Ассириец
Содержание
Ассирийцы
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
Ассири́йцы (арам. ܐܬܘܪ̈ܝܐ, самоназвания — атураи, сураи, встречаются также названия айсоры, суриани, халдеи, сиро-халдеи, сирийцы, арм. Ասորիներ, груз. ასურელები) — народ, происходящий от древнего населения Передней Азии. Происхождение возводится к обитателям Ассирийской империи. Непосредственными предками современных ассирийцев являются говорившие по-арамейски жители Месопотамии, принявшие в I веке христианство.
Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках, входящих в семитскую семью. В местах своего исконного проживания почти все ассирийцы были двух-, трёх-, а иногда и четырёх-язычны, владея помимо своего родного языка языками окружения — арабским, персидским и/или турецким. В диаспоре, где находится сейчас большинство ассирийцев, многие перешли на языки нового окружающего населения. Во втором-третьем поколении многие ассирийцы уже не знают своего этнического языка, в результате чего многие новоарамейские языки находятся под угрозой исчезновения.
Ассирийцы живут в Иране, Северном Ираке, Сирии, Турции. Общины ассирийцев есть также в Ливане, России, США, Швеции, Грузии, Армении, Германии, Великобритании и других странах. Надёжные данные по количеству ассирийцев отсутствуют. Общая численность, по разным источникам, составляет от 350 тысяч до 4 миллионов человек.
История
После падения Ассирийской державы в 605 году до н. э. её население смешалось с семитскими племенами арамеев и халдеев. Этноконсолидирующим фактором для ассирийцев была христианская религия, позволявшая им сохраниться в окружении зороастрийского, иудейского и мусульманского населения. Несмотря на это, внутри ассирийского этноса существует разделение на два направления христианства — Сиро-яковитскую церковь и Ассирийскую церковь Востока.
Благодаря деятельности несториан-миссионеров христианство впервые проникло в Индию, Среднюю Азию, Китай и Монголию. В начале XIII века христианские ханства Центральной Азии были завоеваны тюрками Чингисхана, но сама церковь не была запрещена. Более того, два сына Чингисхана были женаты на христианках, а сын второго хана Золотой Орды Батыя Сартак и сам исповедовал восточное христианство. Но вскоре хан-мусульманин Берке выгнал несториан из Самарканда, не пожалев даже племянника Сартака. В период завоеваний Тамерлана большинство ассирийцев, отказавшихся принять ислам, погибло. Уцелела лишь часть народа, укрывшаяся в горах Курдистана. Часть верующих Ассирийской церкви Востока из Золотой Орды успела переселиться в Московскую Русь и перейти в православие.
В XVI веке часть несториан вступила в унию с католической церковью и основала Халдейскую католическую церковь с резиденцией в Мосуле. Другая ветвь униатов — сиро-католики — обосновалась в турецком городе Мардин. Среди ассирийцев были также монофизиты, протестанты и православные — в 1898 году 10 тысяч человек во главе с епископом Мар-Ионой приняли покровительство русской церкви.
В 1842 году курдский эмир Бадр-хан напал на ассирийцев округа Тиари, перебив до 10 тысяч человек. В январе 1895 года турецкие солдаты напали на населённый ассирийцами город Эдесса (Урфа). За два дня в городе было убито 13 тысяч человек, а в округе резня продолжалась до весны и её жертвами стало до 40 тысяч одних только ассирийцев.
К началу XX века насчитывалось около миллиона сиро-халдеев, всё чаще называвших себя ассирийцами. Из них 80 тысяч жили в Иране, в районе Урмии, ещё 20 тысяч оказались в российском Закавказье. Остальные были подданными Османской империи.
В 1914—1918 годах в Османской империи при подавлении сепаратизма были истреблены около 750 тысяч ассирийцев вместе со многими немусульманскими народами, в основном, армянами (около 1 500 000) и греками (около 350 000). Многие сепаратисты были вынуждены бежать в другие страны.
На территории Ирана в районе Урмии, где находились российские войска, из ассирийских беженцев были сформированы отряды, которые возглавил Элия Ага Петрос. Он начал боевые действия против нападавших на ассирийцев местных курдов и персов, отбивая нападения и совершая ответные вылазки. Но его недолюбливал патриарх Беньямин Мар-Шимон, не желавший ни с кем делить роль лидера ассирийцев.
В апреле 1918 года, после ухода российских войск, персы вырезали 3000 ассирийцев в городе Хой. Ассирийцы Урмии решили пробиваться навстречу британским войскам, которые наступали с юга. 70 тысяч беженцев направились на восток, к городу Хамадану. По пути 20 тысяч человек погибло от голода и тифа, было убито разбойниками и персидскими войсками. Мусульмане Урмии устроили резню оставшихся ассирийцев, там погибло 6000 человек. Возможно, они остались в городе, надеясь на скорый приход англичан. Прибывшим в Хамадан беженцам британцы предложили отправиться пешком за 500 километров в иракский лагерь беженцев Бакуба, что стоило ещё 12 тысяч жизней.
Значительная часть ассирийских беженцев укрылась в 1918 году на оккупированной британцами территории нынешнего Ирака. Британцы сформировали из ассирийцев элитный корпус «лива», который охранял учреждения и нефтепромыслы, подавлял восстания, боролся с бандитами. Семьям «лива» выделялись земли на севере страны, конфискованные у арабов и курдов за антибританские восстания. Это вызывало напряженность между ассирийцами и арабами. Летом 1933 года появились слухи, что ассирийцы хотят восстать и основать свое государство с центром в Мосуле. Иракские войска и жандармы устроили резню ассирийцев, погибло 30 000 человек. Тысячи ассирийцев бежали в Сирию, откуда большинство перебралось в США. В 1941 году «лива» помогли британцам победить пронацистски настроенного Рашида Али аль-Гайлани, но позднее корпус был распущен.
Расселение
Ближний Восток
В Ираке живёт 850 тысяч местных ассирийцев. После падения режима Саддама Хусейна в 2003 г. происходили похищения и убийства ассирийцев, поджоги их храмов.
70 тысяч ассирийцев живут в Иране, 50 тысяч живут в Сирии. В Турции живут 20 тысяч ассирийцев. Раньше их называли «турками-семитами». Сейчас Турция признает ассирийское меньшинство и использует в публичной сфере самоназвание народа — «сурьяни».
Армения
Основная статья: Ассирийцы в Армении
На территории Армении современные ассирийцы впервые оказались после русско-персидской войны 1826—1828 годов, когда власти разрешили активным сторонникам России (армянам и ассирийцам из района озера Урмия) переселиться на территорию Российской империи. В Армении ими были основаны три села: Арзни, Койпасар и Верхний Двин.
Прибывшие ассирийцы принадлежали к Ассирийской Церкви Востока и в каждом селе была своя церковь, заброшенные в советское время. Летом 2008 года в селе Верхний Двин была восстановлена первая ассирийская церковь и был прислан священник из Ирака.
Сейчас в Армении проживает около 8 тысяч ассирийцев в сёлах Верхний Двин, Димитров (Араратская область) и Шарияр и Арзни Котайкской области. Во всех селениях в школах изучают ассирийский язык. Также его изучают в школе им. Пушкина в Ереване.
Грузия
Основная статья: Ассирийцы в Грузии
Тогда же ассирийцы появились и на территории Грузии. Старейшее и крупнейшее ассирийское село — Дзвели-Канда в 25 км северо-западнее Тбилиси, в нём проживает 1,5 тысячи жителей. Всего в Грузии — 3299 ассирийцев (по переписи 2002 года). Также в Грузии с октября 2009 года действует Ассирийская церковь.
Россия
Основная статья: Ассирийцы в России
Часть ассирийцев поселилась в России, бежав из Турции в 1914—1918 годов. Беженцев было не менее 100 тысяч. Святейший Синод несториан не жаловал, настаивая на немедленном переходе в православие или на возвращении обратно, к мусульманам. В этой безвыходной ситуации ассирийцы записывались православными, но продолжали исповедовать свою веру. В 1949 году, на волне послевоенных депортаций, подверглись высылке из Закавказья и Крыма в Сибирь (в основном в район Нарыма) и Казахстан. По воспоминаниям друзей, художник Хнанья Бриндаров в 1950 году хотел издать книжку ассирийских сказок со своими иллюстрациями, и в издательстве ему сказали, что называть этот народ нельзя. Книжка вышла под названием «Охотник Харибу. Восточные сказки». По данным переписи населения 2002 года, на территории России проживало 13,6 тысячи ассирийцев, из них владеющих ассирийским языком 7762 человека.
Праздник в сирийском православном монастыре в Мосуле, нач. XX векаАссирийская народная музыка на свадьбе
Субъект федерации | Численность ассирийцев в 2002 году, тыс. |
---|---|
Краснодарский край | 3,8 |
Москва | 2,7 |
Ростовская область | 2,0 |
Республика Татарстан | 0,14 |
Религия
Большинство верующих ассирийцев — христиане. Принадлежат к Ассирийской Церкви Востока, Халдейской католической церкви, есть также православные.
Язык
Новосирийский, или современный ассирийский язык относится к западносемитским языкам. Литературный язык создан в 1840-х годах на основе урмийского диалекта. Письменность на основе сирийского алфавита эстрангело.
Фольклор
У ассирийцев сохранился богатый устный фольклор: пословицы, поговорки, сказки, танцы.
Упоминания в культуре
- Главный герой романа Джозефа Хеллера «Уловка-22» Джон Йосарриан называет себя ассирийцем.
- Одним из героев песни Юрия Визбора «Волейбол на Сретенке» является «сын ассирийца, ассириец Лев Уран».
См. также
- Ассирийцы в России
- Ассирия
- Геноцид ассирийцев
- Сирийский язык
- Новоарамейские языки
- Ассирийский Новый год
Примечания
- BBC NEWS | Middle East | Crushing Iraq’s human mosaic
- Detailed Tables — American FactFinder
- Albert Habib Hourani, Minorities in the Arab World, London, Oxford University Press, 1947, p. 76
- Iran A Country Study By Federal Research Division — Page 128 (Перепись 1976 года)
- s.71, ISSN 1653-6894. ISBN 91-7264-128-2
- 2006 Census Table : Australia
- Национальный состав населения России в 2002 году
- Результаты переписи в Армении за 2001 год
- Статистика Канады
- http://www.eurominority.eu/version/eng/minority-detail.asp?id_minorites=ge-assi (Перепись 2002 года)
- Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку.
- 1 2 Самый старый новый год. // The New Times, 04.04.2011
- 1 2 Самый старый новый год
- 1 2 Российский исторический журнал «Родина» 2006 г.-№ 8 к.и.н В.Эрлихман, «Непокоренные»
- Всероссийская перепись населения 2002 года
Ссылки
- Российский исторический журнал «Родина» 2006 г.-№ 8 к.и.н В.Эрлихман, «Непокоренные»
- В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. ACСИРИЙЦЫ
- Атраньюссайт русскоязычных ассирийцев
- НЕ Центральный Ассирийский Ресурс — Мультсервисный портал BAR-ATRA.ru
- Центральный ассирийский ресурс — сайт организации «Бара» («Свет»)
- Ассирийцы Ростова-на-Дону
- Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока — Сайт Московской Церковной Общины
- Assyria online! (англ.)
- Assyrian American National Federation (англ.)
- Assyrian Academic Society (англ.) — ассирийское академическое общество
- «Отче наш» на арамейском
- Геноцид ассирийцев в Османской империи— краткий исторический обзор
- News Magazin
- Словарь Ассирийского языка— on-line словарь русско-ассирийскй
- Арзни.ру — ассирийский сайт и форум села Арзни
- Армяно-Греко-Ассирийский Союз — Армяно-Греко-Ассирийский СОЮЗ
«Википедия» содержит раздел
на ассирийском языке
«Main Page»
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
Ассирийцы: как живется древнему народу в России 6769 года
Кто такие ассирийцы, что делают в России, какое отношение к Ассирии имеет вор в законе Япончик и есть ли связь между голубцами и чисткой обуви.
Чистка обуви, сожжение книг и странные старушки
Не путайте сирийцев с ассирийцами. Внешне они похожи, но на самом деле принадлежат к разным культурам. Ассирийцы — отдаленные потомки жителей Ассирийской империи, древнего государства, существовавшего на территории современного Ирака. Империя возникла в XXIV веке до н.э., а в VII веке до н.э. была уничтожена двумя соседними государствами — Мидией и Вавилонией.
Современные ассирийцы напрямую происходят от жителей Месопотамии, которые одними из первых приняли христианство в I веке. Их родным языком был арамейский, а современный ассирийский литературный язык представляет собой новоарамейский. Ассирийцы до сих пор пользуются вавилонским календарем — поэтому для них сейчас идет не 2019, а 6769 год, и ассирийский Новый год принято отмечать 1 апреля (это не шутка). В этот день принято устраивать шумные вечеринки, читать стихи о создании мира и веселиться.
Больше всего ассирийцев в Ираке: общее число составляет примерно 800 тысяч. В России живет около 14 тысяч. Большая часть предков современной ассирийской диаспоры приехала в Российскую империю после Первой мировой войны. Языка ассирийцы не знали, поэтому им приходилось заниматься не самой престижной работой: основным занятием стала чистка обуви.
«Большая ассирийская обувная мастерская располагалась возле Тишинского рынка. Старожилы помнят яркие ассирийские праздники в сквере на Тишинской площади. Ассирийцы выходили на улицы, выносили столы и стулья, начинали плясать. Но, как говорят старожилы, были очень вспыльчивы, чуть что — сразу в драку», — написала на Facebook реставратор Татьяна Белая.
«Около нашего дома на Сретенском бульваре, у ворот, много-много лет стояла будка обувщика-ассирийца… Мы все его знали, здоровались, шнурки покупали… Давно уж нет будки. Но как не хватает! Колорит был!» — вторит ей другая пользовательница с ником Лолита Титова.
Они селились небольшими общинами. Самым известным «ассирийским» домом был доходный дом 3 в 3-м Самотечном переулке. Местные жители прозвали его «домом негров» — из-за смуглой кожи и характерной семитской внешности.
Эти люди так органично вошли в советскую действительность, что появлялись, например, в творчестве бардов. В одной из песен Юрия Визбора появляется персонаж «Лев Уран», ассириец. Визбор описывает его так:
А вот противник, он нахал и скандалист,
На игры носит он то бритву, то наган.
Здесь капитанствует известный террорист,
Сын ассирийца, ассириец Лев Уран,
Известный тем, что перед властью не дрожа,
Зверю-директору он партой угрожал,
И парту бросил он с шестого этажа,
Но, к сожалению для школы, не попал.
В некотором смысле ассирийцы действительно были связаны с криминальным миром: знаменитый вор в законе Вячеслав Иваньков по прозвищу «Япончик» был женат на ассирийке, за что его прозвали «Ассирийским зятем».
В 1998 году диаспора добилась строительства храма Мат-Марьям (то есть, Девы Марии) на окраине Москвы. Я приезжаю туда рано утром в четверг. Храм расположен в обычном московском спальном районе с безликими бежевыми многоэтажками, длинным сквером и детскими площадками.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
#москва #moscow #матмарьям
Вдруг из-за домов появляется высокое и строгое строение из красного кирпича с двумя прямоугольными башнями, маленьким золотым куполом и темным забором. Это — ассирийский храм, напоминающий домонгольские церкви в маленьких российских городах. Я пытаюсь войти, но храм заперт. Обхожу его по кругу — звонить боюсь: мне сказали, что сегодня будет служба, и я не хочу никого потревожить.
Навстречу мне идет худая бабушка в цветастом платке и шерстяной юбке. На поводке за ней тащится рыжий пудель. Она грубо дергает меня за руку:
— Не ходи к ним! Они отступники, несторианцы. Иди, девочка, лучше в нормальную церковь, — ворчливо замечает она.
Кровь, чистота и избыток
Ассирийская церковь Востока действительно не имеет отношения к привычному нам христианству и считается несторианской. Вкратце, несторианство связано с епископом Константинополя по имени (вот неожиданность-то) Несторий. Он высказывал разные смелые мысли о природе Христа (например, считал, что прежде всего Иисус был человеком, в котором жил Бог), и, конечно же, был осужден как еретик в 431 году. Его книги сожгли, а самого Нестория сослали.
Это не значит, что современные ассирийцы разбираются в тонкостях несторианства. Например, в «ВКонтакте» есть группа под названием «Православные ассирийцы» — в ней больше 2 тысяч подписчиков. Там они делятся молитвами и горячо спорят о православии и несторианстве (почитайте на досуге: очень занимательно).
Между тем я вхожу в трапезную позади храма. Это полуподвал с высокими белыми потолками. На каменных ступенях — полустершиеся цветы, над головой — ассирийский флаг: золотой круг — символ Солнца — в центре небесно-голубой четырехугольной звезды (она означает Землю). От круга в четыре стороны расходятся волнистые линии синего, красного и белого цвета.
» три основных реки нашей родины (Тигр, Евфрат, Заб). Тёмно-синие полосы обозначают Евфрат и символизируют избыток. Красные полосы представляют Тигр. Эта река, обозначенная цветом крови, выражает смелость, славу и гордость. Белые полосы между двумя большими реками — это река Заб. Белый цвет символизирует спокойствие, радость и мир. Белый фон флага обозначает чистоту и благословенность Ассирии», — говорится на информационном портале «Центральный ассирийский ресурс».
Работает телевизор. На кухне хозяйничает стройная женщина с темными миндалевидными глазами. Она приветливо улыбается и говорит, что в храм может войти любой: нужно просто позвонить. Я так и делаю. Мне открывает дверь тихий и молчаливый мужчина. Я хочу спросить его, как давно он здесь работает, поговорить о храме и его прихожанах, но он исчезает за дверью.
Север, Юг и борьба с исчезновением
Внутри пусто, алтарь занавешен алым бархатным занавесом, как в театре, и украшен нежными фиолетовыми и белыми цветами. Наверху — янтарный крест. Повсюду — деревянные скамьи, как в католических костелах. В храме прохладно и светло. Я сажусь на скамью и чувствую вибрацию телефона: мне ответила ассирийка по имени Камилла.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Моя новая знакомая живет в Краснодаре и работает в банковской сфере. Если бы она была актрисой, смогла бы сыграть Шахрезаду из «Тысячи и одной ночи»: у нее густые черные волосы, темные глаза с пушистыми ресницами и загадочная улыбка. Она говорит, что в Краснодаре живет около 1500 ассирийцев. Камилла знает ассирийский (он же новоарамейский) с детства.
— Дома со мной разговаривали на нем, — рассказывает Камилла. — Но писать и читать не могла. В детстве, где-то с первого по третий класс, у меня случались проблемы в школе. Мы жили в небольшом городке на севере, там было мало «нерусских». Дети обзывали меня «черножопой». Но моя классная руководительница меня очень сильно любила, так что на детей я не обращала внимания. Потом мы переехали на Юг, и там уже никаких придирок я не слышала. Нас чаще всего принимали за армян.
Изначально ассирийские семьи патриархальные, но у Камиллы дома все на равных. «У нас демократия», — смеется она и отмечает, что так не у всех ассирийцев: некоторые девушки беспрекословно подчиняются отцу и живут по принципу «Как папа скажет».
Патриарх Ассирийской Церкви Востока Мар Хнанья Дынха IV 8 июня 2014 года в московском храме Ассирийской Церкви Востока Мат-Марьям
— Для нашего народа очень важно сохранить культуру, ведь у нас нет своей Родины — говорит Камилла. — Сейчас мы стараемся не допустить полной ассимиляции. Для этого в нашей церкви преподают ассирийский язык и собирают древние и редкие рукописные книги. Благодаря этим людям я снова стала изучать ассирийский.
Камилла замечает, что хотелось бы выходить замуж только «за своих» для сохранения культуры — но сейчас так бывает редко. Все сами выбирают, с кем заключать брак.
— Мы стараемся соблюдать все традиции. Посещаем все мероприятия. Лично я посещаю занятия по воскресеньям и учусь читать и писать на родном языке. Дома говорим когда как, то на ассирийском, то на русском. Моя семья верит в Бога: в России большинство ассирийцев — православные. Но лично я агностик. И родные спокойно приняли это.
Свадьбы, голубцы и восточная щедрость
Дулмы (голубцы в виноградных листьях)
Многие из них действительно женятся на людях другой культуры. Например, Андрей, сын главы владимирской ассирийской общины, женат на русской, у них трое детей. Как и Камилла, он утверждает, что большинство ассирийских семей патриархальные.
«Мужчина главный, но без крайностей», — говорит Андрей. Он работал преподавателем кафедры философии и религиоведения, а потом был радиоведущим на радиостанции «Европа Плюс». Для Андрея самоидентификация имеет большое значение.
— Быть ассирийцем для меня значит самоиндентифицировать себя как часть этой нации, разделять ее культуру, традиции, историю. К сожалению, я свободно не владею ассирийским языком, но знаком с музыкальным наследием, свадебными традициями и кулинарией, — объясняет он. — Наши самые любимые ассирийские блюда: дулмы (голубцы в виноградных листьях), кяды (сладкие лепешки с начинкой из масла и сахара), джаджик (творог с зеленью и чесноком), кутли (мясные фрикадельки с бульоном) и хариса (пшеничная каша с петухом).
Андрей добавляет, что свадьбы они «празднуют широко, по-восточному щедро». Чтобы в этом убедиться, достаточно вбить в YouTube словосочетание «ассирийская свадьба».
Но главное в ассирийцах — не умение беззаботно веселиться, а упорство. Маленький древний народ все еще держится за свои исторические земли в Ираке и в 2014 году дал отпор боевикам ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России).
Я выключаю телефон и выхожу из храма, залитого дневным солнцем. Молчаливый привратник провожает меня неподвижным взглядом черных глаз. Я в последний раз оборачиваюсь и смотрю на кирпичные башни церкви: кажется, чтобы понять загадочную ассирийскую душу, сюда нужно еще раз вернуться.
Кто такие ассирийцы, и где они живут? Происхождение и религия ассирийцев
- История развития Ассирийского царства
- Ассирийцы в России
- Ассирийцы в мире
Ассирийцы — загадочный древний народ, потомки которого до сих пор живут в некоторых странах мира, в том числе, и в России. Некогда Великая Ассирийская империя существовала на протяжении 17-ти веков, однако, в 615 году до н. э. это государство прекратило своё существование.
История развития Ассирийского царства
Огромная территория Ассирийского государства образовалась из небольшого административного округа Ашшур (Северная Месопотамия). На протяжении нескольких веков эта страна не играла особенной роли в развитии других государств Междуречья и отставала в развитии по сравнению со своими южными соседями.
Ашшурский «ном» представлял собой небольшие поселения — сельские общины, во главе каждой из которых стоял совет старейшин и администратор. Процветание города было обусловлено развитой межгосударственной торговлей, поскольку расположен он был в довольно выгодном месте — на пересечении торговых путей со всех частей света. Однако несмотря на благополучное развитие внутренней экономики, древние ассирийцы вынуждены были платить дань таким царствам, как Митанни и Вавилония.
С 14 века до нашей эры ашшурского правителя стали называть царём, а египетского фараона — его братом. В это время наблюдалось то расширение ассирийской территории с запада на восток, то её сжатие до крошечной территории, расположенной вдоль побережья Тигра.
С 10 века до н. э. ассирийские войска начали совершать первые серьёзные и довольно успешные наступления на соседние территории. Благодаря таким военным походам поднимался дух ассирийской армии и престиж в глазах соседних государств.
На этом этапе расцвета ассирийская цивилизация достигла следующих успехов:
- Ассирийцы имели в своём распоряжении большое количество торговых путей.
- Захват Северной Сирии, Финикии и некоторых провинций Малой Азии.
После того как ассирийцы завоевали Финикию, они демонстративно вывели финикийские военные корабли в Средиземное море, чтобы всё еще грозный соперник — древний Египет понял, что отныне великой державой является Ассирия.
В 8 веке до нашей эры произошла реорганизация ассирийских войск в постоянные профессиональные войска, находящиеся на полном содержании правителя Тиглатпаласара III. До этого времени основную часть войск составляли колонисты и ополчение. В это же время был введён новый род войск, которые впервые начали использовать ассирийцы — сапёры. Также вместо традиционных отрядов колесниц, в армии была введена кавалерия. Такие нововведения позволяли застигать соперников врасплох и с помощью внезапных стремительных ударов быстро добиваться успеха даже при наличии незначительных сил.
Видео о том, кто такие ассирийцы
Существование первой в истории человечества мировой державы прекратилось в 612 году до нашей эры, когда Ассирия оказалась под властью Вавилона. При этом какие-то значительные этнические перемены в государстве не наблюдались, поскольку после завоевания страны произошла лишь гибель «верхушки» ассирийского общества.
Ассирийцы в России
Новые ассирийцы заселяли земли Персии и Османской империи. Однако, после победы России в русско-персидской войне (конец 19 века) и заключения Тукманчайского мирного договора, христиане, проживающие в Персии, получили право на переселение в российскую Армению.
Значительная часть ассирийцев использовала эту возможность и переехала в Россию. К 1914 году многие российские города уже были населены ассирийскими диаспорами, превратившимися в российских подданных.
Следующая волна, когда ассирийцы снова мигрировали в Россию, нахлынула во время Первой мировой войны (персидская кампания). В турецком тылу восстали армяне и ассирийцы, и повстанцы получили помощь от российской армии.
В 2002 году в России была проведена перепись населения, по результатам которой стало известно, что на территории страны в настоящее время проживают более 11 тысяч ассирийцев. Кто же такие эти ассирийцы, и где они живут? Основная масса представителей этой народности проживает в Краснодарском крае, разговаривают они на своём, ассирийском языке.
Основным традиционным занятием ассирийцев является земледелие (выращивание, главным образом, табака, бахчи, ячменя, пшеницы, хлопка, огородных культур).
Ассирийцы в мире
Население
На вопрос сколько всего ассирийцев в мире четкого и точного ответа не существует, поскольку представители этого народа в настоящее время проживают на территориях многих стран — это и Швеция, и Бельгия, США, Россия, Украина, Франция, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Турция, Иран, Ирак, Сирия. Согласно последним данным, сегодня в мире насчитывается около 4 млн ассирийцев. Если говорить о том, что за нация — ассириец, то самой большой общиной является община, населяющая землю своих предков — Месопотамию, то есть, территорию современного Ирака. В этом районе проживает более миллиона ассирийцев. Большая часть из них заселяет юг страны, а остальные ассирийцы проживают на северной части Ирака. Кроме того, приблизительно миллион ассирийцев проживают на территории современной Сирии, однако, многие из них являются сильно арабизированными. Таким образом, ассириец — это выходец из Ирака и Сирии.
Религия
Вообще, ассирийцы в большей части исповедуют христианство. При этом их христианская религия может быть как православной, так и католической. Однако большая часть ассирийцев — несториане. В древние же времена ассирийский народ поклонялся Богу Ашшуре, а также некоторым другим богам, считавшимся олицетворением Земли, Подземного царства, Неба. Согласно древней легенде, население Ассирии приняло христианство после того, как их правитель, Авгар, страдающий проказой, попросил Иисуса об исцелении. Иисус ответил ему, что в данное время он занят чтением проповедей еврейскому народу, поэтому вместо него к царю прибудет ученик Иисуса. Тогда слуги Авгара решили нарисовать изображение Иисуса, и когда царь на него взглянул, проказа исчезла с его тела.
Сегодня в мире происходит образование организаций, объединяющих ассирийсккую диаспору. Главной их целью является консолидация всех ассирийцев и возвращение их на территорию исторической родины.
Религиозные представления древних ассирийцев
Религии Ассирии и Вавилонии имеют между собой много общего. Основы религиозной системы и почти все божества у ассирийцев и вавилонян были одни и те же. Религиозные тексты (гимны в честь богов, ритуальные предписания т. д.), найденные в библиотеке Ашшурбанапала и в других книгохранилищах Ассирии, сплошь и рядом повторяют вавилонские. Порой только короткие приписки в конце свидетельствуют о том, что они использовались ассирийскими жрецами. Конечно, местные особенности в известной мере накладывали свои отпечатки на религиозные представления, образы богов и богинь, а также обряды. Особенности того или иного племени, природные условия занимаемой ими территории и исторические судьбы страны оказывали определенное воздействие на религиозную систему, воспринятую от вавилонян и частично унаследованную от шумеров. Но все эти заимствования ни в коей мере не были механическими, напротив, они творчески перерабатывались.
Ранее уже было сказано, что во главе ассирийского пантеона стоял древний племенной бог – Ашшур, объявленный царем богов. Двенадцать «великих богов», сохранивших свои вавилонские имена, почитались повсеместно, но ни один из них, даже главный бог Вавилона – Мардук, по мнению ассирийских жрецов, не мог претендовать на верховную власть над вселенной. Это право принадлежало только Ашшуру. При перечислении богов, помогающих ассирийскому царю в борьбе с врагами, Ашшур, как правило, выдвигается на первое место. Супругой Ашшура считалась шумерская богиня Нинлиль или вавилонская Иштар. Впрочем, это не та Иштар, которая почиталась в Уруке или Вавилоне, а ее местное воплощение. Иштар, в свою очередь, раздвоилась, воплотившись в двух богинь, покровительниц разных ассирийских центров: Иштар Ниневийскую и Иштар Арбельскую. Их старались не путать друг с другом.
Из вавилонских богов, культ которых прочно утвердился в Ассирии, особое предпочтение отдавалось богу неба Ану и божественному громовержцу Ададу.
Как уже было сказано, в древней столице Ашшуре в честь этих двух богов был сооружен огромный храм, не уступавший по размерам и блеску храму верховного бога. Вряд ли это было случайностью. В условиях Северной Месопотамии атмосферные осадки имели для земледельца большее значение, чем речные воды. Бог неба и бог грозы, посылающие, по представлениям древних народов, небесные воды, которые насыщают сухую почву, оказывались в сознании ассирийцев более достойными поклонения, чем бог подземных вод Эа, столь почитаемый в Южной Месопотамии.
Показательно, что в летописи Ашшурбананала при описании урожайных лет, наступивших по милости богов, на первое место выдвинут Адад, «пустивший свои ливни», и лишь на втором месте стоит Эа, открывший «источник подземных вод».
Таким образом, вавилоно-шумерские религиозные представления воспринимались ассирийцами в видоизмененном виде, применительно к конкретной географической обстановке.
Надо также учитывать, что ассирийский народ исторически был очень тесно связан с хурритско-хеттским культурным кругом. Интересно, что излюбленным атрибутом бога-громовержца у народов Северо-Западной Азии (хурритов, урартов, хеттов), а также на о-ве Крите была двойная секира, тогда как в Шумере молния воспринималась как огненный кинжал. В ассирийской поэзии и искусстве перемежаются оба образа. Встречающиеся в ассирийском искусстве изображения божества на спине священного животного (например, богиня Иштар на спине льва или быка) также восходят, видимо, к аналогичным хеттско-хурритским образам.
Само собой разумеется, что местные особенности и этнические признаки, придающие индивидуальные внешние формы религиозным верованиям, не являются основными. Главное и определяющее – это строй общества. Судя по клинописным текстам, ко времени их появления ассиро-вавилонская религия уже сформировалась в законченную систему миросозерцания, в которой сохранилось немало элементов, унаследованных от верований первобытных племен.
В процессе формирования классового общества прежние представления и обычаи, связанные с родо-племенным строем, исчезают или переоформляются, и религия становится на службу рабовладельческой знати и царской власти.
Однако и на этом этапе сохраняются еще пережитки фетишизма и тотемизма. Фетишами (неодушевленными предметами, которым приписывались сверхъественные свойства) считались орудия (например, мотыга), оружие (секира, копье) и т. д. Почитание священных животных, считавшихся в эпоху первобытного общества предками различных родов, а позднее племен, не принимало в Ассирии и в Вавилонии таких широких масштабов, как в древнем Египте или в древней Индии, но тем не менее сохранялось и здесь.
Племенной бог ассирийцев – Ашшур изображался обычно покрытым птичьими перьями и был, очевидно, связан с древним тотемом – голубем. Священным животным вавилонской богини врачевания Гулы считалась собака. «Благодетельные души» – хранители ассирийского царя – изображались в виде быков с человеческими лицами или в человеческом образе, но с головами орлов.
Среди обрядов первобытного общества видное место занимало ритуальное убийство вождя, достигшего преклонного возраста и нуждающегося в замене. На более позднем этапе оно превратилось в чисто символический обряд.
В Вавилонии наблюдался своеобразный пережиток этого священнодействия. На пятый день нового года царь отправлялся в храм Мардука, но верховный жрец преграждал ему путь к статуе бога, отнимал у царя корону и скипетр и стегал своего властителя плетью. Если царь при этом плакал, то считалось, что год будет удачным. В конце концов, царю возвращались атрибуты его власти. Таким образом, обряд цареубийства превратился в церемонию временного отречения от власти.
Религиозная идеология в своем развитии отражала перемены в экономической и политической жизни общества. Так, например, переход от охоты к земледелию привел к распространению культа богинь плодородия (особенно Иштар).
Значительные сдвиги в представлениях о богах произошли в результате создания на территории Ассирии централизованного государства с его развитой бюрократической системой. Земная иерархия была перенесена в мир богов. В каждом крупном центре местный бог становился главой пантеона (в Вавилоне – Мардук, в Ашшуре – Ашшур).
Жрецы стремились привести различные и порой противоречивые верования в единую систему, хотя это не всегда удавалось, и местные представления и обряды сохраняли свою силу. Хотя сходные по своим функциям боги отождествлялись друг с другом, но далеко не всегда этот процесс доводился до конца. Возникало противоречие между сложными и не для всех понятными богословскими построениями и многочисленными старинными верованиями и обрядами.
Таким был в общих чертах путь развития ассиро-вавилонской религии. Для более детального изучения ее необходимо начать с анализа шумерских верований, которые слились с аккадскими и в дальнейшем оказали мощное воздействие на религиозные системы Вавилонии и Ассирии.
Уже в III тысячелетии до н. э. из огромного количества богов Шумера выделились космические божества, пользовавшиеся почитанием по всей стране, хотя каждое из них сохраняло значение покровителя (или покровительницы) своего города (или нескольких городов).
Самыми старыми из шумерских божеств считались Ан – бог неба и Ки – богиня земли. Согласно мифу, они возникли в первобытном водном хаосе и первоначально были слиты воедино в гигантскую гору. Порожденный ими бог воздуха Энлиль расколол гору и таким образом отделил небо от земли. К числу старейших богов шумеры относили также бога океана и подземных вод – Энки.
Оттиск цилиндрической печати с изображением поклонения богине Иштар. Лондон, Британский музей
Семитические племена, поселившиеся в Месопотамии, сохранили прежнее имя бога неба – Ана (слегка видоизменив его в Ану), Энлилю они присвоили имя Бел («господин»), а Энки выступал у них под именем Эа. Все трое были объединены в триаду богов старшего поколения. Культ богини земли Ки не получил в дальнейшем распространения и был полностью забыт. Землю стали отождествлять с мужским божеством. Как вавилоняне, так и ассирийцы, отвергнув древнюю шумерскую концепцию, богом земли стали именовать Бела (Энлиля), хотя первоначально он был богом воздуха.
Ану на первых порах пользовался меньшим почитанием, чем Бел (Энлиль) и Эа (Энки). Позднее роль его культа усиливается.
В конце III тысячелетия до н. э. Ану уже выдвинут на первое место и наделен такими титулами, как «великий и благородный царь богов», «царь небес», «царь всех стран», «покровитель царей». Перечисленные титулы говорят о возвышении этого бога, имевшего прежде скромное значение. Усиление царской власти, владычество одних царей над другими – все это нашло свое выражение в том, что у шумеров в первую очередь стало почитаться небо, расположенное высоко над землей.
Бог Энлиль (Бел) как у шумеров, так и у аккадцев чаще всего выступает как царь богов. Его город Ниппур считался священным центром Шумера. Когда во II тысячелетии до н. э. возвысился Вавилон и местные жрецы захотели провозгласить своего бога-покровителя Мардука повелителем других богов, то они стали утверждать, что Мардук и Бел разные имена одного и того же божественного существа. Отсюда ясно видно, каким огромным влиянием пользовался культ этого бога.
Знаки зодиака, обозначающие имена богов: Мардука, Иштар, Нергела, Ниниб и др.
В мифах Бел (Энлиль) выступает как грозный бог, карающий людей за их грехи. Именно он наслал на землю потоп. Напротив, Эа (Энки), вышедший из глубины океана, изображался кротким, мудрым и добродетельным демиургом. Он считался творцом людей, научившим их обработке земли и другим полезным делам.
Это бог, знающий все тайны. В мифе о потопе говорится, что он в противоположность Энлилю был против истребления людей.
Наряду с триадой старейших богов жрецы выделили в особую группу представителей младших поколений божественного рода.
Сыном Энлиля-Бела считался Наннар (или Нанна), семиты его звали Син (Суен). Это месяц, сияющий в небе по ночам, «который сам себя обновляет». Такое представление, безусловно, порождено наблюдениями над изменяющимися фазами луны. У этого лунного бога был сын – бог солнца Уту (семитический Шамаш). Такое взаимоотношение связывалось с представлением о ночи как первой половине суток (сохранившееся в догматах иудаизма и ислама). Уту-Шамаш считался богом правды и справедливости, конечно с точки зрения рабовладельцев. Законы Хаммурапи, беспощадные к рабам, объявлялись утвержденными этим богом, вручившим царю судейский жезл и обруч как символы правосудия.
Дочерью лунного бога и сестрой солнца была объявлена наиболее почитаемая в Шумере богиня Инанна. У аккадцев, пришедших в Месопотамию из юго-западных степей, имелась своя богиня плодородия – Иштар. Впоследствии ее отождествили с Инанной (Нанной), и она стала главным женским божеством не только в Шумере, но и в Аккаде и Ассирии, оттеснив на задний план других многочисленных богинь-матерей, носивших в разных местностях разные имена (Мами, Аруру и др.). Уже в середине III тысячелетия до н. э. Иштар почиталась царицей богов, богиней-матерью, владычицей, богиней восхода и заката. Ее функции весьма разнообразны. Она сияет на небе, воплощаясь в планету Венеру, и она же спускается в подземный мир за своим возлюбленным Думузи (Таммузом). Это богиня любви и красоты, укрощающая своими чарами львов и диких быков, а также богиня войны, носительница победы, вдохновляющая царей на боевые подвиги, шествующая перед ними на поле битвы.
Огромное значение в религиозном миросозерцании Шумера, Вавилонии и Ассирии имело обожествление небесных светил (так называемый астральный культ). Издавна взор человека привлекали звезды. Они светили ему в хорошую погоду, помогали найти дорогу в темноте. Наблюдение показывало, что они двигались, изменяя свое положение на небосклоне. Для древнего человека звезды казались живыми необыкновенными существами. Когда же возникло понятие о богах, то таинственные явления на ночном небосклоне стали связывать с богами. В исторических документах, на основе которых мы можем изучать религию вавилонян и ассирийцев, звезды уже прямо связываются с богами. Иштар, например, имеет титул богини утренней звезды, то есть ярко светящейся с вечера и рано поутру планеты Венеры. Другие боги также имели свои аналоги в звездах.
Показательно, что в клинописной системе знак звезды служил детерминативом (определителем), ставившимся перед именами богов.
Особым почитанием пользовались планеты. Вавилоняне и ассирийцы насчитывали семь планет: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Все они входили в число двенадцати великих богов.
Планета Марс была отождествлена со свирепым и кровожадным богом войны Нергалом, владыкой преисподней. Меркурий сопоставляли с мудрым богом Набу (Пророком), изобретателем письменности и счета. Юпитер олицетворяли с верховным вавилонским богом Мардуком, а Венера, как уже говорилось, считалась одним из воплощений богини Иштар. Наконец планету Сатурн посвятили богу счастливой войны – Нинурте.
Все остальные боги были низведены в ранг второстепенных. Количество почитаемых богов было огромным. Ведь каждая стихия считалась одушевленной, а каждая звезда представлялась божественным существом, имеющим человеческий облик (Близнецы, Дева, Водолей) или представляющим собой священное животное (Телец, Овен, Козерог и пр.).
В честь вавилонских и ассирийских богов справлялись многочисленные праздники, а также устанавливались неблагоприятные дни.
Праздник Нового года выпадал на день весеннего равноденствия и отмечался с особой пышностью. В неблагоприятные дни верующим предписывались пост, покаяние и воздержание от работы. Каждое седьмое, четырнадцатое, двадцать первое и двадцать восьмое число месяца почти полностью прекращалась всякая трудовая и общественная деятельность. Верховный пастырь народа (то есть царь) не должен был в эти дни менять одежду, садиться на трон и вкушать горячую пищу. Врач не имел права лечить больных. Судье запрещалось объявлять свой приговор. Даже колдун воздерживался от гаданий и заклинаний. Рядовые ассирийцы и вавилоняне следовали примеру высокопоставленных лиц и избегали браться за серьезное дело, ибо верили, что в эти дни оно может закончиться неудачей. На одной из табличек, найденных в Ашшуре, описываются мистерии, справлявшиеся в храме Бела-Мардука в праздник Нового года. Жрецы изображали привлечение бога к суду. Заменявшего Бела-Мардука жреца допрашивали и избивали, а затем уводили в ущелье, символизирующее подземный мир. При этом уносились и его одежды. В заключение воскресший бог с торжеством появлялся в храме.
Центром культа и средоточием деятельности ассиро-вавилонских жрецов был «дом бога» – храм, основной частью которого являлся зиккурат, высотой от трех до семи этажей. На его вершину вела лестница, по которой поднимались процессии жрецов.
В верхнем этаже стояла статуя бога, а иногда и ложе, чтобы он мог «спать ночью». Зиккураты расписывались яркими цветами: пурпурным с черным – этажи фасада, изумрудно-зеленым – висячие сады, лазурью и золотом – храм, венчавший на головокружительной высоте всю постройку.
Посредине храма стоял жертвенный алтарь, к которому первоначально имел доступ всякий, кто приносил богам жертву, а когда право общения человека с богами перешло в руки посредников, то только жрец.
Крупные храмы в древние времена выполняли важную задачу – заботились о просвещении и образовании высших слоев населения. При них создавались архивы и библиотеки, здесь же открывались школы, где дети из привилегированных слоев общества учились писать и читать клинописные знаки, изучали счет и приобретали основные сведения в различных научных областях того периода.
Ассирийские храмы были чуть ли не самыми богатыми в древнем мире. Им принадлежали обработанные поля, рабы, сокровищницы, различное храмовое имущество.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Письменность
Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.
На плодородной низменности между Тигром и Евфратом, в Месопотамии, издавна жили шумеры – древнейший культурный народ мира.
У шумеров, как и у египтян, письменность первоначально была прерогативой писцов. Вначале они пользовались грубым, пиктографическим письмом, изображая общий вид предмета, вернее его очертания. Затем эти рисунки все более и более упрощались и превращались в группы клиньев. Древнейшие надписи шумеров представляли собой документы хозяйственной отчетности (списки работников, описи стад, перечисления ремесленных изделий и т. д.).
Ассирийцы значительно упростили клинопись, приведя ее в определенную систему и окончательно перейдя к горизонтальному письму. Ассирийцы и вавилоняне писали палочками из очищенного камыша на выделанной коже, на деревянных дощечках и на папирусе, который получали с приходившими из Египта караванами, не говоря уже о надписях, высеченных на камне, металлических пластинах, сосудах и оружии.
Однако основным материалом для письма оставалась глина. Ее брали сырой, изготовляли плитки, похожие на подушечки или куски туалетного мыла. Иногда эти плитки имели форму цилиндра.
Писали палочкой наподобие грифеля с тупым концом в виде треугольника. После того как вся поверхность плитки была исписана, ее сушили на солнце, а для большей прочности и долговечности – обжигали. Благодаря этому знаки сохранялись, а плитки не страдали от сырости. Этот способ письма переняли и соседние народы – эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, частично финикийцы (в Угарите).
Обычно письмо в Месопотамии было слоговым, но в некоторых случаях, как и в глубокую старину, пользовались знаками, передававшими целое понятие. Были, наконец, и такие знаки, которые можно было воспринимать двояко: как слог и как целое слово. Читать такие тексты было нелегко даже для вавилонян и ассирийцев. Приходилось пользоваться особыми словарями, грамматиками и указателями. Одно из таких руководств помогло впоследствии ассириологам при расшифровке клинописи.
Гиря в полмины (Ассирия)
Многие таблички оказались заключенными в глиняные футляры, также надписанные и обожженные. На книгах иногда ставилось нечто вроде штемпеля или же большая вычурная надпись такого, например, типа:
«Ашшурбанапал, царь множеств, царь народов, царь Ассирии, которому боги дали чуткие уши и просветленные очи, из уважения к Набу (богу мудрости) собрал эти таблички, повелел списать их и закрепить собственноручной печатью».
В Месопотамии, как и в Египте, существовали даже школы. Во время раскопок удалось открыть одну школу в г. Мари, а в ней – пособия для обучения и задачи учеников. Одна из табличек провозглашала:
«Кто отличится в чтении и письме, тот будет блестеть, как солнце».
Четыре курса приходилось преодолевать любознательному юноше и каждый раз одолевать новые препятствия, чтобы изучить клинопись. Несколько лет требовалось для овладения искусством письма. Надо было правильно «вдавливать» грифель в мягкую глину, наносить знаки как можно мельче и соблюдать необходимый промежуток между ними.
Последние археологические находки позволили обнаружить на территории древней Ассирии даже своеобразный университет.
Примерно в 10 км к востоку от Багдада расположена древняя крепость Тиль-Кармаль. Находки в этом месте позволили сделать вывод о том, что здесь и находился своего рода первый университет в истории человечества. Удалось установить название древнеассирийского городка – Шадупум, что на арамейском языке означает «счетная палата» или «казначейство». Изученные археологами Генеральной дирекции древних памятников Ирака глиняные таблицы с клинописью говорят о том, что Шадупум был местом хранения важных документов Ашшура, центром сосредоточения людей, сведущих не только в искусстве письма, но и в различных областях культуры и науки.
Деловой документ ассирийцев из обожженной глины. Копия его повторяется на глиняном футляре
Наибольший интерес представляют имеющиеся здесь таблички, отражающие знания древних в математике и геометрии. Например, в одной из них доказывается теорема о подобии прямоугольных треугольников, которую приписывают древнегреческому ученому Евклиду. Оказалось, что в Шадупуме ее применяли еще за 17 веков до Евклида. Найдены также математические таблицы, с помощью которых, по сути дела, можно умножать, извлекать квадратные корни, возводить различные степени, выполнять деление и вычислять проценты .
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Добавить комментарий