Белов катюшин дождик

Теперь Катюша была самая счастливая. Они ходи, на сенокос вместе с мамой и сметали много стогов.
Однажды вышла на небо тучка и заслонила все солнышко. На лугу притихла трава, ласточки и стрижи спрятались в свои домики. Вскоре начался дождь. А гром не гремел, и молния не сверкала, потому что тучка была несердитая. В тот день все были дома.
— Вот и дождик пошел,— сказала мама.
— А куда он пошел?—спросила Катюша.— В магазин?
— Что ты, дочка,— засмеялась мама,— разве до; дик ходит? Это просто так говорят, что дождик пошел.
— А почему так говорят?—спросила Катюша. Мама сказала:
— Вот будешь большая и узнаешь, почему так говорю — А когда я буду большая?
— Когда вырастешь.
— Мама, а я уже сейчас расту?
— Конечно, растешь,— сказала мама.— Вон и Шар растет, и травка растет. От дождика травка быстрее растет. Мама пошла на кухню ставить самовар, а Катюша долго думала, как она будет большая. Маленький Шар вертел хвостом, тоже, наверное, думал, как поскорее вырасти.
— Пойдем, Шарик, на улицу,— сказала ему Катюша. Нас дождик помочит, мы большие будем.
Шарик только того и ждал. Побежал с крылечка прямо под дождик, залаял от радости.
А Катюша не умела так быстро. Пока она с крылечка спускалась, дождик остановился. Поглядела наверх — нет дождика, одно теплое солнышко. А Шарик успел под дождем побегать, прибежал и отряхивается.
«Теперь Шарик быстрее меня вырастет»,— подумала Катюша и чуть-чуть не заплакала. Но тут из окна выглянула мама и позвала пить чай.
Прошло еще несколько дней. Шарик вырос после того дождика. А Катюша только чуть-чуть. И она часто сердилась на Шарика за то, что он без нее бегал под дождиком.
— Вредный Шар, вот ты кто!
И отворачивалась от него. Шарик вилял хвостом. Он чувстовал свою вину, моргал глазами. Катюше становилось жалко Шарика, она обнимала его и говорила:
— Не сердись, Шарик. Только без меня на дождик не бегай.
Мама научила Катюшу петь песенку про дождик, и Катюша каждый день выбегала на улицу. А такого дождика все не было. Была однажды гроза, и Катюша боялась выходить. В другой раз дождик шел ночью, когда Катюша и Антон спали.
Наконец вышла на небо опять такая же несердитая тучка. Пошел такой же теплый дождик. И вот Катюша сняла башмачки и заторопилась на лужок. Антона и Шарика дома не было. Катюша побежала на лужок одна. Шел тихий, ласковый дождик. Он капал на зеленый лопух, на траву и на Катюшину голову. Катюша остановилась и тихо запела мамину песенку:

Дождик, лей,
Дождик, лей
На меня и на людей,
На зеленую пшеничку,
На густой ячмень.
Поливай весь день.

Дождик был хороший и очень ласковый. Катюша спела песенку еще два раза, и он не остановился. Ласточки и стрижи вылетели из домиков, засветилось солнышко, а дожпик все еще капал на Катюшу. Над полем встала красивая радуга.
Вечером счастливая Катюша сказала Антону:
__ Теперь я тоже скоро стану большая.
Антон был занят: он чинил самосвал, который привезла мама.
Мама расплела Катюше косички и уложила спать. Катюше всю ночь снились ласточки.
А утром Антону с Катюшей сказали, что надо ехать в город. На крылечке долго прощались. Бабушка утирала глаза передником. Потом дедушка подсадил на машину Катюшу, Антона посадили в кабину. Мама залезла наверх к Катюше. Катюша махала рукой дедушке, бабушке и Шарику. Антон в кабине внимательно разглядывал всякие стеклышки и стрелки. Машина заурчала и тронулась, а Шарик долго бежал за ней. Наконец он остановился, видно, устал.
Катюша уехала в город. Она все вспоминала Шарика и дедушку с бабушкой. Еще она вспоминала тот дождик.
После того дождика стала Катюша расти намного быстрее. Вскоре она стала совсем большая. Только даже когда стала большая, все равно часто пела песенку про дождик.

Талантливый писатель, по мнению В. И. Белова, должен быть интересен читателям разных поколений: «…настоящую детскую книжку с не меньшим удовольствием раскрывает и немолодой человек» (3: 486). Однако детские произведения самого В. Белова практически не изучены и мало знакомы читателям. Печатаются они чаще в собраниях сочинений, так и не доходя до детской аудитории. Лишь «Рассказы о всякой живности» издаются регулярно. А между тем сам писатель отмечал, что художественная литература, художественное слово не только будят фантазию, но и отражают жизнь, «по преимуществу духовную» (3:426), тем самым формируя нравственное начало в маленьком человеке. Следуя этому принципу, В. И. Белов серьёзно относится к сюжетам и образам своих детских произведений, так как воспитание ребёнка – это закладывание базовых норм поведения у будущего поколения.
Среди произведений В. И. Белова, вошедших в круг детского чтения, сказка «Мишук», сборник рассказов «Катюшин дождик», повесть «Каникулы». Сюда же можно отнести рассказы, которые не выделялись автором как детские, но являются такими по сюжету и системе персонажей: «Скворцы», «Даня», «Вовка-сатюк», «Мальчики», «Тёзки». События в них связаны с жизнью ребёнка, который предстаёт не только как объект воздействия взрослого мира, но и как очевидец происходящего. Его глазами писатель пытается взглянуть на ставшую привычной новую реальность.
Наделение маленького героя собственным взглядом на мир, попытка передать его чувства и мысли, уловить все движения его сердца, пробуждённого сознания связаны с приёмом отстранения, который позволяет привычные явления жизни увидеть с неожиданной стороны, глазами ребёнка, заново осмыслив их значение. Яркий, чистый детский взгляд подчас вскрывает самые глубинные проблемы общественного устройства. Ребёнок острее воспринимает неправду и бездуховность мира взрослых, дисгармонию во взаимоотношениях людей. В 1960 – 1980-е годы эти небольшие рассказы выражали позицию автора не меньше, чем принёсшие ему славу произведения для взрослых. Обладая интересной для детей фабулой, рассказы о детях поднимали важные проблемы разного уровня. Они заставляли размышлять о правильности социального устройства, о взаимоотношениях людей и поколений, о необходимости сохранения культурной, эстетической и духовной традиции.
Первым чтением для маленького человека становятся обычно сказки. По словам В. И. Белова, «сказки детства ни для кого не проходят бесследно. Они пробуждают душу, задают тон и включают человека в жизненный ритм» (3: 424). Жанр, сформировавшийся в устном народном творчестве и отразивший представления наших предков не только об устройстве мира, но и о главных нравственных принципах, особо интересен и понятен детям. Опираясь на литературную традицию авторской сказки, созданной по фольклорным мотивам, В. И. Белов пишет «Сказку для Анюты» – «Мишук».
Сюжет произведения прост: капризный и своевольный медвежонок Мишук, обидевшись на мать, убегает в лес, попадает к Лисе Патрикеевне и мечтает о спасении из «плена». Освобождает его Михайло Иванович, отец-медведь. Герои напоминают персонажей сказки о животных: медведь, лиса, ёж, заяц. Им присущи традиционные черты: медведь – хозяин, глава семьи, лиса хитра и опасна, заяц наивен и легкомыслен, ёж – помощник, советчик. Однако в сказке анализируется психологическое состояние героев, они наделены индивидуальными характерами, хотя и продиктованным народной традицией, быт героев представлен более детально. Мишук – аллегорический образ ребёнка, избалованного, капризного, самонадеянного и эгоистичного. Всё это черты литературной сказки.
В сказке «Мишук» соединяются фольклорные мотивы, знакомые ребёнку по народным произведениям, и литературные образы, в которых читатель узнаёт реалии своего времени. Сохраняет автор и традиционные нравственные установки, знакомые малышам по русским сказкам. Сказка показывает последствия нарушения поведенческих норм.
Таким образом, у читателя формируется устойчивое понимание, что хорошо и что плохо. «Разгильдяй» Мишук понёс заслуженное наказание за своеволие и непослушание, лиса наказана за обман, за то, что «про совесть забыла». Воспринимая простой и понятный сюжет, ребёнок усваивает традиционные нравственные ценности, среди них семейный уклад, при котором отец – хозяин и защитник дома, а мать – помощница и воспитательница малыша. Наконец, финал сказки: спасение Мишука и Зайца, возвращение их домой, где так хорошо, несмотря на былые обиды, вселяет в ребёнка веру в лучшее, в победу добра и справедливости над злом и подлостью.
Ориентация на фольклорные традиции, закономерные для всего творчества В. И. Белова как автора «деревенской прозы», знание народной жизни, понимание связи художественной литературы с духовным наследием патриархальной культуры России формирует особый мир в детских произведениях писателя.
Деревня становится местом действия в сборнике «Катюшин дождик». Носителями традиционных ценностей здесь выступают представители старшего поколения: бабушка и дедушка. Именно они приобщают внуков, Катюшу и Антона, к труду на земле, воспитывают в детских душах умение видеть прекрасное, ответственность за свои поступки, взаимопомощь и сочувствие чужой беде, уважение к человеку.
Сюжетами рассказов о Катюше и Антоне становятся обыденные явления жизни: приезд детей в деревню, игры, помощь по дому, сенокос, половодье, возвращение матери. За привычными обязанностями и играми, однако, стоит открытие мира, постижение ребёнком трудных и непонятных законов жизни. Мир детства, по словам писателя, «расширяется стремительно и ежедневно», каждый день приносит что-то новое, наполнен удивительными открытиями (2:100). События рассказов о Катюше и Антоне развиваются динамично, не содержат никаких явных нотаций или поучений, то есть построены по канонам детской литературы. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, рассказы несут в себе мощную воспитательную составляющую.
Проводниками на трудном, но увлекательном пути постижения жизни являются для героев бабушка и дедушка, они формируют мировоззрение ребёнка, дают нравственные ориентиры.
Традиционно в России главной нянькой для ребёнка становится бабушка. В книге «Лад» В. И. Белов подчеркивает её особую роль в воспитании: «Почти все чувства: страх, радость, неприязнь, стыд, нежность – возникают уже во младенчестве и обычно в общении с бабушкой. Она же первая приучает к порядку, даёт житейские навыки, знакомит с восторгом игры и с тем, что мир состоит не из одних только радостей» (2: 97). Бабушка-воспитательница мудра, строга и справедлива. По законам народной педагогики она следует естественному ходу вещей, ориентируясь на потребности ребёнка: загрустившую без матери Катюшу она ласкает, поёт ей колыбельные, капризничающего Антона ставит в такое положение, что он сам делает всё как надо: ест предложенную еду, набегавшись за радугой, начинает помогать бабушке на сенокосе, увлекаясь новой работой. Бабушка включает детей в социальную среду, прививает им навыки труда, общения с людьми.
Особую роль играет дедушка. Он помогает формированию у внуков чуткости и восприимчивости: знакомит с миром природы, рассказывает сказки, где оживают птички-рукавички, реальный мышонок становится сказочным героем, жадный петух наказан солнышком. Дед включает детей в игру, а игра помогает развитию ребёнка. По словам В. И. Белова, «в шестилетнем возрасте человек живёт в состоянии игры (и это тоже труд)» и «в свободном творческом подражании он учится жизни быстрее и легче» (3: 427). Сказки деда напоминают притчи, они не содержат явного назидания, но исподволь направляют детское сознание на единственно верный путь, формируют правильную оценку событий, воспитывают необходимые во взрослом мире качества. Пример народной педагогики представлен в рассказе «Как воробья ворона обидела». Не реагируя на слёзы возмущённого дразнилками внука, дед, дав успокоиться ребёнку, будто для всех начинает рассказывать историю про воробья и ворону. Юмористический финал: «Антон больше не ревел, он боялся, что к нему в рот залетит ворона», – отражает педагогический эффект притчи. Мальчик, в силу возраста не осознав смысл рассказа деда, почувствовал нелепость поведения обиженного воробья и глупой вороны.
Наполнена поэзией история деда о птичках-рукавичках. Маленькая девочка, наделённая чутким сердцем, способная на жалость и сострадание, погружается в сказочную реальность: потерянная ею рукавичка превращается в снегиря и улетает вместе с другими такими же несчастными птичками-рукавичками. Ребёнок через сказку учится ответственности, бережному отношению ко всему; дед формирует умение видеть прекрасное, чувствовать чужую душу.
Таким образом, через включение фольклорных мотивов в ткань художественного повествования идёт формирование у читателя народно-поэтического взгляда на мир, который для детей одушевлён, в котором все живут в гармонии и любви. Писатель наполняет свои произведения атмосферой тепла, участия, света. Волшебством кажется в этом мире любое событие, главным чудом становится возвращение матери, воссоединение семьи. Так, сочетая занимательность сюжета и поучение, писатель помогает формированию в детской душе ключевых качеств: отзывчивости, доброты, душевной щедрости, трудолюбия.
В рассказах «Вовка-сатюк», «Даня», «Скворцы» деревня представлена местом постижения мира и его законов.
Рассказ «Скворцы», опубликованный в 1963 году, положил начало детской теме в творчестве писателя. В произведении остро поставлены вопросы нравственного выбора, ответственности за других. Павлуня, несмотря на физическую слабость, обладает сильным характером, добрым и отзывчивым сердцем, способным чувствовать чужую боль. В трагической ситуации ребёнка поддерживают мудрые и любящие родители.
Кроме нравственных вопросов, в рассказе «Скворцы» показаны социальные проблемы. Жизнь деревни в рассказе вовсе не идеальна. Родители оставляют больного ‘ребёнка на целые дни одного; работают в колхозе, но не могут заработать денег даже на лечение сына. Жизнь в деревне лишает мальчика и его семью полноценного счастья.
Иной образ деревни создан в рассказе «Вовка-сатюк». Деревенское лето меняет представление маленького горожанина о мире. Мальчик так прижился здесь, что «совсем забыл, что живёт в общем-то в городе, что скоро в школу» (2:520). Всё деревенское лето сливается для него «в один красочный, богатый день, который запомнит Вовка на всю жизнь» (2: 515). Ребёнок видит крестьянский труд, отношения между людьми, чувствует безграничную любовь бабушки и деда. Деревня становится для маленького героя символом счастья, дарит неизгладимые воспоминания: «…всё, что происходило с ним в это лето, навсегда осядет в его безгрешном сердчишке» (2: 520). Заканчивается рассказ размышлением автора о будущем ребёнка, о его возвращении в деревенский дом как возвращении к истокам.
Белов убеждён, что главной силой, способной сохранить и воспитать детскую душу, является семья: «Доброта и любовь к родственникам кровным становится обязательным условием если не любви, то хотя бы глубокого уважения к родственникам некровным. Как раз на этой меже и зарождаются роднички высокого альтруизма, распространяющегося за пределы родного дома» (2:91). Разрушение семейного уклада русского человека становится ведущей проблемой прозы Белова. Сиротство, одиночество ребёнка – один из ключевых мотивов детской прозы писателя. Одиноко сидит целыми днями дома Павлуня, отданы на целый год бабушке и деду Катюша и Антон, Вовка-сатюк тоже живёт в деревне без родителей. Представители старшего поколения – единственная связь этих детей с семьёй.
Сколько страдания детской душе приносит одиночество, Белов показал в небольшом рассказе «Даня». В издании 1965 года это произведение названо автором «Новогодним этюдом». Позднее этот подзаголовок исчезает. Новогодний этюд наполнен не только радостным ожиданием счастья, но и драматизмом. Даня слишком мал, чтобы понимать и анализировать происходящее. Его чистая душа ждёт волшебства. Главной радостью стала встреча с мамой после недельной разлуки (мальчик отдан на неделю в детский сад). Счастье дарят удивительные сны, возвращение домой, ящик с игрушками, вытащенный из-за печки.
Однако, оставшись один дома, Даня рыдает от страха, зовёт маму и засыпает обессиленный. Возвращение родителей даёт ему утраченное счастье. Рассказ заканчивается монологом матери, за которым скрыт голос автора. В последних строках звучит нежность к малышу, вера в его счастливое будущее: «Когда-нибудь ты пройдёшь по золотой лунной кромке так же, как сейчас Новый год идёт по большой тревожной Земле. И синий громадный шар этой Земли будет тебе светить издалека» (2:524). Испытания, через которые проходит ребёнок, сливаются в рассказе с надеждой на обретение любви, дома, радости жизни. Именно эта надежда должна, по мнению автора, давать силы человеку в его большой и трудной жизни.
Чуткая детская душа, которой наделяет Белов всех своих маленьких героев, помогает отличать добро от зла, делает ребёнка подчас сильнее взрослых. Таковы персонажи рассказов о ребятах-подростках: «Тёзки» (1965) и «Мальчики» (1973). Автора интересует становление человека, попытка ребёнка противостоять злу мира, сохраняя в себе лучшие качества.
Как в произведении «Скворцы», герой рассказа «Тёзки» проходит своеобразное испытание на мужество и доброту. Толька Петров знакомится с соседом, Варнаком, то есть каторжником, как его называют взрослые. Мальчик попадает под обаяние необычного незнакомца. Прозаический мир, в котором воспитывается Толька, вдруг сменяется ярким, поэтичным и загадочным миром Анатолия Семёновича. Исторгнутый в силу жизненных обстоятельств из общества, этот человек сохраняет в себе чистоту и свет сердца. Его доброта и поэтическое видение мира притягивают мальчика. Считающий себя взрослым, мальчишка начинает верить в жабу, которая живёт в запущенном саду и ненавидит поющего дрозда и зеркального карпа. Эта история – аллегория взрослого мира, судьбы самого Анатолия Семёновича.
Важным мотивом рассказа является мотив дома. Домом, где происходит духовное преображение человека, можно считать дом Варнакова. Его участок находился «почти за городом, в давнишнем доме у пруда, в старинном саду. В жару сад безмолвствовал, только лопались и трещали стручки акаций, а в дождь там словно что-то посапывало, и в тишине сильно пахло корнями. Это был небольшой сад, очень таинственный, без всяких аллей, одни хитрые тропки ныряли под кроны и терялись в зарослях» (2:524). Загадочный сад сродни загадочному хозяину. Усадьба кажется мальчику таинственной и зловещей.
Изменения в душе ребёнка от встречи со сказкой преображают дом: он уже не страшный, а «словно игрушечный» (2:528). В финале образ дома вызывает тревогу и напряжение: всё заперто, нет занавесок на окнах, и сад «совсем не тихий».
Анатолий Семёнович умирает, забытый и брошенный всеми. Для ребёнка это страшное потрясение. Но ещё больше сбивает с толку поведение учительницы: мальчик вдруг понимает, что злая учительница является женой Варнакова, но смерть мужа её нисколько не трогает. Она выходит из подъезда «деловитая, с крашеными губами, в белых перчатках» (2: 531). В смятении мальчик не понимает, но чувствует её предательство, чёрствость и духовную пустоту. Тёзкой с Анатолием Семёновичем маленький герой является не случайно. Они родственны по духу: открыты добру, свету.
Детская бескорыстная дружба, умение в самых суровых испытаниях оставаться ребёнком показаны в рассказе «Мальчики». События в нём происходят в годы Великой Отечественной войны (время становления и самого В. И. Белова). Его герои, Лёнька Комлев и Ваня Серёгин, наравне со старшими переживают страшные события военного времени. Несмотря на трудности, они воспринимают мир как дети: ищут приключений, мечтают о подвигах, не подозревая, что совершают свой подвиг каждодневно. Два школьника, которых соединила война, помогают друг другу, своим близким. В испытаниях происходит становление личности, формируются лучшие качества характера: ответственность и стойкость, мужество и жертвенность. Параллель с рассказом А. П. Чехова, обозначенная в названии, даёт В. Белову возможность сопоставить мальчишек прошлого и настоящего. В обоих рассказах есть герой сильный, решительный, способный на великодушие: Чечевицын у Чехова, Лёнька Комлев у Белова. Однако слабый чеховский герой (изнеженный Володя Королёв) не соотносится с образом беловского Вани Серёгина: мальчик из блокадного Ленинграда, он способен на решительный, мужественный поступок. Он первым, несмотря на жуткий страх, идёт на укол, он отдаёт своему другу единственное, что осталось в память об отце, – рукавицы. Лёнька Комлев, воруя топливо, подвергает себя опасности ради того, чтобы помочь дорогим для него людям. Ребёнок становится героем. Закон дружбы, взаимопомощь и умение верить в лучшее помогают выжить детям в условиях военного времени, а в детской душе формируют прочные и незыблемые нравственные законы.
Одним из наиболее светлых и радостных произведений Белова о детях является повесть «Каникулы». Она строится по принципам приключенческой литературы. Сюжет – побег ребят в лес и жизнь на воле – продолжает традиции робинзонады в литературе. Здесь проверяется выносливость, стойкость, верность дружбе и терпимость к недостаткам другого. Повесть полна юмора, доброй иронии. Главным «врагом» для ребят становится вездесущая бабка Хомутова – Клювиха, она не только ругает внука, но и постоянно мешает мальчишкам в реализации планов.
Детская жизнь полна фантазий. Подобно тургеневским героям «Бежина луга», мальчики, оказавшись у омута, вспоминают страшную историю об утопленнике, хозяине дегтярного завода Григории, которого утащила на дно русалка. И конечно, именно в этот момент кто-то шевелится в кустах и ужасно пугает Миньку. Этим чудовищем оказалась сбежавшая корова Клювихи. Вторая страшная, почти сказочная, история происходит во время грозы. Катька в маленькое окошко сарая в свете молний видит Бабу-ягу и до смерти пугается её. Ягой оказалась все та же бабка Хомутова, которая в непогоду пробиралась из лесу домой.
Интрига, увлекательный сюжет, юмор делают повесть интересной для детей. Бытовые подробности жизни деревенских ребят знакомят современного читателя с уходящим миром русской деревни.
Таким образом, В. И. Белов продолжает традиции детской литературы. Обращаясь к теме детства, он размышляет о становлении человека, о нравственных основах жизни. Дети воплощают в его рассказах лучшее начало. Они чутки сердцем, бескорыстны, открыты. Вместе с тем герои Белова ощущают своё внутреннее сиротство, им знакомо чувство безграничного одиночества. Социальные проблемы хотя и не являются у Белова ведущими, но отражают противоречия общественного устройства: разрыв семейных отношений, проблемы урбанизации. В этих условиях деревенское детство является прививкой от беспамятства, безнравственности и бездуховности. Тем самым В. И. Белов утверждает главенство нравственного начала в человеке. Обращение к народным традициям, к фольклору способствует формированию у читателей поэтического взгляда на мир, открывает ребёнку богатство народной речи, даёт образцы поведения, основанные на трудолюбии, ответственности, патриотизме, честности перед самим собой. Совесть и стыд, ключевые качества положительных героев во всех произведениях писателя, становятся главным мерилом и в жизни маленьких героев В. И. Белова.
ЛИТЕРАТУРА
1. БАРАНОВ С. Ю. О рассказах Василия Белова // Белов В. И. Душа бессмертна: Книга рассказов. — М., 2010. — С. 5-17.
2. БЕЛОВ В. И. Собр. соч.: В 7 т. — М., 2011. — Т. 5: Очерки. Произведения для детей.
3. БЕЛОВ В. И. Собр. соч.: В 7 т. — М., 2011. — Т. 7: Статьи, очерки, воспоминания, рецензии, письма.
4. КОРЮКАЕВ В. П. Самородок из Тимонихи. Жизнь и творчество Василия Белова. — Вологда, 2006.
5. ЦИМБАЛОВА Ю. А. Образ ребёнка в рассказах В. И. Белова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2015. — № 5 (47): В 2 ч. — Ч. I.-С. 209-213.

Юрий Беляев: личная жизнь (жены, дети)

Юрий Беляев сыграл множество ролей, сделавших его популярным и любимым артистом миллионов зрителей, состоявшимся в своей профессии. Много добился он и в личной жизни – после двух развалившихся браков артист, наконец, обрел свое счастье – третья жена Юрия Беляева актриса Татьяна Абрамова рядом с ним уже почти пять лет, и ничуть не жалеет, что связала свою жизнь с таким замечательным мужчиной.

Личная жизнь

В личной жизни Юрия Беляева, как и в жизни его молодой супруги, это уже не первый брак – до этого актер был дважды женат, Татьяна тоже была замужем, но ни это, ни тридцатилетняя разница в возрасте не мешает им чувствовать себя абсолютно счастливыми.

На фото: Юрий Беляев и Татьяна Абрамова

Их знакомство состоялось на съемках сериала «Алхимик», но оно был чисто формальным, и не имело никакого продолжения. Позже им довелось встретиться вновь – на кинофестивале «Киношок», и эту встречу можно считать началом романтических отношений Юрия и Татьяны.

С собой в южный город Анапу актриса взяла своего младшего сына Сашу, который очень быстро подружился с Беляевым. Юрию ничего не мешало закрутить роман с понравившейся ему молодой актрисой – после его последнего развода прошло несколько лет, и он был абсолютно свободен.

Дети Юрия Беляева от двух предыдущих браков – два сына и дочь — к тому времени уже были самостоятельными взрослыми людьми и жили своей жизнью. Дочь Ольга после окончания Московскую высшую школу социальных и экономических наук и стала специалистом по организации выставок, но работает в рекламе. Она подарила Юрию внука – маленькому Егору чуть больше пяти лет.

Старший из сыновей Алексей получил специальность фотожурналиста, но работает не по профилю – он менеджер в компании по продаже электроприборов. Младший Александр, которому в прошлом году исполнилось двадцать лет, учится на истфаке МГУ, и Беляев очень рад, что свою биографию Саша решил связать с такой интересной наукой.

Актер переживает, что со старшими детьми у него не сложилось близких отношений, но он всегда готов прийти к ним на помощь, если это понадобится.

На фото: Юрий Беляев с женой и ее детьми

После знакомства Юрий Викторович и Татьяна долго скрывали свой роман, о котором знали только самые близкие друзья, поэтому их брак стал неожиданностью для многих – их свадьба была тихой, в кругу самых близких людей, и подробности торжества не стали достоянием общественности.

После гражданской регистрации Абрамова и Беляев еще и обвенчались в одном из храмов. Жена Юрия Беляева до знакомства с ним уже была замужем – за оператором Сергеем Кулишенко, у нее подрастают два сына – Иван и Александр.

На фото: Татьяна Абрамова с первым мужем

Юрий Викторович старается, чтобы отношения с ними сложились хорошие и делает для этого все возможное.

«Они неплохие, может быть, это устраивает Таню и ребят, но у меня ощущение, что есть куда стремиться. Единственное – со своими детьми можно не осторожничать и не аккуратничать, а с не своими нельзя», — делится актер.

Когда-то еще в молодости Беляев дал себе слово, что никогда не женится на актрисе, но судьба распорядилась иначе – именно актриса Татьяна Абрамова стала той женщиной, которую Юрий мечтал встретить.

Через три дня после знакомства личная жизнь Юрия Беляева была решена – он сделал предложение Татьяне, которая произвела на него неизгладимое впечатление. С кинофестиваля, на котором они познакомились, Беляев и Абрамова уезжали уже близкими людьми, а через год состоялась их свадьба.

Их семья очень дружная – все свободное время они стараются проводить вместе – на отдыхе за городом или просто за семейным ужином.

В их отношения царит полная гармония – они заботятся друг о друге, стараются уступать и никогда не ссорятся.

На фото: семья актера

Личная жизнь Юрия Беляева после знакомства с Татьяной обрела новые краски – рядом с женой он и сам кажется моложе.

Благодаря Татьяне Юрий Викторович открыл в себе новые таланты – сегодня он известен не только как театральный и киноактер, но и как исполнитель песен и артист антрепризы – вместе с Татьяной Абрамовой он участвует в спектакле «Не торопитесь прощаться».

Биография

Юрий Викторович родился под Омском, в селе Полтавка семьдесят один год назад, а его детские и юношеские годы прошли в подмосковном Ступино, куда семья будущего актера переехала вскоре после его рождения. В школе Белов учился плохо, иногда совсем забывал об уроках и в результате в восьмом классе за неуспеваемость был оставлен на второй год.

На фото: Юрий Беляев в молодости

В те годы Юрий занимался легкой атлетикой, и, возможно, связал бы свое будущее со спортом, если бы не получил серьезную травму ноги.

«Был ленивым раздолбаем, шпаной, выросшим во дворе. Ни у моих родственников, ни у меня никакой предрасположенности к актерству не было… просто хотелось быть на виду», — рассказывает Беляев.

Творческая биография Юрия Беляева началась рано – в шестнадцать лет он начал заниматься в театре-студии, но путь в профессию у него оказался не таким уж и близким. Сначала Юрий Викторович работал на заводе, откуда его призвали в армию, потом устроился в ДОСААФ инструктором.

В фильме «Эта женщина в окне»

Ему пришлось поработать дворником, грузчиком, а чтобы быть поближе к театру, к которому его всегда тянуло, Беляев стал рабочим сцены во МХАТе.

Беляев на театральной сцене

Все это время он раз за разом пытался поступить в театральный вуз, и с четвертой попытки стал студентом Щукинского училища, а в двадцать восемь лет успешно его окончил.

Несколько лет проработав в театре им. Островского, Юрий Викторович перешел в Театр на Таганке, которому посвятил тридцать пять лет своей биографии, о которых он вспоминает без особого восторга – работы в театре было мало, и это угнетало актера.

«Петрович»

Но уволили его не по собственному желанию, а из-за разногласий с женой руководителя театра, и, хотя потом он отстоял свою правоту в суде, возвращаться в некогда любимый театр уже не захотел.

Первую роль в кино Беляев сыграл уже после окончания театрального училища, и с самого начала своей кинематографической карьеры Юрий Викторович обрел популярность и стал узнаваемым актером.

Он снялся почти в сотне фильмов и сериалов, создав множество глубоких незабываемых образов и став одним из самых любимых актеров у российских зрителей.

Подобную аналогию можно провести с супружеской парой актеров Юрием Беляевым и Татьяной Абрамовой. Юрию Викторовичу 71 год, а его прекрасной спутнице жизни 44. Несмотря на 27-летнюю разницу в возрасте, различий в характере и темпераменте супруги прекрасно ладят, любят друг друга.

Близкие и друзья замечают, какими они смотрятся счастливыми и несмотря на разницу в возрасте сохраняют молодость и бодрость духа.

Впервые актеры встретились на съемках сериала «Алхимик», но тогда знакомство было беглое, поскольку у артистов даже не было совместных сцен. Хотя они даже жили в одной служебной квартире, но их съемочный график был разным, поэтому у них не было возможности познакомиться.

Более близкое знакомство произошло в Греции, где оба артиста участвовали в театральных сезонах. На одном из мероприятий артисты возлагали цветы к памятнику, но внезапно пошел дождь. Абрамова изъявила желание переодеться во что-то теплое, а Юрий Викторович и вовсе предложил уйти. В тот хмурый и дождливый день актеры наслаждались приятным общением в компании коллег.

На следующий день женщина гуляла со своим младшим сыном Александром и няней по острову Крос. Внезапно ребенок потерялся. Испуганная Абрамова везде искала своего сына, но ее опасения были напрасны: мальчик был с Юрием Викторовичем. Они задорно играли в рыцарей, казалось бы, позабыв о маме и няне. Потом близкие Татьяны, да и сама героиня, будут акцентировать внимание на том, что Беляев заручился доверием сыновей Ивана и Александра, чем и завоевал ее сердце.

Сначала актеров связывали только дружеские отношения, но вскоре на смену дружбы пришла любовь.

На тот момент у обоих актеров был неудачный опыт семейных отношений: у Татьяны брак, который распался, с фотографом и кинооператором Сергеем Кулишенко, а ее будущий супруг был в разводе много лет. За его плечами было много неудачных браков и лишь в одном были дети — взрослые сын и дочь, которые давно жили самостоятельной жизнью.

Отношения развивались стремительно и в мае 2014 года пара связала себя узами брака. Молодожены не суеверны и посчитали, что «маяться» точно не будут и они оказались правы! Спустя годы их союз лишь крепнет.

Позднее влюбленные обвенчались. Работники по актерскому ремеслу отмечают, что они гармоничная пара и дополняют друг друга: Татьяна «укрощает» вспыльчивый характер мужа, а он делает ее счастливой. Действительно, возраст — это всего лишь цифры, если речь идет о любви.

Белов, Василий Иванович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Белов; Белов, Василий.

Василий Иванович Белов
Дата рождения 23 октября 1932
Место рождения Тимониха, Харовский район, Северный край, РСФСР, СССР
Дата смерти 4 декабря 2012 (80 лет)
Место смерти
  • Вологда, Россия
Гражданство (подданство)
  • СССР
  • Россия
Род деятельности прозаик, поэт
Направление деревенская проза
Жанр роман, повесть, рассказ, стихотворение, притча.
Язык произведений русский
Премии
Награды
Медиафайлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Васи́лий Ива́нович Бело́в (23 октября 1932, Тимониха, Харовский район, Северный край — 4 декабря 2012, Вологда) — русский писатель и поэт, один из крупнейших представителей «деревенской прозы». Член Союза писателей СССР.

Биография

Родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха (ныне Харовский район Вологодской области). Выходец из крестьянской среды русского Севера. Его отец Иван Фёдорович Белов погиб на войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила детей (в своих воспоминаниях «Невозвратные годы» Василий Иванович Белов подробно описывает всех деревенских родственников). После семи лет обучения в деревенской школе окончил ФЗО в городе Сокол, где получил специальность слесаря 5-го разряда, освоил специальности моториста и электромонтёра. Армейскую службу в 1952—1955 годах проходил в Ленинграде. В газете Ленинградского военного округа опубликовал первые стихи «На страже Родины», а затем поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького.

Литературную деятельность начал как поэт, но по совету Александра Яшина, которого считал своим учителем, начал писать прозу. С 1964 года постоянно жил в Вологде, не порывая связь с «малой родиной» — Тимо́нихой, в которой черпал материал для своего творчества, начиная с повести «Деревня Бердяйка» и книги стихов «Деревенька моя лесная» (обе — 1961). Вслед за ними увидели свет книга рассказов «Знойное лето» (1963) и «Речные излуки» (1964). Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров «деревенской прозы». Эта репутация была упрочнена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968).

Народный депутат СССР (избран по списку КПСС), член Верховного Совета СССР (1989—1991), с 1990 — член ЦК КПСС.

В 1997 году за большой личный вклад в развитие отечественной литературы и отражение самобытности традиций Русского Севера Василию Ивановичу присвоено звание Почётного гражданина города Вологды.

В 2005 году подписал «Письмо 5000».

Скончался на 81-м году жизни 4 декабря 2012 года после продолжительной болезни. В федеральных СМИ прошла информация, что писателя разбил инсульт после того, как местные жители разграбили и осквернили церковь в Тимонихе, которую Белов восстановил на свои средства. Однако в самом Харовском районе, где находится деревня Тимониха, это считают газетной уткой: кража икон в храме действительно была, но это произошло в 2006 году и на здоровье писателя трагически не повлияло. Причём в первую очередь в краже подозревают не местных жителей, а приезжих соседних дачников. Похоронен на родине в Тимонихе.

Святейший патриарх Кирилл выразил соболезнование в связи с кончиной писателя. Депутаты Законодательного собрания Вологодской области предложили присвоить имя писателя Василия Белова одной из улиц регионального центра и создать музей.

Этнографические очерки

Василий Белов также известен своими этнографическими очерками, опубликованными в трудах «Лад» (1982) и «Повседневная жизнь русского Севера» (2000). Данные работы были задуманы как «сборник зарисовок о северном быте и народной эстетике»:7. В них автор рассказывает о традиционной культуре, народном фольклоре, быте и художественных промыслах деревень Вологодской, Архангельской и Кировской областей России. Всю свою жизнь он собирал устные рассказы, бывальщины, песни, пословицы, предметы материальной культуры и быта, работал в архивах, изучал разнообразные этнографические материалы:392. Многие материалы были записаны со слов матери В. И. Белова — Анфисы Ивановны Беловой:7. Данные очерки представляют собой прежде всего авторское исследование и лишь отчасти художественные измышления о крестьянском быте, являясь ценным источником для современной этнографии Русского Севера.

«Василий Иванович писал такие вещи, которые в советское время, было очевидно, не станут публиковать. Размышлял о горькой участи русской деревни, о тяжёлых проблемах. В стране советов такая тональность была не принята. Тогда все только воспевали и превозносили. Но он сумел пробить эту стену. Его стали печатать благодаря упорному харовскому характеру, высокому писательскому таланту и трудолюбию».

Награды и премии

  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (17 марта 2003) — за большие заслуги в развитии отечественной литературы
  • орден Почёта (17 ноября 2008) — за большой вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
  • орден Ленина (16 ноября 1984 года) — за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР
  • орден Трудового Красного Знамени (22.10.1982)
  • медаль «За трудовое отличие» (28.10.1967)
  • другие медали
  • Государственная премия СССР (1981) — за произведения последних лет из книги «Повести и рассказы»
  • Государственная премия Российской Федерации (2003)
  • Награждён орденами Русской Православной Церкви:
    • орден Преподобного Сергия Радонежского III степени (2003).
    • орден святителя Макария, митрополита Московского (2012)

Произведения

  • Деревенька моя лесная (1961). Сборник стихов
  • Знойное лето (1963). Сборник рассказов
  • Речные излуки (1964). Сборник рассказов
  • Привычное дело (1966). Повесть
  • Плотницкие рассказы (1968). Повесть
  • Бухтины вологодские (1969).
  • Кануны (1972—87). Роман
  • Бессмертный кощей (1978). Пьеса-сказка
  • Лад. Очерки о народной эстетике (1982).
  • Всё впереди (1986). Роман
  • Год великого перелома (1989—1991). Роман
  • Повседневная жизнь русского Севера (2000).

Библиография

  • Василий Белов. Собрание сочинений в 7 томах. М. 2011-2012.
  • Василий Белов. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1-3. — М. Современник, 1991—1992.
  • Василий Белов. Избранные произведения в трех томах. — М., Современник, 1983—1984.
  • Василий Белов. Деревенька моя лесная. — Вологда,1961
  • Василий Белов. Знойное лето. — Вологда, 1963
  • Василий Белов. Речные излуки. — М., Молодая гвардия, 1964
  • Василий Белов. Тиша да Гриша. — М., Советская Россия, 1966
  • Василий Белов. Плотницкие рассказы. — Архангельск, 1968
  • Василий Белов. За тремя волоками. — М., Советский писатель, 1968—352 с.
  • Василий Белов. Сельские повести. — М.: Молодая гвардия, 1971. — 336 с.
  • Василий Белов. День за днем. — М., Советский писатель, 1972.
  • Василий Белов. Иду домой. — Архангельск, 1973
  • Василий Белов. Холмы. — М.: Современник, 1973.
  • Василий Белов. Целуются зори. — М., Молодая гвардия, 1975
  • Василий Белов. Утром в субботу. — Вологда: Северо-Западное книжное издательство, 1976.
  • Василий Белов. Кануны. — М., Современник, 1976
  • Василий Белов. Гудят провода. — М., Советская Россия, 1978
  • Василий Белов. Воспитание по доктору Споку. — М., Современник, 1978
  • Василий Белов. Повести и рассказы. — М.: Известия, 1980.
  • Василий Белов. Каникулы. — Архангельск, 1981
  • Василий Белов. Лад. Очерки о народной эстетике. — М.: Молодая гвардия, 1982. — 293 с.
  • Василий Белов. Диалог. — Петрозаводск, 1982
  • Василий Белов. Длиною в жизнь. — Кишинев, 1984
  • Василий Белов. Раздумья на родине. — М.: Современник, 1986. — 271 с.
  • Василий Белов. Всё впереди. — М.: Советский писатель, 1987.
  • Василий Белов. Бобришный угор. — М. Детская литература, 1988. — 224 с., 80 000 экз.
  • Василий Белов. Бухтины вологодские. — М., Современник, 1988
  • Василий Белов. Кануны. — М.: Современник, 1989. — ISBN 5-270-00667-7.
  • Василий Белов. За тремя волоками. — М.: Художественная литература, 1989. — ISBN 5-280-00539-8.
  • Василий Белов. Внемли себе. — М., Скифы, 1993.
  • Василий Белов. Год великого перелома. — М.: Голос, 1994. — ISBN 5-280-00539-8.
  • Василий Белов. Час шестый. — М.: Голос, 1998. — 320 с. — ISBN 5-7117-0421-4.
  • Василий Белов. Медовый месяц. — М.: Дружба народов, 2002. — ISBN 5-285-00389-X.
  • Василий Белов. Повседневная жизнь русского Севера. Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей / Фотосъёмка А. Заболоцкого. — М.: Молодая гвардия, 2000. — 391 с. — ISBN 5-235-02396-X.
  • Василий Белов. Рассказы о всякой живности. — М.: Детская литература, 2007. — ISBN 978-5-08-004209-6.
  • Белов В. И. Лад. Очерки народной эстетики / Предисл. С. Н. Семанов / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2013. — 512 с. ISBN 978-5-4261-0033-6

Театральные постановки

  • «Сказ о солдате и Бессмертном Кощее» — режиссёр Геннадий Егоров, Санкт-Петербургский драматический театр «Патриот» РОСТО, 1990 год
  • «Бессмертный Кощей» — режиссёр Алешина Людмила Васильевна, Вологодский Молодёжный экспериментальный театр-студия «Сонет», 2013

Экранизации

  • Африканыч — режиссёры Михаил Ершов, Виктор Соколов, Олег Дашкевич, 1970 год
  • Плотницкие рассказы — режиссёр Павел Резников, 1973 год
  • Целуются зори — режиссёр Сергей Никоненко, 1978 год
  • По 206-й — режиссёр Виталий Кольцов, 1990 год
  • Всё впереди — режиссёр Николай Бурляев, 1990 год

Примечания

  1. Белов Василий Иванович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. 1 2 Энциклопедия Брокгауз
  3. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  4. Постановление Главы города Вологды от 02.06.97 № 1307-а
  5. Обращение к Генеральному прокурору РФ В. В. Устинову в связи с усилившимся применением к русским патриотам ст. 282 УК РФ о «возбуждении национальной розни» по отношению к евреям. Русская идея (7/20 марта 2005). Дата обращения 22 декабря 2016.
  6. Крестьянский писатель: ушёл из жизни Василий Белов
  7. Кража икон из любимой часовни Василия Белова — газетная утка // Комсомольская правда. — 2012. — 6 декабря.
  8. Патриаршее соболезнование в связи с кончиной писателя В. И. Белова. // Патриархия.Ru
  9. Именем писателя Белова могут назвать музей и улицу в Вологде. / Интерфакс.
  10. 1 2 Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике. — М.: Молодая гвардия, 1982. — 293 с.
  11. Белов В. И. Повседневная жизнь русского Севера. Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей / Фотосьёмка А. Заболоцкого. — М.: Молодая гвардия, 2000. — 391 с. — ISBN 5-235-02396-X.
  12. http://pravoslavie.ru/104325.html
  13. Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2003 года № 336 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» (недоступная ссылка)
  14. Указ Президента РФ от 17 ноября 2008 года № 1609 «О награждении орденом Почёта Белова В. И.» (недоступная ссылка)
  15. Ведомости Верховного Совета СССР. – М.: Издание Верховного Совета СССР, 1984. – № 47 (21 ноября). – 861 – 872 с. –
  16. Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан поздравил замечательного писателя с юбилеем (недоступная ссылка)
  17. Вручение церковного ордена писателю Василию Ивановичу Белову
  18. Вдове писателя Василия Белова передан церковный орден её супруга / Новости / Патриархия.ru. Дата обращения 18 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.

Литература

  • Борисова И. День за днём // Новый мир. — 1964. — № 6;
  • Дорош Е. Я. Иван Африканович // Дорош Е. Я. Живое дерево искусства. — М., 1967;
  • Войтинская О. Проза Василия Белова. — 1967;
  • 3олотусский И. Тепло добра. Проза Василия Белова. — 1968, 1970;
  • Кожинов В. Ценности истинные и мнимые // Литературная газета. — 1968, 31 янв.;
  • Воронов В. Ещё раз о ценностях истинных и мнимых // Литературная газета. — 1968, 13 марта;
  • Гусев В. Память сердца // Литературная газета. — 1968, 17 июля;
  • Дедков И. Страницы деревенской жизни // Новый мир. — 1969. — № 3;
  • Турков А. Многозвучие мира. Заметки о творчестве Василия Белова // Комсомольская правда. — 1972, 7 мая;
  • Емельянов Л. Разрушение тишины // Звезда. — 1972. — № 11;
  • Антопольский Л. Пути и поиски // Новый мир. — 1973. — № 7;
  • Соловьёва И. Жажда гармонии // Литературная Россия. — 1973, 22 июня;
  • Галимов Ш. Конфликты и характеры // Москва. — 1973. — № 11;
  • Стрелкова И. Судьба и характер // Литературная Россия. — 1974, 29 нояб.;
  • Стреляный А. «Переставился ли свет?» // Литературное обозрение. — 1977. — № 5;
  • Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель. — Т. 7. Ч. 1. — М., 1971;
  • Белов, Василий Иванович // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1962—1978.
  • Залыгин С. П. Рассказ и рассказчик: О творчестве В. Белова // Залыгин С. П. Литературные заботы. — М., 1979;
  • Арефьева Е. Н., Волкова Э. А. В. И. Белов: Библиографический указатель литературы. — Вологда, 1982;
  • Селезнёв Ю. И. Василий Белов. Раздумья о творческой судьбе писателя. — М.: Советская Россия, 1983;
  • «Кануны» В. Белова. — М., 1991;
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Яцкевич Л. Г. Народное слово в произведениях В. И. Белова. — Вологда, 2004;
  • Смолин А. П. Василий Белов — классик русского рассказа. — Вологда: Кн. наследие, 2007;
  • Журов А. Василий Белов: опыт разлома // Новый мир. — 2013. — № 9.

Ссылки

В родственных проектах

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Василий Белов: сочинения, публицистика, фильмография
  • Произведения Василия Белова
  • Белов, Василий Иванович // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Центр писателя Василия Ивановича Белова в Вологде
  • Вечер в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя, посвящённый 75-летию великого русского писателя Василия Белова.
  • Василий Шукшин О творчестве Василия Белова
  • В. И. Белов. Автобиография, премии, награды, фотографии, произведения.
  • Василий Белов на видео (недоступная ссылка)

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

BIBSYS: 90080610 · BNE: XX1141963 · BNF: 119994767 · GND: 118746014 · ISNI: 0000 0001 2321 5483 · LCCN: n83223060 · LNB: 000144632 · NDL: 00665114 · NKC: ola2002152506 · NLA: 35439635 · NSK: 000162464 · NTA: 070581630 · NUKAT: n96000140 · PTBNP: 1199281 · РГБ: 000079412 · LIBRIS: 177224 · SUDOC: 028184246 · VIAF: 109315473 · РГАЛИ: 10435675 · WorldCat VIAF: 109315473

>Василий Белов

Писателя и сценариста Василия Белова называют родоначальником «деревенской прозы». Он яростно вставал на защиту сел, считал города непригодными для полноценной жизни. Великий художник болел за сохранность национального достояния страны – русского языка.

Портрет Василия Белова

Из-под пера автора выходили увлекательные рассказы, романы и очерки о простом и одновременно сложном быте деревенских жителей. Василий Иванович кропотливо собирал обычаи и творчество обитателей северных глубинок, за что сейчас этнографы бесконечно ему благодарны.

Детство и юность

Будущему писателю-деревенщику была известна вся подноготная жизни маленького поселка. Особенности деревенского уклада, менталитет и обычаи он, как говорится, впитал с молоком матери. Василий Иванович родился в крестьянской семье в деревушке Тимонихе (Вологодская область). Детство выдалось тяжелым – отец погиб в огне Великой Отечественной, маме пришлось в одиночестве поднимать на ноги детей.

Василий Белов в молодости

Вася – старший из пяти ребятишек. Мальчишкой уже пошел работать в колхоз. В мемуарах «Невозвратные годы» писатель вспоминал, что те времена навсегда остались в памяти как самые голодные. Единственное, что скрашивало юношескую жизнь, так это книги – Василий читал запоем все, что попадалось в руки. А еще он научился играть на гармошке, которую мать «за полпуда ржи купила».

В 1949 году Белов окончил сельскую семилетку и уехал из отчего дома в город Сокол. Здесь в заводской школе освоил профессии столяра, моториста и электромонтера. А когда пришло время, отправился в армию. Служба проходила в Ленинграде. Здесь молодой человек начал делать первые шаги в творчестве и поступил в Литературный институт имени А. М. Горького.

Литература

Творческая биография будущего знаменитого писателя стартовала во времена службы в армии. Василий Белов сочинил первые стихи из цикла «На страже Родины», которые опубликовала газета Ленинского военного округа. Дебютной изданной книгой стал поэтический сборник «Деревенька моя лесная», которая увидела свет в 1961 году. Однако поэта из мужчины не вышло, его ждала блестящая судьба прозаика, умеющего правдиво и проникновенно писать о деревне.

Писатель Василий Белов

Начинал писатель с рассказов. Первое произведение в прозе читатели получили в том же 1961 году, была опубликована повесть «Деревня Бердяйка». Вдохновение и бесценный материал черпал с малой родины: Белов поселился в Вологде, а Тимониху превратил в подобие дачи, где проводил много времени.

Спустя пятилетку Василий Иванович уже занимал почетное место в когорте ярких авторов, пишущих на сельскую тематику. Белова даже назвали основателем «деревенской прозы» — из-под пера вышла работа «Привычное дело». Повесть легла в основу мелодрамы «Африканыч» с Николаем Трофимовым в главной роли.

Николай Трофимов в экранизации книги Василия Белова «Привычное дело»

А чуть позднее лавров добавили «Плотницкие рассказы» (1968). Это произведение тоже привлекло внимание представителей кинематографа. В одноименном телеспектакле о жизни колхозного плотника снялись Борис Бабочкин, Петр Константинов, Василий Бочкарев, Екатерина Калинина.

В золотое наследие кино вошла также картина «Целуются зори», снятая по мотивам рассказа вологодского писателя. Режиссер Сергей Никоненко отдал главные партии известным актерам: односельчан, приехавших в город, сыграли Борис Сабуров, Иван Рыжов и Андрей Смоляков.

Часть литературных произведений вошла в программу среднего образования. Например, с рассказом «Весенняя ночь» школьники знакомятся в пятом классе.

Книги Василия Белова

Россыпь повестей составили цикл «Воспитание по доктору Споку». За основу взята идея противостояния деревни и города, конфронтация жизненных укладов и менталитетов. Позиция писателя оказалась бескомпромиссной: мужчина прямо говорил, что жизнь в городе лишена естественности. Василий Иванович старался сохранить чистоту русского языка, активно пользовался диалектными словами, способными лучше передать смысл и эмоции.

Перо Белова было заточено и на произведения, посвященные детям. Василий Иванович – автор «Рассказов о всякой живности», куда вошли забавные истории и сказки о животных, в том числе про злющую собачонку Мальку.

Книга Василия Белова «Рассказы о всякой живности»

Значимым трудом Василия Белова признано собрание этнографических очерков «Лад». В книге объединились произведения о северной деревне. Она представляет собой настоящую поэму, в которой воспет русский человек.

Василий Иванович сплел неповторимую паутину из пословиц, бывальщин, рассказов, собранных на просторах Архангельской, Кировской и Вологодской областях. Рассказал читателю о народных промыслах и традициях. Точку в творчестве Белова поставил сборник этнографических очерков «Повседневная жизнь русского севера» (2000). Эти две работы сегодня – ценнейший материал для российских этнографов.

Жена Василия Белова, Ольга Сергеевна, имела дворянские корни, родилась в учительской семье. И сама выбрала путь учителя, преподавала в школе русский язык и литературу. По словам дочери, финансовое положение семьи позволяло не работать, однако Ольга Сергеевна учительствовала для себя, чтобы «не одичать».

Василий Белов с женой и дочерью

На полвека женщина стала музой и главной сподвижницей талантливого мужа. Говорят, Белов слыл человеком со сложным характером, нелегко было терпеть его взрывной нрав. Для родных до сих пор загадка, как под одной крышей уживались две противоположности, уверены, что без большой любви явно не получилось бы совместной жизни.

Василий Иванович стал отцом поздно, только в 40 лет. Дочь Анна — искусствовед, работает экскурсоводом в музеях Московского Кремля. В интервью женщина рассказывает, что писатель не спешил заниматься воспитанием, все время отдавал работе – пропадал в командировках, в том числе часто входил в состав российских делегаций, ездивших за границу. Лишь когда наследница достигла подросткового возраста, взялся за воспитание.

Василий Белов с дочерью Анной

По воспоминаниям Анны, отношения складывались сложные, не обошла стороной проблема отцов и детей, ссорились и спорили по любому поводу. Дочь считает, что всему виной большая разница в возрасте, ведь папа годился Ане в дедушки. Только со временем стали друзьями.

Василий Иванович – человек увлекающийся, искусство любил в любом проявлении. Коллекционировал картины и собирал антиквариат. В бога не верил, только отпраздновав золотой юбилей, обратился к вере, участвовал в восстановлении храма.

Владимир Крупин, Валентин Распутин и Василий Белов

Близкие друзья автора деревенской прозы – люди именитые. Лучшими товарищами были писатели Владимир Крупин и Валентин Распутин, а также Анатолий Заболоцкий, оператор Василия Шукшина.

Смерь

Василий Иванович страдал от неприятной и опасной болезни – склероза сосудов конечностей. Этот недуг стал причиной инсульта. Писатель-деревенщик умер после продолжительной болезни в 2012 году.

Библиография

  • 1961 — «Деревенька моя лесная»
  • 1963 – «Знойное лето»
  • 1964 – «Речные излуки»
  • 1966 – «Привычное дело»
  • 1968 – «Плотницкие рассказы»
  • 1969 – «Бухтины вологодские»
  • 1972-1987 – «Кануны»
  • 1978 – «Бессмертный кощей»
  • 1982 – «Лад. Очерки о народной эстетике»
  • 1986 – «Все впереди»
  • 1989-1991 – «Год великого перелома»
  • 2000 – «Повседневная жизнь русского Севера»

Больше, чем русский

23 октября 2017 года исполняется 85 лет со дня рождения Василия Белова (1932–2012) – замечательнейшего писателя, одного из родоначальников и лидеров «деревенской» прозы, мастера слова, воителя за сохранение русского крестьянства и русского видения мира.

Василий Белов

В то утро мы записывали воспоминания о Василии Шукшине кинооператора Анатолия Заболоцкого. Всё происходило у ВГИКа, около памятника известным кинематографистам – Шпаликову, Тарковскому и собственно Шукшину. Заболоцкий был расстроен – с самого начала ему эта скульптура не нравилась: «Здесь героизирован Тарковский и совершенно принижен Шукшин: это же быдло сидит, с бычком, в кепке. Он никогда таким не был. Он был интеллектуальнее, чем Андрей». Уже в машине, после записи, пытаясь как-то успокоить Анатолия Дмитриевича, я перевел тему на другого его друга, тоже писателя-«деревенщика» – Валентина Распутина. И тут в разговоре промелькнуло одно имя – Василий Белов. Я быстро сообразил, что речь о крупном писателе из того же направления «деревенской» прозы, но я ничего у него не читал. И чтобы не выглядеть полным профаном, честно сказал: «Обязательно ознакомлюсь!» Глаза собеседника загорелись. «В книжном на Тверской лежит полное собрание сочинений Белова! Купите! Вы не пожалеете! Это надо обязательно прочитать!» – затвердил он.

В книжный я тогда не пошел – пожалел денег, а вот Заболоцкий не пожалел подарить мне большую иллюстрированную книгу Белова. Часть тома занимала живопись из собрания писателя, а часть – его рассказы и очерки. Книга несколько дней пролежала на журнальном столике, терпеливо дожидаясь моего внимания. И вот я ее открыл… С тех пор изменились мои – нет, не дни, а сны. Мне снятся слова Белова. Не образы, не персонажи, а именно буквы, слова, предложения. И мне всегда хочется их произносить, пробовать на вкус… Нырять в их соль, как в родник на жаре. Проза Василия Ивановича для меня – колодец: посмотришь в него, а там живая Россия, села, поля, мельницы, часовни… Смыслы.

Для непосвященных нет резона читать лекцию о литературном направлении «деревенской» прозы, к которому принято причислять Белова. Достаточно знать, что из тени соцреализма оно вышло в середине XX века, когда русская литература уже переставала быть русской, потому что теряла почву под ногами, а именно – духовность, жизнь и чаяния человека, работающего на земле; теряла язык, на котором говорила крестьянская Россия.

Василий Шукшин с Васиием Беловым. Белозёрск, 1973. Фото И. Гневашева

Русский язык терял Бога – советская пропаганда готовилась праздновать победу. Хрущев спал и видел «по телевизеру последнего попа». Но тут появились сначала очерки журналистов о жизни на селе – не отчеты о сборе урожаев, а именно очерки о крестьянской жизни. Потом – первые рассказы. И вот в мире заговорили о новой волне в русской культуре – о «деревенщиках». Абрамов, Распутин, Белов, Астафьев, Шукшин… Их книги начали активно издавать, по ним стали делать экранизации. Чем можно объяснить такую популярность прозы, рассказывающей не о космосе, не о Карибском кризисе, не о войнах, а о деревенских старушках, мужаках и мужичишках, о коровках и козочках, о часовенках и банях?

Говоря о земле, «деревенщики» на самом деле говорили о Небе

Всё просто: говоря о земле, «деревенщики» на самом деле говорили о Небе. Для советского времени это было откровением. Необычно. Ново. А главное – пронзительно. Эта литература пронзала пафосный налет пропаганды и доставала до самых истоков, до колодезной воды. «Деревенщики» снова вернули на страницы журналов и книг не советских, а русских людей. Тех самых, которые в Золотом веке как бы застыли и всё это время ждали своей разморозки. В этом смысле именно «деревенщики» – преемники Золотого века. Но главное – «деревенские» прозаики вернули России язык, а русской культуре – Бога. И кому-кому, а Белову мы точно обязаны этим новым расСВЕТОМ!

Он сам был как свет. Как луч – не от солнца, а от золотого купола. Его книги стали тихой проповедью для тысяч советских людей. Его слово несло в себе благодатный огонь, который ласкал уставшие от бестолкового строительства коммунизма души.

Вот лишь один отрывок, для того чтобы всё всем стало понятно. Это из рассказа «Холмы», одной из жемчужин русской литературы. Герой рассказа пробудился от «щемящей тревоги». Накануне к нему пришло ощущение необратимости: он полжизни прожил, а так и не понял: «откуда он взялся, и что значит всё это?» И вот мужик идет гулять по родной деревне:

«Он вышел на крутой и зеленый холмик, огибаемый голубой озерной подковой. Купол церкви плыл в небе, плыл в редких белых облаках, плыл и всё не мог уплыть. Пчелы тихо жужжали над купами верб. Внизу от ветра и солнца мерцало озеро, голубизна, пронизанная лучами, темнела, дробилась в своем бесконечном изменении. А здесь, на холме, было тихо и зелено. Зной истекал в небо, искажая лесной горизонт волнистыми вертикальными струями».

Василий Белов. Художник Филипп Москвитин Каково?! Это же чистой воды поэзия. Будто бы мы проникли между строк соломоновой «Песни Песней» и теперь плывем в воспетой этими стихами Любви Бога к земле.

В этом рассказе есть одна строчка, заслуживающая особого внимания. Герой приходит на кладбище, замечает, что все могилы там – женские. Мужики разбежались. «Шли, торопились, будто на ярмарку, успев лишь срубить дома и зачать сыновей. И вот сейчас на родине, одинокие даже в земле, лежат прабабки и бабушки».

«Одинокие даже в земле» – строка, которая сразу ставит Белова в один ряд с Чеховым, Шмелевым, Буниным и товарищем по цеху «деревенщиков» Распутиным…

Помню, как меня подбросило, когда я это прочитал. Невероятная силища! И у Белова такой силы в каждом рассказе – хоть отбавляй. Пока прочитаешь, все мурашки мира через себя пропустишь.

Белову было что дарить. Более того – он не имел права это не дарить.

Но почему именно ему досталось всё это? (Вопрос: от Кого досталось? – для меня тогда уже был решен.)

Сначала я думал, что это такое утешение писателю за его тяжелые детские годы. Белов с семьей жил на русском Севере, на Вологодчине, в деревне Тимониха; отец его погиб на войне, семья голодала. Все в ту пору спасались как могли. Вася – спасался книгами. Он читал, как ел, – жадно, быстро, с аппетитом. И как любому читающему много и с толком, ему захотелось писать самому. Так родился Белов-писатель.

Но с другой стороны, миллионы так жили и так читали. Но не все стали Беловыми. И тогда я стал снова думать, почему же Бог поцеловал именно Василия Ивановича. И, кажется, недавно додумался. Дело – в любви. Мастер любит, боготворит своих героев, свои деревни, свою землю.

По любви воздастся – это про Белова.

Вот, казалось бы, небольшая зарисовка о деревенской соседке Паране «Колоколена». Совершенно чеховская вещь. «Параня постарела… но говорила она все так же хорошо, громко, на весь дом, слова, как и раньше, не придумывала, а они сами у нее сыпались».

Весь рассказ – это бабкины байки о внуках, детях, о соседе-алкаше. Но с какой нежностью любуется ею писатель! Будто смотрит на икону (образов в доме Белова было всегда много) и радуется. Как радуется любой, у кого есть дар видеть в каждом Божий свет.

«Долго еще я слышал громкий бабкин голос, колоколит он у меня в ушах и посейчас, призывая меня в ольховый родимый край, туда, где точат тихие грибные дожди и пахнет горьким березовым дымом».

Деревня Тимониха

Ах ты, Боже мой, какая мы-зы-ка! Зовущая на Русский север, в Тимониху, где остался писательский дом, где в память о его свете играют с солнцем купола восстановленного Василием Ивановичем Никольского храма, где кроется сила Белова. Та недюжинная сила, с которой он не боялся в советское время заступаться за деревню и кричать о том, что вековая крестьянская культура уничтожалась, когда пытались уничтожить православное сознание, и если хотите теперь возродить Россию – стройте церкви.

В 1990-е годы пришлось тратить свой дар на защиту Родины. Но Белов понимал: за это простится, если говорить правду. Да, этой другой Белов по стилю, по жанру, по подходу к языку – но смысл его слова остается прежним: мы уходим от своих корней, а значит, мы умираем.

А еще, – говорил Белов, – «союзное правительство во многих случаях ведет себя по-предательски не только к тем русским, которые живут в республиках, но и ко всей России»; «Я могу доказать, что в сию минуту сохранившиеся в нашей стране остатки крестьянства оскорбляются, эксплуатируются и третируются»… За подобные выражения в «свободные» перестроечные времена можно было легко поймать пулю при выходе из собственного подъезда, и по Василию Ивановичу стреляли – ярлыками. Националист, ретроград, фашист… И казалось, всей демократической и либеральной прессе удалось похоронить Белова заживо. Но нет! – стучала машинка на Вологодчине, скрипел карандаш… И летели по всей стране статьи, рассказы, интервью самого, пожалуй, свободного человека в новой России.

Свобода Белова была проникнута любовью и заключалась только в одном – не вытирать ноги о родную землю. Как ни странно это прозвучит для потомков, но уже одно это в 1990-е и 2000-е годы было подвигом.

Это тогда всенародно любимого русского героя Василия Шукшина опустили на корточки перед ВГИКом.

Лишь в последние годы всё изменилось в нашем мировоззрении, заговорили о том, что Василия Макарыча надо «приподнять», зацитировали Белова… Правда, пока неуверенно. Пока невнятно. Не понимаем мы еще столпов русского слова и русского духа, расставленных писателем в своих произведениях. Не понимаем его персонажей, мечтающих построить мельницу (тоже мне мечта! вот получить бы работу с большой зарплатой!..), смеемся над тем, как деревенский плотник «смакует свое одиночество» (вот же выдумал! ехал бы в город, жил бы весело)… И таких непонятностей из Белова можно приводить десятками…

«Лад» – это не только очерки о русском быте, это гимн памяти о России, а «память формирует духовную крепость человека»

Беловские символы России – они же на самом деле наши исконные, такие же древние, как русский язык («древнеславянский язык, “кровный” родитель русского, мы получили от Бога») – расшифрованы в книге «Лад». С нее лучше всего начать знакомство с Василием Ивановичем. Это не просто очерки о русском быте, это гимн памяти о России! («Память формирует духовную крепость человека».)

И всё же, делясь своими размышлениями о Василии Ивановиче, я признаю: мы прочитаем его не скоро. Кому сегодня до Белова? Если в театрах Третьего Рима выходит на сцену курица с трансвеститом, если в нашем кино не осталось образа русского мужика, если в литературе – мат-перемат, воспевание страстей и копание в собственных комплексах… Кто на фоне всего этого расслышит слова Парани из «Колоколены»?

Ушла под воду Матера Распутина; убили шукшинского Прокудина, духовно голодного, но ищущего и кающегося; теперь доживает свой век Север Белова… А что дальше? Конец русской литературе? Подчеркнуть: «русской»! Лишь временами появляются талантливые авторы, как отсветы на темной полированной мебели, но все это не превращается в единое течение (по примеру «деревенской» литературы), и темное светлым так и не окрашивается…

И несмотря на то, что колодец русского языка переполнен до краев, черпать из него мало кто хочет. Русские родниковые слова гниют и покрываются паутиной – как вода в деревенских журавлях.