Архимандрит сильвестр лукашенко

Духовник – это человек, который ведет к Богу

Архимандрит Сильвестр (Лукашенко)

Духовник Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря в Ростове Великом архимандрит Сильвестр (Лукашенко) хорошо известен за пределами Ярославской епархии. Он также является духовником российской сборной по неолимпийским видам спорта, которую не раз сопровождал во время ответственных международных соревнований. (А в 2012 году батюшка был официальным членом делегации России на XXX летних Олимпийских играх, проходивших в Лондоне, – единственным представителем Русской Православной Церкви в составе этой делегации). Еще отца Сильвестра многие знают, как духовного наставника Российского Союза боевых искусств и члена экспертного совета Фонда социально-экономической реабилитации сотрудников и ветеранов спецслужб и правоохранительных органов. Говорить о многогранной деятельности пастыря можно много. Но вернемся к его духовничеству в монастыре, тесно связанном с именем святителя Димитрия Ростовского, Российского чудотворца нового времени. Вначале мы встретились с наместником обители игуменом Августином, чтобы спросить его, как разделяется «сфера деятельности» духовника обители и наместника, не возникают ли при этом разногласия. Вот что ответил отец Августин (Неводничек):

– В нашем монастыре традиционно с момента возобновления в нем монашеской жизни, то есть с начала 90-х годов прошлого века, братию окормляет духовник, который занимается вопросами духовного делания. Каждую пятницу насельники обители собираются в храме и исповедуются отцу Сильвестру, назначенному духовником в монастырь чуть более десяти лет назад. Есть в практике Православной Церкви другая традиция, когда наместник одновременно является и духовником, и управляющим монастырем. Но все же во многих возрождающихся российских обителях существует такая, я бы сказал, достойная, вполне оправданная практика, когда наместник занимается административными вопросами, а духовник исповедует братию. Отец Сильвестр, как и духовники других монастырей, не принимает участия в решении каких-либо административных вопросов, связанных, например, с хозяйственной деятельностью монастыря, ремонтно-реставрационными работами, издательскими проектами и т.д. Он, зная духовное состояние каждого, кто здесь подвизается, стремится помочь человеку в его духовном становлении, за что мы ему бесконечно благодарны. Я же не стану вмешиваться в духовную жизнь насельника, если она не противоречит каноническим нормам. Только если кто-то пойдет, что называется, вразнос, тогда я как игумен монастыря буду вынужден принять соответствующие меры…

– Расскажите, пожалуйста, немного о жизни обители.

– Я был назначен сюда наместником три с половиной года назад, и монастырь уже тогда считался одним из лучших в епархии. Здесь совершалось и совершается ежедневное богослужение по полному монашескому кругу, то есть утро начинается в 6 часов с братского молебна, потом служится полунощница, утренние молитвы и Божественная литургия. После этого все отправляются на послушания. Когда я пришел, монастырь активно занимался – и не утратил эту активность сегодня – социально-благотворительной, педагогической, издательской деятельностью и научной работой. В обители сложилась традиция ежегодных «Димитриевских конференций», а в прошлом году даже получилась конференция международного масштаба. Мы прилагаем много усилий для того, чтобы прославлять имя святителя Димитрия Ростовского и продолжать то, что он здесь начал, – образовательную деятельность. При монастыре действует Воскресная школа для детей и родителей, а также созданная вместе с Московским благотворительным Фондом поддержки одаренных детей и молодежи имени Святителя Димитрия Ростовского православная школа искусств, в которой занимается около 80 ребят. Отдельного разговора заслуживает крепнущее из года в год подсобное хозяйство. Словом, монастырь возрождается на глазах. И у истоков его возрождения стоял как раз отец Сильвестр. Еще в сане игумена на Пасху 1991 года он провел здесь первое богослужение, а летом того же года участвовал в передаче из музея в монастырь мощей святителя Димитрия Ростовского.

С архимандритом Сильвестром (Лукашенко) мы встретились вначале в самом монастыре, но он был занят – принимал исповедь у насельников обители. Поэтому после исповеди поехали в село Сулость Ростовского района, где он является настоятелем храма во имя Святого мученика Андрея Стратилата. Там и побеседовали.

– Батюшка, Вы окормляете насельников Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря вот уже более десяти лет. На что при этом обращаете особое внимание как духовник?

– На то, что основным для братии должно быть послушание. Послушание в монастыре – оно превыше всего. Говорю, объясняю, советую насельнику вырабатывать в себе терпение и смирение, усердно молить Господа, чтобы Он даровал ему эти дары. А если у монашествующего нет послушания, то в голове у него возникают всякие помыслы, душу одолевают сомнения: правильно и туда ли нас ведут? Порой складывается впечатление, что тот или иной насельник пришел в монастырь как в некую организацию, в некое политическое движение. Человек плохо понимает, что пришел-то он сюда спасать свою душу!

– Наверное, в Вашей духовной практике были разные случаи? Настоятель Николо-Бабаевского монастыря Ярославской епархии архимандрит Борис (Долженко) в одной из своих книг, посвященных монашеству, говорит, что, если в монастыре за год появляется хотя бы один настоящий монах, – это огромное приобретение. То есть очень непросто стать монахом…

– И в монастыре, и в миру человек совершает серьезнейшую ошибку, если он стремится жить по справедливости. Нас вырастили в этом духе справедливости: око за око, зуб за зуб! А если вдуматься: люди, которые стремятся жить по справедливости, – это люди, готовые разрушить любые законы. Поэтому для них многое непонятно, и они с удивлением спрашивают христиан: да как вы можете прощать? Почему вы не хотите обидчика поставить на место, наказать его по полной? Но, когда мы живем по любви, тогда у нас появляется и терпение, и смирение, и послушание. Там, где нет любви, нет истинного христианства. Господь принес нам заповеди любви – Он не приносил нам заповеди справедливости! Правильное духовное воспитание в монастыре строится на любви, и двигаться надо в этом направлении, в направлении милосердия. Конечно, это сложно, поскольку все мы пришли в монастырь из мира, где занимались разными ремеслами, по-разному себя вели. Кто-то, может, даже озорничал… И немногие из нас воспитывались в воцерковленной семье. То есть у всех был разный путь к вере.

– Можно ли сказать, что за эти годы в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре создана крепкая монашеская семья?

– Она здесь есть, хорошая монастырская семья. Другое дело, что в любом случае мы должны стремиться ее постоянно совершенствовать. Ведь совершенства любви нет! Но наша монастырская семья находит свои формы, которые сейчас существуют в современном монашеском мире. Сами понимаете: то, что было утеряно (создавалось столетиями, а для Православной Церкви – тысячелетиями), трудно так быстро восстановить. Однако потихоньку все восстанавливается и восстанавливается на наших глазах!

– Батюшка, у Вас тоже был непростой путь к монашеству. Известно, что Вы закончили факультет прикладной математики Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова и работали в одном из НИИ, затем – в конструкторском бюро, потом – на кафедре высшей математики Горного института Ленинграда. Также служили в рядах Советской армии. И вот уже тридцать лет Вы подвизаетесь в Ярославской епархии. Вашими духовными наставниками стали митрополит Иоанн (Вендланд) и архиепископ Михей (Хархаров). Как и чем эти архипастыри Церкви, которых сегодня называют светильниками веры и благочестия, помогли Вашему становлению в духовном плане?

– Прежде всего – своим личным примером. Митрополит Иоанн, при котором, несмотря на сложные времена, не был закрыт ни один храм на Ярославской земле, обладал совершенно удивительным, я бы сказал, непостижимым для многих качеством неосуждения. Неосуждения и любви к тем, кто к нему приходил. У владыки Михея, рукоположившего много священников в епархии за годы своего служения, тоже была эта любовь, были терпение и смирение. Это не значит, что у них не имелось каких-то своих немощей, так или иначе проявлявшихся. Но в основе своей это были люди, привнесшие в жизнь любовь. Я видел, например, как архиепископа Михея несколько коробило, когда его пытались подвигнуть на осуждение кого бы то ни было или когда при нем человека осуждали. Опираясь на духовный опыт этих ревностных архипастырей, я для себя много чего почерпнул. Для меня это было очень важно – жить рядом с такими служителями Церкви, встречаться с ними. Святые отцы так и советуют – быть как пчелки: собирать нектар с дивных райских цветов, созданных Господом, чтобы получить мед.

– Думается, таким нектаром можно назвать и Ваши паломничества на Святую Гору Афон, встречи со святогорцами? Я читала, что Вы ездили в монашескую республику со съемочной группой телеканала «Россия», с известным тележурналистом Аркадием Мамонтовым, снимавшим там фильм о Поясе Пресвятой Богородицы. Как раз перед тем, как эта великая христианская реликвия из Ватопедского монастыря, где она хранится, была принесена в нашу страну для поклонения …

– На Святой Горе Афон я был шесть раз и по собственному опыту знаю, что, приезжая туда, человек попадает в мир любви, которая меняет его самого, и вскоре появляется ощущение, что она начинает в нем раскрываться. Там ты перестаешь чувствовать быстротечность времени. Кажется, что время на Афоне остановилось, потому что люди живут там другими ценностями и думают о спасении своей души и спасении всего мира: они молятся за весь мир. А трудятся они конкретно, делая вроде бы маленькие, но нужные вещи. Выращивают оливки, виноград, инжир, делают масло, ловят рыбу, ходят на службу, убирают, чистят, ремонтируют. Встречают и кормят паломников. В моем восприятии святогорцы – это люди, которые наиболее, может быть, ярко прочувствовали на себе исполнение Евангельских заповедей: любви к Богу и любви к ближним. У них есть внутренняя открытость. Сами поездки туда можно назвать и нектаром, и глотком чистой ключевой воды, которая оживляет, одухотворяет, дает тебе возможность по-другому поглядеть на какие-то свои поступки, свои планы. Там ты остро осознаешь, что главным жизненным планом, самым перспективным и долгосрочным, должно быть спасение души и оказание помощи тем, кто к тебе за ней обращается.

– Отче, Вы окормляете и насельников обители в Ростове Великом, и прихожан своего сельского храма в селе Сулость, и многих известных спортсменов, военных, актеров. Скажите, к этим разным категориям верующих или приходящих к вере людей и подход нужен разный?

– Разница лишь в том, что кто-то уже избрал путь, спасительный для души, чтобы жить по заповедям Божиим, а кто-то только идет к этому. Хотя и тем, и другим все равно нужно показывать, разъяснять, где в их поведении заповедь любви нарушается и как эти ошибки можно исправить.

– Отец Сильвестр, мы с Вами встречаемся впервые, но знаю о Вас давно по рассказам приснопамятной монахини Адрианы (Малышевой). Многие называли ее легендарной личностью, потому что, будучи разведчицей в Великую Отечественную войну, она получала задания от маршала Рокоссовского, а после войны, работала инженером-конструктором в ракетостроении, и сам Королев высоко ценил ее как специалиста. После встречи с Вами, сыном однополчанина, избравшим монашеский путь, круто изменились жизнь и духовное состояние Наталии Владимировны Малышевой. Она могла стать депутатом Верховного Совета СССР, но стала верующей. В сельском храме под Угличем в 80-е годы, где Вы служили, столичная гостья купила алюминиевый крестик на веревочке, потому что крестика на ней не было… А дальше… Дальше мы знаем ее как насельницу подворья Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря в Москве, которая на пороге своего 80-летия приняла монашеский постриг. С каким чувством Вы это восприняли?

– В душе была радость. Матушка Адриана рассказывала, что однажды получила письмо от моей мамы из Ленинграда, вдовы ее фронтового друга, и та писала, что сын стал священником. Матушка Адриана тогда была нецерковным человеком и, узнав, что я священник, разволновалась. Как бывшая разведчица, она приняла решение ехать ко мне на сельский приход, куда в то время добраться было непросто, и «спасать» меня. Мама поехала с ней. Но, слава Богу, Господь открыл матушке глаза на то, что есть истинное спасение. Матушка прожила на приходе около недели. Помогала в саду, в приходском доме. Стала ходить на службы в храм, а потом исповедовалась. А в следующий приезд – причастилась.

Я встречался с духовником монахини Адрианы на ее юбилее и был очень доволен, что такой замечательный московский батюшка – протоиерей Владимир Ригин – ее окормляет. Знаю, что каждый год на праздник Великой Победы 9 Мая он приглашал ее к себе в храм, настоятелем которого по сей день является. Это храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. Прихожане накрывали столы, чествовали ветеранов войны. Монахине-фронтовичке было приятно находиться в их кругу. Перешагнув 90-летний рубеж, она умерла, окруженная любовью и заботой сестер подворья Пюхтицкого монастыря. Для меня это близкий человек, и воспоминания о ней чрезвычайно дороги.

– Чуть более двух лет назад в свой 60-летний юбилей в ответ на вопрос, что же именно может современный человек почерпнуть для себя в монашестве, Вы ответили: настоящую жизнь и настоящую любовь. И добавили, что в монашестве человек раскрывается и находит себя в Боге.

– Эти слова я повторю и сейчас и полагаю, что многие монашествующие к ним присоединятся. Человек, который пришел в монастырь, учится всецело полагаться на Бога, учится жить так, чтобы каждую минуту предстоять перед Богом. Здесь уже ведется духовная война. И главный враг для человека – он сам, он внутри, а не кто-то ближний, не какие-то обстоятельства. Бороться приходится со своими слабостями, греховными наклонностями и духовными немощами. Но без Бога поднять такой труд одному человеку не под силу. Так приходит упование на помощь Божию, смирение и терпение.

Беседовала: Нина СТАВИЦКАЯ

Фотограф: Владимир ХОДАКОВ

Фото

одился 27 января 1952 г. в г. Ленинграде, его мирское имя – Сергей Павлович Лукашенко.

Получил высшее образование в Ленинградском Государственном университете им. А.А. Жданова на факультете прикладной математики и процессов управления. В 1974 г. завершил обучение по специальности прикладная математика.

С 1974 по 1975 гг. являлся инженером одного из ленинградских научно-исследовательских институтов, затем проходил службу в рядах советской армии. Вернувшись в Ленинград, в 1977 г. поступил в конструкторское бюро. С 1979 г. работал на кафедре высшей математики Горного института г. Ленинграда.

В 1983 г. 21 сентября был рукоположен в сан диакона Митрополитом Иоанном (Венландом) и с этого времени служил диаконом Федоровского кафедрального собора г. Ярославля.

11 декабря 1983 г. Митрополитом Иоанном был рукоположен во пресвитеры.

Осенью 1984 г. был назначен настоятелем Яковлевского храма г. Ярославля. 26 ноября того же года владыкой Иоанном награжден камилавкой.

10 февраля 1986 г. стал настоятелем храма Бориса и Глеба с. Борисоглебский Погост Угличского района.

Весной 1986 г., во вторник Страстной седмицы принял монашеский постриг с наречением имени Сильвестр, в честь преп. Сильвестра Обнорского (память 8 мая). Пострижение совершил Высокопреосвященнейший Платон, Архиепископ Ярославский и Ростовский в кафедральном Федоровском соборе.

Весной 1988 г. Святейшим Патриархом Пименом был награжден наперсным крестом.

Ко дню св. Пасхи 1990 г. − возведен в сан игумена.

В 1990 г. был назначен настоятелем Успенского собора г. Ростова и благочинным Ростовского округа. В том же году стал главным редактором вновь возрожденной газеты «Ярославские епархиальные ведомости».

Успенский собор – бывший кафедральный храм Ярославской епархии и древнейший храм Ростова – стал первым местом служения о. Сильвестра на Ростовской земле. В должности настоятеля собора он много сделал для сохранения и восстановления, укрепления и украшения этого уникального храма, который является средоточием древних святынь Ростова Великого.

С осени 1990 г. духовно окормлял Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, подготавливая его возвращение Русской Православной Церкви. На св. Пасху, 7 апреля 1991 г., провел первое богослужение в Спасо-Яковлевском монастыре. 4 июня 1991 г. участвовал в передаче из музея в монастырь мощей святителя Димитрия Ростовского.

В 1994 г., с 15 марта по 19 апреля, являлся штатным священником Федоровского собора г. Ярославля.

19 апреля 1994 г. был назначен настоятелем храма Андрея Стратилата с. Сулость Ростовского района. Немалых трудов потребовало восстановление храма, воспитание церковной общины и налаживание подсобного хозяйства. Ныне приход с. Сулость − один из самых известных в округе.

Церковь св. Андрея Стратилата возобновлена во всей красе. Иконы для иконостаса написаны в древнерусском стиле. В этом светлом просторном храме – особая атмосфера, соответствующая духовному настрою его настоятеля. Храм пронизан светом, в нем царят истинная любовь, духовная радость и душевный покой. И он всегда полон людьми, которые приезжают сюда даже издалека.

К празднику св. Пасхи, 7 мая 1997 г., Святейшим Патриархом Алексием II удостоен правом ношения палицы. Ко дню св. Пасхи 2000 г., за усердие и труды на благо Святой Церкви, награжден крестом с украшениями.

С 1 января 2003 г. архимандрит Сильвестр был назначен благочинным приходских церквей Ростовского округа. Спустя месяц стал благочинным монастырей Ярославской епархии.

15 марта 2003 г. Высокопреосвященнейшим Кириллом, Архиепископом Ярославским и Ростовским возведен в сан архимандрита. 1 июня 2003 г. − определен духовником Спасо-Яковлевского монастыря.

В 2010 г. занял должность Председателя церковного суда Ярославской епархии. Является членом Епархиального совета.

Служение отца Сильвестра не ограничивается епархиальными пределами. Его многогранная и разносторонняя деятельность принесла ему поистине всероссийскую известность.

В июне 1999 г. он стал одним из организаторов и участников уникальной духовной акции – крестного лета над Россией, посвященного 2000-летию Рождества Христова и совершенного по благословению Святейшего Патриарха Алексия. Это был настоящий «крестный ход в небе» – самолет МЧС Ан-74, на время обращенный в символическую часовню, облетел всю нашу страну по периметру ее границ. На борту самолета находились иконы, во время всего полета не прекращалась молитва. Небесный крестный лет над Россией продолжался неделю, а начался он в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

Архимандрит Сильвестр является духовником сборной России по не олимпийским видам спорта, выступающей на Всемирных играх. Подобно Олимпийским играм, — это международное спортивное мероприятие, объединяющее спортсменов самого высокого ранга. Отцу архимандриту особенно нравятся единоборства, так как он сам — обладатель черного пояса Тэквон-До ATF.

В качестве духовного наставника он сопровождает российскую сборную на ответственных международных соревнованиях. Как говорит отец Сильвестр, беседы и молебны помогают и в победах, и в создании настоящего командного духа. Особенно знаменательными оказались Первые всемирные игры боевых искусств, которые проходили в 2010 г. в Пекине и увенчались полной победой Российской сборной.

Отец Сильвестр — духовный наставник Российского Союза боевых искусств, духовник и член экспертного совета Фонда социально-экономической реабилитации сотрудников и ветеранов спецслужб и правоохранительных органов, действительный член Международной академии экономической безопасности.

С 2010 г. о. Сильвестр является членом этического комитета при Федеральном государственном учреждении «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России» (ФГУ «РНЦ ВМиК»), которое является головным научно-практическим и лечебным учреждением Российской Федерации по проблемам восстановительной медицины, медицинской реабилитации, физиотерапии и курортологии.

Отец архимандрит курирует различные научные и просветительские проекты. По его предложению в 2011 г. в Спасо-Яковлевском монастыре была организована международная научная конференция «Ростов Великий — имена, события, судьбы: великокняжеские, царские и знатные рода России в истории города».

Батюшка – один из творческих вдохновителей и инициаторов различных фестивалей, концертов, выступлений для детей на Рождество и Пасху.

В октябре 2011 г., вместе с творческой группой тележурналиста Аркадия Мамонтова, о. Сильвестр принял участие в работе над документальным фильмом «Пояс Богородицы», рассказывающем о великой святыне Ватопедского монастыря на Афоне и других знаменательных реликвиях Святой Горы.

Афон называют земным уделом Пресвятой Богородицы. Там 20 древних обителей, и все они Богородичные. Только в Ватопедском монастыре – семь чудотворных икон Божией Матери, самая почитаемая – Ватопедская. Список с нее хранится в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре и тоже является чудотворным образом.

Главным спортивным событием 2012 г. стали XXX летние Олимпийские игры, которые проходили в Лондоне с 27 июля по 12 августа. Официальным членом делегации России на Олимпийских играх стал архимандрит Сильвестр. Уже несколько лет он является духовником Российской сборной по неолимпийским видам спорта, сопровождая ее на Всемирных играх. В нынешнем году духовная помощь о. Сильвестра распространилась на российских спортсменов-олимпийцев.

Его работа на Олимпиаде была сложна и ответственна. Она заключалась в служении ежедневных молебнов о призвании помощи Божией, в участии в отправлении литургий, в напутственных беседах со спортсменами и тренерами, в преподании пастырского благословения, в присутствии на соревнованиях, в сугубых молитвах.

Посещение архимандритом Сильвестром XXX Олимпийских игр – важное и знаковое событие – он стал единственным представителем Русской Православной Церкви в составе Олимпийской делегации России в Лондоне.

Архимандрит Сильвестр удостоен множества наград.

  • «За усердные труды на благо Святой Церкви на Ярославской земле» 2 октября 2004 г. Архиепископом Кириллом награжден золотой медалью Ярославской епархии.
  • 5 ноября 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II получил орден Преподобного Сергия Радонежского II степени.
  • 29 декабря 2006 г. во внимание к усердным миссионерским трудам удостоен ордена Русской Православной Церкви Святого Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского III степени.
  • 17 января 2007 г. Международный общественный фонд им. полководца Г.К. Жукова выдал памятный наградной знак «За мужество и любовь к Отечеству».
  • 18 января 2007 г. решением наградной комиссии Национального благотворительного фонда «Вечная слава героям» и Национального комитета кавалеров российских императорских орденов удостоен ордена «За служение Отечеству».
  • Постановлением Общественной организации ветеранов «Боевое братство» награжден медалью «За ратную доблесть».
  • 19 сентября 2008 г. Национальный оборонный фонд «Парад» вручил Петровскую медаль «За заслуги».
  • 30 октября 2008 г. Ярославским областным отделением Ассоциации ветеранов и сотрудников службы безопасности президента за заслуги перед Родиной и Отечеством награжден медалью «Защитнику Отечества»
  • 19 декабря 2008 г. Всероссийский союз общетвенных объединений ветеранов десантных войск «Союз десантников России» вручил медаль «За верность долгу и Отечеству».
  • 5 ноября 2009 г. – «за высокий профессионализм, безупречную репутацию, верность избранному делу, честное и беззаветное служение России знаниями, мастерством и талантом» президиумом Совета по общественным наградам Российской Федерации награжден медалью «За службу Отечеству».
  • 26 октября 2009 г., в день освящения Димитриевского собора Спасо-Яковлевского монастыря, за усердие, проявленное в устроении новой серебряной раки для мощей Святителя Димитрия, получил орден «За веру и верность» общественного движения «Россия Православная».
  • 27 августа 2010 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вручил орден Святого равноапостольного князя Владимира III степени.
  • 27 января 2011 г. Архиепископом Кириллом награжден памятной медалью Ярослава Мудрого.
  • 19 августа 2011 г. фонд «Вымпел» выдал нагрудный юбилейный знак «30 лет группы «Вымпел».
  • 26 января 2012 г. Федеральная служба Российской Федерации по контролю

    за оборотом наркотиков вручила памятный знак «За заслуги».

  • 27 января 2012 г. Митрополит Пантелеймон подписал Архиерейскую грамоту «в благодарность за труды во славу Матери Церкви на Ярославской земле» и в честь 60-летия.
  • 27 января 2012 г. губернатор Ярославской области С.А. Вахруков выразил благодарность «за активную работу в составе Общественной палаты Ярославского областного созыва 2009-2012 гг. и большой вклад в развитие гражданского общества в Ярославской области.
  • 27 января 2012 г. губернатор Ярославской области С.А. Вахруков вручил Почетную грамоту «за многолетнюю активную общественную работу и плодотворное взаимодействие с правоохранительными органами Ярославской области».
  • 27 января 2012 г. фонд ветеранов Управления специальных операций ЦСН ФСБ РФ наградил медалью ордена «За заслуги»
  • 27 февраля 2012 г. от Секретариата Комиссии Таможенного союза получил «Медаль за вклад в формирование Таможенного Союза».

И все же главное дело жизни отца Сильвестра – его пастырское служение. При общении со священником люди получают от Господа через своего пастыря благодатную помощь для своей духовной жизни и очень часто – решение проблем при затруднительных ситуациях.

«Попробуйте пожить в мире со всеми. Постарайтесь никого не осуждать – говорит он: Вы скажете, что это невозможно, это никак нельзя осуществить в реальном мире? Но ведь все подвижники жили в реальности мира, и даже тогда, когда старались уйти от него, мир сам приходил к ним, чтобы учиться радости и любви. Попробуйте не осуждать — и ваша радость будет долгой. Радость — это состояние души».

Архимандрит Сильвестр объединяет вокруг себя множество людей – разных по возрасту, социальному статусу, мировоззрению и жизненному опыту. Это и пожилые люди, и молодые, с высоким должностным положением и безработные, состоятельные и малоимущие, известные на всю страну актеры, спортсмены, военные и совсем простые люди, жители округи и приезжие из других городов, русские и иностранцы – всех своих прихожан батюшка принимает одинаково. И для каждого, приходящего к нему за советом, утешением и благословением, он находит особые слова – дарующие любовь, надежду и веру.

Именно любовь прививает и растит отец Сильвестр в сердцах своих духовных чад. Любовь и милосердие. «Если бы Господь судил нас по справедливости, на земле не осталось бы ни одного человека — говорит батюшка: но Господь милосерд, и нас призывает к тому, чтобы мы были милосердными. Через милосердие реализуется заповедь любви. Милосердие помогает нам творить добрые дела, претерпевать и смиряться, именно оно позволяет нам жить по заповедям любви и идти по пути, ведущему к Богу».


Алла Виденеева


Видеофильмы

К проекту создания нового театра в Ярославле // ИА «НТК Заволжье». Ярославль, 2015.

Фестиваль «Просто хорошее кино» с Лорой Гуэрра // ИА «НТК Заволжье». Ярославль, 2015.


Публикации

Архимандрит Сильвестр (Лукашенко) освятил обновленный орган Ярославской филармонии // По материалам сайта «Ярославская митрополия» http://yareparhia.ru, 10.08.2015

В Ярославском государственном университете прошла Всероссийская научная конференция, посвященная равноапостольному князю Владимиру // Сайт «Ярославская митрополия» http://yareparhia.ru, 27.06.2015

Роль Русской Православной Церкви в становлении и развитии российской государственности обсудили сегодня на конференции в Ярославском государственном университете // Сайт «Ярославская митрополия» http://yareparhia.ru дата публикации 20.11.2014

Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Православие — как фактор формирования и развития российской идентичности // По материалам сайта Ярославской митрополии http://yareparhia.ru, 04.11.2014

Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). К вопросу о справедливости и любви в современном обществе // По материалам сайта Ярославской митрополии http://yareparhia.ru, 27.10.2014

В Ярославской области обсудили развитие российской идентичности // Пресс-служба Ярославской епархии с использованием материалов сайта Правительства Ярославской области

В Ярославле завершилось заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации // Пресс-служба Ярославской епархии с использованием материалов сайта Правительства Ярославской области

Елена Варова. Архимандрит Сильвестр: К святости ведет любовь // Журнал «Славянка». 2014 г. № 5 (53). С. 12-10.

Нина Ставицкая. Духовник – это человек, который ведет к Богу // Сайт «Монастырский вестник». http://monasterium.ru/, 29.08.2014

Мария Владимирская. Юношеские игры боевых искусств // По материалам сайта Ярославской митрополии http://yareparhia.ru, 26.05.2013

Архимандрит Сильвестр сопровождал Ярославский камерный театр на гастролях в Косово и Сербии в апреле 2013 г.

Ярославские артисты вернулись из Сербии // Сайт «Городской телеканал», Ярославль http://www.gtk.tv от 18.04.2013

Камерный театр Ярославля завтра сыграет в Косово // Ярославский новостной портал «Yarnews» http://www.yarnews.net от 05.04.2013

Юрий Рост. Хроника хороших похорон. Последнее путешествие Тонино // «Новая газета». № 31 (2026). 22.03.2013. С. 17-19.

Архимандрит Сильвестр (Лукашенко): Общество открыто заявило о своей позиции Ярославские Епархиальные ведомости. 2013 г., январь. № 258. С. 12.

Архимандрит Сильвестр благословил участников Всероссийских юношеских игр боевых искусств // По материалам Пресс-службы Ярославской епархии http://yareparhia.ru, 15.09.2012

небольшой Фоторепортаж об Олимпиаде

Духовник олимпийской сборной вернулся на родину // Сайт Ярославской государственной телевизионной и радиовещательной кампании http://yaroslavl.rfn.ru 15.08.2012

Духовник олимпийской сборной России: «Какая-то Олимпиада должна стать для нас наконец переломной» По материалам сайта Православие и мир.ru, публикация от 29 июля 2012 г.

Духовник Олимпийской сборной: Когда наши побеждают, над Лондоном звучит российский гимн! По материалам сайта Православие и мир.ru, публикация от 31 июля 2012 г.

Высшая проба: Ярославский священник молился за россиян в Лондоне // Российская газета. 2012 г., 30 августа. № 199. С. 19

Олимпийская миссия //Ярославские епархиальные ведомости, 2012, август (№ 252), стр. 4-5

Архимандрит Сильвестр (Лукашенко): «В духовной жизни человек обретает себя в Боге» //Ярославские епархиальные ведомости. 2012, февраль-март. С. 8-9

Фоторепортаж «Афонское паломничество архимандрита Сильвестра»

Афонское паломничество архимандрита Сильвестра

Вачнадзе П. Икона Алексия II помогла российской сборной на Олимпиаде // http://www.yar.aif.ru 2012.09.11

Попробуйте не осуждать – и продлится радость Рождества // Ярославские епархиальные ведомости. 2010 г., январь. № 223. С. 8-10.

Тамарова С. Отцы и дети Сулости // Сайт Культурная эволюция http://yarcenter.ru 11.11.2009

Кожевникова Т.Н. Дух мужества // Ростовский вестник. 11 сентября 2009 г.

Духовник //Ярославские епархиальные ведомости. 2009 г., август. №218. С. 10.

Священник принял участие во Всемирных играх по неолимпийским видам спорта // http://www.interfax-religion.ru Интерфакс-Религия. 10 августа 2009 г.

Смарагдова М. Есть у российских «стратилатов» ярославский духовник // ГТК-Ярославль (телерепортаж). 22.02.2008.

Победа с благословения // Ярославские епархиальные ведомости. 2007 г., декабрь. № 197. С. 7.

Карцев А. «Патриотизм основывается на создании» // Ростовский вестник. 2006 г., 27 апреля. № 32.

Бикулов Н. «Дано будет и преумножится… // Газета «Северный Край». 22 октября 2002 г.

Вся его жизнь — бесконечное движение. Отец Сильвестр (в миру Сергей Павлович Лукашенко) родился в Санкт-Петербурге, отец — военный инженер, мама-стоматолог. Как и положено, офицерской семье пришлось пожить в военных городках. Однако в круговороте будней родители не забывали о развитии своего чада. Они посчитали необходимым дать мальчику музыкальное образование по классу фортепьяно. И хотя сейчас особо играть некогда, все же порой, приезжая в квартиру родителей в Санкт-Петербурге, отец Сильвестр садится за инструмент. Из классики вне конкуренции — Чайковский, Рахманинов. Мусоргский, Моцарт, Бах. Хотя ему всегда были интересны разные направления музыки. Развиваться гармонично возможность была – спорт и музыка, математика и физика. В молодости священник был чемпионом Ленинграда по легкой атлетике среди юношей, в беге на 100 и 60 метров, а еще раньше — в четырехборье.

— Я любил математику и физику. Думал поступать в Москву, но отец посоветовал мне пойти в Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова на факультет прикладной математики и процессов управления. Потом работал инженером и конструктором в научно-исследовательских институтах, преподавал высшую математику в горном институте Ленинграда. Там же писал кандидатскую диссертацию, но не успел защититься. У меня был выбор становиться священником или дальше идти в науку, выбрал храм, и в 1983 году был рукоположен, — рассказывает отец Сильвестр, — Я с молодости не был материалистом. Моя семья была не религиозная, но это не значит, что она бездуховная. Мой путь сформировала и семья, и что-то свыше. Меня вел Господь. В молодости, в числе многих питерских интеллигентов, я серьезно изучал Восток. Достаточно серьезно занимался хатха-йогой, изучал народную медицину, травы и минералы. Всегда осторожно относился к экстрасенсорике. Знал кришнаитов того времени, многих из тех, кто начинал. Все-таки, это — сектантство. Похоже на опасные детские игры, когда дети жгут спички, только здесь взрослые люди сжигали свою жизнь и свою душу. Некоторые занимались кундалини-йогой, джанани-йогой, раджи-йогой, пытались выйти в астрал, но обратно не возвращались. Занимались реинкарнацией, но не понимали, к чему они прикасаются. Это просто опасные вещи, не имеющие никакого отношения к духовному поиску, хотя на первый взгляд, все ищут совершенство. Не значит, что я не ошибался. Но Господь давал возможность подниматься, исправлять ошибки. Сначала я искал некую абсолютную истину, потом Бога и когда был на пути поиска Бога заходил в храм, но пока просто заглядывал.

Чтобы окончательно изучить буддизм тогда еще преподаватель прикладной математики решил пожить в дацане. Это было не так просто, советская власть не слишком жаловала искателей истины. Но, отец Сильвестр считает, что Господь дал ему возможность побывать там и узнать все изнутри.

Иволгинский дацан в Бурятии известен как «центр российского буддизма». Это не столько храм, сколько монастырь, включающий еще и буддийский университет. Это был единственный в СССР дацан, где были ламы из Монголии, Тибета. Там, тогда еще мирянин Сергей Лукашенко, изучал буддийскую мудрость, келейничал и готовился к посвящению. Однако совершенно необъяснимые, и даже мистические события не позволили ламе провести обряд. Провожая домой своего ученика, лама сказал — я тебе дать ничего не могу, у тебя есть все свое.

Через два месяца после дацана будущий батюшка оказался в одном из храмов Санкт-Петербурга на Шуваловском кладбище у протоирея Василия Лесняка. Эту встречу он считает знаковой. Именно от нее он отсчитывает свой сознательный путь служения Богу.

– Отец Сильвестр, некоторое время назад многие россияне неожиданно вспомнили, что они православные, стали ходить на службы, приглашали священников освящать все подряд. Насколько, по-Вашему, эта тенденция сохранилась?

– Люди в наше время более серьезно относятся к вере. Когда-то это было для одних модой, для других любопытством. Сейчас чаще приходят сознательно.

– В нашей стране Церковь отделена от государства, однако же все чаще Русская Православная Церковь оказывается глубоко встроенной в современную жизнь общества.

— У Церкви свои задачи – духовное служение, все, что касается души. Нам не нужно решать вопросы за политиков, строителей, ученых, они этому учились. Мы с ними общаемся, можем высказать свое мнение, но не подменяем их. Мы занимаемся душой человека.

– С недавних пор Вы входите в Общественную палату Ярославской области, несколько лет назад православный священник был избран депутатом областной Думы. Насколько это оправдано?

– Общественная палата рассматривает разные вопросы, не только экономические, но и нравственные, моральные. Это та сфера, где, вероятно, я смогу быть полезным. Когда меня пригласили, я получил на это благословение владыки. Присутствие в Областной думе представителя Церкви, возможно, сделает атмосферу более духовной, чистой.

Принимая, в том числе и законотворческие решения, нужно подумать, как не обидеть людей. Законодатель предлагает принять закон, чтобы было справедливо. А для кого? Для вас или ваших близких, или для всех? Справедливость — субъективная вещь, она для каждого своя. Жить надо по любви. Если живешь и любишь людей, ты их не обижаешь. Но это заповедь, а не закон.

А законы государства обеспечивают нормальную жизнь большинству. Законность — это крепостная стена, то, что выстрадано. Законные акты, позволяют обществу какое-то время жить устойчиво. Эта вещь субъективная связана с временем, традициями. Справедливость все равно будет разделять и противопоставлять людей, как и любая идеология. Поиски справедливости людей сталкивают лбами, и в какой-то момент они становятся врагами. В справедливости любви нет, она выполняет воздаятельно-распределительные функции. Не может быть справедливости для всех. Любовь все покрывает, всему верит. Она жертвенна, милосердна. Церковь располагает людей к духовной жизни, учит прощать, любить свое Отечество. Главное — любовь. В Евангелие Господь много раз говорит о любви и ни разу о справедливости.

– Получается, Вы пытаетесь людей в том числе, чиновников и народных избранников, научить любви, чтобы спасти свою душу?

– По возможности. Я пытаюсь помочь тем, кого Господь приводит. Моя задача, чтобы благодать коснулась сердец разных людей, и тех, кого пошлет Господь, чтобы я с ним побеседовал. Священник должен сопереживать. Это тяжело и больно, но надо сопереживать, иначе как будешь помогать? Мы не должны обижать людей и укорять их. Мы не должны навязывать.

– Трудно любить всех?

–Надо научиться любить ближних своих. Но если мы будем не любить — общество расколем. Нужно задуматься, что нас может не разрушить, а объединить? То, что осталось от отцов и прадедов. Нас может объединить любовь к отечеству, к семье, друг к другу. Стоит научиться не терпеть друг друга, а уважать и не обижать. Это сложно, но необходимо.

Бывает, ко мне разные люди приходят. Случалось, топают ногами, что-то у них по жизни не так, или обижаются, что Господь с их точки зрения несправедливый — почему дети умирают, войны идут. Вспомним, как на это отвечал преподобный Серафим Саровский — Бог не справедлив, он милосерден. Если бы он был справедливым, он бы нас всех уничтожил, а он нас терпит и любит, как родители капризных детей, которые знают, как делать не надо, но не слушаются. Вот и мы должны потерпеть.

– А как уважать и любить, к примеру, преступников?

–Я исповедовал ребят, отбывающих наказание, вел беседы, совершал службы. Священник приходит ко всем чадам Божиим — тем, кто оступился, и кто нет. Моя задача расположить к раскаянию. Господь пришел не праведников спасать, а грешников. С другой стороны, нет безгрешных людей.

– В наше политически и экономически непростое время, что нужно православному человеку, чтобы не потерять себя?

– Настроиться на духовную жизнь, найти духовника.

– Но это совсем непросто?

— Надо идти в храм, побыть на службе, послушать себя, задуматься о своей жизни, почитать Евангелие вечерком, хоть пять минут. Но не для выполнения ритуала, а чтобы что-то понять. Задуматься о прочитанном, но так, чтобы без суеты. Мы ведь когда ищем в лесу грибы, очень внимательны бываем, зная, что можно встретить и зверя, и змею, и под кустики заглядываем, чтобы гриб не пропустить. А в работе над своей душой почему не радеем?

– Вам удалось чуть ли не на пустом месте создать крепкую церковную общину, восстановить практически разрушенный храм Андрея Стратилата в селе Сулость, наладить подсобное хозяйство. Как признают многие, в Вашем храме особая светлая атмосфера, сюда постоянно приезжают люди. Как Вам это удалось?

— Моя задача — помочь людям духовно, остальное — выстроить здание, наладить хозяйство — не самоцель. Постепенно, по мере сил, и храм восстанавливался. Но главное все равно человек, его душа. Моя цель — помогать, направлять, чтобы человек жил согласно заповедям, хотя бы научился не обижать других. Все с Божией помощью. Не сразу случилось, уже двадцатый год, как мы это восстанавливаем, но и то, еще не полностью. Поначалу жили в сарае, обколоченном для тепла, потом восстановили дом. Сделали ремонт, там и живем. Завели свое подсобное хозяйство – коровы, козы, курочки, гуси, утки. Часто люди приезжают с вопросами. Иногда, когда необходимо, они останавливаются у нас. Места немного, но есть, где им расположиться.

– По-Вашему, есть ли шанс, что жизнь станет лучше, и что для этого надо?

– Шанс есть всегда. Если к этому серьезно относиться. Не нужно отмахиваться от проблем, в том числе и других людей — каждый день достойно делать свое дело на своем месте. Сейчас общество все больше скатывается к бездумному потреблению. Но обладание вещами не делает человека счастливым. Потребление — бесконечный процесс,–постоянно нужно что-то еще. Ты становишься рабом вещей, они начинают тобой обладать. А человек должен быть свободным и самостоятельно выбирать свою жизнь.

Наше досье:

С 1983 года служил диаконом Федоровского кафедрального собора г. Ярославля. После этого был настоятелем нескольких храмов в Ярославле и области, принял монашеский постриг с наречением имени Сильвестр. В 1994 отец Сильвестр был назначен настоятелем храма Андрея Стратилата села Сулость Ростовского района. Немалых трудов потребовало восстановление храма, собирание церковной общины. Сейчас отец Сильвестр трудится на послушании духовника Спасо-Яковлевского Димитриевского мужского монастыря, председателя церковного суда Ярославской епархии, он состоит в Епархиальном совете.

Архимандрит Сильвестр – является духовником сборной России по неолимпийским видам спорта, духовным наставником Российского Союза боевых искусств, духовником и членом экспертного совета Фонда социально-экономической реабилитации сотрудников и ветеранов спецслужб и правоохранительных органов, был духовником сборной России на Олимпиаде в Англии.

Анастасия Леонидова

#ВопросыИОтветы О ТОМ, КОГО ГОСПОДЬ ИЗВЕЛ С СОБОЮ ИЗ АДА, КОГДА СХОДИЛ В ОНЫЙ Наиболее значительный ересиарх II века, Маркион Синопский, утверждал, что Христос вывел из ада всех грешников. Об этом уклонении в вероучении древнего реформатора свидетельствуют историки ересей. Подобного рода утверждения о спасении укоренелых грешников было однозначно отвержено Церковью в древности, как еретические и анафематствованы на V Вселенском Соборе: «Если кто (говорит), что наказание демонов и нечестивцев временное и будет иметь после некоторого срока свой конец, т.е., что будет восстановление (Апокатастасис) демонов и нечестивых людей, — анафема» (9-й анафематизм. Акты V Вс.Собора). Это решение было подтверждено также отцами VI и VII Вселенских Соборов. Однако, в последнее время развиваются псевдогуманистические тенденции оправдания всего человечества, наиболее общим положением которых является революционное утверждение о всеобщем спасении, аргументированное в т.ч. популярным сегодня мнением об «опустошении» ада Христом. В богословских вопросах эсхатологического плана очень важно следовать Преданию Церкви. Уже свмч. Ириней Лионский свидетельствует об освобождении Христом не всех узников преисподней, а уповавших на Него праведников: «Господь нисшел в преисподняя земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым так же как нам, отпустил грехи, которых мы не должны вменять им, если мы не презираем благодати Божией» (Св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей. 4.27.2). Тертуллиан говорит лишь о верных выведенных из ада Христом. В своём сочинении «О душе», он пишет, что Христос, имея не только Божественную, но человеческую природу исполнил «закон» и «подобно всем людям умиравшим, сошел во ад; и не прежде взошел на высоту небес, как уже низошел в преисподнюю земли, чтобы там сделать спутниками себе патриархов и пророков» (Тертуллиан. О душе. 55). В катехизических наставлениях древней Церкви мы находим учение об освобождении из ада святых праведников, а не грешников. Так, первоиерарх Иерусалимской кафедры в огласительном слове к просвещаемым свидетельствует: «Он сошел в преисподнюю, чтобы и оттуда освободить праведных» (Свт. Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные. 4, 2); «Сбежались святые пророки и Моисей законодатель, и Авраам, и Исаак, и Иаков, Давид и Самуил, и Исаия, и креститель Иоанн… Искуплены все праведные, которых поглотила смерть. Ибо подобало проповеданному Царю стать искупителем добрых проповедников. Тогда каждый из праведников сказал: “Смерть, где твоя победа? Ад, где твое жало? Ибо Победитель искупил нас”» (Свт. Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные. 14, 19). Свт. Кирилл, что очевидно из слова, свидетельствует об освобождении из ада святых пророков и праведников. Св. Ефрем Сирин пишет об этом: «Страшное определение, изреченное на нечестивых, заключается в них. Сказано: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис. 26, 10). Нечестивый увлечен будет в такое место, где не слышно никакого хвалебного гласа… Куда же пойдет нечестивый, чтобы не видеть ему славы Господней? Куда отринут его, чтобы отдалить от зрения Божией славы? Взойдет ли он на небо? Оно отвергнет и не примет его. Захочет ли остаться на земле? Она не дозволит ему этого. Низринется ли в море? Оно извергнет его из себя. Поэтому думаю, возлюбленные, что из мира этого низойдет он во тьму кромешную, полную страха и ужаса, где нет славословия, где не раздается хвалебный глас, потому что далеко она от Бога и Бог не попускает, чтобы там была слава Его» (На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис. 26, 10). Творения. Том 3). Чуждый ригоризма нисибинский пророк пишет, что Господь Иисус Христос: «из ада извлек души святых» (прп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Второзаконие. 1. 34). Св. Афанасий Великий упоминая этот библейский стих (Ис. 26, 10) поясняет, что «вверженные в огнь вечный, не увидели они Солнца правды. Это подобно сказанному: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис. 26, 10)» (на Пс.57:9). Прекрасный знаток Священного Писания, блаженный Иероним Стридонский, также определенно говорит о схождении Христа во ад: «Чтобы победоносно отвести с Собою на небеса души святых, которые были заключены там» (Иероним, блж. Толкование на Послание к Ефесянам, кн. 2 // Иероним, блж. Творения.Ч.17. Киев, 1903. С. 303). Преподобный Иоанн Кассиан в своей экзегезе на сошествие Христа во ад, о сокрушении уз святых пленников пишет: «Проникнув во ад, Христос… сокрушил железные вереи, и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, возвел из плена с Собою на небеса» (Святое Евангелие с толкованием святых отцов. М., 2000. С. 61). У свт. Епифания Кипрского видим утверждение предания о спасении не всех, но верующих праведников: «Ад отверзся, медные врата его стерлись, вереи железные сокрушились, и души святых востекли за Христом, лишь только Он воззвал к душам, связанным в сени смертной, чтобы они вышли, лишь только возвестил им жизнь. Тогда-то исполнились слова Писания: яко сокруши врата медная, и вереи железных сломи (Пс. 106, 16)» (св. Епифаний Кипрский. Слово на Святое Воскресение Христово). «Что же? Всех ли спасает, явившись во аде, Бог? Нет, но и там – только верующих» (Слово в Великую субботу // PG T. 43. Coll. 440D). Наиболее авторитетный толкователь Священного Писания, один из трех вселенских святителей, святой Иоанн Златоуст, говоря о сошествии Христа во ад, поясняет смысл разрушения ада согласно Преданию Церкви: «Это показывает только, что Им разрушена сила смерти, а не истреблены грехи умерших прежде пришествия Его. В противном случае, если Он освободил от геенны всех прежде умерших, то почему же сказал: “Отраднее будет земле Содомской и Гоморрской”? Этим дано уразуметь, что и они, хотя легче, однако все же будут наказаны. И хотя они здесь уже понесли крайнее наказание, однако это их не избавит» (Иоанн Златоуст, святитель. Избранные творения. М., 1993. Кн. 1. С. 399) В «Катенах» на 1-е Послание Петра есть важный для нашей темы фрагмент из творений святителя Кирилла Александрийского, в котором утверждается, что как на земле проповедь Христа была адресована всем, но принесла пользу только уверовавшим, «так и при сошествии во ад Он освободил от уз смерти только уверовавших и признавших Его» (PG 74,1016 A). Свт. Григорий Двоеслов в письме к двум Константинопольским клирикам разъясняет пагубность нечестивого мнения об освобождении из ада всех его пленников при сошествии Христа, называя это мнение ересью: «…после отбытия вашего, я узнал из разсказов возлюбленнейших сынов моих, діаконов, что ваша любовь говорила, будто бы Всемогущій Господь Спаситель наш Іисус Христос, сошед во ад, всех, которые там исповедали Его Богом, спас и освободил от заслуженных наказаній. Желаю, чтобы ваше братство думало об этом совсем иначе, а именно, что Сошедшій во ад освободил по благодати своей только тех, которые и веровали, что Он пріидет, и жили по Его заповедям. Ибо известно, что и по воплощеніи Господа никто не может спастися, даже из тех, которые веруют в Него, если не будет жить по вере, как написано: Бога исповедуют, а делы отмещутся Его (Тит. 1, 16); ибо Іоанн говорит: «глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть» (1 Іоан. 2, 4); также Іаков, брат Господень, в посланіи пишет: «вера без дел мертва есть» (Іак. 2, 26). И так если ныне верующіе без добрых дел не спасаются, а неверующіе и осужденные спасены без добрых дел Господом, сошедшим во ад; то участь тех, которые не видели воплотившагося Господа, гораздо лучше, нежели тех, которые родились уже после тайны воплощенія. Сколь же глупо так говорить и думать, об этом свидетельствует сам Господь, когда говорит ученикам: «мнози царіе и пророцы восхотеша видети, якоже вы видите, и не видеша» (Лук. 10, 24). Но чтоб долго не занимать мне любви вашей моим разсужденіемъ, советую вам прочитать, что написал о сей ереси Филастрій в книге своей об ересях. Вот его слова: «есть еретики, которые говорят, что Господь, сошед во ад, проповедывал там о себе всем, уже после их смерти, дабы те, которые там Его исповедуют, спаслись, тогда как это противно словам Пророка Давида: «во аде же кто исповестся Тебе» (Псал. 6, 6)? и словам Апостола: «елицы беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут» (Рим. 2, 12)». С словами его согласен и блаженный Августин, в своей книге об ересях. И так, разсудив обо всем этом, не содержите ничего, кроме того, чему учит истинная вера Кафолической Церкви, именно, что Господь, сошед во ад, освободил от уз ада только тех, которых, во время жизни их во плоти, соблюл благодатію своею в вере и добродетели» (Письмо 179-е, Григорию пресвитеру и Феодору диакону Константинопольскому о том, кого Господь извел с Собою из ада, когда сходил в оный. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии». – 1841 г. – Часть II. – с. 93-97). Преподобный Иоанн Дамаскин, систематизировавший в своих трудах христианское учение веры отмечает, что Господь всем проповедовал в аду, но не всем эта проповедь была во спасение, но части – в обличение неверия: «Обоженная душа сходит в ад, чтобы, подобно тому как для находившихся в земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих во тьме и тени смертной воссиял свет; чтобы, подобно тому как находившимся на земле Господь проповедал мир, пленным освобождение и слепым прозрение и для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а для неуверовавших – обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду» (Точное изложение православной веры. 3, 29). Блаженный Феофилакт, следуя этому положению веры поясняет: «Те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад, как думает святой Григорий . Он говорит: “Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих”. Ибо от произволения каждого зависело не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя» (Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакт а, архиепископа Болгарского. М., б.г. С. 212). Свт. Григорий Палама затрагивая тему сошествия утверждает, что Господь сошел во ад, «чтобы просветить сидящих во тьме и по духу оживотворить веровавших в Него» (Григорий Палама, святитель. Гомилии. Монреаль, 1965. С. 161).