбой дать комментарий по поводу всей этой небожеской истории с его соседями по чигиринскому дому. Последний звонок в епархиальное управление был краток как «аминь».