Библейский сюжет культура

«Библейский сюжет»: сделано с любовью

Во многих православных семьях телевизор – предмет non grata. Понять этих людей можно: нынче на экране не часто увидишь что-то полезное для души, спутниковые православные каналы доступны не всем, а по центральным программы христианской тематики можно посмотреть только на Пасху или на Рождество.

Впрочем, из этого правила есть счастливые исключения, и одно из них – программа «Библейский сюжет», которая выходит на телеканале «Культура». О том, как создать интересную передачу о духовной жизни и что хорошего есть для христианина в современном телеэфире, рассказывает автор и ведущий программы Дмитрий Менделеев.

Дмитрий Менделеев

– Ваша программа – долгожитель. Сколько же ей лет?

– Передача «Библейский сюжет» выходит на экраны девять лет. В сентябре мы начинаем юбилейный десятый сезон.

– Десять лет назад религиозная тематика еще не была так популярна в СМИ, как сейчас. Почему вам пришла в голову идея делать программу о христианстве?

– Инициатором появления этой передачи был телеканал «Культура». Мы все знаем произведения искусства, мировые шедевры, связанные с христианством, написанные на библейские сюжеты, но плохо себе представляем саму первооснову того или иного произведения. Поэтому возникла идея сделать какую-то просветительскую программу, которая бы объясняла, что нам хотели рассказать Леонардо да Винчи, Рафаэль, Пушкин, Лермонтов, Пастернак, Тарковский. Вот так родилась эта программа.

– Ваша программа все-таки религиозная или светская?

– Программа рассчитана на самую широкую аудиторию. Можно, конечно, сказать, что она для светских людей, но ведь и церковные люди точно так же не имели возможности получить информацию о жизни великих мастеров прошлого. За 70 лет отсутствия религиозного образования в России мы забыли все самые элементарные вещи, без которых невозможно понять истинные произведения искусства. А ведь все художники своей главной целью видели постижение тайны мира, поиск подлинного смысла существования – то есть они искали Бога. Это неотъемлемая черта настоящего искусства. Кроме того, все по-настоящему великие произведения, которые оставляют след в истории, в жизни народов всего мира, создаются Святым Духом.

– Вы не только ведущий, но и автор этой программы. Сложно ли было начинать, когда на телевидении фактически не было религиозных программ?

– Не соглашусь, что не было. Например, выходила в эфир программа «Слово пастыря», которую вел патриарх Кирилл, тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский. На 2-м канале была программа под названием «Православный календарь», потом был «Канон» на 6-м канале. Затем появилась «Православная энциклопедия» на ТВЦ. Практически на каждом канале была своя православная программа. Так что я не могу сказать, что мы появились на ровном месте.

Я не считаю, чтобы что-то существенно изменилось за десять лет с точки зрения православного телевидения. Пожалуй, только то, что программ стало больше – но это приятная тенденция.

Качественных же, интересных программ осталось примерно то же количество – они ведь занимают нишу, которую им позволяет занимать телеформат.

– Тем не менее, часто можно услышать мнение, что на телевидении мало духовно-нравственных, в том числе и христианских, программ, в то время как число развлекательных передач превышает все разумные пределы. Как вы можете это прокомментировать?

– Руководство каналов, где есть реклама, естественно, заботится о рейтинге: чем он выше, тем дороже стоит коммерческое пространство. В итоге почти все каналы следуют за зрительской массой. А должно быть наоборот, конечно: телевидение должно воспитывать аудиторию и не забывать о тех людях – внимательных, вдумчивых, отзывчивых, которые нуждаются в серьезном собеседнике. Это аудитория пусть и маленькая, но очень дорогая. Разумеется, рейтинг «Библейского сюжета» не сравнится с рейтингом популярного сериала, но у нас есть свои преданные зрители, и их довольно много.

– Значит, вам удалось сделать серьезную, но в то же время популярную у телезрителей программу. В чем ваш секрет? Как сделать интересную программу о Православии?

– Когда мы начинали эту программу, я и мои товарищи по работе делали только первые шаги в Церкви. Я был неофитом – так, кстати говоря, называется наша телестудия. Мы все были неофитами. Нам это очень помогло, поскольку неофитство – это такое возвышенное состояние, словно первая любовь. Конечно, неофит может выглядеть сумасшедшим в глазах окружающих, но внутри себя он сосредотачивается, у него появляются какие-то колоссальные силы, энергия, энтузиазм, радость жизни. У нас весь этот запал был направлен на создание передачи. Это очень помогло. В ту пору на мое мировоззрение повлияли книги двух чудесных людей: митрополита Антония Сурожского и отца Александра Меня. Хочу привести мысль отца Александра: можно нарисовать Мадонну, и стыдно будет на нее смотреть; а можно написать птицу в небе, но так, чтобы она кричала о красоте Божиего мироздания, о любви Бога к людям, людей к Богу.

(FLV файл. Продолжительность 26 мин. Размер 79.2 Mb)

Как-то моя хорошая знакомая, игумения Теодора из монастыря святой Нины в Бодбе (Грузия), сказала, что все, что сделано с любовью, есть дело православное. Эти слова мне очень запомнились. Действительно, суть не в том, чтобы показать лампадку, свечку; главное – сделать передачу с любовью.

Ну а если судить о ноу-хау с профессиональной точки зрения, то нужно помнить, что журналист – это тот человек, который замечает то, что не замечают другие. Для этого все время нужно заниматься самообразованием, читать, углубляться в ту тему, которую журналист выбрал себе. Это касается не только Православия, нужно постоянно изучать свою тему, будь то политика, экономика или спорт. Нельзя останавливаться.

– Кстати, телевизионщики все же не любят показывать лампадки и свечки – это считают заезженным и «неформатом». Даже богослужение без постоянных пояснений посмотреть по телевизору нельзя…

– Мне, к счастью, в «Библейском сюжете» дают возможность свободно работать. Наш видеоряд цензуре не подвергается, но и канал «Культура», надо признаться, особенный. В процессе работы над программой удалось создать нужный микроклимат, когда меня и моих коллег не загоняли в неудобные рамки – поэтому у нас и получилось что-то.

– Вы также «приложили руку» к созданию известного цикла документальных фильмов «Святыни христианского мира». Что это был за проект, и будет ли снято продолжение сериала?

– Этот цикл рассказывает именно о святынях: о Туринской Плащанице, Кресте Господнем, Гробе Господнем, терновом венце, Ноевом ковчеге, о дарах волхвов… Удивителен сам по себе факт того, что они дошли до нас как, можно сказать, свидетели величайших событий священной истории. Но они еще и помогают глубже постигать Библию, Евангелие.

Сейчас мы как раз снимаем продолжение сериала. В новых фильмах хотим рассказать о Доме Пресвятой Богородицы, который находится в итальянском Лорето – откуда, кстати, берет начало известный каждому православному ученику чудотворный образ «Прибавление ума»; о ризе Христовой, хранящейся в древнем немецком Трире; о кресте апостола Андрея, о мощах апостола Фомы и святителя Николая.

– Помогло ли создание православных программ вашему личному воцерковлению?

– Безусловно! И не только моему, но и моих коллег и друзей! Я бесконечно благодарен Богу за программу «Библейский сюжет», потому что, занимаясь ею, мы все возрастаем в вере. Когда мы изучаем материал, из которого предстоит сделать программу, то получаем бесконечное количество новых знаний, новых источников для размышлений, сомнений и открытий. И это очень интересный и увлекательный процесс. И он бесконечный. Изучая духовный путь художника, я открываю сразу еще несколько интересных личностей и тем. Именно поэтому вряд ли в ближайшее время у нас иссякнут идеи для передач. Их гораздо больше, чем мы способны охватить. Я надеюсь, что духовный поиск художников, о котором мы рассказываем, может вдохновить и зрителей наших на какое-то нравственное усилие.

– Вы упомянули людей, повлиявших на ваше мировоззрение. У вас есть программы об этих людях?

– Есть. И о владыке Антонии, и об отце Александре. Главное, о чем мы хотели в них рассказать, – это их любовь к Богу и ближним. Они были удивительными людьми, и ведь они – почти наши современники, им удавалось быть христианами в мире, который нам так хорошо знаком и который, как нам по нашей лености иногда кажется, абсолютно не располагает к каким-то откровениям духа.

Меня поражает их проповедь и самоотверженное служение, они горели, как та свеча, о которой в Евангелии сказано: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет». Вот так и они нам всем светили, и мы грелись этим теплом.

– А какие еще церковные деятели заинтересовали вас в качестве героев для программ?

– У нас были передачи и про отцов Церкви, и про ветхозаветных пророков: Моисея, царя Давида, царя Соломона, Исаию и других. Говорили мы и о преподобном Иоанне Дамаскине, святителях Григории Богослове, Иоанне Златоусте, Василии Великом, о блаженном Августине.

– Человеку трудно гореть постоянно. Были ли в вашей работе какие-то сложности, когда хотелось все бросить и закрыть программу?

– Конечно, такие сложности были. Самый большой мой враг – это я сам. Очень важно для христианской журналистики черпать живую воду из неоскудевающего источника, который есть Бог. «Сеять разумное, доброе, вечное» просто невозможно, если ты сам не будешь стараться жить по Евангелию. Сама тема накладывает на человека очень большие обязательства, и вот из-за того, что мы им не соответствуем, появляются настоящие проблемы. Но работа спасает, не дает погибнуть.

– Сегодня есть несколько спутниковых православных каналов, все чаще и чаще говорится о создании федерального церковного канала. Как вы думаете, реально ли это?

– Трудно сказать. Раньше я был убежден, что такой канал не нужен. Разговоры о его создании велись и пять, и семь лет назад. Кто-то такой канал должен содержать. Но если государство, то тогда встанет вопрос: почему именно православный канал? Тогда должны быть и мусульманский канал, и иудейский. Кроме того, чтобы делать такой канал, нужны были творческие люди, а их тогда в достаточном количестве не было. Не было и такого большого количества качественных православных программ для контента. Мне казалось, что гораздо важнее, чтобы православные программы присутствовали на федеральных каналах – ведь их должны смотреть все, а не ограниченное число воцерковленных людей. Можно ведь делать православное телевидение, используя ресурсы больших каналов. Это, собственно говоря, так и делается.

(FLV файл. Продолжительность 26 мин. Размер 81.8 Mb)

Но сейчас, я думаю, может быть, такой канал и нужен, потому что стало больше грамотных церковных людей, больше стало церковных журналистов, которые хотели бы поработать на нем. Помимо журналистов есть и операторы, и гримеры, и художники, и режиссеры, которые не чужды Православию и могли бы трудиться на таком телеканале. Многим творческим людям душно на тех программах, на которых они вынуждены работать. Я бы и сам с удовольствием принял бы участие в создании православного телеканала.

Но для меня пока большой вопрос, что это будет за канал, кто должен его финансировать, найдутся ли меценаты. Может быть, это будет попечительский совет, или фонд, или что-то еще… Почему я об этом говорю в первую очередь? Потому что журналистам должна быть предоставлена большая свобода. Это не может быть самодеятельность, на уровне «что-то хорошее надо сделать». Если делать – то профессионально, иначе это смотреть не будут, а многие даже отвратятся от Православия, увидев такое «home video». То есть если мы хотим говорить с широкой аудиторией, то мы должны соответствовать современным требованиям телевидения, а это большие деньги, и люди должны работать постоянно и профессионально и получать хорошие зарплаты, чтобы можно было прокормить свои семьи. А когда речь заходит о финансировании, тогда возникает вопрос контроля. Взаимоотношения автора и продюсера – это очень важный момент. Если на журналиста без конца давить, ничего хорошего из этого не получится.

– А вы сами смотрите православные программы по телевизору?

– Иногда я смотрю такие программы по общедоступным каналам, хотя мне, конечно, в свободное время интереснее не телевидение, так как это моя работа, а за грибами сходить, например. А спутниковой тарелки у меня нет, так что православные каналы не смотрю.

Мне нравится программа «Слово пастыря» с участием Святейшего Патриарха Кирилла. Этот живой разговор, который ведет со зрителем патриарх, всегда очень интересен, и лично мне несколько раз этот диалог помог разрешить внутренние вопросы, которые касались духовной жизни. То, что патриарх остался телеведущим, можно считать уникальным явлением. И то, что он напрямую обращается к зрителям, – это просто замечательно.

– А чего вам не хватает на нашем телевидении?

– На мой взгляд, есть много неиспользуемых ресурсов для проповеди. Например, можно было бы создать отличную программу типа «Клуба путешественников» – но показывать не пляжи и туристические услуги, а красоту Божиего мира, храмы и монастыри, паломнические маршруты. Можно снимать фильмы и программы про церковную историю, про жизнь людей.

Сейчас с экрана практически ушел живой человек, и это настоящая беда. Из программы в программу мы видим одни и те же лица. Помните, недавно выходила программа «Подстрочник», где мама П. Лунгина рассказывала о своей жизни? Никаких современных телевизионных технологий там не было, но страна не отрывалась от экранов, потому что живой человек интересен всегда.

(FLV файл. Продолжительность 10 мин. Размер 12.7 Mb)

Я знаю, что в архивах есть большое интервью, например, уже упоминавшегося митрополита Антония Сурожского. Если запустить его вечером, на том же канале «Россия», я даю гарантию, что все это будут смотреть.

В советское время люди на экране были, и было открытие настоящих личностей. Наши люди изголодались по такому телевидению, и я лично тоже по нему скучаю. Жаль, что главные функции телевидения – просвещение и общение людей – забыты.

– Что нового ждет нас в юбилейном сезоне «Библейского сюжета»?

– Мы будем продолжать рассказывать про художников, писателей, поэтов и музыкантов. Что касается ближайших программ, то их героями станут Генрих Гейне и другие великие мастера. У Генриха Гейне под конец жизни, когда он серьезно заболел, вышли замечательные книги покаянных стихов – мы расскажем эту историю.

Еще одна передача будет посвящена Сэмюэлю Морзе – изобретателю знаменитой азбуки. Он много лет терзался духовными исканиями. Не всем известно, что он был художником и одно время даже возглавлял американский творческий союз. Но потом все бросил, начал изучать физику и поверил, что это его призвание. А когда он передал свою первую телеграмму, то это были слова: «Как дивны и велики дела твои, Господи».

– Кого бы вам еще хотелось видеть героем своей передачи?

– Максима Исповедника. Это великий философ, и у него потрясающая биография; он в одиночку противостоял не только всему государству во главе с императором, но и Церкви: патриарх и все епископы в Константинополе объявляли его еретиком, а ему Господь говорил, что он прав. Его фактически убили, ведь он не пережил той ссылки, в которую его отправили, отрезав ему язык, чтобы он не проповедовал, и отрубив ему руку, чтобы он не писал. Но после его гибели собрался Собор, и все, что он сказал о Христе, о соединении Его двух природ, Божественной и человеческой, – все это стало достоянием Церкви и всего человечества.

Кроме того, я хотел бы, чтоб поскорее увидел свет фильм из большого четырехчасового интервью митрополита Антония Сурожского. Когда-то давно по каналу «Культура» показали только небольшую 20-минутную программу. Я ее переписывал много раз для друзей, поскольку она тогда вызвала большой интерес.

«БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ»Дмитрия Менделеева

Так называется одна из самых рейтинговых программ на канале «Культура». Передача эта универсальна. Ее смотрят взрослые и дети, ученые и неученые, образованные и необразованные, представители разных конфессий. Недавно программа отметила свой первый значительный юбилей – пятьдесят выходов в эфир. Ну что ж, повод поговорить с одним из ее создателей и бессменным телеведущим Дмитрием Менделеевым.

— Дмитрий, кому пришла в голову идея программы «Библейский сюжет»?

— Каналу «Культура». Это было совершенно естественное, как мне кажется, намерение для канала с таким названием: открыть область культуры, которая оказалась не доступна широким массам.

— Насколько знаю, от замысла до воплощения прошло немало времени.

— Да. В том числе и потому, что тогда, не то, что сейчас, литературы о влиянии Библии на творчество великих мастеров культуры на русском языке практически не было.

— И как же вышли из этой ситуации?

— «Культура» обратилась за помощью к телестудии «Неофит». Дело в том, что мы к тому времени уже несколько лет, можно сказать, специализировались на христианской тематике. Может быть, вам знакомы наши передачи «Канон», «Тесные врата», «Святыни христианского мира», «Дело житейское». Ну, вот и накопили мы некоторый опыт, который позволил принять предложение «Культуры».

— И с чего же начали?

— С просветительства – культурного и христианского. Чтобы люди могли воспринять произведение не только на эмоциональном уровне, но и знать, о чем оно написано. А там, глядишь, захотят более подробно открыть бесконечно прекрасный мир христианской культуры, а в конечном итоге и Евангелие. Такой подход, к счастью, оказался созвучным руководству «Культуры».

— Приведите хотя бы одни пример.

— Гениальный Иванов писал «Явление Мессии», зная, что его современники знакомы с Евангельскими событиями. Задача «Библейского сюжета», посвященного ему, — просветить наших сограждан, приблизить их к пониманию слова Божия, к тому, что хотел сказать художник. И рассказывая о творчестве, прикасаюсь к душе художника. И такое, может быть, банальное словосочетание, как «душа поэта», обретает для меня самое реальное очертание. Ведь, в конце концов, каждое произведение – это дневник души, развитие ее.

А направлена она всегда к Богу, даже если этого поначалу и не осознает. Сколько примеров, когда художник брался за библейский сюжет, отдавая дань моде или по заказу. А заканчивал свой труд уже другим человеком, верующим. Ибо истинно великое произведение может родиться только в сотворчестве с Богом. Вопреки расхожему мнению, даже Евангелисты не просто стенографировали то, что им посылалось свыше. Это был Богодухновенный человеческий труд. И не случайно Роден говорил, что великие художники самые религиозные люди на свете.

— А в наши дни очень распространено иное мнение: художники – богемные создания. Такой взгляд как бы вписывается во внедряемый в народ культ наслаждения — бери от жизни все, порхай как бабочка. Ваши библейские сюжеты напрочь зачеркивают это вредное заблуждение.

— И слава Богу. Однажды Тарковского спросили, что для него творчество и как много времени он ему уделяет.Это то, был его ответ, чему принадлежишь, как раб, ежеминутно, ежечасно, ежедневно. Обессиленного Брюлова выносили из мастерской на руках. Руки Дюрера страшно разъедала краска, а он работал, работал и работал, превозмогая невыносимую боль. Иванов днями питался хлебными корочками, умывался в фонтане, потому что стипендии хватало только на аренду мастерской и натурщиков. И речи быть не могло о приработке. Только всепоглощающая работа над своим полотном. Так великие приносили в жертву искусству здоровье, жизнь. Они служили не себе, не своему благополучию, комфорту, удовольствию, а Богу и людям. И об этом все пятьдесят программ «Библейского сюжета».

— Значит, вас можно поздравить с первым юбилеем. А как, Дмитрий, вы сами пришли к вере?

— Господь призвал. Другого ответа у меня нет. Моей заслуги в этом нет, наоборот, я долго зову тому сопротивлялся. Однажды я поехал туристом в Италию. Признаюсь, ездил я тогда за рубеж больше для того, чтобы в светской беседе щегольнуть самим фактом. Внутри себя я как бы делал отметку типа «Здесь был Вася». В первые дни по храмам не ходил: экономил доллары на тряпки. Исключение сделал для собора св. Петра в Ватикане. Народу там было! Гудел он как муравейник. И вдруг я вижу старичка, очень благообразного, похожего на Святителя Николая. Он будто, бесплотный, проходил сквозь толпу, не замечая никого и ничего, с каждым святым на иконах здоровался как со своим другом. Я шел за ним.

Очнулся на коленях перед Распятьем. Так в одно мгновенье я прозрел. Теперь-то понимаю, то было маленькое сошествие Св. Духа на меня, слепого и глухого.

— И как изменилась после этого ваша жизнь?

— Можно сказать, радикально. Но тут я должен сделать небольшое отступление. Жили на свете три друга, что называется, с рождения – Володя Дубровский, Миша Рябов и ваш покорный слуга Дмитрий Менделеев. Пришло время, и Миша занялся бизнесом, а мы с Володей закончили факультет журналистики МГУ. Пришли на телевидение. Я вел, может быть, вы помните, «Крестьянский вопрос», «Тему». Так вот, после того, как я пришел к вере, стал искать на ТВ нишу, где работалось бы в согласии со своей совестью. Тогда и родилась идея христианской студии. Директором ее стал Володя, а спонсором – Миша. И стали нам заказывать христианские передачи различные телевизионные каналы.

— Так это вы делаете «Лето Господне»? Я, к сожалению, видела только одну передачу и очень жалела, что она сошла с экрана, исчезла.

— Никуда «Лето Господне» не исчезло. Выходит эта программа в дни двунадесятых праздников православных. Рассказываем о сути события, которое произошло в данный день две тысячи лет назад.

— А почему вы назвали свою студию «Неофит»?

— В честь дивного пятнадцатилетнего юноши Неофита. Когда пришло время выбирать остаться ему со Христом или отказаться от веры, было это в конце 111 века, он выбрал благую часть, за что и был замучен. Со временем имя Неофит стало нарицательным. Сегодня, можно сказать, все наше Отечество является страной неофитов. Вот вам и объяснение.

— Мне кажется, Дмитрий, что в последнее время Вы делаете крен в житейский сюжет. Ну скажите, надо ли живописать грешника, пусть даже и очень талантливого.

— Кого вы имеете в виду?

— Ну хотя бы замечательного поэта Владимира Высоцкого? Что связывает его жизнь с библейским сюжетом? Вот что сказала мне шестилетняя Соня Гальцева узнав, что я буду беседовать с вами: «Стараюсь всегда смотреть «Библейский сюжет». Он небесный. Можно было бы удлинить эту передачу, а то кажется, что она пролетает за одну секунду. Но однажды я смотрю и вижу, вместо библейского человека стоит какой-то человек с гитарой и поет, что он грешит и этим живет. Зачем его сюда вставили?

— Вопрос это сложный. И все-таки та передача открыла зрителю незнакомого Высоцкого. Мало кто знает, что в его поэзии есть библейские сюжеты, что в конце жизни он крестился, по смерти его отпевали. История знает примеры, как к святости приходили из глубокого падения. Вспомните Марию Египетскую, блаженного Августина. А разве не благоразумный разбойник первым вошел в рай? Так что внешняя биография человека иногда ни о чем не говорит. Напомню вам замечательные строчки Высоцкого: поэты ходят босыми пятками по лезвию ножа, и режут в кровь свои босые души. Бесы со страшной силой мучили Пушкина, Блока, Гумилева. Дару настоящего художника всегда сопутствует одна особенность: с утроенной силой ведется борьба с грехом. А выиграна ли она или проиграна, знает один Бог. И вообще хочу я вам сказать, можно написать любой божественный сюжет так, что на него не захочется смотреть, потому как художник не вложил в нее ни капли сердца. А можно написать птицу в небе, но так, что она просто кричит о красоте Божьего мира. И это будет самым христианским сюжетом для программы..

— А зачем появился сюжет о Бродском, замечательном поэте, но мятущемся, колеблющемся человеке. В центре его внимания стояли вещи, далекие от библейского сюжета. Разве он ваш герой?

— Я принял бы ваш упрек, если бы героем программы стал, скажем, Малевич с его знаменитым «Черным квадратом», действительно богоборческим и античеловеческим произведением. Вот это контркультурное явление. Меня просто поражает культ этого антишедевра в среде художественной элиты. Ну а теперь вернусь к вашему вопросу о Бродском. Это была одна из наших ранних программ, мы только-только нащупывали свой стиль. Сейчас бы я сделал сюжет о нем совсем по-другому. И все же классификация здесь не уместна. Давайте копнем поглубже. Бродского назвали Иосифом в честь Сталина. Так что можете себе представить, в какой безбожной обстановке он воспитывался. Путь, пройденный им, труден и тернист. Поэт написал совершенно замечательное стихотворение «Сретение», кстати, под влиянием Ахматовой. Она подарила ему свою веру, и я вижу по этому стихотворению, как сильно его душа должна была стремиться к Богу, чтобы получить ответ с неба. Нет, нет, Иосиф Бродский – герой нашей программы.

— Насколько я знаю, Дмитрий, над внешним обликом телеведущих работают стилисты.

— Я обхожусь сам. Хотя и мне не мешало бы над этим подумать. Одна зрительница была недовольна, что я в жилетке, мол, она придает мне излишнюю солидность. Ну я и отказался от нее. Кого-то раздражает бумага, которую я держу в руках.

— Так в ней же, наверное, текстовые подсказки.

— Нет, текст я должен знать наизусть по двум причинам. Технология компьютерной студии на Мосфильме, там мы записываемся, не позволяет пользоваться суфлерами. Вольный рассказ тоже невозможен, потому как должна быть абсолютная синхронность звукового и зрительного ряда. То есть, определенные слова должны точно соответствовать изображению, которое у меня за спиной. Иллюстративный материал выстраивается строго под текст.

— Чаше всего в титрах передачи упоминаются три автора текста – вы, Ольга Сарнова и Всеволод Константиновский.

— А я хотел бы назвать еще два имени совершенно замечательных режиссеров нашей программы. Лауреата премии «Тэфи» Игоря Калядина и Рейна. Не потому, что вроде бы надо воздать, что называется, всем сестрам по серьгам. А потому, что их роль в создании «Библейского сюжета» действительно велика. Ольга же и Всеволод когда-то делали замечательную передачу «История одного шедевра». Мы тогда искали авторов, погруженных в нашу тематику, таких, кто сочетал бы богословскую осведомленность с искусствоведческим даром. В их лице мы и нашли такое счастливое сочетание. На этом стыке – они открыли для себя мир православия, а я – мир искусства – наша программа и состоялась.

— У вашей программы один из самых высоких рейтингов на канале. Не тщеславитесь по этому поводу?

— Тщеславлюсь. Таковы издержки профессии. Но все равно надо с этим бороться. Когда мы сделали цикл «Святыни христианского мира», казалось, что теперь-то руководство выдвинет нас на «Тэфи». Я уже представлял, как выхожу на сцену и произношу свою маленькую «Нобелевскую речь». И знаете, прошло много времени, прежде чем понял, как был неправ, допуская саму мысль, что достоин награды. Ведь все, что у меня есть, все дары – от Бога. А я приобщен к ним неизвестно, за какие заслуги. И свою задачу вижу в том, чтобы связать мир видимый, наш, материальный, и невидимый. Как Господь и задумал. Глубокое осознание этого побудит человека ответственнее относиться к своему времени. Надеюсь, что программа помогает зрителям задуматься над тем, как протекает их жизнь, с точки зрения вечных ценностей. И огромная заслуга в том, что такая программа, как «Библейский сюжет» существует на канале «Культура».

Беседу вела Наталья Ларина

Дмитрий Менделеев: «Начало моего спасения своими молитвами положила жена»

№14 (671) / 2 апреля ‘12

Беседовал Олег Петров Люди церкви

Гость программы «Люди Церкви» – руководитель телевизионной студии «Неофит» Дмитрий Менделеев. Он известен и как ведущий программы «Библейские сюжеты» на телеканалах «Культура» и «Союз»

– Результат деятельности руководимой Вами телевизионной студии «Неофит» – 300 фильмов на библейскую тематику за 10 лет. Дмитрий, «Библейских сюжетов» больше в жизни или в литературе?

– Жизнь – бесконечный библейский сюжет.

– Как началась Ваша жизнь в Церкви?

– Мама моя крещена была в детстве, но не была верующей, хотя мы заходили иногда в храм – в Москве всегда были какие-то открытые храмы. А в школе висели плакаты антирелигиозные, и, конечно, все, что было «нельзя», нам было интересно.

– Как все-таки произошла Ваша встреча с Богом?

– Было несколько ситуаций, но одна была судьбоносная. Мы поехали с женой в Италию, и в последний день была экскурсия в собор Святого Петра; собственно я уже был крещен, но все-таки этот момент был важный. Я пошел на экскурсию в скептическом настроении. Жена была верующей, а я нет. Для меня тогда Господь был исторической Личностью, я верил, что был очень такой хороший Учитель, Пророк, и замечательное Учение – но для бабушек. А я-то человек с высшим образованием. Вот с таким настроением я пошел в собор Святого Петра. А там очень много всегда народа, просто невозможно войти, одни туристы. Хотя просят не шуметь, но это невозможно: тысячи человек, все снимают, шумят, экскурсоводы с группами, в общем, стоит гул, все смотрят по сторонам. Я походил со всеми вместе, а потом вижу – идет дедушка такой, невысокого роста, седой, в епископском облачении повседневном. Идет от иконы к иконе и здоровается, кланяется одной иконе, другой – он как бы между людей идет. И я поймал себя на том, что мне хочется за ним идти, потому что это человек из какой-то другой жизни. Было ощущение, что все вокруг мертвые, толпа зевающая со стеклянными глазами, а тут живой человек идет и здоровается с иконами, то есть понятно, что для него что-то другое открыто. Я шел, шел за ним, пока он не довел меня до алтаря, увидел распятие и стал плакать. Были такие рыдания, с которыми я не мог справиться, потому что осознал в один момент Божие присутствие, почувствовал через этого человека. Вот так внешне, может, это не было эффектно, но внутри у меня все перевернулось, я вышел уже другим человеком из собора Святого Петра.

– А собственно Евхаристическая жизнь, основа жизни каждого христианина и его общения с Богом, его пути в Царство Небесное, для Вас началась сразу, или воцерковление шло постепенно?

– Постепенный процесс был. Мне очень повезло. Когда я прибежал каяться, то встретил отца Аркадия, настоятеля нашего храма Тихвинской Иконы Божией Матери в селе Алексеевском.

Он сразу понял, кто перед ним стоит, сам за меня рассказывал все мои грехи, обо всем побеседовал. Вот таким я и представлял себе пастыря. Он очень опытный священник – уже тогда лет 50 как служил, поэтому, конечно, это была большая удача. Потом еще много-много раз сам за меня исповедовался, иногда происходит так и сейчас. Он удивительный пастырь.

– Как возникла идея этой студии?

– У меня и мама, и папа на телевидении, у жены моей папа тоже, и все наши родственники, можно сказать, связаны были так или иначе с телевидением. Я после школы, до армии еще, стал работать на телевидении. С детства вращался в этой среде, когда к родителям приходили гости или мы ездили в Софрино… Какие-то вещи мне не нужно было объяснять, я их и так знал, эту внутреннюю кухню.

– Вы сказали, что до Вашего воцерковления Ваша жена уже была церковным человеком?

– Да, она молилась за всю семью, за своих родителей, за меня, мы все были нецерковные, а стали церковные из-за ее молитвы.

За что я благодарен жене – за то, что не только молитвами, но и своим образом жизни она и меня привела к вере. Когда у нее начался активный период воцерковления, то она не выходила из храма, ездила в хоспис, ухаживала за больными раком, тяжелобольными, я всегда помогал ей в храме и видел, как она себя раздает. Конечно, все во мне сопротивлялось, потому что ее образ жизни совершенно не совпадал с образом жизни нашей компании. Но ее бескорыстие, и самоотверженное служение людям в первую очередь, сыграло огромную роль. Так все было, так что она меня воцерковила и своих родителей тоже.

– Что такое «Библейский сюжет»? Ваша программа – о том, как что-то в жизни может проецироваться из Библии? Что это такое?

– В первую очередь мы людям говорим о Христе, чтобы всегда люди помнили о Боге, и выбираем такие сюжеты, которые прошли сквозь жизнь большого художника. Если это произведение шедевр, художник настоящий, то в его произведении не могла не отразиться его жизнь, он не мог холодным умом, «левой ногой» что-то написать. Шедевр на то и шедевр, что человек проливает кровь и получает Духа Святого. Как святые отцы говорят, «пролей кровь и прими Духа», так и есть.

– Булгаковский Иешуа Га-Ноцри – тоже библейский сюжет, но он совершенно по-другому подан и пережит автором.

– Булгаков решил написать роман именно как апологию христианства и роман о дьяволе, то есть как дьявол действует в нашей жизни. И он его стал писать. Само произведение специально бездарным, пошлым языком написано, потому что дьявол бездарен и те люди, которых он использует, тоже отвратительны. Та же Маргарита ведьма просто. Все это нами воспринималось в школьные годы как позитив, как мелодрама, а на самом деле Булгаков их раздевает.

– Но он награждает их покоем в конце?

– Ну какой же это покой? Это просто нирвана такая жуткая.

– Но язычник, который читает этот роман, воспринимает его как позитив.

– Все же пришли в храм после этого – после романа начали читать Евангелие? То есть на уровне подсознания поняли, что надо читать Евангелие. Есть много священников, которые скажут вам, что первые шаги они делали, прочитав роман «Мастер и Маргарита».

– Дмитрий, я очень благодарен Вам за этот разговор, надеюсь, что мы продолжим цикл таких бесед с Вами. Спасибо, удачи Вам и помощи Божией в Ваших делах и успехов студии «Неофит».

Смотрите программу «Люди Церкви» на телеканале «Союз»: вторник 01.30, среда 05.00, воскресенье 12.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

В других номерах:

№32 (641) / 22 августа ‘11

Люди церкви

Александр Крутов: Дозволено может быть только то, что нравственно, что несет человеку духовное возрастание

Встреча с православным журналистом Дмитрием Владиславовичем Менделеевым

18 сентября, в воскресенье, состоялась встреча с православным журналистом Дмитрием Владиславовичем Менделеевым.

Встреча прошла в нижнем храме Рождества Христова. На неё собрались участники молодёжного клуба, прихожане и сотрудники нашего храма. Перед началом выступления Дмитрия Владиславовича его приветствовал клирик нашего храма иерей Евгений Головин, который представил гостя собравшимся.

На встрече Дмитрий Менделеев рассказывал об истории Туринской Плащаницы, о научных исследованиях этой реликвии. Не зря Туринскую Плащаницу называют «пятым Евангелием»: всё, что связано с её историей, очень интересно и важно как для верующих, так и для сомневающихся и отрицающих существование Иисуса Христа.

Всем присутствующим было интересно узнать о том, что Нерукотворный Образ Спасителя и был той самой Туринской Плащаницей, о том, какие исследования реликвии проводятся, а какие не допускает Ватикан и почему.

После рассказа о Плащанице аудитория задавала вопросы. В их числе был вопрос о Ноевом ковчеге. Дмитрий Владиславович ответил на эти вопросы, подробно остановившись на вопросе о Ноевом ковчеге. Некоторые даже и не подозревали, что ковчег сохранился и существует до сих пор и с ним проводились различные исследования.

В конце встречи иерей Евгений поблагодарил гостя за интересную беседу и пожелал ему помощи Божией в его миссионерских трудах. Встреча была очень познавательна, и люди ушли с неё, обогащённые новым полезным знанием.

Дмитрий Владиславович Менделеев – автор и ведущий программы “Библейский сюжет”, редактор сериала “Святыни христианского мира”,
художественный руководитель телевизионной студии “Неофит” московского Данилова монастыря.
Выпускник факультета журналистики МГУ. В 1993–94 гг. работал корреспондентом телекомпании “ВИД”, в 1995–96 гг. – ведущим программы “Тема”, в 1996–99 гг. – редактором отдела международной информации телеканала “НТВ”. С середины 1999-го года специализируется на христианской тематике. Вместе с режиссером Игорем Калядиным и оператором Михаилом Федоровым трудился над созданием документальных циклов “Святыни христианского мира” и “Лето Господне” (оба вышли на телеканале “Культура”).
Преподаёт в Сретенской духовной семинарии.



В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с наиболее известными библейскими сюжетами. Известно, что библейские сюжеты стали основой многих произведений культуры. Знакомство с библейскими историями не просто учит нас мудрости, терпимости и вере. Библейские сказания помогают нам лучше понимать культуру и самих себя.

В данном материале мы предлагаем Вам библейские истории Ветхого и Нового Заветов. Величайшие пророки, цари Древнего Мира, апостолы и сам Христос — вот герои эпических библейских сказаний.

Библейские сюжеты Ветхого Завета.

Сотворение мира.

Библейская история о сотворении мира описана в Книге Бытия (1-я глава). Данный библейский сюжет является основополагающим для всей Библии. Он не только рассказывает, как все началось, он также устанавливает основные учения о том, кто есть Бог и кто есть мы в отношениях с Богом.

Сотворение человека.

Человек был создан на шестой день творения. Из данного библейского сказания мы узнаем, что человек – вершина мироздания, созданный по образу Бога. Это источник человеческого достоинства, и именно поэтому мы следуем духовному росту, поэтому мы будем больше походить на него. Сотворив первых людей, Господь завещал им плодиться, размножаться, наполнять землю и владычествовать над животными.

Адам и Ева – история любви и грехопадения

История создания первых людей Адама и Евы и о том, как сатана под видом змея соблазнил Еву согрешить и съесть запретный плод от дерева добра и зла. Глава 3 Бытия описывает историю грехопадения и изгнания из эдема первых людей. Адам и его жена Ева — в Библии первые люди на Земле, сотворённые Богом и прародители человеческого рода.

Каин и Авель – история первого убийства.

Каин и Авель – братья, сыновья первых людей – Адама и Евы. Каин убил Авеля из-за ревности. Сюжет о Каине и Авеле – сюжет о первом убийстве на молодой Земле. Авель был скотоводом, а Каин — земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями. Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, и Бог принял его жертву, тогда как жертву Каина — плоды земли — отклонил из-за того, что принесена она была не с чистым сердцем.

Долголетие первых людей.

Нам множество раз в комментариях к главам книги Бытия задавали вопрос, почему люди в те времена жили так долго. Попытаемся представить, все возможные толкования данного факта.

Великий Потоп.

Главы 6-9 Книги Бытия рассказывают историю Великого Потопа. Бог прогневался на грехи человечества и послал на землю дожди, ставшие причиной Всемирного Потопа. Единственными людьми, которым удалось спастись, оказались Ной и его семья. Бог завещал Ною построить ковчег, который и стал укрытием для его и его родных, а также для животных и птиц, коих Ной взял с собой в ковчег.

Вавилонское столпотворение

После Великого Потопа человечество представляло собой единый народ и говорило на одном языке. Пришедшие с востока племена решили построить город Вавилоном и башню до небес. Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки из-за чего люди перестали понимать друг друга и не смогли продолжить строительство.

Завет Авраама с Господом

В Книге Бытия несколько глав посвящено послепотопному патриарху Аврааму. Авраам был первым человеком, с которым Господь Бог заключил Завет, согласно которому, Авраам станет отцом многих народов.

Жертвоприношение Исаака.

В Книге Бытия описана история несостоявшегося жертвоприношения Исаака отцом его – Авраамом. Согласно Бытию, Бог призвал Авраама принести своего сына Исаака в жертву «во всесожжение». Авраам, повиновался, не колеблясь, однако Господь пощадил Исаака, убедившись в преданности Авраама.

Исаак и Ревекка

История сына Авраама Исаака и его жены Ревекки. Ревекка была дочерью Вафуила и внучкой брата Авраама — Нахора (Авраам, живший в Ханаане, решил найти жену Исааку у себя на родине, в Харране).

Содом и Гоморра

Содом и Гоморра — два известных библейских города, которые, согласно Книге Бытия, были уничтожены Богом за греховность и разврат их жителей. Единственным, кому удалось выжить, оказались сын Авраама Лот с дочерями.

Лот и его дочери.

В трагедии Содома и Гоморры Бог пощадил лишь Лота и его дочерей, так как Лот оказался единственным праведником в Содоме. После бегства из Содома, Лот поселился в городе Сигор, однако вскоре ушел оттуда и поселился с дочерьми в пещере в горах.

История об Иосифе и его братьях

Библейская история Иосифа и его братьев рассказывается в Книге Бытия. Это история о Божьей верности обещаниям, данным Аврааму, Его всемогуществе, всесилии и всеведении. Братья Иосифа продали его в рабство, однако Господь таким образом направлял их судьбы, что они сами осуществили то, чему так стремились помешать – возвышению Иосифа.

Казни египетские

Согласно книге Исход, Моисей именем Господа требовал от фараона освободить порабощённых сынов Израилевых. Фараон не согласился и на Египет были обрушены 10 казней египетских – десять бедствий.

Странствования Моисея

История о сорокалетнем исходе евреев из Египта под предводительством Моисея. После сорока лет скитаний лет израильтяне обогнули Моав и вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина.

Манна небесная

Согласно Библии, манна небесная — пища, которой Бог кормил народ израильский во время 40-летних скитаний по пустыне после исхода из Египта. Манна выглядела как белые крупинки. Сбор манны происходил по утрам.

Десять заповедей

Согласно книге Исход, Господь дал Моисею десять заповедей о том, как надлежит жить и относиться к Богу и друг другу.

Битва за Иерихон

Библейский сюжет повествует о том, как преемник Моисея – Иисус Навин попросил Господа помочь ему взять город Иерихон, жители которого боялись израильтян и не желали отворять врата города.

Самсон и Далила

История Самсона и Далилы описана в Книге Судей. Далила — женщина, предавшая Самсона, отплатившая за любовь и преданность тем, что выдала секрет силы Самсона его злейшим врагам – филистимлянам.

История Руфи

Руфь – прабабушка Царя Давида. Руфь известна была своей праведностью и красотой. История Руфи олицетворяет собой праведное вхождение в еврейский народ.

Давид и Голиаф

Библейская история о молодом человеке, который, ведомый верой, победил великого воина. Молодой Давид – будущий богоизбранный царь Иудеи и Израиля.

Ковчег Завета Божия

Ковчег Завета— величайшая святыня еврейского народа, в котором хранились каменные Скрижали Завета, а также сосуд с манной и посох Аарона.

Мудрость Царя Соломона.

Царь Соломон — сын Давида и третий еврейский царь. Его царствование описывается как правление мудрое и справедливое. Соломон считался олицетворением мудрости.

Соломон и царица Савская

Библейский сюжет о том, как легендарная аравийская правительница Царица Савская нанесла визит известному своей мудростью Царю Соломону.

Золотой истукан Навуходоносора

Навуходоносор, увидевший во сне золотого истукана, не мог отделаться от желания самому сделать похожую статую огромных размеров и из чистейшего золота.

Царица Есфирь

Эсфирь была красивой, тихой, скромной, но энергичной и горячо преданной своему народу и своей религии женщиной. Является заступницей народа еврейского.

Иов многострадальный

Библейское предание о том, что плохие вещи случаются и с хорошими людьми. Вопрос в том, будете ли вы продолжать доверять Богу в трудные времена? История Иова повествует о безоговорочной вере в Господа.

Иона и кит

В Ветхом Завете содержится интересное предание о пророке Ионе и о том, как его проглотил большой кит.

Библейские сказания Нового Завета.

Рождение Иоанна Крестителя

Ветхий Завет заканчивается надеждой на то, что Бог пошлет Илию, чтобы подготовить людей к приходу Спасителя, Мессии. Таким человеком оказывается Иоанн Предтеча, который готовит людей к приходу Мессии, рассказывая им о покаянии.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Библейский сюжет о возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа. Ангел пришел к Богородице и произнес слова о том, что Она избрана Богом и обрела благодать у Бога.

Рождение Иисуса

Еще в Книге Бытия есть пророчества о приходе Мессии. Всего их в Ветхом Завете более 300. Данные пророчества сбываются в рождении Иисуса Христа.

Дары волхвов.

Три волхва приносят младенцу Иисусу дары на Рождество. В Библии волхвы — цари или маги, пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу. Волхвы узнали о рождении Иисуса по явлению чудесной звезды.

Избиение младенцев

Избиение младенцев —новозаветной библейское предание, описанное в Евангелии от Матфея. В предании говорится о резне младенцев в Вифлееме после рождения Иисуса. Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики.

Крещение Иисуса

Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре с целью принять крещение. Иоанн сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Искушение Христа

После крещения Иисус ушел в пустыню, чтобы принять сорокадневный пост. В пустыне дьявол искушал Иисуса. В христианстве искушение Христа дьяволом трактуется как одно из доказательств двойной природы Иисуса, а уязвление Им Дьявола — как пример борьбы со злом и благодатный результат крещения.

Иисус ходит по воде

Хождение Иисуса по водам —одно из чудес, совершённых Христом для уверения учеников в Его Божественности. Хождение по воде описывается в трёх Евангелиях. Это — известный библейский сюжет, который использовался для христианских икон, мозаик и пр.

Изгнание торгующих из храма

Библейский сюжет, описывающий эпизод земной жизни Мессии. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки в храме. После входа в Иерусалим, Христос направился в храм, увидел торговцев и изгнал их.

Тайная вечеря

Тайная вечеря—последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников.

Моление о чаше

Моление о чаше или Гефсиманское моление — молитва Христа в Гефсиманском саду. Моление о чаше является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

Поцелуй Иуды

Библейский сюжет, встречающийся в трех Евангелиях. Иуда поцеловал Христа ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй был знаком для ареста Мессии.

Суд Пилата

Суд Пилата — описанный в четырех Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Отречение апостола Петра

Отречение Петра — новозаветный сюжет, повествующий о том, как апостол Пётр отрёкся от Иисуса после ареста. Отречение было предсказано Иисусом ещё во время Тайной Вечери.

Крестный путь

Крестный путь или несение креста — библейский сюжет, составная часть Страданий Иисуса, представляющий собой путь, проделанный Христом под тяжестью креста, на котором он в последствии и был распят.

Распятие Христово

Казнь Иисуса проходила на Голгофе. Казнь Христа через распятие на кресте — завершающий эпизод Страстей Христовых, который предшествует погребению и Воскресению Христову. Иисус страдал на кресте рядом с разбойниками.