Автокефалия элладской церкви

Содержание

>Русская Православная Церковь

Элладская Православная Церковь

Описание:

Христианскую веру принес на территорию современной Греции (Эллады) апостол Павел, который во время второго и третьего благовестнических путешествий основал и утвердил христианские общины в ряде городов Македонии и Ахаии.

Апостол Иоанн Богослов на о. Патмос написал книгу Откровение. В Благовещенском кафедральном соборе в Афинах почивают мощи патриарха Константинопольского святого Григория V (+1821), а в кафедральном соборе в Фессалониках — мощи святителя Григория Паламы (+ ок. 1360). На о. Эвбея, в г. Неон Прокопион, находятся мощи преподобного Иоанна Русского, Исповедника (+1730), прославленного в лике святых Константинопольской, Русской и Элладской Православными Церквами. В монастырях Эллады сохранилось много древних икон, фресок, рукописей, редких старинных книг.

Элладская Церковь автокефальная с 1850 г.

Каноническая территория — Греция. Элладская Церковь — одна из крупнейших. Она состоит из архиепископии и 77 митрополий, имеет 200 монастырей и насчитывает ок. 8 млн православных верующих (из 9,6 млн всего населения Греции).

Титул Предстоятеля Элладской Православной Церкви: Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады.

Резиденция Предстоятеля находится в Афинах.

***

В связи с решениями внеочередного Собора иерархии Элладской Церкви от 12 октября 2019 г. о признании автокефалии «Православной церкви Украины» Священный Синод Русской Православной Церкви 17 октября уполномочил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «прекратить поминовение имени Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады в диптихах в случае, если Предстоятель Элладской Церкви начнет за богослужениями поминать главу одной из украинских раскольничьих группировок или предпримет иные действия, свидетельствующие о состоявшемся признании им украинского церковного раскола» (журнал № 125).

В соответствии с заявлением Священного Синода от 17 октября не благословлялось посещение паломниками из Русской Православной Церкви епархий Элладской Православной Церкви, правящие архиереи которых вступили в церковное общение с украинскими раскольниками. Список епархий был опубликован Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата.

29 октября стало известно, что 21 октября Архиепископ Иероним направил главе так называемой ПЦУ письмо, которым Элладская Церковь засвидетельствовала признание данной раскольничьей структуры.

3 ноября, за Литургией в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл, совершая богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве, не помянул имени Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима в диптихах.

***

Епархии Элладской Церкви:

  • Афинская архиепископия, кафедра г. Афины
  • Этолийская и Акарнанийская митрополия, кафедра г. Месолонгион
  • Александрупольская митрополия, кафедра г. Александруполис
  • Арголидская митрополия, кафедра Навплион
  • Артская митрополия, кафедра г. Арта
  • Аттикийская митрополия, кафедра р-н Кифисья (г. Афины)
  • Верийская, Наусская и Камбанийская митрополия, кафедра г. Верия
  • Гортинская и Мегалопольская митрополия, кафедра г. Димитсана, зимняя кафедра митрополита г. Мегалополис
  • Гумениссийская, Аксиупольская и Поликастронская митрополия, кафедра г. Гуменисса, м-рь Пресвятой Богородицы
  • Гревенская митрополия, кафедра г. Гревена
  • Гифийская и Итилская митрополия, кафедра г. Гифион
  • Димитриадская и Алмиросская митрополия, кафедра г. Волос
  • Дидимотихская и Орестиадская митрополия, кафедра г. Дидимотихон
  • Драмская митрополия, кафедра г. Драма
  • Дриинупольская, Погонианийская и Конитсийская митрополия, кафедра г. Дельвинакион
  • Эдесская, Пелльская и Алмопийская митрополия, кафедра г. Эдесса
  • Элассонская митрополия, кафедра г. Элассон
  • Элевферупольская митрополия, кафедра г. Элевферуполис
  • Закинфская митрополия, кафедра г. Закинф
  • Зихнская и Неврокопийская митрополия, кафедра: г. Нэа Зихни
  • Илийская митрополия, кафедра г. Пиргос
  • Фессалиотисская и Фанариоферсальская митрополия, кафедра г. Кардица
  • Фессалоникийская митрополия, кафедра г. Салоники
  • Фивейская и Левадийская митрополия, кафедра г. Левадия
  • Фирская, Аморгосская и Островов митрополия, кафедра г. Фира
  • Иерисосская, Святой Горы и Ардамерионская митрополия, кафедра г. Арнея
  • Иоаннинская митрополия, кафедра г. Иоаннина
  • Кесарианийская, Виронская и Имиттосская митрополия, кафедра р-н Кесариани (г. Афины)
  • Калавритская и Эгиалийская митрополия, кафедра г. Эгион (Ахайский)
  • Карпенисионская митрополия, кафедра г. Карпенисион
  • Каристийская и Скиросская митрополия, кафедра г. Кими
  • Кассандрийская митрополия, кафедра г. Полигирос
  • Касторийская митрополия, кафедра г. Касторья
  • Митрополия Керкирская, Паксийская и Диапонтийских островов, кафедра г. Керкира
  • Кефаллинийская митрополия, кафедра г. Аргостолион
  • Китросская, Катерининская и Платамонская митрополия, кафедра г. Катерини
  • Коринфская, Сикионская, Земенонская, Тарсская и Полифенгосская митрополия, кафедра г. Коринф
  • Кифирская митрополия, кафедра: г. Хора (Кифирская)
  • Ланкадасская митрополия, кафедра г. Ланкадас
  • Ларисская и Тирнавосская митрополия, кафедра г. Лариса
  • Левкасская и Ифакийская митрополия, кафедра г. Левкас
  • Лимносская и Святого Евстратия митрополия, кафедра г. Мирина (Лимносская)
  • Мантинийская и Кинурийская митрополия, кафедра: г. Триполис
  • Маронийская и Комотинийская митрополия, кафедра г. Комотини
  • Мегарская и Саламинская митрополия, кафедра г. Мегара
  • Месогейская и Лавреотикийская митрополия, кафедра г. Спата
  • Мессинийская митрополия, кафедра г. Каламата
  • Мифимнийская митрополия, кафедра г. Каллони (о. Лесбос)
  • Монемвасийская и Спартская митрополия, кафедра г. Спарта
  • Митилинская, Эресосская и Пломарионская митрополия, кафедра г. Митилини
  • Навпактская и Святого Власия митрополия, кафедра г. Навпакт
  • Неапольская и Ставрупольская митрополия, кафедра р-н Неаполис (г. Салоники)
  • Ново-Ионийская и Филадельфийская митрополия, кафедра р-н Новая Иония (г. Афины)
  • Ново-Кринийская и Каламарийская митрополия, кафедра р-н Каламарья (г. Салоники)
  • Ново-Смирнская митрополия, кафедра р-н Новая Смирна (г. Афины)
  • Никейская митрополия, кафедра р-н Никея (г. Афины)
  • Никопольская и Превезийская митрополия, кафедра г. Превеза
  • Ксанфийская и Перифеорионская митрополия, кафедра г. Ксанти
  • Парамифийская, Филиатесская, Гиромерийская и Паргская митрополия, кафедра г. Парамифья
  • Паронаксийская митрополия, кафедра г. Наксос
  • Патрская митрополия, кафедра г. Патры
  • Пирейская митрополия, кафедра р-н Пиреи (г. Афины)
  • Перистерионская митрополия, кафедра р-н Перистерион (г. Афины)
  • Полианийская и Килкисийская митрополия, кафедра г. Килкис
  • Самосская и Икарийская митрополия, кафедра г. Самос
  • Сервийская и Козанийская митрополия, кафедра г. Козани
  • Серрская и Нигритская митрополия, кафедра г. Серры
  • Сидирокастронская митрополия, кафедра г. Сидирокастрон
  • Сисанионская и Сиатистская митрополия, кафедра г. Сиатиста
  • Стагесская и Метеорская митрополия, кафедра г. Каламбака
  • Сиросская, Тиносская, Андросская, Кеасская и Милосская митрополия, кафедра г. Ермуполис (о. Сирос)
  • Триккийская и Стагийская митрополия, кафедра г. Трикала
  • Трифилийская и Олимпийская митрополия, кафедра г. Кипарисья
  • Идрская, Спетская и Эгинская митрополия, кафедра г. Идра
  • Фтиотидская митрополия, кафедра: г. Ламия
  • Филиппийская, Неапольская и Тасосская митрополия, кафедра г. Кавала
  • Флоринская, Пресская и Эордейская митрополия, кафедра г. Флорина
  • Фокидская митрополия, кафедра г. Амфисса
  • Халкидская митрополия, кафедра г. Халкис
  • Хиосская, Псарийская и Инусская митрополия, кафедра г. Хиос

Страна: Греция Город: Афины Web-сайт: www.ecclesia.gr Предстоятель: Иероним II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады (Лиапис Иоаннис)

Греческая православная церковь

Греческая православная церковь Флаг Элладской православной церкви

Элладская (Греческая) православная церковь (греч. Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 11-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; имеет государственный статус. В настоящее время придерживается новоюлианского календаря.

История обособления

Герб Элладской Церкви

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Вселенского престола.

По обретении независимости в 1822 году и образовании Греческого королевства в 1832 году такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет.

29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.

Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Синоду всех епископов, который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады, избираемый, согласно Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании, в течение 5 дней, президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.

Постоянный Синод, занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из Архиепископа и 12-и митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного Синода один срок на сменной основе.

Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных островах Севера (так наз. Новые территории) номинально — в юрисдикции Вселенского Патриарха. 6 из 12 митрополитов Постоянного Синода представляют Новые территории.

Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона — под прямой юрисдикцией Вселенского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.

Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 9,6 млн всего населения Греции).

В 1935 году в Элладской Православной Церкви произошёл открытый раскол, причиной которого стало неприятие частью Церкви предпринятого в 1924 году перехода с юлианского на григорианское летосчисление. Три епископа объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ.). В результате оформилось не признаваемое государством старостильное движение (греч. Παλαιοημερολογίτες). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки. 31 декабря 1969 года старостильный синод архиепископа Авксентия (Пастраса) получил признание от синода Русской Зарубежной Церкви.

Председатели Священного Синода Элладской Православной Церкви

Митрополиты Афинские
Неофит V

Михаил IV
Феофил
Прокопий I
Герман II
Прокопий II
Феоклит I
Мелетий III
Феоклит I (повторно)

1833—1861

1861—1862
1862—1873
1874—1889
1889—1896
1896—1901
1902—1917
1918—1920
1920—1922

Архиепископы Афинские (с 31 декабря 1923 г.)
Хризостом I (Пападопулос)

Хрисанф (Филиппидис)
Дамаскин (Папандреу)
Спиридон (Влахос)
Дорофей III (Коттарас)
Феоклит II (Панагиотопулос)
Иаков III (Ваванатос)
Хризостом II (Хатзиставру)
Иероним I (Коцонис)
Серафим (Тикас)
Христодул (Параскеваидис)
Иероним II (Лиапис)

1923—1938

1938—1941
1941—1949
1949—1956
1956—1957
1957—1962
13.1.1962—25.1.1962
1962—1967
11.5.1967—19.12.1973
12.1.1974—1998
28.4.1998—28.1.2008
c 07.2.2008

  1. ROCOR Recognition of the GOC Bishops
  • Официальный сайт Элладской Православной Церкви
  • Скурат К. Е. Элладская Православная Церковь
  • Правила избрания Архиепископа Афинского и всея Эллады. РИАН 07/ 02/ 2008.
Православные церкви
Автокефальные Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехословацкая • Элладская
Автономные Синайская • Финляндская • Эстонская (КП) • Японская • Критская (полуавтономная)
Самоуправляемые
в составе РПЦ
Китайская • Латвийская • Молдавская • РПЦЗ • Украинская (МП) • Эстонская (МП)
Самоуправляемые
в составе КП
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США • прочие: Абхазская • Бессарабская • Охридская
Неканонические
юрисдикции
Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская православная церковь • Русская истинно-православная церковь • Старообрядцы • Старостильные церкви (Болгарские • Греческие • Румынские) • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (обновлённая) • Украинская АПЦ Каноническая

Греческая трагедия: Элладская церковь признала киевских раскольников

Архиерейский собор Элладской православной церкви признал право патриарха Константинопольского Варфоломея предоставить автокефалию Православной церкви Украины (ПЦУ). Против этого решения выступили только семь митрополий. Русская церковь пока воздерживается от комментариев, объясняя, что позицию должен определить Священный синод. А опрошенные «Известиями» эксперты считают: заявление Элладской церкви приведет к тому, что РПЦ разорвет с ней отношения.

По пути Рима

В субботу, 12 октября, состоялось внеочередное заседание Архиерейского собора Элладской православной церкви, на котором ее предстоятель архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним предложил признать автокефалию ПЦУ. По его мнению, это поможет укрепить отношения двух автокефальных православных церквей-сестер: Русской и Украинской.

По данным греческого агентства «Ромфеа», архиепископ Иероним сообщил на соборе, что ранее синодальные комиссии церкви по каноническим вопросам и межправославным отношениям изучили украинский вопрос. Они пришли к выводу, что «нет никаких препятствий к признанию автокефальной церкви Украины и полному принятию и поддержке Вселенского патриархата со стороны Элладской церкви».

По итогам заседания Архиерейский собор большинством голосов решил признать каноническое право Вселенской патриархии даровать автокефалию ПЦУ, а также право архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима принимать дальнейшие решения по этому вопросу. Против такого постановления высказались только семь митрополий.

Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним

Фото: ТАСС/Сергей Карпов

— Оценка сегодняшнего решения собора Элладской церкви и его последствий будет дана Священным синодом Русской православной церкви на его ближайшем заседании, — сообщил «Известиям» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда. — Он всесторонне изучит данное решение, в том числе в части возможных последствий для отношений между Русской православной церковью и Элладской церковью.

Аналогичный комментарий предоставили в Синодальном отделе внешних церковных связей.

Опрошенные «Известиями» эксперты ожидают негативных последствий прошедших событий.

— Грустно, что собор Элладской церкви принял такое решение. Оно будет иметь самые плохие последствия — можно предположить, что Русская православная церковь разорвет отношения с Элладской церковью, — допускает профессор Московской духовной академии, богослов Алексей Осипов.

Схожее мнение высказал и его коллега, протоиерей Владислав Цыпин. Но оба они призвали дождаться решения священноначалия.

Сам факт признания ПЦУ Алексей Осипов назвал «знаком деградации религиозного сознания». Ответственность за происходящее он возлагает на главу Константинопольского патриархата Варфоломея.

— Печально, что Варфоломей пошел по пути Рима, хоть и на тысячу лет позднее, — он тоже, как и папы римские, добивается власти над церквями, — полагает эксперт.

Выбор сделан

Источники «Известий» в церковных кругах канонической Украинской православной церкви уверены, что сегодняшние события не принципиально изменят религиозную ситуацию в стране. Почти за 30 лет церковного раскола большая часть верующих свой выбор сделала, и признание новых структур со стороны Элладской церкви мало что может изменить. Вместе с тем они не исключили вероятности, что под давлением Константинополя по пути Эллады могут пойти и другие православные церкви, где весьма сильно влияние греческого духовенства. Это Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская православные церкви. И тогда это может привести к усилению раскола в мировом православии.

Священнослужители Украинской православной церкви

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Напомним, что РПЦ не признает Православную церковь Украины, а дарование ей томоса (документа о признании самостоятельной церковью) Константинопольским патриархатом расценивает как нарушение канонов. Последствием предоставления автокефалии УПЦ стал разрыв отношений между РПЦ и Фанаром.

Справка «Известий»

Константинопольский патриарх передал главе ПЦУ томос об автокефалии 6 января этого года.

Решение Константинополя было неоднозначно воспринято в православном мире. Сербская православная церковь одной из первых заявила о непризнании легализации раскола на Украине. Польская церковь выступила против предоставления автокефалии тем, кто отступил от церкви и при этом был лишен священнического рукоположения. В Албанской церкви считают, что при принятии решения по Украине следовало учесть мнение УПЦ Московского патриархата, так как это крупнейшая религиозная структура в стране. Поддержку канонической церкви выразили Православная церковь Чешских земель и Словакии и Православная церковь в Америке.

К переговорам и поиску согласия, в том числе в рамках возможного созыва всеправославного собора или совещания в связи с предоставлением томоса ПЦУ, призывали Александрийская и Антиохийская церкви. Румынская церковь указала на неканонический характер «объединительного собора» в Киеве, в результате которого образовалась ПЦУ. В Кипрской церкви отмечают, что в результате создания ПЦУ не было достигнуто врачевание раскола. О выработке своей позиции по этой проблеме заявляли представители Грузинской и Болгарской церквей.

СМИ: Элладская православная церковь официально признала так называемую ПЦУ

«Мирное письмо митрополиту Киевскому Епифанию отправил архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним. Письмо архиепископа Иеронима датировано 21 октября, то есть через два дня после совместной службы со Вселенским патриархом Варфоломеем в Салониках. Элладская церковь в связи с этим письмом становится первой церковью, которая официально признает новую автокефальную церковь Украины», — говорится в сообщении агентства.

В этой связи Отдел внешних церковных связей Украинской православной церкви (УПЦ) заявил, что решение Элладской православной церкви (ЭПЦ) признать так называемую Православную церковь Украины (ПЦУ) противоречит священным канонам и является большой ошибкой.

«Выражаем сожаление в связи с этим решением, которое противоречит священным канонам и традиции церкви, а также является большой ошибкой, которая наносит вред как православию на Украине, так и всеправославному единству», — цитирует заявление синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ.

В заявлении также указано, что решение Элладской церкви является «ножом в спину канонической УПЦ, которая все годы страдала от церковного раскола». Окончательное решение о возможности дальнейшего пребывания в евхаристическом общении с духовенством Элладской церкви будет принимать Священный синод УПЦ.

12 октября 2019 года Архиерейский собор ЭПЦ признал право патриарха Константинопольского Варфоломея предоставить автокефалию ПЦУ, за которой РПЦ не признает статуса канонической церкви. ПЦУ, созданная на основе двух неканонических структур — Украинской автокефальной православной церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата, — получила автокефалию в 2018 году по решению патриарха Константинопольского Варфоломея. Другие поместные православные церкви не объявляли о том, что признают новую церковную структуру канонической.

Решение Варфоломея о предоставлении ПЦУ томоса об автокефалии стало причиной того, что 15 октября 2018 года РПЦ разорвала молитвенное общение с Константинопольским патриархатом.

История Поместных Православных Церквей

Введение

Глава 1. Церковь Христова и ее природа. Автокефальные Поместные Церкви

1.1. Единство Церкви Христовой. Деление в Православии на Поместные Церкви

1.2. Основания деления на Поместные Церкви

1.3. Общность и самостоятельность Поместных Церквей

1.4. Предоставление автокефалии

1.5. Церковная автономия

Глава 2. Этапы развития Поместных Церквей с первых веков христианства до современности

1.1. Церковный строй в первые века христианства (I – III вв.)

2.2. Формирование экзархатов и патриархатов

2.3. Становление Автокефальных Поместных Церквей

Раздел I. Восточные Патриархаты Глава 3. Константинопольская Православная Церковь 3.1. Основы византийской государственности. 3.2. Константинопольский Патриархат и его роль в формировании христианской догматики 3.3. Константинопольский Патриархат в условиях турецкого завоевания. Особенности церковного управления 3.4. Вселенский Патриархат в XX в.: каноническая территория; греческая диаспора; церковное управление, экуменическая деятельность, эстонский конфликт 3.5. Монастыри и монашество Константинопольского Патриархата. Афон. 3.6. Финляндская и Критская Православные Церкви Глава 4. Александрийская Православная Церковь 4.1. Основание Александрии. Распространение христианства в Египте. Эпоха гонений. 4.2. Роль Александрийских иерархов в тринитарных и христологических спорах 4.3. Патриархат в эпоху арабского владычества (640 – 1517) 4.4. Патриархат в условиях Османского господства (1517 – 1798) 4.5 . Александрийский Патриархат в XIX -XX вв. Глава 5. Антиохийская Православная Церковь 5.1. Основание Антиохии. Складывание АнтиохийскойЦеркви 5.2. Арианские и христологические споры. Яковитский раскол 5.3. Внутреннее состояние Антиохийской Церкви в I – VI вв. 5.4. Антиохийский Патриархат в условиях арабского владычества и крестовых походов 5.5. Османский период (1516 – 1918) 5.6. Антиохийский Патриархат в XX в. Глава 6. Иерусалимская Православная Церковь 6.1. Возникновение Иерусалимской Церкви. Церковный собор 51 г. 6.2. Иерусалим в первые века христианства и в эпоху Вселенских Соборов 6.3. Судьбы Иерусалимского патриархата в арабский, латинский и османский периоды 6.4. Патриархат в XIX – XX вв. Учреждение Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847) 6.5. Синайская Автономная Церковь Раздел II. Православие на территории Закавказья Глава 7. Грузинская Православная Церковь 7.1. Возникновение грузинской Церкви. Христианство в Грузии I -V вв. Проблема автокефалии 7.2. Грузинская церковь под арабским и турецким владычеством (VIII – XVIII вв.). Разделение на Католикосаты 7.3. Грузинский Экзархат в составе Русской Православной Церкви. Восстановление автокефалии в 1917 г. 7.4. Современное состояние Грузинской Православной Церкви Раздел III. Балканские Православные Церкви Глава 8. Сербская Православная Церковь 8.1. Христианство на территории Сербии в первые века по Р. Х. Церковь в королевстве Сербском 8.2. Церковь в Османской империи и 8.3. Митрополия – Патриархат в Австро-Венгрии 8.4.Черногорская Митрополия 8.5. Сербская Православная Церковь в ХХ в. 8.6. Современное состояние Сербской Православной Церкви 8.7. Македонская Православная Церковь Глава 9. Румынская Православная Церковь 9.1. Распространение христианства на территории современной Румынии. Церковное устройство до турецкого завоевания 9.2. Румынская Церковь в условиях османско-фанариотского владычества 9.3. Образование румынского государства. 9.4. Сибиуская и Буковинская митрополии 9.5. Румынский Патриархат в XX в. и его современное состояние Глава 10. Болгарская Православная Церковь 10.1. Христианство в Болгарии до завоевания ее Византией 10.2. Охридская архиепископия и Тырновский Патриархат 10.3. Болгарская Православная Церковь в эпоху турецкого господства 10.4. Болгарская Православная Церковь в XX в. и ее современное положение Раздел IV. Православие на Кипре Глава 11. Кипрская Православная Церковь 11.1. Возникновение Кипрской Церкви и её развитие до латинского завоевания 11.2. Латинское господство на Кипре (1191 – 1489) 11.3. Кипрская Церковь в условиях турецкого господства (1571 – 1878) 11.4. Кипрская Церковь и английское завоевание (1878 – 1960) 11.5. Развитие Кипрской Православной Церкви с 1960 г. по настоящее время Раздел V. Православие в Греции и Албании Глава 12. Элладская Православная Церковь 12.1. Элладская Православная Церковь до образования независимого Греческого королевства 12.2. Элладская Православная Церковь в XIX в. 12.3. Элладская Православная Церковь в XX в. 12.4. Греческая «Церковь истинных православных христиан» Глава 13. Албанская Православная Церковь 13.1. Христианство на территории современной Албании до начала ХХ в. 13.2. Борьба православных албанцев за церковную независимость 13.3. Автокефальная Албанская Церковь Раздел VI. Автокефальные Православные Церкви второй половины ХХ в. Глава 14. Польская Православная Церковь 14.1. Христианство в Польше до принятия Городельской унии 14.2. Положение православных в Польше после Городельского сейма до конца XVIII в. 14.3. Православие в Польше после присоединения её к России 14.4. Православная Церковь в Польше в 1918 – 1948 гг. 14.5. Автокефальная Польская Церковь и ее современное состояние Глава 15. Православная Церковь Чешских Земель и Словакии 15.1. Православие на территории Чехии и Словакии до XIX в. 15.2. Православие в Чехии в XIX-начало XX в. 15.3. Положение Православия в Восточной Словакии: краткий обзор 15.4. Православная Церковь Чехии и Словакии в 1918 – 1951 гг. 15.5. Автокефальная Чехословацкая Православная Церковь во второй половине ХХ в. и ее современное состояние Глава 16. Православная Церковь в Америке 16.1. Основание Американской миссии. Деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова). Учреждение Алеутской и Аляскинской епархии 16.2. Православная Церковь в Америке в 1917 – 1970 гг. 16.3. Православная Церковь в Америке с 1970 г. и ее современное состояние Библиография

Глава 1. Церковь Христова и ее природа. Автокефальные Поместные Церкви
1.1. Единство Церкви Христовой. Деление в Православии на Поместные Церкви

Святая Соборная и Апостольская Церковь является Церковью Единой, представляющей собой целостный мистический организм – Тело Христово. Иисус Христос, обновив и обожив человеческую природу, положил тем самым начало Единой Церкви. По мнению протоиерея С. Булгакова, единство Церкви «есть аксиома учения о Церкви, которая самоочевидна всякому христианину». Поскольку Церковь – это Тело Христово, следовательно, по своему существу (по своей природе) она неделима. Неделим Христос, соответственно, неделима и Церковь – Его Тело.

Обратимся к факторам, ярко свидетельствующим в пользу того, что Церковь едина. Во-первых, согласно слову апостола Павла, Церковь – «столп и утверждение истины» (1Тим. III, 15), иначе говоря, опора, поддержка и защита истины. Истина не может подразумевать множественности: поскольку истина может быть только одна, значит, и Церковь Христова, хранящая и ограждающая истину, во всей конкретности действия и присутствия Духа Святого, тоже является единой.

Во-вторых, Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь живет обетованием Самого Господа Иисуса Христа: в словах апостолу Петру Он произнес: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. XVI, 18) – одну Церковь, а не множество церквей.

В-третьих, единство христиан является главным условием выполнения Церковью своего главного призвания на земле: благовествовать Слово Божие и вести людей ко Христу. Единство – это прямая заповедь Господа всем христианам. В молитве Спасителя к Своему Отцу четко прослеживается мысль о единстве его последователей, единстве Церкви: «…чтобы они были едино» (Ин.XVII, 11), “да будут в Нас едино, да уверует мир” (Ин. XVII, 21) и “да будут совершены воедино, и да познает мир” (Ин. XVII, 23).

В-четвертых, обращаясь к историческому опыту, мы видим, что ярким выражением церковного единства были Вселенские соборы, которые представляли собой совместную деятельность всех церковнослужителей по важнейшим вопросам христианской веры и догматики.

В-пятых, в основе тайны Церкви лежит «Тройческое общение». Следовательно, единство Церкви – это единство евхаристическое, так как Евхаристия реальным образом включает всех верных в Единое Тело Христово

Наряду с этим, будучи единой по своей природе, Церковь подразделяется на 15 Поместных (Автокефальных) Православных Церквей. Данные Церкви не являются другими, противоположными, или не-православными – наоборот, все они тождественны друг другу, будучи отделены не идейно (вероучительно), а лишь территориально, регионально, административно. Каждая Поместная Православная Церковь, возглавляемая предстоятелем, заключает в себе всю полноту Единой Вселенской Православной Церкви.

Совместимость единства Православной Церкви в своей сущности со множественностью ее по местному (региональному) делению и даже необходимостью именно такого церковного устройства показаны в трудах св. Киприана Карфагенского, согласно которому «Церковь одна, хотя… расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне… Отдели солнечный луч от его начала – единство не допустит существовать отдельному свету; отломи ветвь от дерева – отломленная потеряет способность расти… Равным образом, Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет свои лучи, но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным».

1.2. Основания деления на Поместные Церкви

Основания деления Единой Вселенской Православной Церкви на Поместные можно разделить на три группы:

1. Основания, зафиксированные в самом Священном Писании. Иисус Христос повелел святым апостолам научить все народы и призвать их в Церковь (Мф. XXVIII, 19 – 20). Апостолы, исполненные Духа Святого, разошлись по всей известной им территории Средиземноморья, Балкан, Азии и вели проповедь на многих языках (Деян. II, 4, 9 – 11). Свою проповедническую деятельность они разделили между собой по различным территориям, вследствие чего святой апостол Петр считается прежде всего апостолом евреев, святой апостол Павел – просветителем греков, святой апостол Фома – персов и индийцев.

Благовествуя Слово Божие в различных странах, апостолы основывали региональные (поместные) Церкви, входившие в единый организм Церкви Вселенской. В моноэтнических местностях апостолы основывали Церковь из одного народа, службы в которой велись на языке этого народа, в местах же, где преобладало полиэтническое население, основывалась многонациональная Церковь. Одна из первых Церквей, основанных апостолами, состояла из людей одной нации – это Церковь в Иудее, после этого из христиан одной национальности были основаны Церкви в Индии, Эфиопии, Галлии, а из смешанного христианского населения – в Антиохии, Риме, Коринфе. В апостольских посланиях мы находим упоминания отдельных церквей – Асийские (1Кор.XVI, 19), Македонские (2Кор.VIII, 1), Галатийские (Гал. I, 2; 1Кор. XVI, 1), Филиппийская (Флп. I, 1), Кенхрейская (Рим. XVI, 1) и др.

Основывая Поместные Церкви в различных странах, апостолы ставили в их главе пастырей, которым предоставлялись широкие права – право управлять этими Церквами, самостоятельно руковолить их внутренней жизнью с учетом местных особенностей, традиций и условий. Таким образом, сами апостолы утверждали Церкви с самостоятельным управлением. Свидетельством того, что уже во время апостолов таких церквей было достаточно много, являются заключительные слова ап. Павла в послании к Римлянам: «Приветствуют вас все церкви Христовы» (Рим. XVI, 16).

2. В связи с тем, что в 1 – 3 главах Апокалипсиса указываются поименно семь Асийских Церквей (в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии), можно прийти к выводу, что основанием для такого деления церквей служило административное деление Римской империи. Обширные церковные области названы именем целых округов (например, Церкви Асийские), меньшие – именем провинций (например, Церкви Македонские). Управление отдельными Церквами было сосредоточено в главных городах округов или провинций, где имелись епископские кафедры.

3. Канонические основания деления на Поместные Церкви (в правилах апостольских и правилах Вселенских и Поместных Соборов). 34-е апостольское правило четко говорит об административной самостоятельности Поместных Церквей. Аналогичная мысль выражена в 9-м правиле Антиохийского собора: дела Поместной Церкви должны решаться ее епископатом во главе с первым епископом. 6-е правило Второго Вселенского Собора, говоря о случаях обвинений в адрес епископов или доносам на них, предписывает представлять обвинителям «свои обвинения всем епископам области», что также говорит о совместном решении всего епископата в делах своей местной церкви.

2-е правило Второго Вселенского Собора запрещает всем Поместным Церквам простирать свою власть «на Церкви за пределами своей области».

Итак, правила Вселенской Церкви защищают неприкосновенность Поместных Церквей, не допускают вмешательства одной Поместной Церкви во внутренние дела другой.

Поместные Церкви, имея свою иерархию, не зависели друг от друга в плане своего внутреннего устройства и управления. Со временем такие независимые церкви стали называться автокефальными.

Автокефальная Церковь – это Церковь, имеющая свою главу, свои органы управления, независимые от другой власти. Иначе говоря, это независимая, самоуправляющаяся церковь.

1.3. Общность и самостоятельность Поместных Церквей

Автокефалия (независимость) Поместных Православных Церквей как частей Единой Вселенской Христовой Церкви не абсолютна, а зависит от характера сфер их деятельности.

Единым (общим) для всех Поместных Церквей является:

1. Догматическое учение. Спаситель принес на землю истину православного вероучения. Отсюда именно Церкви принадлежит право свято хранить, выражать и толковать Богооткровенную истину, никоим образом не изменяя суть веры и истины;

2. Каноническое учение, вытекающее из основ вероучительных. Сюда относятся: а) правила апостольские, б) правила Вселенских Соборов, в) правила десяти Поместных Соборов, г) правила святых отцов.

Вместе с тем каноны не являются догматами. Отсюда каждая Поместная Православная Церковь, не нарушая единого догматического учения, может издавать свои законы в определении своего устройства и управления (например, таковыми являются Уставы (Положения) Поместных Православных Церквей).

Требуя полного единства в вопросах веры и догматики, каноны предоставляют Поместным Церквам полную свободу в административной сфере. Самостоятельность Поместных Церквей выражается в следующем:

1. Церкви свободны в сфере богослужения (в освящении для себя св. Мира, в канонизации своих святых, составлении и введении в употребление новых песнопений и др.);

2. Поместные Церкви обладают полной самостоятельностью в области суда;

3. Поместные Церкви вправе созывать свои Соборы (Поместные Соборы);

4. Каждая Поместная Церковь может явиться инициатором созвания Вселенского Собора.

1.4. Предоставление автокефалии

Основать новую автокефальную Церковь имеет право только такая церковная организация, которая обладает высшей властью. Сегодня такой властью обладает епископат всей Церкви, или епископат отдельной существующей автокефальной Церкви.

Итак, автокефалию новой Церкви могут предоставить:

1. Вселенский Собор (но Вселенский Собор – явление чрезвычайно редкое в истории Церкви);

2. Исторически обычным фактором провозглашения автокефалии стала воля епископата (Поместный Собор) уже существующей автокефальной Церкви. Причем Поместный Собор какой-либо существующей автокефальной Церкви может не только предоставить автокефалию части своей Церкви, но и упразднить ее.

3. В исключительных случаях отдельные епископы вправе предоставить временную автокефалию части какой-либо существующей автокефальной Церкви без решения этой автокефальной Церкви. Таких случая два: 1) если центральная власть кириархальной Церкви (т.е. Церкви, от которой отделилась часть епископов) уклонилась в ересь (15-е правило Двукратного Собора); 2) если эта часть Церкви по каким-либо причинам окажется совершенно оторванной от Матери Церкви, или же когда центральная власть кириархальной Церкви бездействует (37-е правило Шестого Вселенского Собора). Вместе с тем, для того, чтобы временная автокефалия стала постоянной, необходимо согласие на это со стороны кириархальной Церкви.

Никакая Церковь не имеет права предоставить автокефалию какой-либо части Церкви, находящейся в юрисдикции другой Автокефальной Церкви, иначе это будет антиканоническим вмешательством во внутренние дела той Автокефальной Церкви, в ведении которой находится та часть Церкви.

Согласно 12-му правилу Четвертого Вселенского Собора, государство (светская власть вообще) не может провозгласить церковную автокефалию.

Необходимо отметить, что автокефалия дается лишь той Церкви, которая доросла до самостоятельной жизни, имеет внутренние возможности существовать независимо от иной церковной власти.

Исторически сложилось, что сущность автокефалии Церкви заключается в том, что как первый ее епископ, так и прочие должны избираться и рукополагаться собором своих епископов, а не епископами других Церквей. Для того чтобы рукоположить епископа требуется не менее двух епископов (1-е правило апостольское). Следовательно, для автокефалии Церкви необходимо наличие не менее трех епископов.

Что касается критериев автокефальности (т. е. правомерности отделения одной Церкви от другой), то, учитывая исторический опыт развития Церквей, можно отметить два таких критерия: во-первых, стремление к созданию независимой Церкви всегда прослеживается в самостоятельном независимом государстве (ярким примером такого процесса могут служить события церковной жизни на Украине в начале 1990-х гг. в связи с образованием суверенной Республики Украина), и во-вторых, каждый народ, имеющий национальное самосознание и свою культуру стремится иметь и свою независмую Церковь. Именно на этой основе возникли Автокефальные Православные Церкви в ряде балканских государств.

Но на самом деле Церковь могла и не считать для себя обязательными ни государственные, ни национальные принципы, а руководствовалась часто лишь одним мотивом – благом Церкви. Поэтому для получения автокефалии Церковь должна не только иметь достаточное количество пастырей и паствы, но и иметь единое мнение всей своей полноты (как клира, так и мирян), что провозглашение автокефалии требуется для пользы самой Церкви и явится условием для более успешного ее развития.

1.5. Церковная автономия

Термин «автономия» вошел в церковный лексикон из гражданского права. В светском законе этим термином обозначалась местная организация, имеющая право на самоуправление в границах основного положения (конституции) государства.

Автономная Церковь – самостоятельно избирающая на своем Поместном Соборе главу Церкви с последующим утверждением его Патриархом Автокефальной Церкви, в рамках которой Автономная Церковь существует.

Зависимость Автономной Церкви от Автокефальной проявляется в том, что Церковь-Дочь должна брать у своей Церкви-Матери св. Миро, подчиняться ее суду, обращаться к ней за разрешением важнейших вопросов церковной жизни. Автономная Церковь получает от Церкви-Матери Устав, определяющий границы ее компетенции. В Уставе указывается на обязанность первого епископа Автономной Церкви или всех ее епископов поминать имя предстоятеля Церкви-Матери, что является выражением зависимости Автономной Церкви. В рамках своих границ Автономная Церковь сама распоряжается своей внутренней жизнью.

Автономная Церковь (в отличие от Поместной Автокефальной) не имеет своей самостоятельной цепи апостольского преемства, т. к. первый ее епископ или все епископы получают хиротонию от Церкви-Матери. Поэтому Автономной Церкви не обязательно иметь определенное минимальное число епископов. Автономной Церковью может быть и митрополичий округ, и отдельная епархия, и приходская община, и даже монастырь.

В настоящее время Автономными Церквами являются Финляндская (находится в зависимости от Константинопольской Церкви), Японская (в зависмости от Русской Церкви). Автономной Церковью, представленной одним монастырем, в настоящее время является Синайский монастырь св. великомученицы Екатерины (находится в зависмости от Иерусалимского Патриархата).

Каноническую автономию Церковь получает только от Церкви-Матери, частью которой она и продолжает оставаться.

Глава 2. Этапы развития Поместных Церквей с первых веков христианства до современности
1.1. Церковный строй в первые века христианства (I – III вв.)

Основой церковного строя первых веков Древней Церкви была парикия. Парикия – это Поместная Церковь (по сути, приход, община) с центром в городе, объединенная вокруг своего предстоятеля (епископа). Парикия, таким образом, была епископией, но еще не епархией, т. к. не имела приходов (вне города).

Постепенно с образованием приходов за пределами городов – в деревнях и селах – формировались епархии (во главе со своими епископами).

В дальнейшем, по мере роста числа христианских общин, для поддержания соборности и более ответственного управления ими появились более крупные территориальные церковные объединения – митрополии, где входящие в митрополичий округ епископии состояли между собой в отношениях не только координации (как было раньше, во времена «свободных парикий»), но и в отношениях субординации (подчинения). Во главе митрополичьего округа стоял епископ главного города провинции – митрополит, вокруг которого объединяются епископские округа (данный тезис отражен в 34-м и 37-м апостольских правилах). Отсюда вытекает первый принцип, на котором строилось церковное управление, – это единство в дисциплине.

Но митрополит (единолично) не являлся носителем высшей церковной власти в округе. Высшая церковная власть принадлежала всему епископату во главе с митрополитом, что служило выражением принципом соборного и братского союза – второго принципа церковного управления.

Именно митрополия во главе с митрополитом и собором епархиальных епископов (в числе не менее трех) является основанием для развития Поместной Церкви (4-е правило Первого Вселенского Собора, 9-е правило Антиохийского собора, толкование Зонара и Вальсамона на 1-е апостольское правило).

Данные митрополии, состоящие из нескольких епархий во главе с митрополитом и управляемые собором епископов округа, границы которого обычно (хотя и не обязательно) совпадали с провинциями Римской империи, фактически были самостоятельны и автокефальны по отношению к другим, соседним митрополиям.

2.2. Формирование экзархатов и патриархатов (эпоха Вселенских Соборов)

Начиная с IV в. Церковь заняла особое положение в системе государственного управления и административного деления Римской империи. Этот процесс не мог не отразиться и на системе церковного управления.

Император Константин Великий в начале IV в. разделил империю на четыре префектуры (Восток, Иллирия, Италия, Галлия), которые в свою очередь делились на диоцезы, состоявшие из провинций. Низшей административно-территориальной единицей была парикия (включавшая несколько маленьких городов, сел и деревень).

Диоцезами управляли высокого ранга сановники, называвшиеся (обычно на Востоке) экзархами, что повлияло и на развитие процесса централизации и укрупнения в системе церковного управления.

Начался процесс объединения автокефальных митрополий в церковные диоцезы или экзархаты. Уже в IV в. Василий Великий управлял не только как митрополит Каппадокии, но и как экзарх всего Понтийского диоцеза, аналогично митрополит Ефесский стал фактическим экзархом всего Асийского диоцеза, митрополит Ираклийский – экзархом Фракии (до II Вселенского собора ему подчинялся епископ Константинополя), митрополит Антиохийский – экзархом Восточного диоцеза.

В свою очередь, в VI в. сформировались еще более крупные территориальные церковные единицы – патриархаты, объединявшие в целях соборности в Церкви митрополии и, соответственно, экзархаты.

Но процесс развития экзархатов и превращения их в будущие патриархаты был прерван политическим и государственным развитием централизующейся власти епископов столичных городов империи.

В частности, Римский епископ в ходе борьбы за власть подчинил себе все Поместные Церкви на Западе, став единственным Патриархом (Папой) Запада. Епископ Константинополя фактически превратился в Патриарха Византийской империи (т. е. Востока), а в VIII в. император Лев Исавр распространил власть Константинопольского епископа и на провинции Восточного Иллирика (современные территории Македонии, Албании, Эллады, Крита, Сербии, Черногории и западной Болгарии).

Помимо Рима и Константинополя важнейшими городами в империи были Александрия и Антиохия. Независимо от своего особенного административного и торгового значения Александрия стала первым городом на Востоке по важности и силе основанной здесь христианской общины. Еще с первых веков христианства Александрийский епископ в Египте был единственным главой всех епископов своего диоцеза. Первый Вселенский собор подчинил Александрийскому епископу Церкви в Египте, Ливии и Пентаполе. Это способствовало тому, что здесь переход к патриаршей системе церковного управления был более естественным, минуя диоцезально-экзархатский период.

Власть Антиохийского епископа простиралась далеко за пределами Восточного диоцеза, и он превратился в Патриарха Сирии, Киликии, Аравии, Иверии и Месопотамии (отсюда идет прибавление к титулу – «Патриарх всего Востока»).

В результате несторианских и монофизитских споров и возвышения Иерусалимского предстоятеля появился еще один Патриархат – Иерусалимский, фактически признанный Четвертым Вселенским Собором.

Таким образом, в период Вселенских Соборов в Церкви завершился процесс перехода от диоцезальной и экзархатской системы к складыванию власти пяти патриархатов – пентархии.

Согласно существующей в Православии канонической практики, внутри патриархатов допускается внутренняя самостоятельность и самоуправление епархий и их объединений. Границы Патриархата необязательно должны совпадать с государственными границами. В современном понимании «патриархат – это не политическое, не национальное и даже не географическое понятие. Патриархат есть церковно-каноническая реальность, образованная для поддержки единства и соборности входящих в него церковных структур».

2.3. Становление Автокефальных Поместных Церквей после эпохи Вселенских Соборов

Необходимо оговориться, что термин «автокефалия» имеет два исторически различных значения и смысла:

1. Автокефалия в Древней Церкви – применительно к Древним Церквам, которые были автокефальны сами по себе, в силу своего возникновения и появления в данной местности; какого-либо специального провозглашения ими независимости не требовалось. Из существующих ныне Поместных Церквей автокефальными в этом смысле стали только пять названных Патриархатов. На Западе, кроме Римской, других Поместных Церквей не сложилось, т. к. все самостоятельные устремления подавлялись Римским папой. Поместной Церковью с апостольских времен является также Кипрская Церковь (хотя окончательное признание ее автокефалии состоялось на Третьем Вселенском соборе). Грузинская Церковь, получившая автокефалию в середине V в. от Антиохийского Патриарха, до начала XI в. не являлась Патриархатом и не входила в систему пентархии (к тому же, само провозглашение автокефалии в середине V в. вызывает неоднозначную оценку среди исследователей).

2. Автокефалия, полученная после эпохи Вселенских Соборов – означает возникновение и становление автокефалии Церквей в форме их отделения от уже существующих (в первую очередь, от Константинопольской). Таким образом, «автокефалия» в современном смысле слова подразумевает стремление той или иной Церкви к независимости и провозглашение этой независимости. После эпохи Вселенских Соборов из существующих ныне Церквей автокефалию получили:

– от Константинопольского Патриархата: Болгарская (919 г.), Сербская (1219 г.), Русская (1448 г.), Элладская (1850 г.), Румынская (1885 г.), Албанская (1937 г.);

– от Русской Православной Церкви: Польская (1948 г.), Чехословацкая (1951 г.) и Американская (1970 г.).

Диптих Русской Православной Церкви называет Поместные Церкви в следующем порядке: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая (с 1993 г. Православная Церковь Чешских Земель и Словакии) и Американская.

Таким образом, сегодня Вселенское Православие представлено федерацией 15 Церквей-Сестер, стоящих по порядку чести, зафиксированному в диптихе. Подтверждением сотрудничества и взаимного канонического молитвенного и евхаристического общения служит ежедневное взаимное поминовение Предстоятелей Поместных Церквей, а также динамичные контакты между ними (на личном уровне или уровне делегаций, посещающих Церкви), участие в экуменическом и всеправославном диалоге, выработка совместных мнений и решений по острым проблемам современного мира (например, встреча Предстоятелей Поместных Церквей в Фанаре (Константинополь) в марте 1992 г. для обсуждения проблем мира, экологии, здоровья и безопасности людей на Земле). Из числа последних встреч подобного уровня служит совместное празднование 2000-летнего юбилея Рождества Христова во святой Земле и принятие Послания Предстоятелей Поместных Церквей по важнейшим вопросам жизни людей с точки зрения Православия.

Сегодня нет ни одного континента и практически ни одного государства в мире, где бы не существовало, по крайней мере, православных приходов, находящихся в юрисдикции той или иной Поместной Православной Церкви. Отсюда можно с уверенностью говорить о том, что Православие в ХХ в. приняло характер географического универсализма.

История Поместных Православных церквей

Несколько пояснительных слов о структуре данного учебного пособия. Оно состоит из 10 глав, каждая из которых посвящена раскрытию истории отдельной Поместной Автокефальной Православной Церкви.
Порядок расположения Церквей соответствует существующему в Русской Православной Церкви диптиху.
Здесь сразу же может возникнуть вопрос: в каком порядке следовало бы перечислять все Поместные Православные Церкви в списках этих Церквей? Самый естественный порядок – это хронологический, т. е. распределение Церквей по времени их основания. Этот порядок удобен при возникновении новых Поместных Церквей: новая Церковь ставится в конце списка. Действительно, в древнейшем памятнике христианской письменности — «Пстановлениях Апостольских» (кн. VII, §46. Казань, 1864. С. 243—244) употребленименно хронологический порядок: Иерусалимская Церковь поставлена на первое место, а Римская на пятое. Но отцы Шестого Вселенского Собора употребили иной принцип – политическое значение кафедральных городов той или другой Поместной Церкви, поэтому древнейшая Иерусалимская Церковь ими была поставлена на пятое место. «Определяем, заявили они, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом Древнего Рима, и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым понем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима»(правило 36; ср. правило 3 Второго Вселенского Собора).
Отсюда можно заключить, что существующие списки Поместных Церквей не имеют основ догматических. Они не означают и каких–либо преимуществ власти одной Церкви над другой. Все Автокефальные Поместные Православные Церкви равноправны, о чем довольно ясно свидетельствует 39 правило Шестого Вселенского Собора, уравнивающее две в то время разные по положению Церкви – Кипрскую и Константинопольскую. «Да имеет, — говорится в упомянутом правиле, — Новый Иустианополь (новая кафедра Предстоятеля Кипра после его вынужденного переселения с паствой в Геллеспонт. – К.С.) права Константинополя». Распределение Церквей по списку имеет лишь практическое значение, например, при определении мест во время совместного совершения богослужения представителями разных Церквей, во время заседании Собора и т. п.
Следует отметить, что первые пять по диптиху Поместных Автокефальных Православных Церквей — Константинопольская, Александрийская, Антиохииская, Иерусалимская и Русская не рассматриваются здесь. Объясняется это тем, что история этих Церквей — Патриархатов по программе духовных школ изучается отдельно.
Каждая глава учебного пособия строится так: раскрывается история данной Церкви, перечисляются существующие епархии и приводится список Предстоятелей Церкви со времени ее возникновения. В конце главы помещен список литературы, которая была издана на русском языке и на языке данной Церкви. В отношении библиографии следует отметить, что автор старался не указывать одни и те же сочинения по нескольку раз, хотя нередко в них имеется материал по многим Церквам. Обычно они приводятся в списке литературы о той Церкви, которая рассматривается в учебном пособии в предыдущих главах.
Современное состояние отдельных Поместных Православных Церквей (по преимуществу, положение Церкви в государстве) показано на конец восьмидесятых или начало девяностых годов текущего столетия.
Материал, изложенный в работе, в основном новый, как и рассматриваемые Церкви, которые относятся, по преимуществу, к явлениям новейшей истории. Цель данного труда — хотя бы в небольшой мере восполнить существующий в нашей русской церковной литературе пробел по истории Поместных Православных Церквей, особенно последнего времени. Грандиозность объема данной работы нередко приводила автора к сокращению изложения и обобщению материала.
Сознавая, что, возможно, не все удалось сделать, с учетом особенностей темы и быстро меняющихся современных условий, автор просит читателей присылать свои замечания, предложения и дополнения, которые могли бы помочь в совершенствовании предлагаемого учебного пособия.
Автор благодарит сотрудников Церковно–Археологического Кабинета и Библиотеки Московской Духовной Академии за помощь, оказанную ими при подборе иллюстративного материала для данной книги.

Греция

Гре́ция (греч. Ελλάδα (i), Elláda), официальное название — Гре́ческая Респу́блика (греч. Ελληνική Δημοκρατία , Ellīnikī́ Dīmokratía) — государство в Южной Европе. Население, по оценочным данным на 2010 год, составляет более 11,3 миллионов человек, территория — 131 957 км². Занимает семьдесят третье место в мире по численности населения и девяносто пятое по территории. Столица — город Афины. Государственный язык — греческий.

Крупнейшие города

  • Афины
  • Салоники
  • Патры

Статус автономного региона имеет монашеская республика Афон, расположенная в центральной и южной части восточного полуострова Халкидики Айон-Орос. Это самоуправляемая община двадцати православных монастырей, что с 1313 года находятся под непосредственной церковной юрисдикцией Константинопольского Патриарха. Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским соглашением 1923 года. В отличие от других епархий Константинопольского Патриархата, на Афоне используется юлианский календарь, в том числе в административных документах. Для православных всего мира Афон — одно из главных святых мест, а также объект мирового наследия ЮНЕСКО.

Православие в Греции

Гре́ческое правосла́вие (греч. Ελληνορθόδοξη Εκκλησία) — обобщающее название нескольких церквей в рамках более широкого евхаристического общения в православии, имеющих общие культурные традиции, литургия в которых также традиционно проводится на греческом диалекте койне, языке оригинала Нового Завета. В настоящее время в неё входят церкви на территории Греции, Болгарии, Ливана, России, Сербии, Румынии, Польши, Украины, Белоруссии, Кипра, Турции, Иордании, Израиля, Палестины, Египта, Сирии, Албании, Эфиопии и Италии.

Церкви

Церквями, к которым применим термин «греческое православие», являются:

  • четыре древних Патриархата:
    • Константинопольская православная церковь во главе со Патриархом Константинопольским, включая четыре епархии Константинопольского Патриархата:
      • Греческая православная архиепископия в Фиатирии и Великобритании
      • Греческая православная архиепископия Италии и Мальты
      • Греческая православная архиепископия Америки
      • Греческая православная архиепископия Австралии
    • Александрийская православная церковь
    • Антиохийская православная церковь
    • Иерусалимская православная церковь

  • Две национальные автокефальные церкви:
    • Элладская православная церковь
    • Кипрская православная церковь

Из других автокефальных церквей к греческому православию может быть отнесена Албанская православная церковь. После падения тоталитарного режима в Албании архиепископ Анастасий, грек по национальности, стал проводить литургию в церквях на греческом койне в районах, населённых греческим этническим меньшинством. В настоящее время в большинстве албанских православных храмов богослужение совершается на албанском языке.

История термина

Исторически термин «греческое православие» используется также для описания всех православных церквей, поскольку прилагательное «греческий» в «греческом православии» можно отнести к греческому наследию Византийской империи. В течение восьми веков христианской истории большинство крупных интеллектуальных, культурных и социальных событий христианской церкви состоялась в рамках империи или в сфере её влияния, поэтому большая часть литургии, традиций и практики Константинопольской Церкви были приняты всеми народами, что обеспечило основные закономерности современного православия. Тем не менее, от апелляции к «греческому» отказались славянские и другие национальные православные церкви уже с X века нашей эры в связи с национальным пробуждением своих народов.

Элла́дская (Гре́ческая) правосла́вная це́рковь (официально Це́рковь Элла́ды, греч. Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 11-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; имеет государственный статус. В настоящее время придерживается новоюлианского календаря.

Устройство и управление

Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Священному Синоду Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας), который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος), избираемый, согласно Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании, в течение 5 дней, президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.

Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из Архиепископа и 12-и митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного Синода один срок на сменной основе.

Современное состояние

Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных островах Севера (так наз. «Новые территории») номинально — в юрисдикции Константинопольского Патриарха. 6 из 12 митрополитов Постоянного Синода представляют Новые территории.

Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона — находится под прямой юрисдикцией Константинопольского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.

Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 10,6 млн всего населения Греции).

На 31 декабря 2010 года число священнослужителей на территории Греции составляло 10 368 человек из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной церкви, 1007 — Критской церкви, 228 — митрополиям Додеканесских островов и 16 — Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.

Святые

  • Святитель Спиридон Тримифунтский
  • Святой Григорий V, Патриарх Константинопольский
  • Святой великомученик Димитрий Солунский
  • Святая мученица Параскева
  • Святитель Нектарий Эгинский
  • Святитель Григорий Палама
  • Святой исповедник Иоанн Русский

Святыни

Все святыни Греции и Святой Горы Афон

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины) («Большая Митрополия»). Мощи:

  • свщмч. Григорий V Константинопольский (XIX в.),
  • прмц. Филофея Афинская (XVI в.).

Кафедральный собор Апостола Андрея Первозванного (Патры):

  • мощи ап. Андрея Первозванного (глава, часть мощей; также часть креста, на котором был распят апостол).

Мужской монастырь Агиа Лавра (Калаврита):

  • прп. Алексий, Человек Божий (IV в.) (глава),
  • прав. Филарет Милостивый (VIII в.) (глава).

Монастыри

Основные монастыри Греции

Монастыри Метеоры

Метеоры (греч. Μετέωρα) — один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия. По административно-церковному делению входит в митрополию Стаги и Метеор (греч. Σταγών και Μετεώρων) Элладской православной церкви.

Метеоры расположены в горах Фессалии на севере Греции, на севере нома Трикала. Они находятся в горах Хасия (горный массив Пинд) недалеко от реки Пиниос в 1-2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала.

Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины. В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»).

Мужской монастырь ап. Иоанна Богослова (Патмос)

Монастырь Иоанна Богослова основан на месте где, находясь в ссылке, проповедовал апостол и где он получил «Откровение». Монастырь находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Греческое название — Μονή Αγ Ιωάννου Θεολόγου.

Монастырь основан в 1088 году преподобным Христодулом, прибывшим на Патмос с острова Кос. Разрешение на строительство монастыря было получено от византийского императора Алексея I Комнина, который 11 апреля 1088 года выдал Христодулу золотую буллу, которой передал остров Патмос в собственность монастыря, освободил от всех налогов и запретил доступ на остров любым государственным чиновникам. Благодаря этому Патмос, по словам Ф. Шаландона, стал маленькою религиозной, почти независимой республикой, где могли жить только монахи.

Адрес: Греция, о. Патмос

Женский монастырь вмчч. Феодоров (Корфу)

Монастырь святых Феодоров основан в V веке, один из древнейших на острове Корфу. Принадлежит Керкирской митрополии Элладской Православной Церкви. Греческое название — Η Μονή των Αγίων Θεοδώρων Στρατιάς. Престольный праздник монастыря — первая суббота Великого поста (воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона.

Монастырь святых великомучеников Феодоров называют жемчужиной окрестностей Керкиры — является одним из древнейших на острове. Изначально это был женский монастырь, куда уходили жены, матери, дочери и сестры благородных и состоятельных семейств Корфу.

Он был основан вблизи развалин дорического храма Артемиды (590—580 гг. BC) и античного города (Палеополи), сейчас это местечко Стратиа в районе Гарица. Из руин античного языческого храма добывался материал для постройки собора монастыря.

Адрес: Корфу, Стратиа

Храмы

Основные храмы Греции

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины)

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы часто сокращенно именуется Митро́поли — кафедральный собор архиепископа Афинского и всей Эллады, построен в XIX веке. Греческое название — Καθεδρικός Ναος Ευαγγελισμού της Θεοτόκου.

Строительство собора началось в день Рождества 1842 года, фундамент его заложили король Греции Оттон и королева Амалия. Для возведения храма использовали мрамор 72 разрушенных в то время церквей в Афинах. Над проектом в целом работали 3 архитектора, среди которых и Теофил фон Хансен. Через три года все строительные работы были завершены. 21 мая 1862 года собор был освящён в честь Благовещения Божией Матери (Ευαγγελισμός της Θεοτόκου) в присутствии короля и королевы Греции.

Адрес: Греция, Афины, площадь Митрополеос.

Телефон: +30 (21) 032-213-08.

Кафедральный собор Апостола Андрея Первозванного (Патры)

Собор Андрея Первозванного — святыня всего христианского мира; расположен на месте распятия Андрея Первозванного, здесь находятся глава и крест, на котором был распят святой. Является самым большим православным храмом Греции и вторым по величине на Балканах (после собора Святого Саввы в Белграде). Греческое название — Ιερός Ναός Αγίου Ανδρέα Πάτρα.

1 июня 1908 года был заложен фундамент королём Георгом I. Автором проекта и первым руководителем строительства собора был знаменитый греческий архитектор Анастасиос Метаксас. После его смерти, в 1937 году строительство возглавил Георгиос Номикос.

В 1910 году возведение храма приостанавливается из-за нестабильности почвы под ним. В 1930 году строительство возобновляется.

В 1934 году возведён купол, но война и экономическое положение Греции в 1938 году опять останавливают работы.

Только в 1955 году строительство продолжается, так как власти решили экономическую проблему посредством введения налога на строительство храма в счёт электроэнергии горожан.

26 сентября 1974 года храм был торжественно открыт, спустя несколько лет после возвращения святой главы Апостола Андрея.

Адрес: Патры 262 22, Греция

Телефон: +30 261 033 0644

Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники)

Собор святого Димитрия Солунского — пятинефная христианская базилика, построенная на месте римских терм, там, где погиб великомученик Димитрий; здесь покоятся его мощи. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.

Адрес: Αγ. Δημητρίου 97, Θεσσαλονίκη. Ιερός Ναός Άγιος Δημήτριος Πολιούχος Θεσσαλονίκης (на углу улиц святого Димитрия и святого Николая, г. Салоники)

Фото

  • Собор Андрея Первозванного (Патры)

  • Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины)

  • Собор Панагия Спилиотисса (Керкира)

  • Собор Святого Дионисия Ареопагита (Афины)

  • Собор Святого Спиридона (Керкира)

  • Собор Трёх Мучеников (Ханья)

Видео

Информация для паломников

Свечи

В греческих храмах свечи можно увидеть далеко не у каждой иконы. Как равило, в притворе храма, а иногда и вовсе на улице возле входа, располагаются несколько больших подсвечников, наполненных песком, в который и ставятся свечи. В Греции нет традиции ставить свечи отдельно «за живых» и «за усопших», их ставят вместе. Возможно, это связано с тем, что в Евангелии сказано, что для Бога «все живы» (Лк. 20:38). Панихидного стола в греческих храмах нет. Свечи в греческих храмах не продаются, за них оставляют пожертвование, сумма которого никак не установлена и определяется лишь возможностями человека. Свечи всегда можно взять в нужном количестве в свечном ящике, опустив пожертвование в прорезь на его крышке. Чтобы не вносить в греческий храм суету, ставить свечи лучше всего до или после службы.

Получение благословения

У греческих священнослужителей нет традиции носить крест поверх облачений. Крест поверх рясы или подрясника – это отличительная особенность русских священников. Но в Греции можно увидеть крест на архиереях. Поэтому если вы захотите получить благословение у греческого священника, не смущайтесь тем, что на нем «нет креста». Если Вы захотите получить у греческого священника благословление, то нужно подойти и сказать: Πατερ, ευλογειτε!/Патэр, эвлогитэ (Батюшка, благословите). В ответ услышите: ο Κυριος/о Кириос (Бог благословит).

Записки в греческих храмах

На Святой Земле, в Западной Европе и Америке русские паломники, как правило, подают записки, написанные латиницей, и почти всегда также поступают в Греции. Это приемлемо в больших городах, но в редко посещаемых обителях – нет. Другими словами, рассчитывать на то, что греческие священнослужители знают английский язык, не стоит. Поэтому имеет смысл заранее составить записки на греческом, прибегая к латинским буквам только в тех случаях, когда греческого варианта не найти. Все записки можно составить в электронном виде и потом распечатать, так как писать на греческом получается далеко не у всех, а если и получается, то занимает очень много времени. Распечатанные «греческие» записки значительно облегчают жизнь греческим батюшкам, они их тут же прочитывают, совершают молебны или спокойно уносят в алтарь. Подавать записки лучше всего до или после службы, а не во время совершения богослужения. .

На записке «О здравии» пишется ΥΠΕΡ ΥΓΕΙΑΣ, на записке «Об упокоении» — ΥΠΕΡ ΑΝΑΠΑΥΣΕΩΣ. Крест ставится только на записке об упокоении. Когда греки в записке видят крест, они молятся об усопших. Имена пишутся в родительном падеже. Женские имена с окончанием на — α или — η в родительном падеже имеют окончания – ας и – ης. Мужские имена с окончанием на — ος в родительном падеже оканчиваются на – ου. Если возникает затруднительно, можно просто писать имена в именительном падеже, греки поймут. Возле имен не пишется «болящего», «отроковицы» и пр. Чаще всего, записки кладутся в корзиночку или на поднос, возле которых можно встретить надпись «ΟΝΟΜΑΤΑ ΓΙΑ ΤΗΝ ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ» (имена на Божественную литургию). Пожертвования кладут в ящички с прорезью, которые стоят повсюду в храмах. На некоторых сайтах можно найти строгие указания по количеству имен в записках, по размерам пожертвований и прочее, но в самой Греции все это, мягко говоря, не соответствует действительности. Ни в одной обители греки не пересчитывают имена в записках, а по поводу денег, приколотых скрепкой к запискам, сразу же покажут, что их следует опустить в ящичек для пожертвований. Другое дело, что можно ограничить свои записки по количеству имен, чтобы греческим батюшкам легче было их читать. Пожертвования за записки определяются только Вашими возможностями и только Вашими желаниями.

У греков нет традиции подавать записки на длительный срок, у них есть записка на Литургию и записка, читаемая у святынь – чудотворных мощей и икон. Для сугубого поминовения можно купить в хлебной лавке просфору и передать ее до начала службы в алтарь вместе с запиской. Просфора (по-гречески το πρόσφορο) – это приношение, и принесение просфоры в храм на проскомидию – древнейшая христианская традиция. С недавних пор, в связи с большим наплывом паломников из России, Белоруссии и Украины, в некоторых обителях, например, в храме Святителя Спиридона Тримифунтского, можно заказать и сорокоуст (ΓΙΑ 40 ΜΕΡΕΣ, звучит как Сарандалитурго), и годовое поминовение (ΓΙΑ ΕΝΑ ΧΡΟΝΟ).

Поведение в храме

Во время службы не принято ходить по храму, разговаривать (пусть даже тихонечко), особенно во время Таинства Причащения. Чашу греки не целуют, они почитают ее за величайшую святыню, к которой прикасаться категорически нельзя, теплоты в качестве запивки у них нет, но в конце Литургии, когда все прикладываются ко Кресту, раздаются большие куски Антидора.

На мощи святых и иконы нельзя самостоятельно класть предметы для освящения. Все, что вы хотите освятить, отдайте в руки греческому священнику, саму просьбу можно не озвучивать, батюшка вас поймет.

Ссылки

Паломничество в Грецию. Фоторассказ о. Константина Пархоменко

Критские зарисовки. Фоторассказ о. Константина Пархоменко

Рекомендации паломнику в Греции

СВЯЩЕННАЯ АФИНСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ. ТУРИЗМ И ПАЛОМНИЧЕСТВО В ГРЕЦИЮ

Три дня на Корфу

Православный Крит

Страна, куда хочется возвращаться снова и снова. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Фессалоники: начало и конец путешествия. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Греция. Македонские пейзажи. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Греция. Монастыри Метеора (27 апреля). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Афины, 29 апреля. Центр и Акрополь. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Греция, Пелопоннес, 28 апреля (Эпидавр, Навплион, Микены). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Греция, Неа-Макри, 30.04. Два монастыря (Благовещенский и Преображения). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Греция. О. Эвбея, 30 апреля – 1 мая (окончание). Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)

Путеводитель по Афону

Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть I

Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть II

Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть III

Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть IV

Подкатегории

В этой категории отображается 7 подкатегорий из имеющихся 7.

Г

  • ► Греция (Монастыри)‎ (91 С)
  • ► Греция (Населённые пункты)‎ (12 К)
  • ► Греция (Приходские храмы)‎ (40 С)
  • ► Греция (Святыни)‎ (131 С)
  • ► Греция (Субъекты)‎ (7 К)

С

  • ► Списки монастырей (Греция)‎ (1 С)
  • ► Списки храмов (Греция)‎ (2 С)