Архимандрит Тихон секретарев

Умер бывший наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарёв)

Умер бывший наместник Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря архимандрит Тихон (Секретарёв).

«12 сентября 2018 года в обители после долгой болезни почил о Господе архимандрит Тихон (Секретарев), Наместник монастыря с 1995 по 2018 год. Упокой, Господи, душу новопреставленного архим. Тихона!», — сказано на странице обители в социальной сети «ВКонтакте».

В группе паломников монастыря в соцсети «ВКонтакте» отмечается, что буквально в ночь на 12 сентября отец Тихон вернулся в обитель из поездки на Афон:

«Сегодня архимандрит Тихон (Секретарёв) вернулся из поездки на Афон и завершил свой земной путь в своей родной обители. Братия просит молитв за преставившегося».

Как стало известно Псковскому агентству информации, похороны архимандрита Тихона состоятся в пятницу, 14 сентября.

Напомним, что от должности наместника отец Тихон был освобожден в июле этого года по собственному прошению в связи с состоянием здоровья.

«Отец Тихон хорошо потрудился на земле, теперь он пребывает с Господом», — говорится в сообщении.

По словам представителей монастыря, вместе с архимандритом, который руководил обителью на протяжении 20 лет, ушла целая эпоха.


Биография

Родился 24 января 1955 года в семье священника в Подмосковье. Отец — протоиерей Николай Секретарев. Мать — Надежда Васильевна Секретарева-Тетерина. Священниками были и оба дедушки будущего архимандрита.

Вскоре большая семья (в ней было 10 детей) переехала на Урал, где он и окончил среднюю общеобразовательную школу.

Поступил в Ижевский механический институт. Но уже на первом курсе, прослушав несколько лекций по научному атеизму, решил, что ему, человеку глубоко верующему, это не подходит, после чего служил в армии с 1973 по 1975 год.

С 1976 года — в братии Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 23 августа того же года пострижен в монашество, затем 28 августа рукоположен во иеродиакона и 19 сентября — в иеромонаха. Он исполнял последовательно послушания помощника келаря и помощника благочинного.

В 1985 году окончил Московскую Духовную Семинарию на заочном секторе.

Около десяти лет исполнял послушание благочинного монастыря. С 1992 года проходил послушание катехизатора и преподавателя Псковского духовного училища.

С 17 августа 1995 года — наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

В 2005 году окончил экстерном Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за курсовую работу: «Церковно-исторический очерк о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре в XX веке».

В январе 2009 года участвовал в работе Поместного собора Русской православной церкви.

21 мая 2018 года после посещения Псково-Печерского монастыря митрополитом Тихоном (Шевкуновым) подал прошение на его имя о сложении полномочий настоятеля Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря «по состоянию здоровья».

Награды

Церковные:

орден прп. Сергия Радонежского III ст.
орден свщмч. Исидора Юрьевского.

Государственные:

орден «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней,
орден Александра Невского.


Михаил Ведерников об архимандрите Тихоне (Секретареве)

Губернатор Псковской области Михаил Ведерников выразил соболезнования в связи с безвременной кончиной архимандрита Тихона (Секретарева). Об этом Псковскому агентству информации сообщили в пресс-службе администрации региона.

Михаил Ведерников отметил, что архимандрит Тихон многое сделал для Псковской области. По словам руководителя региона, наместник монастыря, доцент кафедры теологии Псковского государственного университета, просветитель, проповедник, писатель — во всех ипостасях он проявил себя как «верный слуга своего Отечества и веры, обладающий огромной мудростью и жизненным опытом».

«В последние годы, борясь с тяжелым недугом, он показал себя мужественным и самоотверженным человеком, который до последнего, пока оставались силы, помогал монастырю, вершил добрые дела и продолжал заботиться о пастве. Выражаю искренние соболезнования всем, кто знал отца Тихона, братии и прихожанам. В памяти, вместе с печалью и скорбью, всегда будут жить его добрые дела на благо Псковской земли. Вечная ему память», — добавил Михаил Ведерников.

ТИХОН (СЕКРЕТАРЕВ)

Архим. Тихон (Секретарёв)

Тихон (Секретарёв) (1955 — 2018), архимандрит, б. наместник Псково-Печерского Успенского мужского монастыря

В миру Секретарёв Алексей Николаевич, родился 24 января 1955 года в селе Туголес Кривандинского района Московской области в семье диакона Николая (1931 — 2012, впоследствии священника) и Надежды Васильевны (в девичестве Тетериной) Секретарёвых. Алексей был одним из их десятерых детей (девять мальчиков и одна девочка). Его прадед — в конце своей жизни проживал в Свято-Никольском монастыре на Белой Горе в Пермской губернии, где принял монашеский постриг с именем Василий. Оба деда были священниками, они погибли во времена сталинских репрессий. Протоиерей Петр Секретарёв скончался в лагере в 1944-ом, под Саратовом, а священник Василий Тетерин был расстрелян на Успение в 1937 году. Позднее оба были реабилитированы. Старший брат (на год) — протоиерей Александр Секретарёв , младший брат — протоиерей Григорий (род. 1956) ; другой брат — протоиерей Леонид .

В Подмосковье семья прожила недолго и переехала на Урал, в город Воткинск, где Алексей окончил среднюю общеобразовательную школу, после чего поступил в Ижевский механический институт, но уже на первом курсе, прослушав несколько лекций по научному атеизму, решил, что ему, человеку глубоко верующему, это не подходит, и покинул его. Работал на машиностроительном заводе. С 1973 по 1975 год служил в армии в войсках связи, затем год проработал на стройке при том же заводе.

В марте 1976 года поступил в братию Псково-Печерского Успенского мужского монастыря.

23 августа того же года пострижен в монашество с наречением имени в честь святителя Тихона Задонского , 28 августа рукоположен во иеродиакона, а 19 сентября — во иеромонаха.

Исполнял последовательно послушания помощника келаря и помощника благочинного. Затем с 1982 по 1991 год исполнял послушание благочинного Псково-Печерского монастыря .

В 1985 году окончил Московскую духовную семинарию на заочном секторе.

Был возведён в сан игумена.

С 1992 года проходил послушание катехизатора и преподавателя Псковского духовного училища.

17 августа 1995 года был назначен исполняющим обязанности наместника Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. Впоследствии был утверждён в этой должности.

Был возведён в сан архимандрита.

В июне 2005 года окончил заочно экстерном Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за курсовую работу: «Церковно-исторический очерк о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре в XX веке».

В январе 2009 года участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви.

21 мая 2018 года подал прошение об увольнении от должности наместника Псково-Печерского монастыря по состоянию здоровья. На следующий день прошение было удовлетворено . Был оставлен в числе братии монастыря.

Скончался 12 сентября того же года в Псково-Печерском монастыре после тяжёлой и продолжительной болезни на 64-м году жизни. Отпевание было намечено на 14 сентября в Михайловском соборе того же монастыря .

Сочинения

Церковные:

  • орден прп. Сергия Радонежского III ст. (2000)
  • право служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни (2005, к празднику Святой Пасхи )
  • грамота-благодарность фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) (6 ноября 2007, за высокие достижения (в связи с изданием книги «Врата Небесные») в конкурсе работ на соискание Макариевской премии)
  • орден ЭПЦ святого священномученика Исидора Юрьевского III степени (4 марта 2008, за сохранение духовных традиций между Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата)
  • наперсный крест с украшениями и право служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш» (18 августа 2010)
  • орден БПЦ прп. Евфросинии Полоцкой (14 декабря 2013, за развитие паломничества)

Светские:

  • медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2000, за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовных и нравственных традиций)
  • нагрудный знак министерства образования и науки РФ — «За милосердие и благотворительность» (август 2005)
  • медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени (7 августа 2006, за заслуги в развитии духовной культуры)
  • серебряная медаль «За полезное» (20 марта 2007, в номинации «за работу с детьми»)
  • лауреат III Всероссийской премии «Хранители наследия» в номинации «Личность» (8 октября 2011)

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Псково-Печерского монастыря:
  • «Семьсотдевяностодевятистраничная История обители — Печоры»:
  • Биография на сайте Русское Православие:

«Седмица 36-я по Пятидесятнице (9 февраля – 15 февраля)», официальный сайт Псково-Печерского монастыря, 9 февраля 2015, —

«Протоиерей Александр Секретарёв: «Любить и верить»», новостной Интернет-портал — «Орловская правда», 8 июля 2011, —

«Божий Инок», сайт — «Горенка», —

«В Церковь надо идти не ради хлеба куса, а ради Иисуса», интервью протоиерея Григория на официальном сайте Псковского храма Василия Великого, —

«Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) освобожден от должности по состоянию здоровья», информационно-аналитическая служба Русская народная линия, 23 мая 2018,

«Отошёл ко Господу архимандрит Тихон (Секретарёв)», официальный сайт Псково-Печерского монастыря,

Архимандрит Тихон (Секретарев)

Некролог

Архимандрит Тихон (Секретарев)

(1955–2018)

«Христос – моя сила, Бог и Господь!»

12 сентября 2018 года на 64-м году жизни отошел ко Господу наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (в миру Секретарев Алексей Николаевич).

Родился будущий архимандрит 24 января 1955 года в селе Туголес Кривандинского района Московской области в многодетной семье диакона Николая (1931–2012), впоследствии заслуженного протоиерея, и Надежды Васильевны (в девичестве Тетериной) Секретаревых. Оба его деда также были священниками, которые исповеднически скончались во времена сталинских репрессий.

В возрасте 15 лет, посещая Псково-Печерский монастырь в качестве паломника, Алексей задумался о смысле жизни, к нему пришла мысль, что цель жизни – Богообщение, а самый прямой путь ко Христу – через монашество в Псково-Печерской обители. С тех пор твердое решение быть монахом стало определяющим для него во многих жизненных ситуациях.

После службы в армии, двадцатилетним юношей, Алексей поступил в Псково-Печерский монастырь. 23 августа 1976 года он принял монашеский постриг с наречением имени Тихона в честь святителя Тихона Задонского. Пройдя все ступени монашеского послушания под руководством мудрых Печерских старцев, архимандрит Тихон, по ходатайству архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина), был назначен наместником Свято-Успенской Псково-Печерской обители. 23 года он верно исполнял порученное ему послушание, заботясь о сохранении древних монастырских традиций. Ежедневно вознося молитвы Богу и Божией Матери о братии, отец Тихон мудро управлял вверенной ему святой обителью – домом Пресвятой Богородицы.

Руководствуясь поучениями своего небесного покровителя, он твердо призывал братию к постоянному трезвению и желанию трудиться над собой, чтобы созидать в себе Царство Божие.»Добрыми делами нужно украшать душу», – любил повторять отец Наместник слова святителя Тихона Задонского.

Архимандрит Тихон являл собой образец доброго пастыря, заботящегося не только о братии, но и о паломниках. Он видел свой долг в служении ближним, в делах милосердия, в воспитании нравственной чистоты в молодом поколении. Так, в 2015 году в проповеди по случаю торжеств, посвященных 25-летию прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского, отец Тихон, говоря о важности «быть искренним в исполнении своих обязанностей», подчеркивал, как необходимо «в то же время внимание к своему сердцу, чтобы Царство Божие было внутри нас, чтобы Духом Святым ради Христа мы совершали бы дела милосердия, подражая святому праведному Иоанну Кронштадтскому».

Духовная мудрость, рассудительность, братолюбие, богословская эрудиция отца Наместника способствовали возрастанию богатых плодов на ниве Христовой.

Духовной жизни архимандрит Тихон обучался под руководством старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). «Вера в Промысл Божий и рассуждение с советом» – это наставление старца являлось для отца Наместника главным жизненным ориентиром. В своих проповедях он часто ссылался на поучения батюшки: «Универсальным средством в жизни для созидания являются слова-наставления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина): умей любить, умей прощать». Эти наставления отец Наместник считал ключевыми для счастливой жизни, поскольку»главное действие Святой Троицы в окружающем нас мире – любовь к человеку». Свою любовь отец Тихон непрестанно проявлял по отношению к ближним. Заботясь о ветеранах, он стремился оказать им помощь добрым словом, вниманием и материальными средствами. Также отец Наместник особо заботился о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Он прикладывал все усилия, чтобы воспитание в городском приюте не только готовило детей к жизни в обществе, но и было основано на фундаменте веры и нравственности. Отец Тихон имел попечение и о горожанах, следуя словам преподобного Силуана Афонского: «главное спасительное дело – послужи ближним во спасение, любя их, как чад Божиих, прощая им грехи, сочувствуя им во всем».

Свою деятельную энергию он старался привнести в благоустройство обители и храмов Псковской епархии. Так, усердием отца Наместника были построены деревянная церковь Воздвижения Креста Господня в д. Дрисливик, храм Рождества Христова в микрорайоне Майский, храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, в г. Печорах.

Особое внимание уделял отец Наместник социальному служению и благотворительной деятельности. Его трудами были построены дом Милосердия, дом Трудолюбия и Странноприимный дом. По инициативе архимандрита Тихона и при его непосредственном участии на месте бывшей, практически разрушенной, воинской части был создан паломнический центр монастыря, способный вместить до 700 человек.

Деятельность архимандрита Тихона была заслуженно отмечена высокими церковными и государственными наградами.

В 2017 году Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин лично вручил архимандриту Тихону высшую государственную награду – орден святого Александра Невского за большой вклад в развитие духовных и культурных связей.

Усердие в сохранении древних монашеских традиций отметил и Святейший Патриарх Кирилл, пригласив отца архимандрита соучаствовать в торжествах, посвященных тысячелетию русского монашеского делания на Святой Горе Афон.

Содействуя развитию плодотворного сотрудничества Церкви с обществом, архимандрит Тихон пользовался высоким авторитетом и любовью многих как церковных, так и светских людей.

Отец Тихон являлся членом Союза Писателей России. Он оставил в наследие свои труды: исторические монографии, посвященные обители и ее насельникам, проповеди и поэтические сборники. Простые по форме, но написанные с любовью стихи раскрывают духовный и жизненный опыт отца Наместника – умение чувствовать течение жизни, желание говорить о вечном и донести это до читателя:

… Человеческое сердце, душа словно море,
То ветер и солнце, то радость и горе…
Христос Бог по водам идет
Навстречу нам и как Петра – спасет…

Нельзя не отметить и вклад отца архимандрита в образовательные процессы, затронувшие Псковскую область. Архимандрит Тихон стоял у истоков создания кафедры теологии в Псковском государственном университете, разрабатывал программы для бакалавриата и магистратуры. Став доцентом кафедры, он преподавал буквально до последних дней своей жизни, читая лекции студентам университета и слушателям Центра духовно-нравственного развития. Отец Наместник постоянно стремился к совершенствованию своих навыков не только духовных, но и в области образования. Несмотря на полученные знания в Московской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, которую он окончил со степенью кандидата богословия, отец Тихон в 2018 году успешно защитил диссертацию после заочного обучения в магистратуре на кафедре теологии факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, получив степень магистра теологии.

Во всех жизненных обстоятельствах отец Тихон являл собой пример трудолюбия, духовной стойкости, преданности Церкви и верности своему призванию.

Нередко в назидательных беседах с братией отец Наместник обращался к словам приснопамятного архимандрита Серафима (Розенберга) о том, что главное в монастырской жизни – послушание начальству. В этом плане он сам являлся ярким примером для подражания, при этом основополагающее значение для него имело поучение святого Игнатия Богоносца: «Без епископа ничего не делай». Управляя Псково-Печерской обителью под руководством митрополита Псковского и Порховского Евсевия (Саввина), он оказывал ему искреннее уважение, любовь и беспрекословное послушание.

Вспоминается случай, когда отец Наместник своим примером показал образец трудолюбия и умения распределять свои силы таким образом, чтобы это приносило максимальную пользу. Это был пример-наставление: когда маститый архимандрит взял в руки скребок и стал учить меня, в то время 16-летнего послушника, как лучше убирать снег на Успенской площади, и лишь полностью закончив работу, он произнес фразу, ставшую одним из моих жизненных ориентиров: «Главное – чтоб не было холостого хода».

Скончался архимандрит Тихон после тяжелой и продолжительной болезни в день памяти благоверного князя Александра Невского –Святого, особо почитаемого покойным батюшкой. Отпевание совершалось в Михайловском соборе митрополитом Псковским и Порховским Тихоном (Шевкуновым) в сослужении двух епископов, духовенства и братии обители. Погребение отца Тихона было совершено, согласно составленному им самим завещанию, на братском кладбище в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря.

В наших сердцах отец Тихон останется как заботливый, но строгий отец, ревностно исполнявший свое многотрудное служение в должности наместника Псково-Печерского монастыря, и как человек, мужественно и безропотно перенесший последние нелегкие испытания на своем земном пути к Вечной Радости.

Вечная память!

Насельник Свято-Успенского
Псково-Печерского монастыря
иеромонах Прохор (Андрейчук)

– Как вы можете описать ваши личные переживания, когда вы входите в Богом зданные пещеры?

– В Богом зданных пещерах молились и подвизались святые отшельники, пришедшие из Киева. Они создали первую церковь Воскресения Словущего в глубине пещер. Годом открытия пещер считается 1392 год. В память Воскресения Словущего, на Радоницу мы совершаем в Пещерном храме литургию. Душой ощущается присутствие более 10 тысяч человек, которые похоронены в Богом зданных пещерах за все время. Человек, посещая с верой Богом зданные пещеры, находит умиротворение для своей души.

О святых старцах

– Расскажите, пожалуйста, что вы помните о святых старцах, которые здесь подвизались.

– В Псково-Печерском монастыре в ХХ веке подвизались исповедники-старцы: схиархимандрит Афиноген, отец Иоанн (Крестьянкин), схииеродиакон Марк и многие другие, а также рядовая братия, которые тоже являются героями духа.

Некоторых из них мы застали и видели, как они молятся Богу, трудятся, общаются с людьми, друг с другом, с нами: это произвело на нас неизгладимое впечатление и принесло неизмеримую пользу. Духовное богатство, которое мы получили в общении с ними, невозможно переоценить. Глядя в их глаза, понимаешь, что такое христианская любовь. Они являются воплощенным Евангелием. То, о чем мы читаем в Евангелии, мы видим в их жизни. Такой опыт общения остается на всю жизнь. Этим богатством мы сейчас и живем. То, что мы сейчас стараемся сохранять традиции в душепопечении, в церковном окормлении православных христиан, приходящих в монастырь, происходит благодаря их молитвам, тому потенциалу духовной жизни, который они вложили в каждого из нас.

Мое первое посещение монастыря произошло более 40 лет назад. Потом я часто приезжал сюда на лето как трудник: мы убирали сено, работали в саду, разгружали машины со стройматериалами и т. п.

Приведу некоторые краткие наставления. Схиархимандрит Александр (Васильев) говорил: «Выделяй главное». Архимандрит Феофан (Молявко): «Сделал дело – отдыхай смело». Отец Досифей (Сороченков): «Главное – в храм ходить». Архимандрит Серафим (Розенберг): «Главное для жизни в монастыре – слушаться начальства». Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий, рассуждение с советом». Чтобы сохранить память о старцах, нами составлены несколько книг: «Врата Небесные», «Будьте совершенны», «Христов пастырь», «Высокопреподобие отца Алипия», «Богородичной обители послушник».

– Вы застали старцев из Старого Валаама?

— К сожалению, нет. Они были молитвенники. Отец Александр (Васильев, братский духовник и благочинный монастыря) рассказывал, что один из них в ответ на вопрос: «Батюшка, как вы определяете, хватит ли вам сил в храм пойти?» – говорил так: «Если я с койки свесил ноги, значит, я могу идти в храм». Валаамские старцы в устав монастыря внесли почитание преподобных Сергия и Германа Валаамских полиелейной службой с акафистом. И даже в хозяйственные послушания: например, по примеру Валаама ответственный за то или иное послушание не меняется годами, чтобы у него появился навык. Главное – они внесли особую молитвенность в жизнь монастыря.

– Вы в своей книге пишете, что о. Алипий (Воронов) не мог сказать всех вещей из-за гонений на Церковь. Чего он не сказал, что мы должны сказать сегодня?

– Он не мог открыто печатным словом говорить о гонениях на Церковь. Вспоминаю рассказ одного старца, который пережил лагеря и ссылки за веру. Он писал: «Наша вина в том, что мы не научили народ молиться». Вот чему мы должны учить людей: чтобы у человека появился вкус к молитве, чтобы появился личный опыт обращения к Богу, чтобы он увидел результат своей молитвы.

Стихия души – это молитва. Причина всех нестроений в обществе – это отсутствие молитвы. Молитва строится на вере, укрепляет веру; они связаны, как цепочка: одно звено потяни, и остальные потянутся.

О молитве

– Кто должен учить народ молитве?

– Это дело Церкви, задача пастырей и благочестивых православных христиан.

– Как научить народ молиться?

– Вера в триединого Бога Отца и Сына и Святого Духа укрепляется молитвой. Это первый и главный шаг человека к Богу. Молитва низводит Духа Святого, и человек работает над собой, чтобы разрушить, с Божией помощью, стену греха, которую каждый человек, к сожалению, возводит между собой и Богом, между собой и другими людьми. Увлекся человек мирскими делами, забыв о Боге, – душа постепенно умирает.

Почему некоторые люди молитвенники, а другие нет? Причина – Богом дарованная свобода. Ее никто не может отнять. Когда мы рассуждаем о причинах поступков и доходим до черты, где написано «свобода человека», то должны остановиться. Святитель Феофан Затворник говорит: «Дальше не иди – запутаешься». Выбрал человек благочестие, он молится, не выбрал – его воля. Но будет время, когда его выбор получит нравственную оценку на Страшном суде. Что выбрал человек, то и получит: вечную жизнь или смерть – отвержение от любящего Бога. В этом смысле духовная жизнь проста. Молитва – выражение этой жизни: делает человек добро, преодолел с помощью Божией искушение, у него появляется радость – он благодарит Бога за небесную помощь и молится; выбрал грех – он не имеет духовной радости, пока не покается.

Вся жизнь человека должна строиться вокруг молитвы. Прочитал молитву Оптинских старцев – пошел работать, прочитал правило Серафима Саровского – ложись спать. Человек начинает видеть, как молитва влияет на его повседневную жизнь. Появится вкус к молитве. Так зарождается духовная жизнь. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Чтобы учиться Иисусовой молитве, нужно получить благословение духовника, но что нам мешает благодарить Бога: за работу, за день, за друзей? «Слава Богу! Ты дал мне столько блага»! Через благодарственную молитву Богу мы идем к Богу, через благодарность людям мы идем к людям. Это и есть мой совет: начать с краткой благодарственной молитвы Богу своими словами. Это начало молитвы. Затем выучить молитву «Богородице Дева» и «Отче наш», Трисвятое и Символ веры – это будет продолжением молитвенного возрастания.

– Главная молитва благодарения – это Евхаристия. Как учить людей участвовать в литургии?

– Есть заповедь о воскресном дне. Если человек будет приходить каждое воскресение на литургию, то у него будет появляться любовь к Евхаристии, успех в делах.

Борьба со страстями

– Как монашеский опыт борьбы со страстями приложим к мирянам?

– Я могу только повторить то, что сказал: очищение души происходит только через молитву и таинства Церкви, прежде всего – исповедь, святое причащение. Когда человек молится, исповедуется и причащается, он начинает различать добро и зло в своей жизни.

Десятилетия нужно потратить на то, чтобы искоренить греховные страсти в своей душе. Только Благодать Божия может помочь человеку изменить себя. Я пережил на личном опыте то, что скажу сейчас: только Христос Спаситель спасает каждого человека. Только Он может войти в душу и помочь человеку победить себя. Никто и ничто другое. Да, есть помощь от людей, есть советы святых, но только Христос Спаситель может по настоящему помочь человеку: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15: 5). Когда же посещает Господь душу, то Царство Божие входит внутрь нее.

Большое значение в духовной жизни имеет терпение. Я спросил как-то у отца Иоанна: «Батюшка, как же так: мы и молимся, и таинства принимаем, и святые за нас молятся, а изменения души к лучшему происходят медленно или вообще не происходят». Он ответил: «Не хватает терпения». Это действительно так. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19), – сказал Господь. Терпение ради Христа всего, что с нами случается, – это часто единственное, что мы можем противопоставить греху.

Трудники

– Какую пользу получают трудники в монастыре?

– Давайте сначала дадим определение, кто такой трудник. У нас в монастыре трудник – это мирянин, который изъявил желание поступить в число братии. Тот, кого обычно называют трудником, – человек, который просто пришел поработать в монастыре для души, как говорят в миру «волонтер», – у нас называется паломником. Приехал человек во время отпуска потрудиться у нас – пожалуйста! Милости просим! Но он паломник.

Трудники, будут ли они монахами или не будут, всегда получат опыт молитвы и опыт одухотворенного труда ради Христа. Такой труд начинается с молитвы, кончается молитвой, осуществляется под руководством священноначалия монастыря, в рамках послушания. Вернувшись в мир, паломник научится послушанию Промыслу Божию, который для мирских людей проявляется через обстоятельства жизни; он научится трудиться с молитвой.

Цель же паломничества в том, что когда мы посещаем святое место подвигов преподобных, то мы приобретаем молитвенников за нас на всю жизнь. Более того, они, святые, будут ходатайствовать за нас и на Страшном суде… Чем больше святых мест мы посетим, тем больше небесных покровителей у нас будет. Так пишут Афонские старцы.

Жизнь в обители сегодня

– Сегодня день вашего назначения на должность наместника Псково-Печерского монастыря (беседа состоялась 17 августа. – Прим. авт.). Разрешите вас поздравить с этой датой. Расскажите, как вас назначили на эту должность?

– Благодарю за поздравление. Шестнадцать лет назад на меня было возложено послушание наместника высокопреосвященнейшим митрополитом Евсевием Псковским и Великолукским, священноархимандритом нашей обители. Владыка 17 августа 1995 года приехал в Псково-Печерский монастырь. После беседы с отцом Иоанном (Крестьянкиным), который подтвердил выбор владыки, назначил меня наместником обители. Я этого не искал.

– Как вы управляете обителью?

– Главная духовная цель каждого человека – это Богообщение. Когда я стал монахом, то стал жить не умом, а сердцем. Главная мотивация моей деятельности – это поиск Богообщения. Второй мотив моей деятельности – это послушание ради Христа. Могу сказать, что я за грань послушания не переступил.

Жизнь в монастыре важно построить на твердом фундаменте – страхе Божием. «Начало премудрости – страх Господень» (Притч.1: 7). Страх Божий мы имеем в виду не рабский или наемничий, а сыновний, когда мы из любви к Богу боимся прогневать Его словом, делом или мыслию. Если у человека нет такого сознания, он никогда не приживется в монастыре и не получит духовного дарования. Этот сыновний страх Божий передан нам как главная традиция старцев. Тогда и все внешнее придет в порядок, если же этого нет в душе, то ничего не будет.

Жизнь в монастыре

– Расскажите, какие сейчас ведутся работы в монастыре.

– Богослужение, работа над собой и труд послушаний – основа монастырской жизни. Мы продолжаем строительство второй очереди странноприимного дома для паломников. Это необходимо для того, чтобы как можно больше людей прикоснулись к святыням обители, помолились, исповедовались и причастились святых Христовых таин, умиротворились. Надеемся получить для дома паломника бывшую воинскую часть.

Мы также реставрируем храм святого архангела Михаила.

Впервые за всю историю монастыря на Корнилиевской башне и башне хоздвора появились мозаичные иконы, выполненные на очень высоком художественном уровне.

– Сколько всего насельников в монастыре?

– С трудниками 85 человек: иеромонахов и иеродиаконов 35, 20 монахов. Один схимонах.

– Благодарим вас за ваши ответы.

– Желаю и вам творческих успехов. Дай Бог, чтобы каждый год мы все более преображали наши души и созидали в нашем сердце Царствие Божие.