Благодать

This Is Amazing Grace

To pass to the list of songs which names begin on the letter T

  • Artist: Bethel Church
  • Album: For The Sake Of The World
  • Language: Русский
  • Other name: О это благодать
  • Тематика: Прославление
  • Songs of the album:

О, это благодать Куплет 1. G Кто тьму разрушил, греха проклятье? C Кто любит вечно, Кто не оставит? Em D C Господь, Царь славы и Царь для всех царей. G Кто громом славы мир сотрясает C Пред Кем трепещет душа живая Em D C Господь, Царь славы и Царь для всех царей. Припев: G О, эта благодать. С О, вечная любовь. Em ТЫ взял вместо меня D Мой крест и мой позор. G Ты Свою жизнь отдал C Меня освободил Em Иисус, я буду петь о Твоей любви. D G Петь о Твоей любви. G Кто убирает из жизни хаос? C Кто стал Отцом нам, назвал сынами Em D C Господь, Царь славы. Господь, Царь славы. G Кто правит миром в суде и правде C И ярче солнца свет Его славы? Em D C Господь, Царь славы и Царь для всех царей. Бридж: G Агнец Божий заклан за нас. C Агнец Божий славу достоин принять. G Агнец Божий заклан за нас. C Агнец Божий славу достоин принять. G Агнец Божий заклан за нас. C Агнец Божий славу достоин принять. Em Агнец Божий заклан за нас. D Он достоин. Достоин. Достоин Он.

Благость. Благость Бога означает, что Бог — это высший эталон блага, и все — и сущность, и дела Бога — достойны одобрения

В этом определении мы сталкиваемся с той же ситуацией, которую мы анализировали в определении Бога как истинного Бога. Здесь слово «благой» может быть осмыслено в значении «достойный одобрения», однако мы не от-ветили на вопрос, чье одобрение может быть эталоном? В определенном смыс-ле, мы можем сказать, что все благое должно заслуживать нашего одобрения. Однако, в высшем смысле, мы не вольны решать, что заслуживает одобре-ния, а что нет. Поэтому, в высшем смысле, существо и действия Бога вполне заслуживают Его собственного одобрения. Таким образом, Он является выс-шим эталоном блага. Иисус подразумевает именно это, когда говорит: «Ни-кто не благ, как только один Бог» (Лк. 18:19). В псалмах часто говорится о том, что «благ Господь» (Пс. 99:5). Псалмопевец восклицает: «Славьте Госпо-да, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 105:1; 106:1 и др.). Давид призы-ваетнас: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33:9).

Но если Сам Бог благ и потому является высшим эталоном блага, то у нас есть определение «благого», которое поможет нам в изучении этики и эстети-ки. Что есть «благо»? «Благо» — это то, что одобряет Бог. Тогда мы можем спро-сить: почему то, что Бог одобряет, — благо? На это мы должны ответить: пото-му что Он одобряет это. Это означает, что нет более высокого эталона благо-сти, чем качества Самого Бога и чем Его одобрение того, что соответствует этим качествам. Тем не менее Бог даровал нам некоторое отражение Своего чувства благого, поэтому, когда мы оцениваем вещи так, как того желал Бог, создавая человека, мы тоже одобряем то, что одобряет Он.

Наше определение утверждает также, что все, что Бог делает, достойно одобрения. Мы видим подтверждение этому в повествовании о творении: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо веста» (Быт. 1:31). Псалмо-певец связывает благость Бога с благостью Его деяний: «Благ и благодетелен Ты, — научи меня уставам Твоим» (Пс. 118:68). Псалом 103 — это великолеп-ный пример хвалы Богу за Его благость в творении, тогда как многие другие псалмы, например Пс. 105 и 106, благодарят Бога за благость всех Его деяний по отношению к Его народу. А Павел призывает нас познавать на практике, в чем воля Божья в нашей жизни является «благой, угодной и совершенной» (Рим. 12:2).

Писание также говорит нам, что Бог — это источник всего блага в мире. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17; ср.: Пс. 144:9; Деян. 14:17). Кроме того, для Своихдетей Бог свершает только благо. Мычи-таем: «Ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Пс. 83:12). И в том же самом контексте, в котором Павел успокаивает нас, утверждая, «что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28), он говорит также: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32). Гораздо более, чем отец земной, наш небесный Отец «даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11), и даже Его наказания — это проявление любви и предназначены к нашему благу (Евр. 12:10). Это знание о великой благости Бога должно побуждать нас бла-годарить Его «за все» (1 Фес. 5:18).

Подражая этому передаваемому свойству, мы также должны творить бла-го (т. е. должны делать то, что одобряет Бог) и тем самым подражать благости нашего небесного Отца. Павел пишет: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10; ср.: Лк. 6:27,33—35; 2 Тим. 3:17). Кроме того, когда мы понимаем, что Бог—это определение и источник всего блага, мы осознаем также, что Сам Бог — это наивысшее благо изо всех благ, к которым мы стремимся. Мы восклицаем вместе с псалмопевцем: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс. 72:25,26; ср.: 15:11; 41:2,3).

Благость Бога тесно связана со многими другими Его качествами и среди прочих — с любовью, милосердием, благоволением и долготерпением. Ино-гда их считают самостоятельными атрибутами и рассматривают отдельно. Иногда их считают частью благости Бога и рассматривают как разные ас-пекты благости. В этой главе любовь мы рассмотрим как отдельный атрибут, поскольку она занимает весьма важное место в Писании. Три других каче-ства (милосердие, благоволение и долготерпение), не менее значимых в Писа-нии, будут рассмотрены вместе как аспекты благости Бога в применении к людям в конкретных ситуациях. Таким образом, милосердие Бога — это Его благость по отношению к тем, кто пребывает в страдании, Его милость — это Его благость к тем, кто заслуживает лишь наказания, а Его долготерпение — это Его благость к тем, кто упорствует в грехе в течение определенного време-ни (о милосердии, милости и долготерпении см. ниже).

7. Любовь. Любовь Бога означает, что Он вечно дарует Себя другим.

В этом определении любовь понимается как самопожертвование ради бла-га других. Этот атрибут Бога показывает, что Его природе свойственно даро-вание Себя Самого ради благословения или блага других.

Иоанн говорит нам, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Следовательно, этот атрибут Бога действовал среди членов Троицы еще до творения. Иисус гово-рит Отцу: «Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17:24), указывая тем самым, что Отец да-ровал Сыну любовь и славу от вечности. Это продолжается и сейчас, так как мы читаем: «Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин. 3:35).

Любовь эта взаимна, ибо Иисус говорит: «Но чтобы мир знал, что Я люб-лю Отца, и как заповедал Мне Отец, так и творю» (Ин. 14:31). Любовь между Отцом и Сыном также характеризует, по-видимому, Их отношения со Свя-тым Духом, хотя об этом непосредственно не упоминается. Эта вечная любовь Отца к Сыну, Сына к Отцу и Их обоих к Святому Духу делает небо миром любви и радости, поскольку каждая личность Троицы стремится принести радость и счастье двум другим личностям.

Самопожертвование, которое характеризует Троицу, ярко выражается в отношении Бога к человечеству, и особенно к грешникам. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилос-тивление за грехи наши» (1 Ин.4:10). Павел пишет: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Иоанн также пишет: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Павел говорит также: «Живу верою в Сына Божия, возлю-бившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20), тем самым показывая прямое личное применение любви Христа к конкретным грешникам. Мы должны радоваться мысли о том, что Бог-Отец, Сын и Дух Святой предают Себя нам для того, чтобы мы были подлинно счастливы. Действовать так по отношению к тем, кого Он любит, — в природе Бога, и Он будет действовать так по отношению к нам вечно.

Мы подражаем этому сообщаемому атрибуту Бога, во-первых, в ответной любви к Богу, а во-вторых, любя ближних, в подражание тому, как любит их Бог. Все наши обязательства перед Богом можно коротко изложить так: «Воз-люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем ра-зумением твоим… Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37,38). Если мы любим Бога — мы повинуемся Его заповедям (1 Ин. 5:3) и делаем то, что угодно Ему. Мы любим Бога, а не мир (1 Ин. 2:15), и мы поступаем так, потому что Он прежде возлюбил нас (1 Ин. 4:19).

Это открывает нам один из наиболее поразительных фактов Писания: любовь Бога подразумевает, что Он отдает Себя, чтобы сделать нас счастли-выми, так и мы можем в ответ отдать Ему себя и принести радость в Его серд-це. Исайя обещает народу Божьему: «Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис. 62:5), а Софония говорит народу Божьему: «Господь Бог твой среди тебя… возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф. 3:17,18).

Наше подражание любви Бога проявляется также в любви к другим. Иоанн прямо говорит об этом: «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4:11). Наша любовь к другим в обще-нии верующих является столь очевидным подражанием Христу, что мир узнает нас по ней: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь лю-бовь между собою» (Ин. 13:35; ср.: 15:13; Рим. 13:10; 1 Кор. 13:4—7; Евр. 10:24). Сам Бог дарует нам Свою любовь для того, чтобы дать нам способность л ю-бить друг друга (Ин. 17:26; Рим. 5:5). Кроме того, наша любовь к врагам осо-бенно ярко отражает любовь Бога (Мф. 5:43—48).

8. Милосердие, милость, долготерпение. Эти три атрибута Бога могут рас-сматриваться как различные свойства или как три аспекта благости Бога. Данные здесь определения показывают эти атрибуты как особые примеры благости Бога, направленные на благо особых категорий людей.

Милосердие Бога означает благость Бога к тем, кто пребывает в нужде и страдании.

Милость Бога означает благость Бога к тем, кто заслуживает лишь нака-зания.

Долготерпение Бога означает благость Бога в отсрочке наказания по от-ношению к тем, кто пребывает в грехе в течение определенного времени.

Эти три характеристики природы Бога часто упоминаются вместе, осо-бенно в Ветхом Завете. Когда Бог объявил Свое имя Моисею, Он сказал: «Гос-подь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и мно-гомилостивый и истинный» (Исх. 34:6). Давид говорит в Пс. 102:8: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив».

Поскольку эти три характеристики Бога часто упоминаются вместе, то может показаться, что между ними трудно провести различие. Однако мило-сердие Бога часто упоминается, когда люди пребывают в нужде или страда-нии. Например, Давид говорит: «…тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его…» (2 Цар. 24:14). Два слепца, которые хо-тят, чтобы Иисус увидел их беду и исцелил их, восклицают: «Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!» (Мф. 9:27). Когда Павел говорит о том факте, что Бог утешает нас в горестях, он так называет Бога: «Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2 Кор. 1:3)8. В нужде нам следует приблизиться к престолу Божь-ему, чтобы обрести как милость, так и благодать (Евр. 4:16; ср.: 2:17; Иак. 5:11). Мы должны подражать милосердию Божьему в нашем отношении к дру-гам людям: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7; ср.: 2 Кор. 1:3,4).

Что касается милости, то в Писании подчеркивается, что милость Божья, или Его благорасположение ктем, кто заслуживает лишь наказания, никогда не обретается в обмен на что-либо — она всегда свободно даруется Богом. Бог говорит: «Кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею» (Исх. 33:19; цитируется в Рим. 9:15). Однако Бог очень часто милует Свой народ: «Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое» (Пс. 118:132). Петр даже называет Его «Богом всякой благодати» (1 Пет. 5:10).

Милость, как благость Бога, даруемая тем, кто не заслуживает ее, осо-бенно часто упоминается в писаниях Павла. Он подчеркивает, что спасение по благодати является противоположностью спасения человеческим усили-ем, ибо благодать — это свободно предоставляемый дар. «Потому что все со-грешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благода-ти Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23,24). Разница между благо-датью и спасением, заслуженным делами, достойными вознаграждения, видна также в Рим. 11:6: «Но, если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатию». Таким образом, благодать — это благосклон-ность Бога, которая свободно даруется тем, кто ее не заслуживает.

Павел также считает, что поскольку благодать не заслужена, то есть только одно человеческое состояние, могущее служить инструментом обретения этой благодати, а именно вера: «Итак по вере, чтоб было по милости, дабы обетова-ние было непреложно для всех…» (Рим. 4:16). Вера — это такое состояние че-ловека, которое противоположно зависимости от самого себя, так как она связана с доверием другому или с зависимостью от него. Таким образом, вера свободна от самоуверенности или от попыток заслужить праведность челове-ческим усилием. Если благосклонность Бога не связана с нашими заслуга-ми, то мы должны обретать ее, полагаясь не на наши заслуги, а на заслуги Другого, и именно в этом и заключается вера.

8 В этом стихе употреблено слово όικτιρμός, «сострадание, милосердие», а не έλεος, «милосердие», однако эти термины тесно связаны по значению и оба означают сострада-ние или благость к страдающим.

В Новом Завете, и в особенности в писаниях Павла, не только проще-ние грехов, но и вся христианская жизнь рассматривается как результат по-стоянного дарования благодати от Бога. Павел даже говорит: «Но благода-тию Божиею есмьто, что есмь» (1 Кор. 15:10). Лука говорит, что в Антиохии Павел и Варнава «были преданы благодати Божией на дело, которое и ис-полнили» (Деян. 14:26), указывая, что церковь, посылая Павла и Варнаву, рассматривала успех их служения в зависимости от постоянного дарования благодати Божьей. Кроме того, благословение, или «благодать», — это наибо-лее частое апостольское благословение, которое Павел обращает к своим чи־ тателям (см., напр.: Рим. 1:7; 16:20; 1 Кор. 1:3; 16:23; 2 Кор. 1:2; 13:14; Гал. 1:3; 6:18).

Также и долготерпение Бога в процитированных выше стихах упомина-лось в связи с милосердием Бога. Ветхий Завет часто говорит о Боге как о «дол-готерпеливом» Боге (Исх. 34:6; Чис. 14:18; Пс. 85:15; 102:8; 144:8; Ион. 4:2; Наум. 1:3 и др.). В Новом Завете Павел говорит о богатстве «благости, крото-сти и долготерпения Божия» (Рим. 2:4) и указывает, что Иисус Христос про-явил по отношению к самому Павлу «все долготерпение», как пример для дру-гих (1 Тим. 1:16; ср.: Рим. 9:22; 1 Пет. 3:20).

Мы также должны подражать Божьему долготерпению и быть «медленны на гнев» (Иак. 1:19) и терпеливы в страдании, подобно Христу (1 Пет. 2:20). Нам следует жить «со всяким… долготерпением» (Еф. 4:2); приводится «долго-терпение» и в списке плодов Духа в Гал. 5:22 (см. также: Рим. 8:25; 1 Кор. 13:4; Кол. 1:11; 3:12; 2 Тим. 3:10; 4:2; Иак. 5:7,8; Отк. 2:2,3 и др.). Как и прочие ат-рибуты Бога, которым нам следует подражать, долготерпение требует посто-янного доверия Богу в исполнении Его обетовании и достижения в нашей жизни положенных Им целей в должное время. Наша уверенность в том, что Господь скоро осуществит Свои намерения ради нашего блага и Его славы, дает нам силы к долготерпению. Иаков говорит в этой связи: «Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак. 5:8).

9. Святость. Святость Бога означает, что Он отделен от греха и предан тому, чтобы искать Себе чести. В этом определении содержится как относи-тельное качество (отделение от), так и моральное качество (отделение от греха или от зла и предание Себя стремлению к благу собственной Божьей чести и славы). Представление о святости, которая включает как отделение себя от зла, так и предание себя собственной славе Божьей, содержится в целом ряде ветхозаветных текстов. Например, слово «святой» употреблено для описания обоих частей скинии. Сама скиния была местом, отделенным от зла и греха мира, и первое помещение в ней называлось «святилищем». Оно было посвя-щено служению Богу. Затем Бог повелел, чтобы там была завеса: «И будет заве-са отделять вам святилище от Святого-святых» (Исх. 26:33). Святая святых, где размещался ковчег Завета, было местом, в наибольшей степени отделенным от зла и греха и в наивысшей степени посвященным служению Богу.

Место, в котором пребывал Бог, было свято: «Кто взойдет на гору Господ-ню, или кто станет на святом месте Его?» (Пс. 23:3). Элемент посвященности служению Богу виден также и в святости субботнего дня: «Благословил Гос-подьденьсубботний и освятил его» (или «посвятил»; глагол קדש означает «делать святым»; Исх. 20:11; ср.: Быт. 2:3). Субботний день был освящен потому, что он был отделен от обычных мирских дел и посвящен служению Богу. Точ-но так же скиния и жертвенник, как и Аарон с его сыновьями, были «освяще-ны» (Исх. 29:44), т. е. отделены отобычныхдел, и от зла, и греха мира и посвя-щены служению Богу (ср.: Исх. 30:25—33).

Сам Бог свят. Он назван «Святым Израилевым» (Пс. 70:22; 77:41; 88:18; Ис. 1:4; 5:19,24 и др.). Серафимы вокруг престола Божьего восклицают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). «Свят Гос-подь, Бог наш», — восклицает псалмопевец (Пс. 98:9; ср.: 98:3,5; 21:3).

Святость Бога — это тот образец, которому следует подражать людям. Он повелевает им: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2; ср.: 11:44,45; 20:26; 1 Пет. 1:16). Когда Бог призвал Свой народ из Египта, привел его к Себе и повелел ему слушаться Его голоса, Он сказал: «А вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:4—6). В данном случае идея об отделении от зла и греха (которая здесь поразительным образом явля-ется частью представления об отделении от жизни Египта), а также идея о пре-данности Богу (в служении Ему и соблюдении Его повелений) показаны нам на примере «святого народа».

Новозаветным верующим также дано повеление: «Старайтесь иметь… свя-тость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Сказано, что Бог наказывает, «чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10). Павел при-зываетхристиан отделяться оттого влияния, которое производит общение с неверующими (2 Кор. 6:14—18), а затем говорит: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1; ср.: Рим. 12:1). Сама церковь предназначена Бо-гом возрастать «в святой храм в Господе» (Еф. 2:21), а труд Христа ради церк-ви в том, «чтобы освятить ее… чтобы представить ее Себе славною… дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:26,27). Не только отдельные люди, но вся цер-ковь должна возрастать в святости!

Захария пророчествует о том дне, когда все на земле будет «святыней Гос-поду». Он говорит:

В то время даже на конских уборах будет начертано: «святыня Ibc-поду», и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши пред алта-рем. И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею !Ъспода Савао-фа… (Зах. 14:20,21).

Тогда все на земле будет отделено от зла, очищено от греха и посвящено служению Богу в истинной моральной чистоте.

10. Мир (или порядок). В Первом послании к Коринфянам 14:33 Павел говорит: «Бог не есть Бог неустройства, но мира». Хотя «мир» и «порядок» традиционно не считались атрибутами Бога, Павел указывает здесь еще одно качество, о котором мы можем думать как об отдельном атрибуте Бога. Он говорит, что действия Бога характеризуются «миром», а не «неустройством» (греч. ακαταστασία, «беспорядок, несогласие, беспокойство»). Сам Бог — «Бог мира» (Рим. 15:33; 16:20; Флп. 4:9; 1 Фес. 5:23; Евр. 13:20; ср.: Еф. 2:14; 2 Фес. 3:16). Но те, кто ходит в неправедности, не имеют мира: «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис. 48:22; 57:21; ср.: 59:8).

Однако когда Бог взирает с состраданием на народ, который Он любит, Он видит его как жену, о которой сказано: «Бедная, бросаемая бурею (LXX — ακατάστατος, «в беспорядке, в смятении»), безутешная!» (Ис. 54:11), и обе-щает выложить его основание из драгоценных камней (Ис. 54:11,12) и приве-сти его к «миру» (Ис. 55:12). Возвещение Божьего плана спасения содержит в себе обетование мира народу Божьему (Пс. 28:11; 84:8; 118:165; Прит. 3:17; Ис. 9:6,7; 26:3; 57:19; Ин. 14:27; Рим. 8:6; 2 Фес. 3:16 и др.). Ведь третьим эле-ментом, который Павел называет среди даров Духа, является «мир» (Гал. 5:22).

Этот мир явно не подразумевает бездействия. Ясно, что именно о времени интенсивного роста и активности Лука пишет: «Церкви же по всей Иудее, Га-лилее и Самарии были в покое , назидаясь и ходя в страхе Господнем» (Деян. 9:31). Кроме того, хотя Бог и есть Бог мира, Он также Тот, Кто «не дремлет и не спит» (Пс. 120:4). Он Бог, Который постоянно действует (Ин. 5:17). И небеса — это не только место мира, это также место постоянного прославления Бога и служения Ему.

Таким образом, понятие «мир Бога» может быть определено следующим образом: мир Бога означает, что в бытии Бога и в Его деяниях Он отделен от смятения и беспорядка, хотя Он и постоянно действует в неисчислимых упоря-доченных, полностью контролируемых и одновременных актах деяния.

Это определение указывает, что мир Бога связан не с бездействием, а с упорядоченной и контролируемой деятельностью. Безусловно, осуществление подобной деятельности требует бесконечной мудрости, силы и бесконечного знания Бога.

Если мы понимаем мир Бога таким образом, мы можем увидеть подража-ние этому атрибуту Бога не только в «мире» как в одной из составляющих пло-дов Духа (Гал. 5:22,23), нотакже и в последнем из упомянутых там элементов — в «воздержании» (Гал. 5:23). Когда мы, народ Божий, ходим Его путями, мы все больше и больше познаем на опыте, что Царство Божье — это действи-тельно «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17), и мы мо-жем сказать о мудрости Божьей: «Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные» (Прит. 3:17).

11. Праведность, справедливость. В английском языке (как и в русском. — Примеч. пер.) термины «праведность» и «справедливость» — это разные слова, однако как в еврейском Ветхом Завете, так и в греческом Новом Завете за обоими этими английскими словами стоит одна и та же лексическая группа (в Ветхом Завете это, прежде всего, переводы лексической группы צדלן, а в Новом Завете — группы δίκαιος). Поэтому оба термина будут рассматриваться вместе, как описание единого атрибута Бога.

Некоторые евангельские слова прочно вошли в современный лексикон, потеряв свое первоначальное значение. Сегодня далеко не все осознают, что означает Божья благодать, продолжая использовать словосочетание больше как метафору. Понять глубинный смысл этого выражения вам поможет наша статья.

Что такое Божья благодать

Ветхий Завет называет божественную милость необычным словом хэн, означающим благосклонность, приязненность, доброжелательство. Новозаветное Евангелие использует термин харис, который трактуется аналогично. Ранние христиане объясняли такую благость, как Святой Дар Господа, данный через Сына Божьего. Получив его, люди становятся на путь истинный, обращающий их в праведников. Таким образом великая сила приводит верующих христиан к спасению.

Определение Благодати в религиозных представлениях

Православие называет благодатью явление Всевышнего грешнику. Божественная милость, которая снизошла на падшего мирянина, помогает побороть духовные страсти, обращая человека к Богу, даруя ему желанное избавление. Понятие благости часто связывают со святыми, через которых она действует. Такая сила призвана освящать и освобождать грешную душу.

Богословы связывают Божью милость с церковными таинствами, святынями, раскаянием и спасением. Будучи ключевой концепцией сотериологии, ее делят на несколько видов:

  • предшествующая – побуждает к исповеди;
  • действующая – помогает вступить в диалог с Христом;
  • содействующая – оказывает божественное содействие.

Видео «Определение Божьей благодати»

В этом видеоролике представлено определение божественной милости.

На кого сходит Божья благодать

Ближе всего к состоянию благости монахи. Но это не значит, что обычному человеку такая милость недоступна. Если верующий мирянин почитает Всевышнего, бережет свою душу, как храм Господень, на него тоже может снизойти Святой Дух.

К полученной благодати нужно относиться с уважением, не соблазняясь данному счастью, иначе Бог может отозвать Свой Дар обратно. При этом человека, лишенного благосклонности, будут раздирать внутренние противоречия, наступит уныние и депрессия, жизнь пойдет наперекосяк. Чтобы вернуть божественную милость, грешнику нужно опять встать на праведный путь.

Сила благодати

Как же проверить, даровал ли вам Господь свою благость? Для этого достаточно внимательно взглянуть на себя, свое поведение, поступки, взаимоотношения с близкими. Мирянин, которого Всевышний обошел стороной, обычно пребывает в плохом настроении, подвержен стрессам и болезням. Дела, за которые он берется, не ладятся, а семейная жизнь трещит по швам.

Однако спасение грешника находится в его собственных руках. Святой Дух никогда не снисходит, если человек не хочется этого. Познать благосклонность Господню можно только придя к Богу, открыв Ему душу, наполнив сердце любовью.

Ближе всего к состоянию благости священнослужители

Божия благодать от икон

Православные христиане очень часто обращаются к святым образам за божественной милостью. Они просят помощи в трудных жизненных ситуациях, при болезнях, горестях и опасностях.

Больше всего миряне любят молиться Пресвятой Деве Марии, считая Ее Заступницей простого люда на Небесах.

Обращаясь к святым ликам, верующие искренне надеются на чудо. Божья благосклонность от икон являет собой:

  • внезапное отступление болезни;
  • успокоение душевных терзаний;
  • обретение высокооплачиваемой работы;
  • удачное стечение жизненных обстоятельств.

Обретение и возвращение благодати

Божья благость всегда снисходит на человека после свершения семи главных церковных Таинств:

  • Крещение;
  • Миропомазание;
  • Исповедь;
  • Евхаристия;
  • Венчание;
  • Хиротония;
  • Соборование.

ВенчаниеПричастиеПокаяниеКрещение

Согласно Евангелию все эти обряды установлены Всевышним, а потому содержат Его слова и несут Святой Дух. Господь дарует Свою милость тем, кто правильно подготовился к священной церемонии, очистил душу, открыл сердце Ему. Действует такая благосклонность по-разному:

  • во время Крещения и Миропомазания человек становится членом Церкви, ему открывается возможность участвовать в церковных Таинствах;
  • Исповедь и Причащение даруют верующим очищение души;
  • принимая священный сан, духовное лицо дает обет перед Богом, посвящая свое служение Всевышнему;
  • обряд Венчания скрепляет семейный союз на Небесах, гарантируя неразлучность супругов даже после смерти;
  • Соборование помогает получить благословение, исцелить физические или духовные болезни.

Чтобы не лишиться Божьей благодати, нужно регулярно посещать храм, совершая Таинства Исповеди и Евхаристии. Во время Литургии за каждого прихожанина молятся все члены Церкви, прося Господа об избавлении.

Обряд Причащения, который следует после покаяния, был установлен Иисусом Христом во время Тайной Вечери перед распятием. Вкушая плоть и кровь Господню, верующие соединяются со Спасителем, обретая желанное спасение. Церковники советуют причащаться не реже одного раза в месяц, чтобы не лишиться божественной милости.

Божья благодать сильной молитвы

Церковь предписывает молиться каждый день. Делать это можно перед домашним иконостасом или в храме. Общаясь с Богом, нужно искренне каяться, просить даровать милость и избавление.

Если сложилась трудная жизненная ситуация, возносить молитвы Всевышнему разрешается в любое время. Совет автора

Сильные молитвы перед образами Святой Троицы и Иисусом Христом обычно читают при таких нуждах:

  • помочь справиться с жизненными неурядицами;
  • защитить от бед и несчастий;
  • оградить от опасности;
  • простить грехи;
  • направить на истинный путь;
  • исцелить от болезней;
  • избавить от уныния, тревоги, печали;
  • поблагодарить за данную благость.

Спасение грешника находится в его собственных руках

О благах земных и небесных

Некоторые миряне путают божественную благодать небесную и земную. Иногда после сильных молитв, вознесенных Господу, человек внезапно исцеляется или удачно решаются сложные проблемы. Является ли это милостью Божьей? Несомненно. Однако благость эта – земная.

Может ли такая благосклонность быть одновременно и небесной? Может. Святое Писание от Луки содержит притчу, рассказывающую о десяти прокаженных. Больные пришли к Спасителю, моля Его об избавлении от болезни. Проявив милость, Христос даровал им желанное здоровье, однако спасение обрел только один мирянин. Именно он преклонил колени перед Мессией, посвятив всю свою жизнь служению Богу.

Мораль этой притчи в том, что не все христиане, которым была ниспослана божественная благость, обретают избавление. Не всем молящимся и обретшим благосклонность открывается дорога в Царствие Небесное.

Всевышний никогда не посылает благодать насильно. Она приходит сама после обретения истинной веры и посвящения себя Богу. Именно тогда появляется желание молиться, делать добро, а сердце наполняется всеобъемлющей любовью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

сайт Горловской и Славянской епархии

Мы часто произносим это слово, но осознаём ли, о чём говорим? Как стяжать благодать Святого Духа? Есть ли благодатные храмы и священники? Как понять, коснулась вас благодать или нет? Протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина в Дружковке, объясняет, что такое благодать в христианском понимании, как её обрести и не утратить.

Немного догматики

Благодать – понятие очень широкое, попытаемся в нём разобраться. В христианстве и церковной догматике это слово означает действие Бога в отношении человека. Как это происходит? В догматической литературе говорится, что благодать означает полноту любви и милости Божией, изливаемой на людей в форме живой и деятельной силы, которая возрождает людей и помогает в деле спасения. Как сила, освящающая и спасающая человека, она сводится к таким основным положениям.

1. Благодать – особая нетварная (не сотворённая) Божественна сила.

2. Эта сила даётся нам через действие Святого Духа. К слову, всё в Церкви совершается силой Святого Духа.

3. Благодать даруется человеку благодаря искупительному подвигу Господа нашего Иисуса Христа. Человек получает её как великий дар.

4. Благодать не изменяет природы человека, но преображает способ её (природы) существования. То есть человек преображается под действием силы благодати Божьей.

В Священном Писании выражения «благодать», «Святой Дух», «дар благодати», «дар Святаго Духа» часто взаимозаменяемы и синонимичны. Это воздействие на человека происходит мистически и сугубо индивидуально. В таинствах Церкви благодать Святого Духа подаётся особо. В молитве, которую произносит архиерей, совершающий рукоположение священника, есть такие слова: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», – то есть она врачует немощи, восполняет человеческие несовершенства, и, соответственно, преображает наше человеческое естество.

За разъяснениями – к преподобному Серафиму

Наиболее полное учение о благодати мы встречаем в беседе преподобного Серафима Саровского с помещиком Мотовиловым. В её записи слова «благодать» и «благодатный» встречаются 51 раз. Преподобный Серафим утверждает, что всякая добродетель, творимая ради Иисуса Христа (хочется особо подчеркнуть эти слова), даёт благодать Духа Святого, но более всего её дарует молитва. Когда Спаситель говорил: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), – то под «Царством Божиим» Он понимал благодатное состояние человека. Мы должны через благочестивую церковную жизнь, веру, спасительные таинства освящаться, стяжать благодать Святого Духа. Именно так, по словам преподобного Серафима Саровского, мы приближаемся к Богу.

Надо отметить важный момент, на который обращает внимание святой Серафим: мы получаем благодать – нам её подаёт Господь, – но потом теряем, поскольку не можем удержать. Её необходимо удержать, накопить, приумножить. Когда преподобный толковал евангельскую притчу о десяти девах, он говорил, что у юродивых елей оскудел, так как они потеряли благодать Святого Духа, хотя были добродетельны.

Не привыкать к благодати

Как сохранить благодать? Прежде всего, нельзя к ней привыкать. В Церкви всё благодатно: таинства, обряды, традиции, богослужения. Нет ничего, даже мелочи, которая не освящалась бы Духом Святым и не наполнялась бы благодатью Божией. Главное – чтобы человек правильно относился к святыне. Мы должны иметь благоговение и страх Божий.

Человеку свойственно привыкать к тому, что имеет, а привыкая, он перестаёт ценить имеющееся. Он превращает благодать в традицию или даже «национальную традицию», как происходит сейчас. При таком отношении теряется благодать Святого Духа внутри Церкви, потому что, где ушёл страх Божий, соответственно, ушла благодарность, ушло благоговение, и это печально. Человек может быть церковным, но если он неправильно относится к дару благодати, то может остаться безблагодатным.

Маркер присутствия благодати

Признак присутствия благодати Святого Духа – это радость. Мы часто пребываем в печали, грусти, тоске, раздражительности, гневе – это хронические наши состояния. Конечно, у каждого может меняться настроение, но если мы постоянно пребываем в каком-то негативе, то надо каяться. Если же радуемся – значит, пребываем в Духе Святом. Нас должны радовать общение, богослужения, участие в таинствах, наша духовная жизнь. Ведь там, где Бог, разве может быть грустно и печально? Если Он рядом, можно ли унывать? Конечно, нет.

Не надо бегать за благодатью!

В храме всё благодатно. Нет у нас более благодатных храмов и священников или менее благодатных, это разделение выдумано. Благодать мы не видим, в лучшем случае – каким-то образом чувствуем, и то далеко не все, а лишь те, кто расположен. Зачастую люди называют благодатью свои ощущения: понравилось им или нет. Они меряют благодать какими-то земными категориями: уделил священник им внимание – он благодатный, спешил или болела у него голова – неблагодатный. Хорошо было в храме – благодатный храм, бабушки делали замечания – неблагодатный. Не надо за этим гоняться! «Царство Божие внутрь вас есть», – говорил Господь. Надо стараться жить праведно, во Христа богатеть, ради Него благочестивую жизнь вести – и тогда нас посетит Дух Святой, подаст нам благодать, и всё будет благодатно: и наша жизнь, и молитва, и вера.

Записала Екатерина Щербакова

Благодать

  • Благодать содействующая (лат. gratia cooperans). Так как и в возрождённом человеке всё ещё остается ветхий Адам с его греховными похотями, то для дальнейшего преуспевания в святой жизни и теперь нужно божественное содействие и помощь, которую человек получает через содействующую благодать.
  • Экклезиология

    Основная статья: Экклезиология

    Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае он может быть удалён.
    Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (29 июня 2017)

    В богословии исторических церквей благодать передается человеку как опосредовано в церковных таинствах, так и непосредственно от Бога к человеку (в личной молитве). В протестантском богословии благодать принимается исключительно непосредственно от Бога. Действенность обрядов (аналогичным церковным таинствам) в протестантизме зависит исключительно от наличия личной веры, в то время как в исторических церквях таинства считают недействительными (незаконными), если лицо, их совершавшее, не имеет на это полномочий, согласно церковным канонам.

    Так, существует мнение, что именно представлением о благодати в исторических церквах обусловлены размежевание христиан на лаиков (царственное священство мирян) и клир, которому даётся особая благодать на служение сверх общего дара Святого Духа, практика почитания материальных святынь и учение об апостольском преемстве (непрерывной цепочке епископских рукоположений, при которой передается благодатный дар священства, являющийся условием действительности совершаемых таинств, со времен апостолов до настоящего времени). Следует, однако, отличать (как и вообще в межконфессиональной полемике) аутентичные учения конфессий от их представления оппонентами, в котором обычно гипертрофируются существующие различия.

    Использование термина в других религиях

    Богословская концепция благодати как незаслуженного (своими усилиями) прощения человека Богом является уникальной для христианства и в других религиях не встречается. Тем не менее, само слово, переводимое как «благодать», в тех или иных значениях присутствует и в других религиях.

    Иудаизм

    Основной целью создания было желание Бога сотворить человека, заданием которого было бы присоединиться к Богу, чтобы наслаждаться с ним истинной благодатью. При этом перед каждым человеком есть два пути: путь добра и путь зла; и у человека есть власть, чтобы выбрать тот путь, который он хочет. Когда он по своей доброй воле выбирает путь добра и отвергает зло, тогда ему даётся истинная вечная благодать.

    Ислам

    В исламе для обозначения благодати (в значении благословения) используется термин баракат (араб. بركة‎‎), родственное слово еврейскому «браха» (ивр. ‏ברכה‏‎ — «благословение»). Термин баракат часто упоминается в аятах Коране и хадисах пророка Мухаммада. Согласно Корану, благословенен сам Аллах и все, что связано с ним: роща, Иерусалимский Храм, Кааба, маслина, приветствие от Аллаха, Коран, земли пророков, Ночь предопределения.

    Индуизм

    Категории благодать в философии Индуизма соответствует «крипа», что можно перевести как «милость». Ишвара-крипа, милость Бога, не имеет причин, ничем не обусловлена и не может быть достигнута личными усилиями, в то же время она является причиной освобождения и просветления: «Одной только милостью Бога мудрым даётся стремление постигнуть недвойственного Брахмана; благодаря этому они освобождаются от великого страха.» («Авадхута Гита», глава 1.1). В зависимости от конкретной традиции и учения понятию милости уделяется различное место. Так, например, Рамалинга Свамигал, знаменитый тамильский святой и поэт, в своём произведении «Тируарутпа» (Божественная песнь милости) придаёт этому принципу краеугольное значение и наиболее полно его раскрывает.

    > См. также

    • Спасение в христианстве
    • Фаворский свет
    • Григорий Палама
    • Дэ

    Примечания

    1. Благодать // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
    2. 1 2 Кырлежев А. И. Благодать // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
    3. 1 2 3 Хегглунд, Бенгт. История теологии / Перевод со шведского — В. Володин. — СПб.: «Светоч», 2001. гл. Мужи апостольские
    4. 1 2 3 4 5 Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. — М.: «Республика», 1994. — С. 56. ISBN 5-250-02302-9
    5. Васильев П. П. Благодать, богословское понятие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    6. 1 2 3 4 Иванов М. С. Благодать // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 302—313. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
    7. Синергизм библейский // Мень А. В. Библиологический словарь: в 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. — Т. 3: Р—Я.
    8. Правила Карфагенского собора. 125—127
    9. Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие Архивная копия от 2 октября 2013 на Wayback Machine, 2005. — С. 306, 307
    10. Лосский В. Н. Паламитский синтез // Богословские труды. 1972
    11. Святитель Григорий Палама PG 150, col. 1169, 69
    12. Азбука веры. Благодать
    13. Святитель Григорий Палама Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы Часть вторая. Опровержение учения Варлаама и Акиндина Часть 2, раздел 2 II. Множество божественных энергий
    14. В качестве богословского термина употребляется обычно без перевода, как в единственном (о действии как антитезе сущности), так и во множественном (о конкретных действиях-«энергиях») числе.
    15. Давыденков О. В., прот. Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку Учение о благодати как о силе, нас освящающей Понятие о благодати в свете Свщ. Писания
    16. Митрополит Филарет (Дроздов)О первой заповеди
    17. Давыденков О. В., прот. Догматическое богословие. 3.2. Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати
    18. Акты Константинопольского Собора 1351 г.
    19. Τριώδιον.greek,1586
    20. Τριώδιον.greek,1586
    21. Успенский Ф. И. Синодик в Неделю Православия
    22. 1 2 3 Катехизис Католической церкви. Часть третья. Жизнь во Христе». Раздел первый, глава третья, статья вторая «Благодать и оправдание» Архивная копия от 24 марта 2013 на Wayback Machine
    23. И. П. Булыко. Сравнительный анализ пневматологической антропологии святого Григория Паламы и Фомы Аквинского
    24. 1 2 3 Спрол, Роберт Чарльз. Основные истины христианской веры. гл. 69
    25. 1 2 Бриджес, Джерри (en:Jerry Bridges). Благодать преображающая. 1 гл.
    26. 1 2 3 Джон Ф. МакАртур (en:John F. MacArthur). Толкование Послания к Ефесянам, 1:13, 3:17
    27. «Загалом суть протестантизму виявляється у тому, що божественна благодать дарується без посередництва церкви, а спасіння людини відбувається лише через її особисту віру у спокутну жертву Ісуса Христа», Релігієзнавство. Сидоренко О. П.
    28. Формула Согласия. Конспективное изложение
    29. Корнер Дэниел Д., Исторические сведения о кальвинизме
    30. Ситон В. Дж. Пять пунктов кальвинизма
    31. Христианство: Словарь./ Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. М.: «Республика», 1994. — С. 34. ISBN 5-250-02302-9
    32. Санников Сергей. Пять пунктов Ремонстрации и TULIP
    33. Игорь Зелёный. Применение восточной объективной сотериологии в евангельском богословии // Богословские размышления , 2013. Вып. № 14. — С.101
    34. Учение о спасении в разных христианских конфессиях / Серия «Диалог». — М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2007. — С.103
    35. Релігієзнавчий словник За ред. професорів А. Колодного і Б. Лобовика. К.: Четверта хвиля, 1996., с. 37
    36. Афанасьев Николай Николаевич, прот.Церковь Духа Святого
    37. Христианство для начинающих. Майкл Мазалонго
    38. Плюрализм мировоззрений и уникальность христианства
    39. Алистер МакГрат, «Введение в христианское богословие». ГЛАВА 11. ДОКТРИНА СПАСЕНИЯ ВО ХРИСТЕ, ХРИСТИАНСКИЕ ПОДХОДЫ К СПАСЕНИЮ
    40. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир? Кураев А.В.
    41. Раби Моше Хаим Луццато Рахмаль (Рамхаль) Очерк об основах иудаизма
    42. аль-Муминун 23:14, аль-Фуркан 25:1 и др.
    43. аль-Касас 28:30
    44. аль-Исра 17:1
    45. Аль ‘Имран 3:96
    46. ан-Нур 24:35
    47. ан-Нур 24:61
    48. аль-Ан‘ам 6:155 и др.
    49. аль-Анбия 21:71, аль-Муминун 23:29
    50. ад-Духан 44:3

    Литература

    • Благодать // Христианство: Энциклопедический словарь. (В 3-х томах) / Гл. ред. С. С. Аверинцев. — Большая Российская энциклопедия, 1995. — Т. 3. — С. 332—337.
    • Васильев П. П. Благодать, богословское понятие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Иванов М. С. Благодать // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 302—313. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
    • Кырлежев А. И. Благодать // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
    • Лепорский П. И. Благодать // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1901. — Т. 2.
    • Хегглунд Б. (англ.)русск.. История теологии / Пер.с швед. В. Ю. Володин; Под ред. А. М. Прилуцкого. — СПб: Светоч, 2001. — 370 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7443-0058-9. Архивная копия от 17 марта 2005 на Wayback Machine

    Ссылки

    • Симфония на слово благодать в Библии (начало) и окончание
    • Завещание благодати.

    Словари и энциклопедии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Благодать (значения).

    Христианство

    Библия

    Троица

    История христианства

    Христианское богословие

    Христианское богослужение

    Направления в христианстве

    Критика христианства

    Другое

    Портал:Христианство

    Благода́ть (др.-евр. חן, др.-греч. χάρις, лат. gratia) — одно из ключевых понятий христианского богословия, рассматривается как дар для человека от Бога, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения и освящения («возрастания в благодати»). Благодать понимается как действенное снисхождение Бога к человеку, действие Бога, изменяющее сердце человека, и само свойство Бога, указывающее на Его доброту и милосердие. В представлении о благодати сочетается понимание её одновременно как деяния и как силы.

    Словом «благодать» могут переводиться и близкие по смыслу термины других религий — в частности, исламское барака, имеющее общий корень с еврейским «браха» (др.-евр. ברכה), которое в Ветхом Завете употребляется в значении благословения.

    Энциклопедичный YouTube

    • 1/4 Просмотров:27 497 15 639 30 850 6 486
    • ✪ Благодать Божия! Силуан Афонский
    • ✪ Что такое «благодать Божия»? — Пестов Н. Е.
    • ✪ Благодать Духа Святого. Богородица — Язва бесов. Серафим Саровский
    • ✪ Благодать — 1. Аудио проповедь. Дерек Принс

    Субтитры

    • 1 Благодать в книгах Библии
      • 1.1 Ветхий Завет
      • 1.2 Новый Завет
    • 2 Историческое богословие
      • 2.1 Раннее христианство
      • 2.2 Соборы V века. Споры о благодати
    • 3 Концепции благодати в христианских конфессиях
      • 3.1 Православие
      • 3.2 Католицизм
      • 3.3 Протестантизм
        • 3.3.1 Магистерская реформация
        • 3.3.2 Радикальная реформация
    • 4 Благодать в христианском богословии
      • 4.1 Сотериология
      • 4.2 Экклезиология
    • 5 Использование термина в других религиях
      • 5.1 Иудаизм
      • 5.2 Ислам
      • 5.3 Индуизм
    • 6 См. также
    • 7 Примечания
    • 8 Литература