Архитектор белой стены при Алексее Михайловиче

Содержание

Московский Кремль – все башни Кремля, история возведения

Когда был построен Московский Кремль

Московский Кремль – центр России и цитадель власти. Более 5 веков эти стены надежно скрывают государственные тайны и защищают их главных носителей. Кремль показывают по российским и мировым каналам несколько раз на дню. Это средневековая, ни на что не похожая крепость, уже давно стала символом России.

Только вот кадры нам предоставляют в основном одни и те же. Кремль – строго охраняемая действующая резиденция президента нашей страны. В безопасности не существует мелочей, поэтому так жестко регламентированы все кремлевские съемки. Кстати, не забудьте посетить экскурсию в Кремль.

Чтобы увидеть другой Кремль попробуйте представить его башни без шатров, ограничьте высоту лишь широкой, не сужающейся частью и вы сразу увидите совершенно другой Московский Кремль – мощную, приземистую, средневековую, европейскую крепость.

Такой и построили ее в конце 15 века на месте старого белокаменного Кремля итальянцы – Пьетро Фрязин, Антон Фрязин и Алоиз Фрязин. Все они получили одну фамилию, хотя родственниками не являлись. «Фрязин» означает на старославянском иноземец.

Они построили крепость в соответствии со всеми последними достижениями фортификационной и военной науки того времени. Вдоль зубцов стен проходит боевая площадка шириной от 2 до 4.5 метров.

В каждом зубце есть бойница, достать до которой, можно только встав на что-то еще. Вид отсюда ограниченный. Высота каждого зубца 2-2.5 метра, расстояние между ними во время боя закрывали деревянными щитами. Всего на стенах Московского Кремля 1145 зубцов.

Московский Кремль являет собой великую крепость, расположившуюся подле Москва-реки, в сердце России – в Москве. Цитадель оснащена 20-ю башнями, каждая имеет свой уникальный вид и 5 проездных ворот. Кремль подобен лучу света, пронесенному сквозь богатейшую историю становления России.

Эти древние стены являются свидетелями всех тех многочисленных событий, что происходили с государством, начиная с момента ее возведения. Крепость начинает свой путь в 1331 году, хотя слово «кремль» упоминалось и ранее.

Моссковский Кремль, инфографика. Источник: www.культура.рф. Для детального просмотра откройте картинку в новой вкладке браузера.

Московский Кремль при разных правителях

Московский Кремль при Иване Калите

В 1339-1340 гг. Московский князь Иван Данилович по прозвищу Калита («денежный мешок») выстроил на Боровицком холме внушительную цитадель из дуба, толщиной стен от 2 до 6 м, а высотой не ниже 7 м. Иван Калита сделал мощную крепость с грозным видом, но простояла она менее трех десятилетий и сгорела во время страшного пожара летом 1365 г.

Кремль при Иване Калите

Московский Кремль при Дмитрии Донском

Задачи обороны Москвы настоятельно требовали создания более надежной крепости: московскому княжеству грозила опасность со стороны Золотой Орды, Литвы и соперничавших русских княжеств – Тверского и Рязанского. Княживший тогда 16-летний внук Ивана Калиты Дмитрий (он же Дмитрий Донской) решил выстроить крепость из камня – Кремль.

Каменную крепость начали строить в 1367 г., а камень добывали неподалеку, в селе Мячково. Завершили стройку в сжатые сроки – всего за один год. Дмитрий Донской сделал Кремль белокаменной крепостью, которую не раз пытались штурмовать неприятели, да так и не смогли.

Кремль при Дмитрии Донском

Что означает слово «Кремль»

Одно из первых упоминаний слова «кремль» значится в Воскресенской летописи в сообщении о пожаре 1331 г. По предположению историков, оно могло возникнуть из древнерусского слова «кремник», обозначавшего крепость, построенную из дуба. Согласно другой точке зрения, в основе его лежит слово «кром» или «крома», что означает рубеж, граница.

Кремль 1700 года

Первая победа Московского Кремля

Почти сразу после возведения Московского Кремля Москва подверглась осаде литовского князя Ольгерда в 1368 г., а затем в 1370 г. Литовцы три дня и три ночи стояли у белокаменных стен, но укрепления оказались непреступными. Это вселило уверенность в молодого московского правителя и позволило ему позже бросить вызов могущественному золотоордынскому хану Мамаю.

В 1380 г., чувствуя за своей спиной надежные тылы, русское войско под руководством князя Дмитрия отважились на решительную операцию. Уйдя от родного города далеко на юг, в верховья Дона, они встретились с войском Мамая и разгромили его на Куликовом поле.

Так впервые кром стал оплотом не только Московского княжества, но и всей Руси. А Дмитрий получил прозвище Донской. В течение 100 лет после Куликовской битвы белокаменная цитадель объединяла русские земли, становясь главном центром Руси.

Московский Кремль при Иване Великом

Московский Кремль при Иване 3

Нынешний темно-красный облик Московского кремля обязан своим рождением князю Ивану III Васильевичу. Начатое им в 1485-1495 гг. грандиозное строительство не было простой реконструкцией обветшавших оборонительных укреплений Дмитрия Донского. На замену белокаменной крепости приходит крепость из красного кирпича.

Наружу башни выдвинуты для того, чтобы вести огонь вдоль стен. Для быстрого перемещения обороняющихся была создана система потайных подземных ходов. Завершая систему неприступной обороны, Кремль вообще сделали островом. С двух сторон он уже имел естественные природные преграды – реки Москву и Неглинную.

Прорыли ров и с третьей стороны, там, где сейчас Красная площадь, примерно 30-35 метров в ширину и 12 м в глубину. Современники называли Московский Кремль выдающимся военно-инженерным сооружением. Более того, Кремль – единственная европейская крепость, которую ни разу не смогли взять штурмом.

Особая роль Московского Кремля как новой великокняжеской резиденции и главной крепости государства определила характер его инженерно-технического облика. Возведенный из красного кирпича, он сохранил особенности планировки древнерусского детинца, а в своих очертаниях – уже сложившуюся форму неправильного треугольника.

При этом итальянцы сделали его предельно функциональным и очень похожим на многие крепости Европы. То, что придумали москвичи в 17 веке, превратило Кремль в уникальный памятник архитектуры. Русские всего лишь надстроили каменные шатры, которые превратили крепость в легкую, устремленную к небу конструкцию, равной которой нет в мире, а угловые башни приобрели такой вид, будто наши предки знали, что именно Россия отправит первого человека в космос.

Стены Московского Кремля

Архитекторы Московского Кремля

Кураторами строительства были итальянские зодчие. Мемориальные доски, установленные на Спасской башне Московского Кремля, свидетельствуют, что выстроена она в «30-е лето» княжения Ивана Васильевича. Возведением самой мощной въездной парадной башни отметил великий князь юбилей своей государственной деятельности. В частности, Спасская и Боровицкая спроектированы Пьетро Солари.

В 1485 г. под руководством Антонио Джиларди построена мощная Тайницкая башня. В 1487 г. другой итальянский архитектор, Марко Руффо, начал возводить Беклемишевскую, а позже на противоположной стороне появилась Свиблова (Водовзводная). Эти три сооружения и задали направление и ритм для всего последующего строительства.

Итальянское происхождение главных зодчих Московского Кремля не случайно. В то время именно Италия выдвинулась на первое место в теории и практике фортификационного строительства. Конструктивные особенности свидетельствуют о знакомстве его создателей с инженерными идеями таких выдающихся представителей итальянского Возрождения, как Леонардо да Винчи, Леон Баттиста Альберти, Филиппо Брунеллески. Кроме того, именно итальянская архитектурная школа «подарила» Сталинские высотки в Москве.

К началу 1490-х годов появились еще четыре глухие башни (Благовещенская, 1-я и 2-я Безымянные и Петровская). Все они, как правило, повторяли линию старых крепостных укреплений. Работы велись постепенно, с таким расчетом, чтобы в крепости не оставалось открытых участков, через которые мог бы внезапно напасть неприятель.

В 1490-е куратором строительства стал итальянец Пьетро Солари (он же Петр Фрязин), с которым работали его соотечественники Антонио Джиларди (он же Антон Фрязин) и Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин). 1490-1495 гг. Московский Кремль пополнили следующие башни: Константино-Еленинская, Спасская, Никольская, Сенатская, Угловая Арсенальная и Набатная.

Собор Василия Блаженного

Потайные ходы в Московском Кремле

В случае опасности защитника Кремля имели возможность быстро перемещаться по потайным подземным ходам. Кроме того, в стенах были устроены внутренние проходы, соединявшие между собой все башни. Защитники Кремля могли, таким образом, сосредоточиваться по необходимости на опасном участке фронта или отступать в случае перевеса сил противника.

Были также прорыты длинные подземные туннели, благодаря которым можно было наблюдать за врагом в случае осады, а также совершать неожиданные атаки на неприятеля. Несколько подземных тоннелей уходило за пределы Кремля.

Некоторые башни имели не только защитную функцию. Например, Тайницкая скрывала потайной ход из крепости к Москве-реке. В Беклемишевской, Водовзводной и Арсенальной были сделаны колодцы, с помощью которых можно было доставлять воду, если город был в осадном положении. Колодец в Арсенальной сохранился до наших дней.

В течении двух лет крепости стройной шеренгой поднялись Колымажная (Комендантская) и Граненая (Средняя Арсенальная), а в 1495 г. началось возведение Троицкой. Строительством руководил Алевиз Фрязин.

Московский Кремль 17 века

Хронология событий

Года Событие
1156 На Боровицком холме возведена первая цитадель из дерева
1238 Войска хана Батыя прошлись по Москве, в результате большая часть построек сожжена. В 1293 г. город еще раз разорили монголо-татарские войска Дюденя
1339-1340 Иван Калита возвел вокруг Кремля могучие стены из дуба. От 2 до 6 м в толщину и до 7 м в высоту
1367-1368 Дмитрий Донской выстроил белокаменную крепость. Белокаменный Кремль сиял более 100 лет. С тех времен и стали называть Москву «белокаменной»
1485-1495 Иван III Великий возвел цитадель из красного кирпича. Московский Кремль оснащен 17-ю башнями, высота стен которых составляет 5-19 м, а толщина – 3.5-6.5 м
1534-1538 Построено новое кольцо крепостных оборонительных стен, получившее название Китай-города. С юга стены Китай-города примыкали к стенам Кремля у Беклемишевской башни, с севера – к Угловой Арсенальной
1586-1587 Борис Годунов окружил Москву еще двумя рядами крепостных стен, получивших название Царь-города, позже – Белого города. Они охватывали территорию между современными центральными площадями и Бульварным кольцом
1591 Вокруг Москвы выстроено еще одно кольцо укреплений протяженностью 14 верст, охватившее территорию между Бульварным и Садовым кольцом. Строительство было осуществлено в течение одного года. Новая крепость получила название Скородома. Так Москва была забрана в четыре кольца стен, имевших в общей сложности 120 башен

Все башни Московского Кремля

Архитекторы и года постройки

Название башни Год постройки Архитектор
1 Тайницкая 1485 Антонио Джиларди (Антон Фрязин)
2 Беклемишевская 1487-1488 Марко Руффо (Марк Фрязин)
3 Благовещенская 1487-1488
4 2-я Безымянная 1487-1488
5 Петровская 1480-е
6 1-я Безымянная 1480-е
7 Водовзводная 1488 Антонио Джиларди (Антон Фрязин)
8 Константино-Еленинская 1490 Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин)
9 Боровицкая 1490 Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин)
10 Спасская 1491 Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин)
11 Никольская 1491 Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин)
12 Сенатская 1491 Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин)
13 Угловая Арсенальная 1492 Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин)
14 Средняя Арсенальная 1493-1495 Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин)
15 Оружейная 1493-1495 Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин)
16 Комендантская 1493-1495 Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин)
17 Набатная 1495 Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин)
18 Троицкая 1495-1499 Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин)
19 Кутафья 1516 Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин)
20 Царская 1680

Москва при царе Алексее Михайловиче (стр. 6 из 6)

Архангельский, Благовещенский и другие соборы Кремля получали так же, как и придворные храмы, разные более или менее ценные вклады набожного царя Алексея Михайловича. Из дворцовых храмов особенной заботой его пользовалась церковь Екатерины великомученицы, «у царицы на сенях», где в это время был устроен придел в память матери царя (Евдокии Лукьяновны); здесь царицы брали молитву после родов и причащались постом. В церкви Распятия над жертвенником находится икона, на которой изображены св. Константин и Елена, а также Алексей Михайлович, его супруга Марья Ильинишна и патриарх Никон.

«Тишайший царь» не оставил без внимания и колокольню Ивана Великого. Находившаяся при нем звоница с громадным колоколом Годунова сгорела, и сам колокол разбился. Царь приказал воспользоваться его осколками и отлить новый. Барон Мейерберг, видевший его в 1661 году, говорил, что он был отлит русским литейщиком 24 лет, весит 8000 пудов и поставлен был на новой звонице. В пожар 1701 года он разбился, но при императрице Анне Иоанновне был отлит снова и сделался, следовательно, отцом царя-колокола; к осколкам этого произведения XVII века прибавлено было еще 2000 пудов меди. В память царя Алексея Михайловича сделано было на царь-колоколе его изображение рядом с изображением названной императрицы. Чудовская обитель св. Алексея митрополита, где восприял крещение Алексей Михайлович, и Вознесенский монастырь, где он сам хоронил свою первую супругу и дочерей, пользовались вкладами этого государя. В Вознесенском монастыре и до сих пор сохраняется большая серебряная водосвятная чаша, дар царя.

Заботясь о храмах и дворцах, государь под конец своего царствования обратил внимание и на приказы. К 1670 году кремлевские палаты разных приказов «обветшали гораздо и порушились во многих местах; сидеть в них было опасно». Поэтому приказы с их делами были переведены из Кремля в Китай и Белый город и размещены там в разных местах. В 1675 году Каменный (строительный) приказ начал постройку новых приказов в Кремле, по горе, начиная от Архангельского собора к Спасским воротам. По чертежу, который был прислан из Польского приказа, предполагалось выстроить: Разряд, Посольский приказ с четвертьми, Большую казну, Поместный и Стрелецкий приказы и Казанский дворец. Денег на постройку перечислено было 24 806 рублей 3 алтына 5 денег. Но эти стройки были закончены уже при Феодоре Алексеевиче.

Немало хлопот доставлял ему и Китай-город. В заботе о благообразии Красной площади было повелено сломать и убрать рассеянные на ней и ее перекрестках торговые шалаши и скамьи и было предписано «всякими товары торговать в рядех, в которых коим указано и где кому даны места». По Соборному уложению, оптовая торговля должна производиться только в Гостином ряду (между Ильинкой и Варваркой), а «в рознь товаров там не продавать». Розничная торговля была исключительно рядскою. Алексей Михайлович дал указ, чтобы Гостиный двор и ряды не торговали в субботу, как станут звонить к вечерне, и в воскресенье, до окончания литургии.

У Неглиненских (Воскресенских) ворот государь построил часовню для Иверской Божией Матери. В Казанском соборе он оставил по себе память вкладами. В Покровском — постройкой новых приделов. В Богоявленском монастыре, благодаря пожертвованию боярыней Репниной земли, выходившей на Никольскую улицу, построены существующие и теперь ворота с храмом Иоанна Предтечи. В Заиконоспасском монастыре построена была двухэтажная соборная церковь, освященная в 1661 году. Здесь в 1666 году поселен был западнорусский ученый Симеон Полоцкий и построено было за счет государя здание для него и учеников, которых он должен был учить «полатыням». Начали учиться здесь молодые подьячие из Приказа тайных дел. Из этой школы возникла знаменитая Славяно-греко-латинская академия. В 1653 году Алексей Михайлович дозволил в Никольском (Афонском) монастыре совершать богослужение на греческом языке.

В опустошительный пожар 1668 года сильно пострадал Знаменский монастырь. Царь и его родственники за свой счет возобновили его. Не только были восстановлены старинные Романовские палаты, но и были построены вновь другие здания, и вместо прежней деревянной ограды была возведена каменная. Сложена была новая церковь Знамения, а под нею теплая во имя Афанасия Афонского. Постройки продолжались и после смерти Алексея Михайловича.

Из приходских церквей Китай-города много забот этот государь посвятил Зачатию св. Анны, что в углу. Здесь, по случаю рождения дочери, он построил придел во имя св. Екатерины, а в 1668 году, после пожара, возобновил и украсил всю церковь.

Вообще царь любил эту церковь и в праздники со своим семейством слушал здесь литургию, которую совершал патриарх. Рядом с этим храмом в 1664 году построена была церковь Св. Николая, существовавшая до конца прошлого столетия. В 1657 году боярином Салтыковым построена была церковь Троицы на Полях, где раньше была церковь Св. Георгия.

Немало памятников это царствование оставило и в стенах Белого города. Алексей Михайлович в 1649 году приказал принести в Москву чудотворную икону Страстной Богоматери из вотчины князя Лыкова, в Нижегородской области (Палицы), и, встретив ее с крестным ходом, приказал построить для нее Страстной монастырь с двухэтажным в нем храмом.

Из приходских храмов Белого города особенно хорошо был обстроен в это царствование основанный еще при Михаиле Феодоровиче храм Св. Николая на Столпах, где был дом боярина Матвеева, где жила прежде Наталья Кирилловна Нарышкина и где после похоронен был убитый стрельцами Матвеев. Храм двухэтажный. Над нижнею церковью сделана галерея, кровля которой поддерживается каменными столбами наподобие кувшинов.

В 1650 году на Лубянке, на месте старой церкви Софии-Премудрости, построена была новая и освящена патриархом Никоном. В 1657 году у Мясницких ворот построена была церковь Флора и Лавра. В 1649 году близ Покровских ворот построена была церковь Троицы на Грязях, как значится на одном из крестов, находящихся в церкви. В Охотном ряду в 1667 году построен храм Преподобной Парасковии-Пятницы.

В 1647 году Григорием Горихвостовым поставлено было на Успенском Вражке Успение Богоматери. На Большой Дмитровке в 1652 году- — Преподобного Сергия.

В стенах Земляного города были построены следующие храмы: в 1656 году Св. Николая на Берсеневке; в 1650 году деревянная церковь Троицы на Листах заменена каменной, которую достраивали стрельцы, усмирявшие бунт Стеньки Разина; в 1653 году Георгия Победоносца в Яндове; в 1649 году — Петра и Павла на Якиманке; в 1660 году Казанской Богоматери там же; в 1652 году — Харитония в Огородниках; в 1676 году — -Апостола Иакова в Казенной; в 1647 году — Введения в Барашах, в 1653 году Благовещения на Воронцовом поле (взамен старой); в 1657 году — Космы и Дамиана в Кузнецкой (взамен старой); в 1656 году того же имени, но в Таганской слободе; в 1654 году — Успения в Гончарах; в 1671 году — Воскресения в Таганке; в 1652 году — Филиппа митрополита на Мещанской; в 1650 году — Георгия на Всполье (деревянная); в 1653 году — Ржевской Пресвятой Богородицы на Поварской; в 1670 году — Николая Чудотворца в Плотниках; в 1650 году — Св. Николая на Щепах (здесь был царский дровяной двор); в 1658 году — Воздвижения на Вражке (Пометном); в 1647 году — Николая Чудотворца в Пыжах.

Чрезвычайно было бы полезно для истории Москвы этим, а равно и всем вообще приходским церквам нашим издать свои исторические описания, с видами и планами самих храмов, снимками иконографическими, археологическими, палеографическими и проч. Это значительно подвинуло бы дальнейшую разработку истории Москвы.

Из монастырей, находившихся на окраинах Москвы, три были построены при Алексее Михайловиче: Андреевский в Пленницах, Покровский на Убогих домах и Зосимо-Савватиевский у Красно-холмского моста.

В местности между Калужской заставой и Воробьевыми горами в 1648 году любимцем и окольничим царя Ф.М. Ртищевым восстановлен упраздненный древний Андреевский монастырь, ставший к этому времени богадельней. Строитель назвал его Преображенскою пустынью и основал здесь ученое общество и школу.

Он вызвал сюда из Киева ученых: Епифания Славинецкого, Арсения Сатановского, Дамаскина Птицкого и Феодосия Сафоновича, для перевода греческих книг и обучения русских людей свободным наукам. Труженики эти в три года изготовили огромные фолианты, и в 1649 году выпущена была из печати книга «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». Это учреждение Ф. М. Ртищева много сделало для исправления церковно-богослужебных книг и подготовило открытие Славяно-греко-латинской академии в Москве. Покровский монастырь построен был в 1655 году, по указу Алексея Михайловича, на комнатную царскую сумму. Место, на котором поставлена обитель, занято было прежде кладбищем для бедных, странников и умерших насильственною смертью. Здесь был так называемый «Убогий дом».

В Гончарной слободе, у Холма, царь основал третий монастырь во имя св. Зосимы и Савватия Соловецких. Но но случаю постоянного затопления этой местности разливами Москвы-реки, он был перенесен в Бронницы.

Старые монастыри в это царствование обстраивались новыми храмами, обогащались вкладами и жаловались землями. Особенное внимание царь обращал на Новоспасский монастырь, как придворный и как место погребения своей бабушки — царственной инокини Марфы и своих родственников — бояр Романовых. Мы воспроизвели вид находящейся в этом монастыре их усыпальницы. Царь со своей семьей, боярами и духовными властями, даже с восточными патриархами, нередко предпринимал сюда

богомольные походы. Государь достраивал здесь и богато украшал заложенный еще его отцом новый соборный храм ив 1673 году построил церковь Покрова Богородицы.

В Даниловском монастыре, при Алексее Михайловиче, совершилось открытие мощей св. благоверного князя Даниила и построена была Покровская церковь. В Донском монастыре построены два придела при трапезной церкви. Ризницы монастырей получили в это время немало богатых царских вкладов.

Русское зодчество в царствование Алексея Михайловича сделало еще шаг в дальнейшем своем самобытном развитии. Отличаясь от построек чисто византийского стиля, оно очень разнообразно и стройно разрабатывало русские мотивы в устройстве колоколен, глав, крыш, крылец, галерей, разнообразных украшений и т. д. Мотивы их взяты из чисто самобытных русских деревянных построек.

Скончался «тишайший царь» с 29 на 30 января 1676 года. Его тело, как и вдовствующую царицу, несли на следующий день в Архангельский собор стольники. За усопшим несли в кресле больного ногами царя Феодора Алексеевича. После отпевания, совершенного патриархом с Великим Собором, все присутствовавшие в смирных одеждах прощались с царем, целуя его руку. Народ, наполнявший Кремль, горючими слезами оплакал свое «Красное Солнышко», своего любимого самодержца, с которым жил душа в душу.

Дидактический материал по теме»Формирование коммуникативной компетенции обучающихся» материал по русскому языку (9 класс) по теме

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Борщенская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Дидактический материал по теме

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся»

Выполнил: учитель

русского языка и литературы

Кузнецова Светлана

Валентиновна

Задание № 1

Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении иноязычных слов. Внесите необходимые исправления и перепишите .

Ничто не может вывести Обломова из его баланса. Между Павлом Петровичем и Базаровым постоянно возникают диспуты. В композиции романа важную роль играет пейзаж местности. На классном форуме были обсуждены неотложные вопросы успеваемости и дисциплины. Писатель продемонстрировал подлинную сущность «кровопийцы» Иудушки. В поэме отчётливо виден весь антагонизм противоречий между помещиками и простым народом. Постановка пьесы на сцене была большим прогрессивным шагом вперёд в развитии нашей драматургии. Монолог Сатина – это хвалебный дифирамб Человеку.

Задание № 2

Перепишите, заменяя в следующих предложениях неудачно использованные диалектные и просторечные слова. Найдите пример уместного применения диалектизма.

Князь Игорь убёг из плена. Простакова всячески стращает Софью. Вперёд я опишу Митрофана. Хлестаков, рассказывая о петербургской жизни, гораздо сильно врёт. В следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию. На сцене сельского клуба мы увидели хор девушек. На них были надеты белые кофточки и яркие клетчатые юбки – понёвы. С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина.

Задание № 3

Объясните, в чём ошибки употребления глаголов в данных предложениях. Исправьте ошибки.

По глубокому снегу уходят белые облака. На другой день нам сказали результаты игры. Отец ничего не щадил для своего сына. Я легла в кровать и не увидала, как заснула. Поженилась Марья с молодцем, стали они мужем и женой. Учёному построили памятник в городе. Наступила большая метель. Ваня принадлежал к очень бедной семье и не мог учиться в школе.

Задание № 4

Определите, в чём состоят ошибки в употреблении прилагательных. Исправьте ошибки.

Этот день был самый лучший, самый воспоминательный день моих летних каникул. Идёт Алёнушка лесами дремучими, болотами вязкучими. Это смелый и волелюбный человек. Он очень спокойно относится к своей бездельной жизни.

Задание № 5

Прочитайте. Какие существительные употреблены в несвойственном им значении? Перепишите, исправляя ошибки.

В огороде мальчик собирал яблоки. У нас в Доме культуры будут соревнования по танцам. Этот значок в моём гербарии занимает почётное место. На выставке было интересно, там нам экскурсия рассказывала обо всём подробно. На смотре собаководов Туман получил первый приз. Этот стих мне очень понравился.

Задание № 6

Употребление каких слов неуместно?

Недалеко от парка распространился дворец. В дупло утром проник солнечный луч и огрел кукушонка как следует. В спортзале дрессировались борцы. Мальчик увидел что-то вкусное и облизался до ушей. Он бросился в лодку и начал грести коромыслами. У собаки встал дыбом мех.

Задание № 7

  1. В каких предложениях вместо пропуска нужно вставить слово надеть (надевать)?

2. Составьте и запишите предложения с глаголом одеть (одевать).

Густой туман … долину, горы, поэтому дороги не было видно. Она причесалась, … праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла. Дарья Алексеевна продумала, во что … детей, когда они будут ходить в лес. Было тепло, почти жарко; молодые блестящие листочки, торопясь, … деревья. Игорь … на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понёс домой. Кривые улочки этого старинного городка постепенно замостили и … в асфальт. Рыбаки … червяка на крючок, закинут удочку и пристально смотрят на поплавок. Пожарные … на лицо маску, чтобы не задохнуться в дыму.

Задание № 8

Исправьте ошибки в образовании форм сравнения прилагательных. Запишите предложения в исправленном виде.

«Ройте яму глыбже», — скомандовал бригадир. С мальчиком поступили более строже, чем с его товарищем. Этот человек имел самые широчайшие возможности для творческого труда. «Это платье красившее», — высказала своё мнение Нина. Происшествие показалось ему менее значительнее, чем окружающим. У него более худшее положение, чем у моего друга. Теплоход плыл по самому красивейшему озеру мира. Это самое простейшее изобретение молодого конструктора. Сумка была легше чемодана. После обработки хлеб стал мягше и пышнее. Горчее, чем красный перец, приправы нет. Ваш голосок звончее колокольца!

Задание № 9

  1. Проанализируйте сочинение ученика. Найдите непоследовательность в описании.
  2. Отредактируйте текст, устраняя недостатки и вводя образность в описание. Запишите текст в исправленном виде. Не забудьте про абзацы.

Не могу забыть одной прогулки. Ранняя осень в парке. Деревья покрыты золотой листвой. Небо над головой голубое. Где-то щебечут воробьи. Ели стоят в своём обычном наряде. Но скоро придёт зима, и всё затихнет и заснёт. Как красив парк осенью! Ещё раздаётся пение птиц. Кажется, что они приглашают нас полюбоваться осенней природой. На небе сияет солнце и освещает золотом каждый листочек.

Задание № 10

  1. Проанализируйте сочинение ученицы. Оцените текст.
  2. Исправьте повторы и ошибки в употреблении местоимения. Запишите текст в исправленном виде.

Когда я жила в деревне у бабушки, то часто ходила в лес с братом. Он радостно встречал нас пением птиц, шорохом деревьев. Они как будто становились нашими друзьями и охраняли нас. Вот идём мы вдвоём по лесной тропе. Вдруг брат как закричит! Оказывается, его испугал маленький зайчонок. Он серенький и пушистый. Он, наверное, заблудился. Он решил взять его домой. Он посадил его в корзинку и понёс домой. Долго он ещё ухаживал за ним, а через месяц отпустил в лес. Он правильно поступил.

Задание № 11

  1. Внимательно прочитайте сочинение ученика. Какие недостатки в тексте вы обнаружили?
  2. Отредактируйте текст и запишите его в исправленном виде.

Поход в музей

В прошлое воскресенье мы всей семьёй ходили в краеведческий музей. Краеведческий музей расположен в самом центре нашего города. Нам пришлось долго ехать на трамвае, потом на автобусе. Мы с братом смотрели в окно и радовались. Мы любим кататься. Брату больше понравилось ехать на трамвае, потому что он больше похож на поезд. Он был в хорошем настроении. В музее мне понравились залы, в которых рассказывается природа нашей области. Оказывается, она огромна и включает множество городов, сёл. Много у нас болот, лесов. А в них живут разные звери. Они красивые, и мне их жалко. Мне захотелось больше узнать о нашем городе. В городе жили знаменитые люди. О них интересно говорили экскурсоводы. Они много сделали полезного для людей. Мы решили чаще ездить в музей, чтобы хорошо знать историю родного края.

Задание № 12

Раскройте скобки, выбрав предпочтительный вариант.

Он был отцом (двух детей – двоих детей). Навстречу ему шли (три мужчины – трое мужчин). У нас в запасе оставалось ещё (пять суток – пятеро суток). В штабе остались (четыре генерала – четверо генералов). Наша кошка принесла (шесть котят – шестеро котят – шестерых котят). Хозяин не досчитался (четырёх овец – четверых овец). Нас оставалось (пять – пятеро). В нашем классе было всего (шесть девочек – шестеро девочек). Я готов работать (за трёх человек – за троих человек). Радостно встретились после разлуки (три друга – трое друзей). При больном неотлучно находились (трое слуг – три слуги). В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники.

Задание № 13

Прочитайте предложения, исправьте ошибки в употреблении числительных.

Двухсотпятый сезон открывает Большой театр. В играх 22 Олимпиады приняли участие спортсмены восемьдесят одной страны. Перевыполнение плана по данному пункту составило три и пять процентов. В одном из городов Китая состоялось шествие по случаю семьсот пятидесяти третьей годовщины смерти Чингизхана. Благосостояние характеризуется порядка двумястами показателей. Блок правых партий располагает сто тридцать одним местом в парламенте. Гленн по кличке Заячья Губа стоит сейчас более двести миллионов долларов.

Задание № 14

Выберите нужную форму, объясните свой выбор.

Два (лучшие, лучших) спортсмена представили нашу школу на районных соревнованиях по лёгкой атлетике. За три (последние, последних) года ничего не изменилось. Поступили в продажу две (новые, новых) модели мониторов. Трое мужчин оставили на скамейке (подозрительные, подозрительных) три свёртка. Подождав гостей (добрые, добрых)три часа, он съел от скуки (целые, целых) два цыплёнка и выпил (полные, полных) два графина вина. Ремонту подлежали три (старые гостиные, старых гостиных) и две (тёмные бильярдные, тёмных бильярдных). (Четыре пятые, четыре пятых) территории Карелии покрыты лесами. Двенадцать голубых елей, (посаженные, посаженных) прошлой осенью, стали украшением парка. А две (тёмные, тёмных) пальмы, (привезённые, привезённых) из Сухуми, были посажены в ботаническом саду. (Три восьмые, три восьмых) земельного участка остаются в собственности прежнего владельца. Три (новые, новых) компьютера, (купленные, купленных) в прошлом месяце, следует установить в классе как можно скорее. За последние годы в городе открыли три (современные прачечные, современных прачечных), четыре (недорогие блинные, недорогих блинных), две (шикарные кондитерские, шикарных кондитерских) и две (дешёвые закусочные, дешёвых закусочных). Все эти три (современные прачечные, современных прачечных, четыре (недорогие блинные, недорогих блинных), две (шикарные кондитерские, шикарных кондитерских) и две (дешёвые закусочные, дешёвых закусочных) расположены в новых микрорайонах.

Задание № 15

Выберите нужную форму сказуемого:

Никто: ни депутаты, ни министры, ни президент – не (имеет, имеют) права нарушать Конституцию. Достаточно вспомнить тех, кто (стал, стали) жертвами репрессий. Перевязочный материал, в частности вата, бинты, тампоны, жгуты, всегда (должен, должны) быть под рукой. Современный кинематографический бомонд, особенно известные режиссёры, сценаристы, актёры (стараются, старается) не ссориться с властью. Те, кто самостоятельно найти работу не (могут, может), обращаются в центры занятости. Вы, кто на фактах (может, можете) доказать правильность собственного решения, не должны мириться с некомпетентностью других. Никто из официальных представителей, не говоря о многочисленных журналистах и родственниках, не (знал, знали), когда приземлится самолёт с нашими спортсменами.

Задание № 16

Поставьте сказуемое в нужной форме. Объясните выбор.

На стене висел… винтовка и казацкая шапка. С одной стороны стоял… три или четыре скирды сена, полузанесённые снегом, с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. Капитан с капитаншею отправил…сь(ся) спать, а я пошёл к Швабрину, с которым провёл весь вечер. У Швабрина был… несколько французских книг. В эту минуту из-за скирды вдруг появил…сь(ся)Иван Игнатьич и человек пять инвалидов. Два инвалида стал… башкирца раздевать. По степи, не в дальнем расстоянии от крепости, разъезжал… человек двадцать верхами. Он остановился, его окружили, и, видимо, по его повелению, четыре человека отделил…сь и во весь опор подскакал… под самую крепость. Отец Герасим и его жена выш…л… на крыльцо. Караульные не думали меня удерживать, и я прямо побежал в комнату, где человек шесть гусарских офицеров играл… в банк. Со мною сел… два гусара с саблями наголо, и я поехал по большой дороге. Два человека повел… меня через двор в комендантский дом. За столом, покрытым бумагами, сидел… два человека: пожилой генерал, виду строгого и холодного, и молодой гвардейский капитан, лет двадцати осьми, очень приятной наружности, ловкий и свободный в обращении.

Задание № 17

Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения:

Потеряв общественные деньги, ей пришлось оправдываться перед всем классом. Слушая песни птиц и вдыхая аромат летнего вечера, ей казалось, что жизнь прекрасна и всё ещё впереди. С грустью вспоминая о возможном, но ушедшем счастье, на её лице появилась печать тоски и давней обиды. Рассматривая фотографии прошлых лет, ему не верилось, что всё уже позади. Проходя тяжёлый горный перевал, им не раз приходилось останавливаться и ждать остальных членов экспедиции. Будучи ребёнком, его всегда интересовали вопросы, связанные с техникой. Не чувствуя усталости и голода, наш путь к вершине продолжался. Обращаясь к подчинённым, шефу никогда не приходило в голову, что перед ним такой же человек, со своими горестями и радостями, проблемами и обидами. Описывая красоту русской природы, писателем отмечаются разнообразные особенности средней полосы России.

Задание № 18

Найдите и исправьте ошибки.

Меня спросили, что не знаю ли я, где находится краеведческий музей. Преподаватель спросил ученика, какие трудности были у вас при выполнении домашнего упражнения. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что » в свой жестокий век восславил я свободу». Сократ сказал, что «я знаю, что ничего не знаю». Уезжая в Москву, Андрей обещал, что обязательно сообщу, как устроился. Игорь предложил, что давайте поедем в субботу за город. Когда я спросил брата, что какое твоё любимое стихотворение Пушкина, он ответил, что затрудняюсь сказать. Лермонтов говорил о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно». Татьяна говорит, что «я другому отдана и буду век ему верна». Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он увидеть её сегодня. Раскольникова постоянно мучает проблема, что «тварь ли я дрожащая или право имею?» он сказал, что давайте лучше попробуем решить эту проблему сообща. Проснувшись утром и увидев, что день обещает быть тёплым и солнечным, Катя воскликнула, что давайте скорее побежим на речку. Я ещё не решил, что буду ли я поступать в университет.

Задание № 19

В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?

А. Реки Евфрат и Тигр, которые берут начало в горах южнее Кавказа, впадают в Персидский залив.

Б. Скопления звёзд образуют Галактики, между которыми простираются обширные области пустого пространства.

В. На карте долготу обозначают линиями, которые называются меридианами.

Г. Королевскую примулу, которая распространена в Индонезии, называют цветком землетрясения.

Задание № 20

В каком предложении придаточную часть можно заменить причастным оборотом?

А. Тело водомерки покрыто мелкими волосиками, которые препятствуют смачиванию его водой.

Б. Экологические проблемы, о которых так много говорят в наши дни, находятся в центре внимания учёных.

В. В атмосфере выделяют несколько слоёв, у которых различаются физико-химические характеристики.

Г. В пути Одиссея ожидало множество приключений, о которых и рассказывает Гомер в поэме.

Задание № 21

В каком предложении вместо слова основать нужно употребить слово обосновать?

А. Город Москва был основан в 1147 году.

Б. Длинные наблюдения подтверждают и основывают выводы теории.

В. Свои соображения Игорь основал на том, что видел во дворе чужие следы.

Г. Я хочу знать, на чём основано ваше предположение.

Задание № 22

В каком предложении вместо слова домашний нужно употребить слово домовитый?

А. Инна получила хорошее домашнее образование.

Б. С утра меня закрутила круговерть домашних забот.

В. Войдя в прихожую, Галина переобулась в домашние туфли.

Г. Виктор Андреевич слыл в округе домашним хозяином.

Задание № 23

Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

А. Недовольства рабочих выражались в забастовках.

Б. В этот день мальчик рано вернулся со школы.

В. Благодаря упорному труду хлеборобов был получен хороший урожай пшеницы.

Г. Вследствие предстоящей поездки мы будем изучать карту местности.

Задание № 24

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) кожаные пояса; в) возле поместьев;

б) гарантия успеха; г) первые два месяца.

Задание № 25

Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Только тренируясь систематически и целеустремлённо

  1. будут достигнуты определённые результаты.
  2. достигается успех в спорте.
  3. повышается уровень спортивных результатов.
  4. можно достичь высоких результатов.

Задание № 26

В следующих предложениях из слов, помещённых в скобки, выберите те, которые могут сочетаться со словами, находящимися рядом:

Спектакль (оказал, произвёл) на ребёнка сильное впечатление. Аристотель одним из первых (выдвинул, высказал) гипотезу о связи языка и мышления. Этой проблеме следует уделить серьёзное (значение, внимание). Наводнение (оказало, нанесло) серьёзные повреждения фермерским постройкам. Правительство (приняло, предприняло) решение повысить пенсии в марте текущего года. После подавления восстания декабристов царское правительство (предпринимает, принимает) шаги для ограничения печати и образования. Защищая Родину, русские воины (совершали, выполняли) свой долг. Как в 1812 году русская армия (оказывала, давала) сопротивление врагу, а затем (выиграла, одержала) победу над ним, так и в 1941 году наша армия вначале (оказывала, давала) героический отпор врагу, а затем (выиграла, одержала) сражение под Москвой.

Задание № 27

Укажите, какие синонимы из приведённых ниже пар имеют более узкое значение:

Соседний – близкий; укрепление – крепость; пейзаж – вид; багаж – груз; зрелище – представление; замечать – видеть; запирать – закрывать; строитель – архитектор; специальность – профессия; педагог – учитель; наряд – одежда; доход – нажива; понятливый – умный; погасить – задуть; беспредельный – безбрежный; служба – работа; имение – усадьба; беречь – караулить; корм – пища; приобретать – покупать.

Задание № 28

Есть ли разница в значении между словами внутри следующих пар?

Фальшь – ложь, вечер – бал; богатство – пышность; скупость – жадность; способность – талант.

Задание № 29

Расположите в возрастающем порядке следующие синонимы:

Задание № 30

Расположите в убывающем порядке следующие синонимы:

Задание № 31

Найдите слово (выражение), ведущее к неверному пониманию, двусмысленности:

Для удобства пользования школьный альманах снабжён содержанием. Автор делит героев своего романа на две части. Это постановление положит конец прогульщикам. Тимур Баймуратов, закончив службу в авиации, пришёл в кружок и отдаёт детям то, что сам горячо любит. Конница Доватора нанесла сокрушительный удар по задним частям атакующих. Раскольников убил бабушку. На выставке представлено 25 наименований продукции. У нас в столовой самообслуживание: покушал – убирайся сам. Дизельное топливо – всегда один из дефицитных нефтепродуктов, и кооператив «Гермес» готов вам в этом помочь. Из клуба выскочила чья-то фигура. Я предлагаю ребятам сейчас тоже выразиться.

Задание № 32

Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова и объясняя (устно) их значение.

Задание № 33

Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреблении слов (неточное знание лексического значения слова, смешение значения однокоренных слов, нарушение сочетаемости слова с другими словами и др.). При затруднениях обратитесь к толковому словарю. Внесите необходимые исправления и перепишите предложения.

Друзья, попробуем оглянуться в будущее. Читая «Молодую гвардию», мы, юноши и девушки, не знавшие войны, видим, как героически боролись с захватчиками наши современники. Через весь роман проходит фабула патриотизма. Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, взаимно пересекаясь. В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. Сначала о Манилове складывается двойное впечатление. С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии. Наиболее даровитые произведения созданы писателем уже в послереволюционные годы. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о прибытии настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Плюшкиным и Ноздрёвым. Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей. Диалекты встречаются не только в языке героев рассказа, но и в речи самого автора.

Задание № 34

Перепишите, подбирая к каждому выделенному слову синонимы.

  1. Слушать интересный рассказ. Беседовать с вежливым молодым человеком. Узнать подлинную правду. Услышать неистовый крик. Обладать незаурядным умом. Показать недюжинные способности. Писать витиеватым почерком. Иметь своенравный характер.
  2. Великая держава. Дворец, построенный известным зодчим. Любоваться всадниками. Выполнять свой долг. Получить неприятное известие. Требовать возмездия. Задрожать от негодования. Найти пристанище.
  3. С увлечением рассказывать о чём-либо. Восторгаться новой пьесой. Путешествовать в течение длительного времени. Предвидеть ход событий. Отворить наружную дверь. Воодушевить людей. Смотреть на бушующее море. Просить о помощи.
  4. Возвращаться впотьмах. Вмиг всё сделать. Лестно отзываться о ком-либо. Льстиво говорить.

Задание № 35

Перепишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова, данные в скобках.

  1. Ученики внимательно … в микроскоп каплю жидкости. Дети бесцеремонно … приезжего (разглядывали, рассматривали). 2) Древние египтяне … огромные пирамиды. На берегу реки недавно … купальню. Из палатки и вёсел туристы быстро … носилки (соорудить, воздвигнуть, построить). 3) Наш попутчик рассказал … историю. У него оказался пытливый и … ум (любознательный, любопытный). 4) «Вы … на здоровье», — радушно угощала нас хозяйка. Мы сели к столу и стали с аппетитом … (есть, кушать). 5) Закат солнца был совершенно чист, и это казалось хорошим … . Мрачное … старого охотника, к счастью, не оправдалось. Только истинная наука обладает даром … событий (предвидение, предсказание, предзнаменование).

Задание № 36

Перепишите примеры, устраняя повторяющиеся однокоренные слова.

Появление пьес А.Н.Островского явилось огромным событием в истории нашего театра. Автор сатирически изображает образы помещиков. Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне. Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу. Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов. «Слово о полку Игореве» призывало русских людей объединиться воедино.

Задание № 37

Прочитайте, укажите повторяющиеся слова. Какими синонимами их можно заменить? Сделайте такую замену и перепишите текст.

После доклада начались прения. Первым начал говорить слесарь Шутов. Он говорил о графике ремонта. Механик Овсов и диспетчер Тулин говорили о неполном использовании производственных мощностей. Другие работники говорили о конкретных мерах по устранению недостатков. В заключени… начальник цеха говорил об итогах прений. В принятом постановлении… говорилось о мероприятиях по улучшению дисциплины и повышении… производительности труда.

Задание № 38

Прочитайте, укажите повторяющиеся слова. Перепишите текст, заменяя их разными путями: используя местоимения, синонимы, описательные обороты.

Владимир Клавдиевич Арсеньев родился в 1872 г. Арсеньев очень рано стал готовить себя к исследованию отдалённых окраин нашей Родины. Наибольший интерес исследователя привлёк Уссурийский край. В Уссурийский край исследователь прибывает в 1899 г. , и с этого времени начинается деятельность Арсеньева по исследованию Уссурийского края.

Во время одной из экспедиций в 1902 г. Арсеньев встретил гольда (нанайца) Дерсу Узала, и эта встреча сыграла огромную роль в последующей деятельности Арсеньева. Дерсу Узала раскрыл перед Арсеньевым многие тайны Уссурийской тайги.

В результате ряда экспедиций Арсеньеву удалось собрать большой научный материал о животном и растительном мире Уссурийчкого края. На основе путевых дневников Арсеньев в 1918 – 1920 гг. написал две книги: «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Эти книги получил в Сорренто А.М.Горький. Когда А.М.Горький прочитал эти книги, он горячо поздравил Арсеньева.

Задание № 39

Перепишите, вставляя вместо точек нужные слова из скобок.

1) Выступавшие критиковали … в работе ЖКХ. Техник долго не мог обнаружить … мотора (недостатки, дефекты). 2) Специальные устройства служат для уменьшения … корпуса корабля. … рук после контузии мешало столяру работать (вибрация, дрожание). 3) Серьёзный пограничный … обострил отношения между двумя соседними государствами. В нашем классе на днях произошёл забавный … (случай, инцидент). 4) К.Д. Ушинский – знаменитый русский … . В школу приехал новый … истории (педагог, преподаватель). 5) Лаборант провёл … крови. При фонетическом … слов ученик не сделал ни одной ошибки (анализ, разбор). 6) Решая алгебраические задачи, мы использовали приём … . Дочь имела больш… … с матерью (аналогия, сходство).

Коломенский дворец Алексея Михайловича – ценнейший памятник русского деревянного зодчества. Датой рождения ансамбля является XVII столетие. Копия архитектурного шедевра воссоздана по размерам и схемам бывшего здания в 2010 году. Комплекс состоит из соединенных между собой отдельных частей, площадью 7 230 кв.м.

Культурно-историческое значение Коломенского царского дворца

Царская резиденция является памятником культуры архитектурного наследия, деревянного зодчества. Убранство внутренних покоев воспроизводит уклад и традиции жизни нескольких поколений царских особ. Реставрационные работы максимально приближены к эпохе XVII века.

Экспозиции содержат подлинные иконы, мебель, утварь. Царский дворец Алексея Михайловича являет собой памятник исконно русского самобытного искусства Московского царства, подтверждает красоту, силу и мощь России допетровской эпохи.

Деревня Коломенское располагалась в Подмосковье и являлась царской вотчиной. Здесь самодержцы отдыхали, охотились, развлекались. Быт облагораживался постройкой часовен, церквей, хором.

Коломенский дворец носит название села, которое в настоящее время стало частью столицы. Ансамбль строений, парк, прилегающая территория, имеет статус «Государственный архитектурный музей-заповедник» и охраняется законом.

Первый царь из рода Романовых, Михаил Федорович любил проводить свободное время в Коломенской летней резиденции.

Свою привязанность он передал наследнику Алексею Михайловичу, который будучи страстным охотником, сделал дворец местом отдыха, встреч и проведения охот.

Взойдя на престол, он производил постоянные перепланировки и перестройки здания, а ставши отцом, возводил пристройки, расширяя и облагораживая его, шестнадцать раз – по числу наследников.

В 1667 году царь принял решение заменить отдельно стоящие постройки и переходы между ними единым архитектурным ансамблем.

2 мая был заложен первый камень в белокаменный фундамент нового дворца. Строительные работы поручили архитекторам-плотникам из простолюдинов Семену Петрову и Ивану Михайлову. К осени общестроительные работы были завершены.

Строение украшалось горельефной и прорезной резьбой, чешуйчатая кровля расписывалась красками и сусальным золотом. На протяжении двух лет иконописцами Симеоном Ушаковым и Богданом Салтановым писалась внутренняя отделка по грунтовым полотнам.

Окончание строительства и освещение царских хором состоялось в августе 1672 года. Коломенский дворец с 270 комнатами, величественным убранством, тремя тысячами слюдяных окон, дорогой отделкой, представлял собой сказочное сооружение, вершину красоты и роскоши.

Дворец воплотил в себя образцы старорусского стиля: разноцветного, яркого, пестрого. Произведение строительного мастерства было принято считать «восьмым чудом света».

Ансамбль состоял из построек разной величины и вида: башенки, терема, шатры и бочки. Деревянные постройки основательно держались на каменном фундаменте, навесы крыльца подпирались витыми и резными столбами. Каждый элемент конструкции содержал резьбу, роспись или керамику.

Внутренние стены терема украшались росписью, печи – затейливыми изразцами, пестрые ткани и ковры покрывали лавки. С постройкой Санкт-Петербурга, Москва в 1703 году перестает быть столицей государства российского. Вотчина в Коломенском пустеет, ветшает и приходит в аварийное состояние.

Во время правления Екатерины II, здание подверглось пристальному анализу, была рассчитана величина затрат, необходимых для проведения реконструкции. Цена оказалась неподъемной для казны, дворец решили снести.

Мудрая правительница приказала архитектору Ивану Мичурину до начала демонтажа провести обмеры, сделать чертежи и модель царских хором, а освободившееся место облагородить посадкой деревьев.

Идея восстановления Коломенского царского дворца возникала в России в конце XIX века, в 30-50 годы. И только в 1990 году она нашла поддержку и возможность. Но к этому времени, модель дворца, хранившаяся в Оружейной палате, была утрачена, и чертежи сохранились не в полном объеме.

Помогли результаты раскопок, проводимых на месте нахождения дворца. Был найден белокаменный фундамент, по угловым точкам которого восстановлено очертание здания. Замеры, в точности совпали с архивными чертежами XVIII в. Оформление проектной документации закончилось к 2002 году, и начались реставрационные работы.

Место прежнего расположения дворца к моменту реставрации заняли разросшиеся дубы, липы, акации, которые сами стали составлять историческую ценность. Было принято решение о смещении восстанавливаемой постройки в сторону села Дьяково на 1 км. Также изменено соответствие здания к сторонам света на 90 градусов.

Строительный материал хором отличается от первозданного. Каркас выполнен с применением железобетонных конструкций, что увеличивает износостойкость, жесткость. Внешняя отделка соответствует оригинальному деревянному зодчеству и скрывает современные материалы.

Росписи внутри хором максимально близки к оригинальным шедеврам. Гравюры, изображения представителей животного мира и людей, подлинные иконы и убранство помещений, создают ощущение реального переноса в мир прошедшей эпохи и жизни царской семьи.

Дворец был обеспечен системой водостока. Это были половинки толстых выдолбленных бревен, подвешенные к краю кровли. Такая система не украшала легкий ажурный дворец и после реставрации принято решение систему не воспроизводить.

Печи после реконструкции имею натуральный вид, но действием отопления не обладают. Дымовые трубы на крыше отсутствуют за ненадобностью.

Зодчество XVII века сохраняло традиционный русский стиль, и строительный материал – дерево. Художественной доминантой являлись здания церквей, соборов и колоколен. Коломенский дворец также является ярким представителем деревянной дворцовой архитектуры.

Царские покои с разнообразием кровель, оригинальной компоновкой срубов, расположением крыльца, окон, не только сохранил традиции народной культуры, но и внес нововведения в планирование и отделку.

В ансамбле отмечается появление светского начала в архитектуре. Жилые хоромы теперь не отделялись от иных построек, наоборот ставились на обзор. Фасады хором были обшиты тесом, роспись стен и потолков внутренних покоев до постройки палат в Коломенском, не применялась. Архитектурный памятник вобрал в себя народные обычаи строительства и отделки, а также роскошь, богатство, великолепие знати.

Мастера из народа смогли создать постройку радости, праздника, вложить в нее ощущения мечты, сказки. Выкрашенные изумрудной краской с позолотой кровли всего комплекса, отражаясь в водной глади Москвы-реки, оказывали потрясающее впечатление на иностранных послов, поднимавшихся по склону к царскому дворцу.

Усадьба в Коломенском пронизана многовековой историей православного духа. Здесь можно познакомиться с бытом царей, убранством жилищ, оригинальным стилем деревянной архитектуры. Пяти уровневый дворец олицетворяет величие и широту власти русского царя и российского государства в целом.

Вниманию посетителей представляются:

  • царский кабинет;

    Царская комната в Коломенском дворце

  • опочивальня;
  • престольная палата;
  • думская палата;
  • помещения мыльни.

Посещение резиденции не оставляет никого равнодушным.

История и легенды о дворце

Необычных историй, связанных с дворцом не так много. Достойной внимания является притча о появлении на свет будущего царя Петра I в Коломенском, а не в Теремном дворце Московского Кремля. Возможно, это связано с большой привязанностью самого царя к летней резиденции.

Здесь в парке он рос, играл, постигал азы грамоты. В память об этом времени вековые дубы в парке носят название «петровские». В покоях летней резиденции также долгое время проживала Наталья Нарышкина – матушка государя.

Интересным историческим фактом является отсутствие строительных работ на месте бывшей царской усадьбы. 300 лет оно просуществовало нетронутым архитекторами и строителями, хотя в стране за эти годы произошла масса исторических и политических событий.

Вход во дворец украшают параллельно стоящие пушки, отлитые в период северной войны и установленные Петром I. Их наличие вызывает много вопросов. Залп огнестрельного оружия, расположенного в непосредственной близости к деревянным строениям, мог вызвать пожар. Очевидно, они имели иное, не оборонительное назначение.

Оригинальным использованием исторических хором сегодня, является предоставление помещения для торжественной государственной регистрации браков. Приобрести статус мужа и жены в царских палатах, имеющих вековую историю, является не только сказочным ритуалом, но и ответственным событием для молодоженов.

Стиль и внешний вид Коломенского царского дворца

Коломенский дворец сооружен в стиле русского деревянного зодчество. Его размеры соответствуют 100 на 80, высота 50 м. Здание состоит из пяти уровней высоты. Планировка постройки ассиметричная, помещения отличаются между собой назначением, размером площади, оформлением, утварью. Все строго соответствует укладу жизни и традициям того времени.

Лицевые стороны зданий украшены наличниками с резьбой из множества разноцветных деталей. Фасады обшиты тесом с элементами, имитирующими камень.

Но верхом деревянного зодчества является кровля. Крыши царских хором выполнены в виде большой главы, шатра с четырьмя гранями, крестовой бочки, большого и малого шатра с восьмью гранями. Кровля покоев царицы имеет форму большой бочки и трех шатров: двух больших и одного малого. Свод светлиц царевен и царевичей венчают восемь шатров.

Несмотря на различность форм, размеров, высоты отдельных частей, кровля представляет собой единый своеобразно скомпонованный комплекс. Вся площадь крыши выложена деревянной черепицей. Каждая дощечка изготавливалась отдельно (в XVII веке вручную топором). Кровля окрашена цветом изумруда.

Вход через главное крыльцо вел в парадную мужскую часть дворца. Именно здесь по обе стороны красного крыльца находятся охранные пушки. Ступеньки лестницы разделены площадками, носившими названия рундуков. На росписи потолка первой площадки расположились персонажи: лев, мифический единорог, мировое дерево.

Мифология расшифровывает данное три по характерным признакам: сила, мощь, величие – льву; мудрость, чистота, вечность – единорогу; мировое дерево — райскому началу. Это геральдическое три, воссоздает рай на земле, чего пытался добиться тишайший царь.

Двери в резиденцию украшены гербами всех царских вотчин и титулов царя Алексея Михайловича.

Внутренне убранство Коломенского царского дворца

Восстановительными работами руководил Иван Ильич Глазунов, ему принадлежит художественное видение внутреннего оформления царских покоев. Фрески, иконы, росписи в своей основе соответствуют мотивам XVII века, но содержат отпечатки собственного видения современного художника.

Расположение комнат максимально выдержано и соответствует историческим справкам. Оконные проемы затянуты слюдой, которая является прозрачным природным минералом, и передает достоверность возрождаемой эпохи.

В рабочей комнате (кабинете) царя Алексея Михайловича установлена модная и необходимая в те времена вещь – шкафчик с большим количеством секретных ящиков, носивший название «кабинет». В нем хранили письменные принадлежности. Это имитация кабинета начала XVII столетия, доставленного из Италии.

На столе расставлены шахматы. Лежат копии книг и рукописей, раскрытое Евангелие изданного в 1663 году, очки.

Кожаные турецкие обои на стенах кабинета в оригинале были итальянского происхождения. Иконы развешаны по всему периметру комнаты их возраст соответствует оригиналу дворца. Присутствие иконы святых Бориса и Глеба имеет смысловую основу – в день этих праведников был заложен первый камень в основание дворца.

Стены комнаты Петра I декорированы сукном зеленого цвета. Голландский шкаф с посудой – настоящие работы мастеров XVII-XVIII века. Рукописи Петра I, лежащие на столе – факсимильные копии. Духу эпохи соответствуют книги по арифметике и географии. Украшенная изразцами печь – историческая реконструкция.

Пища, предназначенная к подаче на царский стол, первоначально доставлялась в просторное помещение – сени, за которыми находилась Столовая палата. По длине комнаты размещались скамьи и поставцы, на которых ставились готовые блюда. Стены сеней обтянуты красным сукном.

Огромный гобелен с изображением Александра Македонского, въезжающего в Вавилон – подлинный, произведенный на шпалерной мануфактуре XVII века. Полы устланы натуральными персидскими коврами, но изготовленными уже в XX веке.

Столовая палата представляет собой позднюю пристройку дворца, созданную по указу царя Федора Алексеевича. Это большое зальное помещение для торжественных обедов, приемов иностранных послов, празднования знаменательных событий. Обстановка соответствует историческим аналогам XVII века.

На возвышенности установлен царский трон, по обе стороны которого размещались столы: слева от царя – большой, справа – кривой (буквой «г»). Особое место занимает печь, украшенная изразцами современного производства и росписи, выполненные по образцам, найденным при раскопках.

Потолок расписан картиной небесного устройства с планетами и знаками Зодиака, обозначениями четырех сторон света. Иконы современного написания украшают стены над оконными проемами.

Помещение для ожидания дворянами царской аудиенции, проведения собраний, решений государственных вопросов называлась Думской Палатой. Для царя здесь выделено особое возвышенное место с креслом. Убранство и роскошная печь мало чем отличается от сеней Столовой палаты. Все экспонаты современные.

Престольная палата –это богато украшенные апартаменты для приема иностранных послов. Стены и потолок расписаны библейскими мотивами. Печь с изразцами, двуглавым орлом на них – символом могущества и силы государства Российского. Иконы современные. Светильники, мебель с резьбой, ковры восточные – все говорит о роскоши, величии.

Центром Престольной палаты является царский трон, отделанный благородными металлами, натуральными камнями. Царское место с двух сторон охраняют скульптуры львов с механическими секретами, позволяющими животным мотать головой, двигать глазами и издавать рык.

Во времена Алексея Михайловича это было диковинкой, приводящей в смятение заморских гостей. Вся отделка и убранство Тронного зала имели своей целью произвести неизгладимое впечатление на гостей государства.

Пол в царской опочивальне выстлан коврами. Короткая кровать позволяла поддерживать полусидящую форму, так как бытовало мнение, что кровь во сне, приливает к голове и может погубить человека. Ложе окружено столбами, с балдахинами на них. Сундуки с постельным бельем, полотенцами и нательной одеждой царя расставлены в комнате.

В покоях представлены подлинные экспонаты:

  • кровать, западноевропейского изготовления XVI-XVII вв., реставрированный шкаф, Фландрия XVII век;
  • иконы «Отечество», «Рождество Богоматери» XVII века.

Алексей Михайлович уделял большое внимание воспитанию и обучению членов своего большого семейства. На обозрение посетителям учительской палаты представлены подлинные книги «Букварь» и «Псалтырь», копии карт, изданных в Амстердаме и Лондоне. Также пристального внимания достойны иконы: подлинная «Преподобный Сергий» XVI в., современного написания «Спас Вседержитель».

Помещения, предназначенные для гигиенических целей, состояли из сеней и непосредственно мыльни. В сенях можно было отдохнуть на скамьях с постелью. На столах размещались простыни, колпаки и иная утварь.

В мыльне ступенчатые лавки для регулирования жара: чем выше, тем жарче. Деревянная ванна с простынями – купель для мытья царской особы. Разложенное свежее сено, ароматные травы наполняли помещение приятным запахом. Вода для мытья хранилась в деревянных ушатах.

Нагревали воду путем помещения в воду раскаленных камней. В ходе реставрации по сохранившимся документам была воссоздана печь с закрытой каменкой, которая отделана изразцами зеленого цвета.

Доски на полу стелили редко, для стока воды, отводимой с помощью желоба. Воды стекали по наклонным пластинам из свинца, уложенным под полом.

Знаковыми помещениями женской половины дворца являются апартаменты императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Отделка ее гостиной выполнена в стиле барокко голубого цвета. Штофные обои современного происхождения созданы по образцам XVIII столетия.

Роспись потолка содержит триумф Марса и Венеры. Потолочный светильник венецианского стекла – стилизованная копия ушедших столетий. Стиль барокко не совсем уместен в небольшом низком помещении, но он полностью соответствует веянию того времени.

В престольной палате царица принимала гостей, просительниц и общалась с людьми, исключительно женского пола. Роспись на потолке изображают времена года. Ранее было принято отождествлять их с женскими образами. В Престольной палате – это разновозрастные мужчины: старик – зима, юноша – весна, взрослый мужчина – осень, молодой – лето.

Впервые в русской росписи по низу печи появляется написание пейзажа. В помещении палаты находится подлинная икона «Успения Богоматери» XVIII века. Также оригинальными являются раздвижной стол XVII века, изготовленный во Фландрии и подсвечник XVIII века, выполненный в России.

Каждая знатная воспитанная женщина XVII века обладала навыками вышивания. Царица не была исключением. Для занятия этим ремеслом во дворце была создана мастерская царицы.

Убранство комнаты не сохранило своего отпечатка в материалах дворца, поэтому его содержание составляет необходимая для работы обстановка: сундуки, лавки, в красном углу – кресло для царицы, над ним подлинная икона XVII века «Богоматерь Пименовская». Изразцовая печь – символ тепла и уюта.

Молельня предназначалась для совершения утренней и вечерней молитвы государыней и ее малолетними детьми, проживающих на женской половине дворца. Царь имел собственную молельню. Иконостас собран из подлинных икон XVII-XVIII вв., среди них почитаемая в Византии икона Богоматери Одигитрии, присутствие которой считалось обязательным для царской особы.

Экскурсии по Коломенскому царскому дворцу

Групповые экскурсии до 30 человек проводятся по предварительно оформленной заявке, без заказа – только при наличии свободного экскурсовода. Программы имеют тематическую и целевую направленность.

Одна учитывает интересы и уровень развития учащихся 1-5 классов, другая – 6-9 классов, третья – 10-11 и взрослых экскурсантов, а также определенная тематика для иностранных туристов. Можно присоединиться к спонтанно организованной группе, посетить по выбору мужскую или женскую часть дворца, либо пройти по всем выставочным залам.

Прогулка по территории Коломенского парка бесплатная. Цена посещения дворца зависит от вида и масштаба. Расценки обзорной экскурсии приведены в таблице.

№ п/п Категории посетителей Цена (руб.)
Группа до 30 человек 4400,00
Взрослый экскурсант 400,00
Школьники, пенсионеры 100,00
Семья в составе дух взрослых и двух детей 850,00
Дети до 6 лет включительно, студенты дневных отделений ВУЗов России бесплатно

Продолжение экскурсии колеблется от 40 мин. до 1 ч. 50 мин. в зависимости от выбранной программы.

Территории заповедника около дворца

Попасть в Коломенский дворец можно через Задние и Передние ворота. Первые вели на хозяйственный двор. Через них завозились продовольствие, покупки, товары для нужд людей, живущих в хоромах.

В Парадных воротах принимались гости, через них происходил торжественный выезд. На север от них расположилась канцелярская изба, к югу – палата охраны и кухня. В пределах парадного двора находится церковь для домашнего богослужения.

Покинув государеву усадьбу и выйдя к Москве-реке, можно увидеть величественное первозданное строение Церкви Вознесения. Храм с шатровым перекрытием достигает 60 м в высоту. Невдалеке расположился храм Георгия Победоносца и колокольня. Очень красивые пейзажи на Москву-реку наблюдаются с площади Вознесения.

Чуть дальше от царских палат сохранилась постройка Водовзводной башни, отвечающей за водоснабжение государевой резиденции. От группы зданий Александровского дворца сохранился только Дворцовый павильон. Кухня и пекарня также прекратили свое существование, от них остались только отреставрированные фундаменты.

Далее дорогу преграждают Садовые ворота. За ними находятся вековые дубы, помнящие долгую историю земли московской.

Музей под открытым небом имеет и привезенные экспонаты:

  • каменная Половецкая баба;
  • пограничный «Борисов камень»;
  • башня Братского острова;
  • медоварня;
  • Святые ворота Николо-Карельского монастыря;
  • дом Петра Первого с устья Северной Двины.

Перейдя пределы Голосового оврага можно увидеть храм, воздвигнутый по распоряжению Ивана Грозного в ознаменование появления на свет сына Ивана. Украшением заповедника являются сады, которым уже достаточно много лет. Но все они ежегодно приносят обильные плоды.

Поодаль видны дома жителей села Дьяково. В парке расположены экспозиции жизни простых людей.

Интересные факты

  1. Годом основания деревни Коломенское принято считать 1230 год. Территорию заселили выходцы из Коломны, укрывшиеся от войска татарского хана.
  2. Храм Георгия Победоносца заложен в XVI века полководцем Дмитрием Донским после победы на поле Куликовом.
  3. Церковь Вознесения Господня хранит память о рождении царя Ивана Грозного.
  4. Село Дьяково – самое древнее поселение московской области, которое явилось началом археологических изысканий на данной территории.
  5. Вдохновителем создания первого в России музея под открытым небом был архитектор Барановский. Сейчас здесь находятся памятники деревянной архитектуры из различных областей и краев страны.
  6. Голосов овраг таит в себе петлю времени. Существуют архивные записи с рассказами очевидцев о различии течения времени на дне оврага. Попадая в него на несколько часов, люди возвращались спустя десятилетия.
  7. Ручей, берущий начало из верховья оврага имеет температуру +1,5 градуса, хотя обычная температура родников +4- 8 градусов выше нуля. Вода в ручье не замерзает даже в суровые зимы.
  8. Нахождение мистических камней: нижний – предающий мужскую силу, верхний – оберегающий женское начало – материнство.
  9. Исторический памятник на могильном кургане половцев относится к XI-XII вв. и символизирует собой тело мужчины, хотя носит название «половецкая баба».
  10. Рельефное расположение высоких холмов переходящих в равнину, наличие парков, потрясающих видов на Москву-реку является уникальным природным явлением.
  11. Фруктовые сады на территории парка состоят из тысячи плодоносящих деревьев. Особенно впечатляют сорта бордовых яблок, ароматных и сочных на вкус, растущих в непосредственной близости царских хором.
  12. Сохранившимся постройкам дворовых крестьян царя уже более 300 лет.
  13. Этнографический комплекс представлен сооружениями мельницы с водяным механизмом, подворье крестьянина, помещение для содержания лошадей и производства кузнечных работ.

Где находится, как добраться

Коломенский дворец царя Алексея Михайловича находится в Москве, на проспекте Андропова, дом 39, строение 69. Чтобы попасть сюда, нужно воспользоваться услугами подземного сообщения.

Выйдя на станции Каширская, нужно преодолеть одноименное шоссе и проспект Андропова. Обзору представится заветный уголок.

Режим работы

Музей-заповедник открыт для посетителей шесть дней в неделю:

  • начало работы парка 8.00, окончание 21.00;
  • начало работы музея 10.00, окончание 18.00 в период с 30 сентября по 31 марта; выходной день – понедельник;
  • начало работы музея 10.00, окончание 18.00 в период с 1 апреля по 29 сентября; с 11.00 до 19.00 – в субботу; выходной день – понедельник.

В дни праздников режим работы уточняется отдельно.

Восстановленный дворец, его облик и внутреннее убранство является идентичной копией произведения мастеров XVII века. Почитатели старины могут испытать чувство глубокого удовлетворения и наслаждения от реставрационных работ художников современности, а также увидеть подлинные экспонаты прошлой эпохи.

Мари Архипова

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о Коломенском дворце

Обзор Коломенского царского дворца:

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Летняя парадная резиденция царя Алексея Михайловича находилась в селе Коломенском. Здесь во второй половине XVII века был построен великолепный архитектурный ансамбль, названный восьмым чудом света. Царские хоромы состояли из множества деревянных зданий (палат) в виде шатров, луковиц и бочек, объединенных галереями, крылечками и переходами. Величие и небывалая красота строений удивляла иностранных послов и утверждала силу царской власти.

К сожалению, до наших дней грандиозный памятник, выдающееся произведение русской деревянной архитектуры XVII века, не сохранился. Он просуществовал около 100 лет и был воссоздан через два столетия, в 2010 году. В наше время великолепное здание соответствует старой постройке, единственное его отличие – это железобетонный каркас, находящийся под деревянными бревнами и предназначенный для защиты сооружения от огня.

Дворец царя Алексея Михайловича (его макет) был возведен рядом с тем местом, где находились царские хоромы в прошлом. Во время экскурсии Вы можете осмотреть постройку, созданную современными мастерами, а также ознакомиться с бытом и укладом жизни царской семьи.

Вы осмотрите кабинет царя Алексея Михайловича и комнату царевича Федора, кабинет Петра Первого и самое большое, торжественно оформленное помещение — Столовые палаты. В Думной палате обсуждались важные дела, а в Престольной палате царь принимал гостей.

Дворец царя Алексея Михайловича – из истории

Царь очень любил Коломенское, здесь он охотился и принимал послов и именно он превратил свою усадьбу в сказочный дом. Строительство проходило пять лет с 1667 по 1672 год, работы выполняли талантливые мастера-плотники под руководством Ивана Михайлова и Семена Петрова.

Надо отметить, что Петр Первый, сын Алексея Михайловича, дорожил отцовским домом. Здесь он научился писать и считать, сюда он ходил под парусом, сплавляясь по Москве-реке и здесь у него появилась тяга к ратному делу.

Однако, позже, когда столицу перенесли в Петербург, московская усадьба оказалась заброшенной и с годами сильно обветшала. Восстановить ее оказалось делом трудным и Екатерина II приказала разобрать постройку, но предварительно обмерить и нарисовать планы всех помещений.

К счастью, документы и чертежи сохранились до наших дней и по ним в 2007-2010 годах ансамбль в Коломенском был построен.

Внешний вид

Дворец царя Алексея Михайловича состоял из 27 теремов и палат, соединенных сенями и переходами. Высота некоторых палат достигала 30 метров, а общая площадь ансамбля составляет более 7000 кв. метров.

Хоромы разделены на женскую и мужскую половины. В женской части Вы осмотрите палаты царицы и царевен, а в мужской – кабинеты царя и царевичей, а также палаты, предназначенные для ожидания и приема гостей. Воссоздана также мыльня и деревянная ванная царя.

Первое впечатление от постройки – это праздничное настроение и радость, которые стремились выразить мастера. Окна украшены резными деревянными наличниками с цветными деталями, использована отделка тесом, имитирующим камень. Оконные и дверные карнизы также удивляют замысловатой резьбой. Множество декоративных элементов и витражи придавали строению нарядный праздничный вид.

Внутреннее убранство Дворца царя Алексея Михайловича

Стены и потолок залов украшены росписью, печи облицованы роскошными изразцами. Потолочная роспись в Передних палатах представляет библейскую тему, в Престольной царицынской палате изображены времена года в виде мужчин разного возраста.

В Столовой палате на потолке мы увидим символическое изображение солнца и звезд, знаков зодиака и луны. Эти живописные картины подчеркивали покровительство царской власти со стороны небесных сил. В палатах Елизаветы Петровны потолочная роспись изображает «Триумф Марса и Венеры».

Комната дочери Петра Первого Елизаветы оформлена в стиле барокко. Обратите внимание на изумительной красоты люстру из венецианского стекла, стилизованную под XVIII век.

Многие предметы интерьера, иконы и гобелены являются подлинными, созданными мастерами XVII и XVIII веков.

Хотя дворец царя Алексея Михайловича — лишь макет древнего строения в натуральную величину, но даже внешний осмотр архитектурного ансамбля доставит Вам настоящее удовольствие.

Режим работы музеев в Дворце царя Алексея Михайловича в 2020 г.

  • В зимний период (с 1 октября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
    • Понедельник — выходной день
  • В летний период (с 1 апреля по 30 сентября)
    • Ежедневно, кроме пятницы и понедельника, с 10:00 до 18:00
    • По пятницам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник — выходной день

Стоимость билетов в Дворец царя Алексея Михайловича — в 2020 г.

  • Комплексный билет в мужскую и женскую половину Дворца царя Алексея Михайловича
    • Для взрослых — 400 руб.
    • Для школьников и пенсионеров — 200 руб.
    • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
    • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно
  • В мужскую половину — хоромы царя и царевичей
    • Для взрослых — 300 руб.
    • Для школьников и пенсионеров — 150 руб.
    • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
    • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно
  • В женскую половину — хоромы царицы
    • Для взрослых — 300 руб.
    • Для школьников и пенсионеров — 150 руб.
    • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
    • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно
  • В хоромы младших и средних царевен — выставка «Сокровища русского искусства, 17 век»
    • Для взрослых — 200 руб.
    • Для школьников и пенсионеров — 100 руб.
    • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
    • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно

Вход бесплатный для всех категорий посетителей 17 января, 14 февраля, 13 марта, 17 апреля, 15 мая, 19 июня, 17 июля, 14 августа, 18 сентября, 16 октября, 13 ноября и 18 декабря (Московская музейная неделя).