Артемий Владимиров отзывы
Содержание
Странная беседа свящ. Артемия Владимирова с Дарвином. Наркотики или что похуже?
Российский священник утверждает, что ему недавно удалось побеседовать с Чарльзом Дарвином, создателем теории эволюции. Когда я включил видео с выступлением о.Артемия, я в первую очередь удивился странному голосу священника.
А ну-ка, пойду проверю, что пишет по поводу него разоблачитель гомосексуального лобби в РПЦ диакон Кураев.
Действительно, у Кураева есть упоминание об отце Артемии Владимирове. Легкая критика его позиции по одному из несущественных вопросов, но нет даже и намеков на то, о чем я подумал. Ок, значит вопрос с ориентацией будем считать закрытым. Если бы что-то было, Кураев бы не промолчал.
Итак, для начала биография:
Протоиерей Артемий Владимиров – это яркая личность в Русской Православной церкви, широко известен в России, и за пределами страны. Известный проповедник, миссионер, писатель, лектор, ведущий телевизионных и радиопередач. Родился в Москве, 21 февраля 1961 года. С 2013 года по настоящее время — старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы. Выпускник филфака МГУ. Женат, детей нет.
В интернете почти и нет никакой критики в его адрес. Так, на каких-то левых ресурсах поругивают его за то, что его община похожа на секту. Ну и еще какие-то мелкие обидки. Никакого криминала, педофилии, наркомании и гомосексуализма не найдено. По мелочам, в общем.
Вот это нашумевшее видео, благодаря которому теперь все говорят про Артемия Владимирова:
«В Вестминстерском аббатстве похоронены многие именитые люди. Я вот недавно беседовал с Чарльзом Дарвином. Я не являюсь поклонником обезьяньей теории, поэтому мне как священнику было интересно поговорить. „Чарльз, как тебе там?“, — обращался я к надгробию. Что ты скажешь сейчас, как тебе кажется, есть ли какие-то промежуточные звенья между видами — между зеброй и жирафом? Что вы думаете я услышал? „Батюшка, не соблазняйся моей теорией, не от большого ума я эту гипотезу выдвинул, в которой сейчас раскаиваюсь. Ни к медведю, ни к свинье лично ты не имеешь никакого отношения“»
Я лично не вижу ничего такого. Он в шутку говорит, что посидел на могилке и мысленно обратился к усопшему давно Дарвину. Я тоже люблю такие шуточки иногда. Он просто перепутал беседу в дружеском кругу и интервью на телеканале.
Для ценителей, вот все полуторачасовое видео:
Отец Артемий может иметь свое личное мнение относительно теории Дарвина, но эта позиция не является мнением РПЦ. А что касается теории эволюции, то в наше время большинство православных придерживаются современных версий теории Дарвина, согласно которым человек произошел от обезьяны. И большинство верующих других религий тоже придерживаются теории эволюции.
По теме пост: Большинство верующих людей придерживаются теории эволюции
Православные истории
Некий батюшка, строгой жизни пастырь, уже в преклонных летах, приехал в стольный град Москву. Было это незадолго до перестроечного нашего времени. Приехал не один, но с чемоданчиком. В чемоданчике у батюшек каких только священных предметов и ценностей не встречается! Нужно было священнику, приехавшему из глубинки, где среди дол и просторов русской земли стоял его замечательный храм, запастись святым миром для свершения таинства крещения, а значит, чемоданчик скрывал в себе сосуд для мира. Привез батюшка и добровольно-принудительные взносы в Фонд мира — была такая организация, страшная для церковнослужителей. Были у батюшки и прошения в Московскую Патриархию, лично Святейшему, чтобы тот благословил проводить отопительную систему — батареи — в храме. Ведь храм-то был памятником XIX века и охранялся государством, а, по застойному времени, все, что охранялось государством, не должно быть отапливаемо. Лишь только ветер, тучи, дождь и снег имели право прикасаться к этому храму, но с тем, чтобы оштукатурить или провести отопление, нужно было ехать в верха.
Итак, священник первую половину дня обходил все церковные и государственные инстанции и учреждения: здесь пришлось подождать, там не взяли прошения, а здесь, напротив, имел успех… За этой суетой, впрочем, необходимой для свершения батюшкиных дел, прошла первая половина дня. Батюшка, хоть и летал как на крыльях, однако же захотел кушать. Немощны есмы. А в Москве доперестроечного времени, как известно, трудно было найти столовую. Вечером — другое дело: улица Горького расцвечивалась огнями, фонарями: иллюминация, кафе-мороженое, «Адриатика», «Хачапури» — чего там только не было. Так говорят люди, заставшие еще время застоя. Но днем отобедать было положительно трудно, тем паче что батюшка находился не в центре.
Однако ж Бог подает молящемуся. Видит священник небольшое двухэтажное зданьице, рядом с дверью вывеска: «Столовая № 13». Батюшка был несуеверным: 13 или 12 — лишь бы покормили. Входит в залу. Народу мало. Осмотрел внимательно своим метким, острым взором. Блестели столы с жирными разводами и пятнами на них, стояли колченогие стулья, ожидая посетителей, грозя уронить их на пол кафельный… У кассы сидела кассирша в синем мятом халате. Берет батюшка поднос и подходит к прилавку. День был скоромный, и хотя батюшка строго постничал, но ныне мог себе позволить вкусить от московских брашен. Ага — вот и салат: «Московский», 16 коп. старыми деньгами. Что ж это за «Московский салат», может быть, кто-то помнит: кожура редиски, толстым слоем лежащая на тарелочке, а в серединке — колпачок из застывшего майонеза трехнедельной давности, вот вам и «Московский салат». С птичьего полета так примерно выглядит высотное здание Московского университета. На первое батюшка взял малороссийский борщ, обильно сдобренный постным маслом. На второе макароны, которые имели название «рожков», с яичницей. Особенность столовой № 13 заключалась в том, что яичница была без желтка, из одного белка (желток, наверное, тоже был сдан в фонд мира). На третье можно было взять баночку кефира или компот из яблок. Самих яблок не было, но если поднять стакан на свет Божий, то определить содержимое можно научным словом «коагулирующий раствор». Так химики называют суспензию, то есть взвесь какой-то мякоти в жидкой среде.
Впрочем, деревенский батюшка не был привередой: все он прошел — и сталинские застенки, и голод в деревне, за все умел благодарить Создателя, как апостол Павел, умел и насыщаться, умел и терпеть алчбу с жаждой. Кассирша, ни слова не говоря, выбила чеки на заказанные блюда, и священник отнес поднос за одинокий столик. Выдвинул стул, поставил на него чемоданчик и вернулся снова к прилавку, чтобы побольше взять себе черного хлеба. Тогда кусок черного хлеба стоил одну копейку. Батюшка взял семь кусков хлеба. Что это за русский батюшка, который не любит быстрой езды и ржаного хлеба! Возвращается священник и — искушение, к которому он совершенно не был приготовлен: сидит на его месте какой-то простой советский гражданин в пиджаке, с небольшой залысиной, уже засучил он рукава, взял ложку и намеревается почать батюшкин малороссийский борщ. Остановился в недоумении иерей Божий: как поступить? спасовать или бороться за свои права?
Длилось это не более секунды, но священник, человек духовный и молитвенный, успел уже испросить у Господа вразумления. Будь бы на его месте какой горячий да молодой, схватил бы за остатки волос сего интервента и захватчика и прямо носом в суп! Куда ж это годится — поперек батьки в пекло. Священник же не спешил предпринимать боевых действий. Уйти, «стушеваться», по выражению Ф. М. Достоевского, подчиниться учению Толстого — непротивлению злу насилием? Но не будет ли это способствовать развращению незнакомца? Сначала у батюшки отнимет суп, потом у депутата икру из-под носа возьмет… Так можно кончить уже и организованным бандитизмом, так можно превратиться в мафиози при всеобщем демократическом попустительстве. С другой стороны, схватить его за грудки, трясти его над супом, выбросить из столовой несообразно со званием и саном.
Что же делает священник? Принимает Соломоново решение: берет с соседнего стола пустые две тарелки и, прежде чем первая ложка супа отправилась в рот к похитителю, отливает себе от малороссийского борща, отполовинивает рожков вместе с яичницей, лишенной желтка по неизвестным причинам, коагулирующего раствора наливает себе чуть меньше половины, два кусочка хлеба предлагает неизвестному и, помолясь Богу, садится рядом с ним за трапезу. Полное молчание. Самое удивительное, что наглый захватчик не проявлял ни внешне, ни внутренне никаких признаков раскаяния, ни угрызений совести. Спокойствие просто олимпийское. И ел он даже несколько быстрее самого священника, но, впрочем, это понятно: ведь присутствие такого ангела пустыни, такого смиренника русской земли было невмоготу свершавшему явное беззаконие. Допил яблочный компот, утер уста рукавом (ведь столовая была № 13, где-то в рабочем районе) и вышел вон, как князь Гвидон. Ни «до свидания», ни «простите, больше так не буду» — ничего этого он не сказал. Тих и невозмутим, как море, когда царствует штиль и безветрие. Священник же не спеша подобрал последние крохи, съел весь хлеб, который он купил, распушил усы, помолился «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу», осенил себя крестом, поклонился кассирше, которая мирно дремала за пультом, и вышел на свежий воздух.
Не успел он сделать трех шагов, как вдруг его пронзила некая мысль, а затем по спине поднялся леденящий холодок. «Чемоданчика нет! чемоданчик мой — где он, что он?» Бросился священник назад в столовую. Все там спало. Лишь одна жирная муха вилась вокруг плафона, гудя мерно под треск вентилятора. Священник к столу: чемоданчика не видно ни под столом, ни на столе, ни на стуле, ни рядом с ним — нет его. От растерянности он даже поднял стул, стоявший не слишком уверенно на четырех алюминиевых ножках, как будто бы под ножками сокрыт был тайник. Нет, чемоданчика простыл и след. Покрывшись испариной, каплями пота, батюшка стоял, словно остолбенев. Действительно, ведь там уже было святое миро, которое надлежало привезти в храм Божий, там — подписанные Святейшим Патриархом бумаги, перед которыми должны были спасовать районные несгибаемые, пуленепробиваемые власти, там квиточек, что сдана повинность, оброк баскаку — фонд мира принял в свои неисчерпаемые глубины батюшкину лепту. Что делать?
Он — к кассирше. Кассирша медленно открыла правый глаз, внимательно созерцая священника, как древнее индийское божество. «Вы не видели, матушка, — обратился попросту деревенский батюшка, — только что мы вдвоем обедали с… — Наверное, многие бы из нас сказали: «с наглецом», «с захватчиком», «с негодяем», «с тем обжорою», а священник лишь скромно: — «с гражданином». Какое смирение! Какая чистота помыслов! Какая возвышенная душа! Я сам удивляюсь сердечным добродетелям сего раба Божия, иерея Христова, когда о нем воспоминаю. «Вы видели? Он взял мой чемоданчик? Скажите! Скажите!» Кассирша приоткрыла второй глаз. Ничего не выражал ее взор, там — тайна.
Кассирша вдруг выпростала руку из-под кассы и большим указательным пальцем, который был толще руки ребенка, обозначила направление. Батюшка обернулся и двинулся туда, где стоял столик с жирными пятнами, на нем поднос и на подносе — остывший малороссийский борщ, уже округлившиеся и завянувшие рожки и невозмутимый, равный себе самому коагулирующий яблочный раствор. Рядом же на стуле виднелся чемоданчик, целехонький, никем не тронутый. Священник вновь замер: «Что это? Господи! Скажи мне путь Твой, в онь же пойду!» В его сердце смешались радость обретения чемоданчика и еще никогда не ведомые отчаяние, тоска, раскаяние.
Оказалось, что, заказывая семь кусков черного хлеба, батюшка по усталости и рассеянности пошел в другую залу — не туда, где ждал его готовый дымящийся обед, а где сидел ни в чем не повинный безымянный советский гражданин. Или это был ангел? Во всяком случае, он явил миру и всей Вселенной и нам с вами, дорогие друзья, ангельское смирение, на высоты которого, как кажется, не взойдет никто — ни поведавший вам эту историю, ни слушающий ее к своему назиданию и спасению. Аминь.
В одном друЖЖественном журнале (дружественном данному журналу, но, на мой взгляд, временами вредоносном) намедни происходило бурление помоев в адрес протоиерея Артемия Владимирова.
Туда я ничего писать не стал, разумеется. И кого штормит в адрес батюшки Артемия – штормитесь на здоровье, никого ни в чем убеждать не буду.
Но на случай, что из читателей моих страниц есть кто-то, кто еще не сформировал определенного отношения к о.Артемию Владимирову, и при этом в той или иной мере доверяет мне, напишу вот что.
Протоиерей Артемий Владимиров для меня – один из безусловных духовных авторитетов. Человек глубочайшего молитвенного и пастырского опыта, носитель высокой пробы русской культуры. Один из немногих знакомых мне людей, кого я могу назвать интеллигентом в подлинном смысле этого слова (себя, к сожалению, не могу). Он не является моим духовным отцом, а с тем, кто им является, они едва знакомы, практически случайно, если не считать промысла Божия. Очень разные люди по темпераменту и настроениям, при этом оба очень высоко друг друга ценят. Душевно – абсолютно разные, а духовно близкие.
Что касается слащавости речи, плавной жестикуляции и прочих особенностях манер отца Артемия – безусловно, элементы игры в этом есть. Но меня удивили высказывания кого-то из жж-юзеров, собранных в рекомом журнале, будто о.Артемий издевается над слушателями. Какого же размера осколок тролльего зеркала надо иметь в органах восприятия, чтобы увидеть в батюшкиной ласковой ироничности издевку над слушателями? Надо, во-первых, совсем не знать о.Артемия, не знать его отношения к людям; во-вторых, иметь параноидальную форму самолюбия – когда любая улыбка может вызвать подозрения: а не надо мной ли это потешаются?!
Отец Артемий не только не насмехается над слушателями, он себя сознательно подставляет под насмешки. Как-то, лет 10 назад, при мне батюшка процитировал одну историю об о.Павле Груздеве, сославшись на «Современный патерик» Майи Кучерской. Я, удивившись спросил (еще не зная, что о.А. и Майя Александровна приятельствуют со времен студенчества) батюшку о его отношении к пародии на него в этой книге (см. главку «Отец Артемий»). Отец Артемий засветился, как солнышко: «Так это же самая безобидная страница во всей книжке!».
Думается мне, что если бы не юродство о.Артемия, страждущего народу осаждало бы его не меньше, а больше. От многих ему всё-таки удается спрятаться за свою иронично-куртуазную маску. А что вокруг него множество экзальтированых особ с душевными сложностями — то не потому, что он целенаправленно прикармливает почитательниц, в чувствах которых нуждается. А потому, что у других батюшек ни любви, ни терпения на этих особ не хватает. Надо же кому-то их утешать, распутывать и окрылять. Окормление «артемид» — особый подвиг и крест отца Артемия. Я сейчас без иронии пишу.
Два года назад я подвигнул о.Артемия чуть приоткрыть краешек своего очаровательного маскарада, объявив тему круглого стола «Юродство в пастырстве и творчестве». Кто не увидел тогда, почитайте сейчас, а лучше посмотрите. Псой Короленко там почти номинальный участник, он как-то стушевался в тени вдохновенного батюшки Артемия.
Я так понял, поводом для рекомых бурлений в рекомом журнале стало какое-то интервью о.Артемия на политическую тему. Даже и смотреть не хочу. Отцы, являющеся для меня духовно авторитетными, могут высказывать политические взгляды, которых я не разделяю, или из благочестивых побуждений транслировать какую-нибудь псевдонаучную чушь типа телегонии – на моё отношение к их опыту молитвы, аскезы, покаяния и пастырской психологии это не влияет. Иногда я на проповедях или выступлениях очень дорогих для меня людей, включая… (нет, вслух лучше не буду), хватаюсь за голову с мыслью – Господи, что ж он говорит, кто ж ему этой лапши навешал… Но и после этого так же иду к ним на исповедь, или посоветоваться, или о чем-то молитв попросить. Иногда берусь потом спорить, иногда нет, по ситуации. Странно требовать от пастыря абсолютной непогрешимости не только в вопросах духовной жизни, но и во всяком его высказывании. Тем более, что общечеловеческого эталона непогрешимости не существует, и оценки – что чушь, а что нет – могут быть у каждого свои.
Отец Артемий по моей просьбе возглавил литургию в нашем храме в день 10-летия основания центра «Экклезиаст». Потом была его лекция в Липецком педе, потом был круглый стол в Экклезиасте. На этот раз уже участие о.Артемия в круглом столе почти номинально (да и был о.Артемий уставший уже после службы и лекции), поскольку о.Димитрий Першин предложил поговорить о «Левиафане», который из шестерых сидящих за столом только он один и смотрел. Я попытался чуть расширить тему, оставив тем не менее «Левиафан» лейтмотивом, и поставив перед своим тёзкой задачу уговорить нас посмотреть этот фильм 🙂
Получилась почти лекция (о.Димитрия) с элементами круглого стола. Сам я, кстати, фильм так и не посмотрел до сих пор. Наверное, после поста теперь.
Проповедь после литургии:
Лекция в ЛГПУ:
Учимся растить любовью. Детские проекты Крестовоздвиженского казачьего собора в Санкт-Петербурге
Аудио
Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге – место, где детей на богослужениях, кажется, больше, чем где-либо. И клирики во главе с настоятелем, и прихожане убеждены, что воспитанию подрастающего поколения нужно уделять максимум времени и сил. За основу предлагают взять народные традиции, проверенные самой жизнью.
Сегодня мы предлагаем вам отправиться в Крестовоздвиженский казачий собор, где и духовенство, и прихожане решили, что детьми нужно заниматься… Народные костюмы, веселые игры, детские голоса – это не воскресная школа, а обучающий проект по воспитанию детей в русских традициях. В Крестовоздвиженском соборе промыслительно сложились все необходимые условия для развития детских проектов – общее желание духовенства и прихожан заниматься воспитанием детей и призвание тех, кто взял это служение на себя.
Вероника Кривошеева-Сергиенко, руководитель детских проектов при Крестовоздвиженском казачьем соборе:
– Я с детства люблю детей, и где-то с 11 лет при этом соборе я ставила сказки с детьми, рождественские и пасхальные постановки. Потом «наросли» другие праздники – и Масленица, и Троица, и Петр и Павел. Этим я тут и занимаюсь – постановкой традиционных фольклорных праздников при соборе. Естественно, дети принимают в этом самое деятельное участие. Сейчас я еще работаю в детском саду музыкальным руководителем, там провожу работу с детьми, много занимаемся фольклором и тоже делаем постановки на традиционные праздники.
Решение уделять воспитанию приходских детей больше внимания в Крестовоздвиженском соборе было естественным. Выбрать методики тоже не составило труда – за основы взяли проверенные временем традиции, а не новые веяния.
Священник Владимир Сергиенко, настоятель Крестовоздвиженского казачьего собора:
– Дети – звено нашего общества, из которого потом будет формироваться и правительство наше, и медицина, да и все сферы нашего бытия здесь, на земле. Поэтому начиная воспитывать детей в хороших традициях, в православных традициях, мы готовим будущее нашей Родины. Вот что самое главное сегодня.
Это хорошо поняли наши враги, поэтому детей стали развращать в садиках, в школах, преподавать половое воспитание, устраивать такие страшные вещи, как ювенальная юстиция, всячески разделяя родителей и детей. Мало того, поставив детей в положение, в котором они не должны быть: они как бы начинают доминировать над родителями, – а родителей в то же время поставить в положение служебное, когда они должны только кормить, поить, но ни в коем случае не воспитывать.
Вот поэтому традиционное воспитание (а мы говорим о воспитании в России, а не вообще где-то) сводилось к тому, что человек хорошо усваивал с детства, что хорошо, а что плохо, что можно делать, чего нельзя делать. Этому всегда помогала, и сейчас в православных семьях помогает, Православная вера: то, что идет от Православной веры, идет от Бога, а Господь ведет абсолютно всех детей ко спасению. Но кто не хочет, тот не попадает к Спасителю, – а те, кто хотят, берут на себя ответственность не только за свои поступки, но и за своих детей, ведь нельзя будет прийти к Богу и сказать: «Вот, я прекрасно себя вел и выполнял все заповеди, а дети… Ну, маленькие же, пусть поджигают, пусть матом ругаются…» – и так далее. Родители отвечают за детей…
И вот когда все это сложилось в одно, я и решил: вот этот профессионал должен помогать Церкви и нашему обществу российскому выправиться и все-таки воспитать нормальных, хороших (я не говорю – детей) людей, и начать это воспитание можно только с детства: где-то до 12 лет в человека еще вкладывается основная масса материала, который потом действует всю жизнь. Неслучайно поэтому и школу открыли общеобразовательную при храме, и до 12–14 лет дети с 1-го класса учатся – мы в них вкладываем Закон Божий, церковное пение, церковнославянский язык. Потом, когда они выйдут, они могут и отойти от Церкви – закрутит жизнь… Но то, что мы заложили, будет. Эта информация вкладываться начинает с 2–3 лет, мощно вкладывается, самая большая информация. И это можно сделать сказками – хорошими русскими добрыми сказками, и показать ребенку, что, когда бабушка руководит дедушкой, о чем написано в «Сказке о рыбаке и рыбке», все кончается плохо – разбитым корытом: чтобы девочка, которая вырастает на этих сказках, знала, что не надо руководить своим мужем, а муж чтобы знал, что если он выпустит свою жену из своих рук, у них будет разбитое корыто.
Мнение настоятеля разделяют и другие клирики собора, например, священник Георгий Яковлев – несмотря на молодость, отец пятерых детей, и он тоже видит перспективу именно в традиционном воспитании.
Священник Георгий Яковлев, клирик собора, многодетный папа:
– Я считаю, что традиции мы обязаны сохранить – это живое, живой опыт уже многих тысяч лет. Не только в русском народе есть свои традиции воспитания, но мы можем и в библейской истории почерпнуть много полезного о воспитании. Мы увидим там, что всегда было сохранение правильной иерархии в семье: отец – главный, он умеет настойчиво и сурово иногда сказать что-то. Может быть, не всегда есть смысл наказывать детей телесно, но надо уметь твердо отстоять свое мнение перед ребенком. Потом, если мы возьмем воспитание именно русское – на примере житий святых, на сказках. Сказки – это вообще замечательный культурный слой, который помогает ребенку в простой форме (эта форма для него наиболее открытая и доступная, иногда даже игровая) понять очень многие добродетели. Рассказать о добре, о самопожертвовании – та же «Золушка», где трудолюбие прививается… Много глубоких сказок, где герои именно жертвуют.
Посредством сказки – еще что хорошо – родители контактировали с детьми, общались с ними, постоянно внимание свое дарили, любовь, видели их отзыв на сказки. Родитель мог обсудить героя с ребенком: почему тот, кто сделал хорошо, прав, – а отрицательного героя осудить. И потом (в наше время очень актуально), можно увидеть, как ребенок реагирует на героев, в каких героев он потом будет играть – после сказок они начинают играть, повторять: посмотрите, что у него откликается в душе, что он повторяет – может, где-то надо проявить особую заботу, помочь ему справиться с порочными проявлениями. Сейчас модно воспитание свободное: что ребенок хочет, то пусть и делает; ребенок воспитывается на телевизоре, на мультиках, на гаджетах – и получается, что он в потоке информации предоставлен сам себе, и с ним никто не обговаривает, хороший поступок или плохой.
Мне, кстати, очень понравилось, как в очереди один отец читал девочке сказку – в очереди за документами! Многие родители в очереди дают планшет: «Смотри мультик, не мешай мне сидеть», а тут родитель и заботу дарил ребенку, времени даром не терял и читал. К этой девочке подошла другая девочка, с игрушкой, и предлагала поиграть, а девочка, которой читали сказку, ответила: «Мне папа сказку читает. Хочешь, со мной послушай» –она не пошла играть, а стала слушать сказку: для нее это внимание, оказывается, очень дорого, она его не променяла на игрушку. Мне кажется, очень показательный пример. Сейчас тоже можно воспитывать на традиционных ценностях.
Самое главное – не потерять ребенка, не потерять общение с ним: прекрасно можно проследить дальнейшую судьбу ребенка, предоставленного самому себе и в подростковый период отказывавшегося общаться с родителями, ведь они и в детстве с ним не общались: его воспитание перекладывали или на бабушек, или на мультики, или еще на что-нибудь. Это надо очень внимательно всегда учитывать. Внимание детям – это самое дорогое, что мы можем подарить, особенно через традиционные ценности, которые уже проверены, которые уже подарили нам много замечательных примеров нравственности.
Можно думать, что традиционный уклад семьи – это архаизм. Но что мы предлагаем взамен? Семью, где никто не может найти свое место, где походы к психологу становятся необходимостью? Но стоит перенять некоторые элементы традиционного воспитания, и многие проблемы отпадут сами собой.
Вероника Кривошеева-Сергиенко:
– Мне кажется, традиция всегда дает ребенку правильную педагогическую установку. Она правильно выстраивает вертикаль в семье. Как в сказках это все рассказывается: глава семьи –папа, потом мама, потом детки. Это ни в коем случае не ущемляет детские права. Нет, детям в этом существовать очень комфортно, и они знают, они привыкают к порядку, они привыкают, что даже за столом – это тоже традиция – первая тарелка папе, вторая маме, третья старшему брату и так далее. Никакого спора, все прилично, красиво: дети привыкли. Дети привыкают к семейным традициям, а семейные традиции идут издревле к нам.
Игрушки ручной работы, колыбельные, совместные подвижные игры с оглядкой на народные традиции делают семейную жизнь богаче, прокладывая мостик от прошлого к настоящему.
Вероника Кривошеева-Сергиенко:
– Сейчас иногда страшно зайти, например, в детский магазин. Смотришь – целый отдел монстров, целый отдел роботов. Одно время я не могла простых солдатиков найти детям, приходилось выкручиваться, делать своими руками. Традиционная кукла ценна для детей, потому что они могут сделать ее своими руками: когда ребенок сделал что-то своими руками, ему приятно потом брать это изделие в руки. Когда сделала мама – мама вкладывает душу в игрушку, и конечно, ребенку интересно играть. Да, с одной стороны, она не такая красивая. Часто традиционная кукла без лица, но так было раньше. Сейчас, конечно, мы имеем большой арсенал средств украсить эту куклу: мы можем ей надеть бусы, можем нарисовать лицо, и тогда она обретает свой характер, и ребенку с ней играть становится еще интереснее. Можно привносить современные методы игры с куклами.
Я люблю работать с детьми. Мои дети знают все сказки, много песен, и укладываю их под колыбельные, читаем сказки и я, и папа. То есть дети у нас растут, мы стараемся по крайней мере… Конечно, совершенно оградить от влияния мира невозможно, но, если можно найти компромисс, показать: а вот было так, а давайте посмотрим, как в старину детки играли, а давайте представим, и сейчас мы это разыграем вместе. Так я работаю не только со своими детьми – такими же методами работаю и в детском саду.
В Крестовоздвиженском соборе не просто предлагают воспитывать детей в традициях, но и делятся своими навыками со всеми желающими. Вот сегодня мы научимся вместе с ними делать куклу Столбушку…
Вероника Кривошеева-Сергиенко:
– Здравствуйте, Людмила Николаевна!
Людмила Николаевна:
– Здравстуйте, Виринеюшка!
Вероника Кривошеева-Сергиенко:
– Здравствуйте, дорогие зрители, мамочки, папочки и детки. Наша творческая мастерская называется «Народный сундучок». В наш сундучок мы складываем все, что наш русский народ копил долгие годы. Это и сказки, и песни, и прикладное искусство.
Людмила Николаевна:
– Сегодня мы открываем наш сундучок и будем складывать туда и поделки наши, и куколки, и сказки– всего понемножку.
Вероника Кривошеева-Сергиенко:
– И начнем мы нашу мастерскую с поделки – вот такой интересной куклы. Куколка эта называется Столбушка. Это, пожалуй, самая простая из всех куколок, которых множество делал и делает русский народ издревле, поэтому я и решила начать именно с нее. Почему куколка называется Столбушка? В основе ее – столбик. Столбик можно брать любой – из плотной ткани, из бересты, из газеты – любой материал, который держит форму.
Чтобы не занимать много времени, столбик я уже подготовила из дерюжки – она плотная, очень хорошо держит форму, не гнется, не проминается. Этот столбик мы возьмем за основу куколки Столбушки. Кроме столбика нам понадобятся: квадрат белой ткани – на лицо, ручки и грудь, прямоугольник цветной ткани – на юбку, треугольный платочек. Лучше брать яркие материалы, чтобы деткам было интересно с этой игрушкой играть. Для красоты можно использовать разные материалы. Я беру тесьму, чтобы сделать очелье под платок. Яркий лоскут прямоугольной ткани можно использовать в качестве фартука. Чтобы куколка лучше держала форму, чтобы личико было ровненьким, можно взять шерсть. Эта шерсть называется сливер – грубая, но можно взять любую, даже синтепон. Еще я взяла две разные нитки – бежевого цвета, чтобы она не очень бросалась в глаза, – завязывать разные «технические моменты» в кукле, и яркую нитку для изготовления пояска. Еще нам понадобятся ножницы, чтобы нитку нарезать.
Эта куколка настолько проста, что, я думаю, любая мамочка может сделать сама куклу и объяснить, как ее делать, ребенку – и потом заниматься этим творчеством совместно.
Берем столбик из ткани. Прямоугольник белой ткани складываем треугольником на столбике, внимательно смотрим, чтобы серединка попала прямо на вершину столбика. Теперь отрываем часть шерсти, складываем прямоугольником и вкладываем под белую ткань как личико. Это действие упростит нам разравнивание ткани на лице, чтобы не было складочек: это самое главное, чтобы кукла вышла красивой, с гладким личиком. Берем нитку, подвязываем под шейкой – покрепче, можно прижать, чтобы шерсть не выскочила, когда ребенок будет играть. Лишние ниточки можно обрезать. Вот такое личико получилось. Сверху еще будет платочек и очелье.
Теперь расправляем ручки. Берем два уголка по сторонам, заворачиваем уголок внутрь, чтобы края были ровные.
Людмила Николаевна:
– В твоих-то руках кажется совсем просто.
Вероника Кривошеева-Сергиенко:
– Да, на самом деле, это просто и есть. Подвязываем ручку, где кисть. Можно обернуть пару раз, чтобы крепче держалось. Завязываем на два узелка, чтобы в процессе игры ничего не развалилось. Делаем вторую симметрично первой. Вот наша куколка уже обретает формы, и с ней уже хочется поиграть.
Теперь берем прямоугольник цветной ткани на юбку. Юбку мы делаем выворотным способом – это значит, мы будем выворачивать ее с изнанки на лицо. Накладываем лицевой стороной на личико куклы. Оборачиваем вокруг куклы, чтобы швов юбки потом не было видно. Ниткой завязываем повыше, чтобы юбочка красиво сидела. И теперь выворачиваем юбку на лицо.
Людмила Николаевна:
– Ой, какая нарядная сразу!
Вероника Кривошеева-Сергиенко:
– Да, куколка сразу стала красивой и нарядной. Можно уголочки подтянуть внутри, чтобы юбка хорошо сидела. Теперь сделаем куколке фартук. Для фартука берем прямоугольник красной ткани, чтобы был контраст: не забываем, что с куклой потом играть детям. Можно сделать и выворотным способом. Кладем ткань кукле на лицо, завязываем под фартуком и выворачиваем. Вот они уже становятся похожи, как две сестрички. Дальше мы сделаем куколке красивое очелье – почти как корона.
Людмила Николаевна:
– «Очелье» – это что за слово?
Вероника Кривошеева-Сергиенко:
– Значит– «на чело»…
Людмила Николаевна:
– На чело накладывается, красота…
Вероника Кривошеева-Сергиенко:
– Да, можно завязать, можно ниточкой, чтобы держалось хорошо. Лишние нитки, ткань можно обрезать, но сейчас это не требуется. Вот такая корона получилась. И сверху на очелье наденем на куклу платочек. Поскольку куколка девушка или маленькая девочка, мы завяжем ей платок по-девичьи – под подбородком. Возьмем треугольник цветной ткани, загнем, чтобы нитки не лезли, и завязываем под подбородком. Кто-то еще нитками потом привязывает, но я думаю, что у нас и так хорошо все держится. Поправим рукавчик. Вот такая получилась куколка.
Людмила Николаевна:
– Красавица!
Вероника Кривошеева-Сергиенко:
– Здесь можно выправить все детали и придать кукле натуральный вид, чтобы она была похожа на человека (все-таки кукла – образ человека!).
Как видите, на изготовление куклы Столбушки ушло не больше 15 минут. Потратьте их – и получите прекрасную возможность одарить ребенка игрушкой, полной тепла маминых рук, а наигравшись и угомонившись, так приятно послушать сказку – хотя бы и шуточную.
Людмила Николаевна:
– Ну вот, пока у нас Машенька уснула, куколки отдыхают, а мы тихонечко, чтобы их не разбудить, будем сказки слушать. Я знаю сказку длинную-длинную. Шел медведь по лесу. Шел, шел, дошел до ручья – глубокий ручей, студеный. Устал мишка. А рядом стоит колода – кусок дерева. Решил мишка сесть на колоду. Сел медведь на колоду – бултых в воду. Мок, мок, кис, кис, вымок, выкис, вылез, высох, сел на колоду – бултых в воду! Мок, мок, кис, кис, вымок, выкис, вылез, высох, сел медведь на колоду – бултых в воду!… Так мы можем до утра сказку рассказывать. Смешная сказка?
Еще коротенькую расскажу.
Купила бабушка карася… Вот и сказка вся.
В Крестовоздвиженский казачий собор мы еще непременно вернемся, будем учиться новые традиционные игрушки, петь колыбельные и рассказывать сказки.
Ведущая Марина Ланская
Записала Маргарита Попова
Добавить комментарий