Архимандрит Даниил сарычев

Архимандрит Даниил Сарычев

День памяти:
26.08/8.09 – день кончины (2006 г.)
Архимандрит Даниил (Сарычев Иван Сергеевич) родился 14 января 1912 года в селе Зверево Сторожиловского района Рязанской губернии в крестьянской семье.
Отец – Сергей Васильевич, мать – Анна Валериановна. Семья была благочестивой. Особенно мать отличалась благочестием. В семье было шестеро детей, из которых двое скончались в младенчестве. Иван с раннего детства имел глубокую веру в Бога, да и окружение его было из простых верующих людей. Еще будучи ребенком, с другими мальчиками он пошел однажды в лес, а когда они возвращались, то увидели на поляне двух иеромонахов в епитрахилях, совершающих каждение. Потом уже, будучи в Москве, он увидел над святыми вратами Свято-Даниилова монастыря иконы преподобных Симеона Столпника и Даниила Столпника и узнал в них виденных им в лесу иеромонахов.
Анна Валериановна, оставшись без кормильца семьи, переехала с детьми в Москву. Жили они неподалеку от Даниилова монастыря. Вскоре Ваня был взят владыкой Феодором (Поздеевским) послушником в Свято-Даниилов монастырь.
Вот его собственные воспоминания: «Ежедневно ходил я в монастырь к ранней обедне, во время которой пел архимандрит Григорий (Лебедев), позже ставший наместником Александро-Невской лавры и архиереем. Я его очень полюбил, и он меня также. Вот он-то и обратил внимание на мой голос и отдал в обучение к игумену Алексию , бывшему в монастыре регентом. Науку отца Алексия, который учил меня гласам и славянскому языку, я освоил быстро… стоило мне один раз услышать песнопение, как я уже мог его спеть.
Очень мне хотелось быть канонархом, и я часто молил об этом Господа. И вот когда мне было одиннадцать лет, моя мечта сбылась, и я стал канонархом Данилова монастыря… Бывало, под праздник у нас пели десять стихир; так я один канонаршил все десять — с правого на левый клирос ходил. Носил я подрясник и немного длинные волосы, так что был похож на девочку. Бывало, пока пройду по храму, мой карман в подряснике полон конфет и шоколада».
Духовным отцом его был архимандрит Серафим (Климков).
По свидетельству современников, у канонарха Ивана была уникальная память, абсолютный слух, он обладал сильным и красивым голосом (альт), знал наизусть многие мелодии религиозных песнопений. Многие верующие специально приходили в монастырь послушать юного канонарха.
По свидетельству архимандрита Даниила, в Свято-Данииловом монастыре в то время служба была уставная, многие насельники имели высшее духовное образование, песнопения были распева Оптиной пустыни. Из воспоминаний старца Даниила: «Пение у нас в монастыре было прекрасное, молитвенное, торжественное. На правом клиросе хор был наемным и состоял примерно из тридцати человек. Все голоса были отборные: храмы и монастыри закрывались, поэтому наплыв певцов был большой. Это потом уже начались притеснения, и стали бояться петь в церкви.
На левом клиросе пели наши монастырские насельники, числом около двадцати, под управлением игумена Алексия – человека одаренного и необычайной доброты, обладавшего красивым, немного «в нос» тенором. Всего же у нас в монастыре было около сорока монахов. Среди тех, что пели на клиросе, был архимандрит Симеон , у которого был прекрасный бас. Его трагедия заключалась в том, что у него была парализована нижняя часть тела, и его возили на коляске <…> Он также был очень добрым человеком и подвижником веры. На первом месте в нашем монастырском пении была церковность… Оно было одновременно и торжественным, и умягчало сердца молящихся. В пении должна быть внутренняя молитва, тогда оно будет духовным, и будет пробуждать к молитве. Службы у нас в монастыре были длинными, особенно под большие праздники: все кафизмы вычитывались, стихиры пелись полностью, служба длилась с полшестого и кончалась в половине одиннадцатого. Но мы не уставали, не хотелось уходить из храма.
Надо сказать, что на празднование памяти благоверного князя Даниила Московского у нас в монастыре собиралось множество московского духовенства…, а в 24-м году приезжал к нам Святейший Патриарх Тихон…»
Время 1920-х годов было очень тяжелым для Церкви. Закрывались храмы и монастыри, притеснялось духовенство. Чтобы разрушить Церковь изнутри, было создано обновленческое движение. Владыка Феодор вместе со Святейшим Патриархом Тихоном встали на защиту Церкви.
Иван занимал тогда келью в Архиерейских покоях и был свидетелем того, как по ночам приходили в монастырь с обыском и кого-нибудь из братии забирали: «Бывало, двенадцать часов ночи – пронзительный звонок. Все знают, что кого-то пришли забирать. Два часа с половиной, три делают обыск – все переворачивают. Потом смотрим, кого-нибудь одного берут. Прощаемся».
В 1929 году был закрыт Троицкий собор Свято-Даниилова монастыря, а в 1930-м – и весь монастырь.
В 1932 году Ивана арестовали и посадили в Бутырскую тюрьму, но через 40 суток выпустили – по молитвам схиархимандрита Троице-Сергиевой лавры прозорливого старца Захарии (Минаева). Из воспоминаний отца Даниила: «Пошел я сразу к отцу Захарии, поблагодарил его за святые молитвы и попросил благословения принять священнический сан. А это в те времена означало, что сразу после принятия сана пойдешь в лагерь. Батюшка меня на это не благословил, велел в церкви по-прежнему петь и читать. А моя родственница говорит: «Батюшка, да его снова возьмут». – «Никуда его не возьмут. Ходи в церковь, пой, читай, славь Бога».
Иван хотел стать монахом, но и на это ему не было благословения. А благословил его отец Захария жениться. Избранницей его стала прихожанка Даниилова монастыря девица Клавдия Николаевна Кутомкина, духовным отцом которой был архимандрит Поликарп (Соловьев).
В 1933 году молодые люди тайно обвенчались, их венчал отец Евфимий (Рыбчинcкий), духовное чадо старца Захарии.
18 мая 1934 года у Ивана Сергеевича и Клавдии Николаевны родилась дочь Ольга, а 14 февраля 1936 года – сын Владимир.
Иван Сергеевич устроился работать стеклодувом в Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам (НИИУИФ) на Ленинском проспекте, недалеко от Донского монастыря, поэтому утром успевал побывать в храме на службе, и в 9.30 уже был на рабочем месте, а после работы спешил в храм.
В 1941 году началась война, и он был взят на фронт.
По окончании войны вернулся домой и продолжал работу в том же институте до ухода на пенсию в 1972 году.
В свободное от работы время пел и читал в Николо-Кузнецком храме в Вишняковском переулке, где настоятелем был протоиерей Александр Смирнов. Потом собрал свой хор из бывших даниловских прихожан. На Пасху в Светлую ночь устраивал народное пение на улице в ограде храма. А когда организовались поездки в Троице-Сергиеву лавру, ездил туда со своим хором.
Примерно с 1952 года Иван Сергеевич был приглашен в храм Ризоположения на улице Донской в Москве, к которому был присоединен Малый собор Донского монастыря.
Регент Малого собора Донского монастыря.
27 апреля 1970 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в городе Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской области принял тайный монашеский постриг с именем святого князя Даниила Московского вместе с супругой Клавдией Николаевной, ставшей монахиней Ольгой.
17 декабря 1978 года состоялась диаконская хиротония. Рукоположил отца Даниила Святейший Патриарх Пимен (Извеков).
8 сентября 1983 года матушка Ольга была сбита машиной – насмерть.
24 ноября 1985 года умер от порока сердца сын.
В то время отца Даниила и его дочь очень утешил и поддержал даниловский старец иеромонах Павел (Троицкий), а также отец Всеволод (Шпиллер). Отец Даниил находил утешение в молитве.
2 августа 1988 года в Свято-Данииловом монастыре отец Даниил был рукоположен во иеромонаха.
В 1990 году Московской Патриархии был передан Донской монастырь.
В 1991 году отец Даниил стал насельником Донского монастыря.
В юности ему посчастливилось получить благословение Святейшего Патриарха Тихона, он удостоился проводить в последний путь святителя Тихона, ему суждено было дожить и до прославления Святителя в 1989 году.
7 апреля 2000 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископом Истринским Арсением (Епифановым) он был возведен в сан архимандрита.
Архимандрит Даниил глубоко почитал святого благоверного князя Даниила Московского, Небесного покровителя России, Москвы, Свято-Данииловой обители и своего собственного, скорого помощника верующих людей. В день его памяти отец Даниил славил святого князя, в храм приходило множество верующих, все горячо молились.
Когда-то в молодости в тонком сне отец Даниил видел святого князя Даниила, который предупредил его о нависшей над ним угрозе. По молитвам святого беда миновала. Много лет спустя старец Даниил со слезами на глазах вспоминал, как святой князь Даниил предупредил его: «Нас с тобой хотят выгнать!». И посоветовал помолиться и поставить свечу перед его иконой.
Старец Даниил часто говорил своим духовным чадам в затруднительном положении молиться святому князю Даниилу, молился и сам, просил за страждущих. Каждый раз, когда верующие рассказывали об улучшении своих жилищных условий по молитвам святого князя, архимандрит призывал скорее отслужить благодарственный молебен. Архимандрит Даниил говорил: «Велико молитвенное дерзновение святого князя Даниила пред Святой Троицей!»
Совершая пастырское служение, отец Даниил отдавал много сил и любви.
Из воспоминаний его дочери: «Скажу о себе, что я очень любила быть за Божественной литургией, когда служил отец Даниил. Какая была молитва! А когда Батюшка накрывал епитрахилью мою голову, я чувствовала в себе необыкновенную легкость. По его святым молитвам я была чудесно спасена от смерти. Я перебегала проезжую дорогу и не заметила, как лавина машин быстро двинулась на меня. Как я оказалась на тротуаре, по-человечески это объяснить невозможно. Только Батюшка был очень взволнован, когда я входила в его келью. Отец Даниил любил отдыхать на крылечке под виноградными лозами. Виноград родился каждый год и в изобилии. Батюшка любил угощать виноградом, да и не только им, но и яблоками из сада Донского монастыря. Яблоки были редких сортов и тоже родились каждый год».
Несмотря на преклонный возраст, он управлял хором еще в 2003 году.
В декабре 2004 года сильно простудился и проболел всю зиму до самой Пасхи. А когда наступили теплые дни, его здоровье немного улучшилось, он стал выходить из кельи и сидеть на крылечке.
С зимы 2005 года ему опять стало хуже. Последний раз он выходил в храм на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 2005 года. После этого слег в постель.
Причащали его Святых Христовых Таин в келье братия Донского монастыря.
Временами Батюшке было очень плохо, вызывали скорую помощь.
24 июля 2006 года, в день празднования равноапостольной Ольги, отца Даниила положили в 5-ю Градскую больницу в реанимацию в тяжелейшем состоянии. Благодаря усилиям сестер и врачей его удалось вывести из этого состояния. Временами ему становилось лучше, а то вдруг наступало ухудшение.
Из воспоминаний его дочери: «Я пришла к нему за несколько дней до кончины с его духовной дочерью – медсестрой Леной. Отец Даниил нас звал на пир: «Приходите ко мне на пир, я всех приглашаю, вот идут уже на пир много народа, будет большое торжество». И, что удивительно, мою маму незадолго перед ее кончиной ее покойная мама тоже приглашала на пир. Мама отказывалась, не хотела, но та сказала, что так надо. И мама попала под машину и скончалась 8 сентября 1983 года в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Отец Даниил скончался в этот же день, 8 сентября 2006 года. За два дня до кончины у него вдруг стало лицо молодым, как у юноши, и оно мне показалось без бороды. Я остановилась у его кровати, пораженная этой перемене. Мой папа получил мирную и безмятежную кончину. Он причащался каждый день и в день смерти причастился».
Накануне одна раба Божия по имени Мария во сне увидела монахиню, которая уводила старца – «женщина в черном одеянии шла впереди, а архимандрит Даниил за ней»: Господь призвал к Себе архимандрита Даниила в день смерти матушки Ольги.
9 сентября тело отца Даниила было перенесено в Малый собор. Были отслужены панихиды, а 10 сентября его перенесли в Большой собор, где епископ Красногорский Савва (Волков) отслужил Божественную литургию в сопровождении духовенства. После литургии был совершен чин отпевания.
Похороны состоялись на территории Донского монастыря по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Ридигера).
Из воспоминаний насельников Донского монастыря: «Это был великий молитвенник за Россию. За духовным советом к Батюшке приходили многие люди со всех концов страны. Наделенный особыми духовными дарами, отец Даниил к каждому находил особый подход».
По свидетельству его духовных чад, по молитвам прозорливого старца Даниила происходили чудеса исцеления, одинокие люди, потерявшие всякую надежду, обретали семейное счастье, в неблагополучные семьи возвращались мир и любовь, у бездетных супругов рождались дети.
Литература:
1. Т.В. Велк-Угланова. Архимандрит Даниил (Сарычев). – На сайте http://www.cofe.ru
2. http://pstbi.ru
3. Записи Радио «Радонеж».
4. Воспоминания духовных чад архимандрита Даниила, записанные Татьяной Велк-Углановой.

Батюшка Даниил любил москвичей)). Так шутим на работе, — вот бы дать такой подзаголовок книге. Солнечный батюшка, — такой он был. Рядом с ним было радостно, спокойно и легко. Но каким трудом это сияние далось — видно, что одни слезы, когда «идешь по следу его жизни».

Он помнил дореволюционную Москву, вырос с подвижниками Данилова монастыря. Любил Москву и Россию. В юности сидел в Бутырках. Потом старец Захария благословил ему остаться в миру. Он женился, родились дети, работал, пел, регентовал. а в 1970 с супругой приняли постриг. В 1988 только стал священником. А мог бы в 1932 — если бы не было гонений.

На самом деле, нужна ваша помощь и молитвы — очень. Составляю по работе книгу про подвижника и исповедника схиархимандрита Даниила Сарычева. Может, кто обращался к нему в Донской за советом. Интересуют черты духовного облика. Случаев бытовой помощи по его молитвам очень много, а вот о его наставлениях духовным чадам, о духе руководства известно не так подробно.

Для тех, кому будет интересно, можно прочесть некоторые главы из составляемой книги http://yadi.sk/d/O_PNbmud3RV… Это черновички, не судите строго. Но там много слов самого батюшки, а они очень интересны и полезны. Если кому-то нужно, напишите в личку — полностью дам прочесть черновой вариант 1−3 части.

Как стала писать — вся жизнь изменилась. На самом деле. Прошу молитв, чтобы дописать дал Бог силы и решимости. На фото батюшка и его могилка в Донском. Сейчас там крест каменный.

ДАНИИЛ (САРЫЧЕВ)

Архимандрит Даниил (Сарычев) фото сайта russian-inok.org

Даниил (Сарычев) (1912 — 2006), архимандрит, насельник Московского Донского монастыря

В миру Иван Сергеевич Сарычев, родился 14 января 1912 года в деревне Зверево Рязанской области в крестьянской семье.

В начале 1920-х годов Иван с мамой, сестрами и братом переехал в Москву. Семья поселилась у родственников близ Данилова монастыря. Мальчик стал постоянным прихожанином, а вскоре уже пел на клиросе. Он обладал сильным и красивым голосом, цепкой памятью. В одиннадцать лет стал канонархом.

В 1925 году участвовал в погребении патриарха Тихона.

К 1930 году Данилов монастырь был закрыт, Иван стал регентом храма Воскресения Словущего.

Через два года закрыли и эту церковь, Иван был арестован, но через 40 дней был отпущен.

Вскоре он был принят в клир церкви святителя Николая на Новокузнецкой, где находился в течение девяти с половиной лет.

Женился, супруга — Клавдия Николаевна Кутомкина, они тайно обвенчались в 1933 году. 18 мая 1934 года у них родилась дочь Ольга, а 14 февраля 1936 года — сын Владимир.

Духовным отцом Ивана Сергеевича долгие годы был архимандрит Серафим (Климков).

В 1940-1960 годы, когда быть верующим было опасно для жизни, Иван Сергеевич не только посещал храмы, но организовывал церковные хоры и руководил ими.

В 1950-1960 годы Иван Сергеевич Сарычев руководил хором в храме Ризоположнения на Донской улице и хором в Малом соборе Донского монастыря.

27 апреля 1970 года был пострижен в монашество с именем Даниил. Постриг в Троице-Сергиевой Лавре совершил архимандрит Наум (Байбородин). Тайный постриг приняла и Клавдия Николаевна с именем Ольга.

17 декабря 1978 года был рукоположен во иеродиакона.

8 сентября 1983 года матушку Ольгу сбила машина. Отец Даниил тяжело переживал утрату.

2 августа 1988 года был рукоположен во иеромонаха в Даниловом монастыре.

В 1991 году стал насельником Донского монастыря.

7 апреля 2000 года был возведен в сан архимандрита архиепископом Истринским Арсением (Епифановым).

24 июля 2006 года был доставлен в пятую городскую больницу с диагнозом двухстороннее воспаление лёгких.

Скончался 8 сентября 2006 года. Перед смертью удостоился принять Святые Дары. Похоронен на кладбище Донского монастыря при большом стечении верующих и духовенства.

Использованные материалы

  • Статья сайта «Русский инок». Составитель С. Девятова
  • Интервью с архимандритом Даниилом (Сарычевым)

МОСКОВСКИЙ СТАРЕЦ Архимандрит Даниил (Сарычев) — (1912-2006); Из воспоминаний насельников Донского монастыря: «Это был великий молитвенник за Россию. За духовным советом к батюшке приходили многие люди со всех концов страны. Наделенный особыми духовными дарами, отец Даниил к каждому находил особый подход» Архимандрит Даниил, насельник Донского монастыря, родился 14 января 1912 г. в селе Зверево Старожиловского района Рязанской области. Родители его были крестьяне – отец Сергей Васильевич и мать Анна Валериановна Сарычевы. Он рос в благочестивой семье. Особенно мать его отличалась благочестием. В семье было шестеро детей, двое из которых скончались в младенчестве. Отец Даниил с раннего детства имел глубокую веру в Бога, да и окружение было из простых верующих людей. Еще будучи ребенком, с другими мальчиками он пошел однажды в лес, а когда они возвращались, то увидели на поляне двух иеромонахов в епитрахилях, совершающих каждение. Но кто были эти иеромонахи, узнается позже. После смерти мужа Анна Валериановна, оставшись без кормильца семьи, переехала с детьми в Москву недалеко от Данилова монастыря. Вскоре Ваня ( будущий о. Даниил) был взят владыкой Феодором (Поздеевским) послушником в Данилов монастырь. Вот там он и увидел над Святыми Вратами ранее виденных им двух иеромонахов. Это были преподобные — Симеон Столпник и Даниил Столпник. Из воспоминаний архимандрита Даниила: «…Первый мой визит был в Симонов монастырь. Там служил иеромонах Севастиан, одаренный даром духовного зрения, а после этого я пришел в Данилов монастырь… Ежедневно ходил я в монастырь к ранней обедне, во время которой пел архимандрит Григорий (Лебедев), позже ставший настоятелем Александро-Невской Лавры и архиереем. Я его очень полюбил, и он меня также. Вот он-то и обратил внимание на мой голос и отдал в обучение к игумену Алексию, бывшему в монастыре регентом. Науку отца Алексия, который учил меня гласам и славянскому языку, я освоил быстро… стоило мне один раз услышать песнопение, как я уже мог его спеть. Очень мне хотелось быть канонархом, и я часто молил об этом Господа. И вот когда мне было одиннадцать лет, моя мечта сбылась, и я стал канонархом Данилова монастыря… Бывало, под праздник у нас пели десять стихир; так я один канонаршил все десять – с правого на левый клирос ходил. Носил я подрясник и немного длинные волосы, так что был похож на девочку. Бывало, пока пройду по храму, мой карман в подряснике полон конфет и шоколада». По свидетельству современников, у канонарха Ивана была уникальная память, абсолютный слух, он обладал сильным и красивым голосом (альт), знал наизусть многие мелодии религиозных песнопений. Многие верующие специально приходили в монастырь послушать юного канонарха. По свидетельству архимандрита Даниила в Даниловом монастыре в то время служба была уставная, многие насельники имели высшее духовное образование, песнопения были распева Оптиной пустыни. Из воспоминаний старца Даниила: «Пение у нас в монастыре было прекрасное, молитвенное, торжественное. На правом клиросе хор был наёмным и состоял примерно из тридцати человек. Все голоса были отборные: храмы и монастыри закрывались, поэтому наплыв певцов был большой. Это потом уже начались притеснения, и стали бояться петь в церкви. После смерти Патриарха Тихона Русской Церковью в течение восьми месяцев, вплоть до ареста, управлял митрополит Петр, который отстаивал все, что мог. Но постепенно духовенство высылали и церкви закрывали… Монахам особенно трудно было поступить на работу. Чаще всего их арестовывали и высылали. Вначале это была вольная высылка, а потом стали отправлять в концлагеря – на Колыму, в отдаленные места Сибири. Все наши монахи там и остались, а архиереев особенно много было на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Я жил в монастыре в архиерейских покоях и был очевидцем такого положения: бывало, двенадцать часов ночи – пронзительный звонок. Все знают, что кого-то пришли забирать. Два часа с половиной — три делают обыск – все переворачивают. Потом смотрим, кого-нибудь одного берут. Прощаемся. К 1930 году первая святая обитель Москвы, основанная более семи столетий назад святым благоверным князем Даниилом Московским, – единственный в конце двадцатых годов действующий монастырь был закрыт. (В стенах монастыря разместили детский приемник-распределитель. Воссоздание монастыря началось лишь в 1983 году.) Более пятидесяти насельников монастыря, проходивших по «делу о даниловском братстве» вместе с владыкой Феодором приняли мученическую кончину. Владыка Феодор был расстрелян 23 октября 1937 года в ивановской тюрьме. Незадолго до своей кончины он принял схиму с именем Даниил – в честь преподобного Даниила Московского. Всю свою долгую жизнь архимандрит Даниил (Сарычев) помнил сотни имен подвижников благочестия, он не уставал рассказывать о них, старался приблизить тот день, когда они будут прославлены. В 30-е годы, когда начались концлагеря, настали страшные времена. Власти начали вырубать всё церковное под корень. Вот придет молодой человек в храм, прочитает «Святый Боже…» – за ним уже идут по пятам. Потом его вызывают или приезжают за ним: либо вышлют, либо такого страха нагонят, что человек боится в храм зайти. (В 37-м году в храме уже боялись и служить, и читать, и Богу молиться.) В 32-м году дошла очередь и до меня: забрали меня в Бутырки (Бутырская тюрьма). Но тогда был еще жив схимник Захарий, который сказал, что меня выпустят. И действительно, просидел я сорок дней, и меня выпустили. Пошел я сразу к отцу Захарии, поблагодарил его за святые молитвы и попросил благословения принять священнический сан. А это в те времена означало, что сразу после принятия сана пойдешь в лагерь. Батюшка меня на это не благословил, велел в церкви по-прежнему петь и читать. А моя родственница говорит: «Батюшка, да его снова возьмут». – «Никуда его не возьмут. Ходи в церковь, пой, читай, славь Бога». Этими его святыми молитвами я пошел в церковь святителя Николая на Новокузнецкой, где служил отец Александр Смирнов. И в течение девяти с половиной лет я там организовывал такое народное пение! А кругом аресты идут. Я же смело ходил, и никто меня не взял по милости Божией…» Схиархимандрит Троице-Сергиевой Лавры прозорливый старец Захария (Минаев, 1850 -1936), последним покинувший Троице-Сергиеву Лавру после её закрытия, поселился в Москве у своей духовной дочери. Многие верующие приходили к прозорливому старцу за советом. Каждого он согревал своей любовью, во время исповеди сам называл забытые грехи. По воле Божией ему открывалось прошлое и будущее людей. Прозорливый старец Захарий благословил послушника Ивана жениться. По промыслу Божиему ему суждено было принять постриг в монашество лишь через три десятилетия. Избранницей Ивана Сергеевича стала девица Клавдия Николаевна Кутомкина. В 1933 году молодые люди тайно обвенчались, их венчал отец Ефимий (Рыбчинcкий), духовное чадо старца Захария. 18 мая 1934 года у Ивана Сергеевича и Клавдии Николаевны родилась дочь Ольга, а 14 февраля 1936 года – сын Владимир. Отец Даниил вскоре устроился работать в Научно — исследовательский институт удобрений. А когда началась война (1941- 1945), он был взят на фронт. По окончании войны о. Даниил вернулся домой и продолжил работу в том же институте до своего ухода на пенсию (1972 г.). В 40-60-е годы, когда быть верующим было опасно для жизни, Иван Сергеевич не только посещал храмы, но и организовывал церковные хоры и руководил ими. Духовником супруги Ивана Сергеевича, Клавдии Николаевны, был старец Данилова монастыря архимандрит Поликарп (Соловьёв). Архимандрит Поликарп (Соловьев, 1892-1937) перешел в Данилов монастырь вслед за владыкой Феодором. Впоследствии он стал одним из замечательных духовников. Из воспоминаний архимандрита Даниила: «Архимандрит Поликарп (Соловьев) — это величайший подвижник был. Он когда ходил по земле, то, как бы по воздуху ходил. Это был предпоследний наместник». (В 1937 году архимандрит Поликарп был арестован, его расстреляли 27 октября 1937 года в ивановской тюрьме). 27 апреля 1970 года в Троице-Сергиевой Лавре архимандрит Наум (Байбородин), постриг Ивана Сергеевича в монашество с именем Даниил. Тайный постриг приняла и Клавдия Николаевна с именем Ольга. (8 сентября 1983 года отец Даниил овдовел – матушку Ольгу сбила машина. Отец Даниил тяжело переживал утрату, утешение находил в молитве и в духовном пении.) Архимандрит Даниил глубоко почитал святого благоверного князя Даниила Московского, небесного покровителя Свято-Даниловой обители, скорого помощника верующих людей Москвы. В течение двух лет святые мощи находились в храме Ризоположения. В день памяти своего небесного покровителя отец Даниил славил святого князя, в храм приходило много верующих, все горячо молились. Митрополиту Макарию стали поступать жалобы на отца Даниила. (Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский, 1835-1926). Однажды в тонком сне отец Даниил видел святого князя Даниила, который предупредил его о нависшей над ним угрозе. По молитвам святого беда миновала (Много лет спустя старец Даниил со слезами на глазах вспоминал, как святой князь Даниил предупредил его: «Нас с тобой хотят выгнать!». И посоветовал, перед тем как идти к митрополиту, помолиться и поставить свечу перед его иконой.) Старец Даниил часто советовал своим духовным чадам в затруднительном положении молиться святому князю Даниилу, молился и сам, просил за страждущих. Каждый раз, когда верующие рассказывали об улучшении своих жилищных условий по молитвам святого, архимандрит призывал скорее отслужить благодарственный молебен. Архимандрит Даниил говорил: «Велико молитвенное дерзновение святого князя Даниила пред Святой Троицей!» 17 декабря 1978 года состоялась диаконская хиротония (рукополагал Ивана Сергеевича — Святейший патриарх Пимен (Извеков). В 1983 году Данилов монастырь был возвращен Православной церкви. Когда жизнь в монастыре начала налаживаться, отец Даниил передал в монастырь хранящиеся у него старинные фотографии и ноты. (2 августа 1988 года именно в Даниловом монастыре состоялась его пресвитерская хиротония.) Позже старец Даниил вспоминал, как однажды услышал ночью голос, известивший его, что он скоро будет рукоположен в иеромонахи: «На тебя пришло указание, чтобы тебя посвятить в иеромонахи». Когда на следующее утро он пришел в Данилов монастырь, то услышал от келейника епископа Тихона следующее: «На вас пришел указ от Патриарха Пимена, чтобы посвятить вас в иеромонахи, идите к наместнику». Из воспоминаний старца Даниила: «Когда я вошел к наместнику, владыке Тихону, он мне дает указ о посвящении меня в сан иеромонаха. А до этого был голос свыше: «О твоем посвящении ходатайствовало очень много духовенства». Вскоре после этого иеродиакон Даниил был посвящён в сан иеромонаха. (Через несколько лет уже в Донском монастыре иеромонах Даниил будет возведен и в сан игумена.) В 1990 году Донской монастырь был передан Московской Патриархии, и началось возобновление монашеской жизни. Освящение большого Донского собора состоялось 18 августа 1991 года. (В этот год отмечалось 400-летие со дня основания Свято-Донского монастыря.) В 1991 году отец Даниил стал насельником Донского монастыря. 7 апреля 2000 года отец Даниил был возведен архиепископом Истринским Арсением (Епифановым) в сан архимандрита. По рассказам современников архимандрит Даниил был старцем высокой духовной жизни и выдающимся регентом. Он говорил: «В церковном пении всё от регента зависит. Регент должен быть глубоко верующим – петь и молиться душой. И вот этот его духовный инстинкт, он пронизывает и поющих с ним, и молящихся. Когда пение бывает молитвенное, церковное, когда хор поет «с душой», как раньше пели матушки-монахини в монастырях, то молящиеся стоят и чувствуют себя, как на небе. Есть пословица: «Каков поп, такой и приход». Так вот, какой регент – такой и хор»». Из воспоминаний насельников Донского монастыря: «Это был великий молитвенник за Россию. За духовным советом к батюшке приходили многие люди со всех концов страны. Наделенный особыми духовными дарами, отец Даниил к каждому находил особый подход». По свидетельству духовных чад старца, по молитвам прозорливого старца Даниила происходили чудеса исцеления, одинокие люди, потерявшие всякую надежду, обретали семейное счастье, в неблагополучные семьи возвращались мир и любовь, у бездетных супругов рождались дети. У художников Марии и Алексея не было детей 9 лет. Семья могла распасться, но по молитвам старца Даниила у супругов родилась дочь, а вскоре Господь послал и сына. По рассказу одной духовной дочери архимандрита Даниила в годы перестройки, когда в магазинах почти не было продуктов, по молитвам старца Даниила, желавшего утешить духовных дочерей, намеривавшихся отметить день ангела одной из них, чудесным образом еда прибавлялась. Пюре из нескольких картофелин, которого едва бы хватило на ужин двоим, духовные дочери вместе со старцем ели не только в этот день, но и на следующий. По свидетельству келейницы архимандрита Даниила подобный случай был и на 90-летие старца. В тот день еду приготовили лишь для самых близких духовных чад, а приходили поздравить старца Даниила многие – всем хватило угощение. Три дня старец молился, и по его молитвам еда не убывала. Бывали случаи, когда верующие исцелялись от болезни желудка, вкусив благословленную старцем пищу. По свидетельству рабы Божией Нины, в 1996 году в день ангела старца Даниила, придя к нему в келью, чтобы поздравить, – она получила исцеление от болезни ног. О том, что у нее болят ноги, она не говорила духовнику, поэтому была очень удивлена, когда, увидев её, прозорливый старец предложил ей надеть свои тапочки. Одев по послушанию тапки, она получила исцеление. По свидетельству рабы Божией Екатерины, духовной дочери архимандрита Даниила, вскоре после кончины старец Даниил явился ей в сонном видении и предупредил, что о нем «нужно петь не о здравии, а об упокоении». Когда ей прислали SMS-сообщение, что старец отошел ко Господу, она ответила, что уже знает, что он сам предупредил её во сне. 24 июля 2006 года девяносточетырехлетнего старца Даниила, ослабшего во время длительной, изнурительной болезни, доставили в 5-ю городскую больницу с диагнозом «двустороннее воспаление лёгких». Следует отметить, что накануне раба Божия Мария во сне увидела монахиню, которая уводила старца, – «женщина в чёрном одеянии шла впереди, а архимандрит Даниил за ней». (Господь призвал к Себе архимандрита Даниила в день смерти матушки Ольги.) Старца увезли в больницу в день празднования равноап. Ольги (Елены) (11/24 июля). По свидетельству келейницы, через неделю старец Даниил стал просить, чтобы его забрали из больницы, предсказал, что иначе могут «его больше не увидеть». Архимандрит Даниил перенес инфаркт. Вскоре начался отек легкого. Старец непрестанно молился, его ежедневно причащали (приезжали насельники монастыря, духовный сын священник Димитрий Шпанько). 8 сентября 2006 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, архимандрит Даниил последний раз удостоился принять Святые Дары. Состояние старца ухудшалось с каждой минутой, его духовный сын священник Димитрий начал читать отходную молитву. (Он успел трижды прочесть отходную). В 22 часа 45 минут 8 сентября 2006 года старейший насельник московского Донского монастыря архимандрит Даниил (Сарычев) мирно отошел ко Господу. В воскресенье, 10 сентября, в Большом Донском соборе обители состоялось отпевание архимандрита Даниила. Отпевание возглавил епископ Красногорский Савва (Волков). Епископ Савва отметил, что душа человека, который сподобился причаститься в день смерти, проходит к престолу Господню, минуя мытарства. Такое случается с высокими подвижниками или с людьми с исключительно чистым сердцем. Собор был переполнен верующими, духовные чада собрались в этот день проводить своего дорогого батюшку в последний путь. Архимандрита Даниила похоронили на кладбище Донского монастыря при большом стечении верующих и духовенства.